автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Некоторые аспекты теории исполнительства на звуковысотных ударных инструментах

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Рало, Алексей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Некоторые аспекты теории исполнительства на звуковысотных ударных инструментах'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Рало, Алексей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретический и функциональный аспекты исполнительства

Раздел I. Отражение проблем исполнительства на ударных инструментах в научно-методической литературе.

Раздел 2. Формирование функций ударных инструментов в оркестровой музыке

2.1. Оркестр Еенских классиков

2.2. Расширение экспрессивных возможностей композиторами-романтиками.

2.3. Творчество русских композиторов XIX века----.

2.4. Музыка XX столетия

ГЛАВА П. Психофизиологические основы игры на ударных инструментах.

2.1. Деятельность центральной нервной системы в исполнительском процессе

2.2. Соотношение осознанного и неосознанного при игре

2.3. Возрастные особенности аналитико-синтетической деятельности музыканта

2.4. Контроль за конечным звуковым результатом исполнения

2.5. Зрительный анализ пространственных смещений в процессе игры.

2.6. Роль ощущений, не основанных на слуховом и зрительном восприятии

2.7. Развитие моторных навыков

ГЛАВА Ш. Система звукойзвлечения и звукообразования

Раздел I. Механические компоненты

3.1. Методы исследования

3.2. Экспериментальные исследования физических свойств звуковысотных ударных инструментов

3.3. Влияние локализации механического возбуждения пластин на амплитудно-частотные характеристики звука

раздел 2. Постановка и ее роль в процессе игры . III

3.4. Биологический компонент.

3.5. Физиология исполнительского аппарата

3.6. Методы исследования

3.7. Экспериментальные исследования игровых движений.

3.8. Типология ударов

3.9. Функциональные особенности позиции в системе исполнительской постановки.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по искусствоведению, Рало, Алексей Николаевич

История развития симфонического оркестра свидетельствует о том, что в ОТ веке в его составе как количественно, так и качественно (функционально) доминировали струнные. В инструментальной же музыке XIX столетия существенное значение приобрели медные и деревянные духовые инструменты. В XX веке наступил черед применения ударных инструментов, а также создания музыки, написанной специально для них.

Возрастание роли ритма и тембра в современных произведениях, несомненно, привлекло к ударным инструментам пристальное внимание композиторов. В частности, 3.Денисов (50, 21) отмечает: "На протяжении последних 60 лет качественно изменилось отношение к группе ударных инструментов - из самой незначительной она превратилась в концертирующую и равноправную, наряду с другими оркестровыми группами" .

После новаторских экспериментов Стравинского, Бартока, Варе-за в области оркестровых тембров ударные инструменты заняли прочное место в музыкальном искусстве. И если в партитурах симфонических произведений уделяется значительное внимание всем конструкциям группы ударных, то в сольном и камерном исполнительстве наметилась тенденция использования композиторами звуковысотных (вибрафон, маримба, ксилофон и др.) инструментов. Фактура их партий постепенно становится все более насыщенной и современные произведения для вибрафона и маримбы включают в себя, как правило, трёх- и четырёхголосные построения.

Потому требования к музыкантам в области освоения техники игры на звуковысотных ударных инструментах перешли на качественно новый уровень. В конечном итоге проблема игровых движений и приёмов, функционирования исполнительского аппарата стала весьма актуальной для теории и практики. Возникла насущная потребность в системном представлении о звукоизвлечении и звукообразовании.

Предметом предлагаемой диссертации являются актуальные вопросы теории и истории исполнительства на ударных инструментах: ретроспективный анализ функций ударных инструментов в формообразований и драматургии музыкального произведения, исследование компонентов системы звукоизвлечения и звукообразования. В диссертации прослеживаются:

- динамика развития группы ударннх инструментов в оркестре;

- роль ударных инструментов в формообразовании и драматургии музыкальных произведений;

- увеличение инструментария, используемого в оркестре;

- единство механического и биологического компонентов в системе звукоизвлечения и звукообразования.

