автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Народный костюм украинской Подолии XIX-XX вв. (Художественные традиции, задачи их развития)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Тканко, Зеновия Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Народный костюм украинской Подолии XIX-XX вв. (Художественные традиции, задачи их развития)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народный костюм украинской Подолии XIX-XX вв. (Художественные традиции, задачи их развития)"

1 0

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР

На правах рукописи УДК 747477/

Т К А Н К О

Зеновня Алексеевич

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ УКРАИНСКОЙ ПОДОЛ ИИ Х1Х-ХХ в. в.

(Художественные традиции, задачи их развития) 17.00.05 — декоративное и прикладное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

МОСКВА — 1990

Работа выполнена в институте искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Рыльского АН УССР (Львовское .отделение).

Научный руководитель: кандидат искусствоведения

Р. В. ЧУГАИ

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

М. А. НЕКРАСОВА; кандидат искусствоведения К. И. САНОЦКАЯ

Ведущая организация: Научно-исследовательский институт художественной промышленности ММП РСФСР.

Защита состоится « »....... 1990 г.

п ...... час. на заседании специализированного

гозета К 019.03.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при НИИ теории и истории изобразительных искусств ордена Ленина Академии художеств СССР (119034, ГЧсква, Кропоткинская ул., 21).

С диссертацией можно ознакомиться в Московском фили-гл: Научной библиотеки Академии художеств СССР (ул. Кро-пэткинская, 21).

Автореферат разослан « »....... 1990 г.

Ученый секретарь с г.плплизированного совета, м:.гд:1дат искусствоведения

Н. А. ВИНОГРАДОВА

' ; . Актуальность те?.;ы. Актуальность исследуемой темы определяет-

ся современными задачами развития художественных традиций народного^ моделирования и исследования народных-традиций в их наиболее .. "-обфм философско-культурном значении. Традиции рассматривался как конкретный творческий опыт человечества.

Особую актуальность приобретает комплексное изучение традиционных видов наролчого декоративного искусства (тканей, выпивки, набойки и др.К их взаимосвязи и взаимовлияния, а также их роли в создании ансамблевого искусства коствма з системе культуры народа. В развитии его как целостного ансамбля постоянно действует закон традиций. Художественно-образная структура определяется обрядовой, ритуальной и другими функциями.

Народный костюм непосредственно входит в сферу материальной и духовной жизни народа. Он аккумулировал различные традиционные виды народного декоративного искусства, художественные принципы, методы формообразования, выработанные в результате коллективного опыта определенного региона. На Украине выделяется как особенно художественно ценный народный костюм Подолии. Это историко-отио-графический регион, включающий Тернопольскую, Хмольниццув, Вжши-цкуп и север Одесской области.

Богатые художественные традиции подольского костюма - источник творчества современных худояников-лрофе смоналоо и народных мастеров. Целостное теоретическое осмысление костюма Подолии важно в плане прогнозирования новых тенденций в искусстве моделирования.

Исследование отвечает поставленным задачам и актуальна учебно-воспитатольныя и практически)/ треСоиглиям,,

Цель работч заключается в комплексном историко-хурогестион-ной изучении костюма Подолии как сложного ансамблезого Екда искусства, самостоятельной целостности в системе художесгпенной

культуры. Поставлены задачи исследовать основные пути исторического процесса становления и развития народных традиций в аспекте анализа роли материала, вопросов технологии изготовления материалов, из которых созданы разные компоненты одежда, ее формообразование, орнагентально-компоэиционное» колористическое решение и принципов трактовки объемно-пространственной структуры костюма. Исследование этих вопросов важно для разработки практических рекомендаций по развитию искусства современного моделирования.

Одна из основных задач диссертации -> определить жизнеспособность традиций народного костюма Подолии, способы их оптимального развития на современном этапе, В диссертации подольская одежда* . ее художественные традиции исследуются комплексным методом, с учетом данных смежных наук: этнографии, фольклористики, общего искусствознания, что позволяет расширить представления о народном костюме как части материальной и духовной культуры народа.

Поставлена также задача изучения народного костюма как художественного ансамбля, в котором взаимосвязаны части и целое в композиционное и колористическое единство с взаимосогласованностью всех элементов.

Научная новизна исследования в том, что впервые теоретические вопросы костюма рассматриваются ;:омплексно в тесной связи с другими видами искусства. При этом костюм Подолии впервые анализируется на всем протяжении его развития. Вопросы становления и генезиса художественных традиций одежды Подолии ранее не исследовались. В этом плане настоящая работа восполняет пробелы искусствоведения.

Дакка», диссертация характеризуется новизной и в аспекте введения в научный обиход особенностей ансамблей народной одежды разных-раР.оноп'Подолии. Автором проведена классификация и типо-логизяция основных ее компонентов, составлявших содержательную

целостную картину образно!» системы. Костюм тесно связан с общей художественной культурой украинского народа» Это первое исследование костюма Подогни в контексте народно!} художественно'4 культуры.

