автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Национальное согласие и примирение-феномен демократизации общества

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Мансуров, Тилло Акилович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Национальное согласие и примирение-феномен демократизации общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Мансуров, Тилло Акилович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ.

§ 1 .Основные социально-политические направления формирования идей национального согласия и примирения.

§2.Этапы и особенности переговорного процесса в национальном примирении.

§3.Осуществление социально-экономических и политических реформ -процесс дальнейшего развития концепции национального примирения.

Г Л А В А 2. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИМИРЕНИЯ В СУВЕРЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ.

§ 1 .Особенности национального согласия и примирения в Республике Таджикистан.

§2.Демократизация социально-политических процессов — как фактор согласия и национального примирения в суверенном Таджикистане.

§З.Роль мирового сообщества в достижении национального согласия и примирения в Таджикистане.

§4.Роль и место России как стратегического партнёра в осуществлении концепции национального примирения в суверенном Таджикистане. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Мансуров, Тилло Акилович

Актуальность темы диссертации. Общественное согласия и национальное примирение являются актуальной проблемой, в связи с разрешением острых, социально-экономических, политических и идеологических конфликтов, предотвращения экстремистских и других радикальных тенденций, террористических актов, подобно событиям в Нью-Йорке, Москве, Турции и в других странах мира. Эти явления могут привести к катастрофе различного масштаба, требуют от политиков постоянного и пристального внимания к вопросам демократизации политических отношений не только в рамках отдельных государств, но и в процессе установления и развития межгосударственных связей.

Бесспорно, что человеческое общество, как таковое «в наличии» не существует потому, что состоит и формируется из различных общественных отношений. В процессе своего развития в нём преобладающую роль играют то экономические, то политические отношения. В первобытном обществе преобладающую роль играли кровнородственные, в средневековом феодальном — религиозные, в капиталистическом - политические отношения, но все они по своей природе были связаны с насильственным разбогатением экономики и захватом чужих территорий разными путями и средствами.

Начало XXI века характеризуется повышением возросшей роли политики и политических отношений в жизни общества, ибо большинство стран и государств приобрели реальную независимость и суверенитет для которых на данном этапе своего развития очень важны были не только экономические, но и политические отношения, обеспечивающие их национальной и государственный менталитет.

Известно также, что для Таджикистана это время было самым трудным и сложным. Спустя тысячелетие, республика и таджикский народ приобрели независимость, национальный суверенитет, для которого мирное развитие было необходимо как воздух. Однако, этому пути всячески мешали различные противоборствующие силы, в конце концов приведшие к братоубийственной войне, значительному социально-экономическому ущербу народного хозяйства и тысячам человеческих жертв.

Республике предстояло разрешить, наряду с повседневными делами ряд родовых, клановых, региональных и межнациональных конфликтов, которые постоянно создавали вражеские силы, с целью помешать мирному, свободному развитию Таджикистана.

Именно в это время народ Таджикистана и Правительство республики нашли силы и возможности разрешить катастрофический конфликт мирным путём, путём компромисса и согласия, выработали развёрнутую Концепцию национального примирения, фундамент которого заложила историческая ХУ1 Сессия Верховного Совета страны, проходившая в 1992 году в городе Ходженте, 10-летию которой посвящена специальная фундаментальная работа «Основы новейшей государственности».

Правительство Таджикистана с первых дней предложило Концепцию национального примирения, как идею упорядочения регионального разногласия, согласно которой, споры не должны были решаться с применением силы. Следовательно, для таджиков мир и национальное единство были самыми главными целями и задачами, на решение и достижение которых были направлены все усилия. Неслучайно все народы, проживающие в Республике Таджикистан, горячо и искренне поддерживали политику, проводимую Президентом и Правительством республики.

И, сегодня, не случайно восприятие за рубежом наших больших социально-экономических и духовно-культурных успехов, имеющих не только научное, но и важное практическое значение. Если раньше в их научный обиход всё чаще входили такие понятия, как «крах», «кризис», «саботаж реформы», «социальные конфликты» и т.д. по отношению к нашей республике, то в настоящее время опыт Таджикистана является объектом особого внимания западных и американских политологов, социологов и историографов.1

Процесс обновления экономики и Таджикского государства заявляет, что зарубежные политологи более объективно должны отражать в своих исследованиях эти обратимые социально-экономические и политические успехи. В этом и заключается значение и актуальность темы диссертации, в пользе осуществления Программы Концепции национального согласия и примирения как феномена демократизации всех процессов обновления и развития таджикского общества.

Актуальность настоящей диссертационной работы определяется ещё и тем, что она недостаточно ещё исследована в таджикской и мировой науке и литературе. В пропаганде и изучении её во многих конфликтогенных странах и регионах современного мира значительно облегчило бы их борьбу и обеспечило бы мирное решение проблем и конфликтов в обществе.

Степень научной разработанности темы. Как уже выше отмечалось, процессы достижения Таджикистаном национального примирения, независимости и государственного суверенитета в результате успешного преодоления гражданской войны и разрешения всевозможных внутренних и внешних конфликтов стали предметом пристального внимания большинства обществоведов стран СНГ и, особенно, учёных Таджикистана. Многие учёные посвятили свои исследования переговорным процессам, их политическим и нравственно-гуманистическим аспектам; внимание части учёных и специалистов политологов было обращено вопросам опыта достижения компромисса и согласия. Политологи больше всего изучали политические процессы национального примирения, историки - прошлое

1 См. например, большое количество трудов, изданных в последние годы политологами, как А.Бенниксена, З.Бзежинского, Р.Пейпса, М.Ривкина, С.Хедлина, Е.Ховфмана и др., в которых значительное место занимают позитивные суждения и некоторые реальные успехи Таджикистана в поствоенном пространстве и эпохах. культурное наследие и его современное значение, философы посвящали свои труды духовным проблемам и закономерностям становления и развития республики, экономисты — созданию переходной экономики и рыночным отношениям Таджикистана и т.д.

Так, в трудах таких известных учёных стран СНГ, как А.А.Безгулов, О.Н.Быков, М.Ю.Бородай, Д.И.Давыдов, Н.И.Дорожин, В.Н.Дохин, А.Г.Здравомыслов, Л.Р.Полянская, Г.М.Штаракс1 и ряде других рассматриваются политические, философские, правовые, исторические, антропологические аспекты проблем национального примирения вообще и Таджикистана в частности.

Существенный вклад в разработку теории и практики независимости и суверенитета различных наций и народов, их историческое и культурное наследия внесли такие известные учёные, общественные деятели и специалисты, как Б.Г.Гафуров, С.Айни, М.Турсунзаде, Э.Ш.Рахмонов, С.Ю.Данилов, М.И.Одинцов, А.К.Понамарев, И.К.Галько, Е.Н.Копелев, л

О.Г.Космач, А.В.Гадунов, В.С.Коморовский и другие. В их научных трудах на основе социально-исторического опыта прослеживаются и анализируются основные факторы и историческая необходимость приобретения

1 Безгулов A.A. Суверенитет советского народа. -М.: Юридическая литература, 1975; Быков О.Н. Национальная безопасность России (геополитические аспекты). М., 1997; Бородай М.Ю. Пути становления национального единства II Наш современник. 1995, № 1; Давыдов Д.И. О правовом обеспечении противодействия преступности на территории государств СНГ. В кн.: Вестник международных Ассамблей, № 2, -Санкт-Петербург, 1999; Дохин B.H. Личность, общество, государство: Проблемы развития гражданского общества. -М., 1992; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. -М., -1996; Полянская Л.Р. Мусульманские Республики СНГ: проблемы взаимодействия ислама и государства // Россия и современность. — М.: Мир, 1995, № 1; Штаракс Г.М. - Социальные противоречия. - M., 1997 и др.

