автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Национальное своеобразие симфонизма Сибелиуса

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Коженова, Ирина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Национальное своеобразие симфонизма Сибелиуса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное своеобразие симфонизма Сибелиуса"

111 9 0'

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДВАЖДЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА КОНСЕРВАТОРИЯ им. П. И. ЧАЙКОВСКОГО

На правах рукописи

КОЖЕНОВА Ирина Васильевна

УДК 78.03.67

Национальное своеобразие симфонизма

Сибелиуса

17.00.02 — Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва — ,1990 г.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДВАЖДЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА КОНСЕРВАТОРИЯ имени П.И.ЧАЙКОВСКОГО

На правах рукописи

КОЖКНОВА Ирина Васильевна

Уда 73.036.7

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СИМФОНИЗМА СИБЕЛИУСА

17.00.02 - Музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1990

Работа выполнена в Московской государственной дьажцы ордена

Яшина консерватории имени П.И.Чайковского на кафпдре истории

оарубежной музыки.

Научный руководитель - кандидат искусствоведения,

профессор Н.С.Николаева

Официальные оппоненты - доктор искусствоведения,

профессор А.И.Кандинский

- кандидат искусствоведения, доцент 0.А.Бочкаревп

Ведущая организация - Горьковская государственная консерватория им.М.И.Глинки

Защита состоится 1990 г. в часов

/

на заседании специализированного совета Д-092-08-01 по присуждению ученых степеней Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени И.И.Чайковского, г.Москва, 103071, ул.Герцена,!

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской .консерватории.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат искусствоведения й.II.Фомин

0Е4А>1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предлагаемая дисеэртация посшщена творчеству )1ни Сибелиуса, " классика финской культуры. Творчество Сибелиуса - могучая воршлнь. национального художественного процесса. Композитор осуществил сплав многовековых традиций финского искусства с достижениями 1»ьро-пейской музшш. Его симфонии, Скрипичный концерт, программные и, хоровые произведения широко известны во всем лире. Общепризнанно значение Сибелиуса как крупнейшего симфониста Северной Европы, оказавшего глубокое воздействие на финское и скандинавское искусство. Композитор создал самобытный стиль, неповторимый по манера высказывания, интонационному и гармоническому языку, обращении с жанрами и формами.

Обширное творческое наследив финского мастера предлагав? благодарный материал для исследования. Оно ставит немало существенных вопросов, которые на нашли пока своего разрешения. Эти вопроси касаются претворения в творчестве Сибелиуса принципов народного искусства к традиций европейского романтизма, своеобразия его поэтики и новых типологических особенностей его жанровых и компо&и-иионных решений. Требуют серьезного рассмотрения проблемы взшшо-связи разных ианров в творчестве композитора, что имеет ре^ощое значение для направленности его эволюции.

Необходимость ответов на эти вопросы определяет актуальность исследования. Их разрешение важно не только для выявлении характерных особенностей развития финской музыки, но дает возаоянооть проследить общие закономерности процесса формирования "молоды'" национальных школ как в XIX веке, так и в условиях XX гека.

11а эту проблематику не направлена имеющаяся литература - ни фундаментальный монографический труд Э.Тавастшарнд, содогп.'г.;:!!

бесценные архивные материалы, ни известные монографии С.Грея, Г.Джонсона, Н.Рингбома, Э.Танцбергера, К.Экмана, дающие широкое продставление о жизни и творчестве композитора, ни работы, посвященные отдельным жанрам - книги И.Круна, Э.Ройха, С.Иармета о симфониях, У.Танцбергера - о симфонических поэмах Сибелиуса.

Б отечественном музыкознании отсутствуют публикации, освещающие историческое развитие финской музыкальной культуры или отдельные жанры творчества Сибелиуса. Научная литература на русском языке представлена лишь одной кандидатской диссертацией Л.Нормета "Симфонии Сибелиуса" (1966 г.), содержащей аналитический материал, связанный с последовательным рассмотрением семи симфоний композитора Но будучи первым серьезным вкладом в изучение финской музыки в нашей стране, она не могла решить многих фундаментальных вопросов. Небольшие работы, содержащие жизнеописание композитора и обзор его сочинений (назовем книги В.Александровой и Е.Бронфин "Ян Сибелиус. Очерк жизни и творчества" и А.Ступеля "Ян Сибелиус. Популярная монография для юношества", изданные более четверти века назад), прежде всего ставили необходимую задачу общего ознакомления с творчеством композитора и его популяризации. Если добавить к этому скудную нотографию произведений Сибелиуса, которой располагают наши библиотеки, то настоятельная потребность в подробном и углубленном рассмотрении его наследия становится очевидной.

В реферируемом исследовании поставлены задачи выявления существе' ной проблематики симфонизма, составляющего центральную ось системы взаимодействия жанров р творчестве Сибелиуса, раскрытия национального своеобразия его эпических принципов. Эти задачи предопределяют обращение к разным аспектам музыкального мыпления композитора, к таким, как система художественных образов и проблема х&ира, композиционная логика и тристогка Формы, оркестровое решение

и ритмическая организация, тематизм и интонационный язык, которые предстают и неразрывной единстве. При этом вопросам тематизма и развития, чрезвычайно показательным для художественного метода композитора, придается особенно вачшоа значение. Главной же целью работы является проникновение в механизм тонких и многообразных связей симфонического мышления композитора с традициями национального искусства, и, прежде всего, с эпосом "Калевала".