Объектом экспериментального исследования стали: природа игровых движений исполнителя на ударных инструментах, взаимосвязь двух процессов - звукоизвлечения и звукообразования,- составляющих основу исполнительства на ударных инструментах.

Материалом для написания диссертации послужили: а) литература по проблемам музыкального исполнительства, в том числе и на ударных инструментах; б) естественнонаучные сведения из областей медицины, биологии, биофизики, акустики и других наук; в) результаты экспериментов, проведенных нами по существу исследования.

Цель и задачи диссертации состоят в том, чтобы дать объективную оценку психофизиологическим, акусти-чеоким и биофизическим процессам, развив ающтюя во время игры;выявить закономерности в увеличении значимости ударных инструментов в драматургии музыкального произведения; проследить: какую гармоническую, ритмическую, тематическую и образно-эмоциональную нагрузку они несут в развитии общей драматургии произведения, какое место занимают в формообразовании. Одна из задач исследования заключена в изучении эволюции группы ударных инструментов в инструментальной музыкальной культуре.

В связи с необходимостью совершенствования компонентов исполнительского аппарата, следует определить и исследовать игровые движения, которые ускоряло бы формирование исполнительских навыков играадих на ударных инструментах. В данном аспекте освещаются частные вопросы:

- психофизиологические основы игрового навыка;

- типология игровых движений и совершенствование их структуры;

- влияние игровых движений на звучание инструмента.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что впервые в теории исполнительства на ударных инструментах рассмотрены:

- психофизиологические механизмы формирования игровых навыков;

- спвцй§ические особенности звукоизвлеченм, влиящие на выразительность звучания;

- ощущения пространственных смещений в процессе игры;

- типы постановки рук и её воздействие на процесс формирования исполнительской техники;

- специфические особенности высшей нервной деятельности;

- физические свойства звуковыеотных ударных инструментов с позиций музыкального исполнительства.

Предметом специального изучения стали функции ударных инструментов в оркестровой музыке (ретроспективный анализ).

Практическое значение работы. Материалы исследования могут служить в качестве отправной точки да развития научно обоснованной теории исполнительства и использоваться в курсе методики обучения игре на ударных инструментах, а также в практической подготовке обучающихся в музыкальных школах, музыкальных училищах и ВУЗах.

Метод доказательства выбран индуктивный: исследование опирается на научные сведения, эксперименты, фактический материал и опыт, а сам процесс познания развивается от изучения единичных фактов к общим положениям.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Приложения (общий объем - 238 страниц машинописного текота; основной текст - 150 страниц, Приложения - 88 страниц); Библиографии ( 139 наименований); диссертация содержит 18 рисунков и 4 таблицы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Некоторые аспекты теории исполнительства на звуковысотных ударных инструментах"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исполнительство на ударных инструментах и методика обучения игре Еступили в новый этап своего развития. Он характеризуется более высоким уровнем постановки всей системы музыкального образования, улучшением методов обучения, появлением новой художественной и инструктивной нотной литературы, повышением роста исполнительского мастерства, расширением сольной концертной деятельности, зарождением новых форм ансамблевой игры.

С одной стороны, наметилась тенденция повышения профессионального уровня музыкантов-исполнителей на ударных инструментах, с другой - появились научно-методические работы, затрагивающие широкий спектр вопросов истории и теории исполнительства на ударных инструментах.

Исследование функций ударных инструментов в оркестровой музыке, одного из важных аспектов теории исполнительства, показало, что литавры впервые появились в оркестре ХУ1-ХШ веков, Их вводит в партитуру Ж.Люлли и другие французские композиторы.

