автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Национальная государственность
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Иликова, Лилия Эрнестовна
Введение.
Глава I. Национализм как идеологический феномен
§1 Понятие национализма в отечественном и западном научных дискурсах.
§2 Основные теоретические подходы в изучении национализма.
§3 Национализм в современном мире: классификация. основных типов.
Глава II. Национальное государство как воплощение идеи национализма.
§1 Нация как основа легитимности государства.
§2 Этническое возрождение и политизация этничности: политическая функциональность этнонационализма.
Глава III. Национализм и межэтнические отношения в Республике Татарстан: история и современность
§1 Исторические этапы становления татарской государственности.
§2 Компоненты формирования национального самосознания татар: исламизм, тюркизм, национализм.
§3 Суверенитет и развитие межэтнических отношений.
Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Иликова, Лилия Эрнестовна
Актуальность темы исследования. Современный этап развития наций и национальных отношений характеризуется противоречивой направленностью разнородных процессов. С одной стороны, отчетливо проявляются тенденции глобализации мировых процессов, универсализации культуры, стремление человеческого общества к объединению и интеграции, выражающееся, в частности, в создании всевозможных экономических, политических, культурных объединений. С другой стороны, многие ученые-обществоведы, политологи, общественные деятели называют XX век «веком национализма», и считают возможным говорить о «возрождении» этничности, обозначая, таким образом, явление усиления роли этничности в социальных процессах, активизации национального самосознания. XX век обусловил специфическую роль национального самосознания - оставаясь субъективным фактором развития общества, оно в то же время становится необходимым элементом реализации объективных мировых процессов.
Эпоха индустриального общества провозгласила тезис, согласно которому все локальные культурные этнические различия потеряли свою значимость и должны уйти с исторической сцены. Однако события, происходящие на постсоветском пространстве, ясно демонстрируют тот факт, что этнические различия продолжают оставаться актуальными. Поэтому со всей остротой встает вопрос необходимости изучения процессов изменения идеологической направленности общественных движений, создания нового типа этнокультурной, национально-политической общности.
На всем пространстве бывшего Советского Союза в настоящее время идет процесс построения новых национальных государств. Происходящие в различных регионах процессы самоопре4 деления, суверенизации, активизация деятельности национальных движений, придание им институционального характера определяет необходимость дальнейшего изучения проблем феномена возрождения и политизации этничности, процессов суверенизации и национально-государственного строительства; теоретическое осмысление сущности и причин этих процессов, выявление тенденций их развития.
Реформирование политической системы, ликвидация жестко централизованной схемы управления неоднозначно отразилась на состоянии национальных отношений в нашей стране. С одной стороны, были созданы благоприятные условия для развития национальных культур, совершенствования национальной государственности в рамках Российской Федерации, или за ее пределами. Вместе с тем, кризисные явления в экономике и политике, отрицание наличия ряда позитивных моментов национального развития, достигнутых за период существования СССР, привели к появлению негативных этнонационалистических тенденций, стремлению к этносепаратизму и изоляции. Представляется очевидным, что процесс реформирования национальных отношений, и всего общества в целом требует достаточно длительного периода, за который социум обретает качественно новые характеристики. Республика Татарстан одной из первых в Российской Федерации встала на путь реформирования общественных отношений, провозгласила Декларацию о Государственном Суверенитете, приняла Конституцию, запрещающую изменение ее государственно-правового статуса. Рост влияния этносоциального фактора на развитие политических процессов в Республике Татарстан, таким образом, особенно ощутимо проявляется с начала 90-х годов, когда Татарстан избрал во многом уникальный путь общественно-политического развития.
Актуальность темы обусловлена также необходимостью дальнейшей разработки теоретических проблем национально5 государственного строительства, национализма и национальных отношений, преодоления ряда стереотипов, сложившихся в отечественной научной литературе.
Объектом исследования является национальная государственность как воплощение идеи национализма. Предметом анализа является процесс построения национальной государственности.
