автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Национальные и интернациональны традиции в быту сельского населения Туркменистана

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Дурдыева, Гульсолтан Курбаимамедовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Национальные и интернациональны традиции в быту сельского населения Туркменистана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальные и интернациональны традиции в быту сельского населения Туркменистана"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

На правах рукописи ДУРДЫЕВА Гульсолтан Курбанмамедовна

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ

ТРАДИЦИИ В БЫТУ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА

Специальность 07.00.07 — Этнография

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ташкент—1991

(

Работа выполнена на кафедре истории Туркменистана Туркменского государственного университета имени Махтум-кули.

Научный руководитель —доктор исторических наук, профессор НАУЛКО Всеволод Иванович

1. Доктор исторических наук А. Джикиев

2. Кандидат исторических наук, доцент Р. С. Курбангалиева

Ведущая организация — Ташкентский государственный университет имени В. И. Ленина, кафедра этнографии, истории древнего мира и средних веков.

Защита состоится « » 1991 г. в

час,, на заседании специализированного совета Д. 015.00.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте истории АН Республики Узбекистан (700083, г. Ташкент, ул. газеты «Правда», 41).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, г. Ташкент, ул. И. Муминова, 13).

Автореферат разослан «_»_199 г.

Официальные оппоненты:

/

специализированного совета доктор исторических наук

Ученый секретарь

АРИФХАНОВА

Актуальность темы. В предлагаемой диссертации рассмотрен круг проблем развития семьи и брала, семейной обрядности на материалах двух сельских районов Туркменистана, выявление интернациональных и национальных черт в быту населения.

Исследование преобразований в жизни села является перспективным направлением исторической науки. Вопросы современного туркменского бита разработаны далеко неполно. Совершенно не затронуты эти вопросы таких регионов как Юго-Западный и Юго-Восточный Туркменистан. Эти объекты и легли в основу данного исследования.

До установления Советской власти в Туркменистане эти районы именовались Ахалоы и Атехом, то есть. Восточный Ахал располагался на территории современного Ашхабадского района, а Атек - на землях Каахкинского района. Население этих районов (алияли и анаули) берет свои корни от древних земледельческих племен. На землях Гяурской долины (Ашхабадский район) и дреьнего Каахка археологами найдены очаги первых земледельческих цивилизаций как Анау и Алтын-депе Особенности развития племен древних земледельцев наложили отпечаток и на современные этнические процессы, на материальную культуру и семейные отношения населения исследуемых районов. Раскрытие этих вопросов делает работу весьма актуальной.

Степень изученности проблемы. Одним из слабо разработанных вопросов в туркменской этнографии является материальная культура. Проблемы современного быта различных народов бывшего СССР были объектом исследования этнографов еще в 50-е годы, после публикации результатов изучения культуры и быта колхозного крестьянстта. Тогда институтом этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР проводились полевые этнографические исследования по изучению культуры и быта села в более чем в 30 пунктах страны, включая Сибирь, Кавказ и Среднюю Азию. В основном проблемами быта туркмен различных регионов занимались Г.П. Васильева, Д.М. Овезов, К. Атаев, Ш. Аннаклычев, Ч. Язлыев, К. Овезбердаев, А. Оразов -однако исследования этих авторов почти не коснулись Ахало-Атек-ского оазиса

Слабая разработанность традиционной материальной культуры туркмен в целом, и попытка впервые провести исследование современного быта туркменского села в этно-социологическом разрезе и определили тему настоящей диссертации.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является раскрытие проблемы эволюции национальных и интернациональ-

нкх традиций сельского населения Туркменистана, вопросов взаимоотношения и взаимовлияния национальных культур, тенденций современных этнических процессов в республике в сферах культуры и быта.

Задачей исследования являете»» раскрытие преобразования культуры, быта сельского населения Туркменистана. Выявление причин, ускоряющей или наоборот замедляющей процесс исследования национальных черт в современном быту, имеющего практическое значение для обогащения интернациональной культуры и применения к духовным нуждам населения.

При разработке настоящей темы автор основное внимание сосредоточил на следующих вопросах:

- 4налта хозяйственной деятельности и материальной культуры регионов в прошлом и настоящем;

- изучение особенностей традиционной и современной туркменской семьи, свадебной обрядности, выявление пережиточных явлений в семейно-брачкых отношениях;

- исследование интернациональных черт в современном быту туркменского села и выработка практических рекомендаций по совершенствованию уклада «изни.

