автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему: Национальное движение в Молдавии: общее и особенное
Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное движение в Молдавии: общее и особенное"
И" о им 1 МАЙ 1535
На правах рукописи Михайлов Валерий Алексеевич
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В МОЛДАВИИ: ОБДЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Специальность 09.СОЛО - философия политики
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философски наук
Москва - 1995
Работа выполнена ка кафедре политического процесса России философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Научный консультант - доктор философских наук, профессор А.М.Ковалев
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор М.С.Дяунусов доктор философских наук, профессор В.Л.Калашников доктор философских наук, профессор Э.В.Тадевосян
Ведущая организация - кафед;а философии Московского государственного технического . университета.
Защита состоится " "_ 1995 г. на заседании
диссертационного совета Д 053.05.52 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук ери Московском государственном университете им. М.В.Лошносова.
Адрес совета: 119899, г. Москва, Ленинские горы, МГУ
.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Автореферат разослан "_*__ 1995 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
М.С.Кудряшова
ОНШ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш исследования обусловлена практикой: массовое возникновение а широкое распространение надеоналышх движений- характерная примета современности. Особенное развитие эти движения получили на '/ерраторан бывшей социалистической система, в том числе Советского Союза. Проблема иеннаци-овальках отношений на территории бывшего Оовза ССР в значительной степени предопределяет политический процесс- во всем постсоветском пространстве. Она превратилась в фактор мировой политики, стада затрагивать сама основы международной стабильности.
В связи с этим нельзя не отиэтпть тот пристальный интерес, который <5ыд проявлен во всем мире я событиям, развернувшимся в СССР э конце 60-качала 90-х гг. Практически в каадом локере политических еленеделютков "Тайме",. "Ньосуик", "Эко-ношет" я др. за 1990-1992 гг. публиковались статьи, связанные с анализом обострения кежаяаснадьшх отношений в Советском Союзе. Бэлыгшнстеэ ведущих зарубеашгх специалистов в области национального вопроса откликнулось па разворачиващиеся события статьями, обзора»® или книгами /Да.Армстронг,. Г.Брун-нер, Э.Телднер, П.Гобл, Д.Горовнц, С.Кукс. А.Ыотцль, Б.Кахай-ло, r¿ftaiT¿ р.Оунв а др./.:' ^
На территории Российской Федерацш сетедня шгоо набаш-. дать как зачаточные, так и вполне созревшие Форш национализма. Есть' все основания предполагать, что национальный "изц" пока но везде перешел из скрытой формы,в острую а.еще найдет свое практическое воплощение.^Поэтому изучение национальных двиаения, уже заканчивавших свой бег в шах республика* и регионах, анализ причин их возникновения, ившшзка а последствий развертывания имеет не только актуальное теоретикочдето-дологичзское, во а жизненно-практическое значение.
■ 1 Симптоматично название одного аз сборников, напряыу» . перекликающегося с темой данного исследования,- "Разделит ли Россия участь Союза ССР? : /Кризис меянадагональннх отношений и федеральная национальная политика/. M.,1S93.
'/ ■",/'/" vi/' '-■/ i ." • •■- '/■
При этом одним из приоритетных направлений становится выявление общих черт и специфических особенностей у кавдого из обозначивших свои контуры национальных движений. В чеы сходство и чеы отличаются друг от друга национальные движения, получившие развитие на территории европейской части бывшего Союза ССР, каковы особенности европейского "советского" национализма в целом в отличие, например, от северо-кавказского или "азиатского" его вариантов, какова специфика всех "советских" национальных движений вместе взятых в сравнении с другими ведами "социалистических" национальных двикений и т.д. - без квалифицированного ответа на подобные вопросы невозможно дать элективных рекомендаций в области долгосрочной и текущей внешней и внутренней политики.
Национализм - периодически повторяющийся исторический феномен. Одновременно представляет собой чрезвычайно изменчивое и сложное общественно-политическое явления.Поэтому каждое его новое появление в мире, как правило,оказывается неожиданным и разрушительным. Так, солидные исследования советских ученых в области социально-экономического и социально-классового содеркакия прошлых и современных видов национальных движений не смогли лечь в основу своевремешого прогноза и аффективного предотвращения развития национализма в СССР. Триумфашюе шествие "советских" национальных движений по обломкам перестроечных начинаний лишний раз засвидетельствовало и подчеркнуло актуальность постоянных и всесторонних исследований в области разбираемой темы.
Степень разработанности теш;. Вцдвккение национального вопроса в центр общественной жизни во многих бывших социалистических и особенно советских странах вызвало к йену обостренный и поистине всеобщий интерес. Публикации, посвященные описании и анализу многоликие проявлений национализма, сегодня коано встретить не только в солидных научных изданиях,но и в периодике, на страницах многих литературно-художественных журналов. Регулярными становятся научные и научно-практические конференции, разрабатывается международные .республиканские и региональные исследовательские программы, проводятся
многочисленные "круглые столы", формируется координационные центры. Переводятся лучтае работы зарубежных специалистов.
Резкое изменение обстановки и насущные практические задачи заставили многих ученых пересмотреть свои исследовательские программы и изменить характер научной деятельности. Существенно возросло число монографических и коллективных работ' отечественных авторов, в которых с разных сторон анализируется, современное состояние межнациональных отношений и существо возникших проблем. Р.Абдулатипов /1991,1994/, Л.Бол-тенкова /1989/, Ю.Ерсмлей /198^,1988/, Т.Ватуля /1993/, Ф.Го-ровский к Ю.Римаренко /1991/, М.Губогло /1991,1992/, М.Джуну-сов /1990,1994/, А. Доронченков /1989/, Л.Дробижева. /1991, 1993/, А.Жарников /1990/, А.Зуев /1993/, В.Ильин, А.Панарин, В.Рябов /1994/, М.Иордан /1991/, В.Калашников /1989/, А.Кор-тунов /1993/, С.Кулешов /1987/, Н.Лебедева /1993/, В.Макаров /19ВВ/, А.Мельников /1989/, В.Семенов /1991/, Э.Тадевосян /1987/, Г.Тафаев /1993/, Е.Троицкий /1969/ и др. - это далеко не полный перечень исследователей, которые сумели откликнуться на происходящие события в последнее десятилетие не только статьями йли обозрениями, но к целили книгами.
Вместе с тем нельзя не отметить того Факта, что на характер многих исследований в области межнациональных отношений продолжает оказывать влияние ситуация прошлых лет, когда предпочтение отдавалось классовому анализу, преобладал объективистски? подход, интернационалистический аспект идеологи чески довлел над национальным, а фактологическим материалом служили, как правило, события, происходившие далеко за пределами России и Советского Сопза. Отсюда явная неразработанность многих проблем в применении к современности, особенностям образа жизни народов бывшего Союза ССР и ведуашм тенденциям развития общества. Так, на начало 90-х гг., как отметил в своем обзоре А.Доронченков, "за пределами научных интересов диссертантов оставался круг наиболее.острых и значительных для реальной практики гем".^ И хотя в последушие
2 Доронченков А.И. Проблемы теории наций и межнациональных отношений в диссертационных трудах//Социально-политические науки.1990 .МО. С. 118.
за обзорои годы в различных областях наука било представлено более двадцати диссертаций на соискание ученой степени доктора наук /Т.Абдуллаев, С.Атаыуратов, Т.Беридзе, А.Калынрза-ев, 0."анав1ш, Г.Котшдаян, Н.Маликова, А.Махмадов.О.Муххам-иатбердиев, А.Некрасова, М.НЕпанов, Е.Овлякулиев, А.Топилак,' В.Шуверова и др./, тем не менее многие ваяные аспекты разбираемой тематики до сих пор остаются незатронутыми шш мало-разработаншаш. Например, меадисцишщнарный ,$шюсофско-поли-тологаческаЯ а подобные подходы к анализу существа в состояния межнациональных проблем, развертывания национальных движений и т.д. - в большинстве случаев остается даже незаяв-ленными, не говоря уже о том, чтобы быть реализованными.