Новизна исследования проявилась в том, что симфоническое творчество Сибелиуса рассматривается как единая и целостная система в тесной связи с историей и культурой Финляндии. Доказательство его характерности и почвенности опирается на развернутые аналогии с образцами народного творчества и параллели с другими искусствами -архитектурой, живописью, литературой и т.д.

Лалоисследованна и проблематика эволю!,ии симфонизма Сибелиуса, типологического своеобразия, а также взаимодействия его программных и «(¡программных жанров, которая раскрывается в работе в русла единого процесса. .,'то приводит к необходимости определения исторического моста композитора, а также созданного иы нового типа эпической симфонии и требует освещения воздействия на его творчество европейской культуры конма XIX - начала XX дека, дружеских и творческих связей с русскими музыкантами.

Объектом исследоьания явились программные и непрограммниа симфонические ишлы (и одночастная Седьмая симфония) Сибелиуса. Для подробного рассмотрения избраны сочинения, наиболее полно отразив-лив поставленную проблематику - это, прежде всего, стоящие у истоков «азонального симфонизма "Куллерво" и "Лемминкяйненская сюита", 11врьая и Вторая симфонии. Достаточно обстоятельно представлены концерт для скрипки с оркестром, Четвертая, Пятая и Седьмая симфонии, ло мера необходимости привлекается и материал других сочинений -

Tprriofl симфонии, поэмы "Тапиола", квартета " Vocea intima» музыки к пьесе М.Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда" и др.

Апробация работы проходила на кафедре истории зарубежной му-8ukk Мйсковской консерватории в процессе неоднократного обсуждения текста глав диссертации и связанных с ней публикаций и выступлений. Решением кафодры диссертация в ее окончательном виде рекомендована к йящте на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее ос-покнмз положения и выводы нашли использование в курсе истории зорубе.п'ой музыки, читаемом в Московской консерватории и других вузах стрёшы. Материал диссертации вошел как в действующую Программу по истории зарубежной цузыки, так и в соответствующую главу У чайника по истории зарубежной музыки конца XIX - начала XX в.в. (пдо.' У?, написанную автором данного исследования.

Проблематика работы определила ее структуру. Диссертация со'.-пит кз Введения и пяти глав, включает также список литературы и |Ю'гньв примеры.

СиДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Зо цветении определен круг основных вопросов исследования и jí¡í>á:ставлен обзор связанной с ним зарубежной и отечественной литературу. При оцемко вклада Сибелиуса в развитие европейской музыки подчеркнуто значение национальных и общеевропейских истоков его CK»J«HH3Mr,. а также воздействие на него стиля Грига и взаимосвязей с русской культурой.

В 1-й главе ("Формирование финской национальной культуры и т^уть Си£елиуса-сиу}сниста") рассматривается процесс исторического pafctHTim риской культу))»;, ^ундйыентальнсе значение в нем эпоса ^'.плеа-нла*.

"Килевала", собранная и изданная Элиасом Ленротом (183:2-1684), "Гомером Финляндии", с ее разветвленным переплетением сюжетных линий, раскрытием богатых поэтических и фонетических возможностей финского языка и огромным значением музыкального текста при распекании ее песен-рун, становится главным источником сюжетов и тем, жанровых особенностей и стилистики, объединяющим разные виды национального искусства. Но многом таким источником стала она и для Сибелиуса.

Историческая и национальная обусловленность появления Сибелиуса связывается в работе с колоссальным размахом патриотического и общекультурного движения. Эпоха, которую выразил Сибелиус - ото эпоха небывалого национального подьема, "Национального Возрождения".

В главе охарактеризованы основные этапы становления светской профессиональной музыки, обеспечившие ее расцвет в конце XIX века -создание Музыкального общества в Турку (1790 г.), появление перы« кумпозиторов - профессионалов - З.Тулиндберга (1761 - 1814), автора квартетов и Скрипичного концерта, Б.Х.Круселя (1775 - 1838), известного за пределами Финляндии и оставившего столь неизгладимый след в памяти li.ll.Глинки, деятельность композитора, дирижера, скрипача и педагога Ф.Пациуса (1809 - 1891), автора 1-й национальной оперы "Охота короля Карла" (1852) и музыки Государственного гимна. Отмечены и попытки отражения национальных элементов в сочинениях А.Г.Ингелиуса (1822 - 1868), автора 1-й финской симфонии и И.Ф. фон Шанца (1835 - 18й>), впервые обратившегося к сюжету "Калевали". Как важнейшая веха вцделен 1882 год, когда вцдаюцийся музыкальный педагог, учитель Сибелиуса Мартин Вегелиус основал Хельсинское Музыкальное училище (ныне Академия Сибелиуса), а дирижер и композитор Роберт Каянус возглавил теперешний Хельсинский городской оркестр.

