автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Роль ислама в общественно-политической жизни современной Малайзии

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Иванов, Николай Станиславович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Роль ислама в общественно-политической жизни современной Малайзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль ислама в общественно-политической жизни современной Малайзии"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

институт востоковдания

На правах рукописи

ИВАНОВ Николай Станиславович

.РОЛЬ ИСЛАМА В ОНЦЕСТВЕННО-ПОЖПтаЗЗКОЙ ШЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МАЛАЙЗИИ

Специальность - 07.00.03 -"Всеоскцая история" (Новое и новейшее время) .

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1934

Работа выполнена в Институте'востоковедения РАН. ■

Официальные ОЕШойвНТы: ' ! . , ; ':

доктор историческая наук , • ' ГОРИН В.А.

кандидат исторических наук . ЦЫГАНОВ В.А.

Научный руководитель: ' " . .'"I

доктор экономических наук,профессор ■ ЧУФН1Н Г.И.

Ведущая организация: Московский государственный институт мездународных отношений МИД РФ.

Защита диооертацив соотоитоя (Мг^Ья&Ж/ -

1994 г. в // час. на ааоедании специализированного совета Д.003,01.02 по историческим наукам в Институте востоковеде -ния РАН по адресу: Мооква, ул.Ровдественка, 12. -

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института воотововедения РАН,

Автореферат разослан - • -1994

Ученый секретарь специализированного совета (Ру^ ■

доктор исторических наук , СЕЙРАНЯН Б.Г.

Институт востоковедения РАН, 1994 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ '

Актуальность проблемы. Ольгой из основных проблем, вставших перед странами "третьего мира" после обретения независи -мостя, стало сохранение внутриполитической стабильности -главного условия успешного экономического развития. Лишь немногим из них удалось в полной мере решить эту проблему. Дня стран ке мусульманского мира, подобная задача, сама по ceбe^ непростая в условиях переходного общества с его многообразием экономических укладов и связанных о ними социальных ело -ев, а также этнических групп и конфессий, причудливым пере -плетением их интересов, в 70-80-е годы еще более осложнилась с широким выходом на политическую сцену исламского фундаментализма, 'ставшего в ряде случаев серьезным дестабилизирующим фактором. . .

На этом фоне Малайзия представляет собой призер успеш -кого решения своих внутренних проблем, пример тем более убе-_дизельный, что успех был достигнут в условиях унаследованного из колониального прошлого изначально, казалось бы, "невыгодного" и потенциально конфликтного соотношения различных политических, национальных п религиозных групп.

После получения страной независимости в 1957 г. в ней слокилась уникальная ситуация, когда основные рычаги управления экономикой оказались в руках представителей некореп -пых этнических групп (китайцев п в меньшей степени- - индийцев), а'представители коренного населения'(малайцы) заняли доминнрутацее положение в политической сфере, государственном ' аппарата, армии а полиции. Исторически сложившееся практи -чески автономное сосуществование трох основных национальных обаян, при почти йоллом отсутствии процессов ассимиляции пли

даже национальной интеграции, породило глубоко укоренившееся взаимное недоверие (прежде всего - между малайцами и китайцами), усугублявшееся конфессиональной разобщенностью.

Этно-конфессиональная структура Малайзии достаточно своеобразна для страны, где ислалг;является государственной религией: мусульмане составляют лишь немногим более половины (примерно 5355) ее 18-миллионного населения. Ими являются практи -чески все малайцы (49$), а также представители родственных им и других национальностей .

На долю двух других крупных этнических групп - китайцев и индийцев - приходится соответственно 32 и 9% населения. Основная масса китайцев исповедует буддизм, даосизм, конфуцианство; индийцев - индуизм.

Сохранявшаяся подспудно на протяжении всего послевоенного периода напряженность в отношениях мевду малайской и ки -тайской национальными общинами прорвалась.в хода межобщинных столкновений в мае 1969 г., в результате чего погибли и были ранены сотни человек. Внутриполитический кризис 1969 г, явился поворотным пунктом в современной историк Малайзии, обусловив принятие ее руководством ряда долгосрочных мероприятий в сферах экономики, политики, идеологии, культуры и мешацио -нальных отношений, направленных на предотвращение цовтореняя подобных событий в 'будущем и ликвидацию причин, их породив -тих. Результатом этого стала эволюция политического режима и социально-экономической структуры страны, вызвавшая значи - . толыше перемены во всем ее облике.

Современная Малайзия - одна из наиболее динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии, относимая специалистами ко "второму эшелону" 1210 (новых индустриальных стран), проводя -1дая активную внешнюю политику. Наибольших успехов в своем развитии страна достигла в период с начала 80-х гг. - со времени прихода к власти ее нынешнего премьер-министра Махатхира Мсхаыаца, с именем которого неразрывно связана политика "не -лачпзации" общества, проводимая на фоне нараставшей автори -тарностл методов управления. II авторитаризм и "исяачязацпя" бил;! продиктованы, по мнению автора/, стремлением руководства страны удержать под контролем бурные социальные, экопомичес— к;;е, политические, идеологические процессы, вызванные к пиз-нн взятым в начале 70-х гг. курсом на реформирование общества.

Проводимые реформы не могли не затронуть и сферы сознания и общественных настроений, которая в силу специфики своей природы чаото оказывается, с одной стороны, подвижнее'и динпмич -нее происходящих политических сдвигов, оперетая порой в своем развитии соответствующие изменения в социально-экономическом базисе общества; с другой - демонстрирует поразительную устойчивость отдельных стереотипов политической культуры. Опит по -следних десятилетий политического развития Малайзии служит подтверждением данных особенностей общественного сознания, плед -ставляя особый, по мнению автора, интерес еще и в связи о том, что такие его отличительные порты, как авторитаризм и "ислачи-зация", объективно направленные на сохранение в целом полити -ческого статус-кво, на практике нередко вступают в противоро -чие друг с другом, приводя к иным, по сравнению с задуманными, результатам. .

.--^Главной цолью диссертации является исследование роли "исламского фактора" в общественно-политической жизни Малайзии па разных этапах ее развития, ого воздействия на политические и социальные процессы в условиях коммунапистской разделенное™ общества, а также выявление находящих в ном отражение основных - тенденций общественного развития страны.

' Отметим, что рассмотрение всего комплекса вопройоп, спя -' занных с малайзийским исламом, выходят за рамки работы, огра -: нпчетой рассмотрением социально-политических аспектов дайной проблематики. Основными задачами диссертации являются:

• I. Рассмотрение динамики взаимоотноиений мекду умороттнми иг радикальными силами мусульманского политического спектра Малайзии;

2. Исследование менявшейся роли "лсламского фактора" в политической, культурной, идеологической и духовной кпзни стр.ч-

НЫ. '

3. Показ воздействия ислама на мешицноналъныо отношения.'

Географически рамки исследования ограничены главным образом западной частью страны (расположенной на Магаптогш полуострова территорией бывшей Малайской Федерации) в связи с тем, что в Восточной Малайзии, проживает лишь 17^ населения л 1\% му-сульмал, а ее этнический состав я внутриполитические проблемы

в целом нехарактерны для основной массы пасолонял страны.

Хронологически работа охватывает в целом временной стре

зок с конца второй мировой войны до начала 90-х гг., однако главное внимание-уделенр периоду нахождения у властй нынешнего руководителя страны премьер-министра Махатхира Мохамада (80-е-начало 90-х гг.).. ' " '• '

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

1) впорвые в отечественной и зарубежной историографии предпринято исследование ислама как одного из определяющих факторов современного общественно-политического развития Малайзии,

2) в отечественной историографии отсутствуют работы по новейшей (с середины 80-х годов) история страны.

