автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Национальная идея как смыслообразующий фактор в чеченской прозе

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Бачалова, Инна Бисолтовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Национальная идея как смыслообразующий фактор в чеченской прозе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальная идея как смыслообразующий фактор в чеченской прозе"

На правах рукописи

БАЧАЛОВА Инна Бисолтовна

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕх КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩНЙ ФАКТОР В ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЕ (20-80-е годы XX века)

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (северокавказские литературы)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

005544862

Махачкала - 2013

005544862

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель доктор филологических наук

Акавов Рашид Забитович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Аджисв Абдулаким Магомедович (ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им.Г.Цадасы ДНЦ РАН);

кандидат филологических наук, доцент Инаркаева Субран Исламовна (ФГБОУ ВГЮ «Чеченский государственный университет»)

Ведущая организация Дагестанский институт повышения

квалификации педагогических кадров

Защита состоится ¿^С&^Щ 2013 года, в ^ , на заседании

Диссертационного совета Д 212.051.03по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М.Ярагского, 57, ауд.78 (2-й этаж)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан и размещен на сайте ВАК РФ « Шмпл 2013 года. Адрес сайта:уу\ууу.уак.ес1.цоу.ги /

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук,

профессор хМ^Ф----Э.Н. Гаджиев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. При определении актуальности проблемы настоящего квалификационного исследования автор исходит из философского постулата, согласно которому национальная идея представляет собой систематизированное обобщение национального самосознания, смысл существования того или иного народа, этноса или наций, духовную связь её прошлых, настоящих и будущих поколений, которые могут быть выражены посредством художественных произведений или различных философских, публицистических и иных текстов. Национальная идея - это то, что постоянно присутствует в самой нации, в ее глубинной сущности, то, что берется у нее создателями нашей словесности, то, что объединяет всех чеченских писателей, представителей старшего поколения и современных. В этом смысле можно утверждать, что в произведениях чеченской литературы непременно и одновременно присутствуют и национальная идея, и национальная идеология.

Национальная идея представляет собой духовную связь -всех прошлых, настоящих и будущих поколений нации. В ее основе лежит единое отношение нации к национальной цели, которое вместе с национальным характером и психологией формируется на протяжении всей истории и является движущей силой развития нации. Национальная идея не может быть индивидуальной, групповой или партийной, она не предлагается кем-то нации, а наоборот, формируется в недрах самой нации. Национальная идея - это го, что постоянно присутствует в самой нации, в ее глубинной сущности, то, что берется у нее создателями нашей словесности, то, что объединяет всех чеченских писателей, представителей старшего и молодого поколений. В этом смысле можно утверждать, что в произведениях чеченской литературы непременно и одновременно присутствуют <и'!-национальная идея, и национальная идеология. "

В основе национальной идеи любого народа лежит иНстинкт самосохранения, выживания нации как вида, поэтому каждый этнос с момента своего появления на исторической арене создает собственную систему самосохранения, вначале примитивную, ограниченную природным инстинктом, затем все более сложную, осознанную' и, наконец, научно обоснованную.

Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы чеченской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте единого литературного процесса, не мог не прийти к мысли, что основная особенность чеченской литературы, предопределившая ее основное содержание, тематику и

3

проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея. «История и, в особенности, история литературы и искусства представляет собой не что иное, как повторение одних и тех же суждений, которые никто не смеет оспаривать. Есть имена и вещи, которых никто не смеет коснуться», - писал еще в конце XIX века основоположник социальной психологии Г. Лебон, имея в виду богов, героев и догматы, лежащие в основе национального сознания[Г. Лебон,1995]. И далее: «Число общих верований очень невелико. Нарождение этих верований и их исчезновение составляют для каждой исторической расы кульминационные пункты ее истории и образуют истинный остов всякой цивилизации»[Г. Лебон, 1995]. Таким «кульминационным пунктом» в истории чеченского народа, создавшим основу чеченской культуры, стал народный эпос, включающий многожанровые фольклорные произведения.

В чеченском фольклоре имеются несомненные зачатки

национальной идеи, появление которой, казалось бы, должно быть отнесено к более поздним временам. Во всех случаях это должно было произойти только тогда, когда чеченцы, осознали свою этническую идентичность. А для возникновения осознания собственной этнической идентичности, по мнению современных исследователей, любой человеческой общности необходимо иметь: «1. Общее имя собственное;2. Наличие мифа об общем предке;3. Общие исторические воспоминания;4. Наличие одного или нескольких признаков единой культуры;5. Чувство единой, общей родиньцб. Чувство солидарности для определения групп населения» [И. Смит, 1991]. Говоря о национальном своеобразии чеченской литературы, необходимо подчеркнуть, что выделение тех или иных национальных особенностей в качестве только ей присущего признака вызывает немало трудностей, поэтому мы подчеркиваем неразрывную связь чеченской литературы с национальной идеей, которая, на наш взгляд, может заключаться в следующем:

1. Чеченская литература выступает как носительница национальной идеи на всех этапах своего развития (это свойственно и другим литературам).

2. Национальная идея существовала изначально; неизменно, непрерывно развивалась и развивается от фольклора до наших дней.

3. Осмысление, формирование, воплощение национальной идеи -прерогатива литературы.

Ст епень изученности темы диссертации. Чеченская проза XX века является объектом внимания широкого круга ученых, писателей, литературных критиков. Среди них немало работ, касающихся в той или иной степени взаимосвязи литературы и национального фольклора, как

основы иащюцапьной идеи, роли национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции чеченской литературы. Особую ценность для нашего исследования имеют глубокие и основательные монографические исследования известного чеченского литературоведа Х.В. Туркаева «Исторические судьбы чеченцев и ингушей» (Грозный, 1978), «Путь к художественной правде», (Грозный, 1978), посвященные осмыслению основных путей развития чеченской литературы, ее ведущих тенденций.

Мы опирались в своей работе также на диссертационные исследования Джамбековой Т.Б. «Роль фольклора в эволюции чеченской прозы» / Дис. доктора фил. наук. (Майкоп, 2010), Инаркаевой С.И. «Эволюция жанров малой прозы в современной чеченской литературе» (Майкоп, 2000), посвященные проблемам развития малых эпических жанров. Губанукаева М.М в своем диссертационном исследовании «Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006) анализирует творчество известного чеченского писателя С.-Б. Арсанова в интересующем нас русле фольклорно-литературных взаимосвязей. Хорошим подспорьем для нашего исследования стала монография Ибрагимова Л.М. «Этноментальные основы чеченской прозы» (Грозный,2012),в которой предпринята попытка изучения художественных, этнических и фольклорных традиций, определивших национальные особенности творчества чеченских прозаиков.

Объекггом исследования являются произведения национального фольклора и проза писателей: С.-Б. Арсанова, III. Айсханова, А. Айдамирова, С. Бадуева, А.-Г. Гойгова, А. Дадашева, М. Исаевой, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Сулаева, X. Эдилова, - позволяющие осмыслить роль национальной идеи в чеченской литературе.

Предмет исследования-национальная идея, определившая идейно-художественное содержание, жанрово-тематический диапазон, поэтику чеченской литературы.

Эмпирическая база исследования. Основными источниками исследования послужили произведения чеченских писателей и критика, изданные в советский период, сохранившиеся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ). Изучены и исследованы современные научные материалы по теоретическим проблемам и вопросам диссертационного исследования, предоставленные фондами электронных библиотек, адреса которых указаны в библиографическом списке работы.