В работе ярко вырглени локальные разновидности ансамблевых структур, степень взаимодействия их а элементами одежды других народов: русских, молдаван, греков, болгар, поляков и др»

Предметом диссертационного исследования яэллютея фондовые собрания одежды, тканей музеев Москвы, Ленинграда. Киева, Львова, Винницы, Хмельницка, Каменец-Подольска, Могилев-Подольска, Терно-пойя, Залшцик, Бурцева, Кекирова, Кукозки и др. Изучены танке материалы полевых исследования в селах Подолии, частных коллекций; работы, экспснировавтаеся на различных выставках, в творческих лабораториях Домов моделей Киева, Львова, Черновицкой фабрики художественных изделия им„ Ю.Федьковича, производсгвенно-художест-венного объединения "Винничанка" и др. Больяуо ценность представляют рукописные фонды в ИИСЭ им. ¡¿.Рыльского АН УССР, архив Русского географического общества в Ленинграде.

Методологическая основа доследования..

Соответственно с задачами изучения предмета, его художественной природы автором применялся ряд методик искусствоведческого анализа. Использовал сь сравнительно-исторический и структурно-типологический метода, что дало возможность проследить закономерности становления к развития традиций народного костима Подолии. Прозедена типолсгизация композиционной структуры, орнаментальных мотивов и ссжетсз, их терминологии и художественно-функциональной роли в системе декора костюма. Для исследования локальных художественных особенностей использовался метод реконструкции. Выделена локальные комплексы нарогюго костюма Подолии 0

Проблема преемственности традиций, общхя для всей худсжест-

венной культурыа требует серьезного теоретического осмысления, глубоких знаний вопросов искусства костюма.

3 роботе над диссертацией использовался научно-методический опытt теоретические концепции, изложенные в трудах В.М.Засиленко, Г.К.Вагнера, В.С.Воронова, М.А.Некррювой. В.М.Веймара, И.Я.Богуславской, Г.С.Массовой, С.Б.Рождественской и др.

Важные сведения о народной одежде Подолии содержатся в работах Я.Ф.Головацкого, П.П.Чубинского, А.Зарембского, А.Прусеви-ча. К.Волкова, Б.Г.Крыжановского, Я.Гогенмейстера к др.

Непосредственно проблемам одежды как историческому источнику посвящены работы К.К.Стамеройа, К.И.Матейко; как произведению искусства - работы Е.Л.Кульчицкой, И.В.Гургулы, Р.В.Чугай.

Особенно ваяны разработанные Г.С.Гориной вопросы композиции формы костюма и способы ее моделирования применительно к пластической выразительности материала, выделения значения народных традиций моделирования.

Практическая ценность работы заключается в возможности применения ео выводов в современной художественной практике, а также в дальнейшем осмыслении худ; ,д»иками-професспоньлами и народными мастора>.;и задач развития художественных традиций искусства моделирования. Проведенное исследование может быть использовано в учебно-методической работе художествен»«« вузов, разработке учебных программ и методической литературы по декоративно-прикладному искусству, при чтении лекций по теории искусства, при подготовке спе"курса по истории костгма, п^и выполнении практических заданий по композиции костюма, в музейной практике.

ДпроРачия материалов осуществлялась на научных конференциях Львовского государственного института прикладного и декоративного искусгтга (25 февраля 1ГХЛ г., 21 марта 1985 г., 3 сентября IS86r., 22 апрздя 1967 г., в 1Й-Э г.), научных историко-к^аеведческих кок-

ференциях (г.Винница, б сентября 1988 г.. г.Тернополь, 10 апреля 1990 г.), в выступлениях в печати.

Структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, примечания. В приложения вопли библиография по данной теме, список художников и народных мастеров, альбом фотоиллюстраций.

Во введении обоснованы принципы ограничения темы, е^ научная и практическая актуальность, сформулированы цели и задачи исследования, определены методологические принципы в подходе к теме, а также дана историография вопроса. Народный костюм Подолии рассматривается автором в контек'те общего развития,-художественной культуры края.

В первой главе "Становление и генезис традиций подольского костюма" автор кратко освежает история становления и ге..езиса народного костюма Подолии,

Подолия - историческая территория между реки/и Вжным Бугом и Днестром, включающая Винницкую, север Одесской, Хмельницкую (Восточная Подолия) и Тернопольскую (Западная Подолия) области.

Вопросы становления и эволюции, художественной специфики народного костюма раскрываются на материалах различных периодов славянской истории, экономики, взаимосвязей и взаимовлияний культуры этого края с культурой соседних славянских и контактирующих народов, особенно Карпатско-Валканского региона.

