автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Народный костюм туркменок Ахала в конце XIX—XX в. (историко-этнографический очерк)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Народный костюм туркменок Ахала в конце XIX—XX в. (историко-этнографический очерк)"
АКАДЕМИЯ НАУК ТУРКМЕНИСТАНА ИНСТИТУТ ИСТОРИИ им. Ш. БАТЫРОВА
п • .>
0 л
На правах рукописи
БАПРИЕВА Аджап Джумаеена
НАРОДНЫЙ КОСТЮЛ1 ТУРКМЕНОК АХАЛА В КОНЦЕ XIX—XX в.
(историко-этнографический очерк) Специальность 07.00.07 — этнология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ашгабат - 1994
Работа выполнена в Институте истории им. Ш. Батырова Академии наук Туркменистана.
Научный руководитель:
Оразов А. — доктор исторических наук.
Официальные оппоненты:
Джикиео А. — академик, доктор исторических наук. Нурмухамедов К. — кандидат исторических наук, доцент.
Ведущая организация (предприятие) — Туркменский государственный университет им. Магтымгулы. __
Защита« диссертации состоится994 г. в часов на заседании Специализированного совета по защите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук в Институте истории им. Ш. Батырова АН Туркменистана.
Адрес: 744000, ш. Ашгабат, центр, ул. Гоголя, 15, Институт Истории АН Туркменистана С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Академии наук Туркменистана. Гоголя, 15.
Автореферат разослан «о^-» __ 1994 г-
Ученый секретарь Специализированного совета,
кандидат исторических наук д./,---> Г. А. КАРАДЖАЕВА
\JpLjb
■ 3.• ■ ;
I. ОБЩАЯ ХЛРАКТ ЕРЖТ ИкА РАБОТЫ - /' ' .
Актуальность иссле.довапкя. Оде;?да народа представляет собой цаннеижш материал для изучогпгя его истории. Бресте с жилищем-, орудиями труда, лицея и утвпрпо она составляет вшхну» часть материал!— ко»; культуры. Изучение одоздн помогает разобраться л вопросах этногенеза л этнической истории, до известной степени освещает-вдеоло-' гию и культуру народа, указывает на производственные и социальные отношения. Традиционный туркменский костюм не представляет-собой чего-то застываего,статичного. Он складывался в течение веков и . развивался непрерывно ка всем протяжении истории народа, отражал в себе национальную специфику его культуры п бита, образа гизнл в цело:,!. *
Эволюция одеяда туркменского народа с древнейлах' времен до. нзагах дней является как бы зеркалом, -в-котором отражается- вся его история. Ода-ада у катдой этнической'группы туркмен обладала свое-' образней, которое проявилось не только в стиле -и технике,"но а в ее типах. Одсзда туркменок, несмотря на локальные различия,-в делом имеет общенациональны;! характер. .Она отлетается большой красочностью, изяществом'орнзиентз,'.богатством красок.
Традиционная одезда туркменок представляет собой довольно слоеный комплекс. Основу этого комплекса обставляли разнообразные по своему назначению компоненты: нательная, поясная и верхняя. Классификация, одеэды , построенная на основании анализа п сравнения покроев в диссертации позволила нам выявить основные ее типы я локальные варианты у отдельных этнических групп туркмен изучаемого
региона* ' '. >-."•-
Бее это обусловило актуальность "исгорико-этногра^ического изучения туркменского женского ко'стюма, его традиционных £орм, сложившихся веками.
Цель а задачи исследования. Выбор темы данной диссерт->:;кл обусловлен потребность» изучения историл'тург.к-зкского венского
костюма, • которыл претерпевает глубокие изменения в наши дни в процессе развития общества к взаимовлияния культур соседних народов,
"В диссертационной работе ставится задача выявить основные ткни и -лок'альша варианты повседневной, праздничной и обрядовой одежды туркменок Ахала, проследить процесс изменения отдельных форы и •деталей с конца XIX в. до наших дней,
_ Основные задачи диссертации заключаются в следующем:
дать подробное этнографическое описание неродного костюма туркменок Ахала в конце XIX-XX вв.;
-'.проследить эволюцшо и характерные особенности женского костюма изучаемого региона методом сравнительно-исторического анализа;
• - дать характеристику традиционным.техническим способам изготовления тканей; ' :
- систематизировать и классифицировать' народную женскую одежду , ввделив- её основные "типы;
- определить ареалы- Сцтоивш'л тех дли иных -вадов кенскол одея-ды; ' - : . .
- выявить ранние <1>орьш технических и художественных, приемов в женской одежде и'их сеязь с современное одездо^;
^ показать функциональное назначение видов жеискол одежда, их место в быту', обычаях и оОрлдах туркмен.
Методологической и теоретической основой исследования явились основополагающие, труды ведущих'учешх-этнограуов Ю.В.Броклея, Г,Е.Маркова,'С.А.Токарева, TU.iünaüKo', а также специалистов по ' изучению одежды народов Средней Азии и Казахстана О.Л.Сухаревой1,
I Сухарева O.A. Уникалыше образцы'среднеазиатской одёвды ХУП в.