XIX век знаменателен появлением значительных литературных произведений - романа-эпопеи основоположника реализма А.Киви "Семеро братьев", его пьесы "Куллерво", драм на сюжет эпоса Ю.Эркко - "Куллерво" и "Айно" и формированием национальной школы изобразительного искусства, достигшей вершин в творчества Эдельфельт! и А. Галлея -Калл ел а. В то время, когда Сибелиус создает первые программные произведения на сюжеты эпоса, слушает пение выдающейся народной сказительницы Параске Ларин, Эдельфельт пишет два варианта портрета этой сказительницы. Самый значительный финский живописец А.Галлен-Каллела создает ряд монументальных работ на темы опоса - триптих "Легенда об Айно", фреску "Похищение Сампо", кар-тлш "Мать Лемминкяйнона", "Проклятье Куллерво", "Братоубийство" и др. Эти полотна особенно соприкасается с музыкой Сибелиуса - достаточно сравнить их с легендами "Туонельский лебедь" и "Леммин-ю.йнен в Туонеле" или сопоставить 4-ю часть "Куллерво" - симфонии "Куллерво идет на войну" с картиной того ве названия. У этих мастеров сходны тяготение к крупным линиям и рельефной светотени, декоративность и фресковость письма.

Чрезвычайно существенны параллели творчества Сибелиуса с финской архитектурой, выдвинувшей в XX в. признанных авторитетов мирового градостроительства - Элиэля Сааринена и Алвара Аалто. Национальной архитектуре присущи монументализм, обращение к народному зодчеству и простым местным материалам (бревна, грубый камень) и Енимш-.'е к единству архитектуры и природы. Это соответствует аналогичны» поискам образности и языка у Сибелиуса. Указанные '-;ерты свойственны и творчеству крупнейшего скульптора Вяйне Аалто-нена - вспомним один из его шедевров - прекрасный портрет самого Сибелиуса, могучая голова которого как будто вырастает из каменной гли'у.

Сопоставление произведений различных искусств приводит к выьоду об их принадлежности к эпическому направлению.

Наряду с влиянием достижений национальной культуры, в 1-й главе указывается на воздействие симфонизма Брукнера, стилистических чорт музыки Брамса и Вагнера.

В процессе художественного становления Сибелиуса важное место занял Вагнер; Сибелиус изучал и прекрасно знал вагнэровские партитуры. Его роднит с Вагнером углубленный интерес к национальному эпосу, стремление вложить современное содержание в обрат народных преданий.

Генезис жанра программных симфонических произведений Сибелиуса ьосходит к вагнеровской традиции. Четыре легенды ("ЛемыинклРненскал сюита") в плане жанра представляют собой промежуточное явление между симфонической поэмой и симфонической картиной. Они соприкасаются как с программными пьесами французских импрессионистов ("Послеполуденный отдых 4авна", "Ноктюрны" Дебюсси, "Прелюдия ночи" Равеля), так и с симфоническими картинами русских композиторов ("Лес", "Море" Глазунова, "Волшебное озеро" Лядова). Такой тип симфонической пьесы ведет свое начало от вагнеровских оперных югуплений ("Лоонгрин", "Золото Рейна", "Валькирия"). Не случайно и "Туоиельский лебедь" Сибелиуса, и "Послеполуденный отдых фавна" сначала были задуманы композиторами как вступление, прелюдия.

Сибелиус свободно претворяет вагнеровские оркестровые достижения: так, в партитуре легенды "Туонельский лебедь" интересно применен прием <1йг1в1 струнных, напоминающий вступление к "Лоэн-грину", а звучащее на протяжении всей этой пьесы соло английского рожка напоминает о своем предшественнике - соло английского рожка из Ш-го действия "Тристана".

¡3 симфонизме Сибелиуса ощутимо влияние Брамса, болыич того

его Первой симфонии. Это касается состава оркестра, родства тем-кличей, символизирующих ту очистительную силу, которую человек полу-чяот от природы с темой валторны из финала Первой симфонии Брамса.

Особенно сильное воздействие оказали на Сибелиуса монументальные эпические полотна Брукнера. Сибелиусу, дл>: которого эпическое мшление естественно, как дыхание, близка сама сущность брукнеров-ской музши - ее пантеизм. Впервые услышав Третью симфонию Брукнера, Сибелиус восторженно высказывается о ней, подчеркивая ее современность: "Самое главное - в ней есть молодость, несмотря на то, что композитор уже пожилой человек" - пишет он.

.V влечение Брукнером наложило глубокий отпечаток прелзде всего на "Куллерво" (Э.Тавастшерна отмэчает близость ее основной темы главкой партии Ш-й симфонии Брукнера). Сходство с Брукнером также обнаруживается в трактовке оркестра и развернутых масштабах.

Чип брукнеровских На^гЪЬеиеп находит развитие в могучих темах-кличах Сибелиуса, как будто объемлщих необъятные просторы [сопоставим основную тему солирующего тромбона из 7-й симфонии Сибелиуса с главной партией 7-й симфонии Брукнера). Как и Брукнер, Сибелиус выделяет солирующие медные инструменты - тромбон, валторну.

В .,-й главе важное место отведено также анализу предложенных исследователями ранее вариантов периодизации творчества Сибелиуса. Б результате предлагается уточненная, несколько отличная от других, периодизация, которая помогает определить главные черты и направленность творческой эволюции композитора.

