автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Антропоморфные личины в наскальном искусстве Нижней Ангары

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Заика, Александр Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Диссертация по истории на тему 'Антропоморфные личины в наскальном искусстве Нижней Ангары'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Заика, Александр Леонидович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

ПЕТРОГЛИФОВ НИЖНЕЙ АНГАРЫ

1.1. История изучения петроглифов }

1. 2. Методика исследований наскальных рисунков

ГЛАВА 2. ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НИЖНЕЙ АНГАРЫ

2. 1. Писаница "Аплинский порог" 42 2. 2. Петроглиф "Тимохин Камень" 45 2. 3. Писаница "Писаный Камень" 46 2. 4. Писаница "Мурский порог" 49 2. 5. Петроглиф "Геофизик" 56 2. 6. Писаницы у п. Манзя 56 2. 7. Комплекс петроглифов "Ивашкин Ключ" 66 2. 8. Писаницы у д. Каменка 78 2. 9. Петроглифический комплекс "Шунтары" 90 2. 10. Петроглифический комплекс "Выдумсщй Бык" 92 2. 11. Писаница Рыбное • 102 2. 12. Писаница Мурожная

2. 13. Усть-Тасеевское изваяние

ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХРОНОЛОГИЯ АНТРОПОМОРФНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ВИДЕ ЛИЧИН 107 3.1. Классификация антропоморфных личин

3. 2. Относительная хронология петроглифов 114 3. 3. Вопросы датировки и культурно-хронологической принадлежности петроглифов

3. 4. Антропоморфные образы Нижней Ангары в контексте развития наскального искусства Азии 126 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131 ПРИМЕЧАНИЯ 136 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ' 155 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 186 ПРИЛОЖЕНИЕ 188 ИЛЛЮСТРАЦИИ 189 СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Заика, Александр Леонидович

Работа посвящена исследованию одному из наиболее сложных видов археологических памятников — петроглифов. Наскальные изображения представляют собой ценные источники, характеризующие как материальную, так и духовную культуру древнего населения, свидетельствуют о* различных этапах развития мировоззрения, психологии, художественного творчества и мышления у наших предков.

Первые русские поселенцы в Сибири скалы с рисунками называли "писаными камнями", в которых они, по всей видимости, видели не просто рисунки, но и загадочные письмена (1). Сами рисунки - "письменами", "писанцами" или "писаницами" (2). Последнее название позже прочно обосновалось в научных трудах, посвященных наскальному искусству Сибири. Традиционно местное сибирское понятие "писаницы" обозначало, как рисованые, так и рельефные изображения и, автор, не только отдавая дань традиции, но и стремясь избежать неоправданной и лишней терминологической путаницы, в понятия "наскальные рисунки", "петроглифы" и "писаницы" вкладывает одинаковый смысл, использует в своей работе данные термины как синонимы (3).

Актуальность темы. История изучения петроглифов Нижней Ангары насчитывает около 300 лет. Она связана с именами таких известных исследователей древностей, как Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, Д.А. Кле-менц, И.А. Лопатин и др. Тем не менее, вплоть до конца XX в. Нижнее Приан-гарье в этом отношении оставалось малоизученной территорией. Открытия писаниц имели случайный характер, работы с петроглифами производились попутно, в контексте решения других научно-исследовательских задач. Введение в научный оборот новой информации о наскальном искусстве региона раскрывает дополнительные возможности в решении актуальных проблем реконструкции различных сторон жизни древнего населения, формирования и развития древних форм религии, взаимодействия кульгур во времени и пространстве, этногенеза коренных народов Сибири.

Антропоморфные личины являются одной из сложных по форме и содержанию категорий древнего наскального творчества. Вопросы, связанные с определением их культурно-хронологической принадлежности и семантики изображений, наиболее дискуссионные в современной науке. Это, в свою очередь, подчеркивает актуальность тематики данной работы.

В силу своей открытости петроглифы постоянно подвержены разрушительному влиянию внешней среды, соответственно, информация различного характера о памятниках наскального искусства, результаты их исследований представляют несравненную научную ценность, как в настоящем, так и в будущем.

Цели и задачи. Выявление и выделение антропоморфных личин в петроглифах Нижней Ангары, определение их культурно-хронологической принадлежности и места в развитии наскального искусства Северной Азии. Достижение этих целей возможно при условии решения следующих задач: описание, систематизация, анализ и обобщение изобразительного материала.

Территориальные рамки работы охватывают участок нижнего течения I р. Ангары (около 550 км) от верхней ступени Аплинского порога (на востоке) до устья (на западе) и прилегающей территории Ангаро-Тунгусского (на севере) и Ангаро-Канского (на юге) междуречий в границах территории Кежемско-го, Богучанского и Мотыгинского районов Красноярского края.

Хронологические рамки работы охватывают временной интервал от эпохи неолита до этнографической современности (IV—III тыс. до н. э. -XIX-XX вв. н. э.).

Новизна исследования. В работе представлены материалы исследований ранее неизвестных или недостаточно изученных писаниц и рисунков, обнаруженных автором на территории Нижнего Приангарья. Введение в научный оборот значительного объема информации о наскальном искусстве региона позволило выделить новый древний культурный центр развития сибирского искусства.

Впервые приведена полная историческая сводка исследований петроглифов на данной территории в период с середины XVII в. до начала XXI в., дан историографический анализ исследований, освещены новые методические разработки полевых исследований петроглифов.

Автором проведена систематизация и классификация антропоморфных изображений Ангары в виде личин, предлагаются новые варианты решения вопросов, связанных с определением культурно-хронологической принадлежности рисунков, их места в развитии наскального искусства Северной Азии.

Источниковая база. Основными источниками работы являются материалы исследований петроглифов Нижней Анпгры, произведенных автором в 1994 - 2001 гг. в виде полевых дневников, альбомов иллюстраций, копий наскальных рисунков, фотоматериалов, а также материалов полевых отчетов. Кроме того, привлекаются результаты полевых исследований автора петроглифов бассейна р. Маны (Восточный Саян), Западного Саяна, Хакасско-Минусинской котловины. Использованы также археологические материалы раскопок культовых памятников, произведенных автором и другими исследователями на территории региона, опубликованные предшественниками результаты исследований петроглифов бассейна р. Ангары и сопредельных регионов.

Помимо археологических источников, в диссертации использованы данные естественных наук: антропологии, палеонтологии, результаты радиоуглеродного датирования.

Методика исследования. Методологической основой данной работы являются индуктивный и гипотетико-дедуктивный принципы объекта изучения.

Во время полевых исследований с целью получения максимально достоверной и объективной информации об источнике были применены современные методы выявления, фиксации и копирования наскальных изображений, последующей камеральной обработки материалов полевых исследований.

В процессе анализа изобразительного материала использовались статистический, сравнительно-сопоставительный методы, методы привлечения этнографических и археологических аналогий, учитывались планиграфия, внутренняя стратиграфия, цветовая гамма и техника исполнения рисунков.

Практическая значимость. Материалы исследований нашли применение в работе по паспортизации памятников археологии Красноярского края и их постановке на государственный учет органами охраны памятников истории и культуры. Представленная информация о памятниках наскального искусства расширила источниковую базу по древней истории Нижнего Приангарья. Результаты исследований могут быть использованы для написания обобщающих работ по археологии Средней Сибири, составления атласов, карт археологических памятников региона, представлены в музейных экспозициях. Материалы и отдельные положения диссертации могут быть полезны при разработке лекционных курсов, спецкурсов по археологии Сибири для студентов исторических специальностей, истории культуры и искусства — по специальности культурология и искусствоведение. Предлагаемые выводы и положения диссертации, методические разработки могут найти практическое применение при исследовании памятников наскального искусства.