Национальное двинение - традиционный Объект изучения в отечественной науке. Как дореволюционные исследователи - Н. Бердяев, С.Булгаков, М. Грушевский, К.3алевскиа, И.Яльин, Н. Клепинин, К.Леонтьев, А.Потресов, С.Семковский, М. Славянский, В.Соловьев, В.Огроганов, Г.Федотов и др., так и советские ученые - Э.Еаграмов, Д.Брутян, Г.Гусейнов» М.Дгхунусов,М.Иордан, С.Калтахчян, А.йза, Г.Ккм, А.Ковалев, Ы.Куличенко, И. Лазарев, А.Празаускас, Н.Симония, М.Степанянц, Г.Тавадов, Э. Тадевосян, В.Тилшов, Е.Троицкий, Р.Ульяновский, А.Шин и др.-внесди большой вклад в изучение .природы, структуры и основных тенденций развития этого общественно-политического явления. Однако, в связи с идеологической конфронтацией .отстаиваемых точек зрения образовался известный разрыв ыевду практикуемыми подходами. В настоящее время происходит их допустимое сближение. но говорить о достижении необходимой взаимодополняемости, а такае ó гармонично« включении в мировую исследовательскую практику ~о данному вопросу eme пока рано»
Одной из главных особенностей современных национальных движений является чрезвычайная значаьюсй" субъективной стороны в их становлении, развитии и фуиадюнировании.Мезду "тем в большинстве появлявшихся трупов изучение объективных Факторов доминирует над выявлени ем субъективных оснований национального движения. Дане там, где субъективный фактор становится предметом специального анализа, ов, как правило, , ока-
зшзээтся представленным в статике ц с усеченной структурой, так как описывается вне контекста закономерностей и механизма взашопереходов объективного и субъективного» Б итога в тени остается самая важная - процессуальная - сторона, тогда как сущность современного национализма вообще и историческая специфика "советская" национальных двккенвй в частности находи свое пгеявлегае именно в атоЗ плоскости.
Советская я российскими учендая проделана большая работа по изучения экономических, политических. ' исторических и прочих зрэгаосылок и причин развертывания "советских" национальных дкшэиий, но общепринятой точка зрения на их иерархии до сих пор пэ выработано. Провэден целый ксзгялекс этнолингвистическая, этнокультурных, этнодеиографзческах и т.п. (гсгледований, но они остеэгсл прзвязаяншп к какому-либо рэ-сг.ону я з своэй резвиирргцэЗ. часта ке выходят за пределы зтатгстического а кошфзтш-ссакологкческого уровня обобще-шл.
Работа, которые <5шш <5и;споцваяьн.о посвящена сравните-1ы:о'.г/ апашу, эволааиз раэлгчшх "советских"-, национальных шипений, практически отсутствует. Тэ» которые частично ка-:аются данной проблематики, как правило, носят узкоцелевой иг прикладной характер. Надо признать, что это является об-юй бедой политической этиосозкологее. А.Празаусхас, касаясь ;ройлем зарубежного Востока, коксгагпрузт: "...o ¡tas напнеа-ы сотжг книг, тысяча статей. Однако.,.99$ этой богатой ли-ературц составляв?асслвдоЕангя я описанЕЯ конкретных дви-шгай, конфликтов и" этвоншхяоналышх проблем отдельна стран, обобцагцпз работы весьма родки".
Отечественная наука, поставленная серед насущной аада-оВ всестороннего и глубокого анализа многообразных проязле-ай нацЕояалпзмз, быстро пряблккается я pytiesy, когда о "со-етскшс" надаопалышх двжвнпяж такгэ будут написаны, сотни tffif л тнеячп статей, Прочен "аспектные" я гглшрвко-праклад-23 исследования пока явно превосходят, в количественном а
3 Медагчичэскиэ конфаисты э. странах зарубежного Востока. , Д391,С.о,
качественном отношении труди теоретико-«етодологического характера. Например, в 90-е гг. вшило довольно много трудор» посвященных изучении тех или иньпс региональных "советских"/« постсоветских/ национальных движений: Х.Вайну /1992/, М. Гу-богло и С.Червонная /1992/,Н.Куковская /1993/, А.Зубов /1993/, З.Каримова /1994/, В.Козлов /1993/,В.Коротков /19Э4/.Ю. Кулъ-чик /1992/, В.Мошняга /1992/, В.Мараинин и И.Удалова /1993/, П.Осичский /1994/, О.Сапаров /1991/, Г.Тафаев /1993/, Ы. 4а-ругсган и Н.Мухарямов /1993/Д.Хабкбуллкн и Н.Скворцов /1993/ К.Хутыз /1993/, Ю.Шабаев /1994/, А.Ямсков /1994/ и др. Вместе с тем, работы сравнительно-аналитического,обобщающего характера весьма редки.
Цель и задачи работы. Основная цель исследования - - выделить и проанализировать общие черты и особенности "советских" национальных движений на материале' национального движения Молдовы,других республик -к регионов бывшего Союза ССР; раскрыть национальное движение как живой,самостоятельно развивающийся организм. Для реализации, данной деля в диссертации поставлены следующе задачи: .
- определить особенности современных национальных движений, разобрать наиболее важные черты "советского" типа национализма, выявить специфику молдавского национального-движения; ' - ; ■ - . • • ■
- исследовать предпосылки и причины-молдавского /"советского"/ национального . движения, вычленить.основные этапы ■ его развития, определить роль я объективные - последствия;
- охарактеризовать природу субъекта, молдавского /"советского"/ национального. дв;ш.е нпя, проанализировать его стру- • ктуру и проследить внутреннее самодвижение'как одно из глав- . нкх оснований процесса развертывания всего национального деп-евшя;;-,;'' ■'л ;.-' / Г .•'"■г .';■->-' .V.-..'"'■■ '
- раскрыть супдаостныо черты ; я 'функции идеологии национализма как социально-политической детерминанта национального двешиш, произвести идвнтафикашэ "советского" национального вИЗМа"; ''";"'.'■
- разграничить, и описать схематику субъект-субъектных,-.
субъект-объектных и объект-объектных отношений в эпоху национального движения;
- проанализировать общие черты и особенности механизма разворачивания межэтнического конфликта с. опорой на события, происшедшие в Молдове, Прибалтике, на Украине, некоторых других регионах л республиках в период с 1385 по 1993 гг.;
- раскрыть основные тенденции и логику практического воплощения современного национализма; проанализировать особенности общественно-политической жизни в ходе развертывания молдавского /"советского"/ национального давления.
' Методика, и методология исследования. В работе использованы методы эмпирического и теоретического уровней научного анализа: сбор и обработка статистической информации,интервью, включенное найдвденпе,конкретно-социологические исследования, контент-анализ,- сравнение, анализ и синтез,восхождение от абстрактного к конкретному и проч.
В диссертации з той или иной степени нашла свое применение выработатше мировой научно-исследовательской практикой основшо. направления п опорные методологические пункты в изучении национализма. При этом азтор пытался не только использовать, ко и совместить- /и этил - нарастить/ эвристический потенциал классового я социально-психологического анализа с культурологическим, психоаналитическим и иныгяа подходам, содержание теорий "юдернизациа'1 и' "центра-периферии" с возиоа-. костяка теорий, групп и инвоватики, данные конфликтологии с подоаетзига этяоподитологая д т.д. - ' .
: ' Сравнительяо-обобцаэдее • изучение ' природа а механизма разворачивания- национального дйшмшя.потребовало . применения - когдкекскаго н кегииспЕПлгйзрного' подхода. /Методологическим основанием.работы- стало философское учение о субъентно-объ-сктпых откогоксях. .;."■•'••'.'.■.-"■_ ' ' -
• : Научнач' новизна "исследования. Новизна данной работы зак-лвчается прежде всего в том,.что базовый объект исследования-национальнов движение /в Молдавии-- еще на выступал в качества предмета развернутого и всестороннего -научного анализа. Ш отдельным аспектам темы печатали свои заметки и статьи в доо-
тушшх для обзора публикациях В.Брутер, В.Моаняга, Г.Руснак, В.Солонарь е некоторые другие.
Элементы новизны присутствуют в сравнительном сопоставлений национальных движений XIX,и XX вв., в сравнительном анализе некоторых национальных движений европейской части бывшего СССР. В результате отмечены важные изменения в со-, дераашш национального вопроса к природе современных национальных дбзшбнвй, произведено вычленение общих черт "советского" гида национального движения, определены его местные особенности /на примере молдавского национального движения/.
Еэльданство теоретических построений в зтнополитологии оспоБиВается, в основном, на анализе какого-либо одного его существенного фактора /элиты, этнического самосознания,национальной . культуры и т.д./. Автор вздзт определенную новизну подхода, а также результатов своей работы в стремлении преодолеть указанный недостаток с, ломощьэ смещения анализа . на . момент взазгапереходов субъективного и объективного в процесса зарождения ц объективации нелокального "изма". Национальное движение прослеживается как целостное, "кивое" обае-ственно-податаческое явление - со сволм слстемообразующгм фактором, с внутренние! тенденциями развития к т.д. В научный оборот вводится и соответствудазм образом. интерпретируется интеграгдвноа понятие субъекта национального движения, возводящее достаточно полно проследить диалектику взаимоотношений субъективной основы и сбъектквной стороны в. кавдом национальном движении. .