Симфонизм Сибелиуса представлен как система, подчиненная стройной логике развития. Все симфоническое творчество вырастает из общего "корня", одного источника - "Куллерво". Затем симфония и программные произведения образуют два русла, развиваются параллельно к самостоятельно. В конце деятельности композитора их пути c-w.rcu.--rc.'. ь- одночастной Седьмой сим!о/ик, еккТонки-пзэке.

П-я, Ш-я и 1У-я главы посвящены анализу симфонических произведений Сибелиуса, представленных в хронологической последовательности. Конкретный музыкальный материал произведений, некоторыг из которых, как "Куллерво", пока мало известны во всей мире, другие, как "Лемминкяйненская сюита", Третья, Четвертая симфонии, почти не исследованы в отечественной литература, дает возможность проследить "а действии" своеобразие худояеетвенного метода коипо-зитора, оригинальность воплощения новаторских замыслов. Проникновение в мир музыки Сибелиуса потребовало болоо подробного и тщательного рассмотрения начальных этапов его творчества, когда создавались произведения особенно масштабные, с многоплановой драматургией, развернутые по форме, отраяающие путь поисков. Обрезание к симфониям последующих этапов, явл¡тщимся результатами исканий, в которых замыслы композитора осуществляется в более сконцентрированном, единоналравленном виде, но предполагает такой детализации в анализе.

Во Н-й главе ("Программные циклы на сюжеты из "Калевали", их роль в создании национального стиля Сибелиуса") даотся анализ первых и наиболее значительных программных произведений композитора - "Куллерво" и "Лемминкяйненской сюиты". Обращение к этим сочинениям очень важно в связи с тем, что в них заключены истоки финского симфонизма. Их рассмотрение представляет большой интерес, так как путь к их понимании лежит через постияение "Калевали".

Первгй значительный симфонический опус Сибелиуса "Куллерво" (для двух солистов, мужского хора и оркестра , 1892 г.) - самоа монументальное и самобытное его детище. Осуществленный здесь жанровый синтез, связанный с введением в симфонию текста "Калз-вали" и, следовательно, черт оратоотальности, позволяет определить жанр произведения как симфонию-кантату, хотя сам автор

назвал его поэмой (что знаменательно, ибо поэмное мышление откладывает глубокий отпечаток на все творчество Сибелиуса и приводит к созданию новых принципов организации произведения).

повествование о Куллерво (руны 31-36), история рабства, мести и гибели гордого мятежника, широко распространенная в финском искусстве, дает прекрасный материал для героико-трагической эпо~ те«. Несмотря на недостаток мастерства автора, произведение содержит множество прозрений в сфере образов, тематизма, формообразования. Первая тема симфонии, связанная с образом Куллерво, объединившая лаконичное ядро в виде героического клича и широкое повествовательное развертывание, явилась исходной для многих герояко-насторальных тем последующ;« сочинений; строгая унисонная декламация мужского хора открывает пласт декламационно-повество-еэтельного тематизма. Концентрическая структура произведения прадкомищает Пятую и Седьмую симфонии.

Причастный цикл образует стройную симметрию. Смысловым и сгруктурним центром является наиболее масштабная третья часть "Куллерво и его сестра", вокруг которой группируются другие части и где в симфоническое повествование вводятся солисты и хор. Вторая, оркестровая часть "Юность Куллерво", эпическая экспозиция цикле, и четвертая, тоже оркестровая - "Куллерво идет на борьбу", вылслняидая роль драматического скерцо, содержат явные элементы каировости. Сквозное развитие героико-трагической линии проходит от яервоГ-, оркестровой Интродукции, являющейся прологом произведения, через третью к пятой части^"Смерть Куллерво" (для хора и оркестра) - (»«налу и трагическому выводу сочинения. Образующиеся с .иккле образные, тематические и структурнке арки, возможно, соприкасаются с вагнероЕским приняло» Во£сг,1'опт . Особенно велика роль первой тем.ч, ее тпгленкя в конце перпой части, в коде финала

(в теме чатвертой части ее вариант дан в виде сжатого восходящего октавного возгласа). В финале происходит объединение цикла на уровне содержания, текста, тематизма и формы. Это грандиозная реприза цикла, обобщающая образы и принципы первой и третьей частей - форма финала является результатом слияния строфического принципа третьей части и сонатного - первой части.

Анализ "Куллерво" позволяет также придти к выводу, что здесь заключены истоки не только симфонизма, но вокального и хорового жанров у Сибелиуса. Многие из них будут развивать заложенные в "Куллерво" интерес к "Калевале", эпические но, тенденцию к поэмности.

Во 11-й главе большое значение уделено анализу Четырех дегецц ("Лемминкяйненской сюиты") как важной вехе, отметившей качало творческой зрелости Сибелиуса, как одному из самюс ярких художественных воплощений финского эпоса.

Б этой симфонической тетралогии (особенно в окружении других программных сочинений 90-х гг.) есть черты, родственные ^клу Б.Сметаны "Моя Родина": в них сходны и патриотическое содержании, и связь с эпосом, и значение образов природы, и композиционные принципы (в частности то, что санатоцентризм уступает место вариационности или рондальности).