В оркестре венских классиков из всех ударных инструментов, используемых в оркестре, литавры занимают главенствующую роль. Появляются новые приёмы игры, в частности, тремоло. Значительно расширяется участие литавр в драматургии музыкального произведения: используются инструменты, настроенные на различные интервалы. Фрагментарно, ударные выполняют основную мелодическую функцию, композиторы поручают им, эпизодически, оркестровые соло

Тенденция развития группы ударных инструментов в оркестре XIX столетия идёт по пути поиска новых экспрессивных свойств отдельных инструментов и расширения группы ударных инструментов за счёт увеличения инструментария (комплектов литавр) и исподнителей, играющих на них. Ударные активизируются в процессе формообразования, выступая в качестве интегрирующего элемента частей оркестрового произведения. Значительно увеличивается их роль в общей тембровой драматургии сочинения. Порой ударные составляют основной элемент ритмо-мелодического развития тематического материала.

В творчестве русских композиторов роль ударных в процессе формирования и драматургии музыкального произведения повышается за счёт появления новых их функций: конкретно-изобразительного тембра, драматургического элемента разграничения контрастных разделов частей музыкального произведения, элемента темброво-колори-стического варьирования. Впервые Н.Римский-Корсаков вводит лейт-ритм и лейттембр как основной элемент музыкальной драматургии сочинения.

В оркестре XX века ударные занимают равноправное положение с другими оркестровыми группами. Инструментарий современного оркестра разрастается за счёт применения трансформированных и экзотических инструментов. Ударные усиливают конструктивно-ритмическое начало. Композиторы порой трактуют инструменты без определенной высоты звучания как интонирующие. Ударные выполняют функцию персонификации тембра. Иногда они являются носителем драматургического подтекста. Появляются новые специфические функции и трактовка ударных, в частности: употребление одного инструмента в качестве аккомпанирующей группы, тематическая индивидуализация, использование группы ударных инструментов самостоятельно и, в связи с этим, ее ансамблевое вычленение.

Формирование функций ударных инструментов в симфонической музыке, начиная с первого появления в оркестровой партитуре и заканчивая современным этапом, проходило в тесной и неразрывной сеязи оо стилистическими особенностями творчества тех или иных композиторов, с музыкальной эстетикой эпохи.

Если е партитурах симфонических произведений, в ансамбле ударных инструментов композиторы уделяют внимание, как правило, всему инструментарию группы, то в сольном исполнительстве гораздо больший акцент делается на использовании звуковысотных ударных инструментов. На первый план вьщвигаются вибрафон и маримба. Использование четырех палок при игре напрочь рассеивает представление, что ударные можно трактовать лишь как одноголосные инструменты.

Исследование звукоизвлечения и звукообразования на звуковысотных ударных инструментах показало, что именно система является тем изоморфным принципом, который объединяет все компоненты функционально, в упорядоченное взаимодействие, путём дополнительных обратных связей.

Игру на инструменте следует четко разделить на процессы звукоизвлечения и звукообразования. В связи с этим дана чёткая формулировка данных терминов, которые в практике понимаются как синонимы.

Общепринятое представление, бытующее в методике обучения игре на литаврах о том, что игровая зона в виде круга находится между центром и краем мембраны - не верно. Она находится на окружности, расположенной на рагном удалении между центром и краем мембраны.

Исследование физических свойств звуковысотных ударных инструментов показало, что на их звучание глубокое влияние оказывают: форманта, сопутствующие шумы, являющиеся следствием удара; механическое вибрато вибрафона.

Проведенное нами экспериментальное исследование физических свойств звуковысотных ударных инструментов (литавры, маримба и вибрафон) показало:

1. Изменение высоты неизбежно влияет на число частичных тонов, присутствующих, в звуке (как следствие, увеличение частоты колебаний основного тона приводит к изменению светлотных и пространственно-объёмных характеристик тембра).

2. При игре на вибрафоне, с демпфером, звуки различной высоты как бы обезличиваются.

3. Громкий звук звуковысотных ударных инструментов содержит высокий фон негармонических составляющих основного тона. Уменьшение силы звука ведет к значительному падению уровня шумов и, следовательно, к большей ясности и чистоте звука. Тихий звук имеет мало гармоник и,в конечном итоге, тембрально беден.

4. Тембр литаврового звука зависит от характера игровых движений (в частности, выполняя удары "к себе", можно получить ясный и чистый звук и, наоборот, "от себя" - неопределенный, с большим фоном негармонических составляющих основного тона).