Практическое значоние диссертации. Содержащиеся в работе анализ, выводы и фактический материал важны для понимания оо -циально-политических процессов и тенденций современной Малай -зии - страны, откол они я с которой имеют для. России важное значение в плане укрепления, оо позиций в Юго-Восточной Азии - регионе, .в котором роль России пока еще не соответствует ни ее положению на международной арене, ни стратегическому значению региона.

С другой стороны, 'для ряда государств,.образовавшихся на границах России после распада СССР, ситуация в которых по от -дельным параметрам (возникновение в условиях многонационального общества исламской оппозиции, усиленной влиянием извне) на-' попинает малайзийскую двадцатилетней давности, опыт Малайзии во взаимоотношениях с мусульманской штповицией мог бы предотав-лять интерес. Поскольку ке проблемы, связанные с воздействием "исламского фактора" на политическую жизнь; несмотря на их специфику в каждой отдельной мусульманской стране, в целом во многом схожи, отдельны? аспекты работы могуг быть полезными для российских практических организаций, осуществляющих контакты как со странами "исламского мира" в целом, так и их частью, представленной в ближнем зарубежье.

В связи с новизной материалов, использованных в диссерта-' ции, ряд ее разделов может быть использован при чтении лекций по повойшей истории и экономике Малайзии в российских вузах.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании сектора истории и политических проб -лом отдела Юго-ЗосточпоН Азии Института востоковедения РАН,Ряд положений диссертации изложен в опубликованных работах.

Методология и источники исследования. Теоретической и методологической базой исследования является исторический мате - ■ риалиач, а также посвященные проблемам ислама, национализма,их соотношения, работы российских авторов А.И.Ионовой,. З.И.Левина, Л.Р.Полонской. Весила полезными для автора в плане теоретического осмысления природы и характера социальных, экономических и политических процессов, протекапцпх на Востоке, явились подготовленные коллективами авторов фундаментальные труды "Зару -бежный Восток и .современность", "Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного", ииторесная работа А.Б.Зубова "Парламентская демократия и политическая традиция Восто -ка", труди Н.А.Симонии, Е.М.Примакова.

В качестве источников в диссертации использованы консти -,туцпл Малайской Федерации, материалы докладов, государственных органов по проблемам национальной и культурной политики, дал -ные малайзийских пятилетних планов экономического развития,ма-' териалы выступлений премьер-министра Малайзии Махатхира Моха -мада по ключевым проблемам развития страны, а также малайзий -екая, индонезийская, гонконгская, сингапурская,' иранская'и.-британская периодика.

Среда российских исследованиймалайзийской проблематики следует особенно отметить работы В.А.Ееребилова о формировании "многонационального общества в колониальной .Малайе, В.А.Тюрина, • В;С;Руднева, Б.Т.Колоскова по истории страны, В;В:Гордеева и . Л.М.Демина о национальном вопросе в Малайзии, А.Я.Воропкова об идеологических я социально-психологических аспектах межнацио -пальных проблем, В.А.Карова об официальных идеологических доктринах Малайзии, Индонезии и Филиппин, А.И.Ионовой об идейных аспектах ислама в Юго-Востсчпой Азии, а такта посвящешще экономическим проблемам Малайзии работы Г.И.Чуфрина, Ю.Ф.Хренова, Л.Ф.Пахомовой, М.Н.1*усева, З.Н.Галич.

В посвященной изучению протекающих в Малайзии полптичес -ких процессов западной научной литературе, использованной нами -при написании настоящей работы, глубиной анализа и сиротой охвата исследуемых проблем выделяются'труды Г.Мипза, Р.С.Милна, Д.К.Моузи, Н.Да.Оапстопа, В.К.Роффа.В основанных на материя -лах полевых исследований работах М.Л.Родиорса отражена динамика социальная перемен в малайской сельской общине за последило десятилетия.

Тема малайзийского ислама, рассматриваемого о различных сторон, предотавлаиа в работах К.С.Каослера, М.Нэша.'Ф.Р. фейдер Мехдена, Х.Кроуча, С.Барраглоу. ■

Большой интерес автора с точ'^и зрения понимания истоков оппозиционности малайзийского варианта исламского фундамента -лизма вызвало исследование К.С.Кесслера "Ислам и политика в малайском штате. Калантан 1838-196?", посвященное изучению генезиса крупнейшей в Малайзии оппозиционной силы - Исламской партии (ИП), а также уоловий, в которых он происходил. Рао -смотрение особенностей политического и ооцаально-экономичео -кого развития штата Колантан (оплота Исламокой партии) в период о 30-х гг. прошлого века до 1969 г. приводит Кесслера, к верному, на взгляд автора, на период 1950-60-х гг. выводу о том, что ИП представляла собой продукт в большей степени со -сдельных противоречий внутри малайского общества Келантана,нежели этнического антагонизма мекду малайцами и китайцами.

Тема социально-культурной срода Келантана в качество ге - . нетической основы Исламской партии и арены ее борьбы о цравя -щей Объединенной малайсйой национальной организацией (ОШО)'за ■ влияние среда малайского населения затронута и в богатой этно- . графическим материалом работе М.Нэша "Сельские кители: политика, религия и модернизация в Келангане, Малайзия", даадей так-г же подробное'описание исламской религиозной.администрации на уровне штата.

Хотелось бы отметить также содержащие обширный' фактичео - .. кий материал о;'"волне" исламского фундаментализма, буквально захлестнувшей Малайзию в колцо 70-х - начало 80-х гг., статьи С.Барраглоу и O.P. фон дер Мехдена, С последним, однако, ш не мояеад согласиться относительно приводимой в его работе. "Политический и социальный вызов.исламского возрождения в Малайзии ■ и Индонезии"'классификации оппозиционных мусульманских двика-' ни il Малайзии. Так, среди них. фон дер Мехдеи выделяет "традо -ционалистов", замечая при этом, что под данным термином подразумевается основная масса малайзийских мусульман (главным об -разом крестьян), не принимающих-активного участия в религиоз - ■ ■ ио-нолптических движениях и являющихся по существу лишь потенциальным источником пополнения подобных двишшй различной на-правлепнооти, что выводит'данную категорию .населения за рамки классификацпи исламских лвнткспи-1, поскольку "движением" как ' / ■ ' . ■ G

" ¡такова» она не является. Далее автор называв? "фуццаменталис -'тов", "радикалов" и ''возрожденцев", тем самым вновь смешивая • разноуровневые понятия, так как радикализм, по нашему мнению . категория не содержательная; а описательная; "фундаментализм" -же й "возрожденчэство" - обозначения одного и того же явления. -С нашей точки-зрения, ,г критерием принадлежности того или иного мусульманского движения к фундаменталистским является его от -ношение к исламу как средству и модели жизнеустройства, против оп о с тавля емому (пусть с разной степенью антагонистичности) существующему порядку.

Среди работ малайзийских авторов, посвященных проблемам политического развитая страны,прежде всего хотелось бы виде -лить написанную более-двух десятилетий назад книгу нынешнего руководителя Малайзии .Махатхира Мохамада' "Малайская дилемма", в которой был предпринят анализ причин экономического отстава-"ния малайской национальной общины от китайской и намечены ос -гновныа пути его преодоления, положенные впоследствии в основу политика.нового премьер-министра после его прихода к власти в 1981 г.

