автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественно-философское осмысление взаимосвязи человека и природы в чеченской прозе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественно-философское осмысление взаимосвязи человека и природы в чеченской прозе"
На правахрукопне
САДУЛАЕВА Марьям Хасмагомедовна
ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЕ (50-90-е годы XX века)
10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (севсрокавказские литературы)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Махачкала - 2013
005545279
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»
Научный руководитель
доктор филологических наук Акавов Рашид Забитович
Официальные оппоненты:
Ведущая организация
доктор филологических наук, профессор Аджнев Абдулакнм Магомедович (ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН»);
доктор филологических наук, профессор Хуеиханов Ахмед Мусаевич (ФГБОУ ВПО «Ингушский государствен н ы й у н и вере итет»)
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
Защита состоится Диссертационного совета Д
Ц 212.051.Ш г
2013 года, в
, на заседании
по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57, ауд.78 (2-й эгаж)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Автореферат разослан и размещен на сайте ВАК РФ 2013 года. Адрес сайта: www.vak.ed.ftov.ru '
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук,
профессор — Э.Ы. Гаджисв
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема художественно-философского взаимодействия человека и природы в литературе, несмотря на достаточно большое внимание к ней учёных и писателей, остаётся актуальной. Человеческие возможности в освоении природного пространства расширяются, накопленный научный опыт позволяет решать поставленные задачи на новом уровне, существенно дополняя теоретические концепции и развивая практические подходы в осмыслении поставленной проблемы.
Актуализация данной проблемы, по мнению Д. Фельдштейна (2009), обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, сложилась новая историческая ситуация развития общества и человека. Во-вторых, современное состояние общества отражает значительные изменения самой личности как главного действующего исторического лица. В-третьих, усилилось проявление активной роли человека в природном мире. В-четвёртых, принципиально изменились уровень, структура и характер знаний, появились новые возможности управления природой и человеком. В-пятых, установился определенный уровень «общественного понимания» сложности и значимости принципов взаимодействия человека с природой.
В этом видится актуальность исследования, позволяющая впервые провести анализ произведений этого периода с позиций выявления и осмысления новых теоретических предпосылок в русле обозначенной проблемы.
Степень изученности темы диссертации. Активное изучение проблемы взаимосвязи человека и природы в литературах Северного Кавказа берет свое начало с первого десятилетия XXI века, однако мысль учёных была сконцентрирована на исследовании данной проблемы в контексте других литератур: адыгской, карачаевской, балкарской. Объяснение этому находится в активной работе региональных научно-исследовательских центров и школ.
В научном исследовании Э. Баховой «Традиция русской литературы в осмыслении темы «человек и природа» в литературе народов Севера ного Кавказа» (Нальчик, 2005) раскрываются аспекты взаимоотношений человека и природы в кабардинской и балкарской литературах.
В работе Л. Чанкаевой «Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева» (Майкоп, 2006) рассматривается проблема этнокультурной типологии, характерная для северокавказских литератур, обусловленная общностью литератур соседей, что дает возможность проследить взаимосвязи разных культур.
Большой интерес представляет диссертационное сочинение В. Ро-маненко «Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы» (Карача-евск, 2008), в котором изучаются эволюции философских и нравственных концепций отношения человека и природы от античных эпох до настоящего времени - в мифологии, фольклоре и в литературе.
Р. Жажиева в своем исследовании «Природа в формировании художественно-творческих и духовно-философских воззрений Тембота Кера-шева» (Майкоп, 2009) пришла к выводу, что в творчестве указанного писателя подчеркивается мысль о сложном и плодотворном воздействии природы на формирование его художественного мира.
Учитывая, что чеченская литературоведческая наука восстанавливается после трагических событий 90-х годов XX века, переживает этап возрождения, целесообразным и необходимым представляется исследование не обозначенных в ней и малоизученных проблем, в том числе и художественно-философского взаимодействия человека и природы в прозе 50-90-х годов XX века.
Объектом исследования являются эпические произведения русских и чеченских писателей 50-90-х годов XX века, рассматриваемые в аспекте поставленной проблемы.
Предметом исследования является художественно-философская взаимосвязь человека и природы в чеченской прозе второй половины XX века в контексте достижений и теории отечественной литературы.
Цель исследования — выявление особенностей художественно-философских взаимосвязей человека и природы в эпических произведениях чеченских писателей второй половины XX века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить философский аспект проблемы взаимодействия человека и природы и выявить его реализацию в художественном творчестве.
2. Сформулировать основные принципы концепции взаимодействия человека и природы в русской и советской литературах, оказавших влияние на формирование и развитие северокавказских литератур XX века; выявить традиции этой концепции в чеченской прозе второй половины XX века.
3. Определить роль и значение символических образов природы в национальном чеченском фольклоре, нашедших реализацию в произведениях чеченских писателей указанного периода; выявить мифологические традиции, оказавшие влияние на художественно-философское решение проблемы взаимодействия человека и природы в чеченской прозе.
4. На основе полученных теоретических знаний, научного опыта, представлений о типологической близости литератур во второй половине
XX века исследовать произведения известно чеченских писателей С. Арсанова, М.: Мамакаева, X. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамйрова, М. Ахмадова и др., определивших идейно-художественный уровень чеченской прозы, но не исследованных с позиций новых теоретических установок. ' : '
Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения ли+ературных произведений, системный подход, позволяющий выявить художественно-философскую взаимосвязь человека и природы в прозе чеченских писателей 50-90-х годов XX века.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили отдельные научные положения о взаимосвязи человека и природы в трудах Г.Гегеля, Ф.Бэкона, И.Канта, Л.Фейербаха, работы'отечественных философов и ученых Вл. Соловьева, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского, М.Бахтина, В. Кожинова, Ю.Селезнёва, М. ХралЧенко, М. Эпштейна, М. Полякова, В. Агеносова, Ю. Сохрякова, С. Липйна и др. Большое значение в формировании концепции исследования имели выводы исследователей современного многонационального процесса Ч. Гусейнова, Г. Ломидзе, Г. Гачева, К. Султанова и др.
В диссертационном исследовании учтён опыт изучения литератур Северного Кавказа Л. Бекизовой, К. Шаззо, У. Панеша, К. Паранук, Ф. Хуако и др., объектом внимания стали работы чеченских учёных X. Туркаева, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, М. Губанукаевой, Л. Ибрагимова, С. Инаркаевой, М. Исмаиловой, X. Темаевой и др.
Материалом исследования являются произведения писателей современной литературы Ф. Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, С. Залыгина, Л. Леонова, М. Пришвина, В. Солоухина и др., проза чеченских писателей С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, М; Мусаева, А. Айдамйрова, М. Ахмадова и др., где прослеживается художественно-философская взаимосвязь человека с природой. К исследованию привлекаются материалы из произведений русской классики и национального чеченского фольклора, отражающие отдельные аспекты поставленной проблемы.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые на научно-теоретической основе исследуются особенности художественно-философского взаимодействия человека и природы в чеченской прозе 50-90-х годов XX века Нами предпринята попытка осмысления обозначенной проблемы в ее неразрывной связи с общим ходом историко-литературного процесса, со спецификой поступательного развития литературы 1950-90-х годов XX века, с выявлением ее типических и новаторских черт. С другой стороны, разграничены отдельные направления внутри исследуемой про-
блемы, раскрыта их идейно-художественная сущность и определены качественно новые черты, обусловленные стремительно обновляющейся жизнью.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и исследовании художественно-философских взаимосвязей человека и природы в произведениях чеченских писателей второй половины XX века, дополняющих общую картину исследования проблемы в северокавказских литературах.