Научная новизна и практическая значимость работы. Новизна работы определяется превде всего тем, что в ней в аспекте этносоциальных процессов в Туркмении рассматривается проблема семьи и брака. Впервые в агиографическом плане раскрываются такие негативные стороны семейных отношений, бытующие у туркмен как выплата калыма за девушек, обычай кайтарма., самосожжение женщин, употребление наркотических веществ среди молодежи. В диссертации использовано народное творчество: легенды, песни, пословицы ч поговорки. Выбор данных районов в качестве базовых для проведения исследования вызван рядом обстоятельств. Во-первых, являясь центрами двух исторически сложившихся древнейших оазисов подгорной полосы Копет-Дага, они позволяют проследоть коренные изменения в быту двух крупных территориальных групп туркменского народа -населения Ахала и Атека. Во-вторых, как уже было отмечено, эти два оазиса недостаточно изучены в этнографическом плане. В-третьих, аба отих га Г; она многонациональны. Нультура и быт, как известно, во все исторические времена имели сеои специфические этнические аспекта. Но этнические аспекты связаны не только с содержанием, сколько с формой культуры, хотя

существует ти взаимосвязь между социальным характером содержания I и этнической формой культуры. В связи с этим необходимо отметить 1 не только теоретическое» но и практическое значение исследования. В ней даются научно обоснованные рекомендации по внедрению новой обрядности, устранению негативных явлений в быту населения. Результаты исследования могут быть использованы дяя «тения спецкурсов на исторических факультетах ВУЗов Туркменистана и в разделе "Материальная культура Туркменистана" многотомной истории Туркменистана, разрабатываемой институтом истории АН Туркменистана.

Настоящая диссертация написана с учетом современных исследований отечественных и зарубежных ученых, но основу определили многолетние полевые исследования автора (1976-1987 гг.). В работе использовались материалы музеев, как своих, так и г.Санкт-Пе-тербурга, Москвы, материалы архивов, ЗАГсов, административные, исполнительных органов исследуемых районов.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в сообщениях на научных конференциях и в статьях. Написано и выпущено в свет учебное пособие, по которому читается спецкурс на историческом факультете Туркменского университета имени Махтумкули. Диссертация обсуждалась на заседания кафедры истории Туркменистана Туркменского университета.

Структура и основное содержание работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Зо введении обоснована актуальность "и научная значимость темы, цель, и задали исследования. Раскрыта степень изученности и определены историко-методологические основы исследуемой проблемы.

В первой главе "Хозяйственная деятельность и материальная культура" дается анализ географического расположения Каахкинского и Ашхабадского районов, формирование современного этнического состава Ахала и Атека. Основным занятием населения этих регионов было оседлое земледельческое хозяйство, сочетавшееся с отгонным скотоводством. В известной степени были развиты ремесла и домашние промыслы. В ходе земельно-водной реформы (1925-1927 гг.), в исследуемых районах начался процесс коллективизации сельского

хозяйства. Утверждения, что победа колхозного строя в ?урккенскои ауле ознаменовала собой величаГший переворот в развитии сельского хозяйства, не совсем соответствует действительности. Десятки тысяч самых деятельных дайхан, ва которых дергалось сельское хозяйство, были раскулачены й высланы в Сибирь- Оттуда вернулось очень незначительное количество высланных. Зто надорвало к без того иапсиоцаов село и негативно отразилось на поло-гении дайхан, изучаемых районов. Производственный и общественную быт ддйханина стали определять артелышй труд, внедрение текинки в сельскохозяйственное производство. За года Советской власти социалистическая система стала единственной формой хозяйствования. Ноше форгл! хозяйства, производственный бит, составили основу коренных изменений в жизни сельского населения Туркменистана. Шиенениям в первую очередь подверглись поселения и силк^е. Длл населения исследуешх районов, ведяих оседлое зеияедэльчоское хозяйство, характерна типои поселений являлся стабильный населений пункт, тяготеющий к источнику водоснабжения. В связи с геи, что в Ахале и Атеке источником еодоснабгения являлись иелкие речки и кяризы, они били кскпакп&сш и скученкыии, хотя в отдельных случаях, отмечалась и продольная планировка поселения, обусловленная линиями иагистрольных ариков. И!с следователи, утверздаза-цие, что туркиены били кочешшг скотоводами, заявляли, что "едпн-ственнш туркменским национальным типоц жилица являлась юрта "гара ой". Такие суждения возникли, как пап представляется, не только из-за неверной трактовки хозяйственно-культурного тип?, туркмен, но и просто из-£а неизученности до 50-60-х годов поселений и ксл!с;а туркмен.

Углубленное исследование поселения ч килкда в различных рэгио-1!ах Туркменистана, предпринятое в послед^ьцие году, показало полную несостоятельность устоявшееся точки зрения, доказало, что туркмены яздялтея творцами самобытной архитектуры, трад>.гцич которой уходят в глубокую древность. Среди' поселений Ахала и Атека ыоано выделить несколько типов:

1. Укрепление - поселения городского типа;

2. Крулкие селения с сельскохозяйственными чертами;

3. Поселения рассредоточешого хуторского типа, лиеекниз какого-либо организующего арх?,те!:турн'.то планировочного характера;

1,Игако= П. Сй-к^итке .'! Тугкизноведенне. - 1930. - К 3-9. -С.

4. Поселения сельского типа с компактной застройкой.

