автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Петроглифические тексты культуры территории Северо-Запада России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Петроглифические тексты культуры территории Северо-Запада России"
На правах рукописи УДК: 008.930.26
Бубенцова Анита Витальевна
ПЕТРОГЛИФИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ: ТИПОЛОГЙЯ И СЕМАНТИКА
Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Г (' ~ "I Т ' г
5
005558647
Санкт-Петербург 2015
005558647
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена» Научный руководитель: Мосолова Любовь Михайловна,
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет». Защита состоится 16 марта 2015 года в 17-00 на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.23, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, по адресу: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д.26, ауд. 317. С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп.5) и на сайте университета по адресу:
http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Karta/karta_000000151 .html Автореферат разослан «
доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории культуры Российского государственного педагопгческого университета им. А.И. Герцена.
Официальные оппоненты:Вагинова Лидия Сергеевна,
доктор культурологии, профессор, пенсионер
Васильева Елена Васильевна,
кандидат культурологии, доцент кафедры экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Ученый секретарь диссертационного совета доктор культурологии, доцент
Сапанжа Ольга Сергеевна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Диссертация посвящена исследованию наскального искусства Кольского Севера, Белого моря и Онежского озера с позиций исторической культурологии.
Эти территории - особый окраинный северный ландшафт России. Кольский полуостров представляет собой выступ Евразийского континента, который омывается Баренцевым и Белым морями. Морская и океаническая культура Кольского Севера сопрягается с центральной континентальной культурой полуострова, богатого активно осваиваемыми горными недрами. К югу от Белого моря находится Онежское озеро с уникальными природными и культурными заповедниками.
Этот обширный культурный мир формировался в эпоху каменного века и в энеолите. Береговые скальные поверхности рек и озёр покрывались тысячами изображений — петроглифами. Эта «каменная летопись» представляет собой своеобразный текст культуры древнейших и древних обществ этого края ойкумены, который необходимо глубоко изучать, тем более что некоторые петроглифы были открыты и описаны недавно.
Актуальность исследования обусловлена как социокультурными обстоятельствами современной эпохи, так и недостаточностью научного изучения петроглифических текстов России.
В настоящее время всё больше набирают силу процессы глобализации и унификации культуры, нивелировки национально-регионального наследия. В ответ на это с каждым годом всё более усиливается другая, противоположная тенденция - возрастание интереса к истории региональных и этнических обществ, их культурному наследию. Соответственно, актуализируется стремление человечества к познанию своего прошлого, своих «корней», истоков своей культуры. Тема древнейшей, древней и средневековой истории культуры регионов становится значимой в экономической и политической сферах жизни общества, в обучении и воспитании сегодняшнего поколения молодёжи, в туристическом предпринимательстве. Освоение текстов отечественной истории культуры необходимо для обретения современной культурной идентичности регионального и общенационального масштаба и оценки уникальности этого наследия в общемировом контексте. Познание своего исторического наследия важно также для реализации адекватной культурной политики в регионе и в стране в целом. «Сохранение государственного суверенитета современной России, удержание её в геополитических рамках России исторической с её принципом национального
единства в многообразии этносов и религиозно-культурных традиций, представляет собой важнейшую задачу. Здесь необходима и политическая воля, и консолидированные усилия различных субъектов общества, и философская рефлексия по поводу исторического опыта. Вторую сторону этого процесса составляет культурная самоидентификация российского общества»1 - верно отмечает O.A. Жукова.
Научная актуальность темы исследования сопряжена с тем, что наскальное творчество народов Северо-Запада России изучалось в рамках частно-дисциплинарных подходов - в основном, археологии. В настоящее время накопилось значительное количество фактических материалов по петроглифическим памятникам этого региона. Эти материалы получили глубокую интерпретацию в рамках отдельных наук. Особенно в этом отношении показательны работы по фиксации, документации, картографии, классификации, археологической типологизации, датировке, компаративистике и, отчасти, семантике наскального искусства рассматриваемого региона. Следует, однако, отметить, что грандиозный мир петроглифов Северо-Запада России до сих пор не получил генерализованной историко-культурологической интерпретации. Не исчерпаны и вопросы семантики наскального искусства (особенно Кольского полуострова). Реконструкции мифологической картины мира, представленные в некоторых посвященных наскальному искусству Северо-Запада России работах, недостаточно полны и нуждаются в доработке.
Целостная характеристика содержания наскального искусства и его развития во времени возможна при взаимодействии трёх уровней его познания: философии культуры, культурологии и конкретных дисциплин, исследующих отдельные явления, стороны и процессы с позиций археологии, этнологии и т.д. Именно этим уровням познания петроглифического творчества Северо-Запада России и посвящено исследование.
Древнейшая и древняя культура Мурманской области и республики Карелия представлена как наскальным искусством, так и другими артефактами, датирующимися мезолитом, неолитом, ранним железным веком - каменными и костяными орудиями труда, керамикой, остатками сезонных и постоянных жилищ, погребениями, мегалитическими сооружениями -лабиринтами и сейдами. Комплексный анализ этого материала позволяет
1 Жукова, O.A. Культурологическое мышление и процесс культурной самоидентификации российского общества / O.A. Жукова // Культурологическая парадигма: исслед. по теории и истории культурол. знания и образования: науч. альм. - М., 2011. - Вып. 2. - С. 69-77.
говорить о том, что древнейшее и древнее население этих территорий вело образ жизни охотников и собирателей.