Степень разработанности темы. Отдельные стороны и аспекты изучения динамики изменения государственно-правового статуса субъектов Российской федерации, процесса формирования национальной государственности и соотношения этих процессов с феноменом «этнического возрождения» в той или иной мере выступают предметом исследования в трудах зарубежных и отечественных социологов, политологов, этнологов. Подавляющее большинство социологических работ, посвященных тематике национального государства и национализма - произведения западноевропейских авторов, сам термин «национальное государство» берет свое начало в западноевропейских общественных идеологиях конца XVIII века. В отечественной литературе до последнего времени был распространен подход к проблеме, основанный на марксистской теории наций и национальных отношений. Однако в настоящее время осуществляются и попытки анализа национальных процессов, основанные на конструктивистской трактовке этнического самосознания.
В социологической литературе выделяется несколько подходов к проблемам наций и национализма:□ примордиалистский подход (Д.Белл, Ю.В.Бромлей, Ю.Вонг, К.Гирц, Х.Исаакс, Д.Клуксен-Пита, Р.Подольный, 6
И.Уоллерстайн, Р.Шоу, М.Штайнмюллер А.Эпштейн,, который предполагает существование имманентно присущего индивиду «этнического чувства», способного порождать этнически значимые символы, которые, в свою очередь, могут активизироваться в этническом самосознании и оказывать влияние на характер взаимодействия этнических групп между собой; конструктивистский подход (Б.Андерсон, Л.Вейль, Л.М.Дробижева, Д.Кондо, В.В.Коротеева, Е.Рузенс, Э.Смит, В.А.Тишков, Э.Хобсбаум, Дж.Холл и др.2), согласно которому этническое самосознание является продуктом осознанной человеческой деятельности;
- классические теории национализма Эрнста Геллнера, Джу-зеппе Мадзини, Эрнеста Ренана3;
- коммуникативный подход Карла Дойча4, в концепции которого национализм выступает как индикатор социальной мобилизации общества;
1 Geertz С. The integrative revolution: primordial sentiments and the civil politic in the New States. New York, 1963; Bell D. Ethnicity and social change/ Ethnicity: theory and experience. Cambridge, 1975; Wallerstein I.The Capitalist world economy. Cambridge, 1978; Epstein A. Ethnos and identity. London, 1978; Isaacs H. Idols of the tribe: group identity and political change. New York, 1975; Shaw R., Wong Yu. Genetic seeds of Warfare: Evolution, Nationalism and Patriotism. Boston, 1985; Kluxen-Pyta D. Nation und Ethos. Muenchen, 1991; M .-Steinmueller. Die Idee der Nation. Zurich, I960; Бромлей Ю.В., Подольный P. Человечество - это народы. М. , 1990, Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
2 Hobsbawm Е. Nations and nationalism since 1870. Cambridge, 1990; Smith A. Theories of nationalism. New York, 1991; B.Anderson. Immagined communities. London,1983; Vail L. The creation of tribalism in Southern Africa. Berkeley, 1989; Roosens E. Creating ethnicity: the process of ethnogenesis. Newbury, 1989, Kondo D. Crafting selves. Chicago, 1990, Дробижева Л.М.
3Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1990; Renan Е. What is а nation. Nation and narration. New York, 1990; Mazzini G. Antologia degli scritti politici. Milano, 1961.
4Deutsch K. Nationalism and social communication. L., 1981. 7
- инструментализм (Дж.Брейли, Дж.Келлас, К.Янг1) , согласно которому этничность чаще всего используется в качестве инструмента для достижения других целей;
- теория культурного конфликта (Джошуа Фишман2) , согласно которой культурные различия ведут к осознанию этнических границ, и конфликтности;
- теория социальной мобилизации (концепция «внутреннего колониализма» Майкла Хехтера3) , утверждающая интерактивный характер возникновения этнической общности;
- марксистская теория обществознания, в частности, теория наций и национальных отношений (Р.Г.Абдулатипов, Э.А.Баграмов, Ю.В.Бромлей, М.С.Джунусов, К.Ф.Фасеев, Х.Х.Хасанов4)
1Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность/ Этничность и власть в полиэтничных государствах. М. , 1994; Kellas J. Nazionalismi ed ethnie. Il Mulino. 1994; Breully J. Nationalism and the State/nazionalismo e lo stato. Il Mulino. 1994
2Fishman J. The rise and fall of the ethnie revival: perspectives on language and ethnicity. Berlin-New York-Amsterdam, 1995.
