автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Народнопоэтические основы прозы В.М. Шукшина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сэо Мари
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВАСИЛИЙ ШУКШИН ХУДОЖНИК, ИСТОРИК, ФИЛОСОФ 7
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖАНРОВОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
РАССКАЗА И ПОВЕСТИ В.М.ШУКШИНА 63
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖАНР СКАЗКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
В.М. ШУКШИНА
125
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Сэо Мари
Творчество В.М.Шукшина — удивительное явление в искусстве. В нем открываются своеобразное миропонимание писателя, его уникальная, цельная личность. Художественный мир В.Шукшина сложен, многогранен и глубок.
В.Шукшин в жизни совершил творческий подвиг: родившись далеко от столицы — политического и культурного центра, в крестьянской среде, стремительно стал «героем времени»: писателем, актером, кинорежиссером. Путь великого писателя представляет научный, общечеловеческий интерес.
Творчество Шукшина неотделимо от его «малой родины» — Алтая, где он формировался как личность. В традиционном миропонимании и культуре народа В.Шукшин открывал высокие ценности, утверждал это в своих произведениях. Насыщенная жизнь в городе не изменила отношения В.Шукшина к укладу жизни крестьян, его нравственным принципам.
Герои произведений В.Шукшина— это «сельские жители», «земляки» писателя. Вопреки специфичности действующих лиц, в прозе В.Шукшина определяются «вечные» философские вопросы: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл. Творчество Шукшина отличается самобытностью , русской национальностью и в то же время универсальностью.
Произведения В.М.Шукшина, начиная с 70-х годов, постоянно находятся в центре внимания научного исследования, рассматриваются в разных аспектах. В последнее время углубляется философское направление изучения творчества Шукшина.
Творчество писателя — зеркало его миропонимания, которое определяется философией художника. Философские аспекты произведений В.Шукшина рассмотрены в книгах Е.Черносвитова «Пройти по краю»
1989), Е.Вертлиба «Василий Шукшин и русское духовное возрождение»
1990). Отмечают философичность прозы В.Шукшина многие исследователи: Л.Аннинский, Г.Белая, В.Горн, В.Коробов, С.Козлова, Н.Лейдерман, М.Липовецкий и другие. Сделана большая работа литературоведами Научно-исследовательского Центра-музея В.М.Шукшина при Алтайском государственном университете; В.Сигов в книге «Русская идея В.М.Шукшина» продолжает изучение философских глубин творчества В.Шукшина.
Настоящая диссертация посвящена проблеме народнопоэтических основ прозы В.Шукшина. Вопрос фольклорных традиций в произведениях В.Шукшина рассмотрен в диссертации П.Ольвовского«Народнопоэтические и литературные традиции в прозе В.М.Шукпшна» (1986). Влияние традиций фольклора также отмечено в диссертациях: «Роль фольклора в современной русской прозе о деревне» Г.Кривощаповой (1978), «Современная советская "деревенская проза" и традиции фольклора: В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин» Д.Герчиньска(1986), «Стилевые искания современной социально-этической прозы (В.Астафьев, С.Залыгин, В.Шукшин)» П.Гончарова (1987). А.Дуров в диссертации «Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М.Шукшина» (1996) тщательно изучал проблему образа дурака в народной культуре, в литературе и в творчестве В.Шукшина.
В этих диссертациях в целом утверждена важность народнопоэтических традиций в развитии современной русской литературы. В частности, утверждаются тесные связи прозы Шукшина с народным творчеством: в произведениях писателя отмечены сказовые традиции, использование фольклорных образов, мотивов, сюжетных ситуаций. Многое сделано, однако остается необходимость дальнейшего исследования роли этих важных проблем и главное — сложнейшего процесса преобразования прозы художником В.Шукшиным.
В настоящей диссертации сделана попытка определить особенности самобытного мировоззрения В.Шукшина, сформированного в крестьянской среде, в сложнейший драматический период истории России.
Предметом исследования в данной диссертации являются произведения В.Шукшина 60-х — 70-х годов: рассказы, киноповести, повести для театра, также публицистические статьи. Особенно важно исследование жанрового своеобразия рассказа и повести Шукшина, которые неповторимы, индивидуальны.
Несомненна актуальность названных проблем и этим определяются направление и принципы исследования настоящей диссертации.