Наскальное искусство является одним из достоверных источников знаний о жизни древнейшего и древнего населения, в том числе и о фонде их духовного наследия. Выявление своеобразия существовавшей в те времена в сознании людей картины мира, её изменение во времени во взаимосвязи с процессами культурогенеза, позволит в дальнейшем более полно восстанавливать особенности и обобщать тенденции развития ранних форм культуры в регионе. В этом плане становится актуальным вопрос об историко-культурологической типологизации наскального искусства, о его эпохальных типах, а также вопрос о своеобразии его семантического поля. В отличие от типизации, позволяющей объединять объекты лишь по одному признаку, в результате культурологической типологизации они характеризуются сразу по нескольким значимым признакам. При создании типологии учитываются особенности темпоральности и способы функционирования петроглифических комплексов, своеобразие духовно-практической культуры, образ жизни, коммуникации их создателей с другими общностями. Для такой работы привлекаются итоговые данные исторического, археологического, искусствоведческого, этнографического, естественнонаучного изучения края.
Выводы о тенденциях развития культуры на основании анализа стилистики и сюжетного содержания наскальных рисунков излагал в итогах своих исследований Д. Г. Савинов. Согласно его концепции, изменение содержания наскального искусства отражает соответствующие глобальные изменения в духовной жизни создающего его народа. Исследователь выделяет четыре различных парадигмы развития наскального искусства, которые соответствуют четырём различным крупным историческим эпохам, в корне отличающимся друг от друга в мировоззренческом отношении и поочерёдно сменяющих друг друга. Каждая эпоха характеризуется определёнными духовными ценностями и ориентирами. В рамках различных парадигм развития наскального искусства выделяются отличающиеся по своей мировоззренческой основе мифологические образы, сюжеты, стилистика2. В нашей работе мы будем опираться на эту концепцию.
Объект - наскальное искусство Северо-Запада России в истории культуры древнейшего и древнего миров.
2 Савинов, Д.Г. Парадигмы развития наскального искусства / Д.Г. Савинов // Homo Eurasicus у врат искусства: сб. тр. междунар. конф. - СПб., 2009. - С. 86-95
Предмет - типы изображений и семантика образов наскального искусства Кольского полуострова и Карелии в древнейшей и древней культуре.
Цель — исследовать образы наскального искусства Кольского полуострова и Карелии как тексты культуры, выявить их историко-культурологическую типологию, а также семантику.
Задачи исследования:
-Провести историографический анализ способов изучения наскального искусства Северо-Запада России. Проанализировать источниковедческую базу исследования петроглифического творчества древних народов Кольского полуострова и территории Карелии.
-Определил, теоретико-методологические основания исследования петроглифов как текстов культуры древнейшего и древнего обществ в рамках исторической культурологии.
-Представить результаты археологической типологизации рассматриваемых памятников, дополнить её новыми общими для этого региона типами изображений и предложить научные основания для нового прочтения этих типов.
-Показать своеобразие и общность петроглифов Кольского полуострова, республики Карелия и других памятников наскального искусства Северной Евразии.
-Проанализировать существующие опыты семантической интерпретации наскального искусства Северо-Запада России и предложить новые варианты расшифровки петроглифических текстов региона.
-Выявить историко-культурологическую типологию образов наскального искусства Северо-Запада России.
Положения, выносимые на защиту:
-Результаты историографического анализа петроглифических комплексов Северо-Запада России выявили большую значимость постоянно развивающихся общеисторических и археологических интерпретаций наскального искусства, наличие фрагментов их трактовки с позиций фольклористики и этнографии. Вместе с тем, с точки зрения философии культуры, теоретической и исторической культурологии, богатейший комплекс древней визуально-художественной культуры Северо-Запада России специально не рассматривался. Вследствие этого поставлена проблема изучения наскальных изображений как текстов древнейшей и древней культуры, выявления их историко-культурологичесгай типологии и дальнейшего исследования семантики.
-Наиболее значимыми для исследования предмета явились три уровня научного обобщения - философии культуры, культурологии и конкретных дисциплин. Ведущим стал культурологический уровень обобщения конкретных данных и итоговых интерпретаций наскального искусства на Северо-Западе России с позиций частных наук. Наиболее адекватными предмету исследования стали культурологический подход и метод историко-культурологической типологизации, а также парадигмально-семантический метод, предполагающие рассмотрение предмета исследования как текста культуры.
-Системный характер исследования природного окружения петроглифических комплексов и социально-исторического контекста, запёчатлённого в характере артефактов близлежащих древних поселений и погребений, позволил выявить связь местной охотничьей фауны, зимних и летних промысловых путей, сакральных мест («святилищ»), с теми образами, которые присутствовали в наскальных изображениях.
-Систематизация ранее разрозненных данных по компаративистике петроглифических комплексов Северной Евразии, накопленных рядом учёных, (в том числе, автором диссертации), в результате многолетнего изучения наскального искусства региона, позволила представить множество общих для этой обширной территории образов и сюжетов: это лодки, «жезлы», «любовный треугольник», солярные антропоморфные и зооморфные фигуры, «лабиринт», трёхпалые антропоморфные персонажи, сцены плодородия, поглощения солнца неким животным. Общность не ограничивается сходством изображаемых животных и предметов, сходны также композиции и отдельные типы фигур, являющиеся, по-видимому, изображением ритуалов, мифологических персонажей (судя по специфической атрибутике и составу групп петроглифов). Исходя из этого, можно сделать предположение об общности некоторых элементов мифологических представлений, касающихся хтонической, солярной, животной тематики. Высказано предположение, что создатели петроглифов Канозера и Белого моря, по-видимому, были связаны водными коммуникациями.