5. На характер звучания оказывают влияние различные типы палок. Это приводит к изменению осязательных и пространственно-объёмных характеристик тембра.

6. При игре на звуковысотных ударных инструментах значительное место занимает атака звука.

7. Тембр звука, полученный от удара по литавре, расстроенной "по винтам", характеризуется как плавающий, с разливом и, в конечном итоге, как нестройный.

8. Исследование влияния локализации механического возбуждения пластин на амплитудно-частотные характеристики звука экспериментальным способом подтвердило рекомендацию Г.Бертона (удары можно наносить в центр и край пластины; удар в место прохождения соединительного шнура является неприемлемым).

Исследование постановки исполнительского аппарата ударника показало, что она состоит из овладения игровыми движениями и действиями. Следовательно, исполнительская техника - это степень владения игровыми движениями и действиями.

Экспериментальные исследования игровых движений показали, что на энергетические затраты, направленные на звукойзвлечение, влияет возраст играющего на звуковысотных ударных инструментах.

Целесообразной является постановка рук для игры четырьмя палками, при которой внутренние палки находятся над внешними.

Разумеется, данная работа не решает всех проблем теории и практики исполнительства на ударных инструментах. Она скорее лишь готовит почву для будущих исследований, которые могут развиваться, как минимум, по трём параллельным направлениям:

1. Ударные инструменты в мировой культуре.

2. Создание теоретических основ исполнительства.

3. Анализ типов исполнительства.

 

Список научной литературыРало, Алексей Николаевич, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990. - 186 с.

2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974. - 272 с.

3. Алыпванг А, Бетховен. М.: Музгиз, 1963. 286 с.

4. Алявдина А. К проблеме фортепианной техники // Сов.музыка. 1934. № 2. С.76-80.

5. Алявдина А. Практические вопросы фортепианной техники // Сов.музыка. 1936. № 9. С.68-81.

6. Андреева Е. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. Киев: Музычна Украина, 1980. -77 с.

7. Анохин П. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина,1975. 447 с.

8. Анохин П. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М. :Наука, 1978. - 400 с.

9. Асафьев Б. Книга о Стравинском. JI.:Музыка, 1977. -277 с.

10. Бай Ю- Теоретические основы совершенствования внутренней структуры музыкально-игровых движений баяниста; Автореф. дис. . канд.искусствоведения. Вильнюс,1986. - 23 с.

11. Барсова И. Предисловие // Ударные инструменты в современном оркестре. М.:Сов.композитор,1982. - С.3-5.

12. Бауэр Т. Психическое развитие ребенка. М.-.Прогресс, 1979. - 319 с.

13. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. М.:Музыка,1972. - 520 с.

14. Бернштейн Н. О построении движений. М. :Медгйз,1947. - 270 с.15« Бехтерева Н.,Будзен П.,Гоголицин Ю. Мозговые коды психической деятельности. Л.:Наука,1977. - 165 с.

15. Бехтерева Н. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, изд.2, 1988. - 260 с.

16. Биберган В. Ударные инструменты в Пятнадцатой симфонии Д.Шостаковича // Оркестровые стили в русской музыке. Л.: Myзыка,1987. - C.I06-II6.

17. Биберган В. К вопросу классификации ударных // Вопросы оркестровки. М. ,1980.

18. Блауэрт И. Пространственный слух. М.:Энергия,1979. -223 с.

19. Блюм Д. Краткий курс инструментоведения. М.-Л. :Музгйз, 1947. 98 с.

20. Божко А.,Голуб Н. Динамико-энергетические связи колебательных систем. Киев: Наукова думка,1980. - 187 с»

21. Браудо И. Артикуляция. Л.:Музыка, 1973. - 197 с»

22. Буданков 0.Вахутинский М.,Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. -М.:Музыка,1991. 190 с0

23. Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. М. :Музгиз,1952. - T.I.

24. Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. М. :Музгиз,1961. 300 с.

25. Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М.: Сов.композитор,1978. - 427 с.

