автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Елакле, Сами Азиз
Введение.3 стр.
Глава 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИАЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО В ПАЛЕСТИНЕ .16 стр. 1. Источники возникновения кино в Палестине.18 стр. 2. Революция 1965 г. и новые условия развития палестинского кино.33 стр.
Глава 2. ПАЛЕСТИНСКОЕ КИНОИСКУССТВО КАК
КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ.65 стр. 1. Структура тематического содержания палестинских фильмов. 65 стр. 2. Проблемы профессионального мастерства в революционном документальном кино Палестины.82 стр.
Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Елакле, Сами Азиз
Актуальность темы предлагаемой диссертации определяется особым значением средств массовой информации, в частности кино, в странах, которые в течение долгого времени встречали и до сих пор встречают серьезные помехи на пути культурного развития. К числу этих стран относится Палестина, которая до сих пор не обрела фактической независимости.
Осмысление процессов, происходящих в кино, тогда только приобретает объективную значимость, когда осуществляется на основе конкретно-исторического подхода к ним. Этот подход требует помнить, что место, которое занимает кино в культуре той или иной страны, того или иного народа, зависит от исторических условий, в которых находится эта страна и ее народ. В комплекс таких условий входят, конечно, национальные особенности, этнические традиции, определяющие менталитет данного народа. Но формы социального поведения, в которых реализуется этот менталитет, определяются конкретной экономической и политической ситуацией, сложившейся на определенном этапе исторической жизни данного народа.
Рассматривая как национальные черты палестинского народа, так и историческую ситуацию, в которой он оказался, нужно учитывать не только уникальные моменты, характеризующие только его судьбу, но и то, что сближает ее с судьбой других народов, оказавшихся в сходных исторических условиях. Для истории кино в Палестине принципиально важно то обстоятельство, что оно возникало, когда эта страна, как и ряд других стран азиа-африканского континента, находилась в колониальной зависимости.
Опираясь на оккупационную армию, Великобритания превратила свои афро-азиатские колонии в источник дешевого сырья и рынок сбыта* своих товаров. Развитие местного производства допускалось только в тех отраслях, в которых были заинтересованы европейские монополии, осуществлялось оно на основе безжалостной эксплуатации дешевой рабочей силы. Иностранный капитал контролировал не только местную экономику, но и духовную жизнь. Целью этого контроля, было отгораживание зарождавшейся национальной буржуазии и интеллигенции от народных масс, сохранение низкого образовательного уровня последних, рост которого к тому же сдерживался влиянием ислама, подчинением местных социо-культурных институтов задачам идеологической обработки населения в интересах колонизаторов. Это определило и положение зарождавшегося в африканских странах кино. Характеризуя это положение, следует различать понятия «кино в такой-то стране» и «национальное кино страны». Появление кино в Египте или в Палестине не совпадает по времени и по смыслу с появлением национального египетского кино или национального палестин ского кино.
Дело в том, что в колониальных странах прокатом и производством кинофильмов сначала занялись иностранцы, а не представители местного населения. Если передовые силы этих стран могли в определенной мере использовать для пропаганды идеи освобождения от гнета иноземного капитала печать, то распространить это на кино колонизаторы не позволяли. Они очень быстро сообразили, что казавшиеся на первых порах невинным развлечением «движущиеся картинки» могут стать мощным средством идеологического воздействия на население, более эффективным, чем печать. Неграмотный бедняк газету не прочитает, а информацию, предложенную ему на киноэкране, увидит и поймет. Это обстоятельство и быстро растущий массовый интерес к кино объясняют, почему, во-первых, появились предприимчивые люди, решившие в коммерческих целях использовать этот интерес, предоставляя возможность увидеть кинофильмы и, во-вторых, почему демонстрироваться стали * западные фильмы, отвлекающие зрителей от актуальных проблем общественной жизни. Западной кинопродукцией вынуждены были пользоваться и те представители состоятельной части местного населения, которые решили заработать на поприще зарождавшегося кино-бизнеса.
Должно было пройти определенное время, чтобы начался новый этап развития кино в странах Азии и Африки, характеризующийся появлением киностудий, создающих национальные фильмы, повествующие о жизни в этих странах. Однако по тематике эти фильмы мало отличались от кинопродукции, поступавшей из европейских стран, а затем - в растущих объемах из США. В лучшем случае сюжеты картин касались проблем личной жизни людей, семейных отношений, освещаемых поверхностно, идеализированно, в отрыве от социальных противоречий, острота которых определялась тем, что даже там, где формально появлялась государственная самостоятельность, как, например, в Египте, сохранялся диктат бывших колонизаторов-англичан, их влияние на позиции основной части местной буржуазии. Политические и коммерческие интересы этой буржуазии определяли содержание фильмов уже потому, что именно ее представители оказывались хозяевами киностудий, для создания которых требовалась солидная финансовая и техническая основа.