Апробация работы. Основные выводы и отдельные положения диссертации нашли отражение в 35 статьях и публикациях, в виде докладов и сообщений обсуждались на региональных конференциях в Иркутске (1996, 1997), Красноярске (1991, 1997, 2000, 2001), Новосибирске (2000), Чите (1999); ежегодных сессиях ИАЭт СО РАН в Новосибирске (1996, 1999 - 2002); всероссийских научно-практических конференциях в Красноярске (2001), Томске (2003); международных конференциях в Ховде (Монголия) (2001), Барнауле (2002), Владивостоке (2003); международных конференциях по первобытному искусству в Кемерово (1995,1998).

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, посвященных истории и методике изучения, общей характеристике местонахождений, вопросам классификации, датировки и определения культурно-хронологической принадлежности изображений, заключительной части, блока примечаний и списка использованной литературы.

К работе прилагаютсяя список и альбом иллюстраций в виде таблиц, картосхем, копий изображений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антропоморфные личины в наскальном искусстве Нижней Ангары"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ik

Исследования петроглифов Нижней Ангары имеют длительную историю (около 300 лет), тем не менее, к концу XX в. данный регион в этом отношении оставался не достаточно изученным. Изучение наскальных рисунков велось в контексте общих археологических работ на территории региона. Открытия петроглифов часто носили случайный характер, исследования проводились эпизодически и, как правило, на известных памятниках. Приоритеты в изучении древнего прошлого края традиционно отдавались памятникам материальной культуры. С начала 1990-х гг. по настоящее время отрядом археологии КГПУ под руководством автора ведется планомерное и целенаправленное исследование памятников наскального искусства Нижнего Приангарья. Используя продуктивные методы полевых исследований петроглифов, автором была получена исчерпывающая на настоящий момент информация о 42 памятниках наскального искусства.

В данной работе в полном объеме представлены антропоморфные образы (155 фигур), выявленные автором диссертации в петроглифах Нижней Ангары. Большинство их расположено на береговых утесах, реже - на береговых валунах и останцевых выходах в глубине берега. Основная масса изображений сконцентрирована в центральной части регирна (петроглифические комплексы Манзя, Ивашкин ключ, Каменка, Выдумский Бык, петроглиф "Геофизик"). Единичные рисунки встречаются на восточном и западном участках Нижней Ангары.

По результатам проведенного стилистического анализа и статистических подсчетов определены основные классификационные подразделения наскальных изображений в виде личин и антропоморфных фигур в масках-личинах, выделен специфичный для региона особый вид личин "каменского" типа. Рассматривались данные изображения с учетом наличия и вида контуров личин, уровня сложности, характера внутреннего и 1Гчешнего их оформления.

Учитывая, что многие личины являются масками антропоморфных фигур, была проведена их классификация и корреляция с определенным типом личин. Антропоморфные фигуры автором подразделены на два основных типа: фронтальные и фас-профильные, выделен в особый подтип фронтально симметричные фигуры. Промежуточное положение между основными типами антропоморфных фигур заняли изображения "идольчиков" и фас-аморфные фигуры.

По результатам анализа антропоморфных образов автор пришел к следующим выводам.

Ромбовидные личины встречаются редко, в большинстве своем — рисованные, практически, всегда являются масками-личинами фронтальных линейных фигур, не имеют "татуировки". Головной убор у них представлен боковыми "рожками", в двух случаях - "древовидным" отростком.

Полукруглые (параболоидные) личины сконцентрированы в центральной части региона, в основном - рисованные. В ^большинстве своем являются масками-личинами контурных фас-профильных фигур и "идольчиков", у них, как правило, обозначена шея, характерна горизонтальная манера "татуировки" и внешнее оформление в виде двух боковых "рожек".

Круглые личины в равной степени встречаются как самостоятельно, так и в качестве масок у различного вида антропоморфных фигур. Для них характерна горизонтальная, реже — комбинированная манера "татуировки". Головной убор представлен в равной степени всех видов.

Сердцевидные личины зафиксированы на всех участках региона, чаще всего встречаются самостоятельно, в единичных случаях являются масками фронтальных антропоморфных фигур. Для них характерна вертикальная, реже — комбинированная манера "татуировки", в двух случаях — только горизонтальная. Внешнее оформление: ветвистый отросток или вертикальная линия, в одном случае — обрамление в виде "лучей".

Неоконтуренные сложные личины "каменского" типа сконцентрированы в центральной части региона и, как правило, сопутствуют сердцевидным. Для них также характерны вертикальный ветвистый отросток и вертикальная манера "татуировки".

Неоконтуренные простые личины в большинстве своем зафиксированы как чашевидные углубления на береговом валуне (петроглиф "Геофизик"). Единичные крашеные изображения встречаются в центральной и восточной части региона.

На основе проведенной классификации антропоморфных образов и, приi влекая различные способы и методы датирования, можно сделать вывод об их относительной синхронности в наскальном искусстве региона, установить связь с кругом распространения личин окуневского типа и основной комплекс рисунков датировать эпохой позднего неолита - ранней бронзы (III-II тыс. до н. э.).

Наиболее ранними являются простые личины, представленные чашевидными углублениями, которые облечены в ряде случаев в сердцевидные, чере-повидные или округлые контуры. В основной своей массе они зафиксированы на прибрежном валуне в окрестностях п. Богучаны. Третьим тысячелетием до н. э. следует датировать ряд неоконтуренных личин "каменского" типа. Страти графически они относятся к "нижнему пласту" многофигурных композиций с палимпсестом, перекрыты мощными известковыми натеками. Они отличаются крупными размерами, глаза у них показаны большими, часто концентрическими окружностями.

Более поздними являются антропоморфные фигуры с решетковидным оформлением нижней части тела и находящиеся в единой сюжетной связи линейные фигуры с ромбовидными и сердцевидными личинами, которые в большинстве своем относятся к эпохе поздней бронзы-раннего железа. Ранним железным веком датируются стилизованные личины "каменского" типа, сердцевидная личина на писанице Рыбное, линейные антропоморфные фигуры в круглых и ромбовидных масках на писанице Мурожная-3. Созданное в эпоху раннего железа каменное антропоморфное изваяние в устье р. Тасеевой, испытав ряд переоформлений образа, имело культовое значение вплоть до этнографической современности. Находящаяся рядом личина была создана не раньше периода средневековья.

Таким образом, появившись в петроглифах региона в эпоху неолита, антропоморфные личины, как сюжет изобразительного искусства, сохраняются в культуре местных народов вплоть до этнографической современности. Подобные факты свидетельствуют об устойчивости изобразительных традиций в духовной культуре таежных племен Северной Азии.

Многообразие образов и сюжетов в наскальном искусстве Нижнего При-ангарья объясняется его межрегиональным, пограничным положением, наличием удобных коммуникаций в виде развернутой гидросистемы. Повышенная концентрация в петроглифах Нижней Ангар?! антропоморфных образов в виде личин (в отличие от других исследованных районов Приангарья) — явление не столько стадиальное в развитии местных древних культур, сколько следствие прямых или опосредованных взаимодействий с культурами сопредельных регионов.

Иконография и стилистические особенности антропоморфных образов маркируют присутствие изобразительных традиций неолитических культур Дальнего Востока, энеолитических культур Западной и Внутренней Монголии, окуневской и самусьской культур в эпоху ранней бронзы, карасукской - в эпоху поздней бронзы, культур скифского круга V в эпоху раннего железа. Местное население, воспринимая художественные элементы других культур, гармонично сочетало их с традиционными образами и, комбинируя их, создавало принципиально новые.