26. Витачек ф. Очерки по искусству оркестровки ИХ века. -М.: My зыка,1979. 151 с.

27. Войку И. Построение естественной системы скрипичной игры." М.:Myзгиз, 1936. - 124 с.

28. Волков Н. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах) //Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб.трудов. Выл.80. М. ,1985. -С.50-76.

29. Волков П. Основы управления звучанием при игре на кларнете: Автореф. дис. . канд.искусствоведения. Л.,1987. -24 с,

30. Воронин Л. Структурно-функциональные основы условных рефлексов: Материалы симпозиума. Л.:Наука,1970. - С.3-17.

31. Воронин Л. Высшая нервная деятельность человека и животных. М.: Наука,1990. - 250 с.

32. Выготский Л. Психология искусства. М.:Педагогика, 1987. - 344 с.

33. Галоян Э. Практический метод игры на литаврах. М.: Сов.композитор,1974. - 137 с.

34. Ганиев Р. Дононенко В. Колебания твердых тел. М.: Наука,1976. - 432 с.

35. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. -М.-Л.: АН СССР, 1948. 84 с.

36. Гарбузов Н. Зонная природа темпа и ритма. М.: АН СССР 1950. - 73 с.

37. Гарбузов Н. Зонная природа динамического слуха. -М.-Л.: АН СССР, 1955. 75 с.

38. Гарбузов Н.А. музыкант, исследователь, педагог: Сб. статей. - М.:Музыка,1980. - 303 с.

39. Геварт Ф. Методический курс оркестровки. Лейпциг: Юргенсон, 1900. - 351 с.

40. Геварт Ф. Новый курс инструментовки. Лейпциг: Юргенсон, 1903. - 420 с.

41. Глинка М. Заметки об оркестровке // Литературное наследие. М. ,1952. - T.I.

42. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. Л.: Myзыка,1985. - 142 с.

43. Грегори Р. Глаз и мозг // Психология зрительного восприятия. М.:Прогресс,1970. - 270 с.

44. Григорьев В. Леонид Коган. М.:Музыка,1975. - 171 с.

45. Губайдулина С. Шум и тишина // Сов.музыка. 1990. № 9.-С.31-54.

46. Дарваш Г. Правила оркестровки. Будапешт: Корвин, 1964. - 120 с.

47. Денисов Э. Ударные инструменты во второй половине XX века: Метод.работа. М.: НТК,1974. Рукопись.

48. Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. М.:Сов.композитор,1982. - 255 с.

49. Джаксон Э. Гимнастика пальцев, как верное средство для скорого достижения солидной техники на музыкальных инструментах. -М.:Юргенсон, 1884. -46 е., 37 йя.

50. Дмитриев Г. О драматургической выразительности оркестрового письма. М.:Сов.композитор,1981. - 175 с.

51. Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. М.:Сов.композитop,1973. - 136 с.

52. Житомирский Д. Деонтьева Ь.,Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М.: My зыка,1989. -301 с.

53. Закиян X. Школа игры на малом барабане. Ереван:Луйс, 1986.— 183 с.

54. Зиневич В.,£орин В. Курс игры на ударных инструментах.- Л.-.Музыка, 1980. 4.1. - 197 с.

55. Зиневич В.,Борин В. Курс игры на ударных инструментах.- Л.:МУзыка,1980. 4.2. - 154 с.

56. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 1948. № 4. С.68-74.

57. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка,1989. - 304 с.

58. Китцер Р. Самоучитель для малого барабана. СПб: Лейпциг: Циммерман,1891. - 130 с.

59. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 1936.9.-С.63-68.

60. Коган Г. О "режиссерском" и "актёрском" начале в исполнительстве // Сов.музыка. 1973. № 5. С.95-98.

61. Коган Г. У врат мастерства. М.:Сов.композитор,1977.-165 с.

62. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.:Музыка, 1976. - 395 с.

63. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 1983. - 256 с.

64. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум,1983. - 405 с.