. Особое значение автор предаст проделанной работе по идентификации "советского*1 национального "кзма", комплексному, разбору его структура, характерных черт, и функций, В диссертации отстаивается тезис,.что национальный "язи".есть ар-, хетш национального движения, вследствие чего развертывание национального двшгазшя представляется в ■ рассматривается в качестве сакоразворачинаяцегося националистического проекта. В связи с этим в работе обосновывается ряд самостоятельных -пусть не бесспорных - соложений по поводу "градационно . трудных вопросов разбираемой ' еш: о природе национализма, о ха-
.-■ ; В'- •.'.'.' ' '
рактере и механизме связи национального и социального, о содержании и степени демократичности современного /"советского" любого другого / национального двияения и т.п.
Этнографические, антропологические и прочие исследования показали условность многих,. ранее считавшихся строго "объективными", индикаторов национальной принадлежности/язык, культура, государственность и т.д./, а, значит, их недостаточную универсальность при разработке категориальной аппарата этнополатологических, этносоциодогических и прочих исследований. В работе, в соответствии с природой самого национального двиненля, большое место уделено анализу его психо-соцаальной структуры. В.¡1,Ленин, часто обращавшийся к проблематике национального даженая, в письме к С .Шаумяну отмечает роль "той психологии, которая особенно ваана в национальном вопросе"..^ Определенная новизна диссертации состоит в категориальном воспроизводстве- социально-психологического пространства "движения" нациокальибго движения.
В диссертации подробно анализируются также такие аспекты развития "советских" национальных даияенпй, которые долгое время не щзгалекали к .себе -долвного вшвлашш аяп нэ были освещены в достаточной степени:, проблема,и тенденции развития русскоязычного /иноязычного/- населения в эпоху национального двияения к под.
Элементами-новизны, обяадаат предлагаемая схематика; поэтапного разворачивания межэтнического конфликта, уточняшая 'некоторые детали- его. механизма а воспроизводящая, конкретику меянационального' противостояния в Молдове,:осуществленный анализ, динамики национализма в контексте- субъект-объектных, . объект-объектных а субъект-субъектных отношений, "выявленные форма и тенденции практического воплощения напионализка.
Практическая значимость работа вытекает" из .того,что национальный вопрос.. еще долгое время, будет находиться в эпицентре внимания научного сообщества. Поэтому основные выводы и обойзения, к которым пришел диссертант, в , результате
^ Левин В.И. Полн.собр.соч.Т.48.С.234.
проведенного исследования, могут послушать эмпирической предпосылкой и некоторым теоретико-методологическим ориентиром для аналогичных исследований в данной области в других регионах , в том числе я на территории Российской Федерации. Так,с одной стороны, подробное освещение молдавского национального движения ликвидирует еще одно '"белое пятно" в описании "советских" национальных движений, а, с другой,- проделанный сравнительный анализ последних позволяет выйти на новый уровень обобщения к понимания характера современного национализма. . .•
Больгаинсгво национальных движений в постсоветских пределах это движения "на вырост". В.силу неравномерности развитая многие И', них переживут в будущем свое очередное "возрождение". Проделанный фидософско-политологкческий анализ молдавского /"советского" в целом/ национального двияения позволяет более полно осмыслить некоторые процессы современной .'общественно-политической жизни, сделать ряд обоснованных прогнозов ' в области межнациональных и межгосударственных'отношений..
Практическая.значимость диссертации состой* такие в том, что на основе результатов предпринятого .-исследования можно выработать ряд конкретных иетодйк и практических рекомендаций по регулирование межнациональных конфликтов и предупреждению, отрицательных проявлений в развертывании национализма. Например, один из выводов работы заключается в том, что в современных условиях, когда нараду с эволюцией природа, 'национализма существенно изменился а характер интернационализма, подлинной антитезой национализму является не классовый■Еатьрнацаонализм, религиозный фактор и прочие "внешние" его антагонисты, а "са-ыоограничнвахвдйся" /"положительный*, "созидательный"/ национализм-./патриотизм/»- • '-.
Отсюда следует,, что главные.'- фэрмн борьбы против. "отрицательного* национализма состоят не. столько в .-подавлении или удушении, сколько в социатако-орибнтированноы раскрытии творческого потенциала- национализма /его рационализация, инсткту-ализация и проч./. Отсгда таю® следует обад! вывод: о том,что ■политика по сниаениао этнокультурных различий, в качестве превентивной формы снижения .меа адональкых противоречий должна
быть своим острием направлена только на содержание, но никак не на форму катдой национальной культуры и т.п.
Результаты диссертационного исследования мохнс .также использовать при разработке теории современного политического процесса, в деятельности государственных з общественно-политических организаций. Они вполне прплогшмы в пропагандистской работе по нейтрализации негативных моментов развертывания национальных движений, в воспитании молодого поколения как в духе уваяения и понимания национальных проблем,так и по предупреждению экстремистских, шовинистических и националистических поползновений. "Предупреждающая" рационализация иррациональных моментов национализма призвана сыграть одгдг из ведущих ролей в профилактике кеглацзонаяьных конфликтов.
Полученные результаты диссертации имеют не только науч-но-тооретичёсков или политико-прикладное, но и учебно-практическое значение. Они могут быть использованы - в преподавания/курсов по философии, политологии, социологии.а т.д.
Нз защиту еыносятся следукцис положения и выводы, которые были получены диссертанток в результате проделанной работы: ".
1. Типологическое сходство, которое обнаружили "советские" национальные дарения, обусловлено как общностью природы всякого'''национализма /движение "советских'' наций/, так и характером современной эпохи, исторически!,да особенностям тазви болышьства советских наций п. народностей, спецификой общественно-политического устройства Союза ССР /двкяе-ние "с о в е Т; с в .их" наций/. ; .
2. На, всех этапах своего двухвекового существования национализм выступает одновременно в качестве превращенной формы других социальных явлений /зависимой переменной/ и в качестве некоей самостоятельной сущности /независимой переменной/. Отличительная, особенность современных национальных два-а.ензй - противоречивое соединение процесса нарастания относительной самостоятельности-национализма как "зависимой переменной" с одновременным убавлением его. созидательного потенциала в качестве "независимой переменной".
11
3. Во второй половике IX в. "первая тенденция" в национальном вопросе начинает уступать свое место и значение "второй", причем,- они больше не разорваны в пространстве и времени и поэтому взаимопроникают и взакмоогракичиваот друг аду-га иным способом, чем в предшествующие эпохи.
Национальные двдкения теперь, как правило, развертываются не "вместе" /синхронно/, а "до" и "после" /асинхронно/ социально-экономических перемен; по своему социально-классовому содержании они представляют собой чрезвычайно гетерогенные общественно-политические явления;- на видное место выдвигается самопричиняший характер развертывания национального движения; в своем стремлении переустроить общество по максимуму национальных и минимуму социальных координат современные национальные дикенля всегда выступает в роли агентов назревших перемен, однако - национальных и межнациональных напрямую, а социально-экономических, солгтических а прочих - лызь косвенно в т.Д. ''
. 4. Многие характерные черты всякого современного национального движения нашли свое проявление в отличительных особенностях "советского" типа национальных движений. К нем, в частности, относятся; слаборазвгтость исторических корней, -главенство "полонительанх" предпосылок прг. возникновении и развдтзш национальных движений, ' первенство субъективных оснований, искусственность /внешняя.иивдированность/, крайняя политизированность, Незавершенность- /движения "ка вырост"/.внутренняя противоречивость и др. Всс общие черты Советских" национальных явшитй-'взаимосвязана, вЗашЬобуиовлвваот.'и вза-пгадопойшот друг друга. .
' 5. Молдавское • вацшкадьное' движете - разновидность к типичный представитель "советского" .национального двтаекая» В Ёги"досгаточно7 яркой полно наяда свое'выражение- объективные " и субъективные причины "советских" национальных движений,.выпукло в зримо представлена структура их однотипного коллективного субъекта и основные характеристики "советского" национального "231!а",, наглядно продемонстрирована логика и. тенденций практического воплощения национализма, его. ;противоречк-
вал природа и характер современного этапа взаимодействия с другими социальными явлениями.
Р. Молдавское /"советское"/ национальное движение прошло следующие основные этапы своего развитая: латентный, легализация, институализация, легитимация, огосударствление, раскол. Выявилась современная специфика его причинно-следственного ряда: на продьинутых ятапах "движение" национального движения приобретает характер самодвижения /самопороадения/.
Одна из главных особенностей современного национального движения /пространственно-временная свернутость: то,что в простом вехе называлось отдельны?.™ видами национальных движений, сегодня обозначается как фазы национального движения/ в "советском" типе национального движения проявилась в "свернутости" его социального содержания /узконацаональные цели и зада-ги; опосредованный способ социальных преобразований и проч./ к политической формы /все эволюционные процессы протекают, в основном, в рамках субъекта; национальное двикение ке закаячя-зает, а начинает с политических требований и т.д./.
Молдавское /"советское"/ национальное движение выступило как определенный тип социального конфликта, где степень межнационального противостояния оказалась прямо пропорциональной размерам расхождения целей /интересов, ориентиров и т.п./ титульной- нации и иноязычного /русскоязычного/ населения и величине совпадения применяемых ики средств /методов и т.п./.