-Семантический анализ комплексов петроглифов показал, что в содержании Канозерских групп изображений доминируют образы, связанные с мифологическими представлениями о хтонических персонажах, нижнем мире и животных; анализ семантики фигуры «бес», характерной для петроглифических текстов Северо-Запада России, позволяет сузить её до области мифологических представлений, связанных с водной стихией. Также
выявлена связь ряда образов и композиций с ритуальными практиками, мифологическими представлениями о нижнем мире и животных.
-В свете применения парадигмально-семантического метода к изучению петроглифов выявилось наличие двух эпохальных парадигм в развитии наскального искусства Северо-Запада России: тотемно-мифологическая (петроглифы Белого моря, Канозерские петроглифы), мифологическая (Онежские петроглифы, петроглифы Чалмны-Варрэ, наскальные изображения полуострова Рыбачий).
Гипотеза.
Реализация культурологического подхода и применение методов типологизации петроглифов как текстов древнейшей и древней культуры даст возможность дополнить и обновить существующие модели семантики петроглифических текстов Северо-Запада России.
Источииковый материал исследования.
Источником информации для работы стало полевое изучение, (в том числе собственное полевое изучение), самих наскальных комплексов Кольского полуострова и Карелии. В диссертации также использована литература, касающаяся разносторонних исследований наскального искусства, а также других объектов древнейшей и: древней культуры региона: археологическая литература, посвященная картографии памятников, их описанию, датировке, археологической типологизации изображений, их статистике; исследования в области семантики и компаративистики изображений.
Степень разработанности темы.
Петроглифам Кольского полуострова посвящены, в основном, работы, отражающие результаты их археологического исследования. Описанию, археологической типологизации, датировке, исследованию топографических особенностей и, отчасти, интерпретации памятника Чалмны-Варрэ посвящены исследования H.H. Гуриной и В.Я. Шумкина. В.Я. Шумкиным также освещена проблема описания и датировки петроглифов полуострова Рыбачий. Тот же круг проблем, (кроме семантического анализа), освещают исследования Канозерских петроглифов Е.М. Колпакова В.Я. Шумкина, В.А. Лихачёва. Следует, однако, отметить, что вопрос семантики наскального искусства Кольского полуострова ещё основательно не проработан.
Труды первых исследователей петроглифов Карелии - К. Гревингка, В.И. Равдоникаса, Г. Хальстрема, A.M. Линевского, П. Шведа и др. посвящены типологизации, картографии и описанию петроглифических
комплексов. Более поздние работы по описанию, полевой документации и интерпретации наскальных рисунков связаны с именами Ю.А. Савватеева, А.Д. Столяра, Г.А. Панкрушева, К.Д. Лаушкина и др. Последние исследования A.M. Жульникова, Н.В. Лобановой, Р. Берднарика и др. посвящены датировке, фиксации и интерпретации петроглифов. Полевые исследования, а также исследования, связанные с типологизацией и статистикой петроглифов Онежского озера, с 1982 г. проводит Эстонское общество изучения наскального искусства.
Копившийся с годами исследований фактический материал стал эмпирической основой работ по интерпретации наскального искусства. Изучением вопроса семантики петроглифов учёные занимались на всех этапах исследования памятников. К. Гревингк считал наскальные изображения Онежского озера фиксацией повседневных реалий и ритуальной практики общества древних охотников. В.И. Равдоникас видел в петроглифах символические изображения солярных и лунарных символов и связанных с ними ритуалов. A.M. Линевский считал мифологию, лежащую в основе петроглифического искусства, более близкой по содержанию к реалиям окружавшей древних людей действительности. П. Швед и А.Я. Брюсов проводили параллели наскальным изображениям в карело-финском эпосе. Вопросы назначения Онежского петроглифического комплекса, а также значение и датировка отдельных образов раскрываются в трудах А.Д. Столяра.
A.M. Жульников расшифровывает культурный текст петроглифов Онежского озера и Белого моря, проводя параллели между ними и образами и мифологическими сюжетами народов мира.
Проблема компаративистики петроглифов Северо-Запада России и памятников наскального искусства Северо-Запада Европы к Севера Евразии затрагивалась Ю.А. Савватеевым; В. Я. Шумкиным и Е. М. Колпаковым,
B.И. Равдоникасом, A.M. Жульниковым, Ж.М. Джерди, А.И. Мурашкиным, К. Хельскогом и другими исследователями.
Попытки учёных увязать сюжетный ряд наскальных изображений с карело-финским и скандинавским эпосом не принесли исчерпывающих результатов, что говорит о том, что мифология более раннего времени этого региона во многих чертах отличалась от более поздней, представленной уже в контексте сформировавшегося эпоса. Однако сопоставляя сюжетный и образный ряд наскальных рисунков Кольского полуострова и Карелии с мифологией народов региона и мира, с археологическим материалом поселений и могильников, других объектов наскального искусства Северо-
Запада России и Скандинавии, а также рассматривая наскальные изображения в рамках концепций о назначении древнейшего и древнего искусства, исследователям удалось сделать важные выводы. Выяснены некоторые особенности древнейшей и древней мифологии региона, проведена работа по компаративистике памятников Северной Европы, выявлены общие и индивидуальные черты каждого памятника.