Цель исследования - выявить особенности национальной идеи и определить ее роль в чеченской прозе 20-80-х годов XX века. Для этого необходимо решить следующие задачи:

' 1. Определить содержательные компоненты национальной идеи на основе современных научных концепций.

2. Установить роль национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции чеченской литературы.

3. Раскрыть взаимосвязь литературы и национального фольклора как основы национальной идеи.

• 4. Выявить реализацию национальной идеи и определить её смЫслообраэую'щую роль в чеченской прозе указанного периода.

Методологической основой исследования послужили научные концепции национальной идеи в работах Б. Андерсена, В. Аксючиц, О.Бауэра, Э1 Геллнера, К.'Дойча, С.Лурье, А. Молоткова,'В. Катаносова Д. Купера, Э. Смита, Д. Соколова, М. 'Гелемтаева и других ученых. В качестве базойых тёорёгических источников' послужили труды русских философов ■ Н. Бердяева, И. Ильина, П. Струве^1 В] Соловьева и др., известных фольклористов А; Веселбвского;'" С, Жукас,' Д. Лихачева, В.Проппа, Д. Медриш и др., ученых й критиков В. Дегоева, Г. Гачева, В. Кожинова, Г. Ломидзе, К. Султанова, Л. Якименко и др.

В диссертационном исследовании используется научный опыт северокавказских ученых:1 Ю. Айдаева, Я. Ахмадова, Л. Бекизовой, У. Далгат, И. Дахкильгова, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, С. Зухбы, Б. Корзуна, А. Кусаева, И. Мунаева, К. Паранук, X. Туркаева, В. Тугова, Ю.Тхагазитова, М. Хакуашевой, Д. Чахкиева, М. Чентиевой, Р. Ужаховой, Ф. Эфендиева, К. Шаззо и др.

Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, а также системный подход, позволяющий осмыслить роль национальной идеи в чеченской прозе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые системно и научно осмысливается национальная идея, определяется её смыслообразующая роль в чеченской прозе 20-80-х годов XX века. Произведения чеченских писателей этого времени исследуются в новом ключе поставленной проблемы. Особое внимание обращается на малоисследованные произведения А. Дадашева, М. ИсаевЬй,' X. Эдилова, которые дополняют единую картину литературного процесса Чечни и позволяют создать целостное представление о ней и точнее определить роль национальной идеи в чеченской литературе обозначенного периода.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что предложено исследование литературоведческого материала сквозь призму

национальной идеи, многогранного понятия, специфически проявляющегося в литературном произведении и играющем. ключевую роль в определении его идейно-художественного смысла.

Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что заявленный подход к изучению чеченской ,прозы 20-80-х годов XX века существенно расширяет возможности анализа произведений, рассматриваемых при изучении истории чеченской литературы, а также углубляет представление о творчестве чеченских писателей, произведения которых изучают в вузах и школе. Материал диссертации может. быть использован для спецкурсов, спецсеминаров по литературе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальная идея - многоплановое понятие, получившее осмысление в разных областях знаний. В диссертационном исследовании чеченская литература рассматривается сквозь призму национальной идеи, в которой выявлены составные компоненты, влияющие на формирование сознания личности и духовной культуры, имеющей парадигму развития, обусловленную социально-историческим развитием и идеологией.

2. Национальная идея-это огромный социально-политический, культурно-исторический опыт, помогающий на разных этапах истории отстаивать независимость нации и созидать духовные ценности.

3. Национальная идея в литературе - это форма выражения духовности, которая определяет идейно-художественный уровень произведений, поэтику, влияет на формирование жанров.

4. Чеченский фольклор являегся хранителем национального менталитета и духовности, отражает этнокультуру и историю народа, активно используется писателями в художественных произведениях на всех этапах развития литературы, оказывая большое влияние на поэтику и идейное содержание произведений. Национальный фольклор являегся ключевым концептом национальной идеи в чеченской прозе 20-80-х годов XX века.

5. В период депортации чеченские писатели сохранили в своем творчестве национальную идею, определившую идейно-художественное содержание произведений социально-исторического и нравственного содержания, в которых исключительную значимость приобрела героика образов, специфика характеров, многожанровость использованного фольклора.

6. В чеченской литературе во второй половине XX века получил активное развитие историко-революционный роман, новый импульс получила историческая тема, актуализировались произведения нравственного содержания. В рамках обозначенного периода усилилась реализация национального характера - одного из основных компонентов

национальной идеи в литературе. В повестях и рассказах С.-Б. Арсанова, М. Мамакаева, А. Дадашева, X. Эдилова и др. писателей многоплановые проблемы времени преломляются через национальные ориентиры, создавая панораму характеров.

7. Национальная идея, выраженная в борьбе за независимость чеченского народа, в полной мере выразилась в романах А. Айдамирова «Долгие ночи» и «Молния в горах» через масштабный художественный охват исторических событий в контексте документалистики и публицистики, в воссоздании героических образов борцов за свободу Чечни. Источником национальной идеи в названных произведениях является использованный автором мощный пласт народной культуры и фольклора.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, доложены на секционных заседаниях научных конференций: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы чеченской и общей филологии», посвященная Дню чеченского языка (Грозный, 2011); I Международная научно-практическая конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» (Краснодар, 2012); VII Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии» (Майкоп, 2013); Научная конференция «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации» (Майкоп, 2013); VI Международной конференции «Мир гуманитарного . и естественнонаучного знания» (Краснодар, 2013).Отдельные разделы, теоретические положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде опубликованных статей в научных сборниках (Краснодар, Майкоп, Грозный), в издании, рекомендованном ВАК (ж-л «Казанская наука», 2003, № 5).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 205 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность диссертации, её научная новизна, определяются объект и предмет исследования, цели, задачи, мотивируется теоретическая и практическая значимость результатов работы, дается справка апробации, описывается структура работы.

В первой главе «Национальная идея и национальная литература»создана теоретическая концепция работы, на основе которой 8

выстраивается исследование. Глава состоит из двух разделов: в первом разделе теорегически изучается понятие «национальная идея», которое напрямую связано с вопросами истории возникновения и развития нации, с характеристикой менталъности этноса, с исторической миссией и рядом других вопросов, характеризующих народ; во втором разделе выявляется роль национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции литературы.

Исключительно важное влияние на современное понимание национальной идеи оказали работы Б. Андерсена, Э. Геллнера, К. Дойча, Э.Смита и др., в которых разграничиваются понятия «нация» и «национализм».

Одним из определяющих признаков понятия «нация» является самосознание, которое обладает такими основополагающими качествами, как общий язык, культура и т.д.Нация характеризуется этнической общностью' и формированием национального сознания и национальной культуры.

По мысли Вл. Соловьёва, важнейшими в осмыслении национальной идеи являются понятия «народность» и «патриотизм! Народность — это положительная сила, объединяющая людей на основе духовно-нравственного потенциала, а национализм — это «отделение части от целого». В концепции Вл. Соловьева, наряду с выделенными, принципиальное значение имеют понятия «национальная культура» и «национальный характер».

Н. Бердяев в работе «Русская идея» рассматривает метафизическую суть национального характера и определяет его через отношение личности к истории, религии, культуре. По мысли философа, природная стихия сказалась на выносливости и терпеливости народа, определила быт и труд, поэтому есть соответствие между географией, земли и географией души: у русских бесконечная устремлённость души соизмерима с бесконечностью русских равнин, у чеченцев неприступность гор соотносится с высокой человеческой гордостью, умением защищаться.

