автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Национальная политика правительства Махатхира Мохамада в Малайзии, 1981-1999 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Новосельцева, Вероника Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Б. м.
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Национальная политика правительства Махатхира Мохамада в Малайзии, 1981-1999 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальная политика правительства Махатхира Мохамада в Малайзии, 1981-1999 гг."

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) ла МИД РОССИИ

НОВОСЕЛЬЦЕВА Вероника Анатольевна

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА МАХАТХИРА МОХАМАДА В МАЛАЙЗИИ (1981-1999 гг.)

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история (новая и новейшая)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

од

1 Й СЕН 1999

Кафедра Востоковедения

На правах рукописи

Москва 1999

Работа выполнена в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России на кафедре Востоковедения.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Ефимова Л.М.

Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор Тюрин В.А. - кандидат исторических наук, доцент Кутовая Е.А.

Ведущая организация - Институт Востоковедения РАН

Защита состоится 1999 г. в 15.00 часов

на заседании Диссертационного совета Д.090.02.02 по историческим и политическим наукам при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России.

Адрес: 117454, Москва, пр-т Вернадского, 76

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГИМО (У) МИД России.

Автореферат разослан ¿^Р 1999 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета —к.и.н. Емельянов А.Л.

- ПР.

Общая характеристика работы Актуальность исследования

Проблемы этнонационального развития, регулирования межэтнических отношений и упрочения национально-государственного единства занимают одно из центральных мест в общественной и политической жизни стран современного Востока. История многонациональных государств Азии и Африки неоднократно доказывала актуальность национального вопроса и необходимость его решения: разногласия между разноязычными, разноэтничными, разнорелигиозными общинами часто приводят к обострению внутриполитической обстановки, а в ряде случаев - даже к распаду государств.

Современная Малайзия исторически сложилась как полиэтнич-ное, поликультурное и поликонфессиональное государство, где межэтнические отношения определяют особенности политической системы и всего внутриполитического развития: любое явление в экономической, политической, культурной жизни малайзийского общества либо испытывает на себе влияние национальной проблемы, либо само призвано воздействовать на отношения между основными национальными группами.

Среди стран региона Юго-Восточной Азии Малайзия отличается особой напряженностью межэтнических отношений, обусловленной тем, что ее исторические жители - малайцы - не имеют численного преимущества над китайцами и индийцами, проживающими на территории Малайзии и являющимися ее гражданами.

Регулирование отношений между тремя основными этническими общинами (малайской, китайской и индийской) остается главной задачей национальной политики малайзийских правящих кругов. Обострение или нормализация этих отношений оказывают воздействие на ход развития государства в целом, на крупные политические события внутри страны (выборы, создание больших политических объединений, изменения в правительстве, появление новых партий и общественных организаций) и на ее внешнюю политику.

С момента кровавого национального кризиса 1969 года, когда накал межнациональных отношений достиг своего апогея, в Малайзии уже на протяжении нескольких десятилетий сохраняется внутриполитическая стабильность. Что же на самом деле стояло и стоит за внешне мирным сосуществованием национальных общин страны, можно понять, лишь исследовав национальную политику ее правящих кругов на каждом из конкретных этапов истории.

На протяжении периода существования независимой Малайзии концепции национальной политики менялись несколько раз. В большинстве случаев каждая из концепций была связана с именем того или иного премьер-министра и определялась задачами соответствующего этапа государственного развития.

Концепция национальной политики, предложенная в 1991 году премьер-министром Махатхиром Мохамадом, с одной стороны, является логическим продолжением линии предшественников, с другой -представляет качественно новый подход к решению национальной проблемы.

Проходящее в современной Малайзии реформирование межэтнических отношений в рамках концепции национальной политики Ма-хатхира Мохамада («Концепции 2020») имеет огромное политическое значение, поскольку от степени глубины или незавершенности этих реформ зависит дальнейшая судьба всего малайзийского общества. С этих позиций и определяется актуальность проведенного исследования.

Предмет исследования

Предметом исследования является концепция национальной политики Махатхира Мохамада: ее историческая обусловленность, цели и основные направления, реализация. Анализ концепции национальной политики невозможен без рассмотрения состояния национальной проблемы в современном малайзийском обществе, этому аспекту в работе уделено большое внимание.

Хронологические рамки

Хронологические рамки исследования охватывают в основном период с 1981 по 1999 год, то есть с момента прихода к власти Махатхира Мохамада, представителя новой волны малайзийских руководителей, по настоящее время. Тем не менее, рассматриваемая в работе эволюция национальной проблемы в Малайзии предполагает охват более широких временных границ, в частности, периода, предшество-

вавшего провозглашению в 1957 году независимости страны, и периода развития Малайзии с 1957 по 1980 год.

Цели и научные задачи исследования

Целью исследования является изучение принципов национальной политики Махатхира Мохамада и выявление ее коренных отличий от линии предшественников.

В этой связи был поставлен ряд конкретных задач, которые, в свою очередь, предопределили структуру работы:

1. Выявить суть и проследить эволюцию национальной проблемы в независимой Малайзии; рассмотреть концептуальные основы национальной политики правящих кругов страны с 1957 по 1980 год.

2. Проанализировать подход правительства Махатхира Мохамада к национальной проблеме в период с 1981 по 1990 год, предшествовавший выработке «Концепции 2020»; рассмотреть основные положения национальной политики правительства Махатхира Мохамада с 1991 года; выявить новизну подхода правительства Махатхира Мохамада к проблеме национального единства и стратегии национальной политики.

3. Определить спектр проявлений национальной проблемы в Малайзии в ходе реализации «Концепции 2020» и рассмотреть отношение основных этнических общин к национальной политике правительства Махатхира Мохамада.

У

Научная значимость исследования

Научная значимость диссертации определяется тем, что состояние национальной проблемы в Малайзии и национальная политика малайзийских правящих кругов в период пребывания у власти Махатхира Мохамада пока не стали предметом исследования российских малай-зиеведов. Таким образом, данная работа может считаться логическим продолжением двух основополагающих монографических работ российских авторов В.В.Гордеева «Национальный вопрос в Малайзии»1 и А.Я.Воронкова «Национальная политика правящих кругов Малайзии»2, в которых рассматриваются межэтнические отношения в Малайзии в период, предшествовавший началу 80-х годов.

С точки зрения этносоциологии, а в более конкретном проявлении — теории конфликтов, научная значимость проведенного исследования состоит в том, что на примере Малайзии определены соотношение и взаимозависимость национально-этнического конфликта и демократического процесса в обществе.