Ьоплощенный в легендах тип программности сочетает обобщенность образов с большим значением картинности. Звукопись наполняет все страницы этой партитуры; оркестр живописует то рассветное дыхание и шорохи леса ("Лемминкяйнен и девы острова Саари"), то густой северный туман, колючий снег ("Туонельский лебедь"), то бурные темные воды ("Лемминкяйнен в Туонеле"), то радостные краски солнечного дня ("Возвращение Лемминкяйнена").

Четырехчастный цикл подобен симфонии: первая легенда соответствует сонатному аНевго , "Туонельский лебедь" - медленной части, "Лемминкяйнен в Туонеле" - драматическому инфернальному скнрцо, а "Возвращение Лемыинкяйнена" - жизнеутверждающему финалу. Сквозное развитие подчеркнуто интонационным родством: источником реда тем послужил начальный мотив секундово-квартовой структуры, а 'золотой ход", скрытый в главной партии первой легенды, находит продолжение б фанфарном наигрыше финала.

Наиболее полно черты стиля Сибелиуса раскрылись в легенде "Туонельский лебедь", шедевре, ставшем одним из символов финского искусства. В краткой пьесе запечатлен образ емкий, многозначный, призбретшэщий философский смысл. Композитору удвлось выявить изменчивость внутре1шего движения в застылости, неподвижности, шрвдлть представление о тоскливом и загадочном пении лебедя смерим, которое доносится сквозь туман, приближается и разрастается, а цат'М! рьсссивастся и нечозаот. Автор предстает мастером оркестра, дсСшвапсь необходимого приглушенного звучания выделением ¡-•ра-тк тембров бас-кларнзта, фаготов, применением <3.1уэ.о1 струшшх и т.д., точно наДдениьм тембром солирующего английского рэяла.

Из единства оркестрового решения и тематического развертывали на оспоьо посешюго варьирования создается оригинальная строфи-чзская фор: ¡а произведения. В процессе сквозного развития происходив "вособраонал панровая модуляция - зерно всей мелодии, начальный гозглас преобразуется в свободную декламацию, которая трансформируется в поена и далее перерастает в траурный мари -тал ьоэняхшэт чаткро строфы.

Обряжает на себя ьшшанив характерность облика и формы

каждой легенды - самой мрачной в цикла "Лемминкяйнен в Туонелэ", где первостепенное значение имеют изобразительные приемы, самой масштабной - "Лемминкяйнен и девы на Саари", где поэмная композиции складывается из взаимодействия принципов трансформированной сонатности, варьирования и рондообразности, наконец, увлекающей жанровостью, богатством мотивных преобразований, динамичностью непрерывного нарастания к героическому маршу и победному гимну завершающей легенды "Возвращение Лемминкяйнена".

Анализ первых программных циклов дает основание утверждать, что в них, под воздействием "Калевалы" сформировался самобытный авторский стиль композитора. Он проявился в оригинальном тематиз-ме, приверженности к определенному интонационному комплексу, ладогармонических закономерностях, структурных принципах, метроритмических особенностях, в создании программности картинно-повествовательного типа.

Содержание И-й главы ("Первые симфонии .Путь утверждения национально-патриотической концепции") составляет анализ Первой и Второй симфоний. В главе показано, как опираясь на традиции европейского симфонизма и опыт своих программных произведений, на заре XX века, Сибелиус осваивает яанр классической симфонии.

Первая симфония е-то11 прокладывает путь жанру, над которым композитор работал затем четверть ьака. Сложившийся в ней образы -элегического раздумья (вступление), сурового сказа ( АпДатуЬо ), величавой песни-марша (побочная партия финала), особенности форм; - вариации второй части, разрастание побочной партии фкнала до торжественного апофеоза - важны для всего творчества композитора.

Исследователи полецизируют по поводу концепции симфонии, что модно объяснить ее рубежным положением на грани веков и з творчестве композитора (1899 г.), когда яанр симфонии у него

ыц» не сложился. В симфонии происходи« синтез жанровых и образных сфер эпического и лирико-драматического симфонизма. В ней сплетены разнохарактерные влияния. В лирическом тематизме первой и второй частей ясно слышно большое воздействие Чайковского. В романтическом пафосе главной партии первой части отражена "фло-рзстановская" сфера, воспринятая через Брамса и

Грига. Немало здесь и общеэпических черт в логика формы, развития, герионии и фактуре, соприкасающихся с симфонизмом Брукнера, Бородина." Тешим образом, симфония сочетает эпическую оправу с драматическим наполнением.

Первая симфония обозначила линию минорной драматической симфонии, симфонии-"исповеди" в эпическом русле симфонизма Свбелиуса, идущую от "Куллерво" к Четвертой симфонии. Ее драматургия испытала значительное воздействие программности и поэмного иыалвния, Показательна свободная поэмнасть финала, имеющего подзаголовок Quasi una fantasia . Его можно воспринять как героика-патриотическую драму и связать с симфонической поэмой 'ЧСшшищия", созданной в то же время. Объединившей симфонию аркой является проведение трансформированной тамы вступлении первой части в начале финала. Скрытая драматическая программность и живописность имеет значительную роль в Andante симфонии, которое можно назвать "Северной балладой".