2 Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1998; Айни С. Воспоминание в 4-х томах. Душанбе, 1952; Турсунзаде М., Серия работ о независимости Индии. Москва-Душанбе, 1954; Рахмонов Эмомали. Таджики в зеркале истории. Книга первая «От арийецв до саманидов», Душанбе-Лондон, 2001; Данилов С.Ю. Правовое демократическое государство: Очерки истории. -М., 1997; Одинцов М.Ц. Россия строит светское государство (1985-1997) II Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М., 1997; Понамарёв А.К. Вопросы о конституционной модели государственного суверенитета. Право и жизнь. -M., 1998; Галько И.К., Космач E.H., Копелев О.Г. Демократизация и борьба идей. -Минск, 1989; Годунов A.B. Эволюция политической культуры как фактор модернизации современной российской государственности. -M., 1997; Камаровский B.C. Выборные кампании в системе институтов демократии современного российского общества // Политология: взгляд на современность. - М., 1995, №5 и др. национальной независимости, суверенитета.

Весомый вклад в исследование проблемы национального согласия и примирения как феномена демократизации общества внесли учёные, политологи и специалисты Таджикистана. Всю литературу, в которой содержатся сведения по Концепции общественного согласия и национального примирения этого периода исследования можно разделить на несколько групп по аспектам их исследования.

Так, одну из групп составляют работы, посвященные событиям, происходящим в разные годы исследуемого периода в Таджикистане.1

Разные его аспекты и проблемы затрагиваются в трудах и выступлениях Президента страны Э.Ш.Рахмонова. Именно он, был инициатором осуществления концепции национального примирения в Таджикистане.

Известно, что без обеспечения мира и согласия в целом по стране нельзя было добиться мирного созидательного труда. Поэтому, глава государства все свои знания, опыт и силу направил именно для разрешения конфликта и установления полного мира в Таджикистане, а его результаты отразились в его трудах и докладах.

Вместе с тем следует отметить, что десятки трудов Президента Э.Ш.Рахмонова, посвященных миротворческому процессу, не только были изданы внутри страны, но и переводились на разные языки мира и вышли в л свет в городах: Москва, Алма-Ата, Лондон. Полный перечень всех выступлений Президента страны также был издан в 4-томах, которые имеют

1 См например «Основа новейшей государственности. М., «Радуница», 2002; Материалы П-ой Международной конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке», Душанбе, 1997 и ряд других.

Рахмонов Э. - Юбилей независимости и второй всемирный форум таджиков. -Душанбе, «Ирфон», 1993; Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. -Душанбе, «Ирфон», 1995; Таджикистан на пороге будущего. -М., ИТАР-ТАСС, 1997; Таджики в зеркале истории. -Душанбе, «Ирфон», 1997; Молодёжь - будущее суверенного Таджикистана. -Душанбе, «Ирфон», 1997; Долгий путь к миру. -Душанбе «Шарки Озод», 1998; Ман ба Шумо сулх меоваарам (Я принесу Вам мир). -Душанбе, «Авесто», 1998; Главное - верховенство закона. -Душанбе, «Ирфон», 1999; Наша цель - единство, согласие, созидание! -Душанбе, «Ирфон», 2000; Доклад на семнадцатой сессии Верховного Совета РТ 25 июня 1993 г. -Душанбе, «Ирфон»,1993; Мы обязаны искоренить преступность.Душанбе, «Авесто», 1999.

3 Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. В 4-х томах. Душанбе, «Ирфон», 2001. большое научно-практическое и пропагандистское значение.

Другими источниковедческими базами служат труды работников Исполнительного Аппарата Президента Республики Таджикистан, работавших тогда в разных комиссиях по переговорному процессу и национальному примирению в республике.1 За эти годы по вопросам межтаджикского конфликта и его урегулирования был издан и ряд других работ, среди которых ценными являются труды В.И.Бушкова, Д.В.Микульского, Г.Кургиняна, К.Расулова, М.Гулахмедова и других, исследуемых разные аспекты национального согласия и примирения как феномена демократизации общества.

Другую группу источников составляют аналитические работы учёных-историков, политологов, социологов, где исследуются процессы общественно-политического развития, даются ценные данные и обобщаются отдельные аспекты исследуемой темы.3 Вопросы межтаджикского урегулирования и некоторые теоретическое вопросы были разработаны А.Махмадовым, М.Олимовым, А.Имомовым, И.Д.Звягельской, Ф.Т.Тахировым, Т.Н.Назаровым, С.Фаттоевым,4 и другими учёными.

Третью группу источников составляют специальные исследования, которые являются наиболее близкими к исследуемой нами теме. Из них

1 См. например Усманов И. Моменты из созидательного мира. Душанбе, «Ирфон», 1999; Саидов 3. Таджикистан: внешняя политика и массовая информация (1993-1995 гг.), Душанбе, 1995; Один год Президента Рахмонова Э. (По материалам Российского информационного Агенства «Интерфакс» за 1997 год). Душанбе: «Шарки Озод», 1998; Саидов 3.,Таштемиров М. Дорогой мира и согласия. Душанбе, 1997 и др.

Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996; Таджикская революция и гражданская война (1989-1994 гг.), -М.,1995; Кургинян Г. Таджикский узел // Советская Россия, 1993, 29 июля; Расулов K.P., Гулахмедов М.Г. Национальные и политические процессы независимости Таджикистана. -Душанбе, «Матбуот», 2001.

3 См. «Основа новейшей государственности», под ред.Председателя Маджлиси Милли, Маджлиси Оли Республики Таджикистан Убайдуллоева М. Москва, «Радуница», 2002,416с.

4 Махмадов A.H. Социология конфликта. -Куляб, 1995; Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта. // Центральная Азия, 1997, № 5; Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы. // Центральная Азия, 1998, № 2; Звягельская И.Д. Состоится ли тадж.урегулирование //Центральная Азия, 1997, № 4; Тахиров Ф.Т. -История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.); Назаров Т.Н. Таджикистан: горизонты настоящего будущего. Нью-Йорк, 1999; Фаттоев С. Дорога к миру необратима. Душанбе, «Шарки Озод», 1998. можно выделить исследования в виде кандидатских диссертаций Е.В.Белова и С.В.Махониной , Саймуддинова Ш.1, в которых особое внимание уделено опыту переговорного процесса в Таджикистане и военно-патриотическому союзу Республики Таджикистан с Российской Федерацией. Другой подобной диссертационной работой является монография С.Фатоева. Однако, в этих исследованиях сам процесс осуществления Концепции национального примирения и его этико-нравственные аспекты остаются вне поля зрения исследования.

В следующую группу источников входят материалы, изданные межпарламентской Ассамблеей СНГ, Ахбори Маджлиси Оли, Информационные бюллетени Департамента Информации Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, Информационные листки Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане, «Сборник международных актов по правам человека»3 и ряд других.

Таким образом, изучение и анализ опубликованных работ показывает, что учёными стран СНГ и Республики Таджикистан в научно-теоретическом и аналитическом плане проделана большая работа в исследовании и обобщении исторического опыта по различным проблемам Концепции национального примирения. И они, безусловно, оказали определённую помощь автору в исследовании закономерностей и противоречий процесса достижения национального согласия и примирения в условиях суверенной Республики Таджикистан.

1 Белов Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта 1993-1997 гг.; Автореф.дис.канд.истор.наук. -Душанбе, 1999; Махонина C.B. Военно-патриотическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 1993-1999 гг.: исторический опыт и уроки. Автореф.дис.канд.полит.наук. -Душанбе, 2001; Саймуддинов Ш. -Национальное примирение в Таджикистане и его современное значение. Авторфер.дис.канд.полит.наук. -Душанбе, 2002.