Доминирующие позиции местной художественной культуры в наскальном искусстве Нижней Ангары проявляются на примере личин "каменского" типа, у которых основные элементы образа консервативно сохраняются с эпохи неолита до раннего железного века; в фактах отсутствия у большинства личин солярной символики, преобладания у антропоморфных образов вертикальной манеры "татуировки", разветвленного головного убора. Влияние ангарских изобразительных традиций прослеживается в доокуневских и окуневских петроглифах Среднего Енисея, сюжетах керамики самусьской культуры.

Выявленный представительный комплекс петроглифов обозначает Нижнее Приангарье, как один из культурных центров, очагов древнего искусства, заметно повлиявших на развитие наскального творчества и мировоззрение древнего населения соседних регионов Сибири и Дальнего Востока.

 

Список научной литературыЗаика, Александр Леонидович, диссертация по теме "Археология"

1. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. М.- Л.: "Искусство", 1959. - 266 с.

2. Агеева Э.Н., Ребрикова Н.Л. Памятник наскального искусства "Орсо" в Восточной Сибири. Практика консервации // Международная конференция по первобытному искусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С. 153-154.

3. Адрианов А.В. Письмо А.В. Адрианова в Комитет о наскальных изображениях Енисейской губернии // Изв. РКСИВА. № 3. СПб., 1904. - С. 57.

4. Адрианов А.В. Предварительные сведения о собирании писаниц в Минусинском крае летом 1904 г. // Изв. РКИСВА. 1904а.- № 4.- СПб.,- С. 2533.

5. Адрианов А.В. Писаницы по р. Мане // ЗОРСА РАО. Т. 9. СПб., 1913. - С. 1-13.

6. Алексеев М.П. Сибирь в известиях западно- европейских путешественников и писателей. Иркутск: Крайгиз, 1936. — 150 с.

7. Архипов Н.Д. Петроглифы Олекмы // АО 1969 г. М.: Наука, 1970.-С.195.

8. Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР.- М.: "Наука", 1987.-471с. с

9. Асеев И.В. Ландшафтно-климатические изменения и хозяйственный уклад древних обществ Юго- Восточной Сибири // Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. Вып. 1.- Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 4988. С. 3-4.

10. Асеев И.В. Хронология археологических культур Прибайкалья в разработках исследователей // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: Изд-во

11. ИАЭт СО РАН, 1998. С. 16-20.

12. Асеев И.В. Китойская культура в неолите Байкальского региона иАприлегающих территорий: вопросы хронологии, районы миграции ее носителей // Археология, этнография и антропология Евразии.- 2002.- № 2 (10). С. 59-70.

13. Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 1. XVII век. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 279 с.

14. Бадер О.Н. Древние изображения на потолках гротов в Приазовье // МИА.- 1941.-№2.- С. 126.

15. Бадер О.Н. Каповая пещера. Палеолитическая живопись.- М.: Наука, 1965.- 46 с.

16. Баташев М.С., Макаров Н.П. Культурогенез таежных народов Нижнего Енисея. Красноярск: Изд-во КККМ, 2000. — 35 с.

17. Бахрушин С.В. Примечания // Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. И. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000. - С. 697.

18. Белокобыльский Ю.Г. Бронзовыр и ранний железный век Южной Сибири. История идей и исследований (XVII — первая треть XX в.). — Новосибирск: Наука, 1986. 187 с.

19. Боголюбский И.С. Исследование древностей Минусинского округа Енисейской губернии в 1881 г. // Изв. ВСОРГО. Т. 13. № 3. Иркутск, 1882. С. 43-46.

20. Боковенко Н.А. Солярная символика и крест в окуневском искусстве // Труды международной конференции по первобытному искусству. -Кемерово: Изд-во " НИКАЛС", 2000.- Т. II.- С. 56-59.

21. Бродянский Д.Л. Мобильные * петроглифы предметы-знаки в археологическом контексте // Международная конференция по первобытномуискусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С. 76-77.

22. Бродяиский Д.Л. Портативные петроглифы на Дальнем Востоке // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат. Вып. 1. 1995.- С. 5152.к

23. Бродянский Д.Л. Дальневосточная провинция древнего искусства // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во " НИКАЛС", 1999.- Т. I.- С. 36-41.

24. Бродянский Д.Л. Ворон, хозяйка моря, и другие персонажи мифов в бойсмановском искусстве // Археология, этнография и антропология Евразии.-2002.-№4 (12).- С. 86-90.

25. Бродянский Д.Л. Обитатели моря в искусстве бойсмановской неолитической культуры // Археология, этнография и антропология Евразии.-2001.-№ 1 (5).- С. 60-66.ъ

26. Бродянский Д.Л. Двусторонний петроглиф из Приморья // Вестник САИПИ.- 2001.- Вып. 4.- С. 17.

27. Буров Г.М. Искусство Крайнего Северо- Востока Европы в эпоху неолита раннего металла и его семантика // Наскальные рисунки Евразии. Первобытное искусство. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1992. - С. 14-28.

28. Буторин В.Г., Гревцов Ю.А., Тарасов А.Ю., Ригин М.В. Исследования на Бирюсе // Палеоэтнология Сибири. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1990.-С. 45-46.

29. Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. Л.: Наука, 1967. - 78 с.

30. Вадецкая Э.Б. К истории археологического изучения Минусинских котловин // Изв. Лаб. Арх. Иссл- ий. Вып. 6. - Кемерово, 1973.- С. 91-159.

31. Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры.-Л.: "Наука", 1980.- 148с.

32. Вадецкая Э.Б. Изваяния окуневской культуры // Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры.- Л.: "Наука", 1980.- С. 37-147.

33. Вадецкая Э.Б. Проблема интерпретации окуневских изваяний // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство).- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1983.- С. 86-97.

34. Вадецкая Э.Б. Археологический памятники в степях среднего Енисея. Л.: "Наука", 1986.- 177 с.

35. Васильевский Р.С., Бурилов В.В., Седякина Е.Ф. Археологические исследования в зоне Усть- Илимской ГЭС в 1970 г. // Источники по археологии Северной Азии (1935- 1976). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1980. - С. 5375.

36. Васильевский Р.С., Бурилов В.В., Дроздов Н.И. Археологические памятники Северного Приангарья. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1988. -225 с.

37. Вдовин А.С. История организации археологических исследований на территории Приенисейской Сибири (XIX- конец 20- х гг. XX в.): Автореф. Дисс. . канд. ист. наук.- Красноярск, 1999. 35 с.

38. Витковский Н.И. Следы каменного века в долине р. Ангары // ИВСОРГО.- 1889.- Т. XX.- № 2.- С. 1-31.

39. Георгиевская Г.М. Китойская культура Прибайкалья. — Новосибирск: Наука, 1989. 152 с.

40. Голан А. Миф и символ. М.: Изд-во "РУССЛИТ", 1994. - 375 с.

41. Голубева В.А., Прокофьев М.М. Изображения животных и рыб вsискусстве охотской культуры // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1976. - С. 116-120.

42. Гревцов Ю.А. История открытия // Тайны Среднего Енисея. -Железногорск: Изд-во МВЦ, 1996. С. 62-74.

43. Гревцов Ю.А. К проблеме интерпретации образа грифона и его подражаний // Древности Приенисейской Сибири. вып. 1. - Красноярск: Издво КГУ, 1996.-С. 116-120.