Если Первая симфония рассматривается в работе как выражение настроений "Бури и натиска" в творчестве композитора, как образец поиска жанра, то Вторая симфония - как свидетельство овладения им.

Написанная в начале XX века {¡901 г.) четырехчастная Вторая симфония D-4uc - самый монументальный из непрогракмш« циклов Смбелиуса. Ее образы отличает особая мощь, картинная яркость

контрастов, а тематизм - мелодическая пластичность, связь с песенностыо. В симфонии достигнуто большое единство цикла. Первая часть с ее направленным развитием от "уютной" пасторалыюсти главной партии к драматизации тематизма в разработке и репризе подготавливает драматическое сказание второй части, а стремительное вихревое Скерцо с идеальным миром лирики среднего.эпизода приводит к победному апофеозу финала. При этом Скерцо переходит в (¡пиал без перерыва; восходящий мотив из темы среднего эпизода постепенно перерастает в главную партию финала. В симфонии важны интонационные связи тем, характерные для произведений Сибелиуса. Поступенно восходящий трехзвучный мотив (в обращении - нисходящий) входит в начальные звуки первой части, в тему лирического эпизода из Скерцо, в повествовательный напев Andante , в наиболее полном виде он развернут в восторженной главной партии финала.

Особое значение имеет тип финала-гимна, где происходит связанное с поэмными формами преобразование лирической темы побочной партии в завершающий апофеоз (принцип подобной трансформации лирической темы в триумфальный гимн-вавершение, идущий от концепции Листа, нередко используется композиторами других национальных школ, например, в концертах Грига и Рахманинова, симфониях Танеева, Скрябина, Мясковского). Оптимистическая направленность финала Второй симфонии получит большое развитие в творчестве Сибелиуса и предвосхищает величественные эпические образы Пятой и Седьмой симфоний. Таким образом, Вторая симфония является полнш воплощением эпической концепции Сибелиуса.

В 1У-й главе - "Воплощение оригинальной эпической концепции (от Скрипичного концерта к Пятой и Седьмой симфонии)" прослеживается путь симфонизма Сибелиуса, направленный к созданию эпической снмДснии нового типа в Пятой и завзраешш пропесса слияния

поэмы и симфонии в Седьмой. Здесь подчеркивается, что важной и необходимой, предпосылкой такого художественного открытия является интеграция всех достижений композитора в его итоговых сочинениях. Поэтому особое внимание уделяется анализу динамики происходящего в его творчестве обобщения, в ходе которого раскрььается и картина симфонизма как целого, и неповторимость облика каждого сочинения.

Рассмотрение всех семи симфоний в их последовавши убкхдает в отсутствии у Сибелиуса единого стереотипа жанра, драматургии и структуры. Симфонии отличаются по количеству частей (Первая, Ьторая, Четьергая, Шестая - четырехчастни, Третья и Катая -трехчастнц, Седьмая - одночастна), разнообразны по их соотношениям и формам. Каждая симфония имеет свой контекст согдоальжк событий, тыорчзских свершений и личной дизни, сюкх "спутников" из произведений других жалров.

Вместо с тем в их чередовании обнаруживается глубокая логика и преемственность.Отличительные черты мотора Сибелиуса - умение охватить становление и развитие мысли на больлом п^ост^алстье, стремление к гармоничности .соотношений, архитектурной заьйрлен-нести целого - оказывают свое действие на саы1ос рааиьч уроьимх оргшшза:¿¡н его симфонизма, в тон число и в организации цикла I.пешего, порядка, охьатысалщего все снм'онии. Ц< ссилстурвниий можно условно представить, как ышфецикл, в котором кмкдш. симфонии обладает своим мостом и фу I ищи ей;

1-Я симфония - эшшо-драматическом, про;:ог;

П-я симфония - эпическая, "большая" окспозиция;

Ш-я симфония - лирико-жанроьлв, лирическое интермеццо;

1У~я симфония - драматический центр;

Ут-я симфония - эпическая кульминация;

У 1-я симфония - элегия, лирическое интермэц-'.о;

УП-н симфония - эпическая поэма, финал.

Б этом последовании видна определенная концентричность структуры, в нем образуются свои арки - эпические, лирические. 3 центре оказывается наиболее отличная от других Четвертая симфония, а Пятая симфония расположена в зоне "золотого сечения" и ее положение утверждается "архитектурно".

Значительное место отводится в 1У-Й главе Скрипичному концерту, Третьей и Четвертой симфониям, освещены их наиболее яркие грани, выявляется как их самоценность, так и роль в эволюции симфонизма.

Достижения Сибелиуса в наиболее обобщенном и сконцентрированном виде претворены в Пятой симфонии Ез-йиг

Б ней наиболее полно воплощены иеди философского пантеизма, представления о красоте и величавости мироздания. Существенные черты предьдущих сочинений предстают здесь в новом синтезе. От Второй симфонии в нее пришли монументальность, эпическая широта, значение образов природы и величественный апофеоз завершения. От Третьей - трехчастный цикл и вариационность в средней части. Четвертая привнесла лаконизм, цельность цикла и ого пронизанность изложенной в начале мыслью. Но только в Пятой достигнуто такое идеальное сочетание ясности и простоты образов с совершенством формы.