Научная новизна работы обеспечивается и тем обстоятельством, что при ее написании основной базой для исследования стали первоисточники, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

1 Гордеев В В. Национальный вопрос в Малайзии. М., 1977.

2 Воронков А.Я. Национальная политика правящих кругов Малайзии. М., 1983.

Практическая значимость исследования

Материалы и результаты исследования проблемы межэтнических отношений в современной Малайзии и концепции национальной политики правительства Махатхира Мохамада были использованы автором при прочтении ряда лекций в рамках специальных курсов по истории Малайзии на кафедре Востоковедения МГИМО (У) МИД РФ.

Материалы исследования также нашли применение при подготовке справок для второго Азиатского департамента МИД РФ.

Представляется возможным использование диссертации Дипломатической Академией МИД РФ, ИСАА при МГУ, СПГУ, другими учебными и научными центрами как в учебном процессе, так и в научных разработках по азиатской и этнонациональной тематике.

Методология

Методология исследования базируется на методах, относящихся к сравнительно-исторической группе, таких как метод исторического описания, конкретного анализа, сравнительный и метод периодизации. Сравнительно-исторические методы дают возможность изучать политические явления и факты как в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли и действовали, так и в их качественном изменении на различных этапах развития3.

1 Политология. Энциклопедический словарь. Общ.редакция и составление: Аверьянов Ю.И. М., 1993, стр.178.

В сочетании с применяемым в этносоциологии логическим структурированием понятий эти методы позволяют выделить и рассмотреть на примере Малайзии такие составляющие элементы межнациональных отношений, как экономические, политические, культурные, идеологические отношения и др.

Теоретическую основу исследования составляют работы российских и зарубежных этносоциологов, в которых анализируются проблемы национальной психологии, национального самосознания, природа национально-этнических конфликтов, роль государства в формировании наций.

Большой интерес для осмысления процесса «нациестроительст-ва» в Малайзии представляет обоснованная Э.Геллнером идея политического происхождения наций, согласно которой этносы превращаются в нации в результате политического действия и по сути являются продуктами деятельности самого государства4.

Российский этносоциолог М.О.Мнацаканян оценивает возникновение конфликтных ситуаций между коренным и некоренным населением полиэтничных стран как «следствие нарушения демократических принципов организации и функционирования государственно-политической жизни всего многонационального общества»5. «В особых случаях, - считает М.О.Мнацаканян, - когда возникает угроза деградации национальной жизни, утери национально-культурной самобытности, традиций и т.д., национальная государственность не может

' Gellner Е. Nations and nationalism. Blackwell, 1993.

5 Мнацаканян M.O. Этносоциологии: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М„ 1998, стр.89.

не привести в действие свои охранительные, защитные функции, не проявлять особую заботу о сохранении и развитии национальных ценностей. В этом прямое ее назначение, и весь вопрос в том, насколько адекватны дополнительные меры защитного характера реальным негативным процессам, угрожающим ценностям и традициям нации, основам ее жизнедеятельности»6.

Известный востоковед, исследователь проблем коммунализма и национальной интеграции А.А.Празаускас определяет, что «продолжительное и интенсивное (при этом важны оба параметра) взаимодействие культур создает почву для расширения социальных связей между контактирующими группами, выражающуюся в участии в общих институтах, восприятии общих социальных норм и системы ценностей, увеличении числа межэтнических браков и т.д. Следствием такого взаимодействия является социокультурная интеграция, которая во многих случаях ведет к полному слиянию взаимодействующих групп и образованию более или менее гомогенной - по ключевым параметрам - общности»7.

Обзор источников и литературы. Степень изученности проблемы

При написании работы за осночу были приняты такие первоисточники, как конституция Малайзии,, юкументы малайзийского правительства, материалы докладов малайзийских государственных органов

6 там же, стр.90.

7 Празаускас А.А. Национальное возрождение в С ССР и пост- советских странах: историко-культурные и политические дилеммы. II Научный алы анах «Цивилизации и культуры», вып.2: «Россия и Восток: цивилизационные отношения». М., 1995 стр.121.

по проблемам национальной и культурной политики, данные малайзийских пятилетних планов экономического развития, материалы Первого и Второго перспективных планов развития Малайзии.

Важнейшую группу первоисточников составили книги, речи и материалы выступлений премьер-министра Малайзии Махатхира Мо-хамада8. В частности, в книге «Малайская дилемма» был предпринят

* Address by the Prime Minister at the Seminar on «The Role and Influence of Religion in Society», jointly organized by Institute of Islamic Understanding, Malaysia and the Goethe Institute on 14 September 1993. // Foreign Affairs Malaysia, Vol.26 No 3, September 1993;

Address by the Prime Minister at the sixth Islamic Academy of Sciences Conference on Environment and Development in Islamic World, in Kuala-Lumpur on 10 August, 1992. // Foreign Affairs Malaysia, Vol.25 No 3, September 1992;

Address by the Prime Minister Datuk Sen Dr. Mahathir Mohamad on «Malaysia and China in the 21st Century: Prosperity through Cooperation» at the conference in Kuala-Lumpur on 23 January, 1995. // Foreign Affairs Malaysia, Vol.28 No 1, March 1995;

Dato Seri Dr. Mahathir Mohamad. Penerapan Nilai-Nilai Islam. // Nilai dan Etika dalam Perkhidmatan A warn, Kuala-Lumpur, 1991;

Dr. Mahathir bin Mohamad. The Malaysian system of government. Kuala-Lumpur, 1995; Globalisation - What it means to small Nations. Speech by the Prime Minister, Dato' Seri Dr. Mahathir Mohamad, on the Inaugural lecture of the Prime Ministers of Malaysia Fellowship Exchange Programme at Dewan Merdeka, Pusat Dagangan Dunia Putra on 244' July, 1996. // Foreign Affairs Malaysia. Vol.29 No3, September 1996;

International Seminar on the administration of Islamic Laws. Speech b\ Prime Minister Dato' Seri Dr.