Даже в Египте, который занял в регионе первое место по производству кинофильмов, первая реалистическая лента «Решимость» с большим трудом вышла на экран только в 1939 году. Поворот к значительной тематике наметился лишь после победы в 1952 году демократической революции, и представление о положении местного кинопроизводства может дать обращенное к прогрессивно настроенным слоям египетской общественности заявление революционного правительства. В нем говорилось: «Мы требуем интеллектуальных сценариев, имеющих для зрителя также познавательное значение. Каждый новый фильм должен иметь культурную, социальную и документальную ценность. Не должны выпускаться фильмы, содержание которых исчерпывается танцами и песнями. Мы не против фильмов, в которых есть танцы и песни, но надо, чтобы они были оправданы ходом сюжета. Наконец, мы требуем, чтобы кинематограф стал действенным средством просвещения масс». Надо сказать, что реализация этих требований встречала мощное сопротивление со стороны дельцов, вкладывавших капиталы в сферу кинопредпринимательства и штамповавших похожие друг на друга развлекательные фильмы. И для такого кинобизнеса опять сложились благоприятные условия после правительственного переворота 1971 года, положившего конец демократическому режиму.
Пример египетского кино показывает, что содержание национального кино и его функциональная направленность зависят от того, в какой мере нация свободна от колониальной зависимости и насколько интенсивна освободительная борьба ее демократических сил. Эти два фактора так или иначе заявили о себе в истории всех стран афро-азиатского региона, но особенно трагично - в истории Палестины, что отразилось в специфике развития ее национального кино. На смену политической зависимости страны от Османской империи, а затем - от Великобритании, пришла еще более тяжелая форма подавления ее самостоятельности, связанная с израильской агрессией. Ее результатом стала ликвидация Палестины как самостоятельного государства. Большая часть 4-миллионного палестинского народа, согнанного с родной земли, живет в лишенных элементарных удобств лагерях беженцев, созданных в ближайших арабских государствах. Остальные находятся на оккупированных Израилем землях, объявленных административной автономией, или составляют наиболее бесправный слой населения израильского государства. С 9 апреля 1948 года - дня, когда уничтожением арабской деревни Дейр-Ясин было положено начало захвату земли Палестины, прошло более 50 лет. За это время палестинцы потеряли десятки тысяч человек в нескольких войнах с оккупантами- Они продолжают освободительную борьбу, которой руководит созданная в 1965 году Организация Освобождения Палестины (ООП). С деятельностью этой организации связан этап развития палестинского национального кино, качественно отличающийся от того, что ему предшествовало - от первых шагов его становления, робких поисков своего пути в лабиринтах коммерческой кинодеятельности. Под эгидой ООП в 1965 году были созданы киноорганизации, деятельность которых позволила говорить о действительном рождении палестинского национального кино, особенностью которого является то, что это - острое политическое оружие революционной борьбы, последовательно отражающее страдания и героизм борющегося народа. И не только отражающее, но и непосредственно участвующее своими средствами - средствами киноискусства - в его борьбе. Опыт этого кино уникален, ибо в нем особенно выпукло концентрируются усилия, направленные на решение такой принципиальной для всего мирового киноискусства проблемы как ч:вязь с реальной жизнью народа, ее корнями и глубинами. В этом опыте особенно наглядно выражены самые важные функции кино как социально-значимого социокультурного института, призванного не только развлекать людей, но и учить их, воспитывать и приобщать к сознательному, осмысленному участию в общественной жизни. Этот опыт заслуживает тщательного исследования, что и продиктовало стремление автора данной диссертации рассмотреть некоторые его аспекты.
Степень разработки поставленных в диссертации проблем в научной литературе.
Исследование опыта палестинского кинематографа потребовало изучения нескольких блоков источников, важнейшими среди которых являются, во-первых, кинодокументы - фильмы, созданные в Палестине; во-вторых, теоретические работы о кино как одном из видов массовой информации и искусства; в-третьих, труды, в которых освещаются исторические условия, сложившиеся в
Палестине и более широко - в регионе, охватывающем Ближний Восток и Северную Африку.