//Традиционная культура народов Средней Азии.'Л.,, 1970." '"
• -ь. -
Г.Ц.Ьасгаиего^, А.О.Гогг-от> Н.11 Лобочовой3, КЛ!.Лнташно8*,
с П
А.К.11 псарчшс , Н.Г.Геге'п-Торн", о.п.Ь'.лрокояоа . В методологическом и методическом плане мн руководствовались такяе роботами туркменски ученых-этногрэтов К.Овегбердыора8, А.Оразовз®, А.Ллсякпевп10, Д.Свезош13-, К.ЦурмухакедоЕа^, БгбадчаноЕа*®, К.Нкязкличева*'*, Ч.Язлыева15.
1 Васильева Г.П. Туркиенн-нохурли. //Т!Э СЗС, Г.1., 1954, т.Ш» ТЛ.
2 Морозова А .С. Тл«к»тк?к одежда ггорол половины Х1Х-яая.ХХ-в. //Заияхия и быт шродск Сродно.: Азпп. ССС. I., 1971; Она.же. Традиционная народная одежда туркменок //Традиционная одетда народов Средней Азии и Казахстана. М., 1989.
3 лобапсез Н.П. К истории среднеазиатского хостшо Донские голов-1:ыо ноквдки-холатц/ //СЭ. 1965. Л б. '
4 Антипина К.И. Особенности материальной культура и прикладного искусства шкнх киргизов. Фрунзе, 1562.
5 Писарчис А.К. О народной прикладном искусстве Таджикистана //Искусство таджикского народа. Душанбе. 12о0. •
6 Гаген-Торп Н.Г. Капская од езда народов Еоволжи. Чебоксары.1960.
7 й'ироковз 3-Й. Традиционная п современная одатда яевдия горного.
■ Гздаткиетанэ. Душанбе. 1976» '
3 Овззбещиев К. Матепгалы ко этнографии туркмеи-езрыкоэ Пендинского оазиса /("£ИИАЭ Ай ТССР, 1352. _
9 Ооазов- А. Материальная культура прябалханских'гурккен в коше XIX - нач. XX в. //Исследования по•этнографии туркмен. Ашхабад, 1965. . ' • •
10 Дяпкиев А. Этнографический'очерк населения Юго-Восточного Туркменистана. Апхсбзд, 1972. .
XI Овезов Д.. Население долины Чандыра я Среднего течения Сукбара. Ашхабад» 1976. ..
12 Нурьуха-чедов К. Этнические процессы и расселение ту'рккен в ХУИ-Х1Х в. Ашхабад, 1979. • ■
13 Бабадаанов ?. Семья и свадебные обряди тедженских туркмен в конце XIX - нач.XX в. Аахабад, 1980. '
14 Киязклычев К.-Туркмоян-чоддурн //Дга.и авторе?.., М.» 1963.
15 Язлыев Ч. История и хозяйственное развитие населения среднего ЕДЛРЕзба /XIX - начало XX В./, Амхабзд, 1935.
■ Степень изученности теш. Специальных монографических исследований, посвягценикх изучению датой проблемы сих пор нет. Однако проблему этнической и социальной истории туркменского народа издавна-привлекали внимание ученых и путешественников, в работах которых содержались .лишь сведения об одеаде туркмен рассматриваемого периода-. ••*
Накопление материалов о туркменской од езде е литературе нача-• 'лось'-еще в/средние зека, со времена путешествий в Среднюю Азию Плано Карпшш, Гнлыша Рубрука1, Марко Поло2 и др. Они оставили очень шггересные в ценные фактические данные об одеаде туркмен.
НекЬторне сведения о туркменской, в том числе женской, встречаются в трудах' и путевых заметках дореволюционных авторов, посещавших Среднюю Ази© б разное время. Одежда опксиЕается в них как часть ' общега впечатления о кудьтуре народа, воспринятая с точки зрения эстетики и экзотичнее?*!. Они не,дают целостного представления о традиционном костюме турккен, о" его формах и типах. Тем не пенсе даже фрагментарные сведения этих авторов а мимоходом брошенное замечание представляет- для нас ценный-в-раде случаев уникальны* источник .
Особую группу источников составляет археологический материал, костюм древних и средневековых изображений человеческих 'Ъигур на росписях, статуях в кадкой скульптуре, монетах. Не менее ваанш историко-эткогра.^кческиа источником являются-художественные произведения, в частности для Средней Азии - миниатюры, иллюстрирующие многие восточные рукописи.- ■
Источниками дисс.ертацюцно*1 .работы-'дослужили главным образок полевые этнографические материалы,'собранные автором в 1981-1993 годах в Ашгабатскок, Гяур'ском, Гоктещшскои, Еахарденскок,.Гызыл-
1 Путешествия в восточные страны План о Карпшшу Гильома Рубрука.
М., 1957. , " '.
2 Книга Марко Боло. Алма-АтЬ; 1990-.
■ ;
зрйатном, Тедаеиском, Гззонздикском и других этрапах. Турмеякста-на. ' "
В ходе полевых этнографических работ на !,:естах были сделаны • обмер, чертеж разных еццое нательной, верхней, поясной одездн п :гх покроев. Занималась такке статическим методом собирания материала,' кнон били просмотрены десятки а сотки однотипных одезд.
Иного ценных сведения получено от информаторов преклонного "возраста, специально гыбкрявалкся наип из числа яякболез осведомленных. В ходе полевого этнографического изучения било опрошено десятка пожилых, наиболее опытных мастериц по шитью, кройке, еызеезнпп, непосредственно наблюдала за процессом изготовления.краойтелой пряки /Нохур, Бзхагден/. её окраской-, техническими пркекамп; записана терккнологгл различных котиеое-узоров орнамента,- пх этническая принадлежность.- Почти поисекестио производилась зврпсовка и прорисовка различных орпгг/ентальных предметов'одезян. Ценность ползеьпг материалов в том, что многое сохранилось только в пакятп.л*дея' в стало достоянием диаь в результате яичках контактов. Несютря на отрывочные рассказы шформаторов, их..сведения очень ценны.