3 Hechter M. Internal colonialism. London, 1975. Абдулатипов. P.Г. Человек. Нация. Общество. M.: Издательство политической литературы, 1991. 222с. Баграмов.Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. М.: Мысль, 1966. 327с.;
Бромлей Ю. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.:Наука, 1987. 333с.; Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. М.:Мысль, 1990. 391с.; Бромлей Ю.В. очерки теории этноса. М. : Наука, 1983. 412с.; Булатов P.M. Советский народ - новая историческая общность людей. Казань, 1972. 20с; Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата: Казахстан, 1990. 197с.; Джунусов М.С. Буржуазный национализм: принципы критики. М.:Наука, 1986. 238с.; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. Ашха-бад:Ылым, 1988. 402с. Фасеев К.Ф. Национальное и интернациональное в социалистической культуре. Казань, 1970. 80 е.; Фасеев К.Ф. Вспоминая прошедшее. Казань, 1999. 115с.; Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977. 328с. 8
- разработки татарстанских исследователей проблем национализма и этничности, посвященные анализу процессов суверенизации, «этнического возрождения» татар, роста национального самосознания (Р.М.Амирханов, Н.Дэулет, Г.Исхаки, Д.М.Исхаков, P.C.Хакимов1)
В данной работе национализм рассматривается не как идеология дискриминации по этническому признаку или этнический эгоизм, а как выражение стремления народа к достижению государственной самостоятельности.
Цель настоящей работы - раскрыть сущность и содержание процессов конструирования национальной государственности и определить место и роль этих процессов в трансформирующемся обществе Республики Татарстан. Постановка данной цели предполагает последовательное решение ряда взаимосвязанных задач:
- на основе понятий, посредством которых осуществляется анализ национализма как важного фактора современной общественной жизни, определить категориальный аппарат, соответствующий современной ситуации в сфере национальных отношений;
- исследовать различные подходы к исследованию национализма;
1 Хакимов P.C. Россия и Татарстан: у исторического перекрестка// Панорама -Форум. - 1997. - №1. С.34-63.; Исхаки Г. Идель-Урал: Политическая история татар. Наб.Челны, 1993. 63с. Дэулет Н. Развитие национального самосознания у татар в XX веке// Панорама - Форум - 1996 - №2 - С. 120.; Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья. Казань, 1993. 124с.; Амирханов P.M. Татарская национальная идеология// Панорама - Форум - 1996 - №1 - С.22-50. Исламшина Т.Г. Возвращение утраченного. Казань, 1991. 143с., Исламшина Т. Г. Интернационалистское воспитание: перестройка форм и средств. Казань, Изд-во КГУ. 1990. 212с.,Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтничного общества: социологический очерк. Казань, 1996. 247с. 9
- представить разнообразие определений национализма в отечественном и зарубежном научных дискурсах;
- рассмотреть существующие классификации видов национализма;
- раскрыть роль этнической составляющей в политических процессах трансформирующегося общества и в образовании новой социально-политической структуры обновленной государственности;
- определить место и роль национализма как идеологии в процессах построения национальной государственности;
- проанализировать процесс становления татарской государственности в историческом аспекте, а также рассмотреть характерные черты развития межэтнических отношений в Республике Татарстан после провозглашения Декларации о независимости 1990 года.