Практическая ценность диссертации определяется возможностью применения полученных знаний в курсе «История литературы Северного Кавказа», а также при проведении спецкурсов, спецсеминаров по проблеме взаимодействия человека и природы в творчестве чеченских писателей. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке курсовых и дипломных работ/Научный подход и интерпретация художественных текстов чеченских писателей могут служить ориентиром для дальнейшего исследования чеченской прозы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимосвязь человека и природы философски обоснована в трудах зарубежных философов Г. Гегеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Каша, Э. Фромма и др. В работах российских мыслителей Вл. Соловьёва, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского и др. эта проблема связывается с творчеством писателей и определяет философский аспект в художественном произведении.
2. Типологическая близость в литературном процессе XX века в чеченской прозе создала сложную парадигму традиций проблемы художественно-философского взаимодействия человека и природы, включающую в себя опыт русской классики, отечественной литературы, северокавказских литератур и национального фольклора.
3. В произведениях чеченских писателей второй половины XX века (С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др.) выработана художественно-философская концепция взаимосвязей человека и природы на основе опыта национальной культуры, в которой отразилась история многовековых отношений человека и природы.
4. Символика образов природы и мифологическое мышление писателей усиливают в чеченской прозе философское направление и способствуют формированию в них национальной специфики, в которой смысло-образующими компонентами становятся «национальный пейзан;», «национальный характер», «национальный герой».
5. «Национальный пейзаж» в произведениях чеченских писателей второй половины XX века «полифункционален», он усиливает художест-
венность, психологизм, воссоздает социально-историческую атмосферу. Природа выступает неотъемлемой частью эпического повествования, усиливая философско-художественное начало произведений.
6. Человек и природа в чеченской прозе 50-90-х годов XX века представлены в гармонии неразрывных связей, образующих устоявшуюся систему, в которой в зависимости от социально-исторических преобразований меняется их внутреннее соотношение. Однако неизменными остаются любовь человека к природе и чувство обостряющегося патриотизма к родной земле.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре литературы ДГПУ; отражены в докладах на научных конференциях: «Наука и молодежь» (Грозный, 2011), «Мир гуманитарного и естественного знания» (Краснодар, 2012), «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2013). По материалам диссертации опубликованы статьи в научных сборниках, в том числе одна статья в научном издании «Казанская наука» (Казань, 2013), рекомендованном ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 238 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется её научная новизна, определяются объект и предмет исследования, его цель, задачи, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость, структура работы, характеризуется теоретико-методологическая база диссертационного исследования.
Глава первая «Человек и природа как философско-художественная проблема» посвящена изучению взаимодействия чело-5!ека и природы в философском аспекте.
Взаимодействие человека и природы представляет собой сложившуюся форму бытия, осмысленную в трудах Г.Гегеля, Ф.Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Л. Фейербаха, Э. Фромма и др. Представители русской ' философской мысли: Вл. Соловьев, Н.Фёдоров, П.Флоренский,
H. Лосскйй и др. - связывали изучение этой проблемы с художественным творчеством. Это позволило выделить в качестве главенствующего компонента во взаимодействии человека и природы философский аспект.
В основе русской философской мысли лежат представления о взаимоотношении человека и природы. Тезисами их можно обозначить так:
I. Человек - основная часть Природы; 2. Человека и Природу не следует
противопоставлять; 3. Человека и Природу необходимо рассматривать в единстве.
Мыслителем, который не только задумался над «вековечной природой», но и организовал свое учение вокруг одной цели - преодоление природы и смерти, - является Н. Фёдоров. Признавая внутреннюю направленность природной эволюции к все большему усложнению и, наконец, появлению сознания, философ в своём научном труде «Философия общего дела» выдвинул необходимость нового, сознательно управляемого ее этапами: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными разрушительными силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый бессмертный статус, причем в полном составе прежде всего живших поколений («всеобщее воскрешение»).
В основе фёдоровского плана регуляции жизни лежит убеждение, что человечество отказывается быть пассивным созерцателем этого развития и направляет развитие в новую сторону, в космические дали. Идеи Н. Фёдорова нашли отражение как в отечественной космической мысли (К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский), так и в художественном творчестве писателей XX века.
Восприятие природы человеком является важнейшим моментом художественного творчества, нашедшим выражение и подтверждение в истории культуры. История культуры каждого народа - это сложный сплав ценностей, созданных многими поколениями людей. Сокровищница национального устного творчества, памятники отечественной литературы, устного народного творчества наполнены вниманием человека к родной земле и её природе. История каждого отдельно взятого народа неразрывно связана с историей развития наших представлений о принципах взаимодействия человека и природы, нашедшего отражение в художественном творчестве.
Проблема взаимоотношений человека и природы в художественно-философском аспекге в диссертационном исследовании рассматривается сквозь призму эволюции научной мысли. Изучение философских концепций (Г. Гегель, Ф. Бэкон, И. Кант, Л. Фейербах, Вл. Соловьев, Н. Фёдоров, П. Флоренский, Н. Лосский и др.), определивших развитие художественной мысли ХЗХ-ХХ веков, позволило выделить следующие параметры исследования поставленной проблемы: 1.Человек и природа - единое целое. Природа формирует нравственные понятия: добро, справедливость, любовь к родной земле, патриотизм. 2. Природа - источник прекрасного в творчестве, так как она отражает эстетическое восприятие человека, влияет на внутреннее состояние человека, влияет на формирование национального характера. 3.Человек как завоеватель природы. Разрушение гар-
моничного союза человека и природы, создание дисбаланса,1 ведущего к экологической катастрофе, и разрушение морально-нравственных основ общества.
А. Морозов в монографии «Человек и природа» (1979) прямо указы-ваег на значимость проблемы, указанной в самом названии его труда. Вслед за учёным скажем, что взаимоотношения человека и природы в художественном творчестве имеют глубинный характер, поскольку восходят к устному народному творчеству и древнерусской литературе, оказавшим влияние на русскую литературу XVIII - XIX вв., которая создала основу для литературы XX века и повлияла на развитие национальных литератур, поскольку в ней были заложены философско-нравственные основы взаимоотношений человека и природы. Об этом свидетельствуют произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и т.д.
Подход к проблеме взаимодействия человека и природы в литературе сквозь призму философии и экологического сознания открывает новые грани в её постижении. Г. Грузман в монографии «Ноосфера как философия экологии» (2010) утверждает, что «становление и развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного происхождения. Воздействие человека на природу носило преимущественно локальный и региональный характер и никогда не было столь значительным, как в современную эпоху» (Г. Грузман, 2010).
В литературе второй половины XX века проблема взаимодействия человека и природы носит ярко выраженный философский характер и включает в себя широкий спектр направлений от лирического до экологического.
Природа благотворно влияет на человеческое сознание. Соприкасаясь с миром природы, каждый переживает «процесс физического и духовного обновления». На наш взгляд, через взаимоотношение с природой происходит, философское, эстетическое, нравственное совершенствование человеческого сознания, формирование, точнее «закалка» характера, поэтому характер героя в художественном произведении напрямую связан с осмыслением природы. Такие качества характера, как твердость, непреклонность, стойкость, определены самой природой: чем суровее, неприступнее природа, тем тверже характер. Эта аксиома доказывается характерами национальных героев чеченской литературы (примером можегг служить Зелимхан из одноименного романа М. Мамакаева и романа «Буря» А. Айдамирова, Асланбек Шерипов из романа М. Мамакаева «Мюрид революции» и др.).
