автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Исполнительство на кларнете, XVIII - начале ХХ вв.

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Маслов, Размик Авраамович
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Исполнительство на кларнете, XVIII - начале ХХ вв.'

Текст диссертации на тему "Исполнительство на кларнете, XVIII - начале ХХ вв."

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМ.ГНЕСИНЫХ

на правах рукописи

МАСЛОВ РАЗМИК АВРААМОВИЧ

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА КЛАРНЕТЕ (ХУШ-НАЧАЛО ХХвв.) ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИОГРАФИЯ.

Специальность 17 00 02 - музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения

п

Москва 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................6

ВСТУПЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................14

ГЛАВА 1. ЗАРУБЕЖНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

НА КЛАРНЕТЕ В XVIII ВЕКЕ. ИСТОЧНИКИ.

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ...........................................25

источниковедческий обзор:

1. 1. 1. шалюмо .....................................................................25

1. 1.2. технического совершенствования кларнета ........................26

1. 1.3. развития виртуозного исполнительства на кларнете.............29

1. 1.4. методики обучения игре на кларнете................................30

1. 1.5. репертуара для кларнета................................................30

историографический обзор проблем:

1. 2. 1. шалюмо......................................................................32

1. 2. 2. изобретения и технико-конструктивного

совершенствования кларнета...........................................36

1. 2. 3. развития виртуозного исполнительства на кларнете.............47

1. 2. 4. методики обучения игре на кларнете................................52

1. 2. 5. использования кларнета в оркестре

и концертного репертуара...............................................53

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА КЛАРНЕТЕ В XVIII ВЕКЕ.................................

2. 1. история шалюмо..............................................................66

2. 2. усовершенствование шалюмо

семейством И.Деннера......................................................68

2. 3. появление кларнета и совершенствование его клапанного

механизма.......................................................................70

2. 4. исполнители-виртуозы.......................................................75

2. 5. обучение игре на кларнете.................................................85

2. 6. использование кларнета в оркестре.....................................91

2. 7. первые концерты для кларнета...........................................99

ГЛАВА 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА КЛАРНЕТЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв. ИСТОЧНИКИ.

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР..............................110

источниковедческий обзор

3. 1. 1. конструктивно-технического:

совершенствования кларнета..........................................110

3. 1. 2. развития виртуозного исполнительства

на кларнете................................................................112

3. 1. 3. методики обучения игре на кларнете................................114

3. 1.4. концертного репертуара для кларнета...............................115

историографический обзор проблем: 3.2.1. реформ и технико-конструктивного

совершенствования кларнета..........................................116

3. 2. 2. выдающиеся кларнетисты-виртуозы................................126

3. 2. 3. методики обучения игре на кларнете...............................135

3. 2. 4. концертного репертуара для кларнета..............................140

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

НА КЛАРНЕТЕ В XIX - начале ХХвв...........................146

4. 1. техническое совершенствование кларнета; реформы Ив.Мюллера и

Г.Э.Клозе........................................................................146

4. 2. кларнетисты-виртуозы.......................................................156

4. 3. дальнейшее развитие методики

обучения игре на кларнете..................................................177

4. 4. сочинения для кларнета.....................................................190

*

ГЛАВА 5. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА

КЛАРНЕТЕ. ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР................................................................201

источниковедческий обзор: 5. 1. 1. предистории отечественного

кларнетного исполнительства............. ...........................201

5. 1.2. состояния кларнетного инструментария в России...............202

5. 1. 3. использования кларнета в отечественных оркестрах............202

5. 1. 4. крепостных оркестров...................................................203

5.1.5. оркестров императорских театров...................................204

5. 1. 6. обучения на кларнете....................................................206

5. 1. 7. использования кларнета в музыке

русских композиторов...................................................207

историографический обзор проблем:

5. 2. 1. предистории кларнетного исполнительства........................207

5. 2. 2. кларнетного инструментария...........................................208