Теоретике»-методологическая основа. Для изучения процессов трансформирующегося общества, каким является постсоветское общество, наиболее целесообразным представляется инстру-менталистско-конструктивистский подход, объединяющий несколько теоретических концепций, и полагающий основным фактором возникновения и активизации национального самосознания существования «объективных интересов», стимулирующих деятельность национальных общественных движений по выдвижению требований относительно изменения политико-правового статуса этнической общности. Кроме того, в качестве методологической основы данного исследования выступают положения и принципы, разработанные в области изучения национализма и национальной государственности Б.Андерсоном, Дж.Брейли, Э.Геллнером, Л.М.Дробижевой, Д.Клуксен-Пита, В.В.Коротеевой, Э.Ренаном, Э.Смитом, Э.Хобсбаумом. В целом, диссертационное исследование базируется на принципах историзма и системного подхода.
10
Основным методом эмпирического анализа является вторичный анализ данных о состоянии межэтнических отношений, прежде всего в Республике Татарстан, собранных службами изучения общественного мнения (Центр изучения социальных проблем г.Казани, ВЦИОМ), исследовательской группой Института Этнологии и Антропологии РАН.
Научная новизна данной работы заключается, прежде всего, 1)в комплексном анализе процессов становления национальной государственности на постсоветском пространстве на примере Республики Татарстан в контексте инструменталистско-конструктивистского подхода. 2) Доказывается тезис о том, что в Татарстане происходит процесс конструирования национальной государственности. Об этом свидетельствует как институционально оформленный рост интереса к возрождению уже существовавших национальных традиций (в частности, религиозных), так и «изобретение» новых традиций (таких, например, как празднование Дня Республики 30 августа) . 3) Утверждается, что процесс конструирования национальной государственности осуществляется представителями республиканской политической и интеллектуально-культурной элиты, и находит свое отражение в настроениях большинства населения республики
Научно-практическая значимость данного исследования связана с тем, что его результаты могут поспособствовать лучшему пониманию процессов трансформации постсоветского общества, связанных с образованием новых национальных государств. Материалы и выводы исследования могут найти применение при разработке отдельных положений национальной политики органами государственного управления. Кроме того, полученные знания могут быть использованы при разработке учебного курса.
Апробация основных положений диссертационного исследования нашла свое отражение в опубликованных статьях, посвященных указанной тематике.
11
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы. Первая глава «Национализм как идеологический феномен» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Понятие национализма в отечественном и западном научных дискурсах» дается обзор научного разнообразия определений национализма. В частности, констатируется существование серьезных различий между негативно-оценочным определением национализма, принятым в советском, а теперь в российском обществознании, и ценностно-нейтральным пониманием, характерным для западной науки. Во втором параграфе «Основные теоретические подходы в изучении национализма» предлагается обзор различных подходов к изучению национализма - от примордиалистского, с его социобиологи-ческим обоснованием, до конструктивистского и инструментали-стского подходов, в контексте развернувшейся между ними полемики по поводу вопросов о происхождении этнического самосознания. В третьем параграфе «Национализм в современном мире: классификация основных типов» приводится ряд существующих классификаций и типологий национализма, проводимых, в частности, на основании значимости этнической идентичности в определении национальной принадлежности, в соответствии с историческими и географическими параметрами, в зависимости от формы и интенсивности проявлений националистической идеологии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальная государственность"
Заключение
В данной работе была предпринята попытка проанализировать процесс построения национальной государственности и определить его место в социально-политической ситуации трансформирующегося общества, исходя из конструктивистско-инструменталистского понимания этничности и национального самосознания. Решение поставленных задач позволило прийти к следующим выводам:
- Для лучшего понимания изменений социально-политического характера, происходящих на постсоветском пространстве, необходим новый концептуальный аппарат. Как известно, в советском, а впоследствии и в российском обществознании, считались общепринятыми категориальный аппарат и терминология, разработанные в рамках марксистско-ленинской теории. Не отвергая принципов этой теории, вместе с тем, необходимо отметить, что ряд ее положений более не может считаться соответствующим современным реалиям в области национальных процессов.