В данной работе рассматриваются рассказы и повести В.Шукшина, как жанры «рассказ» и «повесть» пересоздаются писателем, глубоко отражая миропонимание русского народа и видение мира художником.
В настоящей диссертации также рассматриваются традиции сказки, главным образом в повестях для театра, так как в этих произведениях велика роль сказочных традиций.
Основной базой для исследования в данной работе стали книги по русскому устному народному творчеству, теоретическая литература по литературоведению, также по фольклористике, прежде всего, труды В.Аникина, В.Проппа, Э.Померанцевой, литература по народной культуре и 6 жизни деревни, как например, книги Д.Лихачева, М.Громыко, изданные в России. В диссертации и упоминаются книги, изданные в Японии, как например, сборник японских сказок.
Научная новизна исследования заключается в целостном подходе к изучению творческого пути и народнопоэтических основ прозы В.Шукшина. В диссертации на конкретном материале исследованы принципы пересоздания Шукшиным жанров рассказа и повести, в которых сохраняются многогранная творческая работа писателя и фольклорные традиции в художественно преобразованном виде.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем 208 страниц. Список использованной литературы содержит 193 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Народнопоэтические основы прозы В.М. Шукшина"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мир творчества В.М.Шукшина самобытен и неповторим: в ходе творческого совершенствования Шукшин формировался как писатель, кинорежиссер, киноактер, и публицист. Различные грани таланта художника развивались в тесном взаимодействии.
Художественное наследие В.Шукшина неотделимо от его «малой родины», Алтая. В характере и в самой прозе писателя глубоко отражается традиционное миропонимание русского народа, в частности русского крестьянства. Процесс реализации многогранного дарования В.Шукшина, тесно связан с его уникальной натурой. Удивительная работоспособность Шукшина открывает «кровную связь» характера писателя с традиционным мировоззрением тружеников на земле. В произведениях писателя выражается мудрость народа, которая утверждалась веками в труде, в преодолении природных и социальных бедствий.
В крестьянской среде В.Шукшин формировался как личность в то время, когда в советском обществе происходили драматические изменения: коллективизация, Вторая мировая война, послевоенные годы. Эти исторические события России XX века, существенно изменившие образ жизни деревни, трагически отразились в судьбах многих людей и в судьбе семьи будущего писателя: все это навсегда осталось в памяти писателя. Шукшин подчеркивает определяющую роль войны в своей жизни: особенно в ранних произведениях, по словам самого писателя, выражается «бесконечная благодарность человеку из народа». Шукшин утверждал: зная деревню, он скажет о ее людях и событиях.
Стремясь к «жизненной правде», В.Шукшин при создании своих произведений принципиально исходил из собственного опыта: герои писателя — это «сельские жители», люди, вышедшие из деревни. Однако вопреки специфическому отбору героев, в прозе писателя отражаются всеобщие философские вопросы: смысл жизни, ответственность за свои поступки, ход истории и роль человека в нем. Творчество В.Шукшина всегда актуально, привлекая внимание все новых читателей.
В московский период жизни В.Шукшин глубоко осознавал свое понимание человека и окружающего его мира. Нужно отметить, что духовная опора писателя, сформированная в крестьянской среде, помогала писателю в трудные моменты и в городе, где существует особая сложность бытия.
Шукшину очень дороги традиционный «образ жизни русского крестьянства» и его «нравственный уклад». Писатель видит в них важные, особенно для бурного периода нашего века качества человека: доброту, сочувствие другим людям, бескорыстие, чувство независимости. Жизнь крестьянина теснейшим образом связана с природой, с землей. Здесь чередуются труд и праздник, как жизненные циклы, детей естественно приучают к труду. Определяющую роль в формировании личности Шукшина сыграл дом деда, который для него стал символом гармонии: писатель отмечает особую непринужденность, которую запомнил в раннем детстве. Этот аспект также интересен для понимания мировидения писателя.
В языке и стиле повествования В.Шукшина отражается его особая любовь к самобытному деревенскому языку, к которому привык писатель с детства: изображаемые Шукшиным в прозе характеры и судьбы героев воспринимаются удивительно живо и естественно.
