автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Научно-теоретические основания и способы экологизации сознания

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Макеева, Марина Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Диссертация по философии на тему 'Научно-теоретические основания и способы экологизации сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Научно-теоретические основания и способы экологизации сознания"

РГБ ОД

¡' п г-г. 5и С"Ь

На правах рукописи

Макеева Марина Алексеевна

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СПОСОБЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ (философско-методологические аспекты).

Специальность 09.00.08. - философия науки и техники

АВТОРЕФЕРАТ

?

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2000

Работа выполнена на кафедре экологии и управления природопользованием Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор философских наук, профессор Мамедов Низами Мустафаевич доктор философских наук, профессор Галкин Юрий Юрьевич доктор философских наук, профессор Суворова Ольга Семеновна Московский институт электронной техники

Защита состоится 21 декабря 2000 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 151.04.17 в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, 2-ой учебный корпус, ауд. № ЗОЗ^

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан ¿2/ ноября 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совет^Тр^// Е.Н. Пасхин

С

1. Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. Конференция ООН по окружающем среде и развитию, прошедшая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, поставила перед мировым сообществом цель перехода на устойчивое развитие, обеспечивающее должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды.1

Концепция устойчивого развития - это отражение в общественном сознании современной ориентации

естественноисторического процесса, его нацеленности на обеспечение высокого качества жизни как нынешних, так и будущих поколений, на основе коэволюции социально-экономического и экологического развития.' По существу, данная концепция является квинтэссенцией идей гармонизации взаимодействия общества и природы.

Качественной характеристикой современного

социокультурного развития являются его беспрецедентные темпы. Культура, некогда возникшая как способ приспособления человека к природе, гармонизации отношений в системе «общество-природа», перестала выполнять свою адаптивиую функцию. Биосфера исчерпала свои компенсаторные возможности изменяться, не разрушаясь. И только коэволюционное развитие общества и природы позволит преодолеть назревающие экологические проблемы.

Осознание неразрывности своего единства с природой помогает человеку понять недопустимость экологического невежества, противопоставления общества природе, принятия управленческих решений людьми, игнорирующими единство с природной экосистемой.

Гармоничное взаимодействие общества и природы невозможно без формирования экологического сознания каждого человека.3 Экологизация сознания граждан реализовывается

1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.

2См.: Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.. 1996, С.4.

1 См.: Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. М„ 1998, с.366

различными социальными институтами общества. Нарастающие экологические проблемы ставят человечество перед

необходимостью выработки у каждого члена общества ответственности за сохранение жизнепригодных свойств биосферы, переориентации сознания, изменения ценностного статуса природы и формирования экологического сознания каждого человека.

Экологическое сознание, которое необходимо сформировать в обществе, представляет собой духовно-практическое освоение действительности; оно характеризуется принципиально иным отношением к миру, стремлением к адаптации, коэволюции, гармонизации взаимосвязей в системе «человек - общество -природа».

Степень разработанности проблемы. Для решения поставленной задачи были изучены работы, посвященные: анализу понятий сознания и самосознания; структуре и сущности индивидуального и общественного сознания; определению понимания и мышления. Для этого необходимо было обращение к первоисточникам - работам Платона, Р. Декарта, В. Дильтея, Г.Гегеля, Д.Локка, Б. Спинозы, М. Хайдеггера.

В работах русских философов H.A. Бердяева, Э. Ильенкова,

A.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, также рассматривается отношение к сознанию, принципам формирования способов мышления. Роль способов мышления как предпосылки решения экологических проблем отражена в трудах Ф. Кумпфа, 3. Оруджева, М. Мамардашвили, К. Юнга.

Экологические аспекты общественного развития

рассматривались в докладах Римскому клубу - А. Печчеи, Д. Медоуза, Дж. Форрестера, Э. Ласло, Б. Шнайдера и др.

Основные аспекты реализации стратегии устойчивого развития (в частности, в России) освещены в трудах Э.В. Гирусова,

B.И. Данилова - Данильяна, Ю.Л. Егорова, Б.Коммонера, В.А. Коптюга, В.А. Лося, Н.М. Мамедова, Д.Ж. Марковича, H.H. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула и др.

Проблемы формирования новой личности - носителя экологической культуры, вопросы экологического воспитания и образования анализируются в трудах Ю.Ю. Гапкина, Э.В. Гирусова,

С.Н. Глазачепа, К.Х. Делокарова, Н.М. Мамедова, H.H. Моисеева, Е.В. Никоноровой, E.H. Пасхина, И.А. Сосуновой, О.С. Суворовой и др.

В этих работах показано, что общество вступило в такой этап развития, когда необходимо в кратчайшие сроки перейти от деструктивно развивающейся культуры к управляемому развитию, ориентированному на экологические приоритеты.

Много внимания в изученной литературе уделяется вопросам формирования экологической культуры, определяемой как способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды, доказывается необходимость формирования экологического сознания.

Вместе с тем, представляется, что в литературе не уделено должного внимания статусу понимания в практическом овладении комплексом социально-экологических знаний и экологическому способу мышления. Недостаточно разработан системный подход к способам экологизации сознания, формированию экологического сознания.

Объектом диссертационного исследования является сознание в системе социоприродных отношений.

Предметом исследования являются основания и способы формирования экологического сознания.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является определение научно-теоретических оснований и систематизация способов экологизации сознания.

В соответствии с основной целью исследования поставлены и решены следующие задачи:

• Определить статус сознания и понимания в системе социоприродных отношений;

• Показать роль способа мышления в решении экологических проблем;

• Выявить основные предпосылки и механизмы формирования экологической культуры;

• Раскрыть мотивационные факторы экологической деятельности;

• Определить способы формирования экологического сознания, их взаимосвязь и взаимоотношение;

• Показать, что экологизация сознания есть управляемый процесс и результатом его должно стать сформировавшееся экологическое сознание общества.

Теоретико-методологической основой исследования являются системный, функциональный, синергетический, социально - экологический и ноосферный подходы. В диссертации использована историко-философская, естественнонаучная,

социально-экологическая, философско-методологическая и другая литература.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

уточнены смысл и содержание понятий «экологическое сознание» и «экологизация сознания»;

раскрыто значение понимания в процессах формирования экологической культуры и организации экологической деятельности;

обосновано понятие «экологического способа

мышления»;

показана роль информации в формировании экологического сознания;

обоснована управляемость процесса

экологизации сознания;

выявлена субординация способов экологизации

сознания;

определен статус экологического воспитания и образования в формировании экологического сознания;

установлено значение общественных движений и организаций в экологизации сознания и решении экологических проблем;

показана необходимость консолидации

государственных, светских и религиозных организаций в решении экологических проблем.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Экологическое сознание - это отношение человека к окружающей его природной среде на основе знания объективных закономерностей её развития, механизмов взаимодействия общества и природы, четкой оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду, и всегда естественно следующей «обратной связи», выраженной в воздействии измененной окружающей природной среды на человека.

2. Понятия «экологическое сознание» и «экологизация сознания» несут различную смысловую нагрузку. Экологическое сознание -это отражение в общественном сознании взаимодействие человека, как существа социального с окружающей его природной средой, предпосылкой которого является знание объективных закономерностей самой природы. Экологизация сознания предполагает изменение привычного, существующего стереотипа мышления, набора взглядов на новый вид мировоззрения, который реализовал бы новое, ноосферное мышление.

