автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Население Волго-Уральской лесостепи в первой половине II тысячелетия нашей эры
Текст диссертации на тему "Население Волго-Уральской лесостепи в первой половине II тысячелетия нашей эры"
УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
На правах рукописи
Гарустович Геннадий Николаевич
НАСЕЛЕНИЕ ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ ЛЕСОСТЕПИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НАШЕЙ ЭРЫ
Исторические науки - 07.00.06 - археология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель доктор исторических наук В.А.Иванов
УФА - 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................3-8
Глава I. История выявления и изучения памятников начала II тысячелетия нашей эры лесостепной зоны Приуралья.......................9-42
1.1. История выявления памятников первой половины II тысячелетия .................................................................................................9-17
1.2. История изучения памятников первой половины II тысячелетия н.э...............................................................................................17-34
Глава II. Поселенческие памятники начала-середины II тыс. н.э.
2.1. Общие вопросы. Проблемы картографии памятников ..43-123
2.2. Летовки.............................................................................51-81
2.2а. Описание памятников....................................................51-65
2.26. Особенности планиграфии и строительно-конструктивные
элементы зимних становищ.............................................................65-81
2.3. Зимники............................................................................81
2.3а. Описание памятников...................................................81-97
2.36. Особенности планиграфии и строительные элементы зимних
становищ..........................................................................................97-113
2.4. Типология строительных объектов на поселенческих памятниках первой половины II тыс. н.э...............................................113-117
Глава III. Погребальный обряд лесостепного населения Южного Урала в первой половине IГ тысячелетия............................•.........124-161
3.1. Общие вопросы...............................................................124-128
3.2. Курганы мрясимовского типа.......................................129-134
3.3. Памятники чияликского типа.......................................134-155
3.4. Курганные захоронения XIV в......................................155-159
Глава IV. Классификация вещей и основы их датировки ...162-225
4.1. Принадлежности конской сбруи...................................162-170
4.2. Предметы вооружения...................................................170-180
4.3. Защитное воинское снаряжение....................................180-182
4.4. Орудия труда и предметы быта.....................................182-200
4.5. Женские украшения........................................................200-211
4.6. Предметы, связанные с культом.....................................211-216
Заключение............................................................................226-229
Список сокращений...............................................................230-231
Приложения................................................................'..........232-349
Подписи к иллюстрациям.......................................................1 - 16
Альбом иллюстраций ....'.................................................рис. 1-101
Введение
В самом конце I тысячелетия н.э. территория Южного Урала становится ареной значительных подвижек древнего населения. В лесостепной зоне данные события нашли свое отражение в процессе переселения караякуповских племен на запад. Памятники типа Болыиетиганского могильника в Татарстане, "Погребения 116 км" и Немчанки в Самарской области, Луговского в Саратовской области явно свидетельствуют о западном направлении перемещения караякуповцев1.
Большинство исследователей усматривают в этом "исходе" переселение мадьярского племенного союза через рубежи Хазарского каганата в Паноннию2. Данное событие не было явлением локального масштаба, затрагивающим лишь лесостепную зону Приуралья.
В это время прекращают свое функционирование зауральские памятники караякуповской культуры (Граултры, Синеглазово и др.). В IX в. в лесном Прикамье и Кунгурской лесостепи исчезают археологические культуры - ломоватовская, поломская, неволинская3.
Не менее масштабные новации происходят в степной зоне Восточной Европы. В южном Приуралье и на Нижней Волге в последнем столетии I тыс. н.э. появляются орды печенегов и огузов4. Именно в это время по всей степной ойкумене убыстряются процессы образования (Русь, Волжская Булгария, Венгрия и др.) или крушения (Хазария) раннефеодальных государств. Конечно же, это не цепь случайных событий, а явления глобального характера. Пока еще сложно понять причины приведшие к бурлению этого котла, но одно фиксируется точно: истоки процесса ведут на восток Евразии.
В южноуральском регионе данные события реально фиксируются в виде смены археологических культур и миграции в Приуралье новых групп населения из Западной Сибири.