. ' Истоки коммун алнст'ской .разделенности малайзийспого общест-" ва, этапы реформирования системы колониального управления страной на ее путл к независимости и связанное с ним оформление ос-/новных политических сил - все. это нашло отражение в интересной : .'' работе К.Дж.Ратнама "Кошунализм и политический процесс в Ма -^•"лаЯв".- Эти еэ проблеш о'точки зрения формирования государства У* Малайзии в его нынешних границах рассматриваются в книге ." ■ М.Н,Сопц "От Малайского Союза к отделению Сингапура".

числе других исследований малайзийских ученых, посвящен- ' а их социально-политической проблематике, следует отметить ра -"боты Норайви Хаджи Абдуялаха, Закарпя Хадап Ахмада, Ли Кам Хин' , га,"Мохомэда Лбу Бакара. Майкла Озга, Мухаммада Камлига, Хуа

Кг- -Ву Нина, Съеда Хуспна Ала^ - ......

■ -Даль л ■ задачи. псследовянияопрвделзли следухщуа структуру ¡..' '^длесертаппи'.-"'Работа состоит пз введения,' трэх глав, заключения, .; . бяблиографза д пр&шшштл. "В основу стругтурц исследования по-1:*-.Члозея цроблопянЭ принцип*.' . . . . „

; ' . ОСНОВНОЕ СОДЕРЕАНИЕ РАБОТЫ '/' / ,

Во Введении содержится обоснование темы исследования; оп-• ределены цель и задачи работы,-ее хронологические рамки, мето- , дология; раскрыта научная новизна и практическая значимость ■ диссертации; дан обзор использованных источников,и литературы.'

С Первая глава "Этносоциальные и политические корни "ислам- ■• ■:,г ского фактора" в малайзийском обществе" состоит из четырёх па-•'•■ раграфов. В первом из них "Основные этапы формирования этносоциальной и политической структуры независимой Малайской Феде •. V рации" описывается складывание многонационального общества в доколоникальной Малайе, образование коммуналистских партий - ' { ■ у выразителей интересов верхушек трех основных национальных об »' • у щин страны и выработка формулы меаобщииного компромисса, на Уу основе которой была создана коалиция этих партий (партия Аль -. янса), вставиая у власти в Малайской Федерации после обретения - V ею Независимости.

;.,'.. Во втором параграфе "СШО и ПМИП как основные предотави

толя малайского национализма" дается характеристика Объединен-. .. ■ ' ной малайской национальной организации (СМНО) - лидера правя у, щей коалиции и оппозиционной Панмалайской исламской партии ■•"?." ' " (ПМИП), а также описание пх борьбы га влияние в. малайской об;-1.

цине, до начала 70-х гг. и составлявшей ооновное содержание ^ . • • "исламского фактора" в общественно-политической жизни сараны;, .

Отражая интересы, веотернизированной феодальной К буржуазно У но-бюрократичеокой.элиты.ориентированной на ускоренное капй - , талиатическ(19 развитие страны, созданная в 1946 г; ШЛО отре'-:. , . милась модернизировать ислам,-придать ему более прагматичный .у-' , характер; находясь в идейном плане на позициях исламокого но т у ? дернизма; Она избегала (в отличие, от ШИП) чрезмерного увлече-. V ния исламской риторикой, что могло бы обострить ее отношения о ' партнерамл по коалиции';» угрояать поли тической стабильности ¿ В у" то яе время в исламе СИЙО вядела эффективное средотво адеоло . , шчеакого воздействия на широкие слои малайского крестьянства '"-. о цзлью'укрепления "единства" общяннна коымуналистской основе -' перед лицом нритязацпй на политическув влаоть со стороны пема-•• лайркой буржуазии, ; •' у/ Уу „:'-• .

. Ш.ШП, сформировавшаяся к' 1956 г* как малайская релпгиоэно-

националистическая партия, выросла в серьезную политическую силу в 1959 г., получив на'.всеобщих выборах 21,21$ голосов (ОМНО . набрала 35,94/? голосов, Альянс в целом --51,78$), и встав у. ■ власти в-двух восточных штатах: Келантане и Трепгану.-

Руководящее ядро партии включало в себя три. основные ком-

• поиента: мусульманских богословов (улама), а также представи -талей м'алайского мусульманского' и радикального светского национализма. Это бйли выходцы в основном из традиционных мелкобур-ауазншс слоев города, т.е. тех социальных групп малайской об -щины,'которым межобщинный компромисс 1957 г. не принес никаких выгод. То обстоятельство, что образование в своей массе они получили в малайских (светских или религиозных) школах,затрудняло для них возможность продвижения по политической и социальной лестнице, будь они членами ОМНО - большинство постов в госу -дарственной, а также партийной иерархии ОМНО (за исключением самых низшх) предоставлялось лицам, получившим образование в английских школах. Единственно доступным для представителей

, этйх социальных сдоев средством занять сколько-нибудь значи -'; . тельное место в существовавшей структуре власти оставалось : участие в Политической борьбе.; •

Выступая о позиций крайнего национализма и резко критикуя СЫНО йа "уступки" йемаяайцам, отвергая даай саму идею сотруд - . ' ^и^ества с ними,ПМШ1 в рассматриваемый период оставалась в . больней степени национатаотической, нежели религиозной партией. :.-'' , -'Провозгласив своим политическим идеалом "государство ио - : ./Згаиа" и.активно используя религиозные мотивы в своей пропагап-де,-партия страшилась обеспечить себе поддержку со стороны отличившегося наибольшим консерватизмом крестьянства экономичес-

• киоте талых восточных штатов. Политическая неоднородность ру -;Л ководящего эшелона ПМИП и слабость ее организационной структуры 'определили важное значение ислама для партии как средства

V■ > укрепления единства партийного руководства, а также инструмен-; '- та политической мобилизации крестьянства.

_ > Различие социальных слоев, стоявших ва ШНО и ГМИП, нашло !- отражение в в стиле пропаганды двух партий. Если обладавшая .-'. • мощной финансовой базой ШНО, обращаясь к избирателям, всячески" подчеркивала те экономические выгоды, которые кдали их в случае поддержки правящей коалиции, то ограпичетая в матери -- альных средствах ПЗЛ1П апеллировала в основном к эмоциям в ре -

лигиозным чувствам своих сторонников. ' . . '

После утратн в 1961 г. контроля над штатом Трекгану главным оплотом ШИП в ее борьбе против СМНО стал Келантан, власть V в котором партия удерживала на протяжении цочти двух десятиле- ;

ТИЙ. . . :

Далее даётся ■,краткое описание внутриполитического крйаиса ; 1969 г., кульминацией которого стали вызвавшие многочисленные ; 1 жертвы межнациональные столкновения между малайцами и китайцами« -В третьем параграфе "Межобщинный кризис Г963 г. и основ - ■ ■ ныа направления эволюции правящего режима" дан обзор комплекса мероприятий, принятых руководством Малайзии после внутриполи -тического кризиса 1969 г., , привванных исключить возможность ч' повторения подобных событий а будущем и положивших начало эво- -люции политического режима страны и ее социально-экономической • структуры. Эти мероприятия включали в себя, в чаотности, при пятио поправок к конституции, запрещавших публичное обсуждение :' ряда особо "болезненны»" вопросов, создание расширенной правя- ' щей коалиции ва счет включения в неё ряда бивших оппозиционных партий при сохранении в ней гланенствупцей роли Альянса, а в нем - СМНО, принятие "государственной философии" Малайзии - ' ' "Рукунегара", впервые открыто ставившей задачу создания единой., малайзийской нации, а также провозглашение Новой.экономической, политики (НЭП), направленной на ликвидацию нищеты и йреодоле - ? ние экономического отставания малайской национальной общины отл ■: китайской, ■ •• ^' ■ ' .*'"':'■<--ч ''

