автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Научная и художественная картины мира и их взаимодействие

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Солдатова, Нина Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Научная и художественная картины мира и их взаимодействие'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Солдатова, Нина Петровна

Введение. стр.2

Глава 1. Основные картины мира в истории науки и культуры.стр.5 п.1 Первоначальные мифологические и религиозные картины мира.стр. 6 п.2 Дальнейшее построение картины мира в науке и культуре средневековья, Возрождения и Нового времени.стр. 27 п.З Научная картина мира в структуре современной культуры.стр.45 и.4 Антропный космологический принцип в структуре современной естественнонуачной картины мира.стр. 61

Глава Взаимодействие художественной и научной картин мира в истории культуры.стр. 71 п.1 Художественное и научное моделирование реальности.стр. 72 п.2 Структура художественной картины мира.стр. 84 п. Динамика соотношения научного и художественного знания в истории европейской культуры. стр.95

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Солдатова, Нина Петровна

Проблема соотношения естественнонаучного и художественного способов освоения действительности в последнее время становится одной из самых актуальных в современной философии. Ей посвящают свои работы многие известные мыслители как в нашейне, так и за рубежом. Причины этого явления в следующем: создаются современные научные теории, описывающиектуру реальности в микро, макро и мегамире, биологи научились конструировать фрагменты живой материи и исправлять отдельные ошибки природы. Также появилось большое количество высокохудожественных произведений, созданных писателями, художниками, кинематографистами, архитекторами, которые позволяют ещё лучше понять место человека в мире и отношение человека к этому миру. Однако, несмотря на огромные успехи науки и искусства в объяснении взаимосвязи человека и природы, современная цивилизация сталкивается с различными проблемами в самых разных областях своей деятельности, и более того, даже искусство, по сути своей призванное быть источником положительных знаний о мире и средством взаимопонимания между людьми, зачастую способствует различного рода социальным и национальным конфликтам.

Подобное положение вещей вытекает, по мнению диссертанта, из того обстоятельства, что изучая с помощью научных и художественных методов отдельные фрагменты бытия, человечество не имеет в настоящее время единого синтетического представления об окружающем мире. В связи с этим изучение таких представлений о мире, существовавших на разных этапах развития человеческого общества вплоть до сегодняшнего дня, как естественнонаучное и художественное и поиски общих закономерностей их функционирования, приобретают особую актуальность.

Проблеме отражения структуры реальности в естественнонаучном познании посвящены работы многих современных российских философов и естествоиспытателей: В.А. Амбарцумяна, В.А. Асеева, Л.Г. Антипенко, В.П. Бранского, В.Л. Гинзбурга, A.A. Гриба, П.С. Дышлевого, В.Г. Иванова, В.В. Казютинского, A.C. Кармина, A.A. Маркова, В.Н. Михайловского, A.M. Мостепаненко, А.Э. Назирова, Ю.В. Сачкова, B.C. Степина, А. Турсунова, А.Д. Урсула, B.C. Шкловского и др.

Особенности художественного моделирования действительности были рассмотрены в трудах В.Ф. Асмуса, М.М., Бахтина, Ю.М. Бородая, В.П.Бранского, Ю.Н. Давыдова, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, А. Потебни и др.

Значительное место проблема соотношения естественнонаучного и художественного способов освоения действительности в разных её аспектах занимает в работах русских мыслителей: H.A. Бердяева, В.И. Вернадского, Н.О. Лосского, B.C. Соловьёва, П.А. Флоренского и др., а также зарубежных философов и естествоиспытателей: Дж. Барроу, М. Бунге, Р. Карнапа, Т. Куна, И. Лакатоса, А. Моля, К. Поппера, И. Пригожина, Ф. Типлера и др.

Главной целью диссертации является философский анализ категорий естественнонаучная и художественная картина мира как различных форм отражения человеком окружающей его действительности, установление сходства и различий между этими двумя моделями реальности.

Достижение цели предлагает решение ряда задач: • рассмотреть в целом проблему отражения структуры мира в естественнонаучной и художественной картинах мира;

• определить и систематизировать факторы динамики, функционирования и смены различных картин мира в зависимости от социального опыта человечества;

• выявить общие моменты в структурах естественнонаучной и художественной картин мира и вычленить инварианты в их историческом развитии.

Основное внимание в работе диссертант уделяет выработке общих представлений о механизме и факторах моделирования действительности в различных областях человеческой деятельности. В силу этого обстоятельства основой данного исследования является комплексный подход с использованием данных философии, науки и искусства, и поэтому предлагаемый в диссертации подход носит междисциплинарный характер.

Настоящая диссертация является комплексным исследованием проблем соотношения естественнонаучной и художественной картин мира и их взаимодополнительной роли в моделировании структуры реальности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Научная и художественная картины мира и их взаимодействие"

Заключение

В завершении работы можно сделать следующие выводы:

1. Первоначальной формой общественного сознания в истории человеческой культуры являются мифологические и ранние религиозные картины мира. Эти картины мира у разных народов имеют схожие моменты (повторяются одни и те же элементы, схожей оказывается и структура мироздания). Но отношение человека к этому миру существенно различается в разных культурах. Можно выделить конфуцианско-даосистскую модель, демонстирующую присособление человека к миру,индуистско-буддистскую, представляющую уход от мира, и западно-европейскую, основанную на античной культуре, предполагающую овладение человеком мира. Причем можно заметить, что в ранних картинах мира художественное и научное начала существуют синкретично.