Если начать с последнего блока, то нужно, прежде всего, указать на коллективные труды обобщающего характера, посвященные проблемам развития афро-азиатских стран,1 а также на ряд индивидуальных монографий, в которых рассматриваются эти проблемы, в том числе - труды К.Н. Брутенца, A.A. Громыко, В.Б. Луцкого, Г.А. Насера, Е.М. Примакова, P.A. Ульяновского2. Духовная культура народов афро-азиатских стран, как предмет специального исследования, рассматривалась в работах А.Ахмедова, Г.Э. фон Грюнебаума, Б.С. Ерасова, З.И. Левина и других3.
Естественно, что тема диссертации потребовала выделить среди проблем духовной культуры те, которые непосредственно касаются такого ее компонента, как кино. В этот блок источников вошли как обобщающие работы по теории и истории кино4, так и
1 Африка: культура и общественное развитие. - М.: Наука, 1976; Зарубежный Восток и современность. Основные проблемы и тенденции развития Зарубежного Востока: В 3-х т.-М.:Наука,1980-1981; Историография стран Востока. - М.,1978; Новейшая история арабских стран (1917-1966). - М.: Наука, 1968; Очерки по истории арабских стран. - М.,1959.
2 Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции. - М.: Политиздат, 1974; Громыко A.A. Африка: прогресс, трудности, перспективы. - М.: Международные отношения, 1981; Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. - М.: Наука, 1965;Насер Г.А. Проблемы египетской революции. - М.: Международные отношения, 1979; Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. - М.: Наука, 1982; Ульяновский P.A. Победы и трудности национально-освободительной борьбы. - M.: Политиздат, 1985.
3 Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.: Политиздат, 1985: фон Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - M.: Наука,1981; Ерасов B.C. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. - M.: НаукаД082; Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли 1917-1945. - М.: Наука, 1979.
4 Базен А. Что такое кино? - M.: Искусство, 1972; Баскаков В.Е. Противоречивый экран: Духовный кризис буржуазного общества и кино. - M.: Искусство, 1980Гинзбург С.С. Очерки теории кино. -М.: Искусство, 1969-1978; Караганов A.B. В спорах о кинематографе. - М.: Искусство, 1977; Мартыненко Ю. Проблемы теории документального фильма. - М., ВГИК,1976; Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 5-ти т. T.4. - М.: Искусство, 1982. работы, в которых рассматриваются проблемы кинематографа афроазиатских государств1.
Исследование условий, в которых осуществлялось становление и развитие кино в Палестине, и особенностей национального кино народа этой страны опиралось на работы, в той или иной мере касающиеся этих проблем. Так, материалы, характеризующие освободительную борьбу палестинского народа против израильской агрессии, содержатся в работах Е.Дмитриева, Е.Евсеева, В.Киселева. Для выявления роли, которую играет в этой борьбе национальное кино, освещения других его функций привлекался широкий круг источников, среди которых следует назвать работы Абу Али М., Ахдара Шадли, А.Гахама, Саут аль-Билада, Х.Хуреши, А.Шахова, Ю.Юсефа, а также некоторые сборники2.
Особый блок источников составляют труды выдающихся деятелей кино, в которых исследуются его эстетические аспекты -С.Герасимова, Р.Кармена, А.Тарковского, Ф.Феллини и других.
Источниками конкретного материала, анализируемого в диссертации, явились кинофильмы, созданные режиссерами,
1 Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. - М.: Знание, 1983; Киноискусство Азии и Африки. -М.:Наука,1984; Садуль Ж. Кино в Арабских странах. - Бейрут, Арабский Координационный центр кино и телевидения, 1966;Соболев Р.П., Тенейшвили О.В. Кинематография развивающихся стран Азии и Африки. - М.: Наука,1988; Фарид С. Об арабском кино. - Бейрут, Аль-Талия,1980; Ходжаева С.А. Прогрессивные тенденции в киноискусстве стран Азии и Африки. - Ташкент: Фан,1982.