Как русская национальная идея зиждется на христианстве (по Н.Бердяеву), чеченская национальная идея основывается на мусульманстве.

Философская концепция Н. Бердяева, направленная на осмысление исторических путей развития России, построена на разделении понятий «национальный» и «националистический».

Индивидуальная ценность национальности выражается, по Н. Бердяеву, прежде всего в ее культуре, а не в государстве. Философ подчеркивает, что «качество национальности зависит от раскрывающейся в ней человечности». Этот тезис особенно важен в эпоху межнациональных

конфликтов, причину которых он считает формой проявления национализма.

В работе И. Ильина «Путь к очевидности» содержатся идеи, дополняющие концептуальные идеи Н. Бердяева. По И. Ильину, объединяющей национальной идеей является чувство Родины. Не во власти человека оторваться душою от своей среды, от своей земли, которая даёт национально-духовный облик, «от родного духа». «Для того, чтобы найти Родину и слиться с ней чувством, и волею, и жизнью, необходимо жить духом и. беречь . его в себе» [И.Ильин, 1993]. Необходимо воспитывать патриотическое самосознание, ощущать духовную связь со своим народом через язык, историю, фольклор. Такое проявление патриотизма выливается в поток творческой энергии, духовного подъёма, в бесконечную веру и любовь к Родине. Любовь и патриотизм не должны сводиться к идеализации своей родины и народа, нужно видеть все недостатки и принимать их.

По сути, человек всегда существует самостоятельно и обособленно. Это обычный способ бытия, данный от природы, но, наряду с этим, возникает «могучее творческое единение людей», которые сообща создают национальную духовную культуру. Именно эта культура включает в себя и произведения искусства, и быт, и фольклор, и язык, и религию, и законы, и территорию.,Однако И.Ильин предупреждает об опасности отступления от национальной культуры, ибо это чревато последствиями. «Денационализуясь, - пишет он, - человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни; ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли.. .Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа» [И. Ильин, 1993].

Философ утверждает, что есть здравый национализм—это тот, который прививают с детства, это когда человек с раннего возраста впитывает в себя национальную культуру, обычаи, традиции. И именно такой „национализм необходимо развивать и сохранять. Более того, он убежден, что нужно бороться с национальным обезличиванием, и предлагает конкретные меры. Для этого в детстве необходимо получить «духовный заряд», который должен реализовываться через язык, песню, молитву, сказку, поэзию и т.д.

В качестве основополагающих критериев национального воспитания, наряду с указанными выше, И. Ильин выделяет следующие понятия: «история», «армия», «территория», «хозяйство». Все эти составляющие, по мысли философа, необходимы и русскому, и любому другому народу, стремящемуся к национальному самосохранению.

По И. Ильину, «национальное» обозначает основное своеобразие духа, который является выражением любви к Родине во всех проявлениях. «Родина - организм национальной духовной культуры. Она пробуждает в человеке духовность, которая должна быть оформлена как национальная духовность» [И. Ильин, 1993].Важным моментом в определении истинного национализма является отношение к национальному достоинству других народов. Уважение к другой культуре воспитывает патриотизм, поскольку только глубоко любя своё, можно распознать ценный опыт других культур. <

В формировании концепции национальной идеи в диссертационной работе учитываются точки зрения П. Струве, А. Молоткова, В. Аксючиц, В. Дегоева и др. ученых, считающих, что национальная идея ¡любого народа - это огромный социально-политический, культурно-исторический опыт, помогающий на разных этапах истории отстаивать свою независимость и созидать духовные ценности.

Синтез национальной идеи и культуры является основным ценностно-смысловым спектром. Неоценимую роль играет в этом духовно значимом процессе литература. Художественное произведение - это всегда содержательный сдвиг в понимании национальной идеи. Актуализация нравственного смысла национальной идеи приводит к мысли о том, что национальный мир-это не только почва и голос крови, но и духовный выбор, самопознание. В известном смысле история Литературы есть, история «кристаллизации национальной вдеи» (подтверждением этого являются работы В. Кожинова, К. Султанова, Ч. Гусейнова и др.). . : • .

Идея взаимного обогащения литератур сыграла важную роль в формировании и развитии младописьменных литератур. Однако отрицание национально-ментальных традиций, усиление сопутствующих мер вело к идеологическому прессингу. Создавались «шаблонные» произведения соцреализма и в национальных литературах. Для того чтобы сохранить национальную специфику, колорит, неповторимость, писатели активно включали в художественную ткань национальный фольклор, в котором ярко выражена национальная специфика. Примером этого в чеченской прозе являются произведения С.-Б. Арсанова, С. Бадуева, А. Мамакаева, X. Ошаева и др. писателей, а позже их последователей -А. Айдамирова, Ш. Арсанукаева, М. Ахмадова, М. Сулаева и др.

; Важно отмстить, что если до конца 40 - начала 50-х годов XX века национальная идея в литературе рассматривается идеологически, подменяясь методологией соцреализма, то с середины 50-х годов пробуждается интерес к этнической стороне. Это связано с наступившими историческими переменами. Именно в этот период возвращались на

родную землю после депортации чеченские писатели: С.-Б. Арсанов, М. Мамакаев, X. Ошаев(М. Сальмурзаев не успел вернуться на историческую родину, умер в 1958 году в Казахстане) и другие представители чеченской культуры.

Национальная идея в художественном творчестве выражается комплексно. С одной стороны, она определяется социально-историческими условиями, с другой,- национальной культурой народа, включающей обычаи, традиции, бытовой уклад жизни, географическую предопределенность понятия «национальный характер», любовь к земле, родине,; патриотизм, религиозность и сохранение устного народного творчества.

Во второй главе«Чеченский фольклор как основа национальной идеи в литературе»дохазывается мысль, о том, что фольклор является одним из ключевых источников реализации национальной идеи. В фольклоре заложена основа таких понятий, как национальный герой, национальный характер, национальная среда. Именно этим обусловлено выделение фольклора в качестве основополагающего элемента национальной идеи в художественном творчестве и усиленное внимание к работам А. Веселовского, С. Жукас, А.Горелова, Д. Медриш, И. Оссовецкого, О. Трыковой и других ученых.

Систематизация научных подходов в изучении взаимосвязей фольклора и литературы позволила конкретизировать признаки национальной идеи, которые нашли выражение через историю народа, этнокультуру, национальный менталитет.

В исследованиях известных северокавказских ученых: Л. Бекизовой, А. Гутова, С. Зухбы, У. Далгат, Т. Джамбековой, К. Паранук, В. Тугова, X. Туркаева, Ю. Тхагазитова, М. Хакуашевой, К. Шаззо и др. -подчеркивается глубинная связь национальных литератур с фольклором. Ученые объясняют это тем, что художественное сознание народов Северного Кавказа характеризуется мифологическим типом восприятия, поэтому фольклор, как выразитель национальной идеи, стал

неотъемлемой частью художественных произведений.

Многоплановое взаимодействие чеченского фольклора и литературы с самого ее рождения определили в ней такие важнейшие качественные составляющие, как национальный герой, национальный характер, национальная среда, национальная культура, которые-стали выразителем национальной идеи в литературе. Трансформация фольклора в литературу усилила и сохранила национальные признаки в художественном слове, делая его ярче, богаче, убедительнее.

