автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Народные традиции в становлении и развитии этнического самосознания
Текст диссертации на тему "Народные традиции в становлении и развитии этнического самосознания"
Казанский государственный университет
На правах рукописи
ГАЛИУЛЛИН ИЛЬШАТ ТАЛГАТОВИЧ
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Научный руководитель: действительный член Российской академии социальных доктор исторических заслуженный деятель Рахматуллин Э.С.
наук,
наук, профессор, науки РТ
Казань
- 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................3
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования народных традиций как духовно-нравственного потенциала народа.................14
Раздел II. Своеобразие .народных традиций в историческом преломлении..............................45
Раздел III. Роль религии и национальной культуры в формировании и сохранении этнического единства.......................................108
Заключение.....................................149
Список использованной литературы...............160
Введение
Актуальность темы. В 90-е годы XX века Россия вступила в новый период своего развития. Отказавшись от прежних социально-экономических институтов, насаждавшихся в стране после 1917 года, она приступила к новым социокультурным, экономическим и политическим преобразованиям, основанным на рыночной системе хозяйствования.
Однако не все из намеченного удалось выполнить. Современное российское, в том числе и татарстанское общество, находится в переходном состоянии без четко выраженного вектора изменений и перспектив обновления.
В этом свете представляется весьма актуальным необходимость осмысления прошлого наследия, в том числе проследить пройденный путь и содержание народных традиций как институтов морально-этических норм поведения, отношений между народами.
За последние десятилетия общественные науки достигли определенных рубежей в осмыслении и обобщении того огромного опыта, который был накоплен народами нашей страны за годы их совместного сосуществования. Стимулом для углубленной разработки комплексных проблем социологии и развития научных исследований в целом стали попытки демократических преобразований, в результате которых усилился интерес к этнической истории, культуре, языку и национальным традициям народов.
В результате исследований ученых-социологов четко определились некоторые пути изучения истории
и современного состояния общества на основе единства теории и практики.
Углубленное осмысление роли народных традиций в становлении и развитии этнического самосознания является одним из объектов исследования социологии, что связано с новым подходом к историческому прошлому и, как уже отмечалось, с теми изменениями, которые происходят в жизни современного общества, когда рушатся или меняются вековые представления о морали, нормах поведения и человеческих взаимоотношениях. В конечном счете, эти изменения вытекают из экономической структуры и политической системы государства, от связи с образовательным уровнем населения и т.п. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что народные традиции во все времена оказывали и будут оказывать определенное влияние на формирование и трансформацию общественного сознания.
Если зарубежные общественные науки на протяжении длительного времени ведут исследования по осмыслению народных традиций, где сложился свой категориальный аппарат, найдены общепринятые методы и принципы изучения данного явления, то в отечественной социологии отношение к народным обычаям и традициям было до недавнего времени крайне неоднозначным, противоречивым, а иногда и отрицательным. Дог-матизация и абсолютизация классового подхода, позднее - идея создания единого советского народа с языком межнационального общения привели к затушева-
нию и нивелировке народных традиций как институтов воспитания, норм поведения и морали.
В условиях полного господства идеологии над наукой не могло быть и речи о планомерном изучении и историческом научном осмыслении данного феномена, получении сколько-нибудь реальной картины развития национальных традиций на современном этапе. Лишь в конце 80-х - начале 90-х годов были сняты идеологические запреты на изучение национального этнического наследия, народных традиций как символов и ценностей исторического прошлого.
В последнее десятилетие различные социологические научные центры стали больше уделять внимания изучению самобытности и неповторимости каждой из наций, населяющих РФ, что вполне объяснимо происходящими в стране социально-экономическими и политическими изменениями, приведшими к разрушению старых, канонизированных представлений о народных традициях, как о косных, устарелых и даже реакционных.
Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что по данной проблематике в отечественной социологии еще только складывается категориальный аппарат и методы исследования, в научных работах преобладает первичное накопление эмпирических данных, иногда без соответствующей обоснованной теоретической интерпретации. Данная работа является, на наш взгляд, одной из первых попыток социологического исследовани'я народных традиций с применением научных методов и принципов. Необходимо
учесть и то, что традиции характеризуются изменчивостью, постоянным обновлением, потерей одних свойств и приобретением других черт, вытекающих из преобразований в структуре общества и уровня жизни, ростом этнического самосознания народа, дифференциацией в образовательном уровне.
Противоречивое развитие народных традиций в условиях переходного периода определяется промежуточностью, зыбкостью их границ, чем обуславливается сложность их теоретического осмысления. Учитывая эти обстоятельства, есть основания для того, чтобы выдвинуть гипотезу о существовании актуальной научной проблемы осмысления народных традиций в историческом преломлении на примере Республики Татарстан.