2 Дмитриев Е. Палестинская трагедия (Советский Союз и палестинская проблема). - М.: Международные отношения, 1986; Евсеев Е. Палестинцы - непокоренный народ. - М.: ПравдаД984; Киселев В. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. - Киев: Изд. полит, лит. Украины,1981. Бердников А., Сердюк Е. Современное искусство арабского народа Палестины. - М.: Искусство, 1982; Абу Али М. Информация о кино Палестины (спецвыпуск). - Бейрут: Союз арабских документалистов,1980; Ахдар Шадли. Заметки о палестинском кино. Ал-Адам. Второй год, № 56.-Лондон,1985; Гахам А. Палестинское кино. - Кувейт, Эль-Уатан, 2.10.1984; Саут аль-Билад. Палестинское кино в годы войны. Первый год. - Никосия, 2.6.1984; Хуреши X. Кино и палестинская проблема. Шу-ул Фалестиния. - Бейрут, 1971; Шахов А. Палестина: кинематограф, рожденный в борьбе. - М.: Молодая гвардия,1984; Роль кино в Палестинской проблеме. - Министерство культуры Египта. - Каир, 1973; Палестина и кино. - Бейрут - Париж, 1984. операторами и актерами Палестины, а также рецензии на их работы, которые публиковались в периодической печати.
Цель предлагаемого исследования состоит в том, чтобы на основе анализа обозначенного выше фактического и теоретического материала дать целостное представление о процессе становления и развития палестинского национального кино, выявив специфику его содержания и функций на разных этапах этого процесса.
Для достижения этой цели были поставлены следующие исследовательские задачи: проанализировать изменения исторических условий, в которых оказывался арабский народ Палестины, выявив причины этих изменений; определить содержание понятия «национальное кино палестинского народа» и место феномена, выраженного этим понятием, в истории кинематографии Палестины; выявить особенности соотношения функций, выполняемых кинематографом Палестины на разных этапах его истории; рассмотреть диалектику соотношения игрового и документального кино, вызвавшую необходимость приоритета его документальных форм; раскрыть основные черты характера палестинского документального кино как политического, революционного вида информации, пропаганды и экранного искусства.
Объектом исследования является кинопроизводство Палестины как социо-культурный институт и созданная им продукция - игровые и документальные фильмы.
Предмет исследования - процесс становления и развития палестинского кино, его основные тенденции и результаты.
Методологические основы исследования. Автор опирался на культурологический подход, требующий рассмотрения каждого конкретного культурного феномена или явления как элемента целостной системы, представляющей собой одну из сфер общественной жизни, органически связанную с другими ее сферами, прежде всего экономической и политической. В соответствии с этим подходом анализ становления и развития палестинского кино базировался на выявлении связи этого процесса с изменением политических условий жизни арабского народа Палестины. В исследовании использован метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых явлений, предполагающий не просто описание конкретных фактов в их специфике, но и их теоретическое обобщение.
Научная новизна исследования выражается в следующем:
- впервые последовательно рассмотрено становление и развитие палестинского кинематографа как целостный процесс, органически связанный с изменением исторических, прежде всего политических, условий жизни общества;
- отчетливо выделен социально-функциональный аспект этого процесса, позволяющий содержательно представить связь кинематографа с жизнью народа; *
- раскрыта сущность национального палестинского кино и его качественные особенности;
- процесс становления и развития палестинского кино представлен в единстве его творческой и коммуникационной сторон, что позволило учесть реальную роль условий распространения культурных ценностей, создаваемых непосредственными участниками кинопроизводства;
- выявлена органическая связь просветительских и воспитательных функций кино с функцией организации практической деятельности людей в сфере политической жизни общества.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В системе средств массовой коммуникации визуально-экранные (кино и телевидение) обладают тем преимуществом перед печатью, что позволяют воспринимать социальную информацию неграмотной части населения. Поэтому в странах, где колониализм препятствовал подъему образовательного уровня населения, кино быстро превратилось из занятной игрушки в эффективное орудие идеологического воздействия на массы.
2. Необходимо при анализе положения и значения кино в культуре той или иной страны различать понятия «кино в данной стране» и «национальное кино». Различия в их содержании определяются разным соотношением творческой и коммуникационной сторон кинематографа, производства фильмов и кинопроката. В культуре развивающихся стран начальный период становления кино характеризовался тем, что в расширяющийся по масштабам прокат поступали, как правило, фильмы иностранного производства. И лишь на следующем этапе формировались национальные кадры и киностудии, обеспечивавшие создание фильмов, выражающих менталитет народов этих стран.
3. В процессе преодоления колониальной зависимости в среде национальной буржуазии и интеллигенции слоям, использующим кино для пропаганды освободительных идей, противостояли слои, использующие его как средство отвлечения масс от социальных проблем и инструмент своего в обогащения. Соотношение этих форм использования кино в той или иной стране зависело от характера сложившейся в ней политический ситуации.