Mahathir bin Mohamad at IKIM, Kuala-Lumpur.//Foreign affairs Malaysia. Vol.29 No3, September 1996;

Islamic foundation for science, technology and development. Speech by the Prime Minister at the official

opening of the eighth meeting of the Foundation's Scientific Council in Kuching, Sarawak, on February 23,

1987. II Foreign Affairs Malaysia, Vol.20 Nol, March 1987;

Mahathir bin Mohamad. The Malay Dilemma. Singapore, 1970;

Mahathir Mohamad. Akitek Bangsa. Kuala-Lumpur: IQ Communication. 1992;

Mahathir Mohamad. PupusBahasa, PupusJah Bangsa. Kuala-Lumpur, 1996:

Mahathir Mohamad. The Challenge. Petaling Jaya: Pelanduk Publications, 1986;

Smart Partnership for Global Harmony and Cooperative Prosperity. Speech by the Prime Minister at the Inaugural International Dialogue on Smart Partnership in Langkawi on July, 1995. // Foreign Affairs Malaysia, Vol.28 No3, September 1995;

Speech by the Prime Minister at the «Just International Conference on Rethingking Human Rights» in Kuala-Lumpur on i December 1994. II Foreign Affairs Malaysia, Vol.28 No I, March 1995; Speech by the Prime Minister, Dato' Seri Dr. Mahathir Mohamad at the anniversary celebration on 24 August, 1993. // Foreign Affairs Malaysia, Vol.26 No 3, September 1993;

Speech by the Prime Minister Datuk Seri Dr. Mahathir Mohamad in Tokyo at the International Conference

on «The Future of Asia» on 19 May,1995. II Foreign Affairs Malaysia, Vol.28 No 2, June 1995;

Speech by the Prime Minister on «East Asian Peace, Stability and Prosperity» at the Putra World Trade

Centre, Kuala-Lumpur on August 1994. // Foreign Affairs Malaysia, Vol.27 No 3, September 1994;

The business leaders Dialogue. Speech by the Prime Minister, the Honourable Dato' Seri Dr. Mahathir

Mohamad in Tokyo, Japan on 28 November 1997. II Foreign Affairs Malaysia, Vol.30 No4, December

1997;

анализ причин экономического отставания малайской национальной общины от китайской и намечены основные пути его преодоления, положенные впоследствии в основу национальной политики Махатхира Мохамада. В книге «Малайзийская система управления государством» рассматриваются особенности современного малайзийского общества и определяются роль и место малайзийской демократической специфики в национальной политике. В речах и выступлениях Махатхира Мохамада раскрываются суть «Концепции 2020» и основные направления национальной политики в современной Малайзии.

Особое место при написании работы занимали программные документы малайзийских партий, как входящих в правящую коалицию, так и оппозиционных, а также материалы партийных съездов.

Как уже указывалось, исследования российских малайзиеведов, в том числе и те, в которых рассматривались проблемы межэтнических отношений в Малайзии, ограничены периодом начала 80-х годов. Среди них для автора диссертации большой интерес при анализе эволюции национальной проблемы в Малайзии представляли монографии В.А.Тюрина9, Л.М.Ефимовойш, В.С.Руднева1', Б.Т.Колоскова12 по ис-

Unitcd Malaysian Nation - Year 2020. Speech by the Prime Minister at the «A United Malaysian Nation by the Year 2020» dinner in Kuala Lumpur on 31 January, 1991. // Foreign Affairs Malaysia, Vol.25 No 1, March 1992.

'Тюрин B.A. Завоевание Малайи Англией. M., 1962; История Малайзии. - М., 1980.

10 Ефимова Л.М. История Малайзии. М., 1982; Религиозные традиции в политической жизни современной Индонезии (1965-1992). М„ 1992.

" Руднев B.C. Малайзия и Сингапур после второй мировой войны и политика США и Англии. М., 1981.

12 Колосков Б.Т. Малайзия вчера и сегодня. М., 1984.

тории Малайзии, В.В.Гордеева13 и А.Я.Воронкова14 об идеологических и социально-психологических аспектах межнациональных отношений в Малайзии, В.А.Жарова15 об официальной идеологической доктрине Малайзии, работы Г.И.Чуфрина16, Ю.Ф.Хренова17, Л.Ф.Пахомовой18, М.Н.Гусева19, посвященные экономическим проблемам Малайзии, Н.А.Симонии20 о положении китайской общины в странах ЮВА, в том числе - в Малайзии.

В исследованиях российских авторов А.И.Ионовой21, З.И.Левина22, Л.Р.Полонской23 освещаются проблемы ислама, национализма и их соотношения в странах ЮВА.

Особенности политического устройства Малайзии, специфика демократии в современном малайзийском обществе анализируются В.Ф.Васильевым24 и А.Б.Зубовым23.

13 Гордеев В.В. Национальный вопрос в Малайзии. М., 1977.

14 Воронков А.Я. Национальна« политика правящих кругов Малайзии. М„ 1983.

" Жаров В А. Официальные идеологические доктрины Индонезии, Малайзии и Филиппин. М., 1985.

" Чуфрии Г.И. Сингапур. М., 1970.

" Хренов Ю.Ф, Экономическое развитие Малайзии. М.,1975.

" Пахомова Л.Ф. Современная буржуазия стран Юго-Восточной Азии. М., 1987.

" Гусев М.Н. Малайзия. Развитие капитализма. М., 1985.

30 Симония Н. Население китайской национальности в странах Юго-Восточной Азии. М., 1959.

21 Ионова А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии. Проблемы современной идейной эволюции. М., 1981.

11 Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988.

23 Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. М„ 1982.

14 Васильев В.Ф. Политические аспекты экономического развития стран Юго-Восточной Азии. // Экономические реформы в Азии в переходный период. М., 1996.

° Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.

При написании диссертации важную роль сыграло изучение трудов западных авторов: Г.Минза26, Р.С.Милна и Д.К.Моузи27, М.Рофф28, в которых рассматриваются истоки межэтнической напряженности в малайзийском обществе и факторы, определяющие направленность национальной политики малайзийских правящих кругов. В исследованиях К.С.Кесслера29 раскрывается политическая и социально-экономическая платформа одной из крупнейших оппозиционных партий Малайзии - Исламской партии.

Анализ межнациональных отношений в Малайзии в их динамике, начиная с колониальных времен, содержится в книге малайзийского исследователя К.Дж.Ратнама «Коммунапизм и политический процесс в Малайе»30. Среди других работ малайзийских авторов важное значение при написании работы имели труды Яхъи Исмаила31 и Джаюма А.Джавана32, посвященные рассмотрению роли этнического фактора в современном малайзийском обществе, состояния межнациональных отношений в Сараваке и Сабахе, а также деятельности общинных партий в этих штатах.