- Одним из перспективных и наиболее плодотворных направлений исследований проблем нации и национализма представляется комплексный подход, сочетающий основные принципы конструктивизма и инструментализма. Следуя такому направлению, предполагается использовать понятие национализма как выраженное этнической элитой стремление общности к приобретению политического суверенитета и государственности, оправданное интересами своей этнической группы.
- Несмотря на множество существующих типологий национализма, основные различия заключаются в том, от лица какой группы вы
152 двигается требование приобретения независимости. Это может быть либо группа, основанная исключительно на принципе этнической принадлежности, либо полиэтническая группа, составляющая единую нацию. Соответственно, могут быть выделены две основные модели национализма: этнический и гражданский национализм.
- В настоящее время на постсоветском пространстве идет попытка построения новых национальных государств, и может быть прослежена аналогия с моделью европейского национального государства;
- Настоящий этап развития национальной государственности демонстрирует «ответ» на возрастающую тенденцию к унификации культур, предлагая возврат к традиционным этническим ценностям, что фактически означает конкуренцию между национализмом и процессами глобализации, актуальными для современной постмодерной цивилизации.
- Феномен «этнического возрождения» имеет в своем основании рост этнического самосознания, увеличение значимости этнической идентичности. Это может объясняться именно соотношением вышеуказанных процессов, когда национальное государство занимает «оборонительную позицию», а опыт глобализационных тенденций лишь подчеркивает осознание этнико-культурных различий. Это, в свою очередь, может приводить к росту этнонацио-нальных движений и межэтнической напряженности.
- Пониманию процессов «этнического возрождения» способствует также концепция «этнического манипулирования», согласно которой потенциал этничности используется группой элит для реализации личных корыстных интересов, будь то властные полномочия, психологические или моральные выгоды. Чаще всего субъектом и инициатором этнополитических требований национальных движений выступают представители политической или интеллектуально-культурной элит. Распространение националистических
153 идеологий придало таким требованиям элит возможность легитимизации, кроме того, этничность получила значимый политический потенциал.
- Для достижения целей, связанных с обретением суверенитета, политической независимости, этнонациональными движениями используется определенная стратегия действий. Общая тенденция феномена «этнического возрождения» - это отход от стратегий, основанных на изоляционизме и приспособлении в сторону тех же, базирующихся на принципах комунитаризма, автономизма, сепаратизма и ирредентизма. Существовавшая оборонительная тактика сменилась активно агрессивной, усилия перенаправлены на создание идентичности нового типа - более открытой и динамичной; такой идентичности, которая позволила бы открыто отстаивать свои права, и была бы идеологически обоснована.
- Процесс построения обновленной государственности в Республике Татарстан имеет под собой историческое обоснование - Татарстан уже обладал своей государственностью до присоединения в середине XVI века к формирующемуся Русскому государству. Особое положение нашей республики в геополитическом пространстве России объясняется не только многочисленностью татар, наличием огромных природных и материальных ресурсов, но также и фактором этнокультурного порядка - татары являются этносом, обладавшим собственной, существенно отличающейся от русской «высокой культурой» еще до 1917 года. В настоящее время Татарстан является республикой, в которой идеи государственности были наиболее полно реализованы и конституционно оформлены. Все это дает основание говорить о существовании особого пути развития республики - так называемой «Модели Татарстана» .
- В национальном самосознании татар, получившем в последние годы новый виток своего развития, важную роль играют идеологические факторы, имеющие историческое значение. В частности,
154 ислам, как религия, принятая предками современных татар несколько веков назад, и продолжающая сохранять свою значимость в настоящее время; тюркизм - свидетельство признания татарами своей принадлежности к исторически родственным тюркским народам, политическим и культурным приоритетам общетюркской цивилизации; национализм - начавший свое развитие в начале XX века как джадидизм, и получивший свое оформление в 90-х годах этого века как идеология суверенитета.
