автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Наскальное искусство китайского Алтая как материализованный элемент древней духовной культуры

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Лю Чиньянь
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Наскальное искусство китайского Алтая как материализованный элемент древней духовной культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Лю Чиньянь

ВВЕДЕНИЕ .3

Глава 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.15

1.1. Изображения и их классификация.16

1.2. Особенности техники исполнения рисунков.32

1.3. Особенности стиля.41

Глава 2. НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ВРЕМЯ.56

Глава 3. НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЙСКОГО АЛТАЯ В СРАВНЕНИИ С НАСКАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ СОСЕДНИХ ТЕРРИТОРИЙ .68

Глава 4. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АЛТАЙСКОГО НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.80

4.1. Эстетические особенности наскального искусства.81

4.2. Функциональный аспект памятников наскального искусства.88

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Лю Чиньянь

Открытие за последние десятилетия большого количества памятников наскального искусства в Европе, Северной и Центральной Азии (Zwischen Gandhara., 1985; ШерЯ.А., 1980, 1994, 1999; SamashevZ., 1993), Китае (Hui-Sheng, 1989), Корее (Yung Jolee, 1990; Jacobson, Kubarev, 2001; Marjasev, 1998), успехи в изучении наскального искусства в США, Канаде, Аргентине, Южной и Северной Африке и Австралии свидетельствуют, прежде всего, о том, какое значительное место занимало наскальное искусство в культуре древнего населения на всех континентах в эпоху голоцена. Сейчас становится ясным, что современное человечество имеет дело с мощным пластом общечеловеческой культуры, мало известным в прошлом и недостаточно изученном и понятом.

Наскальное искусство, этот важный и устойчивый элемент культуры, появилось с начала эпохи голоцена. В Евразии оно существует несколько тысячелетий и доживает в некоторых горных местах до настоящего времени.

Большинство известных сейчас памятников наскального искусства было открыто за последние десятилетия. По данным Комитета Международного Совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) в настоящее время известно около тысячи мест расположения наскального искусства (Clottes, 1997).

Наскальные рисунки являются яркими образцами изобразительного творчества прошлого. Это ценнейший материализованный источник знаний о духовном мире, жизни людей во временя бесписьменной истории.

Настоящее диссертационное исследование посвящено наскальному искусству южной части Алтая, расположенной в Китайской Народной Республике, на территории Синьцзян-уйгурского национального района.

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, Алтай в составе Китайской Народной Республики представляет собой только южную часть алтайской горной системы. До настоящего времени наскальное искусство этой части природно-исторической зоны практически не было известно. В то же время на соседних территориях казахстанского, русского и монгольского Алтая памятники наскального искусства широко известны и отражены в научной литературе. По этой причине введение в научный оборот новых, ранее неизвестных материалов по наскальному искусству южной части Алтая имеет большое международное научное значение.

Во-вторых, известные в настоящее время памятники наскального искусства являлись объектами исключительно археологического изучения с соответствующими целями и задачами этой науки. Изучение же их как памятников историко-культурного наследия, заключающих искусствоведческий, информативный, мировоззренческий аспекты, т.е. весь комплекс гуманитарных, духовных ценностей фактически только начинается. Учитывая массовость этого изобразительного материала, его тесную связь с историей, развитием хозяйственных типов, мировоззрением и развитием изобразительного творчества, можно говорить о новом и весьма перспективном направлении в изучении и теории культуры.

Степень исследованности проблемы. Прежде всего необходимо отметить слабые и отрывочные сведения об этой группе изобразительных источников. По этой причине не разрабатывались и не могли разрабатываться другие вопросы, связанные с их изучением.

Первые упоминания в научной литературе относятся к началу XX века (Grano, 1909). В 20-е годы прошлого века наскальные изображения Западного Китая упоминаются в материалах экспедиции в Западный Китая (Грум-Гржимайло, 1926). И в связи с раскопками курганов в районе оз. Лоб-Нор

Bergman, 1934). После большого перерыва некоторые сведения о памятниках наскального искусства Синцзяна появляются только в 60-90-е годы XX в. (Кэяму, 1962, 1983; Синьцзян Гудай., 1985; Xu Cheng, Wei Zhong, 1993). Несколько работ информативного плана появилось на русском языке (Худяков, 1995; Варенов, 1998).

Из приведенного обзора следует, что наскальное искусство как элемент древней культуры изучено плохо и не было доступно общественности.

Объектом исследования являются наскальные изображения Синь-цзян-уйгурского автономного района Китайской Народной Республики, расположенные в районе Цинхэ, Фуюнь, около города Антай, Хабахэ Цзимунай, Актубек, озера Канас и в других местах, всего в 32 пунктах автономного района. Автором открыты и изучены древние наскальные изображения на 225 камнях. Всего открыто и использовано в настоящей работе более 1000 отдельных наскальных изображений.

Предметом исследования является комплекс культурологических проблем: художественные стилистические особенности, семантика наскальных изображений, их роль как духовных ценностей эпохи становления и развития производящего хозяйства в Центральной Азии.