2 Фатгоев С.С. Социально-политические конфликты в современном обществе (Опыт Таджикистана). Монография. Душанбе, 2001.

3 Информационный бюллетень СНГ, № 23. -Санкт-Петербург, 2000; Вестник межпарламентской Ассамблеи, № 2. -Санкт-Петербург, 1999; Там же, № 1. -Санкт-Петербург, 2000; Там же, № 3, -Санкт-Петербург, 2000; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, №№ 6, 7, 9, 10, 11. -Душанбе, 2000; Сборник международных актов по правам человека. -Душанбе, 2000; Новые Законы Республики Таджикистан (Сборник), Часть 1, - Душанбе, 1991.

Отводя большое внимание политическим процессам, из поля зрения выпали такие важные моменты, как этико-нравственные, гуманистические стороны программы национального примирения.

Однако, следует отметить, что несмотря на наличие большого количества трудов по данному направлению, ещё недостаточно полно исследованы проблемы вопросов и противоречий процесса достижения национального примирения, дальнейшее его выполнение в условиях суверенного Таджикистана. В этих исследованиях, к сожалению, не даны научно-философские понятия «Концепция национального примирения», «Переговорный процесс», «Демократизация как феномен национального примирения». Известно, что процесс достижения национального примирения имеет свои специфические особенности. Анализ литературы показывает, что всё ещё остаётся много нерешенных проблем и дискуссионных вопросов, касающихся противоречий достижения и укрепления национального примирения в Таджикистане, требующих дальнейшего исследования, особенно нравственные и гуманистические аспекты, составляющие основные компоненты программы народного согласия и национального примирения. На основе анализа всех этих вышеуказанных, взятых в совокупности источников, нами предпринята попытка исследования особенностей достижения национального согласия и примирения в Республике Таджикистан, как феномена демократизации общества современного Таджикистана.

Цель и задачи исследования. Основной целью научного исследования является то, что с позиции современной политологической науки, необходимо изучить таджикский переговорный процесс и опыт осуществления концепции и политики национального примирения в Таджикистане, мирных средств достижения компромисса и народного согласия, основанных на принципах гуманизма и человеколюбия, составляющих основные аспекты Концепции национального примирения.

В диссертации особое место уделено Международным внешним и внутренним, основным особенностям программы национального примирения, процессам межтаджикского диалога, договорному процессу и его последствий в постконфликтном периоде. Большое место в работе по осуществлению курса национального примирения отведено роли и месту международного сообщества, особенно постоянной помощи и вниманию со стороны ООН, ОБСЕ, различных международных организаций и учреждений, способствующих в короткое время обеспечить мирный процесс в Республике Таджикистан.

В диссертации показано, что осуществление Концепции народного согласия и национального примирения составляет основной феномен дальнейшей демократизации таджикского общества и приобретение государственного статуса демократического, независимого, правового, светского государства в нашей стране.

Исходя из вышеизложенного, автор стремился разрешить следующие важные задачи: исследовать и раскрыть основные причины, способствующие возникновению местнических, клановых, родовых, национальных межэтнических конфликтов;

- выявить внешние и внутренние факторы возникновения идеи и базы народного согласия и примирения в таджикском обществе;

- исследовать и раскрыть общее, особенно в Концепции национального примирения в Таджикистане и его отличия от подобных процессов и концепций в ряде конфликтогенных стран;

- раскрыть и показать в процессе осуществления национального примирения аспекты и факторы нравственно-этических принципов, приводящих к согласию и миру;

- дать глубокий посильный анализ различных раундов, этапов, сложных и противоречивых моментов в составлении договорных процессов и их правовых и нравственных сторон в документах Концепции национального примирения;

- изучить, исследовать и оценить роль, место и позиции международных организаций, стран-гарантов и иностранных инвесторов в урегулировании межтаджикского конфликта и успешного осуществления Концепции национального согласия и примирения в столь короткое время;

- специально изучить и обобщить в диссертации место, роль и однозначность позиции ООН, его секции и руководителей в осуществлении мира и народного согласия и дальнейшее его развитие по пути демократизации всех процессов общественной жизни, укреплению независимости и суверенитета Таджикского национального государства;

- анализировать социально-экономические, политические и культурно-духовные достижения Таджикистана в постконфликтном периоде его развития; на основе имеющихся документов, материалов и опубликованных работ, прогнозировать дальнейший путь развития и обновления республики, являющихся последствиями в осуществлении всесторонней демократизации таджикского общества как феномена государственной политики в достижении мира и согласия в стране; и, наконец, по результатам исследования обобщить положительный опыт, достигнутый мирного процесса в стране, для его использования международным сообществом в других сопредельных странах и регионах мира по рекомендации ООН как «уникальный пример многим другим странам, явившись вкладом Таджикистана в историю миротворчества».1

Научная новизна диссертации. Диссертационное исследование

1 Процитировано из «Народной газеты», газ., 2001,7 июня, -СЛ. является специальной работой по политологии, посвященной разработке, осуществлению, и положительного опыта в осуществлении в кратчайший срок Концепции народного согласия и национального примирения и в таджикском обществе.

В ней впервые исследуются этико-нравственные и гуманистические стороны и аспекты переговорного процесса в осуществлении и достижении мира в Таджикистане не исследованных и выпавших из поля зрения некоторых предыдущих исследователей подобных проблем и вопросов в политологическом плане.

В диссертации в широком плане и специально выделяется и показывается диапазон процессов демократизации многих отраслей производства и общественной жизни как феномена и составного направления в осуществлении и политики национального примирения.

Во время исследования нами обращается специальное внимание роли, месту и позиции таких международных организаций как ООН, ОБСЕ и другим, игравшим большое значение в осуществлении программы национального примирения в Таджикистане, опыт которого теперь признан всемирным сообществом, на основе научного анализа, имеющихся документов, материалов и опыта.

В диссертационной работе впервые сделана попытка определить, конкретизировать и дать научно-философское понятие таким общественным явлениям, как: «Внутритаджикский конфликт», «Национальное примирение», «Договорный процесс», «Концепция национального примирения и народного согласия» и т.д., что не было сделано в предыдущих исследовательских работах.

Новизной диссертации являются прогностические обобщения, выводы и конкретные предложения по дальнейшей демократизации всех сфер общественного развития в республике, непременно приводящих общество от переходного периода к зарождающемуся гражданскому обществу в

Таджикистане, о котором справедливо говорил Президент страны Э.Ш.Рахмонов в своём докладе к 12-летию Независимости республики.

Новизной кандидатской диссертации также является и то, что на основании тщательного изучения существующих источников освещается широкий круг проблем и вопросов, касающихся концепции мира, её места и роли во всех сферах жизни таджикского общества. Кроме того, выработанная концепция национального согласия и примирения народов Таджикистана, как уже выше сказано, стала уникальным опытом для изучения многими международными организациями, и плоды которого могут бесспорно быть переняты во многих конфликтогенных регионах мира. Поэтому в работе даётся комплексный анализ социально-политических факторов, обусловивших дальнейшее укрепление программы национального примирения в Таджикистане по пути развития независимого, демократического, правового общества светского характера.

Методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации являются принципы историзма, их основополагающие законы, диалектические концепции общественной жизни вообще и конкретные проявления их в общественной и социально-политической жизни Таджикистана, в частности. В качестве методологической основы использован логический, системный, социологический, структурно-функциональный анализ, исторический и диалектический подход, а также методы сравнительного анализа различных сфер и отраслей общественной и политической жизни, дающих простор для научного исследования. В работе автор в основном опирался на методологические положения и выводы, содержащиеся в трудах ведущих таджикских, российских и некоторых зарубежных учёных, исследующих данную проблему и концепцию.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней впервые анализируются качественные и количественные сдвиги, произошедшие в Таджикистане за 12 лет независимости и суверенитета. Значимость исследования также заключается в том, что в нём теоретически и практически раскрываются основные направления идейно-политических, социально-экономических, этико-нравственных компонентов Концепции национального примирения, от успешной реализации и осуществления которых, зависел и ныне зависит дальнейший процесс развития внешней и внутренней политики Республики Таджикистан, не только на региональном уровне, но и в международном масштабе.

Отсюда основные положения, выводы и рекомендации, освещенные в диссертации, могут быть использованы внутренними, международными заинтересованными организациями, специалистами, и исследователями, а также его конкретные предложения могут быть применены в работе органов общественной и государственной власти при разработке и реализации национальной и социальной политики, дальнейшего совершенствования и укрепления независимости, согласия и мира, прогресса демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

Все положения, обобщения и выводы диссертационной работы могут быть использованы при комплексном изучении и анализе сегодняшнего постсоветского пространства в переходный период зарождающегося гражданского общества в Таджикистане.

Результаты исследования могут быть применены в качестве материала при дальнейшем исследовании и прогнозировании национальной, внутренней и внешней политики, национальных отношений в Республике Таджикистан и стран СНГ.

Выводы и рекомендации могут найти применение при разработке и написании учебных программ и курсов, написании учебников и учебных пособий по политологии, истории, конфликтологии, при составлении методических Советов и рекомендаций для студентов и учащихся, изучающих эти предметы. Рекомендации и предложения, сделанные в диссертации могут быть использованы также в научной педагогической и пропагандистской работе среди молодёжи и населения.

Апробация работы. Тема исследования «Национальное согласие и примирение - феномен демократизации общества (из опыта Таджикистана)» обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им.К.Джураева. Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе, на лекциях и практических занятиях по курса философии, политологии, конфликтологии, права в Таджикском государственном педагогическом университете им.К.Джураева. Основные положения и результаты отражены автором в брошюре « Роль мирового сообщества в осуществлении Концепции национального примирения в Таджикистане», 2 п.л.; в статьях: «Роль России в стратегическом партнёрстве суверенного Таджикистана», 0,6 п.л., «Роль и место ООН в осуществлении Концепции национального примирения в Таджикистане», 0,7 п.л. и в ряде докладов и выступлений на научно-теоретических и научно-практических республиканских, межвузовских конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальное согласие и примирение-феномен демократизации общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя общий итог исследования мы рассмотрели чрезвычайно сложную и в то же время наиболее актуальную для современных условий проблему национального согласия и примирения в Таджикистане, как образец разрешения внутринационального конфликта для мирового сообщества.

Исследование данной проблемы показывает, что в канун обретения своей независимости Таджикистан встретился со многими сложными трудностями. С приобретением независимости шла беспрерывная митинговая демократия, которая привела к началу гражданской войны. Анализ практического опыта доказал, что противостояние клановых элит, отсутствие чёткой демаркации границ между государствами Центральной Азии, дух соперничества между странами региона, массовое обнищание и маргинализация значительной части населения и другие факторы, были из числа тех особенностей, которые ощущали в эти дни страны региона, в том числе Таджикистан среди них.

Позднее, вспоминая эти процессы, Президент страны Э.Ш.Рахмонов говорил, что изучив мировой опыт государственности политические, экономические и социальные факторы управления, мы избрали строй, основанный на справедливости и свободомыслии, путь построения правового, светского и демократического общества. Нам пришлось, в соответствии с политической обстановкой, общественными традициями и психологией народа, избрать такую политику, которая спасла страну от опасности распада и позволила народу поверить в лучшее будущее. В результате этого развилось новое государственное мышление. В сознании народа получили сильное развитие чувства единства, общности судьбы, что стало прочной основой для формирования нравственной сущности национального единства и согласия в обществе».1

Таким образом, после достижения Общего Соглашения в июне 1997 года и взятия курса на укрепление постконфликтного периода развития страны, осуществление концепции национального примирения в Таджикистане показало, что без выработки общенациональной идеи, которая объединяла бы все слои населения к единой цели, нельзя было идти дальше к более благородным целям в развитии республики и решении Программы Национального примирения.

Переговорный процесс и урегулирование межтадикского внутринационального конфликта немыслим был без участия миротворческих сил ООН, Коллективных миротворческих сил (KMC) стран СНГ и других международных организаций и учреждений.

Участие дружественных стран, прежде всего России и других соседних государств Центральной Азии в достижении стабилизации положения, было необходимым условием устойчивого развития страны. Надо особо подчеркнуть, что зрелая, устойчивая и целенаправленная политическая направленность Президента страны Э.Ш.Рахмонова, которая последовательно вела за собой всю страну, объединила народы Таджикистана, мобилизовала все силы и средства для достижения и укрепления самого ценного — мира, без достижения которого невозможно было дальнейшее развитие и демократизация социально-экономических процессов страны.

Известно, что независимость республики означает, прежде всего, самостоятельное определение внутренней и внешней политики, правильное решение стратегически выгодных задач, обеспечение хозяйственной самостоятельности и т.д. Поэтому наша республика как и любое суверенное и независимое государство сегодня в мире всё больше стремится к

1 См.: Народная газета. 2000,12 октября. объединению всех своих материальных , финансовых, научно-технических ресурсов, вплоть до полной концентрации своей деятельности, с целью создания благоприятных условий экономической и политической стабильности развития.

Не случайно, в сложные дни Таджикистана Президент и Правительство смогли вооружить народ идеей общественного согласия и национального примирения и направить все усилия и внимание народа в нужное направление, где народ республики под знаменем этих идей добился больших успехов в социально-политической, экономической и культурной областях.

Осознавая свою роль в решениях проблем, связанных с достижением национального мира и согласия, а также с целью воспитания и возрождения чувства национального самосознания и гордости, глава государства заложил прочный фундамент по приданию знаменательным событиям формы традиционных празднеств, в частности 1100-летия образования государства Саманидов, 90-летия академика Б.Гафурова, Закона о языке, годовщины образования независимости республики, Конституции и многих других. Эти знаменательные даты и праздники, с одной стороны, «имели древние, нравственные, исторические, моральные и идейно-философские ценности», с другой стороны, он убедил народ ещё раз вспомнить свою историю, взвесить допущенные ошибки и взять курс на формирование нового мышления и национального самосознания. Дело в том, что интерес к проблемам национального самосознания в политологии определился ещё в 40-х годах нынешнего столетия, когда определяющими факторами той или другой нации и народа обозначали наличие языка и национального самосознания. Достаточно бегло бросить взгляд на древне таджикские источники, чтобы убедиться в том, насколько развито было у далёких наших предков чувства патриотизма и любви к своей Родине. Доказательством этого являются творчества классиков таджикской литературы, насколько они были преданы чувствам любви к Отечеству, к традициям, обычаям и обрядам своих предков. Эти чувства любви, особенно выразительно выступают в их поэзии и другой творческой деятельности.

Так, например, видные восточные поэты, учёные и просветители: Рудаки, Фирдоуси, Балхи, Омар Хайям, Низами, Руми, Саади, Хафиз, А.Джами, А.Дониш, настоящие патриоты в своих произведениях они призывали к общенациональному единству перед лицом завоевателей. Проводили в жизнь принципы национальной и религиозной терпимости. Персидско-таджикская просветительская мысль, поэзия принадлежит всем народам Центральной Азии. Среди классиков мы найдём таджиков Рудаки и Руми, и азербайджанцев Низами и Хакани, и индейца Дехлави. Культура любого большого региона - всегда синтез. Этот синтез не обедняет никого. Он обогащает всех духовно и мировоззренчески.

