автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Народный костю украинской Подолии Х!Х-ХХ в.в. (Художественные традиции, задачи их развития)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Народный костю украинской Подолии Х!Х-ХХ в.в. (Художественные традиции, задачи их развития)"
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
На правах рукописи УДК 747477/
Т к А Н К О Зеновия Алексеевна
НАРОДНЫЙ костюм УКРАИНСКОЙ ПОДОЛИИ Х1Х-ХХ в. в.
(Художественные традиции, задачи их развития) 17.00.05 — декоративное и прикладное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
МОСКВА — 19 90
Работа выполнена в институте искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Рыльского АН УССР (Львовское отделение).
Научный руководитель: кандидат искусствоведения
Р. В. ЧУ ГАЙ
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения
М. А. НЕКРАСОВА; кандидат искусствоведения
к. и. САНОЦКАЯ
Ведущая организация: Научно-исследовательский институт художественной промышленности ММП РСФСР.
Защита состоится « л&» К!'...... 1990 г.
т.
V. ..... . час. на заседании специализированного совета К 019.03.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при НИИ теории и истории изобразительных искусств ордена Ленина Академии художеств СССР (119034, Москва, Кропоткинская ул., 21).
С диссертацией можнэ ознакомиться в Московском филиале Научной библиотеки Академии художеств СССР (ул. Кропоткинская, 21).
Автореферат разослан » .....1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат нскусствсаедекия
Н. А. ВИНОГРАДОВА
Актуальность темы. Актуальность исследуемой темы определяется современными задачами ралвития художественных традиций народного моделирования й исследования народных-традиций в их наиболее общем философско-культурном значении. Традиции рассматриваются как конкретны!? творческий опыт человечества.
Особую актуальность приобретает комплексное изучение традиционных видов народного декоративного искусства (тканей» вышивки, набойки и др.), их взаимосвязи и взаимовлияния, а также их роли в создании ансамблевого искусства костюма в системе культуры народа. В развитии его как целостного ансамбля постоянно действует закон традиций. Художественно-образная структура определяется обрядовой, ритуальной и другими функциями.
Народный костюм непосредственно входит в сферу материальной и духовной жизни народа. Он аккумулировал различные традиционные виды народного декоративного искусства, художественные принципы, методы формообразования, выработанные в результате коллективного опыта определенного региона. На Украине выделяется как особенно художественно ценный народный костш Подолии. Это историко-отно-графический регион, включающий Тернопольскую, Хмсльницкув, Випни-цкуя и север Одесской области.
Вогатче художественные традиции подольского костима - источник творчества современных художников-лрофе сионалов и народных мастеров. Целостное теоретическое осмысление костюма Подсл;:и важно в плане прогнозирования новых тенденций в искусстве моделирования»
Исследование отвечает поставленным падачем и акту-гльным учебно-воспитатолькыл и практические требованиям»
Цель работы заключается в комплексном историко-худокьстионном изучении костюма Подолии как сложного ансамблезого вкда искусства, самостоятельной целостности в системе художестэенной.
культуры. Поставлены задачи исследовать основные пути исторического процесса становления и развития народных традиция в аспекте анализа роли материала, вопросов технологии изготовления материалов, из которых созданы разные компоненты одежда, ее формообразование, орнаментально-композиционное» колористическое решение и принципов трактовки объемно-пространственной структуры костюма. Исследование этих вопросов важно для разработки практических ре-комендагчй по развитию искусства современного моделирования.
Одна из оснозных задач диссертации -»определить жизнеспособность традиций народного костюма Подолии, способы их оптимального развития на современном этапе. В диссертации подольская одежда, . ео художественные традиции исследуются комплексным методом, с учетом данных смежных каук: этнографии, фольклористики, общего иефсствознания, что позволяет расширить представления о народном костюме как части материальной и духовной культуры народа.
Поставлена также задача изучения народного костюма как художественного ансамбля( в котором взаимосвязаны части и целое в композиционное и колористическое единство с взаимосогласованность» всех элементов.
Научная новизна исследования в том, что впервые теоретически е вопросы костюма рассматриваются комплексно в тесной связи с другими видами искусства. При этом костюм Подолии впервые анализируется на всем протяжении его развития. Зопросы становления и генезиса художественных традиция одежды Подолии ранее не исследовались. В атом плане настоящая работа восполняет пробелы искусствоведения.
Данная диссертация характеризуется новизной и в аспекте введения в научный обиход особенностей ансамблей народной одежды разных районов Подолии. Автором проведена классификация и типо-логизация осноачых ее компонентов, составляющих содержательную
целостную картину образно!» системы. Костюм тесно связан с обцей художественной культурой украинского народа» Это первое исследование костюга Подолии в контексте н&родюя художественно" культуры»
В работе ярко выражены локальные разновидности ансамблевых структур, степень взаимодействия их с элементам одежды других народов: русских, молдаван, греков, болгар» поляков и др.