7. "Советский" национализм - это одновременное, а, значит, синхронно-усиленное выступление многих однотипных нацно-нальунх движений, в итоге поставивших перед обществом заведомо невыполнимые задачи. Объективная недостижимость целей оборачивается субъективной радикализацией применяем« средств и методов. Неуклонное рассогласование целей и средств составило основу и источник "движения" молдавского /"советского"/ национального движения.
Главными характеристиками и тенденциями в развертывал^ молдавского /"советского"/ национального движения является следующие: современное /"советское" в том числе/ национальное движение не есть самостоятельная эпоха, а представляет собою
лить период перехода от одного общественного уклада /строя е т.д./ к другому; чем радикальнее националистический проект, тем застойнее соцкааьнкэ перемены; "лишь до тех и только до тех пор, пока .национальное двааещда является инобытием поло- . Еительпшс тенденций, оно несет в себе общедемократическое со-дераание и др. . ' -
8. Внутренняя противоречивость национализма проявляется Г. в неоднозначности последствий развертывания национального движения. Если субъективная цель национализма - ■ разорвать старые отношения ыеаду нациями, то его объективная роль состоит в том, чтобы взорвать устаревшие соцвальшге взаимосвязи. "Советский" тип национализма наглядно выявил нынешнюю •• особенность связи национального с социального: национальные . движения, явгвшсь вцрааенЕеи в воэровдением "первой" тенденций в пределах советского пространства,-проложат тем самый путь "второй" /интернационализации хо¥Жствённой и унификации социально-политической жизни/, но уже в•рамках мирового пространства. Как и в XIX в., "первая" тенденция выступает формой "второй",: но теперь неадекватной, врег^анной и,в основном,. разрушаоде-еозвдащей*
' . Апробация диссертационной работа,- . Осковнш положения п выводы исследования докладывались автором йа различгщх ыегду-народных, республиканских, региональных.и иных- конференциях с " симпозиушх: Таллинн - 1991 /январь/» Кишинев - 1992/декабрь/; Москва - 1993 /сентябрь/; Казань' - 1933 /октябрь/;.Ульяновск-' 1993 /май/, 1994 /январь/ с др. ' .
, ' Материала диссертационной работы •неоднократно использовались в работе "круицис столов", обеуаденияе с дискуссиях со ■ проблеме иежкациовашшх отноганий в средствах: . массовой информации /газеты, радао,- таяевидение/, & такзз активно айро- ■ "бировались автором' на лекциях, сквшарскгх занятиях и спец- ,
• курсах в преподавательской 'деятельности, на курсах цовшгеагя
• квагафикада и^в^реподготокка.аддров,-У-,4'у.-',"-'-:
.■ Положения диссертация отранзны й ионоурафиях, гуркаяышх , статьях, курсах лекций,; других публикациях автора на русской
• и румынском /молдавском/ язикаг общш'объемом свыше 35 печат-. - вых листов." . . ■
-У ■ 'У"--. > ' ' " V ;.'...../\
ОСНОВНОЕ СОДЕШШВ РАБОТЫ
Структура диссертации. Диссертация состоит аз введения, пяти глав, заключения, приложения и библиографического списка. Реализация задач, поставленных в работе, требовала "блочной" логики построения диссертации: молдавской "советское" национальное двгиегао структурно реконструируется в своих основных чертах и главных составляющих, а затем описывается в функтаональшх связях и тенденциях развития. Характер анализируемого объекта, потребовал привлечения большого эшири-ческого катв^жала, который распределен в тексте и обширном прилоаенш..■;'-■.'•■.■,..
Во введении обосновывается актуальность теш, определяется степень ео разработанности, Формулируются цель а задачз исследования, указывается научная новизна результатов в практическая значимость работы.
В первой глава "Ноцтанальное ДЕигокиа в свете "советского" опита" рассматривается традиционные. способы описания а анализа национального движения, выявляются достоинства а недостатка основных исследовательских программ и подходов.Фэр-мулируется авторская концепция з отношении "советского" национального двияекия как конкретно-пстораческого типа национального дарения. : .
На основе сравнения различных определений, национального движения выявляется его обцеа понятийное содерзание: национальное движение - это процесс Еыдвизенжя нации в самостоятельными основной.субъект общеотвещзб-волигического действия/ о цельЬ изменения ео налетного состояния /ъ- сторону .повылезай статуса^ в результата которого , происходит прямое или косвенное.преобразование сотальннх структур н обяесгвеяных отношений. Данное,смысловое ядро определения инвариантно, но наполняется конкретным содержанием в ооотвзтствш с избранным аспектом изучения а характером методологического инструментария. . -Л'■[. ■ 7; Л' --"- ' • • ,''*- •'-'.''''.
Приводится тшологззацпя подходов к Езученпв национального движения, которая совпадает/ в основном,© тем или ины-
ш способам классификаций самого- национального движения:
1. Классификация национальных движений с точки зрения Главной причинной связи /выделение главкой детерминанты в развитии национального движения предопределяет видение приводы этого явления/.
2. Типология по цели /целевым установкам/ национального движения.
3. Классификация ка основании выделения главной "движущей силы" /носителя/ и социального содержания.
4. Типология, вытекащая из структурирования национального двчжёния: выделение этапов, <£оры, методов и проч.
5. Классификация, основанная на анализе объективных последствий разворачивания национального движения /по словам В.Соловьева, "по плодам его"/.
Приведенная классификация не претендует на всесторонний охват подходов, максимальный учет различных аспектов в изучении национальных движений ила предельную строгость в выявлении их субординации. Однако она, по мнению автора, наиболее точно воспроизводит логику "движения" национального движения и позволяет наиболее полно подойти к описанию механизма и тенденций его развертывания /поэтому структура работы поглавно соответствует указанной логике/.
Из демонстрационного сопоставления культурологического /Э.Геллнер/ и социально-классового /В.И. Ленин/ подходов к анализу национального движений делается обциЛ вывод, что любой из используемых в исследовательской практике стасобов.сто изучения имеет неоспоримое право на жизнь, так как высвечивает такую грань в национальном движении, которую не способен эксплицировать ни один другой.
В то же время любой из них имеет свои ограничения. Например, культурологическое видение позволяет отметить некоторые фундаментальные составляющие всякого национализма,вычленить глобальные исторические перспективы, отметить неотвра-тшше тенденции. Однако его объясняющая сила резко вдет на убыль, когда речь захода о чонкреяном национализме /национальном движении, национальна культуре и т.д./. "Нациокаль-
лая культура" здесь не то, что отличает одну национальную культуру от другой, а, наоборот, есть то, что сближает их всех, то есть отличает /как исторический тип/ от других "культур". Прямое и непосредственное связывание национализма с культурой лишает национализм социально-классового содерзания и не позволяет выйти к таким его ;содаадьно-политическЕМ формам, как национально? движение. Характерно,' что историческая борьба национализма и интернационализма рассматривается здесь вне политического контекста. В целом, культурологический подход неудобен для политического /политологического/ использования. '
Социально-классовый подход - в своих достоинствах и недостатках - - зеркально-обратный культурологическому: при конкретно-исторической. постановке вопроса, всесторонней.реакции •-¡а политическую злобу дня, ориентации на жизненно , вазные интересы'ладей, - малопродуктивен для .использования в-отдаленной перспективе' /например, понятие, "класс" оказалось практически незадействовзннкм прз анализе "советского" типа национализма/. Ксторппдзи за^астутэ подменяется .•партжйностью.Харад-терно в этом отновешш выделение в каздой национальной куль- . турэ' "двух культур". Если национализм по-геллнеровснн, это преимущественно,- соединение, об-ьедщшниэ, интеграция, то по-декикскл, в основном, - разъсдгоошш, рззобзензо, раскол.
Делается сшзод, что главное л саиоо трудное- соединить в непротнворзчизоы едгяотво -разлхжшо; подхода, а' способа. анализа национального двигйшш. Необходимость в этом соединении вытекает из того факта,, что однозначная, непосредственная причин- . но-следствешая оеязб козгду.национализмом я какой-либо, одной сферой общественной пизкп отсутствует.. Обнаруживается комшю-'ксная, многоступенчатая прачкшая: обусловленность данного явления, прячем-только-при учете: обратного воздействия объективирующегося надионагазма на всэ сферы общества появляется возможность описания его полного механизма фунгазиошрования.'По сути, это. задача сякхрондзпроЕ-анного рассмотрения национализма а качестве зависимой а незззшимоа переменных,то есть описание его в вида. взш&тацровикзацего.' субъект-объектного процесса. .;;.■„ ' ';':•- "У,/.'- "' •• . .Г. ;
/ Подчеркивается, что в ыданной работе анализ природы наци-■■ .е--.'.• >.,.' 17 : ,■ ,.'.
