автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Наследие Джозефа Конрада и американский роман 1920-х годов, Ф. С. Фицджеральд и Э. Хемингуэй
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Разинцева, Анна Валерьевна
1. Введение.
2. Глава 1. Джозеф Конрад как предшественник писательского поколения 1920-х годов. Трансформация романтической традиции в творчестве Конрада: герой и повествователь.
3. Глава 2. Джозеф Конрад и Френсис Скотт Фицджеральд.
4. Глава 3. Джозеф Конрад и Эрнест Хемингуэй.
Введение диссертации1996 год, автореферат по филологии, Разинцева, Анна Валерьевна
Наследие английского писателя Джозефа Конрада (Joseph Conrad, 1857- 1924) может служить иллюстрацией к известному наблюдению В.Шкловского, что путь развития литературы порой напоминает "ход коня" в шахматах1 и что наследование идет не по прямой линии,а от дяди к племяннику.
С одной стороны, как заметил Т.С.Элиот, творчество Конрада стоит в стороне от эволюции английской литературы: "значение этой значительной фигуры" ("the significance of [this] significant figure of our time") заключается в том, что Конрад порывает с предшествующим этапом, характеризующимся засилием "вульгарной журналистики" ("the vulgar super-journalism")2.
С другой стороны, среди английских писателей Конрад практически не имел последователей, за исключением Форда Мэдокса Форда, соавтора некоторых его произведений, и более позднего почитателя его таланта Грэма Грина, который отмечал "гипнотическую силу" конрадовского стиля, заставляющего подражать ему помимо воли.
Стоящий несколько особняком в английской литературе, Конрад оказал огромное влияние на литературу США. Объяснение тому, возможно, следует искать в особой культурной ситуации, сложившейся в Америке, где , по категоричному заявлению У.Фолкнера,
Шкловский В. Ход коня // Гамбургский счет. М.: Советский писатель, 1990. С. 74.
2 Eliot T.S. A Preface to Modern Literature//Vanity Fair, 1923. № 21. P. 44, 118. нет своих традиций, и поэтому она "схватывает на лету'" все новое и ценное, что появилось в других странах1.
Взгляды Конрада оказались созвучны настроениям писательского поколения Америки 1920-х годов. "Вместе с Джозефом Конрадом мы переступаем порог XX века2-",- писал английский критик А.Кеттл. Американец Р.П.Уоррен пришел к сходному выводу, назвав Конрада "крупнейшим писателем, стоящим у истоков нашего столетия"3. Для американских писателей век во многом начался с окончания Первой мировой войны, и Конрад воспринимался ими как современный писатель, наметивший пути решения волновавших их мировоззренческих и художественных проблем.
Порвавший с традицией бытописательства, Конрад как нельзя более кстати подходил на роль нового ориентира в Америке, где сильна была натуралистически ориентированная традиция. Парадоксальным образом, имя Конрада какое-то время ассоциировалось с нею благодаря популяризатору его творчества Г.Л.Менкену. Авторитетный критик превозносил английского романиста за "трезвость взглядов", то есть за пессимизм и детерминистские убеждения, наравне с Драйзером (эхо менкеновских сентенций слышится в письме Ф.С.Фицджеральда ректору Принстона Дж.Г.Хиббену: "В своем мировоззрении, господин Хиббен, я - последователь Теодора Драйзера
1 Adams R.M. The Apprentceship of William Faulkner // Tulane Studies in English, 1962. № 12. P.120.
2 Kettle A. An Introduction to the English Novel. N.Y.: Harper Torchbooks, 1960. Vol. 2. P.63.
3 Warren R.P., G.Paudling and L.Dryson. Joseph Conrad: Nostromo// Invitation to Learning, 1953. № 3. P. 247-52. и Джозефа Конрада и считаю, что жизнь слишком груба и безжалостна к сынам человеческим1 ).
Однако постепенно Конрад стал эстетическим образцом,, проводником флоберовских принципов в искусстве, исполняя роль, которую до него исполнял Г.Джеймс. Английский писатель придал новый импульс борьбе за форму (приведем в качестве красноречивого примера письмо Ф.С.Фицджеральда Менкену, отстаивающее отшли-фованность структуры по-конрадовски сделанного романа "Великий Гэтсби: "В последнее время, вопреки вашему восхищению Конрадом, вы привыкли к бесформенным романам, возможно, из-за протеста против хорошо сработанных романов имитаторов Джеймса. Я писал, протестуя против бесформенности моих первых двух книг, а также романов Льюиса и Дос Пассоса2").
Влияние Конрада не сводится к идее по-артистически точной прозы. Его американские последователи продолжили романтическую традицию, восприняв ее в том виде, в каком она предстала в его творчестве.
Сравнительный анализ произведений Конрада и романов Ф.С.Фицджеральда и Э.Хемингуэя 1920-х годов позволяет предпринять попытку рассмотреть их сквозь призму неоромантизма. Речь идет о трансформации романтической традиции в творчестве Конрада и о дальнейшем ее преломлении в американском романе указанного периода.
1 Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Портрет в документах. М.: Прогресс, 1984. С. 72.
2 The Letters of F.Scott Fitzgerald / Ed by A.Turnbull. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1963. P. 480.
Предметом нашего изучения выбраны те произведения Конрада, которые непосредственно могли повлиять на американских авторов в пору создания их романов. В первую очередь, это романы "Негр с "Нарцисса" (The Nigger of the "Narcissus", 1897), "Лорд Джим1' (Lord Jim, 1900), "Ностромо" (Nostromo, 1904) и повести "K)HocTb"(Youth, 1898), "Сердце тьмы"(НеаН of Darkness, 1899) и "Тайфун"(Тур1юоп, 1903). Они выявлены на основании частотности их упоминания в переписке и публичных выступлениях американских писателей, их рецензий на произведения современников, а также благодаря биографическим исследованиям А.Тернбула, М.Брукколи, А.Ле Во о Фицджеральде и М.Рейнольдса, К.Бейкера и Р.Стивенса о Хемингуэе.
Указанные произведения относятся к раннему периоду творчества Конрада (1897-1904). Думается, что выделение этого этапа в самостоятельный объект исследования вполне правомерно, ибо именно в этот период Конрад достиг вершины своего мастерства, а его неоромантическое видение окончательно сформировалось.
Следует отметить, что проблема неоромантизма и его соотношения с романтизмом начала XIX века неоднократно поднималась отечественным литературоведением. Сам термин возник в конце века как синоним символизма - в частности, в статье Д.Мережковского "Неоромантизм в драме" (1894), где к неоромантизму были отнесены символистские драмы Метерлинка и Гауптмана. Исследователи выделяют неоромантизм в отдельное направление (за исключением петербургских ученых, таких как Н.Я.Дьяконова и И.А.Вознесенская, ставящих под сомнение само наличие этого явления в английской литературе рубежа веков), однако расходятся в определении его специфики.
М.В.Урнов в книге очерков "На рубеже веков" (1970) указывает на такую основополагающую черту неоромантизма, как программно заявленный Р.Л.Стивенсоном "мужественный оптимизм", противостоящий декадентским настроениям конца века. Исследователь отмечает также неприятие писателем "эгоцентризма романтиков".
М.Б.Ладыгин в статье "Английский исторический роман неоромантизма" (1979) дополнил это описание, упомянув об отказе неоромантиков от "титанизма романтических героев" в пользу обыкновенных, неискушенных в силу своей молодости персонажей. Литературовед также сделал важное наблюдение: "Именно в трактовке взаимоотношений человека с окружающим его миром и заключается основное различие между романтизмом и неоромантизмом"1, - однако, на наш взгляд, недостаточно четко сформулировал характер различия, считая неоромантическим сугубо романтический призыв к прозрению "необычного в обычном, романтического в повседневном".
Приблизительно в это же время - в 1975 году - В.А.Луков на материале драм Э.Ростана заостряет поднятую проблему, говоря об иной , нежели в романтизме, "концепции мира и человека": в ней "отсутствует идеал двоемирия", что трактуется исследователем как единство мечты и реальности2.
Утверждение эпигонского характера неоромантизма по сравнению с "высоким" романтизмом основывалось на том, что ему отказывали в отличном от последнего мировидении. В своих работах
Ладыгин М.Б. Английский исторический роман неоромантизма // Вопросы национальной специфики произвдений зарубежной литературы ХХ-Х1Х веков. Иваново, 1979. С. 63.