3. Понимание является равноправной методологической процедурой в научном познании, в том числе и в естествознании, так как познающий субъект является непосредственным участником историко-культурного процесса развития науки. С одной стороны, понимание субъективно и индивидуально, с другой - оно связано с целями и ценностями, которые выражают активный характер человеческого познания мира. Понимание связано не только с методологией гуманитарных наук, это универсальная категория философского анализа, дающая возможность анализировать сложившуюся в мире экологическую ситуацию.

4. Экологический способ мышления формируется в результате осознания человеком приближения экологического кризиса, необходимости гармонизации развития общества и природы и находит свое проявление в особой координации категорий мышления при решении экологических проблем.

5. Процесс экологизации сознания тесно связан с глобальной информатизацией современного общества. Качественно новая информационная среда создает предпосылку создания ноосферной действительности. Тщательное изучение проблемы информатизации показывает, что процесс экологизации сознания не сводится только к пропагандистской деятельности.

6. Формирование экологического сознания общества возможно при целенаправленном управлении данным процессом, определении действенных способов, управляющих им.

7. Способы экологизации сознания имеют свою иерархическую структуру. В то же время, использование каждого из них имеет смысл и значительно возрастает только при взаимной комплексной реализации. На пороге третьего тысячелетия условием становления экологической культуры и предпосылкой решения экологических проблем может стать только единство интеллектуального и духовного освоения научного, эстетического, правого и экономического аспектов современной культуры, целостности мировосприятия.

8. Экологическое образование, являющееся непрерывным процессом обучения, направлено на усвоение систематизированных знаний в области окружающей среды, природоохранной деятельности. В целом и экологическое воспитание, и экологическое образование призваны формировать общую экологическую культуру.

9. Развитие экологического общественного движения заставило весь мир по-новому воспринимать традиционные политические, социальные и экономические противоречия; задуматься о смене парадигмы в наших отношениях с природой. При всем различии в современном мире экологических движений и организаций, объединяющей их чертой является то, что они, как правило, противостоят по многим позициям существующим взглядам, традициям, привычным в отношении к природе. Ими постоянно пропагандируется идея отхода от сложившегося мировоззрения потребительского общества.

10. Консолидация деятельности государственных, светских, религиозных объединений в решении экологических проблем

способствует формированию экологического сознания всего общества.

Практическая значимость диссертационного исследования

определяется его направленностью на определение способов формирования экологического сознания. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при составлении программ различных уровней по непрерывному экологическому воспитанию и образованию, разработке уставов создаваемых общественных движений и программ их деятельности, использовании коммуникативных процессов для пропаганды экологических знаний, преподавании курсов социальной экологии, путей экологизации сознания и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на семинарах кафедры экологии и управления природопользованием РАГС при Президенте РФ, докладывались на I и II международных симпозиумах «Открытое общество и устойчивое развитие», проходивших в г. Зеленограде 3-6 апреля 1999 и 31 марта - 1 апреля 2000 г., на V международной конференции «Роль общественных организаций в экологическом образовании», проходившей 31 мая - 2 июня 1999 г. в Зеленограде и отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, заключения и списка основной используемой литературы.

II. Основное содержание диссертации

Во введении показана актуальность избранной темы, охарактеризована степень её разработанности, определены основная цель и соответствующие задачи диссертации, обоснованы теоретико-методологические принципы и основания исследования, сформулированы главные положения, выносимые на защиту.

Первая глава - «Научно-теоретические основания экологизации сознания» - посвящена генезису понятия сознания;

определению статуса понимания в системе социоприродных отношений; принципам формирования экологической культуры.

В параграфе « Индивидуальное и общественное сознание. Проблема понимания.» показано, что каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. То, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, потому античный

космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени, очевидно, формировали разное понимание сознания.

А.Ф. Лосев представил три модели взаимодействия человека и природы, которые следуют друг за другом в хронологическом порядке1: мифологическую (господство природы над человеком), научно-технологическую (власть человека над природой)

и философско-гуманистическую (гармония, равенство, диалог между природой и человеком).

Архаичный человек не выделял себя из природы. Ввиду почти полной зависимости от природы он отражает себя в ней, не выделяя из неё и своего сознания. При таком слиянии человека с природой сознанием обладает как бы сама природа. Идеи сознания становятся доступными жизненным реакциям и ощущением человека.

Когда человек перешел к постоянному применению, а затем изготовлению орудий труда, это выделило его из природной среды. Человек предпринимает первые попытки природопользования и становится, таким образом, дополнительной нагрузкой на природу. Деятельность человека, после того как он овладел огнем, перешел от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, для биосферы стала началом разрушения.

В исследовании показано, что взаимоотношения общественного сознания и общественного бытия представляют собой очень непростую картину. В переходные периоды, когда

' Лосев А.Ф. Эллинистически - римская эстетика 1-2 вв до н.э. - М„ 1979, с.21-22.

идет речь об изменении отношений в обществе, «ведущей» и во многом определяющей стороной выступает сознание, вернее его изменение, совершаемое часто под внешним воздействием. Оно является предпосылкой нового способа организации общества и отношений в нем. Затем, когда это способ жизни утверждается, он сам начинает воспроизводить то содержание сознания, которое до того выступало предпосылкой его становления. Сознание становится вторичным явлением по отношению к общественному бытию, но это - вторичность элемента системы по отношению к целостной системе.

Сознание- функция социальной системы, её необходимый момент.

Рассматривая сознание в системе социоприродных отношений необходимо обратиться к русской религиозной мысли, в частности, к работам B.C. Соловьева, H.A. Ильина, H.A. Бердяева и др. Сегодня как никогда актуально звучит тезис русских мыслителей о целостном видении сущего. В процессе экологизации сознания общества особенности русской философской мысли имеют огромное значение. Русская философская школа не пошла по пути расщепления мира, связанного со специализацией философии. Она в рамках религиозной традиции пыталась сохранить достоинство философии, её обобщенно-целостное видение сущего, что нашло отражение в философии «всеединства», русском космизме. Наиболее ярким представителем этого течения является В. С. Соловьев с его стремлением объединить философию, науку и религию, Восток и Запад, создать Вселенскую церковь. Эта устремленность к единству и целостности отвечает экологическим потребностям страны и может быть использована в процессе экологизации сознания. B.C. Соловьев говорил: «Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности, - только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, мышления и воли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой, или вселенской культурой». 1

1 Соловьев B.C. Сочинение в 2-х томах. М.. 1988. Т.2, с. 176,

Следует различать понятия «экологическое сознание» и «экологизация сознания». Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют различные явления. Экологическое сознание- это' отношение человека к окружающей его природной среде на основе знания объективных закономерностей её развития, механизмов взаимодействия общества и природы, четкой оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду, и всегда естественно следующей «обратной связи», выраженной в воздействии измененной окружающей природной среды на человека. Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе.

Экологизация сознания подразумевает изменение привычного, существующего стереотипа мышления, набора взглядов на новый вид мировоззрения, который реализовал бы новое, ноосферное мышление. Под экологизацией понимается процесс приведения того или иного социального явления (сознания, науки, культуры и т.д.) в соответствие с новыми экологическими функциями.

Человек осваивает окружающий мир, используя знание и понимание - два момента, взаимосвязанные друг с другом, но не совпадающие.

Современные подходы к анализу понимания проявляются в том, что оно начинает рассматриваться, как характеристика, присущая любой форме человеческой деятельности.

Экологическое знание норм природообразующей деятельности человека, в котором выражается социальная функция экологии, базируется на отображении объективных законов экосистем и исследовании возможных последствий антропогенного воздействия на природную среду. Поэтому особую важность приобретают проблемы понимания человеком результатов указанного воздействия и проведения последующей корректировки своей деятельности.

