автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Своеобразие художественного конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Хунарикова, Петимат Хамидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Своеобразие художественного конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Своеобразие художественного конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века"

На правах рукописи

ХУНАРИКОВА Пстимат Хамидовна

СВОЕБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНФЛИКТА В ЧЕЧЕНСКОЙ ПОВЕСТИ 50-80-х годов XX ВЕКА

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (северокавказские литературы)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

005544981

Махачкала -2013

005544981

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор

Темнрханова Гюльнара Бейбалаевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Вагидов Абдулла Магомедович

(ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»);

кандидат филологических наук, доцент Уздсева Татьяна Магомедовна, (ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»)

Ведущая организация Дагестанский институт повышения

квалификации педагогических кадров

Защита состоится «Л**» ^Шы/Щ 2013 г., в 7Г , на заседании Диссертационного совета Д 21Z.051.0j по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57, ауд.78 (2-й этаж)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан и размещен на сайте ВАК РФ < 2013 года. Адрес сайта: www.vak.ed.gov.ru '

Ученый секретарь

диссертационного совета, доктор филологических наук, профессор

-^ПёЩ.--

Э.Н. Гаджиев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Изучение поставленной проблемы обусловлено недостаточной исследованностью заключенных в ней вопросов развития жанра повести и художественного конфликта в .чеченской литературе советского периода (20-80-е годы XX века) и необходимостью на новом этапе развития литературоведческой науки в Чечне обратиться к её разработке.

Каждая национальная литература представляет собой самостоятельную творческую систему, вписанную в единый литературный процесс социально-историчеСкими связями, развивающуюся за счет собственного национально-духовного потенциала и типологических взаимосвязей. Чеченская литература с первых лет своего становления и до сегодняшнего дня проделала сложнейший путь эволюции от первых письменных произведений до высокохудожественных образцов слова. Литературный процесс Чечни осложнялся репрессиями и войнами, но в нем всегда сохранялось национальное творчество, сохранившее в генетической памяти героику и культуру предков и передающее духовную ценность новым поколениям.

Процесс эволюции чеченской литературы отразил формирование и развитие жанров, совершенствование художественного мастерства писателей. Жанровая парадигма в чеченской литературе обусловлена развитием национальных традиций и типологией взаимодействия с другими литературами, в которой повесть занимает одно из значимых положений, дающих возможность рассматривать её как связующее звено в эпическом жанровом пространстве.

Жанр повести в чеченской литературе имеет свою специфику, отраженную в видовых формах и художественном конфликте, изучение которых представляется актуальным в связи с тем, что повесть в отличие ог других жанров стала более поздним открытием в творчестве чеченских писателей, её видовые формы отразили спектр проблем в историческом, социальном, морально-этическом, нравственном планах.

Исследование жанровой эволюции повести позволяет установить причины возникновения и функционирования разновидностей жанра повести в чеченской литературе, создать классификацию видов и вывить особенности художественного конфликта, являющегося основой повествования и ключом к идейному содержанию и характеристике героев.

Степень изученности темы исследования. Для решения исследуемой проблемы в диссертации были использованы труды северокавказских ученых. X. Туркаев, Ю. Айдаев, О. Джамбеков, Т. Джамбекова, В. Корзун и др. в своих научных трудах неоднократно доказывали факт влияния фольклора на развитие национальных литератур.

Значительным подспорьем стали монографии X. Туркаева «О путях развития чеченской литературы» (1978) . В своей работе подчеркивает, что именно фольклорные традиции послужили основным источником для первых произведений чеченской литературы, в частности прозы.

В свою очередь, Т. Джамбекова отмечает в своём исследовании, что «чеченская литература начала 20-х годов XX века развивалась как явление общественное, как одна из форм выражения духовной культуры.

В работе М. Губанукаевой глубоко изучается «Фольклорное и художественное мировидение С.Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (2006). Исследование представляет интерес как с точкк зрения изучения творчества писателя, так и с точки зрения эволюции чеченской литературы, испытавшей на себе огромное влияние исторических обстоятельств.

Мы опирались в своей работе также на диссертационные исследования Инаркаевой С.И. «Эволюция жанров малой прозы в современной чеченской литературе» (Майкоп, 2000), посвященные проблемам развития малых эпических жанров. В диссертационной работе Исмаиловой М.В. «Проблемы традиций и жанровой разновидности в чеченском романе 8090-х гг. XX века» (Майкоп, 2008) прослеживаются жанровые особенности и состояние современного романного эпоса.

В своем диссертационном исследовании «Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006) Губанукаева М.М анализирует творчество известного чеченского писателя С.-Б. Арсанова в интересующем нас русле фольклорно-литературных взаимосвязей.

В диссертационной работе был использован труд X. Юсуповой «Жанр повести в чеченской и ингушской литературе. Становление и развитие. 20-30-е годы», где опираясь на научные заключения Ю. Айдаева, Г. Гакаева, И. Дахкильгор.а, Е. Крупнова, Ю. Дешериева, X. Туркаева и др., она подчеркивает общность чеченского и ингушского фольклора, доказывая тем самым, что возникновение, формирование и становление письменной литературы у чеченцев и ингушей протекало на общей основе.

Так же исключительно важное значение в изучении художественного конфликта в чеченской повести имеют статьи Юсуповой Х.В. « О некоторых аспектах повестей С.Бадуева», «Особенности конфликта в рассказе М.Кибиева «Звездная рыба», В.Г. Индербаева «Современная драматургия: конфликты, герои», Л.Ибрагимова «Национальное своеобразие чеченской прозы».

Таким образом, необходимо отметить, что в чеченской литературе проблема художественного конфликта остается недостаточно изученной,

поскольку, не исследованы в полной мере типы художественных конфликтов. На сегодняшний день оно нуждается в глубоком всестороннем исследовании.

Объектом исследования является чеченская повесть 50-80-х годов XX века сквозь призму поликонфликтности.

Предмет исследования - художественный конфликт в жанре повести, определивший идейно-тематическое содержание чеченской прозы советского периода.

Эмпирическая база исследования — чеченские повести советского периода, критические, литературоведческие, научные источники из научных фондов Российских библиотек, а также интернет-ресурсы, указанные в библиографическом списке.

Целью исследования являегся выявление истоков жанра повести в чеченской литературе, особенностей его развития и определения жанровых разновидностей с учетом идейно-художественных, тематических направлений и спецификой художественного конфликта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить формирование и эволюцию жанра повести в чеченской литературе, выявив источники, повлиявшие на тематический и идейно-художественный уровень;

— определить роль традиций национального фольклора, жанра русской советской повести и их значимость в развитии чеченской повести;

— провести анализ научных работ, связанных с проблемой художественного конфликта, выделить типы и виды конфликтов, характерных для жанра повести, функционирующие в литературном пространстве Чечни в советский период;

— выделить механизмы возникновения и трансформации художественного конфликта в жанре повести, рассмотреть их органическую взаимосвязь с характерами героев;

— выявить особенности развития жанра повести в чеченской литературе в соответствии с историческими и социальными характеристиками обозначенного периода;

— на основе полученных научных знаний о жанре повести и художественном конфликте в чеченской литературе (20-80-е годы XX века) определить ключевые моменты в эволюции и жанровом содержании чеченской повести, включающие тематическую доминанту, специфику конфликта и создать жанровую классификацию, подтверждающую научную концепцию данной исследовательской работы.

Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, а также системный подход, позволяющий выявить особеи-

ности эволюции жанра повести в чеченской литературе и значимого художественного конфликта в ней.

Материалом исследования послужили повести Ш. Айсханова, С. Бадуева, У. Гайсултанова, А.-Г. Гойгова, М. Мамакаева, М. Мусаева, 3. Муталибова, X. Ошаева, Ф. Эсмурзиевой и др., позволяющие выявить специфику художественного конфликта и жанровые разновидности чеченской повести 50-80-х годов XX века.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что впервые комплексно рассматривается жанровое своеобразие повести советского периода в чеченской литературе с учетом национальных традиций и идейно-художественного типологического влияния, где исключительную важность имеет художественный конфликт как концептуально значимая категория в эпическом пространстве произведения.

Известные повести У. Гайсултанова, 3. Муталибова, Ф. Эсмурзиевой и др. впервые исследуются сквозь призму конфликтности и рассматриваются как источники видовых разновидностей при создании классификации жанра повести в чеченской литературе.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что предложенное системное описание литературоведческой концепции о художественном конфликте и жанре повести углубляет научное представление о специфике конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX-века и дополняет исследованность проблем чеченской литературы этого периода.

Практическая ценность исследования. В диссертации разработан и апробирован инструментарий, который, при условии его дальнейшего совершенствования, может служить моделью изучения художественного конфликта в других жанрах чеченской литературы.

" Материалы диссертационного исследования могут использоваться на занятиях по истории литературы Северного Кавказа, при разработке спецкурсов, спецсеминаров, посвященных изучению отдельных проблем литературы советского периода, а также творчества писателей Чечни, на гуманитарных факультетах и в практике школьного преподавания.

На защиту выносятся следующие положения:

¿. Художественный конфликт - важнейший смысловой компонент произведения, являющийся основой сюжетного действия и композиции, находяищи' свое логическое разрешение в кульминации и развязке. Конфликт^ развиваясь в пространстве художественного произведения, определяет жанровые признаки, обнаруживая свою сложность, многоуровне-вость, многофункциональность.

2. Научный опыт исследования проблемы художественного конфликта определил его качественные типологические признаки и позволил выделить ряд классификаций (А. Бочаров, А. Коваленко, А. Погрибный,

А. Шаззо и др.), создающих основу для исследования поставленной проблемы. '

3. Важнейшим характерологическим признаком жанра чеченской повести является синтез фольклора и реализма, который выразился в социально-исторической тематике произведений С.Бадуева, М. Мамакаева, X. Ошаева, способных реализовать лучшие качества героев, противостоящих отрицательным персонажам и социально-историческим обстоятельствам, что создало типологическую модель художественного конфликта, основанного на бинарных понятиях.

4. В Чечне вторая половина 50-х годов прошлого века связана с реабилитацией, возвращением на родину С. Арсанова, М. Мамакаева, Н. Музаева, X. Ошаева и др., с возрождением активных позиций чеченской литературы и совершенствованием в ней жанрового и идейно-художественного содержания повести.

5. В чеченской литературе в 50-80-е годы прошлого века жанр повести вышел на новые позиции в эволюции: совершенствовался идейно-художественный потенциал за счет расширения тематического спектра, усложнения художественного конфликта, углубления характеров, психологии героев, включения в эпическую ткань лирических отступлений.

6. Художественный конфликт в жанре повести во второй половине XX века становится многоплановым, расширяя видовую характеристику жанра. Анализ повестей Ш. Айсханова, С. Бадуева, У. Гайсултанова, А.-Г. Гойгова, М. Мамакаева, М. Мусаева, 3. Муталибова, X. Ошаева, Ф. Эсмурзиевой и др., с точки зрения поставленной проблемы, позволил создать классификацию жанрачеченской повести 50-80-х годов прошлого века и выделить в качестве основных следующие типы:

- социально-нравственная повесть;

- социально-историческая повесть;

- историческая повесть;

-героическая повесть;

-лирическая повесть.

7. Эволюция жанра повести в чеченской литературе во второй половине XX века (50-80-е годы) отражает процесс совершенствования художественного конфликта за счет расширения тематики и углубления национальных характеров героев, формирования жанровых видов повести, что явилось основой для дальнейшего развития чеченской прозы и литературы в целом.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, доложены на секционных заседаниях I Международной научно-практической конференции

«Мир гу^аШгГарного и естественнонаучного знания» (Краснодар, 2012), VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии» (Майкоп, 2013), Научной конференции «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации» (Майкоп, 2013), VI Международной конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» (Краснодар, 2013). Отдельные разделы, теоретические положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде опубликованных статей в научных сборниках (Краснодар, Майкоп, Грозный), в издании, рекомендованном ВАК (ж-л «Казанская наука», 2003, № 5).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 239 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, её научная новизна, определяются объект и предмет исследования, его цели, задачи, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость, структура работы, характеризуется теоретико-методологическая база диссертационного исследования.

Глава первая «Художественный конфликт как идейно-эстетическая категория в литературе» посвящена теоретическому изучению проблемы художественного конфликта. В этой части работы мы обращаемся к научным трудам П. Палиевского, Г. Поспелова, Л. Тимофеева, Ю. Манна и других, рассматривавших конфликт как противоречие, столкновение, борьбу, противостояние взглядов, позиций и т.д. и разграничивающих понятиях «конфликт жизненный» и «конфликт художественный».

Конфликт художественный, осваивая жизненные проблемы, влияет на жанрово-родовые характеристики, обнаруживая свою многоуровне-восгь я многофункциональность, определяя идейно-художественную направленность произведений и раскрывая характеры героев.

Научные подходы ученых в области художественного конфликта явились основополагающими для создания классификации К. Шаззо по жанровому признаку, «универсальной» классификации А. Погрибного, классификации на основе бинарных понятий А. Коваленко, по разноплановым признакам И. Киселёва, на уровне «спектра» понятий и введения «поликонфлитности» и «моноконфликта» А. Бочарова, которые мы рассматриваем в работе и применяем в исследовании художественного конфликта с чеченской повести.

Чеченская литература создавалась в 20-е годы XX века, в. период больших исторических преобразований. Литературный процесс, в который были вовлечены младописьменные литературы Северного Кавказа, определял особенности тематического и идейного плана. Конфликт в художественных произведениях на этом этапе развития литературы максимально был приближен к жизненному. Такого рода сращение снижало уровень художественности в произведении, но актуализировало социально-политическую составляющую. Подтверждением являются рассказы С. Бадуева, созданные в 20-е годы и объединённые в цикл «Адаты», повести «Бешто» (1928), «Огненная гора» (1929), «Голод» (1929) и др., опубликованные главы будущего романа С. Арсанова «Когда познаётся дружба» в альманахе «Революция и горец» («Аул и люди», «За невестой», «Земли, ему!»), рассказ Сознательный Хамид» М. Сальмурзаева и т.д.

