автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Научное издание как феномен журнального процесса рубежа XX - XXI веков: взаимосвязь моделеобразующих признаков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Научное издание как феномен журнального процесса рубежа XX - XXI веков: взаимосвязь моделеобразующих признаков"
На правах рукописи
Харин Николай Васильевич
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ КАК ФЕНОМЕН ЖУРНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА РУБЕЖА ХХ-ХХ1 ВЕКОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ МОДЕЛЕОБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ
10.01.10 — Журналистика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Краснодар 2006
Работа выполнена на кафедре теории языка и литературы Армавирского лингвистического университета
Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор Немец Георгий Павлович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Факторович Александр Львович
кандидат филологических наук, доцент Петрова Нианила Николаевна
Ведущая организация: Адыгейский государственный
университет
Защита состоится « » декабря 2006 г. в 900 на заседании диссертационного совета Д 212.101.01 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд. 231. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета.
Автореферат разослан ноября 2006 года
Ученый секретарь диссертационного совета
Новоставская Н.М.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Реферируемая диссертационная работа посвящена иссле-
ЦШШ\0 взаимодействия составляющих издательского процесса
научного произведения «автор-редактор-читатель» в целях определения оптимальных моделеобразующих признаков интерактивной модели «АРЧ», предназначенной для повышения теоретического и практического эффекта от предлагаемой авторской разработки.
Исследование основывается на рассмотрении публикаций научного характера, а круг исследуемых текстов ограничен текстами, относящимися к гуманитарным и социальным наукам.
Авторское творчество - основа научного произведения. Но каждый автор начинал свою научную деятельность с того, что становился читателем, и, в сущности, оставался им навсегда. Трудно представить, чтобы автор научного труда, исследуя какую-то тему, не использовал бы опыт предшественников и современников в интересующем его разделе науки, да и смежных наук. То есть, авторское творчество строится с учетом созданного ранее, и исследование будет тем успешнее, чем полнее будут использованы библиографическая, реферативная и нолнотексто-вая база данных (БД) по теме, разрабатываемой автором..
Другим фактором, влияющим на эффективность научного произведения, становятся читатели. Чем шире и квалифицированнее читательская аудитория, чем быстрее проявляется интерактивность читателей, т.е. «взгляд со стороны» на исследовательскую работу достигает автора, тем больше возможностей поднять уровень значимости научного произведения.
Необходимым «посредником» между автором и читателем, как и более двух веков назад, когда начиналась российская издательская деятельность и редактирование публикаций, остается редактор, хотя редакторская деятельность, в том числе и возможности литературного редактирования, с появлением электронных устройств значительно видоизменилась. Количественные и качественные изменения, произошедшие в создании и в издании научных произведений, определили необходимость диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертационной работы связана с широким вовлечением в систему изучения лингвистики всё но-
вого и нового круга явлений (лингвистических, паралингвисти-ческих, полиграфических и др.), что на рубеже XX-XXI ВВ. вызвано возникновением новых приемов и методов передачи и - восприятия информации в современном обществе.
Если в начале XX века в России выходило из печати в год около 15 тысяч книг и одной тысячи периодических изданий, то на рубеже XX-XXI веков Российская книжная палата (РКП) в информационном бюллетене «Новые книги России», издаваемом еэюепеделъно, в каждом номере отражает «около 1200 книг , и брошюр по всем отраслям науки, техники, культуры и хозяйства». А, к примеру, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) выпустил оптические компакт-диски (CD-ROM) с базами данных (БД) по социальным и гуманитарным наукам, которые содержат библиографические описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившим в фонды библиотеки ИНИОН. Количество таких первичных документов на компакт-диске только за 1996-1998 годы содержит 270000 записей. Следовательно, можно с уверенностью констатировать невиданный количественный рост научных изданий.
Параллельно с количественным ростом научных изданий формировались и совершенствовались критерии редакторской оценки научной, научно-популярной и справочной литературы. Многие выдвинутые в XIX веке положения, когда лучшие редакторы рассматривали издание как средство развития читателя, формирования его мировоззрения, стали основой разработанной . позже теории литературного редактирования научной литературы.
В диссертационной работе рассмотрены и исторические аспекты изменений в области создания, редактирования и издания научных трудов, и современные возможности использования базы данных (БД) и информационных ресурсов (ИР) опубликованных работ по социальным и гуманитарным наукам.
Объектом диссертационного исследования являются тексты научных публикаций, монографий, учебных пособий и научных изданий из области социальных и гуманитарных наук.
Предмет исследования: взаимодействие автора — редактора — читателя при создании научного произведения с оптимальным
использованием лингвистических и парашнгвисггических средств в семиотически осложненных текстах современных научных изданий.
Цель исследования — осмысление в свете современных филологических представлений авторской и редакторской работы над текстом научного произведения с позиций повышения к иим читательского интереса, а значит, успешного решения задачи увеличения эффективности научных исследований.
Для достижения цели исследования формулируются и решаются следующие задачи:
— отразить динамику взаимодействия звеньев схемы «автор -редактор - читатель» (ÄP4) в свете использования современных информационных ресурсов;
— проанализировать и отразить изменения возможностей подачи и восприятия печатной информации с помощью лингвистических, паралингвистических и электронных средств;
— выделить особую роль искусства шрифта при создании и публикации научного произведения;
— рассмотреть стилистические особенности научного текста в схеме единства авторского творчества, редакторского прочтения и читательского (пользовательского) интереса;
— определить интерактивную модель создания научного произведения, способствующую повышению эффективности использования научных публикаций.
Методологическими основами работы являются результаты:
— анализа научных направлений теоретического и практического аспектов литературного редактирования, как прикладной филологической дисциплины (В.В. Виноградов, JI.B. Щерба, Г.О. Винокур, K.M. Накорякова, И.Б. Голуб и др.);
— теоретических работ по лингвистике текста и межкультурным коммуникациям (A.A. Реформатский, И.Р. Гальперин, В.Г. Костомаров, Е.Е. Анисимова и др.);
— исследования методологических изданий по типографике и шрифтовой графике Э. Рудера и А. Капра, а также работ по теории и истории шрифта (А.Г. Шицгал, М.В. Большаков, Г.В. Гре-чихо, С.И. Смирнов, И.И. Птахова и др.).
— анализа научных изданий по информационно-библиотечной деятельности и библиографии (А.И. Ванеев, В.А. Минкина, Л.В. Астахова, М.И. Давыдова, Н.Ю. Соколова, М. Ямпольский и др.)
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:
- в привычную схему процесса публикации научного исследования «автор — редактор» вводятся новые важные звенья — «читатель (пользователь)» и «информационно-библиографический ресурс»;
- предлагается целостная концепция для научного осмысления функционирования шрифта и паралингвистических средств при создании печатного научного произведения;
- рекомендуется интерактивная модель взаимодействия всех звеньев вышеназванной схемы «автор - редактор — читатель» в целях достижения максимального эффекта опубликованного на- • учного исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: определены оптимальные варианты взаимодействия всех звеньев цепи издания научного произведения, сведенные в модель «АРЧ»; дано определение единых целей авторского творчества и литературного редактирования в процессе создания научного произведения; обоснована значимость влияния читательского (пользовательского) интереса в определении потенциала опубликованного научного исследования.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его общие выводы и частные положения могут быть рекомендованы для использования, как в рамках учебных курсов факультетов журналистики, так и в практической деятельности при редактировании научных изданий. Полученные результаты работы могут послужить основой для дальнейших научных исследований по совершенствованию эффективности схемы «АРЧ» при создании и публикации научных произведений.
Структура диссертации обусловлена характером диссертационного исследования и организована в соответствии с ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 230 наименований, и Приложения с 14 иллюстрациями. Общий объем диссертации 169 страниц.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Возможности использования оптимальных вариантов во взаимодействии всех звеньев цепи создания научного произведения (сведенных в схему-модель «АРЧ»), единых целей автор-
ского творчества и литературного редактирования с учетом читательского интереса.
2. Определение отношения понятий «фонема», «графема» и «буква» позволяют описать графическую систему языка. Всесторонний анализ различия языковедческого и типографического подходов к трактовке термина «графема» позволил найти толкование данного понятия для открытия сущности знаковой природы шрифта. Шрифт имеет природу ико-нического знака, действие которого основано на фактическом подобии означающего и означаемого. Данное утверждение стало возможным благодаря выстраиванию отношений между фонемой, графемой и буквой.