Вопрос датировки петроглифов затрагивается во многих исследованиях. Все петроглифы Северо-Запада России датированы, в основном, временным диапазоном от неолита до раннего металла, за исключением части изображений полуострова Рыбачий, отнесённых В. Я. Шумкиным к мезолитическому времени и единичных изображений, возможно, относящихся к средневековью.
Вопросы, связанные с семантикой наскального искусства (особенно это касается петроглифов Кольского полуострова), разрешены недостаточно. Не выявлены эпохальные и локальные конкретно-исторические тенденции развития наскального искусства в регионе, смена доминант в нём. Соответственно, особенности мифологии древнейшего и древнего населения региона до сих пор известны нам лишь в общих чертах. Мифологическое сознание, его изменение в истории, преобразование и типы развития в полной мере до сих пор не выяснены.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
- С позиций исторической культурологии были исследованы все петроглифические комплексы Северо-Запада России, созданные в эпохи мезолита, неолита и раннего металла (петроглифы Онежского озера, Белого моря, Канозера, полуострова Рыбачий, Чалмны-Варрэ), в результате чего сложилось системное представление о петроглифическом наследии Северо-Запада России.
- Показана взаимосвязь природного ландшафта, социокультурных особенностей окружающих древних поселений с образами охотничьих, промысловых и других жизненно важных стратегий и представлений и их знаково-мифологическими компонентами, запёчатлёнными в петроглифах.
- Предложена целостная семантическая интерпретация Канозерских петроглифов, в частности, образов и композиций, касающихся мифологических представлений о хтоническом мире, животных. Уточнена семантика фигур Канозерского, Беломорского и Онежского комплекса.
- Выявлены эпохальные парадигмы развития наскального искусства региона: тотемно-мифологическая (петроглифы Белого моря, Канозерские
петроглифы), мифологическая (Онежские петроглифы, петроглифы Чалмны-Варрэ, полуострова Рыбачий).
Методологическая основа исследования.
Исследование является многоуровневым и затрагивает вопросы, находящиеся в пограничном пространстве археологии, истории, географии, антропологии, этнографии, семантики. Методология исследования строилась в русле современной философии культуры, теоретической и исторической культурологии. С позиций философии культуры феномен культуры рассматривался как способ и результат человеческой деятельности, сверхприродной по своему происхождению. В этом отношении автор диссертации опирался на труды Э.С. Маркаряна, М.С. Кагана, B.C. Стёпина. С точки зрения исторической культурологии весь социокультурный процесс рассматривался как способ эволюционной самоорганизации жизнедеятельности людей в меняющихся условиях их существования. Культурогенез полагался как один из видов динамики культуры, связанный с порождением новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также формирование новых культурных систем и конфигураций (по А.Я. Флиеру).
Наскальные изображения рассматривались как тексты культуры древнейших и древних обществ Северо-Запада России в плане культурной семантики. Они интерпретировались как средства трансляции культурно значимой информации, реализующейся в процессах означивания объектов, (которые выступают как знак), закрепления за ними определённых смыслов и понимания, реконструкции информации с помощью того или иного знака. Все культурные порядки древни?: петроглифов рассматривались как средства выражения и передачи смыслов. В этом направлении исследования автор диссертации опирался на идеи Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Ю.Б. Симченко.
В работе над семантическими штудиями наскального искусства огромное значение для автора имели опыты А.П. Окладникова, А.Д. Столяра, Ю.А. Савватеева, В.И. Равдоникаса, H.H. Гуриной, К.Д. Лаушкина, A.M. Линевского, A.M. Жульникова, В.Я. Шумкина и других исследователей петроглифов. Необходимость применения парадигмально-семантического метода изучения наскального искусства возникла в связи с эвристическими в методологическом отношении работами Д.Г. Савинова. Ок выделил четыре парадигмы развития всей истории наскального искусства на основе определённых духовно-ценностных ориентиров бытия и тем самым создал
эпохальную типологию культурного творчества людей Центральной Азии и Южной Сибири от палеолита до Средневековья3.
В диссертации также анализируются результаты трудов в области археологии, основанных на узкоспециальной методологии работы с петроглифическим материалом, которая была выработана в результате десятилетий работы учёных с наскальным искусством. В основном, она включает в себя археологические методы определения датировки и типологизации рисунков, историческую феноменологию.
Теоретическая значимость исследования.
Осуществлённая генерализация данных о петроглифическом творчестве народов Северо-Запада России позволяет увидеть относительно целостную панораму эволюции «каменных летописей» древнейшего и древнего мира и тем самым предоставляет историко-культурологический контекст для анализа других общих и частных проблем в изучении петроглифов.
Проведённое исследование продемонстрировало эвристическую значимость парадигмально-семантического метода для изучения любых петроглифических феноменов и их исторических типов в пространстве всей Северной Евразии и возможности более глубокого понимания закономерностей развития наскальной художественной культуры.
Практическая значимость исследования.
В связи с возросшим в последние годы в Мурманской области и республике Карелия интересом к региональной культуре и принимаемыми мерами по актуализации культурного наследия, материалы и результаты исследования могут быть использованы при составлении образовательных программ общеобразовательных школ и высших учебных заведений, в просветительской деятельности СМИ, а также для туристических культурных индустрии.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию в научных публикациях автора (7 работ), а также были изложены на конференциях (очное и заочное участие): международная конференция «Digital Humanities» (3-5 октября 2013 г.), всероссийская научная конференция молодых учёных «Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы», IV международная научно-практическая конференция 14-15 ноября 2011 г. «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры».
