автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Традиции и их роль в политической жизни общества

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Иванова, Юлия Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Традиции и их роль в политической жизни общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Иванова, Юлия Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РАЗРАБОТКА КАТЕГОРИИ "ТРАДИЦИЯ" в СОВРЕМЕННОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

ГЛАВА Z. ТРАДИЦИИ И ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Содержание категории "духовное производство"

Традиции и искусство. Л

Традиции и мораль.

Традиции и наука.

Традиции и право.

Традиции и религия.

Традиции и философия.

ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ.

ГЛАВА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ОБЩЕСТВА. .*.Ш

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по философии, Иванова, Юлия Валентиновна

Актуальность исследования обусловлена той важной ролью, которая принадлежит традициям в процессе общественного развития. История человечества - бесконечный процесс смены поколений, формаций, цивилизаций, где бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры. Сохранению и преумножению этих ценностей служат традиции, исследование которых в теоретической системе социальной философии позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы строения и функционирования общества и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности.

Изучение традиций имеет не только теоретическое значение, но и вызывается практическими потребностями общественных систем. Перспективы развития общества во многом определяются подходами к решению проблем выбора традиций, воспитания молодежи, предотвращения разрывов культурной преемственности. Современные темпы общественного развития значительно обостряют указанные проблемы.

Актуальность исследования имеет также определенный социально-политический аспект, поскольку каждое государство обладает богатым арсеналом политических традиций. Применение этих традиций может быть успешным только при условии их серьезного изучения. Адекватное теоретическое освещение проблемы традиций на практически-политическом уровне позволит проводить более гибкую политику, оттачивать политическое искусство, более точно учитывать степень влияния традиций в обществе.

В качестве конкретно-исторического источника для методологических обобщений в диссертации используется история и культура Китая. Большое внимание, уделяемое конкретному анализу традиций в китайской культуре, вызвано необходимостью соблюдения принципа соотношения общего и особенного, согласно которому особенное выражает общее в единичном и единичное - в его единстве с общим. Подобная работа может быть проделана не только применительно к Китаю, но и в отношении любой другой страны, так как для любой исторической общности людей традиции выступают неотъемлемым фактором общественного развития.

Безусловно, Китай уникален в плане длительности сохранения культурного наследия. Но вместе с тем, проблемы Китая, связанные с традициями, достаточно типичны - и для региона (Индия, Япония, Корея и др.), и для остальных стран. И сейчас, когда азиатско-тихоокеанский регион выходит на передовые позиции в мировой политике, опыт развития этих стран, причины их поразительных экономических успехов достойны самого пристального внимания со стороны всех заинтересованных лиц и организаций, в том числе и российских.

Говоря о степени разработанности проблемы, освещаемой в диссертации, следует отметить, что данная проблема - проблема традиций, преемственности в культуре - в своем становлении восходит к древности и средневековью и волновала мыслителей разных эпох и народов, задумывавшихся о выделении человека и мира культуры из космического универсума. Уже в Древнем Китае, более двух тысячелетий назад, существовал целый спектр трактовок традиций и надлежащего к ним отношения. Противоположные оценки давали Конфуций и Шан Ян. Разработанные ими конфуцианская и легистская концепции поочередно брались на вооружение китайскими правителями разных веков.

В Европе всплеск интереса к проблеме традиций был отмечен во времена Возрождения и Реформации, объединенные критикой церкви и отживших отношений. Возрождение, высвободившее творческий потенциал человека из оков средневекового традиционализма, было одновременно и отрицанием традиций (косных и мешающих развитию), и апелляцией к ним (призыв к возрождению гуманистических традиций античности), "^формализм" реформационно-го движения препятствовал догматизации и в итоге способствовал освобождению человека из-под жесткой опеки католической церкви и ее идеологии, давления авторитетов и традиций.

В Новое время проблеме традиций уделяли внимание романтики, историки, литературоведы, интересовавшиеся устными формами, мифологическим мышлением. В ХУ1 - ХУП вв. проблема традид ций так или иначе затрагивалась такими учеными, как М.Монтень, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк - при изучении общества и культуры, законов их функционирования и развития, социальных и культурных функций науки и искусства, морали и права; соотношения религии и науки, религии и морали, роли языка.

Собственно осмысление феномена традиции, преемственности, наследования в теоретическом плане начинается с ХУШ в. С Дж. Вико (1668 - 1774), И.Гердера (1774 - 1803) можно начинать отсчет концепциям исторического развития в философии. Основа историзма Дж.Вико - в переосмыслении традиций, в восстановлении прошлого, в понимании прошлого через понимание человека в его историческом развитии. Вико, реконструирующий в своем творчестве гуманистические традиции античности, способствовал выделению области гуманитарных наук и во многом определил интенции развития зарубежной философии.

В ХУШ в. - веке Просвещения - проблема традиций решалась и в русле теорий исторического и культурного прогресса (Вольтер, Руссо, Тюрго, Кондорсе), которые были определенным шагом вперед в объяснении истории, поскольку отвергали теологическую концепцию истории и обращались к изучению реального исторического процесса. Однако, вместе с тем, жесткое противопоставление традиции и прогресса (широко распространенное впоследствии) свидетельствовало о неспособности преодоления идеализма в истолковании истории.

Представитель немецкого Просвещения Й.Г.Гердер также поднимает проблемы культуры и социального наследования. Гердер называет традицией то, что предоставляется человеку обществом в процессе приобщения к тем богатствам, которые уже накоплены. Усваивая традицию, человек как бы рождается во второй раз, превращаясь из биологического существа в общественное. Разрабатывая многие вопросы, которые были только намечены у французских просветителей, Гердер более глубоко понимает противоречивость социального прогресса, последовательнее применяет принцип историзма к этапам развития человеческой культуры.

В XIX в. проблема традиций поднимается в различных науках (социологии, этнографии) и направлениях философии (герменевтике, философии жизни, историческом материализме марксизма), причем акцентируются разные аспекты проблематики.

Говоря о марксистской точке зрения, следует отметить, что в творческом наследии К.Маркса и Ф.Энгельса нет работ, специально посзгящеикьх теории традиции, однако термины "традиция", "обычай", "традиционный" использовались довольно часто. Такая фрагментарность сведений о традициях, с одной стороны, стимулировала их постоянный поиск отечественными обществоведами, а с другой стороны, позволяла найти подтверждение любой выдвигавшейся концепции. Подробный анализ взглядов Маркса и Энгельса проводился в отечественной литературепоэтому мы не останавливаемся здесь на этом вопросе.

Своеобразный подход к теории традиции содержится в работах представителей "философии жизни" конца XIX - начала XX вв. В.Дильтей, развивая идеи Дж.Вико, И.Гердера, Ф.Шлейермахера, попытался обосновать специфику "новой" теории познания, "науки о духе", особенностями предмета исследования. Прошлое дано человеку в виде духовного опыта и памяти, поэтому история понимается Дильтеем как осознание обществом своей жизни, как память о своем жизненном пути. Возвращение этой памяти создает в общественном сознании чувство единства. Традицию, культурный опыт прошлого Дильтей находит в объективациях духовного творчества. Герменевтика как искусство интерпретации духовных феноменов культуры стала для Дильтея ключом к постижению прошлых и настоящих репрезентаций творческого человеческого духа.

Герменевтическую линию исследования традиции продолжил ХтГ.Гадамер, для которого традиция - одно из центральных понятий. Обращение к традициям продиктовано стремлением постичь и обосновать исходные универсальные характеристики человеческого бытия и культуры, не поддающиеся релятивизации. И, поскольку людское внимание в большей степени приковано к ис

1,См: Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления.-Горький, 1973. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования.-М.,1982. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока.-М.,1985. Чернышев B.C. Традиции, обряды в системе формирования идеалов личности.- Киев, 1986. торическим изменениям, предостеречь о возможности деформаций и аберраций исторического сознания, ориентированного на изменчивость и пренебрегающего постоянством, таящимся в истории. Основа этого постоянства - традиция, ее онтологическую укорененность в человеческом бытии манифестирует изначальная включенность человека в языковую среду, историческую общность.

Интерпретация традиции рассматривается Гадамером в открытии и создании смысла заново. В этом состоит актуализация традиции, её свершение, но интерпретация задается горизонтом исторического видения. Погруженность субъекта в универсум традиции отрицает позитивный смысл человеческой субъективности, заключенный в творческой сущности человеческой деятельности и культуры. Фактическое элиминирование личности в герменевтической интерпретации Гадамера приводит к выхолащиванию специфического содержания традиции, которая может быть исследована только с учетом человеческой субъективности, творческой сущности человеческой деятельности*.