Традиции устного народного творчества, несомненно, живут, утверждаются в прозе В.Шукшина, реализуются масштабно. Пословицы, поговорки, поэтическая символика, народные песни, а также сказочные образы, мотивы и ситуаций сказки, придают прозе писателя многозначность, философичность и неповторимость. Например, народные песни в прозе писателя поются героями в различных ситуациях, передавая их настроение. Для прозы Шукшина особенно важно «петь вместе»: так достигаются единства души действующих лиц, «праздник» становится всеобщим. Произведения Шукшина — уникальный творческий принцип сохранения народной поэзии.
Рассматривая произведения Шукшина, мы наблюдаем сложный, длительный путь преобразования жанров литературы рассказа и повести, через глубокое осмысление художником народнопоэтических традиций. В этом отношении В.Шукшина можно считать прямым наследником фольклора. Писатель, сохраняя традиции, преобразует, развивает его.
Как было отмечено исследователями, в самобытном стиле В.Шукшина отражаются сказовые традиции: живой, яркий язык, лаконизм, диалогичность. В.Шукшин видел художественные ценности в устном рассказе, в мастерстве рассказчиков, стремился к народному искусству слова.
Рассказ — излюбленный жанр В.Шукшина. В рассказах писателя органически сочетаются традиции литературного и устного рассказа (сказа). Для рассказов В.Шукшина характерен открытый конец, что дает читателям возможность «домыслить». Особенно важно, что в них отражается миропонимание народа: рассказ, сохраняя свои особенности, преобразуется художником, отражая ход истории страны, душевное состояние и психологию простых людей.
Такие рассказы В.Шукшина, как «Мастер», «Крепкий мужик», передают атмосферу деревни в исторический период безбожия. А в таких рассказах, как «Земляки», «Заревой дождь», «Как помирал старик», сказывается смиренное отношение «сельских жителей» к несчастью, даже к смерти: это, возможно, связано с тем, что , находясь на природе, работая на земле, крестьяне прекрасно знают естественный цикл природы, ее мощь.
Чудики» — открытие В.Шукшина в литературе, — образ которых восходят к исконно народному типу. Писатель с любовью, с глубоким пониманием относится к «чудикам», которые пытаются жить по правде, не обманывая себя. Шукшин открывает разную грань характера неисключительно талантливых героев «чудиков» — доброту, независимость, это, может быть, строптивость. Этот образ — тонок, многосложен.
Повесть — древнейший жанр литературы, занимающий в творчества В.Шукшина особое место. Повести писателя — «киноповести» и «повести для театра», оригинальные жанровые разновидности прозы, рассчитанные на зрительное восприятие: им присущи такие черты, как графическое членение текста, беспрерывный поток действий, диалогичность. В повестях Шукшина, несомненно, отражается его необыкновенная одаренность, сказывается богатый актерский, режиссерский опыт писателя, который способствовал усовершенствованию прозы писателя,
В киноповестях В.Шукшина отмечаются фольклорные традиции на различном уровне. В киноповести «Живет такой парень» приобретают символическое значение образы реки и дороги, которые важны и для народного творчества. В повести «Печки-лавочки», благодаря мотиву путешествия героев, создается прекрасная картина простора русской земли.
Между киноповестями «Живет такой парень» и «Печки-лавочки» отмечается некоторое сходство творческих принципов: оба произведения исполнены чувством доброго юмора, для них особенно важны нравственные вопросы. Сочетание — «печки-лавочки» — в одноименной повести передает тонкую вариантность употребления этого выражения в народной среде.
Киноповесть «Калина красная» — вершинное произведение В.Шукшина, отличается глубокой поэтичностью. В повести важна роль народной символики «калина красная». В образе главного героя Егора Прокудина, утверждающего неугасимое доброе начало в душе человека, воплощается драматическая судьба русского крестьянства в целом. «Калина красная» — это историческая повесть о судьбе народа, о судьбе человека.
В прозе В.Шукшина также существенны традиции народной сказки. В рассказах «Мастер», «Верую» традиции волшебной и бытовой сказки обогащают их содержание. В рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках», создается образ современного героя-сказочника, который рассказывает сказку, следуя традициям народной сказки о животных.