3. Поскольку тропы - это фигуры, которые возникают на стыке двух языков, постольку шрифтовые тропы могут усилить тропы и фигуры словесные. Акцентировать внимание реципиента можно при помощи шрифта, дополняя словесный текст визуальными ассоциациями, используя и семантику цвета. Являясь важным механизмом памяти культуры, шрифт может усилить образное восприятие текста, выполняя коммуникативную функцию, то есть передавая информацию от одного человека к другому. Графемы как знаки письменной речи — словесные знаки, взаимодействуя с буквами определенных шрифтовых гарнитур - визуальными, иконическими знаками, способны создавать резерв возрастания информации.
4. Интерактивная схема-модель создания научного произведения, способствующая повышению эффективности использования научных публикаций.
Материалы исследования:
- публикации в периодических научных изданиях: Журналистика: информационное пространство (Краснодар); Научная мысль Кавказа (Ростов-на-Дону); Образование. Пространство ШЛ (Майкоп); Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург); Вестник Воронежского государственного университета; КЛИО (СПб) и др.;
- изданные научные труды по теории лингвистики, литературному редактированию, информационно-библиографической деятельности;
- редакторские работы автора диссертационного исследования на основе опубликованных научных изданий (научных журналов, монографий, межвузовских сборников, учебных пособий).
Апробация результатов работы:
В течение 2001-2006 годов основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях:
- Международная конференция, посвященная 160-летию П.А.Кропоткина. Организаторы: РАН, Санкт-Петербургский университет культуры и искусств (СПб, декабрь 2002). Выступление на конференции и участие в подготовке публикации материалов конференции (общий тираж опубликованных материалов конференции, подготовленных и отредактированных нами, составил 500 экз., а общий объем публикации - 4 тыс. печ. л.).
- Международная конференция «Дорогами отцов и дедов», посвященная 125-летию победы в русско-турецкой войне. Организаторы: Министерство образования и науки РФ; Международный Фонд «Славянский мост» (Москва, январь 2004).
Участие.в работе конференции; выступление, работа по созданию, редактированию (редактор сборника) и ч изданию сборника лучших ученических исследовательских работ «Рдеют розы алые, где лилася кровь» по Международной программе «Славянский мост - детская дипломатия» (осуществлено 3 выпуска, общий тираж 2500 экз., общий объем издания 13,5 тыс. печл.).
- Международный слёг «От трагедии войны к культуре мира». Организаторы: Департамент образования г. Москвы (Москва, март 2005). Участие в работе слёта, выступление, редактирование материалов для сборника «От трагедии войны к культуре мира» и издание (редактор) реферативного сборника для руководителей школьных и студенческих клубов.
- Международная конференция «Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра». Армавирский лингвистический университет (г. Армавир, июнь, 2005). Участие в работе, выступление, редактирование материалов конференции (тираж 200 экз. общий объем 2,3 тыс. печ. л.).
Организация выпуска и редактирование многопрофильных периодических научных изданий:
1) Научный журнал «Вестник МГОУ», Московский государственный открытый университет, издается с 2001 г., замести-
тель главного редактора, главный редактор. Выпущено 23 номера; общее количество опубликованных статей более 400; общий тираж более 8 тыс. экз.
2) Научный журнал «Образование - Наука - Творчество», Адыгская (Черкесская) Международная академия наук, издается с 2003 г., главный редактор. Издано 16 номеров; более 250 опубликованных статей при общем тираже более 3 тыс. экз. и общем объеме более 20 тыс. печ. л.;
3) Межвузовский сборник Южного отделения Российской академии образования «Синергетика образования», изд. Москва; Ростов-на-Дону, издается с 2004 г., редактор.
Осуществлено 7 выпусков; общий тираж 1,6 тыс. экз. с общим объемом около 30 тыс. пл.; опубликовано 115 статей, из числа которых авторами 58 статей стали доктора наук и 51 -кандидаты наук; авторы публикаций представляют вузы и научные центры не только ЮФО России (Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Майкоп, Пятигорск и др.), но и многие известные центры науки России и зарубежья, среди которых: ИНИОН - Институт научной информации по общественным наукам РАН; Институт теории и истории педагогики Российской академии образования (Москва); Институт философии и политологии (Алматы, Республика Казахстан); ИППК МГУ - Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им.М.В.Ломоносова и др.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, освещается степень ее разработанности в существующей научной литературе, обозначаются предмет исследования и пути его изучения.
В трех разделах первой главы «Информационные ресурсы (ИР) и авторское творчество при создании научного произведения» представлены следующие проблемы диссертационного исследования:
Первый раздел «Оптимальное использование автором информационных ресурсов».
С момента появления первых печатных книг и до наших дней в мире насчитывается десятки миллионов названий издан-
пых книг. Причем ежегодный прирост изданий составляет порядка миллиона названий. Для современного автора научного исследования остро стоит вопрос отыскания среди миллионов возможных изданий тех «единственных», которые необходимы для подтверждения авторской гипотезы.
И здесь на Помощь автору приходит библиография. Термин «библиография» появился в Древней Греции в V в. до н.э. Первым библиографом принято считать древнегреческого ученого и поэта Калл и маха, который впервые составил каталог Александрийской библиотеки под названием «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания».
В нашей стране г осударственный стандарт характеризует библиографию как «информационную инфраструктуру, обеспечивающую подготовку, распространение и использование библиографической информации... о документах, необходимых для идентификации и использования». В данной работе анализируется только один из основных видов — научно-вспомогательная и профессионально-производственная библиография. Этот вид библиографии «содействует научной и производственной деятельности специалистов в соответствии с их профессиональными потребностями, особое внимание уделяет знакомству с результатами научных исследований смежных отраслей»
Главным источником информационных ресурсов (ИР) обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний являются издания государственной библиографии, а научный центр государственной библиографии — Российская книжная палата (РКП). В РКП поступают и проходят государственную регистрацию, библиографическую обработку издания, вышедшие на территории России по всем отраслям знания и на всех языках, а также издания, выпущенные совместно российскими и зарубежными издателями.
Система государственных библиографических указателей (ГБУ) строится на основе вида „отражаемых документов. Старейший отечественный ГБУ «Книжная летопись» выходит с 1907 года ео/сенеделъно и содержит сведения о книгах и брошюрах всех видов вышедших тиражом 100 и более экземпляров, причем, научные издания отражаются независимо от тиража.
В первом разделе обосновывается необходимость более широкого использования современных информационных ресурсов и баз библиографических данных с целью привлечения документов различных уровней к авторской работе (электронные реферативные издания и обзорно-аналигическая продукция и т.д.).
Второй раздел «Определение читательского адресата научного исследования».
Важность изучения взаимодействия действующих лиц постоянного «тандема» убедительно подтверждается родившийся еще в XVIII веке раздел науки история читателя, являющийся составной частью книговедения как комплексной науки о книге, книжном деле и читателе. И.Е. Баренбаум указывает, что история читателя «изучает формирование читательских интересов, влияние, которое книга оказывает на читателя в процессе чтения».
Специфика научного текста заключается в том, что информация, представленная в нем автором, носит профессиональный характер и, как правило, не предназначена для массовой аудитории. Несмотря на такую особенность, любой автор-ученый стремится заинтересовать своей информацией как можно более обширную аудиторию коллег по «родной» отрасли науки, а также читателей из смежных областей науки.
Современные подходы к искусству создания научного произведения, убеждают, что возник и совершенствуется единый метаязык, применяемый учеными различных отраслей науки, чтобы с оптимальным результатом донести информацию об авторской идее заинтересованным читателям.
В этом разделе первой главы анализируется важность определения читательского адресата ещё в период подготовки публикации, что должно стать определяющим для формы и стиля подачи материала авторского научного исследования.
На примерах из публикаций различных научных изданий определяются основные факторы, влияющие на информативность публикуемых материалов и на достижение высокого читательского рейтинга в ведущих изданиях сферы информационно-библиографических ресурсов.
Третий раздел «Авторский стиль и информативность научного произведения».
Приведенные результаты разработок известных ученых (В.Г. Костомаров, И.Р. Гальперин, С.Г. Антонова и др.) о понятии «текст», как сложном объекте лингвистического исследования, позволили нам прийти к выводу, что и научный текст (статья, реферат, монография, учебник и т.п.), особенно из области социальных и гуманитарных наук, вполне можно определить, как литературно обработанное «произведение». В работе делается вывод, что даже строго научное исследование может и должно сочетаться с искусством изложения и осмысления материала, с искусством, когда от опубликованного научного исследования трудно оторваться не только специалисту, но и «обыкновенному» читателю. Следовательно, к научному тексту применимы все наработанные теоретические и практические законы и методы литературного редактирования, чему и посвящена вторая глава диссертационного исследования.