44. Гревцов Ю.А. Роговые навершия из материалов Усть- Тасеевского культового комплекса // 275 лет сибирской археологии: Материалы XXXVII РАЭСК. Красноярск, 1997. - С. 59-60.

45. Гревцов Ю.А., Сергейкин А.А. Усть-Тасеевский комплекс (новые находки) // Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX РАЭСК. Часть 1. Чита, 1999.- С. 121-122.

46. Гричан Ю.В. Камень с р. Дьелангаш // Древние культуры Алтая и Западной Сибири.- Новосибирск, 1978.- С. 110-178.

47. Грибановский В.А. Сведения о писаницах Якутии // СА.- 1996,- № 6.- С. 281-284.

48. Горюнова В.А. Антропоморфная и зооморфная скульптура древнего могильника Усть-Белая II // Древняя история народов Ю-В Сибири.-Иркутск, 1974. Вып. 2. - С.

49. Турина Н.Н. Наскальные рисунки Кольского полуострова и сопредельных областей (общие и специфические черты) // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ние, 1980.- С. 117135.

50. Дзюбас С.А., Друлис М.В. Костяные подвески Усть- Илирского могильника // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. II. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. - С.57-60.

51. Дроздов Н.И. Новые находки каменных рыб в Красноярском крае // Археология и этнография Восточной Сибири (Тез. док.). Иркутск, 1978. - С. 36-37.

52. Дроздов Н.И., Макулов В.И., Ермолаев А.В. Археологическая карта нижнего течения Ангары // Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск. 1989.- Вып. 1.- С. 190-193.»

53. Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменные изваяния Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990.- С. 211-216.

54. Дроздов Н.И., Леонтьев В.П. Уникальная находка со стоянки Усть-Кова // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока.у

55. Красноярск: Изд-во КГПИ. т. 3,1991.- С. 19-21.

56. Дроздов Н.И., Леонтьев В.П., Макулов В.И., Заика А.Л. Наскальное искусство Северного Приангарья // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат. Вып. 1. 1995.- С. 46-47.

57. Дроздов Н.И., Заика А.Л., Макулов В.И. Древнее искусство нижнего Прингарья // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири.- Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 1996.- С. 91-96.

58. Дроздов Н.И., Заика А.Л., Макулов В.И., Леонтьев В.П., Чеха В.П., Березовский А.П., Ключников Т.А. Археологические исследования на территории Красноярского края в 2000 году // Научный ежегодник КГПУ. Вып. 2. Красноярск, 2001. - С. 10-47.

59. Дроздов Н.И., Макулов В.И., Леонтьев В.П. К истории археологических исследований в Северном Приангарье // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. Томск: Изд-во ТГУ, 2001а. - С. 122-124.

60. Дьяконов В. Д. Антропоморфные изображения на керамике бронзового века Якутии // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.- С. 36-39.

61. Дэвлет М.А. О головных уборах антропоморфных изображений эпохи бронзы на Верхнем Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980.-С. 52- 64.

62. Дэвлет М.А. К истории изучения петроглифов Енисея (начало-третья четверть XIX в.) // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология.-Новосибирск: Наука, 1987.- С. 80-88.

63. Дэвлет М.А. Ареалы наскального искусства Северной Азии // Некоторые проблемы сибирской археологии. М.: Изд-во ИА АН СССР, 1988. -С.54-83.

64. Дэвлет М.А. О методике нолевого изучения наскальныхизображений // КСИА. М.: Наука, 1990. - Вып. 202. - С. 83-89.

65. Дэвлет М.А. Древнейшие антропоморфные изображения Южной Сибири и Центральной Азии // Наскальные рисунки Евразии. Первобытное искусство. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1992. — С. 29-43.

66. Дэвлет М.А. О конференции "Актуальные проблемы изучения наскальных изображений" и визите Р. Беднарика в нашу страну // Памятники наскального искусства.- М.: Изд-во ИЭиА РАН, 1993.- С. 30- 53.

67. Дэвлет М.А. Изображения на скалах Бижиктиг-Хая в Саянском каньоне Енисея // Памятники наскального искусства.- М.: Изд-во ИЭ и А РАН, 1993а.- С. 79-193.

68. Дэвлет М.А. Петроглифы Енисея: история изучения (XVIII- начало XX вв.). М.: Координационно- методический центр прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН, 1996. - 249 с.

69. Дэвлет М.А. О солярных знаках, "солнцерогих", "солнцеголовых" в наскальном искусстве Сибири // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 11-17.

70. Дэвлет М.А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. Санкт-Петербург: Изд-во "Петро-РИФ" 1997а. - С. 240-250.

71. Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М.: "Памятники исторической мысли", 1998. - 287 с.

72. Дэвлет Е.Г. Две личины из Внутренней Монголии // Наскальноеискусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 25-28.

73. Дэвлет Е.Г. Некоторые ориитоморфные и антропоморфные изображения: Американо-Азиатские параллели // Международная конференция по первобытному искусству. Том 1. Кемерово. 1999. С. 131—138.

74. Дэвлет Е.Г. Н.К. Рерих и использование культурного наследия // Рериховские Чтения. 1997. (Материалы конференции). Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 2000.- С. 366-375.

75. Дэвлет Е.Г. Антропоморфные наскальные изображения в рентгеновском стиле и мифологический скщет об обретении шаманского дара // Археология, этнография и антропология Евразии.- 2000.- № 2 (2).- С. 88-95.

76. Евсюков В.В. Мифология китайского неолита. По материалам росписей на керамике культуры Яншао. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ние, 1988.-128 с.

77. Журавков С.П., Заика A.JI. Обргз медведя в наскальном искусстве Среднего Енисея и Ангары // Историко — культурное наследие Северной Азии. -Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. С. 464-466.

78. Заика A.JI., Капелько В.Ф. Писаницы Ленковой горы // Проблемы скифо- сибирского мира.- Кемерово: Изд-во Кем ГУ, ч. 2, 1989.- С. 92-95.

79. Заика А.Л., Гущин Е.В., Коваль А.А., Стульский А.В. Писаницы Третьего Камня (предварительное сообщение) // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Красноярск: Изд-во КГПИ. т. 2, 1991.-С. 28- 29.

80. Заика А. Л. К интерпретации оку невских изображений // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Красноярск: Изд-во КГПИ. т. 2, 1991.- С. 30-34.

81. Заика А.Л., Гущин Е.В., Коваль А.А., Шахов А.В. Археологическиепамятники р. Маны // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Томск: Изд-во ТГУ, 1992.- С. 128-129.

82. Заика A.JI. О семантике и культурно- хронологической принадлежности решеткообразных изображений (по материалам сибирских петроглифов) // Проблемы археологии Сибири.- Абакан: Изд-во АГПИ, 1993.-С. 36-37.

83. Заика A.JL, Крюгер М.В., Свинцов П.В., Лебедев И.И. Новые петроглифы правобережья Енисея // Проблемы археологии Сибири.- Абакан: Изд-во АГПИ, 1993.- С. 35.

84. Заика А.Л. Культовые изображения в наскальном исукусстве р. Маны // Этносы Сибири. История и современность. Красноярск, 1994.- С. 7981.

85. Заика А.Л. Наскальное искусство Среднего Енисея // Тайны Среднего Енисея. Железногорск: Изд-во МВЦ, 1996.- С. 25-39.

86. Заика А.Л., Емельянов И.Н. Писаницы Нижней Ангары // Археология, палеоэкология, и этнография Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1996. Ч.2.- С. 25-29.

87. Заика А.Л., Каява А.В., Емельянов И.Н. Новые петроглифы нижней Ангары // Дуловские чтения. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1997.- С. 122-126.

