автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему: Развитие национального самосознания туркменского народа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие национального самосознания туркменского народа"
. - 1 с I \ги и ° \
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Социологический и социально-психологический центр
На правах рукописи
АТАЕВ Какаджан Курбанович
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА
Специальность 22.00.05 — политическая социология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Москва -1992
Работа выполнена на кафедре социологии Социологического и социально-психологического центра Российской Акадв' мии управления.
Научный руководитель — член-корреспондент Российской Академии наук РУТКЕВИЧ М. Н.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор — ДЖУНУСОВ М. С.
кандидат философских наук — ЖАРНИКОВ А. Е.
Ведущая организация — Туркменский государственный университет им. Махтумкули.
Защита состоится ¿У сентября 1992 г. в час. на засед нии специализированного совета К—151.04.16 в Российской А демии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадског 84.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАУ. Автореферат разослан 6 июля 1992 года.
Ученый секретарь ^у/
специализированного совета Ъ -ЧЕРНЫШОВАI
1 I
■"^а I г*, «л I граций I
~~ Актуальность темы исследования. Резкое обострение нацио-¡альных проблем в СССР с середины 80-х годов обусловили уси-1ение интереса к нации как субъекту общественного развития, 'ост межнациональных противоречий в условиях углубляющегося ¡оциально-экономического кризиса привел к распаду Союза ССР, юявлению независимых государств, нарушению и во многом раз-шву сложившихся на протяжении столетий связей между ними. )тношения братства и дружбы народов оказались в определенной :тепени подорванными межнациональными конфликтами, идеологией этноцентризма, политикой национального экстремизма. В этих сонфликтах важная роль принадлежит столкновениям так называе-лых коренных и некоренных национальностей. Массовый характер 1риняла вынужденная миграция, в стране появились сотни тысяч беженцев. В Средней Азии начался отток русскоязычного населе-1ИЯ.
В этой исторической обстановке ускорился процесс роста 1ационального самосознания коренных наций большинства союзных республик, в т.ч. в Средней Азии. В этом в целом исторически трогрессивном процессе, однако, наблюдается рост националисти-теских тенденций, обусловленных противоречиями обретения госу-шрстЕенности. Этому росту способствуют недостаточный уровень толитической и общей культуры населения, потеря традиционных ориентиров и, особенно, действия определенных политических :ил, сделавших националистические лозунги основой своих программ, и личных устремлений их лидеров.
Все указанные процессы имеют место и в Туркменистане со звоими особенностями. Изучение роста национального самосозна-■тая туркменского народа, требует, во-первых, обращения к теории вопроса, выяснения содержания понятия "национальное самопознание" в его связи с теорией нации; во-вторых, к процессу формирования национального самосознания как важнейшей стороне процесса формирования нации,- в-третьих, современному этапу этого процесса, протекающему в совершенно особых условиях распада Союза ССР и становления национального государства.
Состояние научной разработанности проблемы.
Исследования национальных процессов в СССР на протяжении
длительного периода проводились под определяющим влиянием марксистско-ленинской теории по национальному вопросу.и носили во многом "лакировочный" характер. Это отразилось и на работах ученых Туркменистана, которые.основное внимание концентрировали на формах и методах социалистического преобразования хозяйственной и общественной жизни трудящихся. Вместе с тем, немало трудов было выполнено на основе глубокого этнографического изучения этнического состава, расселения, культуры и быта туркмен на основании рукописных документов, архивных и полевых материалов, народных преданий^. Особенно следует отметить работы по истории и этнографии туркмен Г.И.Карпова^, изучившего племенной состав туркмен, историю формирования и расселения многих родоплеменных групп, их культуру и быт, обряды и обычаи.
Внимание к проблемам национального самосознания в отечественной науке усилилось в 40-х-50-х и особенно в 60-х годах. Обо обусловливалось превде всего повышением значимости наций как субъектов национальных отношений на фоне заметного отставания теории, абсолютизировавшей идеи расцвета и сближения наций, интернационального единства советских народов^, от реально складывающейся практики межнациональных'отношений. Появле-. ние работ В.В.Мавродина, П.И.Куинера, Д.С.Лихачева^ и других
1. См.: Немченко М.А. Динамика туркменского крестьянского хозяйства. Полгорацк (Асхабад) 1926; Карашхан-оглы Иомудский. Очерки туркменского быта. "Туркменоведение", 1928,№9; Семенов A.A. Очерк поземельно-податного и налогового устройства б.Бухарекого ханства. Ташкент, 1929 и др. ■
2. См.: Карпов Г.И. Племенной и родовой состав, туркмен. Полто-рацк, 1925; он же. Туркмены (материалы к истории туркменских племен). "Туркменоведение", 192?, М; он же. Туркмении и туркмены. "Туркменоведение", 1929, ИО, II; он же. Очерк! по истории Туркмении и туркменского народа. Ашхабад, 1940
и др.