Территория Подолии била заселена еще в эпоху раннего палеолита. Первым поселенцам этой земли были известны прядение, ткачество, изготовление керамической посуды, украпения из кости, рога, эмали, клыков кабана, бус, пронизок, подвесок, четырехугольных пластинок, которые наливали на одежду.

В 1У-Ш тысячелетии до н.э. Надднестрянцика и Псбужье С иг.-л густо заселены земледельческими племенами трипольской культуры,

более 100 памятников которой было обнаружено на территории Подолии. Это был период бурного развития общинных ремесел, в частности, гончарства, металлургии, антропоморфной пластики, расписной керамики, обработки камня, кости и пр. Памятники антропоморфной пластики сохранили изображения одежды, обуви, украшений.

Территория неоднократно подвергалась опустошительным набегам кочевников, испытывала многовековой гнет польских, австрийских, литовских, турецких поработителей. Естественно, что в архитектонике, размещении орнамента обнаруживаются некоторые сходства с балканской, молдавской и польской одеждой. Например, золотисто-белый колорит вышивок Восточной Подолии ассоциируется с цветовой гаммой вшивок греков, ковровой характер орнаментов Западной Подолии перекликается с вшизкой болгар, поясная хенская одежда Поднестровья .мест аналогии с такой же одеждой молдаван и под тем же названием "катринци'! а акценты белой вышивки по ^елому фону в районах Подолии созвучны с белыми гаптами в,польской народной одежде.

На протяжении истории художественное творчество продолжало разбиваться. В народе никогда не исчезала потребность прозаические предметы быта облекать в художественную форму. Удивительна способность мастеров использовать, казалось бы, самые простые материалы, художественно-выразительные приемы для создания декоративных эффектов.

Подг1:ьская земля богата разнообразным сырьем, что способствовало развитию многих видов ремесел, как з селах, так и в городах. Каждая историческая опоха вносила изменения в развитие до-иаднего производства, городского и сельского ремесла. Среди дс-) иннх ремесел главенствующею роль занимало ткачество. Как ут-веря.чяг? исследователи, ткацкий промысел на Пополни существует * si дуоли cpív ст 1ть", здесь нет хаты, где бы не было ткагчого

станка. В ХУ1 о. во многих городках Подолии ткачи были объединены в цехи или братства ремесленников со своими уставами»

Широко распространено на Подолии было ковроделие. 3 ХУТ в. ковры из этих мест пользовались особой популярностью в Европе. Наличие высококачественного сырья - овечьей версти - давало возможность расширять изготовление перстяных тканей для одекдьг, шитье тулупов, сапок, обуви. Поселившиеся еце в XIЛП з.в. на территории Подолии армяне основали, в числе других ремесел, произ-водс'-.зо сафьяна. Народные мастера: скорняки, портике, меховщики, сукновалы и другие достигли высокого уровня профессионализма и художественности. Каждая сделанная жк часть костима представляла собой совершенное произведение. Собранные Емссте, они взаимодополняли друг друга и создавали завершенный художественно-функциональный ансамбль.

На территории Подолии на основе давних традиций начали выделяться отделы ю ремесленные центры. Уне в Х1У-ХУ в. в. были строке известны такие центры ремесла, как Каменец, Могилев, Тульчин, Сатанов, Зиньков, Летичев, Смотрич, Недаибож, Кременец, Почаев, Бучач, Золочив, Скалат, Бережаны и др. В 1374 г. магдебургское праЕО получил город Каменец, в 1432 г. - Кременец.

В ХУЛ в. на основе ремесел и промыслов вооникалт новые формы производства - мануфактуры. Среди ткацких мануфактур, бытовавших на Подолии, выделялись мануфактуры в Залгациках (Тернопольская обл.), Мынкивцах, Ярмолынцах, Дератяо' (Хмельницкая обл.), Ямполе (Винницкая обл.) и др. Зедуадю роль з истории мануфактурного ткацкого производства ХУП-ХУШ в.в. сыграла Немировская мануфактура. Она успешно конкурировала с известными московскими мануфактурными изделиям и белорусскими гродненскими тканями. Ткани для одег-ды, платки, выпускаемые Немировской мануфактурой, отличались высоким художественным уровнем.

Важное значение имела в середине XIX в. Бучацкая мануфактура. Скорняжил., сапожный цеха, известные здесь еп;е в ХЛД в.