26 Means, G. Malaysian Politics. London, 1976.

27 Milne R.S., Mauzy D.K. Politics and Government in Malaysia. Vancouver, 1978.

28 Roff, Margaret. The politics of belonging: political change in Sabah and Sarawak. Kuala-Lumpur, 1974.

29 Kessler, Clive S. Islam and politics in a Malay State. Kelantan 1838 -1969. London, 1978.

30 Ratnam, K.J. Paham perkauman dan proses politik di Malaya. Kuala-Lumpur, 1965.

31 Ismail, Yahaya. BERJAYA. Ditengah-tengah politik Malaysia. Kuala-Lumpur, 1978.

32 Jawan, Jayum A. The ethnic factor in modern politics: the case of Sarawak, East Malaysia. Hull, 1991.

Социокультурный аспект межэтнических отношений в Малайзии, значение взвешенной языковой и культурной политики раскрывает в своих работах Асма Хаджи Омар33. Одним из исследуемых автором направлений является процесс «малаизации» английского языка и его интегрирующая роль в малайзийском обществе.

Положение индийской общины в Малайзии рассматривается в книге С.К.Сингха «Индийцы в Малайе. Некоторые аспекты миграционных процессов и расселения»34 и работе К.Раманатхана35, посвященной отношению малайзийских индийцев к правительственной национальной политике и такому ее проявлению, как «исламизация».

Программные установки крупнейшей оппозиционной китайской Партии демократического действия и положение китайской общины в Малайзии анализируются, в частности, в работах Джеймса Чина36.

В числе других исследований малайзийских ученых, рассматривающих социально-политическое положение национальных общин Малайзии, следует отметить работы Закарии Хаджи Ахмада37, Саеда Хусина Али38, Ника Шафии Карима39.

31 Omar, Asmah Haji. From Imperialism to Malaysianisation: a discussion of the path taken by English

towards becoming a Malaysian language. Petaling Jaya, 1998; Malay in its sociocultural context. Kuala-

Lumpur, 1987; Nationism and Exoglossia: the case of English in Mala) sia. Kuala-Lumpur, 1994.

34 Singh, Sandhu Kernial. Indian in Malaya. Some aspects of immigration and settlement. Singapore, 1969.

35 Ramanathan, K. Hindu response to Islamic revi\alism: the case of Malaysia. Penang, 1994.

56 Chin, James. Having it both ways: the Sarawak DAP and Chinese voters. London, 1996.

" Ahmad, Zakaria Haji. Evolution and development of the political system in Malaysia. II Asian political institutionalisation. Ed. by Scalapino, Robert. Berkley, 1986.

3* Ali, S.Hus in. Malay peasant society and leadership. Kuala-Lumpur, 1975.

Karim, Nik Saflah. The controlling domains of Bahasa Melayu: the story of Language. Petaling Jaya, 1994.

Основное содержание диссертации

Структура диссертации обусловлена предложенной автором логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении дается обоснование актуальности исследования, определяются его предмет и цели, раскрываются научная новизна, практическая значимость и методологическая основа диссертации, содержится обзор использованных источников и литературы.

В первой главе диссертации анализируется состояние межэтнических отношений в Малайзии к началу 80-х годов и определяются основные направления национальной политики предшественников Ма-хатхира Мохамада.

Суть национальной проблемы в Малайзии раскрывается через особенности этноконфессиональной структуры малайзийского общества и специфику экономического и гражданско-правового статусов национальных общин.

Автор выделяет основные этапы формирования этнической карты современной Малайзии и обосновывает возникновение понятий «бумипутра» (в переводе с малайского - «сыны земли») и «небумипут-ра», характеризующих, соответственно, представителей коренного населения страны и пришлых этнических групп. Изначально «бумипутра» себя называли только малайцы, но после образования в 1963 году Федерации Малайзии под это понятие попали и представители родственных малайцам народностей Северного Калимантана. Учитывая

особенности этноконфессиональной структуры Малайзии (малайцы -всего 48% населения, китайцы - 32%, индийцы - 8,5%), такое расширение понятия «бумипутра» имело для страны колоссальное политическое значение, поскольку позволило говорить о численном преимуществе коренного населения (составившего в результате 53%) над малайзийскими китайцами и индийцами.

В специальном параграфе рассматривается взаимосвязь между колониальной политикой англичан и возникновением национальной проблемы в независимой Малайзии. Ввоз англичанами значительного числа китайских и индийских кули для работы на рудниках и плантациях способствовал возникновению на территории страны трех больших этнических групп; при этом коренные малайцы по численности утратили доминирующие позиции. Политика англичан по принципу «разделяй и властвуй» привела к взаимной изоляции этнических общин и неравномерности их социально-экономического развития, когда китайская и в меньшей степени - индийская общины оказались наиболее вовлеченными в процесс экономического развития страны, а малайцы, сохраняющие традиционный уклад, имели большее влияние в политической сфере. Разработанная при участии английских колониальных властей конституция независимой Малайской федерации закрепила компромиссную форму сосуществования трех основных этнических групп страны: политический приоритет малайцев в обмен на гражданские и экономические права малайцам и индийцам.

В главе подробно рассматриваются особенности конституции Малайской федерации 1957 года и конституции Федерации Малайзии 1963 года, определивших дискриминационное положение «небумипут-

ра» и политические привилегии для «бумипутра». Автор анализирует причины и последствия единственного в истории независимой Малайзии национального кризиса 1969 года, поставившего страну на грань гражданской войны. Кризис показал, что Малайзии жизненно необходима программа мер по решению национальной проблемы.

При анализе подхода предшественников Махатхира Мохамада к национальной политике выделяются идеологический, экономический и политический аспекты; особое внимание уделено доминировавшей в 70-е - 80-е годы концепции ограниченной демократии.

Вторая глава посвящена периоду правления Махатхира Мохамада и предложенным им принципам национальной политики.

В главе дается оценка деятельности Махатхира Мохамада в течение десятилетия с 1981 по 1990 год, которая осуществлялась в рамках стратегии, намеченной его предшественниками. Автор рассматривает итоги реализации Новой экономической политики (НЭП), изначально предполагавшей перераспределение к 1990 году акционерного капитала в стране следующим образом: доля бумипутра - 30%, доля небумппутра - 40%. доля иностранцев - 30%. Курс правительства Махатхира Мохамада на экономическую модернизацию Малайзии повлек за собой острую критику и обвинения в «вестернизаци» со стороны традиционалистски настроенных членов Объединенной малайской национальной организации (ОМНО), малайской по составу доминантной партии правящей коалиции Национальный фронт. Итогом противоречий стал кризис в ОМНО, усугубивший уже имевшуюся поляризацию в малайской общине по принципу принадлежности к ОМНО или Исламской партии. Объявленная правительством Махатхира Мохамада поли-

тика исламизации была направлена на то, чтобы восстановить имидж ОМНО как единственного выразителя интересов малайской общины.