Одним из преломлений проблемы традиций стала теория модернизации, истоки которой восходят к трудам М.Вебера, Э.Дюрк-гейма, О.Конта, К.Маркса, Г.Спенсера, Ф.Тенниса. Линия преемственности была продолжена в трудах сторонников эволюционного функционализма. Основополагающими категориями в концепциях модернизации стали понятия "традиция", "традиционное общество" и "современность", "современное общество". Процесс вытеснения традиции современностью, или восходящего развития традиционного общества к современному, назывался модернизацией.

I. См.:Малахов B.C. Понятие традиции в философской герменевтике Гадамера Г.Г.//Познавательная традиция: философско-мето-дологический анализ.- М.,1989,-с.124-144.

Теория модернизации прошла длительную эволюцию. На начальных этапах формирования теории модернизации суть её сводилась к абсолютному противопоставлению традиционного и современного обществ. В прошлом и начале нынешнего века под "традиционным обществом" подразумевались прежде всего дожившие до наших дней наиболее архаичные этнокультурные образования, являвшиеся в основном объектом изучения этнографии. "Традиционное общество", как считалось, обладало единообразием, устойчивостью, неизменностью, непрерывностью, интегрированностью.

Уже в XIX в. зародилась и была сформулирована концепция противостояния Запада и Востока ввиду принципиальной разницы их культур. В западной науке выдвигались тезисы об исконной культурной несостоятельности и отсталости покоренных народов, об их расовой неполноценности, об обреченности их на стагнацию в результате действия культурных и географических факторов и т.д.

Почву для таких воззрений давали полевые эмпирические исследования этнографов и антропологов (Ф.Боас, Б.Малиновский, Р.Редфилд, А.Р.Редклифф-Браун, Р.Андерхилл, Л.Леви-Брюль и др.), сами по себе представлявшие большую научную ценность.

Постепенно, с развитием науки, рамки понятия "традиционное общество" расширяются и оно отождествляется уже с любой непромышленной и неурбанизированной социальной структурой, в которой господствующими являются деревенские, общинные, кастовые, племенные социокультурные связи и ценности. Такая понятийная переориентация сопровождалась возрастанием интереса к проблеме у социологов, политологов, экономистов и психологов. Стремление типологизировать различные формы традиционной общественной организации стимулирует сравнительно-социологические исследования, при которых синхронному сравнительному изучению подвергались различные традиционные общности.

В 50-е гг. нашего столетия изучение характеристик традиционного и современного обществ выдвигается в число наиболее актуальных тем социологических исследований, посвященных теории модернизации. В 60-е гг. публикуется ряд специальных страноведческих социологических и политологических исследований (К.Гирц, М.Зингер, М.Леви, Д.Левин, Ф.Риггс, Г.Элмонд, Д.Эп-тер), благодаря которым происходит изменение господствовавших прежде взглядов. Возникает более осторожное отношение к основным положениям теории модернизации. Все более осознается условность термина "традиционное общество" в связи с большими различиями в социальной и культурной организации и уровнях развития стран. Противопоставление традиционализма индустриализму становится более относительным. Начинает казаться неприемлемым былое утверждение о том, что традиции всегда препятствуют модернизации, а также абсолютная противоположность традиции и современности. Концептуальная схема модернизации, обогащаясь конкретно-историческим материалом, утрачивала многие устоявшиеся положения.

Такая ситуация заставляет задуматься о сущности традиции как общественного явления и её роли в жизни любой человеческой общности. Появляется много исследований по данной проблеме, открывающих новые её аспекты и предлагавших оригинальные решения. Работы Б.Хозелитца, Э.Шилза, Ш.Эйзенштадта, Г.Элмонда^и

1.Hoselit7. В .P. Tradition and Economic Growth. -Tradit ion, Values and Socio-Economic Development. L.,1961; Shils E.Tradition. -Chicago, 1981 ; Eisenshtaat S.N.Tradition, change and Modernity.- N.Y.,197^5 Almond A. G. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics.-The Politics of the Developing, Areas.- Princeton, I960. некоторых других авторов привлекли большое внимание и ныне считаются классическими.

Труды указанных авторов, так же как реальные события в странах Азии, Африки, Латинской Америки, вызвали значительный интерес и у отечественных авторов. Начиная с 60-х гг., стало увеличиваться число пу бликаций по проблеме традиций, проводились конференции и дискуссии, возникло множество концепций и трактовок проблемы традиции, разрабатываемой в различных направлениях.

Значительная часть отечественной литературы о традициях посвящена описанию и конкретно-социологическому анализу реальных традиционных установлений, изучению истории их возникновения, развития и упадка^. АЯного внимания уделено этимологии понятия "традиция" и выявлению различных его толкований . Освещается историография вопроса .

Наибольшие трудности у отечественных авторов вызывают методологические аспекты проблемы. Серьёзные подходы к их решению содержатся в работах Э.С.Маркаряна, В.Д.Плахова, В.Б.Вла

1. См.: Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции.- Ташкент, 1988; Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность.-М.,1983; Из истории традиционной китайской идеологии.- М.,1984; Капчеля В.И. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития.-Кишинев,1991; Роль традиций в истории и культуре Китая.- М., 1972 и др.

2. См.: Кожин П.М. Проблема изучения традиций КНР// Информ.бюл./ Ин-т Дал.Востока №32.- М.,1982; Обсуждение статьи Э.С.Маркаряна "Узловые проблемы теории культурной традиции"// Сов.Этнография. 1981, №2-3; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.,1976.

3. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока.- М.,1985; Асмус В.Ф. Ленин о вопросах культурной традиции// Вопросы философии, 1970, N94. совой, авторов сборника "Традиции и современность"*. Каждый из исследователей предлагает свое оригинальное видение сущности традиций. Например, В.Д.Плахов трактует ее как исторически устойчивое общественное отношение, более глубокий анализ которого допускает интерпретацию традиции в качестве осо бого общесоциологического закона . В.Б.Власова предлагает определять традицию как разновидность социальной связи индивидов и групп в обществе, специфическое содержание которой состоит в воспроизведении из поколения з поколение определенных содержательных формализмов, фиксирующих накопленный социальный опыт и выступающих регулятивными принципами освоения новых условий и задач деятельности^. Э.С.Маркарян понимает традицию как выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной передачи аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах*1". Такое разнообразие точек зрения на сущность традиции не только отражает сложность, многогранность и специфичность традиции как социального феномена, но и демонстрирует наличие множества "белых пятен" в методологии.

1. Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции//Сов.этнография, 1981, №3; его же Теория культуры и современная наука.- М.,1983; его же Узловые проблемы теории культурной традиции// Сов.этнография,1981, №2; Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологичес-кого исследования.-М.,1982; Власова В.Б.Традиция как социально-философская категория//Философские науки, 1980, №4; Её же Традиция в мире духовных ценностей.- М.,1983,рук.деп.ИНИОН; Традиции и современность,- Севастополь, 1985.

2. Плахов В.Д. Традиции и общество. С.10-11.

3. Власова В.Б. Традиция в мире духовных ценностей. С.16.

4-. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. С.154.

Несомненный интерес представляют работы отечественных востоковедов, касающиеся проблем "традиционного общества"^ и р традиций в отдельных странах Востока: в Китае^, Индии, Турции, Арабских и Африканских странах, Японии и т.д. Особое внимание уделяется разграничению понятий "традиция"и "традиционализм". Последний, как известно, абсолютизирует роль добуржуазных институтов и представлений в качестве главного средства, узаконивающего те или иные социально-экономические отношения и общественные идеалы. Идентификация терминов "традиция" и "традиционализм", характерная для некоторых западных ученых, за-труднаяет понимание того влияния, которое действительно оказывают традиции на идеологию и культуру стран Востока.

1. Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах,- М.,1992; Современная Африка: итоги и перспективы развития: Эволюция политических структур.- М.,1990; Структурные сдвиги в экономике и эволюция политических систем в странах Азии и Африки в 70-е гг.-М.,1982; Типы общественных отношений на Востоке в средние века,- М., 1982; Энтин Л.М. Политические системы развивающихся стран: Государство и политические партии в странах Азии и Африки.- М.,1978; Энтин Л.М., Энтин М.Л. Политология развития и освобождающиеся страны: Критика немарксистских концепций.-М.,1986; Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Националистическая идеология и проблема традиций// Совр.национализм и общественное развитие зарубежного Востока.- И.,1978; их же: Восток: идеи и идеологи.-М.,1982; Традиционное общество и мировая экономика: критика теорий модернизации.-М.,1981 и др.