Анализ жанровых и художественно-эстетических особенностей чеченского фольклора в диссертации необходим для идентификации его

форм в художественном.- творчестве, поскольку трансформация и 'интерпретация фольклора в произведении служит раскрытию национальной идеи. Эту мысль подчеркивает О. Джамбеков в своей исследовательской работе «Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен (илли)» (2008).Учёный убежден, что чеченские героико-исторические песни илли во многом определили историко-революционную тему в чеченской литературе.

В чеченской прозе существенное развитие получил жанр героико-исторического романа, подтверждением этого являются «Зелимхан» и «Мюрид революции» М. Мамакаева и т.д., в, центре произведений— герой-борец, воплощающий понятие «национальный характер».

У истоков чеченской литературы стоял А. Шерипов, большой знаток чеченского фольклора, собиратель, переводчик, поэт, писатель, драматург. Благодаря его усилиям был издан . сборник «Из чеченских народных песен» (1918). В фольклорных произведениях отчетливо прослеживается национальная .идея, выраженная в героике образов и характеров, в непревзойденном чувстве любви к своей земле и к народу, в верности традициям. -

Исключительно важную роль в формировании национальной идеи чеченской прозы сыграл С. Бадуев, реализовавший в своём творчестве огромный пласт национального фольклора. В своих произведениях писатель через фольклор обращается к современным проблемам, сохраняя в художественном слове национальную специфику.

В произведениях чеченских писателей 20-х годов XX века сохраняются черты фольклоризма, в котором сконцентрирован потенциал национальной духовности, определившей качественные признаки национальной идеи в чеченской прозе, выраженной в героике образов, в специфике национального характера, качественными признаками которого явились гордость, мужество, стойкость и непоколебимость.

Третья глава«Реализация национальной идеи в чеченской прозе 20-80-х годов XX века»состоит из трех частей, композиционная последовательность которых создаёт последовательную картину эволюции чеченской прозы и национальной идеи в ней в советский период прошлого века.

Молодые северокавказские литературы, в том числе и чеченская, возникли как «публицистические литературы» (К. Шаззо). Первые произведения в младописьменных литературах создавались в публицистическом ключе и были непосредственным подражанием народным новеллам.

Чеченский писатель С. Бадуев . при создании цикла рассказов и повестей «Адаты» (1929) ориентировался в большей степени на традиции

фольклора, включая в художественное пространство устную эгшку, создавая героические образы и характеры в русле устного народного творчества. Фольклоризм произведений С. Бадуева, выявленный Т. Джамбековой, явился одним из ключевых моментов в формировании национальной идеи в чеченской прозе, наряду с другими составляющими, такими, как воссоздание жизненного пространства чеченцев, раскрытие национального характера горцев, идея верности своей родине, религии.

Подтверждение концепции о специфике йационального характера как составляющем элементе национальной идеи мы находим в монографии чеченского ученого X. Туркаева. Он считает, что в повести С. Бадуева «Бешто» удивительным образом раскрыто национальное своеобразие характера Бусаны. «Писатель наделил её (Бусану) прекрасными качествами, которые предопределены добрыми й лучшими народными традициями. Чистота помыслов и нежность, стыдливость и высокая нравственность, доброта и чувство сострадания к людям - все это с молоком матери вошло в кровь и плоть Бусаны» [X. Туркаев, 1978].

Используя сюжет народной песни «Песни о бесчестном мулле и прекрасной Зайнап», С. Бадуев создал первый на чеченском языке роман «Петимат» (1930) и на его основе пьесу, которая стала первой чеченской пьесой в стихах. Эти произведения - пример творческого освоения национального фольклора. Писатель не ограничился консгатаций народного сюжета, он придал драматизм повествованию, создав тем самым художественный конфликт, наполнив его социальным смыслом и противостоянием, существенно углубив характеры героев за счет психологизма, сохраняя при этом национальные признаки.

Роман С. Бадуева «Петимат» можно считать произведением, с одной стороны, отражающим связь фольклора и литературы, с другой, -существенно повлиявшим на формирование жанра романа и на становление в целом чеченской литературы и национальной идеи в ней.

Немаловажное значение для эволюции чеченской прозы и развития в ней национальной идеи в 20-30 годы XX века имеет творчество Ш. Айсханова. Его произведения с 1928 регулярно печатались в газетах «Чеченский комсомолец», «Серло», позже отдельно были'' изданы сборники рассказов и повестей и записи фольклора. Заметным явлением в чеченской прозе этого времени стал его рассказ «Белая курица» (1931). Сюжет рассказа пронизан социальным подтекстом, но в фокусе внимания писателя остается развитие самосознания героини, которое определяет психологизм образа.

Важным, на наш взгляд, в произведении Ш. Айсханова является раскрытие национального характера- одного из признаков национальной идеи. В данном случае писатель сосредоточивает внимание на характере

горской женщины; Внимание писателя к «женской проблематике» было обусловлено наступившими социальными переменами, определившими новое положение женщины в обществе, в семье.

Рассказ Ш. Айсханова «Шаба непутёвый» создан писателем по мотивам , чеченской народной песни. В рамках нового сюжета писатель осмыслил проблемы коллективизации. Фольклорная основа произведения, являющаяся качественным признаком национальной идеи, позволила писателю осмыслить проблемы в современном ключе и сохранить традиционность. Необходимо отметить, что неотъемлемым качеством отдельных жанров чеченского народного творчества является сатира, сохраненная писателем в рамках указанного художественного произведения и усиливающая национальное своеобразие.

В 20-е годы XX века началось творчество еще одного известного чеченского писателя С.-Б. Арсанова, в произведениях которого кристаллизовалась национальная идея. Творчество писателя неоднократно становилось предметом исследования в диссертациях М. Губанукаевой, М. Исмаиловой, Т. Джамбековой, Р. Татаевой и др., в ряде критических работ Ю. Айдаева, Ф. Бреуса, X. Туркаева и т.д.

Опубликованные главы незавершённого романа «Когда познается дружба» в журнале «Революция и горец» (1930) рельефно воссоздавали национальный уклад жизни чеченского народа через описание народных праздников, обычаев, традиций. Писатель создал колоритные образы героев, прибегая к приемам психологизма и детализации, тем самым заостряя социально-нравственные проблемы и выделяя из национальной среды главного героя - Арсби.

На наш взгляд, в образе Арсби реализована концепция национального характера, определяющая национальную идею в произведении. С самых первых страниц мы погружаемся в мир самобытной национальной культуры - здесь на фоне потрясающего горского пейзажа устраиваются состязания молодых наездников, обеспечивающие выбор невесты, здесь звучат старинные чеченские песни, легенды и предания. Здесь дружбой и верностью проверяются отношения, лирическая линия повествования углубляет психологизм и делает это произведение особенным с точки зрения поэтики.

Произведения С.-Б. Арсанова во многом определили формирование и развитие национальной идеи в чеченской литературе. Вместе с С. Бадуевым, М. Мамакаевым, X. , Ошаевым и многими другими С.-Б. Арсанов создавал завтрашний, день национальной литературы, в которой отразились лучшие качества чеченского народа - гордость, независимость, преданность идее борьбы за родину, .его. многовековая история и культура, выраженная в традициях, обрядах, рбычаях, в

поэтическом слове чеченцев, вознесшемся на страницы художественных произведений и сохранившем все то, что вмещается в ёмкое понятие «национальная идея».

Особое мест о в истории Чечни занимает "литература, созданная в период депортации. На сегодняшний день нет специальных работ, изучающих, лиггературу депортации Чечни, что делает эту проблему особенно актуальной. В данном исследовании мы обращаемся к ней в контексте изучения национальной идеи в литературе. Для создания объективной картины в литературном процессе обращаемся к произведениям чеченских писателей, созданным в период депортации и опубликованным сразу после него. В них в полной мере была сохранена и реализована национальная идея.

