автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Некоторые тенденции развития российской графики 1960 - 1990-х годов

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Калашников, Виктор Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Некоторые тенденции развития российской графики 1960 - 1990-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Калашников, Виктор Евгеньевич

ВВЕДЕНИЕ.

Примечания.

ГЛАВА 1.

Основные тенденции развития российской графики последней трети XX века (1960-1980-х гг.).,.

1.1. Некоторые тенденции станкового искусства последней трети двадцатого столетия.

1.2. «Тихая графика».

Выводы первой главы.

Примечания.

ГЛАВА 2.

Своеобразие развития владимирской графики 1960-начала 1990-х годов и особеиностии творчества Б.Ф. Французова.

2.1 Предпосылки формирования региональной школы.

2.2. Этапы творческой эволюции Бориса Французов.

2.3. Экслибрисы.

2.4. Особенности творчества художника на рубеже 80-90-х годов.70 [/

2.4.1. Место живописи в творчестве Б.Ф. Французова.

2.4.2. Линогравюра начала 90-х гг.

2.5. Проблема новой формы. .78 ^

2.6.«Графическая картина». ;.

2.7. Проблема натурности.;.

2.8. Концепция композиции.:.

2.8.1. Пространство.

2.8.2. Время, движение, сюжет.

2.8.3. Акценты и ритмы.

2.8.4. Форма. Соотношение объёмности и линейности (пластика-рисунок).

2.8.5. Проблема света.105^

2.9. Литературное творчество.

2.10. Графики Владимира - основоположники региональной школы.

Выводы второй главы.

Примечания.

ГЛАВА 3.

Формирование и современное существование «владимирской школы графики», ее взаимовлияние с «владимирской школой живописи».

3.1. Творчество последователей Б.Ф. Французова.

3.2. Новые тенденции во владимирской живописи.

3.3 Деятельность фонда Бориса Французова.

Выводы третьей главы.

Примечания.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Калашников, Виктор Евгеньевич

Владимирская графика - одно из заметных явлений в искусстве России последней трети XX века. Значимость её была признана в профессиональной художественной среде уже на рубеже 1970-1980-х годов. Сейчас, по прошествии ещё двух десятилетий можно утверждать, что обозначившиеся в её развитии тенденции имели общероссийский характер, а лидер графиков Владимира Борис Федорович Французов (1940-1993) был одним из крупных мастеров отечественного искусства конца XX века.

Рубеж столетий для нас - не только формальный повод для подведения каких-то итогов. Для России он обозначил принципиальные изменения в социокультурной сфере, и многое из того, что составляло смысл или являлось фактором художественного процесса, было утрачено или приобрело новую направленность. Поэтому целый ряд эстетических явлений стал частью исторического художественного наследия. Вместе с тем, смысл многих из них становится понятен только сейчас, и, более того, некоторые обнаруживают способность продуцировать новые художественные формы на новом этапе.

Без сомнения к таким явлениям должна быть отнесена графика Владимира и, в частности, творческая деятельность Б. Ф. Французова Будучи широко известен как автор пейзажных офортов, мастер на 4 самом деле работал в различных жанрах, техниках и стилистических манерах, а также активно участвовал в деятельности Союза художников, выступал в роли лидера группы единомышленников, наставника ряда ныне известных художников следующего за ним поколения: В.Н. Гилазутдиновой, А.Е. Денисова, М.Н, Изотова, М.А. Кочешкова, В.Н, Нилова, Ю.К. Ткачева.

Творческая организация Союза художников во Владимире моложе многих других в России. Созданная в год окончания Великой Отечественной войны, она первоначально выделялась творчеством мастеров народного (Мстера) и декоративно-прикладного (Гусь-Хрустальный) искусства. Но в конце 1950-х в станковом искусстве о себе заявила своеобразная владимирская школа живописи, вызвавшая неоднозначную реакцию своей подчеркнутой декоративностью, выражавшейся в повышенной звучности цвета, условности построения пространства, фактурных эффектах. Около двух десятилетий современное искусство Владимира ассоциировалось прежде всего и в большей мере именно с этим своеобразным художественным явлением, ставшим как бы «логотипом» искусства региона. Лишь в конце 1970-х годов обозначилось новое направление деятельности - складывался коллектив художников-графиков. Графика Владимира последней трети XX века представляет собой сложное явление, генезис которого определялся разнородными причинами. Тенденции художественных поисков владимирцев поначалу мало отличались от тех, что определяли общее развитие графики России. Но со временем творческая активность и яркая одаренность многих из них, особенности мировосприятия, впитавшего и традиционные, и актуальные представления, заставили говорить о самостоятельности направления развития владимирской графики, о ее самодостаточности, понимаемой как способность художником России В.Я. складывавшися у Франц искусства. Роль Юкина в большой мере определял художественных теченш первым годам существо! определялся характер тв «европеизированным» х| ознакомившимся с нове концепциями, побывавн художественном инстит сравнению с академиче* использование пластичс столетии.

Поэтому нель нашей следующим образом: о( Французова, раскрыть графики в целом и хара культурной среде реги< отечественном искусст конкретных произведем Таким образом зада1 подробное изучен аспектов творчест • выделение в нем ( формулировать творческие задачи исходя из интересов членов данной художественной группы.

Последнее наиболее полно проявилось в искусстве Б, Французова. Будучи близок к своим коллегам в плане тематики и общей приверженности принципам реалистического искусства, Французов проделал особый путь индивидуального развития, итогом которого стало появление новых художественных форм, связанных с углубленным пониманием композиции, что было отмечено в профессиональной среде. На протяжении четверти века работы Французова продолжают занимать место в экспозициях областных и общероссийских выставок, привлекают внимание специалистов и любителей искусства. Незаурядный талант, широкая эрудиция и личные качества определили заметную роль художника в регионе, а его мастерскую сделали во Владимире своеобразным культурным центром, среди завсегдатаев которого были известный художник В.Я. Юкин, писатель С. К, Никитин,, музыканты, журналисты, начинающие и опытные художники, любители искусств.

В значительной степени такая роль Французова была подготовлена широким спектром освоенных и переработанных им художественных концепций. С 1960-х годов Владимир стал одним щ значительнейших центров художественной жизни России, что обеспечивает всем местным художникам большие возможности д ля разнообразных творческих контактов и получения профессиональной информации. Для Французова, помимо этого, большое значение имело обучение в учебных заведениях с весьма различными системами приоритетов в процессе преподавания, а также постоянное на протяжении нескольких десятилетий общение с основоположником «владимирской школы живописи», народным 7 выявление специфики художественного процесса во Владимирском регионе последней трети XX века в связи с тенденциями общественного развития;

• исследование взаимозависимости между различными видами искусства во Владимирском регионе и наличия подобных тенденций в российском искусстве в целом; определение перспективных форм организации художественной жжшш российских решоно®, та основе анализа деятельности Владимирской организации СХ и других структур региона.