Предметом диссертационного исследования яэллются фондовые собрания одеядыу тканей музеев Москвы, Ленинграда. Клева, Львова, Винницы, Хмельницка, Каменец-Подольска, Могилев-Подольска, Терно-поЛя, Залицик, Бурцева, Некирова, Куковки и др. Изучены таже материалы полевых исследования в селах Подолии, частных коллекций; работы, экспонировавшиеся на различных выставках, в творческих лабораториях Домов моделей Киева, Львова, Черновицкой фабрики дояеетвенных изделий им» Ю.Оедьковкча» произЕОдственно-худсаеет-венного объединения "Зинничанка" и др. Еользув ценность представляют рукописные фонда в ИИСЗ им. ^„Рыльского АН УССР, архив Русского географического общества в .Ленинграде.
Методологическая основа исследования».
Соответственно с задачами изучения предмета, его художественной природы автором применялся ряд методик искусствоведческого анализа. Использовал: сь сравнительно-исторический и структурно-типологический катода, что дало возможность проследить закономерности становления и развития традиций народного костюма Подолии. Проведена типолсгизация композиционной структуры, орнаментальных
МОТИВОВ И СЕУ.еТС3, ИХ Тег)"!!НОЯОГН:{ И ^^О^ССТБОлКй-адНКЦИОНальнОЙ роли в системе декора костюма. Для исследования локальных художественных особенностей использовался метод реконструкции. Выделены локальные комплексы наро/ного костюма Подолии»
Проблема преемственности традиций, об^ая для всеЯ худсгсест-
венной культуры, требует серьезного теоретического осмысления, глубоких эн&кий вопросов искусства костюма.
3 роботе над диссертацией использовался научно-методический опыт, теоретические концепции, изложенные в трудах В.!.!.Василенко, Г.К.Вагнера, В.С.Боронова, М.А.Некррловой, В.М.Ве?мара, И.Я.Богуславской, Г.С.Масловой, С.Б.Рождественской и др.
Ваяние сведения о народной одежде Подолии содержатся в работах Я.О.Головацкого, П.П.Чубинского, А.Зарембского, А.Прусеви-ча, Ф.К.Волкова,, Б.Г.Крцжановского, В.Гогенмейстера к др.
Непосредственно -роблеыгш одежды как историческому источнику посвящены работы К.К.Стамерова, К.И.Матейко; как произведению искусства - работы Е.Л.Кульчицкой, И.В.Гургулы, Р.В.Чугай.
Особенно вакны разработанные Г.С.Гориной вопросы композиции формы костюма и способы ее моделирования применительно к пластической выразительности материала, выделения значения народных традиций моделирования.
Практическая ценность работы заключается в возможности применения ео выводов в современной художественной практике, а таете в дальнейшем осмыслении худе .шиками-професскон&лами и народными кастераки задач развития художественных традиций искусства моделирования. Проведенное исследование может быть использовано в учебно-методической работе художественных вузов, разработке учебных программ и методической литературы по декоративно-прикладному искусству, при чтении лекций по теории искусства, при подготовке спвукурса по ьетории костюма, п^-и выполнении практических заданий по композиции костюма, б музейной практике.
АпроРатщя материалов осуществлялась на научных конференциях Львовского Государственного института прикладного и декоративного •.¡екусгтш (25 февраля 1УМ г., 21 уарта 1585 г., 9 сентября 1536г., 22 апреля 1967 г., в 15.3 г.), ксучных историко-к^аеведческпх кок-
ференциях (г.Винница, 6 сентября 1558 г.. г.Тернололь, 10 апреля 1930 г.), в выступлениях в печати.
Структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний. В приложения вошли библиография, по данной теме, список художников и народных мастеров, альбом фотоиллюстраций.
Во введении обоснованы принципы ограничения темы, научная и практическая актуальность,' сформулированы цели и задачи исследования, определены методологические принципы в подходе к теме, а также.дана историография вопроса. Народный костюм Подолии рассматривается автором в контек'те общего развития, художественной культуры края.
В первой главе "Становление и генезис традиций подольского костюма" автор кратко освещает истории становления и ге..езиса народного костюма Подолии.
Подолия - историческая территория между реками Йеткм Бугом и Днестром, включающая Винницкую, север Одесской, Хмельницкую (Восточная Подолия) и Тернопольскую (Западная Подолия) области.
Воглосы становления и эволюции, художественной специфики народного костюма раскрываются на материалах различных периодов славянской историк, экономики, взаимосвязей и взаимовлияний культуры этого края с культурой соседних славянских и контактирующих народов, особенно Нарлатско-Валканского региона.