2 Луков В.А. Эволюция драматического метода Эдмона Ростана. Автореф. канд. дисс. М., 1975. С. 9.
Б.К.Шилиня ("Сюжет и композиция романов Джозефа Конрада", 1977), А.Ф.Любимова ("Проблема героя в романе Р.Киплинга "Свет погас", 1979) и А.А.Вельский ("Неоромантизм и его место в английской литературе конца XIX века", 1980) предпринимают попытки описать неоромантизм, исходя из дуализма, свойственного XIX веку: как соединение реализма с романтическим стилем или как романтизм, воспринявший опыт реалистического романа. Неслучайно, что ри таком прочтении неоромантизм предстает "явлением переходного характера"1, лишенным самостоятельного значения.
Увидеть в неоромантизме, с одной стороны, продолжение романтической традиции, а с другой, качественно новую типологическую модификацию романтизма помогают отечественные исследования последних лет, посвященные пребразованию романтического мышления в результате общекультурного сдвига рубежа веков.
В 1980-е годы появились небольшие, но представляющие несомненный интерес публикации, рассматривающие проблему стадиальности романтизма: статьи Д.Наливайко "Романтизм как эстетическая система"(1982) и И.Тертерян "Романтизм как целостное явление" (1983). За ними последовала статья М.Бента "Течения или этапы? Еще раз о единстве романтизма" (1990). А.С.Дмитриев в статье "Об антиромантической реакции в немецкой литературе XIX века" (1990) заметил, что "антиромантический бунт" порой бывает порожден самим же романтизмом, является его составной частью.
В это же время Т.Д.Бенедиктова в своей докторской диссертации "Поэзия американского романтизма: своеобразие метода" изучает преемственность романтизма и символизма, на поэтическом мате
Шилиня Б.К. Сюжет и композиция романов Джозефа Конрада. Дисс. канд. М.: МГУ, 1977. С. 16. риале поднимая проблему трансформации романтизма, "обусловленной преобразованием типа лирической рефлексии из традиционно-рационалистического в феноменологический (эмпирико-интуитивистский)"1.
В.М.Толмачев исследует "длящийся характер романтизма1' в докторской диссертации "Американский роман 1920-х годов (Проблема метода)" (1992) на основании прозы Э.Хемингуэя, Ф.Фицджеральда, Т.Вулфа и У.Фолкнера. По мнению ученого, "к началу века налицо было определенное истощение романтизма как культурной протяженности, но вместе с тем существовала и не менее явная потребность в нем: конфликт мира и человека, "объективного" и "субъективного", несвободы и свободы был обречен на выражение в романтических формах"2. В.М.Толмачев ставит своей задачей "изучение культурологического сдвига (1860- 1890 гг.), или декаданса, в рамках которого происходит преобразование позднероманти-ческой проблематики в неоромантическую (или модернистскую), являющуюся уже событием культуры XX века"3. Таким образом, исследователь рассматривает неоромантизм как синоним модернизма, как трансформированный в результате культурологического сдвига романтизм в его целостности (в американском романе 1920-х годов он видит "прозаический эквивалент символической поэзии конца века").
В данной работе мы будем придерживаться более узкого понимания неоромантизма: как подвергшуюся трансформации этическую линию в романтизме (признавая всю относительность разделения ро
Венедиктова Т.Д. Поэзия американского романтизма: своеобразие метода. Автореф.докт.дисс. М., 1990. С. 3.
2 Толмачев В.М. Американский роман 1920-х годов (Проблема метода). Докт.дисс. М., 1992. С. 72.
3 Там же. С. 41. мантизма на течения, обговоренную в указанных выше статьях, все же отметим особый акцент на проблеме героя, присущий этой условно выделяемой линии).
У Конрада формой, выражающей романтическую преемственность, стала особая повествовательная структура, сложившаяся в романтизме. Ее впервые описал У.Рид в своей монографии "Размышления о герое. Исследование романтического героя в литературе XIX века" (1974), проследив ее развитие вплоть до XX века.
Интересным, на наш взгляд, является исследование К.Браффи "Элегический роман: культурные изменения и утрата героя в современной литературе" (1983). Отталкиваясь от наблюдений У.Рида, английский литературовед делает довольно смелые выводы о "новом жанре", родившемся в творчестве Конрада, и пытается разработать его типологию, причисляя к пишущим в конрадовском жанре таких авторов, как Ф.М.Форд, Ф.С.Фицджеральд, Р.П.Уоррен, Т.Манн, Ф.Кафка, В.Набоков, М.Пруст и Х.Л.Борхес. Учитывая, что большинство из перечисленных авторов сознательно подражали Конраду в использовании повествовательной структуры, обрисованной У.Ридом, попытка выделить отдельный жанр и проследить его историю вплоть до рыцарского романа и пасторальной элегии нам кажется некоторой натяжкой. Однако некоторые наблюдения К.Браффи полностью оправданы: по его мнению, рассказчик стремится покончить со своей приверженностью "культу героев", в чем заключается цель его повествования.
Следует заметить, что Браффи, посвятивший Фицджеральду отдельную главу в книге о Конраде, является одним из немногих литературоведов, освещающих сходство писательских персонажей (хотя его выводы нам представляются спорными). Кроме него, среди зарубежных исследователей, поднимающих эту же проблему, стоит выделить Дж.Бикнелла, одним из первых - в 1954 году - наметившего параллель между главными действующими лицами и сравнившего отношение рассказчиков к ним1. Р.Д.Лиэн отметил романтизм персонажей обоих авторов в книге "Ф.С.Фицджеральд и писательское искусство'^ 966) . Р.Скляр сравнил конрадовского "Лорда Джима" с "Великим Гэтсби" на основании амбивалентных чувств, испытываемых повествователем к заглавному персонажу в труде "Ф.С.Фиц-джеральд. Последний Лаокоон"(1967).
Мнения критиков о влиянии английского романиста на Фицдже-ральда варьируются от упреков в имитации2, от поисков мельчайших текстуальных совпадений3 до отрицания всякого влияния. Так, Б.Уэй в работе "Ф.С.Фицджеральд и искусство социальной прозы"(1980) считает фицджеральдовское восхищение творчеством Конрада чуть ли не голословным, не находя достаточно веских доказательств того, что к моменту создания "Великого Гэтсби" американский писатель
1 Bicknell J.W. The Waste Land of F.S.Fitzgerald//F.S.Fitzgerald. A Collection of Criticism/Ed. by E.Eble. N.Y.: McGraw Hill, 1973. P. 72.
2 См.: Scrimgeour GJ, Against The Great GatsbyiiCriticism.A Quarterly for Literature and the Arts. Wayne State UP., 1966. Vol.VII. №1. P. 75-86. Автор статьи полагает, что восхищение Конрадам переросло в бесконтрольное подражание, приведшее к результатам, якобы неожиданным для самого Фицджеральда - к повествователю, скопированному с конрадовского Марлоу, но не способному прийти к аналогичному выводу в силу своей (и фицджеральдовской) порабо-щенности романтизмом и поэтому не вызывающему доверия у читателей.
3 Таковым является исследование Р.Столмана: например, ученый усматривает связь между запонками из человеческих зубов М.Вулфшима из "Великого Гэтсби" и слоновой костью - добычей мистера Куртца из повести "Сердце тьмы" Конрада (Stallman R.W. The Houses That James Built and Other Literary Studies. Michigan State UP., 1961. P. 151. действительно ознакомился с романом "Лорд Джим" и повестью "Сердце тьмы" - произведениями, которым обычно приписывают самое ощутимое воздействие на него.
А. Майзенер наиболее скептически настроен по отношению к способности Фицджеральда целенаправленно учиться у признанных мастеров: писатель, по его мнению, обладал даром чисто интуитивным. В исследовании, озаглавленном "По ту сторону рая: Биография Ф.С.Фицджеральда"(1965) в качестве подтверждения тому он ссылается на известную историю "случайного" появления в романе описания глаз доктора Эклберга - благодаря рисунку на мягкой обложке, предложенной редакцией "Скрибнерз". На основании этого критик делает вывод о случайности фицджеральдовских литературных ''долгов".