, Творческий опыт С. Валуева, С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева и других чеченских писателей важен для развития эпических жанров в чеченской литературе и укрепления художественного конфликта в ней. В диссертационной работе обращается внимание на то, что творчество этих писателей положило начало большой эпической прозы Чечни.

В чеченской литературе в послеоктябрьский период стали развиваться эпические, драматические, лирические жанры. Однако драматургия и лирика явились более динамичными, чем проза. Художественный конфликт в драматических и лирических произведениях предопределил отдельные качества эпического конфликта, такие, как предельная напряженность, противостояние идей, взглядов, психологическая мотивировка поступков и сложность характеров, которые получили воплощение в чеченской прозе.

В работах чеченских исследователей: X. Туркаева, Ю. Айдаева, М. Губанукаевой, О. Джамбекова, Т. Джабековой, М. Исмаиловой, Л. Тасуевой, Р. Ужаховой и др. — разносторонне исследуются проблемы чеченской литературы. Обращение к ним позволило расширить научные представления, дополнить знания и подчеркнуть, что исследование художественного конфликта в жанре чеченской повести второй половины XX века не становилось предметом специального изучения. По данной проблеме отсутствуют огдельные диссертационные и монографические работы, что дает основание проводить исследование проблемы, используя богатый научный опыт в области художественного конфликта и истории чеченской литературы для создания классификации эпического конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века). Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что в этот период чеченская литература переживает второе рождение после возвращения на родину писателей, и тем, что жанр повести в чеченской литературе этого времени малоисследован.

Во второй главе «Формирование и эволюция жанра повести в чеченской литературе» внимание сосредоточено на жанровых особенностях повести. В начале XX века для чеченской литературы повесть явилась тем замечательным жанром, который повлиял на развитие национальной литературы. В творчестве М. Мамакаева, С. Бадуева, С. Арсанова, X. Ошаева и др., стоявших у истоков чеченской литературы, повесть занимала одно из важных мест. В силу специфики жанра она соединяла огромный опыт эпической народной традиции и достижения художественного слова.

В современном литературоведении жанр повести характеризуется устоявшимися качественными признаками (В. Белинский В. Головко, В. Кожинов, А. Кузьмин, А. Петровский, др.), историей развития, определившей положение повести среди других жанров. Научные достижения в этом вопросе сконцентрировали внимание на жанровых особенностях чеченской повести.

Существующие типологические характеристики и классификации жанра повести, в том числе и приведенная в работе жанровая классификация А. Кузьмина, позволили идентифицировать повёсти в чеченской литературе в соответствии с выделенными признаками, создав собственную классификацию жанра повести.

Жанр повести в чеченской литерату ре как один из самых значительных художественных феноменов послереволюционного периода определил важнейшие тенденции развития младописьменной прозы. Повесть, в отличие от рассказа, явилась для чеченской литературы принципиально новым жанром, вызванным к жизни естественными и закономерными процессами взаимодействия, взаимовлияния национальных литератур, где особая роль принадлежала не только советской, но русской классической литературе. Па основе типологических взаимосвязей и синтеза традиций получила развитие новая жанровая форма.

Жанровые особенности чеченской повести не явились на сегодняшний день предметом специального исследования ученых. Как правило, они рассматривались в контексте исследования отдельных произведений или творчества писателя. За рамками научных изысканий оставались теоретические аспекты жанра, его эволюция и национальная специфика. Это позволило, опираясь на существующие научные суждения в этом вопросе, несколько шире подойти к изучению жанра повести в чеченской литературе и затронуть ряд теоретических и историко-литературных вопросов, связанных с его формированием и эволюцией в чеченской литературе.

Возникшая в 20-е годы XX века чеченская повесть как результат интенсивного формирования и развития прозы и типологического влияния вобрала в себя качественные признаки времени и отразила идейно-

художественные достижения писателей.

Жанровые возможности повести как нельзя лучше соответствовали изображению исторических событий, включая в себя и беллетризованные эскизы, и очерки, и рассказы, и т.д. Можно сказать, что «повесть как бы закрепляла громадный жизненный материал, предоставленный революцией, фиксировала действия и переживания масс» (А. Кузьмин, 1984). ,

В повестях на историко-революционную тему изображение новой жизни давалось в сопоставлении с картинами дореволюционной действительности. Писатели в процессе творчества вырабатывали основные качественные критерии жанра, одним из которых было изображение главного героя. Образ его поэтизировался и возвышался в противовес отрицательным персонажам. Идеализировались такие качества положительного героя, как мужество, храбрость, беззаветная преданность делу, а отрицательные герои наделялись, как правило, негативными, прямо противоположными характеристиками. Это несомненный признак традиций фольклора.

Фольклор активно воздействовал на эстетику жанра повести, на стилевое оформление произведений. Однако это была не «фольклоризация» литературы, а освоение художественного богатства прошлого с новых позиций. На этапе формирования чеченской литературы происходило одновременно постоянное совершенствование и обновление жанра повести: усиливался синтез художественности и фольклора, сюжегика развивалась в' сторону реализма. Подтверждением служит повесть А.-Г. Гойгова «Джан-Гирей», в которой писатель на первом плане выде.™л ряд важнейших социально-исторических проблем.

Одним из первых в чеченской литературе в жанре повести стал работать С. Бадуев. В стилевом отношении его произведения: «Бешто» (1928), «Огненная гора» (1929), «Голод»(1929) и др. - отражали синтез художественности и фольклора. Как уже подчеркивалось выше, писатель был знатоком и собирателем фольклора, поэтому в своих повестях создан яркие, сильные образы героев, противостоящих сложным жизненным обстоятельствам и социально-историческим преобразованиям. В работе исследуются жанровые особенности повестей писателя, позволяющие подчеркнуть их значимость в литературном процессе Чечни и роль в жанровой эволюции повести, которая со временем приобретала реалистичность, сохраняя элементы фольклорной поэтики и неповторимый национальный колорит.

Жанр повести в чеченской литературе оказался продуктивным для синтеза опыта художественности и фольклора, который продолжал развиваться. Однако социально-историческая ситуация требовала от писателей новых творческих подходов.

п

В 30-е годы прошлого века советская литература вышла на новые рубежи освоения действительности. Приоритетным оставалось создание образа личности, воплощающего в себе пафос времени и преобразований. В спектре проблем, отражаемых литературой этого времени, строительство и созидание новой жизни явилось смыслообразующей. Человек вовлекался в мощный поток строительства новой жизни («Цемент», «Энергия» Ф. Гладкова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Инженер» Ю. Крымова и т.д.). Опыт художественной прозы этого времени убедительно говорил о «многоплановом реализме» (выражение М. Горького), который приобретал значимость и в национальных литературах.

