автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Народные традиции Китая в ситуации модернизации общества

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Дунцзянь Цзяо
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Народные традиции Китая в ситуации модернизации общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Дунцзянь Цзяо

Введение.

Глава 1. Китайские культурные традиции как объект исследования.

1.1. Национальные особенности культуры в Китае. Общая характеристика традиционного Китая.

1.2. Сущность и место конфуцианства в духовной жизни Китая.

1.3. Конфуцианские этические традиции и образование.

Глава 2. Социокультурные аспекты модернизации.

2.1. Понятие «модернизация» и его место в культуре.

2.2. Конкретно-исторический характер модернизации.

Глава 3. Проблема соотношения традиций и инноваций в модернизационных процессах в КНР.

3.1. Специфика модернизации в современном Китае.

3.2. Проблема включения традиционной культуры в процессы модернизации.

3.3. Модернизация и семейный уклад китайского народа.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Дунцзянь Цзяо

Актуальность исследования. Современное состояние китайского общества обусловлено его включенностью в мировой процесс модернизации, который в экономически развитых странах характеризуется движением от индустриального к постиндустриальному обществу, а в развивающихся - от доиндустриального или раннеиндустриального (как в Китае) к полноценному индустриальному состоянию (137, 16). Концепция индустриализации широко распространена в научной литературе и является важным инструментом не только познания социокультурных изменений, но и их целенаправленного регулирования. Модернизация представляет собой совокупность концепций социально-экономического, политического, культурного и пр. развития при переходе от традиционного к модернизированному типу общества (167, 34).

Вместе с тем в условиях Китая модернизация практически невозможна без масштабной опоры на традиционные системы ценностей и прежде всего ценностей этического, духовно-интеллектуального порядка. Поэтому актуальность исследования связана с анализом возможности включения философского наследия древнего китайского мыслителя Конфуция в систему современной модернизационной интеллектуальной и социально-экономической парадигмы. ^

Существующая теоретическая модель модернизации включает в себя представления о первичной (самостоятельной) и вторичной модернизации, связанной с заимствованиями извне. С помощью этих моделей изучаются процессы трансформации традиционного общества в модернизированное, определяются необходимые предпосылки для осуществления модерниза-ционных изменений (138, 52).

Принципиальной особенностью модернизации современного китайского общества является то, что ею руководит Коммунистическая партия

Китая (76, 213). Однако необходимо подчеркнуть, что в ходе модернизации происходила определенная перестройка и в самой партии, прежде всего идеологическая. Многие из решений партии содержали глубоко выверенный и аргументированный отказ от целого ряда положений ортодоксального марксизма (точнее, его сталинской интерпретации), возможно, приемлемых в условиях Запада, но совершенно не актуальных для народов развивающейся Азии (76, 238). Эти нетрадиционные решения руководства компартии Китая касались проблем форм собственности, места рыночных отношений в условиях социализма и др. аспектов совмещения социалистических принципов социального развития с объективными механизмами экономического процветания, утратившими свойства особой идеологической значимости в ситуации конца 20 века. Главная цель решений руководства Коммунистической партии Китая - превращение страны в современное процветающее общество на базе совмещения производственных технологий капитализма «западного типа» и социальных, культурных и идеологических норм национальной традиции, а также принципов социалистического строительства (76, 11).

Успешный двадцатилетний опыт модернизации китайского общества на основе описанных принципов, установленных руководством страны, делает необходимым его систематизацию и обобщение, выявление как наиболее продуктивных решений, так и не оправдавших себя. Китайское руководство, и прежде всего Председатель Дэн Сяопин учитывал ошибки эпохи «культурной революции», а еще ранее периода «большого скачка», осознал необходимость радикальных перемен в обществе. Начав перестройку на рубеже 1978-1979 гг., он предложил программу реформирования китайского общества, названную «социализмом с китайской спецификой» (76, 4).

Новаторский дух этой программы заключается в ее реалистичности, в соблюдении принципа, гласящего, что нельзя проводить в стране резких перемен, что китайское общество можно модернизировать только постепенно. Важнейшую роль в осуществлении реформы сыграло и то, что Дэн Сяопин в своей программе сделал акцент на национальной культуре Китая и, прежде всего, на чувстве национального достоинства. Ради этого он актуализировал многие конфуцианские принципы, отчасти забытые за годы экспериментов, такие, как принцип «золотой середины», уход от крайностей в принятии решений, внимание к противоположным точкам зрения, решение каждого вопроса в диалектическом ключе и т.д. (76, 9-32; 77, 101-112).