Имеющиеся материалы середины XIX - начала XX в.в. свидетельствуя? о том, что изготовление различных компонентов одежды для городского и сельского населения всех сословий было массовым явлением на всей территории Подолии. При этом выделяются центры, которые как бы главенствовали, задавали тон в приемах шитья одежды, декорирования, использования украшений и пр.: Могилев, Туль-чкн, Ямполь, Скала-Подольская, Подгайцы, Залицики, Борщив, Збараж, Бучач и др. Также сформировались центры по изготовлению тканей для одежды. Так, с.Верховка славилось изготовлением гарусных поясов, а с.Козинцы - запасок, с.Бабчинцы - сукна для верхней мужской одеяды. Збараж был известен как место изготовления чепцов, а Га Г, сын - тонкгт бурунчуковых полотен.

В конце XIX в. в Немирове работали портновские мастерские. В так называемых военных поселениях Летичевского уезда - Паньковцах, Чисановцах, Шрубкове, Ставнице, Требуховцах, Руссановцах и других изготавливали ткани для одежды. Здесь в середине XIX в. в мастерских обучались мастера по изготовлению сложных орнаментально-узорных тканей для запасок, фот, налиток. Кроме того, в каждой семье умели ткать, шить сорочки, вышивать, делать головные уборы и др. Народ сохранял специфику традиционной одежды, которая была органически связана с естественно-географическими, социально-экономически' -и факторами., укладом жизни.

Обзирные материалы ХУП-Х1Х в.п. дают возможность выделить одежду отдельных районов, особенно Западной и Восточной Подолии, Поднестросья, которая отличается характером художественного кон-с ^уиропанил, спецификой различных приемов создания отдельных компонентов одежды, способами, их сочетания, сложения в целостные (лсамбли. Типичш и для женских ансамблей Подолии являются: со-

рочка, "обгортка", "запаска"» В каждом ансамбле много отличительных черт, относящихся к специфике материалов, покроя, орнаментики, колорита и др. Нч всегда выделяются доминирующие факторы.

Так, главны?" акцент в ансамбле одежды Побухья (Винницкая область) - белая сорочка с вшитыми черней низьп уставками рукавов горизонтального размещения. В костюме южных районов Восточной По-долии доминирует бело-охристая выпивка сорочек, выполнен ;ая техникой вырезывания и гладью. Рельефная чернс-красная выпивка ков-Р0В01о плана характерна для женских сорочек Загадкой Подолки и Поднестровья.

Все ансамбли предста^ля' т собой структурные образегакия, где взаимосвязанные части и целое как стилистически композиционное единство с взаимосогласованностью всех элементов,колористической гармоничностью. '

По цветозому решению можно говорить об особой созвучности костюма и при; эды. Че;:ного цвета вьпзивка сорочек, "чугак", "свит" будто сливаются своими тонами со вспаханной землей. А белые кожухи ассоциируются со снежными земными покровами. К наоборот, з районах Поднестровья в весенна-осеннян перу костюм выделяется яркой красочностью, символизируя земное цветение. Бело-охристые оттенки выпивки сорочек Восточной Подолии образно ссчетептся с предметно-пространственной средой, интерьером жиг;е:а, каменной о граде Г:, золотисто-кремневым оттенком земли этого края. Везде .чувствуется единство рукотворного и природного.

Подольский костюм, являясь частью сб^еукраинского народного костюма, не терял связи с художественным строем русского и украинского костюмов, с ансамблями одежды других народов, сохраняя при отом исключительную художественную самобытность. Отражая этническую принадлежность, традиционный костюм Подолии одковреме.'ша аккумулировал в себе разные виды творческое деятельности, ярко

раскрыл специфику художественного вкуса, многовековые достижения народной культуры этого региона Украины.

Невзирая на то, что в составных компонентах подольского костюма прослеживается влияние народов, с которыми подолянам-украинцам приходилось длительное время контактировать,, комплекс народного подольского костюма на протяжении столетий сохранил национальное своеобразие - основные формы, принципы покроя,, колорит, художественные особенности. Он ярко выступает на фоне украинской народной культуры как высокохудожественное произведение народного искусства.

Зо морей главе - "Тияоаогизация компонентов традиционной народной одекды", .-¡а основе систематизации дошедших до наши дней образцов народного костюма автор анализирует художественные качества основн х его компонентов: головных уборов, плечевой, пояс-!ЮЯ и верхней одежды, обуви к дополнений.

Рассматриваются основные типы покроев, форм, сложивиихся комплексов одежды Западней, Восточной Подолии и Поднестровьп.

Этнолокальние комплексы подольского народного костюма состоят из обп;их компонентов, каждый из которых имел свое конкретное назначение.

ЕенскиЯ комплекс состоит из нательной одежды (сорочки); поясной одсады шерстяного прямоугольного полотнища ("о^гортки", "опинки", "запас:«", "кг.тринци"); пояса: верхней плечевой и га-гпудной <"*.е»цы; полотеччатого головного убора ("намотки"); обуви к ухрапения.