Типн трз "шпюшюго яилтса иссяецуегллс ра Попов отличаются своими многообразиями. По данным этнографических наблюдений, опросов информаторов, ш считаем возможном прецдотлггь слецувяуп типслогга яилкгэ Ахала и Лтека:

1. Одно или двухканершй пахсошЯ или кирпичной (из cupuono-го кирпича) дом - "таи" с плоским перекрытием и глухой стекой к ул1гае с раоличгаял платгровочнии репением пРгапа;

2. Дом - "тан", который в отличие от яил^а первого типа, имел не плоское, а сседчатое купольное перекрит(«е, выжженное кольцевыми или по принципу "ложного свода", из сырцового кирпича. В основном такие ляиипа пкели только одно помещение;

3. йилая баетт-д:п!г, распространенная в основном у онзулий-пев, нижний эта-t которой использовался как подсобное помещение,

а верхний - с купол ып?.! или плоски!! перекрытием служил в качестве .гнлья. Шгягай этал соединялся с верхним внутренней лестницей;

4. 'Там-кепбе", жилка р сходное по планировке с первым типом, но отличатееся от него техникой строительства и материалами. Это каркасный до« с плоской или двускатной крпей, стенные панели которого изготовлялись из кашковнх пинопок или сплетенных нвопнх прутьев, обмазатплс слоен глинн, сыеташой с измельченной соломой;

' 5. Тумбез-тепбе" - зядатея сходное с "там-кепбе", но со сферическим перекрытием, иногда круглое в плане. В г$ентре та ют го яшппла устраивался открытий очаг;

6. Юрта - наименее распространенней тип лилигз, п котором проживали в основном скотоводы;

7. "Чатга" - салап, построенный пз веток кустарника или ка-(лгз, нередко • обгазиваелагЛ с внешней стороны глиной - жклизо наиболее бедкеР^их слоев нэгелмил.

Интерьер бользинсгвэ типов rawirra бил более или пенно одно-рсцккм и глгяпщю отрзтал благосостояние, культуру и 6lit пнстзей в ней семьи. В стене поселения делались различите по размерам кси^игуратаи и пногг,1 в дм яруса. Онл выступали как олемен-

ти архитектурного де::ор->, так и утилито назначения: в 1шх хранилась посуда, книги. Ктчгруяенность ¡::гтерьера воз-

можно, связана с употреблен:1,- ч в б'.ту болf того количества ковров и ковровзх изделий, а тазе г.е со Глот, пр-лдаваглим noKereimn тор-г<зст::г!ГГ!.'Л и красочней вид.

Современный интерьер лилиха гельского дителя сравнительно шло отличается от городикого. Кьэртирн обстанлготся гебелья,

имеется бытовая электротехника. Полы застилают кошмами и коврами, к сожалению, фабричной выработки.

Из вышесказанного делается ьывоц, что & туркменском жилище четко сочетаются традиционное с современным, ярко выражена общность локальных групп, отражение находит вековая историко-культурная связь с другими этносами, населявшими Туркменистан.

Одежда является одним из наиболее устойчивых элементов материальной культуры туркмен. На формирование одежды,как и жилища, накладывают отпечаток особенности исторического развития народа в целом, природно-климатические условия региона. Одновременно в ней проявляется и специфика художественного вкуса народа. Сведения о национальной одежде туркмен в исторической литературе появились достаточно давно. Упоминания о тканях, отдельных элементах одежды туркмен встречаются уже в средневековых арабских трактатах, содержащих также немало информации об украшениях. К настоящему времени одежда различных регионов Туркменистана описана этнографамим искусствоведами, но туркмен Ахала и Атека эти описания не коснулись. В основном работы, посвященные туркменской одежде,носят сугубо описательный характер. В них не прослеживается возникновение ее основной формы, связь с исторически сложившимся костюмом. Отсутствие глубокого анализа приводит, зачастую, к неверным, на даш взгляд, оценкам самобытности.туркменского костюма его традиций и новаций. Так, в этнографической литературе имеются утверждения, что туркменский костюм принципиально не отличается от узбекского, что он является чисто "кочевническим". Вопросы генезиса и исторической аналогизашш туркменского национального костюма выходят за пределы настоящей диссертации, однако нельзя не указать, что истоки его следует искать не в кочевой среде, а в среде автохтонных насельников Южного Туркменистана, являвшихся создателями высоких раннеземледельческих цивилизаций.

Характерной чертой туркменской одежды является близость покроев одежды разных полов и возрастов. Традиционными являлись ткани кустарного производства, из которых шилась повседневная и праздничная одежда. Процесс выработки хлопковой и шелковой пряжи, ее окрашивание, а также производство ткани у всех "народов почти носит одинаковый характер.

Одежда анаули имела свои особенности и отличалась от других групп туркмен. В женской одежде вышивка почт отсутствовала или была в очень малых размерах, тогда как у алиэли женщины обильно украшали вышивкой не только ворот платья и нижнюю часть штанишек, но вышивкой покрывались основные части наголовных праздничных халатов и женских платков. Вышивка у туркмен носила не только эстетическое значение, но являлась одной из основных форм оберега. Название некоторых видов одежды у анаули схожи с названием одежды Хорезмских узбеков, например: наголовная накидка невесты называлась у анаули "еляк", так называется верхняя детская одежда у хивинцев.

В настоящее время женский костюм подвергся изменениям, но прежними остались длина платья, вышивка. В покрой вошли зпементы европейского стиля. Наголовные праздничные халаты "яшил курте" и "чырпы" вышли из употребления. Мужская одежда также претерпела некоторые изменения. Традиционную одежду носят мужчины старшего и преклонного возраста. Традиционная детская одежда вообще не носится. Исчезли из обихода серебряные детские украшения - амулеты, кроме шапочек-тюбетеек, в одежде детей не стали использовать вышивку. Дети одеты в сельской местности полностью в продукцию, выпускаемую местной и легкой промышленностью.