2. В современном научном познании основной формой отражения действительности является научная картина мира, представляющая собой синтез научных и философских принципов и понятий на определённом этапе развития науки. Научная картина мира есть сложное структурное образование, и в качестве основных компонентов, включающих в себя онтологическую модель и методологическую схему описания, специфическую для данной картины мира.

3. В настоящее время существует ряд частных естественнонаучных картин мира: физическая, биологическая, химическая и другие, имеющие между собой определенные связи, но не соединенные в единый конгломерат. Современное естествознание не имеет единого взгляда на мир, что определяется отсутствием общей естественнонаучный картины мира. Возможны поиски основополагающих принципов, которые помогли бы найти общую точку зрения на структуру реальности хотя бы на современном этапе. И таковым началом может быть антропный космологический принцип, обладающий общенаучным характером.

4. Структура художественной картины мира по сравнению с естественнонаучной имеет ряд специфических черт, связанных прежде всего с тем, что художественный образ есть умозрительная модель с общезначимой выразительностью, и поэтому она конструируется из личностных эмоциональных оценок художника и эстетического идеала, определяющего содержательные и формальны? нормативы творчества.

5. Одной из тенденций культуры конца XX века являются формирование новой парадигмы познания, основанной на принципиальных сомнениях в возможностях освоения мира с помощью только разума. Отвергая объективизм и логическую доказательность герменевтики, постструктурализм, постмодернизм и другие течения современной философии предполагают множественность взглядов на одну и ту же проблему. Главным понятием онтологии и гносеологии данных философских направлений является неопределённость. Мерой превращения возможности в действительность становится вероятность, исключающая однозначное прогнозирование событий.

6. Познание в сегодняшней науки носит диалогический характер, подобно тому как это происходит в искусстве, допускаются моменты субъективности в объективно истинном знании.

7. Первоначально возникнув в литературе и искусстве, постмодернистская познавательная парадигма произвела значительные перемены и в науке, которая до недавнего времени претендовала на ведущее положение в развитии человеческой культуры. Поэтому многие учёные - науковеды предсказывают глобальную научную революцию и появление новой "постнеклассической науки" с которой

121 человечество войдёт в XXI век. Её основными характеристиками будут дальнейшее сближение и равноправие разных форм человеческой деятельности и культуры - науки, искусства, религии, философии, а также признание возможности нерациональных способов освоения действительности.

 

Список научной литературыСолдатова, Нина Петровна, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Алтухов В. Смена парадигм и формирование новой методологии.

2. Общественные науки и современность. 1993, № 1.

3. Антология мировой философии. Т.1, ч.1-2, М., 1969. '

4. Аристотель. Соч. в 4-х т., М., 1978.

5. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

6. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. М., 1979.

7. Балашов Ю.В. Антропный принцип: физические, космологические и философские аспекты.//Антропный принцип в структуре научной картины мира. J1., 1989.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

9. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

10. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1976.

11. Библер B.C. Культура. Диалог культур.// Вопросы философии. № б, 1989.

12. Бор H.A. Анатомия, физика и человеческое познание. М., 1961.

13. Григорьев В. А. Наука и техника в контексте культуры. М.,198 9.

14. Гулыга A.B. Искусство в век науки. М.,1978.

15. Гулыга A.B. История эстетики. М.,197 4.

16. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Д.,1990.

17. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1972.

18. Данте А. Божественная комедия. //Б.В.Л. Gep.1,Т/28.,М.,1967.

19. Дэвис П. Случайная Вселенная М., 1985.

20. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1986.

21. Древнекитайская философия. В 2-х т., М., 1994.

22. Евскжов В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск,1988.

23. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 199 6.

24. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца, столетия: эволюция научного мифа. М.,1998.

25. Искусство в систете культуры. М., 1996.

26. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

27. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез иразвитие современной научной картины мира. // Вопросы философии №4,1988.

28. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990.

29. Кант И. Соч. в 6-ти т.,М.,1966.

30. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии. //Космология: теория и наблюдения. М.,1977.

31. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск, 1994.

32. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры //Вопросы философии №8,1995.

33. Кесседи Ф.Х. От мифа к логосу. М.,1972.

34. Кнорозов Ю.В. Иерологические рукописи майя. JI.,1975.4 6.' Козловски П. Современностьпостмодерна.//Вопросы философии, №10,197 5.

35. Кокина Е.А. О формировании художественной картины мира, М.,1986.

36. Коненко В.П. История философии науки. СПб,1993.

37. Кун Т. Структура научных революций. М.,1977.

38. КханденарВ.С., Король Яями.//Иностранная литература, №5-7,1988.

39. Леви-Стросс. Структурная антропология. М.,1983.

40. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

41. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М.,1950.

42. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

43. Мамчур Е.А. Единство как идеал физического познания.//Единство научного познания. М.,1988.

44. Марков Б. В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания.ЛГУ, 1984.

45. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1989.

46. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира.//Художественное творчество.М.,1983.

47. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т.,М.,1991.

48. Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Мировоззрение и современная научная картина мира. Л.,198 6.

49. Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Научная картина мира: архитектотика, модели, информация. СПб,1993.

50. Мостепаненко A.M. Пространство-время и физическое познание. М.,1975.

51. Назиров А.Э. Интеллектуальные среды обучения на основе экспертных технологий. СПб,1998.

52. Назиров А. Э. Философские основы концепций современного естествознания. СПб, 1997.

53. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие.

54. Народные русские сказки (из сборника Афанасьева А.Н.). М.,1979.

55. Наука и культура. М., 1984.

56. Николай Кузанский. Соч. Т.!. М.,197 9.

57. Новая технократическая волна на Западе. М.,1986.

58. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции.//Вопросы философии,№5,1990.

59. Планк М. Единство физической картины мира. М.,1966.

60. Платон. Собр.соч., в 4-х т.,М.,1994.

61. Плотин. Космогония. М., 1995.

62. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т.,М.,1992.

63. Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.,1986.

64. Пригожин И. Философия нестабильности.//Вопросы философии, №6,1991.

65. Пруст М. По направлению к Свану. СПб,1999.

66. Рассел Б. История западной философии. М.,1993.

67. Рассказы начальной русской летописи. М.,1982.

68. Родина Г.М. Художественная картина мира как синетическая многомерная система.//Художественное творчество. М.,1986.

69. Савчук В. Компьютерная реальная архаического.//Комментарии,№6, 1995.

70. Сачков Ю.В. Проблема стиля мышления в естествознании.//Философия и естествознание. М.,197 4.

71. Славянская мифология.Энциклопедический словарь. М., 1995.

72. Словарь античности. М.,1989.

73. Соболев П. В. Художественная картина мира: ценности и значимость.//Художественное творчество. М.,1986.

74. Содружество наук и тайны творчества. М.,1968.

75. Солдатова Н.П. Антропный принцип: источники и песпективы //Байер и современная биология. Тарту,1992 (на англ. языке).

76. Солдатова Н.П. Хронометрическая компонента в современной физической картине мира//Физические интерпретации релятивистской теории. Лондон, 1996 (на англ. языке).

77. Солдатова Н.П. Взаимодействие естественнонаучной и художественной картин мира//Наука и техника истории и теории. СПб,1996.

78. Степин B.C. Идеалы и нормы в динамике научного поиска.//Идеалы и нормы научного исследования. Минск,1981.

79. Страда В. Модернизация и постмодерность.//Академические тетради. Независимая академия эстетики и свободных искусств,№2.

80. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.93*. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

81. Традиции и революции в истории науки. М.,1991.

82. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.,1990.

83. Уилер Дж. Предвидение Эйнштейна М.,197 0.

84. Философия и методология науки. М.,1996.

85. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990, Т.1.

86. Франк C.J1. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб, 1910.

87. Хольригер В. Человек в научной картине мира. М.,1971.

88. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.,1967.

89. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

90. Функуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии.

91. Хабермас Ю. Модерн: незавершенный проект.//Вопросы философии, №4,1992.

92. Циолковский К.Э. Научная этика Калуга,1950.

93. Швейцер А.Культура и этика. М,.1973.

94. Эко У. Заметки на полях "Имени Розы".//Иностранная Литература №10,1988.

95. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.//Собр. соч.,Т.5,.М.,1992.Т.1,10 9. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. Новосибирск,1993.

96. Эко У. Заметки на полях "Имени Розы".//Иностранная литература №10,1988.

97. Эко У. Остров накануне. СПб,1999.

98. Эко У. Маятник Фуко СПб,1999.

99. Эйнштейн А. Собр. научных трудов. В 4-х томах, М.,1967.

100. Ясперс К. Смысл и значение истории. М., 19 94.

101. В alley К. В. Sociel .Entropy Pheory, Rew York, 1990.

102. Gardner M.Wer, ssr, pap,fs"p. Fte fiew York review of books, 1986, vol.35,i\8.

103. Chiart J. i-.rt end Knowledge, 11.Y., 197? •

104. Chiart с. Art end Knowledge, пЛ.,1977.

105. Dira«s P. Fhe future of atomic Physics.unterrif.trionel ¿iourael of theoretical Physics, 1984, vol.23,1.8.

106. Hayek F.i. Kind» of Order in Socioty .//Studies in Socisl Fheory, 1975,

107. Michel P.-H. Co«mologic Bruno. Pari«. 1962.

108. Esmenwirth Y. S., Weber H.P. Dynamic© of Culture, Winchester, 1987»

109. Houwelles de le Science et de« Fechologies, vol .2,i\ 1 2, Erus se 1 e , 1984 .

110. Eco Umherto. Harvard univpress. Csmbridge, 1939.