онаяьного движения производится на стыке общего /национальные движения всех времен и народов/ и единичного /национальное движение в Молдавии/, чтобы в итоге ыогно было'выйти на особенное /характерные черты "советского" национального . движения/. Само "советское" национальное движение рассматривается как конкретно-исторический тип национального движения, в связи с чем разбирается специфика • национализма в современную эпоху, выявляется природа и характер особенностей "Ьоветского" типа национальных'движений,'раскрывается необходимость .уточнения некоторых моментов научно-исследовательской парадигмы в изучении национализма. • .
Доказано, что в 22 в. "высокие" технологии выводят интеграционные процессы на новый, наднациональный уровень /в XIX • веке - в соответствии с тогдашним уровнем технических, информационных и прочих технологий - "естественной" границей на пути объединительных процессов, наряду с прзродно-географлчес-. кой средой, стала языковая и этнокультурная общность ладей/. Национальная идея теперь находится не "впереди",а "сзади" ведущих тенденций современности. "Нация" из заглавной категории объединительной идеологий, каковой она являлась еще в 21Х в. . /историческое согласование идей национализма и либерализма,/, начинает стоять, в основном-, в эпицентре - разъединительной .идеологии. Показательно,.что случаев крредентизма в современна эпоху /в том числе с среди "советских" национальных движений/ встречается гораздо меньше, чем сепаратизма. Хотя вре-ш ояявлешя.национализма.продолжает совпадать,с эпохами рез-,'. ких социальных" перемен^ .'однако между ними существует- • .отныне ... липгь косвенная, а не прямая связь.. . .. V -.'
. Если; в XIX В* ¿щдо'дальвоб: движение шее® четко .вдраяшн-вую Ьоцаальяо-класеову» основу,-то'.в Д в*-"'. его - " социальная ' -^структура гетерогсЕпа и размыта /национализм более не "укоро-.;';"нек". в'здцкальво-эконогшеской сфере/. Его двизущей.силой' не 'моаат выступятв какой-либо класс» ибо "базисша" носители те-.царь отсутствуют._ С'другоахто^оыа,-повышается:. относительная самостоятельность Ейцаояр'дама, ибо .'одновременно исчезает е ■■" его "базисные", антиподы. -
18
Национальное самосознание в XX в. - как противоречивый плод сосуществования и взаимовлияния двух тенденций - амбивалентно и лабильно. Национальная идея мало кого трогает в условиях стабильного общества, зато ео времена кризисов способна затронуть очень многих.
В заключение главы делается вывод, что опыт "советских" национальных движений предельно обнажи противоречивую природу национализма, наглядно продемонстрировал основной вектор его развития, подчеркнул своеобразие националистического механизма самодвикеиия.
Встал вопрос о внесении некоторых поправок в отправные пункты теоретического наследия в области изучения и объяснения национального движения.В частности, окончательно стало ясно, что рассмотрение национализма только как превращенной формы /так, культурологическая и социально-классовая постановка вопроса продемонстрировали каждая свой вариант "погружения" национального в интернациональное/ ведет к полной утере "национального момента" и требует, как минимум, коррекции и уточнения. Необходимо изменить саму логику подхода к изучения современного национального дв^-.енля: его природа закодировала не в объективных условиях, самое подробное рассмотрение которых Есе-равно не позволяет увидеть национализм в его динамике, и не в субъективном факторе, однобокое внимание к которому всегда принуждает рассматривать национализм так, как будто он существует сам по себе,, а - во взаимопереходах объективного и субъективного, в "движении" национального движения.
Во второй главе "Молдавское национальное движение: предпосылки, особенности, этапы и тенденции развития" воспроизводится развертывание молдавского национального лишения в контексте общесоюзных в'.ьшровых. событий, разбираются предпосылки а прзчпнымолдавского /"советского"/ национального движения, делаэтся некоторые, выводы о его природе, характерных чертах и основных тенденциях развития. Данная глава нагружена фактологическим материалом. Абстрактные схемы и рассуждения предыдущей главы преломляется через конкретные факты, что позволяет
- произвести содержательный'анализ молдавского национального
движения как разновидности ж типичного представителя "советского" национального движения.
Ввделяэтся следующие основные этапы в развертывании национального движения в Молдавии:
1985-1986 гг. - латентный период. Перестройка начала эпохальную смену идеологической парадигмы. Массы ох-' вачекн пафосом общедемократических проектов. Творческая интеллигенция начинает вводить в читательский оборот забытые жена и традиции, срывать табу с запретных тем /появляется возможность сказать то, что копилось десятилетиями/, превращается в мощный фактор идейного воздействия, а,значит, неолитического влияния.
1987 г. - время легализации национального движения. Творческая интеллигенция полностью» переключается иа разработку национальной тематики. "Мы пытаемся поднять из руин поверженный монумент,, имя коему - чувство рода" /поэт Г.Виеру/. Национальный вопрос выдвигается на видное место во всей общественной жизни. Начинается самоорганизация субъекта национального движения. ■ ;
1988 г. - этап инстЕТуадизацки национального движения. Национальная идея преодолевает порог отчук-' дения со стороны массового сознания. В Прибалтике прошли учредительные съезды Народных фронтов. В Молдове оформилось Демократическое движение в поддержку перестройки,которое дотом преобразуется в Народный фронт Молдовы. Консолидация оп-еозицеонных элитных групп заканчивается, далее путь вздет к становлению социального двиаенля. Вслед за психологическим •" размежеванием населения по национальному признаку происходит тотальный раскол общественных структур. Появляются Интердвз- ' жения /Иктерфронты/.
1389 г. - период' повсеместной - легитимации1 национального движения. Многие" активные члены Народного фронта в результате мартовских выборов взошли ш союзный"уровень политической сцены. Вскоре.Народные'1фронты начнут ■ координп- • ровать евою деятельность ./"Балтийская ассамблея", "Кишинев- -ский -форум" и проч./. Начинается 'изоляция сил,1 , являвшихся
.• го -■■■■■ ' -■■"■.-.■' '■-,'■
сдерживающим началом на пути развертывания национальной rj;еи /ветеранов войны, воинов-афганцев к т.д./, ускоряется процесс ослабления главной цементярунпеС силы советского государства - КПСС.
19SC г. - огосударствление национального движения. Народные фронты в результате февральских выборов в верховные органы власти республик из оппозиции аагнулк во власть. Весь управленческий корпус переживает революцию "ко-ренизации". Центробежные тенденция приобретают лавинообразный характер. Фокус политической жизни перемещается в парламент и местные органы власти, где готовятся к выходу "Ъпохальпые" законопроекты. Б соответствии с официально исповедуемой логикой "Каждый народ сам за себя!" образуются сепаратистские районы, регионы, республики. Крайности огосударствляются,конфликт дорастает до противостояния.
19Э1-1992 гг. - фаза раскола национального движения. Провозглашение независимости и вхождение в яровое сообщество стали для умеренных олицетворенном достижения главной цели, для радикалов - лишь промежуточным этапом. Национальное движение увязает во внутренней борьбе и войне с мостки-ми "сепаратистами".
После сопроводительных замечаний по каждому из этапов в диссертации делаются предварительные выводы: национальное движение, приспособпвтгсе перестроечные задачи к национальным целя:.!, лк'пь прервало ход назревших перемен, по не отменило их; с точки зрения развертывания "массовых демократических движений", развитие национальных движений явилось лидь первой /"массовость"/ фазой ожидаемого процесса /плюс "демократичность"/; перестройка к национальное движение' по своему социальному содержании не выходят за пределы событий "переходного периода" и т.д.
При анализе причин и предпосылок молдавского национального движения разбираются объективные и субъективные условия его возникновения и развития. На фактическом материале раскрываются такие особенности большинства "советских" национальных движений, как слаборазвптость исторических корней, гла-
венствукцая роль "положительных" предпосылок в причинно-следственном ряду современных национальных движений и др.