Предметом исследования являются общие тенденции развития искусства Владимирского региона и проявившиеся здесь во второй половине XX века закономерности эволюции стилевых приоритетов и пластических концепций в российском искусстве в целом. В связи с этим рассматриваются взаимовлияния различных видов искусств в рамках творчества одного художника и в художественной культуре в целом.

Объектом исследования являются: творчество самого Бориса из старейших графиков региона; А.Н. Бочкина - автора островыразительных и, вместе с тем, тонких и созерцательных линогравюр; В.Г. Леонова - ровесника и близкого друга Французова, подобно последнему увлекавшегося офортом; В.Н. Нилова - в отрочестве начавшего занятия искусством в мастерской Французова; много работавших там же В. Н. Гидазутдиновой, А.Е. Денисова, Ю.К Ткачева; известного рисовальщика М.А. Кочешкова; М.Н. Изотова^, определившего новое направление в живописи Владимира; его ученика Ю.Н. Мокшина; ученика Кочешкова А.Н. Мочалина и ряда других. и ряда его коллег из Владимира; Н.М. Баранова - одного 8

Особый интерес для исследователя представляет тот факт, что в это сообщество вошли художники разных возрастов - так» Я.Я. Яковлев (отец Иннокентий) принадлежит к старшему поколению (род. 1947), немного моложе В. Нилов (род. 1950); В.Н. Гилазутдинова (род. 1958), АЖ. Денисов (родЛ954), Ю.К. Ткачев (род. 1955), М.А. Кочешков (род. 1957), М.Н. Изотов (родЛ 956) относятся к средней возрастной группе, а А.Н. Мочалин (родЛ970) - к молодежной. Соответственно, в работе предполагается раскрыть некоторые формы смены поколений. Определенное внимание будет уделено вопросу взаимодействия официальных и "неформальных" структур в сфере культеоы.

Гранины исследования охватывают; период формирования Владимирской организации Союза художников - 1950-е годы; наследие Б.Ф. Французова преимущественно с 1970-х годов до конца жизни (1993); творчество художников «круга Французова» в той мере, в какой оно имеет общие характеристики с выявленными при анализе творчества Французова тенденциями; общие процессы в советском изобразительном искусстве в период формирования самобытного стиля Французова - в основном, в 1960-1970-е годы; деятельность мастерской Французова (1970-е - нач. 1990-х гг.), как неформального объединения, выполнявшего роль учебной студии и своеобразного интеллектуального клуба; деятельность «Фонда Бориса Французова», созданного после смерти художника, как общественной организации с широким спектром функций (1994-2001); 9 деятельность Союза художников и его местного отделения.

Постановка проблемы. В центре исследования находятся отраженные в региональных художественных течениях проблемы стилевой эволюции отечественного искусства последней трети XX века и проблема взаимовлияния отдельных его видов: живописи и графики, а также различных графических техник. Рассматривается проблема лидерства, наставничества и преемственности в художественной среде российских регионов на примере Владимирской области.

Актуальность исследования определяется тем, что оно позволило собрать и ввести в научный обиход значительный фактический, в том числе изобразительный, материал, позволяющий наиболее полно восстановить картину творчества Б.Ф, Французова и других современных владимирских художников, близких ему по художественным задачам, а также выявить тенденции развития искусства Владимирского региона^, которые обозначаются сегодня в практической деятельности мастеров графики и живописи.

Историографические проблемы. Материалы об искусстве владимирских художников стали появляться в печати с 1960-х гг. В них встречались очень острые наблюдения и точные оценки, не дающие, однако, научной полноты описания и характеристик. В частности, определенная полемика развернулась в связи с «владимирской живописью» в статьях Ю. Нехороигева (Владимирские пейзажисты)1, Т. Нордштейн2, П. Павлова ^ и в ряде других публикаций^, отражающих очень несхожие позиции по отношению к этому явлению. Для нашей темы здесь важно безусловное признание факта формирования во Владимире самостоятельной местной традиции, пусть в то время лишь в живописи. До этого момента подобное утверждение могло появиться

10 лишь по отношению к центрам традиционной народной культуры, как, например, Мстера.

Впервые владимирская графика была выделена как самостоятельное явление в статье О. Вороновой «Графика на Пятой республиканской художественной выставке «Советская Россия»4, которая являлась и одним из первых, авторов, писавших о "владимирской школе живописи". Исследовательница отмечала, что в отдельных регионах возникают своеобразные «школы графиков», что было продемонстрировано на примере группы, включавшей Французова и других владимирских графиков - В. Леонова, А. Бочкина, В. Шумова. К сожалению, автор этой публикации, верно отметив новое явление в отечественном искусстве, не смогла абстрагироваться от своего пристрастия к первооткрывателям «владимирской живописи», что проявилось в утверждении тезиса о близости творчества группы графиков к направлению поисков владимирских живописцев. Эта позиция представляется довольно спорной, особенно по прошествии четверти века, когда можно сопоставить больший по объему и яснее определившийся в перспективе материал. В самом деле - близки лишь натурные мотивы, но круг тем у графиков иной, по сравнению с живописцами, часто - более значим сюжетный момент, сложнее композиционные решения. Аналогии имеют частный характер. Например, подобно полотнам «владимирской живописи» эмоционально напряжены ранние французовские листы и работы А.Н. Бочкина, а в целом графические произведения владимирцев - более созерцательные.

В статье В. Мартынова «Республиканская выставка РСФСР «По родной стране»», опубликованной в альманахе «Советская графика 8»5, верно отмечено стремление графиков к многоуровневому художественному повествованию и формирование в творчестве

11 владимирцев нового типа композиции. Особое место занимает опубликованная в том же издании статья Л. Такташовой6, ставшая первой публикацией, посвященной непосредственно нашей теме: «Владимирские графики - мастера эстампа», где автор дает подробную характеристику отдельным художникам, описывает тематические предпочтения и намечает некоторые тенденции развития стилистики, общие для всего творческого коллектива.

Художник и искусствовед из Владимира В.А. Басманов во вступительной статье к каталогу групповой выставки 'Трафики Владимира"7 отметил роль Б. Французова как одного из зачинателей уже получившего признание направления владимирского офорта, подчеркнув, что своеобразие работ мастера, прежде всего, не в виртуозной технике, а в "особом эмоциональном строе и пластическом решении листа".8 Басманов дал точные характеристики творчества участников выставки (Н. Баранов, Н. Бобков, А. Бочкин, П. Дик, В. Леонов, В. Нилов, В. Рузин, Б. Французов, В. Шумов, Я. Яковлев). Среди которых, к сожалению, не было более молодых авторов - В. Гилазутдиновой, А. Денисова, М. Кочешкова, Ю. Ткачева, поэтому автор не обратился к выявлению закономерностей и тенденций развития искусства графики региона. Однако в совокупности многочисленные публикации Басманова, представляющие собой обзоры выставок и творческие портреты отдельных художников, дают развернутую картину художественной жизни Владимира последних десятилетий.