Прекрасным материалом для изучения и выявления пути распространения интернациональных черт в быту является пища. Пища туркмен сходна с пищей соседних народов: казахов, узбеков, азербайджанцев. В исследуемых районах, включая в себя общетуркменские черты, она имеет свои локальные особенности. Определенное место в питании занимают как мясо-молочные, так и зерновые продукты. Хлебные изделия разделялись на праздничные, повседневного употребления и ритуальные. В работе приводятся способы их приготовления и выпечки. К зерновым относятся разного рода каши и ритуальное блюдо из взращенных зерен пшеницы - "семени". Это блюдо распространено у всех народов Средней Азии. У >эбеков оно носит название "сумаляк". Приготовление его связано с циклом обрядов культа умирающей и воскресающей растительности у дреоних земледельцев. "Семени" готовится во время празднования Новрузь.

К семейным торжествам анаули и алиэли делали халву. Способ ее приготовления аналогичен со способом приготовления халвы у народов Закавказья. Весной, во время окота овец, почти все «аса-ление Ахала г» Атека выезжало в близлежащие пастбища дпя изготов-

ления масла, сыра и сметаны. Впрок заготавливался сушеный виноград (кишмиш) и арбузная патока (тошап). Очень целебным для организма, прохладительным и утоляющим кажду в летнее время считается напиток из верблюжьего молокапчал11. У казахов его называют "шубат".

У ализли распространено блюдо "юмуртга борек". Оно напоминает украинские вареники, но начиняют "юмуртга борек" яйцами. Это блюдо встречается у хорезмийцев.

Во второй главе "Традиционная и современная семья" освещаются вопросы традиционной и современной семья сельского населения Туркменистана. Как известно, семья - основная ячейка общества. В ней как в зеркале отражаются основные характеристик« общества: его негативные и позитивные черты, тенденции развития. В последние года изучению семьи придается большое значение. Пс мнению многих ученых до Октябрьской революции туркменский народ находился на стадии патриархально-феодального общества со всеми его социальными институтами, патриархальный характер имела и семья. Туркменская семья е етот период представлена в двух основных формах: большая семья (большесемейная община) "ырысгы бир" и малая индивидуальная семья "машгала". Следует отметить, что большесемейные общины были более устойчивы среди скотоводческой части населения. Эхо било связано с экономической целесообразностью кочевания большими семьями или семейно-родственники группами. Неслучайно, что у туркмен Ахала в XIX начале XX веков раздел общесемейного стада почти никогда не производился. По сообщениям информаторов, в Атекском оазисе среди алиэлинцев также бытовали большие семьи, но их было не так много, как средтт скотоводческих групп населения. В районах Атекского и Восточного Ахала существовали и малые индивидуальные семьи, жизнь, которых проходила в рамках замкнутой семейно-родст-венной группы.

Создание туркменской национальной социалистической государственности (1924) привело к коренным преобразованиям экономики, куль туры и быта туркмен. Это неизбежно нашло отражение в радикальных изменениях, которые произошли в форме и структуре семьи. Генеральной тенденцией в развитии семьи стал процесс образования малых индивидуальных семей. Наибольшее развитие этот процесс получил пос ле проведения зэмельно-водной реформы в 1925-1927 годах, когда каждая брачная пара получала земельно-водный надел. У алиэлинцев и анаулинцев отделившейся семье выделяли комнату в доме, у других

групп туркмен молодым устанавливали кибитку "ой".

В работе раскрываются внутрисемейные отношения, рождение и воспитание детей в исследуемых районах. В отличии от узбекских и таджикских женщин лицо туркменок не закрывалось. Они не носили чачван и паранджу, но очень строго соблюдался молодыми женщинами обычай избегания. Со старшими членами семьи молодая генщика разговаривала через посредников или знаками. Соблюдалось избегание между новобрачной и родней мужа. В диссертации приводится терминология родства у анаулинцев. В ней прослеживается связь туркмен-анаули с народами Ирана и Азербайджана. У алиэлинцев и анаулинцев калым выплачивался полностью до свадьбы, и поэтому, у них "кайтарма", то есть пребывание новобрачной в доме у своих родителей длилось не более трех дней. Этот вредный пережиток, унижающий достоинство женщины, стойко сохраняется и в наши дни.

Глава семьи имел право усыновления. Он распоряжался всеми работами по дому. осуществлялись и все внешние отношения семьи, от имени семьи он участвовал в собраниях семейно-родственной группы, рода, племени. Женщина у туркмен не допускалась "к"чясто мужским" видам работ, в свою очередь мужчины полностью отстранялись от работ по домашнему хозяйству.