Обращается внимание на тот факт, что "советский" национализм качал поднимать голову лишь в 1987 г., что свидетельствует об отсутствии на начало перестройки актуальных причин ' для развертывания национальных, движений. Потенциальных причин /предпосылок/ -существовало множество /от депортаций целых народов до "механической" миграции населения/, но таковые, во- -первых, были и у других советских реваншизмов /либерализма,, клерикализма и т.д./, а, во-вторых, эти предпосылки еще надо было объективировать./в молдавском варианте даже взрастить/ • то есть превратить в действенный позыв и легитимный повод для активного действия. Поэтому, отвечая на вопрос, почеггу национализм победил перестройку, одновременно необходимо, ответить и на вопрос, отчего именно национальный "азы" вдаел победителем в борьбе конкурировавших "измов"? . •
В диссертации отмечается,, что в условиях, .пока' главной ареной действий была идеологическая область и когда в . ней стал появляться реальный плюрализм» - дело перестройки- /на уровне Формулирования целей и ориентации/ взяла в свои руки . интеллигенция, которая на "местах" - в силу овоего чисто про- ' фбссконального. интереса - заговорила с наибольшим воодушевле- . кием -л болью о проблемах национальной культуры и языка. Субъект национального движения, как один из вызванных к жизни акторов политического процесса, сумел подать "чувство украденной судьбы" /Ф.Искандер/ в виде чувства похищенной национальной судьбы. Цепочка динамики объяснительной мотивации замкнулась: во всем был виноват недемократический со- . ' циалазм /у зачинателей перестройки/' - потом им стал просто .социализм /у либеральных демократов/ - наконец, крайней.- оказалась "империя" /у националистов/. :
Показано, что в причинно-следственном ряду "советского" . национального движения виднувроль играет внешняя - инициация. -На примере Молдовы раскрывается, что "советский", национализм не только во многом искусственное, но и довольно нелогичное : явление. Так, цели и задача молдавского /"советского"/ вацио-"
вального движения оказались внведетшмн не напрямую из истории, а опосредованно, через прибалтийское самосознание и самочувствие. К тому же, синхронное выступление большого количества однотипных•национализмов предопределило появление"модного" причинения: "А чем мы хуже?" Отсюда - молдавская /"советская"/ национальная ццея изначально не имела четко ориентированной цели. Ее формирование шло уже в ходе разворачивания национализма, что дробило цель и ослабляло национальное движение. Характерно, что в молдавском национализме совсем не нашла развития такая родовая черта национализма, как мессианизм.
Делается вывод, что молдавское национальное движение, как п большинство "советских" национальных движений, по своему внутреннему потенциалу могло , запросить минимум, а получило максимум. И если прибалтийские национальные движения находят самоуспокоение от самореализации /Народный фронт Эстонки самораспустился в ноябре 1993 г./, то от остальных /истинно "советских"/ национальных движений следует ожидать дальнейших метаморфоз.*
В заключение /на основе проделанного анализа/ отмечается, что на определенном этапе развертывания любого современного национального движения вопрос о характере и качестве причин, "пробуждакгдгос" национализм, становится неважным, так как рано или поздно "движение" национального движения начинает обеспечиваться механизмом расширенного самовоспроизводства: превратив' потенциальные предпосылки в актуальные причины, оно переводит последние в статус следствий. Получается замкнутый круг. ' Порождающая причинность максимально перемещается в лоно субъективного. фактора. , . ' ,' .
В| третьей главе" "Субъективные основы молдавского /"советского"/ национального движения" национальное движение рас-аагривается со стороны основных субъективных составлявших -движущей сила /главного носителя/ и идеологического основания /"целевого" причинения/.
Б диссертации показано, что в любом исследовании объяснительная сила аналитического подхода значительно повышается, если В рассуждения удается ввести понятие интеграгивного шга-' Л.,-/,.'." •' -23,. •
ка. В применении к национальному движении таковым является понятие субъекта национального движения. Развертывание "советского" национального движения везде начиналось с самоорганизации активной части /субъекта/ национального движения. Без субъекта лабой современный национализм не способен состояться ни как идеология, ни как политическая организация, ни как кассовое народное движение. Поэтому структурно-функциональный анализ субъекта составляет одну из ватаейших лики;': в изучении национального двияения.
Исходная структура субъекта и ее последовательные метаморфозы - ключ к раскрытию истоков молдавского /"советского"/ национального движения, определению содеряания и всестороннему описанию его эволюции. Наблюдается синхронизация этапов развития /смены главных элементов/ коллективного субъекта национального движения со сменой фаз, задач, методов и функций национального движения.
3 молдавском /"советском"/ типе национального движения основными элементами коллективного субъекта национального двит.ення являлись: творческая интеллигенция, диссиденты,лш-пек-каргиналькые слои, нацпартномекклатура /"примазавшиеся"/ Любой из входящих в субъект "советского" национального движения элементов сам по себе не способен бил взрастить национализм: творческая интеллигенция - инфантильна в политических действиях, диссидент - немногочислен, люмпен /маргинал/-идеологпчески беспомощен, "примазавшийся" /"перебежчик"/ -аморфен. Однако, объединенные организационно, они обрели большую силу и влияние.
Казды2 элемент вносит свой вклад в развертывание национального движения: в период консолидации,когда основной формой процесса является "г.отаая революция", главную роль выполняет творческая интеллигенция; ка этапе борьбы за власть,когда заглавной становится площадко-плакатная деятельность /"поход в массы"/, основную роль в движении начинает играть диссидент, сопровождаемый лшпек-маргинадом; по мере превращения национального "изма" в государственную доктрину в руководство движением выдвигается все большее количество "перебежчиков".
Основой консолидации субъекта национального движения служат реваншистские устремления: у интеллигенции - в области языка и национальной культуры, у диссидента - по поводу загубленного прошлого и т.п./. Обретаемое "общее дело" усредняет и нейтрализует специфические интересы качдого из элементов. Нормируется национальный "изм".
Историческое место интеллигенции в национализме - с^ор -злулировать и освятить цель движения. Она- более вдохновитель, чем организатор: сформулирует мечту, которая б течение определенного времени будет задавать нации способ постановки проблем и методику их разрешения. Сделает это по-свосму; в большую политику привнесет культуртрегерскую терминологию, совершенно обойдет проблему суедсгв и ::.егодов, а - в итоге - морально обяжет разворачивающееся движение ориентироваться лих'Ь на самые высокие и далекие цели.
На смену интеллигентным зачинателям национального дела, в большинстве своем затем вернувшихся из политики в культуру, приходят новые л»ди, готовые ради "дела выяквания родного языка и культуры", /завещание творческой интеллигенции/ пойти на применение любых средств. Это, в основном, диссиденты и люди, подстегнутые к активной деятельности какой-лгбо обэдой на советску» власть. Начинается эпоха прямых/открытых/ политических действий. Интеллигенция остается быть нужной Аак фон/, но перестает быть главным организую-дам фактором в двк-
• ТХУ7У. .-'.''' '
На определенном этапе в ряды национального дЕикения призывается слой люмпен-маргиналов, который своей раскованность» и бесшабазйостыо /своеобразное социальное эхо/ стократ усиливает взывающий-голос интеллигенции и радккалнстскне поползновения "обиженных". Диссиденты, привнесшие в национальное движение партийную организацию и метола сознательного ма-. нидудкрования - общественным мнением, калии в маргинальней личности незаменимого'исполнителя. Теперь конкретны?, созидагаай .. национализм /патриотизм/ начинает уступать место абстрактному .'.. национализму /шовинизму/.
• "Ееребеячики" вливавтея в движение ке по идее, а по.рас-
чету. Самый безыдейный элемент сумел обуздать и ,"оседлать" национальную идею. Будучи по своей природе соглашателями,"перебежчики" заземляют романтический экстремизм предоествугаих элементов до бюрократической умеренности. Они вносят в поступательное "движение" национального движения эволюционный /вместо 1 еволюционнаго/ момент. На этапе господства "промазавшие -ся" происходит окончательное рассоединение целей и средств в национальном движении: власть начинает выступать как самоцель, а не средство.
По рассмотрении эволюции субъекта "советского" национального движения делаются выводы: на протяжении всей истории развертывания национального движения его субъект - постоянно эволюционирует; каждому этапу развития национального движения соответствует свой главный элемент, предопределявший характер развития, цели, методы двинения; менящиеся в лидерстве элементы становятся все безличнее /национальная идея, обьективи-руясь, воплощается и субъективно/ и т.д.
Национачьное движение идеократкчно, поэтому одной из главных линий в его изучении является выявление природы -и конкретно-исторического содержания национального "изма",отследи- . ванке тенденций его объективации. ,
Автор подчеркивает," что национальный "изм" есть центростремительное ядро национализма к поэтому выступает самостоятельным фактором развития национального движения.Сущность национального "изма" никогда не дана в чистом виде,ее приходится логически реконструировать. .
Наиболее полно национальный "изм" представлен в "наци-' язе". Еацеяэ - один из типичных "языков вызова".,В диссертации раскрываются те превращения, которые претерпевает нормальный язык при строительстве и функционировании националистической картины мира;.
Ключевым является образ "врага". Он вытекает из , самой природы национального "изма", где будущее не есть продолжение настоящего, а лидь альтернатива ему. "Враг"- сиамский"близнец субъекта национального.движения, поэтому поиск врагов - константа национализма. Вовлечение нации в национализм прямо
пропорционально объему пространства, заселенного "врагами".
Следующим термином, которые бесконечно пользуется национализм, является слово "нация". Уже интеллигенция формирует идеальное пространство /народ нация ■* род/, куда помещаются все самые фантастические пожелания и мечты. Нация в национализме из ценности превращается в самоценность и из элемента реальной жизни мутирует в самостоятельную к всеиоглазающую систему. Националистическая "нация" всегда не равна действительной нации,ибо рассматривается и преподносится вне /и даже •- в борьбе к/ реальной жизни.