Интересные наблюдения содержатся в материалах Д. Буткевича -"Графика владимирцев" и "Связь времен" в журналах "Художник" за 1990 и 1991 годы.9 Автор использует понятие "владимирская школа графики", хотя и с оговоркой о том, что лишь намечаются пути возможного формирования школы и складывается набор внешних

12 признаков, позволяющих идентифицировать работы владимирцев. Буткевич пишет как о сложившейся данности о лидерстве Б. Французова и существовании "круга Французе ва", о появлении в творческом коллективе художников более молодого поколения.

В публикациях, посвященных творчеству отдельных мастеров Владимира, особое место занимает серия материалов, описывающих наследие Б. Французова, которая подготовлена сотрудником Владимирской областной научной библитотеки им. A.M. Горького А. Ковзупом (отдельные каталоги по офорту, живописи, экслибрисам и проч.). Им же проведена большая работа по систематизации произведений художника, оставшихся в мастерской. Систематизация была весьма затруднена тем, что большинство работ не имеет авторских датировок и названий.10

Отдельные аспекты рассматриваемой нами темы отражены в целом ряде монографических статей в каталогах выставок и в периодике, среди которых можно отметить следующие: работав. Антонова -Графика Валентина Шумова11 и статьи Г. Голенького в номерах журналах " Художник"12.

Творчеству художников владимирских художников старшего поколения и первым годам деятельности Владимирской организации Союза художников России посвящены основанные на большом количестве редких материалов работы сотрудника Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея

1Я заповедника Т.Н. Меркуловой .

Наиболее значительный свод данных и анализ процессов во владимирской графике и других видах искусства представлен в альбоме "Художники Владимирской земли" (Владимир, 1995), посвященном 50-летнему юбилею Владимирской организации Союза художников России. Автор статьи искусствовед, художник и

13 реставратора.//. Скворцов подробно изложил историю творческого коллектива в целом и отдельных секций, дал точные характеристики творчества мастеров, проанализировал публикации, посвященные владимирским художникам.

Ряд тенденций и закономерностей развития отечественной графики, проявившихся в творчестве художников Владимирского региона проанализированы в публикациях Л. Акимовой, Ю. Герчука, Ю. Молока, М. Чегодаевой, Н. Шантыко, других исследователей. В исследовании были использованы и отдельные положения публикаций, посвященных другим видам искусства, прежде всего живописи - В. Леняшина, А. Морозова, Ю. Нехорошева, А. Сидорова, А. Якимовича.

Ряд материалов по теме подготовлен автором данного исследования. В частности, монография "Борис Французов. Офорты" (М., 2000), статьи в каталогах к групповой выставке во Владимирской картинной галерее (Владимир, 1999) и буклет к персональной выставке Владимира Нилова (Владимир, 2000), обзорная статья «Графика России» в журнале «Художник»14, ряд докладов на «Французовских чтениях» во Владимире, публикации в газетах, выступления на радио и телевидении.

Разнообразие и специфика поставленных задач, требующих комплексного и многоаспектного подхода, определили использование нескольких тучных методик.

Рассматривая по преимуществу работы Б. Французова 1980-1990-х годов, мы будем неоднократно обращаться к произведениям других владимирских художников и мастеров иных регионов. Выявляемые тенденции в графике Владимира будут, в соответствии со сравнительно-историческим подходом, сопоставляться с наблюдениями, сделанными нами и другими авторами по поводу

14 художественных явлений самого широкого порядка, включая живопись 1960-1990-х годов, довоенную графику, зарубежное искусство.

Иконографическое исследование позволит определить генезис и образное содержание отдельных изобразительных мотивов, обозначить место произведений владимирской живописи и графики в искусстве России.

Для структурирования большого объёма привлекаемых произведений и, соответственно, для уточнения содержания творческого поиска художника, а также для выявления структур более общего порядка - групп художников, объединенных общими эстетическими приоритетами и целями нам потребуется выделение некоторых типологических групп произведений.

Автор также стремится рассмотреть графическое искусство Владимира в связях с разнообразными явлениями художественной и, шире, культурной, исторической сфер.

Практическая ценность состоит в возможности создания на основе данной работы базы данных о современном искусстве российских регионов, в частности, владимирской школы графики, что позволит расширить представления о закономерностях развития отечественного изобразительного искусства XX века. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по современному искусству, в работе по формированию коллекций современного искусства и в выставочной деятельности. Отдельные положения диссертации могут найти применение при функционировании гуманитарных, просветительских и образовательных организаций.

Научная новизна исследования заключается в первой попытке комплексного исследования творчества и выявления своебразных черт

15 искусства художников-графиков последних десятилетий XX века, в частности Б.Ф. Французова. Впервые показана взаимосвязь тенденций в графике и в живописи владимирского региона указанного периода. Вводится и обосновывается понятие «графическая картина» как определение самостоятельного типа станкового произведения. Впервые обозначен принципиально новый этап в развитии живописи Владимира, связанный с утверждением принципов, близких творчеству Французова зрелого периода. На защиту выносятся следующие положения: • Анализ творчества Б.Ф. Французова и владимирской графики в целом, являющейся одним из ярких явлений искусстве регионов России последних десятилетий XX века.

• Исследование того, как произведения Б.Ф. Французова отразили актуализацию классической традиции, реализуемой в новых композиционных решениях, и значимость в русском искусстве конца XX столетия таких художественных приоритетов как: цвет и свет, созерцательный настрой, значимость слова и сюжетной основы, многоуровневость повествования, ощущение одухотворенности бытия.

• Отдельные виды изобразительного искусства находятся в сложном и весьма тесном взаимодействии, при котором происходит активный обмен художественными формами, композиционными и пластическими концепциями.

• Констатируется, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков складываются новые формы организации художественной жизни, координирующие усилия различных социальных институтов, подобно Фонду Бориса Французова, активно сотрудничающему с администрацией, Фондом культуры, музейными и выставочными комплексами, Союзом художников.

16

Диссертация строится на разнообразном материале:

• на изучении и художественном анализе конкретных произведений; рассмотрено и систематизировано более 8 тысяч произведений владимирских художников в музеях, в частных коллекциях, на художественных выставках, в мастерских художников;

• использована справочная, каталожная литература;

• изучены материалы архивов Владимирской областной научной библиотеки им. A.M. Горького, Государственного архива Владимирской области;

• использована мемуарная литература;

• использованы записи бесед с художниками, с людьми, знавшими Французова.