2. Малявин В.В., Кожин П.М. Традиционные верования и синкретические религии Китая//Локальные и синкретические культы.- М.,1991; Политические ирадиции КНР//Информ.бюл./Ин-т Дал.Воетока.-№20.

Ч.1-2.-М.,1980; Традиции в социально-политической жизни Китая //Пробл. Дал. Вое тока, 1983.-М; Попов А. П. Деформация политической системы КНР в период "культурной революции" (внутриполитическая ситуация и политический режим)-Автореф.дисс.канд. ЮРИД .наук.М.,1976;Реформа политической системы КНР.-М.,1991.

Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе накоплен обширный материал, анализирующий проблему традиций, большая работа проделана и по исследованию Китая. Однако до сих пор существует некоторый разрыв между широкими социально-философскими и страноведческими исследованиями. Своей задачей автор ставит преодоление этого разрыва и осуществление синтеза этих двух видов знаний.

Цель й задачи исследования. Основной целью настоящей работы является изучение сущностных характеристик и конкретных проявлений традиций. В этой связи ставятся следующие задачи:

- методологический анализ категории "традиция" иа основе рассмотрения её эволюции в отечественной и зарубежной литературе последних десятилетий;'

- исследование роли традиций в различных сиграслях духовного производства в социально-философском и конкретно-историчес-к-ом аспектах на примере Китая как реализация принципа соотношения общего, особенного и единичного;

- сопоставление политических традиций и политических идеалов, выявление основных направлений эволюции политических иде-адав в истории Китая; изучение роли традиций в политической жизни общества с точки зрения социальной философии и* в истории Китая.

Теоретическая и методологическая основа работы. Применяется диалектико-материалистическая методология, материалистическое понимание истории, принципы динамизма, единства исторического « логического, системно-структурного и генетического подходов. Используются работы отечественных и зарубежных философов, политологов, востоковедов, культурологов, историков.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиции и их роль в политической жизни общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследование традиций и их роли в политической жизни общества, представляется необходимым еще раз обратить внимание на следующие положения, являющиеся обобщением изложенных в предлагаемой диссертации вывсдог, которые представляют собой результат анализа взаимодействий ряда общественных явлений.

Проблема традиций как специальный предмет исследования заинтересовала отечественных исследователей в 60-е годы, несколько позже, чем это произошло в европейской и американской науке. За прошедшие десятилетия исследование проблемы традиций прошло несколько этапов, и несмотря на различия методологических подходов, тенденции в развитии представлений о традициях остаются общими для отечественной и западной науки. К таким тенденциям можно отнести:

- отход от сугубо статического рассмотрения традиции, преувеличивавшего степень устойчивости традиции и недиалектически противопоставлявшего традиции и инновации;

- обращение, помимо статического анализа, к динамическому рассмотрению страдиции, особенно в вопросе о соотношении традиций и инноваций, что позволяет преодолеть некоторые прежние метафизические воззрения;

- расширение объема понятия "традиция", утверждение взгляда на традицию как универсальное образование, бытующее во всех сферах общественной жизнедеятельности;

- преодоление жесткого противопоставления традиционного и рационального способов регуляции, что позволяет по-новому взглянуть на вопрос о месте традиций в современной общественной жизни;

- более четкое разграничение понятий "культура" - "традиция"-"обычай";

- уточнение представлений о традициях, позволяющее разграничить понятия "традиция" и "самобытность", "специфика", "культурное наследие", "культурное ядро", "культурная динамика", эндогенность" и др., ':что позволяет избегать нередкого контекстуального варьирования смысла понятия "традиция".

В изучении традиций в настоящее время выделяются содержательный, структурный и функциональный аспекты.

В содержательном аспекте традиции в современной литературе рассматриваются как реально существующий атрибут общества, однонаправленно выраженный во времени, продукт совместной деятельности людей, форму коллективной адаптации человеческого сообщества к окружающей среде. Носителем традиции выступают индивиды, при этом традиция локализована в отношении определенной группы, коллектива, области с относительно общей культурой. Традиция является продуктом истории, имеет процессуальный, непрерывный, относительно устойчивый, инерционный характер. В то же время она потенциально динамична, обнаруживает способность к существенной трансформации. Традиция имеет избирательный характер. Она основана на силе общественного мнения, на авторитете древности, а не на юридических установлениях. Традиция передается внегенетическими способами: устным или письменным путем, посредством примера или наставления. Освоение традиции и следование ей может происходить сознательно или бессознательно. Традиция представляет собой абстрагирование от поведения конкретного человека и продуктов его деятельности.

Структурный аспект изучения традиций описывает их организацию и компоненты, а также определяемые ими варианты классификации традиций. С этой точки зрения традиция имеет целостный характер, представляя собой сложную систему, включающую различные компоненты и имеющую определенную структуру. Основанием классификации может быть любой варьирующийся параметр традиции.

В функциональном аспекте традиции характеризуются как выполняющие ряд функций, таких, как аккумуляция и передача социального опыта новым поколениям, регулятивно-нормативная, социализация индивидов и др.

Для более глубокого проникновения в природу традиций в диссертации они исследуются в соотнесении с рядом общественных явлений, таких как духовное производство, идеал, политическая культура и некоторыми иными.

Роль традиций в духовном производстве как сложнейшем явлении общественной жизни раскрывается посредством последовательного анализа роли традиций в отдельных отраслях духовного производства. Теоретический анализ традиций в искусстве, морали, науке, праве, религии, философии иллюстрируется и конкретизируется материалами из истории Китая, которым в работе отводится особое место.

В диссертации показано, что, присутствуя во всех отраслях духовного производства, традиции имеют в каждой из них свою специфическую окраску, которая определяется особенностями конкретной отрасли духовного производства, отражает историю её возникновения и развития.

Сохранение традиций в зависимости от их конкретного содержания может по-разному влиять на скорость и плодотворность развития духовного производства. В целях активизации духовного производства и в связи с социально-экономической ситуацией, происходит критический отбор традиций, а также их существенное изменение и зарождение новых традиций.

Вследствие тесного переплетения и взаимовлияния разных отраслей духовного производства, что показывается на примере Китая, традиции одной отрасли духовного производства способны оказывать воздействие на ход развития других отраслей духовного производства - как в пределах одной культуры, так и на межрегиональном уровне. Этим традиции способствуют интеграции духовной жизни, диалогу культур и накоплению позитивных ценностей в истории культуры.

Выработке многомерных представлений о традициях содействует и сопоставление их г.с идеалами. Более подробно анализируется соотношение категорий "политическая традиция" и "политический идеал", как отвечающее теме диссертации. В соответствии с представлениями о структуре политической деятельности выделяются политические идеалы: политического деятеля, народа, внутренней и внешней политики.

При рассмотрении соотношения категорий "политический идеал" и "политическая традиция" выделены некоторые моменты сходства и различия их генезиса и функционирования, показано их реальное взаимодействие. Исследование основных тенденций и форм развития политических идеалов дополнено непосредственным анализом политических идеалов, выдвигавшихся в китайской культуре. Это позволяет увидеть, как с изменением социальных и политических условий меняются сами политические идеалы, как один тип идеала вытесняется другим или трансформируется, наполняясь новым содержанием; как вместе с изменением политических идеалов меняется и их значение для социально-политической жизни общества.

Большое внимание уделено рассмотрению политических традиций, которые воспринимаются в единстве двух аспектов - статического и динамического. Рассматриваемые в статике, политические традиции являются относительно устойчивой, объективированной частью политической культуры - как типичные, наиболее существенные для воспроизводства и стабильного развития образцы политической духовно-практической деятельности. Рассмотрение традиций в динамике переводит анализ в функциональный план, где традиции обеспечивают реализацию культуроразвивающей функции, т.е. служат одним из механизмов внутреннего саморазвития культуры. В работе уделено внимание структурно-функциональным характеристикам политических традиций.

Теоретические представления о политических традициях дополнены и проиллюстрированы рассмотрением политических традиций Китая в качестве реализации методологического принципа единства исторического и логического. Проанализированы факторы, отражающиеся на формировании политических традиций, показаны как позитивные, так и негативные проявления традиций в политической жизни Китая, пути их сохранения или преодоления в ходе политической модернизации.