Цель исследования состоит во всестороннем, по-возможности, культурологическом анализе впервые вводимого в научный оборот комплекса наскальных изображений Южного Алтая, расположенных в Синьцзян-уйгурском автономном района Китайской Народной Республики.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач исследования:

• выявить типологию наскальных изображений, определить основные образы наскального искусства китайского Алтая;

• исследовать стиль алтайского наскального искусства, закономерности его развития и особенности;

• определить хронологические группы изображений, их особенности, связь с материальной и духовной культурой разных эпох;

• проследить уровень связи наскальных изображений Синьцзяна с соседними контактными территориями Западного Алтая в Восточном Казахстане, северной части Алтая в составе России и монгольского Алтая на востоке и северо-востоке;

• определить культурологический аспект наскального искусства Алтая как произведений искусства, семантическое содержание, связь с мировоззрением, мифологией и эпосом, их культовую роль и связь с природной средой.

Теоретико-методологическая основа связана с поставленными целями и особенностями исследуемого материала. При исследовании автор руководствовался общенаучными методами, такими как сравнительный анализ, синтез, типологический, синхронный, диахронный и другие. Проблемно-логический метод, принципы диалектического единства и развития помогли освещению материала с культурологических позиций, позволили рассмотреть наскальное искусство Синьцзяна в культурной динамике художественных и культурных ценностей. В работе использованы данные экологии и географии.

Учитывая специфику привлекаемого материала, данное исследование можно оценить как опыт культурологического подхода к наскальному искусству.

Источииковой базой исследования являются собранные автором в ходе полевых исследований материалы (наскальные изображения), в большинстве случаев открытые им в 32 пунктах на территории Синьцзян-уйгурского автономного района Китайской Народной Республики. Всего в ходе проведенных работ было получено около 1000 отдельных изображений, составляющих стилистические и хронологические композиции. Проведена их фиксация на 125 цветных фотографиях, которые также являются источником исследования.

В работе привлечены опубликованные материалы по наскальному искусству монгольского Алтая, русского Горного Алтая, Западного Алтая на территории Республики Казахстан, Тувы, частично горных районов Киргизии и Южной Сибири.

Комплекс новых, приведенных в диссертации источников по наскальному искусству Синьцзяна в совокупности с источниками по наскальному искусству соседних территорий является надежной базой для всестороннего анализа и получения достоверных данных.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

1. Открытое, обобщенное автором наскальное искусство Синьцзяна является южной частью наскального искусства горной системы Алтая, расположенной на западе в пределах Восточного Казахстана, на севере - российского Горного Алтая и на востоке в Монгольском Алтае. Общие черты проявляются в художественном стиле изображений, в наборе образов и их детализации. В более широком сравнении эта зона наскального искусства включает в себя памятники Внутренней Монголии, Северного Китая, Западных Саян (Тува, верховья Енисея) на севере и горы Тянь-Шаня на юго-западе.

2. Наскальное искусство Западного Китая отличается по технике исполнения рисунков и набору образов от известных памятников наскального искусства Южного и Центрального Китая. В древности, в эпоху бронзы и раннего железа это были два различных типа хозяйства, традиционного быта, комплекса духовных ценностей и культуры.

3. Наскальное искусства Алтая является материализованной частью духовной культуры, отражением традиционного типа горнодолинного, яй-лажного в своей основе, типа скотоводческого хозяйства (материальной культуры) и сложившихся на его основе бытового комплекса и комплекса духовной культуры скотоводов.

4. Наскальное искусство Алтая как явление культуры многофункционально, оно отражает систему мировоззрения скотоводческого населения горных районов, включающую следующие основные представления: о трехчленной вертикальной структуре мира, единстве живой, неживой природы и человека, о священном животном, круговороте природы, предке-создателе и рои солярного божества.

Новизна исследования.

1. Впервые в данной диссертации собраны воедино, обобщены и исследованы материалы по наскальному искусству Синьцзян-уйгурского автономного района Китайской Народной Республики.

2. Проведен типологический анализ изображений, выявлены основные образы искусства и их распространение.

3. Рассмотрены стилистические особенности и закономерности наскального искусства, технические приемы нанесения изображений, определен стиль наскального искусства, его особенности.

4. Выявлены три основные хронологические группы изображений эпохи энеолита и ранней бронзы, периода развитой и поздней бронзы и скифо-сакского времени.

5. Прослежена связь наскального искусства с соседними территориями горной системы Алтая и определенная связь с геосредой, традиционными хозяйственными комплексами и мировоззрением населения.

6. Наскальное искусство в диссертации рассматривается как материализованная в рисунках и композициях мировоззренческая, мифолого-эпическая духовная культура.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Установлена связь сюжетных особенностей наскального искусства с особенностями геосреды горных районов. Фактически, учитывая высокий уровень изученности памятников наскального искусства Горного Алтая в пределах России, Монголии и Казахстана, заполнено «недостающее звено» в наскальном искусстве Алтая. В результате проведенных исследования стало ясно, что разделенный между четырьмя странами географический единый Алтай в древности, в эпоху бронзы и раннего железного века в Ш-1 тыс. до нашей эры представлял собой единый природно-исторический регион со своей специфической культурой, своим наскальным искусством.

Этот принципиально значимый вывод имеет определенное практическое и теоретическое значение для исторической науки в целом, истории культуры и истории изобразительного искусства Китая и сопредельных стран региона: Казахстана, Монголии и России и может быть использован как в дальнейших исследованиях и публикациях ученых этих стран.