' У истоков создания чеченской литературы и национальной идеи в ней стоял А. Нажаев (1895-1943). Талантливый человек-поэт, прозаик, просветитель, переводчик, был одним из тех, ' кто определил магистральное направление в развитии чеченской культуры. Он выступал за сохранение родного языка и был убежден, что, двигаясь по пути национального развития, можно накопить художественные средства в литературе, которые позволят по-новому показать чувства и впечатления нового человека.

А. Нажаев всей своей деятельностью и творчеством заложил основы национальной идеи в литературе, которые были сохранены и развиты другими чеченскими писателями в период депортаций и после нее.Не менее значимым для чеченской литературы является творчество X. Ошаева. Его судьба полна испытаний и трагизма. Писатель всегда выступал за сохранение национальной истории, культуры и традиций чеченского народа, он был поборником правды и справедливости. В годы депортации он работал над автобиографическим романом «Пламенные годы», который был впервые опубликован на чеченском языке в.1959-1961 гг., на русском- в 1966-1967 гг. В рамках диссертационной работы мы обращаемся к нему для доказательства следующей мысли: в период депортации чеченские писатели в своих произведениях сохранили национальную идею через воссоздание и осмысление в них исторических фактов, судьбы чеченского народа, через верность культуре и языку, через любовь к чеченской земле.

В романе X. Ошаева на фоне исторических событий представлена

жизнь и судьба четырех поколений семьи Шапиевых, начиная с Алхаста и его отца (живших' в сороковых годах XIX в. и: участвовавших в кавказской войне) и заканчивая Трудной судьбой Ахмата, прообразом которого, несомненно, является сам писатель/ Повествование насыщено конкретикой лиц и фактов, что приближает это произведение к героико-

историческому жанру. Исторический ракурс, правильно выбранный писателем в| романе, позволил сфокусировать мысли и выразить идеи национальной независимости Чечни, которые определили и усилили национальную идею в чеченской литературе.

..'., Репрессии 1937 года коснулись и чеченского писателя М. Мамакаева. Шестнадцать лет провел он в Заполярье. Там он создал литературное объединение, сотрудничал в газете «Коммунист Заполярья». Это помогало ему выжить в трудных условиях. Время, проведенное вдалеке от родины, только усилило к ней чувства, воспитало у писателя глубокий патриотизм и любовь к истории своего народа. Этим обусловлено его обращение в дальнейшем творчестве к исторической тематике, в которой глубоко выразилась национальной идея.

Известно, что М. Мамакаев отстаивал эту идею с самого начала своей литературной деятельности. Еще в 1928 году в журнале «Революция и горец» он опубликовал статью «Как не надо писать о Чечне», в которой он подверг критике писателей, искажающих в своих произведениях историю гражданской войны на Северном Кавказе, в том числе и Чечне, и выступил за объективное изложение фактов.

После депортации на родине были опубликованы десятки поэтических сборников М. Мамакаева, переводы, известные романы «Зелимхан» и «Мюрид революции» и др. С особой любовью отзывался писатель об абреке Зелимхане, рассказ о. нём в произведении является исследованием идеи национальной борьбы' чеченцев. Сам писатель откровенно признавался: «Зелимхан был мужественным и принципиальным человеком, который действовал от имени и во имя народа. При внимательном изучении жизни Зелимхана обнаруживаешь, что под обличием неукротимого, бунтаря скрывалась нежная, чувствительная натура. Зелимхан никогда не переставал трудиться, он пахал и сеял, сам содержал скот, был щедрым и отзывчивым к людям. Только в минуту опасности его добродушное лицо выражало решительность и неукротимость. Это был истинно народный герой, народный характер» [М. Мамакаев, 1971].

Приведенное высказывание важно и ценно для исследования национальной идеи в литературе, поскольку дает основание утверждать, что писатель стоял на твердых позициях реализации национальной идеи в литературе. Образ Зелимхана есть воплощение этой идеи через воссоздание национального характера, созданного в традициях героико-исторических песен илли.

Судьба и творчество С.-Б. Арсанова- яркий пример служения национальной идее. Вдалеке от родины писатель в художественном слове сохранил неповторимый традиционный мироуклад чеченцев, с любовью,

преданностью воссоздал милые сердцу пейзажи гор и ущелий, со всей глубиной раскрыл особенности национального характера на примере образа Арсби в романе «Когда познаётся дружба» (1956).

Национальная идея в этом романе реализуется на уровне использования фольклорных жанров. В художественную ткань включено множество чеченских пословиц, поговорок, легенд, народных песен, о,бычаев и традиций. Через фольклор выражена душа чеченского народа, в произведении сохранен национальный колорит, что делает его непревзойденным с точки зрения национальной поэтики. В романе С.-Б.Арсанова синтезированы художественность и фольклоризм, что делает этот роман уникальным с точки зрения развития в нем национальной идеи. Важным является и то, что в нем осмыслены социально-исторические проблемы чеченского народа, глубоко раскрыта идея национальной самоиндефикации.

Национальная идея романа С.-Б. Арсанова «Когда познаётся дружба» явилась ключом, в русле которого развивалась чеченская литература последующих десятилетий.

Наряду с историко-революционной темой, в чеченской прозе второй половины XX века активно развивались и другие темы, связанные с социальными преобразованиями. В этот период в чеченской прозе активно развиваются жанры очерка, рассказа, повести (произведения А. Дадашева, М. Мусаева, М. Сулаева, X. Эдилова и др.).

В повестях и рассказах чеченской прозы не могли быть созданы масштабные образы героев, как в героико-исторических романах, но из множества отдельных характеров «малой прозы» складывается воедино понятие «чеченский национальный характер», являющийся ключом к пониманию национальной идеи в чеченской литературе этого времени.

Чеченские писатели в своих произведениях осмысливали жизнь с позиций социальных преобразований сквозь призму личности й морально-нравственных, этических вопросов, которые приобрели со временем особую значимость. Так, в повести М. Мусаева «Анзор» (1965) показан сложный жизненный путь молодого человека Анзора, рано оставшегося сиротой. Его взял на воспитание казах Сабир-ака. Но, пользуясь правом далекого родства, Анзора забрал к себе мулла Хазир, считающий Своим долгом привить юноше религиозность и сделать его своим преемником.

Писатель в повести выстраивает сюжетную линию в соответствии с общественными установками того времени, запрещающую религию в обществе. Анзор не принимает религию и находит себя в другой деятельности. Ему помогают определиться в выборе рабочей профессии Семен Иванович и Наталья Петровна. В дальнейшем перед молодым человеком открываются большие возможности создания личного' счастья.

Характер героя раскрывается в противостоянии с Хазиром, выявляя такие национальные качества чеченцев, как непреклонность, целеустремленность, сила духа.

Необходимо подчеркнуть еще раз, что, несмотря на художественную ограниченность повествования и заданность сюжетики, М. Мусаев не отходит от традиций национальной литературы в воссоздании образов и раскрытии характеров героев.

В другой повести писателя «Золотая брошка» (1970) социально-нравственная тема решается совершенно в другом ключе. Начинающий следователь Азамат Дадалов оказывается в ситуации выбора, когда можно легко перейти грань честности и оказаться по другую сторону закона. Ему приходится бороться с сомнениями, соблазнами, но Азамат выдерживаег; он очень тяжело переживает первые неудачи в своей профессии, но ему помогают коллеги. Поддержка старших, вера в самого себя' подчёркивают целеусгремлённость и выдержку героя, которому обязательно повезет в жизни.