3. См.: Кравцов И.С. Развитие национальных отношений в СССР -Киев, 1962; /1^унусов М.С. О диалектике развития националы« отношений в период строительства социализма и коммунизма. -М., 1963; Дкандилышн Н.И. Коммунизм и развитие национальных отношений. - М.,1964; Куличенко Л.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М.,1972;Калтахчан С.Т.Ленинизм о сущности нации и пути образования интернацис нальной общности людей. - М., 1969 и др.
/сноска М на с.З/
ученых, в которых национальное самосознание бьяо представлено в качестве одного из основных признаков нации, вызвало широкие дискуссии о сущности нации, соотношении в национальном материальных и духовных факторов, этнического и социального-*-.
Дискуссии о национальном самосознании базировались не только на исследованиях этнографов, но и на работах философов, лингвистов, социологов, которые содержали некоторые обобщенля, важные для осмысления этнических процессов в области духовной культуры. Предметом самостоятельного изучения стали социально-психологические аспекты межнациональных отношений^, значительное число работ появилось по этнопсихологическим проблемам, активно исследовались региональные особенности этнических процессов .
С '70-х годов изучение проблемы национального самосознания все в большей степени опирается на социологические
исследования. Создаются программы исследований, проводятся массовые опросы, появляются аналитические работы и статьи по широкому кругу вопросов, социальной, культурно-бытовой жизни,
/сноска М со с.2/
4. См.: Мавсодин В.В. Образование Древнерусского государства. - Л., 1945; Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический показатель // Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. - 1949. УШ; Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. - М.-Л., 1945.
1. См.: Козлов В.И. О понятии этнической общности //'Советская этнография, 196?, Ж; Шелепов Г.В. Общность происхождения •признак этнической общности // С.Э, 1968. М; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1966 и др.
2. См.: Арутгонян С.М. Нация и ее психический склад.-Краснодар, 1969; Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии, Алма-Ата, 1971; Ваграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. - М., 1966.
3. См.: Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. Краткие оообщения института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. УШ. - 1949; его же. Этнические территс рви и.этнические границы. - М., 19&1; Гурнич И.С. Этнич^-кая история северо-востока Сибири. - М., 1966; ):1данко Т.А. Этнографическое изучение процессов развития и сближения социалистачесй1|зс «аций- в СССР. - М., 1964; Бромлей К).В. Этнос и этнография. - М., 1974; Козлов В.И. Этническая демография. - М., 1977,
- 4 -
взаимоотношениях различных национальностей"^.
Основное внимание исследователей этого периода было сосредоточено на национальных межличностных отношениях, условия; и факторах детерминирующих их; анализе мнений, настроений, оценок, установок, ориентации, поступков, связанных со взаим< действием национальных общностей, их влиянии на национальное самосознание. Серьезные дискуссии развернулись по поводу определения этнических признаков, а отсюда основных характерно тик национального самосознания.
Определяя нацию как специфический субъект общественной жизни и развития советские философы и социологи рассматриваю обычно национальное самосознание как специфический феномен в структуре сознания нации, как исторически определенной общно ти людей, который содержит в себе совокупность идей и змоцио нальных представлений о своей нации, осознание ее интересов, понимание роли и места данной нации в семье народов мира^. Е трудах представителей этносоциологического направления наци
1. См.: Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития сближения напий СССР (Программа, методика и перспективы V следования) // Советская этнография, 1972. №3; Социальное национальное. Опыт социологических исследований по мaтep^ лам Татарской АССР. - М., 1973; Клементьев Е.И. Развитие языков, процессов в Карелии (на материалах конкретно-социс гического исследования карельского городского населения) Советская этнография, 1974, И; Васильева Э.К., Пименов I Христалюбова Л.С. Современные этнокультурные процессы в 1 муртии (Программа и методика исследования) /У Советская г нография. 1970, ,¥2; Чистов К.В. Этническая общность, этш ское сознание и некоторые проблемы духовной культуры // ( ветская этнография, 1972, Ш и др.
2. См.: Ишимов М.Б. О национальном самосознании и его роли 1 социалистическом обществе. - Вест.МГУ. Серия научн.ком-мг 1974, №2; Куличенко М.И. Национальное и интернационально! в социалистическом образе жизни. - М.,1960; Хабибулин К.1 Самосознание и интернациональная ответственность социали< тичесних наций. -Пермь, 1974; Дробижева Л.М. Духовная о( щность народов СССР. Исторкко-социологический оче^к межн. циональных отношений. - В., 1<1ыель,19Ы; Ддунусов М.С. Об' щественный прогресс и национальные отношения. - Алма-Ата Казахстан, 1976.
3. Арутюнян Ь.В. Социально-культурное развитие и национальн самосознание // соц.исследования, 1990, Г-7; Абдулатипов Человек. Нация. Общество. - М.: Политиздат, 1991; Дроби« Л.{Л. О новом мышлении в межнациональных отношениях 7/ Чт
/продолжение на с.5/
ильное самосознание рассмагривалось как целостное образова-1ие в совокупности его структурных элементов, обосновывалось взаимосвязь этнических и социальных факторов в процессе его формирования и развития.