Особую ценность для нашего исследования представляют этнографические фотоколлекций талантливого я самобытного художника С.М.Ду-дина, зафиксировавшего в них основные черти жизни народов Средней Азии, в ток числе Туркменистана в начале XX в. Эти снимки сделан-нв ям среди текущее Ахала, Мерва, Тедаена в. 1901-1903 гг.
Важным фотографическим поточнекои для выявления и уточнения различных типов одежды явились материалы орхивнкх фотодокументов Центрального Государственного архива г.Ашгабата, богатая фототека Туркменского национального цузея истории п этнографии.
В диссертационной работ»? нами широко ксдашзошгк фольклор».« материалы /исторические предешия, пословгаш, поговорки/, щ-оазгед»-шш ¿вдалпба,- ".Гзхтуикула, Лллйнепесо а лр. На осногщпа о^оСряшшх нз:-:п иллюстративных катериелог- состаьлчик Б а-лссгте, тяЗякиа гея-
растного взкеаеша турккевскон жоискол одеада £ покрое, иатериале, вшивке, украиеянях, которое также ваеат определенную научную зтио-графическур ценность. '
, Автором составлен гаижо глоссарзЛ на основе даннях о туркмен-скол одеэде,.который прилагается к диссертации, вводеди в научный оборот иного неизвестных ранео сведении.
Научная новизна. исследования состоит в то;.:, что впервые все-• сторовно исследуется 'эволюция одной из ваше. отраслей кятвравльной культуры - народной женской одееди. Опираясь на данные ппсьмешшх источников и этнографические катераала автором более полно и детально освещаигся дрешае форма народной- аевской од езды, показывается процесс взк&нения ее отдельных деталей. Б работе рассматриваются также обычаи; , обредн и ратуалы, связанные с одездол, з то;.: числе 'свадеб»шм.коста»и /верхней одеддн, головного убора, украшении/.
Практическая значимость исзледоь-ания. закатается в тон, что материалы диссертации моанэ ясвользовать ъ написании обоСщгрлрк трудов по ксториа культурц туркменского народа, а иллюстрации могут пригодиться для разработки юделеЗ современно;! одезды на осно-* * ' '
не элементов национального; костщэ. Материалы диссертации.ьюгут Сыть использованы тааке ври чтении спецкурсов в пузах страны, лекций для модельеров, и работников с^ерц обслуживания п др.
Апробация работа и пубтимапии,- Результаты исследования были доложены авторок в раде научных: докладов и сообщений: на 29-ол' сессии Постоянной. Щздународной'Алтаистическои конференции /Р|ДС/ /Ташкент,1986/; на 1 Всесоюзной Тюркологической конференции /Фрунзе, 1988/; на Всесоюзной научной сессий 'по итога?.: полевых этнографических и антропологических исследования 1928-1990 /Алма-Ата,1990/, региональных среднеазиатских; й республиканских- научно-теоретически и научно-практических конференциях и совещаниях в Ашгабате. Основное содержание и "выводи диссертации изложены в опубликованных
брошюре и свыше 25 научных статей и тезисов докладов'. ~ '
Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела этнографии и Ученого совета Института историй Академий наук Туркменистана.
Структура работы . Диссертация состоит из введения, д'вух глав,, заключения, глоссария и примечаний. Она снабжена библиографией, списком информаторов, альбомом рисунков и 1втогра$кй, чертежей покро'ев одежды. ' ,
ОСНОВНОЕ ССМКШШ РАБОТЫ . '.■••."
Бо введении дается общзя характеристика диссертационной ра-" бота, обосновывается актуальность темы, показывается ее раучнзя значимость и ноеизнэ, цель и задачи исследования, дается обзор источников я литературы. • '
' Прврря глава - "Нательная одезда'*, .в которой обстоятельно характеризуется техника изготовления одежда, дается подробное описание её' покроя и способов, делается' попытка определить среду и г-ре-гая-бытования, ь, тахяе ареал географического, распространения того ила шюго вида-одежды,' отдельных её элементов. ; .
Традиционную одежду женщин Туркменистана объединяет общий, олозшзяйся в 'давние времена способ кроя. В эволотии кроя туркменской традиционной женской одезды получил наиболее полное.отражение один из важнейших народных принципов создания одежды-рашюнальность, определяемое '¿¡у^сциональньш назначением, техническим!) возможностя-кя, преемственностью традиций, Издавна выработанный крой женской, одезды, но требующий особых сложностей для всех возрастных групп
не менялся кяогпе года к передавался пз.поколения в поколение.
... ^ -
В разделе "Традиционное платье Туркменок" - основной гад нл-т ель но а одозды, из которое, по неявку - кненпа, раз£1«яс1 го?' остальные гпдн одежды:' распп'ипше наплечные 'хаяатн, наколовши халати-ва-кпдки. В прошлом туркменки носйля платье'."кейнек" э кпчость"! рерх-не« одеад».- Платье било основной и едшкйвейябй кпк поссояиагиой.
10.