После выхода в свет труда Дж.И.Миллера-младшего "Ф.С.Фиц-джеральд. Его искусство и техника"(1964) любые сомнения в литературной учебе американского прозаика у Конрада должны были исчезнуть. Американский исследователь убедительно доказал, что резкая смена представлений об искусстве романа и качественно новый уровень мастерства, достигнутый Фицджеральдом в период создания "Великого Гэтсби", является следствием избрания Конрада в качестве литературного образца. На основании тщательного анализа рецензий Фицджеральда, написанных в непосредственно предшествующие "Великому Гэтсби" годы, ученый проследил смену литературных ориентиров: благодаря Конраду писатель отказался от "дискурсивного" романа в духе Г.Уэллса в пользу проповедуемого Г.Джеймсом "романа отбора". Исследователь подробно рассматривает преимущества, даваемые воспринятым от Конрада рассказчиком. Труд Дж.И.Миллера, богатый ценными наблюдениями, изучает влияние Конрада на писательскую технику, что не входит в круг поставленных в данной работе задач.
Отдельные важные замечания можно найти также в работах И.Ибла и К.Кросса ("Ф.С.Фицджеральд", 1963 и 1964 годы соответ-ветственно).
Среди отечественных литературоведов, устанавливающих параллели между творчеством писателей, следует выделить А.Н.Горбунова, сравнившего технику письма Фицджеральда с конрадовской импрессинистичностью ("Романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда", 1975). Л.Ахмечет в статье "Концепция человека у Джозефа Конрада и американских писателей" (1979) отмечает черты, сближающие ко-нрадовских и фицджеральдовских персонажей: по мнению литературоведа, они склонны к компромиссам и нравственным колебаниям, ведущим к измене своим юношеским идеалам; ученый выделяет также общую для писателей тему рока. В.М.Толмачев говорит о несомненном сходстве композиционного построения "Великого Гэтсби" и "Сердца тьмы": их сближает "фигура повествователя, от первого лица рассказывающего о событиях прошлого". Однако, по мнению исследователя, функции повествователей различны. Если Марлоу импрессионистически восстанавливает прошлое, то Ник Каррауэй пишет роман с целью выявить моральный смысл событий, достичь "творческого самопознания" ("Роман США 20-х годов XX века", 1992).
Зарубежные исследования, в которых затрагивается конрадов-ское влияние на Э.Хемингуэя, как и аналогичные работы по Фицдже-ральду, за редким исключением относятся к 1960-м и 1970-м годам. Кратко обрисуем историю вопроса. Ч.Фентон в книге "Ученичество Э.Хемингуэя. Ранние годы" утверждает, что еще в пору работы в газете "Канзас-Сити Стар" Хемингуэй учился писать в "объективной манере", под влиянием журналиста Л.К.Мойза избрав в качестве образца Конрада - среди прочих мастеров. Л.Герко называет Хемингуэя "главным наследником Конрада", указывая на сходство мировидения и на тип женских образов ("Джозеф Конрад: Гигант в изгнании", 1962). В следующей своей книге ("Эрнест Хемингуэй и поиски героизма", 1968), исследователь одним из первых усматривает близость писателей в апологии профессиональной выучки, а также упоминает об излюбленных обоими пограничных ситуациях. Ж.Найдер в статье "Конрад в исторической перспективе"(1971) еще более определенно говорит об аналогичной направленности их нравственного поиска: индивидуальный кодекс становится необходимостью ввиду открывшейся человеку вселенской пустоты. К.Бэйкер устанавливает параллели между конрадовской повестью "Юность" и повестью Хемингуэя "Старик и море", "Сердцем тьмы" и заключительной частью романа "Острова в океане" ("Хемингуэй: Писатель как художник", 1972). Ему вторит У.Уилльямс, считающий, что Хемингуэй писал "Острова в океане", сознательно ориентируясь на конрадовкие произведения, в частности, на повесть "Тайный сообщник": американского прозаика привлекали конрадовские персонажи-одиночки, поставленные перед нравственным выбором - решающим в их жизни ("Трагическое искусство Эрнеста Хемингуэя", 1981).
Отечественные исследователи говорили о сходной концепции человека у Хемингуэя и Конрада. Д.М.Урнов заметил, что писателей объединяет идея "победы в поражении" ("Джозеф Конрад", 1977). Л.А.Ахмечет в названной выше статье говорит об их вере в то, что "человек один не может". В своей докторской диссертации В.М.Толмачев разработал концепцию "негероической героики", объединяющей романистов, и указал на художественный стиль как на ее эквивалент.
Надеемся, что определенным шагом в этом направлении станет и данная работа. Как первое монографическое исследование на тему она не может претендовать на исчерпывающий анализ такого многогранного явления, как влияние Конрада на американскую литературу - даже в пределах обозначенного периода. Мы лишь ставим перед собой задачу рассмотреть смену литературного героя в произведениях указанных авторов и связанную с этим проблему повествовательной структуры - не столько с точки зрения литературной генеалогии, сколько пытаясь выявить типологическое сходство.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Наследие Джозефа Конрада и американский роман 1920-х годов, Ф. С. Фицджеральд и Э. Хемингуэй"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как выяснилось в ходе нашего исследования, творчество Джозефа Конрада стало важным фактором становления американского литературного сознания 1920-х годов. В частности, чрезвычайно продуктивной оказалась конрадовская повествовательная модель. Воспринятая американскими писателями, она породила ряд оригинальных произведений,
В рассматриваемый нами период эта модель заинтересовала не только Ф.С.Фицджеральда и Э.Хемингуэя, но и их старшую современницу Уиллу Кэсер, чьи романы "Моя Антония" (My Antonia, 1918) и "Погибшая леди" (The Lost Lady, 1923) выстроены наподобие "Лорда Джима" и "Сердца тьмы". В первом из них рассказчику, наблюдателю и участнику событий одновременно, повествование служит средством постижения сути прошлого; в нем ориентиром для него становится жизнь давней знакомой. Контуры структуры "размышлений о герое" явственно проступают в повести У.Кэсер "Мой смертный враг" (My Mortal Enemy) и в некоторых ее рассказах (Jack-а-Воу, например).
Прием "точки зрения" в конрадовской трактовке привлек также У.Фолкнера, считавшего "Сердце тьмы" лучшей повестью из всех, когда-либо им читанных1, и советовавшего начинающим авторам проштудировать "Лорда Джима" и "Ностромо"2. Романы "Солдатская
В 1924 году единственной повестью, сопоставимой с "Сердцем тьмы", Фолкнер полагал "Ну и дурак же я" (I'm a Fool) Ш.Андерсона. См.: William Faulkner: New Orleans Sketches/ Сотр. by C.Collins. N.Y.: Random House, 1958. P. XVIII.
2 Lion in the Garden: Interviews with William Faulkner 1926-1962/ Ed. by J.B.Meriwether and M.Millgate. N.Y.: Random House, 1968. P.21. награда" (Soldier's Pay, 1926), "Шум и ярость" (Sound and Fury, 1929), а в тридцатые годы - "Авессалом, Авессалом!" (Absalom, Absalom!, 1936) варьируют типы повествования, по всей видимости, воспринятые у Конрада.
Писатели, которым посвящены первая и вторая главы нашего исследования, и в дальнейшем использовали урок, извлеченный при чтении Конрада в двадцатые годы.
В самом конце декады, в 1929 году, Хемингуэй вновь прибегает к повествованию от первого лица в романе "Прощай, оружие!", отчасти повторяя художественные приемы, опробованные им в "Фиесте" - вслед за Конрадом. Ф.С.Фицджеральд в основу своего следующего за "Великим Гэтсби" романа снова положил заимствованный у Конрада и у Джеймса прием: жизнь героя дана читателю опосредованно - через восприятие разных действующих лиц. К ко-нрадовскому варианту структуры "размышлений о герое" он вернется, создавая роман "Последний магнат", когда имя английского автора будет часто появляться на страницах его писем и записных книжек в связи с композицией произведения и возможностями, предоставляемыми введением рассказчика.
Конрадовская модель показала себя чрезвычайно жизнеспособной, что доказывает дальнейший ход развития американской литературы. Вслед за поколением писателей, начинавших в 1920-е годы, о своей "зачарованности" ("under the spell") прозой Конрада заговорил Р.П.Уоррен. Не затрагивая неоспоримое сходство тем, сюжетов, мировоззренческих моментов, укажем только, что чтение таких конра-довских произведений, как "Сердце тьмы" и "Лорд Джим", безусловно, повлияло на композиционное решение лучшего романа Уоррена "Вся королевская рать" (All the King's Men, 1946). Соотношение reроя и рассказчика в нем - узнаваемо конрадовское: подобно Марлоу, повествователь Уоррена обретает себя в сремлении понять "сильную личность", некоторыми своими чертами заставляющую нас вспомнить о Куртце.