Мужской комплекс состоит из сорочки, обычно туникосбразной, полотняных и суконных станов, верхней одежды, тканного или кожа-I' гэ пояса, аб;.ьи. Верхнюю плечевую яенскуо и мужскую одехду сос-таглкли ctv.ru, "чуг&1'п, "семраги71, шубы из овчины - "кожухи". >се- хгкпсксн^ы к шлекса имели г.росчой и удобный прпмоепин'ый

крояо Это способствовало видегения плоскостей для декоративного оформления вышивкой, мережкой„ аппликацией и осмотра достоинств узорного орнаментального ткачества домотканных одежных полстен, шерстяных и суконных тканей. Ксстем Подолии отличается от одежды других районов Украины, в первую очередь, разнообразием ассортимента верхней одежды ("чугаи", "гуньки". "манты", "чужки", "опанчи") и массово распространенной несшитой поясной жсской одеждой» Отличительной чертой является система декорирования компонентов костюма. Закона развития каждого из слагаемых костюма предопределяли его изменения в целом. Незначительные изменения одного кэ компонентов комплекса приводило, к качественны,! изменениям в формообразовании его художественного решения.

Анализ различных вариантов ху; жественного решения всех компонентов одежды дает возможность говорить об обдих принципах оформления выпивкой, набойкой, аппликацией, ач^урнш вырезанием, сложными дополчительнго удалениями и кончая способами нокения, выполнения функций обрядовых ритуалов.

Художественный облик костюма формировался коллективным творчеством народа, используя разные виды искусств. Народные мастера Подолии, создазая подлинные Еедевры, удивительно тенко владели такими средствами художественной эыразктельнос;и, как изящество линий, утонченнсоть, гармоничность форм, пропорция, ритма и цвета.

Костан Подолии обладает характерными чертами и особенностями.

Ео-перьых, это - специфика фактуры домапнего изготовления материалов (сукна, полстен, узорного ткачества, выпивки, более рельефно-фактурного, коврового характера в сразнении с другими районами Украины), что придает пластике кос.хма цельность, насыщенность цвета, богатство светотеневых эффектов.

Во-вторых, подчеркнутая прямолинейность покроя. По прямил линиям соединены между собой не только детали отдельных ксмпскеи-

тов, но и сами компоненты, что определяет характер объема,, делает форму моно..итной, сообщает образу костима монументальность. Только в этом районе Украины массового распространения достигла поясная одежда - неиитое прямоугольное полотнище, строго прилегающее к фигуре. Его фактура и-линии будто стремятся взерх и подчеркивают эмоциональное впечатление стройности. Усилению прямолинейности покроя а подольском костюме соответствует система ресения и размещения выпивки.

В-третьих, большие и гладкие плоскости отдельных компонентов костюма, обогащенные орнаментом, наиболее выгодно выделяют его, придавая большую художественную выразительность, цельность и эмоциональность.

В-четвертых, оригинален принцип решения функционального и визуального г^подчинения отдельных компонентов. Например, строго прилегающей "обг-оргке" соответствует полуприлегагощая форма "свиты". Отим костюму придается женственность и подвижность.

В-пятых, превалирование черного и коричневого цветов как доминанты объемно-пространственной структуры костюма; их решающая роль в ритмическом сочетании силуэтных линий, в организации цветовых пятен в гармоническую целостность.

Особую эмоциональную нагрузку несет красный цвет в костюмах Подолии. Этот своеобразный символ солнца, жизни образно выступает в продуманно:.; сочетании с черным, желтым, бельм, синим. Ярч-валирове -ие черного цвета - важный фактор усиления символичного звучания белых, красных, золотистых акцентов в костюме. В его колорито выступает образное сочетание двух начал: черного цвета, кок символа плодородной подольской земли и красного - символа ">лнцн. Цветонг.я сиивсликь. связана с отражением социально-психологических процессов р жизни пздоллч. Довольно стабильные формы пльэльехэго ноет у?, хлраотер.игук-'гсч разнообразием Цветовы" ком-

бинаций.

В изучении ансамбля подольского костюма, принципов его формирование, сложения образной художественной структуры важную роль играет материал. Осмысление коллективного традиционного народного опыта, знания народныли мастерам самых тонких нюансов тканей, кожи, в плане их функциональности, экономичности, эмоционально-художественной специфики расширяют аспекта характеристики костюма как ансамблевой целостности.

Показательно, что художественный эффект костюма достигается самой фактурой тканей, ее орнаментики, цвета, Ткани, кожа, изготовленные специально для костюма, поражают местной самобытностью, разнообразием зариантов, высокой-декоративностью, чувством монументальности. Во всем этом - практический художественный народный опыт.