так и выходной од ездой женщин,
В изучаемый.период все наследованные наш\ .кенскае платья разделены на два тщш:"янлы каднек" /XIX в./, "я- дгз кошек" /196090. гр./.'.Платья первого типа шила вручную из кустарных тканей, покрой прямой, широкий, рукава прямые, широкие. Начиная с первой четверти XX.в. платья немного изменяется: покрой прямым станом спереди.и сзади, рукава суженные к запястью, со швом на плечах. Б 136С-70 гг. нами отмечено появление-выкройного платья "янсыз коП-нек" без боковин, с округленной дрсймой рукава, разрезной-скошенной линией'рлеча, выкроенный во &орме руки рукавов. Ноеый покрой платья первоначально утвердился в Ашгабате, позднее - Гызыларвате и другие городах, ресцублихи,. ..."
• Одеада-колодых аенщин и девушек за посленее десятилетие развивается, в -йогом направлении, модернизируется. Ь платье при прежней длине, до щиколоток, введены новые детали: оно узко'в талии, рукава до запястья ввдаваатся,'появились вытачки, подчеркивается индивидуальность фигуры, - Платье шьют из фабричной ткани как дома, ■ так и на заказ в ателье, но при атом каждое платье непременно украшается орнаментальной ручкой шишкой ели художественней машинной строчкой.
В 80-х гг. выкройное платье настолько вошло в быт туркменок, что стало проникать и в'отделенные села. Но сельские туркменки не сразу могли перейти в'новому 'фасону . У них были более устойчивы старые-традиции,,в том чгсле этнические и религиозные предрассудки среди шаилых квнщиц, -сыракащих .общзе негативное'отношение появде-н» вакройных платьев, считающих .грехом; делать боковые швы "тикин ери". Но вкуса*; -мода и--время берут'св.ое, " . ■:■ ■ ;
' Итак, традиционные фермы сохраняются в' общем комплексе женской одежды: в покрое, г» выборе цвета,- манере нощения. Б наши дни устойчиво сохраняются'" архаичные формы народной одеада только,у сельских ненщш старшего возраста.
В разделе "Материал" - определяадш! признак одезда-крой находится в непосредственно« взаимосвязи с материалом,.из которого эта одежда изготовлена. Крой и материал наиболее ярко раскрывают оволкк цкю форм - от простейших до слокных, отражают вопросы этнокультурных взаимовлияний, уровень художественного кзстерства народа; его эстетические представления.
Но территории Ахала в докатаем производстве ткань изготовляли на ткацких станках с дгуют подножками, лайдака перпендикулярное переплетение основы п утка. Сырьем для материалов традиционной яеп-ской одеадн туркмен служили растительные волокна, шерсть, шелк. В диссертации уделяется больное вникание, производству шелковых: тканей, ввиду большого применения их в быту текинок, которые любят и почитают, шаля во сей день.
В конце 211 в. рубахи-платья теяинок шились из местных холстов. и буказных материй, пестрядины. Женцилы пожилого возраста и старухи шили платья из тканей "соЕсани", "гаадери" - смесь шеяко.и длопчп-гобукажшйс' нитей. На повседневные платья т'атае ала ткань "элваи" -к рас ный однотонный сатин. '.'■'..■.■•
Йешдины из состоятельных семей шили дорогие и нарддныэ платья из гладкой шелковой тханч "дарси", переливчатой шелковой ткани "г.евхер", шелковой ткани различного качества, но предпочтений отдавалось натуральному шелку кроеного цвета с калиновыи оттенком "гыркызи кетени" плотной выработка;. - ,
И в наши дна "кетени" - самая популярная ткань среди такаяок Ахала..Б кетена Наряжается "девушки на свадьбу, тор;2'стао, 'народные праздйики. ,
Одним из важных' качеств тканей является'колорит, а он определяется красатедякя.. Яркость, интенсивность, чистота,'а также проч-' ность красок являлись вшшк условие« при окразкеанпа лэСюс тканей, как шелковых, шерстяных,, тек а хлопчатобугтных.
Интенсивности-естественных красителей определяло стойкость окраски и особую шелковистую блесткость цвета, который на способен был Еоссоздать проникший в конце XIX в,анилин. Б начале XX ь. художественней облик туркменских тканей существенно изменился. Распространение .химических красителей повлекло за собой рад изменении в цветовой гагоде.
Отметим, что в расцветке тканей для платьев как в ¡¿роилок, так 'и сейчас нйеатся некоторое возрастное отличие. У девушек и молодых кенщин как в расцветке ткани, так и в орнаменте превалирует яркие сочные 1№ета, прачек у них излюбленными Сиди красные тона. О традиции употреблять красное полотно на платье, украшенное выашжаи у ворота, свидетельствуют этнографические материалы, музейные коллекции.' Так,' в прошлом рубахи-платья у текинок, как и хепиш других этнических групп туркмен были однотонными.
' ' В разделе "Вшивка" изложена символика орпшеята теквискол женской одкзды. Вшивка кцдавдееся творение турл;,;ёнских «евцкя, в искусстве которое ярко 'проявилась .¡и творческая одаренность. Для впаивания,всех видов туркменской кейском одеди использовалось множество швов: "пугтака",' "кевде", "сари га^ка", "ак га.са"-, "чирази кок", "шше", "иддйрке, "басма" а др.