В послереволюционный период изменениям подверглись не только форма и структура туркменской сем:л, коренным образом изменилось и положение ее членов. В Каахкинском и Ашхабадском районах местными органами власти проводится работа для снижения энергоемкости домашнего хозяйства, работают хлебопекарни, датские сада. Вместе с тем, было бы преждевременным говорить, что все проблемы ведения домашнего хозяйства решены. На плечи женщин, кроме непосильного домашнего труда, рождения и воспитания детей, легло участие в сельскохозяйственных работах: сбор хлопка, уход за хлопчатником, выращивание тутового шелкопряда и т.д. На выполнение домашних обязанностей у женщин уходит масса времени и они, не имея возможности сократить их, сводят свой суточный баланс времени за счет экономии в культурном отдыхе. В результате, на долю сельских женщин, как правило, падает максимум времени на труд и минимум времени на отдых и культурный досуг. Чтобы поднять уровень культуры женщин села до уровня мужчин, изобходимо снять с и* пльч излишнюю трудовую нагрузку. Туркменские семьи, в основном, многодетные. С ршшего возраста сельским детям прививается трудолюбие. В сдобод-ное от школы время они наравне со старшими трудятся на колхозных

полях, помогают своим родителям по уходу аа домашней скотиной, птицей и т.д.

Результаты данного исследования показывают, что наряду с положительными факторами в новых семейных отношениях - множество и отрицательных. К ним можно отнести рост алкоголизма и наркомании. Наркотики употребляются не только мужчинами но наблюдались факты наркомании и среди женщин. Эти явления встречаются в хлопкосеющих районах Туркменистана, одной из причин является тяжелые условия труда. Во время хлопкоуборочной кампании женщины занимаются сбором хлопка по 10-12 часов. Гонка за планом, его выполнением досрочно и перевыполнением - следствие увеличения количества наркоианов в сельской маетности. Женщины, чтобы устранить усталость и повысить работоспособность прибегают к его употреблению. Нехватка на этот период выездных детских садов и ясель вынуждает женщин вскармливать наркотическим^ средствами и грудных детей, для того, чтобы они находились в сонном или полусонном состоянии и не мешали собирать хлопок. Документальная кинолента, снятая режиссером М. Бабаевым "Аура", рассказывает о таком состоянии дел в Тедженском, Ашхабадском и Марыйском районах. В последаее время часто в средствах массовой информацтлч говорится о высокой детской смертности в Туркменистане. Надо сказать, что не только высок процент смертности детей возраста до I года, но создается криммногеннад обстановка и с роженица).« из-за плохой оснащенности родильных домов и нехватки медикаментов.

Коренная ломка вековых прогрессивных традиций туркмен, неумелое применение новых интернациональных обрядов нанесли большой урон и в нравственном отношении. Увеличивается количество брошенных матерями детей. Туркменская семья, некогда очень устойчивая, стала неустойчивой. Явления, подвергавшееся общественному презрению когда-то, в наши дни, к великому сожалению, становятся обыденными. Все это говорит о том, что духовная культура должна занять в обществе свое достойное место, чтобы возродить высокие нравственные принципы. Без этого прогресса не будет.

йце одним злом,бытующим в Туркменистане¿является "калым". Он формально считается изжитым, а на самом деле, с каждым годом растет. Иногда на показательных судебных процессах рассматриваются дела, касающиеся купли и продажи невесты, но такие процессы очень редки, и поэтому они остаются только лишь "показательными"

Выплата большого выкупа за невесту ухудшает материальное положение семьи. Молодая женшина попадает в кабалу в семью мужа, идет на сельскохогяйетвенные работы, чтобы выплатить долги, нередко из-за выполнения тяжелой, непосильной работы, прерывается беременность. Купля-продажа девушек, задержание в доме у родителей молодой женщины до полной выплаты "калыма", моральное ущемление женщин в доме мужа, нередко, является причиной трагических случаев с фатальным исходом. За I9S7 г. и первый квартал 1988 года органами прокуратуры Ашхабадской области расследовано 17 дел, связанных с самосожжением женщин. Из ник наибольшее количество зарегистрировано в Каахкинском и Ашхабадском районах. Женские советы на местах не работают, а исполкомы начинают бить тревогу после свершившегося факта. Анализ показал, что в 1987 году по Каахкинскому району преступления, совершенные на почве пережитков прошлого, возросли в два раза.

Создание широкой сети клубов, библиотек, спортивных объектов, проведение фестивалей художественной самодеятельности в сельской местности не дали пищу для ума и сердца трудящихся, так как они были сильно политизированы, и оказались оторванными от народных масс. Необходимо, чтобы работа в женских советах, комиссиях народных депутатов и исполнительных комитетах была сконцентрирована на улучшение жизненного уровня села, чтобы она не только заключалась на общепринятых пропагандистских методах, а исходила из богатого культурно-нравственного наследия как туркмен, так и всех народов и наций, проживающих в данном регионе.

Свадьба - важное событие в жизни людей. Свадебный церемониал не относится к явлениям сугубо семейного характера, хотя нередко, ее называют семейным торжеством.

