автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Национальная художественная интеллигенция и власть в Татарстане
Текст диссертации на тему "Национальная художественная интеллигенция и власть в Татарстане"
■п а
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ШАКИРЗЯНОВ МАРАТ АМУРОВИЧ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ В ТАТАРСТАНЕ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В 1920-1930-Е ГОДЫ
23.00.03 - ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук
кандидат исторических наук, доцент Кургаева Ж.Ю.
доктор исторических наук, профессор Цейтлин Р.С.
Научные руководители:
V Я 1 я и Т. — юоч
IV м V» 11 V л У У У
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА
ПРОБЛЕМЫ.................................................................................................18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ РЕГИОНА......................................................................................................37
ГЛАВА 3. СКЛАДЫВАНИЕ СИСТЕМЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ В 20-30-Е ГОДЫ....................................................67
ГЛАВА 4. ИДЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ТАТАРСТАНЕ В 1920-1930 ГОДАХ.................96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............124
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Отечественная интеллигенция имеет богатое историческое прошлое. Будучи сложным объектом и субъектом истории и культуры, идеологии, государства и общества, она многогранностью своих социально-политических функций порождает плюрализм в оценке своего феномена. Многомерность подходов к определению ее места в истории ярко воплощают те представители гуманитарного знания, которые не только занимаются ее углубленным изучением, но и определяют идеологическую значимость и тот политико-культурный потенциал, что выпадает на ее долю в переломные моменты истории. Поэтому, рассматривая с различных позиций этот историко-культуро логический феномен1, его идейно-политическое и
профессионально-функциональное назначение и варианты возможного
2
взаимодеиствия с властями , следует учитывать существующую разноплановость выводов и определений. Так, сторонники формационно-классового подхода видят в интеллигенции лишь социальную прослойку общества, которая была лишена собственности и занималась исключительно умственным трудом. Приверженцы формально-образовательных критериев, напротив, считали, что для отнесения к ней вполне достаточно наличия такого элемента, как соответствующее профессиональное образование. Существуют попытки обозначить принадлежность к этой категории и через нравственные оценки. Но этот критерий лишает возможности включить в ее ряды тех, кто не отвечает высшим принципам справедливости, добра,
1 См.: Давыдов Ю.Н. Два подхода к пониманию российской интеллигенции. -Свободная мысль. - 1991. - №18. Колеров М.А. Самоанализ интеллигенции как политическая философия. - Новый мир. - 1994. - № 8. и др.
2 См.: Дегтярев Е.Е., Егоров В.К. Интеллигенция и власть (феномен российской интеллигенции и проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти). - М.: 1993. ТрошкинЕ.И. Интеллигенция и власть. - СОЦИС. - 1990. - №3. Чуклинов А.Е. Интеллигенция и власть: проблема взаимодействия. Автореферат дисс. канд. полит, наук. -М.: 1995.
гуманизма1.
Есть еще один подход. Некоторые исследователи пытаются смоделировать понятие "интеллигенция" через совокупность названных критериев . Это мнение отраженно в Большом Энциклопедическом словаре, где под "интеллигенцией" понимается такой общественный слой людей, который профессионально занимается преимущественно сложным умственным трудом, развитием и распространением культуры . Правда, в этой общей оценке, к сожалению, нет ссылок на социальную и профессиональную неоднородность интеллигенции, ее структуру, взаимосвязь с мировоззренческими установками и т.д.
Что же касается российской интеллигенции в целом, то следует иметь в виду тот факт, что в историческом преломлении она довольно существенно отличается от западноевропейской интеллектуальной элиты. И дело здесь не только в том, что последняя давно закрепилась как сословие социально стратифицированных интеллектуалов, но и по той причине, что наша культурная элита и по сей день несет на себе печать высокой духовности, позволяющей ей претендовать на особое положение в обществе. Что касается определения "власти", то под ней имеется в виду та ее высшая ступень, которая обычно представляется как государственно-политическая власть и трансформируется в систему государственных властных отношений. Общеизвестно, что власть необходима для организации общественного производства, поддержания целостности и единства общества. Как общественное явление она трансформируется в политике, то есть в той сфере, которая прямо и косвенно отражает взаимоотношения различных социальных субъектов, а также связана с проблемами управления.
См.: Поляков Ю.А. Зачинщица или жертва? Интеллигенция в эпоху смуты. -Свободная мысль. - 1996. -№ 2. - с. 16.
Мы разделяем ту точку зрения, что между понятиями "интеллигенция" и "интеллигентность" имеются существенные различия.
о
См.: Большой Энциклопедический словарь. - М.: 1991. - Т. 1. - с.495.