Ход политических преобразований в Китае отличается своеобразием и потому заслуживает пристального внимания. Это открывает дальнейшие перспективы исследования проблемы традиций - как в теоретико-философском, так и в конкретно-историческом и страноведческом аспектах. Здесь необходимы не только теоретическое уточнение и фактологическое обогащение имеющихся концепций, но и поиски принципиально новых подходов и предметных областей на-УШХ изысканий.

 

Список научной литературыИванова, Юлия Валентиновна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-философские традиции в средневековом Китае.-Новосибирск: Наука, 1989.-271с.

2. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент,1988. 127с.

3. Актуальные проблемы развития политических систем. Сб. научных трудов. М.:МГИМО,1985.-190с.

4. Алексеев И.А., Нагорный А.А., Парканский А.П. Американские китаеведы об экономике и политике Китая сегодня и завтра. М.:Наука,ГРВЛ, 1989.

5. Аленина Р.А. Социальная природа традиций и их роль в жизни и развитии общества. Автореф.дис. канд.филос.наук. М.:Изд-во МГУ, 1977.-24с.

6. Алиев А.-Г.К. Диалектика интернационального и национального в традициях советского народа: (Теорет.-методол. и социол. аспекты). Автореф. дис. . д-ра филос. наук/ АОН при ЦК КПСС.-М.1988. -42с.

7. Амелин В. Многомерная модель политической власти// Общественные науки и современность. 1991, N2.- с.48-58.

8. Аргун А.X. Развитие художественных традиций и процесс взаимовлияния культур социалистических наций. Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 1982.- 32с.

9. Артемов В.М. Проблема традиционного в историческом материализме. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1979.

10. Ю.Атаманчук Г. Политический процесс и государственная политика. // Свободная мысль. М., 1991,- N18.- с.69-76.

11. И.Асмус В.Ф. В.И.Ленин о вопросах культурной традиции. // Вопросы философии. 1970. N4.

12. Багавеев Р.А. Политическая символика и политические традиции в социалистическом обществе: (Методолог, аспект). // Общественный прогресс и вопросы развития социалистического общества,- Казань, 1990.- с.33-36.

13. Багавеев Р.А. Политические традиции как вид социальной традиции. // Вопросы становления и совершенствования социализма.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987.- с.57-60.

14. Багавеев Р.А. Политические традиции как фактор формирования и развития политической культуры трудящихся масс. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Казань, 1987.

15. Багавеев Р.А. Политические традиции социалистического общества. // Политика и управление. Казань, 1988. -с.23-37.

16. Бадера Н.И. Общественный идеал как социальный регулятор и его художественно-эстетические аспекты. Автореф.дисс. . канд. филос. наук. Харьков, 1983,- 16с.

17. Байбурин А.К. Ритуал: свое и чужое.// Фольклор и этнография.- Л., 1990.- с. 3-11.

18. Бажанов Е. Курс на "спокойствие в Поднебесной": эволюция китайской внешней политики в 80-е гг.// Новое время. 1988. -N17. -с. 32-35, N18. -с. 33-35.

19. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие.-М.:Наука, 1987.-160с.

20. Барсегян И.А. Традиция как механизм воспроизводства общественной жизни (Коммуникативный аспект). Автореф.дисс. . канд. филос. наук.- Ереван, 1985.

21. Баталов Э.А. Социальная утопия и утопическое сознание США. М.:Мысль, 1982.

22. Белова М.Г. Философско-эстетические проблемы традиций в искусстве: (На материале советской живописи 60-х гг.). Автореф. дисс. . канд.филос.наук.- М.,МГУ, 1978.

23. Бенифанд А.В., Валеев Д.Ж., Хажинов Р.Х. Мораль, традиции, воспитание. // Филос.науки.- М., 1988,- N8.- с.116-118.

24. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание: (философско-этические основы).- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -143с.

25. Боголюбова Е.В. Культура и общество: вопросы истории и теории. М., 1978.

26. Бойматов А.X. Традиция как механизм духовного развития субъекта исторического процесса. Автореф. дисс. . канд. филос.наук. М.,1987.

27. Борох J1.H. Общественная мысль Китая и социализм (Начало XX в.)- М.: Наука.ГРВЛ. 1984.- 296с.

28. Борох Л.Н. Традиционные утопии в восприятии Сунь Ятсена. // Китайские социальные утопии. М.: Наука. ГРВЛ, 1987. - с.271-309.

29. Буров В.Г. Политика "четырех модернизаций": традиции и современность. // Информ. бюл./ Ин-т Дал. Востока АН СССР, М., 1982, N33. с.287-294.

30. Буров В.Г. Современная китайская философия.- М.: Наука.1. ГРВЛ. 1980.-311с.

31. Буров В.Г. Философия ханьской эпохи.// Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука. ГРВЛ, 1990,- с.3-25.

32. Варисов М.В., Карапетян Л.М. Национальные традиции и пережитки прошлого.- Махачкала, 1958.

33. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука. ГРВЛ, 1970.

34. Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате "Ли-цзи" // Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб.ст.- М.: Наука. ГРВЛ, 1988,- 331с.

35. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций.-Л.: Гослитиздат, 1940,- 620 с.

36. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая // Всеобщая история искусств. Т.2, ч.2. М.: Искусство, 1961. - 525с.

37. Владимиров О.Е., Ильин М.А. Эволюция политики и идеологии маоизма в 70-х начале 80-х гг. - М.: Международные отношения, 1980.- 326с.

38. Владимиров О.Е., Рязанцев В.И. Страницы политической биографии Мао Цзэдуна,- М.: Политиздат, 1980. 127с.

39. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория// Философские науки. 1980.-N4.

40. Власова В.Б. Традиция в мире духовных ценностей/ АН СССР. Ин-т философии.- М., 1983. Деп.ИНИОН N 14284.

41. Власть: Очерки современной политической философии Запада. Отв. ред. В. В. Мшвениерадзе. М.: Наука, 1989.- 325с.

42. Вольтер Г.А. Место традиций в системе общественного сознания. Минск, 1977.- 41с. Деп.ИНИОН 1492.

43. Вопросы истории, идеологии и внешней политики Китая, Японии, Кореи// Информ.бюл./ ин-т Дал.Востока АН СССР. N24. М., 1981.

44. Вороно С.В., Курбатова Л.В. К вопросу о методологии исследования идеалов общественного устройства/ Перм. политехи. ин-т.- Пермь, 1987.- 28с. Деп.ИНИОН 30167.

45. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.,1980.-568с.

46. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания.-М., 1960.

47. Галаганова С.Г., Ушков A.M. Традиции политических учений Востока: (материалы к семинаре.занятию) // Введение в политологию. М. ,1991.- вып. 1,- с. 80-109.

48. Гао Цзянь. Самосознание как основа формирования китайской национальной драматургии// Место и функции национальных художественных традиций в современном искусстве.-М.:ВНИИ искусствознания, 1991.- с.41-53.

49. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. М.: Мысль,1970.

50. Горохова Г.Э. Идеал и власть в китайской традиции // Ретроспективная и сравнительная политология.- М.,1991.-вып.1.- с.289-301.

51. Горгошадзе М.Б. Место традиций в структуре общественного сознания. Автореф. дисс. . канд.филос.наук./ Тбилисский гос. ун-т. Тбилиси, 1988.

52. Гринин В.В., Ладыгина А.Б. Искусство: диалектика преемственности. -Минск, Изд-во Белорус, ун-та, 1979.-214с.

53. Гудошников J1.M. Политические реформы в СССР и КНР /Опыт сравнительного анализа/ //Проблемы Дал.Востока.-1989,N1.

54. Гулыга А.В. Что такое постсовременность? // Вопр.философии,- М.,1988.-N12.- с.153-159.

55. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры, М.,1984, - 350с.

56. Гурьянова А.Н. Традиции и становление исторического самосознания.// Формы и методы социального познания,- Калинин, 1989,- с. 36-43.

57. Давидович В.Е. Теория идеала.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983,- 184с.

58. Делюсин Л.П. Земельная программа Небесной династии и ее оценки.// Китайские социальные утопии. М.:Наука.ГРВЛ, 1987,- с. 172-199.

59. Делюсин Л.П. Особенности строительства социализма в Китае// Азия и Африка сегодня, 1986,- N12.