К сходному построению своих произведений, как нам кажется, пришел также и У.Стайрон в романах "И поджег этот дом" (Set This House on Fire, 1960) и "Выбор Софи" (Sophie's Choice, 1979)'. Выбор повествовательной стратегии, возможно, был обусловлен двойственным влиянием: так, У.Стайрон, утверждавший, что в начале творческого пути он имитировал Конрада, указывал также на "Всю королевскую рать" Р.П.Уоррена как на образцовый, по его мнению, роман.
Конрадовское влияние узнаваемо в романах С.Беллоу (Humboldt's Gift, 1975), Дж. Дидион (A Book of Common Prayer) и М.Харриса ("Bang the Drum Slowly"), повести Т.Капоте (Breakfast at Tiffany's), отдельных произведениях Р.Эллисона и Дж.Т.Фаррела ( в рассказе "Monologue of an Old Pitcher", например).
В 1960 году литературовед А.Джэнта разослал анкету с вопросом о возможном влиянии Конрада как на литературу США в целом, так и на творчество отдельных современных писателей. Суждения тридцати девяти американских прозаиков, ответивших на поставленные А.Джэнтой вопросы, были объединены в отдельную статью
1 В интервью У.Стайрон сказал, что "не сомневается в правомерности" конрадовского приема, соглашаясь, что рассказчик позволил ему создать атмосферу достоверности - как Марлоу Конраду в "Сердце тьмы". См.: Писатели США о литературе. Т. 2. М.: Прогресс, 1982. С. 402.
Место Конрада в американской литературе" (Conrad's Place and Rank in American Letters)'.
Почти все они указывали на конрадовский след в произведениях Э.Хемингуэя, Ф.С.Фицджеральда, У.Фолкнера, Т.Драйзера, Ш.Андерсона, Т.Вулфа и Т.С.Элиота. Р.Эллисон отдельно остановился на роли экспериментальной техники Конрада: "Да, я думаю, он оказал огромное влияние на американскую литературу, особенно тем,что сознательно экспериментировал, ведя непрестанный поиск наиболее эффективных повествовательных средств"2.
О себе большинство опрошенных отозвались также как об испытавших воздействие прозы Конрада. Хотя отдельные писатели, подобно Дос Пассосу, утверждали, что влияние носило только самый общий характер, все же очень многие с готовностью писали о своей сознательной литературной учебе у английского мастера. Среди них -Р.П.Уоррен, Р.Эллисон, Дж.Т.Фаррел, Г.Фаст (сказавший, что книги Конрада стали "его учителями"), Г.Гоулд, М.Харрис ("впитавший", по его словам, роман "Ностромо"), Дж.Майченер, Г.Миллер и У.Стайрон (последнему принадлежит следующее высказывание: "Назовите мне такого писателя, который прочел бы "Юность" или "Сердце тьмы" и не почувствовал бы, что это та проза, что нужно").
Результаты опроса, проведенного А.Джэнтой, свидетельствуют о том, чтоначиная с 1920-х годов Конрад продолжает оставаться одной из важнейших фигур в литературном сознании Америки.
1 Janta A. Conrad's Place and Rank in American Letters//Joseph Conrad: Centennial Essays/Ed. by L.Krzyzanowski. N.Y.: Polish Institute of Arts and Sciences in America, 1960. P. 23 -47.
2 Ibid. P. 41.
Список научной литературыРазинцева, Анна Валерьевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Джозеф Конрад о литературе//Вопросы литературы. М.,1978.7.
2. Конрад Дж, Избранное: В 2 т. М.: Худож. лит,, 1959.
3. Conrad J. Almayer's Folly. Harmondsworth: Penguin, 1988.
4. Conrad J. An Outcast of the Islands. Harmondsworth: Penguin,1981.
5. Conrad J. A Personal Record. Notes on Life and Lettes. N.Y.: Doubleday, Doran & Co, 1938.
6. Conrad J. A Set of Six. L.: Dent, 1961.
7. Conrad J. Chance. Harmondsworth: Penguin, 1975.
8. Conrad J. Heart of Darkness. Harmondsworth: Penguin, 1983.
9. Conrad J. Last Essays. L.: Dent, 1926.
10. Conrad J. Lord Jim. L.: Wordsworth Classics, 1993.
11. Conrad J. Nostromo. Harmondsworth (Mx.): Penguin, 1994.
12. Conrad J. Notes on Life and Letters. N.Y.: Doubleday, Page and Company, 1923.
13. Conrad J. Tales of Unrest. Harmondsworth: Penguin, 1977.
14. Conrad J. The Nigger of the "Narcissus". Harmondsworth: Penguin, 1988.
15. Conrad J. 'Twixt Land and Sea. Harmondsworth: Penguin, 1988.
16. Conrad J. Typhoon and Other Stories. Harmondsworth: Penguin,1990.
17. Conrad J. Victory. Harmondsworth: Penguin, 1989.
18. Conrad J. Within the Tides. Harmondsworth: Penguin, 1978.
19. Conrad J. Youth. Harmondsworth: Penguin, 1975.
20. Joseph Conrad. Congo Diary and Other Uncollected Pieces/Ed. by Zd.Najder. N.Y.; Doubleday, 1978.
21. Joseph Conrad. Letters to William Blackwood and David S.Meldrum. Durham (N.C.): Duke UP., 1958.
22. Joseph Conrad: Life and Letters/Ed. by G.Jean-Aubry. Vol.2. N.Y., 1927.
23. Joseph Conrad on Fiction/Ed. by W.F.Wright. Lincoln, 1964.
24. Joseph Conrad's Letters to R.B.Cunninghame Graham/Ed. by C.T.Watts. Cambridge: Cambridge UP., 1969.
25. Letters from Joseph Conrad/Ed. by E.Garnet. Indianopolis: The Bobb-Merril Company Publishers, 1928.
26. The Portable Conrad/Ed. by M.Zabel. Harmondsworth: Penguin,1969.2. Ф.С.Фицджеральд.
27. Фицджеральд Ф.С. Избр. соч.: В 3 Т. М.: Сварог, 1993,
28. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Портрет в документах. Письма. Из записных книжек. Воспоминания. М.: Прогресс, 1984.
29. Correspondence of F.S.Fitzgerald/Ed. by M.J.Bruccoli and M.M.Duggan. N.Y.: Random House, 1980.
30. Dear Scott/Dear Max: The Fitzgerald-Perkins Correspondence. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1971.
31. Fitzgerald F.S. The Beautiful abd Damned. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1922.
32. Fitzgerald F.S. The Great Gatsby. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1953.
33. Fitzgerald F.S. This Side of Paradise. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1920.
34. Fitzgerald Newsletter/Ed. by M.J.Bruccoli. Washington, D.C.: NCR Microcard Editions, 1969.
35. F.S.Fitzgerald: In His Own Time: A Miscellany/Ed. by M.J.Bruccoli and J.R.Bryer. Kent (Ohio): Kent State UP., 1971.
36. F.S.Fitzgerald. Introduction to The Great Gatsbyli The Great Gatsby. N.Y.: The Modern Library, 1934.
37. F.S.Fitzgerald: Letters to His Daughter/Ed. by A.Turnbul, N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1963.
38. F.S.Fitzgerald: The Crack-Up. With Other Uncollected Pieces, Notebooks and Unpublished Letters/Ed. by Edmund Wilson. N.Y.: New Directions, 1945.
39. The Letters of F.S.Fitzgerald/Ed. by A.Turnbul. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1963.
40. The Notebooks of F.S.Fitzgerald/Ed. by M.J.Bruccoli. N.Y.,1963.3. Э.Хемингуэй.
41. Хемингуэй Э. И восходит солнце. Прощай, оружие! Старик и море. Рассказы. М.: Худож. лит., 1988.
42. Эрнест Хемингуэй. Репортажи. М.: Изд-во МГУ, 1969.
43. By-Line: Ernest Hemingway/Ed. by W.White, N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1967.
44. Ernest Hemingway on Writing/Ed. by L.W.Phillips. N.Y.: Scribner, 1984.
45. Ernest Hemingway: Selected Letters, 1917-1961/Ed. by C.Baker. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1981.
