автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Основные тенденции развития изобразительного искусства Казахстана

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Беккулова, Сауле Аблкаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Основные тенденции развития изобразительного искусства Казахстана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные тенденции развития изобразительного искусства Казахстана"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

p-j Од На правах рукописи

1 о MAP »

БЕККУЛОВА САУЛЕ АБЛКАЕВНА

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА. СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА 1960-1980-е гг.

(17.00.04 - изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура)

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1998 г.

Работа выполнена на кафедре русского и советского искусства факультета теории и истории искусства Института им. И. Е. Репина Российской Академии Художеств.

Научный руководитель: В. А. Леняшин, доктор искусствоведения,

профессор, действительный член Российской Академии Художеств

Официальные оппоненты: И. Е. Светлов, доктор искусствоведения,

профессор

С. М. Червонная, доктор искусствоведения

Ведущая организация: Государственный музей народов Востока

М Од

Защита состоится /" ^ ^_ 1999 г. в /¿»¿часов

на заседании диссертационного совета К.019.03.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при НИИ теории и истории изобразительных Российской Академии Художеств (119034, Москва, ул. Пречистенка, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в филиале Научной библиотеки Российской Академии Художеств (Москва, ул. Пречистенка, 21).

Автореферат разослан 1999 г.

Ученый секретарь диссертационного

совета, кандидат искусствоведения

Н. А. Виноградова_

Актуальность исследования. В изобразительном искусстве Казахстана период 1960-80-х годов отмечен плодотворным развитием и активным взаимодействием графики и скульптуры. Это связано с особенностями национальной и общекультурной эволюции, спецификой худовественного процесса. Снульптура и графина этого времени несут в себе и черты становления, и достияения, и противоречия, проблемы, порожденные сложностями становления и роста национального самосознания, миропонимания и самоутверждения. Кроме того, проблемы скульптуры и графики Казахстана неотделимы от проблем, характеризующих состояние всей советской скульптуры и графини. Эти виды искусства отличает самобытное освоение многонациональной художественной культуры, новое сознание принципов реализма, поиски самобытного стиля, учитывающего стилевое многообразие современного искусства и индивидуальные поиски отдельных мастеров.

Темой диссертации является рассмотрение основных тенденций, проблем развития казахской скульптуры и графики 1960-80-х годов как творчески содержательной и малоизученной страницы в истории казахского советского искусства.

'Актуальность работы определяется тем, что в изучении серьезной проблемы развития и взаимосвязей этих видов казахского искусства автором практически впервые делается попытка проследить этапы их эволюции на богатейшем материале наследия и взаимодействия с современным русским и западным искусством.

На сегодняшний день не существует исследования, полностью посвященного этому аспекту истории казахского искусства.

Выбор темы. Рассмотрение графики и скульптуры Казахстана во взаимодействии и взаимосвязи и в прямой зависимости от проблем наследия обусловлено как явление реальное, нашедшее подтверждение в художественной практике периода 1960-80-х годов со всей

достоверностью. Отбор этих видов, как и анализ их свойств, подтверждается практикой и оправдан спецификой их пластических возможностей и контактов. Их тяготение к истонам, традиционному искусству, связанному с древней культурой, обуславливает характерные признаки во всем спектре многообразия и уникальности. При всей целостности развития в других видах искусства республики данного времени, именно здесь мы обнаруживаем более глубинные связи. Мивопись развивается в более самостоятельных качествах, тогда кок в графике и скульптуре прослеяиваются явные специфические особенности и взаимообусловленные процессы развития. Так, графика связана с пространством станкового листа и книжного поля, скульптура - с окружающей средой (интерьер, экстерьер, ландшафт), где архетипом может быть и природа, и человек, и ¡¡¡квотное Однако условность графического пространства в соотношении с пространством скульптуры обладает определенным сходством, или единством выраиения. Рисунок как основа графики является и ведущим началом пластики, графический абрис рисунка всегда есть основа композиционно-пространственного построения скульптуры. Тогда ка| пластическая "весомость" и "масса" скульптуры становится атрибутом пространственного мышления современных графиков. Проблема пространства в новом качестве активного компонента как в скульп туре, так и в графике рассматриваемого периода решается казахскими художниками новаторски, с акцентом на национальное видение природы своих моделей, ища параллели в архаике (пространство скальных изображений - петроглифики). Форма также претерпевает значительные изменения 8 названных видах, синхронно обнаруживая общие черты лаконизма, "угловатости", аскетизма, позднее - "рва ный" обьем, контробъем, той яесткости, что обусловлена изучение и обостренным интересом авторов к творчеству архаиков-предков

параллельно с уроками современной западно-европейской школы. Аналоги в сюяетах, темах пластики и графики данного периода обозначили некое единство поисков и находок, определив во многом общие закономерности развития (фольклорный стиль, стиль "геометрический" и др.).

Идущие из глубины веков традиции выявились с наибольшей силой в казахской скульптуре и графике 1960-80-х годов, дав как итог развития свойства нового типа искусства и обозначив перспективы развития на ближайшее будущее.

Заметные успехи в области национальной скульптуры, достигнутые за последние годы, обусловили необходимость обращения к казахской пластике как актуальному и серьезному художественному явлению. Новые тенденции появились в станковой скульптуре.