В основу модернизации было положено изменение экономических отношений - преобразование форм собственности. Оно включало отказ от обязательной государственной собственности в сельском хозяйстве, введение различных форм собственности в промышленности, внедрение рыночных отношений в торговлю, широкое привлечение передовых западных технологий, создание совместных предприятий и т.п. Однако все эти изменения производились не одновременно, а поэтапно, шаг за шагом, не создавали в обществе иллюзии вседозволенности. И сегодня уже можно сказать, что модернизационная реформа, начатая Дэн Сяопином двадцать лет назад, превратила отсталую страну в современную державу (171, 17).

Происходящие ныне в Китае социокультурные изменения, связанные с модернизацией, характеризуются усложнением и динамизацией экономических и социокультурных связей. Эти тенденции в перспективе, вероятно, будут определять не только структурные, но и содержательные изменения в обществе, направления совместной жизни и деятельности людей.

Известно, что темпы социальных и культурных перемен даже в одном обществе не только различны, но часто не имеют прямой взаимозависимости. Так, трансформация некоторых институциональных структур, например, открытие свободных экономических зон в Китае или установление свободной рыночной конкуренции, происходит быстрее, чем соответствующие перемены в поведении людей в приватной сфере, в их отношении к своим правам и обязанностям в изменившихся условиях, бытовых привычках, нравах, нормах семейной жизни и т.п. Принимая во внимание эту разную ритмичность социокультурных процессов, необходимо отдавать себе отчет в том, что научно-технический прогресс, будучи фундаментальной основой модернизации общества, в то же время является источником целого ряда культурных проблем (42, 116).

Так, изменения в сферах общественного производства, прямо связанные с развитием науки и техники, приходится осваивать людям, испытывающим порой лишь косвенное их влияние. Далеко не каждому китайцу все новое представляется необходимым. Существуют две идейные позиции, одна из которых категорически противостоит перенесению на китайскую почву социально-экономической и культурной моделей, сформировавшихся в развитых западных странах. Другая, напротив, видит путь обновления Китая лишь в заимствовании лучших западных образцов, отрицая перспективность развития национальных культурных традиций. Эти две крайние точки зрения на модернизацию до сих пор вызывают оживленные дискуссии в китайском обществе (71, 52-64; 78, 176-178; 91, 412; 134, 52-57 и др.).

В современных условиях для выработки своего собственного пути модернизации, в котором бы отразилось и заимствование лучших достижений западной цивилизации и сохранилась бы китайская культурная специфика, недостаточны обыденные представления и опыт. Понимать и регулировать социокультурные процессы можно лишь на базе фундаментального научного знания. Культурология как комплексная наука о культурных процессах, происходящих в обществе, систематизирует знания о развитии культуры социума, помогает человеку ориентироваться в современной динамичной жизни, помогает понять, в каком обществе и в каком мире он живет, каковы его возможности в отношениях с социальным окружением.

Если общество хочет двигаться в сторону модернизации, должны измениться требования к функционированию ведущих звеньев (экономической, социальной, ценностной), его организация, и следовательно, необходимы более глубокие знания о ее структурных, содержательных, динамических аспектах. В связи с этим возникает важная проблема поиска соразмерности происходящих в обществе и культуре изменений личностных черт и свойств человека (39, 65). Решение этой проблемы возможно только путем систематизации и осмысления произошедших в обществе перемен.

Сегодня уже очевидно, что оценивать эффективность изменений в технологии и организации производства, в социальной структуре общества можно лишь учитывая культурные факторы: такие, как готовность людей к освоению новых образцов взаимодействия, новых ценностных ориентации и предпочтений, соответствующих новым условиям. В настоящее время не только целенаправленное изменение общества, но и последовательное освоение этих новаций людьми тесно связано с научно обоснованной политической деятельностью, в основе которой лежат как общемировые модернизационные процессы, так и национальная культурная традиция (147, 98-102).