5. 2. 3. использования кларнета в российских

оркестрах....................................................................209

5. 2. 4. крепостных оркестров....................................................211

5. 2. 5. кларнетистов императорских театров................................214

5. 2. 6. обучения игре на кларнете в России.................................216

5. 2. 7. роли кларнета в музыке русских композиторов...................219

ГЛАВА 6. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

НА КЛАРНЕТЕ.....................................................223

6. 1. исполнительство на духовых инструментах

в России до середины XVIII века........................................223

6. 2. кларнет в России второй половины XVIII века........................225

6. 3. П.И.Титов - первый русский виртуоз-кларнетист....................227

6. 4. концерты иностранных кларнетистов...................................228

6. 5. кларнетисты императорских театров...................................228

6. 6. крепостные оркестры.......................................................231

6. 7. обучение игре на кларнете................................................235

6. 8. кларнет в музыке русских композиторов..............................239

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................249

БИБЛИОГРАФИЯ .................................................................287

Введение

В ряду музыкально-исторических дисциплин история исполнительства на духовых инструментах является самой молодой наукой. Ее формирование началось тридцать лет назад, когда на кафедрах духовых инструментов Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных по инициативе Заслуженного деятеля искусств России профессора И.Ф.Пушечникова и Заслуженного деятеля искусств России доктора искусствоведения профессора Ю.А.Усова началась работа по подготовке вузовского курса истории исполнительства на духовых инструментах.

За прошедшие годы в нашей стране появилось немало работ, посвященных истории духового исполнительства, затрагивающих в той или иной степени и историю исполнительства на кларнете. Среди них в первую очередь необходимо отметить кандидатскую и докторскую диссертации Ю.А.Усова "История отечественного исполнительства на духовых инструментах " и "История зарубежного исполнительства на духовых инструментах ", докторскую диссертацию Б.А.Дикова "Проблемы теории и практики исполнительства на кларнете системы Т.Бема ", двухтомную работу С.Я.Левина "Духовые инструменты в истории музыкальной культуры ". К их числу принадлежат кандидатская диссертация А.П.Баранцева "История обучения игре на духовых инструментах в России конца XVIII начала XX веков " и его же книга "Мастера игры на кларнете Петербургской -Ленинградской консерватории 1862 - 1985гг. ", кандидатская диссертация А.А.Розенберга "Русская культура духовых инструментов XVIII века " и кандидатская диссертация автора настоящей работы "Развитие исполнительства и педагогики на кларнете в Москве (в период 1940 - 1960гг.). ", а также статьи профессора Московской консерватории В.В.Петрова "Концерт для кларнета с оркестром Моцарта ", А.А.Урусова "Кларнет в творчестве Вебера" и кандидата искусствоведения доцента А.А.Степанова "Кларнет и кларнетисты в России второй половины XVIII века ", монография Г.Благодатова "Кларнет " и некоторые другие труды инструментоведческого плана как, например, "Современный оркестр " Дм.Рогаль-Левицкого.

Что же касается зарубежных работ по истории исполнительства на кларнете, то за последние года к таким достаточно хорошо известным научным работам как А.Модр "Музыкальные инструменты ", О.Kroll "Die Klarinette ", W.AItenburg "Die

Klarinette K.Sachs "Handbuch der Musikinstrumentenkunden "The History of Musical instruments" и "Real-lexicon der Musikinstrumenten H.Kunitz "Die Instrumentation. Klarinette. ", A.Baines "Woodwinds instruments and their history ", A.Eberst "Klarinet I klarinetisti ", G.Rendall "The clarinet ", Dunbar "Treatise of the clarinet " прибавились книга P.Weston "Clarinet virtuosi of the past ", J.Brymer "Clarinet ", весьма интересная и объемная статья H.Becker "Die Klarinette " в энциклопедии "Die Musik in Geschichte und Gegenwart", T.Warner "An annotated bibliography of woodwind instruction books ". Нам стали известны статьи Whitwell "Carl Maria von Weber - his music for wind ", G.Joppig "Die Entstehung einer Instrumentenfamilie W.Kolneder "Die Klarinette als Concertino-instrument bei Vivaldi", E.Ludewig "Eighteen century clarinet music " и др.