Вторая глава диссертации «Литературное редактирование авторской рукописи научного произведения» состоит из трех разделов и пяти подразделов. В главе, на основе теоретических предпосылок и практических примеров литературного редактирования, исследуются: лингвистические особенности научных текстов, а также взаимодействие внешнего (полиграфического) и внутреннего (литературного и языкового) оформления текста; выявляются функции паралингвистических средств в тексте, степень участия этих средств в реализации текстовых категорий и их значимость в организации текста.
В то время как одни паралингвистические средства выступают в качестве самостоятельного носителя информации и являются самодостаточными для раскрытия содержания текста (например: рисунок, фотография, схема), другие паралингвистические средства используются в качестве вспомогательных по отношению к вербальным средствам и вносят дополнительные семантические и экспрессивные оттенки в его содержание (например: шрифт, разрядка, использование прописных букв).
Особое внимание уделено исследованию знаковой природы" шрифта, психологическому и эстетическому воздействию различных гарнитур на реципиента, что обосновано следующими известными доводами:
Культура шрифта - своеобразная, замкнутая область искусства. Она оперирует условными, заранее заданными знаками, варьировать которыми можно лишь в достаточно тесных пределах. Алфавит - краеугольный камень культуры, может быть, главное средство «связи времен». Почти полная его неизменность — необходимая основа этой связи. Можно сказать, шрифт —: консер-вативнейшее из искусств. По, одновременно, культура шрифта -неотъемлемая и важная часть общей художественной культуры своего народа, своего времени, своего стиля. Шрифт — лицо эпохи, отражающее живо и ярко все, что происходит вокруг.
Письменная речь появилась позже речи звуковой. Ее возникновение было обусловлено необходимостью передачи послания на расстояние и сохранения сообщения во времени «при помощи начертательных знаков или изображений, передающих, как правило, те или иные элементы речи».
Таким образом, шрифтовая графика с ее изобразительными возможностями непосредственно взаимодействует со словом, ведь средства письма есть не что иное, как воспринимаемые зрительно знаки устной речи. Мы считаем важным всестороннее рассмотрение возможных вариантов использования шрифта в создании научного произведения.
В диссертационном исследовании широко использована литература по типографике и основам шрифтовой графики, и, прежде всего, монографии Эмиля Рудера «Типографика» и Альберта Капра «Эстетика искусства шрифта», которые на сегодняшний день являются методологическими изданиями для тех, кто занимается дизайном печатной продукции. Из российских авторов следует отметить работы по теории и истории шрифта
A.Г. Шицгала, М.В. Большакова, Г.В. Гречихо, С.И. Смирнова, И.И. Птаховой, Александровой A.A., В.И. Анисимовой и труды
B.А. Фаворского, В.Н. Ляхова, Ю.Я. Герчука, И.Ф. Бельчикова, В.В. Лазурского и др. по книговедению и типографике. Большинство исследований посвящено истории шрифта и его применение в искусстве создания книги.
Из приведенных теоретических установок лингвистов и практических примеров научных публикаций, делаются выводы:
1. Одним из главных принципов стилистики научного произведения является целесообразность и уместность исполь-
зования автором того или иного языкового средства; последнее избирается в зависимости от сферы общения и, следовательно, конкретных задач, ситуации, содержания высказывания и других экстралингвистических условий. Применение основных принципов и норм стилистики способствует повышению культуры изложения авторской идеи.
2. Четыре качества русского языка (честность, простота, свобода, сила), выделенные великим мастером слова И.С.Тургеневым, в концентрированном виде определяют многочисленные языковые требования, предъявляемые и к научной публикации.
3. Высокая информативность авторского текста прямо зависит от совместной реализации трех его основных качеств: релевантности, небанальности, декодируемое™.
4. При подготовке материала в печать, автор-ученый, ощущая себя творцом нового, сделает свое научное произведение интересным открытием как в области специального, предметного исследования, так в исследованиях междисциплинарного и прикладного характера. ' .
В диссертационной работе обосновывается положение, что проблема эстетики языка — это проблема не только стиля художественной литературы, но и проблема общелитературного языка, проблема научного стиля изложения.
Предлагаемые в этой главе теоретические правила и практические приемы, опирающиеся на публикации видных исследователей русского языка и литературного редактирования текстов, могут помочь авторам успешнее использовать богатство русского языка для оригинального оформления своих научных материалов, обеспечивая им максимальную информативность.
Третья глава «Читательский интерес как фактор формирования научного издания», состоящая из трех разделов, посвящена комплексному исследованию возможностей объединения авторских и читательских интересов в целях максимально эффективного использования опубликованного научного труда.
С XIX в. нарабатывались и закреплялись важнейшие принципы редактирования:
— редактор должен хорошо знать читательскую аудиторию своего издания, отражать ее интересы и отвечать ее запросам;
- редактор объединяет вокруг себя авторов-единомышленников, опираясь в издательской деятельности на их знания в какой-то области науки, на их жизненный опыт;
- редактор постепенно вырабатывает те критерии оценки авторских произведений, которым отвечает подготовленное издание, что обеспечивает целостность и «лицо» журнала;
- позиция редактора во многом определяет характер и направление издания, которое он редактирует.
Из приведенных принципов следует закономерность: основой издания является произведение автора, а ведущее значение в подготовке издания принадлежит редактору.
Две видные фигуры - журналист H.A. Полевой и издатель И.Д. Сытин, оставили заметный след в истории, благодаря тому, что более чем на сто лет предвосхитили интерактивную журналистику, превратив авторско-издательский монолог в диалог с читателями. Главная составляющая их деятельности - идти впереди читателя, актуальна и в наше время.
В этом разделе проанализировано, как учитывают разнообразие интересов читателей современные периодические издания научного направления.
Для исследования использовались две разновидности изданий:
— первую группу составили журналы вузов - «Вестник Воронежского государственного университета»; «Образование. Пространство RXJ» - издание Адыгейского государственного университета; «Вестник МГОУ» - издание Московского государственного открытого университета; Научные труды «Ади-лет» - издание Академии юриспруденции - Высшей школы права «Адилет» (Алматы, Республика Казахстан).
Содержание рассмотренных журналов различных вузов, при всем разнообразии обладает общими чертами: стремлением к расширению диапазона публикуемых исследований; желанием расширить круг авторов за счет исследователей из других вузов; пониманием необходимости привлечения к авторскому кругу ближайшей «смены» ученых - студентов. Практически, все перечисленные черты подводят издания отдельных вузов вплотную к региональным, межвузовским, периодическим изданиям, в которых в полной мере находит отражение две взаимосвязан-
ные цепи: расширение круга авторов и расширение, тем самым, круга читателей. Собственно, и та, и другая цель решают общую, задачу - повышение эффективности научных исследований.
— во вторую группу вошли периодические региональные издания: «КЛИО» - журнал для ученых (СПб.); «Научная мысль Кавказа» - Северо-Кавказский научный центр высшей школы (Ростов-на-Дону); «Университетское управление: практика и анализ» — Екатеринбург, Уральский государственный университет им. A.M. Горького; «Образование - Наука — Творчество» -Нальчик, Адыгская (Черкесская) Международная академия наук; «Синергетика образования» — ЮО РАО.
В этой главе проанализированы общие черты и различия авторских художественных и научных произведений. В художественном произведении, где идея раскрывается преимущественно в системе образов, присутствуют элементы логического мышления, а в научном произведении наличие системы образов обогащает содержание научного текста, делает доступней и привлекательней новую авторскую разработку.
Единство понятийного и образного дает видимый эффект в аналитическом (журналистском) жанре изложения проблемы, к которому можно отнести и научные разработки. Для этих жанров одинаково можно определить две основные задачи: осмысление явления или проблемы и предложение разрешения ситуации. Поэтому сходны и композиционные компоненты как журналистского, так и научного произведения
В качестве вывода из проделанной работы предлагается интерактивная модель прохождения научного произведения от авторского замысла до «возвращения» к автору своеобразного «анализа» его научных предложений и наработок - в виде отзывов, цитирования, использования в практической деятельности современного сообщества ученых.