Территория Подолии была заселена еще в эпоху раннего палеолита „ Первым поселенцам этой земли были известны прядение, ткачество, изготовление керамической посуды, укрзлекия из кости, рога, эмали, клыков кабана, бус, прокизок, подвесок, четырехугольных пластинок, которые кааивалк на одежду.
В ХУ-Е тысячелетии до н.э. Наддцестрянщина и Псбужье били густо заселены земледельчзсккми племенами тркпольской культуры,
более 100 памятников которой было обнаружено на территории Подолии. Это был период бурного развития общинных ремесел, в частности, гончарства, металлургии, антропоморфной пластики, расписной керамики, обработки камня, кости и пр. Памятники антропоморфной пластики сохранили изображения одежды, обуви, украшений«
Территория неоднократно подвергалась опустошительным набегам кочевников, испытывала многовековой гнет польских, австрийских, литовских, турецких поработителей. Естественно, что в архитектонике, размещении орнамента обнаруживаются некоторые сходства с балканской, молдавской.и польской одеждой. Например, золотисто-белый колорит вышивок Восточной Подолии ассоциируется с цветовой гаммой вышивок греков, ковровой характер орнаментов Западной Подолии перекликается с выпивкой болгар, поясная женская одежда Поднестрогья мест аналогии с такой же одеждой молдаван и под те», же названием "катрикци* а акценты белой вышивки по иелому фону ! районах Подолии созвучны с белыми гаптами в польской народной одежде.
Ка протяжении истории художественное творчество продолжало разбиваться. В народе никогда не исчезала потребность прозаические предаеты Сыта облекать в художественную форму. Удивительна способность мастеров использовать, казалось бы, самые простые материалы, художественно-выразительные приемы для создания декоративных эффектов.
Подг^ьсная земля богата разнообразным сырьем, что способствовало развитию многих видов ремесел, как в селах, так и в городах. Каждая историческая опсха вносила изменения а развитие до-каннего производства, городского и сельского ремесла. Среди дс-> .пних ремесел главенствующую роль занимало ткачество ."Как ут-веряляю? исследователи, тхлцкий промысел на Пополни существует с» К- стЛть", здесь нет хати, где бы не было гкаг'чого д
станка. В ХУ1 в. во многих городах Подолии ткачи бьгли объединены в цехи или братства ремесленников со своими уставами*
Широко распространено на Подолии было ковроделие. В ХУ1 в. ковры из этих мест пользовались особой популярностью в Европе. . Наличие высококачественного сырья - овечьей серсти » давало возможность расширять изготовление шерстяных тканей для одекды, шитье тулупов, шапок, обуви. Поселившиеся eqe в Х1ЛП з.в. на территории Подолии армяне основали, в числе других ремесел, производство сафьяна. Народные мастера; скорняки, портные, меховщики, сукновалы и другие достигли высокого уровня профессионализма и художественности. Каждая ^деганная ими часть костима представляла собой совершенное произведение. Собранные вместе, они вэанмодо-полняли друг друга и создавали завершенный художественно-функциональный ансамбль.
На территории Подолии на основе давних традиций начали выделяться отдельк ю ремесленные центры. Уне в Х1У-ХУ в.в» были широко известны такие центры ремёсла, как Каменец, Могилев, Тульчин, Сатаков, Зкньков, Летичев, Смотрич, Меджибож, Кременец, Почаев, Еучач, Золочив* Скалат, Береканы и др. В 1374 г. магдебургское право получил город Каменец, в 1432 г. - Кременец.
. В ХУЛ в. на основе ремесел и промыслов воониказот новые формы производства - мануфактуры. Среда ткацких мануфактур, бытовавжх на Подолии, выделялись мануфактуры в Задкщиках (Тернопольская обл.), Мынкивцах, Ярмолынцах, Дераино (Хмельницкая обл.), Ямлоле (Зинницкая обл.) и др. Зедуцуп роль в истории мануфактурного ткацкого производства ЮПЛУШ з.в. сыграла Немировская мануфактура. Она успешно конкурировала с известными московскими мануфактурными изделиями и белорусскими гродненскими тканями. Ткани для одежды, платки, выпускаемые Немировской мануфактурой, отличались высоким худонественным уровнем.
Важное значение имела в середине XIX в. Бучацкая мануфактура. Скорняжный, сапожный цеха, известные здесь еа;е в ХУЫ в.
Имеющиеся материалы середины XIX = начала XX в.в. свидетельствуют о том, что изготовление различных компонентов одежды для городского и сельского населения всех сословий было массовым явлением на всей территории Подолии. При отом выделяются центры, которые как бы главенствовали, задавали тон в приемах ыитья одежды, декорирования, использования украшений и пр.: Могилев, Туль-чкн, Якполь, Скала-Подольская, Подгайцы, Залицики, Борщив, Збграж, Вучач и др. Также сформировались центры по изготовлению тканей для одежды. Так, с.Верховка славилось изготовлением гарусных поясов, а с.Козинцы - запасок, с.Бабчинцы - сукна для верхней мужской одежды. Збараж был известен как место изготовления чепцов, а Гайсын - тонкгт бурунчуковых полотен.