Главные линии связей выходят за пределы отдельных частей и цементируют всю конструкцию симфонии. В результате взаимодействия классического цикла и поэмности образуется подобие концентрической формы поэмного типа, объединенной образными, тональными п интонационными арками. В работе дана сжатая схема симфонии, из которой видно, что своего рода осью симметрии оказывается третья вариация второй части, написанная в основной тональности Ев-ймг . Все

три части пронизывает сквозное развитие основных музыкальных образов. Тема-эпиграф из вступления находит продолжение ь теме побочной партии финала и на ней, в свою очередь, построена кода симфонии. Так тезис, данный в начале, утверждается в конце.

Поиски СиЗелиуса в сфере создания монументальной симфонии мшоничных и строгих пропорций приходят к своему логическому завершению в одночастной Седьмой симфонии C-dur . Она стала закономерным итогом симфонизма композитора. Основное членение симфонии очень просто: и ней четыре раздела - по краям два Adagio , между ними два скерцо, драматическое ( Vivacitisimo ) и жанровое ( Allegro moderato ). Логика взаимозависимости такова, что самая бсншиан лаконичность и простота внешней конструкции потребовали o¿ композитора самого емкого синтеза структурных принцип>в, с. симфонии взаимодействуют черты сонатности и рондо, внутреннан ;>i¡í личность и поэмность, контрастно-составная форма и тре{част-н'н:?ь. Гдиьная мысль симфонии - о красоте и вьчности muj а - ора-Ю|к;ки ."ркз провозглшаеюя в звучании темы солирующего тромбона; i каждом разделе она появляется в основном или модифиццрооашюм ниде. Уо.шиалсь над всей симфонией, она образует арку, "сонзр-шшшун дугу", переброшенную через ecu симфонию кик сигисцы всеми крчскши радуга.

Выводы к обобщения, подготовленные анализами осиоон,^ произведений, содержатся в У главе ("На.шояальт.е основы сы^'оничес; -кого cTiuiíi Сибелиуса"). Творчество Сибелиуса лслявтаи взжти тканом в процессе формирования "молодых" «азональных школ. Utot процесс, сыгравший заметную роль в искусстве XIX века, имеет незамкнутый характер и не утрачивает актуальности в нааи дни. Искусство "молодых" национальных впсол несет с собой свежесть, первозданную силу и мощь. Многое связывает искусства Слбелиуеа

и Грига, Сметаны, Дворжака, композиторов "новой" русской школы. В области художественного содержания это проявляется в обращении к эпосу и истории своей родины, образам природы и народной фантастики. В сфере музыкального языка - в претворении стилистических особенностей характерных жанров своего народа.

Не менее существенны отличия, обусловленные типологией художественного мышления, национальным своеобразием, эпохой. Творчество Сибелиуса как вершина национальной классики представляет собой новый целостный мир. Все аспекты его мышления - от художественных образов до различных элементов стиля, как и произведения различных жанров находятся в неразрывном единстве и гибком взаимодействии.

Национально самобытный, отличающийся от других явлений эпической традиции тип симфонии формируется у Сибелиуса в процессе целенаправленной эволюции. Эпическое содержание воплощается не в количественных внешних факторах, а во внутреннем качественном наполнении. Обычно эпическая многогранность выражается во множестве действующих сил, разнообразии образных линий, обилии тематиэма. У Сибелиуса они уступают место единству, развитию основного образа. Размеры произведения и число частей цикла сокращаются, но эпические качества проявляются в тематизме крупных линий, в объемном пространственном звучании, неторопливости темпов и развития материала. Такой тип симфонии отличает уникальная цельность архитектоники. Мы определяем его как симфонию-"монолит" (яркие примеры - Пятая и Седьмая симфонии).

В основу творческого метода и художественного мировоззрения композитора легли принципы народного искусства. Основным источником, питающим его творчество, явилась "Калевала". Интерес к главнкм героям эпоса проходит через все его творчество; сам вели-ьап» Л дух и масштабность его музыки кажутся порождентми грандиозна

природой Севера, гиперболизацией образов в эпосе. Неспешность музыкального повествования подобна размеренной речи "Калевали", неторопливому ходу ее событий.

В музыкальном интонировании Сибелиуса отражены особенности финского языка - обилие гласных, богатство аплитера:1ий, неизменная ударность первого слога. Темы Сибелиуса часто начинаются с долгого протяженного звука, наиболее употребительна у него хореическая стопа. Важную группу образуют темы-кличи, прежде всего - геро-ико-пасторальные, величавые фанфары, которые как императивные утверждения звучат ь начале произведений (основные темы "Куллерио", Пятой, Седьмой симфоний).

Метод темообразования Сибелиуса ведет свое начало от рунических напевов, которые отличает лаконичность основного могиьа при широте и непрерывности его развития; темы большого дыхания композитор развертывает из краткого тематического -зерна. Мелодический рисунок у Сибелиуса обычно очень строгий, лишенный укрише-ний, темы, имеющие повествовательную природу, часто декллмиционны, как напевы рун (например, главные партии Третьей скм|юн;;и, фантазии "Дочь Нохъолы"). Интересны примеры речитаиди многократно повторенного звука - девять раз повторяется начальной звук в эпизоде из Скерцо Второй симфонии. Основными опорными штурвалами явлыится у Сибелиуса, как и в рунических напеьах, секунда " КЕарта.