Степень изученности проблемы. В разработке различных концепций модернизации участвовали такие классики общественных наук, как М. Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Р.Парк, Ф.Теннис. Позже эти идеи развивали Г.Беккер, М.Леви, Т.Парсонс, У.Ростоу, Р.Рэдфиллд, Х.Грилл, Л.Пай, А.Тоффлер, Д.Белл, российские исследователи А.Ахиезер, В.Иноземцев, Э.Орлова, А.Панарин и др. Общие теории исторической динамики культуры разрабатывали Ф.Энгельс, А.Кребер, И.Дьяконов, А.Флиер. Поскольку в своем исследовании мы придерживались преимущественно цившизаци-оиной модели исторического развития (более соответствующей актуальным для нас идеям опоры на национальные традиции), на построение наших концепций оказали существенное влияние работы А.Тойнби, П.Сорокина, С.Хангтингтона, Б.Ерасова и др. Но в первую очередь мы опирались на труды классической китайской мысли и прежде всего на философию самого Кон-фу, более известного под европеизированным именем Конфуций, а также на таких китайских классиков, как Лао-цзы, Мен-цзы, Сыма Цянь и др. Значительное место в нашем исследовании заняло изучение идей политических лидеров Китая второй половины 20 века - Мао Цзеду-на, Чжоу Энлая и Дэн Сяопина, чьи труды заложили фундамент китайской модернизации и ее специфики, а также книги современных китайских ученых, занимающихся проблемами сохранения национальных культурных традиций и теориями модернизации в странах «третьего мира» (Дин Вэйч-жи, И Шэнъюня, Лю Цзайфу, Люй Чжэнъюя, Фань Ваньланя, Юань Кэ, Ян Юнго и др.).

Разумеется, существенный тематический пласт диссертации опирается на споры о личности Конфуция и вневременной актуальности его философии, которые ведутся в китайской научной и общественной среде уже около века. Особое место в нашей работе занимают труды советских и российских китаеведов, много сил потративших на всестороннее изучение Китая, его этнической истории, традиционной культуры и происходящих ныне модернизационных процессов: Л.Васильева, В.Илюшечкина, А.Коб-зева, М.Крюкова, А.Лукьянова, В.Малявина, А.Мартынова, М.Софронова, Л.Переломова, Н.Чебоксарова и множества других выдающихся специалистов. Свое исследование мы строили на постоянном сопоставлении «внут-рикитайского» взгляда на собственные проблемы и оценок тех же самых проблем российскими и западными учеными.

Цель диссертационного исследования - дать теоретическое обоснование основных направлений трансформации традиционной (феодальной) культуры Китая по пути, отвечающему современным условиям развития нашего общества. В соответствии с поставленной целью всестороннему анализу подвергается учение Конфуция и его последователей, прослеживается эволюционное развитие конфуцианства в Китае.

В этой связи нами были выделены следующие задачи исследования:

- определить сущность и место конфуцианства в духовной жизни Китая;

- изучить значение традиционной культуры с точки зрения работы механизмов социокультурного воспроизводства китайского общества;

- дать обоснование стратегии и тактике модернизации в Китае;

- определить специфику модернизационных процессов сегодня;

- проанализировать влияние традиционного образования в Китае на успешность модернизационных изменений.

Объектом исследования является традиционная культура Китая и особенности ее модернизации в смысле, вкладываемом в этот термин современными теоретиками постиндустриального общества (А.Тоффлером, Д.Беллом и др.).

Предметом исследования являются приемлемые для страны пути и механизмы социокультурной модернизации с учетом специфической традиционности мировосприятия «рядового» китайца.

Методология и методы работы. В основу исследования положен принцип историзма, который используется здесь в двух методологических ракурсах: эволюционистском, позволяющим всесторонне исследовать процессы развития и модернизации, и цившизационном, позволяющим понять причины глубокой укорененности национальных культурных традиций, образов жизни и картин мира как на сословном уровне, так и в общенациональном масштабе. В числе основных методов использовались: генетический, компаративный, факторный, контент-анализ и др.

Научная новизна работы. Сегодняшние реалии развития Китая позволяют пересмотреть привычные представления о традиционном обществе как простом синониме доиндустриального. В диссертации показывается, что корректной альтернативой традиционному обществу является не индустриальное, а гражданское общество. Основанием для такого разделения выступает преобладающий тип личности и социальных связей: если в первом случае это общество системоцеитристской ориентации, в котором ценности социума доминируют над индивидом, то во втором - персо-ноцентристской ориентации, где доминируют ценности индивидуальной свободы (10, 56).

И если раньше считалось, что всякая модернизация означает «закат» традиционных обществ, то успехи Китая в его модернизации, сохраняющего свою традицию в смысле приверженности системоцентрическому типу ориентации, ставит под сомнение бесспорность прежней позиции. Модернизированное общество «по-китайски» - это эксперимент возвращения в мир отвергнутых ранним индустриализмом культурных самоидентификаций, но возвращение, осуществляемое на новом технологическом уровне (76, 152).

Таким образом, можно суммировать новизну исследования, заключающуюся в:

1. Выявлении возможности сохранения культурной традиции как доминирующей социальной установки в условиях успешного развития процессов модернизации.

2. Теоретическом обосновании возможности построения индустриального общества с сохранением системоцентрического типа ценностных и ориентаций.