В цикле повестей для театра отмечается тяготение к образности, к стилю сказки. В повестях «Энергичные люди» и «А поутру они проснулись.» традиции бытовой сказки оказывают влияние на композицию, на систему Ч героев. В обоих произведениях находятся элементы комического: юмора, сатиры. Повесть «Энергичные люди» можно рассматривать с точки зрения типичного мотива бытовой сказки — конфликта между мужем и женой, в ней важен характерный для сказки принцип троекратности. В повести «А поутру они проснулись.» мотив суда, возможно, продолжает и развивает традиции бьгговой сказки, в которой осмеивается несправедливость судебного процесса.
В повестях-сказках «Точка зрения» и «До третьих петухов» имеют большое значение традиции волшебной сказки. Однако сказочные образы, мотивы и ситуации в данных повестях играют вспомогательную роль, в них создается особый мир, в котором уникально изображается русская действительность.
В самой композиции литературной сказки «До третьих петухов» традиции волшебной сказки приобретают определяющую роль; в ней существуют два мира; сказочный герой Иван-дурак отправляется ради "важного" задания, странствует, встречается с врагами — бабой Ягой, Змеем Горынычем — образы которых созданы народом, достигает цели. Сказка «До третьих петухов» — необычайно сложное произведение, не допускает однозначного толкования. В данной повести образ черта восходит к древней культуре народа, и В.Шукшиным переосмыслен: в сказочном царстве Мудреца пока процветает злое начало. Вопреки наличию сказочных традиций, повесть-сказка «До третьих петухов» воспринимается как реалистическое, сатирическое произведение: элементы сказки рождают сложную ассоциацию с противоречиями, несправедливостью нашего мира, усиливая ее саркастический эффект.
В повестях для театра чувствуется сила богатой фантазии В.Шукшина, что открывает новые грани его дарования: талант сказочника и искусство драматурга.
В.Шукшин — не только художник, но и историк, философ. В.Шукшин — самобытный писатель и наш современник, смело, сохраняя традиции,
Список научной литературыСэо Мари, диссертация по теме "Русская литература"
1. Аникин В.П. Теория фольклора. -М: Филол. факультет МГУ, 1996.
2. Аннинский Л.И. Писатель, режиссер, Киноактер.// Московский комсомолец. — 1976, — 9 июн.
3. Аннинский Л.И. Путь Василия Шукшина.//Север. — 1976. — №11. -С. 117-128.
4. Аннинский Л. И. Тридцатые — семидесятые: Литературно-критические статьи. -М.: Современник, 1977.
5. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. 2-е изд., испр. -М.: Высшая школа, 1986.
6. Апухтина В.А. Современная советская проза (60 — 70-е годы). -М.: Высшая школа, 1984.
7. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -3- е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 1997.
8. Баевский B.C. История русской литературы XX века: Компендиум. -М.: Языки русской культуры, 1999.
9. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. -М.: Искусство, 1971.
10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. -2-е изд. -М.: Художественная литература, 1990.
11. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики. -Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1972.
12. Белая Г.А. Антимиры Василия Щукшина.//Литературное обозрение. — 1977. — № 5. — С. 23-26
13. Белая Г.А. Историзм как нравственная и художественная позиция писателя. — В Кн.: Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М.: Наука, 1971. — С. 93-119.
14. Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля// Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. М.,1978.
15. Белая Г. А. Философско-этические проблемы современной литературы. -М.: Общество «ЗНАНИЕ» РСФСР, 1982.
16. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя. Полн. собр. соч., т.1,-М, 1958.
17. Белинский В.Г. Современные заметки/Сост., вступ. статья и примеч. П.А. Николаева. -М.: Советская Россия, 1983.
18. Белов В.И. Избранные произведения : в 3-х т. Т.З. Лад: Очерки о народной эстетике; Пьесы. -М.: Современник, 1984.
19. Берлинских В.А. Крестьянская цивилизация в России. -М.: Аграф, 2001.
20. Бердяев Н. Судьба России. -М.: Советский писатель, 1990.
21. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы.// Рус. Словесность.-М„ 1999. №3. -С. 15-19.
22. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. Избранные статьи. -М.: Наука, 1993.
23. Буслакова Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. -М.: Высшая школа, 1999.
24. Былины. Сост., вступ. ст., подгот. Текстов и коммент. Ф.М.
25. Селиванова. -М.: Сов. Россия, 1988.
26. Василий Макарович Шукшин (1929-1974): Библиографический указатель/ Hay. ред. и авт. вступ. ст. В.Ф. Горн. -Барнаул: АО «Полиграфист», 1994.