В лесостепной зоне наиболее удобные дороги ведущие из Азии в Европу пролегают через уральские седловины и выводят в районы рек Сылвы - Иреня и Ая - Юрюзани (районы Кунгурской и Месягутовской лесостепи). После исчезновения на северо-востоке Башкортостана, "классических" караякуповских курганов, а вместе с ними памятников неволинской культуры и петрогромского типа (Абдуллинское городище5, Юнусовское селище и др.), здесь появляются подкурганные захоронения хусаиновского типа и жертвенники с "жемчужной" керамикой бакальского облика (Кадыровские III курганы). Складывается впечатление того, что в Месягутовскую лесостепь бежали из Западной Сибири небольшие общины различных племен.
В конце X века ситуация осложнилась массовым проникновением в Приуралье новой волны зауральского населения. Это были носители круглодонной керамики гребенчато-шнурового облика. Истоки
данного этнического массива, по мнению Е.П.Казакова, следует искать в горно-лесной зоне Среднего Урала, в районе распространения петрогромской культуры угорских племен6. Пришельцы заселили не только участки реликтовых Кунгурской и Месягутовской лесостепи, но и территории современного северного Башкортостана вплоть до р. Камы. Отдельные памятники с керамикой гребенчато-шнурового типа встречаются далеко к западу от р. Камы (Чумойтло и др.)7.
На примере Каранаевского могильника в котором обнаружена керамика, сочетающая в себе орнаментальные черты резной (типичной для I тысячелетия) и новой - шнуровой традиций, можно уверенно говорить о том, что пришельцы очень быстро (до середины XI в.) ассимилировали остатки караякуповцев и других живших здесь ранее племен. Гребенчато-шнуровые традиции орнаментации керамики стойко бытуют в лесостепном Приуралье вплоть до конца XIV в.
Именно комплексы с гребенчато-шнуровой керамикой являются объектом анализа в нашей работе.
Поскольку интересующие нас археологические памятники частично уже являлись объектом исследований, мы посчитали необходимым сохранить отдельные термины, утвердившиеся в региональной научной литературе. Так, селища и некрополи с керамикой гребенчато-шнурового типа, вслед за Е.П.Казаковым, отнесены нами к чияликской культуре8. В то же время, керамику с оттисками веревочки из курганных захоронений Х-ХП вв., вслед за Н.А.Мажитовым, мы включили в мрясимовский тип. Необходимость подобной градации связана с тем, что в домонгольское время сосуществовали две погребальные традиции - курганная и грунтовая. С нашей точки зрения, объединение их в рамках одной культуры можно лишь условно, несмотря на то, что этнокультурное родство носителей мрясимовского и чияликского типов не может вызывать сомнения.
В горно-лесной зоне и вдоль западных склонов Урала в последнее время выявлены комплексы, предварительно датированные ХШ-Х1У вв., содержащие керамику резко отличающуюся от шнуровой (чияликской). Памятники с плоскодонной керамикой, украшенной насечками и защипами по краю венчика или не имеющей орнамента, мы называем селеукской (по селищу Селеук в Стерлитамакском районе). В Зауралье селеукские комплексы (Миасские II курганы) известны наравне с чияликскими (Смолинские, Макушинские и Пылаевские курганы9) на одной и той же территории.
Селеукские памятники изучены еще очень плохо, и тем не менее мы посчитали необходимым рассмотреть и эти объекты.
Самые ранние памятники, привлекаемые нами, датируются Х-Х1 вв. (Сасыкуль, Бакалы, Каранаево). Поэтому рубеж 1-П тыс. н.э. (точнее - с конца X в.) составляет нижнюю хронологическую границу нашей работы. В начале XV в. лепная керамика в лесостепи исчезает и
в это же время происходит миграция приуральского населения в районы северного Башкортостана и горно-лесную зону. По этой причине, начало XV века стало верхним хронологическим пределом работы.
Период с конца X и до середины XIV века был временем определенной этнической стабилизации в лесостепи. Переселение отдельных племенных групп фиксируется лишь на окраинах основного этнического массива. Так, в конце XII - начале XIII веков резко снижается количество памятников в Сылвенско-Иреньском междуречье, и в это же время приуральское население проникает в районы южной части Бугульминско-Белебеевской возвышенности (районы рек Ток, Кинель, Самары).