Работа имеет вполне определенное международное значение. Практические выводы и теоретические положения работы могут быть использованы в этих странах в курсах лекций по культурологии, истории и истории искусства, при организации выставок, музейных экспозиций, подготовке учебной литературы и научных публикаций по смежным наукам. Сюжеты наскального искусства могут найти воплощение и дальнейшее развитие в современном изобрази тельном творчестве и прикладном искусстве.

Апробация работы. Результаты проведенного научного исследования обсуждались на кафедрах художественно-графического факультета Новосибирского государственного педагогического университета, на кафедре истории, музееведения и охраны памятников Кемеровской государственной Академии культуры и искусств, в Шаньдуньском педагогическом университете КНР, в университете г. Урумчи, административном центре Синьцзян-уйгурского автономного района, в г. Алтае работу апробировали господин

Чжан Цень-линь, господин Ду Данай и господин Хайинаэр, которые высказали ценные замечания по работе и дали ее оценку.

Географически исследование охватывает территорию Китайского Алтая. Это административно - северная часть Синьцзян-уйгурского национального автономного района Китайской Народной Республики; физико-географически - южная часть Центральной Азии. Вместе с монгольским, русским и казахстанским Алтаем район составляет единое природно-историческое образование. Китайский Алтай представляет собой высокогорное плато с сочными лугами, окруженное горами.

Принципиально важным рубежом в истории и развитии культуры всей горной системы Алтая является переход в эпоху энеолита, в середине III тыс. до н.э. производящему хозяйству по преимуществу в форме яйлажного горнодолинного скотоводства, ставшего определяющим традиционным для всего макрорегиона и оказавшего влияние на формирования особенностей материальной и духовной культуры в древности.

Необходимо отметить различие в историческом развитии древнего населения на территории Среднекитайской равнины и в западной части современного Китая в III - начале I тыс. до н.э. В центральной части Китая в эпоху Шан-Инь и Чжау к середине I тыс. до н.э. складывается древнекитайская общность. Там известны памятники раннеземледельческой культуры яныпао, крашенная керамика с антропоморфными и зооморфными изображениями типа баньпо, мачан, циньванчжай и мяодигоу, раннегосударственные общности.

По-другому шел процесс в рассматриваемом нами регионе, где известны археологические культуры энеолита и бронзы скотоводов, принадлежав-щие различным группам европеоидного населения, о чем свидетельствуют черепа из Лоб-Нор, Турфана и бассейна Торима. Во II тыс. до н.э. в эпоху j ■

Aitay Mountain Region, Northern Central Asia Tsagaan Salaa / Baga Oigor Complex

Bayan Olgiy Aimag, Mongolia

A /Uiv Ahytttag Project

L Jacohxon /j. hiHxkam O Unlvrrsfty of Orvyo*. 2001

13« S ■ X

D TO a ■>> io £ o o S X

3 X A. lOi «

PQ o u o « o c o cs a & o u o « o hQ

1=1 o

C4 d s

Ph

Хань (путешествие Чжан Цяея 138 г. до н.э.) Китай впервые столкнулся с юечжами и усунями, обитавшими на этих землях.

На рубеже нашей эры по этому регионе проходила одна из дорог Великого Шелкового пути. К началу нашей эры Западный край (Сиюй) находился под контролем сюнну. Во П-1 вв. до н.э. и I в. н.э. в эпоху Хань совершались походы в Западный край. В дальнейше м завершается тюркизация, переселение уйгуров и включение территории в орбиту монгольских завоеваний.

Здесь на горных выступах расположены многочисленные древние наскальные рисунки. Величественные и объемистые горы простираются на востоке и северо-востоке уезда Цинхэ вблизи западной границы Монгольской Народной Республики, на западе уезда Хабахе и Димур на границе Восточно-казахской области Казахстана, на севере - уезд Булгин, соседствующий с Горным Алтаем России. В китайский Алтай входят местности, поселки и горорад: Кельмуч, Юнтас, Шентас, Шэчуань, Ураст, Канбутебао, Кала-тас, Актас; города Алтая: Большой Тумут, Чжаося, Тастгоу, Кинскесай, То-ухай, Шуйку, Ламабулак, Дабас, Саньхайцзы (в узде Цинхэ); в уезде Фуюнь -Ланыиаирак, Танбаратас, Булат, Какбакт, Халицзяо, Танбалтас уезда Цзиму-най; Ицитас, Маратас, российская Кара в уезде Булгин; Хуншаньцзуй уезда Фухай. Во всех перечисленных местах в 1982-1997 гг. были открыты наскальные изображения. Среди них сравнительно крупное сконцентрированное местонахождение наскальных росписей расположено в северовосточном пригородном районе города Алтай и в уезде Джимур, а также на территории Ламабулака уезда Цинхэ. Важные наскальные росписи имеются в Булате уезда Фуюнь и Ицитасе уезда Булгин и других местах. Здесь насчитывается около тысячи алтайских наскальных росписей, которые в общих чертах могут делиться на два вида: высеченная наскальная роспись, которая высечена на каменной стене пересеченных и неровных голых скал и рисованная наскальная роспись, которая нанесена краской на каменных выступах гор. Оба эти вида называются наскальной росписью.