Значительное количество публикаций по различным аспектам 1роблематики национального самосознания появилось в последние 2-3 года*. Среди них следует отметить исследование туркменского ученого О.Б.Мухамметбердиева "Национальное самосознание городов Средней Азии на современном этапе их развития", в котором автор на основе комплексного анализа и тенденций развития самосознания коренных народов Средней Азии разрабатывает оригинальную концепцию национального самосознания.
Отмечая определенные позитивные результаты в исследовании 1роблем национального самосознания в отечественной научной литературе, необходимо обратить внимание на недостаточную их разработанность применительно к конкретным народам и регионам.
Целью настоящего диссертационного исследования является изучение реального состояния и тенденций развития национального самосознания туркменского народа.
/продолжение сноски/
делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. - М., 1989; Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // С.Э., 1991, И; Актуальные теоретико-методологические проблемы национальных процессов и национальной политики КПСС. - М.: Политиздат, 1989; Баграмов Э.В. Межнациональные отношения:поиски гармонии // Советы народных депутатов, 19Ь9, №2; Жарников А. Этнический резонанс - парадокс XX века? // Диалог, 1990, ¥5; Троицкий Е. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. Социально-философские очерки. - М.¡Советская Россия, 1989 и др.
[. См.: Атамуратов С. Национальное самосознание и национальная культура в процессе обновления общества (социально-философский аспект). Автореферат диссертации доктора философских наук.-Ташкент, 1992; Джендубаев А.Р. Религиозное и историческое в национальном самосознании (на материалах Северного Кавказа).- Автореферат диссертации канд.философ.наук. - М., 1991; Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития. Автореф. диссертации докт.социол.наук. - М.,1992; Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования. Автореф.диссерт.канд.философ.наук. -М., 1992; Латышев А.Н.Национальное и историческое в историческом самосознании.Автореф.диссерт.канд..философ.наук.-М.,1991 и др.
Исходя из этой цели, на основе анализа литературы, статистических данных, а также материалов обобщения ряда
социологических исследований диссертант видит задачи своей работы в следукщем:
- определить сущность и функции национального самосознания вообще, его обусловленность объективными условиями и субъективными факторами;
- исследовать процесс складывания и эволюции национального самосознания туркменского народа, его реальное состояние, противоречия функционирования и развития на современном этапе, его обусловленность социально-экономическим развитием и отношениями с другими национальностями, проживающими на территорш республики и региона;
- выявить зависимость уровнг сформированности и различны проявлений национального самосознания от степени включенности туркмен в процессы межнационального общения в республике, сре; неазиатском регионе, СНГ;
- изучить преявления в массовом национальном самосознании туркменского народа дружественных и недружественных установок и ориентаций по отношению к другим народам, зависимость этих проявлений от ситуационных факторов в межличностных отнс шениях.
Объект исследования - коренное население Туркменистана, его различные территориальные и социальные группы.
Предмет исследования - формирование и развитие национале ного самосознания туркменского народа.
Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследс вания,
В качестве теоретической базы исследования использованы труды отечественных и зарубежных социологов, этнографов, фил< софов, историков, психологов, разрабатывающих проблемы общественного сознания и национальных отношений, результаты
социологических исследований, проведенных в различны; регионах страны, в особенности в Туркменистане, в том числе автором. Были использованы работы туркменских ученых Вайрамс: хатова Н., Кулиева К., Мусаева О.М., Д1жикиева А., Рослякова
А.А., Дурдыева М.Б., Дннаклычева 111., Кадырова Ш.Х. и других*.
Эмпирическую основу диссертации составляют результаты сравнительного социологического исследования, проведенного по следующим программам: "Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи Туркменской ССР" (при участии автора, 1982 г.), "Национальное самосознание туркменского народа в условиях социально-экономических и политических преобразований" (1991 г.). Последнее проводилось на предприятиях, в уч-ревдениях и учебных заведениях Ашхабадской и Марийской областей. Выборочная совокупность была распределена по объектам пропорционально представительству опрашиваемых в отраслях народного хозяйства. Было опрошено в 1982 году - около 2000 человек, в 1991 году - 121Ь. Привлечены также данные исследования, выполненного Институтом философии и права Академии наук Туркменистана при участии автора под руководством О.Б.Мухам-метбердиева по программе: "Национальное самосознание туркмен: состояние и тенденции" (1990 г.). Выборочная совокупность была репрезентативной по следующим параметрам: полу, национальности, социальному положению и месту поселения. Сведения были получены цутем опроса, причем использовалось как анкетирование, так и интервьюирование (в зависимости от конкретной ситуг ции). Сравнение данных исследований в 1982 и 1991 гг. дают представление об изменениях, происшедших за 9 лет в знаниях, информированности и самосознании людей.