4. Специфика политической ситуации в Палестине определялась тем, что на смену изживавшей себя колониальной зависимости от Великобритании пришла агрессия Израиля, лишившая Палестину государственной самостоятельности и вынудившая граждан этой страны жить либо в условиях оккупационного режима, либо в лагерях беженцев, созданных в соседних странах. Стремление вернуть независимость и нормальные условия существования породило мощное движение сопротивления агрессии, революционную освободительную борьбу, важным средством организации которой стало кино.
5. Особенность палестинского национального кино, порожденная историческими условиями его формирования, состоит в том, что оно явилось по своему содержанию и функциям политическим, революционным, мобилизующим зрителей на активное участие в общественной жизни.
6. Содержание и функции палестинского кино, а также условия кинопроката (при фактическом отсутствии стационарных кинотеатров в оккупированных районах и лагерях беженцев) определили приоритет документальных форм перед игровыми, поиски средств повышения выразительности и эмоциональной действенности документальных фильмов, достижения на пути превращения их в произведения экранного искусства.
Научно-практическая значимость исследования и его апробация.
Материалы, представленные и проанализированные в диссертации, помогают конкретнее осмыслить процесс развития национальной культуры в странах, борющихся за независимость. Уникальный опыт создания палестинского документального кино расширяет представления о возможностях кино как средства просвещения, воспитания и организации практического участия зрителей в общественной жизни. Поэтому в преподавании учебных дисциплин в вузах культуры может оказаться полезным ознакомление студентов с этим опытом.
Диссертация прошла апробацию на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств, где получила положительную оценку.
Структура диссертации. В состав текста диссертации входят введение, две главы, заключение и список использованной автором литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В многовековом процессе развития средств распространения информации появление кинематографа ознаменовало собой очень важную веху. Он многое унаследовал от предшествовавшего ему средства массовой информации - печати. Как и в последней, совмещавшей в себе две различающиеся функции - распространение оперативных сведений, обращенных к массовой аудитории -выполняемой, прежде всего газетами, и функцию просвещения и эстетического развития, в наиболее полном объеме выполняемую книгоиздательской деятельностью. Кинематограф подобным же образом начал развиваться, появившись, в двух основных направлениях: как средство массовой информации, которую стали распространять киножурналы, , оперативные хроникальные, документальные фильмы, и как форма игрового кино, выполняющего функции развития и удовлетворения эстетических потребностей людей и средства развлечения, отдыха.
Условия для становления кинематографа и его превращения в необходимый компонент культурной жизни складывались в мире неравномерно. В европейских странах и США для этого сложились более благоприятные возможности - и технические, и связанные с общей духовной атмосферой, благоприятной для восприятия широкими слоями населения , новых форм распространения информации, - чем в странах, которые долго подвергались эксплуатации иноземными колонизаторами и ценой огромных усилий завоевывали независимость и право на самостоятельное экономическое, политическое и духовное развитие. В таком положении оказались, в частности, страны афро-азиатского региона. Однако, вставая на путь самостоятельного развития, они стали активно осваивать такие блага цивилизации как кинематограф, особенно в этом преуспел Египет.
Палестина оказалась в уникальной ситуации, соединившей следы негативных явлений, характерных для всех выходивших из колониальной системы стран, с особым фактором - возникновением на территории этой страны еврейского государства - Израиля и развернутой его реакционными силами, опиравшимися на поддержку ряда империалистических держав и, прежде всего США, экспансией, завершившейся фактическим захватом всей территории Палестины и лишением палестинского народа его земли. Одна его часть вынуждена была бежать в соседние страны и поселиться в созданных на их территории лагерях беженцев; другая осталась на. оккупированной территории в качестве наиболее бесправного слоя населения.