3. Выявлении возможности модернизации и индустриализации, основанных не на капиталистической модели неограниченной свободы личности («веберовская» модель), а на более характерных для Востока принципах коллективной ответственности и солидарности, основанной на культурной традиции и социальной дисциплине.

4. В систематизации теорий «классиков» китайской модернизации касательно постепенной динамики преобразования общества.

5. В выявлении роли философского и теоретического наследия Конфуция не только как основы исторической культурной традиции, но и как мировоззренческой и этической основы динамики развития китайского общества.

Научно-теоретическая значимость работы.

Результаты, полученные в исследовании, могут рассматриваться как определенное приращение теоретического знания в области разработки социокультурных проблем модернизации. Анализ истоков и путей развития китайской модели модернизации позволяет по-новому взглянуть на происходящие в Китае социокультурные изменения. Всесторонний анализ китайской модели модернизации, ее успехов и неудач позволяет существенно «модернизировать саму теорию модернизации», которая выстраивалась ранее на опыте либерализма стран западной цивилизации или необоснованно жестких ограничениях личности в рамках советской системы, в то время как опыт стран Востока вносит новые фундаментальные теоретические положения в эту концепцию в виде неразрывной взаимосвязи всякой модернизации с историческими национальными традициями культуры каждого народа.

Практическая значимость работы.

Накопление, систематизация и компаративный анализ различных точек зрения на модернизационные процессы может быть использован в вузовских курсах культурологии, помогая студентам лучше понять различные культуры и тенденции их развития. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в изучении традиционности как таковой и особенностей ее бытования в современных условиях. И, наконец ряд положений диссертации может быть предложен китайской общественности как инициатива, идущая от кругов научной интеллигенции, направленная на уточнение планов по дальнейшей модернизации страны, их большую социокультурную обоснованность.

Положения, выносимые на защиту.

1. Традиционная культура сохраняет свою жизнеспособность не только в раннеиндустриальную эпоху, но и идущем ей на смену информационном обществе. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в современное технологическое общество Китая вполне «вписываются» конструкты и механизмы, сохранившиеся со времен доиндустриальной эпохи (особенно в сфере традиционной культуры).

2. Успех модернизации в широком значении этого понятия - как перехода от одного этапа развития к другому - в значительной мере определяется степенью созвучности традиционной для Китая системы ценностей с модернизационными принципами, отражающими специфику модели традиционной культуры.

3. Традиционная китайская культура не только не противостоит мо-дернизационным изменениям, а напротив, играет в этих изменениях важную роль. А это означает что «традиция» (в глубинном смысле) вовсе не противоречит «новации». Из всего спектра значений категории «традиция» важно понимание ее как механизма воспроизводства культуры, основу которой составляют стереотипы коллективного и индивидуального поведения в социуме.

4. Будущее не за универсальными моделями модернизации по западному образцу, а за национальными моделями постфеодальной цивилизации. Опыт и методы модернизации Китая должны стать образцом подобной цивилизации, где западные индустриальные и постиндустриальные достижения в экономической, технологической и инфраструктурной сферах органично взаимодействуют с глубинными структурами и ценностями традиционной культуры той или иной страны Востока.

5. Усиление влияния культуры прошлого обусловлено новым контекстом ее существования, новыми направлениями в общественной динамике. В исследовании выделены четыре основные функции ценностей традиционной культуры в современных условиях: ориентирующая, аналоговая, подражательная и инструментальная.

Апробация работы.

1. Основные положения работы докладывались автором в его выступлении на научно-методологической конференции Высшей школы культурологии МГУКИ «Современные методы исследования культуры» 26 января 1999 г. (тезисы опубликованы).

2. Материалы исследования использовались автором при подготовке книги «Китайский фольклор» (в соавторстве с Дун Моли).

3. Работа прошла обсуждение на заседании кафедры культурологии и антропологии МГУКИ.

Структура работы. Диссертация объемом в 161 стр. состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы из 174 названий на русском, китайском и английском языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Народные традиции Китая в ситуации модернизации общества"

Заключение

1. Традиционная культура сохраняет свою жизнеспособность не только в раннеиндустриальную эпоху, но и идущем ей на смену информационном обществе. Проведенное исследование показывает, что в современное технологическое общество Китая вполне «вписываются» конструкты и механизмы традиционной культуры, сохранившиеся со времен доиндуст-риальной эпохи.

2. Успех модернизации в широком значении этого понятия - как перехода от одного этапа развития к другому - в значительной мере определяется степенью созвучности традиционной для Китая системы ценностей с модернизационными принципами, отражающими специфику модели традиционной культуры.