Существовало кножество орнаментальных мотивов различных этнических трупп туркмен, в ток числе Ахала. иоэто;,гу, при тщательной анализе, сопоставлении различных орнаментальных сочетаний, несмотря на многочисленные цоиластования", взаимовлияния, изменения в орнаменте, можно найти специфическое, преобладающее именно для определенных племен, лрявлящиеся в начертании, кошюзщши, колорите.
Б древности каждая линия имело свое значение» орнашгнт являлся своеобразной речью, что возможно одна из причин его устойчивости. Первоначально почти кадай орнаментальный мотив,' его окраска икели своя символический сыиол.'Со-временем значение многих орна-
ментальных узоров било забыто, но они сохраняют свои низзгашьч.
Среди всех уникальных узоров1 на текинско.» жене ко Л оделде особое место запишет тканый узор. Нельзя не отдать долкное техническому мастерству исиолпательннц этого труднейшего ремесла. Современная шшнька текинок Ахала значительно отличается от вишпвки в прошлом, для которой били характерны глубокая символика, имевшая скисло вое содержание. Бют;;рка становится менее плотной, оощий тон приобрел ¿слымуи яркость и сочетания цветов стали ярче.
В разделе "Укра,пения" описывается набор ив ел ирных украшена! текинок, которые сопровождали ее на протяжении всей ;кнзнп. Ношение их было строго регламентировано в соответствии с возрастом, семеи-нш/.в положением,. У текинок, как п у других этнических групп туркмен, был свой набор украшений, которые на протяжении долгого времени < выполняли -т.ункцлл амулета, талисмана, оберега. Различным водам приписывались целебные, либо оберегоше свойства: оии играли значите,« туи роль в народных поверьях и оорядах.
В конце ЯХ - лччале XX в. в Ахале среди текинок Ситоь »да болхзди группа сереОршшх украшений: головане, налобные, височные, наносные, ушше серьги; - нагрудные /бусы, бисер, ожерелья/; - па-ше.лше /бутл/', наплечные -/базбент, тумар/; упрощения для рук /браслета, кольца/.
Анализ собранных, и изученных материалов показывает, что за последние годы текинки перестали носить старинные массивные серебряные уьравеши, отдавая предпочтение фабричным изделиям из аоло-та. Ъ 1290-х гг. народные .мастера-ывелирц воэрод:иш доено ушедшие из быта украыения из мельхиора "тацк кр.|и" лёгкие на вес и, на наш взгляд, не передаваемые той загадочной и иеаовтс;;икой красоты старинных украшений, Примечательно, что текинскую невесту наряжают
в традиционный костюм с обязательным.набором всех ввдов серебряных
»
украшений. ■ •. .
Р разделе "Поясная одеаДа" описываются женские штаны "балок"
или "ичгейим", "иштан", "диздан". Традиция обязательного пошенш женшинамк-туркменкамн штанов, как и вообще на Востоке, несомненно является очень,древней. , ' \
■ Б результате наших этнографических исследований на территории Ахала выявлено бытование двух разяоьвдних вокроев конских штанов "гайка бадан" к "ыердекли бэлак". Оба типа женских штанов по покро» .свободные, широкие. Основные черти атзнов многих этнических групп ■туркмен Ахала локализованы в деталях покроя, форме и размере ыого-вого клина, способах декоративной отделки низа штанин. Уникальность женских штанов состоит е продуманном удобстве кроя в двккеиик. Кен- ' екая поясная одекда, сохра:шя древние форкк, совераенствоваласх в художественном отношений за счет развития приемов народной художественной ЕкшиЕка, приобретая локальные черты в орнакентально-колоркегг-ческо.м решении.
Женская обувь отличалась большим разнообразие« как по материалу, из которого она изготовлялась/шерстяная, вязаная, войлочная, кожаная/, так и по фасону.
Текинки Ахала в прошлом 'носили коганые кввуп - орнаментированные изящные туфли без заднлноЕ на высоких наборных каблуках и туфли с задниками на невысоких широких дереЕяпных пли кожаных каблуках.
Популярность орнаментированных вязанах узорчатых носков "гулли рцорап" Еоа^осла в большей кере. начиная с 70-х годов, количество их ' видов значительно увеличивается: "сари пачак", "гочаклы г»орап", "гапнрголи г>орап" а т.д. За последние 10-15 лет выработалась новая ^ормс.храдкЦЕОШШХ носков в вццз домашних вязаных тапочек - чешек, практичных и удобных в быту. . '
.При. изучении конструктивной основы туркменского яенского платья за последние 15-20 лет' набладавгея изменения в покрое, декоративной отделке и расцветке. .....
Вторая глава - "Верхняя одежда" посвящено исследований' типов
рзрт.неа тррдвцйоннод ценской одеадн текинок Ахало, которая ¡плела значительные отличия от одеди других этнических групп туркмен. Традиционный покроЛ наплечной одезди "янлы дон" остается преобладающи/. почти у всех групп туркмен Ахала. Принцип кроя а пропорции, отдельных его частой били примерно одшшогн для всех вццов халатов ип изучаемой .территория. ■
Берхняп одезда текинок Ахала более разнообразна и предстагле-иа в различных вариантах: будничная, цразднлчнэя, обрядовая. В Аха-ле до сих пор верхняя одеда сохранила жжалыше этнические, возрастные и социальные особенности. Они ш.'.еат отличительные признаки в декоративной отделке, крое боковин, рукавов.¡1 воротника, а такие в тканях.
В конце хь\ - середине }1Х е. на территории Ахала среди текинок илроко били распространены распашные халаты под общий названием "д о н", которые и«ел локальные различи!, выражавшиеся в специфических деталях и капере ноиенкя.'