Далее в ларагра$а подводится итог соперничества между •. * ОМНО и Исламской партией (Ш!) - бывшей ШИП - на ксщец 70-х гг! и делается вывод о серьезном ослаблении-позицйЙ поолёдаей в г • " ' результате утраты ею многолетнего контроля над своим еданот -венным оплотом - штатом Келантан. •■..;" ■ ■■'!:'■

В четвертом параграфе "распространение- в Малайзии, ' идей- V ', исламского фундаментализма" дается характеристика феномена и с- •... ладской "фундаменталистской волны" и. его причин в афро-азяат - -оком мире, его специфика в Малайзии, а также описание основных ; типов мусульманских фундаменталистских организаций: в движений,. ■ ' деятельность и взаимоотношения о властями которых стали глав - ; ним содаркшием "исламского фактора" в общесгвенно-политичес -кой низки страпы в 70-о - начале-80-х. гг. ; . ;

Вторая глава "Политический,режим Махатхира'Мохамада и ислам", также как и первая, содержит четыре параграфа. В первом, ч . параграфе "Период становления режима (198Г-1987)", в частности, I приводятся зри основные, о точки зрения автора, характерные у черты политического режима Махатхира Мсгамада, а именно: 1)при-•г ' . ход к власти нового поколения руководителей (представителей не феодально-бюрократической элиты, а выходцев из средних слоев), 2) нарастающая авторитарность методов управления, 3) политика "исламизацип" общества. ; Поскольку приход Махатхира Мохамада к'власти пришелся на

период времени, когда итоги первой половины срока проведения .V Новой экономической политики показывали значительное отстава -ние малайской общины от намеченных НЭП показателей, усиление ; эффективности этой политики стало одной из главных задач ново. . го руководства страны.

Акцент, однако, был сделан не на создании благоприятных условий для малайцев (хотя эта политика продолжалась), а на мобилизации усилий оамих малайцев, преодоления' характерного для них пассивно-созерцательного мировосприятия, впедрешв новой "трудовой этики" по образцу Японии и Южной Кореи, куда, для перенятая опыта; в рамках объявленной политики "равнение на Восток"' стали направляться группы малайских студентов, рабочих и .предпринимателей. • .. •

; В русле нового подхода к преодолению экономической отста->ос£и малайской общпнн лежала и обнародованная премьер-министром в феврале 1983 г., концепция "Малайзия инкорпорейтед" -програпма передачи в частные руки государственного сектора экономики', направленная, как на дальнейшую активизацию "человеческого Фактора", так п на совершенствование взаимодействия ме^ду правительством п частнкм сектором.

.■ - 'Нацеленные, среди прочего, па ломку традиционных гтероо -г типов мышления п поведения, даяннэ мероприятия, проводившиеся на фоне возросшей социальной напряженности, не могли не вызвать орэди часто малайской общини з обратного эффекта, усиленного • воздействии пртской рёБолюцтз 1978-79 гг.,"экспорт" которой, гак известно, бшг положен новым руководством Ирана в основу его внешней политика. ' • Перед лицом радикализации, под воздействием иранской про-

паганды, малайзийских мусулшанских движений и организаций, а

- : II г •

также основного .соперника СШО - Исламской партии (ИП), первая • ке предвыборная-кампания Махатхира Мохамада в качестве премьер-мипистра накануне всеобщих выборов в апреле 1982 г. была нацелена на создание ему имиджа "происламского" политика. Центральным ее событием стало Ксгатированйв в ряды правящей коалиции пользовавшегося широкой популярностью в стране и за рубежом лидера крупнейшего молодежного мусульманского движения Малайзии -Анвара Ибрагима. В ходе этой кампании премьер-министром также было объявлено о планируемом осуществлении ряда "исламских" проектов, таких как создание Международного исламского университета и Исламского банка. Столь "исламязированная" пропагандист -екая кампания СШО не в последнюю очередь обеспечила уверенную победу правящей коалиции и сыграла свою роль в весьма посред -ственном выступлении на ыыборах Исламской партии; После выборов в ИП к руководству пришли представителе радикального крыла, взявшие курс на создание в Малайзии теократического государства иранского типа. В течение 1984-85 гг. ими бцла развернута беспрецедентная по своему размаху пропагандистская кампания про -тивостояния ОМНО с использованием ставших традиционными для . антиправительственной пропаганды ИП двух основных тезисов: о ' "неисламском" характере ШНО и ее сотрудничестве с "неверными".

С середины 1.984 г. ИП почти ежедневно стада проводить многолюдные собрания*своих сторонников, завершавшиеся шествие^ их участников по улицам городов и деревень под сопровождение, ре -лигиозных призывов активистов. Организуемые как религиозные ме-, роприятия, на проведение которых не требовалось разрешения полиции, эти собрания фактически превращались в политические митинги. Таким образом, к середине 80-х гг. ИП вновь выдвинулась на политическую авансцену.

Воздействие фундаменталистских идей на Исламскую партию в начале 80-х годов, сыгравшее свою роль ъ приходе к руководству партией исламских радикалов, нашло также отражение и в,идеологии, и в пропаганде ИП, где на первый шан; оттеснив нацио -налистический, выдвинулся религиозный аспект. В поисках новых союзников партия'развернула кампанию по привлечению на свою сторону представителей китайского населения, выдвинув в центр своей пропаганды тезис о том, что все мусульмане равны вне зависимости от национальной принадлежности и что, таким образом, в "государстве ислама" сойдет на нет сама проблема так называе-

; мых "особых прав" малайцев - один из основных источников меж -общинных трений между малайцами и китайцами. Был создан так называемый Китайский .Консультативный комитет, которому отводилась роль связуицего звена между партией и китайской частью населения. Успеха, однако, эта кампания не принесла: несмотря на усиление социальных конфликтов, общественно-политическая жизнь страны продолжала оставаться разделенной по коммуналистскому признаку, и на состоявшихся в августе 1986 г. досрочных парламентских выборах партия потерпела наиболее сокрушительное за время своего существования поражение. '

Второй параграф "Раскол в'ОМНО и малайской общине(1987 -" 1990)" освещает самый серьезный с 1969-г., растянувшийся на четыре года внутриполитический кризис, отмеченный размыванием ря-. да стереотипов малайзийской политической культуры. V, Начало ему было положено развернувшейся на съезде ОМНО в

апреле 1987 г.'ожесточенной борьбой за пост президента ОЛЮ (и, следовательно, премьер-министра) между Махатхиром Мохама -; ! дом и бросившим ему вызов, в нарушение многолетней партийной традиции мирной передачи власти, представителем монархической • оемьи (принцем) штата Келантан Разали Хамзой - кандидатурой малайских феодально-буржуазных кругов. Следствием этой борьбы отал фактический раскол в .партии и малайокой общине, в результате которого отошел в прошлое, такой неотьемлимый pajjee элемент малайзийской'политической культуры как миф о "единстве малай -!■- ской"ЬбЩин'ы". Поскольку Махатхиру Мохамаду удалось одержать /''победу лишь о . незначительным перевесом в 43 голоса, то вскры -тые-впоодедствии сторонниками Разали Хамзы факты об участии в выбора* делегатов на съезд СШО на окружных собраниях : ;-'орщи-ков от 53 незарегистрированных региональных отделение иэргин побудили оппозиционеров обратиться в июне 1987 г, в Верховный суй. с иском о признании результатов выборов нвзаконнымг и не -действительными.