46. Hemingway E. A Farewell to Arms. N.Y.: Scribner, 1948.
47. Hemingway E. Death in the Afternoon. N.Y., 1932.
48. Hemingway E. Green Hills of Africa. N.Y.: Scribner, 1935.
49. Hemingway E. The Sun Also Rises. N.Y.: Scribner, 1970.
50. Hemingway E. Winner Takes Nothing. N.Y.: Scribner, 1933,1.. Общие работы.
51. Аллен У. Традиция и мечта. М.: Прогресс, 1970.
52. Анастасьев H.A. Обновление традиции: Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М.: Сов. писатель, 1984.
53. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980.
54. Аникин Г.В. Романтизм в Англии и США: Некоторые аспекты сравнительного анализа//Романтические традиции американской литературы XX века и современность. М.: Наука, 1982.
55. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
56. Бельский A.A. Неоромантизм и его место в английской литературе конца XIX века//Из истории реализма в литературе Англии. Пермь, 1980.
57. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика,1994.
58. Бен Г,Е. Неоромантизм//Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 5.
59. Бент М. Течения или этапы? Еще раз об единстве романтизма// Вопросы литературы, 1990, №8.
60. Берковский Н. Романтизм в Германии. Д.: ГИХЛ, 1973.
61. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат., 1991.
62. Бушлин А. Преемственность в развитии литературы. Л.: Ху-дож. лит., 1978.
63. Бенедиктова Т.Д. Поэзия американского романтизма: своеобразие метода. Автореф.докт.дис. М.: Изд-во МГУ, 1990.
64. Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.
65. Габитова Р,М. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1989.
66. Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев: Наукова Думка, 1985.
67. Дмитриев A.C. Об антиромантической реакции в немецкой литературе XIX века//Вестник МГУ. Серия 9.1990. №6.
68. Долгов E.H. От Киркегора до Камю. М.; Искусство, 1991.
69. Долинин А. Загадки Р.Киплинга//Р.Киплинг. Стихотворения. Рассказы. М.: Радуга, 1983.
70. Дьяконова Н. Английский романтизм. Проблемы эстетики, М.: Наука, 1978.
71. Дьяконова Н. Стивенсон и английская литература XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984,
72. Елистратова A.A. Наследие английского романтизма и современность. М.: Наука, 1960.
73. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1984.
74. Зверев А.М, Американский роман 20-х 30-х годов. М.: Ху-дож. лит., 1982.
75. Зверев A.M. Дворец на острие иглы. М.: Сов. писатель,1989.
76. Злобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX века. М.: Худ. лит-ра, 1985.
77. Категория характера в эстетике и художественном твор-честве//Под ред. Н.П.Михальской. М., 1980.
78. Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973.
79. Колобаева JI.A. Концепция личности в русской литературе рубежа веков. М.: Изд-во МГУ, 1990.
80. Ладыгин М.Б. Английский исторический роман неоромантизма// Вопросы национальной специфики произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1979.
81. Ладыгин М.Б. "Литература действия" и проблема неоромантического романа в английской литературе XX века//Жанровое своеобразие литературы Англии и США XX века, Челябинск: ЧГПИ, 1985.
82. Литературная история США/Под ред. Р.Спиллера и др.; В 3 т. М.: Прогресс, 1977.
83. Литературные манифесты западно-европейских романтиков/Под ред. А.С.Дмитриева. М.; Изд-во МГУ, 1975.
84. Луков В.А. Эволюция драматического метода Эдмона Роста-на. Автореф. канд. дисс. М., 1975.
85. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.
86. Манн, Томас. История "Доктора Фаустуса": Роман одного романа//Собр. соч. в 10 т. М.: Худож. лит., 1959. Т. 9.
87. Модернизм. Анализ и критика основных напрвлений. М.: Искусство, 1980.
88. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века/Сост. и ред. Л.Г.Андреева. М.: Прогресс, 1986.
89. Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система//Вопросы литературы. М., 1982. №11.
90. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М.:Искусство, 1975.
91. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М,: Мысль, 1990.
92. Олдридж Дж. После "потерянного поколения". М.: Прогресс, 1981.
93. Ортега-и-Гассет X. Размышления о "Дон Кихоте"//Эстетика. Философия культуры. М.; Искусство, 1991.
94. Паррингтон В. Основные течения американской мысли: В 2Т. М.: Изд-во иностр. лит., 1962.
95. Писатели США о литературе: В 2 т. М.: Прогресс, 1982.
96. Проблемы традиции и новаторства в англо-американской литературе XIX-XX веков. М.,1985.
97. Проскурин Б.М. Английская литература 1900-1914 годов. Пермь, 1993.
98. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М.: Наука, 1974.
99. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982.
100. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Полит, лит-ра, 1991.
101. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М.: Изд-во МГУ, 1988.
102. Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление//Вопросы литературы. М., 1983. №4.
103. Толмачев В.М. Американский роман 1920-х годов (Проблема метода). Автореф. докт. дисс. М.: Изд-во МГУ, 1992.
104. Толмачев В.M. Декаданс//Вестник МГУ. Филология, 1991.
105. Толмачев В.М. Роман США 20-х годов XX века.: Изд-во МГУ, 1992.
106. Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XXXIX веков. Пермь, 1990.
107. Тураев C.B. От просвещения к романтизму: Трансформация героя и изменение жанровых структур в западно-европейской литературе конца XVIII начала XIX века. М.: Наука, 1983.
108. Уоррен Р.П. Как работает поэт/Сост. А.Н.Николюкина. М.: Радуга, 1988.
109. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Худож. лит., 1986.
110. Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М.: Наука, 1970.
111. Финкельстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. М.: Прогресс, 1967.
112. Флобер Г. Сочинения: В 5 т. М.: Правда, 1956. Т.5.
113. Хорольский В.В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX-XX веков. Киев: Наукова думка, 1991.
114. Шкловский В.Б. Повести о прозе. М.: Худож. лит., 1966.1. Т. 2.
115. Эстетика американского романтизма/Сост. А.Н.Николюкина. М.: Искусство, 1977.
116. Эстетика немецких романтиков/Сост. А.В.Михайлова. М.: Искусство, 1987.
117. Allen W. The English Novel: A Short Critical History. N.Y.,1954.
118. Baker C. The Echoing Green: Romanticism, Modernism an the Phenomena of Transference in Poetry. Princeton; Princeton UP., 1984.
119. Batchelor J. The Edwardian Novelists. L.: Duckworth, 1982.
120. Beach J.W. The XXth Century Novel: Studies in Technique. N.Y.: Appleton-Century, 1932.
121. Bloom H. The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry. L.Oxford: Oxford UP., 1973.
122. Booth W. The Rhetoric of Fiction. Chicago, 1961.
123. Boyd M. The Reflexive Novel: Fiction as Critique. Lewisburgh: Bucknell UP., 1983.
124. Carrington Ch. Redyard Kipling: His Life and Work. L.,1970.
125. Chase R. The American Novel and Its Traditions. N.Y.,1957.
126. Cook A. The Meaning of Fiction. Detroit: Wayne State UP.,1960.
127. Critical Writings of Ford Madox Ford/Ed. by Frank Mac Shane. Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 1964.
128. Daiches D. The Novel and the Modern World. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1965.
129. Eigner E.M. Robert Louis Stevenson and Romantic Tradition. Princeton: Princeton UP., 1966.
130. Faulkner in the University: Class Conferences at the Univ. of Virginia 1957-1958/Ed. by F.Gwynn and J.L.Blotner. N.Y.: Vintage, 1965.
131. Friedman A. Multivalence: The Moral Quality of Form in the Modern Novel. Baton Rouge and L.: Louisiana State UP., 1978.
132. From James to Eliot/Ed. by Ford. Harmondsworth: Penguin,1983.
133. Furst L.R. Romanticism in Perspective. L.- N.Y., 1969.
134. Gerould G.H. The Patterns of English and American Fiction: A History. N.Y.: Russell & Russell, 1966.
135. Graham K. English Criticism of the Novel 1865-1900. Oxford,1965.
136. Helmling S. The Isoteric Comedies of Carlyle, Newman, and Yeats. Cambridge UP., 1988
137. Hulme T.E. Romanticism and Classicism//Twentieth Century Literary Criticism/Ed. by D.Lodge. L.; Longman, 1972.
138. Hulme T.E. Speculations: Essays on Humanism and the Philosophy of Art/Ed. by H.Read. L.> 1936.
139. Kaplan H. The Passive Voice: An Approach to Fiction. Athens (Ohio), 1966.
140. Karl F.R. Modern and Modernism: The Sovereignty of the Artist, 1885-1925. N.Y.: Atheneum, 1985.
141. Kiely R. Robert Louis Stevenson and the Fiction of Adventure. Cambridge (Mass.): Harvard UP., 1965.
142. Leavis F.R. Anna Karenina and Other Essays. N.Y., 1967.
143. Leavis F.R. The Great Tradition. Harmondsworth: Penguin,1966.
144. Lehan R. A Dangerous Crossing. French Literary Existentialism and the Modern American Novel. L.-Amsterdam: Southern Illinois UP., 1973.