Данные указанных конкретных социологических исследований были дополнены анализом материалов из газет, журналов, других источников. Автором были использованы также материалы Всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1959, 1979 и 1989 годов, статистика миграции населения, материалы государственного ар-
I. Байрамсахатов Н. Духовная культура народа и атеизм - Ашхабад, Туркменистан, 1981; Кулиев К. Опыт строительства социализма в республиках Средней Азии и его значение для развивающихся стран.-Ашхабад, Туркменистан, 1974; Аннаклычев Ш. Быт и культура рабочих Туркменистана. - Ашхабад, 1969; Джи-киев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. - Ашхабад, Туркменистан,1991; Дурдыев М. Туркмены. - Ашхабад, Харп, 1991; Кадыров Ш. Народонаселение Туркменистана: история и современность.-Ашхабад,Ылым.1986;Новое в традиционном быту туркменской сельской семьи. -Ашхабад, Ылым, 1987 г.
хива. Автор опирался и на личнкй опыт работы в государственны и общественных организациях Туркменистана.
Научная новизна исследования.
Диссертация представляет одно из первых комплексных социологических исследований процесса формирования и развития национального самосознания туркменского народа.
Автором дана собственная трактовка феномена национального самосознания, его сущности с учетом особенностей процесса становления и развития туркменской нации. Выяснены условия формирования национального самосознания туркменского народа, степень и характер влияния на этот процесс экономических, политических, социальных, культурных факторов.
Исходя из результатов социологических исследо
ваний, автором определены основные доминанты, характеризующие национальное самосознание туркмен, при этом особое внимание уделено характеристике особенностей национального самосознания туркменского народа, его устойчивым чертам и стереотипам.
В диссертации дана характеристика современного состояния национального самосознания туркменского народа, его противоре чивости, которая проявляется, по мнению автора, в следующем:
- стремление к национально^ самовыражению в массовом сознании существенно ограничивается стереотипами традиционной обособленности и замкнутости;
- позитивное восприятие курса национальной политики, прс водимого руководством республики, проявляется на фоне в цел«, весьма ограниченного представления большинства населения о задачах и перспективах ее реализации в конкретной жизненной среде;
- нарастание предрасположенности к преувеличению значимости своеобразных черт национального характера сочетается с сохранением в основном позитивного отношения к дружественным межэтническим контактам;
- процесс национальной самоидентификации в массовом соз! нии тормозится слабым знанием истории Туркменистана и туркменского народа;
- позитивное отношение к личностным межнациональным кон-
тактам на уровне трудового коллектива сосуществует с сохране--шем негативных стереотипов в отношении межнациональных браков.
В диссертации выясняется взаимосвязь между степенью выраженности национального самосознания туркмен и установками на межнациональные контакты, рассматриваются пути гуманизации национального самосознания на современном этапе. Впервые в научной литературе рассмотрен вопрос о переориентации национального самосознания туркменского народа, сформировавшегося в условиях приоритета союзного управления всеми сферами общественной жизни республики, к состоянию, адекватному условиям независимого суверенного государства.
Практическая значимость диссертации. Теоретические выводы и рекомендации, сформулированные автором в результате исследования, могут быть использованы органами управления Туркменистана, в частности, при выработке эффективных методов воз-аействия на процессы развития национального самосознания в целях его гуманизации, укрепления дружественных связей с другими народами, предотвращения возможностей усиления в национальном сознании националистических тенденций. Принятая автором методика социологического исследования рассматриваемых процессов может быть использована при дальнейшем их изучении, а это представляется одной из первоочередных задач общественных наук на этапе крутого перелома в истории туркменского народа. Представленный в работе материал может использоваться также в учебном процессе в вузах республики по проблемам национальных отношений.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Российской академии управления. Отдельные ее тезисы подверглись также обсуждению во время выступлений автора с циклом лекций на кафедре философии в Туркменском Государственном институте физической культуры, а также в других аудиториях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, грех разделов, Заключения, а также списка использованной литературы.
- 10 -
Во Введении обосновывается актуальность темы, степень ее научной разработанности, раскрываются цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость.
В первом разделе "Сущность и особенности формирования национального самосознания" дан теоретический анализ феномена национального самосознания, рассмотрена его диалектическая связь с бытием нации, практикой национальных отношений.
Национальное самосознание рассматривается в диссертации как важнейшая сторона осознания нации, как определенной общностью лкдей, ее реальной кизни, взятой в процессе развития. Основным субъектом национального самосознания является нация, объектом отражения - ее бытие. Национальное самосознание является компонентом общественного сознания и входит в структуру субъективного фактора. Через национальное самосознание нация осознает свою внутреннюю целостность и утверждается как специфическая и автономная общность в ряду других народов (национальностей) .
В целях определения своеобразия национального самосознания, автор обращается к методологическим посылкам определения самосознания как философской категории. Особо выделяется в процессе критического рассмотрения интерпретация национальногс самосознания, содержащаяся в трудах представителей психологического направления в западной социологии.
По мнению диссертанта самосознание (в отличие от сознанш отражает только те стороны окружающей действительности, которые имеют непосредственное отношение к субъекту отражения. Национальное самосознание, будучи компонентом общественного сознания, отражает те стороны бытия нации, которые имеют непосредственное отношение к ней, как субъекту социального действия.