Реальная политическая власть в обществе всегда активно оказывает свое влияние на все сферы его жизни, на все слои населения, в том числе и на интеллигенцию. В данной работе рассматривается советский вариант власти в конкретно-исторический период - 20-30 годы 20 века, а также специфика ее взаимодействия с отечественной интеллигенцией в национальном регионе. При этом имеется в виду, что в послереволюционной России, которая являлась классовым государством, власть осуществляла свое политическое господство через мощную систему государственных органов, демонстрировавших одновременно принуждение, насилие, авторитет, убеждение и управление. Что же касается самого аппарата управления, то в нем наряду с представителями, имеющими профессиональное высшее образование, было немало лиц, принадлежавших к так называемой партийной интеллигенции. Именно они после революции заняли основные посты в структурах политической власти. Среди них было немало рабочих и крестьян с трехклассным образованием, профессионально занимающихся революционной борьбой. Доля интеллигенции в партийной рядах в 1920 году составляла не более Шо}
И хотя в это время власть пыталась комплектовать свои кадры из образованных людей, отношения между ней и художественной интеллигенцией не были простыми и бесконфликтными. Ретроспективный анализ показывает наличие радикальной поляризации и внутри интеллектуально-духовного сектора по отношению к существующей системе государственно-властных отношений, государственному строю и комплексу ценностных ориентиров в политике. С этой точки зрения в научной литературе определились три модели взаимодействия интеллигенции и института политической власти: "хождение во власть",
1 См.: Федюкин С.А. Октябрьская революция и интеллигенция. - История СССР. -1977.-№ 5.-с.72.
"сотрудничество с нею" и полный отказ от контактов с последней.1
В любом случае, подчеркивая особенности российской интеллигенции, следует иметь в виду, что, несмотря на свою малочисленность, разнообразие источников и способов пополнения своих рядов, политическую активность и т.д., она всегда ставила перед собой главную цель - осуществление культурно-исторической миссии. Действительно, с одной стороны, интеллигенция пыталась внедрить в массы плоды просвещения, зачастую не удовлетворявшие власть, а с другой - требовала от последней понимания и удовлетворения не только своих интересов, но и народа. Социально-экономическая и политическая несовместимость поставленных задач, а также возникшие на этой базе конфликты ярко проявились уже в первой половине 19 века, когда представители радикально настроенной культурной элиты стали добиваться от властей определенных уступок. Пришедшие к власти большевики сумели подменить заложенные в этих направлениях ориентиры.
В период отечественного социализма в его казарменно-государственном выражении они не уставали повторять, что успех научно-технического прогресса и, в конечном счете, победа новых общественных отношений всецело зависит от позиций интеллигенции.2 Однако на практике настороженное отношение большевиков к культурной элите привело впоследствии к подавлению любого инакомыслия. Важным вопросом, без выяснения которого проблема "власть и искусство" не может быть правильно понята, является государственная идеология и ее влияние на "советское искусство".
Поскольку вопрос о государственной идеологии в общем плане выходит за рамки нашего исследования, постольку автор не ставил перед собой задачи показать причины и условия ее возникновения, проявления во всех сферах общественной
1 См.: Чуклинов А.Е. Указ. Соч. - с. 15.
2 См.: Ленин В.И. 8 съезд РКП (б). Доклад о партийной программе 19 марта. // Поли, собр. соч. -t.38.-c. 165.
жизни. В данном аспекте он принимает ее как данность существования. Идеология, будучи системой взглядов и идей, определяет цели социальной деятельности. Без нее невозможна жизнь любого общества. Существовавшая в нашей стране единая государственная идеология подавляла любое инакомыслие, и естественным ответом на это стало требование плюрализма. Учитывая, что идеологию нельзя упразднить, мы постоянно сталкиваемся с подменой идей. Всеобщая идеологизация у общественной жизни выступает первейшим условием огосударствления искусств, подключения их к государственным начинаниям.1 Когда это произошло в СССР, труды классиков марксизма стали основным критерием в проверке абсолютной истины, с которой должны были согласовываться любые теоретические построения и направления в искусстве. В результате все, что не совпадало с этой конструкцией, объявлялось буржуазной пропагандой, несовместимой с пролетарскими идеями. Так было в 20-е годы. В начале 30-х годов уже более важной становится совместимость искусств не с идеями классиков марксизма, а с конкретной политикой государства и его вождей. В ответ на их планы должны были создаваться стихи и повести, картины и фильмы, прославляющие созидание нового общества, "умеющего менять движение рек". Тема "нового человека", человека без корней и истоков, без "предрассудков" морали стала на протяжении нескольких десятилетий главенствующей.
Не поняв историческую роль старой интеллигенции, большевики пытались рассматривать ее не как фактор исторического процесса, несущий социально-психологические импульсы к общественным переменам, а как составную часть класса буржуазии, который подлежал уничтожению.2 Союз со старой
1 См.: Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! -М.: 1997. - с.24.
2 См.: Дьяконов И.М. Путь истории. - М.: 1994. - с.287.
интеллигенцией был объявлен временной мерой,1 а контроль над свободой творчества был определен В.И.Лениным "выше и посильнее, чем законы Конвента и его гильотины". Отношение же к новой интеллигенции было сугубо утилитарно -прагматическим. Логическим следствием этой политики явились добровольная и вынужденная эмиграция культурной элиты, террор в отношении ее представителей, позволявших себе думать иначе, чем предписывали установки коммунистической партии.