Писатели в многонациональной советской литературе в своих художественных полотнах, развивая опыт классической русской и советской литератур, стремились и стремятся к разностороннему осмыслению проблемы взаимоотношений человека и природы, выделяя в ней в качестве смыслоопределяющего корня любовь к родной земле, малой родине.
Поиски корней - это осмысление своей связи с истоками народного сознания, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Без этого осмысления своих первоистоков не может существовать человек. «Зов памяти» - не абстрактная ностальгия, не сентиментальные воспоминания об ушедших днях юности, это могучий источник духовного мужества, душевной прочности, это спасительный психологический тыл, куда возвращается человек, если становится невмоготу» (Ю. Сохряков, 1990).
Земля, природа, дом — это уровень первоосновы, на котором выстраивается характер, человек, образ с его нравственным миром и духовным потенциалом. Во второй половине XX века писатели-деревенщики (В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин и др.) в сложном контексте затрагиваемых и решаемых вопросов в своих произведениях обозначили глубокую озабоченность судьбой человека на земле, сохранением основ деревенской жизни и национальной культуры.
В. Кожинов, активно и плодотворно участвуя в середине прошлого века в литературных дискуссиях о перспективах развития деревенской прозы, объективно и справедливо отметил достижения и недостатки ее развития, указав на то, что деревенская тема включает в себя широкую проблематику. В. свою очередь, подчеркнём, что именно в неё входит проблема взаимоотношений человека и природы, поскольку она напрямую связана с деревенской жизнью и бытом.
Продолжая обсуждение проблемы отношения человека к природе, критик Ю. Селезнёв обращается «к теории диалога» М. Бахтина как к одной из фундаментальных категорий бьггия. Он считает, что любые формы жизни могут проявлять себя только в диалоге, то есть в том или ином качестве взаимоотношений: человек-человек, человек-общество, человек-природа и т.д. Обозначенный критиком «диалог» человека и природы важен для раскрытия поставленной проблемы исследования. «Диалог, — пишет он, - как форма принципиального отношения к миру, предполагает наличие второго, равноценного, с которым только и возможен сам диалог. Диалогические отношения - не только внутричеловеческие (способность и необходимость видеть мир не только своими глазами, но и глазами другого, равноценного сознания), но и отношения человека с природой, взятой как целое» (Ю. Селезнёв, 1982).
Критик убеждён, что неравновесие сил в диалоге «человек — природа» является следствием возросших возможностей человека в овладении
природой, именно это привело к нарушению «диалога» и выработке так называемой «монологической формы». По мысли Ю. Селезнева, односторонняя, «монологическая» деятельность человека по отношению к природе опасна, она может привести к так называемому «кризису гуманизма», а точнее к противопоставлению человека и природы.
Человек - часть природы, и его жизнь всегда была и будет связана с природой. Это аксиома, реализуемая в различных аспектах в произведениях писателей второй половины XX века. Необходимо сказать, что^вырабо-танный мощный опыт и традиции русской литературы в результате типологических связей трансформировались в национальные литературы, где проблема взаимоотношений человека и природы решалась сквозь призму ментальной идентичности и проявлялась в новых художественных решениях национальных писателей.
Взаимодействие литератур во второй половине XX века было обусловлено социально-историческими условиями. Подтверждение этого тезиса мы находим в работах известных ученых Л. Арутюнова, Ч. Гусейнова, Г. Ломидзе, И. Неупокоевой, М. Пархоменко, М. Полякова, М. Храпченко и др., в монографиях северокавказских ученых Т. Джамбековой, А. Мусукаевой, У. Панеша, 3. Толгурова, Ю. Тхагазитова и др., в исследовательских работах В. Юлдашевой, Э. Баховой, Л. Чанкаевой, О. Тыщук, И. Тищенко, Р. Жажиевой, X. Темаевой и др.
В диссертационных работах исследовательская мысль сконцентрирована на типологическом взаимодействии русской, кабардинской, карачаевской, адыгейской и других литератур. Внимание ученых в них сосредоточено на том, что проблема человека и природы под воздействием существующего художественного опыта Ф. Абрамова, В. Астафьева, С:. Залыгина, В. Распутина и др. стала активно трансформироваться в северокавказские литературы. Однако обращение исследователей к чеченской литературе ограничивается лишь упоминанием отдельных произведений, что соответственно требует специального исследования проблемы взаимодействия человека и природы в чеченской прозе.
Нельзя не признать значимость научного опыта в изучении этой проблемы, одйако следует отметить несколько сниженный интерес исследователей к философскому компоненту, что позволило нам сконцентрировать своё внимание на материале произведений чеченских писателей в рамках типологического взаимодействия литератур.
Во втором главе «Человек и природа в чеченской этнохудожест-венной традиции» речь идёт о национальных традициях, в которых прослеживается взаимодействие человека и природы. Они отражены в устном народном творчестве и реализованы в литературе.
В народном творчестве, созданном многовековым опытом и мудростью народа, отражено непосредственное взаимодействие человека с природой. В этом - сила легенд, преданий, поверий. В этом же и главная причина того, почему реалистическое искусство возвращается к ним в период, когда взаимодействие с непосредственной, естественной природой обретает новую значимость и для общества, и для самой природы.
В чеченском фольклоре отразились многотрудная история и богатейшая культура народа, которые развивались в непосредственной близости с другими, в особенности с ингушским народом, в силу географического пространства и исторической судьбы. В советский период исследовался и изучался чечено-ингушский фольклор, о его общих тенденциях развития в ¡ своих работах неоднократно говорили такие ученые, как М. Дикаев, О. Джамбеков, И. Мунаев и др.
Многоаспектное изучение чеченского фольклора содержится не только в работах фольклористов, но и в исследованиях литературоведов (Ю. Айдаева, X. Туркаева, М. Губанукаевой, Т. Джамбековой, С. Инаркаевой, М. Исмаиловой и др.), совершенно справедливо рассматривающих национальный фольклор в качестве основы художественного творчества.
Известно, что в 20-30-е годы прошлого века чеченские писатели (С. Арсанов, С. Бадуев, М. Мамакаев, X. Ошаев и др.) стали активно изучать и собирать национальный фольклор, что способствовало сближению народно-поэтической мысли и художественной.
Обращение к отдельным фольклорным текстам, представленным в сборниках («Чеченские песни^ сказания и пословицы» (1927), «Чеченский фольклор» (1959), «Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей» (1979), «Чеченский фольклор» (1990), «Чеченский фольклор» (1996), «Чеченский фольклор» (2005), «Чеченский фольклор» (2007) и др.) позволило выявить глубинную, идущую из фольклора взаимосвязь человека и природы в чеченской литературе. ¡<
Концепция человека и природы в современной чеченской литературе строится на глубинных традициях, восходящих к национальному фольклору, где природа представлена в мифопоэтическом ключе через архетипы воды, земли, солнца и т.д.. Мифоэпическая традиция существенно раздвигает границы традиционного осмысления проблемы взаимодействия человека и природы. Необходимо сказать, что вопросы ^шфопоэтики в литературе Северного Кавказа достаточно глубоко исследованы в работах А. Шортанова, М. Мижаева, А. Ципинова, М. Хакуашевой, К. Паранук и др.