88. Заика А.Л. Новые петроглифы Енисея // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 97-101.

89. Заика А.Л., Емельянов И.Н. О личинах нижней Ангары // Международная конференция по первобытному искусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С. 98-99.

90. Заика А.Л., Емельянов И.Н., Березовский А.П. Новые данные по наскальному искусству Нижней Ангары //Вестник САИПИ.- 1998а.- Вып. 1.- С. 16-17.

91. Заика А.Л., Емельянов И.Н., Березовский А.П. Результаты исследований таежных писаниц среднего Енисея // АО 1997 года. М.: Наука, 1999.- С. 275-277.

92. Заика A.JI. Результаты исследования культовых памятников Нижней Ангары // Молодая археология и этнология Сибири. XXIX РАЭСК, ч.2. Чита. 1999.- С. 11-16.

93. Заика А.Л., Петрович Е.В. Антропоморфные личины Нижней Ангары // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии . ХХХХ РАЭСК, том 1. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.- С. 134-136.

94. Заика А.Л. Юго-восточные мотивы в наскальном искусстве Нижней Ангары // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. Томск: Изд-во ТГУ, 2001а. - С. 128-129. *

95. Заика А.Л., Ключников Т.А. Древнейшие изображения в наскальном искусстве Нижнего Приангарья (по материалам работ 2000 г.) // Историко-культурное наследие Северной Азии. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. С. 432-435.

96. Заика А.Л. Вопросы семантики и хронологии антропоморфных изображений в виде личин (по материалам петроглифов Нижней Ангары) // Древности Приенисейской Сибири. вып. 2, - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. -С. 48-58.

97. Заика А.Л. О полиэйконичности антропоморфных изображений в петроглифах Нижней Ангары // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.- С. 39-43.

98. Заика А.Л., Журавков С.П.О развитии мировоззрений народов

99. Нижней Ангары в эпоху неолита и палеометалла (по материалам культовых комплексов) // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. -Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.- С. 43-45.

100. Заика A.JT. Личины и лодки (анализ сюжетного сочетания в петроглифах Нижней Ангары) // Проблемы археологии и палеоэкологии Северной, Восточной и Центральной Азии. Материалы международ, конференции. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 20036. - С. 128-130.

101. Личины и лодки (анализ сюжетного сочетания в петроглифах Нижней Ангары) // Проблемы археологии и палеоэкологии Северной, Восточной и Центральной Азии. Материалы международ, конференции. — Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2003. С. 128-130.

102. Замятнин С.Н. Пещерные навесы Мгвимеви, близ Чиатуры (Грузия) //СА.- 1937.- III.-С. 57.

103. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- начала XX вв. Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1954. - 839 с.

104. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII- первая четверть XX в.). Л.: Наука. Лен. Отд- ие, 1979. - 839 с.

105. Идее И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай. -Иркутск: Наука, 1967. 404 с.

106. Кадырбаев М.К., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения хребта Каратау. Алма- Ата, 1977.

107. Капелько В.Ф. Эстампажный метод копирования петроглифов (открытие и разработка методов) // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1986. - С. 105111.

108. Кашина Т.И. Семантика орнаментации неолитической керамики Китая // У истоков творчества. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1978. С. 198.

109. Кашина Т.И. Петроглифы Лунных гор (о древнем искусстве кочевников- скотоводов Внутренней Монголии) // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство).- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1983.- С. 77-85.

110. Ключников Т.А., Заика А.Л. Образ лося в наскальном искусстве Нижней Ангары // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии . ХХХХ РАЭСК, том 1. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.- С. 137-139.

111. Ключников Т.А., Заика А.Л. Анималистические изображения эпохи бронзы в наскальном искусстве Нижней Ангары // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.- С. 63-65.

112. Кляшторный С.Г. Руническая эпиграфика южной Сибири (наскальные надписи Турана и Тепсея) // СА.- 1976.- № 1.- С.

113. Козловская М.В. Системы питания и образ жизни первобытных и исторических сообществ охотников- рыболовов- собирателей // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. - № 3 (11). - С. 141-159.

114. Кокшаров С.Ф. О содержании и датировке одной группы писаниц // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР.- М.: ИА АН СССР, 1990.-С. 79-83.

115. Кондратенко А.П. К вопросу об антропоморфных личинах в керамике культуры Дземон // Семантика древних образов (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1990.- С. 80-82.

116. Конопацкий А.К. Уникальное произведение искусства эпохи неолита на Нижнем Амуре // Семантика древних образов (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1990,- С. 21-34.

117. Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М.: Наука, 1984.245 с.

118. Косарев М.Ф. Человек и живая природа в свете сибирских этнографических и археоглогических материалов // Некоторые проблемы сибирской археологии. М.: Изд-во ИА АН СССР, 1988. - С. 54-83.

119. Кочмар Н.Н. Петроглифы Якутии: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Якутск, 1992. - 29 с.

120. Кочмар Н.Н. Стиль и датировка писаниц Якутии // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск: ВО Наука, "Сибирская издательская фирма", 1992. - С. 160-168.

121. Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. Новосибрск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 1994.-262 с.

122. Кубарев В.Д. Протобуддийские символы в древнеалтайском искусстве // Рериховские чтения. Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1985.-С. 193-199.

123. Кубарев В.Д. Древние рисунки Каракола. Новосибирск: Наука.

124. Сиб. Отд-ние, 1988.- 171 с.

125. Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая.- Новосибирск,1992.

126. Кызласов Л.Р. Начало сибирской археологии // Историко-археологический сборник. М.: Изд-во МГУ, 1962. - С. 43-52.

127. Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1980. - 176 с.

128. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия.- М.: Изд-во МГУ, 1986.-294 с.

129. Ларичев В.Е. Открытие наскальных изображений на территории Внутренней Монголии, в Синьцзяне и Цинхае // Рериховские чтения. -Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 19S5. С. 149-167.

130. Лаушкин К.Д. Онежское святилище. Ч. 2: Опыт расшифровки некоторых петроглифов Карелии // Скандинавский сборник. 1962. - Вып. 5. -С. 286-287.

131. Лебедев Д.М. География в России XVII века (допетровской эпохи). М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 235 с.

132. Леви Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1983.535 с.

133. Леонов О. М. Петроглифы Аплинского порога // Отчетная научно-теоретическая конференция. Археология. Этнография. Источниковедение (Тез. докл.). Иркутск, 1979. - С. 77-79.

134. Леонтьев В.П. Погребение с трупосожжением со стоянки Усть-Кода // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. II. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. - С. 16-19.

135. Леонтьев В.П., Дроздов Н.И. Представления о мире у племен Северного Приангарья в эпоху железного века (по материалам могильника

136. Усть- Кова) // 275 лет сибирской археологии: Материалы XXXVII РАЭСК. -Красноярск, 1997. С. 61.

137. Леонтьев В.П. Железный век Северного Приангарья: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. - 25 с.

138. Леонтьев Н.В. Гравированные изображения животных в могильнике Черновая- VIII // Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры.- Л.: Наука, 1980.- С. 27-34.

139. Леонтьев Н.В. Антропоморфные изображения окуневской культуры (проблемы хронологии и семантики). // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1978.-С. 88-118.

140. Леонтьев Н.В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. - С. 65-84.

141. Леонтьев Н.В. Писаницы устья р. Кантегир // Рериховские чтения. -Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1985. С. 168-179.

142. Леонтьев Н.В. Стела с р. Аскиз (образ мужского божества в окуневской изобразительном искусстве) // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. Санкт-Петербург: Изд-во "Петро-РИФ", 1997. - С. 222-236.