Автор обосновывает начало в 1991 году качественно нового этапа национальной политики малайзийского руководства; рассматривает основные положения предложенной Махатхиром Мохамадом «Концепции 2020», предполагающей переход к принципам национальной демократии как основы межэтнических отношений в Малайзии. При этом специфика государственного устройства современной Малайзии определяется как фактор, обеспечивающий внутриполитическую стабильность на период реализации «Концепции 2020».

Преемницей НЭП стала Новая политика развития (НПР), конкретизирующая мероприятия по выравниванию экономического статуса бумипутра и небумипугра и рассчитанная на период с 1991 по 2000 год. В главе анализируются такие ее направления, как экономический рост, борьба с нищетой, формирование «промышленно-коммерческой группы бумипутра», создание единого информационного общества.

В третьей главе рассматривается спектр межэтнических отношений в Малайзии в ходе реализации «Концепции 2020» и анализируется отношение каждой общины к национальной политике правительства Махатхира Мохамада.

Реализация «Концепции 2020» осуществляется по двум направлениям: 1) экономическая модернизация в рамках, определенных Новая политика развития; 2) формирование «человеческого фактора» в рамках ряда программ, к которым относятся Государствен-

ная политика в сфере образования, Государственная политика в сфере культуры, Государственная языковая политика и другие.

Выполнение экономической программы наиболее успешно осуществлялось в периоде 1991 по 1997 год. К 1995 году была достигнута цель 2000 года, состоящая в том, чтобы бумипутра принадлежало 30% акционерного капитала. Таким образом, малайцы получили стартовые возможности для участия в экономическом соревновании с китайцами. В связи с экономическим кризисом некоторые сроки дальнейшей реализации экономической программы правительства Махатхира Моха-мада, видимо, будут пересмотрены.

В условиях Малайзии сферы образования, языка и культуры остаются одними из немногих, открытых для критики правительственной национальной политики со стороны оппозиции. Поскольку межэтнические отношения в этих сферах всегда остаются на поверхности общественной жизни, они являются благоприятным источником для разжигания межэтнической розни. В этом контексте особую актуальность приобретает активизация Махатхиром Мохамадом тезиса о значении азиатских ценностей в процессе формирования единой малайзийской нации, что дает более глубокое понимание установки «Один язык, одна культура», которая до 1991 года во многом воспринималась как отказ от свободного развития культур в пользу искусственного строительства единой.национальной культуры.

В главе рассматриваются позиции основных общинных партий. В малайской общине существует два ярко выраженных лагеря: сторонники национальной политики Махатхира Мохамада (к ним относятся члены ОМНО и поддерживающие ОМНО малайцы) и меньшинство -

члены Исламской партии, занимающие радикально противоположную Махатхиру Мохамаду платформу. Если ОМНО выступает за создание «Малайзийской Малайзии», то Исламская партия во главу угла ставит лозунг «Малайя должна принадлежать малайцам!», предполагающий превращение Малайзии в государство ислама.

Крупнейшими политическими партиями китайской общины являются Китайская ассоциация Малайзии (KAM), входящая в Национальный фронт и поддерживающая линию национальной политики премьер-министра, и Партия демократического действия (ПДД), находящаяся в оппозиции к правящей коалиции. Особой критике ПДД подвергает политику правительства в области языка, религии и образования.

Индийская община по политической деятельности и участию в оппозиционных партиях проявляет значительно меньшую активность по сравнению с малайцами и китайцами. Большинство индийцев поддерживают входящую в Национальный фронт партию Индийский конгресс Малайзии (ИКМ). Некоторая часть индийской общины разделяет взгляды в основном китайской по составу ПДД и требует немедленной отмены закрепленных в конституции особых прав малайцев.

В заключении диссертации обобщаются полученные в результате проведенного исследования выводы относительно сути и направленности национальной политики правительства Махатхира Мохамада и состояния национальной проблемы в современной Малайзии:

1. Национальная проблема в современном малайзийском обществе не теряет своей актуальности, поскольку по-прежнему сохраняют-

ся первопричины существования вражды и взаимного недоверия между основными национальными общинами страны.

Главной причиной национальной проблемы в Малайзии является дисбаланс экономического и политического статусов населяющих страну малайцев, китайцев и индийцев.

Из-за сохраняющегося опасения возможности подавления экономически более слабых малайцев со стороны китайцев и индийцев, в конституции Малайзии до сих пор не отменено дискриминационное положение небумипутра в политической сфере.

2. 1991 год ознаменовал начало нового, третьего этапа в национальной политике Малайзии.

Предыдущие два этапа характеризовались следующими чертами:

I. 1957 - 1969 гг.: действия правящих кругов сводились к политическому маневрированию, основанному на закрепленной в конституции формуле межэтнического сосуществования. Зачастую внутриполитическую стабильность удавалось поддерживать, переключая внимание общественности на существование мнимой внешней угрозы, как это было в период конфронтации с Индонезией.

II. 1970 - 1991 гг.: в национальной политике доминирует концепция ограниченной демократии и теория демократического национализма; разработана государственная идеология Рукунегара, поставившая задачу построения единой малайзийской нации; реализуется Новая экономическая политика, направленная на исправление межэтнического дисбаланса в сфере экономики; сформирован Национальный фронт, объединивший ряд общинных партий, поддерживающих в главных чертах курс национальной политики ОМНО.

В период с 1981 года по 1990 год эта линия в национальной политике продолжается Махатхиром Мохамадом. В 1990 году НЭП по срокам завершена, но ее финальные установки относительно процентного перераспределения акционерного капитала между национальными общинами не достигнуты. Главным достижением НЭП стало формирование среднего класса малайцев, что означало качественный сдвиг в экономическом статусе бумипутра и появление для них возможностей для относительно равноправного участия в экономическом соревновании с небумипутра.

На период с 1991 года по 2020 год стратегия национальной политики определяется предложенной Махатхиром Мохамадом «Концепцией 2020». В рамках «Концепции 2020» началась реализация Новой политики развития, конкретизирующей задачи национальной политики на десятилетие с 1991 года по 2000 год.

3. Предложенная Махатхиром Мохамадом концепция национальной политики означает качественно новый подход к решению национальной проблемы. Новизна подхода определяется следующими моментами:

1). Толкованием понятия «национальное единство» как конечной

цели национальной политики.