Д. Козолупенко в работе «Мифопоэтическое мировосприятие и миф: принципы взаимодействия и проявления в культуре» рассматривает ми-
фопоэтику как определенную конкретизацию мифа, формирующую соответствующий тип мировосприятия, доминирующий в наиболее древний исторический период. Именно мифопоэтическое восприятие особенно важно в художественном творчестве, поскольку оно определяет специфику построения образов и закономерность структуры в произведении. В известных произведениях русской советской литературы второй половины XX века (Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина и др.) миф определяет художественную и идейную доминанту и по-разному входит, в повествовательную структуру. Мифопоэтическое восприятие включается в художественную ткань произведений северокавказских писателей, в том числе чеченских, являясь способом отражения мира. Судьба человека вбирает в себя судьбу всех живших до него и вместе с тем судьбу природы. То, что в древнем народном творчестве на первый взгляд может показаться только обожествлением-одухотворением сил природы, при более глубоком прочтении оказывается мудростью народа, выработанной многовековым опытом непосредственного взаимодействия с природой. В этом видится сила легенд, преданий, поверий, в этом же - и главная причина постоянного обращения писателей к осмыслению взаимодействия человека и природы.
Чеченские героико-исторические песни (илли) относятся к преднар-товскому эпосу. Усилиями чеченских фольклористов, историков, литературоведов проведена большая работа по исследованию различных аспектов героико-исторических песен илли, которые остаются уникальными произведениями народного эпоса. Они активно используются чеченскими писателями в творчестве. Включение их в контекст художественного полотна (С. Арсанов «Когда познается дружба», М. Мамакаева «Зелимхан», А. Айдамирова «Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря» и др.) усиливает поэтическое начало, наполняет произведение философией народного фольклора, рельефнее выделяет в героях качества национального характера, подчеркивает их отношение к земле, родине, природе.
Использование в чеченской прозе мифологических приемов и архетипов обусловлено тем, что возникла необходимость осмыслить исторический путь народа, его собственное место в окружающем мире и определить характер этого взаимодействия с позиций современных научных достижений и знаний. Для писателей актуальной стала мифопоэтика, включающая в себя интерес к народной культуре, обычаям, традициям, а также сложное взаимодействие человека и окружающего мира. Подтверждением чего является чеченская проза второй половины XX века, к анализу которой мы обращаемся далее.
В третьей главе «Проблема взаимосвязей человека и природы в чеченской прозе» выявляется глубинная философская связь человека и
природы через традиции, мифологическое мышление, фольклорное начало.
В чеченской прозе второй половины 50-х годов прошлого века воссоздание целостной системы взаимоотношений «человек-природа» строилось писателями через «поэтическое воззрение на природу целого народа, выраженное в фольклоре» (М. Эпштейн, 1990).
Следуя за М. Эпштейном в вопросе взаимодействия природы и человека в художественном произведении при опосредованном влиянии «мегатекста», скажем, что он усиливает философское осмысление поставленных проблем. В то же время глубоко раскрыть и понять характер героя, можно только учитывая его «вписанность» в природный, окружающий мир, что является смыслоопределяющим такого важного понятия, как «национальный образ природы». Природа Кавказа с её первозданной суровостью всегда оказывала влияние на формирование национального характера, усиливая в нем такие качества, как выносливость, независимость, гордость, непреклонность и т.д. «В характере населения, - пишет М. Эпштейн, — отразился дух гор: на Кавказе - непокорные мятежные горцы. Кавказ - бунт людей и природы» (М. Эпштейн, 1990).В то же время природа в художественных произведениях всегда служит психологическим фоном, подчеркивая в образах героев организацию внутреннего мира.
Пейзаж, оставаясь важнейшим структурным звеном в художественном произведении, выполняет следующие функции: •
- служит фоном для развития сюжетного действия;
- картины природы рассматриваются как параллель внутреннего мира и психологии персонажей;
-влияет на выбор пути героя;
-воздействует на формирование личности;
- формирует чувство прекрасного и т.д.
В чеченской прозе пейзаж имеет большие традиции. Известно его значение в произведениях национального фольклора, в произведениях русских классиков (А.Пушкина, М.Лермонтова, Л. Толстого и др.), в произведениях классиков чеченской литературы (С. Арсанова, С. Бадуева, М. Мамакаева и др.). Пейзаж, с одной стороны, воссоздавал природу Кавказа, с другой, - передавал психологическое состояние героев.
С. Бадуев еще в произведениях 20-30-х годов посредством «национального», «психологического» и «социального» пейзажа подчеркивал взаимосвязь человека и природы, усиливая философское начало.
Известный критик А. Хватов в своей книге «На родной земле, в родной литературе» указывал на удивительную способность писателей видеть и изображать природу в мельчайших подробностях, «в развороте
просторы и высоты». Нельзя не разделить мнения А. Хватова о том, что в художественной прозе пейзаж и философские размышления всегда дополняют друга, существенно влияют на идейно-эстетическую парадигму повествования.
Роман С. Арсанова «Когда познается дружба» в полной мере являет собой сформулированный постулат. и
В романе пейзажные зарисовки полифункциональньг, они "объединяют в себе сразу несколько идей: это одновременно и «кавказский» горский пейзаж, и картина природы, подчеркивающая психологическое состояние героя и являющаяся нравственно-психологическим критерием, позволяющим говорить об особенностях национального характера.
; Природа всецело выступает на стороне главного героя Арсби, защищая его, «сочувствуя» ему, давая силу для дальнейшей борьбы и испытаний, которых выпало много на долю героя.
С. Арсанов в течение всего повествования подчеркивает глубинную взаимосвязь героев со своей природной средой, являющейся для них «вторым домом». Писатель нередко усиливает пейзажные зарисовки мотивами народных сказаний, придающими взаимоотношениям человека и природы философский характер.
Особую роль в развитии национальной прозы сыграл X. Ошаев. После реабилитации и возвращения писателя на родину был напечатан его роман «Пламенные годы» (1963). Значимость этого произведения Заключается в том, что на страницах своего романа писатель воссоздал судьбу народа и осмыслил важнейшие исторические проблемы. Взаимосвязь Человека и природы в этом произведении представлена своеобразно: в' художественном пространстве не так много традиционных пространных пейзажных зарисовок, однако именно они создают так называемый «национальный пейзаж».
Писатель сдержан и очень глубок в описании природы, что подчеркивает неразделённость с ней людей, жизнь которых «вписана» в горный Пейзаж. Их жизненный уклад и характеры обусловлены окружающим миром, отсюда в них непокорность и гордость, непримиримость и независимость.
Горы в романе становятся главным признаком национального пейзажа. X. Ошаев неоднократно подчеркивает их величие, красоту, перво-зданность. По своей функциональности такого рода пейзаж расширяет границы эпического повествования до «высоты гор» и «бесконечности неба». Писатель усиливает философию взаимосвязи природы и человека «молитвенными словами», звучащими чаще всего в «предутренней тишине» или «на закате».
Человек и природа в романе X. Ошаева неразделимы, их взаимосвязь носит глубоко философский характер, описанием природы писатель «оттеняет» социально-исторические перемены.
Известный чеченский писатель М. Мусаев в романе «После выстрела» (1969 г.) обращается к проблемам современности, где понятия «честь и достоинство», «подлость и предательство» осмысливаются в нравственном ключе и являются определяющими в поступках и действиях героев.
М. Мусаев начинает своё повествование в романе с непривычного ■ рассуждения Мурдала о приметах в природе. Данная деталь важна, поскольку писатель с самого начала определяет близость человека и природы и подчеркивает зависимость человека от неё. Сравнение природы с родным домом усиливает это значение и переводит «национальный пейзаж» в психологическую плоскость.