27. Введение в литературоведение. Хрестоматия. Под ред. П.А. Николаева. -М.: Высшая школа, 1997.
28. Вертлиб Е. Русское от Загоскина до Шукшина.(Опыт непредвзятого размышления). -СПб.: Библиотека «Звезды», 1992.
29. Виноградов В.В. Избранные труды. -М.: Наука, 1976.
30. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. -СПб.: Азбука-классика, 2001.
31. Волков И.Ф. Теория литературы. -М.: Просвещение, Владос, 1995.
32. Выходцев П.С. История русской советской литературы: Учеб. пособие. -М.: Высшая школа, 1973.
33. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. -JL: Сов. писатель, Ленингр. отделение, 1986.
34. Гаспаров М.Л. Записи и выписки. -М.: Новое литературное обозрение, 2000.
35. Герчиньска Д. Современная советская «деревенская проза» и традиции фольклора / В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин / Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1986.
36. Головко Е.А. Фольклорно-историческая традиция в повести-сказке
37. В.М.Шукшина «До третьих петухов» // Писатель и время. —М., 1991. -С. 163-170.
38. Гончаров И.А. Собрание сочинений. Том 2. Библиотека «Огонек». -М.: Правда, 1952.
39. Гончаров П.А. Рассказы В.Шукшина и народная проза: (К вопросу о трансформации фольклорных мотивов в творчестве писателя)/Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. -М., 1986.
40. Гончаров П.А. Стилевые искания современной социально-этической прозы (В.Астафьев, С.Залыгин, В.Шукшин): Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1987.
41. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Личность. Книги. -Барнаул.: Алт. кн. изд-во, 1990.
42. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрет. -М.: Просвещение, 1993.
43. Гончаренко И.Ф. Гений в искусстве и науке. М., 1990.42. «.Горький, мучительный талант»: Материалы V юбилейной научной конференции. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000.
44. Громыко М.М. Мир русской деревни. -М.: Молодая гвардия, 1991.
45. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. -М.: Наука, 1981.
46. Диво дивное, чудо чудное: Народные русские сказки А.Н. Афанасьева/ Сост. С. Донская. -М.: Московский рабочий, 1988.
47. Дуров А.А. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М. Шукшина.: Автореф. дис. канд. филолог.наук. -Ставрополь, 1996.
48. Дуров А.А. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М. Шукшина.: дисс. канд. филолог, наук. -Ставрополь, 1996.
49. Елистратов B.C. Словарь языка Василия Шукшина: Около 1500слов, 700 фразеологических единиц. -М.: Азбуковник, Русские словари, 2001.
50. Емельянов Л.И. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография. -Л.: Художественная литература, 1983.
51. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы: Учеб. пособие для филолог, спец. вузов. -2-е изд., доп. -М.: Высшая школа, 1988.
52. Жили-были./ Сост. И вступительная статья Ю Г. Круглова. -М.: Советская Россия, 1985.
53. Заболоцкий А.Д. Шукшин в кадре и за кадром: Записки кинооператора. -М.: Альпари, 1997.
54. Залыгин С.П. Критика, публицистика. -М.: Современник, 1987.
55. Залыгин С. Шукшин и мы// Шукшин В.М. Миль пардон, мадам!: Повести, рассказы.-М., 2000.-С.5-14.
56. Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Издательство Республика, 1993.
57. История русской литературы XI-XVII веков/Под ред. Д.С. Лихачева. — 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1985.
58. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники иритуалы.-М.: Флинта, Наука, 2001.
59. Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин — прозаик. -М.: Сов. писатель, 1986.
60. Кобелева Е.А. Связь "деревенской прозы" В.М. Шукшина с традициями русской классической литературы.// Анализы литературного произведения. -Киров, 1995. -С. 108-113. *
61. Козлова С.М. Судьба народной песни в прозе В.М. Шукшина// Культурное наследие Алтая: Материалы всерос. конф. 1990-1991 гг. -Барнаул, 1992. -С.3-24.
62. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина: Монография. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1992.
63. Кощей JI.A. Об исследовании философских взглядов В.М.Шукшина по его рассказам:(Методологический аспект)//В.М. Шукшин -философ, историк, художник. -Барнаул, 1992. -С.3-11.
64. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. -М.: Сов. Россия, 1977.