Апробация основных положений работы прошла: • в докладах на научных и научно-практических конференциях:

• «Особенности пластического языка Бориса Французова» - «II Французовские чтения», Владимир, 1996;

• «Г. Вельфлин и дуализм русской живописи XX века» -«Алпатовские чтения», Москва, 1995;

• «Художник в современном мире» - «III Французовские чтения» 1997, Владимир;

• Стендовый доклад "The Time of the Painting's Crisis. The Graphic Arts Response" ("Время кризиса картины. Ответ графики") на XXX Международном конгрессе историков искусств в Лондоне. 2000. (XXX International congress of the history of Art);

• в публикациях: в книжно-альбомных, в научных сборниках, в журнальных статьях, в отдельных изданиях15;

17

• на обсуждении в отделе критики НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX. Структура и объем диссертации: работа состоит из введения и трех глав с примечаниями, заключения, списка используемой литературы. Основное исследование имеет приложение, куда вошли словарь владимирских художников-графиков, каталог наиболее значимых работ Б.Ф.Французова, его литературные произведения. Объем работы 216 страниц машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Некоторые тенденции развития российской графики 1960 - 1990-х годов"

Выводы третьей главы.

Анализ ряда аспектов художественной жизни Владимира конца XX века (1980-1990-е гг.) показывает, что можно выявить несколько новых тенденций, вполне ясно обозначившихся, но до настоящего момента не проанализированных в специальных исследованиях.

1. Можно говорить о формировании определенной художественной школы во Владимирской графике, связанной с именем лидера в этом виде искусства Б.Ф. Французова. Несмотря на его смерть, сохраняет жизнеспособность направление, близкое по творческим принципам искусству Б.Ф. Французова, В.Г. Леонова, А.Н. Бочкина и других мастеров, составивших несколько десятилетий назад группу, с которой была связана первоначальная известность графического искусства региона. В начале XXI века к пластическим и общеэстетическим характеристикам этого направления, как то: реалистичность, внимание к детали, особая смысловая роль света и тона в композиции, призванных давать воплощение нравственным и духовным категориям, созерцательность общего эмоционального настроя, одухотворенность художественных образов, их

149 соотнесенность с обобщенными понятиями, многоуровневость содержания - добавляется существенный признак, позволяющий уверенно говорить о художественной школе. Его слабая выявленность в конце 1980-х гг. не позволили, например, Д. Буткевичу, писавшему о феномене региональной графики, утверждать ее существование. Исследователь не обнаружил тогда «преемственность поколений, а также существование обучения принципиальным основам предполагаемого единства»6 По прошествии времени мы можем ныне сделать заключении, что механизм обеспечения преемственности существовал во владимирской графике по крайней мере с восьмидесятых годов, когда в мастерской Б. Французова регулярно на рисовальных вечерах появлялась молодежь, и фактически шло обучение профессиональному мастерству, а в постоянных беседах об искусстве передавались основы эстетического осмысления натуры и понимания сути творчества. С появлением значительного количества учеников у близких Б. Французову М. Изотова и М. Кочешкова стало фактом воспроизводство общих для целой группы художников творческих принципов как непосредственно в процессе обучения, так и в результате творческого общения внутри существующей в регионе группы единомышленников.

2. Процесс воспроизводства творческих принципов охватил не только графику, но и живопись, что в силу интенсифицирующейся со второй половины XX века тенденции взаимовлияния этих видов искусства создает для владимирской школы графики дополнительную базу.

О расширении этой базы свидетельствует и формирование достаточно автономной группы стоящих на сходных позициях художников в другом центре региона - в Александрове.

Формирование «школы» как развитой структуры подтверждает и то факт, что «художники круга Французова» стали инициаторами расширения сферы деятельности, придания ей дополнительных направлений: просветительского, популяризаторского и исследовательского. Сегодня в различных регионах России большое значение приобретают новые формы организации художественной жизни, предполагающие активное взаимовлияние различных видов искусства и координацию усилий разнородных социальных структур. Опыт деятельности «Фонда Бориса Французова» показывает перспективность как художественного направления, связанного с именем Б.Ф. Французова, так и подобных инициатив.

Подобные начинания в ситуации определенного кризиса в культурной сфере, ослабления государственной поддержки, снижения роли творческих союзов в государственном масштабе встречают поддержку со стороны администрации, духовенства и предпринимательских кругов, способствуют укреплению межрегиональных связей.

151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Владимирский регион является одной из самых ярких зон на художественной карте России. И хотя разнообразие и масштабность творчества владимирских художников не покрывают всех процессов, происходящих в современном российском искусстве, каждому его исследователю необходимо обратить внимание на этот регион с богатейшими художественными традициями. Полтора десятилетия потребовалось творческому коллективу владимирских художников от момента его образования до того, как об искусстве Владимира заговорили и специалисты и публика. «Владимирская живопись» стала, пожалуй первым в России регионально обозначенным явлением художественной жизни. Существовавшие до этого группировки, как правило, либо представляли собой часть пестрого столичного конгломерата, либо претендовали на общероссийский статус.

В связи с «владимирской живописью» стала обсуждаться и правомочность применения понятия «школа». Многие участники дискуссий высказывали сомнение, продиктованное отсутствием механизма самовоспроизведения, и, как показала практика, небезосновательно. К концу столетия обозначилась

153 индифферентность поколений художников, следующих за основателями течения, к направлению художественных поисков владимирских живописцев, заявивших себя в шестидесятые годы.

Прошло еще полтора десятилетия после блестящего выступления живописцев, и самым активным образом проявили свой потенциал владимирские графики. Ситуация во многом повторялась: критики заметили новое явление, постарались дать ему характеристику и определить место в общем потоке российского искусства; вновь встал вопрос о «школе». Но в данном случае для этого оказалось больше оснований - в орбиту нового течения оказались вовлечены представители все новых поколений. И в этом особая роль принадлежала общепризнанному лидеру владимирских графиков Борису Федоровичу Французову.

Подробное изучение и систематизация творчества Б.Ф. Французова, анализ его деятельности в контексте развития искусства Владимирского региона позволяет сделать вывод о значительной роли этого мастера в формировании «владимирской школы графики», которая за последнюю четверть XX столетия заняла заметное место в искусстве России. Направление, намеченное творчеством Б.Ф. Французова, В.Г. Леонова, H.H. Бобкова, А.Н. Бочкина, находило и находит последователей среди молодых художников, отвечая, вместе с тем, тенденциям, характерным для графики всего двадцатого столетия.