60. Делюсин Л.П. Реформы в Китае: проблемы и противоречия// Мировая экономика и международные отношения, 1990.-N9.

61. Делюсин Л.П. Традиции и современность (к постановке проблемы) // Китай: традиции и современность,- М.: Наука. ГРВЛ, 1976,- с. 3-11.

62. Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи.

63. Джангутин Р.Н. Проблема преемственности в художественном освоении действительности: Автореф. дисс. . канд.филос. наук/ ИФАН СССР,- М, 1981,- 23с.

64. Джуманова Г.Ж. К вопросу о социокультурном опыте как факторе формирования политической культуры национальной общности/ МГУ им.М.В.Ломоносова- М. ,1991,- 12с. Деп.ИНИОН 45831.

65. Добропас И.А. Диалектико-материалистическое понимание традиции и ее методологическое значение для развития научного познания,- Львов, 1986. Деп.ИНИОН 26132.

66. Добропас И.А. Проблема традиции в развитии научного познания: Автореф.дис. . канд. филос. наук/ Льв.гос.ун-т им.И.Франко.- Львов, 1987,- 15с.

67. Дмитриева Е.И. Реликты как момент проявления традиций в общественной жизни.-Краснодар, 1987. деп.ИНИОН 30735.

68. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. Т.1- М.: Мысль, 1972- 363с.

69. Т.2- М.: Мысль, 1973- 384с.

70. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука.ГРВЛ, 1990,- 523с.

71. Древняя и современная культура Китая.// Культуры,N4.- М.: Прогресс, 1984.- 184с.

72. Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.:Наука, 1981.

73. Дэн Сяопин. Избранное (1975-1982).- Пекин, 1985.

74. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая.- М.: Политиздат, 1988,- 256с.

75. Егоров К.А. Китайская Народная Республика: политическая система и политическая динамика (80-е годы).- М.: Наука. Изд.фирма Восточная литература,1993. 208с.

76. Егоров К.А. Государственный аппарат КНР. 1967-1981,- М.: Наука.ГРВЛ, 1982,- 190с.

77. Ерасов Б.С. Социокультурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.- М.: Наука, 1982,- 280с.

78. Ерасов Б.С. Статус традиционности в науке о Востоке: освобождение от перегрузки категории (обзор).// Проблемы философии истории: традиция и новация в социокультурном процессе. Реф. сб. М. :ИНИ0Н, 1989,- с. 48-73.

79. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопр.философии, 1994.-N6.с.82-88.

80. Желоховцев А.Н. Современная китайская культура и классическое наследие Китая// Народы Азии и Африки, 1981.N2.

81. Зайцев В.В. Этика и традиционная китайская культура// Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока, М. ,1990,- с. 107-124. 81.Зарубежный Восток. Религиозные традиции и современность.- М.:Наука.ГРВЛ, 1983,- 264с.

82. Иванов С.Н. Структура научной традиции и возникновение нового знания/ МГУ им.М.В.Ломоносова.- М.,1991.-21с. Деп. ИНИОН 45698.

83. Из истории традиционной китайской идеологии.- М., 1984.

84. Илюшечкин В.П. О некоторых особенностях китайского тра-, диционного права с древнейших времен до начала XX в.// Тринадцатая науч. конф. "Общество и государство в Китае". Тезисы докладов. Ч.1.- М.:Наука, ГРВЛ,1983.

85. Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов.- М.:Наука. ГРВЛ, 1967.- 394с.

86. Искусство Китая: Альбом.- М.:Изобраз.иск-во, 1988.54, 2021с.: илл.

87. Искусство Китая/ Л.И.Кузьменко, В.Л.Сычев. М. ,1990.-46с: илл.

88. История китайской философии. Пер. с кит.- М.:Прогресс, 1989,- 552с.

89. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопр.философии, 1985.-N9.- с.91-102.

90. Капитонов Э.А. Идеологическая культура: культурологическая инновация или утопия/ Сев.-Кавказ, соц.-полит, ин-т.- Ростов н/Д, 1991.- 114с. Деп.ИНИОН 45837.

91. Капица М.С. Три десятилетия три политики. М.: Наука, ГРВЛ, 1979,- 185с.

92. Эб.Капчеля В.И. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития.- Кишинев: Штиинца, 1991.- 82с.

93. Катаева Е.Г. Философско-эстетический анализ проблемы художественной традиции: Автореф. дис. . канд. филос. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1988.- 25 с.

94. Кафаров Т.Э. Формирование социалистических трудовых традиций в условиях совершенствования социализма и их роль в коммунистическом воспитании личности: Автореф. дисс. . канд. филос. наук/ МГУ им.М.В.Ломоносова.- М.,1986.

95. Кедров Б., Спиркин А. Наука// Философская энциклопедия.-М.: Советская энцикл-я, 1964. Т.З

96. ЮО.Кива А. В. Социальные революции на исходе века: (Размышления о проблемах общественного развития на Западе и Востоке).- М.: Наука. Изд.фирма "Вост. литература", 1992. 248 с.

97. Китай и соседи в новое и новейшее время: Сб.ст.- М.:Наука. ГРВЛ, 1982.- 454 с.

98. Китай: поиски путей социального развития: из истории общественно-политической мысли XX в.: Сб. ст. М.: Наука, ГРВЛ. 1979.- 245с.

99. Китай: традиции и современность: Сб.ст. М.:Наука.ГРВЛ, 1976,- 335с.

100. Китайские социальные утопии.- М.: Наука. ГРВЛ, 1987.

101. Ю5.Кобзев А. И. Категории Дао, Дэ, Ци в истории китайскойфилософии// Шестнадцатая научная конф. "Общество и государство в Китае". Тезисы и доклады. Ч.1,- М.: Наука.ГРВЛ, 1985.- с. 24-36.

102. Юб.Кобзев А.И. Методология традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки, 1984, N 4.- с.52-62.

103. Кожин П.М. Проблемы изучения традиций КНР. // Информ. бюл./ Ин-т Дал. Востока, N32,- М., 1982,- 242 с.

104. Ю8.Козлихин И.Ю. Традиции, идеология и право в политической культуре// Весник ЛГУ сер.6 История КПСС.философия. 1989, вып.4. с. 54-60.

105. Козловский Ю.Б. Конфуцианские школы: философская мысль и авторитарные традиции// Народы Азии и Африки. М., 1987. - N3. - с.67-77.

106. Колос А.В. Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности: Автореф. дисс. . канд. филос. наук/ Киев. Гос.ун-т им.

107. Т.Г.Шевченко- Киев, 1983,- 24с.

108. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики.- М.: Наука. ГРВЛ, 1982. 264 с.

109. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. М., 1966.

110. ИЗ.Копанев В.Н. Диалектика традиции и новаторства в становлении традиционного типа культуры: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Л., 1982.

111. Кривцов В.А. Китайская художественная культура как система: традиция и современность // Информ. бюл./ Ин-т Дал. Востока, М., 1985, Т. 39. с. 6 - 16.

112. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь историк. М., 1970.

113. Кузнецова Н.И., Розов М.А. О разнообразии научных революций // Традиции и революции в истории науки.- М.: Наука, 1991.- 264 с.

114. Культура в странах Азии и Африки: вопросы теории и практики.- М.:Наука.ГРВЛ, 1989. 232 с.

115. Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба, М.: Наука. ГРВЛ, 1987. - 270 с.

116. Культурные традиции и современность: Сб.обзоров. М.: ИНИОН, 1989. - 201 с.

117. Куманин Е.В. Политико-правовые особенности КНР // Теория права: новые идеи. М., 1991,- с. 176-183.

118. Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики.- М.: Наука. ГРВЛ, 1990.-160 с.

119. Кун Т. Структура научных революций. М.,1977.- 300с.

120. Курбатова Л.В. К вопросу о понятии "идеал" в классическом наследии марксизма.- Пермь, 1987.- 35с. Деп ИНИОН 30166.

121. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: ИФАН СССР, 1987. 174 с.

122. Кучмаева И.К. Философская интерпретация закономерностей наследования культуры: Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. -М., 1987.

123. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права.-М., 1986.

124. Кюзаджян Л.С. Идеологические кампании в КНР (1949-1966)-М.: Наука. ГРВЛ, 1970.

125. Лан Шаоцзюнь. Об открытии традиции // Место и функциянациональных художественных традиций в современном искусстве: по материалам сов,- кит. науч. конф. М., 1991. - с. 8 - 24.