Легкие халаты, нл подкладке и без нее, стеганные на вате, суконные отличались по качеству и сорту катериалов. Покрой всех, вариантов халате Сил единый: его осносо« являлся раскрой традиционного платья "кеЛнек", о-чек било подробно сказано ь I главе диссертации. Все виды халатов состояли из тех же конструктивных частси-стаи, боковины, рукава, ластовица, предохранявшая от разрывов иес-та сшивки рукавов а боковин. К нш. в ходе эволюции в этом виде одеа-ды добавились воротник, передние клинья, боковые разрезы внизу на иолах,.оторочка из тесьмы, подкладка, з зимних халатах - стежка. Будничные халаты в основном, скромные в'дедоративно^ оформлении -небольшая вышивка по края« халата,, некоторые халаты' ограничены лишь плетеной теськой "а,зхек".. В. прошлом в повседневной жизни текинки .хюпользовали старые хадаты,. зшж по два палата, весьма редко шубы и полушубки, халаты из руина, .Для Наглядного примера нами отобраны несколько ведов' из сотни рассмотренных традиционных
1С.
халатов, наиболее, пй наш взгляд, типичные д.л текинок: "чабыт" из .зеленого фабричного сукна. Чабыт украшен красочной ручном вышивкой "кешде", "басма". Нохурсади халат "чабыт", Который носят только женщины обязательно имеет разрезы на груди у основания рукавов. Аналогия таких поперечных разрезов, называемые "голтурмач" имелись у западных иокудок.
"Чепбетев чабыт"у теке, нохурли шили из домотканного шелка ■ "чепбетев" - продольные полосы светло-коричневого цвета, красного и желтого со штрихами.
В разделе "Распашные халаты" описаны многие наплечные халаты, которые носили текинки в прошлом и носят сейчас "таили чабыт", "чепбетев чабыт", "маллай чабьгг", "кйхмал дон", "дараш дон", "ку-леце дон". Все эти виды халатов очень красочны и отделаны безупречной вышивкои.
В 80-Э0-е годы появились модернизированные халаты "бегрес дон", покрои его прямой, но без боковин и ластовиц, у молодых-- разрезное плечо и выкрокная пройма. Бегрес дон из сукна различных расцветок стал самостоятельным"ввдом верхней одазды и заменил в этоя роли основные виды традиционных халатов. . .
' Во втором разделе "Халаты-нактека" рассматриваются халатообраз-ные накидки-обязателыш! элемент традиционного народного костюма, .текинок Ахала конца XIX в., носившиеся поверх высокого головного убора. Накидка представляет .собой,один из широко распространенных у,народов Средней Азии головных накидок с ложными закидывающимися .за спину рукавами, служившие своеобразным украшением.'
Халатообразная накедка трех видов "яшыл.чырпы, сары чырпы, ак-чырпы," входящая в'состав головного убора текинок, имеет .длительную и сложную йсторив. Б течение всего периода своего существования .она была одендой ритуальной. Это значение наквдок в извесунои степени не изжито и по сей день."Особенность, позволявшая выделить «екпдку в ,особый ввд женской одездц заключается е том, что имевшие-
ся рукава потеряли утилитарное значение. О то;:, что в глубокой древности носили одезду внакидку, нам известно из росписи Еалалик-Тепин-ской кпвслкои, где е них облачена все знаткиз дакы - участшщц культового пиршества*. Нег.'.алоЕРйшик остается факт в историческом развитии накидок Б настоящее прем - обрадовал функция.
На сегоднплшы д-зиь наиболее ярким этническим и социальны:.! знаком в народном костюме текинок Ахала остается свадебная накадко двух г.ццов п расцветок: "яаыл курте" и "гцзыл курте". Курте уступают накидкам, "чнрпи" и длине и в изобилии впашькп, покрывающей вегз поверхност! ткани. Ь диссертации рассматриваются и другие х;здц накодок кок "ектаи", "елек", "иурендек", "махиал бэдттгыч", анализируется своеобразная орнаментальная ситадика каздо^ накидки. Прослелени наиболее значительные, на нал взгляд, евдц верхней одел-ди, шиеллвдпеся цатериэлом, определенными орнженталыш.-.ш ^ормами, » Мсторня находок текинок Ахала прещетавллег большое интерес длн изучения рел!]гпознах верованил: примет» суевергш, предсказаний, колдовство. ' • - ' ' ■
Ь разделе "Голоьше уборц" изучается один из наиболее лркнх элементов г сего ко;п1лекса.-;.:ецского кост;о;/.а текинок, которае отличается [разнообразие:.: _а г.инерйд ношенш». [1ош»тие "убор голош" мли-чает кпк прическу, тек и различные ввди головных уборов. Довяч1я и женски прически паддока били строго реглалентироьзни. Шенио в уборе в нроялоц сильнее всего проявлялись трэдвдиошце локальные черты народно^ одезды различию; этнических групп туркиен. венские а деиши го.мпные уборц издавна выполняли не только утилитарные и астатические ^ункцеи, но а играли ва&нуи' цапиескуи роль оберега.
I
В аенскоы костше убор голош вшюлнял гчякав есгестаеяно-задагиую
I Лобачева Н.Н. Среднеазиатский костш ранцесредневекоЕоа эпохи /по дащши стенных росписей/ /Достш народов Средиеа Азия. 1.".., 1979. . , ■ ' .'