' Для Мурдала родные места были священными, поскольку были связаны с его молодостью. Тогда он воевал в составе Чеченской Красной Армии на левом берегу быстроводного Аргуна, укрываясь с товарищами в этом горном лесу. Через природу герой мысленно возвращается в далекий девятнадцатый год. Прошлое неотступно следует за героем, однако природа открывает ему путь в будущее: в лесу он встречает бездомного мальчика, которого приводит в свой дом, навсегда меняя свою одинокую жизнь. Для писателя в контексте идейно-художественного развития произведения важным является раскрытие характера героя не только через его действия и поступки, но и через его размышления, внутренние монологи, включенные в эпическое полотно. Благодаря им глубоко прослеживается взаимосвязь человека и природы, которая для Мурдала стала смыслом всей жизни и включает в себя все: лес, горы, долины, родной аул с цветущими садами, зеленеющими полями - за него он был готов отдать жизнь, а это и есть любовь к родине, чувство патриотизма.
Укрупненный образ родной земли в романе - это символ нравственного и духовного опьгга поколений, передающегося молодежи через память, историю, культуру чеченского народа. Писатель поэтически соединяет описание природы с чувством патриотизма - в этом прослеживаются традиции устного народного творчества. Традиционные в фольклоре обращения к природе привнесены писателем в художественный текст и придают ему восхитительную поэтичность, душевность, тончайший психологизм: «Аргун, Аргун, река вайнахов! Сдавлен ты гранитными скалами, словно норовистый конь, взнузданный твёрдой рукой храброго всадника Тебе бы такого раздолья, как Тереку, что, вырвавшись из железных объятий гор, величаво несётся по просторам степей!» (М. Мусаев, 1973).
М. Мусаев использует пейзаж в психологическом разрезе, усиливая его описанием драматизм происходящего и перемены в жизни героев.
В чеченской прозе 50-60-х годов XX века концепт «человек - природа» не является главным, однако он во многом определяет идейную, эстетическую и ' художественную направленность произведений. М. Мамакаев в совершенстве знал историю своего народа, его длительную борьбу за независимость. Это нашло отражение в романе «Зелимхан».
Земля, дом, жизнь в горном селе... - через эти концептуальные понятия философски осмысливается спектральная взаимосвязь человека и природы в романе «Зелимхан». В данном подходе писателя обнаруживаются типологические параллели с советской деревенской прозой, в основе которой содержится мысль о духовно-нравственной основе, идущей от связи с землей.
Образ Зелимхана в романе множественными нитями связан с' окружающим миром, реальностью, природой. Писатель неоднократно подчеркивает отношение героя к ней, и это является важным в раскрытии его характера, поскольку Зелимхан не просто любуется горным пейзажем — он открыто и честно признается в любви к родному краю: «Край мой родной, - произнёс он с бесконечной нежностью, будто впервые увидел эту гору, и медленно, словно боясь ранить цветы, густо росшие под ногами, сошёл с коня. - Хорошо, что аллах наделил этой красотой, этим чистым воздухом всех... Всех - и богатых, и бедных», - размышлял харачоевец» (М. Мамакаев, 1990).
Героика образа и специфика национального характера Зелимхана во многом обусловлены неразделимой связью с природой, которая давала ему физические и духовные силы, воспитывала, «врачевала», направляла, укрывала, спасала. В романе эта связь очевидна. Писатель, пользуясь художественными средствами в описании природы и раскрытии характера героя, достигает потрясающего результата в следующей сцене: «...Эту ночь Зелимхан провел один в глухом, безлюдном лесу. Он спал крепким богатырским сном, не ощущая ни сырости леса, ни отсутствия удобной постели. Этот сон в лесу после всех потрясений минувшей недели вернул ему бодрость и силы. Утром абрек отправился в горы, прокладывая себе путь среди густого леса, .. .лес окружал его со всех сторон» (М. Мамакаев^ 1990).
Природа заменяет Зелимхану на время дом. В ней и с ней он чувствует себя уверенно и спокойно. Символика и философия пейзажа подчеркивают гармоническое существование человека и природы, взаимопонимание, защиту друг друга и территории, которая называется родиной.
Человек и природа в прозе М. Мамакаева представляют собой замкнутую гармоническую систему, разрушение которой привело героя к
смерти. Картины природы, представленные в романе, многоплановые и значимые, напрямую связаны с идейным содержанием произведения й в полной мере соответствуют понятиям «национальный пейзаж», «психологический пейзаж», «социальный пейзаж».
А. Айдамиров своим творчеством вывел на новый уровень развития жанр исторического романа в чеченской литературе. Его трилогия «Долгие ночи» (1972), «Молния в горах» (издан в 1989), «Буря» (1999) представляет собой целостное произведение, создающее панорамное повествование об исторической и драматичной судьбе чеченского народа.
В романе «Долгие ночи» на документально-фактическом материале писатель воссоздает исторические события на Кавказе, предшествующие переселению горцев в середине XIX века в Турцию. Он глубоко и детально анализирует социально-политическую ситуацию, сложившуюся в Чечне, выявляя глубинные причины критического положения чеченского народа. В этом произведении взаимодействие человека и природы носит характер философского размышления, поскольку в качестве смыслообразующего компонента в этом вопросе выступает чеченская земля, олицетворяющая природу и жизнь в целом.
В истории чеченского народа была величайшая трагедия переселения. Люди оказались перед выбором: или перебраться на Кубань, подчиняясь колонизаторам, или переселиться в Турцию, но в любом случае нужно было расстаться со своей землей.
Следует особо подчеркнуть, чго насильственное переселение горцев, разрыв с родной землей стали точкой отчета в бесчисленных бедах и страданиях чеченцев. Философия этого разрыва заключается в том, что вследствие разрушения гармонической целостности существования человека и природы, родной земли в данном случае, нарушился взаимообмен, и человек перестал аккумулировать жизненную энергетику от земли. Произошел перевес в сторону природы, но она не утратила своего «кругового» движения. Подтверждением является пейзажная зарисовка в главе «Мирная весна».
В документально-публицистическое полотно романа писатель вводит описание природы, позволяющее острее передать горечь разрыва с родиной и почувствовать глубокую и неразрывную связь человека и его родного края. Риторичность повествования усиливает философское начало в осмыслении сложных и постоянных связей человека и природы.
Чеченский национальный пейзаж выведен в трилогии А. Айдамирова в качестве смыслообразующего компонента, подчеркивающего глубокий патриотизм героев, их любовь к родной земле, горным бушующим рекам и необыкновенным лесам. Пейзаж несет не только эстетическую, но и нравственную функцию, пронизывая всю художественную
ткань произведений, воплощая собой естественный материальный мир, в котором живут и действуют герои. В произведениях природное и человеческое неразделимы, связаны и обречены на вечное взаимосуществование.
Исключительную важность взаимосвязь природы и человека имеет в прозе чеченских писателей 80-90-х годов XX века - М. Ахмадова, М. Бсксултанова, Я. Цуева и др. «Кавказский пейзаж» является неотъемлемой частью их произведений и отличается многофункциональностью.
По мнению Л. Довлеткиреевой, природа в творчестве М. Ахмадова «играет не просто роль пейзажного фона, а становится одним из основных героев повествования». В рассказе М. Ахмадова «Горы воздвигая на земле» (1986) природа включена в повествовательное пространство как часть мироздания. Духовно-нравственное совершенство и путь к истине герой находит в Священном писании и любви к окружающему миру, к природе и людям. Когда наступили непонятные, «смутные» времена утверждения новой власти, горцы встали на защиту своей земли, дороже которой для них не было. Их богатство «измерялось» землёй.
Образ земли в рассказе М. Ахмадова самый ёмкий и значимый, он складывается из множества очертаний, включающих в себя и прелесть горного утра, и чистоту родниковой воды, и мудрость героических илли, которые исполняет Элад. Герой через песни «вникал в плач птицы, стонущей над поваленным бурей гнездом, в рокот воды, срывающейся с крутых порогов, в шум разбивающихся о теплые камни капель слепого дождя, в свист пляшущих в урочищах метелей, в бурную музыку быстрого Аргуна».