126. Лапина З.Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политической мысли средневековья // Конфуцианство в Китае: Пробл. теории и практики. М., 1982,- с. 88-110.

127. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование.- Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1991.-99с.

128. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопр. философии, 1994.- N6,- с. 22-28.

129. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов.- Полн. собр.соч., т.26.

130. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр. соч., т.2.

131. Ленин В.И. Наши задачи,- Полн.собр.соч., т.25.

132. Ленин В.И. К оценке русской революции.- Полн собр.соч., т. 17.

133. Ли В.Ф. Социальная революция и власть в странах Востока. М.: Наука. ГРВЛ. 1984.

134. Литература и искусство КНР. 1976- 1985. М.: Наука.ГРВЛ 1989.- 237 с.

135. Лузан А.А. Политическая жизнь общества: вопросы теории-Киев: Выща школа, 1989. 149 с.

136. Лукьянов А.В. Становление философии на Востоке. Др.Китай и Индия.-М., 1989.

137. Лучанкин А.И. Природа народных традиций: философско-ме-тодологический аспект// Духовное производство и народная культура.- Свердловск, 1988,- с. 20-35.

138. Максименко В.И. Востоковедная политология в поисках своего предмета// Политические отношения на Востоке: общее и особенное,- М.: Наука. ГРВЛ, 1990. с. 15 - 30.

139. Малахов B.C. Понятие традиции в философской герменевтике Гадамер'а Г.Г.// Познавательная традиция: философско-ме-тодологический анализ.- М. 1989.- с.124- 144.

140. Малинин В.А. Прогресс духовной культуры и философия// Вопр.философии, 1983.-N8.- с. 86 93.

141. Малявин В.В. Религия в китайском обществе// Общественные науки за рубежом. РЖ Китаеведение, 1992, N 3.- с.85 88.

142. Малявин В.В., Кожин П.М. Традиционные верования и синкретические религии Китая // Локальные и синкретические культы. М., 1991.- с. 120 - 162.

143. Малявин В.В. Человек в культуре раннеимператорского Китая // Проблемы человека в традиционных китайских учениях М.: Наука. ГРВЛ, 1983,- с. 163 179.

144. Малявин В.В. Философская традиция и идеологический синкретизм на Дальнем Востоке // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока.- М.,1986,- Ч. 2,- с. 136-139.

145. Мамардашвили М. Идея преемственности и философская традиция // Историко-философский ежегодник 1989.- М., 1990.с. 285 г 292.

146. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление,- М.: Прогресс, 1991,- с. ИЗ 169.

147. Маравалль X. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. - с. 210 - 232.

148. Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Сов. этнография, 1981,N3.

149. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: ( Логико-методологический анализ)- М. :мысль,1983. 284 с.

150. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Сов. этнография, 1981.-N 2.

151. Маркс К., Энгельс Ф.Немецкая идеология . Собр. соч., т. 3.

152. Маркс К. Капитал. Т. 1. Собр. соч., т. 23.

153. Т. 3. Собр. соч., т. 26, ч. 2.

154. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1859 гг. - Собр. соч., т.46.

155. Мартынов А.С. Конфуцианская утопия в древности и средневековье // Китайские социальные утопии М.: Наука. ГРВЛ,1987.- с.10 57.

156. Мартынов А.С. Место традиции в политической идеологии императорского Китая // Информ. бюл./ Ин-т Дал.Востока, 1980, N 20, ч.2.

157. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977,- 200 с.

158. Марченко М.Н. Политическая организация общества //Вопр. философии, 1987, N 12,- с.119 133.

159. Меликсетов А.В. Можно ли определить модернизацию КНР в конфуцианских понятиях? // 21-я науч. конф. "Общество и государство в Китае". Тезисы докладов. Ч.2.- М.: Наука,1. ГРВЛ, 1990,- с. 211 220.

160. Место и функции национальных художественных традиций в современном искусстве. По материалам сов.-кит. науч. конф. (Пекин, 1-4 сентября 1989 г.) М.: ВНИИ искусствознания, 201 с.

161. Методологические аспекты изучения истории духовной'культуры Востока.- Улан-Удэ, 1988.

162. Молодцова Е.Н. Принцип трансляции знания в традиции и в современной научной культуре // Традиции и революции в истории науки,- М.: Наука, 1991.- 264 с.

163. Момджян. К.Х. Социум. Общество. История.-М.: Наука, 1994. -239 с.

164. Мотрошилова Н.В. Наука и ученые в условиях современного капитализма. М., 1976.

165. Мэмфорд М. Мир машины // Утопия и утопическое мышление.-М.: Прогресс, 1991.- с.79-97.

166. Нарский И.С. О традициях в истории философии // Вопр. философии, 1961. N 6. - с.54- 63.

167. Нежметдинова Ф.Т. Политические традиции социалистического общества: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -Казань, 1987.

168. Немченко Л.М. Художественная традиция: сущность и функционирование: Автореф. дисс. . канд. филос. наук./ УрГУ-Свердловск, 1987.

169. Неновски Н. Преемственность в праве/ перевод с болгарского. М.: ЮРИД. литература, 1977,- 165 с.

170. Новикова Л. Духовное производство: источники, функции, механизмы. // Общественные науки, 1981,N5.- с. 131-146.

171. Новое в изучении Китая: Сб.ст. М.:Наука, ГРВЛ,1987-1988. Ч.2: Экономика, внешняя политика, философия.

172. Образование Китайской Народной Республики. Документы и материалы. М., 1956.

173. Обсуждение статьи Э.С.Маркаряна "Узловые проблемы теории культурной традиции" // Сов. этнография, 1981, N 2-3.

174. Оселедчик М.Б. О некоторых особенностях структуры и развития научной традиции// Традиции в познании и культуре.- М., 1986. с.И - 16.

175. Осичнюк Е.В. Идеал и деятельность.-Киев, 1981.181.0сичнюк Е.В. Общественный идеал и социальная сущность человека как философско-мировоззренческая проблема: Автореф. дисс. . доктора филос. наук.- Киев, 1982.

176. Основы политической науки. Часть 1, 2.- М.: 0-во "Знание" России, 1993,- 224с.

177. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий.- М.: 0-во "Знание" России, 1993.- 168с.

178. Основы теории политической системы.-М., 1985.

179. Павлов Ю.М. Социально-философские проблемы общественного развития ( на примере южноазиатского субконтинента)- М.: Изд-во МГУ, 1982. 296 с.

180. Павлов Ю.М. Традиции и общественный прогресс// Индия 1980. Ежегодник. М.:Наука.ГРВЛ, 1982. -с.235-250.

181. Переломов Л.С. Конфуцианские традиции и процесс модернизации Китая // Китай и мир, М., 1991.- Ч. 2,- с. 90-93.

182. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М. : Наука, ГРВЛ, 1981.

183. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба,- М.: Наука. Изд. фирма "Вост.литература", 1993. 440с.

184. Переломов Л.С., Кожин П.М., Салтыков Г.Ф. Традиции в социально-политической жизни Китая// Пробл. Дальнего Востока, 1983. -N 1.- с. 97-106.

185. Петров М.К. Мы через призму традиций// Народы Азии и Африки, - 1990.-N 2, с. ИЗ- 121.

186. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социо-логического исследования. М.: Мысль, 1982,- 220 с.

187. Плешаков К., Фурман Д. Общее и особенное в политическом и идеологическом развитии КНР и СССР // Мировая экономика и междунар. отношения, 1989.- N 12.

188. Политика: проблемы теории и практики.- М., 1990.

189. Политическая система КНР: 100 вопросов и ответов.- М.: Политиздат, 1990.

190. Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки.- М.: УДН, 1983,- 169с.

191. Политические отношения на Востоке: Общее и особенное / АН СССР. Ин-т Востоковедения,- М.: Наука, 1990,- 200 с.

192. Политические традиции КНР. // Информ.бюл./ Ин-т Дал. Востока АН СССР, N 20, Ч. 1-2.- М., 1980.

193. Попов А.П. Деформация политической системы КНР в период "культурной революции" (внутриполитические ситуации и политический режим) . Автореферат дисс. . канд.юрид.наук М.: 1976.

194. Проблема единства современного искусства и классического наследия: Сб.науч.ст. / Отв.ред.Целиков В.А.: АН СССР. Ин-т философии. Филос.о-во СССР,- М.,1988.- 160с.

195. Проблемы и перспективы развития КНР до 2000 г. М.: ИДВ АН СССР,•1985.