145. Miller J.H. Fiction and Repetition: Seven English Novels. Cambridge (Mass.): Harvard UP., 1982.
146. Miller J.H. Poets of reality. Six Twentieth Century Writers. Cambridge (Mass.), 1965.
147. Modern British Fiction/Ed. by M.Schorer. N.Y., 1961.
148. Moseley E.M. Pseudonyms of Christ in the modern Novel. Pittsburgh: Pittsburgh UP., 1962.
149. O'Faolain S. The Vanishing Hero: Stidies in Novelists of the Twenties. Boston-Toronto, 1957.
150. Ong W J. Rhetoric, Romance and Technology. Studies in the Interaction of Expression and Culture. Ithaca: Cornell UP., 1971.
151. Putnam S. Paris Was Our Mistress. N.Y., 1947.
152. Romanticism, Modernism, Postmodernism//Ed. by H.R. Garvin, Lewisburgh: Bucknell UP., 1980.
153. Rubin L.D.,Jr. The Teller in the Tale. Seattle, L. 1957.
154. Perkins G. The Theory of the American Novel. N.Y., 1970.
155. Reed W.L. Meditation on the Hero in the XlXth Century Fiction. New Haven and L.: Yale UP., 1974.
156. Reynolds M.S. Hemingway's First War: The Making of A Farewell to Arms. Princeton: Princeton UP., 1976.
157. Romantic and Modern: Revaluations of Literary Tradition/Ed. by Bornstein. Univ. of Pittsbugh Press.
158. Sarason B.D. Hemingway and the Sun Set. Washington: Microcard Edition, 1972.
159. Sholes R. The Fabulators. N.Y.: Oxford UP., 1967.
160. Stallman R.W. The Houses That James Built and Other Literary Studies. East Lasting: Michigan UP., 1961.
161. Stevenson L. The English Novel: A Panorama. Boston, 1960.
162. Stewart J.J.M. Eight Modern Writers. L., 1963.
163. The Best Known Works of Thomas Carlyle. N.Y.: Blue Ribbon Books, 1942.
164. The New Pelican Guide to English Literarure/Ed. by B.Ford. Vol.7. Harmondsworth: Penguin, 1990.
165. The Works of R.L.Stevenson. 26 Vol. L.: Vailima Edition, 1922-1923. Vol. XII.
166. Twentieth Century Literary Criticism: A Reader/Ed. by D.Lodge. L.: Longman, 1972.
167. Widmer K. Edges of Extrimity: Some Problems of Literary Modernism. Tulsa: Univ of Tulsa, 1980.
168. Zabel M.D. Craft and Character. N.Y.: The Viking Press, 1957.
169. I. Статьи и монографии о Дж.Конраде.
170. Амусин М. Актуален ли Конрад//Литературная учеба. 1984.5.
171. Ахмечет Л.А. Концепция человека у Дж.Конрада и американских писателей (Фицджеральда, Хемингуэя, Фолкнера)//Вопросы национальной специфики произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1979.
172. Ахмечет Л.А. Проблема характера в романе Дж.Конрада "Лорд Джим'7/Проблема характера в зарубежной литературе конца XIX века и начала XX века. Свердловск, 1974.
173. Ахмечет Л.А. Своеобразие пространственно-временного монтажа в произведениях Дж.Конрада//Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1978.
174. Ахмечет Л.А. Художественное мастерство Джозефа Конрада (1896-1902). Автореф. канд. дисс. Горький, 1985.
175. Вознесенская И.А. Раннее творчество Джозефа Конрада. К вопросу эволюции эстетических воззрений и творческого метода писателя. Автореф. канд. дисс. Л.: ЛГУ, 1976.
176. Дьяконова Н. Джозеф Конрад и его роман "Лорд Джим'7/Joseph Conrad. Lord Jim. М.: Foreign Languages Publishing, 1959.
177. Кашкин И.А. Джозеф Конрад//Для читателя-современника. М., 1968.
178. Себежко Е.С. Социально-психологический роман Джозефа Конрада. 1904-1914 годы: Проблема героя и конфликта. М.,1970.
179. Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М.: Наука, 1977.
180. Цыбульская В.В. Новеллистика Джозефа Конрада: Проблематика и поэтика. Автореф. канд. дисс. Киев, 1982.
181. Шилиня Б.К. Романтическая личность в романах Дж. Ко-нрада//Учен. зап. Тартусского ун-та, 1980, вып. 209.
182. Шилиня Б.К. Сюжет и композиция романов Дж.Конрада. Автореф. канд. дисс. М.: Изд-во МГУ, 1977.
183. Baines J. Joseph Conrad: A Critical Biography. L.: Weidenfeld and Nicolson, 1967.
184. Berman J. Joseph Conrad: Writing as Rescue. N.Y.: Astra Books, 1977.
185. Berthoud J. Joseph Conrad: A Major Phase. Cambridge: Cambridge UP., 1978.
186. Bonney W.W. Thorns and Arabesques: Contexts for Conrad's Fiction. L., 1980.
187. Boyle Т.Е. Symbol and Meaning in the Fiction of Joseph Conrad. L., 1965.
188. Bruffee K.A. Elegiac Romance: Cultural Change and Loss of Hero in Modern Fiction. Ithaca & L.: Cornell UP., 1983.
189. Burkhart Ch. Conrad the Victorian//English Literature in Transition 1880-1920, 1963. № 6.
190. Coolidge 0. The Three Lives of Joseph Conrad. Boston: Houghton Mifflin, 1972.
191. Cooper Ch. Conrad and the Human Dilemma. L.: Chatto & Windus, 1970.
192. Conrad Revisited: Essays for the Eighties/Ed. R.C. Murfin,1985.
193. Conroy M. Modernism and Authority: Strategies of Legitimation in Flaubert and Conrad. L., 1985.
194. Cox Ch.B. Conrad. Harlow, 1977.
195. Critical Essays on Joseph Conrad/Ed. T.Billy. Boston (Mass.),1987.
196. Curie R. The Last Twelve Years of Joseph Conrad. N.Y.: Doubleday, 1972.
197. Daleski H.M. Joseph Conrad: The Way of Dispossession. L.,1977,
198. Davidson A.E. Conrad'a Endings: A Study of the Five Major Novels. N.Y., 1984.
199. Delbanco N. Group Portrait. N.Y.: Quill, 1984.
200. Dowden W.S. Joseph Conrad: The Imaged Style. Nashville: Vanderbuilt UP., 1970.
201. Fleishman A. Conrad's Politics. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1967.
202. Fogel A. Coercion to Speak: Conrad's Poetics of Dialogue. Cambridge (Mass.): Harvard UP., 1985.
203. Ford M.F. Joseph Conrad: A Personal Rememrance. L.: Duckworth, 1924.
204. Fraser G. Interweaving Patterns in the Works of Joseph Conrad. Ann Arbor (Mich.): UMI Research Press, 1988.
205. Gekoski R.A. Conrad: The Moral World of the Novelist. L.,1978.
206. Gillon A. The Eternal Solitary: A Study of Joseph Conrad. N.Y., 1960.
207. Gordan J.D. Joseph Conrad: The Making of a Novelist. Cambridge (Mass.): Harvard UP., 1971.
208. Graver L. Conrad's Short Fiction. N.Y., 1969.
209. Guerard A.J. Conrad the Novelist. Cambridge: Harvard UP.,1966.
210. Guetti J. L., Jr. The Limits of Metaphor: A Study of Melville, Conrad, and Faulkner. Ithaca: Cornell UP., 1967.
211. Gurko L. Joseph Conrad: Giant in Exile. L.: Frederic Muller,1965.
212. Haugh R.F. Joseph Conrad: Discovery in Design. N.Y., 1957.
213. Hawthorn J. Joseph Conrad: Language and Fictional Self-Consciousness. L., 1979.
214. Heart of Darkness: A Case Study in Contemporary Criticism/Ed. by R.C.Murfin. N.Y.: St. Martin's Press, 1989.
215. Hewitt D. Conrad: A Reassessment. Cambridge, 1952.
216. Hunter A. Joseph Conrad and the Ethics of Darvinism: The Challenges of Science. L., 1983.
217. James H. The New Novel//Notes on Novelists. L.: Dent, 1931.
218. Johnson B. Conrad's Models of Mind. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1971.
219. Joseph Conrad. A Collection of Critical Essays/Ed. by M.Mudrick. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1966.