По региональному географическому положению, где находятся алтайские наскальные роспись, большинство их расположено в горном районе западной части Алтая. Здесь вершины гор высокие, горные породы выпуклые, леса зеленые, цветы красивые и текут реки Урэнку и Эрцис и их притоки. Это место является многоводным районом на территории Синьцзяна. Хотя здесь градус широты сравнительно высокий, на благодаря скалистой природной защите с севера холодный воздух не может проникать в эти районы, поэтому здесь не очень холодно. Кроме этого зимой много снега, летом много дождей, лес густой, земля площадью более 61% служит летними горными сочными травяными лугами. Территория располагает благоприятными животноводческими условиями. До сих пор это место является важным скотоводческим районом на территории Синьцзяна.

В связи с тем, что район Алтая в значительной мере относится к горной степи, древняя культура здесь имеет характерные особенности горного степного района как в других частях Алтая, находящихся в пределах других соседних стран. Содержанием наскальной росписи чаще всего являются сцены охоты, изображения различных животных и животноводческая жизнь, которые образно отражают облик степной культуры древнего алтайского скотоводческого населения. Здесь находятся оленные камни, каменные фигуры, гробницы и древние руины, а также другие археологические находки в горных долинах и горных впадинах, на берегах рек и в других местах. Они вместе с наскальной росписью раскрывают богатейшие историко-географические возможности и характеризуют древнюю культуру, порожденную особенностями геосреды.

Научные исследования и разведка древних памятников района Алтая были начаты в 50-е годы XX в. после образования КНР. В 60-х годах археологи раскопали ансамбль гробниц Чемурчек (бывшего Крмуч) города Алтая, было обнаружено большое количество керамических, каменных, медных, железных и костяных предметов утвари и посуды (Фан Вэнь Лань, 1958). В 70-х годах бригада работников культуры музея Синьцзяна произвела всеобщее исследование памятников в этой местности; в 80-х годах был создан отдел охраны памятников, был установлен учет археологических памятников

-> и г» региона и проведен дальнеишии учет и разведка памятников. В результате было дано сравнительно всестороннее представление о расположении археологических памятников и памятников культуры (включая наскальную живопись) и их состояние. Особое внимание вызвало то, что были обнаружены руина микролита Цитхажин. Исторические материалы, собранные в течение последнего полувека, и изучение быта и культуры древних народов свидетельствуют о том, что восемь или девять тысяч лет тому назад в эпоху мезолита и неолита обитали племена, занимавшиеся охотой и рыболовством. Во П-ом тысячелетии до нашей эры, в эпоху бронзы в этой местности жили сайды, занимавшиеся скотоводством. В первые годы династии Западная Хань здесь обитали саки, которые под гнетом гуннов во П-1 вв. до н.э. были вынуждены переселиться на юг. В хрониках указывается народ рода юэджи. Мы можем узнать об этом из таких предметов, как двуушной каменный горшок, каменный кубок с ручкой головы животного, каменное литье для монеты, костяная колючая головка стрелы, медная колючая головка стрелы, одноцветное медное зеркало, сделанные в период Воюющих царств и раскопанные в ансамбле гробниц Чемурчека города Алтая. Здесь был обнаружен медный кубок периода Воюющих царств и монеты Династии Хань в древних поселениях уезда Фухай (История Китая, 1974). На основании исследования этих исторических памятников следует, что в районе Алтая существует развитая древняя культура. и

По археологическим материалам в районе Алтая известно, что этот район в конце каменного века и в эпоху энеолита и бронзы был местностью со смешанным населением и местом кочевки племен. Его экономическая формация прошла длительный процесс исторической эволюции от охоты к скотоводству, что получило отражение в наскальной росписи Алтая. Этот период считается временем процветания творчества наскальной росписи Алтая. После Династии Хань район Алтай стал уделом гуннов, в Династии Суй и Тан район принадлежал тюркам, в Династии Сун и Династии Западный Ляо и Юань район находился под подчинением монголов во главе Угедей; в Династии Мин и Цин вейлатские монголы и казахи кочевали на этой территории. В 32 году Гуансюй, Ко (Кобуло) и Алтай отделились и получили самоуправление, был назначен министр внутренних дел, район был подчинен центральным властям Династии Цин. В годы Народной Республики район находился под подчинением округа Ашань провинции Синьцзян. В 1954 году управление уполномоченного Ашань было переименовано в управление уполномоченного Алтай, в настоящее время территория называется районом Алтай.

Район Алтай до сих пор является местожительством многих наций. На его территории проживают представители 32 наций и 500 тысяч населения, среди них казахи и уйгуры составляют 47,2%; ханцы - 45,2%; монголы -0,9%.

Алтай, раскинутый на территории четырех стран (КНР, Россия, Монголия и Казахстан) является одной из величественных древнейших горных систем в центре Азии, располагает благоприятными природными условиями для скотоводства, которые не только кормят кочевников разных народов, но и питают культуру горной степи.