Не случайно такие важные праздники, как Год пресной воды, Международный Форум таджиков в августе-сентябре 2003 года отмечали вместе с 1000-летием юбилея таджикского литературного классика Носира Хусрава Кабадиёни.

Выступая на межпарламентской Ассамблеи стран СНГ в 1999 году Президент республики Э.Ш.Рахмонов, касаясь вопроса определения пути развития страны сказал, что «там, где насильно навязывают чужые модели и схемы, там, как правило, проливается кровь и начинается война. На своем горьком опыте все здоровые силы Таджикистана пришли к убеждению, что мир обеспечивает только демократическое, светское государство, дающее полную свободу религии и различным идеологиям. При этом мы ясно сознаём, что ни одна из них не должна господствовать. Государство будет делать всё, чтобы под прикрытием религии или идеологии не было проявлений экстремизма.1

1 Рахмонов Э.Ш. - 1100-летие образования государства Саманидов. В кн.: Вестник межпарламентской Ассамблеи. № 2, -Санкт-Петербург, 1999, -С.55.

Уроки примирения в Таджикистане, как подчеркивают многие исследователи, несмотря на его положительные и отрицательные моменты, при всей их противоречивости представляют для мировой практики бесценный опыт. Поэтому, на наш взгляд, из всего сказанного можно сделать нижеследующие выводы, которые могут быть полезны для анализа и прогнозирования событий, возникающих в конфликтогенных регионах мирового сообщества:

Это, во-первых, метод осуществления концепции национального примирения, его уроки станут образцом разрешения конфликтов не только в Центральной Азии, но и в других уголках планеты, которые находятся на грани противостояния непримиримых сторон.

Во-вторых, применение способов разрешения конфликтов и особенно в его постконфликтный период ведёт общество к стабильности и нормальному развитию. Этот пример учит других, что без соблюдения многих необходимых внешних и внутренних норм нельзя вести взятый курс до конца и правильно.

В-третьих, характер противоречий, внешние и внутренние причины, не целесообразность использования насилия, как было в Таджикистане, помогут многим государствам. Находящимся на грани конфликтного состояния, избежать кровопролития и указать пути выхода из создавшегося положения, путем компромисса и согласия.

В связи с этим, Концепция национального примирения оставила будущим поколениям свои уроки. Об этом всегда говорили старейшины, выдающиеся политики и все те, кто активно и упорно участвуя в реализации её положений, создали условия для осуществления мирного процесса. Героизм, мужество и преданность этих людей навеки останутся на страницах истории создания и реализации Концепции национального примирения. В сложные дни, не щадя своих жизней, когда отсутствовали даже крошечные гарантии безопасности, они выбрали местом встречи самые «горячие точки», где днём и ночью шло противостояние непримиримых сил, потому, что эти люди действительно оставались верными своим идеалам, своему народу и всеми силами стремились встать на путь мира и не допускать распространения зла и войны. Они действительно были патриотами своей Родины.

Во многих горячих точках планеты десятилетиями продолжается братоубийственная, гражданская и прочая война: Чечня, Абхазия, Нагорный Карабах, Косово, Македония, Албания, Афганистан, Израиль, Палестина и др. Каждый из этих конфликтов имеет свои корни и решаются они с учётом своих особенностей и условий. Национальное примирение таджиков явно показало, что урегулирование конфликта должно решаться между ей участниками без вмешательства извне и ненасильственными мирными методами. Диктовки внешнего мира и навязывание сил во многом будут усложнять внутриполитические процессы конфликтов и их разрешений.

Поэтому, неоценимое значение национального примирения заключается, на наш взгляд, и в том, что оно впервые выработало и предоставило мировому сообществу новую модель разрешения конфликтов без насилия.

Изучение и анализ данной проблемы дали нам возможность сделать вывод о том, что происходящие в мире за последние десятилетия конфликты показали, что где бы противостояния не происходили, они имеют определенные фазы развития: побуждение, противостояние, враждебность, разъединение, конфликт, компромисс, согласие, урегулирование, разрешение и сотрудничество. Они всегда происходят согласно диалектическому закону единства и борьбы противоположностей, когда в начальном периоде возникает в единичных явлениях противоположные стороны, их различия, а потом они превращаются в противоположные, противоречивые стороны, а позже составляют конфликт, который необходимо разрешить.

Жизнь показывает пути и методы разрешения конфликтов, которые заключаются в отказе, откладывании переговоров, третейском разбирательстве и, в конечном счёте, согласия и примирения. Другого пути нет. В крайнем случае, невосприятие хотя бы одного из этих методов и правила диалектической концепции философского закона в итоге приводит к полному уничтожению нации.

Успешно решая все свои конфликты Республика Таджикистан, начиная с 1991 года, не только стала независимым и суверенным государством, но и была принята как полноправный член мирового сообщества. Сразу же после прекращения огня Таджикистан стал членом крупных международных финансово-экономических организаций, установил дипломатические и торгово-экономические отношения с дальними и ближними странами.

За годы независимости республика провела огромную работу по правовому обеспечению рыночных отношений, повышению благосостояния граждан, принятию ряда законов и кодексов: гражданского, земельного, трудового, семейного, уголовного, таможенного и других, свидетельствующее о том, что страна вошла в международно-правовое пространство.

Теперь Республика Таджикистан является государством, которое уже широко признана на международном уровне. За сравнительно короткое историческое время в Таджикистане достигнуты мир и национальное единство, и он уверенно шагает по пути больших преобразований. Важнейшие политические мероприятия, проходившие в конце 90-х годов XX века, в частности, проведение Всенародного референдума по внесению поправок и изменений в Конституции Республики Таджикистан, выбор Президента республики и нового профессионального парламента на многопартийной основе, проведение в Душанбе саммитов Центро-Азиатского экономического сообщества и Шанхайского форума подтверждают необратимость происходящих в стране процессов постконфликтного укрепления мира и национального единства народов Таджикистана.

Подводя общий итог исследуемых проблем можно ли убедительно ответить на вопрос: разрешён ли конфликт в Таджикистане?

Во-первых, в стране уже много лет царят мир и спокойствие; во-вторых, представители бывшей оппозиции включены в состав правительственных органов и местных хукуматов, а традиционные исламские ценности, институты и праздники получили своё юридическое закрепление, способствующее установлению чёткой границы между политикой и религией, между духовной и светской жизнью, как необходимого условия для совмещения ислама и демократического развития страны; в-третьих, в Таджикистане успешно осуществлён ряд демократических преобразований, основными элементами которых являются свободные выборы, предполагающие не только мирную конкуренцию интересов различных групп, но и борьбу за увеличение своего электората, требующую учёта интересов простых избирателей, что неизбежно привело к трансформации радикальных политических сил в умеренные и позволило им заручиться поддержкой 7% голосов избирателей на парламентских выборах. Свободные выборы выявляют реальное положение политических сил в стране и их возможность быть представленными во властных структурах. Результаты парламентских и президентских выборов убедительно показали, что единственной возможностью для партии политического ислама, как и других политических партий, стремящихся к упрочению своего положения на политической арене может быть только демократия, создающая необходимое для существования и свободного, компромиссного сотрудничества разнородных политических сил в едином политическом пространстве страны, условие.