Реалистическая направленность чеченской повести была обусловлена не только типологическими взаимосвязями, но и спецификой времени, когда исключительно важную роль приобрела публицистика. Оказавшись мобильной, ёмкой, она передавала дух времени, отражала темп развития слова в контексте эпохи. На страницах чеченской газеты «Серло», выходившей в Грозном с 1924 года, печатались очерки, статьи, агитационные, юбилейные материалы к «красным датам». На наш взгляд, именно в публицистике были заложены основы жанровой системы литературы реалистического направления. Подтверждение нашего заключения находим в монографии К. Шаззо: «Молодые литературы возникали как литература публицистическая. Это не недостаток их, а важнейшая особенность. Из статей, небольших очерков еще неопытных журналистов вырастали рассказы, стихи, диалогические сценки, простые по форме, но яркие по идейной насыщенности. Это свидетельсгвует о прочной связи с порождавшей её жизнью, о том, что литература стремилась освоить и раскрыть реальные жизненные конфликты и людские судьбы» (К. Шаззо, 1978).

Чеченская повесть начального этапа в жанровом отношении не была совершенной, она включала в себя публицистичность, сохраняла тяготение к рассказу, из которого «выросла», и в то же время создавала и закрепляла за собой право следования реалистическому направлению. Это подтверждают произведения чеченских и ингушских писателей И. Ахриева, С. Бадуева, И. Базоркина, А.-Г. Гойгова, Т. Бекова, Б. Дахкильгова, М. Каца, А. Озиева, X. Осмиева и др. Изучение их произведений позволило выделить основные тематические направления, обусловленные развитием реалистических тенденций в литературе этого времени: а) тема революции и гражданской войны; б) тема строительства новой жизни.

В третьей главе «Художественный конфликт в чеченской повести (50-80-е годы XX века)» прослеживается эволюция конфликта в жанре чеченской повести во второй половине прошлого века.

С возвращением на родину во второй половине 50-х годов прошлого века писателей С. Арсанова, М. Мамакаева, Н. Музаева и др. после депор-

тации начинается Новый период развития чеченской литературы. Благодаря сохраненному "потенциалу она обретала утраченные черты и возвращала свой статус.' Писателям предстояло психологически «вписываться» в жизнь и решать задачи, поставленные перед литературой Вторым съездом советских писателей (1954).

На съезде были подведены тога развития литературы и дана оценка так называемой «бесконфликтности». Развиваясь в русле единого литературного процесса северокавказские литературы не были отделены от влияния «бесконфликтности». А. Сурков в своём докладе указывал на взаимодействие и взаимовлияние литератур друг на друга. Типологические связи литератур определяли жанровое и идейно-художественное содержание произведений. В результате этих связей бесконфликтность оказала влияние на северокавказские литературы, в том числе и на чеченскую.

Исключительно важное значение в возрождаемой чеченской литературе и жанре повести имели опубликованный сборник «Избранная проза. Повести и рассказы» М. Мамакаева (1964), повести «Арби» У. Гансултанова (1965), «Анзор» М. Мусаева (1965), «Приговор» X. Эдилова (1967) и др. Следует сказать, что в чеченской литературе жанр повести не получил в 50-60-е годы прошлого века столь интенсивного развития, как в Советской и северокавказских литературах.

В названных выше повестях писателями развивались созданные в 20-30-е годы XX века основы жанра чеченской повести, в котором нашел отражение'синтез художественного и фольклорного материала в реалистическом направлении. В послевоенный период и в период после депортации новое звучание в чеченской литературе получает революционно-историческая тема. Примером является повесть X. Эдилова «Приговор», в которой писатель обращается к этапу становления Советской власти в Чечне, сопряженному с большими трудностями идейного становления людей, воспитанием в них морально-этических качеств нового образа жизни. Нельзя сказать, что определение темы не явилось типологическим следствием и влиянием бесконфликтности. В самой постановке темы и проблемы чувствуется заданность и предопределенность.

Конфликт, положенный в основу повести X. Эдилова, определяет развитие сюжетных линий и имеет сложную структуру: основной конфликт разворачивается межу Элбером и Мохамди с Мусой, второй содержится внутри - между Мохамди и Мусой, третий - предопределён отношениями Мусы с Ботой и его с сыновьями, он же является финальным. Нельзя сказать, что в этом произведении писателем создан «упрощенный» однотипный конфликт, он развивается по пути усложнения, оставаясь в рамках заданности темы и её развития.

Повесть X. Эдилова «Приговор» в полной мере соответствует «соци-

алыю-историческому» типу повестей. Она не лишена недостатков художественного содержания и конфликта, но сыграла свою роль в развитии жанра повести в чеченской литературе. Важным, на наш взгляд, является то, что в контексте социально-исторического содержания повести и нравственной проблематики намечена лирическая линия (Сайда и Катя), позволяющая говорить о предпосылках развития лирической темы в жанре чеченской повести.

Нравственные проблемы в литературе 60-х годов прошлого века были обусловлены серьезным вниманием писателей к моральному облику современников. Повесть М. Мусаева «Анзор», неоднократно упоминавшаяся чеченскими исследователями в контексте литературного процесса этого времени, не стала предметом специального изучения. Со своей стороны скажем, что это произведение явилось заметным явлением з эволюции жанра повести и художественного конфликта в ней. Писатель сквозь призму нравственности остро ставит вопросы социального содержания, возводя их до уровня первостепенной значимости.

Повесть М. Мусаева «Анзор» позволяет говорить о наметившихся тенденциях усложнения художественного конфликта в чеченской повести 60-х годов прошлого века. Нельзя сказать, что в этом и других произведениях этого времени в чеченской литературе не сказалось влияние бесконфликтности. Оно, безусловно, было, но в этот период уже в несколько сглаженной форме и проявляется в особенностях сюжета, а точнее в развязке конфликта. Писатель в духе «бесконфликтности» подводит повествование к идеальному завершению и направляет героя на правильный путь.

В 70-80-е годы XX века в чеченской литературе, как и в других литературах, неизменными для художественного осмысления являются проблемы социального, исторического, нравственного содержания. Писателей волновала судьба современника в непростом мире, наполненном противоречиями и сложностями. Чеченская проза, переживавшая в предыдущее десятилетие процесс реанимации, вышла на новые рубежи эволюции, где исключительное значение приобрела повесть. В этот период жанр получил активное развитие в творчестве М. Мусаева, У. Гайсултанова, 3. Мугалибова, Ф. Эсмурзиевой, X. Ошаева и др.

. (Социально-нравственная тема своеобразно решается в повести М. Мусаева «Золотая брошка» (1970). К изучению проблематики произведения в своих научных работах обращался X. Туркаев. Следуя за ученым в определении идейного содержания и разделяя его точку зрению на характеристику персонажей, в диссертационном исследовании обращаемся к характерам героев с точки зрения основной движущей силы художественного конфликта.