Сравнивая подходы советских ученых в определении сущност) национального самосознания, автор полагает, что в них нет при! ципиальных различий, они скорее дополняют друг друга. Так, А.К.Уледов представляет этот феномен как "совокупность идей, взглядов и чувств, связанных, во-первых, с самоопределением национальной общности, осознанием ее места среди других нацио
нальных общностей, и, во-вторых, с осознанием общественно-политических ценностей, характеризующих понятие "Родина", приверженностью к ним"-''. М.С.Днунусов предлагает в структуру самосознания включить также помимо идеи существования нации идею чувства идентичности сигналов передачи информации, грименяемых во внутринациональном общении (т.е. язык) и этноним (самоназвание)^.
Соглашаясь в основном с определениями, бытувдими в отечественной философии и социологии, автор полагает, что в современных условиях усложнилась структура национального самосознания и поэтому эти общие определения должны быть дополнены таким моментом, как осознание интересов нации в обретении и защите государственной независимости и суверенитета. Для национального самосознания туркменского народа в связи с определенными диспропорциями в экономике и отсталостью в социальной сфере в настоящее время характерно стремление выразить свою модель развития национального государства.
В диссертации раскрывается развитие национального самосознания от национального чувства до национальной самоцденти-фикации.
Эволюция национальных идей, концепций, оценок, представлений, взглядов и чувств в диссертации рассматривается через определение тех условий и факторов, под влиянием которых они складываются и развиваются. В их числе в диссертационной работе дается анализ следующих:
- создание (либо стремление к созданию) национально-государственных образований;
- состояние культурно-языковой среды, в т.ч. (использования национального языка) - последний вопрос нередко оказывается главным катализатором конфликтов на межнациональной основе. События последних лет убедительно доказали, что сложившийся уровень развития и функционирования национальных языков не удовлетворяет возросшим социальным потребностям народов бывше-
1. Уледов А.К. йгховное обновление общества. - М., 1990. -С.318.
2. См.: Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. - Ашхабад, 1986. - С.237-238.
го СССР, не полностью соответствует нынешнему уровню развита/ их национального самосознания. Регулирование сложных языковые процессов на общем фоне неблагополучия в экономике, экологии, социальной жизни оказалось для многих республик СНГ делом довольно сложным, оно еще не доведено до конца. Каждая республика представляет собой особое многонациональное образование и языковая политика должна учитывать интересы всех национальных групп, проживающих в ней. Иначе неизбежны обществен» политическая и межнациональная напряженность;
- влияние религии, самой древней и весьма устойчивой (особенно на Востоке) идеологической системы. В работе отмечается характерный для ряда регионов мира, особенно в страна: ислама, "религиозный ренессанс", т.е. обращение к религии широких слоев населения и возрастание ее роли в общественно-политической жизни. Однако, отмечая позитивную роль, которую в формировании национального самосознания играет религия в в! гуманистических проявлениях, следует считаться с присущим ре лигиозной идеологии различного рода негативным тенденциям: проявлениям религиозного фанатизма, обскурантизма, ложного м ровоззрения, нетерпимости к другим конфессиям. Эти духовные образования отличаются высоким адаптивным свойством, их элементы закрепляются в программах различных объединений националистического характера, нередко проявляются в резкой, возбужденной, антигуманной форме (погромы, преследования и т.д. о чем свидетельствуют события последних лет.
Приведенные факторы, влияющие на формирование и характе проявления национального самосознания, показывают, что проблемам развития национального языка и духовной культуры принадлежит весьма существенная роль в развитии нации и межнаци нальных отношений. Но эти проблемы находятся в самой тесной связи с экономическим и социальным развитием нации. Так, в С ветском Союзе противоречия в развитии единого народнохозяйст венного комплекса обусловили появление напряженности в сфере межнациональных отношений. Эти противоречия отражаются как V. теоретическом и политическом уровнях, так и на уровне обьдаен ного сознания в форме представлений о несправедливости расщ
деления приведенных благ, постановке вопроса: "кто кого кормит", выработке устойчивого этнического стереотипа - "свой" -"чужой".
Допущенные деформации в социально-экономическом развитии, по мнению диссертанта, откладывались в национальном сознании в таких чувствах как обида, ущемленность и т.д., что проявляется и в настоящее время, когда эти деформации исправляются.
Во втором разделе "Эволюция национального самосознания туркменского народа" дается исторический очерк становления туркменской нации, ее государственности, раскрываются объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на этот процесс в целом и на складывание национального самосознания туркменского народа, в частности.