В целом взаимоотношения советской власти с интеллигенцией в первые годы после революции принимали форму мобилизационных методов, когда на первый план выходили интересы политической борьбы и лишь затем - народа. За культурной элитой оставалось лишь право на честное служение новому режиму. Эта установка приобрела общегосударственное значение и была закреплена в общественном сознании с помощью различных средств революционной пропаганды. Она распространилась на все категории интеллигенции и как способ привлечения к профессиональной деятельности применялась ко всем слоям общества.3 Правда, впоследствии В.И.Ленин смягчил свою позицию, заявив, что "заставить работать из-под палки целый слой нельзя, нужны компромиссы".4 Однако сделано это было практически в безвыходных условиях, когда явственно обозначился переход к НЭПу. Теоретически поддерживая необходимость использования старых специалистов и перевоспитания тех, кто на определенных основаниях был готов сотрудничать с новым строем, его адепты на практике ускоренно формировали
1 См.: Ленин В.И. Доклад об отношении пролетариата к мелкобуржуазной демократии на собрании партийных работников Москвы 27 ноября 1918г. // Полн. собр. соч. - т.37. - с.221. Он же. Удержат ли большевики государственную власть?7/ Полн. собр. соч. -t.34.-C.320.
2 См.: Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть? - с.310.
3 См.: Решетова H.A. Интеллигенция Дона и революция (1917 - первая половина 1920-х годов). - М.: 1997. - с.90.
4 См.: Ленин В.И. Успехи и трудности советской власти // Полн. собр. соч. - т.36. -
с.56.
новую послушную интеллигенцию из рабочих и крестьян, для которой единственным мировоззренческим методом являлась марксистско-ленинская идеология.
В этой позиции проявилась слабость большевистской практики. Советская власть, решая проблему "власть и искусство", не хотела учитывать, что не ей суждено создавать новое искусство. Да, она может помочь, поспособствовать его развитию, но может и помешать этому процессу, исказить его. Сам термин "культурная революция" в разное время был наполнен различным содержанием. Если в первые годы после революции под "культурной революцией" понимались ликвидация неграмотности и общий подъем уровня знаний народа, то в конце 20-х -начале 30-х годов данное понятие означало воинственное преодоление остатков "буржуазности" с активной заменой всего этого материалистической революционной идеологией со строго выраженным коммунистическим содержанием.1
Советская государственная идеология выросла из марксисткой доктрины одной партии, которая, устранив к 1923 году из общественно-политической жизни страны все другие политические силы, стала единственной. На ней лежала печать конкретно - исторической обстановки и "родимых пятен" характера существующей власти. Поэтому, какой бы нравственный и социальный заряд идеология изначально ни несла, сделавшись государственной, развивается уже по иным законам. Обслуживая интересы данного государства, она с изменением его социального и политического характера меняет и свою направленность. Марксизм, как известно, первоначально не предусматривал существования государственной идеологии. Сталин, совершив политический переворот, приспособил к своей политике не только партию, государство, но и идеологию. Превратившись в государственную, последняя стала отстаивать классовый подход к явлениям общественной жизни, однозначность,
1 См.: Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! - М.: 1997. - с. 19.
бескомпромиссность, наказание за измену своим основным постулатам. Новая идеология утверждала, что искусство носит ярко классовый характер. Идеология пролетариата относилась к высшим достижениям человечества, ибо свою миссию он видел в том, чтобы в будущем организовать разумную счастливую жизнь для всех, переделать общество из классового в бесклассовое.
Государственная идеология требовала от граждан, в том числе и от мастеров искусств, однозначного самоопределения. Отсюда непременное желание Пролеткульта, а затем РАППа навесить на произведения и их авторов определенный ярлык, разделить литературу на пролетарскую, крестьянскую, попутническую и т.д. и тот бескомпромиссный вопрос, который был поставлен перед художником: кто ты - "союзник" или "враг?". Наказанием за отступничество от сформированного в 30-х годах единого для литературы и искусства метода "социалистического реализма" стало сначала "закрывание дверей" - в издательства, журналы, на выставки, в концертные и театральные залы и т.п. Позднее, в середине 30-х годов, уже и этого оказалось недостаточно - настал черед физического уничтожения за измену государственной идеологии. Складывавшаяся в СССР государственная идеология сразу оказалась конфронтационна по своей сути, ибо строилась по принципу: да -нет, хорошее - плохое, прогрессивное - реакционное, пролетарское - буржуазное, красное - белое, наше - не наше и т.д. Не имело значения, о чем шла речь, - о стихах, картинах, музыке или генетике и экономике. И если на ее пути встречалось нечто, не вписывавшееся в ее принципы или, того хуже, не отвечавшее интересам ее "творцов", она его просто отсекала.1
Монополизм "единственно верной линии" утвердился в конце 20-х годов. С тех пор любые, даже самые незначительные, новации в сфере идеологии могли исходить только от высших партийных инстанций, то есть провозглашаться либо в
1 См.: Коржихина Т.П. Указ. соч. - с.321.
документах партии, либо партийными лидерами высокого ранга, реже - в неподписанных статьях, помещенных в парти