В приведенных словах - не только значимость мудрого слова в илли, но и великое духовное единение с миром природы.
Образ танцующей Себилы на вершине холма во время боя есть олицетворение любви и самой сути земли. В этом танце она выплеснула накопившуюся в ней энергию и природную красоту, свет которой озарил все вокруг и высветил художественно-философскую связь человека и природы благодаря мифопоэтическому мышлению автора, нашедшему выражение и в поэтической образности героев, и в многочисленных включениях в художественное пространство героических илли.
Землетрясение как природное явление есть ключ к постижению идейно-философского смысла в повести М. Ахмадова «После землетрясения» (1985). Пейзажная зарисовка открывает повествование и является своего рода иллюстрацией размышлений автора об ответственности человека перед прошлым, перед памятью, перед самим собой. Картина землетрясения обнажает не только зависимость человека от природы, но и страх, бессилие перед стихией. В данном случае это бедствие имеет сим-
волический смысл: через образ разбушевавшейся стихии писатель призывает людей к переоценке действий и поступков в своей жизни.
Повесть. М. Ахмадова «И муравейник не разрушай» (1985) метафорична, философски глубока в осмыслении добра и зла, жизни и смерти. В ней писатель создал потрясающий гимн человеку и природе, подчеркивая их нераздельность и глубинную связь, определённую мирозданием. Мысль писателя в рассказе сосредоточена на таких, важнейших человеческих ценностях, как любовь, счастье, добро, справедливость, радость и т.д. Чтобы подчеркнуть их значимость, усилить смысл, писатель использует антонимический подход. Рядом с этими понятиями выстраиваются другие: ненависть, зло, несчастье, несправедливость, горе и т.д. Автор убедителен в том, что в человеке нужно пробуждать лучшие качества примером, наставлением, советом, поэтому так эмоционально и трогательно звучат слова старого дады, обращенные к внуку, в них заключен идейно-философский смысл всего повествования: «И никакого зла не делай на земле, даже муравейник не трогай. Ты слышишь меня: муравейника не разрушай! Народ говорит: если на покосе, пусть даже случайно, задеть косой и разрушить муравейник - пойдут дожди, сгниют травы, придет голод, беда... Ты хорошо все запомнил, дедушкин волк?» (М. Ахмадов, 2010).
В прозе М. Ахмадова природа выступает в качестве героя, участника событий, является психологическим и философским контекстом повествования и носит национально-эстетический характер. В рассказе М. Ахмадова «Во время листопада в горах» (1991) пейзаж играет не столько эстетическую роль, сколько выполняет смысловую нагрузку, подчеркивая глубинную философскую связь человека и природы. Горы - это символ вечности, являющийся свидетелями всех радостей и бед, происходивших в жизни чеченского народа. В другом рассказе писателя «Мольба» (1991) в качестве определения смысла жизни используется зарисовка проливного ночного дождя за окном. Мысль писателя через размышления героя и пейзаж обнажает глубинный философский смысл всего произведения, подчеркивая тем самым важность морально-нравственных, этических вопросов общества. Только вера, обращение к священному писанию открывают новые смыслы и истинный путь в жизни героя, и тогда мгла ночи отступает, приближается рассвет, а свеча освещает комнату и жизнь героя.
Художественный мир прозы М. Ахмадова совершенно уникален с точки зрения взаимодействия природы и человека, в нем создана гармония национального пространства. Природа у автора обладает внутренней жизнью, своим сюжетом, который понимается не только как событийность - в него включены элементы повествования, быта, портреты персонажей, их монологи и диалоги, психологические характеристики.
Проза другого чеченского писателя Мусы Бексултанова отличается уникальностью, самобытностью и представляет собой синтез мифопоэти-ческого мышления и художественного решения. Ночной пейзаж в рассказе Бексултанова «Ягнёнок» (1998) отражает психологическое состояние ягненка, его тревогу и страх перед неведомым миром. Страх не рассеивается, но во сне ему спокойно и хорошо. Это подчеркивает пейзаж, используемый автором в финальной части рассказа.
В прозе Я. Цуева большую часть повествований занимают размышления о самых главных вопросах человеческого бытия - о добре, зле, о любви, о смерти. Писатель с болью и горечью говориг о том, что любые отступления от традиционной народной морали, веками хранимой и обогащенной мудростью многих поколений чеченского народа, ведут к необратимым последствиям, за которые приходится расплачиваться самой высокой ценой. Взаимосвязь человека и природы подчеркивается в пейзажных зарисовках, как правило, открывающих повествование. Это наблюдается в повести «Жизненные перипетии», рассказах «Любовь и смерть», «Так оказалось лучше», «Это же надо!» «Мужество», «Увы!» «Как простить», «Малика», «Трудной дорогой», «Помощь», «Раны любви», «Тепло доброты» и др.
В произведениях М. Ахмадова, М. Бексултанова, Я. Цуева и др. пейзаж традиционно служит созданию единого художественного пространства. Он полифункционален, играет композиционную и смыслообразующую роль, обладает эстетической ценностью, отличается психологизмом и философским содержанием.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются выводы и намечаются дальнейшие научные перспективы.
В осмыслении проблемы человека и природы в северокавказских литературах XX века писатели, в том числе и чеченские, «учились у классиков» и совершенствовали своё творчество на существующем опыте в условиях единого литературного процесса и типологической близости, наполняя его национальными особенностями и углубляя за счет мифопо-этического мышления и традиций устного народного творчества.
Из.устного народного творчества писатели заимствовали мировоззренческие и художественно-эстетические концепции, в своих произведениях они стали использовать структурные модели фольклора и отдельные мотивы, перенося их в художественный текст, создавая тем самым ассоциации с фольклорными образами героев. В чеченской прозе эта идея нашла реализацию в произведениях С. Бадуева, С. Арсанова, М. Мамакаева, А. Айдамирова и др. и получила развитие через полифонию сюжетов, многообразие конфликтов, синтез жанровых форм и стилей.
' Национальный характер обусловлен влиянием природы («чем суровее природа, тем тверже характер»), ментальностью народа, жизненным укладом и т.д. Мотив борьбы героя в чеченской прозе - фольклорный мотив, раскрывающий специфику национального характера как одного из ключевых понятий в художественно-философской взаимосвязи человека и природы.
Образ природы в произведениях чеченских писателей 50-90-х годов XX века определяется принципами художественного мастерства писателя, философской концепцией мировоззрения и выполняет композиционную, сюжетообразующую, смыслообразуюшую роль в произведении, служит фоном, предваряет события в жизни героев или сопутствует им, оттеняет их внутреннее состояние, мироощущение, раскрывает связь героя с родной землёй, родиной.
«Национальный пейзаж», оставаясь'важнейшим структурным звеном в художественном произведении чеченской прозы второй половины XX века, выполняет следующие функции:
- служит фоном для развития сюжетного действия;
- картины природы рассматриваются как параллель внутреннего мира и психологии персонажей;
- влияет на выбор пути героя;
-воздействует на формирование личности;
-формирует чувство прекрасного и т.д.
В произведениях классиков чеченской литературы (С. Арсанова, С. Бадуева, М. Мамакаева и др.) проблема взаимосвязи человека и природы раскрывается через пейзаж. С одной стороны, он воссоздается природу Кавказа, с другой, - раскрывает психологическое состояние героев.