Апробированные в процессе мирного урегулирования конфликта демократические принципы толлерантности, коллегиальности и ответственности в принятии решений становятся доминантой демократического развития постконфликтного Таджикистана, ориентирующие на достижение национального согласия и примирения в стране. Вместе с тем, сложившееся в республике соотношение политических сил, гегемония партии власти может привести к стремлению доминировать, чем сотрудничать с противостоящим ей меньшинством, поэтому политическим силам следует не упиваться установленным в стране миром, а направить все свои усилия на достижение устойчивого человеческого развития как необходимого условия демократизации общества и консолидации нации. Важно чёткое понимание того, что неудача и успех демократического процесса - это неудача и успех всех его субъектов.

Демократический выбор явился результатом стремлений к расширению прав человека и улучшению благосостояния народа. Если с первой задачей удаётся справляться и в Таджикистане уже «достигнут определённый прогресс в области усиления человеческих прав»1, то плохая решаемость второй задачи может поставить под сомнение достижение общей цели — демократизации общества и национального сплочения.

Трудности социально-экономического характера могут стать источниками экстремистских проявлений и новых социально-политических конфликтов, поэтому от правильного решения социально экономических проблем будет зависеть решение проблемы войны, согласия и мира в Таджикистане.

Бедность и усиливающаяся экономическая дифференциация населения по прежнему остаются конфликтогенными факторами в условиях постконфликтного Таджикистана, поэтому приоритетной представляется чёткая разработка социально-экономической стратегии развития, обеспечивающей переход от тотальной бедности к относительно высокому уровню благосостояния граждан посредством формирования устойчивой предпринимательской среды, принятия мер, направленных на развитие Таджикистан: Межведомственное консолидированное обращение.2002. -Нью-Йорк и Женева: ООН, 2002, -С.8. бизнеса и вовлечения граждан в сферу рыночной экономики, установления баланса предпринимательской инициативы и государственного регулирования экономики, совершенствования механизмов социальной защиты уязвимых слоёв населения, сокращения масштабов коррупции государственных учреждений.

Необходимой основой вовлечения граждан в сферу рыночной экономики и формирования устойчивой предпринимательской среды, по нашему мнению, являются:

- совершенствование налогово-бюджетной политики, направленное на стимулирование предпринимательской деятельности;

- упрощение процедур и обеспечение прозрачности государственных учреждений, выдающих лицензии и другие документы, необходимые для предпринимательской деятельности граждан;

-совершенствование законодательной базы предпринимательства с учётом международного опыта, собственной национальной специфики, а также ошибок и просчётов, уже допущенных в этой сфере деятельности.

Указанные меры позволят расширить экономические возможности, в том числе социально-уязвимых слоёв населения, способствуя тем самым расширению их прав.

Особый костяк социально-уязвимого населения страны составляет интеллигенция. Представляя собой «потенциально наиболее оппозиционную силу, способную распространять любые, в том числе революционные идеи в обществе, интеллигенция должна занять достойное место в структуре, формирующегося среднего класса страны. Игнорирование интересов интеллигенции чревато самыми катастрофическими последствиями.

Важное значение в процессе демократического развития общества приобретает борьба с коррупцией. Мелкая коррупция в системах государственных учреждений ложится в основном на плечи бедных слоёв населения, не имеющих ни средств, ни связей. Борьба с коррупцией должна включать в себя: - упорядочение административных процедур и стимулирование государственных служащих; - усиление контроля над органами государственного управления со стороны политической элиты страны; - законодательное закрепление обязательности распространения через самые доступные средства массовой информации сведений об обязанностям, бюджетных ассигнованиях, расходах и т.д., позволяющее населению контролировать деятельность государственных учреждений.

Доступ к информации и создание действенного контроля над деятельностью государственных учреждений способствуют как сокращению уязвимости, так и всех её негативных последствий.

Только создание эффективной системы социальной защиты уязвимых слоёв населения, преодоление уязвимости и её последствий, повышение уровня жизни человека способны снизить потрясения экономических реформ, создав тем самым необходимые условие для продвижения демократического процесса и достижения национального согласия в стране, обеспечивающего преодоление переходного периода и формирования гражданского общества в стране.

 

Список научной литературыМансуров, Тилло Акилович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

2. Абдуллаев С., Сайфуллаев А. Президент Эмомали Шарипович Рахмонов. Вчера, сегодня и праздник Таджикистана. Худжанд,1997, -273 с.

3. Абдуллаев С.А.- Президент Э.Рахмонов и независимость Таджикистана // Народная газета. — 2001. 7 июня.

4. Азизова Н.Т. Внешнеэкономическая безопасность Республики Таджикистан: критерии и оценки // Экономика Таджикистана. — 2000, - № 1.

5. Алексеева Т.А., Кравченко И.И. Политическая философия: К формированию концепции // Вопросы философии. - 1994. - № 3, -С.3-23.

6. Асадуллаев И.К. — Экспансия подобия, демократия и Таджикистан. Душанбе, «Шарки Озод», 2002, 128 с.

7. Асадуллаев И.К. — Экспансия подобия (понятие, аспекты). Душанбе, «Хумо», 2003, 68 с.

8. Амонов Р. Факторы национального единения и возрождения Таджикистана (на тадж.яз.). -Душанбе, 1999,31 с.

9. Алимов Р. -Дорогой Мира и созидания (К десятилетию первого выступления Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова в Генеральной Ассамблеи ООН). «Народная газета», 8 октября 2003 года, -С.2.

10. Апресян Р.Г. Ненасильственные движения - их идеология и перспективы // Вопросы философии. 1992, № 8, -С.25-27.

11. Ю.Ахмедов Б. Прочность мира в Таджикистане — историческая необходимость // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. — Душанбе, 2001, -С. 164-165.

12. Айни С. — Воспоминание в 4-х т. Душанбе, 1952.

13. Безуглов A.A. Суверенитет советского народа. М., «Юридическая литература», 1975.

14. Белов Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993-1997): Автореф.дис. на соиск. уч.ст. канд.ист.наук. - Душанбе, 1999, -22 с.

15. Бестужев-Лада И.В. Человеческий фактор, его сущность и пути активизации // Научный коммунизм. -1988, № 3-4, -С.42-50.

16. Бородай М.Ю. — Пути становления национального единства // Наш современник, 1995, № 1.

17. Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996. 165 с.

18. Васильев К. Куда идут иностранные инвестиции // Азия плюс, 2001, 17 августа.

19. Василенко И.А. Политическая глобалистика. -М., 2000. 360 с.

20. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов A.B. — Русский народ в национальной политике XX в. М., 1998,448 с.

21. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки иосновные вехи формирования // Вопросы философии. 1991, № 7, -С.19-35.

22. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992, № 2, -С.3-25.

23. Галько И.К., Космач E.H., Копелев О.Г. Демократизация и борьба идей. Минск, 1989.

24. Гафарова М.К., Фомина В.А. Общественное сознание. -Душанбе, 2001, 143 с.

25. Гафуров К., Умаров X. Таджикистан в XX в.: О роли личности в новейшей истории и коренные задачи государства. -Душанбе, 1999,59 с.

26. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992, № 3, -С.72-81.

27. Годунов A.B. Эволюция политической культуры как фактор модернизации современной российской государственности. М., 1997.

28. Гулджанов М. — Место ООН в стабилизации положения в Таджикистане. В кн. «Место Таджикистана в новом международном порядке», Душанбе, 1997, 215 с.

29. Гусейнов A.A. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992, № 3, -С.72-81.

30. Давлатов С. О национальном примирении. Вестник педагогического университета. № 5, Душанбе, 1997, -С.42-46.

31. Давлатов С. Национальное примирение - основа развития страны. В сборнике материалов семинара «Местничество и его преодоление».Душанбе, 1997, -С.55-59.