&УШШЕЮ, являясь одни»: кз основных цкразятслей соцжшно-вограстннх различии..
Наибольшую обрядовую нагрузку кз предкетов одядцы несли головные уборы невесты, которые отражали основные етапы ее переходов из социально-подовой группы девушек в групсу замужних хъитй. В работе исследуются старшине ввды головных уборов "топбы", "барж" к другие кокошники, исчезнувшие Ь начале XX. н, lio собранным этнографическим материалам тнно заметить, что женский убор текинок существенно трансформировался.
Сегодня любимый головная убор текинок Ахала - разноцветные платки больших и калах размеров. Б способах коленяя платков до сих юр имеются локальные различия во кногдх регионах Туркменистана. На территории Ахала например, у текинок стойко сохранились ловязк-вание.и накидывание различнее, платков, способы которых отличаются от многих этнических групп турккец. Накидные халаты аенщпн-туркке-нок - продукт культуры туркмен с Древнейших времен, где прослеживаются все признаки национального своеобразия, исторической исконности и, по всей вероятности, -влеменшх различии.
В заключений изложены основные колошения и быеоды исследования.
Подводя итога те." сведениям о народном костюме текинок Ахала, которыми мы располагаем, иолю сделать вывод о том, что древние фор-до одеадг была устойчивы и.некоторые аз них. сохранялись еще и в наги дни: платья, халаты, наквдки, украшения.
'Б традиционном быту туркмен конца XIX- начала XX в. женская одежда помимо своей непосредственной эстетической роли выполняла функцию поло-возрастшх групп /каталог теблзд прилагается/, релп-гиозно-магпчесжую, функцию. знака территориально-этнических групп туркмен. *•'.■• : ' • „ . "
• ■ донская од езда, туркменок,. непосредственна связанная с кх трудовой деятельность©, отличается большой целесообразность». Яормаьш народной одездн свойственна удобство, логичная конструкция и зстетп-
1Э,
ческге достоинства. Одea.ua. туркконох была приспособлена к условиям, их труда и бита, т.е. сидячего образа жизни. На выбор материала для одезды существенное влияние оказали и климатические условия. Главное значение туркменского женского костюка заключается в создании сьое-^ образного кикрокликзта.
Самобытность,' оригинальность народной кенской одевды, ее <;орма, цвет, декоративное отдаление, технология обработки, конструкция продиктованы различными культурныиа традициями. Туркменскил женский костюм, как а другие элемента народной культуры, с развитие« общества постоянно изменяется при сохранении основных стабильных-черт. Это прежде Есего-^ункцпональность, достигнутая обычно определенными,' кокпозициошшми л конструктивными приемами. Крой туркменское женской одедш зконокичен, обуславливалсяширшюй домотканого полотна, стремление!.: создать удобную для человека, не.стесняющую его движений одезду. иоявшшсь принципиально новый покрои, изменились .орма и детали при сохранении прежнего сипу эта - в длине, йредназначение . нового' стиля универсально - для работы, для довш, для прогулок; Подчеркивается цотериал, его внесши вид и расцветка.
а народной венской койтше вплоть, до наших днел сохраняется определенное соотношение традиционных элементов. фабричные ткани но своему художественному качеству напоминают местный традиционный колорит, тем сашш сохраняет локальный характер одеады. кишки випол-шттся разноцветом ¡/.ааглыой ст'рочкод, которая, часто напоминает мастерски ишолневну» ручную вышивку, излюбленные мотивы: "гочак", "тегбент", "чшща", "ала^а" а т.д.
Цветовая гамма стала богаче, чем в'прошло«. В туркменское народной одеэде иаблщается естественная красота, теплые тона, в которых отражается туркменская природа: земля, горы, степи, солнце и ■ цветы,- Несмотря лз новшества, туркменки придерживаются чисто на-циопашшх корней одедды, вдут ярко внр'ашшуи национальную композицию. Из 'традиционных элементов костша деивда Юкиого Туркменистан.
на до нас дошли "кетени коанек", "ДуНпли гш.ач", "чабыт", "яшыл курте", "гызнл курте", "гулля арроп" и др. Благодаря устойчивых старых традиция среди, жеускои части населения, в том числе этнических и религиозных представлений, сохранились многообразные локальные варианты од езды женщин. '
Основные полозения диссертации излоаекы в следующих публикациях:
1. Туркмен аял-гызларнныц гечкиядэки ве хэзиркп довурдэки ыилли эгпп-гшпклерл /в соавторстве с А.Оразошм/, Ашхабад, I9B9, I п.л.
2. Народный костш и вышивка //Новое и традиционное в быту туркмен-скол сельской семьи. Ашхабад, IS89. C.S3-54, I п.л.
3. Еенскзя одезда туркменок в свадебных обычаях и обрядах //Зтно-■ .гравия Туркменистана. Аыгабат, 1923, 1п.л.
4. Зюлщпя художественных принципов вьишжц па туркменской нс.ц:ю-, аахнюй одедце //Памятники Туркменистана. ¿ихабад, 1284. i? 2.
0,4 п.л. -
5. Традиционные элемента костима в свадебной обрядности сельских туркмен //Памятники Туркменистана. Ашхабад, I98S. j.* Z. 0,4 п.л.
6. Туркменский ткацкия станок //Памятники Туркменистана. Ашхабад,. 1987. й 2. 0,5 п.л.