65. Коробов В.И. Василий Шукшин. -М.: Современник, 1988.
66. Кофанова, Е.В. Народный характер в творчестве В.М.Шукшина// Русская словесность. -М., 1996. -№6. С.39-43.
67. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское народное творчество. -М.: Высшая школа, 1993.
68. Краткий философский словарь. Под редакцией А.П. Алексеева. -М.: Проспект, 2000.
69. Кузнецов Ф.Ф. Избранное. В двух томах. Том первый. -М.: Современник, 1981.
70. Кузнецов Ф.Ф На переломе: из истории литературы I960—1970-х годов. Очерки. Портреты. Воспоминания. -М.: Наследие, 1998.
71. Кузнецов Ф.Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. -М.:3нание, 1975.
72. Куляпин А.И. Основные этапы эволюции прозы В.М.Шукшина и проблема интертекстуальности// Творчество В.М.Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль. -Барнаул, 1997. -С.20-28.
73. Лазарева М.А. Теория литературы. Учебное пособие для магистрантов-иностранцев филологического факультета МГУ. -М.: Изд-во МГУ, 1998.
74. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. -М.: Высшая школа, 1981.
75. Лейдерман Н.Л. Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 1: Литература «Оттепели» (1953-1968)-М.: Эдиториал УРСС, 2001.
76. Лейдерман Н.Л. Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.2: Семидесятые годы (1968-1986) -М.: Эдиториал УРСС, 2001.
77. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки:(На материале рус. лит. 1920-1980-х гг.)-Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1992.
78. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. -М.: НПК «Интелвак», 2001.
79. Лихачев Д.С. Без доказательств. -СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996.
80. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. —СПб.: Алетейя, 2001.
81. Лихачев Д.С. Раздумья о России. -СПб.: Издательство «Logos», 2001.
82. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в древней Руси. -Л.: «Наука» Ленинградское отделение, 1984.
83. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. -М.: Подициздат, 1991.
84. Лосский Н.О. История Русской философии. -М.: «Высшая школа», 1991.
85. Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. -М: Языки русской литературы, 2001.
86. Любина. Г.С., Соболева Е.А. Фразеологические средства в прозе В.М.Шукшина / Кубан. гос. ун-т. -Краснодар, 1990.
87. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 Т. Т.2, ч. 1. -М.: Прогресс-Культура", 1994.
88. Милов. Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.
89. Мир философии. Книга для чтения. 4.2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991.
90. Мифы и легенды народов мира/ Сост. Наталия Будур и Иван Панкеев. — 2-е изд., испр., перераб., сокр. —М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
91. Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. -СПб.: Фолио-Пресс, 1999.
92. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. специальностей. — 2-е изд., доп. —М.: Высшая школа, 1983.
93. Москвина О.А. Роль сказа в творчестве В. Белова и В. Шукшина. -М., 1981.
94. Народная проза. Сост., встп. ст., подгот. текстов и коммент. С.Н. Азбелева. -М.: Русская книга, 1992.
95. Народный театр/ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И.Савушкиной. -М.: Сов. Россия, 1991.
96. Недзвецкий В.А. Предшественники и истоки "деревенской" прозы.// Литература в школе. -ML, — 1999. — №6. -С.5-20.
97. Новикова A.M., Александрова Е.А. Фольклор и литература.
98. Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-гов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература». -М.: Просвещение, 1978.
99. Ольвовский П.А. Народнопоэтические и литературные традиции в прозе В.М. Шукшина.: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М.,1986.
100. Ольвовский П.А. Народнопоэтические и литературные традиции в прозе В.М. Шукшина.: дис. канд. филол. наук. -М.,1986.
101. Он похож на свою родину: Земляки о Шукшине/ Сост. Ащеулов В.И., Егоров Ю.Г. -Барнаул. Алт. кн. изд-во, 1989.
102. Отечественная история / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, ЮЛ. Кожаев; Под ред ШМ Мунчаева -М: Культура и спорт, Юнити, 1999.
103. Павликов Г.Ф. Проза В.М Шукшина (Творческая инд ивидуальность писателя и эволюция героя): Автореф. дис. канд филол. наук. -Л., 1977.
104. Панкеев НА. Русские народные игры -М: Яуза, 1998.
105. Папава Е.И. Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина: Автореф. дис. кацд наук. -М., 1983.
106. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. -М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.