В конце XIX в. в НемираЕв работали портновские мастерские. В так называемых военных поселениях Летичевского уезда - Паньковцах, Чисановцах, Ирубкове, Ставнице, Требуховцах, Руссановцах и других изготавливали ткани для одежды. Здесь в середине XIX в. в мастерских обучались мастера по изготовлению сложных орнамектольно-узорных тканей для запасок, фот, намиток. Кроме того, в каждой семье умоли ткать, кять сорочки, вышивать, делать головные уборы и др..Народ сохранял специфику традиционной одежды, которая была органически связана с естественно-географическими, социалыю-эко-номически"и факторами., укладом жизни.
Обинрные материалы ХУИ-Х1Х в.в. дают возможность выделить . одежду отдельных районов, особенно Западной и Восточной Подолии, Иоднестровья, которая отличается характером художественного кон-с жуирования, спецификой р£..»дичных приемов создания отдельных компонентов одежды, способами их сочетания, сложения в целостные .-лсамбли. Типичен :и для женских ансамблей Подолии являются: со-
рочка, "обгорткаи, "запаска". В каждом ансамбле много отличительных черт, относящихся к специфике материалов, покроя, орнаментики, колорита и др. Ни всегда выделяются доминирующие факторы.
Так, главный акцент в ансамбле одежды Побужья (Винницкая область) - белая сорочка с выпитыми черной низьа уставками рукавов горизонтального размещения. В костюме южных районов Восточной По- . долии доминирует бело-охристая вышивка сорочек, выполнен :ая техникой вырезывания и гладью. Рельефная чернс-крас.ная выпивка- коврового плана характерна для женских сорочек Западной Поделки и Поднестрсг.ья.
Все ансамбли предетапляг т собой структурные образелакия, где взаимосвязанные части и целое как стилистически композиционное единство с взаимосогласованностью г.сех элементов,колористической гармоничностью. '
. По цветовому решению можно говорить об особой созвучности костюма и при;эды. Черного цвета выпивка сорочек, "чугаи", "свит" будто сливаются свою.® тонами со вспаханной землей. А белые кояу-хи ассоциируются со снежными земными покровами. К наоборот, в районах Поднвстрсвья в весенке-осеннш пору кссткм выделяется яркой красочностью, символизируя земное цветение. Бело-охристые оттенки выпивки сорочек Восточной Подолии образно сочетается с предметно-пространственной средой, интерьером яклжа, казенной оградей, золотисто-кремневым оттенком земли этого края. Везде .чувствуется единство рукотворного и природного.
Подольский костюм, являясь частью сбщеукраинского народного костюма, не терял связи с художественным строем русского и украинского костюмов, с ансамблями одежды других народов, сохраняя при этом исключительную, художественную самобытность. Отражая этническую принадлежность, традиционный костюм Подолии одновременно акзамулировад- в себе разные вида творческой деятельк-зсти, ярко
раскрыл специфику художественного вкуса, многовековые достижения народной культуры этого региона Украины. .
Невзирая на то, что в составных компонентах подольского костюма прослеживается влияние народов, с которыми подолянам-украинцам приходилось длительное втзеыя'контактировать,, комплекс народного подольского костюма на протяжении столетий сохранил национальное своеобразие - основные формы, принципы покроя,, колорит, художественные особенности. Он ярко выступает на фоне украинской народной культуры как высокохудожественное произведение народного искусства.
Во .второ-л главе - "Типологизация компонентов традиционной народной одежды", на основе систематизации дошедших до наших дней образцов народного костюма автор анализирует.художественные качества осиовн 7. ого компонентов: головных уборов, плечевой, поясной к верхней одежды, обуви к дополнений.
Рассматриваются основные типы покроев, форм, сложившихся комплексов одежды Западная,.Восточной Подолии и Поднестровья.
Этнолокальные комплексы подольского народного костюма состоят из общих компонентов,'.каждый из которых имел свое конкретное назначение. .