Любое культурное явление не существует случайно и отдельно. Алтайская наскальная роспись, как культурное явление, возникла на фоне особенной социальной экономики и особенной культурной истории с конкретным выражением. Она служит фигурными знаками, установленными посредством высекания и рисования, которые привели к тому, что социальная экономика, культурная форма, религия и вера, жизненный обычай, душа, духовный облик Алтая в тот особый период получили конкретное и образное отражение в наскальном искусстве

Рассматривать алтайскую наскальную живопись, как одно культурное явление или одну форму искусства первобытного общества, на основе исторического суждения и реального понимания систематически оценить и проанализировать их разнообразные стороны - это именно то, в чем мы пытаемся добиться успеха во всестороннем исследовании и понимании истории, культуры, жизни и духовного мира древнего населения Алтая.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Наскальное искусство китайского Алтая как материализованный элемент древней духовной культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных работ впервые введена в систему научных исследований большая группа ранее не изученных памятников наскального искусства, расположенных на территории Алтая, в пределах Синьцзян-уйгурского автономного района Китайской Народной Республики. Этот новый в культурологической науке материал стал достоянием китайской, российской науки и стал международным научным достоянием.

Выявлены несколько хронологических групп изображений, относящихся:

• к неолиту и ранней бронзе и связанных по времени с распространением производящих форм хозяйства (III - середина II тыс.до н.э.);

• к эпохе развитой бронзы (середина II - начало I тыс до н.э.);

• скифо-сакские изображения (УИ-Ш вв. до н.э.);

• более поздник единичные изображения.

Важным является вывод о том, что в этом регионе нет характерных для русского Горного Алтая тюркских рисунков.

Разработана типология наскальных изображений, комплекс рисунков: быки, горные бараны, козы, лошади, колесницы (повозки), антропоморфы, солярные символы и символы плодородия. Выявлены смысловые (информативные) сцены. Определены основные особенности художественного стиля и техники изображений: выполненные краской и выбитые сплошь и контурно. Характерна плоскостная, профильная манера изображения без соблюдения пропорций. Набор образов и стилистические особенности свидетельствуют о том, что ранее неизученное наскальное искусство Китайского Алтая является частью известного наскального искусства горной системы Алтай, расположенной на сопредельных территориях России, Монголии, Казахстана и Китая, горного и горнодолинного ландшафта.

В диссертации рассматриваются как фактор, формирующий особенности традиционной культуры и быта, связанных также с особенностями горного и горнодолинного скотоводства.

Изученное нами наскальное искусство Северо-Западного Китая в то же время отличается от известных сейчас памятников наскального искусства Центрального и Южного Китая по набору образов и технике исполнения и художественным особенностям. Наскальное искусство Синьцзян-уйгурского национального района относится к центрально-азиатскому региону наскального искусства.

Изученные изобразительные материалы в контексте с конкретными природными условиями позволили проследить культурологические аспекты этого искусства. Прослежена эстетическая сторона наскального искусства, его органическая связь с природой, монументальность, знаковость, рассчитанная на массовое воздействие и восприятие обществом.

Прослежены функции наскального искусства региона. Выявлена три типа памятников по их функциональной направленности: священный камень (поклонение месту, природному объекту), священный рисунок (поклонение священному символу) и древнее природное святилище. Функционально они были различными: первые два предназначались больше для индивидуальных сакральных действий. Святилища существовали длительное время, они были своего рода культурно-мифологическими центрами прошлых эпох. Они были связаны:

• с циклом праздников в честь природных циклов, духов местности, священной скалы;

• с циклом праздников в честь духов-покровителей и прародителей;

• с циклом производственных праздников.

Праздники состояли из мистерий-представлений; они были инструментом передачи и обогащения эпоса. Неотъемлемой частью таких праздников было нанесение наскальных изображений.

Рассмотренные нами изображения несут в себе элементы солярного культа и культа плодородия в разных его проявлениях и комплекс шамани-стических действий.

Таким образом, проведенный нами анализ наскальных изображений позволил выявить следующие три основные общественные функции этих памятников культуры:

• магическую, мировоззренческую с комплексом обрядовых действий;

• эстетическую, с определенными канонами и закономерностями этого искусства, его единство с природной средой;

• знаково-информативную функцию.

 

Список научной литературыЛю Чиньянь, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Асеев И.В., 1998. Изобразительное искусство как источник отражения религиозных и социально-экономических взаимоотношений в древнем об-ществе//Сибирь в панораме тысячелетий. Том 1. Новосибирск, 1998. - С.24-31.

2. Бернштам А.Н., 1952. Наскальные изображения Саймалы-Таш//Советская этнография. 1952. - № 2.

3. Боле Франс, 1987. Примитивное искусство. М., 1987.

4. Вайнштейн С.И., 1991. Мир кочевников Центральной Азии. М., 1991.

5. Варенов A.B., 1998. Пещерное искусство в китайской части Ал-тая//Материалы Международной конференции по первобытному искусству. -Кемерово, 1998.

6. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

7. Веденин Ю.А., 1997. Очерки по географии искусства. СПб., 1997.

8. Волков В.В., 1981. Оленные камни Монголии. Улан-Батор, 1981.

9. Голенева H.A., 1995. Художественно-образный аспект генезиса графического знака//Наскальное искусство Азии. Вып.1 Кемерово, 1995. - С.61-63.

10. Гонбуриши, 1991. История развития искусства. 1991.

11. Горелик М.В., 1985. Боевые колесницы Переднего Востока III-II тыс. до н.э. Древняя Анатолия. М., 1985.

12. Грач А.Д., 1957. Петроглифы Тувы I. Проблемы датировки и интерпретации, этнографические традиции//Сборник статей музея антропологии и этнографии. Т.17. М.;Л., 1957.