Понятие «устойчивое развитие» определено в результате поиска нового понимания и формулировки развития, которая являла бы собой критику понимания развития как количественного роста (производства и потребления материальных благ) и выражала бы необходимость установления нового понимания отношений в

системе «человек -общество - природа».

В параграфе «Экологизация сознания как предпосылка устойчивого развития» определены принципы перехода от привычного, существующего стереотипа мышления, набора взглядов, к новому виду мировоззрения, который реализовал бы новое, ноосферное мышление. Ноосферпое мышление отличается от мышления, свойственного потребительскому обществу. Оно имеет в своей основе экологическую парадигму и предполагает, что результатом устойчивого развития общества должна стать ноосфера. Идеи ноосферы (или сферы разума) впервые сформулированы русским ученым В.И.Вернадским в 1924г.

Экологизация сознания должна привести к тому, что мерой нравственного и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей природой. Гармонизация отношений между человеком, природой и обществом невозможна без анализа и реализации только того, что разрешено природой. В данной ситуации резко возрастает роль образовательной деятельности, направленной на создание такого общества, которое будет развивать свою деятельность в условиях сокращения природных ресурсов и возрастания нагрузок на экосистемы. Образование выступает в качестве важнейшего компонента устойчивого развития.

Мировое сообщество, считая необходимым переход к устойчивому развитию, должно изменить свое отношение к прошлому и настоящему. Должно быть сформировано новое экологическое сознание и новая более экологически ориентированная культура во всех областях соприкосновения человека с природой. В первую очередь, со своей собственной природой, начав с выработки новых более умеренных потребностей в энергии, пище, удовольствии и т.д., утверждая верховенство эколого-ответственного духовного состояния над материальным.

В параграфе «Экологический способ мышления как предпосылка экологической деятельности н культуры» представлены отличительные особенности экологической культуры и деятельности и условия их формирования.

В своем возникновении и по своим функциям мышление всегда было включено, так или иначе, в общественную практику человечества. Связи мышления с практической деятельностью носят непосредственный или же опосредствованный характер. Последнее относится к теоретическому мышлению, цель которого - овладение действительностью посредством разработки научной теории.

В диссертации подчеркивается, что объективная картина природы человеку раскрывается не в созерцании, а только через деятельность и в деятельности общественно производящего свою жизнь человека, общества. Мышление, задавшееся целью нарисовать образ природы самой по себе, должно это обстоятельство полностью учитывать.

Экологический способ мышления является предпосылкой формирования экологической культуры и деятельности.

В диссертационном исследовании проведен философский анализ принципов формирования экологической культуры.

Экологическая культура характеризует способ взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой. Целостность естественно-природных систем и систем, созданных человеком на природной основе, позволяет представить взаимосвязь понятий «культура» и «социальная деятельность» в общественной жизни, которая является совокупным целым. Это относится и к деятельности по вовлечению природы в целостную систему «природа - общество».

Одним из видов деятельности является экологическая деятельность, которая, как говорилось в исследовании, изменяется в процессе исторического развития общества. Эти изменения находят своё отражение и в смене экологической культуры. Деятельность и культуру необходимо связывать не с позиций «субъект - объектных отношений», а с позиций взаимоотношений «системы» и «среды». Экологическая культура характеризует способ взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой. Целостность естественно-природных систем и систем, созданных человеком на природной основе, позволяет представить взаимосвязь понятий «культура» и «социальная деятельность» в общественной жизни, которая

является совокупным целым. Это относится и к деятельности по вовлечению природы в целостную систему «природа - общество»

Экологическая культура есть определенный духовный уровень, в соответствии, с которым субъект создаёт свой конкретный исторический процесс взаимодействия с природой. От того, насколько грамотны, обоснованы и экологически культурны будут действия каждого члена общества, зависит, будет ли на Земле существовать природная среда, пригодная для жизни человека. Экологическая реальность как бы замкнулась на самого человека, на его умение взять под свой контроль и регуляцию все основные процессы в биосфере, т.е. человек должен обеспечить своей деятельностью нормальный круговорот веществ на планете, тем самым, вписавшись в глобальные процессы.

«Сознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения, основную ось экологической культуры»1 - считает Н.М. Мамедов.

Если культура вообще есть инструмент социального развития общества, то экологическая культура - это инструмент согласованного социоприродного развития общества, т.е. такого, когда обеспечивается сохранение качества окружающей природной среды. Сущностью культуры всегда было отличие социального от природного; сущностью же экологической культуры, наоборот, является совмещение социального с природным. Люди должны гораздо больше преуспеть в своей деятельности, если будут не столько противостоять окружающей природе, сколько опираться на неё.

Таким образом, экологическая культура призвана способствовать развитию мировоззренческих установок, формированию творческой личности. Развитие культуры все дальше идёт по пути взаимосвязи общества и природы. Общим признаком новой культуры становится взаимопроникновение социального и природного начал с целью их взаимного сохранения.

' Мамедов Н.М. Культура, экология, образование М., 1496, с.23

Экологическая культура не только формируется в процессе перехода биосферы в ноосферу, но и сама выступает условием такого перехода. От того, насколько успешно будет экологизироваться культура, зависит быть или не быть человечеству.

Культура является той самой широкой сферой бытия человека, осознанное изменение которой в соответствии новым экологическим задачам, стоящим перед человечеством, создает перелом в изменении всей системы взаимоотношений общества и природы.

Одной из основных задач культуры экологической деятельности человека является установление нового уровня оценки отношения природы и человека, введения знания об этих отношениях в систему ценностей культуры. Это потребует переориентации сознания и способов мышления человека, его мировоззрения.

В каждую эпоху в процессе взаимодействия общества с природой происходят изменения, которые фиксируются в сознании и закрепляются в процессе формирования новых программ экологической деятельности. Каждому типу экологической культуры соответствует специфический способ отражения процесса взаимодействия природы и общества в общественном сознании. В экокультуре личности отражается процесс личностного преломления экологического сознания эпохи, т.е. формируется экологическое мировоззрение личности в процессе овладения навыками практической деятельности по отношению к природе.

Глава 2 - «Способы формирования экологического сознания» посвящена определению роли образования, воспитания, общественных движений, средств массовой коммуникации, религиозных конфессий в формировании экологического сознания.

В параграфе «Роль образования в формировании экологического сознания» исследуется роль образования и воспитания в формировании экологического сознания. Целенаправленная система экологического образования становится также основным механизмом формирования экологической культуры.

Экологическое образование выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Стокгольмская конференция по охране окружающей среды в 1972 г. приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. В 1975 г. Программа была разработана ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Основополагающими принципами экологического образования в области охраны окружающей среды в рекомендациях международных организаций и конференций определены:

приоритет социальных аспектов

экологических проблем;

рассмотрение как естественной, так и созданной человеком окружающей среды;

междисциплинарность; требование осведомленности и знаний; важность навыков, отношений, ценностей и желания участвовать в принятии решений и решении проблем с целью улучшения качества окружающей среды. В связи с этим можно утверждать, что экологическое образование должно строиться как непрерывная система. На всех этапах обучения оно должно иметь прогностический (опережающий) контекст, соединять обучение и воспитание.1

Экологическое образование есть непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний в области окружающей среды, природоохранной деятельности. В целом и экологическое воспитание, и экологическое образование призваны формировать общую экологическую культуру.