В ХН-ХШ вв. чияликцы оставляют западные предгорья Урала и Месягутовскую лесостепь, сместившись вплотную к границам Волжской Булгарии. В это же время серия памятников чияликского (макушинского - по В.Д.Викторовой) типа появляется в Зауралье10. На территории, оставленной носителями керамики гребенчато-шнурового облика, появляются селеукские комплексы. Весь облик культуры селеукцев (поселенческие объекты и погребальный обряд) аналогичны чияликской культуре. Различается лишь керамика.
Важные для исторической судьбы чияликских племен события происходят во второй половине - конце XIV в. На юге современного Башкортостана появляется серия курганов (Бала-Чатырман, Акуллаево, Чулпан) обряд которых резко отличается от чияликских погребальных традиций и связан своим происхождением со степным тюркоязычным миром. Эти могильники полностью идентичны памятникам кыпчакского типа УралогКазахстанских степей. Причины появления кыпчакских курганов, по нашему мнению, связаны с политическими событиями "великой замятии" в Золотой Орде и походами Тамерлана.
Территориальные рамки привлекаемого материала укладываются в границы лесостепной зоны Приуралья, от русла р. Зай (Татарстарстан) на западе и до территории Челябинской области на востоке. Дальше всего на север расположены памятники сылвенско-иреньского междуречья (Кунгурская лесостепь в Пермской области). Южные границы расселения чияликских племен обусловлены изгибами кромки степи и лесостепи на юге Башкортостана, севере Оренбургской и востоке Самарской областей. Фрагментарно мы используем материалы из Западной Сибири (Челябинская и Курганская области). Памятники этого региона требуют специального разбора.
На сегодняшний день главную свою задачу в области изучения памятников конца X - начала XV веков мы видим в систематизации и обобщении большого количества разнопланового археологического материала (в первую очередь погребальных и поселенческих
памятников). Таким образом, наша работа носит ярко выраженный источниковедческий характер. Наша цель - обосновать количественное и качественное состояние источниковой базы; показать ее возможности для решения проблем истории приуральского населения в Х-ХУ вв.
Следует сражу же отметить, что рамки нашей работы не позволили дать подробные характеристики многим интересным направлениям жизнедеятельности приуральского населения. Развитие хозяйства и торгового обмена, а также такие важные культурно-идеологические аспекты, как языческие святилища и обряды, процесс распространения ислама будут рассмотрены позднее, в серии статей.
Кроме того, мы не рассматриваем проблемы этнической интепритации памятников, поскольку для решения этих вопросов необходимы новые научные критерии. С нашей точки зрения, подобные объективные критерии еще не выработаны.
Суммируя данные анализа погребальных объектов, мы посчитали возможным выделить две хронологические группы внутри чияликской культуры. Первый этап представлен памятниками мрясимовского типа и раннечияликскими комплексами; он датируется с конца X и до начала XIII вв. Данный этап начинается с прихода в Приуралье новых этнических групп населения, а основное его содержание связано с процессом взаимодействия этих групп. Следствием процесса взаимодействия явилась консолидация различных этнических групп в рамках единообразной (чияликской) археологической культуры.
Исходными пунктами второго этапа мы считаем изменения в материальной и духовной культуре чияликских племен. Керамика золотоордынского времени четко отличается от домонгольской (по формам, примесям и орнаментации). Но самой важной новацией явился процесс распространения мусульманской религии (в ее "булгарском" варианте). Датируется второй этап XIII - нач. XV вв. Аналогичные хронологические этапы выделены Е.П.Казаковым, с той лишь разницей, что домонгольский период он называет "постпетрогромским".
Основой для написания работы послужили разнообразные материалы конца X - начала XV веков, выявленные археологами с конца XIX века и вплоть до наших дней. Мы использовали опубликованные материалы (работы Е.П.Казакова, И.Ю.Пастушенко и др.), но основу работы составили комплексы с территории башкирского Приуралья, большей частью не введенные в научный оборот.