Народный костюм Подолии - это сложная, цело гная система взаимосвязей и ззоимовлияний формы, материала и удалений. Основу народной сдежды Подолии составляют прямоугольная конструкция сорочки, "запаски", "обгорткн", "намитки* и др.,.способы ислоль*-зования технологиче ких и декоративных свойств материалов, достижения единства утилитарности и декоративности, приемы объединения отдельных компонентов одежды в комплекс. Конструктивные и декоративно-художественные традиции народного костюма существуют в органическом единстве. Покрой, материал обеспечивают не -олько утилитарные свойства одежды, но являются важным средстьом ее ху-* дожественно-эстетического решения. Согласно устойчив!« традиционным принципам композиционной система на '¡олъам'л плоскостях материала размещались тканные, выпитые. морожачные, набивные, на-иивные ленточные к шнурованные украаенияг ( намитках, рукавах сорочек, полах свит). Подольская народная одежда выделяется cipo-Г им соответствием ритма и цвет.') декоративного оформления к -го

1Г>

Силуэту и конструкции. Композиционны;! строй всех ансамблей подольского костюма создается такими важными средствами как форма, силуэт, цвет, Декорирование вышивкой, мережкой, аппликацией и др.

Исследуя общие художественные принципы подольского народного костюма, автор поэтапно рассматривает весь процесс создания костюма, начиная от Еыработы* ткани (пряжа, полотно, крашение, оформление и др.). Подробно рассмотрены и проанализированы также компоненты костюма: сорочки, поясная одекда, верхняя длиннополая, плечевая, обувь, укршенля.

Произведена классификация компонентов костюма по кроя, композиционному размещения выпивки, цвету и выявлены их основные типы.

В третьей главе "Народные традиции и современное моделирование" - осзёщаются теоретико-практические основы возрождения художественных традиций костюма Подолии в советское время. Неиссякаемая творческая фантазия народных мастерЬв проявилась в том, что они в границах традиций искусства моделирования одежду разработали множество вариантов его Художестсенно-образйого решения.

Для народного костюма Подолии в советски время характерно новое направление, для которого свойственно не внешнее копирование и механическое повторение старого, а постоянное развитие, поиски, выявление в нем новых акцентов декоративности с позиций современного мировоззрения. Продолжая трсд"цпи, он подчеркивает в Человеке достоинство, изысканность, общечеловеческое понятие добра и ала.

Сегодня созданы теоретико-практические основы возрождения лучших его художественных традиций к

В послевоенный период наметилась тенденция создания изделий ярких, праздничных. Крес.ьянская одежда постепенно уходила из быта, выполняя в отдельных случаях функции обрядовой (во время свадебного ритуала, на праздниках). Дольше сохранилась народная одежда в ю-енст рагенах Теркополы:;кны.

В моделировании 50-60-х годов прослеживаются тенденции, свойственные в какой-то мере и другим видам декоративно-прикладного искусства. В середине 50-х годов народные мотивы моделирования одежды использовались незначительно. Художники, народные мастера несмело подходили к костюму при создании образцов современной одезды. К концу 50-бС-х годов влияние народного костима на современный становится более активным. Характерней тенденцией моделирования этого времени было следование внеыним особенностям народного костюма, в частности, подольского, копирование декоративных свойств оригинала без учета назначения и технологических особенностей производства. В результате сближения быта сельского и городского населения, отрицательных влияний европейской моды локальные отличия подольской одежды зеетно ослаблялись, терялись ее ценные художественные качества.

Закономерен процесс постепенного вытеснения одежды трудоемкого домопнего изготовления изделиями промышленного производства. Художники, нгродные мастера создавали в основном произведения выставочного характера, сценические костимы, творчески интерпретируя народный кост м Подолии.

Иногда попытки создания сценического костюма были неудачными. Мастера копировали народный костюм или же создавали стереотип костюма центральных областей Украины. В некоторых экспериментальных работах художники в декорировании изделий пытались пер'йти к условной обобщенности изображения растительных и геометрических мотивов вышивок, не имеющих ни аналогов, ни сходства с подольским орнаментом. Неоправданно перегружены декором выставочгчо и сценические костюмы под названием "одежда Подолии", по сути своей эклектичны.

Актуальной стала проблема нового подхода к принципам моделирования на основах художестзеьных традиций подольского коотху.ч.

В атом процессе заметная роль принадлежала художникам и искусствоведам, систематически изучавшим народную одежду всех районов Лодо-лии, выявляя художественные и технические особенности ее отдельных центров. Процесс развития классических традиций искусства подольской одежды представляли как художники-профессионалы, так и народные мастера.

Для ?0-80-х годов характерным был особый, подъем в развитии . . традиций народного костюма и перенесения их на создание современных'форм, в частности, образцов верхней одежды.

В методике развития традиций народного подольского костюма определились два направления. Первое - создание моделей с использованием приемов кроя, декорирования, цветового решения, характерных для народного костюма, творчески интерпретируя их. Таким образом рождались анса&бли, близкие к этнографическому образцу, не созвучные времени.