Брак у туркмен в доревилюционный период заключался по воле родителей при формальном согласии брачатихся. По старинным туркменским обычаям жених и невеста практически не участвовали в официальном обряде бракосочетания, на котором об их желании вступить в брак заявляли , так называемые "пияды казн" - свидетели. Сохранение. определенных элементов родоплеменного быта у туркмен отражалось в эндогамности браков, они могли заключаться только в рамках одного племени или родоплеменного подразделения.Как сообщили информаторы алиэли, мехинли и анаули, у них часто наблюдались браки между представителями одной родовой группы. Такие браки поощрялись и приветствовались. Часты были браки между двоюродными братьями и

сестрами как по отцовской, так и по материнской линии. По сообщениям информаторов, анаулинцы как отдельное племя сохранились только благодаря тому, что не выдавали замуж своих девушек и сами не женились на девушках из другого племени.

Свадьба назначалась на "удачный день" - "сэхетли гун". Ими считались дни движения звезды путешествия "сапар йыядыз". Свадьба начиналась в доме жениха. Невесту у анаули сажали на лошадь и в сопровождении "енге" - жены старшего брата или дяди с отцовской стороны, отправляли к жениху.

Свадьба у алиэли и анаули связана со множеством оберегов. В работе они подробно описываются. Свадьба в исследуемых районах сопровождалась шуточными песнями "яр-яр". Жених встречал невесту, стоя ка возвышенности и должен был яблоком попасть в нее. С коня невесту, в доме у жениха снимал ее будущий свекор или старший брат жениха. Все эти моменты характерны лишь для свацэбного никла анаули, алиэли и нохурли. Надо отметить, что у туркмен анаули на свадебных церемониях девушки водили хороводы, тогда, как у т.уркыен других групп, танцы вообя\е отсутствовали, если не учитывать ритуального танца "зикр" у Прикаспийских йомудов. Близки к анаулинским и алпэлинскш свадебным песням "яр-яр" и песня "лейлим", распространенная у туркмен, проживающих в Сирии и Ираке. Такие шуточные песни популярны и у узбеков Хорезма.

У алиэлинпеп свадебный цикл проходил почти как у анаули, если не считать некоторых особенностей.

Наряд алиэлинской невесты был намного богаче. Большое значение придавалось серебряны« украшениям и красочно вышитым халатам. В отличие от других групп туркмен алиэлинпы соблюдали ритуальный обряд оплакивания невесты, окрашивали руки невесты хной. Диалогичные сбряды встречаются в сопредельных странах: Иране, Азербайджане, Афганисаане, Турции. Несомненно, что этот обряд восходит своими генетическими корнями к обрядам посвятительного цикла древнего Ирано-Среднеазиатского этнического пласта.

Алиэлинскую девушку, также как и у анаули, сажали на коня вместе с "енгр". Ее сопровождали всадники со стороны жениха "гояи! алыдт.и". По сообщениям информаторов^ старые времена, свадебный поезд перед въездом 8 селение жениха должен был пройти между двумя кострами,для эчигсенип. Е этих иелнх, у входа в дсм жениха сжигали траву "ксфенц".Г1осЛ" бракосочетания "никл" молодых оставляли одних.УтроЧ невеста гкнасипа^друзьям кекиха чашу со сладостями и

раздавала им. На третий пень свадьбы проводился обряд смены головного убора: девичьего на женский. Одновременно со сменой головного убора происходило и переплетение волос.

Следует отметить, что в отличие от других групп туркмен, у. жителей Атека и Восточного Ахала обряд "кайтарма" - возвращение невесты в родительский дом до полной выплаты калыма; не соблюдается или является непродолжительным: 2-3 дня.

Современные свадьбы делятся на такие же циклы, но некоторые моменты опускаются или носят формальный характер, причиной этому является то, что молодежь сама определяет евдяго избранника или избранницу. Почти во всех случаях,юноша и девушка после знакомства назначают день, когда со стороны жениха к девушке идут сваты. После сватовства, родственницы юноши еше несколько раз посещают дом девушки,обмениваясь праздничными гостинцами. Эти посещения носят название "ара сачак". Назначается день свадьбы. Она начинается в доме у девушки Вечером у нее собирается молодежь, в основном молодые, женщины и девушки, поэтому это торжество носит название "гыз уйшди" - "девичник". На него приглашают и жениха с друзьями.

На другой день к дому невесты подъезжает свадебный кортеж, соотоящий из легковых автомобилей и увозит невесту к жениху. У алиэли и анаули до сих пор благословение родителей девушки остается традицией. С невестой в дом жениха едет и жена ее старшего Йрата "енге". Она пребывает с ней 2-3 дня. Все остальные свадеб-■ме процессы очень схожи с традиционными. Современный свадебный эбряд - это не только внедрение нового, но использование того юложительного, входяцего в традиционные народные ритуалы. Синтез ■рациционного и нового способствует укреплению современной обряд-гости, делает ее жизненной и привлекательной, создает особый [раздничный настрой, культурно-историческую преемственность.