143. Линевский A.M. Петроглифы Карелии. Ч. 1. Петрозаводск:1. Каргосиздат, 1939. 193 с.

144. Ломанов П.В., Заика А.Л. Коллекция бронзовых предметов древнего культового литья из фондов Енисейского краеведческого музея // Культурология и история современных обществ Сибири и Дальнего Востока. — Омск: Изд-во ОмГУ. С. 570-573.

145. Лоцманская карта реки Енисей от Красноярской ГЭС до устья р.1. Ангары. 1974.

146. Мазин А.И. Наскальные рисунки Верхнего Приамурья: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Новосибирск, 1973. - 21 с.

147. Мазин А.И. Наскальные рисунки IV- III тыс. до н. э. таежной зоны Верхнего Приамурья // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1976.-С. 97-110.

148. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (конец XIX- начало XX в.). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1984. - 200 с.

149. Мазин А.И. Таежные писаницы Приамурья.- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1986.- 260 с.

150. Макаров Н.П. К истории комплектования, изучения и экспонирования археологических коллекций // Век подвижничества. -Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. С. 131-189.

151. Макаров Н.П. Неолит и бронзовый век Красноярской лесостепи: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Кемерово, 1993. - 26 с.

152. Максименков Г. И. Могильник Черновая VIII- эталонный памятник окуневской культуры // Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры.- Л.: Наука, 1980.- С. 3-26.

153. Максименков Г.И. Сюжеты окуневского искусства // Древний

154. Восток и мировая культура. М.: Наука, 1981. - С. 34-41.

155. Маркин С.В. Неолитическое погребение Северо- Западного Алтая// Археология, этнография и антропология Евразии.- 2000.- № 2 (2).- С. 53-64.

156. Мартынов А.И. Лодки в страну предков. - Кемерово, 1966. - 35 с.

157. Мартынов А.И. Петроглифы Сибири: анализ конкретных источников и "всемирно- исторический масштаб" // Изв. СО АН СССР. Сер. Обществ. Наук. 1971. №3.-С. 103-118.

158. Мартынов А.И. Писаницы на Томи. Кемерово: Кемер. Книж. Изд-во, 1987. - 62 с.

159. Мартынов А.И. О датировке памятников наскального искусства Сибири // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.-Вып. 2.- С. 17-24.

160. Мартынов А.И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира // Скифо- сибирский мир. Искусство и идеология.-Новосибирск: Наука, 1987а.-С. 13-25.

161. Мартынов А.И., Покровская А.Ф., Русакова И.Д. Утраченные и вновь обнаруженные изображения "Томской писаницы" // Природа: Сб. статей (Музей- заповедник "Томская писаница". Вы-т. 1). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - С. 104-111.

162. Марьяшев А.Н. Петроглифы Семиречья // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1980.- С. 211229.

163. Маточкин Е.П. Каменный век в творчестве Рериха // Рериховские чтения. Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1985. - С. 30-39.

164. Мачинский Д.А. Уникальный сакральный центр III- середины I тыс. до н. э. в Хакасско- Минусинской котловине // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: Изд-во "Петро-РИФ", 1997. - С. 265-287.

165. Медведев Г.И., Дроздов Н.И., Пашинов A.M. Исследования петроглифов на нижней Ангаре // АО 1977 года. М.: Наука, 1978.- С. 259.

166. Мельникова Л.В. Новое в изучении памятника древнегоизобразительного искусства "Шишкинские писаницы" на реке Лене // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. И. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. - С. 55-57.

167. Мельникова Л.В. Изображения нерп на верхней Лене (Шишкинская писаница) // Наскальные рисунки Евразии. Первобытное искусство. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1992. С. 69-71.

168. Мельникова Л.В. Новое в изучении Шишкинских писаниц на реке Лене // Памятники наскального искусства.- М.: Изд-во ИЭиА РАН, 1993.- С. 3053.

169. Мельникова Л.В., Николаев B.C., Мандрыка П.В. Петроглифы

170. Казачинского порога на Енисее // Обозрение результатов полевых и лабораторных исследований археологов и этнографов Сибири и Дальнего Востока в 1994-1996 годах. Новосибирск: Изд-во ИаиЭ СО РАН, 2000. - С. 6970.

171. Мельникова Л.В. Корреляция и периодизация петроглифов Верхней Лены (на примере Шишкинской писаницы): Автореф. дисс. . канд. ист. наук. -Владивосток, 2002. 26 с.

172. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 1. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999. - 630 с.

173. Михайлов Ю.И. "Фантастический хищник" и "личина- маска" в древних памятниках Хакасии // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во " НИКАЛС", 2000,- Т. И.- С. 173176.

174. Михайлов Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - 363 с.

175. Молодин В.И. Изображения на валунах с реки Казым // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1980.- С. 247-252.

176. Молодин В.И. К семантика бронзовых антропоморфных изображений в кольце из Западной и Восточной Сибири // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. И. -Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. С. 33-35.

177. Молодин В.И. Еще раз о хронологии и датировке Турочакских писаниц. // Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул, 1993.- С. 425.

178. Молодин В.И., Бобров В.В., Равнушкин В.Н. Айдашинская пещера. Новосибирск: Наука, 1980. - 208 с.

179. Николаев B.C., Мельникова Л.В. Некоторые итоги изучения петроглифов Восточной Сибири // Международная конференция по первобытному искусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С. 110-111.

180. Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.168 с.

181. Новгородова Э.А. Древняя Монголия (Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М.: Наука, 1989. - 383 с.

182. Окладников А.П. Каменные рыбы (к изучению памятников неолитического искусства Восточной Сибири) // СА. 1936. - № 1. - С. 215-245.

183. Окладников А.П. Неолитические находки в низовьях Ангары // ВДИ. 1939. - № 4. . с. 181-186.

184. Окладников А.П. К вопросу о назначении каменных рыб из Сибири // Палеолит и неолит СССР. 1945. - МИА. - № 2. - С. 104-108.

185. Окладников А.П. Древние шаманские изображения из Восточной Сибири // СА. 1948. - Т. X. - С. 203- 225.

186. Окладников А.П. Неолит и Бронзовый век Прибайкалья. Ч. I- II. // МИА. №18. 1950.-411с.

187. Окладников А.П. Неолит и Бронзовый век Прибайкалья. Ч. 3 (Глазковская культура). М.: Изд-во АН CCQP, 1955. - 374 с.

188. Окладников А.П. Шишкинские писаницы: Памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск, 1959.- 210 с.

189. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Ленские писаницы: Наскальные рисунки у деревни Шишкино. М.- Л.: Изд-во АН СССР. Лен. Отд-ие, 1959.- 154 с.

190. Окладников А.П. Олень золотые рога. М.- Л. 1964.

191. Окладников А.П. Петроглифы Ангары. М- Л.: Наука, 1966. -322 с.

192. Окладников А.П., Окладникова Е.А. Лики древнего Амура. Петроглифы Сакачи —Аляна. Новосибирск: Зап. Сиб. Изд-во, 1968.

193. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1. -Л.: Наука. Лен. Отд- ие, 1969. 218 с.

194. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. -Л.: Наука. Лен. Отд- ие, 1970. 268 с.

195. Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы. М.: Искусство, 1972.- 257 с.

196. Окладников А.П. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства (пещерные росписи Хойт- Цэнкер Агуй (Сэнгри Агуй), Западная

197. Монголия). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ле, 1972. - 75 с.

198. Окладников А.П. Петроглифы Байкала памятники древней культуры народов Сибири. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1974. - 124 с.

199. Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура- Л.: Наука. Лен. Отд-ие, 1974а.- 273 с.

200. Окладников А.П. Лоси на Долгом пороге (периодизация нижнеангарских наскальных изображений) // СЭ. 1974б.-№ 3.- С. 53- 59.

201. Окладников А.П. Неолитические памятники Ангары (от Щукино до Бурети). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1974в. - 318 с.

202. Окладников А.П. Неолитические памятники средней Ангары (от устья р. Белой до Усть- Уды). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1975. - 319 с.

203. Окладников А.П. Неолитические памятники Нижней Ангары (от Серово до Братска). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976. - 328 с.

204. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы р. Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-^е, 1976.- 188 с.

205. Окладников А.П. Удивительные звери острова Ушканьего и периодизация петроглифов Приангарья // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976а. С. 47-55.

206. Окладников А.П. Петроглифы Верхней Лены- Л.: Наука. Лен. Отд-ие, 1977.-322 с.

207. Окладников А.П. Новые наскальные рисунки на Дубынинском -Долгом пороге (Ангара) // Древние культуры Приангарья. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1978.- С. 160- 191.

208. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы бассейна реки Алдан. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1979.- 152 с.

209. Окладников А.П., Окладникова Е.А., Запорожская В.Д., Скорынина Э.А. Петроглифы долины реки Елангаш: юг горного Алтая. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1979. - 137 с.

210. Окладников А.П., Молодин В.И., Конопацкий А.К. Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1980.-40 с.

211. Окладников А.П., Окладникова Е.А., Запорожская В.Д., Скорынина1. П|

212. Э.А. Петроглифы горного Алтая. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1980. -139 с.

213. Окладников А.П. Звери и знаки Ярминского порога // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1980.- С. 96116.

214. Окладников А.П. О работах археологического отряда Амурской комплексной экспедиции в низовьях Амура летом 1935 г. // Источники по археологии Северной Азии (1935- 1976 гг.). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1980а.-С. 3-52.

215. Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории.- Новосибирск: Наука, 1980.- 160 с.

216. Окладников А.П., Окладникова Е.А., Запорожская В.Д. Петроглифы урочища Сары- Сатак (долина р. Елангаш). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1982. - 148 с.

217. Окладников А.П., Петрин р.Т. Палеолитические рисунки Игнатьевской пещеры на Южном Урале // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство).- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1983.- С. 47-58.

218. Окладников А.П., Окладникова Е.А. Древние рисунки Кызыл-Келя. Новосибирск: Наука. Сиб. О гд-ие, 1985. - 146 с.

219. Окладникова Е.А. Наскальные изображения в долине р. Дялангаш (Горный Алтай) // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976.-С. 83-96.

220. Окладникова Е.А. Петроглифы Антильских островов (череповидная личина как сюжет наскального искусства тихоокеанского мира) // Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1979.- С. 87-104.

221. Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1979. 167 с.

222. Окладникова Е.А. Модель вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. Проблемы этнокультурных контактов аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки. СПб, 1995. - 318 с.

223. Паульс Е.Д. Два оку невских'памятника на юге Хакасии // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: Изд-во "Петро-РИФ", 1997. - С. 123-127.

224. Пашинов A.M. Новые петроглифы нижнего течения Ангары // Мат-лы 13-ой Веееоюз. Науч. студ. Конференции. История.- Новосибирск, 1975.- С. 64-65.

225. Пашинов A.M., Дрозде и Н.И. Новые петроглифы нижнего течения р. Ангары // АО 1975 года. М.: Наука, 1976.- С. 271.

226. Петрин В.И. Новые данные о писаницах с берегов оз. Большие Аллаки // СА. 1976.- № 1.- С. 153-158.

227. Петрин В.Т. Первоначальный этап исследования святилища в Игнатиевской пещере (Южный Урал) // КСИА. М.: Наука, 1990. - Вып. 202. -С. 95-97.

228. Петрин В.Т., Широков U.H., Чаиркин С.Е. Древнее святилище во 2ой Серпиевской пещере на Южном Урале // Семантика древних образов

229. Первобытное искусство).- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1990.- С. 7-20.

230. Письмо Д.А. Клеменца Тизенгаузену из Минусинска 16 ноября 1889 года // Архив императорской Археологической комиссии, д. 23/ 1888, лл. 135- 136 (хранится в архиве ЛОИА РАН).

231. Подольский Н.Л. О при i щипах датировки наскальных изображений. По поводу книги А.А. Формозова "Очерки по первобытному искусству" // СА-1973.-№3.-С. 266-275.

232. Подольский М.Л. Окуневские изваяния и оленные камни / Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология.- Новосибирск: Наука, 1987.- С. 127133.

233. Полосьмак Н.В., Шумакова Е.В. Очерки семантики кулайского искусства.- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. 92 с.

234. Полосьмак Н.В. "Стерегущие золото грифы" (ак- алахинские курганы). — Новосибирск: ВО "Нау \а". Сибирское издательская фирма, 1994. — 125 с.

235. Попов Н.И.О рунических письменах в Минусинском крае // Изв. СОРГО. Т. 5. № 2. Иркутск, 1874. - С. 46-49.

236. Привалихин В.И. Исследование в зоне Богучанской ГЭС и в

237. Эвенкии//АО 1982 года.-М: Наука, 1984.-С. 227 -228.

238. Привалихин В.И. Расколки на острове Сергушкина // АО 1984 года. М.: Наука, 1986. - С. 198-199.

239. Привалихин В.И. О наличии головного убора с рожками и ушкамиу таежного населения Северного Приангарья в раннем железном веке //

240. Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. II. Красноярск: Изд-во КГ7, 1992. - С. 72-76.

241. Привалихин В.И. Ранний железный век Северного Приангарья (цэпаньская культура): Автореф. днсс. . канд. ист. наук. Кемерово, 1993. - 24 с.

242. Пудовкина Е.А., Горю лова О.И. Писаницы Сарминского ущелья (оз. Байкал) // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Бурятии и Монголии. Улан- Удэ: 11зд-во БНЦ СО РАН, 1995. - С. 119-122.

243. Пяткин Б.Н., Мартынов А.И. Шалоболинские петроглифы. -Красноярск: Изд-во КГУ, 1985.- 192 с.

244. Пыясских М.Р. Завальс\'ие писаницы // СА. 1955. - Т. XXIII. - С.84

245. Радлов В.В. О ново i способе приготовления эстампажей с надписей на камнях // ЗВОРАО. П 93. - Т. 7. - С. 169-181.

246. Радлов В.В. Сибирские древности. Т. 1, вып. 1, СПб, 1902.

247. Русакова И.Д. Новый памятник наскального искусства на Енисееписаница у д. Абакано-Перевоз в Хакасии) // Наскальное искусство Азии. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 101-112.

248. Русакова И.Д., Баринова Е.С. Новые петроглифы на Томи // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 6467.

249. Русакова И.Д. Все ли мы знаем о Боярских писаницах? // Природа: Сб. статей (Музей-заповедник "Томская писаница". Вып. 1). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - С. 111-117.

250. Русакова И.Д. Мифологические сюжеты петроглифического комплекса Абакан- Перевоз // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во " НИКАЛС", 2000.- Т. II.- С. 9497.

251. Савватеев Ю.А. Рисунки на скалах. Петрозаводск: Карельское книж. Изд-во, 1967. - 167 с.

252. Савватеев Ю.А. Залавруга. Л., 1970.

253. Савватеев Ю.А. Наскальные изображения Финляндии // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976. - С. 121-150.