107. Померанцева Э.В. О русском фольклоре/Академия наук СССР. Серия «Из истории мировой культуры».-М.: Наука, 1977.
108. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учебник для ун-тов. -М.: Высшая школа, 1978.
109. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. -М: Изд-во Московского ун-та, 1970.
110. Пронников В. А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). 3-е изд., исп. и доп. -М.: ВиМ, 1996.
111. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. Сост. И В. Пешкова. -М.: Лабиринт, 1998.
112. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. (Собрание трудов В.Я.Проппа.) Составление, предисловие и комментарии А.Н. Мартыновой. -М.: Лабиринт, 1998.
113. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. -СПб.: Алтейя, 1997.
114. Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я.Проппа) Научная редакция, комментарии Ю.С. Рассказова. -М.: Лабиринт, 2000.
115. Пушкин А.С. Полные собрания сочинений, т. VII, -М., 1958.
116. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. -М.: Худож. лит., 1985.
117. Распутин В. Твой сын, Россия, горячий брат наш// Шукшин В. Охота жить: Рассказы; До третьих петухов: Повесть-сказка. -Новосибирск, 1992. -С.3-24.
118. Распутин В. Твой сын, Россия, горячий брат наш:(0 Василии Шукшине)// Подъем. -Воронеж, 1999. №7. -С.3-30.
119. Розин В.М. Введение в культурологию. Учебник для высшей школы. -М.: Издательский Дом "ФОРУМ", 1997.
120. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. -М.: «Аграф», 2001.
121. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь)/Авт.-сост: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, E.J1. Мадлевская и др. -СПб.: Искусство—СПБ, 2001.
122. Русская литература для детей/ Т.Д.Полозова, Г.П.Туюкина, Т.А.Полозова, М.П.Бархота; Под ред. Т.Д.Полозовой. -М.: Издательский центр «Академия», 1997.
123. Русская литература и фольклор (Вторая половина XIX в.). -Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1982.
124. Русский народ: Терминология, исследования, анализ/ Сост. Андреев А.Р., Кривошеее В.Д., Круговых И.Э. -М.: Кучково поле, Полиграфические ресурсы, 2001.
125. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря./Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. -СПб.: Искусство —СПБ, 2001.
126. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для филологических фак-тов пед. ин-тов. Под редакцией проф. Н.И. Кравцова. -М.: Просвещение, 1971.
127. Русское устное народное творчество: Хрестоматия/ Сост. А.В.Кулагина. -М: Изд-во РОУ, 1996.
128. Салагаева Л. Народно-разговорная основа языка прозы В.М. Шукшина.: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Ташкент., 1983.
129. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
130. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. -СПб.: Тропа Троянова, 1998.
131. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики./ Пособие для вузов/ Под ред. Л.И.Тимофеева. -М.:УЧПЕДГИЗ, 1959.
132. Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. -М.: Интеллект-Центр, 1999.
133. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. -М.: Аграф, 2001.
134. Сказки: Кн. 1/ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. -М.: Сов. Россия, 1988.
135. Сказки: Кн. 2/ Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. -М.: Сов. Россия, 1989.
136. Сказки: Кн. 3/ Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. -М.: Сов. Россия, 1989.
137. Словарь литературоведческих терминов./ Ред-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В. Тураев. -М.: Просвещение, 1974.
138. Смирин И.А. Литературный эксперимент В.М.Шукшина// Из истории советской литературы. -Пермь, 1992. -С. 130-136.
139. Соловьев В.М. Слово о России. -М.: Русский язык. Курсы, 1999.
140. Соловьев В.М. Тайны русской души. Вопросы. Ответы. Версии. -М.: Русский язык. Курсы, 2001.
141. Сохряков Ю. В народе оставаться самим собой: к 65-летию со дня рождения В.М.Шукшина//Лит. Россия. -М.,1994, -29 июля. №30. С.5.
142. Спиридонова И.А. Проблема комического в творчестве В.М.Шукшина и В.И.Белова. Автореф. дис. канд. филол. наук. -Л., 1989.
143. Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н. История России. -М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997.
144. Сэнсом Дж.Б. Япония: Краткая история культуры. Серия «Пилигрим» / Пер.с англ. Е.В.Кириллов. Науч. ред. А.Б.Никитин. -СПб. :Евразия, 1999.