В художественное пространство рассказов и повестей сборника «Не ты мой отец» (1966) чеченский писатель А. Дадашев сознательно включает элементы психологизма, подчеркивающие сложность характеров героев и коллизий, в которых они оказываются, и выделяет не самые лучшие черты, подчеркивая сложность морально-этических проблем, связанных с национальным укладом жизни, привлекая тем самым внимание к существующим в обществе проблемам. Складывается ощущение, что писатель борется за своих молодых героев, давая им возможность в полной мере проявлять себя, быть целеустремлённее, решительнее, смелее. Видимо, эти качественные признаки национального характера в некоторой степени стали утрачиваться и необходимо было напомнить об этом молодым людям.

В повести другого чеченского писателя X. Эдилова «Приговор» (1969) речь вдет о трудном времени создания и становления Советской власти, когда в Чечне создавались партийные и комсомольские ячейки, колхозь!. В своём произведении он рассказал о трудностях и первых победах строительства новой жизни, о потерях близких товарищей и достижениях людей.

Национальная идея реализуется не только за счет привлечения в художественные произведения национального фольклора, но и за счет раскрытия национальных характеров Элбера, Мухтара, Сайды, Магомеда и других. Важно подчеркнуть, что в создании структуры художественного полотна и создании образов героев писатель руководствуется принципом антиномии: наряду с положительными явлениями он показывает

отрицательные, вплоть до предательства, измены, заговоров в период создания коллективной артели. '

Нелегким оказалось создание новой жизни в ауле: множество непонимания, препятствий, включая предрассудки, встречали организаторы дела. Однако они справляются со всеми трудностями, и справедливость в жизни берет верх. Повесть X. Эдилова «Приговор» носит ярко выраженный социально-исторический характер, она не лишена недостатков, как и другие произведения, созданные в рамках советской литературы. Но она важна для нашего исследования прежде всего тем, чтобы подчеркнуть ещё раз, что в период соцреализма в чеченской литературе сохранялась и развивалась национальная идея, выраженная в создании национальных характеров героев, в использовании произведений народного фольклора, в обрисовке горского пейзажа, передающего национальный колорит.

Чеченские писатели в 60-70-е годы прошлого века первыми заговорили о переменах морального облика своего современника, они стремились предугадать, предупредить о возможных катаклизмах в семье и обществе. Так возник семейно-психологический роман М. Сулаева «Тавсултан покидает горы» (1967). Писатель строит конфликт произведения на столкновении взглядов, на противопоставлении нравственных представлений людей разных поколений в чеченской семье. Кульминацией произведения является спор героев о положении девушки в современном обществе.

Отец Селиты и Нурседы Тавсултан не может примириться с тем, что его дочери устраивают свою личную жизнь, исходя из норм современного воспитания. Он не смог принять мораль нового общества, отсюда - его глубокий душевный кризис и конфликт с дочерьми.

На самом деле это противостояние следует рассматривать не только в морально-нравственном аспекте, но и в социальном, поскольку на чаши весов ставятся достижения новой жизни и патриархальные устои общества. Не Следует переводить всё это в национальный аспект, поскольку никто не отменяет национальные традиции и обычаи, просто меняются условия в связи с социальным развитием общества. Так или иначе, Тавсултан проигрывает, выигрывает современное и прогрессивное, а значит, дочери.

Произведения М. Исаевой в чеченской литера1уре были признаны в своё время лучшими в вопросе сохранения и развития национальной идеи. В романах «Корень счастья» (1964) и «Созидатели» (1970) речь идет о судьбе чеченца Руслана Акаева, парторга крупного промышленного комбината. Высокая ответственность и чувство долга руководят им в минуты, когда необходимо принимать важные решения. Характер его

раскрывается в отношениях с подчиненными, друзьями, женой. Писатель подчеркивает, что, несмотря на то, что Руслана окружают люди разных национальностей, он не утратил своё родное, ментальное. Морально-нравственная проблематика не утрачивает своего значения в этих произведениях, в её контексте важным является воссоздание национального характера.

Историческая тема в чеченской прозе продолжала активно развивалась в 70-80-е годы прошлого века. В интересующий нас период было напечатано два романа А. Айдамирова: «Долгие ночи» (1972) и «Молния в горах» (1989). В диссертационной работе мы обращаемся к ним в рамках поставленной проблемы, поскольку они достаточно глубоко исследованы с точки зрения жанрового и художественного своеобразия в работах М. Исмаиловой, Т Джамбековой и др.

Национальная идея, выраженная в борьбе за независимость чеченцев, является смыслоопределяющей в романах А. Айдамирова. Писатель, благодаря документальной основе, убедительно выстроил структуру произведения, художественно осмыслив основные исторические этапы истории чеченского народа, позволяющие убедиться или усомниться в некоторых привычных трактовках советских историков.

По верному утверждению Т. Джамбековой, фольклор явился не только составляющим компонентом произведений А. Айдамирова, но и стал источником выражения национальной идеи, народной культуры и истории чеченцев.

Чеченские писатели М. Ахмадов, Ш. Арсанукаев, М. Сулаев и др., создававшие свои произведения в 80-90-е годы, прошлого века и на рубеже веков в разных тематических направлениях, остались верны идее национального возрождения культуры чеченского народа. Это является доказательством того, что национальная идея в чеченской литературе претерпела сложный путь эволюции: начиная с 20-х годов XX века, с этапа формирования, через испытание депортацией она сохранилась в лучших своих качествах и проявлениях в современной чеченской прозе.

В Заключении диссертационной работы подводятся итоги, подтверждаются основные положения, выносимые на защиту, делаются выводы, основное содержание которых сводится к следующему: демократизация общественной жизни вызвала интерес к возрождению национальной культуры, росту национального самосознания, что способствовало усилению внимания ¡к национальной идее в чеченской литературе.

Национальная идея является универсальным и феноменальным понятием, имеющим широкий спектр прикладного значения и рассматривающаяся учёными в различных отраслях наук. В литературе

она имеет ос9бое значение, поскольку является выразителем духовной культуры, включающей в себя отношение к историческим корням, национальным обычаям, традициям, языку, фольклору и т.д.

Сохранение и развитие национальной идеи в произведениях литературы процесс длительный и сложный, он имеет определенные этапы развития, соотносящийся с периодами развития литературного процесса XX века. Национальная идея связана понятием «национальное сознание», его активизация в обществе регулируется социально-историческими условиями общества, экономическими и этнокультурными факторами. Национальное самосознание напрямую связано с национальной культурой, с соблюдением обычаев и традиций, с концепцией бытия народа и отдельной личности, с национальным характером, с патриотизмом, выражающимся через литературу и фольклор.

Смыслообразующим компонентом национальной идеи в чеченской литературе 20-80-х годов XX века является фольклор, в котором отразился исторический опыт народа, традиции, обычай, социальные стремления, он явился неотъемлемой частью многих художественных произведений, став в них источником национального своеобразия и духовности, определяя идейно-художественную концепцию художественных произведений. Произведения чеченского фольклора идентифицируют национальный характер, основными чертами которого является национальная гордость, независимость, целеустремленность, верность слову и делу и т.д.