Женский комплекс состоит из нательной одежды (сорочки); поясной одсяды шерстяного прямоугольного полотнища ("о-гортки", "опинки",- "запаски", "кг.тринци"); пояса: верхней плечевой и гпудной г аежды; полотенчатого головного убора ("нгшигки"); обуви к украианкп. ,
Мужской комплекс состоит из сорочки, обычно туникообразной, полотняных и суконных -пеанов, верхней одежды, тканного или кожа' и го .пояса, -оСуьи. Верхнею ллечввуь-женскую и мужскую одеялу сос-таглялн свиты, "чугап", "самраги", шубы из овчины - "кожухи". Ъ* К?«?СИСН".Ы К. 1ПДеКС& ИНО.ПЯ простоя 15 удобный прямо СПИН' 'ЫЙ
крой» Это способствовало выделения плоскостей для декоративного оформления выпивкой, мережкой, аппликацией и осмотра достоинств узорного орнаментального ткачества домотканных одежных полстен, шерстяных и суконных тканей. Ксстам Подолии отличается от одежды других районов Украины, в первую очередь, разнообразием ассортимента верхней одежды {"чугая"* "гуньки", "манты", "чужки", "опанчи") к массово распространенной несшитой поясной же-ской одеадой« Отличительной чертой является система декорирования кошс1ен;ов костюма. Законы развития каждого из слагаемых костюма предопределяли его изменения в целом. Незначительные изменения одного кз компонентов ки/'плекса приводило, к качественным изменениям в формообразовании его художественного решения.
Анализ различных вариантов художественного решения всех компонентов одежды дает возможность говорить об об^их принципах оформления вышивкой, набойкой, аппликацией, ажурным вырезанием, сложим.® допогчительш-ми украшениями и кончая способами нокения, выполнения функций обрядовых ритуалов.
Художественный облик костюма формировался коллективным творчеством народа, используя разные виды искусств. Народные мастера Подолии, создавая подлинные шедевры, удивительно тонко владели такими средствами художественной выразительное.и, как изящество линий, утонченность, гармоничность форм, пропорций, ритма и цвета.
Костюм Псдолии обладает характерными чертами и особенностями.
. Во-первых, это - специфика фактуры домапнего изготовления материалов (сукна, полстен, узорного ткачества, выпивки, более рельефно-фактурного, коврового характера в сравнении с другими районами Украины), что придает пластике кослома цельнссть, насыщенность цвета, богатство светотеневых эффектов.
Во-вторых, подчеркнутая прямолинейность покроя. Яо пржхм линиям соединены между собой не только детали отдельных ксилокен-
тов, но и сами компоненты, что определяет характер объема, делает форму MOHO..MTHOR, сообщает образу костама монументальность. Только в этом районе Украины массового распространения достигла поясная одежда - нештоо прямоугольное полотнище, строго прилегающее к фигуре. Его фактура и линии будто стремятся вверх и подчёркивают эмоциональное впечатление стройности. Усилении прямолинейности покроя в подольском костше соответствует система ресения и размещения еыпивки.
В-третьих, большие и гладкие плоскости отдельных компонентов костюма, обогащенные орнаментом, наиболее выгодно выделяют его, придавая большую художественную выразительность, цельность и эмоциональность.
В-четвертых, оригинален принцип решения функционального я визуального соподчинения отдельных компонентов, Например» строго прилегающей "обгоргке11 соответствует полуприлегаищая форма "свиты". Этим костюму придается женственность и подвижность.
В-пятых, превалирование черного и коричневого цветов как доминанты объемно-пространственной. структуры костюма; их решающая роль в ритмическом сочетании силуэтных линий, в организации цветовых пятен в гармоническую целостность.
Особую эмоциональную нагрузку несет красный цвет в костюмах Подолки. Этот своеобразный символ солнца, жизни образно выступает в продуманном сочетании с чер.чш, желтым, бельм, синим. Др^-палирове 'ие черного цвета - важный фактор усиления символичного звучания белых, красных, золотистых акцептов в костюме, В его колорите выступает образное сочетание двух начал; черного цвета, кок символа плодородной подольской земли.и пресного - символа ' глнца. Цветопвя сиьвсликь. связана с отражением социально-психс-лэгичесхих процессов в жизни пздолян. Довольно стабилыше формы подольского пост *?. хярактеру.гу»тся разнообразием Цветовы:' ком-
бинаций»
В изучении ансамбля подольского костюма, принципер еро формирования, сложения образной художественной структуры залную роль играет материал. Осмысление коллективного традиционного народного опыта, знания народными мастерами самых тонких нюансоз тканей, кожи, в плане их функциональности, экономичности,.амоци-онально-художсстзенной специфики расширяют аспекты характеристики костюма как ансамблевой целостности.
Показательно, что художественный эффект костюма достигаете:! самой фактурой тканей, ев орнаментики, цвета, Ткани, кожа, изготовленные специально для костюма, поражают местной самобытностью,. разнообразием вариантов, высокой декоративностью, чувством монументальности. Во всем этом - лрактш-лский художественна!*: народный опыт.