В Заключении дан краткий анализ содержания представленной работы и приведены выводы из диссертационного исследования, характеризующие феномен журнального процесса рубежа XX-XXI веков:
- в современной схеме создания научных произведений произошли коренные изменения подачи и восприятия информации с помощью лингвистических, паралингвистических и элек-
тронных средств, хотя, по-прежнему, велика р0ЛЬ ТОРОНТО
искусства Шрифта;
— изменения в библиотечно-библиографичеекой системе способов предоставления информации авторам неизмеримо расширяют возможности использования электронных баз данных об уже полученных результатах исследований;
— совокупность использованных данных позволяет отразить издательский процесс в интерактивной модели «АРЧ», в которой объединяются интересы всех заинтересованных сторон с общей целью — повышение эффективности использования научных разработок.
В Приложении приведена таблица типового перечня маркеров (фраз) наиболее распространенных аспектов содержания научных документов (Приложение 1), поскольку даже самый творческий научный документ не может обойтись без типовых, наработанных связок, исходящих из теоретических разработок и практического опыта редактирования. Приведены иллюстрации обложек научных изданий (как пример использования паралин-гвистических средств, Приложение 2-12), ранее вышедших (под нашей редакцией - Н.Х.) из печати общим тиражом около десяти тысяч экземпляров и получивших положительную читательскую оценку не только в России, но и за рубежом. Графическая часть диссертационного исследования представлена краткой схемой создания авторского научного произведения и интерактивной моделью «АРЧ-2005» (Приложение 13, 14).
Основные положения по теме диссертационного исследования отражены в авторских публикациях:
1. Харин Н.В. П.А.Кропоткин - журналист и редактор. /Реферативный сборник докладов участников Международной конференции: П.А.Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации. - СПб.: СПбГУКИ, 2002.-С. 19-20.-0,5 п.л.
2. Харин Н.В. Авторский стиль и информативность научных публикаций. //Журналистика: информационное пространство. - Краснодар: КубГУ, 2003. - № 6. - С. 28-32. - 0,5 п.л.
3. Харин Н.В. Авторский стиль и информативность научных публикаций. //Вестник МГОУ. - М., 2004. - № 1 (14). - С.
4. Харин Н.В. Функциональная стилистика в публикйЦИЯХ гуманитарного цикла. //Вестник МГОУ. — М., 2004. - № 2 (15). — С. 75-80. - 0,7 п.л.
Ъ: Харин Н.В. Рихард Зорге - выдающийся журналист и разведчик. //Социальные и гуманитарные науки. Межвузовский сборник. Выпуск 6. - М., 2004. - С. 47-71. - 1,5 п.л.
6. Харин Н.В. Шрифт — одно из важнейших и древнейших средств коммуникации //Сборник научных статей. Выпуск 5: Адыгская (Черкесская) международная академия наук. - Нальчик-Армавир, 2005. - С. 35-46. - 0,7 пл.
7. Харин Н.В. О культуре изложения авторской идеи в научных публикациях //Сборник научных статей. Выпуск 6: Адыгская (Черкесская) международная академия наук. — Нальчик-Армавир, 2005. - С. 48-56. - 0,6 п.л.
8. Харин Н.В. Некоторые особенности стилистики художественных текстов //Социальные и гуманитарные науки. Межвузовский сборник. Выпуск 8. - М., 2005. - С. 72-82. - 0,7 пл.
9. Харин Н.В. Культура авторского творчества при создании научного произведения. //Культурная жизнь Юга России. Приложение. Вып. 4. - Краснодар, 2006. - С. 154-164. - 1,5 пл.
Подписано в печать 27.06.2006. Формат 60x84 1/16. Усл. печ.л. 1,2. Тираж 100 экз. РИЦ Армавирского лингвистического университета 352900, г. Армавир, ул. Кирова, 22-24.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Харин, Николай Васильевич
Введение.
Глава Информационные ресурсы (ИР) и авторское творчество при создании научного произведения.
1.1. Оптимальное использование автором информационных ресурсов
1.2. Определение читательского адресата научного исследования.
1.3. Авторский стиль и информативность научного исследования.
Выводы
Глава 2. Литературное редактирование авторской рукописи научного произведения.
2.1. Литературное редактирование и лингвистические особенности научных текстов
2.2. Использование паралингвистических средств в создании научного произведения.
2.3. Семиотический и психолого-эстетический аспекты шрифта.
2.3.1. Соотношение понятий «фонема», графема», «буква».
2.3.2. Знаковая природа шрифта.
2.3.3. Искусство шрифта.
2.3.4. Шрифтовая экспрессия.
2.3.5. Психологическое воздействие шрифта.
Выводы
Глава 3. Читательский интерес как фактор формирования научного издания.
3.1. Учет разнообразия интересов авторов и читателей в структуре модели научного издания.
3.2. Полезный «парадокс» - постоянная смена и единство понятий «автор - читатель - автор».
3.3. Оптимальная модель выпуска научного издания.
Выводы
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Харин, Николай Васильевич
Термин «произведение», отнесенный к научному тексту, на наш взгляд, вполне соответствует и давнему определению В.И. Даля: «Произведенье, все, что производится природой или искусством», и официально подтверждается в современном пособии по оформлению диссертаций: «Научная статья - это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме» [31, 58]. И, наконец, в отраслевом стандарте [143], устанавливающем законность применения терминов и определений в печатных изданиях, в том числе и к реферату отнесен термин "произведение" «Произведение - это содержащее краткое изложение какого-либо издания (его части) с основными фактическими сведениями и выводами».
В предлагаемой диссертационной работе исследованы тексты научных публикаций, круг которых ограничен текстами, относящимися к гуманитарным и социальным наукам. Кроме установления связей стилевых явлений с особенностями функционирования языка в научном тексте, в работе представлены оптимальные варианты взаимодействия постоянных составляющих схемы при создании научного произведения - автора, редактора, читателя.
Каждый автор-исследователь, бесспорно, начинал свою научную деятельность с того, что становился читателем, и, в сущности, оставался им навсегда. Автор научного труда, исследуя какую-либо тему, правомерно использует опыт предшественников и современников в интересующем его разделе науки (да и смежных наук). Есть основания полагать, что авторское творчество строится как правило с учетом созданного ранее, и исследование будет тем успешнее, чем полнее библиографическая, реферативная и полнотекстовая база данных (БД) по теме, разрабатываемой автором.
Необходимым «посредником» между автором и читателем, как и два века назад, когда начиналось российское редактирование, остается редактор, хотя редакторская деятельность, в том числе и возможности литературного редактирования, с появлением электронных устройств значительно видоизменилась. Даже в незыблемом стандарте (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения») основные для библиотечной отрасли понятия «библиотека» и «читатель» получили новое звучание. Сохранив понятие «библиотечное обслуживание», государственный стандарт характеризует его как «совокупность различных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей» (выделено нами - Н.Х.) [188, 10].
Количественные и качественные изменения, произошедшие в создании и в издании научных произведений, обозначили реальность диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертационной работы определяется широким вовлечением в систему изучения лингвистики всё нового и нового круга явлений (лингвистических, паралингвистических, полиграфических и др.), что на рубеже XX-XXI вв. вызвано возникновением новых и совершенствованием существовавших приемов и методов передачи и восприятия информации в современном обществе.
Если в начале XX века в России выходило из печати в год около 15 тысяч книг и одной тысячи периодических изданий [5, 57; 68, 6], то на рубеже XX-XXI веков Российская книжная палата (РКП) в информационном бюллетене «Новые книги России», издаваемом еженедельно (выделено нами - Н.Х.), в каждом номере отражает «около 1200 книг и брошюр по всем отраслям науки, техники, культуры и хозяйства» [188, 72] . Например, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) выпустил оптические компакт-диски (CD-ROM) с базами данных (БД) по социальным и гуманитарным наукам, которые содержат библиографические описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившим в фонды библиотеки ИНИОН. Количество таких первичных документов на компакт-диске только за 1996-1998 годы содержит 270 000 записей.
Следовательно, можно с уверенностью констатировать невиданный количественный рост научных изданий, убедительно подтверждая известное определение «науки», высказанное академиком В.И. Вернадским: «Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли».
Параллельно с количественным ростом научных изданий формировались и совершенствовались критерии редакторской оценки научной, научно-популярной и справочной литературы. Многие выдвинутые в XIX веке положения, когда лучшие редакторы рассматривали издание как средство развития читателя, формирования его мировоззрения, стали основой разработанной значительно позже теории литературного редактирования научной литературы.
В диссертационной работе рассмотрены и исторические аспекты изменений в области создания, редактирования и издания научных трудов, и современные возможности использования базы данных (БД) и информационных ресурсов (ИР) опубликованных работ по социальным и гуманитарным наукам.