3 Савинов, Д.Г. Парадигмы развития наскального искусства / Д.Г. Савинов // Homo Eurasicus у врат искусства: сб. тр. междунар. конф. - СПб., 2009. - С. 86-95
Структура и объём диссертации.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих 7 параграфов, трёх заключений к каждой главе и общего заключения к диссертации, списка литературы (145 источников на русском и английском языках) и приложения с иллюстрациями. Основной текст составляет 170 е., общий объём диссертации -211 с.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, гипотеза, источниковый материал исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяется научная новизна, методологические основы исследования, раскрывается практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе «Историография и теоретико-методологические основания изучения наскального искусства территории Северо-Запада России» рассматривается история и историография изучения петроглифических комплексов региона, определяются нерешённые проблемы в их исследовании и теоретико-методологические основания их изучения.
В первом параграфе «История изучения и источниковедческая база исследования петроглифов территории Кольского полуострова и республики Карелия» описывается и анализируется опыт исследования петроглифических памятников и результаты, достигнутые учёными на настоящий момент.
В результате работ по исследованию петроглифических комплексов Северо-Запада России, длящихся уже более 150 лет, в науку были привнесены значимые для дальнейшего изучения памятников данные. В частности, было разработано и применено множество способов полевого исследования наскального искусства. Также проведена работа по его картографированию, датировке, археологической типологизации изображений, их количественному анализу. Существуют работы по компаративистике отдельных фигур и композиций петроглифических комплексов в масштабе регионов Северо-Запада России, Северной Европы и Северной Евразии в целом. Отчасти изучена семантика изображений.
Наиболее полно петроглифические комплексы региона рассмотрены с позиции археологии. Однако следует отметить, что всё ещё окончательно не завершены исследования датировки памятников. Также не все комплексы так
детально изучены с точки зрения археологической типологизации и статистики изображений, как, например, петроглифы Канозера. Более подробного рассмотрения требует и тема компаративистики наскального искусства Северо-Запада России с наскальным искусством других регионов (особенно Сибири), что значимо для решения вопросов его семантики, а также вопросов, связанных с процессами культурогенеза на этих территориях.
Если в археологическом отношении исследователи памятников наскального искусства уже добились значительных результатов, то более глубокий анализ накопленного материала, связанный с интерпретацией изображений, ещё далёк от своего завершения. Не завершен семантический анализ петроглифических комплексов (в особенности, Кольского полуострова), необходимы также исследования, касающиеся выяснения тенденций развития наскального искусства региона. Наконец, наскальное искусство Северо-Запада России до сих пор не проанализировано с позиции культурологии. Такой анализ способствовал бы более глубокому изучению материала.
Во втором параграфе «Теоретико-методологические основания исследования петроглифов в рамках исторической культурологии»
обосновываются подходы и методы, используемые в работе, а также теоретические основания исследования.
В связи с тем, что предметом нашего исследования являются артефакты древнейшей и древней культуры, необходимой его базой становятся результаты археологического изучения наскальных изображений, стоянок и захоронений на территории рассматриваемого региона, материалы этнографических исследований. Также в методологическом отношении значимыми для нашей работы явились три уровня познания: уровень философии культуры, культурологии и конкретных дисциплин. Уровень философского осмысления материала предоставил категориальный аппарат, используемый в исследовании. Применение общенаучных подходов и методов - историко-культурологического подхода, структурно-функционального и системно-синергетического методов, обусловлено наличием структуры предмета и связной системы её элементов, а также необходимостью рассматривать артефакты культуры в социокультурном контексте их бытования. Поскольку наскальное искусство Северо-Запада России в нашем исследовании рассматривается как требующий расшифровки текст культуры, содержащий в себе информацию об эпохе своего создания,
постольку необходимыми становятся методы частных наук — семиотический и герменевтический. Подходы и методы исторической культурологии — сравнительно-исторический, историко-типологический, парадигмально-семантический (применение концепции Д.Г. Савинова о четырёх парадигмах развития наскального искусства) методы — позволят на материале наскальных изображений региона построить их историко-культурологическую типологию. Во-первых, взгляд на петроглифические тексты сквозь призму такой типологии позволит лучше понять их эволюцию, региональные особенности, во-вторых, избежать неточностей в дальнейших исследованиях семантики изображений.
Во второй главе «Петроглифы территории Северо-Запада России как феномены культуры и их типология» рассматриваются вопросы сакральной топографии наскального искусства региона, климатические и социокультурные особенности времени их функционирования. Также раскрывается их археологическая типология и вопросы компаративистики в рамках регионов Северо-Запада России и Северной Евразии.
Первый параграф «Природные и социально-исторические особенности петроглифических топосов» посвящён анализу топографии скоплений наскальных изображений территории Северо-Запада России. Анализируется взаимосвязь топографических особенностей расположения памятников с семантикой петроглифов, особенности и причины размещения петроглифических святилищ в определённых местах.
Петроглифические памятники территории Северо-Запада России, вероятно, являлись «святилищами», включавшими в своё пространство не только сами скалы с изображениями, но и окружающий их особый, выбранный для сакрализации ландшафт, представляя собой, таким образом, сакральные комплексы. Топография «святилищ» территории Северо-Запада России имеет ряд особенностей, общих для сакральных мест в культурах многих других народов древнего мира. Характерно их расположение на границе стихий (вода/земля/небо), на возвышенности (связь сакрального топоса с образом мировой горы, столпа мироздания). Генетически такие местоположения сакральных объектов связаны с монтоморфизмом ранних форм культурогенеза*. Горно-водный, прибрежный модуль лежит в истоках человеческой культуры.