Конфликт в повести строится на противопоставлении характеров и нравственных позиций Дадалова и Амаева. Однако созданная коллизия включает в свою орбиту и второстепенных персонажей, в том числе начальника милиции майора Алдаева, опытного руководителя, разбирающегося во многих вопросах. Но излишняя прямолинейность, «схематизм» обращения с подчиненными делают этот образ «неодушевленным», гашенным живости и естественности, создавая впечатление ограниченности, оторванности от реальности из-за повторения заученных выражений и фраз для своих подчиненных. Другие второстепенные персонажи в этой повести, скорее всего, создают «негативный» фон для развития художественного конфликта: это обрисованный несколькими штрихами прокурор, председатель сельсовета, доярка Зайдат, некоторые сотрудники милиции. Писатель, показывая их положительными, акцентирует внимание на отрицательном в их действиях и поступках, что является совершенно необычным для литературы этого времени. Важно подчеркнуть, исходя из противоречия образов и характеров, художественный конфликт в повести М. Мусаева «Золотая брошка», отражающем нравственные проблемы общества.

Совершенно другой тип повествования в повести У. Гайсултанова «Александр Чеченский» (1981). В ней рассказывается об осиротевшем чеченском мальчике Али, которого взял на воспитание русский генерал Раевский. Начав служить вахмистром, Александр Чеченский участвует во многих военных походах, в том числе и Бородинской битве. Благодаря храбрости и честности он добивается уважения и настоящей воинской славы, дослужившись до генерала, уходит в отставку.

По всем типологическим признакам это произведение соответствует типу исторической повести. В ее основе лежат реальные события конца XVIII - начала XIX вв., отраженные в истории России, герои невымышленные, известные исторические личности. Однако сюжст художественно оформлен в соответствии с идейной направленностью произведения.

Повесть А. Гайсултанова «Александр Чеченский» пронизана идеей любви и служения своей родине и народу. Она относится к типу «исторических повестей» и существенно расширяет видовой диапазон жанра повести в чеченской литературе 80-х годов XX века.

Это в полной мере относится и к повести 3. Муталибова «Две дороги» (1981).

Конфликт в повести 3. Муталибова сначала развивается в рамках семьи Муртаевых и носит морально-этический характер. За внешним благополучием проступают серьезные проблемы - болезнь Селимат и страсть к картам Абдул-Керима.

Далее конфликт в повести выходит за рамки семьи и стремительно

развивается, поскольку в него включены и второстепенные персонажи -окружение семьи Муртаевых. Все знали о происходящем, сочувствовали жене и сыну Абдул-Керима, но никто не хотел помочь, все, как и прежде, здоровались, мило улыбались и... проходили мимо.

Узлом напряженности конфликта является момент, когда Абдул--Керим, в очередной раз играя в карты, проиграл котел. Когда мальчик вернулся из школы, он увидел, что кладка в печи была разворочена, там зияла черная пустота. Эта сцена является переломной в психологическом восприятии двенадцатилетнего Зелимхана. В то же время она символична, поскольку являет собой разрушение семьи, ее моральных устоев. Лирическое отступление, включенное в повесть, усиливает символическое значение очага и придаёт психологизм повествованию.

Движущей силой художественного конфликта в повести является не только характер Абдул-Керима, но и Зелимхана. Его образ психологичен и лиричен одновременно. Важным моментом является усиление лирического начала в повествовании. Содержание лирических отступлений писатель расширяет в ходе сюжетного развития за счет пейзажных зарисовок, воспоминаний, описания первых чувств Зелимхана. Более того, в структуру повествования писатель включает сон Зелимхана, который является глубоко символичным, отражая синтез прошлого, настоящего и предопределяя будущее в жизни мальчика.

Внешняя простота повествования в повести создаёт сложную полифонию конфликта за счет психологизма и лиризма. 3. Муталибов тем самым совершенствует жанр повести и идет по пути создания новых жанровых модификаций. Лирический элемент становится характерным признаком повестей 3. Муталибова.

Конфликтом личного плана и большого исторического содержания отличается повесть «Буре навстречу» (1981). Война определила судьбы героев и стала идейным центром повествования.

Не сразу Зауру удается получить назначение на фронт, но его настойчивость в военкомате приносит результат. На войне Заур оказался вместе с товарищами в составе Чечено-Ингушского кавалерийского полка, который до особого распоряжения держался в резерве, готовясь к боевым действиям. Учились держать оружие и обращаться с ним, постигая науку боя и ожидая фашистов с чувством возрастающей уверенности.

Писатель вводит в повествование пространное лирическое отступление, выраженное глубоким философским размышлением, восхищением родной природой и чувством глубокого патриотизма. В повести воссоздаётся главный конфликт эпохи - противостояние на войне, писатель акцентирует внимание на образе Заура Муртазова, характер которого предельно глубоко раскрывается во фронтовых коллизиях.

Произведение 3. Муталибова «Буре навстречу» представляет собой тип героической повести, получившей развитие в чеченской литературе во

второй половине XX века.

Подтверждением этому служит повесть X. Ошаева «Брест - орешек огненный», написанная в конце 60-х годов, но опубликованная только в 1990 году.

Повесть является результатом многолетнего труда. Писатель установил имена чеченцев-защитников Брестской крепости в ходе непосредственного общения и переписки, поэтому произведение носит документально-исторический характер и расширяет традиционные рамки героической

повести. : •'-••

В начале повести X: Ощаев.создает панораму повествования за счет подробного описания крепости и расположения в ней многочисленных казарм, хранилищ, конюшен и других помещений. ДЪюатель подчеркивает историческое значение цитадели, служащей препятствием со стороны запада и имеющей стратегическое значение. Описание защиты крепости складывается в калейдоскопе из множества картинок в единое документально-историческое полотно. Трагедия происшедшего подтверждается рассказами очевидцев, переживших осаду. * л

На первый взгляд, в повести .Х. Ошаева отсутствует единая сюжетная линия. Однако эпизоды, органично дополняя друг.друга, создают эпическое полотно, в основе'которого содержится масштабный ирторическии конфликту - включающий в себя множество отдельных самостоятельных конфликтов каждого человека в отдельности. Можно с уверенностью сказать, что согласно типологии художественного конфликта, X. Ошаев в своём произведении использует систему конфликта или поликонфликт.

В едином идейном направления выстроены рассказы людей, для которых дружба, любовь, преданность стали высшим моральным критерием в осажденной крепости. Повесть X. Ошаева. «Брест - орешек огненный» -это не только историко-художественный документ времени, но и обращение к молодому поколению с призывом о сохранении в памяти «братских могил». В работе подчеркивается, что повесть X. Ошаева «Брест - орешек огненный» являет собой литературный памятник, в основе которого один из эпохальных исторических конфликтов XX века, проливающий свет на участие чеченцев в Великой Отечественной войне и на восстановление

правды и справедливости.

Художественный конфликт в произведении - итог сложной творческой работы писателя: его размышления над реальной действительностью, определения собственной позиции и т.д. Жизненные конфликты, становясь основой конфликтов художественных, приобретают нравственно-эстетическое содержание, дают представление о мировосприятии пнсаге-

ля, его концепции характера героя. Существует тесная взаимосвязь мевду конфликтом и характером: характеры раскрываются лишь в конфликте,' который, в свою очередь, становится средством его раскрытия.