Второе - создание образного строя современного костюма, более далекого от этнографического образна, но связанного с ним ассоциативно. При этом з моделях широко пркменяЯт я ткани фабричного производства, имитирующие структуру, орнаментально-колористическое оформление тканей домаинего изготовления. Современная фор?.;а обогащается разнообразными традиционными декоративными приемами: вышив-куй, аппликацией, отделкой шнуро:.., тесьмой и др.-

Важным этапом в деле внедрения в жизнь лучших образцов художников была работа модельеров непосредственно на предприятиях. Творческое сотрудничество художника-модельера, конструктора, технолога и мастера-исг.олнителя определило художественную ценность новосозданных моделей. На предприятиях системы художественных промыслов - фабриках, объединениях, цехах, участках разного подчинения активизировалась работа по моделировании по народным мотивам.

Яркой страницей в истории развития искусства моделирования -

на основе художес~венных традиций одежды Подолии является творческая деятельность художников и народных мастеров производственно-художественного объединения "Винничанка", особенно его филиала в Клембовке.

Художники-модельеры, ведущие мастера предприятий народных художественных промыслов работают в двух направлениях - это создание уникальных произведений выставочного характера для демонстраций на выставках и разработка образцов для малосерийного и массового производства о учетом перспективного направления моды и лучших достижений в области моделирования костюма. .

Традиции народной одежды являются основой деятельности индивидуально работающих мастероп, сохраняющих генетическую связь с творчеством крестьянских масеров. ^х метод работы - импровизация в рамках традиции, свои замыслы они воплощают, в изделия, выполненные для себя и по индивидуальным заявкам. Оки хорошо знакомы с конструированием, швейным делом, разбираются в технологических процессах, в деталях владеют старыми техниками подольского выливания и ажурного шитья. Часто используют неожиданные принципы создания моделей, сочетая в одном лице функции модельера, закройщика и мастера—исполнителя. Деятельность индивидуально работающих мастеров - достижение непрофессионального творчества в сфера современного декоративно-прикладного искусства.

Удачные результаты достигаются тогда, когда продуманно соче-' таются в искусстве моделирования творческое сотрудничество народного мастера и художника-модельера, сражающееся во взаимовлиянии, взаимосвязи и взаимодополнении. Важно и понимание между ними в деле бережного и дифференцированного отношения к народной традиции.

Подольская народная о .ежда - искусство своеобразное, по-своему монументальное. Простота, удобство, целесообразность его мс-

делирозания, конструирования, эффектность декорирования постоянно привлекают художников и мастеров. С одной стороны, они глубоко и тцательно изучают технологию покроя одежды, ее формообразпанмя, этапы развития, локальное разнообразие; с другой - создают новые совг.еменные модели на народной основе. Их творческие поиски направлены на то, как дать новую жизнь народной одежде Подолии с ее гармонически соединенными частями, продуманным колоритом и логически решенными украиениями. Стремятся отыскать наиболее эффективные по фактуре ткани, линии моделей одежды, которые отвечали бы перспективным направлениям современного моделирования.

В творчестве современных художников автор отмечает и ряд недостатков. Среди них, создание современных моделей без яркой образности, несколько эклектичных, с применением элементов кроя, декора и т.д., присуидос разным регионам края. Таким образом смазывается яркая художественная,образность, самобытность и оригинальность собственно подольского костюма.

В некоторых образцах наличествует чрезмерная перегруженность декором, отсутствие гармоничного сочетания утилитарности и эстетичности.

Нередко отсутствие композиционного соподчинения частей' костюма и деталей орнаментики, лишает■костюм логичной продуманности, стройности и цельности.

Костюмы, разработанные по народным традициям, нередко лиие-ны конкретного адресата. Не учитывается их назначение: сценический костюм, обрядовый, праздничный и т.п.

Кроме того, автор отмечает недостаточную разработанность ассортимента народной одежды. Большего внимания заслуживает создание интересных головных уборов, верхней одежды, дополнений и г.р. Деятельность художников в этой области позволила бы раззить новое направление в хюделировании.

В аак.ч'очсну, подводятся итоги исследования. Костюм украинской Подолии - собирательное понятие, охватывающее широкий круг вопросов материальной и духовной народной культуры, художественных явлений: творчество крестьян-ьемледельцев, рожденное п условиях натурального хозяйства, искусство сельских и городских ремесленников, в котором выражены миропонимание и осте-тические воззрения местной об!цности людей.