- Татарстанский вариант «создания» нации как согражданства, независимо от этнической принадлежности, позволяет говорить о том, что такой путь развития представляется наиболее перспективным для полиэтничных регионов. Об этом же свидетельствует ситуация, складывающаяся в сфере межэтнических отношений: результаты социологических исследований, проведенных за период после провозглашения Декларации о независимости, показывают, что ситуация в сфере межэтнического общения, по оценкам населения республики, остается стабильной и благополучной.
В соответствии в конструктивистско-инструменталистским подходом, использованным в качестве методологической основы данной диссертационной работы, полагается возможным утверждать, что в Татарстане происходит процесс конструирования национальной государственности. Об этом свидетельствует как институционально оформленный рост интереса к возрождению уже существовавших национальных традиций (в частности, религиозных) , так и «изобретение» новых традиций (таких, например, как празднование Дня Республики 30 августа). Этот процесс проводится в жизнь представителями республиканских политических и интеллектуально-культурных элит, и нашел впоследствии свое отражение в настроениях большинства населения республики .
Итак, процесс построения национальной государственности оказывает значительное влияние на изменение социально
155 политической ситуации трансформирующегося образования, каким представляется современное российское общество.
Вне зависимости от того, насколько удачной оказалась эта попытка анализа процессов конструирования национальной государственности, определяемых с точки зрения конструк-тивистско-инструменталистского подхода, данный подход, по мнению автора исследования, позволяет расширить понимание феномена «этнического возрождения», национализма и национальной государственности. Одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего исследования, очевидно, следует признать проведение конкретных социологических исследований по изучению динамики протекания процессов создания национальной государственности и роли этнических элит в этих процессах. Обобщение полученных данных позволит более существенно пополнить социологическое знание в данной области.
156
Список научной литературыИликова, Лилия Эрнестовна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"
1. Абдулатипов. Р.Г. Человек. Нация. Общество. М. : Издательство политической литературы, 1991. 222с.
2. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения. Казань, 1986. 160с.
3. Алишев С.Х. Источники по истории Татарстана. Казань, 1995. 496с.
4. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья. Казань, 1993. 124с.
5. Амирханов P.M. Татарская национальная идеология// Панорама- Форум 1996 - №1 - С.48.
6. Амирханов P.M. Татарская национальная идеология: история и современность// Панорама Форум. - 1996 - №1 - С.28.
7. Амирханов P.M. Татарская национальная идеология: история и современность// Панорама Форум. - 1996 - №1(4) - С.27
8. Баграмов. Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. М.: Мысль, 1966. 327с.
9. Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. (Сборник официальных документов). 1990-1995. Казань, 1996. 102 с.
10. Ю.Бенингсен А. Мусульмане в СССР// Панорама Форум. - 1995- №3 С.108-126.
11. Бромлей Ю. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 333с.
12. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество это народы. М.: Мысль, 1990. 391с.157
13. Бромлей Ю.В. очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412с.
14. Булатов Р.М. Советский народ новая историческая общность людей. Казань, 1972. 20с.
15. Вопросы истории Татарии. Казань, 1962. 272с.
16. Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. 295с.
17. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата, Казахстан, 1990. 197с.
18. Джунусов М.С. Буржуазный национализм: принципы критики. М. : Наука, 1986. 238с.
19. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. Ашхабад: Ылым, 1988. 402с.
20. Дробижева Л.М. Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. М.: Мысль, 1996. 381 е.
21. Дробижева Л.М. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М.: ИС РАН, 1998. 387 с.
22. Дробижева Л.М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений./ Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. С.45-63.
23. Договор между органами государственной власти РФ и РТ. Белая книга Татарстана. Казань, 1995. С.86-92.
24. Дэулет Н. Развитие национального самосознания у татар в XX веке// Панорама Форум - 1996 - №2 - С.120.
25. Григорьев А.Н. Христианизация нерусских народностей как один из методов национально-колониальной политики царизма.// Материалы по истории Татарии, вып.1. Казань, 1948. 488с.