196. Проблемы культурного наследования в философской теории и практике современного Запада, М.: ИФ АН СССР, 1989.

197. Проблемы философии истории: традиция и новация в социокультурном процессе: Реф. сб. М.: ИНИОН, 1989.

198. Рахманин О.Б. Из китайских блокнотов: 0 культуре, традициях, обычаях Китая. М.: Наука. ГРВЛ, 1984,- 120 с.

199. Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби (Опыт критического анализа)- М., 1976.

200. Рационалистическая традиция и современность.- М.,1990. В 4-х тт.

201. Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Вып.1.-М.: Наука. ГРВЛ, 1991. 365 с.

202. Реформа политической системы КНР: Реф.сб./ АН СССР. ИНИОН, М., 1991,- 166 с.

203. Роль традиций в истории и культуре Китая.- М.: Наука. ГРВЛ, 1972.

204. Рудницкая Н.А. Виды социальных идеалов и их функция в обществе. / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1986.- 36 с. Деп.ИНИОН 24764.

205. Савинова К.Г. Общественные традиции производства: Автореф. дисс. . канд.филос.наук. ~ Саратов, 1973.

206. Савчук В.В. Новации и архаичные элементы сознания // Проблемы социально-гуманитарного знания.- Л., 1989.-с.122 142.

207. Сагадеев А.В. Стереотипы и автостереотипы в сравнительных исследованиях восточной и западной философии // Философское наследие народов Востока и современность. -М., 1983. с.11-41.

208. Самардак Н.Н. Философско-мировоззренческие аспекты формирования и функционирования общественного идеала: Автореф. дисс. . канд. филос. наук.- Киев, 1986.

209. Сверчкова Л.П. Место и роль духовного производства в жизнедеятельности общества // Философия и наука. Л.: ИЗД-ВО ЛГУ, 1975. - с. 147-150.

210. Серова С.А. Социальный идеал в пьесе Тан Сяньцзу "Сон о Нанькэ" // Китайские социальные утопии.- М.: Наука. ГРВЛ, 1987. с. 125 - 157.

211. Силичев Д.А. Философия. Культура. Гум/анизм. Анализ западных концепций, М. : МФТИ, 1992.-79 с.

212. Смоляков Л.Я. Интеллигенция, духовное производство и познание социальной сущности человека. // Вопр.философии, 1985. N 6. с.74-85.

213. Сморгунов Л.В. О сущности политических традиций // Вестник Ленингр. ун-та. Сер.Экономика, философия, право. -Вып. 2.- 1983. N 11.

214. Современные социально-политические теории.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 149 с.

215. Современный человек: цели, ценности, идеалы. М.,1988.

216. Социальная структура Китая: XIX первая половина XX в. - М.: Наука. ГРВЛ, 1990. - 436 с.

217. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., Наука, 1992. - 246 с.

218. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология.-М., 1976.

219. Структурные сдвиги в экономике и эволюция политических систем в странах Азии и Африки в 70-е гг. М.,1982.

220. Султанов К.А. Ценностные ориентации политической модернизации в КНР // Актуальные проблемы современных политических исследований. М.: МГУ, 1992. Деп.ИНИОН 46449.

221. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М.: Наука. ГРВЛ, 1985. - 781 с.

222. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

223. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления (докт. дисс.) Горький, 1973.

224. Сухарчук Г.Д. Социально-экономические взгляды Чан Кайши // Китай : поиски путей социального развития,- М.: Наука. ГРВЛ, 1979. 345 с.

225. Сычева Л.С. Гуманитарное познание как исследование традиций человеческой деятельности // Проблемы гуманитарного познания, Н., 1986. - с. 54 - 70.

226. Титаренко М.Л. Об истории китайской философии. Послесловие // История китайской философии.- М.:Прогресс, 1989. -с. 526-547.

227. Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М.: Наука. ГРВЛ, 1980. - 360 с.

228. Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера,- М.: Политиздат, 1986. 222 с.

229. Толстых В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма // Вопр. философии, 1978. N 2. с. 42 - 57.

230. Традиции в познании и культуре,- М., 1986,- 71с.

231. Традиции и инновации в духовной жизни общества.- М., 1986,- 193 с.

232. Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991,- 264 с.

233. Традиции и современность,- Севастополь, 1985.-335 с.

234. Туманов С.В. Общественный идеал: диалектика развития.-М.: Изд-во Моск.ун-та, 1986,- 200с.

235. Тюрин А.Ю. /реф.книги/ Би Цзяньхэн. Мао Цзэдун и традиции китайской философии.// Общественные науки за рубежом. РЖ. Китаеведение, 1993. N 2.

236. Тюрин А.Ю. Клан и религиозные традиции в китайской культуре // Общественные науки за рубежом. РЖ. Китаеведение 1991. N 1.- с.109 - 128.

237. Узловые проблемы истории докапиталистических обществ Востока: Вопр.историографии: Сб. ст. М.: Наука.ГРВЛ, 1990. - 259 с.

238. Уткин С.С., Шпак В.Ю. Функции социалистического политического идеала // Проблемы гуманизма и марксистско-ленинской философии. Ростов н/Д., 1977.

239. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн.лит.: Пер. с разн. яз./ Сост., общ. ред. и предисл. Чаликовой В. А, М. : Прогресс, 1991. - 405 с.

240. Ушков A.M., Дайнеко М.М. Методологические аспекты типологии социальных утопий // Вестн.Моск.ун-та, сер.7 философия, 1984 N 1. с.49 - 58.

241. Ушков A.M. Традиции социального утопизма и социалистаческий идеал в странах Востока: (На материалах Китая, Кореи, Японии, Вьетнама): Автореф. дисс. . доктора фи-лос.наук/МГУ им. М.В.Ломоносова. М. ,1986,- 44с.

242. Ушков A.M. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. М.: Изд-во МГУ, 1982.-184 с.

243. Фадеева Т.М. Социальные революции и традиции: точка зрения консерваторов // Социол. исследования,- М., 1991.1. N 12. с.26-38.

244. Федосеев Л.А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989,- 213 с.

245. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.-М., 1986.

246. Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1983.-270 с.

247. Философское наследие народов Востока и современность. -М. : Наука, ГРВЛ, 1983,- 245 с.

248. Философский энциклопедический словарь,- М.: Сов.энциклопедия, 1989. 815 с.

249. Фишман 0.Л. Некоторые проблемы традиционной китайской идеологии // Из истории традиционной китайской идеологии. М.: Наука. ГРВЛ, 1984. - с. 5-10.

250. Хмелько В.Е., Косолапов В.В. Социально-политические проблемы НТР и идеологическая борьба,- Киев, 1978.

251. Хомич Е.В. Культурная традиция, ее сущность, структура и механизмы развития. Минск, 1988. - 23 с. Деп. ИНИОН 36256.

252. Хоу Вайлу. Социальные утопии древнего и средневекового Китая. // Вопр.философии, 1957. N 9.

253. Цзя Дэчэнь. Место и роль традиционного искусства "цюйи" в современной "цюйи" // Место и функции национальных художественных традиций в современном искусстве,- М.:ВНИИ искусствознания, 1991.- с. 66-72.

254. Черняк B.C. Традиция или альянс традиций?: (Интеллектуальная революция в астрономии ХУ1 в.) // Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991. .

255. Чулиев П. Преемственность и ее роль в развитии культурных традиций: Автореф.дисс. . канд.филос.наук.- Ташкент, 1989.

256. Шан Цзюнь Шу (Книга правителя области Шан).- М.: Наука.1. ГРВЛ, 1968.

257. Шапиев Б. Соотношение национального и религиозного в обычаях и традициях. Ташкент, 1988.

258. Шацкий Е. Утопия и традиция: пер. с польского. М.: Прогресс, 1990. - 454.

259. Шенкман Б.И. Духовное производство и его своеобразие// Вопр.философии, 1966. N 12. - с. 113-123.

260. Шмыд Я. Понимание традиции у К.Маркса и В.И.Ленина и современность // Наследие В.И.Ленина и современность.-М., 1989. с. 268 - 275.

261. Эволюция идейно-теоретической платформы коммунистической партии Китая в 1976 1987 гг. // Информ.бюл./ Ин-т Дал. Востока N 9. - М., 1991.- 240 с.

262. Эволюция традиционных обществ: Синтез традиционного и современного. М., 1984. - 581 с.

263. Энтин Л.М., Энтин М.Л. Политология развития и освободившиеся страны. М.: 1986.