Костюм Подолии - зто сложное синтетическое явление, в котором аккумулированы разные традицио'ике виды народного декоративного искусства, художественные принципы, методы формообразования. В нем воплощены важные аспекты традиций как материальной, так и духовной культуры подолян, начиная от способов изготовления тканей, кожи, характера покроя различи! .с видов одежды, их художественного оформления вышивкой, набойкой, аппликацией, ажурным вырезанием и сложными дополнительными украшениями .., кончая способами ношения, выполнения сложной структуры его Функций,

Народны., костюм - зто целостный художественный ансамбль, в котором согласованы и соподчинены составные части: головной убор, плечевая, поясная с. верхняя одежда, обувь, украшгчия. Ему свойственна оригинальная художественно-образная структура, более устойчивая, традиционная а сравнении с костюмом других районов Украины. Исследование художественных особенностей подольского народного костюма конца XIX - начала XX в.в. с точки зрения няв-лекия диалектически устойчивого и изменяемого в структуре его художественного образа свидетельствует о хорояс сохраненных древних трпдгчиях искусства народного костюма в тесно?' контексте реей народной культуры.

Костгм Подолии выделяется ¡7 одежда других регионов Ууртинн своими прингип^'и Сортообразования, кси'яопиционно-колористичз-скими закономерностями создания компонентов и объединекил их а

художественную целостность. Ьго особенности определяют многообразие видов плечевой верхней одежды; распространение несшитой пояс~ ной женской одежды ("обгортки"); специфика фактуры материалов домашнего изготовления (рельефно-фактурного характера); прямолинейность покроя и система декорирования отдельных компонентов. Для подольского костюма характерен оригинальный принцип соподчинения отдельных элементов и компонентов.

Специфика костюма Подолии определяется и колористическим решением. Превалирование черного и коричневого цветов как доминант в сбъемно-иространстренной структуре костюма, играют важную роль в ритмической гармонии силуэтных линий, в организации сочной красочности в колористическую гармоническую целостность.

При наличии общности традиционного художественного образа подольского костюма ярко выделяются его разнообразные виды в т-дельных регионах. Особенно высокими художественными достоинствами выделяется костюм западных, восточных районов Подолии, некоторых центров Поднестровья и Побужья.

Костюм Подолии - вид искусства, который раскрывает сложную и богатую систему орнаментальной культуры народа. В нем обильно представлен разновидный по своим изображениям и содержанию антропоморфный, зооморйннй, орнитоморфный, геометрический, растительный орнамент. Орнаментальные мотивы выступают как сложный синтез символов-знаков, образов и понятий. Особый интерес представляют в орнаменте древние, архаические пласты далекого прошлого, восходящие к эпохе язычества. Так, подольская одежда сохранила разные варианты изображения женской Фигуры - берегини - богини жизни на земле, символ солнца, воды и др. На-основе анализа композиционных схем можно выделить основные группы выпивки одежды: богиня-дерево, богиня-вазон, богиня-цветок, проследить эволюцию подачи изображения в историческом аспекте, последовательную трансформацию в дре-

во-цветок, подольскую березку. Оригинально ее композиционное решение с другими мотивами. Древние пласты орнамента прослеживаются в узорном ткачестве, вноияхе, аппликации, женских украшениях.

3 диссертации на основе современной методологии произведено синтетичное ретроспективное исследование народного костюма Подо-лии как вида декоративно-прикладного искусства; впервые дана классификация и типологизация основных компонентов и комплексов одежды; в научный обиход введено большое количество комплексов народного костюма разных районоз Подолии, выделены локальные разновидности его.

Анализ важных художественных акцентов подольского костюма, придающих ему самобытное звучание, способствует лучшему пониманию своеобразного мировосприятия подолян.

На основе исследования художественных особенностей подольского костюма, опыта моделирования, применения декоративного оформления рассматривается научное обоснование значения, жизнеспособности традиций в современном искусстве костюма, решение проблемы "традиции и современность".

Богатые художественные традиции костюма Подслии - источник творчества современных художников-пройессионалоп и народных мастеров. Об этом свидетельствует практическая деятельность худо. .-ников-модельер'оп системы народных художественных промыслов. Домов моделей, фабрик, объединений и других моделирующих организаций УССР, Верность лучшим традициям подольского костюма - творческое обогащение современного искусства моделирования в системе культуры народа.

Основные положения диссертации изложены в статьях:

I. Народная оде»да Подолии в согр'жиях Государе:?сенного музея энюграф:«: народов СССР н ."енингране // Народна твсрч!сть та. етногрА-Яи, 'Ь 3,

2. Головные женские уборы Подолии // Народна творч!сть та етнограф!я, £> 6, 1588.

3. Народная одежда Подолии // Ковтень, !г- 7, 1968.

4. Одежда крестьян Винничины во второй полог не XIX - начале XX ст. // Тезисы докладов шестой Винницкой обл. историко-крае-ведческой конференции» 1988.

5. Народная одежда Подолии (традиции и современность) // Сборни: научных докладов ЛГИДЦЙ, 1989.