Ладовое мыаление композитора опирается на диатонику. Так, он часто использует натуральный минор ( алсшло ¿то^юй сиу {опии основная тема "Куллерво" и т.д.), своеобразно применяет дорлРский лад, акцентируя тритон между третьей и шестой ступенями. Ярким примером может служить Четвертая симфония, в которой интонация тритона о-Пя в ля миноре, появляющаяся в начале, становится лейт-интонацией произведения. Сибелиус использует ^эличнсе импь-.

ладовой гшрсменности, например, параллельный мажоро-минор. Нередко происходит смещение ладового устоя с первой ступени на пятую, на вторую.

Ритмическая организация музыки Сибелиуса несет на себе явный отпечаток воздействия импровизационной свободы рун. Гибкость ритмического движения, его "незаданность" и непредсказуемость, длительные остановки, порой превшаицио размеры такта, как бы не регламентированы метрическим делением, акценты сильной доли но дробят мелодию. Сибелиус очень любит сложные размеры - 9/4, 12/4, 12/8 и т.д.

Первостепенную роль в музыка Сибелиуса играет вариантно-ва-риационный принцип, характерный для эпоса. На уровне формообразования он выступает в соединении со строфической ("Туонельский лебедь"), сонатной ("Лемминкяйнен и девы на Саари") и сложной трехчастной (медленные части симфоний) формой.

Вариантность - основа становления и развития тематизма. Песенная структура темы Апс1ап1;о Первой симфонии складывается из фраз-звеньев, каждая из которых появляется как вариант-продолжение предыдущей. Интересным примером вариантности типа диалога (претворение традиций исполнения рун дуэтом сказителей), является побочная партия 1-й части Первой симфонии.

В фактура и оркестровке важны моменты статичности, обнаруживается стремление добиться мощи и грандиозности простыми средствами. Широко используются органныо пункты и остинато, вообще сво йственные эпическому симфонизму, которые объединяют большие разделы в "Куллерво", "Четырех легендах". Пятой симфонии, сюито "Иеллеас и Нелизанда". Тембры инструментов, особенно духовых, используются необычно, в своих крайних регистрах - валторны в высоком регистре могут сближаться с флейтами в низком и т.д.

В ¿'-Я главе привлечен материал народных ф>:нск!г-: капяпов,

Их анализ служит еще одшш подтверждением выводов работы о неразрывной связи творчества Сибелиуса о традициями национальной куль-тури.

Б завершающем разделе диссертации намечается штрихи к постановке проблемы воздействия Сибелиуса не развитие музыкальной культуры XX века. Здесь проводятся нити, веду щие от ого творчества к ({«некой, американской, вето некой музыке последующей эпохи.

Рассматривая наследив Сибелиуса сквозь призму искусства XX века, можно видеть, что эволюция его симфонизма не была закономерностью только его мышления, но выразила одну из характерных тенденций современного симфонизма. Жанр симфонии-философской поэмы получает большое развитие в XX веке.

Сейчас, когда человечество серьезно озабочено тем, каким будет наш мир, среди созданного уходящим веком нас все больше привлекает мудрое и цельное наследие Сибелиуса. Возвращая ь экологически чистый мир, оно утверждает красоту бытия, юсстанав-диь&я утерянные современны* человеком связи, оно помогает осмыслить себя в мире, осмыслить себя во Вселенной.

Основные положения диссерта.дои изложены аьтчрам ь следующих Публикациях и докладах:

1. Great Coapoeer Jean Sibeliua. i> газетя Moscow

H««a I9óó, * 50. il Dec . п.л.

2. Sibali.ua och tyaalaod. Saiaaan eancœat. & Jan :9u., Helsinki. O.i.5 п.л.

3. О национальных особенностях творчестьа п.Сибелиуса. ti кн.: l'a истории зарубежной муаыжн. Изд-во "Пузика" Москва .971, ;,о п.л.

4. Вопроси теыахизиа ж развития ш эпическом симфонизме Сибелиуса (Вторая симфония), ä сб.: Провлеми оргемиза^и иуз1ка_-ьтгэ

■¿з

про из ведении. Издание Московской консерватории; Москва, 1979,

1,3 п.л.

5. ;1н Сибелиус. В учебнике История зарубежной музыки. Выпуск пятый. Конец XIX - начало XX века. Москва, "Музыка", 1988, 2,5 п.л.

6. Традиции европейского романтизма в творчестве Сибелиуса. В сб.: Музыкальное искусство Финляндии XX века. Изд-во "Карелия", Петрозаводск. 1990, 0,5 п.л. (Находится в печати).

7. Проблемы симфонизма Сибелиуса. Доклад на Международном семинаре "Ян Сибелиус к финская музыкальная культура". Москва, I98Ö, 0,7 п.л.

g. Sibeliue als Sehopfer der neuen epischen Sinfonie

(Сибелиус - создатель новой апхческой симфонии). Доклад на I Международном Сибелиус*конгрессе. Хвльсаинкя, 1990, 0,35 п.л.