Национальная идея в произведениях С.-Б. Арсанова, А. Айдамирова, С. Бадуева, Д. Дадашева, М. Мамакаёва, X. Эдипова и др. 'писателей выразилась за счет воссоздания жизненного пространства чеченцев, раскрытия национального характера, описания многовековой национальной культуры, выраженной в традициях, обрядах, устном народном творчестве, в борьбе за независимость чеченского народа.

На современном этапе развития чеченской литературы национальная идея остаётся смыслообразующим компонентом и является мощным источником национальной духовной культуры.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статья, опубликованная в журнале, рекомендованном ВАК:

1. Реализация национальной идеи в чеченской прозе60-80-х годов XX века//Казанская наука. Выпуск №5. Казань, 2013.С.102-106.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

2. О состоянии современной прозы (на материалах журналов «Октябрь», «Звезда», «Знамя») // Материалы Всероссийской научно-'

практической конференции «Актуальные проблемы чеченской и общей филологии», посвященной Дню чеченского языка (29-30 апреля 2011 г.). Грозный, 2012. С. 82-84.

3. Смыслообразующая роль национальной идеи в чеченской литературе (по роману С. Арсанова «Когда познается дружба») // Материалы 1 Международной научно-практической конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания». Краснодар, 2012. С.89-93.

4.Роль национальной идеи в формировании чеченской литературы // Вестник Академии знаний. Выпуск №1. Краснодар, 2012. С.78-80.

5.Особенности национального характера и его роль в эволюции чеченской прозы 1960-80гг. // Материалы VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». Майкоп, 2013. С.94-97.

6.Национальная идея в структуре взаимосвязей фольклора и литературы //Материалы научной конференции «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации». Майкоп, 2013. С.60-66.

7.Депортация как один из этапов развития национальной идеи в чеченской литературе // Материалы VI Международной конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания». Краснодар, 2013. С.10-16.

Формат 60x84 1/16. Бумага офсет 1. Печать ризографная. Гарнитура Тайме. Усл.п.л. 1,5. Заказ № 245-13 Тир. 100 экз. Огпеч. в тип. ИП Тагиева Р.Х. г. Махачкала, ул. Батырая, 149. 8 928 048 10 45

"шар мат"

 

Текст диссертации на тему "Национальная идея как смыслообразующий фактор в чеченской прозе"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

04201453661 тт

На правах рукописи

Бачалова Инна Бисолтовна

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЕ (20-80-е годы XX века)

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

(северокавказские литературы)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук профессор, Акавов Рашид Забитоеич

Махачкала 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................... 3

Глава I. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 12

1.1. Национальная идея как основной критерий в литературе..... 12

1.2. Роль национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции литературы......................................... 43

Глава II. ЧЕЧЕНСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ЛИТЕРАТУРЕ.................................... 72

2.1. Взаимосвязь фольклора и литературы............................. 72

2.2. Национальная специфика чеченского фольклора............... 82

Глава III. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЕ 20-80- X ГОДОВ XX ВЕКА............................. 95

3.1. Формирование и развитие национальной идеи в чеченской прозе 20-30-х годов................................................................... 95

3.2. Сохранение национальной идеи в чеченской прозе в период депортации........................................................................... 118

3.3. Особенности национального характера и его роль в

эволюции чеченской прозы 60-80-х годов....................................... 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................... 150

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................. 153

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. При определении актуальности проблемы настоящего квалификационного исследования мы исходили из философского постулата, согласно которому национальная идея представляет собой систематизированное обобщение национального самосознания, смысл существования того или иного народа, этноса или нации, духовную связь её прошлых, настоящих и будущих поколений, которые могут быть выражены посредством художественных произведений или различных философских, публицистических и иных текстов. Национальная идея - это то, что постоянно присутствует в самой нации, в ее глубинной сущности, то, что берется у нее создателями нашей словесности, то, что объединяет всех чеченских писателей, представителей старшего поколения и современных. В этом смысле можно утверждать, что в произведениях чеченской литературы непременно и одновременно присутствуют и национальная идея, и национальная идеология.

В основе национальной идеи любого народа лежит инстинкт самосохранения, выживания нации как вида, поэтому каждый этнос с момента своего появления на исторической арене создает собственную систему самосохранения, вначале примитивную, ограниченную природным инстинктом, затем все более сложную, осознанную и, наконец, научно обоснованную.

Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы чеченской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте единого литературного процесса, не мог не прийти к мысли, что основная особенность чеченской литературы, предопределившая ее основное содержание,

тематику и проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея. «История и, в особенности, история литературы и искусства представляет собой не что иное, как повторение одних и тех же суждений, которые никто не смеет оспаривать. Есть имена и вещи, которых никто не смеет коснуться», - писал еще в конце XIX века основоположник социальной психологии Г. Лебон, имея в виду богов, героев и догматы, лежащие в основе национального сознания [Г. Лебон, 1995]. И далее: «Число общих верований очень невелико. Нарождение этих верований и их исчезновение составляют для каждой исторической расы кульминационные пункты ее истории и образуют истинный остов всякой цивилизации» [Г. Лебон, 1995]. Таким «кульминационным пунктом» в истории чеченского народа, создавшим основу чеченской культуры, стал народный эпос, включающий многожанровые фольклорные произведения.

В чеченском фольклоре имеются несомненные зачатки национальной идеи, появление которой, казалось бы, должно быть отнесено к более поздним временам. Во всех случаях это должно было произойти только тогда, когда чеченцы осознали свою этническую идентичность. А для возникновения осознания собственной этнической идентичности, по мнению современных исследователей, любой человеческой общности необходимо иметь: «1. Общее имя собственное; 2. Наличие мифа об общем предке; 3. Общие исторические воспоминания; 4. Наличие одного или нескольких признаков единой культуры; 5. Чувство единой, общей родины; 6. Чувство солидарности для определения групп населения» [И. Смит,1991]. Говоря о национальном своеобразии чеченской литературы, необходимо подчеркнуть, что выделение тех или иных национальных особенностей

в качестве только ей присущего признака вызывает немало трудностей, поэтому мы подчеркиваем неразрывную связь чеченской литературы с национальной идеей, которая, на наш взгляд, может заключаться в следующем:

1. Чеченская литература выступает как носительница национальной идеи на всех этапах своего развития (это свойственно и другим литературам).

2. Национальная идея существовала изначально; неизменно, непрерывно развивалась и развивается от фольклора до наших дней.

3. Осмысление, формирование, воплощение национальной идеи -прерогатива литературы.

Степень изученности темы диссертации. Чеченская проза XX века является объектом внимания широкого круга ученых, писателей, литературных критиков. Среди них немало работ, касающихся в той или иной степени взаимосвязи литературы и национального фольклора, как основы национальной идеи, роли национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции чеченской литературы. Особую ценность для нашего исследования имеют глубокие и основательные монографические исследования известного чеченского литературоведа Х.В. Туркаева «Исторические судьбы чеченцев и ингушей» (Грозный, 1978), «Путь к художественной правде». (Грозный, 1978), посвященные осмыслению основных путей развития чеченской литературы, ее ведущих тенденций.

Мы опирались в своей работе также на диссертационные исследования Джамбековой Т.Б. «Роль фольклора в эволюции чеченской прозы» / Дис. доктора фил.наук. (Майкоп, 2010), Инаркаевой С.И. «Эволюция жанров малой прозы в современной чеченской литературе» (Майкоп, 2000), посвященные проблемам развития малых

эпических жанров. Губанукаева М.М в своем диссертационном исследовании «Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006) анализирует творчество известного чеченского писателя С.-Б. Арсанова в интересующем нас русле фольклорно-литературных взаимосвязей.