Для формирования новых ценностных установок в отношении окружающей природной среды необходимо:

• повышать уровень сознательности населения, развивать у него чувства бережного отношения к природе, озабоченности её проблемами, обеспечить подготовленность к нравственному

1 Урсул Л.Д Переход России к устойчивому развитию. М., «НООСФЕРА», 1998, с. 399.

поведению в природной среде, через экологическое воспитание и образование;

• пропагандировать задачи охраны окружающей природной среды и воспроизводства природных богатств;

• активно привлекать к решению этих проблем широкие слои населения.

В исследовании рассматривается стратегия экологического образования, реализация которой позволила бы сформировать будущие поколения людей с новым, экологическим способом мышлением.

Во втором параграфе «Функции средств массовой коммуникации в экологизации сознания» исследуются возможности средств массовой коммуникации в формирования общества, которое развивается в коэволюции с природой.

Автор подчеркивает, что одним из основных способов формирования экологического сознания является способ интерпретации экологических проблем, который отражает уровень знаний, ориентацию субъекта на определенный иш действий. При этом эффективной работа средств массовой коммуникации (СМК) будет только тогда, когда в их деятельности обязательно будет учитываться уровень экологических проблем, различия в экологическом сознании разных социальных групп, исторические и этнические особенности различных общностей.

В условиях глобальной информатизации общества складываются новые предпосылки создания ноосферной действительности. Они связаны с созданием и использованием новых средств накопления и передачи информации. При этом создается качественно новая информационная среда. Тщательное изучение проблемы информатизации показывает, что роль СМК в процессе экологизации сознания не сводится только к пропагандистской деятельности. Предполагается также и создание духовной базы для развития ноосферной действительности.

В исследовании рассмотрены возможные способы использования функций управления как средств формирования экологического общественного и индивидуального сознания. В качестве примера автор рассматривает проведение PR (Public

relations) -кампании применительно к экологическим проблемам и показывает её состоятельность в решении проблем экологизации сознания

В исследовании подчеркивается, что для того, чтобы добиться взаимопонимания и сотрудничества средств массовой информации с общественностью, необходимо, как минимум, выполнить три условия:

1. Обеспечить широкое и адекватное информирование, как всей общественности, так и отдельных специализированных групп.

2. Организовать эффективную обратную связь.

3. Привлечь общественность к участию в процессе обсуждения и принятия решений с учетом интересов различных социальных групп.

В процессе формирования экологического сознания человека и общества могут помочь и новые разработки в области психологии. Это - нейролингвистическое программирование (НЛП), основанное на экспертной оценке, которое позволяет принимать только обоснованные решения, отличается целенаправленностью, определенностью и контролируемостью; метод когнитивного диссонанса, основанный на стимулировании индивида к выполнению умственных манипуляций с увиденным или услышанным; трансактный анализ, основанный на том, что возникновение и существование различных интерпретаций одних и тех же событий часто связаны с личностными особенностями людей, определяемыми так называемыми «ролями» и «сценариями» поведения конкретного человека.

С развитием культуры СМК знания психологии все активнее используются ими в творческом процессе формирования экологического сознания.

В параграфе «Значение общественных и религиозных объединений в экологизации сознания» рассматривается многообразие в современном мире экологических движений и организаций, объединяющей чертой которых является то, что они, как правило, возникают самоинициативным образом и непременно противостоят по многим позициям существующим взглядам, традициям, привычным в отношении к природе. Ими также

постоянно пропагандируется и идея отхода от сложившегося мировоззрения потребительского общества.

Несмотря на неоднородность общественного экологического движения, оно все же имеет определенный спектр наиболее характерных направлений деятельности.

Наиболее обобщенной формой проявления идеологических ценностей экологических движений является доктрина экологизма.

Необходимо отметить, что идеи экологизма имеют все основания для превращения в массовую идеологию. Основанием для такого выводы является наличие в ней высшего гуманизма, общечеловеческих целей, универсального характера проблем.

Автор подчеркивает, что мощное экологическое движение «зеленых», представляющее собой реакцию общественности на обострение противоречий между человеком и природой, возникло стихийно, характеризуя поворот сознания в сторону учета интересов и обеспечения сохранности природной среды. Постепенно оно расширялось, оформляясь в виде организаций и «зеленых» партий, ставших в некоторых западных странах заметной политической силой. В России оно находится пока на уровне общественных негосударственных объединений.

Такие экологические движения, как «Гринпис», «Вахта мира», «Зеленый крест» создают широкий поток «мирового зеленого движения». На смену антропоцентризму непременно должен придти экоцентризм, потому что экологическая идеология, пропагандируемая экологическими партиями «зеленых», утверждает лидерство нравственности над формами экономического и политического устройства.

В исследовании раскрыты возможности формирования экологического сознания с развитием теологических идей.

Религия занимает особое место в духовной жизни человека. В настоящее время: христиан - более миллиарда католиков, 300 млн. протестантов, 160 млн. православных, мусульман — более 800 млн., последователей индуизма - более 700 млн., буддизма - более 700 млн. (не говоря о членах многочисленных сект и новых

глигиозных организаций).1 Из приведенных цифр следует, что злее двух третей населения планеты - люди верующие. Поэтому 1я того, чтобы идеи ноосферы воспринимались более широким эугом людей, необходимо развивать и теологические идеи.

Определенная связь идеи экологизма с идеалами зистиапства и ряда распространенных восточных религий эвышают её привлекательность для массового сознания.

Общей причиной широкого обращения к экологическим роблемам практически всех религиозных объединений является гальное состояние окружающей среды, вопросы сохранения и щионального использования богатств природы, управления ее роцессами. В условиях научно-технической революции возникли эзможности как позитивного, так и негативного глобального эздействия на природу, что вызывает широкий общественный ;зонанс. Именно поэтому большое внимание уделяют этой роблеме и религиозные организации. Несомненно, многие гужители церкви искренне заботятся о судьбах мира, пытаясь )1явлть причины и найти выход из сложившейся экологической гтуации.

Очевидно, что те мировые религии, которые будут ^действовать процессу выживания общества, укрепят свои озиции и умножат число своих сторонников; религиозные гстемы западных цивилизаций должны существенно измениться, 1обы соответствовать ноосферно-экологическим ценностям.

В исследовании поддерживается точка зрения, что возможно оявление новых религиозных течений ноосферной ориентации, а 1кже развитие интеграционных процессов в религии и их ээволюции с иными течениями духовной культуры, рганизациями, движениями, ориентированными на цели :гойчивого развития.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного сследования.

\ Д. Урсул. 1|ере\од России к устойчивом) развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998.. С. -

По теме диссертации диссертантом опубликованы следующие работы:

1. Макеева М.А. О путях формирования экологического сознания// Экология и управление природопользованием. М., РАГС, 2000. - 0,4 п.л.

2. Макеева М.А. Экологизация сознания // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. М., МИДА, 2000-0.2 п.л.

3. Макеева М.А. Роль категорий «понимание» и «мышление» в формировании экологической культуры и организации экологической деятельности. Депонирована в ИНИОН РАН 24.10.2000 г. № 55961, М. -2 п.л.

Зак.На 4у6 Тир яо экз. Г1МБ РАГС 117606 Москва, пр.Вернадского, 64

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Макеева, Марина Алексеевна

Введение.

Глава 1. Научно-теоретические основания экологизации сознания.

§ 1. Индивидуальное и общественное сознание.

Проблема понимания.

§ 2. Экологизация сознания как предпосылка устойчивого развития.

