автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Художественное мышление в контексте картины мира
Текст диссертации на тему "Художественное мышление в контексте картины мира"
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Гуляницкая А. К.
Художественное мышление в контексте картины мира (09.00.01 - онтология и теория познания)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
научный руководитель доктор философских наук, профессор Кезин А.В.
Москва, 1999
Оглавление:
Введение
Глава I. Художественное мышление как объект исследования § 1. Художественное мышление эпохи: сущность, категории, аспекты исследования § 2. Социокультурная детерминация логики художественного мышления Глава II. Эволюция логики музыкального мышления в контексте культуры § 1. Непротиворечивость, самотождественность как стиль средневековой картины мира § 2. Переходный характер эпохи Возрождения и его отражение в художественном мышлении
§ 3. Антитетичность как основа картины мира XVII века § 4.Целостность - лейтмотив эпохи нового антропоцентризма (XVIII век) § 5. Философский рационализм XIX века и романтизм § 6. От модернизма к постмодернизму
Художественное мышление в контексте картины мира
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Теоретическое искусствознание накопило большой опыт работы в области анализа ментального строя личности. Нельзя, однако, констатировать сколько-нибудь существенную изученность феномена художественного мышления.
Как многоаспектный феномен, художественное мышление исследуется в рамках философского, эстетического, психологического, социологического и других подходов. В центре диссертации — анализ художественного мышления в контексте картины мира.
Что движет развитием основных художественных форм? Прихоть творческой личности или же алгоритм мышления эпохи, общий контекст картины мира? В центре внимания диссертации те моменты процесса художественного мышления, которые демонстрируют во многом интуитивные, атмосферой времени продиктованные находки творческого . сознания. Ведь именно такие откровения являются движущей силой искусства, его потенциалом, служащим многим последующим поколениям, преумножающим и развивающим найденное предшественниками. Актуальность исследования состоит в том, что понимание тесной связи
I
разного рода творческих доминант художественного мышления со взглядами на мироустройство преобладающими в ту или иную эпоху, будет способствовать формированию верного взгляда на эстетику искусства предыдущих этапов и сопределению возможных перспектив ее будущего развития.
Степень изученности проблемы. Автор в своем исследовании опирался на наиболее авторитетные труды отечественной философской традиции — работы Б.Г. Кузнецова (анализ картины мира, в контексте научного знания эпохи), А .Я. Гуревича (картина мира Средневековья), П.П. ГаЙДеНКО (анализ научного творчества и динамики картины мира), М.М. Бахтина (параллели и связи между культурной жизнью и
творчеством художника) И Др.
В раскрытии объективных детерминант музыкальной логики особую роль сыграло осмысление философских интуиций, содержащихся в работах
A.Ф.Лосева (античное восприятии мира в его структурной целостности, анализ проблем художественного творчества), Ф.Шлегеля (анализ эстетики и искусства романтизма), Т.АДОРНО (социально-критический анализ искусства послевоенного авангардизма и философии культуры XX века) И Др.
В диссертации использованы результаты музыкально-эстетических исследований Л.В. Кириллиной (рассматрение классического стиля в музыке 18 и начало 19 веков и установление его связи с самосознанием эпохи и музыкальной практикой), Д. Лукача (в его работах проблемы искусства, эстетики и философии рассматриваются в их целостном единстве), Э.Курта (выявление важных линий эволюций гармонического языка и мышления в западноевропейской музыке XIX века и идея о социальной обусловленности музыкального искусства).
В процессе социально-гносеологического анализа истории логики музыкального мышления автор диссертации опиралась на результаты музыковедческих исследований Б.Г. Асафьева (рассматрение музыкальных явлений на широком социальном и культурном фоне, в их связи и взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни), Т.Б. БаранОВОЙ (исследование процесса плавного перехода в композиторском мышлении 16 начала 17 веков от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке),
B.В. ЗадераЦКОГО (рассмотрение полифонического мышления творческих индивидуальностей),
C.С. Скребкова ( анализ музыкальных стилей в контексте исторической эпохи), Ю.Н. Холопова (анализ гармонии старых стилей и некоторых систем гармонии современности), М.Н Лобановой (анализ музыкального языка и жанра в эпоху барокко с точки зрения современности).
Выявлению сопряжений эволюции логики музыкального мышления с историей логики рациональной способствовали исследования по теории и истории рациональной логики А.О. Маковельского, П.С. Попова, М.В. Поповича.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является философско-методологический анализ художественного мышления в контексте картины мира и выявление логики художественного мышления на различных этапах культурного развития, обоснование
гносеологического и социально-культурного статуса художественного мышления в рамках познания мира человеком. Для достижения этой цели решался ряд конкретных взаимосвязанных задач:
1. выявить предпосылки взаимосвязи логики художественного мышления и картины мира эпохи.