Тем не менее, на основании вскрытых оппозицией фактов нарушения выборной процедуры Верховный оуд (очевидно, под давлением со. стороны премьер-министра) принял 12 февраля 1988 г. решение'о признании самой ОМНО незаконной организацией п ее роспуске. В результате, воссоздав партию под названием "Новая СМНО" (она была зарегистрирована 15 февраля), Махатхир Мохамад установил над ней полный контроль, изгнав оттуда, как и со есох

ключевых правительственных и государственных постов, сторонни- '.' г ;' кон Разали Хамзы. '» , .-'. , ' •-'.

Последний, не согласившись с решением Верховного суда о' признании ОМНО незаконной организацией, выступил с иском о по-.

■ вторном слушаний дела, настаивав, на незаконном характере лишь выборов руководства ШНО в апреле 1987 г.,.а не самой партии. 23 мая 1988 г. председатель Верховного суда принял повторный ; иск к рассмотрению,-тем самым положив начало так называемому

■ "судебному кризису". Приняв иск оппозиции к рассмотрению, Вер- ' ;- ховный суд невольно стал ее инструментом в борьбе против Ма - : V, хатхира Мохамада, спровоцировав незамедлительную атаку премьер- ■ .. министра на судебную власть, действия которой содержали в себе • '

' наиболее серьезную потенциальную угрозу власти Махатхира Моха-;\ •■

• мада за все время его пребывания на посту главы правительства,-В результате принятых премьер-министром мер председатель Вер

■;. * ховного оуда был отстранен от исполнения своих обязанностей, а 1 V его место занял лояльный Махатхиру Ыохамаду.чиновник.

' .. Что касается ШНО, то организационные перемены в ней яви- . лиоь лишь дополнением-тех качественных изменений< которые' про- ' изошли в составе и массовой базе партии за годы Новой экономя-

■ ческой политики. Явившийся одним из результатов НЭП неуклонный.' .;•" рост класса малайских предпринимателей - людей, -обладавших зна-

■ чительнымя финансовой средствами - с одной.стороны,' и резко

-,. возросшая в начале 80-х годов потребность в голосах избирателей ; па выборах руководства СШО а 1981 и 1984 гг. из-за-острой бор^- .

• би за пост заместителя президента партий - с другой, привели' к; возникновению в ШЛО так называемой "политики денег" или, ьть -' мп словами, практики "покупки" голосов избирателей. Следствием этих процессов стало сшшоние роли сельских учителей в качест- , ва традиционного стерппя социальной базы партии, террйториаль-по в значительной степени переместпвшейоя теперь в города.

Пропсходпвше в СШО .процессы вызывали недовольство ербдп ' > значительной части еа-членов.-В частности, "политика денег" на: ряду о финансирование?.! правительством рада "прэстисншс"- проек-: топ, о такие авторитарный стмльуправлонпя Махатхира Мохамада' ; явились основными пунктами разногласий" последнего с возглав ллемой Разали'Хамзой партийной оппозицией на апрельской съезде СШО в 1987 г. ■'•.-■■ .-...-',.

Ра зала Хамза, оказавшись со своими сторонниками вне СМНО' .. после ее реорганизации, не сдался и приступил к созданию соб -.. : ственной партии под названием1 "ШНО ЯТха 1946" (далее в тексте для,краткости - "Дух-46", - Н.И.), что означало призыв к воз -" рождению тех принципов, на которых в J946 г.'создавалась ОШО. Ядром социальной базы новой партии стала часть сельских учителей, отвергавших "перерождение" СМНО, а также мелкие и средние ,малайские, предприниматели, по которнм паиболее сильно ударили . ■ ' экономический спад середины 80-х гг. и связанное с ним решение •: правительства о приостановке НЭП и, соответственно, мор по поддержке малайского бизнеса.

Первой, пробой сил новой малайской оппозиции стали дополнительные выборы в г.Джохор-Бару (штат.Джохор) 25 августа ; .1988 г., где ей удалось нанести сокрушительное поражение пра - ■ вящей коалиции. ;

Избирателе Джохора не смогли простить Махатхиру ликвида -• цпа старой СМНО - символа малайского национализма - повлекшей', за собой обвинения в его адрес в расколе малайской общины.

Еде одной отличительно: чертой этих дополнительных выбо -ров, явившейся для Махатхира еще большей неогдданностью, чем сам факт и масштабы поражения правящей коалиции, стало сотрудничество между главным образом ira тайской по национальному составу оппог 'цйопной Партией демократического действия (ПДД) и . и&тайским "Духом-46", в.результате которого большинство китайских избирателей отдали свои голоса за кандидата малайской оп-' . позиций. Данное обстоятельство дало основания некоторым анали- . тикам .сделать вывод о постепенном печезновении коммуналистских стереотипов в малайзийской политике, что, однако, как noi лзано. последущее развитие событий, било преждевременны«.

Тем не менее, "Дух-46" встал на путь создания беспреце -дентпой в истории страны многонациональной оппозиционной коалиции под названием "Движение мусульманской солидарности", заду- . манной в качество альтернативы Нацпональнойу фронту на с'удущпх всеобщих гцберах. Организационная структура нового политлчео -кого образования, ууда, помимо "Духа-46", долины били зуэйти ЛДД и Исламская партия, ввиду чрезвычайной разнородности этих сил./ бета достаточно своеобразной: ПДД и МП прямых связей между собой но имола; в западной часта страны, где бит сконцен -трировала основная часть нсмалайского насолония,"Дух-46" дол -

квн был выступать в союзе с ЩЩ, а в восточных и северных штатах, где основную массу населения составляли ""малайцы - в союзе о ИП. ,

Раскол малайской политической элиты на двб противоборст -вунцие группировки, (основные программные принципы которых -защита интересов малайцев - в целом совпадали, а различия были лишь в тактике их реализации, и во многом сводились к межлич -ностному соперничеству Махатхира Махамада и Разали Хамзы).произошедший на фоне шедшего в стране процесса "исламизацаи", . о неизбежностью обусловил обращение обеих фракций, в поисках обоснования своей легитимности, к исламу, тем самым еще более усилив этот процесс.

Ему и посвящен третий параграф."Политика "исламивации"". В нем описывается комплекс мероприятий правительства по вне дрению исламских норм в различные сферы жизни, и воздействие '. ' этой политики на малайскую культуру и массовое сознание. В частности, одним из результатов этой политики, проводившейся на фоне вызванных Новой экономической политикой социальных процесоов, стало ослабление соботвенно малайского национализма как одного из столпов малайского политического доминирования в пользу другой, в прошлом, опоры последнего - ислама, но не' столько в этом его качестве, сколько как символа причастности к мировой исламской цивилизации, сопровождавшееся замещением ряда элементов малайской культуры заимствованиями из более "исламской" ближневосточной культуры.

Под воздействием фундаменталистских установок, носивших ' зачастую экстремистский характер, подверглась эрозии и характерная для малайской культуры сдержанность и терлямооть в от -ношении чужих идей и воьзрений, способствуя формированию в об, щества атмосферы подозрительности л религиозной нетерпимости. Противоречие мевду исламом и национализмом явилось отражением превышения темпов практического осуществления политики "исламизации" над первоначальным замыслом. Усилившаяся после 1987 г. из-за стремления премьер-министра отвлечь вникание общественности ог раскола в ОМНр, эта политика стала получать дополнительный внутренний импульо. Сокращение вакансий для выпускников вузов в государственном аппарате привело к значи -тальному увеличению студентов на исламских факультетах универ-. сагетоп, г?авших более перспективными в плане последующего

трудоустройства на фоне создания все новых мусульманских фондов, организаций и движений в рамках политики "исламизации". Все это способствовало становлению исламской бюрократии в качестве са -мостоятельной движущей силы процесса "исламизации".