Прослеживая этническую историю туркменского народа, автор условно разделяет ее на три этапа. К первому можно отнести формирование его этнического ядра и развитие народа вплоть до Октябрьской революции. Формирование туркмен как этноса происходило в 1Х-ХУ веках. Определяющая роль в этом процессе принадлежит тюркам-огузам, поселившимся в Средней Азии в IX веке и подчинившим себе коренное население. В Х1-ХП веках в условиях расцвета могущественного Сельджукского государства происходит дальнейшая тюркизация местного населения, огузский язык приобретает статус государственного. В этот период Туркменистан достиг высокого (по тем временам) уровня экономического и культурного развития. Однако, формирование туркменского этноса тормозилось нескончаемыми войнами. Население современного Туркменистана постоянно испытывало ужасы войн, обрекавших его на голод и нищету, гнет завоевателей иранских царей, Александра Македонского, арабских халифов, орд Чингисхана и Тамерлана. Разрушались города и села, выводились из строя ирригационные системы, угонялось в рабство мирное население. Полностью были разрушены крупнейшие центры мирового значения, такие как Мерв, Гургандж, Ниса.
Одной из причин, замедливших историческое развитие и складывание туркменского народа (как и других народов Средней Азии) явилось то, что в ХУ1 в. основные мировые торговые пути,
ранее проходившие через ее территорию, переместились на море.
Существенный шаг вперед в становлении туркменского народа был совершен в результате постепенного вхождения на протяжении XIX века в состав царской России. Несмотря на жестокость колониальной политики, проводимой царизмом, присоединение территории проживания туркменских племен к России имело позитивные изменения. Туркмены, как и другие народы Средней Азии, были вовлечены в общее русло капиталистического развития, в их социально-экономической и культурной жизни произошли определенные сдвиги, прекратились родовые и племенные распри, было уничтожено рабство. Усиленными тешами велось строительство грунтовых и железных дорог, начался процесс формирования рабочего класса.
Ко второму этапу относится становление туркменской нации в советский период истории. Отличительной особенностью этого периода является то, что Туркменистан вступил на путь социалистических преобразований будучи отсталой окраиной царской России. Неразвитость материального производства, прежде всего промышленности, системы образования, остатки родоплеыенных отношений, отсутствие средств массовой информации определяли отсталость духовной жизни, сдерживали развитие национального самосознания.
Национально-государственное строительство в этот период было тесно связано с ликвидацией хозяйственной отсталости, подготовки национальных руководящих кадров. С ростом городов, созданием промышленной базы, "коренизацией" управленческого аппарата, организацией культурно-идеологических систем росло число городских жителей-туркмен, кадров рабочих и служащих, изменялась социальная структура населения. Происходили масштабные преобразования в духовной сфере, развивалась национальная культура. Была осуществлена ликвидация безграмотности, интенсивно строились школы, клубы, библиотеки, получили новый импульс развитие литературы, искусства, науки. Появились кадры национальной интеллигенции, значительно ускорился процесс складывания единой туркменской народности из племен: иомудов, текинцев, эрсары, геокленов и др., а тем самым сознания общ-
ности исторических судеб. Однако, вследствие ошибок и деформаций в национальной политике, допущенных как.в период культа личности, так и в 70-80-е гг., отмечалась известная реанимация в массовом сознании туркмен родоплеменных и местнических тенденций. Об этом свидетельствуют и результаты социологических исследований, проводимых в республике.
Так, по данным социологического исследования, проведенного Институтом философии и права АН Туркменистана в 1990 году (при участии автора) по программе "Национальное самосознание туркмен: состояние и тенденции"'*, 41% из числа опрошенных отметили, что во взаимоотношениях туркмен проявляются разделение друг друга по родоплеменным признакам; 8В% отмечали свою принадлежность к определенному роду и племени; В3% из числа респондентов отмечали важность осознания того факта, к какому роду или племени они принадлежат.
За годы Советской власти были допущены серьезные ошибки и в культурно-языковой политике: дважды менялся алфавит, вначале с арабской графики на латиницу, затем - на кирилицу. Замена алфавита и приобщение к кирилице в определенной мере способствовало более быстрому усвоению массами русского языка. Однако, закрепляемость в сознании коренной национальности обязательности изучения русского языка с одновременным отторжением народа от наследия предков, способствовали возникновению в массовом сознании некоторой части туркмен чувства ущемлен-ности, комплекса национальной неполноценности.
Прослеживая этническую историю туркмен, диссертант отмечает, что в туркменском народе до сих пор сохраняются остатки родоплеменных отношений, что ему присуща внутриэтническая дифференциация. Этническая консолидация туркмен, начавшаяся в период нахождения их в составе Российской империи не завершилась в годы Советской власти. Процесс складывания нации продолжается.
Предпосылки для ускорения этого процесса, по мнению авто-
I. См. более подробно: Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социолого-психологический анализ). - М.: Луч, 1992. - С.116-121.
ра, стали складываться в связи с образованием в 1991 году независимого национального государства Туркменистан. Тем самым, туркменский народ вступил в третий этап своего развития. На этом этапе предстоит разрешить многие проблемы развития туркменской нации, в т.ч. и ее самосознания - о чем речь идет в следующем разделе диссертации.
В третьем разделе "Проблемы развития национального самосознания туркменского народа в современный период" рассматривается диалектическая взаимосвязь развития государства Туркменистан и национального самосознания туркменского народа.