220. Joseph Conrad: An Annotated Bibliography/Ed. by B.E.Teets. Nothern Illinois UP., 1971.
221. Joseph Conrad: A Commemoration/Ed. by N.Sherry. L., 1974.
222. Joseph Conrad: Some Aspects of the Art of the Novel/Ed. Crankshow. L., 1966.
223. Joseph Conrad: The Critical Heritage/Ed. by N.Sherry. L.: Routledge & Kegan Paul, 1973.
224. Karl F.R. A Reader's Guide to Joseph Conrad. N.Y., 1960
225. Karl F.R. Introduction to the Danse Maccabre: Conrad's Heart of Darkness!! Modern Fiction Studies, 1968, Vol. 14. №2.
226. Karl F.R. Joseph Conrad: The Three Lives. N.Y.: Farrar, Straus and Giroix, 1979.
227. Kirschner P. Conrad: The Psychologist as Artist. Edinburgh: Oliver & Boid, 1968.
228. Knowles Owen. A Conrad Chronology. Basingtoke: Macmillan,1989.
229. Land S.K. Conrad and the Paradox of Plot. L.: Macmillan,1984.
230. Lester J. Conrad and Religion. L., 1988.
231. Lothe J. Conrad's Narrative Method. Oxford: Clarendon Press,1989.
232. McClure J.A. Kipling and Conrad: The Colonial Fiction. L.N.Y., 1981.
233. McLauchlan J. Conrad: Nostromo. L., 1969.
234. Moser Th. Joseph Conrad: Achievement ans Decline. N.Y.,1957.
235. Najder Zd. Joseph Conrad: A Chonicle. Cambridge UP., 1983.
236. Nettles E. James and Conrad. N.Y., 1977.
237. Oates J.K. The Immence Indifference of Things': Conrad's NostromoHContrariQs: Essays. N.Y.: Oxford UP., 1981.
238. O'Hanlon R. Joseph Conrad and Charles Darwin. Edinburgh: Salamaner Press, 1984.
239. Page N. A Conrad Companion. Basingtoke: Macmillan, 1986.
240. Palmer J.A. Joseph Conrad's Fiction: A Study in Literary Growth. Ithaca: Cornell UP., 1968.
241. Race H. Joseph Conrad: The Secret Agent. L., 1960.
242. Ray M. Joseph Conrad. L.: Univ. of Aberdeen, 1993.
243. Ray M. Joseph Conrad: Interviews and Recollections. Basingtoke: Macmillan, 1990.
244. Rosenfield C. Paradise of Snakes: An Archetypal Analysis of Conrad's Political Novels. Chicago, 1967.
245. Saveson J.E. Joseph Conrad: The Making of a Moralist. Amsterdam, 1972.
246. Schwarz D.R. Conrad: Almayer's Folly to Under Western Eyes. L.: 1980.
247. Schwarz D.R. Conrad: The Later Fiction. L.,1982.
248. Schneider D.J. Symbolism in Conrad's Lord Jim: The Total Pattern// Modern Fiction Studies, 1966. №4.
249. Seltzer L. The Vision of Melville and Conrad: A Comparative Study. N.Y., 1970.
250. Sherry N. Conrad's Eastern World. Cambridge UP., 1977.
251. Sherry N. Conrad's Western World. Cambridge UP., 1980.
252. Spittles B. Joseph Conrad: Text and Context. L.: Macmillan,1992.
253. Stauffer R. Joseph Conrad: His Romantic Realism. N.Y., 1969.
254. Tanner T. Conrad: Lord J/W/Studies in English Literature, 1963. №12.
255. Tennant R. Joseph Conrad. N.Y.: Atheneum, 1981.
256. The Ugo Mursia Memorial Lectures. Papers from the International Conrad Conference. Univ. of Pisa. 7-11 September 1983/Ed. by M.Curreli. Milano: Mursia International, 1988.
257. Thorburn D. Conrad's Romanticism. New Haven and L.: Yale UP., 1974.
258. Tucker M. Joseph Conrad. N.Y.: Frederick Ungar, 1976.
259. Twentieth Century Interpretations of Lord Jim. A Collection of Critical Essays/Ed. by R.E.Kuehn. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1969.
260. Watt I. Conrad in the Nineteenth Century. Los Angeles: Univ. of California Press, 1979.
261. Watts C. Joseph Conrad: A Literary Life. Basingtoke: Macmillan, 1989.
262. Wiley P.L. Conrad's Measure of Man. Madison, 1954.
263. Yelton D. C. Mimesis and Metaphor: An Inquiry into the Genesis and Scope of Conrad's Symbolic Imagery. The Hague and Paris: Mouton, 1967.1.. Статьи и монографии о Ф.С.Фицджеральде.
264. Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. Новосибирск: Наука, 1975.
265. Засурский Я.Н. Потерянное поколение. Френсис Скотт Фицджеральд и "поэзия отрицательных величин"//3асурский Я.Н. Американская литература XX века. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1984.
266. Зверев A.M. Легенда и истина//Фицджеральд Ф.С. Портрет в документах. М., 1984.
267. Коренева М.М. Творческое наследие Ф.Скотта Фицдже-ральда//Современная художественная литература. 1981. №5.
268. Лидский Ю.Я. Скотт Фицджеральд: Творчество. Киев: Нау-кова Думка, 1982.
269. Старцев А. Горькая судьба Фицджеральда//От Уитмена до Хемингуэя. М.: Сов. писатель, 1981.
270. Тернбулл Э. Скотт Фицджеральд. М.: Молодая гвардия,1981.
271. Allen J. The Catholic Sensibility of F.S.Fitzgerald. N.Y., 1978.
272. Baldwin Ch.C. F.Scott Fitzgerald//The Men Who Make Our Novels. N.Y.: Dodd, Mead and Co., 1924.
273. Bruccoli M.J. Scott and Ernest: The Authority of Failure and the Authority of Success. N.Y.: Random House, 1978.
274. Bruccoli M.J. Some Sort of Epic Grandeur. N.Y.; Harcourt, Brace, Jovanovich, 1981.
275. Bruccoli M.J. The Composition of Tender Is the Night. Pittsburgh, 1963.
276. Bufkin E.C. A Pattern of Parallel and Double: The Function of Myrtle in The Great GatsbyliMofexn Fiction Studies, 1969-1970. №15.
277. Callahan J.F. The Illusions of a Nation: Myth and Histiry in the Novels of F.Scott Fitzgerald. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1972.
278. Carlisle E.F. The Triple Vision of Nick Carraway//Modern Fiction Studies, 1965-1966. Vol.11. №4.
279. Cross K.G.W. F.Scott Fitzgerald. L.: 1964.
280. Doyno V.A. Patterns in The Great Gatsby //Modern Fiction Studies, 1966. № 4.
281. Eble K. F.Scott Fitzgerald. N.Y.: Twayne, 1963.
282. Fitzgerald/Hemingway Annual/Ed. by M.Bruccoli and R.Layman. Detroit: Gale Research Company, 1971.
283. Fitzgerald/Hemingway Annual/Ed. by M.J.Bruccoli and R.Layman. Detroit, 1978.
284. Fitzgerald Newsletter/Ed. by M.J.Bruccoli. Washington (D.C.): NCR Microcard Editions, 1969.
285. Fitzgerald's The Great Gatsby. The Novel, the Critics, the Background/Ed. by H.D.Piper. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1970.