Естественно, в этих условиях было невозможно широко развернуть организацию кинематографического производства. Важно было позаботиться, прежде всего, о сохранении элементов традиционной культуры. Даже в тяжелейших условиях лагерей беженцев нашлись энтузиасты, занявшиеся обучением детей, созданием фольклорных групп, сохраняющих народную культуру, поддержкой в народе интереса к национальной литературе. Но для производства фильмов нужны были профессионалы и наличие технической базы. Потребность -в этом остро ощутилась, когда разрозненные очаги освободительной борьбы стали объединяться благодаря созданию ООП - Организации Освобождения Палестины. Ее руководство поставило одной из важнейших задач налаживание идеологической, работы, направленной на преодоление в народе настроений страха и отчаяния, разъяснение необходимости и способов освободительной борьбы, на подъем боевого духа народных масс. Кино для решения этих задач было особенно подходящим средством, преимущество которого перед газетой состояло в том, что оно доступно и для неграмотной части населения. Понимание этого побудило группу молодых людей, получивших высшее образование в иностранных учебных заведениях, практически взяться за подготовку фильмов, нацеленных на решение политических задач освободительного движения. Это были энтузиасты - патриоты, проявившие инициативу, которую поддержала ООП, но оказать им существенную помощь не могла. Они опирались на помощь друзей в соседних странах, главным образом в Ливане, предоставивших им возможности пользоваться студией в Бейруте.
Началась работа, нацеленная на определение и использование форм документального кино, не требующих громоздких технических средств, позволяющих оперативно освещать события и доносить правду о них широкой зрительской аудитории, совмещая информацию а них с обеспечением живого эмоционального восприятия их сути и смысла.
Мы пытались показать в диссертации, по каким направлениям развернулись творческие поиски этих кинематографистов, ставших непосредственными участниками' палестинского освободительного движения, в чем выразились достижения и недостатки их творческой работы. Ее главным итогом было создание оригинального палестинского кино, боевого, революционного по своему характеру, запечатлевшего важный этап Истории палестинского народа в документах, сохраняющих живую память о нем, а главное -послуживших эффективным оружием, способствующим сохранению на этом трагическом этапе веры народа в свои силы и свое будущее.
Развитие этого кино во многом оказалось близким традициям советской кинодокументалистики, выдвинувшей таких мастеров как Д.Вертов, Р.Кармен и др. Но, сохраняя ее революционный наступательный дух, документальное кино Палестины обрело специфические черты, связанные с особенностями арабской национальной культуры, установкой на сочетание средств интеллектуального и разнообразного эмоционального воздействия.
Палестинским кинодокументалистам приходилось проявлять особую заботу о характере отношения к освободительной борьбе их народа в мировой общественном мнении. Империалистические круги стремились извратить суть событий, происходивших в Палестине. Противопоставляя этому правдивую информацию о них, работники палестинского кино стремились опереться на содействие иностранных коллег демократической и социалистической ориентации. Это принесло свой плоды. Правдивое освещение палестинской проблемы стало интернациональным делом, в котором приняли активное участие прогрессивные режиссеры и операторы Германии, Франции и других европейских стран, Советского Союза и даже США и Японии. Нужно отметить, что в фильмах этих кинематографистов находила подтверждение идея, которую особенно настойчиво проводили в своем творчестве кинодокументалисты Палестины - идея об интернациональном значении палестинской проблемы, справедливое решение которой касается судеб всего человечества, всего общественного прогресса.
За короткий период палестинские кинематографисты успели сделать многое для становления национального кинематографа. Однако сложились негативные условия, заставившие их разрознить свои силы, потеряв техническую базу в Бейруте, разбрестись по разным странам. Консолидация этих сил, накопивших большой опыт создания фильмов в экстремальных условиях - одна из важных задач сохранения и развития национальной культуры. Главные условием решения этой задачи является справедливое решение палестинской проблемы, предоставление арабскому народу этой страны реальных возможностей для нормального существования и развития.
Список научной литературыЕлакле, Сами Азиз, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Актуальные проблемы зарубежного кино. М., 1979. - 168 с.
2. Африка: культура и общественное развитие. М.: Наука, 1976.
3. Африка: культура и общественное развитие. М.: Наука, 1984. - 340 с.
4. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М.: Политиздат, .1985.
5. Базен А. Что такое кино? -М.: Искусство, 1972.
6. Баскаков В. Зрители времени,- М.: Искусство, 1983 г. 336
7. Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. -М.,1969.
8. Бергман о Бергмане. Инмар Бергман в театре и кино. М., 1995.
9. Ю.Бердников А., Сердюк Е. Современное искусство арабского народа Палестины. Предисловие М.Аш-Шаера. М.: Искусство, 1982.
10. Борьба идей на мировом экране. М.; Знание, 1985.
11. Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции. М.: Политиздат, 1974.
12. Будяк JI. Кино стран Азии и Африки. М.: Знание, 1983.
13. М.Герасимов С. Воспитание кинорежиссера. М.: Искусство, 1978.
14. Гинзбург С.С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974.