Появлению независимого государства Туркменистан предшествовало несколько стадий: 1924 год - образование Туркменской ССР в составе бывшего СССР, 1990 год - объявление суверенитета, 1991 год - провозглашение независимого государства после всенародного референдума и вступление в СНГ. Признание государства Туркменистан мировым сообществом явилось мощным фактором дальнейшего развития национального самосознания туркменского народа, оказало существенное влияние на политику, проводимую руководством республики в сфере национальных отношений.
Одной из существенных: проблем, находящих отражение в национальном самосознании в наши дни, является проблема выбора основных партнеров для успешного экономического развития государства. Для Туркменистана такими партнерами выступают как члены Организации экономического сообщества (Иран, Пакистан, Турция), так и государства, входящие в СНГ (Россия, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Украина и т.д.), при основной ориентации на Турцию, с одной стороны, и Россию - с другой.
В диссертации раскрываются причины сближения Туркменистана с Турцией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном, Саудовской Аравией, состояние, по мнению автора, в религиозной, а с Турцией - и этнической общности, географической близости, политической и финансовой поддержки группы влиятельных мусульманских государств.
Процесс сближения Туркменистана с мусульманскими зару-
бежными государствами сопровождается воздействием на сознание туркменского народа исламского (фундаментализма и пантюркизма. По мнению автора, в настоящее время в республике нет реальной опоры для их утверждения в качестве господствующей идеологии.
В диссертации дан анализ особенностей развития национального самосознания туркменского народа в современный период, проявляющихся прежде всего в его своеобразной противоречивости. С одной стороны, в национальном самосознании под влиянием идеологии, активно фокусирующей внимание населения, его чувства на важности общности происхождения, все больше реализуется в установках на контакты с мусульманами. С другой стороны, длительное межэтническое сотрудничество сформировало в сознании туркменского народа чувство гражданской общности с другими национальностями С: ¡Г, проживавшими на территории республики, прежде всего с русскими.
В ходе социологического исследования "Национальное самосознание туркменского народа в условиях социально-экономических и политических преобразований", проведенного в 1991 году автором, выявилось, что подавляющее большинство респондентов (72%) позитивно относится к тому, что в Туркменистан на предприятия и учреждения приезжают работать люди разных национальностей и остаются здесь жить. Однако, взаимоотношения основной национальности (туркмен) с другими, проживающими на территории республики, являются, вместе с тем, источником нестабильности в национальном самосознании.
В Конституции Туркменистана содержатся статьи о равноправии всех национальностей,об их праве пользоваться родным языком, сохранения и развития их культуры, о равенстве граждан перед законом независимо от национальности, происхождения, языка, отношения к религии. Однако, правовая система Туркменистана не содержит пока всеобъемлющего, современного и достаточно детального регулирования прав граждан некоренных национальностей. Как полагает автор, правовое регулирование межнациональных отношений требует принятия особого Закона о национальностях, отражающего интересы и перспективы развития всех национальностей, проживавших в республике.
- 18 -
В концентрированном виде трудности во взаимоотношениях корреной национальности с другими проявляются в языковой политике. В соответствии с принятым Законом "О языке" туркменский язык приобрел статус государственного. Однако,уже с первых шагов реализации этого Закона в сознании населения республики четко проявились две тенденции. Первая выразилась в том, что сравнительно небольшие группы некоренного населения (в своем большинстве освоившие местный язык), в целом баз возражений встретили Закон о языке, не проявили пока что стремления по этому поводу вступать в оппозицию по отношению к коренной национальности и к властям.
Вторая тенденция проявилась у значительной части русскоязычного населения как отчуждение от туркменского языка в силу длительной традиции говорить и обучаться на русском языке и поэтов известное неприятие указанного Закона. В процессе опроса населения мы получили следующее распределение ответов на вопрос: "Ваше мнение об объявлении на территории Туркменистана туркменского языка государственным языком (в % от общего числа опрошенных в каждой группе) (см. табл. И):
Таблица №1
//= 955 чел.
Ответы
Туркмены
Представители некоренного
_населения:
русскоязыч-тюркской
ной группы группы
других национ.
в целом решение считают правильным 23 26 33 17
очень правильное п своевременное 51. 6 II 5
здесь, в Туркменистане, можно было обойтись и без такого решения II 33 33 29
решение-то правильное, но здесь с его принятием можно было и повременить 5 17 10 23
затрудняюсь ответить 10 18 V—1 со 26
- 19 -
Важно отметить, что 33% из числа опрошенных, принадлежащих к славянской группе (при 18$ затруднившихся дать ответ), категорично ответили, что в Туркменистане можно было обойтись и без придания туркменскому языку статуса государственного, а 52% из них расценили это решение как несправедливое.