26. Жоржон Ф.Тюркские интеллигенты России в Оттоманской Империи и их влияние в эпоху младотурок.// Ислам в татарском мире: история и современность. Казань, 1997. С.191-198.158
27. Закиев М.З. Татары: проблемы истории и языка. Казань. 1995. 4 64с.
28. Из истории татарской общественной мысли. Казань, 1979. 169с .
29. Исхаки Г. Идель-Урал: Политическая история татар. Наб. Челны, 1993. 63с.
30. Исламшина Т. Г. Возвращение утраченного. Казань, 1991. 143с.
31. Исламшина Т.Г. Интернационалистское воспитание: перестройка форм и средств. Казань, Изд-во КГУ. 1990. 212с.
32. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтничного общества: социологический очерк. Казань, 1996. 2 47с.
33. История Татарской АССР. Казань, ТКИ. 1980. 240 с.
34. Кисс Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы. /Этничность и власть в по-лиэтничных государствах. М.: Наука, 1994. С. 133-176.
35. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самоосознания в конце XX века./ Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994. С.35-70.
36. Ленин В.И. Полное собрание сочинений Т.25. С.258 -259.
37. Ленин В.И. Полное собрание сочинений Т.40. С.98.
38. Мирсаит Султан-Галиев и идеология национально-освободительного движения. М.: ИНИОН, 1990. 141с.
39. Нагенгаст К. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство./ Этничность и власть в полиэтничных государствах. М. : Наука, 1994. С. 177-199.
40. Политический словарь. М.: Госиздат, 1940. С.371-372.
41. Советский Энциклопедический Словарь. М. : «Советская энциклопедия», 1986. С.869-870159
42. Социологический энциклопедический словарь., М.: Инфра-М-Норма, 1998. С.58.
43. Султан-Галиев М.Х. Избранные труды. Казань, 19 98. 719с.
44. Султан-Галиев М.Х. Статьи. Выступления. Документы. Казань, ТКИ. 1992. 518с.
45. Тамбиа С. Национальное государство, демократия и этнический конфликт./ Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994. С.203-238.
46. Тишков В.А. Амбиции лидеров и надменность силы: заметки о чеченском кризисе // Свободная мысль. 1995. - № 1.-С.35-42.
47. Фасеев К.Ф. Национальное и интернациональное в социалистической культуре. Казань. Изд-во КГУ, 1970.80с.
48. Фасеев К.Ф. Вспоминая прошедшее. Казань, 1999. 115с.
49. Хакимов Р.С. Россия и Татарстан: у исторического перекрестка// Панорама -Форум. 1997. - №1. - С.34-63.
50. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977. 328с.
51. Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность./ Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: «Наука», 1994. С. 85-132.
52. Литература на иностранных языках:
53. B.Anderson, Imagined communities. Reflections on the origin and spread of nationalism. London, NLB, 1983
54. Banks M. Ethnicity: anthropological constructions. London and New York. 19 9 6
55. Barth F. Ethnic groups and boundaries. Bergen, 1969.
56. Brass P. Ethnicity and nationalism: theory and comparison. New Delhi, 1991160
57. D.Bell Ethnicity and social change/ Ethnicity: theory and experience. Cambridge, Harvard University Press, 1975. 165p.
58. A.Benningsen & G.Lemersier-Quelqeaj ay. Islam and the Soviet Union. London, 1967. 121 p.
59. Bovone L. Storia di vita composita. II Mulino, Milano 1994.
60. Breully J. II nazionalismo e lo stato. II Mulino, 1994
61. Connor W. Ethnonationalism: the quest for understanding. Princeton, 1994.
62. Diani M.,Melucci A. Nazioni senza stato. I movimenti etnico-nazionali in Occidente. Milano. Feltrinelli, 1992. 198 p.