15. Громыко A.A. Африка: прогресс, трудности, перспективы. -М.: Международные отношения, 1981.
16. Фон Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1982. - 227 с.
17. Гура В. Сионизм против социализма и национальноIосвободительного движения. Киев, Радяньская школа, 1984.
18. Денциг Б.М. Ближний Восток. М.: Наука, 1976.
19. Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М.: Искусство, 1976.
20. Дмитриев Е. Палестинская трагедия (Советский Союз и палестинская проблема). М.: Международные отношения, 1986.
21. Долгов К.К., Долгов K.M. Ф.Феллини, И.Бергман: фильмы, философия творчества. М.: Искусство, 1995.-237 с.
22. Евсеев Е. Палестинцы непокоренный народ. - М.: Правда, 1984.
23. Ерасов Б.С. Культура и политика в странах Азии и Африки. М.: Наука, 1986.
24. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982.
25. Ждик В. Экзотика фильма. М.: Искусство, 1982.
26. Зарубежный Восток и современность. Основные проблемы и тенденции развития Зарубежного Востока: В 3-х т. М.: Наука, 1980-1981.
27. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985.
28. Историография стран Востока. М., 1978.
29. История советского кино. Т.1. (1917-1931). М.: Искусство, 1969.
30. История советского кино. Т.2. (1931-1941). М.: Искусство, 1973.
31. История советского кино. Т.З. (1941-1952). М.: Искусство, 1975.-319 с.
32. История советского кино. Т.4. (1952-1967). М.: Искусство, 1978.-485 с.
33. Караганов A.B. В спорах о кинематографе. М.: Искусство, 1977. - 288 с.
34. Кармен Р. Искусство кинорепортажа. М.: ВГИК, 1974.
35. Кардунин А. Начало кинематографии. Заметки о палестинской кинодокументалистике. Сб. «Документальный экран в*борьбе за мир». М.: Искусство, 1984.
36. Киноискусство Азии и Африки. М.: Наука, 1984. - 222 с.
37. Кирсанов А., Нестеров В. Экран в борьбе. М.: Искусство, 1981.
38. Киселев В. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. Киев: Изд. полит, лит. Украины, 1981.
39. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли 1917-1945. -М.: Наука, 1979.
40. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу //Полн. собр. соч. Т.24. - С.113-150.
41. Ленин В.И. Право наций на самоопределение //Полн. собр. соч. Т.25. - С.255-320.
42. Линков А. Из фестивального блокнота. Ташкент.: Изд. лит. и искусства им. Гафура Гуляма, 1984.
43. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М.: Наука, 1965.
44. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч.-2-е изд.-Т.З. С.7-544.
45. Мартыненко Ю. Проблемы теории документального фильма. М.: ВГИК, 1976.
46. Медведко Л. Этот Ближний бурлящий Восток. М.: Политиздат, 1985.
47. Модржинская Е., Ладский В. Яд сионизма. М.: Педагогика, 1983.
48. Насер Г. А. Проблемы египетской революции. М.:
49. Международные отношения, 1979;
50. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М.: Наука, 1968.
51. Очерки по истории арабских стран. М., 1959.
52. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М.: Наука, 1982.
53. Примаков Е.М. История одного сговора. М.: Политиздат, 1985.-319 с.
54. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.1.- М.: Искусство, 1958.-612 с.
55. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.2. М.: Искусство, 1958.-524 с.
56. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.З. М.: Искусство,1961.-628 с.
57. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.4. М.: Искусство,1962.-528 с.
58. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.5. М.: Искусство,1963.-468 с.
59. Садуль Ж. Кино в Арабских странах. Бейрут, Арабский Координационный центр кино и телевидения, 1966.
60. Соболев Р .П., Тенейшвилли О .В. Кинематография развивающихся стран Азии и Африки. М.: Наука, 1986. -247 с.
61. Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре// Искусство кино. 1990.-№7-10.
62. Ульяновский P.A. Победы и трудности национально-освободительной борьбы. М.: Политиздат, 1985.
63. Фарид С. Об арабском кино. Бейрут, Аль-Талия, 1980.
64. Фаттах Ахмед Мохамед абд аль. Изобразительная культура в творчестве кинооператора: дис. канд. искусствоведения. -М.? 1975.-252 с.
65. Феллини Ф. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания. -М., 1968.
66. Феллини Ф. Делать фильм/Пер. с итал. и коммент. Ф.М. Двин; послеслов. K.M. Долгова. М.: Искусство, 1984. - 287 с.