Тем не менее, как показали результаты всеобщих выборов в октябре 1990 г., которые рассматриваются в следуацем параграфе "Всеобщие выводы 1990 г. и их последствия", прогнозы пессимио -тов в поглощении национализма исламом оказались преувеличенны -ми.

Необычность этих выборов состояла в том, что на них оппо -зиция бросила вызов малайзийской политической традиций, впервые выдвинув собственную коалицию в. качестве альтернативы правящей. Однако результаты состоявшихся выборов показали, что время кардинальных перемен в политической жизни страны и, в частности, в ее политической культуре еще не пришло: оппозиционная коалиция потерпела сокрушительное поражение. Голоса избирателей, подан -ные за основные политические,партии, распределились следующим образом: ОМНО. набрала 29,99$ (в 1986 - 31$). "Дух-^J" - 14/V ПДД - 16,87$ (20,8$), ИП - г,7$ (15,6$). В этой связи очевидно, что резкое снижение.количества голосов, поданных за Исламскую партию, произошло за счет их перераспределения в пользу "Духа-46" - новой малайской оппозиционной партии, возникшей на поли -тической схене страны. Поэтому автором сделан вывод о том, что влияние исламских фундаменталистов в целом по стране, видимо,не столь значительно, как это,представлялось по результатам ряда предыдущих выборов,- Просто в отсутствие .малайской оппозиционной партии, более националистической нежели, религиозной по характеру,. у оппозиционно настроенной части малайского населени,- не было иного выбора, как голосовать за ИП. Когда же такая пгртия появилась, эта часть избирателей отдала ей свои голоса. Выборы, таким образом, показали, что в общенациональном масштабе ь,<Ь -тремистские идеи мусульманских фундаменталистов не пользуются . популярностью, и основная масса населения-выступает за стабильность и экономическое процветание. Причиной этому - впечатляющие успехи, которых добилась страна под руководством Национального фронта за 20 лет завершившейся в год всеобщих выборов Новой экономической политика. ,

Однако серьезным успехом оппозиция явилось установление

контроля над штатом Келантан, законодательная ассамблея которо-.го после 12-лотнего перорыва полностью оказалась в ее руках. Из 39 мест в ассамблее 24" завоевала ИП, 14 - "Дух-46" и I - "мое -китная" партия исламского толка'"Бердкаса". Впоследствии ада ■нистрация штата перешла фактически под полный контроль Исламской партии.,Тем не менее, несмотря на неудачу оппозиционной коали -ции в целом и "Духа-46" в частности в его претензии на роль второй общенациональной по характеру малайской партии, сам факт появления подобной коалиции стал наиболее ярким свидетельством постепенно меняющихся стереотипов малайзийской политики и поли-, тического поведения населения страны, несмотря на пока эпизодический, неустоявшийся характер этих изменений. В ряду других "нарушений" малайзийской и малайской политической традиции.предшествовавших возникновению коалиции оппозиционных сил, стояли, напомним, отход избирателей от коымунапистских стереотипов по -ведения в ходе дополнительных выборов в Джохор-Бару в августе 1988 г. и вызов лидерству Махатхира Мохамада со стороны Разали Хамзы на съезде 0Ш0 в апреле 1987 г., ставший по существу точкой отсчета в цепи наиболее.-значимых перемен в политической кивни страны за последнее десятилетие. Несмотря на в значительной степени личностный характер соперничества между Махатхиром Моха-мадом и Разали Хамзой, не следует'недооценивать и социально-по-"литическую сторону этого конфликта, учитывая различие социальных корней двух лидеров.и, как следствие, стоящих за ними сил, хотя 100^-ной корреляции между этими двумя факторами, по мнению автора, и .не,существует. В основе конфликта лежало недовольство традиционалистом! настроенной части малайской общины некоторыми •внешними проявлениями социальных сдвигов, происходивших в об -щество в ходе проводимой модернизации, в частности, продиктованным логикой проведения этой политики ь услозпях переходного общества' жестким стилем руководства премьер-министра и распрос -. траленном в ОМНО "политики денег" - побочного продукта расшл -ронного проникновения в общество капиталистических отношений. В этой связи для уношшуоэй .чаоти- ыалаиского населения более привлекательной е, главное ■-' привычной фигурой в качества'лидера явился Рабали Хамза - выходец ив-монархической сеиьз штата Ке-лантан,- 1 .'.,., -:-../."' - '"'!' " . ;

На мгло остаться незатронутый, переменамз, как отмечено . Вщо, я общественное сознание,- Распространение в Малайзии идей

•'. мусульманского фундаментализма, ставшего реакцией традиционно. 5го сознания на вторжение в привычку» для него среду капиталис-г.______

. тического уклада"и соответствующих ему ценностных установок, ; ■} явилось, толчком для правительственной политики ■ "исламлзации", : у } усиленной затем перипетиями политической борьбы и вызвавшей, в- у. конечном итоге, определенное ослабление позиций малайского на- : ционализма в качестве одной из основных опор, наряду о исламом й йнотитутом монархии, малайского политического доминирования в пользу усиления религиозного фактора. •

' Тем не менее, как показали результаты всеобщих выборов 4 . 1990 г., исламскому фундаментализму на практике не удалось 1 оказать серьезного-влияния на позиции малайского национализма, и коммуналистские традиции в политической жпзяп страны доста -точно сильны.

После всеобщих выборов среда основных политических соперников сложилась'следующая расстановка сил. В наиболее'тяжелом 'положении оказалоя "Дух-46", фактически ограниченный в своей . деятельности лишь штатом Келантан, занимающий в своей коалиции ■ о ИП подчиненное положение, и на обладапций сколько-нибудь сопоставимыми о ОЧНО финансовыми возможностями. '

В этой связи большинство членов партии,'не пользупщихся.в отличие от ее руководителя; финансовой независимостью, оказа . лись. вынуа, .зны зарабатывать себе , на жизнь. Это привело к ослаб- " лении партии, поскольку многие ее лидеры стали отходить от ак- . тивной политической деятельности1 или возвращаться в ШНО, где имелись' значительно большие возможности прокормить себя исклгь . ; читольво партийной работой.

Более предпочтительным, в сравнении.с её партнером по коалиции, выглядело положение Исламской партии, также затронутой , процессом дезертирства ее членов в ОЫНО, но занявшей ключевое ' Полоиеняе в органах власти Келантана; ■

. Что касается победившей СЙНО, то,' как показал проведенный < в конце ноября - начале декабря 1990 г» съЗзд партии, органи -. зациошшй крззио удалооь преодолеть. На момент съезда ОМНО (новая) насчитывала не меньше членов, чем старая, а васшйа<руко -водители - Млхатхлр Мохамад п его первый заместитель а партий я правительств Абдул Гафар Баба - завоевали еще до начала . съезда практачоекп едпнодупную поддержку местных отделений пар-

тип (их кандидатуры были выдвинуты членами 129 из 133 отделе- ний партии), и тем самим автоматически сохранили свои посты,'

С истечением в 1990 г. срока проведения Новой экономичес-' кой политики (НЭП) на смену ей пришла Новая политика развития \ ' (НПР)', практическая реализация которой был;-!-заложена во втором . •перспективном плане экономического развития Малайзии (на пери-, од 1991-2000), одобренном парламентом в июле 1991 г,. Лежащая в', русле обнародованной Махатхиром Мохамадом в марте 1990 г. про; граммы превращения Малайзии к 2020 г. в современное индустри альное государство, НПР, ставящая перед собой те же, что и НЭП, цели (доведение доли коренного.населения в акционерном калита-ле до. 30$ и ликвидацию нищеты) не устанавливает,, однако, кон -. кретных сроков их реализации. В целом по сравнению с Новой эко-' комической политикой, НПР носит более "мягкий" по отношению, к некоренному населению и намного более прагматичный характер.Это <и неудивительно: масштаб поставленных ею задач таков (намеча -".' ■ ется, что' уже к 2000 г. доходы на душу населения должны воз - ; :-.<■, расти о 6 тыс. 180 ринггитов в 1990 г. до 17 тыо. рипггитов

(приблизительно 6,3 тыс. американских долларов)i уровень бед . Я - ности должен упаоть с 17,1$ до7,2$> а к 2020 г. страна должна' i;-£ превратиться в развитое во всех отношениях современное гоСуйар-' i;.;" отво), что для их.успешного осуществления, как никогда ранее* ь "" . '"необходима внутриполитическая стабильность, залогом которой . в , - Малайзии воегда являлась сбалансированность межнациональных от-

• "' ношений.