13. Грач А.Д., 1958. Петроглифы Тувы II. Публикация комплексов, обнаруженных в 1955 г.// Сборник статей музея антропологии и этнографии. Т.18.-Л., 1958.

14. Грач А.Д., 1980. Вопросы изучения петроглифов Тувы//Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980.

15. Грум-Гржимайло Г.Е., 1926. Путешествие в Западный Китай. Т.2. Л.,1926.

16. Дорж Д.К., 1962. К истории изучения наскальных изображений Мон-голии//Монгольский археологический сборник. М., 1962. - С.45-54.

17. Древнее искусство, 1995. Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово, 1995.

18. Дэвлет М.А., 1976. Петроглифы Улуг-Хема. М., 1976.

19. Дэвлет М.А., 1980. Петроглифы Мугур-Саргола. М., 1980.

20. Дэвлет М.А., 1982. Петроглифы на кочевой тропе. М., 1982.

21. Дэвлет М.А., 1996. Петроглифы Енисея. М., 1996.

22. Дэвлет М.А., 1998 Петроглифы на дне Саянского моря. М., 1998.

23. Замятин Д.Н., 1999. Моделирование географических образов. Смоленск, 1999.

24. Зданович Г.Б., 1988. Бронзовый век Урало-казахстанских степей. -Свердловск, 1988.

25. Иванов C.B., 1954. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX начала XX вв. М.;Л., 1954.

26. История, 1983. История Древнего Востока. -М., 1983.

27. История Китая, 1974. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

28. Кадырбаев М.К., Марьяшев А.Н., 1977. Наскальные изображения хребта Каратау. Алма-Ата, 1977.

29. Кашина Т.И., 1983. Петроглифы лунных гор ( о древнем искусстве кочевников-скотоводов Внутренней Монголии)//Первобытное искусство: пластика и рисунки древних культур. Новосибирск, 1983. - С.77-80.

30. Кениг, 1998. О соотношении экологического, историко-сравнительного и этноархеологического методов в археологических реконструкциях//Сибирь в панораме тысячелетий. Т. Новосибирск, 1998.

31. Килуновская М.Е., 1990. Лось олень - носитель мироздания архаической Евразии//Третий международный симпозиум по лосю. - Сыктывкар, 1990.

32. Китай, 1977. Китай: история, культура и историография. М., 1977.

33. Кожин П.М., 1977. Об иньских колесницах//Ранняя этническая история народов Восточной Азии. М., 1977. - С.278-298.

34. Кожин П.М., 1985. К проблеме происхождения колесного транспор-та//Древняя Анатолия. М., 1985.

35. Косарев М.Ф., 1984. Западная Сибирь в древности. М., 1984.

36. Крадин H.H., 1992. Кочевые общества. Владивосток, 1992.

37. Крюков М.В., Переломов JI.C., 1983. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

38. Кубарев В.Д., 1979. Древние изваяния Алтая. Новосибирск, 1979.

39. Кубарев В.Д., 1995. О петроглифах Калгуты//Наскальное искусство Азии. Вып.2. Кемерово, 1995. - С.88-97.

40. Кубарев Д.В., 1998. Колбак-Таш. Новосибирск, 1998

41. Кубарев В.Д., Маточкин Е.П., 1992. Петроглифы Алтая. Новосибирск,1992.

42. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Е., 1995. Новые петроглифы монгольского Алтая//Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1995. - С.20-23.

43. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Е., 1999. Петроглифы Арал-Толгоя//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1999. - С.407-410.

44. Культурология, 2001. Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. Кемерово-Москва, 2001.

45. Кызласов JI.P., Леонтьев Н.В., 1980. Народные рисунки хакасов. М.,1980.

46. Леви-Строс К., 1985. Как умирают мифы//3арубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985.

47. Леви-Строс К., 1994. Первобытное мышление. М., 1994.

48. Лосев А.Ф., 1957. Античная мифология в ее историческом развитии. -М., 1957.

49. Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шелковом пути. М., 1994.

50. Максимова А.Г., 1958. Наскальные изображения ущелья Тамга-лы//Вестник АН КазССР. 1958. - № 9.

51. Максимова А.Г., Ермолаева A.C., Марьяшев А.Н., 1985. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985.

52. Малиновский Б., 1998. Магия, наука и религия. М., 1998.

53. Мартынов А.И., 1971. Петроглифы Сибири: анализ конкретных источников и всемирно-исторический масштаб//Известия СО АН СССР. Серия общественных наук. Вып.З. 1971.-№ 11.- С, 103-118.

54. Мартынов А.И., 1990. К вопросу о типологии памятников петроглифического искусства//Проблема изучения наскальных изображений в СССР. 0 М., 1990.-С.13-18.

55. Мартынов А.И., 1992. Шаманизм и наскальное искусство Северной Азии//Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Якутск, 1992.

56. Мартынов А.И., 1997. О датировке памятников наскального искусства Сибири//Наскальное искусство Азии. Вып.2. Кемерово, 1997. - С.17-25.

57. Мартынов А.И., 1998. Изначальные сюжеты наскального искусства Евразии/Вопросы археологии Казахстана. Вып.2. Алматы-М., 1998. - С. 192196.