3. Традиционная китайская культура не только не противостоит мо-дернизационным изменениям, а напротив, играет в этих изменениях важную роль. А это означает что «традиция» (в глубинном смысле) вовсе не противоречит «новации». Из всего спектра значений категории «традиция» важно понимание ее как механизма воспроизводства культуры, основу которой составляют стереотипы коллективного и индивидуального поведения в социуме.

4. Будущее видится не за универсальными моделями модернизации по западному образцу, а за национальными моделями постфеодальной цивилизации. Опыт и методы модернизации Китая должны стать образцом подобной цивилизации, где западные индустриальные и постиндустриальные достижения в экономической, технологической и инфраструктурной сферах органично взаимодействуют с глубинными структурами и ценностями традиционной культуры той или иной страны Востока.

5. Усиление влияния культуры прошлого обусловлено новым контекстом ее существования, новыми направлениями в общественной динамике. В исследовании выделены четыре основные функции ценностей традиционной культуры в современных условиях: ориентирующая, аналоговая, подражательная и инструментальная.

 

Список научной литературыДунцзянь Цзяо, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аграрные отношения в Китае. М., 1974. 217 с.

2. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов A.C. Срединное государство:введение в традиционную культуру Китая. М., 1998. 288 с.

3. Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период «движения зановую культуру» // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. с. 249-263.

4. Белоусов С.Р. Конфуцианство и модернизация Китая // Проблемы Дальнего Востока, 1989, № 5. с.79-84.

5. Белоусов С.Р., Переломов Л.С., Феоктистов В.Ф. Учитель «десяти тысяч поколений» // Проблемы Дальнего Востока, 1990, № 3. с.4-19.

6. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае.1. М., 1966.-204 с.

7. Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм. М., 1984. 288 с.

8. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. 194 с.

9. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.216 с.

10. Васильев Л.С. Кризис социализма // Через терши. М., 1990. с. 34-49.

11. Вяткин Р.В. Некоторые вопросы истории общества и культуры Китая икампания «критики Конфуция» в КНВ // Народы Азии и Африки, 1974, №4. -с. 31-45.

12. Головачева Л. Цивилизация, Конфуций и будущее Китая // Проблемы

13. Дальнего Востока, 1996, № 1. с. 17-31.

14. Государство и общество в Китае. М., 1978. 342 с.

15. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. 280 с.

16. Делюсин Л.П. Социально-политический смысл кампании» критики

17. Линь Бяо и Конфуция» // Особенности современной политическойборьбы в КНР. М., 1975. с. 48-62.

18. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 тт. М., 1972-1973.577 и 612 с.

19. Зенгер X. фон. Стратагемы: о китайском искусстве жить и выживать.1. М„ 1995.-228 с.

20. Илюшечкин В.П. Социальные организации в Китае. М., 1981. 266 с.

21. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая. М.,1986.-398 с.

22. Искусство Китая. М., 1990. 390 с.

23. История и культура Китая. М., 1974. 456 с.

24. Карымов В.Г. Основные тенденции внутриполитического развития

25. КНР после «культурной революции». М., 1976. 234 с.

26. Китай в Новое и Новейшее время. М., 1981. 341 с.

27. Китай. История в лицах и событиях. М., 1991. 287 с.

28. Китай: традиции и современность. М., 1976. 344 с.

29. Китай: государство и общество. М., 1977. 376 с.

30. Китай после «культурной революции». М., 1979. 298 с.

31. Китайские народные сказки. М., 1959. 366 с.

32. Китайские социальные утопии. М., 1987. 286 с.

33. Классы и сословия в докапиталистических обществах Азии. Проблемысоциальной мобильности. М., 1986. 254 с.

34. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия.1. М„ 1983. 198 с.

35. Кобзев А.И. «Великое учение» конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. М., 1986. с.76-82.

36. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 264 с

37. Кривцов В.В. Маоизм и конфуцианство // Проблемы Дальнего Востока,1973, № 3. с.21-36.

38. Кроль Ю.Л. К проблеме культурного наследия в современном Китаезаметки об антиконфуцианской кампании) // Народы Азии и Африки, 1979, №2.-с. 62-74.

39. Кузьмин И.Д. Конфуцианство и некоторые черты идеологии Сунь Ятсена // Общество и государство в Китае. Научная конференция. Тезисы и доклады. Вып. 2. М., 1974.-е. 88-94.

40. К проблеме категорий традиционной китайской культуры. Круглыйстол // Народы Азии и Африки, 1983, № 2. с. 68-90.

41. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985.-270 с.

42. Личность в традиционном Китае. М., 1992. 326 с.

43. Мартынов A.C. Буддизм и конфуцианцы // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии. М., 1982. с.206-316.