у^'У''-^ju .В этой связи особую актуальнооть приобретает вадача "стро-

• ':'• итольотва единой нации", заложенная в 1971 г. в государственной . "' • идеологии "Рукунегара".

,;, ■ Другим важным факторам внутриполитической жизни Малайзии ;. является сохраняющаяся подспудно проблема отношений между цент-.■ралыюй властью и отдельными штатами, иными словами, проблема •/ централизма и автономии. Обе эти проблема рассмотрены в ¿аюго-. чи'тельной третв^ главе "Ислам и проблемы современного развития отравыУ, состоящей из. двух параграфов.

Первый параграф "Централизм и автономия", в свою очередь, : содержит два'пункта, поокольку'нп нынешнем этапе развития Ма - " ■ лайзии нроблача централизма и автономии, рассматриваемая через . "исламского фактора" имеет, по мнении автора, два основ-йыг аспекта. С одной стороны, это взаимоотношения мозду феде -• ? "" '•■ '."• - • ........, ;. _. 20

..ральным правительством и правительством штата Келантан или.ина-, че говоря, проблема Келантана, и с другой г проблема отношений-между исполнительной (реальной) властью в лице промьер-мниястра . и главных министров штатов, и возглавляющим ео номинально ин - : ститутом монархии, представленным Верховным правителем и наследственными правителями (султанами) девяти штатов (главами му - . ; сульыанской религии в своих штатах), - иными словами, 'проблема монархии. ' -...'. -, /.;

• Что касается политики руководства Кеданина в вопросах . '';

ислама, то, вопреки опасениям немалайского населения штата,ус- ; тановления "государства ислама" "в,одном, отдельно взятом шта-' .те" не произошло, хотя предпринятые попытки "исламизации" экономики Келантана оказали дезорганизунцрп воздействие на его развитие. -' '. > •• ■ 'У/

С другой стороны, приход к власти в'.Келантане партии ис - ' ламских фундаменталистов в практическом плане оказался в зна -• чительной степени нейтрализован принятием парламентом 30 июля .V 1991 г. по инициативе правительства поправок-к закону о приоб- ' • ретении земли, практически сводящих на нет по существу ед-гаот-^'" .'. ■ венно-значимую прерогативу, администрации штатов - распоряжения -Землей. Согласно новым попревкам федеральное-правительство по- ••' лучило право приобретения любых.участков земля, необходимых, его. точки .-рения, для нужд экономического, развития страны, при-';'.- чем о использовании» их -не только под объекта общественного - "" ; назначения, такие- как дороги, школы, больница, оговоренные ра-'. . нее существовавшим законодательством, но- и для передачи их тро- ; , тьим лицам - физическим или юридическим - в'целях эконшичеоко- { го развития. '■' - К- ;

- . Таким образом, малайзийское правительство получило в.люя''^; рум мощный инструмент для осуществления провозглашенной ий-'.- стратегии превращения страны в современное'индустриальное го . -/' : сударстао к 2020 г. , в значительной "степени компенсировав, * с '' этой точки зрения, утрату своего^контроля йад Келантаноы в результате последних всеобщих выборов. В идейном же плане "поте- • .. ря" Келантана "самортизирована" продолжающейся политикой "ис - '

лампзацип", • ' . •

■ ' • В непосргдствепноЗ связи с проблемой Келантана произошло выдвижение на передний план сбществонно-политпчоской ¿пэни „ ■

страны и вопроса о роли в ней института монархии.-,Поводом к этому стала поддержка, оказанная султаном Келантана - родственником Разали Хамзы - "Духу-46" в ходе предвыборной борьбы 1990 г. и сыгравшая, без сомнения, свою роль в келантанском разгроме- ОШЮ. Однако проявившаяся в данном эпизоде малайзийской политической ' жизни потенциальная возможность превращения султанов, вопреки г сложившейся политической традиции и их статусу символов нацио -нально'го единства и малайзийской государственности, в активных -и неизбежно очень влиятельных - оубъектов малайзийской политики содержала в себе серьезную угрозу стабильности многонациональной страны, так как нарушала бы установленный после кризиса 1969 г.' ценой немалых усилий баланс сил. Б то же время.для Махатхира Мо-хамада это была наиболее удобная за предшествовавшее деоятилэ -тие возможность повести новое решительное наступление на институт султанов, зачастую выходивших в своей деятельности за отве-.денные им рамки и становившихся тем .самым помехой на пути про водимых премьер-министром преобразований.

Тем не менее, уже оамой постановкой на съезде СМНО в нояб-. ре 1990 г. вопроса о роли •верховных-правителей Махатхир Мохамад проявил немалую смелооть* впервые в истории правящей партии вы-неся эту проблему, занимапцую одно из ведущих мест во внутриполитической 5шзш страны,, аа публичное обсуждение, поскольку помимо роли верховных арбитров в вопросах ислама, а также малай -скях обычаев и традиций, не менее существенна роль султанов и как оимвола, наряду о исламом, малайЬкой национальной принадлежности и малайского политического доминирования. < Следует отметить, что наиболее частыми проявлениями проти-. воречий между институтом монархии и правительством являлись сопротивление султанов координирущей политике центра в вопросах ислама, а также их конфликты о главками министрами штатов.

Беспрецедентно резкая публичная критика султанов на фору мах правящей партии, само возникновение которой било тесно свя-; зАно о тотвтугои монархия, явилась еще одам свидетельством серьезных социальных я политических перемен, проивоаодаизс. В отране га время'нахождения у власти Ыахатхяра Цохамада.. : '

Повышение образовательного уровнямалайского населения; ':•.' V появление и роот вадайского среднвгс5 клэсса; да и осуществление, зертилльной социальной мобтаьнооти в целом, происходившие в ' ыанкЛокоЙ общине главный образом 8а счет предпринимаемых правя-:

тельством в рамках Новой экономической политики мор, а не за счет традиционного феодального патронажа со стороны султанов -все'это привело к фактическому переходу в массовом восприятии роли защитника интересов малайцев от правителей к ОМНО, олицет-воряевшей собой экономические успехи, достигнутые за годи НЭП, неузнаваемо изменившие облик страны. Поэтому предпринятые правительством в начале 1993 г. меры по ограничению роли инотиту-. та монархии в дизни страны, выразившиеся, в частности, в лишении султанов юридического иммунитета, встретили широкую поддержку среди малайского населения. Лишение монархов юридического иммунитета дало в руки исполнительной власти эффективное оружие для.борьбы со "строптивыми" правителями в области как религиозной, так и экономической политики, наложив им о реальном месте института султанов в нынешней структуре государственной власти.