4 Лебедев, Г.С. Монтоморфизм культурогенеза // Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон / Г.С. Лебедев /под ред. А.С.Герда, Д.СЛебедева. — СПб, 1999.-С. 89-92.
Петроглифические тексты культуры каждого из таких комплексов имеют свою уникальную семантику и объединены общей тематической направленностью. Петроглифы Белого моря выбиты в богатом дичью устье р. Выг, а петроглифы Канозера - на пути к промысловым местам. Основной мотив этих комплексов - звери и сцены охоты. Система жизнеобеспечения общностей, обитавших в центральной части Кольского полуострова, где находятся петроглифы Чалмны-Варрэ, судя по природным особенностям, базировалась на охоте (и, возможно, разведении) северного оленя. Центральный мотив запечатленных мифологических сюжетов на камнях этого места — северный олень. Петроглифы и писаницы полуострова Рыбачий расположены на богатых ягелем (важный источник корма северного оленя) местах и топографически совпадают с ареалом распространения северного оленя, изображения которого - часть изобразительного ряда памятника. Онежские петроглифы, насыщенные солярными образами, были размещены в идеальном для обозрения солнца месте. Таким образом, семантика наскальных изображений ярко коррелируется с особенностями выбранной для их создания местности, обуславливающей характер системы жизнеобеспечения локальных общностей, в том числе их мифологические представления.
Во втором параграфе «Типологические особенности наскальных изображений» раскрывается и обобщается археологическая типология изображений наскального искусства региона, а также систематизируются выявленные рядом учёных общие для всего региона и особенные для некоторых отдельных комплексов черты изображений.
Поскольку семантическому анализу петроглифических текстов предшествует их длительное фактологическое изучение, а количественный анализ объекта предваряет качественный, мы считаем необходимым изложение выявленных типологических особенностей петроглифов в нашей работе, а также систематизацию данных по сопоставлению сюжетных и образных рядов различных памятников, поскольку, в том числе на этом материале базируется дальнейшее изучение их семантики.
К числу наиболее общих изображений для петроглифических комплексов Северо-Запада России относятся композиции «животное и солярный знак», «лось и кит», сцены соития мужчин и женщин, дефлорации, лодки, солярные знаки, лунарные знаки, лебеди, «бес», трёхпалые люди, люди со «змеиным» хвостом (или хвостом-фаллосом), «лосиноголовые» жезлы, люди с кольцевидными головами, человек с солярным знаком вместо головы,
человек в «рогатом» головном уборе, человек с двумя посохами, человек, поражающий медведя копьём в грудь, бобр.
Сюжеты и образы рассматриваемых скоплений петроглифов имеют не только черты общности, но и отличия. Уникальными являются композиции «триптих» на скале полуострова Рыбачий, сцена рождения оленя петроглифов Чалмны-Варрэ, «воронкообразные» фигуры на скалах Онежского комплекса, и др.
С одной стороны, сходность и различие ряда изображений мифологических персонажей и композиций с их участием позволяет сделать вывод о сходности некоторых особенностей мифологии древнего населения региона, с другой стороны, говорить об уникальности каждого из наскальных комплексов.
Наиболее схожими по типологическим особенностям изображений, а также их стилю, являются два петроглифических памятника: петроглифы Белого моря и Канозера. В древности создавшие эти наскальные изображения общности людей, вероятно, были связаны водными коммуникациями.
В третьем параграфе «Своеобразие петроглифов территорий Кольского полуострова и республики Карелия среди других памятников наскального искусства Северной Евразии» обобщаются и дополняются результаты работ по компаративистике памятников наскального искусства Северной Евразии.
Сравнительный анализ типологических особенностей наскальных изображений Северной Евразии, проведённый в результате систематизации уже имеющихся данных, а также выделенных автором диссертации ряда новых общих для этого региона типологических схождений, позволил сделать вывод о наличии множества сходных изображений и композиций.
По сравнению с петроглифическими памятниками территории Северо-Запада России, круг общих фигур и композиций для наскального искусства Северной Евразии более узок. Он включает в себя изображения некоторых хтонических персонажей, композиции, связанные с идеей плодородия: («любовный треугольник», женщина, рожающая животное (оленя, быка), дефлорация), люди в трёхрогих головных уборах, трёхпалые антропоморфные изображения, и пр.
Круг общих для этого обширного региона фигур и композиций охватывает не только изображения типичных представителей фауны Северной Евразии и традиционных способов охоты на них. Сходными также являются изображения мифологических персонажей и ритуальных сцен. По этой
причине, по мнению ряда исследователей, а также автора диссертации, можно сделать вывод об общности некоторых элементов мифологических представлений древнего населения этого региона.
Формальное и содержательное сходство петроглифических текстов Северной Евразии предоставляет возможность применения обоснованной нами в параграфе 1.2 методологии для исследования наскального искусства не только локальных, но и более обширных регионов.
В третьей главе «Особенности содержания образов наскального искусства территории Северо-Запада России» рассматриваются и анализируются результаты исследования семантики наскальных изображений региона, предлагаются новые и уточняются существующие интерпретации петроглифических текстов. Также решается проблема историко-культурологической типологизации изображений.
В первом параграфе «Опыты семантической интерпретации петроглифического искусства» приводится семантический анализ петроглифических текстов культуры региона, на основании которого представляется реконструкция некоторых элементов мифологических представлений создателей изображений. Анализ основан на сопоставлении сюжетов, образов наскальных изображений с другими археологическими, этнографическими материалами, содержанием мифологий общностей Северной Евразии, финно-угорских, индоевропейских народов, других народов мира, а также на критическом рассмотрении уже существующих интерпретаций петроглифических текстов.