44. Меликсетов A.B. Можно ли определить модернизацию КНР в конфуцианских понятиях? // Общество и государство в Китае. Научная конференция. Тезисы и доклады. Вып. 21. М., 1990. с.56-64.

45. Модернизация в России и конфликт ценостей. М., 1994. 250 с.

46. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977. 350 с.

47. Новейшая история Китая. Т. 1-2. М., 1983-1984. 632 и 412 с.

48. Общество и государство в Китае. Научная конференция. Тезисы и доклады. Вып. 1. М., 1971. -318 с.

49. Общество и государство в Китае. Научная конференция. Тезисы и доклады. Вып. 15. М., 1984. 320 с.

50. Общество и государство в Китае. Научная конференция. Тезисы и доклады. Вып. 20. М., 1989. 320 с.

51. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987.-88 с

52. Преломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. 440 с.

53. Переломов JI.C. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.-334 с.

54. Переломов Л. С. Дискуссии о Конфуции и X съезд КПК // Общество игосударство в Китае. Научная конференция. Тезисы и доклады. Вып. 3. М., 1974. -с.32-37.

55. Переломов Л.С. Мао, легисты и конфуцианцы // Вопросы истории,1975, №3.-с. 76-92.

56. Переломов Л.С. Конфуцианство в политической жизни современного

57. Китая // Вопросы философии, 1975, № 10. с. 58-75.

58. Переломов Л.С., Никогосов Э.В. Этические категории конфуцианства:современные оценки и толькования // Проблемы Дальнего Востока,1983, №3,-с. 62-76.

59. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.-344 с

60. Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М., 1971.- с. 362.

61. Производительные силы и социальные проблемы старого Китая. М.,1984.-304 с.

62. Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972. 298 с.

63. Рубин В. А. Об истории и культуре Китая (страницы дневника) // Восток, 1991,№ 1-2.-с. 66-82.

64. Семенов Ю.И. Значение категории «общественно-экономический уклад» для анализа социального строя общества // Философские науки,1976, №3.- с. 102-118.

65. Социальная и социально-экономическая история Китая. М., 1979.-372 с

66. Сухарчук Г.Д. Социально-экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины XX в. М., 1983. 212 с.

67. Телешевская A.M. Ученые КНР о национальной психологии китайцев

68. Проблемы Дальнего Востока, 1989, № 2. с. 54-70.

69. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Цзы и его учение. М.,1985.-192 с.

70. Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М., 1976. 322 с.

71. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995. 128 с.

72. Эволюция восточных обществ. Синтез традиционного и современного.1. М„ 1984.-308 с.

73. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. 331 с.

74. Энциклопедия нового Китая. М., 1989. 456 с.

75. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии.1. М., 1984.-248 с.б) на китайском языке:

76. Бу Цзиньчжи. Конфуций и традиционная китайская культура // Женьминь жибао, 10 декабря 1989 г. с. 1.

77. Дай Яньхуэй. История китайского законодательства. Тайбэй, 1971.422 с.

78. Дин Вэйчжи. Этапы эволюции конфуцианского учения. Пекин, 1978.244 с.

79. Дискуссия о Конфуции и проблема отношения к идеологическому наследию // Синьцзяныпэ, 1963, № 1. с.3-11.

80. Ду Женьчжи, Гао Дуйчжи. Лучшее в системе учения Конфуция. Тайюань, 1985.-286 с.

81. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. Пекин, 1987.498 с.

82. Дэн Сяопин. О реформе системы руководства партии и государства. Пекин, 1980. 142 с.

83. Дян Сяоцян, Сюй Синь. «Движение 4 мая» и современный Китай.1. Пекин, 1989.-288 с.

84. И Шэнъюнь. Три этапа развития самосознания в нашей философии нового времени // Чжунго чжэсюэ ши. 1987, № 12. с. 32-84.

85. Избранные произведения Сунь Ятсена. Пекин, 1962. 442 с.

86. Изучение Конфуция, в 24 тт. Пекин, 1976-2000.

87. Искусство руководство по Чжоу Эньлаю (под ред. Ван Сюаньжэнь).1. Чанша, 1992.-312 с.

88. Китайский национальный характер. Т. 1-2. Пекин, 1989-1990. 366 и398 с.

89. Комментарий к пословицам и цитатам из классической литературы,встречающимся в «Избранных произведениях» Мао Цзедуна. Пекин, 1977.-245 с.

90. Конфуцианцы и легисты придерживались полярных воззрений на природу. Шанхай, 1976. 38 с.

91. Краткая история борьбы конфуцианцев и легистов. Пекин, 1975. 56 с.