145. Тахо-Годи А.А. Судьба как эстетическая // Античная культура и современная наука. М., 1985.
146. Творчество В.М. Шукшина в современном мире. -Барнаул. Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999.
147. Творчество В.М. Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль. -Барнаул. Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997.
148. Творчество В.М. Шукшина как целостность.(к 70-летию со дня рождения) -Барнаул. Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998.
149. Теория литературы. Том IV. Литературный процесс. -М.: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2001.
150. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. -М.: Просвещение, 1978.
151. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. -М.: УЧПЕДГИЗ, 1963.
152. Толстой Л.Н. Об истинной жизни// Полное собрание сочинений. -М., 1936.Т.26.
153. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика/ Вступ. статья Н.Д.Тамарченко; Комм. С.Н.Бройтмана при участии Н.Д.Тамарченко. -М.: Аспект Пресс, 1996.
154. Тупичекова М.П. Проблема комического в советской прозе 60-70-х годов (В.Шукшин, В.Белов): Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1987.
155. Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина.: -М.: Искусство, 1984.
156. Успенский Г.И. Власть земли./ Сост., предисл., примеч. А.П. Ланшикова. -М: Сов. Россия, 1988.
157. Успенский Г.И. Избранное. -М.: Гос. изд. художественной литературы, 1953.
158. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.
159. Филиппов Ю.Д. Роль фольклора в творчестве В.Шукшина//
160. Юдинские чтения-2000: Фольклор и нац. культура. -Курск, 2000. Ч. 1. -С. 70-72.
161. Фомин В.И. Пересечение параллельных. -М.: Искусство, 1976.
162. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII — XX в.: В 2 т. Т.2 / Под ред. А.И.Федорова. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991.
163. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Подготовка текста,справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н.В. Брагинской. -М.: Лабиринт, 1997.
164. Хисамова Г.Г. Язык современной художественной прозы: диалог в рассказах В.М.Шукшина: Учебное пособие. -Уфа: Изд-во Башкирск. гос. ун-та, 2000.
165. Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999.
166. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: В 4 т. -Т.4. -М.: Художественная литература, 1982.
167. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд.4-е. -М.: Художественная литература, 1977.
168. Черносвитов Е.В. Деревня и город как символы жизни и смерти в прозе Василия Шукшина.//Дал. Восток. -Хабаровск, 1993. №6. —С. 173191.
169. Черносвитов Е.В. Пройти по краю: Василий Шукшин/ мысли о жизни, смерти и бессмертии. -М.: Современник, 1989.
170. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
171. Шукшин В.М. Беседы при ясной луне. Рассказы. -М.: Советская Россия, 1974.
172. Шукшин В.М. Вопросы к самому себе/ Сост. Л.Н.Федосеева-Шукшина; Предисл. Л.А.Аннинского; Коммент. Л.Н.Аннинского и Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. -М.: Мол. гвардия, 1981.
173. Шукшин В.М. Нравственность есть правда. -М.: Советская Россия, 1979.
174. Шукшин В.М. Избранные произведения; В 2 т. Т. 1. -М.: Молодая гвардия, 1976.
175. Шукшин В.М. Слова о "малой родине". -М.: Киноцентр, 1989.
176. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга первая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
177. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга вторая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
178. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга третья. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
179. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга четвертая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
180. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга пятая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
181. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга шестая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
182. В.М.Шукшин — Философ, историк, художник. Труды краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Выпуск III. —Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1992.
183. Щеглова Е. Так о чем же нам рассказывала "деревенская проза": Размышления о национальной и нравственной природе художественного явления.//Нева. -JL, 1991. №.10, -С. 171-184.
184. Эванс К. У каждого храма своя драма// Трибуна. -2001. -5 дек.
185. Энциклопедический словарь юного литературоведа./Сост. В.И.Новиков, Е.А.Шкловский. -М.: Педагогика-Пресс, 1998.
186. Эпитет в русском народном творчестве. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
187. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.
188. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.
189. Библиографический список иностранных источников187. ЁСИДА А. Нихон но синва. (Миф Японии.) —Токио, Сейдося, 1990.
190. КАМОНО Т. Ходзёки. —Токио: Иванамисётен, 2002.
191. ОКИ Т. Литература и общество в современной России — с периода застоя до распада СССР. —Токио : Тюодайгакусюпанбу, 1993.