Характеры в произведении обладают определённостью, в каждом из них выделена главная черта, и раскрывается она на резком переломе жизни, в остром конфликте. При этом конфликт может разрешаться в столкновении человека с внешним миром, с окружающими его людьми, с обстоятельствами, но еще чаще раскрывается через исследование внутреннего мира. Подтверждением является повесть Ф. Эсмурзиевой «Чинара в поле» (1986).

К середине 80-х годов XX века жанр повести в чеченской литературе обрел значительный опыт, выработал традиции, что послужило развитию жанровых модификаций. Наряду с историческими, героическими, документальными стали появляться повести, где в центре повествования - современник со спектром семейно-бытовых проблем, требующих осмысления и решения.

Повесть Ф. Эсмурзиевой «Чинара в поле» затрагивает семейные проблемы. Конфликт в повести, выраженный в крайне напряженных отношениях свекрови и невестки, в любой момент готов был перерасти с открытое противостояние. Сдерживающим фактором во всем этом была Саламат. Каждый раз, когда ей было трудно, она вспоминала слова матери о том, что всегда нужно оставаться скромной, воспитанной и с уважением относиться к людям. Саламат не перечила свекрови и уподоблялась золовкам, но это уже не могло спасти положения. Более того, девушка слыла первой красавицей в ауле, на которую нельзя было не обратить внимания.

Критической точкой в развитии конфликта в повести явилось то, что неоднократно проговаривалось в семье, но теперь прозвучало, как приговор, из уст свекрови: «Оставь ты этот свой совхоз, сиди дома... Ни я, ни мои дети техникумов не кончали, но живем, слава Аллаху, не хуже людей. Учеба нам твоя ни к чему. Пойдут дети - не до учебы будет. Так и так придется все это оставить. Какая разница - сейчас или потом?» (Ф. Эсмурзиева, 1986). Саламат без сожаления ушла из дома мужа, так как представляла, как дальше сложится её жизнь.

Образ Саламат в повести глубоко психологичен. Автор наполняет его чувствами, эмоциями за счет внутренних переживаний, размышлений, воспоминаний. В глубине души она сохранила чувства к Апти. Когда-то давно, ещё в школе, они впервые увидели друг друга, и мир стал другим, если бы не случайность. Встреча с Апти, нелегкое объяснение с ним - это одновременно напряженный узел художественного конфликта и его развязка. Любовь Саламат и Апти является ключом к идейному содержанию, источником личной коллизии и основой сюжета.

В чеченской повести этого времени наблюдается усиление лирического начала и расширение художественных конфликтов «внутрь», в глубину психологии героя. В повести Ф. Эсмурзиевой это отчетливо прослеживается на примере Саламат, на её собственном осознании чувсть и свободы личности.

В чеченской литературе 50-80-х годов XX века жанр повести приобрел значимость и существенно расширил видовой диапазон и стал включать в себя: .

социально-нравственную повесть (М. Мусаев «Брошка», 3. Муталибова «Две дороги»);

- историческую повесть (У. Гайсултанов «Александр Чеченский»);

- героическую повесть (X. Ошаев «Брест - орешек огненный», 3. Муталибов «Буре навстречу»);

- лирическую повесть (Ф. Эсмурзиева «Чинара в поле», «На новом месте»).

Эволюция жанра повести в чеченской литературе с начала 50-х и до конца 80-х годов XX века отражает многоплановый процесс совершенствования и усложнения художественного конфликта за счет расширения тематики, национальной специфики характеров героев, что явилось основой для развития новых жанровых видов и возможностей жанра повести в последующих десятилетиях в творчестве М. Ахмадова, М. Бексултанова, Я. Цуева, А. Шатаева и др.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются выводы и намечаются дальнейшие перспективы.

Чеченская повесть 50-80-х годов XX века отразила сложнейший процесс эволюции от социально-исторического «схематического» конфликта через преодоление последствий «бесконфликтности» до сложной системы конфликта, включающей в себя различные типы конфликтов, создавая тем самым поликонфликтность.

Повесть как жанр лигературы приобрел особое значение в контексте эпохи начала XX века в связи с социально-историческими событиями. Художественные приемы, сюжетостроение, композиция, типизация героев, изображение характеров, нравственные и социальные коллизии были определены историко-временной доминантой.

В 20-30-е годы прошлого века повесть стала остропроблемным жанром, приобрела публицистичность и способность быстро реагировать на ^события. Структурно-содержательный уровень произведений и своеобразие художественного конфликта обнаруживают тяготение к социально-исторической модификации жанра («Голод», «Бешто» С. Бадуева) и морально-нравственной («Джан-Гирей» А.-Г. Гойгова и «Огненная гора» С. Бадуева). '

Художественный конфликт в повести этого времени определен социально-историческими изменениями, включающими в себя национальные, психологические проблемы героев, появившиеся на почве преобразований. В произведениях этих лет, как правило, проблема героя рассматривается через морально-нравственный аспект в контексте этнических, ментальных представлений и жизненных коллизий.

Художественный конфликт в жанре чеченской повести 50-80-х годов XX века является многоплановым и многофункциональным, имеющим свои специфические качества, напрямую связанные с идейно-тематической направленностью и проблемно-тематическим содержанием. Проведенное исследование повестей С. Бадуева, У. Гайсултанова, А.-Г. Гойгова, М. Мамакаева, М. Мусаева, 3. Муталибова, X. Ошаева, X. Эдилова, Ф. Эсмурзиевой и др. с точки зрения поставленной проблемы позволило создать классификацию жанра чеченской повести 50-80-х годов прошлого века и выделить в качестве основных следующие типы:

- социально-историческая повесть;

- социально-нравственная повесть;

- историческая повесть;

- героическая повесть;

- лирическая повесть.

Достижения жанра повести в чеченской литературе во второй половине XX века явились основой для дальнейшей эволюции чеченской прозы и литературы в целом.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статья, опубликованная в журнале, рекомендованном ВАК:

1. Хунарикова П.Х. Своеобразие художественного конфликта в жанре чеченской повести 1950-80-х годов // Казанская наука. Выпуск №5. Казань, 2013. С.146-150.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

2. Хунарикова П.Х. Своеобразие художественного конфликта в чеченской прозе 20-30-х годов XX века // Вестник Академии знаний. Выпуск №1. Краснодар, 2012. С.87-89.

3. Хунарикова П.Х. Своеобразие жанра повести в чеченской литературе» (на примере повестей С.Бадуева) // Материалы 11 международной научно-практической конференции. «Мир гуманитарных знаний». Краснодар, 2012. С.107-113.

4. Хунарикова П.Х. Проблема художественного конфликта в исторической повести Умара Гайсултанова «Александр Чеченский» // Материалы VII международной научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». Майкоп, 2013. С.З65-367.

5. Хунарикова П.Х. Особенности поэтики чеченской повести и их проявления в творчестве С.Бадуева // Научная конференция «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации». Майкоп, 2013. С.180-185.