32. Давлатов С. Историческое значение ХУ1-Сессии Верховного Совета в восстановлении мира в Таджикистане. Ж. «Шохрохи Вахдат», № 7-8, Душанбе, 2002, -С.5-10.

33. Давлатов С. Роль ООН в восстановлении мира в Таджикистане. Ж. «Шохрохи Вахдат», Душанбе, октябрь-ноябрь 2003 г., 0,9 п.л.

34. Давлатов Д., Набиев В. Движение национального единства и возрождения Таджикистана. Душанбе, 1997, -58 с.

35. Давыдов Д.И. О правовом обеспечении противодействия преступности на территории государств СНГ. В кн.: «Вестник международной Ассамблеи», № 2, Санкт-Петербург, 1999.

36. Дадабаева З.А. Таджикистан: Межнациональные отношения в период трансформации общества. Душанбе, 2000, -232 с.

37. Даль Р. — О демократии. -М., 2000.

38. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии, 1994, № 3, -С.37-48.

39. Джибладзе Г. Путь к ненасильственному миру. // Вопросы философии. 1992, № 8. -СД8-20.

40. Данилов С.Ю. Правовое демократическое государство: Очерки истории. М., 1997.

41. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996, -317 с.43.3оиров Д.М. Неотложные меры стран СНГ по борьбе с преступностью и незаконным оборотом наркотиков // Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 1996, № 2, -С.85.

42. Зоммер Т. Мечта о мире: 50 лет Организации Объединённых Наций // Германия. Политика, культура, экономика и наука. 1995, № 3, -С.11-13.

43. Имомов А. Конституционно-правовые проблемы развития Республики Таджикистан (1992-1998), -Душанбе, 1998.

44. Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы // Центральная Азия и Кавказ. - Швеция, 1998, № 2, -С.45-50.

45. Исматуллаев С. 22 миллиона беженцев - 22 миллиона искалеченных судеб // Бизнес и политика. 2001, 22 июня.

46. Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. —Душанбе, 2001, -320 с.

47. Камаровский В.С. Выборные кампании в системе институтов демократии современного российского общества // Политология: Взгляд на современность, № 5, М., 1995.

48. Касимов К. Экономика области вступила в фазу развития // Бизнес и политика, 2001,16 августа.

49. Кассезе А. Насилие, война и законность в международном сообществе // Современная политическая теория. М., 2001, -С.356-384.

50. Касымбекова Т. Мирный путь к власти // Народная газета. 2000, - 4 февраля.

51. Каюмов Н.К. — Меры по стимулированию экономического роста // Экономика Таджикистана, № 1, Душанбе, 2000, -С.57.

52. Коваленко В.П. — Проблемы международного кредитования интеграции Таджикистана в мировую экономику. В кн.: 1У Международная конференция «Прблемы устойчивого демократического развития Таджикистана», Душанбе, 1998, -С.67-68.

53. Кургинян Г. Таджикский узел // Сов.Россия. 1993. -29 июля.

54. Латифов Д. Политика национального примирения в Демократической

55. Республике Афганистан и Таджикистане: идентичность, различие, уроки // Бизнес и политика. 2001. - 16 марта.

56. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997, 320 с.

57. Ленин В.И. Против бойкота. ПСС„ Т. 16, 1976,54 с.

58. Мадамиджанова 3. — Роль политической элиты в межтаджикском конфликте // Материалы 1У Междун.науч.-практич.конф. «Проблемы устойчивого демократического развития Таджикистана». -Душанбе, 1998, -С.31-35.

59. Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1998, -С.408.

60. Материалы П-ой Международной Конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке», -Душанбе, 1997.

61. Маркс К. О Гаагском конгрессе / Маркс К, Энгельс Ф, Соч., Т. 18.-С. 154.

62. Масов Р. Таджики - история с грифом «совершено секретно». -Душанбе, 1995.-200 е.

63. Махмадов А.Н.- Социология конфликта. — Куляб 1995. 40 с.

64. Махмадов А.- Таджикистан: Урегулирование « нетрадиционного» конфликта традиционными методами // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Вашингтон - М., 1997.- С. 53 — 57.

65. Махонина C.B.- Военно-патриотическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 1993-1999 гг.: исторический опыт и уроки. Автореферат диссертации кандидата политических наук. Душанбе, 2001.

66. Мухаббатов К. « Хизб — ут - тахрир» в Таджикистане. В чем реальность угрозы // Бизнес и политика. - 2000. - № 33

67. Набиев В.М. Вклад Общественного Совета Республики Таджикистан в консолидацию общества в кн. Материалы 1У Международной научно — практической конференции .Душанбе, 1998, -48 с.

68. Назаров Т.Н. Таджикистан : Горизонты настоящего и будущего, Нью -Йорк, - 1999.-32 с.

69. Назаров Т.Н. Таджикистан: некоторые проблемы экономического развития и международного сотрудничества на пороге XXI века // Экономика Таджикистана. - 2000.- № 1. - С. 17-30.

70. Ниёзов Д. Становление многопартийности в Таджикистане //Материалы 1У Междунродной научн.практич.конф. «Проблемы устойчивого демократического развития в Таджикистане. Душанбе, 1998, -С.43-45.

71. Латифов Д. Политика национального примирения в Демократической Республике Афганистан и Таджикистан: идентичность, различие, уроки // Бизнес и политика, 2001,16 марта.

72. Основы новейшей государственности. Под редакцией Убайдуллоева М., Москва, «Радуница», 2002,416 с.

73. Паин Э.А. Этнополитические конфликты и их причины // Россия и современный мир. - 1994. - №1. - С. 8.

74. Пандита К.Н. Таджикистан на перекрестке мировых цивилизаций // Материалы 1-ой Международ науч .-практ .конф. « Таджикистан и мир проблемы и перспективы».- Душанбе, 1995. -С.63-68.

75. Пешков М.- Россия стратегический партер Таджикистана // Бизнес и политика. -2000.-№1.

76. Политические конфликты: от насилия к согласию. М. 1996. -296с.

77. Политология: словарь-справочник. М., 2001, -С.98.

78. Полянская Л.Р. Мусульманские республики СНГ: проблемы взаимодействия ислама и государства // Россия и современность. М., «Мир», № 1, 1995.

79. Понамарёв А.К. Вопросы о конституционной модели государственного суверенитета. «Право и жизнь», М., 1998.

80. Поппер К.- Открытое общество и его враги. М., 1992.

81. Прошин Ю.А.- Основные проблемы развития стран СНГ //Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.-1998. -№3.-С.78.

82. Пшеворский А. Демократия и рынок. - М., 2000.- 320 с.

83. Расулов K.P. Особенности проявления конфликтов в Таджикистане // Вестник Педуниверситета. - Душанбе. 2000. - № 7, С. 2 - 7.

84. Расулов K.P. Экология и современность. — Душанбе, 1999 .

85. Расулов K.P., Гулахмедов М. Национальные и политические процессы независимого Таджикистана. - Душанбе., 2001. - 230 с.

86. Расулов К.Р., Гулахмедов М.Г., Равандхои сиёсии моликияти Точикистон. - Душанбе. «Матбуот», 2001,228 с.

87. Рахмонов Э.Ш. Юбилей независимости и второй Всемирный форум таджиков. - Душанбе: Ирфон, 1993. - 40с.

88. Рахмонов Э.Ш. Доклад на семнадцатой Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. - 26 июня 1993 года - Ирфон 1993.- 72.с.

89. ЮО.Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: четыре года независимости и самопознания ( натадж. яз). - Душанбе: Ирфон, 1995 .-208 с.

90. Ю1.Рахмонов Э.Ш. По пути единства и созидания. - Душанбе: Ирфон,1996. — 312 с.