В диссертации на основе социологических ис-
следований, данных статистики и периодической печати анализируются процессы, обусловленные национально-языковой ситуацией в период официального двуязычия в Туркменской ССР и после принятия Закона о языке в независимом Туркменистане, и обосновывается вывод, что при необходимости и целесообразности использования туркменского языка как государственного, пока что не следовало бы отказываться от туркменско-русского двуязычия, так как это может вести к самоизоляции туркменской нации, стагнации ее интеллектуального и творческого потенциала. Только на основе взаимообмена с другими национальными культурами туркменская нация может достойно оценить свою культурную самобытность и ускоренно развивать национальную культуру.
Подход к решению сложившегося противоречия в оценке населением национально-языковой ситуации должен основываться на учете интересов всех национальностей, а не загонять административными мерами возникающую напряженность вглубь этнического сознания. Неблагоприятное воздействие Закона о языке уже проявилось в усилении миграции русскоязычного населения из республики.
В целом же, по мнению автора, уровень культуры межнационального общения в Туркменистане свидетельствует о наличии в самосознании довольно устойчивых позитивных элементов, сформированных практикой межнационального общения как в трудовых коллективах, так и в бытовом общении. В ходе социологических исследований,проведенных автором в 1991 году по проблемам национального самосознания около 40% респондентов высказали желание работать в многонациональном коллективе, для 48% (по их оценкам) национальный состав коллектива не имеет значения. О росте положительных установок и ориентации в межнациональных контактах свидетельствует и то, что 62,1% из числа
опрошенных респондентов при выборе друзей и 54,6^ при выборе соседей считают, что национальность их не имеет никакого значения.
Объективный рост национального самосознания сопровождается и стимулируется развитием национальной культуры, возрождением многих национальных традиций, обрядов и обычаев. Этому во многом способствует Указ Президента "0 праздниках и обрядах в Туркменистане", принятый в феврале 1992 г. Существенное значение при его реализации, отмечается в диссертации, имеет сочетание профессиональной, по сути своей интернациональной культуры с популярными среди коренного населения религиозно-бытовыми обычаями и обрядами, оказывающими поныне огромное влияние на национальное самосознание туркменского народа.
Согласно данным сравнительных исследований проведенных в 1982 и 1991 гг. среди туркмен возросло число сторонников старинных традиций и религиозно-бытовых обрядов. Динамику их роста можно проследить по данным, приведенным в таблице №2. (на стр.21).
В диссертации на основе социологических исследований, статистики, материалов периодической печати определяются некоторые характеристики современного состояния национального самосознания туркменского народа, его противоречивости и раздвоенности.
В национальном самосознании не выявлено значительных по масштабу и глубине негативных этнических установок, однако настороженность у лиц туркменской национальности по отношению к другим национальностям присутствует.
Национальное напряжение, возникшее по поводу изменения в национально-языковой ситуации и проявившееся в миграции представителей русскоязычного населения, по-разному отражается в национальном самосознании. Определенная часть туркменского населения негативно воспринимает отток русского населения, другая - расценивает эти процессы как закономерное явление.
Наблкщается зависимость активности национального самосознания от степени межэтнической напряженности-в различных регио нах, в трудовых коллективах, бытовом общении.
Таблица №2
Отношение туркмен к религиозным традициям, обычаям и обрядам (по данным опросов, проведенных в 1982 и 1991 гг. в % от общего числа опрошенных)
1982г. (Л/=2000) 1991г. (¿/=1218)
Традиции, обычаи, Необхонхеобхо-Уатруд- Необ- Необ- Затруд-обряпы димо димо■ нягось ходимо ходи- няюсь
сохра- отка- отве- сохра- мо от-ответить нить заться тить нить каза-__ться
Суннет (обрезание) 47 19 34 67 6 27
Ораза (мусульманский пост) 20 51 29 54 13 23
Джиназа (похоронный обряд) 25 21 54 61 9 30
Яшмак (ношение "платка молчания) II 70 19 24 48 28
Ника (бракосочетание с приглашением муллы) 15 52 37 63 II 26
Худай-ёлы (религиозный поминальный обряд) 31 52 17 64 II 25
Двоежонство 7 66 27 13 63 24
Товур (ритуал завершения принятия пищи чтением Корана) 3? 18 45 72 9 19
Кайтарма (задержание замужней женщины в родительском доме до полной уплаты калыма) 9 81 12 18 51 31
Налым (вынул за невесту) б 86 8 13 59 28
В Заключении подгодятся итоги исследования, содержатся обобщения и выводы, а также практические предложения и рекомендации по рассмотренным вопросам национальной политики в условиях нового статуса республики Туркменистан, как самостоятельного государства. Срепл них автор выделяет:
- 22 -
а) необходимость более полного овладения массовым сознанием национальными ценностями, историческим и культурным наследием туркменского народа;
б) создание достоверной и более полной картины исторического прошлого туркменского народа, обеспечение правдивого освещения в средствах массовой информации;
в) решение социально-экономических проблем за счет внедрения рыночных механизмов, обеспечения социальной защиты трудящихся, эффективного стимулирования их производственной деятельности, расширения и укрепления, сотрудничества на качественно новом уровне с членами СНГ, внешнеэкономических связей.
X X
X
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
I. Современные проблемы национального самосознания турк-