2). Принципами, на основе которых должно базироваться

малайзийское национальное единство.

3). Социально-экономической политикой.

4). Системой ценностной ориентации.

Национальное единство или построение единой малайзийской нации определены «Концепцией 2020» в качестве приоритетного на-

правления и итоговой цели национальной политики. На первый взгляд, постановка такой задачи не является новой для Малайзии, тем не менее ее понимание Махатхиром Мохамадом существенно отличается от ее толкования предыдущими руководителями страны. До Махатхира Мохамада теория строительства единой малайзийской нации основывалась на принципе демократического национализма, т.е. предполагала изначально внутреннее объединение каждой национальной общины при последующем налаживании сотрудничества между ними; при этом малайской общине отводилась роль «старшего брата». Таким образом, малайзийская нация должна была состоять из трех монолитных составных частей: малайцев, китайцев и индийцев при доминировании малайцев. Для того, чтобы малайцы не чувствовали себя ущемленными в сфсре экономики, в результате экономических реформ они должны были подтянуться до уровня китайцев и индийцев. Отмена «особых прав» малайцев как последствие экономических реформ не оговаривалась.

«Концепция 2020» определяет, что реальное национальное единство может быть достигнуто лишь в условиях демократического равенства. Таким образом, во главу угла был поставлен принцип демократизма. В ходе демократизации должны быть постепенно сняты ограничения демократии, существующие в современном малайзийском обществе, в том числе - «особые права» малайцев. По концепции Махатхира Мохамада подлинное национальное единство возможно лишь при условии, когда граждане любой национальности ощущают себя в первую очередь именно малайзийцами, а сами малайцы, соответственно, лишь равными среди равных.

Социально-экономический аспект является одним из центральных в концепции национальной политики Махатхира Мохамада. В результате экономических реформ должно быть достигнуто окончательное выравнивание социально-экономического статуса национальных общин Малайзии. Именно это направление было положено в основу Новой политики развития, конкретизирующей положения «Концепции 2020».

Коренными отличиями в тактике НЭП и НПР стали:

1). Значительное сокращение протекционистских мер со стороны правительства предпринимателям-бумипутра; смещение акцента на поощрение конкуренции между самими предпринимателями-бумипутра.

2). Отход от адресной направленности по национальному признаку государственных программ социальной помощи.

Такие изменения основывались на результатах НЭП и ряда экономических программ, реализовывавшихся в Малайзии в 70-е - 80-е годы.

В системе ценностной ориентации малайзийской нации Махат-хир Мохамад определяет «азиатские ценности» как наиболее соответствующие человеческим чаяниям и приемлемые для всех национальных групп Малайзии.

4. Именно разногласия по поводу национальной политики и статуса национальных общин в Малайзии являются основным пунктом противоречий между партиями Национального фронта с доминантной ОМНО и общинными оппозиционными партиями. Лишь благодаря существующему запрету на легальное обсуждение правомочности

«особых прав» малайцев в сочетании с государственной экономической политикой последних десятилетий удавалось держать внутриполитическую ситуацию под контролем, не допуская накала межэтнической розни до состояния национального кризиса 13 мая 1969 года, когда само существование Малайзии как государства находилось под угрозой.

Оппозиционные общинные партии в своей пропаганде акцентируют внимание на таких «болевых точках» межнациональных отношений, как языковая политика, политика в области образования и культуры. Именно эти сферы лежат на поверхности межэтнических отношений, проявляются в повседневном общении представителей национальных общин и являются наиболее чувствительными, поскольку затрагивают основы национальной принадлежности.

Крупнейшими общинными оппозиционными партиями Малайзии на современном этапе остаются малайская Исламская партия, выступающая за создание исламской Малайзии, и китайская Партия демократического действия, требующая немедленной отмены всех привилегий для малайцев.

5. Отсутствие единства в рядах самой малайской общины, противоборство ОМНО и Исламской партии заставили правительство Ма-хатхира Мочамада объявить политику исламизации, которая стала одним из средств борьбы ОМНО за роль единственного выразителя интересов малайской общины. Обратным эффектом политики исламизации стал всплеск исламского фундаментализма, усугубивший и без того отрицательную реакцию со стороны китайцев и индийцев на эту правительственную линию.

6. За демократическую направленность национальной политики и радикализм реформ Махатхира Мохамада называют «азиатским Горбачевым»40.

Успех реализации «Концепции 2020» будет зависеть от целого ряда факторов политического и экономического характера, в том числе, сплоченности ОМНО и единства действий Национального фронта, силы противодействия со стороны оппозиционных партий, умения правительства не допустить перерастания исламизации в мусульманский экстремизм, а также, на сколько это возможно в условиях кризиса, продолжения экономической стратегии, направленной на выравнивание социально-экономического статуса национальных общин.

Основные положения и выводы диссертации были изложены в статьях:

1. «Некоторые проблемы развития современной Малайзии» // Сборник «Глобальные проблемы современности». М., МГИМО, 1996. -0,4 п.л.

2. «Реформа университетского образования в Малайзии» // Сборник «Глобальные проблемы современности». М., МГИМО, 1997. - 0,3 п.л.

3. «Малайзия: специфика демократии - условие для решения национальной проблемы» И Сборник «Глобальные проблемы современности». М., МГИМО, 1998. - 0,3 п.л.

40 The Wall Street Journal Europe. November 17, 1998, p. 10.

 

Текст диссертации на тему "Национальная политика правительства Махатхира Мохамада в Малайзии, 1981-1999 гг."

московский 'государственный институт

международных отношений (университет)

мид россии Кафедра Востоковедения

На правах рукописи

Новосельцева Вероника Анатольевна

национальная политика правительства махатхира мохамада в малайзии (1981-1999 гг.)

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история

(новая и новейшая)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель Д.и.н., профессор Ефимова л.м.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение....................................................................................................................................4

Глава 1

Межэтнические отношения в Малайзии

к началу 80-х годов............................................................................................................15

1. Этноконфессиональная структура

малайзийского общества......................................................................................15

а) бумипутра......................................................................................................................15

-малайцы......................................................................................................................16

- коренное население Саравака и Сабаха........................................18

б) небумипутра..............................................................................................................20

2. Экономический и гражданско-правовой

статус национальных общин Малайзии........................................26

а) последствия английской колониальной политики..................26

б) особенности конституции независимой Малайзии................38

в) национальный кризис 1969 года............................................................46

3. Подход предшественников Махатхира Мохамада

к национальной политике....................................................................................50

а) теория демократического национализма........................................50

б) идеология Рукунегара......................................................................................53

в) концепция ограниченной демократии................................................57

г) Новая экономическая политика................................................................59

д) формирование Национального фронта............................................64

Глава 2

Национальная политика правительства

Махатхира Мохамада....................................................................................................69

1. Национальная политика правительства

Махатхира Мохамада с 1981 по 1990 год............................................69

а) завершение Новой экономической политики..............................69

б) кризис в ОМНО и политика исламизации....................................84

2. Национальная политика правительства Махатхира Мохамада с 1991 по 1999 год.