В то же время в творчестве Б.Ф. Французова складывался новый тип графического произведения, для которого мы предлагаем определение «графическая картина», тенденции к появлению которого наблюдались еще в первой половине XX века. Этот тип формировался в результате опытов мастера в различных техниках, из которых предпочтение было отдано чистому офорту, в связи с

154 его характерными качествами в воспроизведении подробностей формы и нюансов световоздушной среды.

Б.Ф. Французов, понимая специфику каждого жанра и вида графического искусства, пробовал силы в экслибрисе, книжной иллюстрации, плакате, но наибольшее внимания уделил станковым формам графики. Известность ему принесли пейзажные офорты, которые по ряду пластических характеристик можно отнести к так называемой «тихой графике» - направлению, возникшему в 1970-е годы как реакция на форсированную, превратившуюся в штамп графику (преимущественно линогравюру) конца 1950-х - 1960-х гг. и иидеологическую ангажированность.

Его творческий поиск проходил под воздействием целого ряда разнородных влияний, среди которых были и традиционная народная культура, и русская реалистическая живописная школа, а также тенденции, связанные с экспрессионизмом и сюрреализмом. В результате, если «графическую картину» в целом отличает образная самодостаточность и ясность содержательной и пластической структур, объединяющих различные грани образа, то в творчестве Французова она обретала масштабность (даже в выборе значительных размеров формата), монументальность построения композиции, эпичность и ассоциативность. Эти качества отличали его листы от произведений других художников, отмеченных, прежде всего лиричностью, камерностью образов. Ясно, что пример подобного художественной концепции, проявивший жизнеспособность в искусстве Б.Ф. Французова, по-своему реализовался в творчестве других художников. Так, У М.А. Кочешкова «графическая картина» находит выразительность в сопоставлении пластических и смысловых контрастов, у В. Н. Гилазутдиновой - базируется на весомой предметности, а у Ю.К.

155

Ткачева - на отношениях больших светоносных масс и пространства, а А.Е. Денисов в конце 1990-х гг. обратился к созданию панорамных реконструционных пейзажей старого Владимира.

Развитие современного искусства во многих российских регионах предполагает тесную связь и взаимовлияние отдельных его видов. Наблюдается эффект восполнения художественных форм, недостающих в общем балансе видов искусства. Новое появляется как адаптированное, как уже существовавшее, пережившее самое себя в смежной области творчества, откуда оно (новое) транслировалось раньше и куда возвращается обновленным. Во Владимире такой процесс связан с проблемами классической картины, вытесненной с 1960-х гг. в творчестве живописцев старшего поколения, представителей известной «владимирской школы живописи» декоративным и эмоциональным переосмыслением натурного этюда, но нашедшей затем новую реализацию в графических композициях Б.Ф. Французова, В.Г. Леонова и других графиков 1970-1980-х годов и, более того, привлекшей внимание владимирских живописцев следующих поколений, привлеченных гармоничным и продуктивным сочетанием глубоко продуманной композиции и внимательным постижением натуры. Среди них следует выделить художника и педагога М.Н. Изотова, мастера пейзажа-картины, приверженца строгой технологичности и классицизирующего направления реалистической жиивописи.

Подобная трансформация основывается на приоритете эстетических принципов, специфичных для данной художественной школы. В нашем случае это особая смысловая роль света и тона в композиции, призванных давать воплощение нравственным и

156 духовным категориям, созерцательность общего эмоционального настроя и одухотворенность и соотнесенность с обобщенными понятиями художественных образов, многоуровневость содержания.

Б. Французов и его школа определили новый этап в развитии концепции современной графики, придав образной структуре своих офортов сложность и многомерность крупных станковых живописных картин. В этом проявилась объективная логика развития искусства, ищущего актуальные ответы на запросы быстроменяющегося времени. Вместе с тем, творчество Французова глубоко традиционно и в смысле опоры на классическое понимание изобразительной трактовки формы и пространства, и в силу того, что базировалось оно на незыблемых духовных основах национальной культуры.

Сегодня, в период определенных кризисных явлений в инфраструктуре художественной жизни, в различных регионах России большое значение приобретают новые формы организации, предполагающие активное взаимовлияние различных видов искусства и координацию усилий разнородных социальных структур. В определенной мере начало подобной практики было положено самим Французовым, при жизни которого его мастерская стала и учебной студией, позволившей совершенствоваться многим художникам, а молодежи сделать первые шаги в искусстве, и своеобразным клубом, центром культуры города, еще в период относительной стабильности функционирования творческих союзов выступившем в качестве неформальной альтернативной структуры. Опыт деятельности «Фонда Бориса Французова» показывает перспективность как подобных инициатив, так и художественного направления, связанного с именем Б.Ф. Французова. Признаки, характерные для владимирской школы графики в годы активной деятельности Б.Ф. Французова, не

157 прервались с его смертью. Определенный оптимизм в отношении художественной жизни региона внушает и то, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков упрочился, в том числе и благодаря усилиям фонда Бориса Французова, престиж труда художника, а также престиж различных форм его поддержки административными и деловыми кругами.

158

 

Список научной литературыКалашников, Виктор Евгеньевич, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Абрамова A.B., ФейгинМ.И. Дом-творчества "Челюскинская". М., 1974.

2. АдарютвВ.Я. Офорт в России. М., 1923.

3. АдарютвВ.Я. Русский книжный знак. М., 1921.

4. Адаскина H.H. Фаворский педагог-теоретик. // Советское искусствознание. 1977 (2). С. 210.

5. Адаскина Н. Станковое и производственное в полиграфии. // Советская графика 6. М., 1981. Сс. 298-307.

6. Адаскина //., Костин В. Современный художественный процесс и проблема традиции. Семинар. Паланга. 1983. / Советское искусствознание. М., 1985. Сс.384-389.

7. Аксенова А.И. История, судьба, музей. Владимир, 2001.

8. Бялыницкий-Бируля В.К. Из записок художника. // Советские художники. Из творческого опыта. Выпуск 1. Сс. 37-56.

9. Акварели и пастели Б.Ф. Французова. Описание. Сост. A.A. Ковзун // Материалы к изучению творческого наследия Б.Ф. Французова. Вып. 5. Владимирская областная научная библиотека им. A.M. Горького. Владимир. 1995

10. Акимова Л. Некоторые особенности современной станковой графики.// Искусство. 1973 .№ 7.11 .Алексеев Б. Графика (Шестая выставка Московского союза художников). // Творчество, 1939, №5. С. 20.

11. Антонов А. Графика Валентина Шумова. // Художник, 1983. № 8. Сс.27-30.