67. Феллини Ф. Репетиция оркестра: киносценарий /Пер. с итал. A.C. Богемской; предисл! Г.Богемского* М.: Искусство, 1983. - 104 с.
68. Феллини Ф. О нем./ Бачелис Т.И. Феллини (предисл. нар. артиста СССР С.Герасимова). М.: Наука, 1972. - 384 с.
69. Шахов *А. Кинематограф Палестины против империализма и сионизма (борьба идей на мировом экране). М.: Знание, 1986
70. Философия и религия на зарубежном Востоке. М: Наука, 1985.-272 с.
71. Ходжаева С.А. Прогрессивные тенденции в киноискусстве стран Азии и Африки. Ташкент: Фан, 1982. - 94 с.
72. Эйзенштейн С. Соч. в 6 томах. М.: Искусство, 1968.
73. Юсеф Ю. Палестинская проблема в арабском кино. -Бейрут? 1984.1. В периодической печати:
74. Абу Али М. Информация о кино Палестины (спецвыпуск). -Бейрут: Союз арабских документалистов, 1980.75.«Аль-Баас». 25 июля 1974 г.
75. Аль-Балах. Каир, 1935, 20 октября77. «Аль-Илюм». Бейрут, апрель 1973 г.78. «Аль-Талиа», №354. Дамаск, 1973.79.«Аль-Талиа», № 369. Бейрут, 1972.
76. Ан-Шаер Р. Национальное согласие веление времени. - М, Бюллетень Палестинского землячества в СССР, 1986, №3.
77. Ахдар Шадли. Заметки о палестинском кино. Ал-Адам. Второй год, № 56. Лондон, 1985.
78. Ассора. Объединение информации. ОСП. № 2, № 3. -Бейрут, 1979.
79. Атерик. Новое арабское кино. Спец. выпуск. 1972, сентябрь, № 7-8, Бейрут.
80. Борхан Адавийя «Ля Якфи ан Якума Аллаха, маа эль-фукара». Эль Хадаф. 16 февраля 1980.
81. Гассан Абу-Ганима. Другое кино нужно. Эль-Уфун. № 47. Пятый год. Никоссия, 1985.
82. Гассан Абу-Ганима Фаластин Валайн аль-синеманеа (Палестина глазами кино). Дамаск, 1981.8 7. Гахам А. Палестинское кино. Кувейт, Э л ь-У атан, 2.10.1984.
83. Журнал арабских документалистов. Багдад, март 1980.
84. Ибрагим аль-Харадж, Хажар Каду, Саут Фалестини. Второй »
85. Международный кинофестиваль в Дамаске. № 177, октябрь 1982. Дамаск.
86. Кино и борьба народов на кинофестивале в Лейпциге. -Багдад, 1975
87. Мустафа А. Заметки о сионистском кино (Муасасат эсинима аль-филастиния). Бейрут, 1979, № 6.
88. Национальный совет Палёстины 16-й сессии. Политический доклад ООП. Алжир, 1983, февраль.93 .Неделя палестинских фильмов. Газета «Кино-клуб», Кувейт, 1982.
89. Палестина и кино. Бейрут-Париж, 1984.9 5. «Палестинская революция» Ежегодник, 1975.
90. Пришло время победы палестинцев. Фаластин Атаура, № 567. Никосия, 1985.
91. Роль кино в Палестинской проблеме. Министерство культуры Египта. - Каир, 1973.
92. Саут аль-Билад. Палестинское кино в годы войны. Первый год. Никосия, 2.6.1984.
93. Саут Фаластин. Фильм «Возвращение в Хайфу». № 175, август,*1988. Дамаск.
94. Специальный бюллетень кинофестиваля. Багдад, 1973.101. «Фалестин Атаура». Бейрут, 1973.
95. Фарид С. Политическое кино. Каир, 1979, № 6.
96. Фаузи Сулимик. Арабы в Лейпциге. Союз арабских кинодокументалистов, Багдад, 1975.
97. Хураши X. Кино и палестинская проблема. Шу-ул Фалестиния, Бейрут, 1972.
98. И1адли А. УП Международный фестиваль в Ташкенте //Искусство кино. М., 1984. №11.
99. Шахов А. Палестина: кинематограф, рожденный в борьбе. М.: Молодая гвардия, 1984.
100. Эль-Уфук. Палестинские надежды в Лейпциге. № 39. Четвертый год. Никосия. 1985.