286. F.S.Fitzgerald. A Collection of Criticism/Ed. by K.E.Eble. McGraw-Hill, 1973.
287. F.S.Fitzgerald. The Critical Reception/Ed. by J.R.Bryer. N.Y.,1978.
288. F.S.Fitzgerald. The Man and His Work/Ed. by A.Kazin. N.Y.: The World Publishing Company, 1951.
289. Goldhurst W. F.Scott Fitzgerald and His Contemporaries. N.Y.,1963.
290. Graham Sh. College of One. N.Y.: Viking Press, 1966.
291. Graham Sh. The Real F.Scott Fitzgerald: Thorty-Five Years Later. N.Y.: Grosset & Dunlap, 1976.
292. Hoffman F. The Great Gatsby: A Study. N.Y., 1962.
293. Kuehl J. Scott Fitzgerald's Critical Opinions//Modern Fiction Studies. A Critical Quarterly, 1961. Vol. VII.
294. Lehan R.D. F.Scott Fitzgerald and the Craft of Fiction. Carbondale: Southern Illinois Press, 1966.
295. Le Vot A. F.Scott Fitzgerald: A Biography/Trans. W.Byron. Garden City, N.Y.: Doubleday & Co., 1983.
296. Miller J.E., Jr. F.Scott Fitzgerald: His Art and His Technique. N.Y.: New York UP., 1964.
297. Mizener A. The Far Side of Paradise: A Biography of F.Scott Fitzgerald. Boston: Houghton Mifflin Co., 1949.
298. Piper H.D. F.Scott Fitzgerald: A Critical Portrait. Carbondale: Southern Illinois Press, 1968.
299. Profile of F.S.Fitzgerald/Comp. by M.J.Bruccoli. Columbus (Ohio): Charles E. Merrill, 1971.
300. Riddel N. F.S.Fitzgerald. The Jamesian inheritance, and the Morality of Fiction//Modern Fiction Studies, 1965. Vol. XI.
301. Scrimgeour G. Against The Great G<7fs£y//Criticism, 1966, №6.
302. Sklar R. F.Scott Fitzgerald: The Last Laocoon. N.Y.: Oxford UP., 1967.
303. Thale R. The Narrator as Hero//Twentieth Century Literature, 1957. № 3.
304. Turnbull A. Scott Fitzgerald. N.Y.: Charles Scrtbner's Sons,1962.
305. The Great Gatsby: A Study/Ed. by F.J.Hoffman. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1962.
306. Way B. F.Scott Fitzgerald and the Art of Social Fiction. L.: Edward Arnold, 1980.
307. Whitley J.S. F.Scott Fitzgerald: The Great Gatsby. L.: Edward Arnold, 1976.
308. V. Статьи и монографии о Э.Хемингуэе.
309. Абросимова В.Н. Жанровое своеобразие книги Э. Хемингуэя "В наше время": Автореф. канд. дисс. М., 1984.
310. Анастасьев Н.А. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.
311. Грибанов Б.Г. Хемингуэй: Герой и время. М.: Худож. лит.,1980.
312. Денисова Т.Н. Хемингуэевский "айсберг" и "модусы" экзи-стенциализма//Дениова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев: Наукова думка, 1985.
313. Засурский Я.Н. Подтексты Эрнеста Хемингуэя// Американская литература XX века. М.: Изд-во МГУ, 1984.
314. Затонский Д.В. Так начинается Хемингуэй//Затонский Д.В. Зеркала искусства. М., 1975.
315. Зверев A.M. Территория быка//3верев A.M. Американский роман 20-х 30-х годов. М.: Худож. лит., 1982.
316. Зингерман Б.И. Пикассо, Чаплин, Брехт, Хемингуэй/Юбраз человека и индивидуальность художника в западном искусства XX века. М., 1984.
317. ЛидскиЙ Ю,Я. Творчество Э.Хемингуэя. 2-е изд. Киев,1978.
318. Махлин В.Л. Формы времени и события в творчестве Э.Хемингуэя: Автореф. канд. дисс. М., 1985.
319. Махлин В.Л. Хемингуэй и движение времени//Вопр.лит. 1984. №9.
320. Петрушкин А.И. В поисках идеала и героя: Творчество Эрнеста Хемингуэя в 20-30-е годы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986.
321. Рюкенберг Э.Э. Эволюция героя Эрнеста Хемингуэя в 1923-1940-е годы. Автореф. канд. дисс. М.: Изд-во МГУ, 1974.
322. Соловьев Э. Цвет трагедии//3арубежные литераторы и современность. М.: Худож. лит., 1970.
323. Старцев А.И. Молодой Хемингуэй и потерянное поколение/Ют Уитмена до Хемингуэя. М.: Сов. писатель, 1981.
324. Финкельштейн И. Хемингуэй-романист: Годы 20-е и 30-е. Горький,1974.
325. Хемингуэй в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит.,1994.
326. Adams R.M. The Apprenticeship of William Faulkner//Tulane Studies in English, 1962. №12.
327. Baker C. Ernest Hemingway: A Life Story. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1969.
328. Baker C. Ernest Hemingway: The Writer as Artist. Princeton: Princeton UP., 1963.
329. Burgess A. Ernest Hemingway and His World. Thames and Hudson, 1978.
330. Donaldson S. By Force of Will: The Life and Art of Ernest Hemingway. N.Y.: The Viking Press, 1977.
331. Ernest Hemingway: A Collection of Criticism/Ed. by A.Waldhorn. N.Y.: McCraw Hilt, 1973.
332. Ernest Hemingway: Five Decades of Criticism/Ed. L. Welshimer. East Lasting (Mich.): Michigan State UP., 1874.
333. Ernest Hemingway: The Man and His Work/Ed. by J.K.McCaffery. Cleveland and N.Y.: World Publishing, 1950.
334. Fenton Ch.A. The Apprenticeship of Ernest Hemingway: The Early Years. Cansas, 1961.
335. Fitzgerald/Hemingway Annual/Ed. by M.J.Bruccoli and C.F. Clark, Jr. Washington: Microcard Editions, 1971.
336. Fitzgerald/Hemingway Annual, 1973.
337. Gurko L. Ernest Hemingway and the Pursuit of Heroism. N.Y.: Thomas Y. Crowell Co, 1968.
338. Halliday E.M. Hemingway's Narrative Perspective//Sewanee Review, 1952. LX.
339. Harmon R.B. Understanding Hemingway: A Study and Research Guide. Scarecrow Press, 1977.
340. Hayes P.L. Conrad and Hemingway//American Notes and Queries, 1976. Vol. XIV. №6.
341. Hemingway: A Collection of Critical Essays/Ed. by R.P. Weeks. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hail, 1962.
342. Hemingway and His Critics: An International Anthology/Ed. by C.Baker. N.Y.: Hill and Wang, 1961.
343. Hemingway: The Critical Heritage/Ed. J.Meyers. L., Boston and Henley: Routledge & Kegan Paul, 1982.
344. Joost, Nicholas. Ernest Hemingway and the Little Magazines: "The Paris Years". Barre (Mass.): Barre Publishers, 1968.
345. Killinger J. Hemingway and the Dead Gods: A Study in Existentialism. Univ. of Kentucky Press, 1960.
346. Kyndrup M. Framing and Fiction: Studies in Rhetoric of Novel, Interpretation, and History. Aarhus UP., 1992.
347. McCarthy P. Opposites Meet: Melville, Hemingway, and Heroes// Kansas Quarterly, 1975. №4.
348. Meyers J. Hemingway. A Biography. N.Y.: Harper & Row,1985.
349. Oldsey B. Hemingway's Hidden Craft. The Writing of A Farewell to Arms. The Pennsylvania State UP., 1979.
350. Poli B.J. Ford Madox Ford and the Transatlantic Review. Syracuse: Syracuse UP., 1967.
351. Reynolds M. Hemingway : The Paris Years. Oxford, 1989.
352. Reynolds M. Hemingway's Reading 1910-1940: An Inventory. Princeton: Princeton UP., 1981.
353. Reynolds M. The Sun Also Rises: A Novel of the Twenties. Boston, 1988.
354. Rovit E. Ernest Hemingway. N.Y.: Twayne Publishers, 1963.
355. Scott A. In Defence of Robert Kohn//ColIege English, 1957.6.
356. Scott N.A., Jr. Ernest Hemingway: A Critical Essay. William B. Eerdmans, 1966.
357. Stephens R.O. Hemingway's Non-Fiction: The Public Voice. Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press, 1968.
358. Twentieth Century Interpretations of A Farewell to Arms. A Collection of Critical Essays/Ed. by J.Gellens. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1970.
359. Wayne E.K. Hemingway in Germany: The Fiction, the Legend, and the Critics. Athens: Ohio UP., 1973.
360. Wirt W. The Tragic Art of Ernest Hemingway. Baton and L.: Louisiana State UP., 1981.
361. Young Ph. Ernest Hemingway: A Reconsideration. Pennsylvanya State UP., 1966.