"Враг" к "Нация"- примеры националистических понятий,то есть того слоя национального "изма",который принято называть националистической идеологией.Однако национальный "изм" имеет сравнительно узкое вербальное поле, гораздо болкслй его массив представлен социально-психологическим пластом,утопавшим в подсознательном основании. Наиболее представительной сямволико-категориальной парой данного уровня являются понятия "Ада" и "Рая". В качестве терминов оке редко используются в' кациязе, ко в качестве архетипа националистического мкросауаения представлены в любом кац"изме".С их покопья задается общий ориентир /установка/ и социально-психологический тонус в жизнедеятельности нации. Тай" и "Ад" резко контрастируют: рай для них - это ад для нас. Обцая тенденция в развитии национальных двжений состоит в неуклонном переходе от стимуляции народного дуса "Гаем" к подстегиванию его "Адом". "Гай" - идеалистичен, "Ад""- практичен. Если гипотетический "Рай" со Временем испаряется, как дым, го не менее /поначалу/ гипотетический "Ад" заменяется реальным /разруха, война и т.д./. Таким образом, национальное движение оказыва-этея способны?.! перевести из возможности в действительность, в основном, лизь "адовы" компоненты национального "изма".
, Далее в работе раскрывается, что основная Функция напк-эяализма как духовного явлсшя состоит не в отражении объективной реальности и дате не.в выражений совокупных интересов гптульной нации, а в "заражении" народа точкой зрения субъекта. Списываются главны^ черты рационального "изма". Пгоиз-годится идентификация "советского" национального "изма" /за-
ТТ
Лл*
дачи, ценности, цели и средства и т.д./ путем сравнительного анализа программ и заявлений национальных движений,высказываний и интервью их лидеров. Ка- примере массовых - мероприятий, практикуемых национальными движениями /Великое Национальное Собрание, Вече и т.п./, разбирается особенности "тела" наци-яза.
Показано, что чем "чище", развернутее тот или.иной национализм, тем четче и ярче проступают в нем родовые' признаки национализма вообще. В пределе, в максимуме своего развития , калщый ез националкзмов уподобляется другому до неразличимости. Делается вывод, что подобная идентичность включает в себя причинно-следственную связь, го есть логика саморазвертывания .. национального "изма" всегда однонаправленна -к схватке за до- • минирова.ав со своим антиподом-двойником. .
В четвертой главе "Субъект-объектные, объект-объектные и субъект-субъектные отношения в эпоху национального движения"; раскрывается специфика общественных отношений. в период господства субъекта национального движения, подробно анализируется динамика - взаимосвязи субъекта и титульной нации, харак- • тер взаимоотношений различных национальных групп, разбирается состояние, самочувствие в формы поведения иноязычного /насе- . ления в эткократически ориентированном государстве.
Основные действуйте силы в эпоху национального движения распределяются по принципу взаимосвязи сцепленных концентрических кругов. Причем, альтернативные "измы" /в лице Народного Фронта Молдовы и Интердвижения. В других случаях -. в лице Народного фронта Молдовы л Гагауз халга и т.д./,наиболее далеко отстоят друг от друга и связаны одним лишь видом связи - взаимоотталкиванием. Оки - с .помощью субъектов национального движения и самого насионального движения - растягивает некогда единое население /единый народ, единое государство, единую территорию, единые ценности и т.д./ в противоположные стороны. Народа начинают выступать в качестве объектов, воздействия /своего а чуяого субъект»./ е ограниченных субьек- . тов взаимодействия /между собой/. Теперь они отделены друг.от: друга /объект-объектные отношения/, но противостоят только.на. уровне /через/ своих субъект'в /субъект-субъектные отнесения/ ,
28 '■•;■
В диссертации отмечен парадокс: массовой поддержки у Народного фронта Молдовы - главной силы, организационно олицетворяющей молдавское национальное движение, - никогда ке было /рейтинг популярности лгспь изредка поднимаюя до 18-19ÍJ, да и то в отдельных районах/, но практически Есе его требования /вплоть до 1992 г./ рано или поздно исполняюсь.
Показано, что взаимосвязь субъекта и народа э национапъ-ном движении основывается на взаимном соответствии последовательных "сдвигов" как на уровне субъекта национального движения, так и на уровне титульной нации, однако эти психологические и иные подвгаки происходят всегда асинхронно: когда у субъекта протекает мировоззренческая переориентация,народ еде "спит" и т.д. Поэтому субъекту все врем приходится "вести" за собой титульную нацию.
Искомую зависимость к поддержку /в виде "сочувствия"/ субъект получает, взраяивая коллективный эгоизм в форме "национального интереса". Внося в амбивалентное общественное сознание биполярную /упорядочивающую!/ картину мира,субъект на-ционалького движения, по сути, создаст новую систему регуляции поведения людей. Сознание теперь кризисное /мечущееся/ и конформистское /некритичное/ одновременно. На одном конце поведенческого акта необоснованные желания /раскованное подсознание/, на другом - "аффективное действие" /Й.Зебер/.
На протяжении эволюции национального движения основа и характе] взаимоотношений субъекта и народа много раз меняются: от убеждения /в лице интеллигенции/ --к принуждению /государственный чиновник/, от слитности /время "пощих революций"/ -к рассоединению и даже противостояния /время господства вдвп-хении-диссидента'и'лдапен-маргинала/ и проч. При этом основной тенденцией во взаимоотношениях субъекта и народа является тенденция ослабления внутренней связи между ними: от духовной /на уровне интеллигенции/ к политической / на уровне диссидента и "Перебежчика"/. -Соответственно - каждому этапу движенгя характерен.не только тот-или иной структурный•злекек? субъекта. но 7. определенное "социальное строение" народа /население, "масса", "толпа" т.д./. ■
Иноязычное население выступает для субъекта, в основном,, объектом воздействия, ко не взаимодействия. Если титульная нация связана с "положительным" в национальном движении, то иноязычное население - с "отрицательным" в нем.Ключом к рас-■лифровкс сущности русскоязычного населения является русский язык. Языковое обрусение нерусских национальностей на нерусской территории - непреложный факт и до последнего времени могучая тенденция. Русский язык взращивал особый культурный феномен. Действовала тенденция: по мере увеличения доли иноязычного населения /по составу разнонационального/ внутринациональное общение постепенно суживалось за счет увеличения межнагдонального общения. Родовое понятие для русского,украинца л т.д. в Молдове /Эстонии и т.п./ не Русь,Украина и т.д., а Советский Союз /СНГ/.
С разрушением СССР ограничиваются функции русского языка, свертываются привычные каналы связи. В итоге усыхают обе основы русскоязычного населения -'внешняя /СССР,СНГ/ и внутренняя /русский язык/. Суверенлзирушееся государство способствует этому процессу, стимулируя формирование национальных интересов.
На примере Молдовы показывается процесс дробления русскоязычного населения, в характере и формах которого отрази-, лись велудие тенденции геополитического развития постсоветского пространства: полное раздробление русскоязычного населения /при вхождении Молдовы в состав Румынии/, 'модификация-с сохранением /при вхождении Молдовы в СНГ/ а т.д.
Делаются выводы: функции национального "изма" в отношении русскоязычного населения - обратные, тем, которые он выполняет в отношении титульной нации /свой народ надо консолидировать, русскоязычное население - разбить на взаимоотталкивание ся группы и под./; В итоге, национализм, разбивая чувство "советского" человека и подрывая связь с "малой Родинам" , прикуадает русскоязычного к национальному .' чувству, которое, однако, без "оольаой Родины" нереализуемо. Поэтому иноязычным приходится говорить о своих интересах неадекватным языком. Как следствие национальное движение . порождает
ряд альтернативных ("интернациональных", национальных и т.д.) движений.
В пятой главе "Тенденцки объективации национального "изма" анализируется механизм развертывания межэтнического конфликта, выявляется логика практического воплощения национального "изма", разбираются особенности общественно-политической низпи в период национального движения, раскрываются объективная роль и историческое значение молдавского /"Ъовег-счого*/ национального движения.
Национальное движение не только ведет к межнациональной конфронтации, но око само-мокет быть квалифицировано и раскрыто как определенный теп социального конфликта. Предлагавт-сг. трохэвенная схема развертывания, -межэтнического конфликта. На материале событий в Молдове разбираится ее конкретные детали.