Объектом диссертационного исследования являются тексты научных публикаций, монографий, учебных пособий и научных изданий из области социальных и гуманитарных наук.
Предмет исследования: взаимодействие автора-редактора-читателя при создании научного произведения с оптимальным использованием лингвистических и паралингвистических средств в семиотически осложненных текстах современных научных изданий.
Цель исследования - осмысление в свете современных филологических представлений авторской и редакторской работы над текстом научного произведения с позиций повышения к ним читательского интереса, а значит, успешного решения задачи увеличения эффективности научных исследований.
Для достижения цели исследования формулируются и решаются следующие задачи:
- отразить динамику взаимодействия звеньев схемы «автор - редактор - читатель» (АРЧ) в свете использования современных информационных ресурсов;
- проанализировать и отразить изменения возможностей подачи и восприятия печатной информации с помощью лингвистических, паралингвистических и электронных средств;
- выделить особую роль искусства шрифта при создании и публикации научного произведения;
- рассмотреть стилистические особенности научного текста в схеме единства авторского творчества, редакторского прочтения и читательского (пользовательского) интереса;
- определить интерактивную модель создания научного произведения, способствующую повышению эффективности использования научных публикаций.
Методологическими основами работы являются результаты:
- анализа научных направлений теоретического и практического аспектов литературного редактирования, как прикладной филологической дисциплины (В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, К.И. Былинский, Г.О. Винокур, Д.Э. Розенталь, М.П. Сенкевич, Н.М. Сикорский, А.Э. Мильчин, К.М. Накорякова, И.Б. Голуб, Э.А. Лазаревич, М.Д. Феллер, С.Г. Антонова, В.И. Соловьев, Н.З. Рябинина);
- теоретических работ по лингвистике текста и межкультурным коммуникациям (А.А. Реформатский, И.Р. Гальперин, В.Г. Костомаров, Е.Е. Анисимова, О.Л. Каменская, Г.П. Немец, Н.В. Месхишвили, Л.А. Ноздрина, Г.А. Золотова, Н.И. Жинкин, Р.А. Будагов, И.А. Федосов, И.В. Вангунина и др.);
- методологических изданий по типографике и шрифтовой графике Э. Рудера и А. Капра, а также на работах по теории и истории шрифта (А.Г.Шицгал, М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, С.Б. Телингатер, Л.Е. Каплан,
Ф.Ш. Тагиров, А.И. Кудрявцев, П.А. Семченко, С.И. Смирнов, И.И. Птахова и др.).
- научных изданий по информационно-библиотечной деятельности и библиографии (А.И. Ванеев, В.А. Минкина, JI.B. Астахова, В.А. Фокеев, М.И. Давыдова, Н.Ю. Соколова, М. Ямпольский и др.)
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:
- в привычную схему процесса публикации научного исследования «автор - редактор» вводятся новые важные звенья - «читатель (пользователь)» и «информационно-библиографический ресурс»;
- предлагается целостная концепция для научного осмысления функционирования шрифта и паралингвистических средств при создании печатного научного произведения;
- рекомендуется интерактивная модель взаимодействия всех звеньев вышеназванной схемы «автор - редактор - читатель» в целях достижения максимального эффекта опубликованного научного исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: определены оптимальные варианты взаимодействия всех звеньев цепи издания научного произведения, сведенные в модель «АРЧ»; дано определение единых целей авторского творчества и литературного редактирования в процессе создания научного произведения; обоснована значимость влияния читательского (пользовательского) интереса в определении потенциала опубликованного научного исследования.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его общие выводы и частные положения могут быть рекомендованы для использования, как в рамках учебных курсов факультетов журналистики, так и в практической деятельности при редактировании научных изданий. Полученные результаты работы могут послужить основой для дальнейших научных исследований по совершенствованию эффективности схемы «АРЧ» при создании и публикации научных произведений.
Структура диссертации обусловлена характером диссертационного исследования и организована в соответствии с ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 230 наименований, и Приложения с 14 иллюстрациями. Общий объем диссертации 169 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Научное издание как феномен журнального процесса рубежа XX - XXI веков: взаимосвязь моделеобразующих признаков"
Выводы из диссертационного исследования: изменения в библиотечно-библиографической системе предоставления информации авторам неизмеримо расширяют возможности использования электронных баз данных об уже полученных результатах исследований;
- в современной схеме создания произведений произошли коренные изменения подачи и восприятия информации с помощью лингвистических, паралингвистических и электронных средств, но по-прежнему велика роль нестареющего искусства шрифта;
- возникновение феномена журнального научного издания на рубеже XX-XXI веков обусловлено не только коренными изменениями в области накопления и использования научной информации, упрощения бюрократических формальностей при публикации научных исследований (что, в первую очередь, способствует немыслимой ранее оперативности появления научных публикаций), но и постоянно расширяющимся процессом прихода ученых в журналистику, как и прихода журналистов в науку;
- совокупность рассмотренных теоретических данных и накопленных практических результатов позволила отразить издательский процесс научного произведения в интерактивной модели «АРЧ». В модели практически образуется замкнутый цикл, где постоянно действуют обратные связи, обеспечивающие как непрерывное обновление внутренних информационных взаимосвязей между элементами схемы, так и возникновение новых эффективных решений научных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационном исследовании обосновывается необходимость более широкого использования современных информационных ресурсов и баз библиографических данных (электронные реферативные издания и обзорно-аналитическая продукция; статьи в научных периодических изданиях, в том числе на сайтах издательств и редакций; полнотекстовые базы данных, к примеру, библиотеки ИНИОН и т.д.); доказывается важность определения читательского адресата ещё в период подготовки публикации. На примерах публикаций в научных изданиях определяются основные факторы, влияющие на информативность публикуемых материалов и на достижение высокого читательского рейтинга.
В работе рассмотрены и проанализированы лингвистические и паралингвистические возможности русского письменного текста, определено понятие графемы, которая представляет собою минимальную структурную единицу письменной речи (скелет или костяк письменного знака, без гарнитурных и начертательных и других наслоений), характеризуемую как ее языковым значением, так и типовой графической формой. Графема имеет три варианта выражения фонемы, двух и более фонем или фонематических маркеров, исторически сложившихся в письменной системе языка.
В работе мы определили отношение понятий «фонема» — «графема» — «буква». Для этого обратились к науке о знаковых системах. Действие знака-индекса основано на фактической, реально существующей смежности означающего и означаемого. Действие иконического знака основано на фактическом подобии означающего и означаемого. Конвенциональные знаки не имеют какой-либо обусловленной связи со своим десигнатом и не изображают реальный предметный мир. Ярким примером конвенционального знака является слово, ведь оно никаким образом не похоже на то, что обозначает. То же самое — с письмом. Знаки письма условно обозначают звуки речи, следовательно, графически напечатанное или написанное слово есть также знак конвенциональный. Таким образом, графема является конвенциональным знаком фонемы. Отношение же графемы к букве имеет природу иконического знака.
Развитие знаков письменности шло от изображения (иконического знака) — пиктографическое письмо. Далее, с развитием общества и усложнением информации, пиктографию сменило идеографическое письмо, в котором использовались особые знаки — иероглифы, напоминающие рисунки. Но постепенно иероглиф утратил сходство с обозначаемым предметом и начал обозначать звук. Таким образом осуществился переход к слоговой и буквенной системам письма. По мере развития письмо приобретало все более «знаковый» характер и тем самым все более удалялось от графического искусства (по используемым средствам).
Утрачивая сходство с рисунками, знаки становятся менее эмоциональными. Однако наблюдается стремление эстетизировать шрифтовые знаки. Об этом свидетельствует множество гарнитур шрифтов. Иконический знак изобразителен и всегда ориентирован на визуальное восприятие, поэтому буква, с ее гарнитурно-шрифтовыми наслоениями, является иконическим знаком графемы.
Более того, буква, а следовательно, и шрифт являются совершенными знаками. Совершенный знак, по Ч. Пирсу, должен нести в себе свойства иконы, индекса и символа.
Любой знак — это итог переноса значения с обозначаемого предмета на другой, становящийся знаконосителем. В данной ситуации заключена потенциальная возможность всестороннего и глубокого слияния смысла и знаконосителя, его воплощающего, до такой степени, что разорвать один с другим будет невозможно. Именно при реализации этой возможности возникает симзол — полное взаимопроникновение идейной образности вещи и самой вещи. Символ — всегда есть знак, знак же можно считать неразвернутым символом, его зародышем. Становясь символом, знак обретает гораздо большую смысловую емкость и гибкость, потому что символ всегда многослоен и заключает в себе множество смыслов.