Следует отметить, что интерес исполнителей на духовых инструментах и педагогов к истории исполнительства постоянно растет. Одним из свидетельств этому может служить состоявшаяся в декабре 1995г. в г. Ростове -на Дону Международная научная конференция "История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах ", на секции истории которой было представлено более десяти докладов и выступлений, проходившие в присутствие обширной аудитории. И это далеко не случайно. Как отмечают музыковеды, сейчас в музыкознании после длительного периода исследования структурных факторов на передний план выходят проблемы исторического характера, проблемы традиций.

Тем более это касается истории духового исполнительства: "Вопросы, касающиеся происхождения, распространения и эволюционирования различного типа инструментов, выступают сейчас как краеугольные вопросы музыкознания -потому что каждому ясно, что от формы, материала, конструкции, тембра инструмента и способа игры на них зависит множество важных и существенных сторон музыкального творчества и исполнения, а следовательно и разрешения основных проблем развития музыки и процессов ее восприятия. " - отмечал еще К.Неф [128, с 103].

Несмотря на тяжелые экономические и социальные условия, в которых оказалась в последние годы музыкальная наука, продолжающийся отрыв отечественных историков от зарубежных исследований, сложность доступа к архивам и получения необходимой научной литературы из нынешних государств СНГ, отечественная история исполнительства на духовых инструментах продолжала развиваться.

Историки исполнительства на духовых инструментах уже вышли из первоначальной стадии познания того или иного исторического явления или процесса, периода накопления исторических фактов и их анализа, когда, говоря иными словами, шел процесс образования исторической фактологии духового исполнительства. С другой стороны, наступило время обратиться от общих исторических вопросов духового исполнительства к историческим проблемам каждого, отдельно взятого инструмента, к чему уже с конца семидесятых годов призывал один из первых исследователей истории исполнительства на духовых инструментах доктор искусствоведения профессор Ю.А.Усов. Заметим, что в содержание истории исполнительства на духовых инструментах традиционно включены проблемы, связанные не только с игрой на инструменте, но и вопросы, исторические факты и пр., связанные с конструктивно-техническим развитием духового инструмента.

Анализ исторических исследований в этой области музыкознания, как зарубежных, так и отечественных, показывает, что научные разработки в данной сфере музыковедения вплоть до последнего времени шли исключительно путем сбора и систематизации исторических фактов, что вело к превалированию описательности в таких трудах: во-первых, принципу историзма, который лежит в основе методологии этих работ, органически присуща описательность; во-вторых, исследователи в области истории исполнительства на кларнете сразу же столкнулись с огромными "белыми пятнами " в исторической фактологии, на прояснение которых потребовалось значительное время. Особенно это касалось вопросов отечественной истории кларнетного исполнительства.

Состояние научных исследований во многом зависит от наличия в науке концепции как системы определенных взглядов на изучаемые ею явления и процессы и базирующейся на определенной философии, или от имеющейся парадигмы как определенной модели ее становления и развития. Анализируя различные исторические концепции и парадигмы, можно заметить, что концептуальность основывается, во-первых, на типологическом и методологическом анализах фактологии и, во-вторых, на источниковедении и историографии, от уровня научного состояния которых во многом зависит ее обоснованность и структурность.

Исследования в области музыкальной историко-исполнительской науки должны вестись в неразрывном единстве исторических и историко-теоретических аспектов с учетом исторического хода развития мировой музыкальной исполнительской культуры в целом, имея в виду общие закономерности

исполнительской культуры в целом, имея в виду общие закономерности музыкального исполнительства. Очевидно, на наш взгляд, дальнейшее развитие истории духового исполнительства нуждается в изучении и разработке проблем, связанных с источниковедением и историографией, или, иными словами, история исполнительства на духовых инструментах, в том числе и история кларнетного исполнительства, уже обладающая достаточной фактологией, нуждается и в теоретическом обосновании.