Изменения, происшедаие за последние десятилетия в семейно-рачной сфере туркмен, как и у других народов и наций, не произошли ами по себе. Потребовалась ломка и преобразование всех форм со-иальных отношений, изменение психологии людей. Трудности иэжива-ия пережитков прошлого в семейном быту туркмен определялись тем, го семейно-бытовой уклад во все времена отличался кэнсерватив-эстью и изменялся достаточно медленно. Поэтому у отдельных слоев (селения Туркменистана до настоящего времени сохранились многие юдальные и даже роцо-племенные устои, так отмечались случаи

эндогамии при одновременном развитии интернациональных браков, обручение малолетних "адаглама", перекресных браков "гарта". Для пряного изживания таких форм брака, недостаточно изменение хозяйственно-бытовых условий, общественных отношений - слишком . короток исторический отрезок времени, чтобы в пределах жизни двух-трех поколений полностью перестроить социальную, а тем более индивидуальную психолог™ людей. Складывавшиеся веками традиции и привычки бее еще продолжают жить. Этнографами, социологами установлено, что существует ряд причин, социального и психологического характера, которые обуславливают сохранение многих пережиточных явлений в семейно-брачных отношениях. Женщина в семье все еще перегружена домашней работой. В сельской местности не функционируют в должной степени Дома бытовых услуг, не хватает детских садов и ясель, все эти учреждения могли бы облегчить жизненные условия женщин.

Уплата "калыма" и умыкание невест ставит женщину в самое унизительное положение. Много таких фактов выявлено при исследовании в Каахкинсксм и Ашхабадскс« районах. В этнографической литературе зафиксированы и такие пережиточные явления семейно-брачных отношений как левират и сорорат, восходящие по своей генетической сути к эпохе родо-племенных отношений. По'сообщениям наших информаторов, случаи "дакылма" (брак - левират) отмечались и после Великсл! Отечественной войны, когда по их словам, погибшего на фронте отца, заменяли его младшие братья, женившись на вдовах.

Анализ семейно-брачных отношений показывает, что по мере роста культурного уровня населения, развития новых" интернациональных традиций и глубокого проникновения в повседневную жионь норм новой моралй - послужит самоизживаниы чуждых Нашему времени пережитков прошлого.

В Ашхабадском районе остаточные явления вредных привычек проявляются в том, что в школах наблюдается отсев девочек. Имеются случаи выдачи замуж несовершеннолетних. Компетентные органы, зачастую, принимают позицию посторонних наблюдателей. Ими создается видимость ¿благополучия", укрываются многие факты, что наносит Неисправимей урон для общества.

В третьей главе "Интернациональные черты в современном бьггу сельского населения Туркменистана" раскрывается суть интернациональных стновеней, дня взаимообогащения материальной культуры

народов и наций, населяющих Туркменистан. В самом начале политики перестройки был взят курс на глубокие преобразования в области народного образования, культуры, медицинского и бытового обслуживания населения. Однако, несмотря на неуклонное наращивание объемов услуг населения, в настоящее время уровень развития форм бытового и медицинского обслуживания отстает от потребностей. .. ч •

Социально-экономический кризис, охвативший бывший СССР,' не обошел и Туркменистан..Резкое снижение жизненного уровня в первую очерепь отразилось на сельском населении-в его многодетных семьях. Инфляция, пустые прилавки магазинов, надвигающаяся безработица - подтолкнула многих за черту бедности. Правительство нашего государства ищет пути выхода из кризиса, увеличивая пособия на детей и прожиточный минимум, но неуправляемые цены на рынке подскакивают с каждым днем. Необходимость социальной защиты много-✓ детных семей, стариков и матерей-одиночек, а также неполных семей - в связи с переходом на рыночные отношения и ливеРдл«<1Лции цен - налицо. Государство обязано заботиться о людях. В настоящее время в Ашхабадском и Каахкинском районах очень высок процент женщин, не занятых на производстве. В сельской местности, в основном, все работы носят временный, сезонный характер. Не хватает промышленных предприятий". Сейчас наступило время возродить работу артелей по выработке и изготовлению изделий художественных промыслов, ремесел (керамики, художественной вшивки, вязанию, ковроткачеству), использовать женщин по этим видам промыслов к на дому. Такой поцхоЦ.:.к.вопросу разрешил бы несколько насущных вопросов: •••-...

1. уменьшение безработицы;

2. возрождение традиционных промыслов;

3. увеличение дохода государству;

4. одновременно, привлечение к этим вопросам молодых девушек, получение ими навыков, послужило бы поводом для закрепления молодежи в сельской местности.

Опрос, проведенный автором среди молодежи в исследуемых районах, об их жизненных планах, показал довольно серьезную ситуацию с выбором профессии среди девушек-туркменок. Многие ничего не могли ответить, они собирались быть иждивенками.

В ходе преобразований на селе изменениям подверглись поселения и жилища. Вместо разбросанных, мелких, хуторского типа поселений,

прийти крупные колхозные и совхозные поселки, вменился и внутренний интерьер жилищ.

Каахкинский и Ашхабадский районы, как и весь Туркменистан, многонационален. В них про&твпт почти все представители та нз-зависимых государств Содружества. В процессе совместного прог.и-вания, труда и проводимого досыта оа последние десятилетия происходило сблчтение больших и малых народностей, взанъшое обога-щсн'.-е их культур, возникновение новых интернациональных черт, хотя, как показали события последних лет, были допущены оерьсэ-ныр ошибки и просчеты в национальном вопросе. Демографы отмечают, что на территории бывшего СССР нет кахких-либо замкнутых регионов с исключительно однонациональный составов. Многонациональный состав многих районов и сельских поселений объективно ведет к возникновении двуязычия. Так, бельке трети нерусского населения Ашх&бодсксго района считает сво-л! вторим языком - русский. Характерна большая тяга нетурккенских национальностей к изучению туркменского языка. Более 3,5/» русских свободам говорит на туркменском языке, что явно недостаточно, когда Туркменистан хтал независимым государством п туркменский язык является - государственным.