Внешние и содержательные особенности наскальных изображений Северо-Запада России дают основание полагать, что некоторые запечатленные в них элементы мифологических представлений имеют черты, общие для мифологий многих народов мира. В содержании наскальных изображений отображены характерные для обширных территорий тематические группы мифов: животные мифы, мифы о хтонических персонажах и нижнем мире, солярная мифология, а также изображения ритуалов. Параллели содержанию наскального искусства региона читаются также в мифологиях локальных общностей - индоевропейской, финно-угорской, и, отчасти, в мифологиях общностей Северной Евразии. Наиболее широко в семантике наскального искусства представлены элементы мифологических представлений, связанные с животными, а также хтоническими персонажами мифов, нижним миром.
Мифология народов исследуемого нами региона определённо имела региональные варианты, так как между особенностями сакральной
топографии, предметным содержанием и семантикой наскального искусства отдельных комплексов имеются отличия. Примером может служить ориентация Онежского комплекса на солярные культы и незначительное присутствие солярной тематики в других святилищах.
Как показывают предыдущие и настоящее исследование, некоторые элементы мифологических представлений поддаются частичной реконструкции.
Фигура «бес», вероятно, является изображением хтонического персонажа нижнего мира (водная стихия), хозяина морских животных, рыбы, покровителя охоты на них. Иногда изображён в паре с женщиной. Вместе составляют пару мифологических персонажей, ответственных за плодородие.
Композиции «любовный треугольник», антропоморфные фигуры с «хвостами-фаллосами», возможно, также являлись персонажами нижнего мира, имеющими отношение к сфере водной стихии. Связаны с представлениями о плодородии. Возможно, вместе с композициями «бес с бабой» отображают сходные группы мифологических представлений.
Антропоморфные фигуры с изображением «рогов» на голове, вероятнее всего, представляют собой изображения шаманов.
Фигуры так называемых «крестов», распространённые в наскальном искусстве Канозера, возможно, являются атрибутами «беса», а также некоторых других хтонических персонажей мифов о нижнем мире.
Лось/олень - в некоторых изображениях - животное, предположительно, имеющее отношение ко всем трём мифологическим сферам мироздания (верхний, средний, нижний мир). Имеет такие же разнообразные функции. В зависимости от контекста может быть солярным животным, несущим на себе солнце, либо животным-проводником шамана, а также животным, связанным с нижним миром и морским зверем и покровительствующим морской охоте.
Фигуры лебедей обладают сложной семантикой, меняющейся в зависимости от характера композиций, в которых они запечатлены. Поскольку лебедь способен соприкасаться с тремя стихиями (воздух, земля, вода), в ряде изображений эта птица может выступать и как обитатель нижнего, и как обитатель верхнего миров. В отдельных случаях, изображаясь рядом с «бесом», лебеди могут представлять собой изображения душ предков. В ряде мифологических представлений лебедь также может выступать в роли солярной птицы, сопровождающей солнце во время его прохождения по небу днём, а также ночью, во время его прохождения по нижнему миру. В связи с этим может быть проводником
души умершего (или самой душой в образе лебедя), так как души умерших, вероятно, по представлениям создателей петроглифов, «следовали» за солнцем до заката, уходя в нижний мир (под воду). Отдельные композиции с лебедем могут изображать миф о мировом яйце.
Солнце в контексте Онежских петроглифов, вероятно, как и лебедь, являлось «проводником» души умершего человека в нижний мир. В ряде композиций, судя по всему, представляет собой ритуальный предмет. В контексте других памятников оно теснее связано с образом лося / оленя (как светило, носимое солярным животным).
Рыбы, ящерицы, змеи, вероятно, в ряде случаев представляли собой проводников шамана в нижний мир. Могли также являться обитателями нижнего мира, сопровождающими «беса».
Лодка, в зависимости от контекста, может быть либо охотничьей, либо ритуальной (так называемые ладьи мёртвых).
«Лосиноголовые» жезлы — вероятно, атрибуты мужских мифологических персонажей, участников ритуалов, связанных со специфически мужской сферой деятельности (война).
Во втором параграфе «Парадигмально-семантический анализ образов наскального искусства территории Северо-Запада России» предлагается историко-культурологическая типология петроглифических текстов региона.
Типологические, стилистические, семантические особенности наскальных изображений, их топография, а также анализ другого археологического материала, позволяет дать историко-культурологическую типологию петроглифических текстов.
Выделено две парадигмы в развитии наскального искусства (согласно концепции Д.Г. Савинова): тотемно-мифологическая (петроглифы Канозера, Белого моря) и мифологическая (петроглифы Онежского озера, Чалмны-Варрэ, полуострова Рыбачий). Специфика петроглифических текстов Северо-Запада России позволила выделить особую, не упоминавшуюся в оригинальной концепции Д. Г. Савинова, тотемно-мифологическую парадигму развития наскального искусства, характеризующуюся промежуточным в своих семантических координатах положением между тотемической и мифологической парадигмой.
В заключении формулируются основные результаты исследования.
Анализ истории изучения и историографии трудов, посвящённых исследованию петроглифических памятников территории Северо-Запада
России, выявил большую значимость проведённых археологческих исследований и, вместе с тем, недостаточность изученности семантики, динамики развития, а также отсутствие генерализованной культурологической интерпретации наскальных комплексов. Это явилось основанием для исследования петроглифических памятников региона с позиции исторической культурологии.