6. Хунарикова П.Х. Национальные и нравственные проблемы в чеченской повести М.Мусаева «Анзор» // Сборник материалов VI Международной конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания». Академия знаний Россия. Краснодар, 2013. С.43-47.

Формат 60x84 1/16. Бумага офсет 1. Печать ризографная. Гарнитура Тайме. Усл.п.л. 1,3. Заказ № 244-13 Тир. 100 экз. Отпеч. в тип. ИП Тагиева Р.Х. г. Махачкала, ул. Батырая, 149. 8 928 048 10 45

"ш а |=» мат"

 

Текст диссертации на тему "Своеобразие художественного конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201455561

ХУНАРИКОВА Петимат Хамидовна

СВОЕБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНФЛИКТА В ЧЕЧЕНСКОЙ ПОВЕСТИ 50-80-х годов XX ВЕКА

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (Северокавказские литературы)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук профессор Темирханова Гульнара Бейбалаевна

Махачкала 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Художественный конфликт как идейно-

эстетическая категория в литературе..........................................................................................10

1.1. Типы и виды художественных конфликтов....................................................10

1.2. Своеобразие эпического конфликта....................................................................32

ГЛАВА ВТОРАЯ. Формирование и эволюция жанра повести в

чеченской литературе......................................................................................................................................46

2.1. Фольклорный и художественный синтез в жанре повести... 49

2.2. Роль реалистических тенденций в жанре повести............................71

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Художественный конфликт в чеченской

повести (50-80-е годы XX века)..........................................................................................................78

3.1. Конфликт и «бесконфликтность» в чеченской повести конца 50-х - начала 60-х годов..........................................................................................................................78

3.2. Характер как движущая сила конфликта в чеченской повести 70-80-х годов..............................................................................................................................93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................127

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................132

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение поставленной проблемы обусловлено недостаточной исследованностью заключенных в ней вопросов развития жанра повести и художественного конфликта в чеченской литературе советского периода (20-80-е годы XX века) и необходимостью на новом этапе развития литературоведческой науки в Чечне обратиться к её разработке.

Каждая национальная литература представляет собой самостоятельную творческую систему, вписанную в единый литературный процесс социально-историческими связями, развивающуюся за счет собственного национально-духовного потенциала и типологических взаимосвязей. Чеченская литература с первых лет своего становления и до сегодняшнего дня проделала сложнейший путь эволюции от первых письменных произведений до высокохудожественных образцов слова. Литературный процесс Чечни осложнялся репрессиями и войнами, но в нем всегда было национальное творчество, сохранившее в генетической памяти героику и культуру предков и передающее духовные ценности новым поколениям.

Процесс эволюции чеченской литературы отразил формирование и развитие жанров, совершенствование художественного мастерства писателей. Жанровая парадигма в чеченской литературе обусловлена развитием национальных традиций и типологией взаимодействия с другими литературами, в которой повесть занимает одно из значимых положений, дающих возможность рассматривать её как связующее звено в эпическом жанровом пространстве.

Жанр повести в чеченской литературе имеет свою специфику, отраженную в видовых формах и художественном конфликте, изучение которых представляется актуальным в связи с тем, что повесть в отличие от других жанров стала более поздним открытием в творчестве чеченских писателей, её видовые формы отразили спектр проблем в историческом, социальном, морально-этическом, нравственном планах.

Исследование жанровой эволюции повести позволяет установить причины возникновения и функционирования разновидностей жанра повести в чеченской литературе, создать классификацию видов и выявить особенности художественного конфликта, являющегося основой повествования и ключом к идейному содержанию и характеристике героев.

Степень изученности темы. Для решения исследуемой проблемы в диссертации были использованы труды северокавказских ученых. X. Туркаев, Ю. Айдаев, О. Джамбеков, Т. Джамбекова, В. Корзун и другие иследователи в своих научных работах неоднократно доказывали факт влияния фольклора на развитие национальных литератур.

Значительным подспорьем стала монография X. Туркаева «О путях развития чеченской литературы» (1978). В своей работе профессор Х.Туркаев подчеркивает, что именно фольклорные традиции послужили основным источником для первых произведений чеченской литературы, в частности прозы.

В свою очередь, Т. Джамбекова отмечает в своём исследовании, что «чеченская литература начала 20-х годов XX века» развивалась как явление общественное, как одна из форм выражения духовной культуры.

В работе М. Губанукаевой глубоко изучается «Фольклорное и художественное мировидение С.Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (2006).

Мы опирались в своей работе также на диссертацию Инаркаевой С.И. «Эволюция жанров малой прозы в современной чеченской литературе» (Майкоп, 2000). В диссертационной работе Исмаиловой М.В. «Проблемы традиций и жанровой разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века» (Майкоп, 2008) прослеживаются жанровые особенности и состояние современного романного эпоса.

В своем диссертационном исследовании «Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006) Губанукаева М.М. анализирует

творчество известного чеченского писателя С.-Б. Арсанова. Большой интерес представляет диссертационное исследование X. Юсуповой «Жанр повести в чеченской и ингушской литературах: Становление и развитие, 20-30-е годы», где опираясь на научные заключения Ю. Айдаева, Г. Гакаева, И. Дахкильгова, Е. Крупнова, Ю. Дешериева, X. Туркаева и других ученных, она подчеркивает общность чеченского и ингушского фольклора, доказывая тем самым, что возникновение, формирование и становление письменной литературы у чеченцев и ингушей протекало на общей основе.

Так же исключительно важное значение в изучении художественного конфликта в чеченской повести имеют статьи Юсуповой Х.В. « О некоторых аспектах повестей С.Бадуева», «Особенности конфликта в рассказе М.Кибиева «Звездная рыба», В.Г. Индербаева «Современная драматургия: конфликты, герои», Л.Ибрагимова «Национальное своеобразие чеченской прозы».

Таким образом, необходимо отметить, что в чеченской литературе проблема художественного конфликта остается недостаточно изученной, поскольку, не исследованы в полной мере типы художественных конфликтов. На сегодняшний день исследование художественного конфликта в чеченской повести нуждается в глубоком всестороннем исследовании.

Объектом исследования является чеченская повесть 50-80-х годов XX века сквозь призму поликонфликтности.

Предмет исследования - художественный конфликт в жанре повести, определивший идейно-тематическое содержание чеченской прозы советского периода.

Эмпирическая база исследования - чеченские повести советского периода, критические, литературоведческие, научные источники из научных фондов Российских библиотек, а также интернет-ресурсы, указанные в библиографическом списке.