2. уточнить философские понятия "картина мира" - "видение мира человеком" — "культура мышления" — "стиль мышления эпохи" в их диалектической взаимосвязанности и с учетом эстетического аспекта.
3. сопоставить под единым углом зрения научное и художественное мышление, установить их сходство и взаимосвязь.
4. установить основные этапы логики развития художественного мышления, раскрыть их содержания, выявить социокультурные детерминанты этого процесса (начиная со Средневековья и заканчивая XX веком).
Теоретико-методологические принципы основания исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются принципы: историзма, комплексности, единства исторического и логического, единства теории и практики, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, системность объективности и всесторонности, исторической конкретности.
В ходе исследования получены следующие конкретные результаты, обладающие новизной и научно-теоретической значимостью:
1. Раскрыто содержание понятия "художественное мышление эпохи", которое, с одной стороны, вводит понятие художественного мышления в конкретно-исторические рамки, а, с другой стороны, расширяет его историко-эволюционные границы, так как позволяет исследовать феномен художественного мышления в русле картины мира эпохи. В связи с этим систематизированы различные аспекты, сущность и категории этого понятия.Известно, что каждый исторический период связан, как правило, с актуализацией тех или иных общественных, культурных, эстетических проблем. Они осваиваются деятелями разных видов искусства, разрешаются, так сказать, в конкретных "формах" — в произведениях. Так вот, именно диалектикой "идей" и "форм" того или иного времени,
выявленной на сравнительно высоком уровне обобщения, и могут быть охарактеризованы важнейшие особенности мышления эпохи применительно к конкретному культурному региону. Поэтому под художественным мышлением эпохи понимается специфическая для V" каждого исторического периода актуализация различных социальных, культурных, эстетических проблем в конкретных формах разными видами искусства.
2. Предложен новый подход к проблеме "картина мира эпохи", который трактует ее в единстве динамического и социокультурного контекста. В этой связи диалектически взаимоувязаны такие понятия как "видение мира человеком", которое отражает обобщенный, типологизированный, определенный культурно-исторический способ восприятия мира; "культура мышления" (в это понятие автор вкладывает то, что поступки людей всегда мотивировались ценностями и идеалами той эпохи и среды, представителями которой эти люди являлись. Поэтому для того, чтобы понять жизнь, поведение и культуру людей того или иного времени, их мышление, важно попытаться восстановить присущие им представления и ценности); "стиль мышления эпохи" ("ключом", дающим возможность понять и воссоздать целостную модель культуры и ее , художественного стиля является, по-видимому, метод мышления, присущий данной культуре и эпохе свойственный и нерасторжимый с ее пространственным образом мира. То есть перцептивное, духовное пространство, "точка зрения" на мир системы сознания и характер ее знания определяют художественный стиль).
3. Выявлены социокультурные детерминанты развития логики художественного и научного мышления в соответствии с эпохой: а) эсхатологическая (самотождественная) концепция времени в Средневековье; б) ренессансный антропоцентризм Возрождения обосновал значимость движения, как главного атрибута развития художественного и научного образа. Однако, основные принципы Возрождения кристаллизовались в условиях сосуществования и взаимодействия с установками традиционной средневековой логики, что обусловило переходный характер ренессансной логики художественного и научного
мышления; в) борьба научной мысли с догматическими религиозными идеями в эпоху Нового времени способствовала формированию антитетичной картины мира, суть которой нашла отражение в искусстве и науке этого времени; г) гармония между человеком и обществом в эпоху Просвещения, способствовала рождению принципа целостности - как лейтмотива эпохи; д) разрушение гармонии и обострение конфликта между художником и обществом в XIX столетии породило такое течение в искусстве как романтизм, содержание которого четко отражало концептуальный характер философии этого времени; е) крушение всех устоев и поиск новых средств, который выразился в переходе от модернизма к постмодернизму в XX веке.
4. Представлена концепция развития логики музыкального мышления как последовательности этапов осмысления человеком общих закономерностей бытия и выделено 6 этапов эволюции стиля художественного мышления, соответствующих фундаментальным изменениям в картине мира. Это: 1) стремление к воссозданию статичных самотождественных образов в музыке Средневековья; 2) влияние секуляризации на музыкальные тенденции эпохи Возрождения, проникновение в музыку интонаций народного музицирования и переход к числовому элементу в музыкальных формах; 3) антитетичность музыкальных форм и совмещение гомофонного и полифонического мышления в эпоху Нового времени; 4) тонально-функциональная система -как принцип порядка и целостности музыки классицизма; 5) конфликт реального и идеального в музыке XIX века привязан к ментальным доминантам эпохи; 6) современное искусство XX века предельно близко к кардинальной смене основных своих парадигм и совмещению и синтезу различных художественных стилей и композиторской техники. Теоретическое и практическое значение Полученные в диссертации результаты имеют важное когнитивное, методологическое значение, позволяют оформить адекватную картину генезиса и статуса художественного мышления в контексте картины мира эпохи, уяснить магистрали его оптимальной трансформации в сторону "свободы творческого и продуктивного поиска". Последнее способствуют
развенчанию некритических, наивно реалистических, узко ориентированных программ интерпретации многообразной природы художественного мышления.