§ 3. Экологический способ мышления как предпосылка экологической деятельности и культуры.

Глава 2. Способы формирования экологического сознания.

§ 1.Роль образования в формировании экологического сознания.

§ 2.Функция средств массовой коммуникации в экологизации сознания.

§ 3. Значение общественных и религиозных объединений в экологизации сознания.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Макеева, Марина Алексеевна

Актуальность темы исследования. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, прошедшая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, поставила перед мировым сообществом цель перехода на устойчивое развитие, обеспечивающее должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды.1

Концепция устойчивого развития - это отражение в общественном сознании современной ориентации естественноисторического процесса, его нацеленности на обеспечение высокого качества жизни как нынешних, так и будущих поколений, на основе коэволюции социально-экономического и экологического развития. По существу, данная концепция является квинтэссенцией идей гармонизации взаимодействия общества и природы.

Качественной характеристикой современного социокультурного развития являются его беспрецедентные темпы. Культура, некогда возникшая как способ приспособления человека к природе, гармонизации отношений в системе «общество-природа», перестала выполнять свою адаптивную функцию. Биосфера исчерпала свои компенсаторные возможности изменяться, не разрушаясь. И только коэволюционное развитие общества и природы позволит преодолеть назревающие экологические проблемы.

Осознание неразрывности своего единства с природой помогает человеку понять недопустимость экологического невежества,

1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.

2 См.: Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996. С.4. противопоставления общества природе, принятия управленческих решений людьми, игнорирующими единство с природной экосистемой.

Гармоничное взаимодействие общества и природы невозможно без формирования экологического сознания каждого человека.1 Экологизация сознания граждан реализовывается различными социальными институтами общества. Нарастающие экологические проблемы ставят человечество перед необходимостью выработки у каждого члена общества ответственности за сохранение жизнепригодных свойств биосферы, переориентации сознания, изменения ценностного статуса природы и формирования экологического сознания каждого человека.

Экологическое сознание, которое необходимо сформировать в обществе, представляет собой духовно-практическое освоение действительности; оно характеризуется принципиально иным отношением к миру, стремлением к адаптации, коэволюции, гармонизации взаимосвязей в системе «человек-общество-природа».

Степень разработанности проблемы. Для решения поставленной задачи были изучены работы, посвященные: анализу понятий сознания и самосознания; структуре и сущности индивидуального и общественного сознания; определению понимания и мышления. Для этого необходимо было обращение к первоисточникам - работам Платона, Р. Декарта, В. Дильтея, Г.Гегеля, Д.Локка, Б. Спинозы, М. Хайдеггера.

В работах русских философов H.A. Бердяева, Э. Ильенкова, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, также рассматривается отношение к сознанию, принципам формирования способов мышления. Роль

1 Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. М.: Ноосфера, 1998, с.366 способов мышления как предпосылки решения экологических проблем отражена в трудах Ф. Кумпфа, 3. Оруджева, М. Мамардашвили, К. Юнга.

Экологические аспекты общественного развития рассматривались в докладах Римскому клубу - А. Печчеи, Д. Медоуза, Дж. Форрестера, Э. Ласло, Б. Шнайдера и др.

Основные аспекты реализации стратегии устойчивого развития (в частности, в России) освещены в трудах Э.В. Гирусова, В.И. Данилова - Данильяна, Ю.Л. Егорова, Б.Коммонера, В.А. Коптюга,

B.А. Лося, Н.М. Мамедова, Д.Ж. Марковича, H.H. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула и др.

Проблемы формирования новой личности - носителя экологической культуры, вопросы экологического воспитания и образования анализируются в трудах Ю.Ю. Галкина, Э.В. Гирусова,

C.Н. Глазачева, К.Х. Делокарова, Н.М. Мамедова, H.H. Моисеева, Е.В. Никоноровой, E.H. Пасхина, И.А. Сосуновой, О.С. Суворовой и др.

В этих работах показано, что общество вступило в такой этап развития, когда необходимо в кратчайшие сроки перейти от деструктивно развивающейся культуры к управляемому развитию, ориентированному на экологические приоритеты.

Много внимания в изученной литературе уделяется вопросам формирования экологической культуры, определяемой как способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды, доказывается необходимость формирования экологического сознания.

Вместе с тем, представляется, что в литературе не уделено должного внимания статусу понимания в практическом овладении комплексом социально-экологических знаний и экологическому способу мышления. Недостаточно разработан системный подход к способам экологизации сознания, формированию экологического сознания.

Объектом диссертационного исследования является сознание в системе социоприродных отношений.

Предметом исследования являются основания и способы формирования экологического сознания.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является определение научно-теоретических оснований и систематизация способов экологизации сознания.

В соответствии с основной целью исследования поставлены и решены следующие задачи:

• Определить статус сознания и понимания в системе социоприродных отношений;

• Показать роль способа мышления в решении экологических проблем;

• Выявить основные предпосылки и механизмы формирования экологической культуры;

• Раскрыть мотивационные факторы экологической деятельности;

• Определить способы формирования экологического сознания, их взаимосвязь и взаимоотношение;

• Показать, что экологизация сознания есть управляемый процесс и результатом его должно стать сформировавшееся экологическое сознание общества.

Теоретико-методологической основой исследования являются системный, функциональный, синергетический, социально -экологический и ноосферный подходы. В диссертации использована историко-философская, естественнонаучная, социально-экологическая, философско-методологическая и другая литература.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна: уточнены смысл и содержание понятий «экологическое сознание» и «экологизация сознания»; раскрыто значение понимания в процессах формирования экологической культуры и организации экологической деятельности; обосновано понятие «экологического способа мышления»; показана роль информации в формировании экологического сознания; обоснована управляемость процесса экологизации сознания; выявлена субординация способов экологизации сознания; определен статус экологического воспитания и образования в формировании экологического сознания; установлено значение общественных движений и организаций в экологизации сознания и решении экологических проблем; показана необходимость консолидации государственных, светских и религиозных организаций в решении экологических проблем. Основные положения, выносимые на защиту. 1. Экологическое сознание - это отношение человека к окружающей его природной среде на основе знания объективных закономерностей её развития, механизмов взаимодействия общества и природы, четкой оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду, и всегда естественно следующей «обратной связи», выраженной в воздействии измененной окружающей природной среды на человека.

2. Понятия «экологическое сознание» и «экологизация сознания» несут различную смысловую нагрузку. Экологическое сознание - это отражение в общественном сознании взаимодействие человека, как существа социального с окружающей его природной средой, предпосылкой которого является знание объективных закономерностей самой природы. Экологизация сознания предполагает изменение привычного, существующего стереотипа мышления, набора взглядов на новый вид мировоззрения, который реализовал бы новое, ноосферное мышление.

3. Понимание является равноправной методологической процедурой в научном познании, в том числе и в естествознании, так как познающий субъект является непосредственным участником историко-культурного процесса развития науки. С одной стороны, понимание субъективно и индивидуально, с другой - оно связано с целями и ценностями, которые выражают активный характер человеческого познания мира. Понимание связано не только с методологией гуманитарных наук, это универсальная категория философского анализа, дающая возможность анализировать сложившуюся в мире экологическую ситуацию.

4. Экологический способ мышления формируется в результате осознания человеком приближения экологического кризиса, необходимости гармонизации развития общества и природы и находит свое проявление в особой координации категорий мышления при решении экологических проблем.