«Концепция 2020» и ее основные принципы....................................91

а) основные положения «Концепции 2020»........................................91

б) переход к принципам национальной демократии..................93

в) специфика государственного управления - гарант

внутриполитической стабильности......................................................94

3. Новая политика развития....................................................................................107

а) экономический рост............................................................................................107

б) борьба с нищетой..................................................................................................115

в) формирование «промышленно-коммерческой

группы бумипутра»............................................................................................118

г) создание единого информационного общества..........................119

Глава 3

Межнациональные отношения в Малайзии в ходе

реализации «Концепции 2020»..............................................................................123

1. Реализация «Концепции 2020» и проявления национальной проблемы после 1991 года......................■ 123

а) реализация «Концепции 2020» в сфере экономики..............123

б) реализация «Концепции 2020» в сфере образования..........125

в) реализация «Концепции 2020» в сфере

языковой политики..............................................................................................130

г) реализация «Концепции 2020» в сфере культуры..................132

2. Отношение к национальной политике правительства Махатхира Мохамада со

стороны национальных общин......................................................................136

а) отношение малайской общины к «Концепции 2020»..........136

б) отношение китайской общины к «Концепции 2020»..........145

в) отношение индийской общины к «Концепции 2020».... 149

Заключение............................................................................................................................150

Примечания..........................................................................................................................156

Библиография......................................................................................................................166

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Проблемы этнонационального развития, регулирования межэтнических отношений и упрочения национально-государственного единства " занимают одно из центральных мест в общественной и политической жизни стран современного Востока. История многонациональных государств Азии и Африки неоднократно доказывала актуальность национального вопроса и необходимость его решения: разногласия между разноязычными, разноэтничными, разнорелигиозными общинами часто приводят к обострению внутриполитической обстановки, а в ряде случаев - даже к распаду государств.

Современная Малайзия исторически сложилась как полиэтничное, поликультурное и поликонфессиональное государство, где межэтнические отношения определяют особенности политической системы и всего внутриполитического развития: любое явление в экономической, политической, культурной жизни малайзийского общества либо испытывает на себе влияние национальной проблемы, либо само призвано воздействовать на отношения между основными национальными группами.

Среди стран региона Юго-Восточной Азии Малайзия отличается особой напряженностью межэтнических отношений, обусловленной тем, что ее исторические жители - малайцы - не имеют численного преиму-

щества над китайцами и индийцами, проживающими на территории Малайзии и являющимися ее гражданами.

Регулирование отношений между тремя основными этническими общинами (малайской, китайской и индийской) остается главной задачей национальной политики малайзийских правящих кругов. Обострение или нормализация этих отношений оказывают воздействие на ход развития государства в целом, на крупные политические события внут-_ ри страны (выборы, создание больших политических объединений, изменения в правительстве, появление новых партий и общественных организаций) и на ее внешнюю политику.

С момента кровавого национального кризиса 1969 года, когда накал межнациональных отношений достиг своего апогея, в Малайзии уже на протяжении нескольких десятилетий сохраняется внутриполитическая стабильность. Что же на самом деле стояло и стоит за внешне мирным сосуществованием национальных общин страны, можно понять, лишь исследовав национальную политику ее правящих кругов на каждом из конкретных этапов истории.

На протяжении периода существования независимой Малайзии концепции национальной политики менялись несколько раз. В большинстве случаев каждая из концепций была связана с именем того или иного премьер-министра и определялась задачами соответствующего этапа государственного развития.

Концепция национальной политики, предложенная в 1991 году премьер-министром Махатхиром Мохамадом, с одной стороны, является логическим продолжением линии предшественников, с другой - пред-

ставляет качественно новый подход к решению национальной проблемы.

Проходящее в современной Малайзии реформирование межэтнических отношений в рамках концепции национальной политики Махат-хира Мохамада («Концепции 2020») имеет огромное политическое значение, поскольку от степени глубины или незавершенности этих реформ зависит дальнейшая судьба всего малайзийского общества. С этих позиций и определяется актуальность проведенного исследования.

Предмет исследования

Предметом исследования является концепция национальной политики Махатхира Мохамада: ее историческая обусловленность, цели и основные направления, реализация. Анализ концепции национальной политики невозможен без рассмотрения состояния национальной проблемы в современном малайзийском обществе, этому аспекту в работе уделено большое внимание.

Хронологические рамки

Хронологические рамки исследования охватывают в основном период с 1981 по 1999 год, то есть с момента прихода к власти Махатхира Мохамада, представителя новой волны малайзийских руководителей, по настоящее время. Тем не менее, рассматриваемая в работе эволюция

национальной проблемы в Малайзии предполагает охват более широких временных границ, в частности, периода, предшествовавшего провозглашению в 1957 году независимости страны, и периода развития Малайзии с 1957 по 1980 год.

Цели и научные задачи исследования

Целью исследования является изучение принципов национальной политики Махатхира Мохамада и выявление ее коренных отличий от линии предшественников.

В этой связи был поставлен ряд конкретных задач, которые, в свою очередь, предопределили структуру работы:

1. Выявить суть и проследить эволюцию национальной проблемы в независимой Малайзии; рассмотреть концептуальные основы национальной политики правящих кругов страны с 1957 по 1980 год.

2. Проанализировать подход правительства Махатхира Мохамада к национальной проблеме в период с 1981 по 1990 год, предшествовавший выработке «Концепции 2020»; рассмотреть основные положения национальной политики правительства Махатхира Мохамада с 1991 года; выявить новизну подхода правительства Махатхира Мохамада к проблеме национального единства и стратегии национальной политики.

3. Определить спектр проявлений национальной проблемы в Малайзии в ходе реализации «Концепции 2020» и рассмотреть отношение основных этнических общин к национальной политике правительства Махатхира Мохамада.