Хорошим подспорьем для нашего исследования стала монография Ибрагимова Л.М. «Этноментальные основы чеченской прозы» (Грозный,2012),в которой предпринята попытка изучения художественных, этнических и фольклорных традиций, определивших национальные особенности творчества чеченских прозаиков.

Объектом исследования является чеченская проза 20-80-х годов XX века в контексте национальной идеи.

Предмет исследования - национальная идея, определившая идейно-художественное содержание, жанрово-тематический диапазон, поэтику чеченской литературы.

Материалом исследования служат произведения национального фольклора и проза писателей: С.-Б. Арсанова, Ш. Айсханова, А. Айдамирова, С. Бадуева, А.-Г. Гойгова, А. Дадашева, М. Исаевой, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Сулаева, X. Эдилова, - позволяющие осмыслить роль национальной идеи в чеченской литературе.

Эмпирическая база исследования. Основными источниками исследования послужили произведения чеченских писателей и критика, изданные в советский период, сохранившиеся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ). Изучены и исследованы современные научные материалы по теоретическим проблемам и вопросам диссертационного исследования,

предоставленные фондами электронных библиотек, адреса указаны в библиографическом списке работы.

Цель исследования - выявить особенности национальной идеи и определить ее роль в чеченской прозе 20-80-х годов XX века. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Определить содержательные компоненты национальной идеи на основе современных научных концепций.

2. Установить роль национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции чеченской литературы.

3. Раскрыть взаимосвязь литературы и национального фольклора, как основы национальной идеи.

4. Выявить реализацию национальной идеи и определить её смыслообразующую роль в чеченской прозе указанного периода.

Методологической основой послужили научные концепции национальной идеи в работах Б. Андерсена, В. Аксючиц, О. Бауэра, Э. Геллнера, К. Дойча, С. Лурье, А. Молоткова, В. Катаносова Д. Купера, Э. Смита, Л. Соколовой, М. Телемтаева и других ученых. В качестве базовых теоретических источников послужили труды русских философов Н. Бердяева, И. Ильина, П. Струве, В. Соловьева и др.; известных фольклористов А. Веселовского, С. Жукас, Д. Лихачева, В. Проппа, Д. Медриш и др.; ученых и критиков В. Дегоева, Г. Гачева, В. Кожинова, Г. Ломидзе, К. Султанова, Л. Якименко и др.

В диссертационном исследовании широко используется научный опыт северокавказских ученых Ю. Айдаева, Л. Бекизовой, У. Далгат, И. ДахКильгова, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, С. Зухбы, Б. Корзуна, А. Кусаева, И. Мунаева, К. Паранук, X. Туркаева, В. Тугова, Ю.Тхагазитова, М. Хакуашевой, Д. Чахкиева, М. Чентиевой, Р. Ужаховой, Ф. Эфендиева, К. Шаззо и др.

Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных

произведений, а также системный подход, позволяющий осмыслить роль национальной идеи в чеченской прозе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые системно и научно осмысливается национальная идея, определяется её смыслообразующая роль в чеченской прозе 20-80-х годов XX века. Произведения чеченских писателей этого времени исследуются в новом ключе поставленной проблемы. Особое внимание обращается на малоисследованные произведения А. Дадашева, М. Исаевой, X. Эдилова, которые дополняют единую картину литературного процесса Чечни и позволяют создать целостное представление о ней и точнее определить роль национальной идеи в чеченской литературе обозначенного периода.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что предложено исследование литературоведческого материала сквозь призму национальной идеи, многогранного понятия, специфически проявляющееся в литературном произведении и играющем ключевую роль в определении идейно-художественного смысла.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что заявленный подход к изучению чеченской прозы 20-80- годов XX века существенно расширяет возможности анализа произведений, используемых при изучении истории чеченской литературы, а также углубляет представление о творчестве чеченских писателей, которое изучают в вузах и школе.

Материал диссертации может быть использован для спецкурсов, спецсеминаров по литературе, для дальнейших научных исследований.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Национальная идея - многоплановое понятие, получившее осмысление в разных областях знаний. В диссертационном исследовании чеченская литература рассматривается сквозь призму

национальной идеи, в которой выявлены составные компоненты, влияющие на формирование сознания личности и духовной культуры, имеющей парадигму развития, обусловленную социально-историческим развитием и идеологией.

2. Национальная идея-это огромный социально-политический, культурно-исторический опыт, помогающий на разных этапах истории отстаивать независимость нации и созидать духовные ценности.

3. Национальная идея в литературе - это форма выражения духовности, которая определяет идейно-художественный уровень произведений, поэтику, влияет на формирование жанров.

4. Чеченский фольклор является хранителем национального менталитета и духовности, отражает этнокультуру и историю народа, активно используется писателями в художественных произведениях на всех этапах развития литературы, оказывая большое влияние на поэтику и идейное содержание произведений. Национальный фольклор является ключевым концептом национальной идеи в чеченской прозе 20-80-х годов XX века.

5. В период депортации чеченские писатели сохранили в своем творчестве национальную идею, определившую идейно-художественное содержание произведений социально-исторического и нравственного содержания, в которых исключительную значимость приобрела героика образов, специфика характеров, многожанровость использованного фольклора.

6. В чеченской литературе во второй половине XX века получил активное развитие историко-революционный роман, новый импульс получила историческая тема, актуализировались произведения нравственного содержания. В рамках обозначенного периода усилилась реализация национального характера - одного из основных компонентов национальной идеи в литературе. В повестях

и рассказах С.-Б. Арсанова, М. Мамакаева, А. Дадашева, X. Эдилова и др. писателей многоплановые проблемы времени преломляются через национальные ориентиры, создавая панораму характеров.

7. Национальная идея, выраженная в борьбе за независимость чеченского народа, в полной мере выразилась в романах А. Айдамирова «Долгие ночи» и «Молния в горах» через масштабный художественный охват исторических событий в контексте документалистики и публицистики, в воссоздании героических образов борцов за свободу Чечни. Источником национальной идеи в названных произведениях является использованный автором мощный пласт народной культуры и фольклора.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, доложены на секционных заседаниях научных конференций: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы чеченской и общей филологии», посвященная Дню чеченского языка [Грозный, 2011]; I Международная научно-практическая конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» [Краснодар, 2012]; VII Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии» [Майкоп, 2013]; Научная конференция «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации» [Майкоп, 2013]; VI Международной конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» [Краснодар, 2013].

Отдельные разделы, теоретические положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде опубликованных статей в научных сборниках (Краснодар, Майкоп, Грозный), в издании, рекомендованном ВАК (ж-л «Казанская наука», 2013, № 5).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 205 источников. Общий объем работы составляет 167 страниц.

ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ

ЛИТЕРАТУРА

1.1. Национальная идея как основной критерий в литературе

Понятие «национальная идея» не имеет четкого определения. На сегодняшний день существует множество определений философов, политологов, социологов, филологов и др. ученых, которые по своей сути едины в том, что национальная идея напрямую связана с вопросами истории возникновения и развития нации, с характеристикой ментальности этноса, с исторической миссией и рядом других вопросов, характеризующих народ.

В философии национальная идея осмысливается как систематизированное обобщение таких понятий, как «национальное самосознание», «народ», «этнос», «нация», «религия». В современной политической энциклопедии дается следующее определение: «Национальная идея - систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т.е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид».

Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определенной исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии.

Национальная идея конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих ее содержание. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, вопрос о важных исторических победах, о поражени