92. Куан Ямин. Критическая биография Конфуция. Пекин, 1985. 386 с.

93. Кун Дэмао. Семейные предания храма Конфуция. Тяньцзинь, 1982.322 с.

94. Ли Гучэн. Высшие руководители КНР. Гонконг, 1988. 240 с.

95. Ли Чэн. Необходимо продолжать критику Конфуция // Женьминь жибао, 19 марта 1976. -3 с.

96. Линь Юйтан, Китайцы. Шанхай, 1995. 566 с.

97. Лян Сумин. Восточная и западная культура и их философия. Сянган,1975.-346 с.

98. Лю Цзайфу, Линь Ган. Традиция и китайцы. Пекин, 1989. 418 с.

99. Люй Чжэнъюй. История китайской политической мысли. Пекин, 1956.-402 с.

100. Мао Дзэдун. Избранные произведения. Пекин, Т.З, 1953; Т.4, 1965; Т.5,1977.-516, 622 и 600 с.

101. Материалы ХП съезда КПК. Пекин, 1982. 482 с.

102. Материалы XIII съезда КПК. Пекин, 1987. 522 с.

103. Мо цзы. Чжуцзы цзичэн. Т. 4. Пекин, 1956. - 298 с.

104. Мэн Сын. О новом Китае. Шанхай, 1937. 166 с.

105. Обсуждение философии Конфуция. Пекин, 1962. 367 с.

106. ПаЦзинь. Семья. Весна. Осень. Трилогия. Шанхай, 1992. 764 с.

107. Популярный комментарий терминов учения Конфуция и Мэн цзы. Пекин, 1974.-166 с.

108. Сборник статей по философии Конфуция. Пекин, 1962. 246 с.

109. Сборник статей по изучению Конфуция. Цзинань, 1988. 372 с.

110. Сборник статей современных неоконфуцианцев. Пекин, 1989. 254 с.

111. Сборник статей по изучению конфуцианства в 1987 г. Т. 1-2. Цзинань, 1989.-364 и 320 с.

112. Синь Фын. Одно из великих и мощных движений против Конфуция // Гуамин жибао, 2 июля 1974. с. 1.

113. Словарь по критике конфуцианства. Пекин, 1975. 121 с.

114. Статьи по истории китайской философии. Тайюань, 1983. 376 с.

115. Сыма Цянь. Исторические записки. Шанхай, 1955. 912 с.

116. Тан Ицзе. Система категорий в традиционной китайской философии // Чжунго шэхуэй кэсюэ, 1981, № 5. с.3-20.

117. Текст Мо-цзы с комментариями // Собрание философов. Т. 4. Шанхай, 1954.-568 с.

118. У Цзин. Неофициальная история конфуцианцев. Пекин, 1952. 375 с.

119. У Юй. О вреде конфуцианства, ратующего за разделение общества на классы // Синь циннянь, 1917. Т. 3, № 4. с. 3-18.

120. Фань Вэньлань. Краткий курс истории Китая. Пекин, 1958. 432 с. Пб.Фэн Тяньюй. Критика педагогических воззрений Конфуция. Пекин,1975.-276 с.

121. Ху Жулэй. Феодальная общественная формация в Китае. Пекин, 1979.- 328 с.

122. Хуан Цзунси. Учения конфуцианцев эпохи Мин. Шанхай, 1933 344 с

123. Хун Гуансы. Жизнь реакционера Конфуция. Пекин, 1974. 349 с.

124. Цай Шансы. Система воззрений Конфуция. Шанхай, 1982. 340 с. Ш.Цзинь Чжунцзю. Борьба тайпинов против Конфуция. Пекин, 1974.286 с.

125. Цзян Мэнлинь. Западное течение. Ханчжоу, 1989. 398 с.

126. Чэнь Дацин. Статьи об учении Конфуция. Тайбэй, 1961. 286 с.

127. Чжан Хэншоу. Конфуций // Биографии известных китайских философов в 3 гг. Т. 1. Шаньдун, 1980. с. 17-218.

128. Чжань Ддайлянь. Анализ философии Конфуция // Статьи по истории китайской философии. Ттайюань, 1983. с. 12-28.

129. Чжань Ливэнь. Введение в традициоведение. Пекин, 1989. 548 с.

130. Чжун Чжаопэн. Исследование о Конфуции. Пекин, 1983. 466 с.

131. Шан Юэ. Предварительное исследование возникновения и развития капиталистических отношений в Китае. Пекин, 1956. 278 с.

132. Юань Кэ. Восточная и западная культура: сравнительный анализ. Шанхай, 1985.-268 с.