Важнейшим фактором развития интернациональных черт в совро-).;&шом быту села является межнациональные браки, число коуор^х с кагда.1 годом растет. Интернационализация социалыга-оконоипчес--кой и культурной жизни людей несомненно отражается и на интернационализации бытовой сферы. Это можно наблюдать.на пргггере межнациональных браков и семей. В настоящее время в Туркменистане на 1000 ссмей приходится 85 смешанных браков. По приведенным в работе примерам можно определить, что отноиение местного населения к межнациональным бракам в цзлоы положительное.

Б заключение диссертации на основа проделанного исследования сделаны следу/ощиэ виводы:

Анализ всего комплекса явлений в современной биту сельского населения Туркменистана со всей убедительностью показывает синтез интернационального и национального. Традиции, преодолевая бытовой консерватизм, проявления частноеобствзнническоП морали - в значительней степени трансформировались, получая новое социальное содержание. Произошли радикальные изменения в поселениях и гк'.^в*/ в традиционно!! обрядности, связанной с ними. Изменения в хозяЯст-г.онно-культурном тгае привели к возникновению новых типов поселен

а .тнлгсц. Однако, как нам представляется, а современном жцл*!Ще мало учитссаэтся национальные особенности бита туркмен, климатические особенности регионов.

Значительные изменения происходят и в национальной туркменской одежде. Осаовные виды и элементы одежды бытуют,видимо, будут сохраняться, Ненскке платья, серебряные украшения, женские птаниики "балок" - и в наши дни очень популярны, особенно среди гителеЯ села. Удовлетворит этническим и практическим требованиям, уходящтте в глубок!"» старику формы традиционного костима туркмен. Если традиционный мужской костюм в наши дни люди пожилого возраста носят, то женский - носят всех возрастов. Особо выделяется он богатым орнаментом. Традиционный женский костим украшается не только исконно туркменским орнаментен, но и орнаментами соседних народов. В настоящее время отмечается тенденция перехода к туркменскому национальному костаму ряда этнографических нетуркмеьских групп - персов, беллудкей, курдов, а частично и отдельных лиц европейского населения.

Пк:;а, изучаегах райгнов, особо не отличается от общетуркменской пищи. Болыпое место в народной кулинарии занимают молочно-мясные блода, а также зерновые продукты.

Радикальные изменения произошли в форме структуры туркменской семьи, во внутрисемейных отношениях. Однако развчтче семьи в •известной степенм зазгеит от развития всей совокупности общест-вешгых отношений. В семейной сфере ещз не до конца изжиты отдельные негативше явления, проявляющиеся в купле и продаже де-оусек "калым", выкуп замужней женщины "каПтарма". Вряд ли можно предложить какое-либо универсальное средство для быстрого и эффективного ножцвания всех негатившх явлений из бита туркмен, но, думается, здесь необходим полный комплекс мер по подъему культурного уровня населения в целом. Одновременно необходимо проводить исследования -гех пр^ч)гн, которые порождают, так называемые "пере-питсчнкс явления", седь они имеют определенную питательную сгеду, условия, при которых он» существуй1.

Многонациональный состав республики - закономерная тенденция развцтцл многонационального государства. В Каахкинском уц Ашхабадском районах кабдодается рост многонациональных прс^оводстиенных коллективов и гнтормацисналислция жцзн^. и-граженнем цнткрнацио-Ялизации и фактором ее ускорения яилятптся межнациональные браки, троцент которых в исследуем.;»! районах в ебтем числ-.- брччачолхся ;ысо:с.

Вопрос развития интернациональных отношений является на современном этапе одним из основных вопросов всего нашего общества. Этой цели должны служить исследования наших ученых втногрефов и социологов. Только объективная картина состояния дел в этой сфере нашей жизни позволяет дать научно-обоснованные рекомендации для коренной ломки всего отжившего, мешающего тем революционном процессам, которые разворачиваются в Туркменистане.

По теме диссертации опубликовано,

1. Ткачество у кочевых туркмен. Тезисы докладов международной конференции // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии.

- Ы., 1931. - С. 31-33.

2. Генезис некоторых типов туркменских орнаментов. Доклад на международной конференции // До проблемам восточных ковров. -Л., 1988, 0,5 п.л, (в соавторстве с А.Губаевым).

3. Памятники истории и культуры - всенародное достояние. -Ашхабад, 1989, 7 п.л. (в соавторстве с А.Губаевым).

4. К историг домашних промыслов туркмен XIX начала XX вв. // Памятники Туркменистана. - 1977. - № I. - С. 17.

5. Изображение животных нч археологических находках и их связь с народными верованиями // Памятники Туркменистана. - 1990,

- № 2. - С. 24-26.