7. Тканый узор на платке "дуйлли трч"»кен!цин туркменок //Памятки.. ки Туркменистана. Ашхабад, 1988.'№ I. 0,6 п.л.
. 8. Туркменское узорное вязание //Памятники Туркменистана. Ашхабад, IS89. № I. 0,5 п.л. ' 9,. Традиционное, современное платье туркменок //Памятники Туркменистана. .Ашхабад, 1989. J? 1. 0,6 п.л. . р. Трансформация неродного костюма туркмен в. советский период
//Тезисы докладов молодых узеных.и специалистов;.Ташкент, 128?. • ' 0,2 п.л. . 1 • ' ' '
11. Аналогии орнамента тюркоазнчных народов на примере узорного туp¡,í¡ейского ткачества //Тезисы докладов и сообщении У Всссоюз-
тюркологическое конщсреидаи. Тздколог«я-Се. Фрунзе, I960, 0,2 п.л. 12. К вопросу об устойчивости 'градщпоишх элекентов в одежде и® ' турккеи //Тезиси докладов иоладих учених а специачпстов. Алма-
Ата, 1990. 0,2 гил.
А Н Н 0 Т А Ц И Я С IJ
- Э г н о л о г и я — 07. 00. 07.
Диссертация горальшш 1994—кж^г йилин,--айында,
сага?_Туркменистан Ылшллар академкясшин, Ш. Батыров адандакы
Тарих институгинда гечирилйэр. Аагабат шахзра, Гоголь кочесшшн,
15~1Щ. ярйи.
Диссертацияда XIX асырин, яягн - XX асирыц баиларывда Ахал туркмеклеринии, аял машгалаларшын, адаты эпш-эшгннин, кеселеса, згин-эшигин, есри-озгеряш эгааы, хзеиетля айратышшгы, аял згик-баишшн, дурли горнушлертшн, такик аз наксадц, оларни, дур.мушдакы орни, гейинмегин, дузгун-дессурц гиндшлейян еврей!лизр.
Диссертация Гириыден, ики уди б ел ум дан, Нетижрден, библиогра-фиядан, информатоуларын, санавцндан, свзлук-глоссаркядак, суратлар . альбомы хем фотосураглардан ибарат.
Башкы болиде згин-эшигнк, таиярлшшщина хзеиетнама берилй.ар, эшигин, бичилиша, илчегл догрусында гинршлейин дурлуп гечилДзр хем бичимин, горкушинин, вагтин, гечмеги билен озгеришине унс чекилйзр. Туркмен аялларынын, адаты, янпы кейлегикии, кеа яйран хем орзн кеп уланнлян дашш эшик сайнляр. Шейлв хем бу белумде XIX асырда кейнак-лак ¡латаларын, элда тайярлашш, XX асирдан фабрик маталарин, йузз чнкыш дернрл&эр. Адаши, яшка гврз катаны«, айратинлигы, зичем® челер щекяли озундв ¿фмяейзн бай'кешдесн, аял гейашшз гошиача
I
герк берйза безег шай-езшгар, оларш!, хайсы яшда такык хайоы реркуо-лвранин, дакылыан, яурму^шн, с<?цяал-сикдосада дера^стшц эгин-эпага
етиреи тзеира догруда rassfmeta дурлуа гвчялйзр, .Гувдогарин, врга озболздаш хем гадами айратанлигы болан аял ички гойими б^рада дори^й бар. Ьз девруэде гейлен аякгая — 'незуа хам ор:;э гулли аруап догруда
айдаляр.
ЙШ1Н, moiiuijj болушнде ендвн дэа болуп ге.г <аи хем хззирка дсзур-де ахаллы токе аялларшшн, устк; охчш-эешгшшп, гищшлейин дернрвн бар, ахсдлыларын, «Зичявдэки, натанын, хила хем рен^ивдэни ерли afipa-тынлыгы евренилйэр. Дагшш гейнши, кевдурлулиги хем езболушлылыгы: окуи, гунделик дурыушда, байрамчшшвда, байта дзп-десоурлар билен багланииыкль'вда гейлшиине yac беркдйзр, Дэд-дсссур билен багланшаык-.ла халат-бурвнжргии,— чырпы, курте, бурешгрк, елкен ве гайрыларнц бежррилиш айратннлнги, дурмущдажы орш дернрлйэр. Буренярк-халатла-рыи, тарихн кеклери нзарланып, рнун, дина цнакч, говулнга ёргуды, нрым этмек адат и айдаляр.
Бу бедувдс гелинлерив, хеы гызларыц баааггы.хц ве боругл барада Порите дернра бар юн сну» динр бир зерурлнк учин дал, эстетика катн, адам калбика хем мертебесше тасира хем езренклкп гечилйар.
Диссертациями, бай. маглуматынн туркмен халгшяан, улы медела
мирасы догруда гк^шиейкн дуйалк иш язилавда пейдалашд болар, £ери-
■те куроларда, вузларин, этногра&иядан санакларинда лекция хешувде улашак болар. ■ ' ■
■ Наши, яллзхтрацаяларшш тазе аял эгнешклершшц модели - горнуш тайяряананда, машш. айратышшклары с ин/даю к учин аейдаланмак: болар.
Заказ М ¿T4J .Тираж jSO
Яяд»в11л.уа.1ь«ое предприятие «ГЛРЛАПАЧ» 7440¡2 Г. Лргя5ат, ул. Советски*' ярграипчияит, 92а,