Пскхологема межнационального размежевания проста: молдаване под воздействием агитации субъекта национального движения устремили свой взгляд исключительно в будущее,а немол-даваче остались всей дукой в прошлом. Население стало глядеть в разные стороны. Современность заполняется тревожной неопределенность?). Все стремятся побыстрее'преодолеть это не— выносигас время временного безвременья, по вследствие того, что движутся в противоположных направлениях, все время подталкивают и провоцируют друг друга на поспешные и необдуманные поступки. . '
Формируется биполярное сознание. Действует тенденция бесконечного выделения недовольных. Структура событий многократно повторяется: внутри республик происходит то не самое, что ранее в рамках СССР,- затем все скова прокручивается рте на уровне регионов, потом -внутри самих регионов на уровне районов. При этом, конфликтная ситуация не просто дублирует: ся, а повтоярется: 1/ в новой. тональности: язык - государственность война; 2/ с новыми участниками: "центр* •» русскоязычное население другие суверенные государства; 3/ в- новых регионах: Кишинев * Гагаузия Приднестровье.
. ".• Взаимное подталяиванг« сторон- - «е;ез завязку, развота-
чивание и эскалацию - доводит конфликт до ситуации, когда он приобретает такие свои характерные черты,как обратимость.зеркальность, идентичность, абсолютная полярность."Воронка" противостояния теперь сама засасывает огромные массы людей в водоворот событий.
Таким образом, механизм развертывания межэтнического конфликта представляет собой своеобразную спираль, где, каждый предыдущий круг образует основу, на которой произрастает сле-д.утая форма противоборства: психологическая напряженность ■* структурное размежевание вооруженные столкновения. Каждому витку конфронтации соответствует своя пара основных антагонистов. На каждом следующем этапе ход событий ускоряется а уплотняется, то есть сменяющие друг друга антагонисты становятся все "антагонистичнее".
При этом, объект-объектные отноаения соответствуй? психологическому уровню размежевания, субъект-объектные - структурно-институциональному, а субъект-субъектные - вооруженному типу противостояния. С кагдым новым видом размежевания уменьшаются шансы вернуться в прежние времена, так как точка отсчета у участников конфликта /ценности, ориентиры, приоритеты, законы, историческая память народа и проч./ необратимо смещается.
3 работе показано, что там, Где национальный "изм* получает хотя бы частичную возможность своей самореализации, он неизменно разрушает ткань социального организма и нарушает его нормальное функционирование. Логика практического• воплощения национального "изма" вытекает из того, что каждый национализм; стремится освободиться от кнобытийной формы и превратиться в самодовлеющее содержание. Поэтому в тенденции /в современную эпоху чаще и быстрее, чем когда-либо в прошлом/ нейтрализует и подчиняет социальные компоненты в в своем движении представляет собой постепенный переход от функций в обществе ■ к дисфункции общества.
Так, "советский" национализм оказался свяэгквш с экономикой чисто отрицательным способом: рождается на волне кризисных явлений в социально-экономической сфере .функционирует ка
основе разбалансированной экономики, производят тотальное внеэкономическое перераспределение собственности, то есть со всем параметрам представляет собой негативную форму перехода к новому экономическому порядку.
Тот же характер воздействия национального "иама" мокло наблюдать во всех других областях. Например', национализм - в силу своей природы - культиьирует только те черты национально!? культурны, которые резко'контрастируют с иными национальными культурами. Взаимосвязь культур начинает осупествляться на отрицательном основании. Укрепляется форма национальной культуры в ущерб ее содержанию. В итоге националистическое стремление к чрезмерной национализации культуры /преобладание в национальной культуре национального над культурным/ не только обескультуривает, но даже денационализирует.ее.
Национальное движение выступает как процесс выдвижения нации в тесло субъектов щякого политического действия. 3 связи с этим в диссертации разбирается особенности национального движения как политического явления.
Природа национализма изначально двойственно-противоречива, ибо носит в себе /в качестве главного смыслового ядра, -то-есть-ведущего вектора развития/ свою собственную противоположность - главный'империалистический лозунг "Расширение -это Есе". Поэтому рано или поздно, но политика выдвигается на первый план,- переставая при этом носить свой созидаяаиЯ /обслуживание других с$ер/ характер. В эпоху национального движения вся политическая организация общества искривляется /выпрямляется - с точки- зрения национализма/, так как в самом способе соединения государства и этноса предпочтение отдается последнему. £тнократкзм есть крайний предел политической эволюции национализма.
- . Национальное движение ке знает устойчивой связи с государством. Государство, как правило, представляет социальную статику, национальное, движение - соцгалъкуг,д2:ч:ал:ку. Иг:вое гибнет в революции, второе "ахнет в эволюции. Если вычленить основной момент в ях взаимоотношениях, то - в сс .чветстыии с кик — кашгакадыгое 'движение предстает как' вечная с::::оз;ии:я
государству,а субъект национатьногс движения - государственной зласти.
Далее показывается, что противоречивость национализма как общественного явления нигде так ярко не проявляется, как в неоднозначности его последствий. Разбирается вопрос о демократическом содержании национального движения. Раскрывается основная тенденция объективации национального "изма" -истоныгение демократического содержания по всем без исключения направлениям. Показано, что национальное движение соединяет в себе два вектора развития - массовость и радикальность. Причем, если до определенной точки рост массовости совпадает с радикализацией, то после ее прохождения /издержку. начинают превышать вознаграждение/ массовость движения обратно пропорциональна радикальности его лозунгов и лидеров.
Вопрос о критериях измерения исторической роли и значения национального движения теоретически разрешается исчислением степени рассогласованности условий,целей, средств и результатов, а практически - платой за достигаемые результаты. Существует "предельно допустимая концентрация" национализма е виде "цены" за его развертывание как для титульной нации, так к для "союзников", "противников", "третьей стороны".
В заключении подводятся итоги проделанной работы,формулируются основные выводы, указываются возможности использования проведенного исследования.
3 приложении даны подробная хронология событий, отражающая разворачивание молдавского /"советского"/ национального движения, схемы и графики, раскрывающие и конкретизирующие соложения к выводы работы, обпжрные статистические материалы и данные социологических исследований, касающиеся существа разбираемых проблем.
Основное содержание работы изложено в следундих вубли-каоиях автора:
1. Причины националистических проявлений при социализме •л пути их преодоления/Дсимукист Молдовы. 1989..12. Ка русском и румынском /молдавском/ языках.-1 п.л.
2. Конкретно-историческое содержание Ентерналион&п'зг.а к некоторые вопросы интернационального яоспитания/ДЬеологи-"оская работа. 1990..* 3.-0,75 п.л.
3. Причины националистических проявлений при социализме и пути ит преодоления //Общественные науки в СССР. Г?: "Проблемы научного коммунизма".Сер.1.199С..1« 4.-С.З п.л.
4. Общественно-политические Нормирования в республике. Зып.1.Кишинев,1991. В соавторстве. На русском и румынском /молдавском/ языках.-4/0,75 п.л.
5. Общественно-политические формирования з ССР Молдова. Еып.2-5.Кишинев, 1991. ¿> соавторстве. На русском и румынском /молдавском/ языка*.-16/3,5 п.л.
6. Общественно-политические формирования в Республике Молдова.Вып.6. '£икпне-в,1991. Б соавторстве. На русском и румынском /молдавском/ языках.-2/0,5 п.л.
7. Социалистическая идея и современность // Политика. 1991..4 7.-С,7Е п.л.
8. Национальное движение /молдавский вариант/ //Политические исследования.1992.Л 4.-0,75 п.л.
9. Субъект национального движения: фллософско-политоло-гичееккй анализ /ла примере Молдовы, других республик е регионов/. Доп. в ИШЮК РАН 09.12.92, * 47382.-12.5 п.л.
10. Русскоязычное население в Молдове: состояние и самочувствие // Моююркорае /Проблемы политического анализа/. Зып. 1.Кишинев,1992.-С:,75 г..л.
11. Принцип "воронки", или Механизм разворачивания межэтнического конфликта // Социологические исследования.1993. № 5.-0,6 п.л.
12. Субъективные основы национального движения. Саратов: 7.зд-во Сарат. го суд. ун-та, 1993.-8,5 п.л.
13. Твгарншж объективации национализма // Экономические и гуманитарные аспекты в программах гуманитарного комплекса технического туза. Ульяпорск:УлГС'.Д993.-0,2 п.л.
14. Государство // Политология. Курс лекций.Ч.2.Ккжн*?. 1994. 3 соавторстве.-1 п.л.
15. Полит: ежим // Пмятелоггя. Ку; с .г-кпии.Ч.2. Кишинев,1924. 3 соазг.-гсгв*1.-!
16. Механизм развертывания межэтнического конфликта /на примере событий в бываем Союзе ССР/ //Проблемы гуманизации духовно-практической деятельности человека, Ульяновск:УлГГУ, 1994.-0,3 п.л. ,
17. Русскоязычное население Молдовы на фоне национальных двиташй//Миграционные процессы после распада СССР. М. :11н —т прогноз.РАК,Р5ВД ОДА,1994.-О,5 п.л. .
/Д У ' с.