254. Савинов Д.Г. Древние поселения Хакасии. Торгажак. СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 1996.- 105 с.

255. Савинов Д.Г. Проблемы изучения окуневской культуры (в историографическом аспекте) // Окуневсю^л сборник. Культура. Искусство. Антропология.-СПб.: Изд-во "Петро-РИФ", 1997. С. 7-18.

256. Савинов Д.Г. К вопросу о формировании окуневской изобразительной традиции // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: Изд-во "Петро-РИФ", 1997. - С. 202-212.

257. Савинов Д.Г. Идея реинкарнации в наскальных изображениях

258. Центральной Азии Южной Сибири // Международная конференция по первобытному искусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С.138- 139.

259. Савинов Д.Г. Изобразительные памятники и ритуал (по материалам эпохи бронзы Южной Сибири) // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во " НИКАЛС", 2000.- Т. II.- С. 197206.

260. Савинов Д.Г. Торгажакские гальки (основные аспекты изучения, интерпретация) // Археология, этнография и антропология Евразии.- 2003.- № 2 (14).- С. 48-70.

261. Савинов Д.Г., Миклашевич Е.А. Географическая карта эпохи бронзы на горе Холаас // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во " НИКАЛС", 2000.- Т. II.- С. 177- 181.

262. Севастьянова Э.А. Петроглифы горы Тунчух // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. - С. 103-107.

263. Семенов Вл.А., Килуновская М.Е., Красниенко С.В., Субботин А.В. Петроглифы Каратага и горы Кедровой (Шарыповский район Красноярского края).- СПб.: Изд-во ИИМК РАН, 2000. 104 с.

264. Сибирская Советская Энциклопедия. Новосибирск: Изд-во Зап.-Сиб. Отделения ОГИЗ. Т - IV. 1933. - 980 с.

265. Советова О.С. Петроглифы юры Тепсей // Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово: Кузбассвузиздаг, 1995.- С. 33-53.

266. Советова О.С. Изучение Енисейских петроглифов вчера и сегодня // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. - JVn 3. - С. 93-99.

267. Соловьев Л.Н. Надписи и изображения грота Агца у селения Анухва Абхазская // МИА.- 1960. № 79.

268. Столяр А. Д., Савватеев 10. А. О некоторых возможностяхизобразительного анализа писаницы Астувансалми (Финляндия) // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976. - С. 151-156.

269. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 298 с.

270. Студзицкая С.В. Изображение человека в искусстве Прибайкалья в эпоху неолита и ранней бронзы (мелкая пластика) // СА. 1970. - №1.

271. Студзицкая С.В. Скульптура эпохи ранней бронзы на Верхней Ангаре // Бронзовый век Приангарья. Иркутск, 1981.- С. 38-42.

272. Студзицкая С.В.Изображение человека в мелкой пластике неолитических племен лесной зоны Европейской части СССР // Новые материалы по истории племен Восточной Европы в эпоху камня и бронзы. М.: Наука, 1985.-С. 100-118.

273. Рогинская А. Зараут- Сай. М.: Наука, 1950.

274. Тарасов А.Ю., Заика А.Л. Малые формы окуневских каменных изваяний (проблемы интерпретации) // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во " НИКАЛС", 2000.- Т. II.- С. 182188. »

275. Федоров И.Г. Мессершмидт на Енисее (рукопись) // фонды ДГМ, р. 3, on. 1, д. 6.

276. Филиппов А.Г. Наскальные рисунки и керамика пещеры Иркутской // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Бурятии и Монголии. Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - С. 123-129.

277. Формозов А.А. О наскальных рисунках эпохи камня и бронзы в Прибайкалье и на Енисее // СЭ. 1967.- Ki 3. - С. 68- 82.

278. Формозов А.А. Всемирно- исторический масштаб или анализ конкретных источников // СА, 1969. № 4. С! 99- 106.

279. Формозов А.А. Очерки по наскальному искусству. М.: Наука, 1969. - 253 с.

280. Формозов А.А. Новые книп: о наскальных изображениях в СССР (обзор публикаций 1968 1972 гг.) // СА. - 1973. - № 3. - С. 257 - 265.

281. Формозов А.А. Наскальные рисунки и их изучение. М.: Наука, 1987. - 108 с.

282. Хороших П.П. Наскальные рисунки большого Кадинского порога // С А. 1968. №3. С. 198-201.

283. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. -СПб: Изд-во "Славия", 1994. 415 с.

284. Чарушин Г.В., Войлошина В.Д. Новые наскальные рисунки в

285. Прибайкалье // СА. 1958. - №2. - С.190-193.

286. Чижова JI.B. Культовое литье лесной полосы Евразии в системе анимистических представлений угро- самодийцев // Новые археологические исследования на территории Урала. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 1987. — С. 121134.

287. Шер Я.А. Алгоритмы распознавания стилистических типов на петроглифах: (К теории стиля в первобытном искусстве) // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.- С.127-143.

288. Шер Я.А. Петроглифы Средь ей и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.- 327с.

289. Шер Я.А. Интуиция и логик:1, в археологическом исследовании: (к формализации типологического метода археологии) // СКМА. М. 1970.С.8-24.

290. Шер Я.А. Петроглифы древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 2835.

291. Широков В.Н., Чаиркин С.Е. I! 1аГи анская писаница // Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале (;; репринт). Свердловск: Изд-во УрО АН СССР, 1989.- С. 6-47.

292. Щелинский В.Е. Исследование Каповой пещеры (к методике изучения первобытных пещерных святил а) // КСИА. М.: Наука, 1990. - Вып. 202. - С. 89-94.

293. Щукин Н.С. Народные памяп:;:км в Восточной Сибири // Изв. РГО.

294. Т. 18. Вып. 4.- СПб., 1882. С. 233- 244.

295. Элерт А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990. — 247 с.

296. Anati Е. I metodi di analisi е di archivio dell'Arte Rupestre. "Bollettino del Centro Camuno di Studi Preistorici". Vol. 2. Capo di Pont, Brescia, 1966.

297. Anati E. Evolution and Styl Comunian Rock art. Capo di Pont, Brescia,1976.

298. Anati E. Methods of recording anu analysing rock engravings // Studi Camuni. Capo di Ponte. 1977. V. 7.

299. Clegg John. Theory and common practis in rock art // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во " НИКАЛС", 2000.- Т. II.- С. 5-16.

300. Gai Shanlin, Petroglyphs in thYnshan mountains. Beijing. 1986 (на китайском языке).

301. Messerschmidt D. G. Forschuiv, xisen durch Sibirien 1720- 1727. Teil I. Tagebuchaufzeichnungen Februar 1725- /November 1725. Berlin: Akademie. Verlag, 1986. ?

302. Okladnikov Alexei. Ancient Ai of the Amur region. Rock drawings, sculpture, pottery. L.: "Aurora", 1981. - 1С г.

303. Jakobson E. The appearange of ;,arrative structures in the petroglyphic art of prehistoric Siberia and Mongolia // Первобытное искусство. Семантика древних образов. Новосибирск. 1990. С. 92 106.

304. Seglie D. Scenes of hierogan, and sexual siqns in the Rock Art of europe's Western Alps // Труды между нар иой конференции по первобытномуискусству. Кемерово: Изд-во " НИКАЛС. 2000.- Т. II.- С. 227- 231.i

305. Strahlenberg F. J. Das Nord- u,,.; Ostliche Theil von Europa und Asia. -Stockholm, 1730.

306. Witsen N. Noord en Oost Та; Ed. 1. Amsterdam, 1692; Ed. 2, 1705; Ed. 3, 1785.