Результаты систематизации ранее разрозненных данных по компаративистике наскального искусства обширной территории Северной Евразии, накопленных рядом учёных в результате многолетних исследований петроглифических памятников региона, показали наличие большого количества сходных типов изображений и композиций. Этот круг сходств также был расширен собственными наблюдениями автора диссертации. Общие для петроглифических памятников региона сюжеты и отдельные образы, исходя из их формальных и содержательных особенностей, свидетельствуют не только об общности климатических условий обитания и хозяйственного уклада общностей населения этой обширной территории, но и об общности некоторых элементов мифологических представлений. Таким образом, была доказана адекватность применения выбранного методологического аппарата как для анализа наскального искусства всего региона Северной Евразии, так и более локального региона Северо-Запада России, что предоставляет новые методологические возможности для изучения многочисленных петроглифических памятников этой обширной территории.
Анализ семантики петроглифических текстов культуры Канозера, Онежского озера и Белого моря показал, что значительный пласт изображений, наряду со сценами охоты, запечатлел элементы мифологических представлений о нижнем мире, плодородии и животных. К таким образам и сюжетам относятся композиции «бес с бабой», «любовный треугольник», антропоморфные изображения с «хвостами-фаллосами», «лось и кит», «крест». Семантику образа Канозерского, а также Онежского и Беломорского «беса», правомерно сузить до сферы водного пространства (нижний мир). Ряд композиций представляют собой изображения ритуалов.
Культовая тематика петроглифов коррелируется с особенностями выбранного для сакрализации и создания наскальных изображений топоса, а также определённой природными условиями системой жизнеобеспечения локальных общностей, в том числе, их мифологическими представлениями.
Комплексный анализ семантики петроглифических текстов культуры Северо-Запада России, социокультурного контекста их бытования, даёт
основания выделить две парадигмы их развития: тотемно-мифологическую и мифологическую. Содержание наскальных изображений тотемно-мифологической парадигмы (Петроглифы Белого моря, оз. Канозеро) сочетает в себе как черты, характерные для ранних, так и для более поздних мифологий, соответствующих тотемической и мифологической парадигмам развития наскального искусства. Население, создавшее эти петроглифические комплексы, запечатлело в наскальных изображениях сложный мир образов мифологии переходного периода от финального этапа каменного века к эпохе раннего металла. Поэтому в них элементы более ранних верований сопрягаются с элементами, характерными для более поздних этапов их развития. Наряду с изображениями мифологических персонажей, абстрактных знаков и сцен ритуалов, характерных для мифологической парадигмы развития наскального искусства, присутствуют также крупные и реалистические изображения животных, характерные для наиболее ранней, тотемической парадигмы. Петроглифические тексты, отнесённые нами к мифологической парадигме наскального искусства, архаичных черт, характерных для наиболее ранней парадигмы, уже не содержат. Таким образом, можно говорить о наличии двух пластов петроглифических текстов культуры, каждый из которых характеризуется своей семантической и стилистической уникальностью.
Перечень работ соискателя по теме диссертации:
1. Бубенцова, A.B. Петрглифическое культурное наследие Северо-Запада России: Семантика петроглифов Канозера. / A.B. Бубенцова // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - № 4(29). - С. 169-173. - 0,53 пл.
2. Бубенцова, A.B. Сравнительный анализ наскальных рисунков долины р. Ангары (эпоха неолита) и петроглифического комплекса Канозера. / A.B. Бубенцова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. - 2012. - № 149. - С. 163-170. - 0,5 п.л.
3. Бубенцова, A.B. Наскальное искусство долины р. Ангары и петроглифический комплекс Канозера: сравнительный анализ. / A.B. Бубенцова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. - 2012. - № 153 (1). - С. 8289. - 0,46 п.л.
4. Бубенцова, A.B. Nieuwe ontdekkingen en onderzoeken in de rotskust van Noord-Rusland / A.B. Бубенцова // Nieuws Stedenband Groningen-Muermansk. - Groningen. - 2011. - 23ejaargang№2. - P. 18-19. -0,14 п.л.
5. Бубенцова, A.B. Петроглифический комплекс Онежского озера в отечественных и зарубежных исследованиях: вопрос датировки. / A.B. Бубенцова // Культурный ландшафт приморских регионов: Европейский Север России: сборник статей. / отв. ред. Е.Ю. Терещенко. — Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет. — 2012.-С. 32-34.-0,3 п.л.
6. Бубенцова, A.B., Мосолова, JI.M. «Чудесные упряжки» в наскальном искусстве эпохи бронзы. / A.B. Бубенцова, JI.M. Мосолова // Мировая художественная культура в памятниках: Учебное пособие. 1-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2012. - С. 23-35. - 0,59 п.л./0,3 п.л.
7. Бубенцова, A.B. О современных концепциях мифа в исследованиях петроглифического искусства (к открытиям Д.Г. Савинова). / A.B. Бубенцова // Концепты культуры и концептосфера культурологии: Коллективная монография / Под ред. Л. В. Никифоровой, А.В.Коневой. - СПб.: Астерион. -2011. - С. 214-217. - 0,21 п.л.
Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 227. Подписано в печать 26.12.2014 г. Бумага офсетная Формат 60х84'Лб. Объем 1, 5 п.л. Тираж 100 экз.
Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. /факс (812) 685-73-00, 663-53-92, 970-35-70
asterion@asterion.ru