Сложность изучения данной проблемы определяется и тем, что народные традиции в свою очередь делятся на предметные, непредметные или абстрактные. Предметными называются те традиции, которые обладают определенной конкретностью, т.е. обычаи, нравы и другие аксессуары бытия народа, а непредметные носят общий, "интернациональный" характер.
При определении роли национальных традиций в развитии этнокультуры народов и наций необходимо учитывать:
а) - социально-психологические факторы:
б) - внепсихологические, т.е. социально-экономическую и географическую среды. Эти условия, являясь частью национальных традиций, выступают как составные по отношению к своим внутренним элементам.
Степень разработанности проблемы. По данной теме в отечественной социологии еще только складывается категориальный аппарат и методы исследования, в научных работах преобладает первичное накопление эмпирических данных, иногда без соответствующей обоснованной теоретической интерпретации. Правда, изучению методологических проблем социологии, в определенной степени связанных с поставленной проблемой, посвящены работы Аитова H.A., Арутюняна Ю.В., Здравомыслова А.Г., Иванова В.И., Рукавишникова В.О., Заславской Г.Е., Зборовского Г.Е., Ра-даева В.В., Руткевича М.Н., Шахназарова А.Н. и др.1
Определение роли народных традиций в становлении и развитии этнического самосознания в той или иной степени становились объектом исследования не только социологов, но и педагогов, этнографов, фольклористов, культурологов, ибо рассматриваемый круг проблем находится на стыке смежных наук.
Вторую половину 80-х и 90-х годов XX века можно охарактеризовать как единый этап более активного изучения и усвоения отечественными учеными огромного опыта мировой социологии, классических теорий по межэтническим отношениям и созданием своей системы с учетом специфики, своеобразия жизненной среды народов РФ. На развитие современной отечественной социологии серьезное влияние оказали работы М.Вебера,
1 См., напр.: Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997; Арутюнян Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР. - М., Наука, 1987; Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. - Екатеринбург, Изд.УГУ, 1992.
П.Сорокина, Т.Парсонса, К.Дэвиса, У.Мура, Г.Ленски, Р.Дарендорфа и др. На общем фоне развития социологической науки особенно заметны успехи социологов Татарстана. В монографических работах и проблемных исследованиях, в кандидатских и докторских диссертациях М.А.Нугаева, К.Т.Гизатова, Э.С.Рахматуллина, Т.Г.Исламшиной, В.В.Иванова, Э.Р.Тагирова,
М.X.Фарукшина, Д.М.Исхакова, Р.С.Хакимова,
В.К.Падерина, А.Г.Воржецова, Ю.Ю.Комлева рассматриваются актуальные теоретические проблемы истории и теории социологии, освещаются отдельные периоды и перспективы ее развития. Татарстанские социологи от постановки общеметодологических задач и осмысления фактов и явлений, лежащих как бы на "поверхности" общественных процессов, переходят ко все более глубокому историко-теоретическому осмыслению проблем социологии, этнологии, конфликтологии.1
Народные традиции и их роль в становлении и развитии этнического самосознания народа рассматриваются в коллективном сборнике "Проблемы лингвоэт-ноистории татарского народа" (Казань, 1995), в исследованиях последних лет Э.Тагирова "Татарстан: национально-государственные интересы" (Казань, 1995), Т.Исламшиной "Этнические ценности полиэтнического общества" (Казань, 1996), Д.Исхакова
См.: Современные национальные процессы в Республике Татарстан (Ред.кол., отв.ред. и сост.Д.М.Исхаков). Вып.2. Казань, ИЯЛИ, 1994; Татарстан на перекрестке мнений: проблемы, тенденции, перспективы. - Казань, Изд.Верх.Сов.РТ, 1993; Татарстанская модель: мифы и реальность (Под ред.акад.Э.Р.Тагирова). - Казань, 1997 и др.
"Проблемы становления и трансформации татарской нации" (Казань, 1997 ) . В этих и других работах по-новому освещаются концептуальные аспекты истории формирования у татар этнического самосознания.
Достаточно высокий уровень теоретической мысли, задачи комплексного подхода к осмыслению проблем народных традиций настоятельно требуют продолжения исследований в свете теории отражения, целостного и углубленного анализа проблем, связанных с формированием и развитием новых социально-национальных отношений между народами. В связи с этим приходится констатировать, что, несмотря на наличие достаточно большого количества работ, затрагивающих актуальные проблемы становления и развития самосознания этносоциальных групп, нет еще целостного типологического исследования, в котором на основе реальной практики современности была бы изучена вынесенная на рассмотрение проблема. Известно, что без теоретического осмысления диалектики социальных процессов невозможно понять как сущность того или иного периода общественного развития, так и специфику поступательного движения. Очевидно, что состояние разработанности указанной проблематики определяет необходимость перехода от анализа эмпирических компонентов к более глубоким теоретическим обобщениям.