Народный костюм Подолии - это сложная, цело гная система взаимосвязей и взаимовлияний.формы, материала ц украшений. Основу народной сдеждя Подолии составляют прямоугольная конструкция сорочки, "запаски", "обгортки*, "намитки* и др., .способы использования технодогиче ких и декоративных свойств материалов, доо тижения единства утилитарности а декоративности, приемы объединения отдельных компонентов одежда в комплекс. Конструктивные и декоративно-художественные традиций народного костюма существуют в органическом единстве. Покрой, материал обеспечивают не "олько утилитарные свойстаа одежды, но являются .важным средством ее ту* дожествегаю-эстетического решения. Согласно устойчива: традиционным принципам композиционной системы на больших плоскостях материала размещались тканные, выпитые, мережэчнне., набивные, нашивные ленточные и вмурованные украпения .{• памятках, рукавпх сорочек полах свит). Подольская народная сдежда выделяется строгим соответствием ритма и цвета декоративного Оформления к ее
Силуэту и инструкции. Композиционный строй всех ансамблей подольского косйкпа создается такими важными средствами как форма, силуэт, цвет, Декорирование вышивкой, мережкой, аппликацией и др.
Исследуя об<цке художественные принципы подольского народного костима, автор Поэтапно рассматривает весь процесс создания костюма, начиняя от выработка Ткани (пряжа, полотно, крашение, Оформле** ние и др.). Подробно рассмотрены и проанализированы также компоненты костюма: сорочки, поясная одегхда, верхняя длиннополая, плечевая, обувь, украшения*
Произведена классификация компонентов костюма по крою, композиционному размещении выпивки, цвету и выявлены их основные типы.
В третьей главе - "Народные традиции и современное моделирование" - осзбщаотся теоретико-практические- основы возрождения художественных традиций костюма Подолии в советское время. Неиссякаемая творческая фантазия народных мастеров проявилась в том, что они в 1'ран»щах традиций искусства моделирования одежды разработали множество вариантов его художественно-образного решения.
Для народного коеткма Подолии в советски время характерно новое направление, для которого свойственно не внешнее копирование и механическое повторение старого, а постоянное развитие, поиски, выявление а нем новых акцентов декоративности с позиций современного. мировоззрения. Продолжая трад-цпи, он подчеркивает.в человеке достоинство, изысканность, общечеловеческое понятие добра и зла.
Сегодня созданы теоретико-практические основы возрождения лучших его .художественных тродиций.
В послевоенный период наметилась тенденция создания изделий ярких, праздничных. Крестьянская одежда постепенно уходила из быта, ьыполняя б отдельных случаях функции обрядовой (во время свадебного ритуала, на праздниках). Дольше сохранилась народная одежда в ю-еных раменах Теркополкцины.
1С
В моделировании 50-60-х годов прослеживаются тенденции„ свойственные в какой-то мере и Другим видам декоративно-прикладного искусства. В середине 50-х годов народные мотивы моделирования одежды использовались незначительно. Художники, народные мастера несмело подходили к костюму при создании образцаи современной одежда. К концу 50-50-х годов влияние народного костюма на современный становится более активным. Характерно!*: тенденцией моделирования этого времени было следование внесним особенностям народного костюма, в частности,'подольского, копирование декоративных свойств оригинала без учета назначения и технологических особенностей производства. В результате сближения быта сельского и городского населения, отрицательных влияний европейской моды локальные отличия подольской одежды зг'четно ослаблялись, терялись ее ценные художественные качества.
Закономерен процесс постепенного вытеснения одезды трудоемкого домашнего изготовления изделиями промышленного производства. Художники, нгродные мастера создавали в основном произведения выставочного характера, сценические костюмы, творчески интерпретируя народный кост м Подолии, .
Иногда попытки создания сценического костюма были неудачными. Мастера копировали народдей костюм или же создавали стереотип костюма центральных областей Украины. В некоторых эксперименталь-т работах художники в декорировании изделий питались пер-йтн к условной обобщенности изобретения растительных и геометрических ютивов выоирок, не имевших ни аналогов, ни сходства с подольским :р:;а:.<бнтом. Неоправданно перегружены декором выставочсче и сцени-1еские костюмы под названием "одежда Подолки", по сути своей эк-:екгичны. ■
Актуальной стала проб-ама нового подхода к принципам «»сдзли-юв'ания на основах художественных традиций подольского костюма,
В этом процессе заметная роль принадлежала художникам и искусствоведам, систематически изучавшим народную одежду всех районов Подо-лии, выявляя художественные и технические особенности ее отдельных центров. Процесс развития классических традиций искусства подольской одежда представляли как художники-профессионалы, так и народные мастера. г .
Для 70-80-х годов характершгм был особый, подъем в развитии, традиций народного "костюма и перенесения их на создание современ-ных'бсрм, в частности, образцов верхней одежды.