Научная значимость исследования

Научная значимость диссертации определяется тем, что состояние национальной проблемы в Малайзии и национальная политика малайзийских правящих кругов в период пребывания у власти Махатхира Мо-хамада пока не стали предметом исследования российских малайзие-ведов. Таким образом, данная работа может считаться логическим про-_ должением двух основополагающих монографических работ российских авторов В.В.Гордеева «Национальный вопрос в Малайзии» [1] и А.Я.Воронкова «Национальная политика правящих кругов Малайзии» [2], в которых рассматриваются межэтнические отношения в Малайзии в период, предшествовавший началу 80-х годов.

С точки зрения этносоциологии, а в более конкретном проявлении - теории конфликтов, научная значимость проведенного исследования состоит в том, что на примере Малайзии определены соотношение и взаимозависимость национально-этнического конфликта и демократического процесса в обществе.

Научная новизна работы обеспечивается и тем обстоятельством, что при ее написании основной базой для исследования стали первоисточники, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Практическая значимость исследования

Материалы и результаты исследования проблемы межэтнических отношений в современной Малайзии и концепции национальной поли-

тики правительства Махатхира Мохамада были использованы автором при прочтении ряда лекций в рамках специальных курсов по истории Малайзии на кафедре Востоковедения МГИМО (У) МИД РФ.

Материалы исследования также нашли применение при подготовке справок для второго Азиатского департамента МИД РФ.

Представляется возможным использование диссертации Дипломатической Академией МИД РФ, ИСАА при МГУ, СПГУ, другими учебными и научными центрами как в учебном процессе, так и в научных разработках по азиатской и этнонациональной тематике.

Методология

Методология исследования базируется на методах, относящихся к сравнительно-исторической группе, таких как метод исторического описания, конкретного анализа, сравнительный и метод периодизации. Сравнительно-исторические методы дают возможность изучать политические явления и факты как в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли и действовали, так и в их качественном изменении на различных этапах развития [3].

В сочетании с применяемым в этносоциологии логическим структурированием понятий эти методы позволяют выделить и рассмотреть на примере Малайзии такие составляющие элементы межнациональных отношений, как экономические, политические, культурные, идеологические отношения и др.

Теоретическую основу исследования составляют работы российских и зарубежных этносоциологов, в которых анализируются проблемы национальной психологии, национального самосознания, природа национально-этнических конфликтов, роль государства в формировании наций.

Большой интерес для осмысления процесса «нациестроительства» в Малайзии представляет обоснованная Э.Геллнером идея политического происхождения наций, согласно которой этносы превращаются в нации в результате политического действия и по сути являются продуктами деятельности самого государства [4].

Российский этносоциолог М.О.Мнацаканян оценивает возникновение конфликтных ситуаций между коренным и некоренным населением полиэтничных стран как «следствие нарушения демократических принципов организации и функционирования государственно-политической жизни всего многонационального общества» [5]. «В особых случаях, - считает М.О.Мнацаканян, - когда возникает угроза деградации национальной жизни, утери национально-культурной самобытности, традиций и т.д., национальная государственность не может не привести в действие свои охранительные, защитные функции, не проявлять особую заботу о сохранении и развитии национальных ценностей. В этом прямое ее назначение, и весь вопрос в том, насколько адекватны дополнительные меры защитного характера реальным негативным процессам, угрожающим ценностям и традициям нации, основам ее жизнедеятельности» [6].

Известный востоковед, исследователь проблем коммунализма и национальной интеграции А.А.Празаускас определяет, что «продолжи-

тельное и интенсивное (при этом важны оба параметра) взаимодействие культур создает почву для расширения социальных связей между контактирующими группами, выражающуюся в участии в общих институтах, восприятии общих социальных норм и системы ценностей, увеличении числа межэтнических браков и т.д. Следствием такого взаимодействия является социокультурная интеграция, которая во многих случаях ведет к полному слиянию взаимодействующих групп и образованию более или менее гомогенной - по ключевым параметрам - общности» [7].

Обзор источников и литературы. Степень изученности проблемы

При написании работы за основу были приняты такие первоисточники, как конституция Малайзии, документы малайзийского правительства, материалы докладов малайзийских государственных органов по проблемам национальной и культурной политики, данные малайзийских пятилетних планов экономического развития, материалы Первого и Второго перспективных планов развития Малайзии.

Важнейшую группу первоисточников составили книги, речи и материалы выступлений премьер-министра Малайзии Махатхира Мохама-да [8]. В частности, в книге «Малайская дилемма» был предпринят анализ причин экономического отставания малайской национальной общины от китайской и намечены основные пути его преодоления, положенные впоследствии в основу национальной политики Махатхира Мохама-да. В книге «Малайзийская система управления государством» рассматриваются особенности современного малайзийского общества и опреде-

ляются роль и место малайзийской демократической специфики в национальной политике. В речах и выступлениях Махатхира Мохамада раскрываются суть «Концепции 2020» и основные направления национальной политики в современной Малайзии.

Особое место при написании работы занимали программные документы малайзийских партий, как входящих в правящую коалицию, так и оппозиционных, а также материалы партийных съездов.

Как уже указывалось, исследования российских малайзиеведов, в том числе и те, в которых рассматривались проблемы межэтнических отношений в Малайзии, ограничены периодом начала 80-х годов. Среди них для автора диссертации большой интерес при анализе эволюции национальной проблемы в Малайзии представляли монографии В.А.Тюрина [9], Л.М.Ефимовой [10], В.С.Руднева [11], Б.Т.Колоскова [12] по истории Малайзии, В.В.Гордеева [13] и А.Я.Воронкова [14] об идеологических и социально-психологических аспектах межнациональных отношений в Малайзии, В.А.Жарова [15] об официальной идеологической доктрине Малайзии, работы Г.И.Чуфрина [16], Ю.Ф.Хренова [17], Л.Ф.Пахомовой [18], М.Н.Гусева [19], посвященные экономическим проблемам Малайзии, Н.А.Симонии [20] о положении китайской общины в странах ЮВА, в том числе - в Малайзии.

В исследованиях российских авторов А.И.Ионовой [21], З.И.Левина [22], Л.Р.Полонской [23] освещаются проблемы ислама, национализма и их соотношения в странах ЮВА.

Особенности политического устройства Малайзии, специфика демократии в современном малайзийском обществе анализируются В.Ф.Васильевым [24] и А.Б.Зубовым [25].

При написании диссертации важную роль сыграло изучение трудов западных авторов: Г.Минза [26], Р.С.Милна и Д.К.Моузи [27], М.