58. Мартынов Б.Н., Пяткин Б.Н., 1985. Шалаболинские петроглифы. -Красноярск, 1985.

59. Мартынов А.И., Елин В.Н. и др., 1993. Священные скалы у с.Озерное//Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово, 1993. - С.113-122.

60. Мартынов А.И., Марьяшев А.Н., Абетеков А.К., 1992. Наскальные изображения Саймалы-Таша. Алма-Ата, 1992.

61. Мартынов А.И., Миклашевич Е.А., 1995. Петроглифы Уч-Кошкена (Киргизия)//Наскальное искусство Азии. Вып.1. Кемерово, 1995.

62. Материалы, 1968. Материалы по истории сюнну. М., 1968.

63. Материалы, 1989. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Вып.1.-М., 1981.

64. Маточкин Е.П., 1998. Шаманские композиции грота Куйлю//Сибирь в панораме тысячелетий. Т.1. Новосибирск, 1998. - С.367-378.

65. Медоев А.Г., 1979. Гравюры на скалах. Алма-Ата, 1979.

66. Международная., 1998. Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово, 1998.

67. Миклашевич Е.А., 1995. Петроглифы Чолкон-Аты (Киргизия)//Древнее искусство Азии. Кемерово, 1995. - С.61-63.

68. Мировоззрение., 2001. Мировоззрение древнего населения Евразии. -М., 2001.

69. Мол один В.И., Черемисин Д.В., 1992. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Унок. Новосибирск, 1999.

70. Новгородова А.Э., 1983. Аршан-Хада древнейший памятник изобразительного искусства Восточной Монголии//История и культуры Центральной Азии. - М., 1983. - С.306-310.

71. Новгородова А.Э., 1984. Мир петроглифов Монголии. М., 1984.

72. Новгородова Э.А., 1989. Древняя Монголия. М., 1989.

73. Новоженов В.А., 1989. Колесный транспорт эпохи бронзы урало-казахстанских степей//Вопросы археологии Центрального и Северного Казахстана. Караганда, 1989. - С. 110-122.

74. Новоженов В.А., 1994. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии. Алматы, 1994.

75. Новоженов В.А., 2002. Петроглифы Сары Арки. Алматы, 2002.

76. Окладников А.П., 1981. Петроглифы Чулутын-Гол (Монголия). Новосибирск, 1981.

77. Окладников А.П., 1981а. Петроглифы Монголии. Л., 1981.

78. Окладников А.П. и др., 1979. Петроглифы реки Елангаш (юг Горного Алтая). Новосибирск, 1979.

79. Окладников А.П. и др., 1980. Петроглифы Горного Алтая. Новосибирск, 1980.

80. Окладников А.П. и др., 1981. Петроглифы Чанкир-Келя. Новосибирск, 1981.

81. Окладников А.П. и др., 1982. Наскальные рисунки урочища Сары-Сатак. Новосибирск, 1982.

82. Окладников А.П., Окладникова Е.А., 1985. Древние рисунки Кызыл-Кёля. Новосибирск, 1985.

83. Окладников А.П., Цэвээндорж Д. и др., 1978. Петроглифы Дэлгэр-Мурена и долины р.Тэс//Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978. - С.154-198.

84. Окладникова Е.А., 1984. Петроглифы Средней Катуни. Новосибирск,1984.

85. Окладникова Е.А., 1987. Образ человека в наскальном искусстве Центрального Алтая//Первобытное искусство. Антропоморфные изображения. -Новосибирск, 1987.

86. Окладникова Е.А., 1989. Петроглифы урочища Шалкобы//Новое в этнографии. Вып.1. М., 1989.

87. Пасто А., Тармо, 1972. Заметки о пространственном опыте и искусст-ве//Семантика и искусствоведение. М., 1972.

88. Раевский Д.С., 1977. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М.,1977.

89. Раевский Д.С., 1985. Модель мира скифской культуры. М., 1985. Сагалаев A.M., 1991. Урало-алтайская мифология (символ и архетипы). - Новосибирск, 1991.

90. Самашев З.С., 1992. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. -Алма-Ата, 1992.

91. Самашев З.С., 1998. "Шаманские" сюжеты петроглифов Казахстана (к изучению мировоззрения древнего населения)//Вопросы археологии Казахстана. Вып.2. Алматы-М., 1998. - С.197-208.

92. Сидахметов В.Я.„ 1987. Китай: страницы прошлого. М., 1987. Советова О.С., 1995. Петроглифы горы Тепсей//Древнее искусство Азии. Петроглифы. - Кемерово, 1995. - С.33-54.

93. Соколова З.П., 1972. Культ животных в религиях. М., 1972.

94. Тайлор Э.Б., 1989. Первобытная культура. М., 1989.

95. Токарев С.А., 1965. Религия в истории народов мира. М., 1965.

96. Токарев С.А., 1990. Ранние формы религии. М., 1990.

97. Топоров В.Н., 1972. К происхождению некоторых поэтических симво-лов//Палеолитическая эпоха ранние формы искусства. - М., 1972.

98. Фан Вэнь-Лань, 1958. Древняя история Китая. М., 1958.

99. Фрезер Дж., 1980. Золотая ветвь. М., 1980.

100. Худяков Ю.С., 1995. Изображения воинов на петроглифах Синьцзя-на//Древнее искусство Азии. Кемерово, 1995.