264. Этика и ритуал в традиционном Китае: Сб. ст. М.: Наука. ГРВЛ, 1988. - 331 с.

265. Ян Хиншун. Духовные традиции и борьба двух линий в китайской философии: (Некоторые мотодологические вопр.)// 18-я научная конф. "Общество и государство в Китае". -М., 1987.-ч. 1.- с. 32-34.

266. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы,- Киев, 1977.

267. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1-2.- М.: Изд-во ИНИОН АН СССР, 1991.

268. Abdel-Malek A. Civilization and social theory.- L.,1981. 214 p.

269. Bachhofer L. A short history of Chinese art.- L.,1947.

270. Bary Wm.Theodore de a.o. Sources of Chinese Tradition.-N. Y. L. , 1964. vol. 1-2.

271. Barу Wm.Th. de. The liberal tradition in China. Hong Kong, 1983 7., 122 p.

272. Bhagat G. Mao Tse-Tung: Mandarin or Marxist? // The Indian Journal of Political Science, Vol. XLV1, No.3, July Sept., 1985. - pp. 287 - 289.

273. Bodde D. China's Cultural Tradition. N.Y., 1957.

274. Cantlie A. The Concept of Tradition // Tradition and Politics in south Asia. Ed. by R.J.Moore. New Dehli, 1979.

275. Chang D. Wen Wei. China under Deng Xiaoping: political and economic reform. Basingstone, 1988.

276. Chen Shengqlng. Chinese legal culture: The traditional and contemporary // Asian thought a. society.- Oneonta, 1992. Vol.17, No.49. - p.3-8.

277. China's Four Modernizations.Ed. by R.Baum. Boulder, Calif., 1980.

278. Dorsey G. Understanding traditional Chinese Culture In terms of Chinese concepts. // Die philosophie In der modernen Welt. Frankfurt a.M. etc., 1988,- T.2.p.747-755.

279. Duara P. Culture, power and the state: rural North China. 1900 1942. - Stanford, 1988,- 336 p.

280. Knowledge and power In the discourse of Modernity: The Twentieth-century China //J. of Asian studies.- Ann Arbor, 1991. Vol.50, N1.

281. Frazer J. The Chinese. Portrait of People.- N.Y., 1980.

282. Gabal M.N. Tradition, culture and political change in China // Man a. development. Chandigarh, 1988. - Vol. 10, N2. - p.16-25.

283. Gregor A.J., Chang M.N. Marxism, Sun Yat-sen, and The concept of "Imperialism" // Pacific affairs, Vancouver, 1982, vol.55, N1,- p. 54-79.

284. Gu Fang. Intellectual schools and Chinese culture // Social sciences in China = Чжунго шэхуэй кэсюэ. -Beijing, 1990. N3. -p.115-138.

285. Handberg R., Liu Xingming. Science and technology policy in China: nat. strategies for innovation and change // Technology in society. N.Y., etc, 1992,- Vol. 14., N2.-p.271-282.

286. Harding. China's second revolution. Reform after Mao.-Washington, 1987.

287. He Zhaowu. The concept of natural rights and the cultural tradition // Chin.studies in Philosophy.- White Plains, 1990.: Vol.21, N4. p.3-33.

288. No Koon-Ki T. Several thousand years in search of happiness: the Utopian Tradition in China // Oriens Extremis.' -Hamburg, 1988. jg. 30, H.1983/1986.- p.19-35.

289. Human rights and political developments in China. -Washington, 1990.

290. Hsiao Cung-chuan. A History of Chinese Political Thought.-Princeton, 1979.

291. Huo Weiling. Patterns of behavior in China's foreign policy: The Gulf crisis and beyond// Asian survey . Berkeley, 1992. - Vol.32, N3. - p. 263-276.

292. Kaiming, Su. Modern China: a topical History. 1986.-279p.

293. Lieberthal K., Oksenberg M. Policy making in China: leaders, structures and processes.- Princeton- N.Y., 1988.

294. Louie K. Inheriting Tradition: Interpretation of the classical philosophers in communist China, 1949-1966,-Hong Kong etc.: Oxford univ.press, 1986.- XIV, 272 r.

295. Lujun Yin. The crisis of Hermeneutical consciousness in Modern China // J. of Chin.philosophy. Honolulu,1990.-Vol. 17, N4.- p. 401- 425.

296. Metzger Th.A.Continuities between modern and premodern China: some neglected methological and substantive issues // Ideas across cultures.- Cambridge (Mass.); L.,1990. p.263-292.

297. Moral education // China news analysis.- Hong Kong,1991. N1441.-p.1-9.

298. Needham J. Science in Traditional China: A Comparative Perspective.- Cambridge-Hong Kong, 1981,- p.14-25.

299. Nielsen D.A. Natural law and Civilizations: Images of heterodox ideals // Sociol.Analysis.- Wash., 1991.-vol.52, N1.

300. Political Theory today/ Ed.by Held D.- Stanford (Cal.): Stanford univ. press, 1991,- X, 360 p.

301. Popper K. Towards a Rational Theory of Tradition // Conjectures and Refutations.

302. Qian Wen-yuan. The great inertia.- L.etc.; croom helm. 1985 XII,- 155 p.

303. Shi Zhonglian. Neo-confucianism and the living spirit of China's civilization// Chin.studies in Philosophy. White Plaines, 1991.-Vol.23, N1.- p.74-95.

304. Shils E. Tradition Chicago, 1981.- VII, 334 p.

305. Smith R.J. The future of Chinese culture // Futures.-Guildford, 1989.- Vol.21, N5- p.431-446.

306. Tang Yi-jie. The relationships between traditional and imported thought and culture in China: from the standpoint of the importation of Buddhism //J. of Chin. Philosophy.- Honolulu, 1988.-Vol.15, N 4. p.415 - 424.

307. The scope of state power in China. L., 1985.

308. Tradition and politics in South Asia / Ed. by Moore R. J. New Dehli etc. : Vikas, 1979. - XV. - 266 p.

309. Tradition and progress in modern legal cultures. 1985,263 p.

310. Tradition, values and socio-economic development. Joseph J.Spengler, Wilbert E. Moore, Bert F. Hoselitz (a.o)/ Ed.by Ralpf Braibanti and Joseph J.Spengler. Durhan, Duke univ. press; London, Cambridge univ. press, 1961,Vlll. 305 p.

311. Traditional attitudes and modern styles in political leadership. Papers press to the 28 Intern, congr. of orientalists under the convenorship of J.D.Legge.- Sydney e.a. Angus and Robertson, 1973, XI. 104 p.

312. Traditional China. Ed.by J.Т.е.Liu and Wei-ming Tu. Eng-lewood Cliffs (N.Y.), Prentice Hall, 1970, Vlll. 197 p.

313. Wei Leeming. Science, technology bring great changes // Beijing rev. 1991. - Vol.34, N 43. - p. 12-16.

314. Whalley S. History of the Chinese Communist Party.-Stanford, 1987.

315. White H. The Fite of independent Thought in Traditional China // J. of Chin. Pnilosophy.- Honolulu, 1991. vol. 18, N 1.

316. Wilson R.W. Political Authority as Moral Entrepreneurin China.// Issues and Studies, V.12, 1976, N 2. p.1 -15.

317. Yang Disheng.China's traditional mode of Thought and Science: a Critique of theory that China's traditional Thought was primitive Thought // Chin, studies in Philosophy. White Plains, 1990/91. - Vol.22, N 2. - p.43-62.

318. Yung Sik Kim. Some aspects of the concept of Ch'i in Chu Hsi // Philosophy East a. West, Honolulu, 1984, Vol.34,1. N 1, p.25-36.

319. Zhang Liwen. A Tentative discussion of the Duality of Modern Chinese bourgeois Philosophy // Chin, studies in Philosophy. White Plains., 1985.- Vol.17., N.I.pp.45- 69.

320. Бу Цзиньчжи. Кун-цзы юй чжунго чуаньтун вэньхуа. (Конфуций и традиционная китайская культура). Женьминьжибао, 10.11.1989.

321. Кунцзы дань чэнь 2540 чжоунянь цзинянь юй сюешу таолунь хуэй тияо (Тезисы докладов международной научной конференции, посвященной 2540 годовщине со дня рождения Конфуция). (10.07 10.10.1989). Т. 1-2. Пекин, 1989.

322. Цюй Тунцзи. Чжунго фа люй юй чжунго шэхуэй (Китайский закон и китайское общество) Пекин, 1981.