Являясь важным механизмом памяти культуры, грамотно подобранный шрифт может усилить образное восприятие текста, ведь буквы воспринимаются визуально, и текст, набранный определенной гарнитурой, может сообщить реципиенту национальную, культурную или историческую принадлежность рекламируемого товара еще до прочтения вербального текста. Резерв возрастания информации возникает на стыках соположения иконических и словесных знаков и увеличивает смысловую нагрузку текста. Таким образом, графемы как знаки письменной речи — словесные знаки, взаимодействуя с буквами определенных шрифтовых гарнитур — визуальными, иконическими знаками, способны создавать резерв возрастания информации.
Исследуя образностную структуру письменной графики, мы выяснили, что эффект выразительности произведения достигается при помощи тропов, которые образуются на стыке двух языков. Шрифтовые тропы могут усилить тропы и фигуры словесные. Эффект метафоры возникает в результате контраста межу обычным и необычным, где первое является фоном для второго. Воздействие метафоры достигается умелым применением стратегии такого столкновения. Чтобы вызвать возбуждение или акцентировать внимание реципиента, рекламисту необходимо попытаться создать яркий зрительный образ, что можно сделать при помощи шрифта, дополнив словесный текст визуальными ассоциациями, умело используя и семантику цвета. Художественная ценность шрифта может определяться его эмоциональным воздействием на читателя. При правильном выборе гарнитуры, кегля к т. д., есть возможность придать печатному продукту нужный эмоциональный оттенок, создать необходимый графический образ.
Таким образом, шрифт является универсальным визуальным компонентом, который еще до прочтения текста может сообщить реципиенту определенную информацию. Для примера, в Приложении приведены образцы использования шрифта и паралингвистических средств в оформлении обложек научных произведений.
Нами уже приводились примеры сходства в теоретических определениях и о тесном практическом взаимодействии произведений журналистских и научных, по крайней мере, в области социальных и гуманитарных наук, которыми ограничивается наше исследование.
Заключительная часть исследования посвящена анализу взаимодействия всех звеньев редакционно-издательского процесса при создании научного произведения. Рассмотрены разработки схем взаимодействия звеньев, представленные различными авторами в публикациях прошлых лет. Проведен анализ реальных периодических изданий их индивидуальных особенностей и общих приемов повышения читательского интереса и расширения географии авторского актива ученых. Использование теоретических и практических наработок известных ученых-лингвистов и журналистов, позволило нам разработать и представить интерактивную модель издательства научного произведения, где впервые объединены все участники сложного процесса создания научного произведения.
Список научной литературыХарин, Николай Васильевич, диссертация по теме "Журналистика"
1. Александрова А. А. Графика из типовых элементов типографика / А.А. Александрова // Книжное дело. - М., 1993. - № 2.
2. Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка / Т.А. Амирова. — М., 1985. — 136 с.
3. Андреев А.П. Художественный образ и гносеологическая спецификаискусства. -М.: Наука, 1981. 193 с.
4. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
5. Антонова С.Г. Становление и развитие редактирования в издательском деле России XIX века. М.: Изд-во МГУП. 1999. - 92 с.
6. Апресян Ю. Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М., 1960.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. - 392 с
8. Баранов А.Г., Паршин Л.Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики. М., 1989.
9. Баренбаум И.Е. История читателя как социологическая и книговедческая проблема. Л., 1973.
10. Безруков В.И. К проблеме знака / В. И. Безруков. Тюмень, 1975. -96с.
11. Бельчиков И.Ф. Основы технического редактирования советской книги / И.Ф. Бельчиков. М.: Искусство, 1958. - 239 с.
12. Блисковский З.Д. Муки заголовка. -М., 1972. 155 е.;
13. Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку / И.А. Бодуэн де Куртенэ. СПб.: Обновление школы, 1912. -138 с.
14. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию, т. 1-2.-М., 1963.
15. Большаков М. В. Книжный шрифт / М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, А.Г. Шицгал.-М.: Книга, 1964.-312 с.
16. Буковецкая. М.: ДМК Пресс, 2000. - 304 с. 19 .Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства / Ф.И. Булгаков. - СПб: Суворин, 1889. -364с.
17. Былинскъш К.И. Литературное редактирование газеты. М., 1953.
18. Былинский К.И. Основы и техника литературной правки. -М., 1948.
19. Былинский К.И., Розеиталъ Д.Э. Литературное редактирование. 2-е изд., испр. и доп. -М., 1961. 355 с.
20. Бюллетень государственного Высшего Аттестационного Комитета Российской Федерации. М., 2000. - № 2.
21. Вавилов С.И. Несколько замечаний о книгах //Сов. книга, 1947. № 1.
22. Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / К. Веркман. — Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
23. Вашунина И.В. Коммуникативно-функциональные особенности некодифицированных графических средств. Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1995.21 .Васильев СЛ. Удобочитаемость газеты. Краснодар, 1996.
24. Виноградов В.В. Современный русский язык (Грамматическое учение о слове). -М.; Л., 1947.
25. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. -М., 1980.
26. Винокур Г.О. Культура языка. М., 1930. - 325 с.
27. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Гардарики, 2004. - 185 с.
28. Волоцкая З.М. Опыт описания русского языка в его письменной форме / З.М. Волоцкая, Т.Н. Молошная, Т.М. Николаева. М., 1964.
29. Волошко В.М. Принципы решения знаковых изображений /В.М.Волошко. -М., 1987.
30. Вомперский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М.: Наука, 1988.
31. Воронецкий Б.В. Шрифт / Б. Воронецкий. Э Кузнецов. Д.: Художник РСФСР, 1975. - 107 с.
32. Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. 4-е издание. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 656 с.
33. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
34. Галкин С.Я.Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. /С.И. Галкин. М.: Изд-во МГУ. - 1984. -152с.
35. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.
36. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. -М., 1955.
37. Герман М. JI.C. Хижинский / М. Герман // Искусство книги / М.: Книга. - 1961.-Вып. 2.
38. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги / Ю.Я. Герчук. М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.
39. Герчук Ю.Я. Художественная интерпретация текста / Ю.Я. Герчук // Искусство книги / М.: Книга. 1979 - Вып. 9.
40. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи. / под ред. проф. О.Я.Гойхмана М.: Инфра-М, 2002. - 192 с.
41. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-Пресс, 2002.
42. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. -М.: Айрис-Пресс, 2004. 432 с.
43. Головина Л.В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1986.
44. Гордон Ю. Графическая рифма в шрифте и логотипе / Ю. Гордон // Как).-2003,-№4.
45. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».
46. Гордукалова Г.Ф. Документальный поток социальной тематики как объект библиографической деятельности. JI., 1990. - 120 с.
47. Граудина Л.К., Мисъкевич Г.И. Теория и практикарусского красноречия. -М., 1989. 254 е.;
48. Гусева Е.К. К вопросу о количественном переходе и анализу структурных особенностей буквенных знаков / Е.К. Гусева // Проблемы грамматического моделирования: Сб. науч. тр. М., 1973.
49. Дармодехин С.В. Движение к земле. (социально-экономические проблемы развития Российского государства): Учеб. пособие. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. 216 с.
50. Дерибере М. Цвет в деятельности человека / М.Дерибере. — М., 1964.
51. Дейч А. День нынешний и день минувший. М., 1985.
52. Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие / Под. ред. Э.А. Лазаревич. М.: МГУ им. Ломоносова, ф-т журналистики, 2000. -120с.
53. Дмитриева НА. Слово и изображение / Н.А. Дмитриева // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.
54. Добкин С.Ф. Оформление книги: Редактору и автору. М., 1985.
55. Дубина Н. Поговорим о типографике / Н. Дубина // КомпьюАрт. — 2000.
56. Ефимов В. Сколько шрифтов нужно для счастья? / В. Ефимов, А. Шмелева //Курсив. 2000. - № 5.
57. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
58. Земская Е.А., Китайгородская Л.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. М., 1971.
59. Зилдер JJ.P. Очерк общей теории письма / Л.Р.Зиндер. Л., 1987. -124с.
60. Зиновьев А. А. Логика науки. -М., 1971.
61. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография / В.Ф. Иванова. — 2-е изд. М., 1976. - 112 с.
62. Избранные страницы русской журналистики начала XX века /составители Б.И. Есин, С.Я.Махонина. М.: «ЧеРо», 2001. - 224 с.