5. Процесс экологизации сознания тесно связан с глобальной информатизацией современного общества. Качественно новая информационная среда создает предпосылку создания ноосферной действительности. Тщательное изучение проблемы информатизации показывает, что процесс экологизации сознания не сводится только к пропагандистской деятельности.

6. Формирование экологического сознания общества возможно при целенаправленном управлении данным процессом, определении действенных способов, управляющих им.

7. Способы экологизации сознания имеют свою иерархическую структуру. В то же время, использование каждого из них имеет смысл и значительно возрастает только при взаимной комплексной реализации. На пороге третьего тысячелетия условием становления экологической культуры и предпосылкой решения экологических проблем может стать только единство интеллектуального и духовного освоения научного, эстетического, правого и экономического аспектов современной культуры, целостности мировосприятия.

8. Экологическое образование, являющееся непрерывным процессом обучения, направлено на усвоение систематизированных знаний в области окружающей среды, природоохранной деятельности. В целом и экологическое воспитание, и экологическое образование призваны формировать общую экологическую культуру.

9. Развитие экологического общественного движения заставило весь мир по-новому воспринимать традиционные политические, социальные и экономические противоречия; задуматься о смене парадигмы в наших отношениях с природой. При всем различии в современном мире экологических движений и организаций, объединяющей их чертой является то, что они, как правило, противостоят по многим позициям существующим взглядам, традициям, привычным в отношении к природе. Ими постоянно пропагандируется идея отхода от сложившегося мировоззрения потребительского общества.

10. Консолидация деятельности государственных, светских, религиозных объединений в решении экологических проблем способствует формированию экологического сознания всего общества.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его направленностью на определение способов формирования экологического сознания. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при составлении программ различных уровней по непрерывному экологическому воспитанию и образованию, разработке уставов создаваемых общественных движений и программ их деятельности, использовании коммуникативных процессов для пропаганды экологических знаний, преподавании курсов социальной экологии, путей экологизации сознания и др. Всегда следует помнить о том, какова природа Целого, какова моя природа, каково отношение второй к первой и какой частью какого Целого она является, а также о том, что никто не может помешать всегда действовать и говорить согласно природе, часть которой ты составляешь».

Марк Аврелий

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Научно-теоретические основания и способы экологизации сознания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Устойчивое развитие требует изменения сложившихся стереотипов и выполнения системы императивов, определяемых законами биосферы, поэтому в настоящее время от людей трудно ожидать быстрых изменений в этом направлении. Скорее, на начальном этапе возможно неприятие этой стратегии, так как она затрагивает нынешние краткосрочные экономические интересы разных категорий населения. Для богатых и сверхбогатых - это ограничение возможностей, для других категорий - уменьшение шансов на достижение тех или иных целей. Для многих психологически неприемлем запрет на глобальный рост населения и необходимость его сокращения.

Многие могут выступать против сокращения сверхпотребления или против здорового образа жизни. Поэтому переход к новой цивилизационной парадигме потребует беспрецедентной пропаганды идей устойчивого развития и связанных с этим императивов. В этом процессе должны совместно участвовать все государственные органы, неправительственные организации, система образования, средства массовой информации, системы и сети коммуникаций, общественные движения, конфессии. И всё же какие бы учреждения, организации и системы в глобальном и национальном масштабах не привлекались, «конечный механизм» реализации идей устойчивого развития заключен в каждом человеке. От каждого гражданина зависит, как он лично воспринимает для себя новую цивилизационную стратегию и обеспечит свое «личное участие» в её реализации в неповторимом индивидуальном варианте.

Новое миропонимание, соответствующее стратегии устойчивого развития, потребует коренного изменения как отношения людей друг к другу, так и их взаимодействия с биосферой. Уникальность нашей планеты в том, что на ней существует жизнь, включающая разумные существа - людей. Сохранение жизни во всех её проявлениях и разума - главная забота человечества. Возможно, в этом и заключается биосферная функция человечества и цель его развития.

Для обеспечения устойчивого будущего потребуется прежде всего переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все это очень часто отожествляют или связывают с экологической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из грандиозных и социальных преобразований в истории человечества. В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, целью экологической революции является восстановление равновесия между численностью населения Земли и природными ресурсами, между социально - экономическим и экологическим развитием. Обе предыдущие революции происходили в результате совершенствования технологий: развитие земледелия привело к аграрной революции, а изобретение парового двигателя - к промышленной революции. Основной движущей силой экологической революции, однако, должен стать прежде всего сам человек, его нравственные качества, его новое отношение к природе. Необходимые радикальные преобразования в технологии будут лишь производными от системы ценностей экологической культуры, формируемой экологическим образованием.1

Экологическое сознание - не просто форма общественного сознания. В реальном мире оно является жизненно необходимым условием, обеспечивающим саму возможность существования человечества

Экологический подход к существующим проблемам отличается обращенностью в будущее. У людей осталось немного времени на переход к состоянию устойчивого развития - нам «отпущено» несколько десятилетий. При таком ускорении темпов на передний план выходят вопросы формирования экологического сознания не только у небольшого круга заинтересованных активистов, общественных деятелей, политиков, ученых, но и у широких слоев населения. При ограниченных ресурсных возможностях планеты необходима поддержка природной среды со стороны всего общества.

Не вызывает сомнения утверждение, что образование вносит основной вклад в формирование как индивидуального, так и общественного сознания.

Именно целенаправленная система экологического образования должна стать основным механизмом формирования экологической культуры, а основными принципами экологического образования должны стать: всеобщность, комплексность, непрерывность.

Ноосферный ракурс образования призван кардинально изменить сознание людей нескольких поколений. В свете концепции устойчивого развития идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания её

1 Мамедов Н.М. Культура и экологическое и образование. // Экологическая культура и образование. Тверь, 2000, с. 20. целостности. Свобода в рамках экологической необходимости -стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти свойства общество призвано формировать через образовательные системы.

Результатом ноосферно-опережающего образования и соответствующей системы воспитания должны стать новые нравственные и моральные ценности. Формирующаяся личность, обладающая определенной внутренней свободой, должна будет строить свои отношения с окружающей средой на основе понимания её целостности. Стратегией личности новой цивилизации должна будет стать свобода в рамках экологической необходимости.

Признавая особую роль средств массовой коммуникации в деле формирования экологического сознания, следует ещё раз подчеркнуть, что именно наличие и сохранение информационного обмена социальной системы со средой является составляющей стратегии устойчивого развития.

Прочно вошедшие в массовое сознание стереотипы определяют потребительский образ жизни современного общества. Главный недостаток человеческого сознания - завышенные потребности. На самом деле, экономия и бережливость сегодня есть не скупость, а экологичность. К сожалению, опасные стереотипы существуют и повторяются в массовом сознании во многом благодаря деятельности средств массовой коммуникации. В реальности же, средства массовой коммуникации, играя одну из ключевых ролей в формировании общества, должны взять на себя ответственность за изменение сознания в сторону экологизации: переоценку традиционных ценностей, отказ от потребительского образа мышления. В настоящей ситуации средства массовой коммуникации призваны способствовать как можно более быстрому восстановлению гармонизации между потребностями людей и возможностями природы, между социально-экономическим и экологическим развитием, обучению общества правилам общения с живым миром.