65. Красильников В. Звуковые волны в воздухе, веде и твердых телах. М.,1954. - 440 с.

66. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,1989. - 366 с.

67. Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М. :ОДузгйз, 1952. - 209 с.

68. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах.М.: Музгиз,1957. Изд.2. 214 с.

69. Леонидов Р. Взаимодействие интонационно-выразительного и операционального уровней в исполнительском процессе; Автореферат дис. . канд.искусствоведения. Л.,1989. - 24 с.

70. Леонов В. Функции дыхания, губного аппарата и языка и их взаимосвязи при игре на фаготе: Автореферат дис. . канд. искусствоведения. М.,1988. - 23 с.

71. Леонов В. Теория исполнительства на духовых инструментах и терминология // Вопросы методики обучения игры на духовых и ударных инструментах. Вып.З. - Астрахань,1992. - G.4-IQ.

72. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,1992. -265 с.

73. Леонов В. Теоретические основы исполнительства на фаготе (Системный анализ и методология исследования компонентов исполнительского процесса): Автореферат дис. . докт.искусствоведения. М. ,1993. - 30 с.•

74. Лукьянов Д. Характеристика основных форм движений при игре четырьмя палками на двухрядных ударных инструментах: Учебно-методическое пособие. М-во высш.и сред.образования Лит.ССР. Вильнюс,1987. 33 с.

75. Лукьянов Д. Основы обучения игре четырьмя палками на клавишных ударных инструментах // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Вып.ЮЗ. М. ,1990. - С.123-142.

76. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М., 1966. - 218 о.

77. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка,1972. - 236 с.

78. Назайкинский Е. 0 психологии музыкального восприятия.-М.:Музыка,1972. 383 с.

79. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Гос-музиздат,1961. - 318 с.

80. Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 1915. - 163 с.

81. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат,1923. 216 с.

82. ПавлоЕекая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.:Искусство,1977. - 223 с.

83. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. М.:Сов.композитор,1973. - 182 с.

84. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1985. - 130 с.

85. Пекарский М. Музыка для ударных инструментов. М.: Сов.музыка,1983. - 108 с.

86. Персон Р. Электромиографйя в исследованиях человека. -324 с.

87. Пистон У. Оркестровка. М.:Сов.композитор,1990. -464 с.

88. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.:Музыка,1990. - 190 с.

89. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 1974. - 127 с.

90. Пушечнйков И. Значение артикуляции на гобое // Методика обучения игре на духовых инструментах. М.:Музыка,1971. -Выд.З. - 0.62-91.

91. Пушечнйков И. Развитие техники пальцевого аппарата гобоиста // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Вып.45. - М.:ГМПИ им.Гнесиных,1979. -С.75-101.

92. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.:Музыка,1968. -178 с.

93. Разевский 3. Школа йгры на ударных инструментах. Рига, 1969. - 215 с.

94. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.:Музыка, 1953. - T.I.

95. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: My зыка,1976.-476 с.

96. Савшинский С. Пианист и его работа. Л.:Музыка,1961.-269 с.

97. Сеченов И. Рефлексы головного мозга (Попытка ввести физиологические основы в психические процессы). М.: АМН CGCP, 1952. - 230 с.

98. Симоненко В. Лексикон джаза. Киев: Музычна Украина, 1981. - ПО с.

99. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.:Музыка, 1983. - 126 с.

100. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 1992. - 228 с.

101. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корса-кова. М. :Госмузиздат,1960. - 193 с.

102. Сраджев В. Взаимодействие слуховой и двигательной сферв процессе формирования исполнительской техники пианиста: Автореферат дйс. . канд.искусствоведения. Л. ,1984. - 22 с.

103. Стравинский И. Диалоги. Л.:Музыка,1971. - 494 с.

104. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 1947. 335 с.

105. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.:Легкая индустрия, 1976. - 184 с.

106. Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста: Учебно-методическое пособие для ф-но. М.:Сов.композитор,1987. - 120 с.

107. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка,1983. - Вып.4. - С.3-5.