В трилогии А. Айдамирова национальный пейзаж существенно дополняет документально-публицистический материал, подчеркивает глубокий патриотизм героев, любовь к родной к земле, неразделимую связь с природой, раскрывает психологию людей, оставшихся без крова, подчеркивая их страдания и горе.
В прозе М. Ахмадова художественно-философская мысль в построении парадигмы природно-человеческих отношений концентрируется на антонимических бинарных оппозициях («добро» - «зло», «любовь» -«ненависть», «счастье» - «горе» и т.д.), усиливающих идейно-нравственную проблематику произведений.
Произведения М. Бексултанова, Я. Цуева отличаются уникальность!^ самобытностью; и представляют собой синтез мифопоэтического мышления и художественного подхода. Взаимосвязь человека и природы философски осмысливается через «полифункциональный» пейзаж, отра-
жающий не только красоту родного края, но и социальные, моральные, нравственные проблемы.
Проблема взаимодействия человека и природы в чеченской прозе второй половины XX века имеет национальную специфику за счет синтеза художественного творчества и духовного опыта народа, существенно расширяющих идейную направленность произведений и придающих им философский смысл.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
Статьи, опубликованные в журнале, рекомендованном ВАК
1. Садулаева М.Х. Художественно-философское осмысление взаимосвязи человека и природы в прозе М. Ахмадова // Казанская наука. Выпуск № 5. Казань, 2013. С.126-129.
Статьи, опубликованные в других изданиях
2. Садулаева М.Х. В гармонии с солнечным миром // Вестник Чеченского государственного университета. Выпуск № 2. Грозный, 2011. С..226-229.
3. Садулаева М.Х. Функции пейзажа в современном чеченском рассказе И Материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2012. С. 103-107.
4. Садулаева М.Х. Концепция взаимодействия человека и природы в современной чеченской прозе (на примере рассказов Мусы Ахмадова) // Вестник Академии знаний. Выпуск №1.Краснодар, 2012. С.84-87.
5. Садулаева М.Х. Полифункциональный характер пейзажных зарисовок в романе С. Арсанова «Когда познается дружба» // Система ценностей современного общесгва. Сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. С.37-40.
6. Садулаева М.Х. Проблема взаимосвязей человека и природы в трилогии чеченского писателя А. Айдамирова // Система ценностей современного общества. Сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. С.40-45.
Формат 60x84 1/16. Бумага офсет 1. Печать ризографная. Гарнитура Тайме. Усл.п.л. 1,5. Заказ № 243-13 Тир. 100 экз. Отпеч. в тип. ИП Тагиева Р.Х. г. Махачкала, ул. Батырая, 149. 8 928 048 10 45 "СРОР МАТ"
Текст диссертации на тему "Художественно-философское осмысление взаимосвязи человека и природы в чеченской прозе"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
04201454672 На правах рукописи
САДУЛАЕВА Марьям Хасмагомедовна
ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЕ
(50-90-е годы XX века)
Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации
(северокавказские литературы)
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук Акавов Рашид Забитович
Махачкала 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................... 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Человек и природа как философско-художественная проблема....................................................... 10
1.1. Философская концепция человека и природы...................... 10
1.2. Человек и природа в русской литературе............................ 20
1.3. Трансформация художественного опыта русской прозы в северокавказские литературы и его отражение в научной мысли........... 51
ГЛАВА ВТОРАЯ. Человек и природа в чеченской этнохудожественной традиции....................................................... 66
2.1. Роль природных символов в национальном фольклоре....... 67
2.2. Мифопоэтические особенности взаимосвязи человека и природы................................................................................ 73
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Проблема взаимосвязей человека и природы в чеченской прозе 82
3.1. «Человек и природа» - смыслообразующий концепт в чеченской прозе 50-60-х годов XX века....................................................................................82
3.2. Эволюция взаимосвязей человека и природы в чеченской прозе 70-90-х годов XX века................................................................................................................108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................136
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................141
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема художественно-философского взаимодействия человека и природы в литературе, несмотря на достаточно большое внимание к ней учёных и писателей, остаётся актуальной, поскольку человеческие возможности в освоении природного пространства расширяются, накопленный научный опыт позволяет решать поставленные задачи на новом уровне, существенно дополняя теоретические концепции и развивая практические подходы в осмыслении поставленной проблемы.
Актуализация данной проблемы, по мнению Д. Фельдштейна («Психология развития человека как личности», 2009), обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, сложилась исторически новая ситуация развития общества и человека. Во-вторых, современное состояние общества отражает значительные изменения самой личности как главного действующего исторического лица. В-третьих, усилилось проявление активной роли человека в природном мире. В-четвёртых, принципиально изменились уровень, структура и характер знаний, появились новые возможности управления природой и человеком. В-пятых, установился определенный уровень «общественного понимания» сложности и значимости принципов взаимодействия человека с природой.
В этом видится актуальность исследования, позволяющая впервые провести анализ произведений этого периода с позиций выявления и осмысления новых теоретических предпосылок в русле обозначенной проблемы.
Степень изученности темы диссертации. Активное изучение проблемы взаимосвязи человека и природы в литературах Северного Кавказа берет свое начало с первого десятилетия XXI века, однако мысль учёных была сконцентрирована на исследовании этой проблемы в контексте других
литератур: адыгской, карачаевской, балкарской. Объяснение этому находится в активной работе региональных научно-исследовательских центров и школ.
В научном исследовании Э. Баховой «Традиция русской литературы в осмыслении темы «человек и природа» в литературе народов Северного Кавказа» (Нальчик, 2005) раскрываются аспекты взаимоотношений человека и природы в кабардинской и балкарской литературах.
В работе Л. Чанкаевой «Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева» (Майкоп, 2006) рассматривается проблема этнокультурной типологии, характерная для северокавказских литератур, обусловленная общностью литератур соседей, что дает возможность проследить взаимосвязи разных культур.
Большой интерес представляет диссертационное сочинение В. Романенко «Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы» (Карачаевск, 2008), в котором изучаются эволюции философских и нравственных концепций отношения человека и природы от античных эпох до настоящего времени — в мифологии, фольклоре и в литературе.
Р. Жажиева в своем исследовании «Природа в формировании художественно-творческих и духовно-философских воззрений Тембота Керашева» (Майкоп, 2009) пришла к выводу, что в творчестве указанного писателя подчеркивается мысль о сложном и плодотворном воздействии природы на формирование его художественного мира.
Учитывая, что чеченская литературоведческая наука восстанавливается после трагических событий 90-х годов XX века, переживает этап возрождения, целесообразным и необходимым представляется исследование не обозначенных в ней и малоизученных проблем, в том числе и художественно-философского взаимодействия человека и природы в прозе 50-90-х годов XX века.
Объектом анализа являются эпические произведения русских и чеченских писателей 50-90-х годов XX века, рассматриваемые в аспекте поставленной проблемы.
Предметом исследования является художественно-философская взаимосвязь человека и природы в чеченской прозе второй половины XX века в контексте достижений и теории отечественной литературы.
Цель исследования - выявление особенностей художественно-философских взаимосвязей человека и природы в эпических произведениях чеченских писателей второй половины XX века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить философский аспект проблемы взаимодействия человека и природы и выявить его реализацию в художественном творчестве.
2. Сформулировать основные принципы концепции взаимодействия человека и природы в русской и советской литературах, оказавших влияние на формирование и развитие северокавказских литератур XX века. Выявить традиции этой концепции в чеченской прозе второй половины XX века.
3. Определить роль и значение символических образов природы в национальном чеченском фольклоре, нашедших реализацию в произведениях чеченских писателей указанного периода. Выявить мифологические традиции, оказавшие влияние на художественно-философское решение проблемы взаимодействия человека и природы в чеченской прозе.