133. Юань Уцзюнь, Сюй Юаньжуй. Справочник того, что необходимо знать чиновнику. Тайбэй, 1979. 438 с.

134. Ян Боцзюнь. В помощь изучающим Мен-цзы. Чэнду, 1986. 349 с.

135. Ян Хин-шун. Древний китайский философ Лао-цзы и его учение. Пекин, 1948.-632 с.

136. Ян Хуннянь, Оуян Синь. Политическая история Китая. Хэфэй, 1988. -782 с.

137. Ян Цзюныпи, Ду Нянньджун. Конфуцианская этика и экономическое развитие. Тайбэй, 1988.-288 с.

138. Ян Юнго. История древнекитайской идеологии. Пекин, 1973. 564 с.

139. Янь Фу. О Конфуции. Шанхай, 1957. 286 с.в) па английском языке

140. Bell D. The Comming of Post-Industrial Society. N. Y., 1973. 432 p.

141. Calinesku M. Five Faces of Modernity. Durhan, 1987. 382 p.

142. A Concordance to the Analects of Confucius. Harward-Yenching Institute Sinological Index Series. Suppl. N 16. Taipei, 1966. 320 p.

143. Druker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y., 1993. 572 p.

144. Fairbank J.K. The Chinese World Order. Traditional China's Foreign Relations. Cambridge, 1968. 389 p.

145. Fingarette. Confucius the Secular as Sacred. N.Y., 1972. 296 p.

146. Furth С. The Limits of Change. Essays on Alternative in Republican China. Cambridge, 1976. 380 p.

147. Greel H.G. Cyinese Thought from Confucius to Mao Tse-tung. N.Y., 1960. 418 p.

148. Greel H.G. The Origins Statecraft in China. Chicago, 1970. 362 p.

149. Gore A. Earth in the Balance. Forging a New Common Purpose. L., 1992. -398 p.

150. Guidens A. Modernity and Self-Identiti. Cambridge, 1996. 368 p.

151. Hsing Y. Making Capitalism in China. N. Y., 1996. 482 p.

152. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of the World Order. N.Y., 1996.-312 p.149a Inkels A. Becoming Modem. Cambridge, 1974. 471 p.

153. Lash S., Friedman J. Modernity and Identity. Oxford, 1992. 466 p.

154. Legge J. The Chinese Classics with a Tradition, Critical and Exegetical Notes. Confucian Analects. T.l. Hong Kong, 1972. 562 p.

155. Linton R. Culture and Mental Disorders. Springfield, 1956. 388 p.

156. Metzger Т.A. Escape from Predicament. Neoconfucianism and Chinaice Evolving Political Culture. N.Y., 1977. 398 p.

157. Munro D.I. The Concept of Man in Early China. Stanford, 1969. 438 p.

158. Parsons T. Politics and Social Structure. New York, 1969. 582 p.

159. Pye L.W. The Dynamics of Chinese Politics. Cambridge, 1981.-282 p.

160. Pye L.W. China's political Culture. Ann Arbor, 1988. 312 p.

161. Pye L.W. Warlord Politics. Conflict and Coalition in Modernization of Republican China. N.Y., 1971. 381 p.

162. Rose M.A. The Post-Modern and the Post-Industrial. A Critical Analysis. Cambridge, 1991.-469 p.

163. Riggs F.W. The Modernization of China. N.Y.- L., 1981. 456 p.

164. Saari J. China's Special Modernity. Boston, 1970. 378 p.

165. Service E.R. Cultural Evolutionism: Theory and Practic. N.Y., 1962 561 p

166. Schwartz B. Some Polarities in Confucian Thought. Confucian and Chinese Civilization. Stanford, 1975.-368 p.

167. Smart B. Postmodernity. L.-N.Y., 1996. 512 p.

168. Smith D.H. Confucious. N.Y., 1973. 496 p.

169. Tadao Sacai. Confucianism and Popular Educational // Self and Society in Ming Thought. N.Y.-L., 1970. -p.56-69.

170. Tecnological Forecasting and Social Change. 1980, Vol. 16. p. 32-48.

171. Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980. 702 p.

172. Tominaga K. Post-Industrial Society and Cultural Diversity // Survey. Vol. 16. 1971. N1.-p. 82-102

173. Toynbee A.J. A Stady of History. Vol. 9. L., 1954. 451 p.

174. Weber M. Essays in Sociology. New York, 1946. 806 p.

175. Word R.E., Rustow D.A. Capitalism: a Chinese Version. Ohio, 1992.-474 p

176. Wright A.F. The Study of Chinese Civilization // Journal of the History of Ideas, 1960. Vol. 21.-p. 66-82.