Данные диссертации могут использоваться в высшей школе — при составлении учебных пособий, разработке и чтении общих и специальных курсов по философии, общей истории музыки или теории мировой культуры, а также по эстетике и культурологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Философии и методологии науки е\ф МГУ им. М.В. Ломоносова в ноябре 1998 г. Результаты диссертации получили освещение в ряде публикаций, докладов и выступлений.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем работы 111 страниц, из них 226 библиографии, в том числе 3 названия на иностранных языках.
Глава I. Художественное мышление как объект исследования
§ 1. Художественное мышление эпохи: сущность, категории, аспекты исследования
Художественное мышление - феномен, который нелегко определить, раскрывая суть его одновременно с разных сторон (о какой определенности может идти речь, если даже в "Кратком словаре по эстетике"1 пересекаются и фактически дублируются значения категорий "искусство" (с.60), "художественное творчество" (с. 166) и "художественное мышление" (с.97). Оттого, видимо, и встречаемся со своего рода "метаморфозами" трактовки этого понятия.
Например, весьма стойкой остается у эстетиков тенденция введения понятия "художественного мышления" в синонимический ряд категорий "художественное творчество", "художественное сознание", "художественная деятельность", "искусство"
Иной точки зрения придерживаются критики. Вот несколько тому примеров. Размышляя о путях постановки философской драмы, критик замечает, что жанр этот в наши дни "требует иного уровня актерской техники и даже типа сценического мышления, чем тот, которым располагают многие исполнители"5. Автор другой критической статьи пользуется понятием "масштаб мышления" в качестве критерия оценки работы режиссера кино4
Нетрудно убедиться, что перед нами - целый спектр смыслов, вкладываемых разными специалистами в понятие "художественне мышление". В одном контексте словосочетание служит для обозначения тематической избирательности искусства, в другом - специфики способов воплощения идеи произведения, в-третьем же акцентируется соотношение между постижением мира художником и претворением собственного видения его в том или ином виде искусства, в конкретном "языке". Но помимо всего этого в смысловое поле понятия включается, судя по контекстам, немало других реалий, еще не определенных в дефинициях художественной гносеологии. Реалии эти относятся к области пока нераскрытых, лишь интуитивно угадываемых закономерностей освоения мира художником, к сфере таинств творческого процесса и не менее загадочному процессу восприятия художественного произведения. Понятие "художественное мышление", широкое по своей сути, с нечетко определенными границами значений, оказалось удобным для обозначения целого комплекса явлений и процессов. Семантическое поле его, кажется, способно расширяться без конца...
Таким образом, налицо разные подходы к определению "художественного мышления". В каждом имеется рациональное зерно. Это еще раз говорит о том, что
ее u о и ее 99
мышление — сложнеишии механизм, присваивающих значения, кодирующии чрезвычайно широкий спектр явлений, процессов, отношений субъекта с действительностью, качественных характеристик познаваемой действительности, форм её отражения, способов объективации знаний о мире. "Мышление" столь многомерно, что оказывается чрезвычайно трудно свести воедино все его параметры. Оттого-то трактовки "художественного мышления" оказываются неудовлетворительными, не охватывают важнейших его свойств или же представляются слишком абстрактными, расплывчато-неопределенными. С подобными трудностями в выборе самого подхода к толкованию мышления
1 см. Краткий словарь по эстетике М., 1983
2 см. Психология процессов художественного творчества J1., 1980
3 Смелянский А. Театр похожий на самого себя. - Правда, 1984,22 окт.
4 см. Симанович Г. Кража: о новом фильме Д.Асановой//Сов. культура, 1985, 5 февр.
сталкиваются не только искусствоведы и философы, но и представители других областей знания. Например, в психологических работах последних лет утверждается, что психология мышления в наши дни имеет дело с широким кругом явлений и процессов, которые "по разным критериям входят в изучаемую ею (психологией -А.К) область"5. Психологи нашли выход из ситуации терминологической неопределённости в дифференциации понятия "мышление". Они рассматривают "мышление" в широком и узком смыслах.
В широком плане их интересует 1) концептуальные представления об организации мыслительного процесса; 2) характер творческого восприятия действительности; 3) место и значение художественного мышления в системе мыслительной деятельности 6
В узком аспекте их, так же как и искусствоведов, волнуют вопросы культурно-исторического характера, влияющие на специфику художественного мышления7.
В нашей работе пристальное внимание уделяется второму (более, на наш взгляд, интересному) аспекту проблемы "художественного мышления", — его эстетико-философскому смыслу.