4. На основе полученных теоретических знаний и накопленного научного опыта, представлений о типологическом взаимодействии литератур во второй половине XX века исследовать произведения известных чеченских писателей С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др.,
определивших идейно-художественный уровень чеченской прозы, но не исследованных с позиций новых теоретических установок.
Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, системный подход, позволяющий выявить художественно-философскую взаимосвязь человека и природы в прозе чеченских писателей 50-90-х годов XX века.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили отдельные научные положения о взаимосвязи человека и природы в трудах Г. Гегеля, Ф. Бэкона, И. Канта, Л. Фейербаха; работы отечественных философов и ученых - Вл. Соловьева, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского, М. Бахтина, В. Кожинова, Ю. Селезнёва, М. Храпченко, М. Эпштейна, М. Полякова, В. Агеносова, Ю. Сохрякова, С. Липина и др. Важное значение в формировании концепции исследования имели выводы исследователей современного многонационального процесса Ч. Гусейнова, Г. Ломидзе, Г. Гачева, К. Султанова и др.
В диссертационном исследовании учтён опыт изучения литератур Северного Кавказа Л. Бекизовой, К. Шаззо, У. Панеша, К. Паранук, Ф. Хуако и др.; объектом внимания стали работы чеченских ученых X. Туркаева, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, М. Губанукаевой, Л. Ибрагимова, С. Инаркаевой, М. Исмаиловой, X. Темаевой и др.
Материалом исследования являются произведения писателей современной отечественной литературы Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, Л. Леонова, М. Пришвина, В. Солоухина и др., проза чеченских писателей С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др., где прослеживается художественно-философская взаимосвязь человека. К исследованию привлекаются материалы из произведений русской классики и национального чеченского фольклора, отражающие отдельные аспекты поставленной проблемы.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые на научно-теоретической основе исследуются особенности художественно-философского взаимодействия человека и природы в чеченской прозе 50-90-х годов XX века. Нами предпринята попытка осмысления обозначенной проблемы в ее неразрывной связи с общим ходом историко-литературного процесса, со спецификой поступательного развития литературы 1950-90-х годов XX века, с выявлением ее типических и новаторских черт. С другой стороны, разграничены отдельные направления внутри исследуемой проблемы, раскрыта их идейно-художественная сущность и определены качественно новые черты, обусловленные стремительно обновляющейся жизнью.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и исследовании художественно-философских взаимосвязей человека и природы в произведениях чеченских писателей второй половины XX века, дополняющих общую картину исследования проблемы в северокавказских литературах.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью применения полученных знаний в курсе «История литературы Северного Кавказа», а также при проведении спецкурсов, спецсеминаров по проблеме взаимодействия человека и природы в творчестве чеченских писателей. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке курсовых и дипломных работ. Научный подход и интерпретация художественных текстов чеченских писателей могут служить ориентиром для дальнейшего исследования чеченской прозы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимосвязь человека и природы философски обоснована в трудах зарубежных философов Г. Гегеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Э. Фромма и др. В работах российских мыслителей Вл. Соловьёва, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского и др. эта проблема
связывается с творчеством писателей и определяет философский аспект в художественном произведении.
2. Типологическая близость в литературном процессе XX века в чеченской прозе создала сложную парадигму традиций проблемы художественно-философского взаимодействия человека и природы, включающую в себя опыт русской классики, отечественной литературы, северокавказских литератур и национального фольклора.
3. В произведениях чеченских писателей второй половины XX века (С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др.) выработана художественно-философская концепция взаимосвязей человека и природы на основе опыта национальной культуры, в которой отразилась история многовековых отношений человека и природы.
4. Символика образов природы и мифологическое мышление писателей усиливают в чеченской прозе философское направление и способствуют формированию в них национальной специфики, в которой смыслообразующими компонентами становятся «национальный пейзаж», «национальный характер», «национальный герой».
5. «Национальный пейзаж» в произведениях чеченских писателей второй половины XX века «полифункционален», он усиливает художественность, психологизм, воссоздает социально-историческую атмосферу. Природа выступает неотъемлемой частью эпического повествования, усиливая философско-художественное начало произведений.
6. Человек и природа в чеченской прозе 50-90-х годов XX века представлены в гармонии неразрывных связей, образующих устоявшуюся систему, в которой в зависимости от социально-
исторических преобразований меняется их внутреннее соотношение. Однако неизменными остаются любовь человека к природе и чувство обостряющегося патриотизма к родной земле.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре литературы ДГПУ; отражены в докладах на научных конференциях: «Наука и молодежь» (Грозный, 2011), «Мир гуманитарного и естественного знания» (Краснодар, 2012), «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2013).
По материалам диссертации опубликованы статьи в научных сборниках, в том числе одна статья в научном издании «Казанская наука» (Казань, 2013), рекомендованном ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 238 наименований.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Человек и природа как философско-художественная
проблема
1.1. Философская концепция человека и природы
Взаимодействие человека и природы обусловлено исторически и составляет основу бытия современного общества, поэтому данная проблема находит решение в истории, философии, социологии, культурологии.
«Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна».
Известно, что на протяжении исторических формаций менялось отношение человека к природе, но постоянной всегда оставалась их взаимосвязь. Человек, на заре первобытности, отделившись от природы, остался её частью, в то время он не мог и не ставил задачи радикального преобразования природы: установки по отношению к ней были по преимуществу приспособительными. В ходе эволюции «человек вплетается в ритмы природы, сливается с природой, становится ее частью и даже свое бытие ощущает не как нечто самостоятельное, а как следствие движущегося мира...» [172. С. 18].
Взаимосвязи человека и природы были обусловлены мифологическим образом мира, человек не вырывал себя из всеобщей связи явлений,
постоянно подчеркивал свою связь с миром, брал природу в качестве критерия совершенства.
Однако в ходе стремительного развития общества человек стал осознавать себя более свободным и создал новую мировоззренческую парадигму, отвечающую идейным запросам новой эпохи. Первым шагом в этом направлении были эстетика и наука Возрождения, значимость которых заключалась в том, что научные открытия Н. Кузанского, Л. да Винчи, Дж. Бруно, Г. Галилея и Н. Коперника оказали огромное влияние на освобождающееся от теологической догматики самосознание человека и развитие творческой активности, которая способствовала выработке рационалистического подхода в отношении к природе.
Стремительное развитие философской мысли (Г. Гегель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Л. Фейербах и т.д.) сфокусировало внимание учёных на проблеме взаимосвязи человека и природы. По мысли Ф. Бэкона, в познании природы необходимо руководствоваться её законами. Природу можно побеждать, только повинуясь ей.
В XVIII веке возникли и получили дальнейшее развитие в XIX веке идеи о нравственной основе «сотрудничества с природой». Эта традиция прослеживается в философии И. Канта. Переосмыслив традиционные установки, он совершил поворот от онтологии к гносеологии, от натурфилософии к антропологии, результатом чего явилось созидание им стройной философской системы, оказавшей громадное воздействие на последующее развитие философии и науки.
Философ в «Критике способности суждения» убедительно доказывает, что целесообразность природы имеет свое основание в рефлектирующей способности суждения и носит антропоморфный характер; причинность же по целям свойственна только разумной деятельности человека. Иначе говоря, целесообразность природы имеет лишь субъективное значение, но отнюдь не отражает объективный порядок природы.
В другой работе «Идея всеобщей истории во всемерно гражданском плане» И. Кант говорит о наличии общих законов природы, согласно которым реализуется человеческая история. Человек, как звено в цепи целей прир