63. Deutsch K. Nationalism and social communication: an inquiry into the foundations of nationality. Cambridge, 1953 .
64. J.G.Herder on social and political culture. Cambridge University press, 1969. 230 p.
65. Emerson R. From empire to nation: the rise of selfassertion of asian and african peoples. Harvard University Press, 1960. 190 p.
66. Eriksen T. Ethnicity and nationalism. Anthropological perspectives. London, 1993.
67. Epstein A. Ethnos and Identity. London: Tavistock Publications, 1978.
68. Fukuyama F. Are we at the end of History? Fortune, 1990. P.75.
69. Gellner E. Nazioni e nazionalismi. Roma. Editori Riuniti, 1985
70. Geertz C. The integrative revolution: primordial sentiments and civil politic in the New States. New York, 1963.161
71. Greenfeld L. Nationalism: five roads to modernity. Cambridge, 1992.
72. Hechter M. Internal colonialism: the celtic fringe in british national development, 1536-1966. London, 1975
73. Hechter M. The dynamics of secessions// Acta sociologica, 35. 1992.
74. Hobsbawm A. Nations and nationalism since 1870. Oxford, 1989. 315 p.
75. Hobsbawm E., Ranger T. The invention of tradition. Cambridge, 1983.
76. Isaacs H.R. Idols of the tribe: group identity and political change. New York: Harper&Row, 1975. 215 p.
77. Kellas J. Nazionalismi ed ethnie. II Mulino. 1994. 224p.
78. Kluxen Pyta D. Nation und Ethos. Die Moral des patritismus. Verlag Karl Freiburg. Muenchen, 1991 - S. 148 .
79. Kohn H. L'idea del nazionalismo nel suo sviluppo storico. Firenze, La Nuova Italia, 1956. 350 p
80. Kohn H. Nationalism. Its meaning and history. New York, 1966 .
81. Kurtzman J. The death of money: how the electronic economy has destabilized the world's markets and created financial chaos. New York, 1993. 370 p.
82. The nation of scots and the declaration of abroath (1320), London, Historical Association Pamphlet, 1970.
83. Language and nationalism. Two integrative essays. Rowley, Newbury House, 1973. 240 p.
84. Mazzini G. Fede e avvenire. Antologia degli scritti politici di Giuseppe Mazzini, II Mulino, 1961. 221p.
85. Moore S. The production of cultural pluralism as a process// Public culture, 1989 №1- P.28-41.162
86. Olson M. The logioof collective action. Cambridge, MA, 1965.
87. Renan E. What is a nation. Nation and narration. New York, Routledge. 1990. 139 p.
88. Rusconi G.E. Se cessiamo di essere una nazione. II Mulino/Contemporanea 60, 1996. 328 p.
89. Roosens E. Creating ethnicity: the process of ethnogenesis. Newbury, 1989; Kondo D. Crafting Selves: Power, gender and discourses of identity in a japans workplace. Chicago Press, 1990.
90. Smith A. Nations and nationalism since 1870. 315 p.
91. Smith A. Le origine etniche delle nazioni. Bologna, II Mulino. 1992. 278 p.
92. Smith A. National identity. London, 1991.
93. Smith A. Theories of Nationalism. New York: Harper Torchbooks, 1991.
94. Shaw R.P., Wong Yu. Genetic Seeds of Warfare: Evolution, Nationalism and Patriotism. Boston, 1986
95. M. Steinmueller. Die idee der Nation. Buchdruckerei Arthur Wuersten AG Zurich, 1960. S. 158.
96. Tolleranza e communita'. Un confronto tra le teorici comunitari e la teoria liberale//«Iter>>, 1993 №1 - P. 87101.
97. Ungaro D. Etnonazionalismi, postcommunismo e capitalismo postliberale. Proposte per un'analisi integrata.// Iter, 1991 №3 - P.164-184.
98. Vail L. The creation of tribalism in Southern Africa. Berkeley: University of California Press, 1989.
99. Wallerstein I. The capitalist world economy. Cambridge University Press, 1978.