В .методике развития традиций народного подольского .костюма определились два направления. Первое - создание моделей с использованием приемов кроя, декорирования, цветового решения, характер» ных длл народного костюма, творчески интерпретируя их. Таким образом рождались ансамбли, близкие к этнографическому образцу, не созвучные времени. "
Второе - создание образного строя современного костюма, боле« далекого от этнографического образна, но связанного с ним ассоциативно. При этом з моделях широко применяет я ткани фабричного производства, имитирующие структуру, орнаментально-колористическо оформление тканей домашнего изготовления. Современная форма обога щается разнообразными традиционными декоративными приемами: вышив к»й, аппликацией, отделкой шнуров, тесьмой и др.-
Важным этапом в деле внедрения, в жизнь лучших образцов худо г? ников была работа модельеров непосредственно на предприятиях. Творческое сотрудничество художника-модельера, конструктора, технолога и мастера-исполнителя определило художественную ценность . новосозданных моделей. На предприятиях системы художественных пр< мыслов - фабриках, объединениях, цехах, участках разного подчине-. ния активизировалась работа по моделированию по народным мотивам Яркой страницей в истории развития искусства моделирования
на основе художес-венных традиций одежды.Подолии является творческая деятельность художников и народных мастеров производственно-художественного объединения "Винничанка", особенно его филиала в Клембовке.
Художники-модельеры, велущие мастера предприятий народных художественных промыслов работают в двух направлениях - это создание уникальных произведений выставочного Характера для. демонстраций на выставках и разработка образцов для малосерийного и кассопого производства с учетом перспективного направления моды и лучших достижения в области моделирования костюма. .
Традиции народной одежды являются основой деятельности индивидуально работающих мастеров, сохраняющих генетическую связь с творчеством крестьянских ыасеров. Их метод работы - импровизация в рамках традиции, свои замыслы они воплощают, в изделия, выполненные для себя и по индивидуальным заявкам. Оки хорошо знакомы с конструированием, швейным делом, разбираются в, технологических процессах, в деталях владеют старыми техниками подольского, вышивания и ажурного шитья. Часто используют неожиданные принципы создания моделей, сочетая в одном лице функции модельера, закройщика и мастера-исполнителя,. Деятельность индивидуально работающих , мастеров - достижение непрофессионального творчества в сфере современного декоративно-прикладного искусства.
Удачные результаты, достигаются тогда, когда продуманно соче-' таются в искусстве моделирования творческое сотрудничество народного мастера и художника-модельера, выражающееся во впаимовлиянии, взаимосвязи и-взаимодополнении. Важно и понимание между ними п деле бережного и дифференцированного отнесения к народной -традиции. .
Подольская народная о ежда - искусство своеобразное, по-своему 'монументальное. Простота, удобство, целесообразность его мо-
делмрования, конструирования, эффектность:декорирования постоянно привлекают художников и мастеров. С одной стороны,, они глубоко и тщательно изучают технологию покроя одежды, ее формообразоапия, зтапы развития, локальное разнообразие; с другой - создают новые современные модели на народной основе. Их творческие поиски нап^ равлены на то, как .дать новую жизнь народной, одежде Подолии с ее гармонически соединенными частями, продуманным колоритом и логиче ски решенными украшениями. Стремятся отыскать наиболее эффективные по фактуре ткачи, линии моделей одежды, которые отвечали бы перспективным направлениям современного моделирования.
. В творчестве современных художников автор отмечает и ряд недостатков. Среда них, создание современных моделей без яркой, образности, несколько эклектичных, с применением элементов кроя, декора и т.д., присущих разным регионам края. Таким образом смазывается яркая художественная „образность, самобытность и оригинальность, собственно подольского костюма,
В некоторых образцах наличествует чрезмерная перегруженност! декором, отсутствие гармоничного сочетания утилитарности и эстетичности.
Нередко отсутствие композиционного соподчинения частей' кос тема и деталей орнаментики, лишает костюм логичной продуманности стройности и цельности.
Костюмы, разработанные по народным традициям, нередко лишены конкретного адресата. Не учитывается их назначение: сценический костюм, обрядовый, праздничный и т.п.
Кроме того, автор отмечает недостаточную разработанность ассортимента народной одежды. Большего внимания заслуживает создание интересных головных уборов, верхней одежды, дополнений ( пр. Деятельность художников в этой области позволила бы развить новое направление.в моделировании. ' . -
2С
В заключени; подводятся итоги исследования.
Костюм украинской Подолии - собирательное понятие, охватывающее шиьокий круг вопросов материальной и духовной народной культуры, художественных явлений: творчество крестьян-земледельцев, рожденное я условиях натурального хозяйства, искусство сельских и городских ремесленников, в котором выражены миропонимание и эстетический воззрения местной общности людей.
Костюм Подолии - ото сложное синтетическое явление, в котором аккумулированы разные традицисные виды народного декоративного искусства, художественные принципы, методы формообразования. В нем воплощены важные аспекты традиций как материальной, так и духовной культуры подолян, начиная от способов изготовления тканей, кожи, характера покроя различи! .< видов одежды, их художественного оформления вышивкой, набойкой, аппликацией, ажурным вырезанием и сложными дополнительными украшениями .,, кончая способами ношения, выполнения сложной структуры его функций.