63. Избранные статьи и речи Луи деБройля. -М., 1967.
64. Иерусалимский A.M. Художественные шрифты и их построение / A.M. Иерусалимский. М.: Благо, 1927. - 90 с.
65. Информационно-библиографическое обеспечение гуманитарной сферы: Путеводитель / Сост. И.Г. Моргенштерн. Челябинск, 2000. -133 с.
66. Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959-1974. М.: Книга, 1977. - 186 с.
67. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин. М.: Наука, 1965.- 560 с.
68. Каменская O.JI Лингвистика на пороге XXI века // Лингвистические маргиналии. М., 1996.
69. Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. — М.: Архимед, 1992.
70. Каир А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. -- М.: Книга, 1979. -124с.
71. Кирей Н.И., Бондарь Н.И. Основные классификации народов мира. -2-е изд., дополн., ил. М.; Ростов-на-Дону. - 256 с.
72. Kucun Б.М. Графическое оформление книги / Б.М. Кисин. М.: Гизлегпром, 1946. - 407 с.
73. Юшкушин Г.Ф. Шрифты / Г.Ф. Кликушин. Минск: Высшая школа, 1964.-206 с.
74. Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. -Минск, 1970.
75. КЛИО. Журнал для ученых. СПб., 2004. - № 4.
76. Книговедение: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
77. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1977.
78. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. — 213 с.
79. Кожмна М.Н. О специфике научной и художественной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь. 1966.
80. Козубов Г. Жизнь шрифта: Шрифт в системе книжной графики / Г. Козубов // В мире книг. 1976. - № 1.
81. Коллективный сборник: Развитие функциональных стилей современного русского языка. -М., 1968.
82. Кондратов A.M. Звуки и знаки / A.M. Кондратов. М.: Знание, 1978. - 208 с.
83. Костомаров ВТ. Жизнь языка. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
84. Костомаров В.Г. Текст. // Синергетика образования. Межвузовский сборник. Выпуск третий. М.; Р/нД, 2005.
85. Краткая русская грамматика. ИРЯ АН СССР. Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. М., 1989.
86. Кудрявцев А.И. Шрифт: История: Теория: Практика: Учеб. пособие / А.И. Кудрявцев. М.: Ун-т Натальи Нестеровой, 2003. - 248 с.
87. Кузьмин Н.В. Штрих и слово / Н.В. Кузьмин. Л.: Художник РСФСР, 1967.- 171 с.
88. Лазаревич Э.А. Программа курса «Литературное редактирование» / Под ред. проф. А.В. Западова. -М., 1977.
89. Лазурский В.В. Анализ шрифта Остромирова Евангелия / В.В. Лазурский // Искусство книги / М.: Книга. 1987. - Вып. 10.
90. Лазурский В.В. Путь к книге: Воспоминания художника / В.В. Лазурский. М.: Книга, 1985. - 287 с.
91. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма //Вопросы общего языкознания: Сб. науч. тр. М., 1964.
92. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка М., 1963.
93. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы речевого высказывания. -М., 1969.
94. Леонтьев А.А. Психолингвистика.-М., 1967.
95. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
96. Лосев А.Ф. Знак: Символ: Миф / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.
97. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — семиосфера история . - М., 1996. - 464 с.
98. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
99. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем. В сб.: Семантическая структураслова. -М., 1974.
100. Лурия А.Р. Язык и сознание. /Под редакцией Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
101. Ляхов В.Н., Егоров Я.Д. / В.Н. Ляхов // Искусство книги / М.: Книга, 1961.-Вып. 2.
102. Ляхов В.Н. Искусство книги / В.Н. Ляхов. М.: Советский художник, 1978. - 248 с.
103. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги: Системное проектирование: Функциональный анализ / В.Н. Ляхов. -М.: Книга, 1975.-95 с.
104. Майер Н.Я. Психологические механизмы формирования зрительного образа: Дис. . канд. психол. Наук / Н.Я. Майер. -Новосибирск, 1998. 155 с.
105. Малая история искусств М.: Искусство, 1989. - 304 с.
106. Мамонтов М.А. Информационные ресурсы гуманитарных наук. Вып. 2. СПб., 2000. - 204 с.
107. Маслов Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. 2-е изд. -М., 1987.-312 с.
108. Матвеев В. Шрифты: Практическое руководство / В. Матвеев. -М.: Искусство, 1954. 118 с.
109. Месхишвили Н.В. Графическое оформление и семантическое содержание текста / Н.В. Месхишвили // Семантические аспекты синтаксиса: Сб. науч. тр. / Ин-т языкознания АН СССР. М., 1989.
110. Месхишвили Н.В. Экспрессивные средства письменной коммуникации: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1990.
111. Микк Я.Р. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М., 1981.
112. Милъчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1980. -320с.
113. Мильчин А.Э. Издательский слоПарь-справочник. -М., 1998.
114. Мисонжников Б.Я. Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания. /Автореф. дис. .докт. филолог, наук. / Б.Я. Мисонжников. СПб., 2001. - 41 с.
115. Мисонжников Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания) / Б.Я. Мисонжников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 490 с.
116. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. -М.: «Экономика», 1999. -251 с.
117. Моррис Ч. У. Основания теории знаков / Ч.У. Моррис // Семиотика. М.: Радуга, 1983.
118. Мосорова Н.Н. Философия открытого дизайна: проблемы взаимосвязи онтологии и методологии: Дис. . канд. филос. наук / Н.Н. Мосорова. Екатеринбург, 1997. - 204 с.
119. Найденов О.Ю. Прагматические аспекты оптимизации речевого воздействия печатных средств массовой коммуникации: Дис. . канд. филол. наук / О.Ю. Найденов. М., 2000.
120. Накорякова К.М. Текст как объект редактирования. (Вопросы теории и методики) //Книга: Исследования и материалы. Сб. 54. -М., 1987.
121. Накорякова К.М. Лингвистика и редактирование. Из истории анализа текста / Книга: Исследования и материалы. Сб. 56. М., 1988.
122. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М.: Издательство ИКАР, 2002. - 432 с.
123. Нельсон Дж. Проблемы дизайна / Дж. Нельсон. М.: Искусство, 1971.-208 с.
124. Немец Г.П. Семантика метаязыковых субстанций. М. -Краснодар, 1999.
125. Немец Г.П. Интеллектуализация языка науки / Под ред. В.В. Зеленской. Москва; Краснодар: КубГУ, 2004. - 423 с.
126. Немец Г.П., Загузов Н.И. Интеллектуализм научного познания. -//Синергетика образования. Выпуск третий. М.; Ростов н/Д. - 2005.
127. Никифоров А.Л., Тарутина Е.М. Виды научного объяснения //Логика научного познания: Актуальные проблемы. -М., 1987.
128. Николаева Т.М. Что же такое графема? / Т.М. Николаева // Филологические науки. 1965. - № 8.
129. НовиковЛ.А. Искусство слова. М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
130. Овечкин В.В. Не знаешь не пиши //Лит. газета. 1990. 28 ноября.
131. Овинк Г.В. Мода в шрифтовом дизайне / Г.В. Овинк //Книга: Исследования и материалы: Сб. 62. -М.: «Книжная палата», 1991.
132. Овсянников М.С. Знаковая проблематика письма /М.С.Овсянников //Язык и письмо: Межвуз. сб. науч. тр./Волгоградский гос. ун-т. Волгоград: Изд. ВолгПИ, 1988.
133. Одинцов В.В. Стилистика текста. -М., 1980. .
134. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2003.-222 с.
135. Олъшки Л. История научной литературы на новых языках /Русский перевод. -М., 1933.
136. Осипов Б.И. История русской графики / Б.И. Осипов // Фонетико орфографический сборник. - Барнаул, 1974.
137. Осипов В.О., Демьянова A.M., Осипова А.С. Основы библиографии и изучения книги. М.: Изд-во «Книга», 1989. - 221 с.
138. Памятная книга редактора / В.А.Абрамов, Т.В.Борисенко, Э.П.Гаврилов и др. 2-е изд. Перераб. И доп. / Состав. А.Э.Мильчин -М.: Книга, 1988.
139. Пахомов В.В. Книжное искусство / В.В. Пахомов. М.: Искусство, 1962. —432 с.
140. Педчак ЕЛ. Русский язык. Р/нД: «Феникс», 2003. - с. 320.
141. Пенъкова Е.М. Ох уж этот шрифт / Е.М. Пенькова //Журналист. -1993.-№5.
142. Петров В.В. Научные термины. Новые аспекты анализа /Логика научного познания. Актуальные проблемы. -М., 1987.
143. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930.
144. Пирожков А.Н. Цвет в фотопублицистике и газетном дизайне / А.Н. Пирожков // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: СпбГУ, 1997.
145. Пирс Ч. С. Из работы «Элементы логики. Grammatca speculatva» / Ч.С. Пирс // Семиотика. М.: Радуга, 1983.
146. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков / Ч.С. Пирс. -СПб.: Алетейя, 2002.- 352 с.
147. Плотников Б.А. Общее языкознание. Минск, 1986. - 126 с.
148. Подставко Е.Н. Изменения в научной статье при переходе из периодического издания в книжную форму. //Филологический вестник Ростовского государственного университета Ростов н/Д., 2005 - № 3.
149. Померанцева Т.Е. О работе с автором: Заметки / Редакторы об опыте своей работы. Вып. 2. М., 1960.
150. Пономаренко И.Н. Текст в аспекте синергетического исследования // Образование-Наука-Творчество. Нальчик; Армавир. - 2006. - № 1. - С. 74.
151. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Харьков, 1888.
152. Пронин Е.И. Журналистский текст как система выразительных средств. // Методы журналистского творчества. М., 1982.
153. Прохоров ЕЛ. Введение в теорию журналистики М.: Изд. МГУ, 2003.
154. Птахова И.И. Простая красота буквы / И.И. Птахова. М.: Русская графика, 1997. - 282 с.
155. Рахманина И.И. Письма начинающему редактору. М.: МИФИ, 1995.-44 с.
156. Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики / Л.О. Резников. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1964. - 176 с.
157. Реформатский А.А. Лингвистика и полиграфия // Письменность и революция. М.; Л., 1933.
158. Родионов В.П. Кавитация управляемое явление. //Вестник МГОУ, 2003. - № 4.
159. Ролсдественский Ю.В. Проблемы риторики и стилистической концепции В.В. Виноградова //Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. Виноградовские чтения IX-X. М., 1981.
160. Ролсков И.Я. Планка для «профи» /И.Я. Рожков. — М.: Юрайт, 1997.
161. Розанова Н. Из ранней истории титульных листов европейской книги / И. Розанова // Искусство книги. Вып. 10. - М.: «Книга», 1975.
162. Рудер Э. Типографика / Э. Рудер. М.: Книга, 1982. - 286 с.
163. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. М.: МЗ-Пресс, 2001. - 252 с.170. //Русская словесность. 1994. - № 4.
164. Рыбников М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбников. М., 1963. - 246 с.
165. Самарин А.Ю. Читатель в России во второй половине XVIII века (по спискам подписчиков): Монография. Изд-во МГУП, 2000. - 288 с.
166. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. М.: Прсвещение, 1983. -160 с.
167. Сворень Р. Издательство на столе //Наука и жизнь. 1989. - № 10.-С. 24.
168. Селезнева Л.Б. Вопросы теории и истории письма / Л.Б. Селезнева // Язык и письмо: Сб. научных трудов. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та. 1995.
169. Семиотика. М.: Радуга, 1983. - 636 с.
170. Семченко ПА. Основы шрифтовой графики / П.А. Семченко. -Минск: Высшая школа, 1979. 96 с.
171. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. школа, 1984.
172. Сидоров А. А. История оформления русской книги / А.А. Сидоров. М.: Изд-во АН СССР, 1964. - 149 с.
173. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М., 1980. -328с.
174. Слонимский Л.З. //Вестник Европы. М., 1910, № 7.
175. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. -СПб., 1996.
176. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). 2-е изд. М., 1991.
177. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование / В.М. Солнцев.-М., 1977.-246 с.
178. Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий. Учебное пособие. М.: МГАП «Мир книги», 2000.
179. Спекторский Е. Понятие общества в античном мире. -Варшава, 1911.
180. Справочная книга редактора и корректора: Редакционно-техническое оформление изданий. 2-е изд., перераб. - М.: Книга, 1985.
181. Справочник библиогафа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2003. - 560 с.
182. Степанов Г.В. К проблеме единства выражения и убеждения (автор и адресат) // Контекст 1983. Литературно-теоретические исследования. -М. 1984.
183. Стукайов А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров: Монография. -М.; Р/нД, 2002.-241 с.
184. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник http// ww.homepages.tversu.ru.Eips/LingFakl .htm.
185. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. -М.: Аспект Пресс, 2000.-312 с.
186. Тодоров Ц. Семиотика литературы / Ц. Тодоров // Семиотика. -М.: Радуга, 1983.
187. Толковый словарь. / В.И. Даль. В 4 т. М., 1978.
188. Томашевский Б.В. Писатель и книга: Очерк текстологии. 2-е изд.-М., 1959.
189. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.
190. Toomc В.К. Современный шрифт / В.К. Тоотс. М.: Книга, 1966. -255 с.
191. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М., 1983.
192. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В.В. Тулупов. Воронеж, 1996. - 112 с.
193. Тагиров Ф.Ш. Удобочитаемость графем новых латинизированных алфавитов / Ф.Ш. Тагиров. М.: НИИ Наркомместпрома, 1937. - 24 с.
194. Ударцев С.Ф. Научные труды «Адилет». Алматы, 2001. -№1(9).
195. Успенский Л.В. По закону буквы / Л.В. Успенский. М.: Молодая гвардия, 1979.-240 с.
196. Уткин A.M., Степанов А.И. Философско-методологические принципы научно-исторического анализа. //Синергетика образования. Выпуск третий. - М.; Ростов н/Д. - 2005.
197. Фаворский В.А. О графике, как об основе книжного искусства / В.А. Фаворский // Искусство книги М.: Книга. — 1961. — Вып. 2.
198. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге / В.А. Фаворский. М.: Молодая гвардия, 1966. - 127 с.
199. Федосов И.А. Литературные нормы и языковое искусство. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 128 с.
200. Фокеев В.А. Природа библиографического знания: Моногр. М., 1995.-351 с.
201. Феллер М.Д. Эффективность сообщения и литературный аспект редактирования. Львов, 1978. - 198 с.
202. Флоренская О. Психология бытового шрифта / О. Флоренская. СПб.: Красный матрос, 2001. 56 с.
203. Харджиев Н.И. A.M. Родченко / Н.И. Харджиев // Искусство книги / М.: Книга. 1961. - Вып. 2.
204. Харин Н.В. Редактирование научной статьи. В помощь соискателям. Армавир: РИЦ АЛУ, 2005.
205. Хлебников В. Творения / В. Хлебников. — М.: Советский писатель, 1986.
206. Хорева Л.Н. Подготовка рукописи к изданию: набор и авторская корректура. Краснодар: РИЦ «Флер-1», 2002. - 49 с.
207. Червинский М., Зберский Т. Система книги. Семиотика книги. -М., 1981.
208. Чернихов А. Из истории русского алфавита / А. Чернихов // Альманах библиофила. М.: Книга, 1989. - Вып. 26.
209. Чернихов Я. Построение шрифтов / Я. Чернихов, Н. Соболев. -М.: Артефакт, 1997. 116 с.
210. Чихолъд Я. Облик книги / Я. Чихольд. М.: Книга, 1980. - 239 с.
211. Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. М., 1963.
212. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт / А.Г. Шицгал. М.: Книга, 1974.-208 с.
213. Шишкин В. Его величество шрифт / В. Шишкин // Петербургский рекламист. 2001. - № 9-10.
214. Шрифт как искусство: Выставка работ художников школы Виллу Тоотса: Каталог / Сост., оформ. В. Тоотс. Таллин, 1981. — 94с.
215. Шрифты. Разработка и использование / Г.М. Барышников, А.Ю. Бизяев, В.В. Ефимов и др. М.: ЭКОМ, 1997. - 284 с.
216. Щерба Л.В. Теория русского письма / JT.B. Щерба. J1.: Наука, 1983.- 136 с.
217. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
218. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
219. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. М.: Юрисгь, 1998. - 536 с.
220. Юрьев Ф.И. Цветной текст в искусстве книги: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. / Ф.И. Юрьев. -М., 1975.
221. Якобсон Р. В поисках сущности языка / Р. Якобсон // Семиотика. -М.: Радуга, 1983.
222. Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках / Р. Якобсон // Семиотика и искусствометрия: Сб. под ред. Ю. М. Лотмана. М.: Мир, 1972,-366 с.
223. Ярмола Ю.А. Шрифт: Критерии качества / Ю.А. Ярмола //Курсив. 1996. -№ 1.