Таким образом, на примере рассмотренных проблем Колантана п монархии очевидно, что, в вопросах административного деления и государственного устройства, в соответствии о интересами развития страны на его нынешнем папе, централизм явно Одержигют ' верх над центробежными- тенденциями. Этого, однако, нельзя столь пв однозначно утверждать применительно к национальным проблемам Малайзии, некоторые культурногрелигиозные аспекты которых освещена в следующем параграфе "Строительство нации".

Одним из основных препятствий в доле создания единой малайзийской нации является "исламизация" растущего числа сфер жизни, проводимая руководством страны зачастую под прямым давлением мусульманских радикалов, что вызывает законную обеспокоенность и протесты со стороны немусульман, способствуя сох^ ранению, а иногда и обострению межнациональной напряженности;

В Заключении изложены вытекающие из исследованного материала п отмеченные уже в диссертации следующие выводы:

I,. Динамика взаимоотношений между умеренными и радикальными силами мусульманского политического споятра Малайзии до конца 1360-х гг. определялась главным образом борьбой за политическое влияние в малайской национальной общине между правящей уморенно-коммуналистской сакуляристской Объединенной малайской национальной организацией (ОМНО) п оппозиционной ра-дикально-коммуналистской националистически-религиозной Панма-

лайской исламской партией (ПМИП). В ходе этой борьбы, в целом складывавшейся в пользу ШНО, позициям последней в малайской общине, там не менее, к концу 1950-х гг. со стороны ПМИП'был нанесен серьезный урон, что продемонстрировали результаты всеобщих выборов 1969 г. и последовавший за ними межобщинный кризис. Принятие руководством страны комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию последствий кризиса и реформирование общества, в том число и его политической структуры, обусловило вынужденное вступление Исламской партии в качестве младше-• го партнера в расширенную правящую коалицию. Последовавший выход ИП из правящей коалиции, а затем и нанесенное ей ОМНО сокрушительное поражение на местных выборах в штате Келантан в 1978 г., лишившее партию ее последнего многолетнего оплота, значительно ослабили Исламскую партию, вызвав впоследствии ее раскол.

1970-е гг. принесли с собой распространение в Малайзии идей исламского фундаментализма, способствовавших возникновению мусульманских фундаменталистских организаций и движений,^ экстремистские идеи которых явились серьезной угрозой внутриполитической стабильности.

В своей политике по отношению к фундаменталистским организациям и движениям руководство Малайзии проявило гибкий подход, используя широкий арсенал средств: от применения, при необходимости, репрессивных мер до сотрудничества. Если в конце 70-х - начале 80-х гг., на фоне ослабления ИП, содержание "исламского фактора" в политической жизни страны определялось главны;л образом борьбой ОМНО с мусульманскими экстремистскими группировками, то к середине 80-х гг. оправившаяся после раскола Исламская партия, трансформировавшаяся к тому времени под влиянием идей иранской революции 1978-1979 гг. ВВ националистически-религиозной в религиозно-националистическую партию, вновь выдвинулась по политическую авансцену, заметно активизировав свою борьбу против СШО. Новый этап борьбы ИП протиь ОМНО, отмеченный поначалу ее неудачным выступлением на всеобщих выборах 1986 г., увенчался серьезным успехом на всеобщих выборах 1990 г., вернув под власть партии штат Келантан.

В целом, однако, как уже отмечалось, на всем протяжении борьбы иагду ОЫНО в исламской оппозицией первая имела явный (хотя в неодинаковый на различных этапах) перевес сил, под-

держивать который руководству Малайзии удавалось в значительной мере за счет проводимой им политики "исламизации", принявшей беспрецедентные масштабы с приходом к власти в стране Махатха-раМохамада.

2. Дополнительный имггульс повышонию роли ислама в политической жизни Малайзии придали как раскол в ОМНО и малайской общине в 1987 г., явившийся следствием порожденных Новой экономической политикой социальных сдвигов и обусловивший обращение обеих фракций к исламу как средству подтвервдения своей легитимности, так и выросшая за годы политики "исламизации" обширная исламская бюрократия, кровно заинтересованная в ее продолжении.

В то же время, в сферах культурной, идеологической и духовной жизни страны политика "исламизации", нацеленная на сохранение единства малайской общины и поддержание, в конечном итого, сложившего'ся этносоциально-политического баланса сил, привела к результатам, весьма далеким от поставленной цели.Как уже отмечалось, 'одним из результатов этой политики, проводившейся на фоне вызванных Новой экономической политикой социальных процессов, стало ослабление собственно малайского национализма как одного из столпов малайского политического доминирования в пользу другой, в прошломопоры последнего - ислама, но не столько в этом его качестве, сколько как символа причастности к мировой исламской цивилизации, сопровождавшееся замещением ряда элементов малайской культуры заимствованиями из более "исламской" ближневосточной культуры.

' Главным носителем мировоззрения этого "интернационализированного" варианта малайзийского ислама явился порожденный НЭП малайский "средний класс", интересы которого, да и потреб-^ ности ускоренного экономического развития страны в целом, постепенно пришли в противоречие с интересами еще одной тради ционной опоры малайского политического доминирования - института монархии , потребовав в конечном итоге ограничения и его роли.

Тем не менее, ослабление традиционных властных струтугур было компенсировано неуклонным усилением роли центральной исполнительной власти, благодаря которому даже приход к власти в одном из штатов партии исламских фундаменталистов п практическом плане оказался в значительной степени нейтрализован

принятием по инициативе правительства соответствующих законодательных мер по ограничению полномочий властей штатов, а в идейном плане - продолжающейся политикой "исламизации",

3. С, другой стороны, "исламизация" растущего числа сфер жизни, проводимая руководством страны зачдстую под прямым давлением мусульманских радикалов, вызывает законную обеспокоен -ность и протесты со стороны немалайского населения, способствуя сохранению, а иногда и обострению межнациональной напряженности, и возводя тем самым серьезные препятствия в деле "строи -тельотва нации".

Что же касается роли "исламского фактора" в общественно-политической жизни Малайзии на нынешнем этапе ее истории и в ближайшей перспективе, то, по нашему мнению, в условиях стремительного экономического развития страны и приобщения все новых слоев малайского населения к цэгшостям и достижениям современной цивилизации и, как результат, неизбежного размывания отдельных традиционных институтов и стереотипов политической '. культуры, именно ислам оотается главным средством и гарантом сохранения национально-культурной идентичности малайцев, а также инструментом их политической мобилизации в условиях ком-муналистской разделенности общества, перед лицом сохраняющегося превосходства немалайских общин в социально-экономической сфере и их растущей активности в политической жизни. Особое значение подобная роль ислама приобретает в свете обозначившейся в последние годы тенденции убывания некогда неоспоримой. гегемонии ОМНО на политической сцене, проявившейся как в .по- ; степенном снижении количества голосующих за нее избирателей, •'• так и в самом факте появления нового (пусть неудавшегооя) претендента на роль общенациональной по масштабу малайской партии ("Духа-46") и беспрецедентной в истории страна попытки ооздання многонациональной оппозиционной коалиции.

Поэтому о нашей точки зрения, в обозримом будущем актуалг ность проводимой в стране политики "исламазацип" сохранится, Основной проблемой,.отоядай в этой связи перед руководством Малайзии, являетоя поддержание сложного баланса межнациональных отношений и разнородных, от исламских фундаменталистов до немалайских левых радикалов, политических сил во имя сохранения .внутренней стабильности в обеспечения устойчивого экономического роста, что до настоящего времени ему с успехом удавалось,..