Источниковая база включает в себя 941 погребение, входящие в состав 68 могильников, 23 поселенческих комплекса, а также отдельные находки.
Степень изученности памятников неодинакова. Лучше всего исследованы грунтовые могильники XIII-XIV вв. с раннемусульманским обрядом захоронения, стационарные работы на которых проводились многими специалистами (Е.П.Казаков, Н.А.Мажитов, Т.К.Ютина, И.Ю.Пастушенко и др.), но среди них не так много языческих (кон. Х-ХН вв.) погребений. Значительно хуже дело обстоит с изучением поселенческих объектов (селищ и городищ); именно они требуют первоочередных раскопок и самого пристального внимания исследователей.
Собранные нами материалы содержатся в архивах Института археологии РАН (Москва), Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург), Башкирских университета и пединститута (Уфа), Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН (Уфа). Археологические коллекции хранятся в фондах музеев г. Уфы, Москвы (ГИМ), Санкт-Петербурга (Эрмитаж), Казани и Ижевска.
Причины пристального внимания к материалам первой половины II тысячелетия н.э. можно обосновать с нескольких позиций. Южноуральский регион является областью контактов степного и лесостепного населения. Переферийное положение региона по отношению к Великому поясу степей Евразии, а также к основной территории Волжской Булгарии, позволяет обратиться к исследованию проблем взаимодействия племенных и государственных обществ Волго-Уралья. Материалы первой половины II тысячелетия дают возможность проведения корреляции археологических источников и реалий этнографической науки. Это тем более важно, что по нашему мнению, изучение истории племен Х-ХУ вв. является составной частью более крупной проблемы, связанной с этногенезом башкирского народа.
По нашему твердому убеждению в деле изучения истории населения Южного Урала первой половины II тысячелетия анализ археологических источников имеет определяющее значение, поскольку сообщения нарративных источников малочисленны и фрагментарны.
Мы осознаем то, что сделаны лишь первые шаги в деле изучения вышеперечисленных проблем. Дальнейшие исследования несомненно позволят дополнить и изменить наши представления о истории развития приуральских племен периода раннего и позднего средневековья.
1 Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии. М., 1992. С. 269-272.
2 Иванов В.А. Мадьярский путь на запад (в печати).
3 Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985. С. 131-133; Голдина Р.Д., Водолаго Н.В. Могильники неволинской культуры в Приуралье. Иркутск, 1990. С. 94.
4 Гарустович Г.Н., Иванов В.А. Огузы и печенеги в евразийских степях (в печати).
5 Лебедев А.И. Новые средневековые памятники на северо-востоке Башкирии И Наследие веков. Уфа, 1995. С. 122-129.
6 Казаков Е.П. Волжская Булгария и финно-угорский мир// Finno-Ugrica, 1997. № 1. С. 37-38.
7 Голдина Р.Д. Жертвенное место Чумойтло в Южной Удмуртии// Проблемы изучения древней истории Удмуртии. Ижевск, 1987.
8 Арсланов Л.Ш., Казаков Е.П., Корепанов К.И. Финны, угры и самодийцы в Восточном Закамье (III в. до н.э. - XIV в н.э.). Елабуга, 1993. С. 19-22.
9 Викторова В.Д. Курганы у с. Макушино на р. Нице// АЭБ. Т. II. Уфа, 1864. С. 247-250; Кутаков Ю.М., Старков A.B. Пылаевский грунтовый могильник// Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Вып. 1. Екатеринбург, 1997. С. 130-147.
10 Викторова В.Д., Морозов В.М. Среднее Зауралье в эпоху поздего железного века// Кочевники урало-казахстанских степей. Екатеринбург, 1993. С. 189-191; Могильников В.А. Культуры горного Урала// Финно-угры и балты в эпоху средневековья/ Археология СССР. М., 1987. С. 177179.
Глава I.
История выявления и изучения памятников начала II тысячелетия нашей эры лесостепной зоны Приуралья.
1.1. История выявления памятников первой половины II тысячелетия.
Первые исследования памятников Х-XIV вв. в Приуралье были проведены еще до рево