91. Рахмонов Э.Ш. Молодежь - будущее суверенного Таджикистана. Душанбе.- Ирфон, -1997. - 48 с.

92. ЮЗ.Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего. ( Сборник выступлений Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова в СМИ России).-М., 1997.-32с.

93. Рахмонов Э.Ш.- Таджики в зеркале истории ( на тадж. яз.). — Душанбе : Ирфон, 1997, 136 с.

94. Ю5.Рахмонов Э.Ш. Долгий путь к миру. - Душанбе : - Шарки Озод,1998.-100с.

95. Юб.Рахмонов Э.Ш. — Я принесу Вам мир. ( на тадж. яз). — Душанбе. — Авасто . 1998. 80 с.

96. Рахмонов Э.Ш. Мы обязаны искоренить преступления ( на тадж. яз), - Душанбе: Авасто, - 1999. - 245 с.

97. РахмоновЭ.Ш. Главное- верховенство закона- Душанбе: Ирфон,1999.-96 с.

98. Рахмонов Э.Ш. Экономические реформы - веление времени. — Душанбе: Ирфон, 1998. - 64 с.

99. ПО.Рахмонов Э.Ш. Наша цель — единство, согласие, созидание. — Душанбе: Ирфон, - 2000. - 160 с.

100. Ш.Рахмонов Э.Ш. Республика Таджикистана на пороге XXI века.-Душанбе - Матбуот. - 2000. 32 с.

101. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания, (на тадж. яз. ). Т. 1. - Душанбе : -Ирфон, 2001,512 с.

102. ИЗ.Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания, (на тадж.яз. ). Т. 2. - Душанбе : -Ирфон, 2001,-512 с.

103. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания, (на тадж. яз. ). Т. 3. - Душанбе : -Ирфон, 2001, - 704 с.

104. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: Десть лет независимости, национального единства и созидания, в 4-х томах, на тадж.языке. Душанбе, «Ирфон», 2001.

105. Иб.Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманидов. - Лондон . - 2001, 240с.

106. Рахмонов Э.Ш. Обращение Э.Рахмонова к таджикскому народу \\ Садоимардум. №224, 1992,12. Декабря.

107. Рахмонов Э.Ш. У мятежников большой войны не получилось \\ Известия, 1997,15 август.

108. Рахмонов Э.Ш.- Выступление Президента Э.Ш. Рахмонова на 10 -ой Сессии Мачлиси Олии Республики Таджикистан 12 ноября 1998, в кн. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. Т. 2. Душанбе : Ирфон, 2001. С. 456 -464.

109. Рахмонов Э.Ш. 1100 — летие образования государства Саманидов. В кн. Вестник межпарламентской Ассамблеи № 2. - Санкт - Петербург, 1999, -С. 50-58.

110. Рахмонов Э.Ш. День мира и национального единства. // Народная газета, 2001, 5 июля.

111. Рахмонов Э.Ш. Экономические основы национального единения ( на тадж.яз.). - Душанбе: Шарки Озод, 1998. - 51с.

112. Рахмонов Э.Ш.- Связь веков преемственность поколений. Доклад к 12 -ой годовщине независимости Таджикистана «Народная газета», 17 сентября 2003 г.

113. Рахмонов Э.Ш. — «Масъулият барои фардои миллат», -Выступление на Сессии Верховного Совета, 4 апреля 2003, Душанбе, «Шарки Озод», 2003, -40 с.

114. Рахмонов Э.Ш. Речь на инвестиционной международной Конференции с участием стран - членов Исламского Банка Развития, «Народная газета» 1 октября 2003 года.

115. Рахмонов Э.Ш.- Выступление на Душанбинском Международном Форуме «Вода источник жизни» « Народная газета» 3 сентября 2003г.

116. Рахмонов Э.Ш. Выступление на 58-ой Сессии Генеральной Ассамблей ООН,« Народная газета», 8 октября 2003 года.

117. Саидов 3. Внешняя политика Президента Э. Рахмонова, - Душанбе, «Авесто», 2000, -176 с.

118. Саидов 3. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двухстороннем формате, Душанбе, 2001, «Авесто», 112.с.

119. Саидов 3., Таштемиров М. Дорогой мира и согласия. Душанбе,1997.

120. Саймудцинов Ш. — Национальное примирение в Таджикистане и его современное значение. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук. Душанбе, 2002.

121. Салиев Х.Х. -Экономика Таджикистана в переходный период: Итоги и перспективы // Экономика Таджикистана. 2001. - № 3, С. 25 — 35.

122. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. - 1990. - № 2.

123. Селихов К. — «Необъявленная война», М. «Советский писатель», 1988, -С.156.

124. Турсунзаде М. — Серия работ о независимости Индии. Москва-Душанбе, 1954.

125. Фаттоев С.С. — Социально-политические конфликты в современном обществе (Опыт Таджикистана). Монография, -Душанбе, 2001.

126. Усмонов И. -Моменты из созидательного мира. Душанбе, «Ирфон»,1999.

127. Хайдаров Т.,Иномов М. — Таджикистан: трагедия и боль народа. Санкт-Петербург, 1993,-С. 101.1. П. ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ:

128. Вести о мире (документы). -Душанбе, 1998. -120 с.

129. Движение национального единства и возрождения Таджикистана. Душанбе, «Шарки Озод», 1997, -58 с.

130. Демократические процессы в Центральной Азии: опыт и перспективы. Бишкек, 1998, -344 с.

131. Доклад о мировом развитии 2000/2001 гг. Наступление на бедность. М.,2001, -360 с.

132. Закон Республики Таджикистан «О политических партиях» // Ахбори Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон. 1998, № 22, -С. 112-113.

133. Ахбори Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон. № 6, -Душанбе, 2000, -105 с.

134. Ахбори Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон, № 7-9 (1296-1298). — Душанбе, 2000,-31 с.

135. Ахбори Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон. № 10 (1299). -Душанбе,2000, -35 с.

136. Ахбори Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон. № 11. (1300). —Душанбе, 2000, -243 с.

137. Большая Советская энциклопедия. Т.З. -С.444.

138. Большой толковый социологический словарь. Т.1. -М., 1999. -С. 151248.

139. Болыпой энциклопедический словарь. Т.1. -М., 1991, -С.350.

140. Комиссия по национальному примирению. -Душанбе, 1998, -16 с.

141. Конституционный Закон о выборах в Мачлиси Олии Республики Таджикистан.-Душанбе, 1999.

142. Конституция Республики Таджикистан. -Душанбе, 1999, -80 с.

143. Конфликт и согласие в современной России. М., 1998, -160 с.

144. Материалы 1У Междунар. науч. прак. конф. «Проблемы устойчивого демократического развития в Таджикистане». Душанбе, 1998.- С. 43 — 45.

145. Материалы к Международной научно-практической конференции. Проблемы устойчивого демократического развития Таджикистана. — Душанбе, 1998,-114 с.

146. Материалы У Международной научно-практической конференции. «Консолидация и гарантирование миротворческого процесса», Душанбе , 1999,-120 с.

147. Меморандум «О сотрудничестве во имя безопасности» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 1993. - № 3.- С. 97.

148. МНООНТ: Информационный листок. 1999.- № 35. - 8 с.

149. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы : Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992.- № 8. - С. 3 - 29.

150. Общее Соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане .- Душанбе. — 1997. — 56 с.24,Основные направления предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова. Душанбе, 1999, -2 с.

151. Протокол взаимопонимания между Президентом Республики Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым и руководителем Объединённой Таджикской Оппозиции С.А.Нури ,от 7 июня 1997 года в Москве.

152. Принципы ненасилия ; Классическое наследие. -М. ,1991.-235с.