Целью исследования является выявление истоков жанра повести в чеченской литературе, особенностей его развития и определения жанровых разновидностей с учетом идейно-художественных, тематических направлений и специфики художественного конфликта. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- изучить формирование и эволюцию жанра повести в чеченской литературе, выявив источники, повлиявшие на тематический и идейно-художественный уровень;

- определить роль традиций национального фольклора, жанра русской советской повести и их значимость в развитии чеченской повести;

- провести анализ научных работ, связанных с проблемой художественного конфликта, выделить типы и виды конфликтов, характерных для жанра повести, функционирующие в литературном пространстве Чечни в советский период;

- выделить механизмы возникновения и трансформации художественного конфликта в жанре повести, рассмотреть их органическую взаимосвязь с характерами героев;

- выявить особенности развития жанра повести в чеченской литературе в соответствии с историческими и социальными характеристиками обозначенного периода;

- на основе полученных научных знаний о жанре повести и художественном конфликте, и проведенного исследования повестей в чеченской литературе (20-80-е годы XX века) определить ключевые моменты в эволюции и жанровом содержании чеченской повести, включающие тематическую доминанту, специфику конфликта и создать жанровую классификацию, подтверждающую научную концепцию данной исследовательской работы.

Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, а также системный подход, позволяющий выявить

особенности эволюции жанра повести в чеченской литературе и значимого художественного конфликта в ней.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды: В. Белинского, В. Кожинова, Ю. Лотмана, Ю. Манна, П. Палиевского, Г. Поспелова, Л. Тимофееева, В. Шкловского, Б. Храпченко, научные концепции А. Бочарова, В. Головко, Е. Горбуновой, Л. Деминой, Л. Егоровой, С. Жукас, А. Кузьмина, Д. Медриш, А. Коваленко, А. Погрибного и других ученных.

В научном осмыслении проблемы использованы исследования северокавказских ученых: X. Туркаева, Ю. Айдаева, X. Абдуллаевой, Л. Бекизовой, М. Губанукаевой, С. Гусейнова, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, Л. Ибрагимова, Г. Индербаева, С. Инаркаевой, М. Исмаиловой, В. Корзуна, Н. Музаева, У. Панеша, К. Султанова, Р. Татаевой, Л. Тасуевой, Р. Ужаховой, Ф. Хуако, К.. Шаззо и др.

Материалом исследования послужили повести Ш. Айсханова, С. Бадуева, У. Гайсултанова, А.-Г. Гойгова, М. Мамакаева, М. Мусаева, 3. Муталибова, X. Ошаева, Ф. Эсмурзиевой и др., позволяющие выявить специфику художественного конфликта и жанровые разновидности чеченской повести 50-80-х годов XX века.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что впервые комплексно рассматривается жанровое своеобразие повести советского периода в чеченской литературе с учетом национальных традиций и идейно-художественного типологического влияния, где исключительную важность имеет художественный конфликт как концептуально значимая категория в эпическом пространстве произведения.

Известные повести У. Гайсултанова, 3. Муталибова, Ф. Эсмурзиевой и др. впервые исследуются сквозь призму конфликтности и рассматриваются как источники видовых разновидностей при создании классификации жанра повести в чеченской литературе.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что

предложенное системное описание литературоведческой концепции о художественном конфликте и жанре повести углубляет научное представление о специфике конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века и дополняет исследованность проблем чеченской литературы этого периода.

Практическая ценность исследования. В диссертации разработан и апробирован инструментарий, который, при условии его дальнейшего совершенствования, может служить моделью изучения художественного конфликта в других жанрах чеченской литературы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы на занятиях по истории литературы Северного Кавказа, при разработке спецкурсов, спецсеминаров, посвященных изучению отдельных проблем литературы советского периода, а также творчества писателей Чечни, на гуманитарных факультетах и в практике школьного преподавания.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, доложены на секционных заседаниях II Международной научно-практической конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» (Краснодар, 2012), VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии» (Майкоп, 2013), Научной конференции «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации» (Майкоп, 2013), VI Международной конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» (Краснодар, 2013).

Отдельные разделы, теоретические положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде опубликованных статей в научных сборниках (Краснодар, Майкоп, Грозный), в издании, рекомендованном ВАК (ж-л «Казанская наука», 2013, № 5).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,

заключения, библиографического списка, включающего 239 источников. Общий объем работы составляет 147 страницы.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Художественный конфликт как идейно-эстетическая

категория в литературе

1.1. Типы и виды художественных конфликтов

Одним из ключевых смыслообразующих составляющих художественного произведения является конфликт. По сути, он определяет драматургию сюжетного действия, расстановку персонажей, их характеры. Существует несколько определений художественного конфликта. В «Краткой литературной энциклопедии» подчеркивается, что конфликт -«противоборство характеров, идей и настроений в художественном произведении, в литературоведении употребляется термин «коллизия», имеющий широкое и специфически эстетическое значение. Коллизию образует противоречие между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе литературного произведения» [114. С.716].

В свою очередь, проблема конфликта волнует не только теоретиков литературы, но и психологов, социологов, политологов, в последние два десятилетия успешно развивается конфликтология. В Словаре конфликтологии (2009) дается определение, включающее, на наш взгляд, различные научные концепции и подходы в изучении интересующего нас понятия: «Конфликт художественный (коллизия художественная) -противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Конфликт художественный -многофункциональная и многослойная категория, которая является средством выражения противоречивого движения идей, мыслей, чувств, образов и воплощается на макро - и микроструктурном уровнях произведения (А.Г. Погрибный, 1982). Конфликт художественный раскрывается непосредственно в сюжете и композиции, является основой развивающегося действия, находит свое логическое разрешение в кульминации и развязке. Конфликт художественный осваивает драматические процессы в жизни. Однако он характерен не только для

драматургических произведений, но и для эпических, лирических произведений. Поэтому конфликт художественный оказывает существенное влияние на формирование жанрово-родовых признаков литературы. Рассмотрение конфликта как всеобъемлющей и всепроникающей эстетической категории позволяет обнаружить его многоуровневость и многофункциональность (Т.П. Дудина, 1989). Мировоззренческая функция художественного конфликта выражается в своеобразии отражения сложных противоречий действительности, в расстановке противоборствующих сил, в оценке перспектив их развития позволяет обнаружить противоречия писателя в их понимании и определить его идейную позицию, и жизненную концепцию. Художественно-эстетическая функция художественного конфликта, выявляя средства художественной типизации, средства создания художественных образов, концепцию характеров, своеобразие сюжетно-композиционной структуры произведения, позволяет ответить на вопрос о своеобразии использования автором исторического материала и тем самым определить своеобразие творческого метода и стиля писателя» [11. С. 168].

Важно отметить, что конфликт художественный по своим функциям определяет основные структурно-содержательные элементы произведений различных жанров. Исследователи художественного конфликта: А. Бочаров, Е. Горбунова, JI. Демина, С. Долгов, А. Коваленко, А. Погрибный, К. Шаззо и другие ученные разносторонне подходят к изучению научной проблемы, доказывая в своих работах многоплановость и сложность этого понятия.

Проблема художественного конфликта в литературоведении всегда была в центре внимания и у дагестанских литературных критиков и исследователей: Ф. Абакаровой, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова и др.

Отталкиваясь от общепринятого смысла, который заложен в «конфликте», определим основные составляющие понятия «художественный конфликт». Обратимся к суждениям известных ученых П. Па