108. НО. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. М.:Музыка, 1984. - 216 с.

109. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,1986. - 2-е переработанное и дополненное изд. - 190 с.

110. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,1989. - 2-е изд. - 206 с.

111. Ушинский Д. Педагогические сочинения. М. Педагогика, 1989. - Т.6. - 529 с.

112. Фант Г. Акустическая теория звукообразования. ~ М.: Наука,1964. 284 с.

113. Филатов В. К проблеме использования ударных инструментов в советской музыкальной культуре 60-80 годов: Автореферат дйс. . канд.искусствоведения. Киев,1991. - 18 с.

114. Харкевич А. Спектры и анализ. Физматгиз,19б2. -336 с.

115. Холопова В. Русская музыкальная ритмика. М.:Сов.1. Композитор,1983. 280 с.

116. Холопова В. Атлатский вздох души // Муз. жизнь.1992.4.

117. Цвиккер Э.,Фельдкеллер Р. Ухо как источник информации. М.:Связь,1971. - 253 с.

118. Цитрин И. Работа над педагогическим репертуаром в классе ударных инструментов (вибрафон, ксилофон). М. ,1988. -45 с.

119. Чулаки Ш. Инструменты симфонического оркестра. М.: Музыка,1972. - 175 с.

120. Шмидт-Шкловская А. 0 воспитании пианистических навыков. Л.:Музыка,1985. - 2-е изд. - 69 с.

121. Штраус Р. Предисловие // Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. М.: My зыка,1972. - С.1-24.

122. Шульпяков 0. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Л.:Музыка,1973. - 103 с.

123. Шульпяков 0. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ (Психофизиологическое единство исполнительской деятельности. Проблемы методологии): Автореферат дис. . докт.искусствоведения. М. ,1986. 39 с.

124. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. Л.: My зыка,1982. -3-е изд. - 261 с.-149127. Abrams M. Die technik des drummers. U.E. 14750 Premier drum company LTD. 1967-96s.

125. Bower A. The Harry A.Bower system ( in 3 parts ) ■ for the drums, bells, xylophone, tympani.1. Boston, Bower, 1911.

126. Burton G. Four Mallet Studies by Gary Burton. Chicaco, Illinois, 1968, 140s.

127. Gabor K. Recizene hangolt utohangszerek. Budapest. Musika,1980-48s.

128. Hans E. Kramme Gunter Kiesant. Das schlagreug in Pop, Rosk und Jazz: Ein Grundlehrgang und solistische Studien fur moderne Drummer.-Leipzig:DVFM,1981-171s.

129. Hulsen E. Schule fur das gesamte Schlagreug im regularemund modernen Yazz Orchester. Yor Ernst Hulsen. Leipzig, \1. Holmeister.

130. Jakous R.Scola pro soupravu btcich nastroju. Praha: Supraphon, 1986-70s.

131. Keune E., Ockert E. Schlaginstrumente. Ein Schulnerk. Teil 4. Leipzig,1982.

132. Kotonsky W. Instrumenty percusyin ne wspotezesnej orkiestrie. Krakow, PWM, 1953.-150136. Seele 0. Pauken Schule rum Selbstunterricht. Leipzig-St. Petersburg, Zimmermann.

133. Sietz Fred. Sietzs modern school of tympani instruction book for the kettledrums and a collection of the most important passages from operas and concert compositions. Indianopolis Leedy mfg С , 1912-188s.

134. Stojko J.Szkola na instrumentu percusyine-PWM.1962.-166s.

135. Vlffdorovita 3. Schule fur sch 1 iiy;i ristrumon to, Budapest: Musica, 1955-125s.i

136. РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННА К08СЕШТ0Ш ВМ.С.В.РАШШШШЛ01 л*1. На правах рукопиой1. РАДО Аяеяоей Николаевич

137. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ШЮШПШСШ НА 2ВУКШЫС0ТНЫХ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ1700.Ok * Музыкальное яокусотво

138. Диссертация ва соискание учёвой отедевв кандидата иокуоотвоведвЁЯя