Сознание, адекватно отразившее бытие, становится определяющим по отношению к нему, определяя в быстро изменяющемся мире экологическую тактику и стратегию. Экологизация означает отказ от привычного хода мышления. Перемены должны захватить как сознание конкретного человека, так и сознание общества в целом, произойти в сознании обыденном и научном. Медленнее всего меняется обыденное сознание. Оно консервативно, опирается на ежедневную практическую жизнь. Но его трансформация необходима, так как попытки формировать мнение только на теоретическом уровне не принесут заметных результатов. Экологизация только тогда окажет ощутимое воздействие на образ действий человека, когда ею будут охвачены все уровни и сферы человеческого сознания, мыслительная и эмоциональная области человеческой психики. Серьезная проблема сообщений средств массовой коммуникации - это степень ответственности и компетентности авторов. Сенсационные публикации вызывают панические настроения, в то время как серьезным материалам трудно «пробиться» к аудитории. Современное состояние общества и природы требует взвешенного, аналитического взгляда на экологические проблемы, умения предложить компромиссный вариант.

Мощное экологическое движение "зеленых", представляющее собой реакцию общественности на обострение противоречий между человеком и природой, возникло стихийно, характеризуя сдвиг сознания в сторону учета интересов и обеспечения сохранности природной среды.

На смену антропоцентризму непременно должен придти экоцентризм, потому что экологическая идеология, пропагандируемая

119 общественными движениями, утверждает лидерство нравственности над формами экономического и политического устройства.

Свой вклад в экологизацию сознания общества вносят различные религиозные конфессии. Духовно деградирующая личность неспособна оказывать преображающее воздействие на мир, и поэтому приводит к деградации и природу. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса. Служители церкви связывают надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преобразования души.

Таким образом, только системный подход к решению проблемы формирования экологического сознания может дать ощутимый результат. Экологизация сознания представляет собой управляемый процесс, реализация которого неизбежно должна приблизить человечество к формированию ноосферного общества.

 

Список научной литературыМакеева, Марина Алексеевна, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Агаджанян H.A., Торшин В.И. Экология человека. Новосибирск: Рос. экол. акад., 1997, 354 с.

2. Айзятов Ф.А., Зейналов Г.Г. Устойчивое развитие и стратегия общественного прогресса. М.: Прометей, 1999, 108 с.

3. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990, 154 с.

4. Алексеев И.С. Понимание как философско-методологическая проблема. (Материалы круглого стола). // Вопросы философии. 1986, № 7. с. 3-52.

5. Алексеенко И.Р., Кейсевич Л.В. Последняя цивилизация? Человек. Общество. Природа. Киев, 1997, 92 с.

6. Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: УлГУ, 1999, 447 с.

7. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993, 382 с.

8. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: ИМА ПРЕСС, 1990, 285 с.

9. Бердяев H.A. Самопознание. М.: СП «ДЭМ»: Межд. отн., 1990, 334 с.

10. Ю.Бердяев H.A. Смысл истории. Paris:YMCA-press, 1969, 268 с.

11. И.Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости АСЭС, 1990, 92 с.

12. Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии. М.: МНЭПУ, 1995, 180 с.

13. П.Булгаков С.Н. Сочинения. В 2 т. М., 1993.

14. Буровская E.B. Проблема понимания в социальной экологии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.: РАГС, 1997, 19 с.

15. Бэкхерст К. Культура, нормативность и жизнь разума. // Вопросы философии. 1999, № 9, С.159-178.

16. Ващекин Н.П., Пасхин E.H., Урсул А.Д. Информатизация общества и устойчивое развитие. М.: МГУК, 2000, 268 с.

17. Введение в социальную экологию. М.: Луч, 1993, 4.1, 238 с.

18. Введение в социальную экологию. М.: Луч, 1994, ч,2, 255 с.

19. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991,270 с.

20. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста, М.: Наука, 1988,519 с.

21. Вернадский В.И. О науке. Т.1: научное значение, научное творчество, научная мысль. Дубна: Феникс, 1997, 575 с.

22. Винер М., Кибернетика и общество. М.: Изд-во ин. лит.,1958, 200 с.

23. Вульф В., Ректор К. Холодинамика вашей жизни. М.: «ЛАС», 1995, 168 с.

24. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988, 699 с.

25. Гайденко П.П. Бытие и разум. // Вопросы философии. 1997, №7, С. 114-141.

26. Галкин Ю.Ю. Стратегия устойчивого развития: экологическое образование и просвещение. В кн.: Экологическая культура и образование: опыт России и Беларуси. М.: ТЭКО Центр, 2000, 614 с.

27. Гегель Г. Соч., т.Х1. М.-Л., 1935, 762 с.

28. Гегель Г., Соч., т.Ш. М.-Л, 1935, 693 с.

29. Георгиев Ф.И. Противоположность марксистского и гегелевского учения о сознании. М., 1967, 178 с.

30. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт.// Вопросы философии. 1997, №8, С. 123-135.

31. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М.: изд-во Рос. унта др. народов, 1998, 169 с.

32. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. // Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983, С.14-39.

33. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 1998, 455 с.

34. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. М.: Горизонт, 1997, 55 с.

35. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. // Зеленый мир, 1998, № 15, С.8-12.

36. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987, 367 с.

37. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985, 192 с.

38. Гусева О.Н. Экологическое сознание как предпосылка устойчивого развития общества: философско-методологический аспекты. Автореф. дисс. канд. филос. наук, М.:РАГС, 1999 г, 23 с.

39. Гусейнов A.A. Новое мышление и этика. // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1988, 71 с.

40. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? М., 1998, 79 с.

41. Данилов-Данильян В.И. Новая этика обязательное условие ответа на экологический вызов. // Зеленый мир, 1999, № 6, С. 1415.

42. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000, 416 с.

43. Данилов-Данильян В.И. Ответ на экологический вызов: роль научной элиты и экологического воспитания. // Зеленый мир, 2000, № 5, С.8-9.

44. Декарт Р. Сочинения в 2-х т., т.1. М., 1989, 632 е.

45. Делокаров К.Х., Комиссарова Г.А. Экологическое образование в период социальных трансформаций. И Экологическое образование и устойчивое развитие. М.: РАГС, С. 179-199.

46. Делокаров К.Х., Комиссарова Г.А. Философия образования в период социальных трансформаций. М.: КМК Scientific Press, 1997, 132 с.

47. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Когда сознание определяет бытие: психологический взгляд на экологический кризис. // Человек, 1999, №2, С.52 -58.

48. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Две модели экологии. // Человек, 1998, №1, С. 34-41.

49. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. // Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995, 153 с.50.3ейналов Г.Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития. М.: Прометей, 1999, 200 с.

50. Ибрагимов И.М. Основания экологического образования (философский анализ). Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.: РАГС, 1997, 18 с.

51. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991, 462 с.

52. Ильенков Э.В. Проблема идеального. // Вопросы философии. 1979, №№ 6-7.

53. Каландаров К.Х. Устойчивое развитие: коммуникативные основания. М. : Гуманитарный центр «Монолит», 1999, 272 с.

54. Калликот Б. Азиатская трагедия и перспективы экологической этики: пропедевтика. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990, 387 с.

55. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М.: Мысль, 1963 1966.

56. Касавин И.Т. Традиции познания и познание традиций (истоки проблемы и операционная структура понимания). // Вопросы философии, 1985, № 11, С. 34-52.

57. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М.: Стандарт, 1994, 142 с.

58. Касьян A.A. Образование и экологическая культура. // Современные проблемы экологии. М., 1997, С.14-29.

59. Киселев H.H. Мировоззрение и экология. Киев: Наук, думка, 1990,215 с.

60. Копнин П.В., Вильницкий М.Б. Проблемы мышления в современной науке. М.: Мысль, 1964, 368 с.

61. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Информационный обзор. Новосибирск: Наука, 1992, 158 с.

62. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987,218 с.

63. Кумпф Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М.: Политиздат, 1979, 286 с.

64. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х т., М.: Мысль, 1982.

65. Лобастов Г.В. Философия Э.В. Ильенкова. // Вопросы философии. 2000, № 2, С.43-56.

66. Локк Д. Избранные философские произведения в 2-х томах. М.: Соцэкгиз, 1960.

67. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М.: Мысль, 1982, 623 с.

68. Лосев А.Ф. Эллинистически римская эстетика 1-2 в.в. до н.э. -М.: Искусство, 1979, 815 с.

69. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: Изд-во унив. дружбы народов, 1989, 186 с.

70. Малашевич Е.В. Краткий словарь справочник по охране природы. Минск, 1987, 223 с.

71. Малиновская К.В. Понимание и его роль в науке. // Философские науки. 1974, № 1,С. 12-27.73 .Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. (К критике гегелевского учения о формах познания). М.: Высшая школа, 1968, 191 с.

72. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: АГРАФ, 1997, 317 с.

73. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000, 412 с.

74. Мамедов Н.М. Культура и экологическое образование. // Экологическая культура и образование. Тверь, 2000, 125 с.

75. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996, 51 с.

76. Мамедов Н.М. Человек в мире культуры: проблемы социализации. // Экологическое образование и устойчивое развитие. М.РАГС, 1996, С. 83-94.

77. Мамедов Н.М. Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: Экономика и инф-ка, 1996, 135 с.

78. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983, 284 с.81 .Маркович Д. Социальная экология. М.: Восточный университет Союз, 1996, 53 с.

79. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политическая литература, 1955, 630 с.

80. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., Т.21, М.:Политическая литература, 1960, 827 с.

81. Материалы международной конференции «Средства массовой информации и экологическое образование в решении проблем ООС». Владикавказ, 1997, 246 с.

82. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977, 255 с.

83. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990, 220 с.

84. Моисеев H.H. На пути к нравственному императиву // Экология и жизнь. 1997-1998, № 4 (1), С. 3-21.

85. Моисеев H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества. // Вопросы философии. 1999, № 4, С. 3-11.

86. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. // Вопросы философии. 1995, № 1, С. 3-18.

87. Моисеев H.H. Экология, нравственность и политика. // Вопросы философии. 1989, №3, С. 11-32.9¡.Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1998, 253 с.

88. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: МНЭПУ, 1998,226 с.

89. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990, 351 с.

90. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т, М, 1993.

91. НиконороваЕ.В. Экология и культура. М.: РАГС, 1996, 44 с.

92. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс. М.:

93. Молодая гвардия, 1990, 271 с.

94. Один мир для всех. Контуры глобального сознания. М.: Прогресс, 1990, 215 с.

95. Ольшанский Д.В. Особенности социокультурного развития и некоторые универсальные личностно-психологические механизмы творчества. В кн.: Диалектика научного и технического творчества. Обнинск, 1982, 389 с.

96. Палинчак H.A., Платонов Г.В. Экологические отношения сознание-действительность. // Вестник МГУ, сер. 7 — Философия, 1987, №4, С. 12-26.

97. Пасхин E.H. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития. М.: РАГС, 1999, 218 с.

98. Пасхин E.H. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический анализ. Автореф. дисс. док. филос. наук. М.: РАГС, 1997, 60 с.

99. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: МГУ, 1989, 189 с.

100. Печчеи А. Человеческие качества. М, 1986, 215 с.

101. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 1998, 372 с.

102. Поппер К. Открытое общество и его враги. / Пер. с анг. под общей редакцией Садовского В.Н. М.: Международный фонд «Культурная инициатива». 1992, 446 с.

103. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986,431 с.

104. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 1999, 671 с.

105. Пугоева З.Х. Информационные процессы в системе «Общество-природа» (философский анализ). Автореф. дисс. канд. философ, наук. М.: РАГС, 1998, 23 с.

106. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) М.: Россия молодая, 1994, 365 с.

107. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь справочник. М.: Мысль, 1990, 637 с.

108. Самсонов A.JI. На пути к ноосфере. // Вопросы философии. 2000, № 7, С. 53-62.

109. Смирнов Г.С. О соотношении понятий «экологическое сознание» и «экологизация общества». // Сознание и диалектика познавательной деятельности. Иваново, 1984, С. 3249.

110. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1989.

111. Сорокин П.А. Цивилизация. Человек. Общество. М.: Политиздат, 1992, 542 с.

112. Сосунова И.А. Социальная экология как сфера социологического знания. Дисс. докт. социол. наук. М.: РАН, 1997, 387 с.

113. Сосунова И. А. Социально-экономический мониторинг. Методологические и методические основы. М.: РЭФИА, 1997, 100 с.

114. Спенсер Г. Синтетическая философия. К.: Ника Центр, 1997, 511 с.

115. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х томах. М.: Госполитиздат, 1957.

116. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972, 303 с.

117. Степин B.C., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: ПИФ «Контакт-альфа», 1995,377 с.

118. Суханов А.П. Информационная революция: за и против. М.: Советская Россия, 1984, 156 с.

119. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987, 240 с.

120. Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971, 199 с.

121. Уледов А.К. Общество и сознание. М.: Прогресс, 1984, 239 с.

122. Урсул А.Д. Ноосферная стратегия. Переход России к устойчивому развитию. М.: Ноосфера, 1998, 500 с.

123. Урсул А.Д. Экологическое образование кадров государственного управления и государственной службы. // Экологическое образование и устойчивое развитие. М.:РАГС,1996, С. 156-165.

124. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990, 269 с.

125. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Соч., М.: Мысль, 1982,711 с.

126. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра М,1997, 576 с.

127. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 1998, 670 с.

128. Шагун Г.Н., Павлов ВИ. Рыженков П.Е. Исследование экологического сознания детей и подростков. // Психологический журнал, 1994, Т.15,№ 1, С.39-52.

129. Шапошников JI.E. Религиозное мировоззрение и экология. Н.-Новгород, 1991, 78 с.

130. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1983, 572 с.

131. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1987.

132. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993, 671 с.

133. Хаверслуд М. Об изучении будущего в школе. // Перспективы. Вопросы образования. Юнеско, 1984, № 1, С. 815.

134. Хевеши М.А. Политика и психология масс. // Вопросы философии. 1999, № 12, С. 32-43.

135. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Госполитиздат, 1955, 328 с.

136. Эриашвили Н.Д. Маркетинг. М.:Юнити, 2000, 623 с.

137. Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании. // Вопросы философии. 1980, № 9, С. 23-37.

138. Юдин Б.Г. Понимание и эксперимент в естествознании. // Загадка человеческого понимания. М., 1991,0.15-29.

139. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс СП «ИВО-СиД», 1991,297 с.

140. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956,238 с.

141. Яковец Ю.В. История цивилизации. М.: ВлаДар, 1995, 459 с.131

142. Berry A. The nexten thousand years. N.Y., 1974, 250 p.

143. Conyne R. Environmental assesment and design. N.Y.,1981,179 p.

144. Gadamer H.-G. Kleine Schriften. TÜBINGEN, 1972, 271 p.

145. Toffler A. The Adaptive corporation. L., 1985, 254 p.

146. Toffler A. The third Wave. N. Y. Morrow, 1980, 189 p.

147. Vitanyi I. «Europe paradigm»: European Culture World Culture // World Futures. N.Y., 1986, V.22, N1/4.