Развитие науки имеет свои закономерности, общие для любого ее вида, подвида и т. д. Под этими закономерностями мы понимаем имманентные устойчивые тенденции и различные, в том числе векторные, связи между различными этапами и периодами ее развития. Одну из закономерностей научного развития можно назвать аккумуляцией знаний. Она закономерна, так как принципиально цель науки состоит в увеличении опытного знания. Однако важен не просто механический прирост знания, но и его уплотнение, ибо наука занимается не только и не просто аккумуляцией, но и систематизацией. На это указывали еще ученые эпохи Возрождения.

Как известно существуют два способа рассуждений: индукция - путь от частного к общему - и дедукция - путь от общего к частному. В метафизике эти способы противоположны и исключают друг друга. Философы-эмпирики признавали ведущим способом индукцию, философы-рационалисты на первое место ставили дедукцию.

Сторонники позитивистской философии пропагандировали индукцию как основной метод познания, признавая за наукой право только описывать явления и факты. Но наука становится наукой только при их систематизации, основанной на дедукции, так как новые общие положения, из которых дедуцируют уже известные законы, выдвигаются как гипотезы и поверяются индукцией.

Но рано или поздно в науке накапливаются проблемы, которые нельзя решить в русле действующей концепции. Из этого состояния есть два выхода: либо концепция адаптируется к новым условиям, либо она может быть объективно заменена.

В 1978г. профессор Ю.А.Усов в своей докторской диссертации "История зарубежного исполнительства на духовых инструментах " сумел обосновать классическое, на наш взгляд, положение-формулу, которое стала векторной основой развития и структурирования концепции истории исполнительства на духовых инструментах: мастер - исполнитель - педагог - композитор. Эта формула отражает в целом условия, в которых развивалось духовое

количеством фактов, собранных как самим Ю.А.Усовым, так и другими исследователями, и включает в себя четырехуровневую типологию.

В настоящее время перед историей исполнительства на духовых инструментах встал вопрос о формулировании концепции истории исполнительства по каждому инструменту на базе уже имеющейся фактографии. Этого требует продолжающаяся и в наши дни работа по открытию, оценке и систематизации новых фактов. Что касается истории кларнетного исполнительства, то мы попытаемся создать ее концепцию, основываясь на имеющейся в нашем распоряжении историко-исполнительской фактографии, источниковедческом материале и историографическом анализе, а также опираясь на положение, предложенное доктором Ю.А.Усовым, имея в виду, в том числе, его типологию, которая определила в значительной мере и структуру настоящей работы.

Условия для обоснования и построения концепции как структуры системы взглядов создаются в ходе развития фактологии, когда же концепция сформулирована и обоснована, то в силу обратных связей процесс сбора, описания и обобщения исторических фактов проходит в ее направляющем русле.

Первые работы в области музыкальной историографии относятся к XVII веку, когда появились музыкальные компендиумы, в числе которых был труд аббата М.Мерсенна "Harmonie universelle ". В конце XVII начале XVIII веков возникло направление так называемой нарративной истории музыки, которая, как явствует из ее названия, описывала музыкально-исторические факты в хронологической последовательности, на первых порах не осмысливая их критически.

В XVIII веке продолжался сбор фактов истории музыки, которые помещались в словарях С.Броссара, И.Вапьтера, Э.Гербера, в дневниках Ч.Берни, "Истории музыки " Дж.Мартини, "Всеобщей литературе о музыке " И.Форкеля - одной из первых работ по музыкальной историографии.

В XIX веке значительно возросло количество исследований по истории музыки. Благодаря включению музыковедческих дисциплин в учебные планы германских и австро-венгерских универсистетов, для музыкознания стало возможным воспользоваться методологией истории и филологии. Среди историографических работ XIX века наиболее значительными являются работы Р.Кизеветтера "Geschichte der europaisch-abendlandischischen oder h