Известный американский социолог Нейл Смелзер, "на работах которого выросло целое поколение социологов-шестидесятников, ставших впоследствии лидера-
ми различных школ и направлений в нашей социологии 70-80-х годов"1, к социальным институтам относит такие категории, как семья, образование, религия, экономические и политические системы. Национальные традиции охватывают широкий спектр не только семей-но-бытовых отношений, но и религию, историческое развитие каждого из народов, государственные устройства и т.п. Правда, нетворческое и бездумное перенесение западных теорий к нашим условиям не всегда дает ощутимые результаты. Так, механическое применение теории конфликтов, межэтнических отношений, разработанные Г.Зиммелем и другими зарубежными учеными и выводы, сделанные из анализа жизни стабильных обществ, не всегда приложимы к нашим реалиям. Прав А.В.Дмитриев, подчеркнувший, что "механическое соединение традиций марксизма и западной конфликтологии вряд ли осуществимо в классическом виде"2.
Объект исследования: народные традиции.
Предмет исследования: влияние народных традиций на становление и развитие этнического самосознания.
Цель исследования: проследить процесс становления и развития, богатство и многогранность народных традиций и их роль в развитии самосознания этноса.
Задачи исследования:
1 Ядов В.А, Нейл Смелзер и его лекционный курс. В кн. : Смелзер Н. Социология. - М.: "Феникс", 1994. - С.5.
2 Дмитриев А.В, Конфликт на российском распутье. - Социологические исследования, 1993. - № 9. - С.3-4.
- раскрытие народных традиций как части общекультурного, духовно-нравственного потенциала народа;
- осмысление своеобразия народных традиций и их воздействие на межэтнические отношения в социально-историческом аспекте;
- определение связи народных традиций с религией, этносоциальными особенностями, бытом, духовной сферой;
выработка принципов нравственно-этического отношения к действительности, формирование активной творческой личности, опираясь на народные традиции народов Республики Татарстан.
Научная новизна и практическая значимость работы заключается, во-первых, в осмыслении роли народных традиций в становлении и развитии самосознания этносов; во-вторых, в реализации нового подхода к исследованию этно-культурного наследия в современной социологии, а именно, в работе народные традиции подразделяются на уровни, типы, формы; в-третьих, в раскрытии значения народных традиций в стабилизации межэтнических отношений в Республике Татарстан.
Теоретической и методологической основой диссертации явились труды российских, в том числе та-тарстанских, и зарубежных социологов, а также исследования по истории, этнографии, политологии и психопедагогике.
В основе данного исследования лежит сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить общие закономерности развития народных традиций в прошлом и в настоящем. В зависимости от характера рассматриваемых проблем используются и другие принципы и приемы анализа, позволяющие раскрыть содержание и структуру народных традиций, оказавших существенное воздействие на становление современных межнациональных отношений.
Информационную базу составили материалы социологических исследований по Республике Татарстан и Российской Федерации, материалы центральных и местных периодических изданий, источники по истории татарского народа, религии, мифологии, фольклора, языковой политике, а также результаты собственного эмпирического исследования.
Апробация исследования. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и разработке концепции этнополитики в Республике Татарстан, деятельности министерств культуры, печати, подготовке спецкурсов в высших и средних учебных заведениях. Они также могут быть использованы при изучении социологии как ведущей обществоведческой науки.
Тема диссертации органически вписывается в общее русло развитий социологии как научной отрасли и тесно связана с планами исследований Казанского государственного университета и Академии наук РТ.
Результаты исследования были изложены на итоговой научной конференции Татарского гуманитарного
института (1996) и конференции молодых ученых института истории АН РТ (1997) и легли в основу следующих проблемных статей: Роль религии в формировании этнического самосознания народа и развитии национальных традиций. Ученые записки Татарского гуманитарного института. - Казань, 1997. - № 2; Межэтнические отношения и национальные традиции. Аспекты гуманитарных исследований. Ученые записки.
- Казань, 1998. - № 3; Еще раз о дастане "Идегей" .
- Мирас, 1999. - № 1.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования народных традиций как духовно-нравственного потенциала народа
Основу методологии и методики данного исследования составляет положение социологии о том, что национальное есть результат образно-эмоционального восприятия мира в исторически сложившейся жизни народов в его неповторимой определенности. И в связи с этим, необходимо отметить различные формы существования народных традиций. Однако они, проявляясь у каждого народа по-своему, имеют близкие в гносеологическом отношении параметры движения и трансформации. В развитии национального самосознания нами выделяются следующие ступени :
национальные чувства, эмоции, переживания. Они составляют низшую ступень национальных традиций и отражают психический склад мышления того или иного этноса в процессе его социализации. Они связаны с восприятием и влиянием географической среды. "Первичные" формы проявляются �