12. Ъ.Ашаркумова Ш. Станковая графика Таджикистана. // Советская графика 6. М., 1981. Сс.323-331.159

13. Бакушинский A.B. Заметки о графике. // Искусство. 1936. № 3. Сс.123-135.15 .Баранов Н. Заметки о художниках, воспоминания, размышления, публикации. Послесловие В. Басманова. Владимир, 2001.

14. Басманов В. Графика Михаила Кочешкова. // Художник. 1989. № 3. Сс.22-23.

15. Басманов В. Михаил Изотов. Живопись, рисунок. Каталог выставки. Владимир, 1985.

16. Басманов В. Смысл творчества (о владимирском живописце М.Изотове) // Художник. 1989.№ 6. Сс.6-9.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975.

18. Безменова С. Цвет в офорте. // Творчество. 1976. №5.

19. Боровский А. Первая Всероссийская выставка эстампа. // Советская графикаЛ74. М., 1976. Сс. 36-39.

20. БистиД. О проблемах графики. //Художник. 1981. № 12. Сс.27-28.

21. БуткевичД. Графика владимирцев. // Художник, 1990, № 3. Сс.14-17.

22. Буткевич Д. Связь времен. // Художник. 1991, № 4.

23. Вайман С. Т. О художественном методе. / Современное искусствознание. Методологические проблемы. М., 1994.Cc. 157188.

24. В.В. Ванслов. О сюжете в живописи. // Советское искусствознание 73. М., 1974. Сс. 76-93.21 .Верещагин В.А. Русский книжный знак. М., 1902.

25. Владимир Фаворский. Сост. Ю. Молок. Вст. ст. М. Алпатов. М., 1967.

26. Водонос Е. Творческий путь A.B. Скворцова. // Советская графика 7. М., 1983. Сс. 280-290.160

27. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950. 31 .Волков Н. Цвет в черно-белой графике (из наблюдений). //

28. Советская графика 73. М., 1974. Сс. 127-145. Ъ2.Воронова О. Владимирские графики. // Смена. №6. 1967.

29. Воронова О. Графика на Пятой республиканской выставке "Советская Россия". // Советская графика 75-76.М., 1977. С.32.

30. Воропанов В.В. Научная каталогизация произведений советской графики из собрания Вологодской областной картинной галереи // Проблемы каталогизации произведений искусства в художественном музее: Сборник научных трудов. Л., 1988.

31. Всероссийская выставка станковой графики 1. Каталог. Вст.ст. Б. Успенского. М., 1986.

32. Всероссийская выставка станковой графики 2. Каталог. Сост. Н.М. Августинович. М., 1990.

33. Всесоюзная выставка эстампа 4. М., 1971.

34. Всесоюзная выставка станковой графики. 1987. Москва. Вст.ст.А. Дехтярь. М.,1987.

35. Выставка графики советских художников. М., 1988.

36. Выставка графики. Вера Ушакова. Борис Французов. Сергей Харламов. Игорь Шилкин. Яков Яковлев. Каталог. Автор-составитель ЯД. Шапошникова. М., 1990.

37. Выставка графики вологодских художников. Каталог. Вст.ст. О. Вороновой. М., 1971.

38. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., 1978.

39. Гавриляченко С. О природе русского реализма. // «Художник». №2. 2000. С. 52.

40. ГАВО, ф.3932, оп.1, д.1, дл.2-3, д.З, лл. ЗД10Д6. 45 .ГерчукЮ. Душевное пространство графики. //1. Творчество. 1973 .№ 7.161

41. ГерчукЮ. Эстамп в мастерской, на выставке, в магазине. // Советская графика 73.М., 1974. Сс.104-115.

42. ГерчукЮ. Лаборатория графического языка. // Творчество. 1986.№ 1. Сс.14-15.

43. ГерчукЮ.Я. Советская книжная графика. М., 1986.

44. Герчук Ю. Вчера и сегодня "Тихая графика". Выставка графики // Русская коллекция. 1997. № 3-4. С.23.

45. Голенький Г. Искренний интерес к жизни. // "Художник", 1976 № 12. С. 4.

46. Голенький Г. Найти свою мелодию // Художник, 1980, № 10. С. 25.

47. Голенький Г. Светлый мир. // Художник, 1982, № 2. Сс.8-13.

48. ГолицынИ. О рисунке. //Советская графика 73.М., 1974. Сс.116-126.

49. Голышев И.А. «Мыши кота погребают» и некоторые прежние народные гравюры. Владимир, 1878.

50. Гончаров А.Д. О композиции.//Художник. 1981.№ 6. Сс.34-37.

51. Гравюры на линолеуме Б.Ф. Французова. Описание. Сост. А.А. Ковзун. II Материалы к изучению творческого наследия Б.Ф. Французова. Владимирская обл. научн. библиотека им. А.М. Горького. Вып. 1. Владимир, 1993.

52. Графика московских художников. М., 1977.

53. Графика Перми. Выставка. Вст.ст. Л.Ф. Дьяконицына. Пермь. 1966.

54. Графики Владимира. Каталог выставки /Авт. вст.ст. и сост. В.А. Басманов. М., 1989.

55. Гращенков В. Об искусстве рисунка. // Вопросы искусствознания XI (2/97) Сс. 538-546.162

56. Гуаши Б.Ф. Французова. Описание. Сост. A.A. Ковзун И Материалы к изучению творческого наследия Б.Ф. Французова. Вып. 3. Владимирская областная научная библиотека им. А.М. Горького. Владимир. 1995.

57. В. Гусев. Художники центральных областей России». Советская живопись'74, М„ 1976. С. 57.

58. Джеймсон Фредерик. Постмодернизм и потребительское общество. // Вопросы искусствознания XI (2/97) Сс. 547-557.64Диодоров Б. Современный офорт. // В мире книг. 1988. №12. Сс. 36-39.

59. Доброе М.А. Железо и жесть как материалы для офорта. Место офорта в системе изобразительных искусств. Статьи. 1950-е гг. ЦГАЛИ,. 2432, оп. 1, ед. хр. 1446, лл. 154, 159, 164.

60. Доброе М.А. Офорты. Цветной офорт. Лекции прочитанные в студии И.И.Нивинского и институте им. В. Сурикова. 1950-е гг. ЦГАЛИ, Ф. 2432, оп. 1, ед. хр. 1446, л. 49.

61. Докучаева В. Станислав Никиреев. // Советская графика 77. М. 1979. Сс. 75-83.

62. Ельшевекая Г. В потоке графики. Проблемы современной советской графики. // Творчество. 1988. № 9. Сс.4-7.

63. Живопись Б.Ф. Французова. Описание. Сост. A.A. Ковзун // Материалы к изучению творческого наследия Б.Ф. Французова.163

64. Вып. 4. Владимирская областная научная библиотека им. A.M. Горького. Владимир. 1995.