101. Черемисин Д.В., 1995. Исследование археологических памятников в бассейне рек Аргута и Джазатара/Юбозрение 1995. Новосибирск.

102. Черемисин Д.В, 1995а. Наскальные изображения Джурамала (Горный Алтай)//Древнее искусство Азии. Вып.1. Кемерово, 1995. - С.75-81.

103. Черемисин Д.В., 1996. Исследования петроглифов Южного Алтая в 1996 г.// Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. -Новосибирск, 1996.

104. Черемисин Д.В., 1997. Петроглифы левого берега реки Чуй (Горный Казахстан)//Наскальное искусство Азии. Вып.2. Кемерово, 1997.

105. Черемисин Д.В., Слесаренко И.П., 1994. Бертекская писани-цы//Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск, 1994. - С.49-60.

106. Чжу Ди, 1987. Происхождение искусства. Пекин, 1987 (на китайскомяз.)

107. Шаман и вселенная., 1997. Шаман и вселенная в культуре народов мира. СПб., 1997.

108. Шапиро М., 1972. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа//Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

109. Швец И.В., 1998. Ряженый персонаж в наскальном искусстве Центральной Азии (проблемы интерпретации)//Вопросы археологии Казахстана. Вып.2. Алматы-М., 1998, с.213-218.

110. Шер Я.А., 1980. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980.

111. Шер Я.А., 1997. Петроглифы древнейший изобразительный фольк-лор//Наскальное искусство Азии. Вып.2. - Кемерово, 1997.

112. Шер Я.А., Советова О.С., Миклашевич Е.А., 1995. Исследование петроглифов Жалтарак-Таш (Киргизия)//Древнее искусство Азии. Кемерово, 1995.

113. Штернберг Л.Я., 1936. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Л., 1936.

114. Элиаде М., 1994. Священное и мифское. М., 1994.

115. Элиаде М., 1998. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб., 1998.

116. Юань К.Э., 1987. Мифы Древнего Китая. М., 1987.

117. Юнг К.Г., 1996. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.

118. Ямаева Е.Е., 1998. Алтайская духовная культура. Миф. Эпос. Ритуал. -Горно-Алтайск, 1998.

119. Бан Биньхуа, 1988. Цаоюань сычоу чжиму )Степной Шелковый путь)//Селую. 1988. № 5. - С.10-11.

120. Ван Цзыюнь, 1956. Синьцзянды шикэ ишу (Синьцзянское искусство резьбы по камню)//Вэньуцаньскао цзфляо. 1956. - № 8. - С.11-15.

121. Кэяму, 1962. Синьцзян бэйбуды яньхуа (Наскальные изображения Северного Синьцзяна)//Вэньу. 1962. - № 7-8. - С.112-113.

122. Кэяму, 1983. Синьцзян бэйбуды яньхуа (Наскальные изображения Северного Синьцзяна)//Синьцзянкаогу Саньцзянь. Урумчи. 1983. - С.44-46.

123. Синьцзян гудай, 1985. Синьцзян гудай Минцзу вэньу (Материальная культура древних народов Синьцзяна). Пекин, 1985, рис. 61-65. - С.3-4.

124. Anati T/, 1976/ Evolution and Sty lein Camuniar Rock Art/ Capodi Ponte, 1976/ - p.46-52/

125. Appelgren-Kivalo H., 1931. Alt-Altaische Kunstdenkaler. Briete und Bildermaterial von I.R.Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887-1889. -Helsingfors, 1931.

126. Bahn P.A., 1998 Prehistoric art. Cambridqe Illustrated History. -Cambridqe, 1998.

127. Bergman P., 1939. Archaeological researches in Sinking. Espesiallyt the Lop-Nor Region. Stockholm, 1939.

128. Chen Zhao-Fu, 1987. Dekeuverte de l'art prehistorigue en China. Milan,1987.

129. Cen unfei, 1992. Turfan Museum. Xinj'ang Fine Arts und Photo Publishing House, 1992.

130. Clottes J., 1997. L'art Rupestre Rock Art. - Paris, 1997. Francfort H.-P., Sher J.A. n flp., 1995. Siberie du sud 2: Tepsej I-III, Ust'-Tuwa I-VI (Russia, Khakassie)//Reportoiere des petroglyphes d'Asie Centrale N 2.-Paris, 1995.

131. Jacobson E., Kubarev V., Tsevendorj P., 2001. Mongolie du Nord-Onest Tsagan Salaa Baga Oigor // Reportoiere des petroglyphes d'Asie Centrale. Paris, 2001.

132. Jung Jolee, 1990. Prehistorie Rock Art in Sonth/ Korea, 1990. Khazanov A.M., 1984. Nomaols the Outside World. Cambridqe, 1984.

133. Sher J. и др., 1999. Siberie du Sud 4: Cheremushny Log, Ust'-Kulog // Reportoiere des petroglyphes d'Asie Centrale N 4. Paris, 1999. Shiffer, 1976. Поведенческая археология, 1976.

134. Zho Yang Fong, 1987. Aettai Monntain Rock Paintings of China. Xi'an,1987.

135. Zwischen Gandhara, 1985. Zwischen Gandhara und der Seiderstrassen. Felsbilder am Kara Korum Highway. Mainz, 1985.