Народны., костюм - это целостный художественный ансамбль, в котором согласованы и соподчинены составные части: головной убор, плечевая, поясная и верхняя одежда, обувь, украшгчия. Ему свойственна оригинальная художественно-образная структура, более устойчивая, традиционная в сравнении с костюмом других районов Украины. Исследование художественных особенностей подольского народного костюма конца XIX - начала XX в.в. с точки зрения «явления диалектически устойчивого и изменяемого в структуре его художественного образа свидетельствует о хорошо сохраненных древних традгчиях искусства нароиного костюма в тесно?' контексте всей народной культуры.
Костюм Подолии выделяется л одежду других регионов Укрчинм своими пршн'.ипячи формообразования, кемпоаиционно-колориптичэ-скими закономерностями создания компонентов и объединения их а
художественную целостность. Его особенности определяют многообразие видов плечевой верхней одежды; распространение несшитой поясной женской одежды ("обгортки"); специфика фактуры материалов домашнего изготовления (рельефно-фактурного характера); прямолинейность покроя и система декорирования отдельных компонентов. Для подольского костюма характерен оригинальный принцип соподчинения отдельных элементов и компонентов.
Специфика костюма Пополни определяется и колористическим решением. Превалирование черного и коричневого цветов как доминант в объемно-пространственной структуре костюма, играют важную роль в ритмической гармонии силуэтных линий, в организации сочной красочности в колористическую гармоническую целостность.
При наличии общности традиционного художественного образа подольского костюма ярко выделяются его разнообразные виды в т-дельных регионах. Особенно высокими художественными достоинствами выделяется костюм западных, восточных районов Подолии, некоторых центров Поднёстровья и Побужья.
Костюм Подолии - вид искусства, который раскрывает сложную и богатую систем орнаментальной культуры народа. В нем обильно представлен разновидный по своим изображениям и содержанию антропоморфный, зооморбный, орнитоморфный, геометрический, растительный орнамент. Орнаментальные мотивы выступают как сложный синтез символов-знаков, образов и понятий. Особый интерес представляют в орнамента древние, архаические пласты далекого прошлого, восходящие к эпохе язычества. Так, подольская одежда сохранила разные варианты изображения женской бигуры - берегини - богини жизни на земле, символ солнца, воды и др. На основе анализа композиционных схем можно выделить основные группы выпивки одежды: богиня-дерево, богиня-вазон, богиня-цветок, проследить эволюцию подачи изображения в историческом аспекте, последовательную -трансформацию в дре-
го-цветок, подольскую.березку. Оригинально ее композиционное ре-гамие с другими мотивами. Древние пласты орнамента прослеживаются I узорном ткачестве, вншипяе, аппликации, женских украшениях.
В диссертации на основе современной методологии произведено ¡интетичное ретроспективное исследование народного костюма Подо-!ии как вида 'дпкоративно-прикллдкого искусства; впервые дана классификация и типологизация основных компонентов и комплексов одежды; в научный обиход введено большое количество комплексов гародного костюма разных районов Додолии, выделены локальные раз-говидности его.
Анализ важных художественных акцентоп подольского костюма, ¡ридавцих ему самобытное звучание, способствует лучшему пониманию ¡воеобраэного мировосприятия подолян.
На основе исследования художественных особенностей подоль-:кого костюма, опыта моделирования, применения декоративного кормления рассматривается научное обоснование значения, жизке-¡посэбности традиций в современном искусстве костюма, решение фоблемы "традиции и современность".
Богатые художественные традиции костюма По.дслии - источник •порчества современныххудожников-профессионалов и народных мае-•еров. Об этом свидетельствует практическая деятельность худо. .-[иков-модельеров системы народных художественных прсккслоа, Доге в моделей-, фабрик, объединений и других моделируяцих оргяниэа-;ий УССР. Верность лучшим традициям подольского костюма - твор-¡еское обогащение современного искусства моделирования в системе ¡ультуры народа.
Основные положения диссертации наложены в статьях:
1« Народная оде*-да Пйдолия в собраниях Государственного му-1ёя этнографии народов СССР » ¿онингрэде // Народна твссч!сть та. Л-когоаЯЯ, 9 3, 19с5,
2. Головные женские уборы Подолии // Народна творч1сть та етнограф!я, № 6, 198В.
3. Народная одежда Подолии//Ковтень, )? 1968.
4. Одежда крестьян Винничины во второй полог не XIX - начале XX ст. // Тезисы докладов шестой Винницкой обл. историко-кра? ведческой конференции, 1388.
5. Народная одежда Подолии (традиции и современность) // Сборни: научных докладов ЛГКПДИ, 1989.