65. Жукова Е. «Интерьеры» Владимира Колтунова. // Советская графика 74. М., 1976. Сс. 99-103.

66. Заборов М. О декоративности. О понятии термина "декоративность" в искусстве. //Творчество. 1973. № 3. С. 13.

67. Заборов М. Пятая Всесоюзная выставка эстампа. // Советская графика 74. М., 1976. С. 31.

68. Заполянсшй А. Картина мира в графике XX века. Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи. PAX. НИИ теории и истории изобразительных искусств. М., 1994. Сс.179-192

69. Завадская Н. Лев Токмаков. // Советская графика 9. М., 1985.

70. ЗедльмаерХ. Искусство и истина. М., 1999.

71. Злотников. Ю. «Урбанистический антигуманный романтизм» // Советская графика л78, М., 1980, С. 81.

72. ЗолотоеЮ.К. Лазаревские чтения 1993 года. //Вопросы искусствознания (1/93) Сс. 223-224.80 .Зыков А И. О современной российской графике. / Изобразительное искусство Советской России глазами критиков.Л., 1979. Сс. 60-69.

73. Иванченко Р. Н.М. Тарабукин о композиции в живописи. // Советская живопись' 78. М., 1980.

74. Искусствоведческие работы и художественная критика В.А. Басманова. Библиографический указатель. СостЛ.А. Ковзун Владимирская областная научная библиотека им. А.М. Горького. Владимир. 1995

75. Калашников В.Е. Б.Ф. Французов. Офорты. Владимир.2000.

76. Калашников В. Графика России. //Художник. 1999. №2. С.34-36.87 .Калашников В. Думать о России. // Художник. 1991. №4. Сс. 822. (о региональной выставке «Художники центральных областей России», проходившей во Владимире).

77. Калашников В. Е. Живопись. Графика. В.Бычков, В. Гилазутдинова, А. Денисов, М. Изотов, М. Кочешков, Ю. Мокшин, Ю. Ткачев. Альбом. Владимир 1997.

78. Ю.Калашников В. Владимир Нилов. Буклет. Владимир, 2000.

79. Калинин Е. Живописная метафора сегодня. // Советская живопись 9. М., 1987. Сс. 175-184.

80. Каменский А. Искусство книжной графики и современность. // Искусство, 1971, № 5. С. 307.

81. Кантор А. Александр Дембо, Нафталий Гутман. // Советская графика 8. М., 1984. Сс. 111-122.

82. Кантор А. Живописец и картина. // Советская живопись" 78. М., 1980.

83. Р.П. Климов. Заметки о Фаворском. // Советское искусствознание "75. М., 1976. Сс.201-236.

84. Книжные знаки русских художников Пгд., 1922.

85. Корнилов П.Е. Офорт в России ХУШ-ХХ веков. Краткий очерк М., 1973.

86. Кричевская Л. Принцип монтажности в графике // Творчество. 1986.№ 12. Сс.11-13.

87. Круглый И. Гиви Калмахелидзе. // Советская графика'77, М.,1979. С 47.

88. Кузина М. Образное постижение мира /У Художник, 1986, №1.С.20.

89. Кузьмин Н. Штрих и слово. Л., 1967. С. 141.

90. Купцов И. Графика на Всесоюзной выставке «Мы строим коммунизм».// Советская графика 7. М., 1983. Сс.6-25.

91. Леняшин В. А. Современность традиции. В сб.: Советское искусствознание '81. Вып. 2. М. 1982.

92. Любчик А. А. Советская станковая графика. М., 1971.

93. Макаров К. В поисках целостности. // Творчество. 1976. № 8.

94. Манин B.C. Пейзаж. Русская живопись. М., «Белый город», 2000.

95. Манин В. С. Сохранение традиции. II Советская живопись"78. М., 1980. С. 106.166

96. Манин В. С. О некоторых типологических особенностях советского искусства конца 50-х начала 70-х годов. - В сб.: Советское искусствознание '79. Вып. 2. М. 1980.

97. Манин B.C. Живопись 1920-1930-х годов. Сост. А.М. Муратов. СПб, 1991.

98. Мартынов В. Республиканская выставка РСФСР «По родной стране». // Советская графика 8. М., 1984. Сс. 48-64.

99. Мартынов В. Живопись в эпоху видеокультуры. // Советская живопись 6. М., 1984. Сс. 224-240.

100. Материалы к изучению творческого наследия Б.Ф. Французова. Владимирская обл. научн. библиотека им. A.M. Горького; сектор редких книг и рукописей. Сост. A.A. Ковзун. Вып. 1-9. Владимир, 1993-1997. (Выпуск 4 "Промграфика" и 8 "Рисунок" задержаны)

101. Меркулова Т.Н. Деятельность Н.П. Сычева во Владимире (1944-1954) / Материалы исследований Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Владимир. 1996. Сост. A.A. Тенеткина. Сс. 129-137.

102. Меркулова Т.Н. Из истории живописи 1930-1950-х гг. Владимир. 1996. Архив ВСМЗ, оп. №2, дело 1290 (2877).

103. Машковцев Н.Г. О советском офорте. // Из истории русской художественной культуры. Избранные искусствоведческие труды. Вст.ст. Т.Н. Гориной. М., 1982.

104. Митурич М. К 100-летию со дня рождения П.И. Львова. // Советская графика 6. М., 1981. Сс. 346-348.

105. Михайлов A.B. Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха. //Советское искусствознание. 1977 (1). С. 130.167

106. Михайлов A.B. О методе в искусстве. Современное искусствознание. Методологические проблемы. М., 1994. Сс.189-204.

107. Морозов А.И. Поколениия молодых. Живопись советских художников 1960-х- 1980-х годов. М., 1989.

108. Неретина С.С. Диалог культур. // XXV "Випперовские чтения"- в разделе «Хроника" О. Сугробовой) // Вопросы искусствознания (1/93) Сс. 217-220.

109. Нехорошее Ю. Владимирские пейзажисты. Каталог выставки М., 1970. Сс. 7-8.

110. Никиреев С. Офорт. // Юный художник. 1988, №7. Сс. 20-23.

111. Нордштейн Т. Во власти штампа. // Художник. 1964, № 8.

112. От шестидесятых к восьмидесятым. Сб.ст ВНИИ искусствоведения. М., 1989.

113. О композиции. Сб.статей. М., 1959.

114. Офорты Б.Ф. Французова. Каталог. Сост. A.A. Ковзун П Материалы к изучению творческого наследия Б.Ф. Французова. Вып.7. Владимирская областная научная библиотека им. A.M. Горького. Владимир. 1995

115. Панас К. Графика Андре Дюнуайе де Сегонзака // Советская графика" 77. М„ 1979. Сс. 267-271.

116. Павлов В. Павел Павлинов.М., 1933.

117. Павлов П. Пейзаж в творчестве владимирских живописцев.// Творчество, 1963.№8. С. 12.

118. Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. М., 1961.

119. Попова О.С. Свет в византийском и русском искусстве XII-XIV веков. // Советское искусствознание. 1977.С. 75.

120. Последние произведения Б.Ф. Французова. Описание. Сост. A.A. Ковзун И Материалы к изучению творческого наследия Б.Ф.168

121. Французова. Вып. 9. Владимирская областная научная библиотека им. A.M. Горького. Владимир. 1997.

122. Поспелов Г. Поворот к рисунку. // Советская графика" 74. М., 1976. Сс. 152-162.

123. Проблема идеала в русской культуре. Из материалов научно-творческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Александра Сергевича Пушкина. Фонд Бориса Французова. Владимир, 1999.

124. Проблемы композиции. М., 1999.

125. Проблемы развития зарубежной графики. Сб.научн. трудов. J1., 1968.

126. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи. М., 1982.

127. Рисунок 91. Выставка. Сост. В.Г. Ильинская., Л.И. Федоенко. М., 1991.

128. Розанова Н. Дмитрий Бисти. // Советская графика 9. М., 1985.

129. Ротенберг Е. Сакральная идея и художественный образ. // Мир искусства. 1997.

130. Рузин В.И. Звонкое солнце. Светлой памяти народного художника России Владимира Яковлевича Юкина. // Слово, №2, 2001.

131. Рузин В.И. Современное искусство печатной графики. Выпуск I. Глубокая печать. Практическое пособие по определению манер глубокой печати и распознаванию оттисков по внешним признакам. Владимир, 2001. 40 стр., 12 л. илл. (авторские оттиски).

132. Сарабьянов Д. Некоторые методологические вопросы искусствознания в ситуации исторического рубежа. // Вопросы искусствознания. 1-2/95. М., 1995.Cc.5-14.169

133. Сидоров А. Станковая картина семидесятников. // Советская живопись 6. М. Сс. 198-212

134. Сидоров А. Прошлое и настоящее «московской школы» живописи // Советская живопись. М., 1986, с. 152-168.

135. Сидоров A.A. Рисунок русских мастеров. М., 1960.

136. Сидоров A.A. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М., 1969.

137. Сидоров A.A. Графика. М.-Л., 1949.

138. Скворцов А.И. Областная художественная выставка. Каталог. Вст. ст. Владимир, 2000.

139. Скворцов А.И. Художники Владимирской земли. Альбом. Вст.ст. Владимир. 1995.

140. Смирнов А. Завен Аршакуни. // Советская графика 6. М., 1981. Сс. 213-220.

141. Соколов М. Вадим Дементьев. // Советская жиивопись 6. М., 1984. Сс. 108-114.

142. Станковая графика сегодня. Круглый стол. // Художниик. 1987. № 4. Сс.2-19.

143. Степанян Н. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М., 1999.

144. Суздалев Л.К. Советское изобразительное искусство М., 1978.

145. Такташова Л. Владимирские графики мастера эстампа // Советская графика. М., 1984, вып.8. Сс. 151-158.

146. Тарабукин Николай. Проблема пространства в живописи. (Публикация А.Г. Дунаева) // Вопросы искусствознания (1/93). Сс. 170-208.

147. Третьяков H.H. Композиция в станковой живописи и кинокадре. М., ВГИК, 1987.170

148. Успенский Б. Поэтика композиции. С-Пб., «Азбука», 2000.

149. Фаворский В. О композиции. С коммент. Е. Муриной «Фаворский-теоретик». // Творчество 1967.№ 1. Сс.18-20. № 2. Сс.9-10.

150. Федоров-Давыдов А. Русское и советское искусство. М., 1975.

151. Федорова В.И. Офорты В.В. Матэ (Сводный каталог) // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XVI. JL, 1975.

152. Флоренский П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. // Декоративное искусство СССР. 1982. №1. Сс.25-29.

153. Французов Борис. Графика. Живопись. Каталог выставки. Авт. вст. ст. Н. Демньянов. Владимир. 1991.

154. Французов Борис. Графика. Живопись. Каталог выставки. Авт. вст. ст. А. Филинов. Владимир. 1994.

155. Хайт В. Авангард поставангард, модернизм -постмодернизм: проблемы терминологии // Вопросы искусствознания. 1-2/95. М., 1995.С.49-56.

156. Хейфиц М. Пятая международная Биеннале тиражной графики в Кракове. // Советская графика'74.М., 1976. С с. 49-50.

157. Художники Владимира: каталог выставки. М., 1979.

158. Художник в русском обществе конца XX века. Материалы научно-творческой конференции. Фонд Бориса Французова. Владимир, 1998.

159. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. М., 1984.

160. Чегодаев А.Д. Заметки о станковой графиике. // Искусство, 1939, №5.

161. Чегодаева М. Станковая графика и художественная критика. // Советская графика 73.М., 1974. Сс. 10-16.171

162. Чудицкая А. Офортная мастерская дома творчества «Сенеж». Имена. Направления. Тенденции. 1975-1980-е годы. Пластические искусства. 1997.

163. Шантыко Н.И. Е Е. Лансере. М., 1952.

164. Шантыко Н. Книга, художник, время. М., 1962.

165. Шантыко Н.И. Графика на юбилейной выставке АХ СССР. // Советская графика 74. М.,1976. Сс.18-23.

166. Шантыко Н. История и современность в станковой графике. // Искусство. 1986. № 9. Сс.4-8.

167. Шантыко Н.И. В потоке времени. М., 1993.

168. Шлегель Ф. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3, с. 252.)

169. Юденич И. Вторые алпатовские чтения, (хроника) // Вопросы искусствознания (1/93) Сс. 227-231.

170. Юматов В. Не подводя итогов. В рамках дискуссии о стилевых тенденциях 70-х годов.// Декоративное искусство СССР. 1983. № 6.

171. Ягодовская А. От реальности к образу: духовный мир и предметно-пространственная среда в живописи 60-70-х годов. М. 1985.

172. Якимович А. Поколение 70-х годов перед лицом художественного наследия. // Советская живопись'78. М., 1980. С. 109.

173. Якимович. А. Черты переходности. // Советская живопись 6. М, 1984. Сс. 213-223.

174. V. Basmanov. Nikytaidetta Vladimirista. Keravan Kaupunki, 1991

175. Grafische kunst aus Rusland. Erlangen, 1992.

176. Graphik aus Wladimir. Erlangen, 1998.174