Всесоюзные, региональные, республиканские выставки ряда последних лет позволили выявить новаторство и связь с традициями в портретном творчестве скульптуров Е.Мергенова, Е.Сергеба-ева, М.Рапопорта, Е.Едгебаева и других. Возникли новые качества в скульптуре малых форм и декоративной пластики казахских художников В.Рахманова, К.Канимова, А.Андрущенко, А.Татаринова и др. Принципиально новое качественное решение присуще произведениям монументальной скульптуры, получившей развитие в разных регионах республики (г.Алма-Ата, Кокчетав, Караганда и т.д.). Удачную форму воплощения в новом типе решения объема, пространства и формы нашли произведения декоративной или пленэрной формы. Так, в Алма-Ате в 1986г., а затем в ряде областных городов в последние годы состоялись симпозиумы скульптуры на открытом воздухе, отракаюцие многоплановые поиски отдельных мастеров и целых коллективов худоиников. Возникли парки скульптуры под открытым небом, зоны эстетического наполнения. Таким образом, обрела воз-

мощность разрешения актуальная проблема "Искусство-среда", "Искусство-город", "Искусство-человек".

Параллельно со скульптурой, во-многом взаимосвязанная как с пластиной, так и с живописью, но обладая рядом самобытных свойств, близких именно скульптуре, развивается на протяжении 1960-80-х годов казахстанская графика. Этот период определим в истории изобразительного искусства республики как этап становления и отдельных ватных достижений, связанный с именами таких графиков как А.Кастеев, Е.Сидоркин, М.Кисамединов, Т.Ордабеков и др. То ие пристальное внимание к классическому мировому наследию, интерес к декоративному традиционному национальному творчеству, музыкальным, фольклорным мотивам, к стилистике современных западных художников XX века, освоение шкалы русских и советских мастеров, что присуще их коллегам-скульпторам, во-многом определили круг тенденций казахской графики 60-80-х годов.

Главная цель диссертации определяется тем, что особенности развития скульптуры и графики Назахстана 1960-80-х годов позволяют говорить о принципиальной ваиности этого периода в творческой эволюции нак этих видов искусства республики, так и всецело школы национального искусства. Отсюда вытекает необходимость в восполнении существующего пробела в советском искусствознании и в углублении устоявшихся представлений о казахском искусстве этого периода. Автор предпринял попытку характеризовать развитие графики и скульптуры Казахстана на данном этапе времени во взаимодействии и самоценности, выявить основные тенденции их эволюции, показать их истони в связи с наследием национальной культуры казахов, обозначить их вклад в историю изобразительного искусства республики.

Автор акцентирует внимание, прежде всего, на станновых фор-

мох скульптуры и графики, как отражающих наиболее очевидные достижения пластического и графического мастерства в национальной школе последних десятилетий. 8 рамках задачи автором исследуются принципы взаимовлияния и взаимосвязей графики и скульптуры рассматриваемого периода во взаимодействии с проблемами традиций. Среди мнояества произведений назахского искусства, созданных на протяжении 1960-80-х годов, автором выделены те работы, в которых наиболее четко локализовались основные закономерности развития казахской графики и скульптуры на современном этапе.

будучи неизученной и представляющей закономерный интерес, эта вакная область советского искусства требует серьезного изучения и освещения, в чем и состоит задача автора настоящего исследования.

Методы исследования. В диссертации принято хронологическое рассмотрение материала с выделением нескольких аспектов, способствующих более целостному раскрытию темы: теоретические аспекты с образно-стилистическим и сравнительным анализом отдельных произведений; сопоставления типологические и эволюционные при анализе самых различных явлений современной казахским художникам творческой практики, как и художественных явлений в периоды, отдаленные во времени. Диссертант рассматривает данный период развития казахского искусства - 1960-80-е годы - в соотношении 1) с предшествующим этапом накопления опыта; 2) с опытом русской, советской и западноевропейской школ; 3) с традициями национальными, включающими древние пласты истории искусства.

Изложение материала предполагает определенную синхронность развития скульптуры и графики в проблемном срезе. Проследить процесс постепенного, последовательного накопления творческого

опыта и реальных открытий в скульптуре и графике Казахстана автору помогло практическое ознакомление с материалом выставок отдельных видов иснусства (Алма-Ата-?9; Молодость страны, Москва-1981; Скульптура Средней Азии и Казахстана. Ташкент-1983; Советская скульптура. Москва-1983 и многие другие.).

Отдельные выставни отразили новые тенденции в казахской скульптуре и гра|ике. Так, важное значение в пластике малых форм принадлеиит первой подобной экспозиции 1976 года (Алма-Ата) с ее открытиями в области композиционного и пластического мышления (В.Рахманов, М.Рапопорт, А.Андрущенко, Е.Мергенов и др.). Определенный уровень зрелости профессионального мастерства и преемственные связи в освоении пластического и духовного материала засвидетельствовала 1-я республиканская выставка произведений искусства Казахстана (Алма-Ата, 1986, Е.Мергенов, Т.Досмагамбе-тов, Е.Сергебаев, К-Какимов, Е.Едгебаев и др.).

Новые тенденции в казахской графике отразили выставки группы ведущих художников Алма-Аты (Москва, 1982; Алма-Ата, 1989).

В работе использованы записи бесед автора с ведущими художниками республики Х.Наурзбаевым, Е.Сидоркиным, М.Кисамединовым, В.Рахмановым и многими другими. Произведения казахской графики и скульптуры изучались в экспозициях и фондах ГТГ, ГРМ, ГМИ КазССР, художественных музеях и выставочных золах Казахстана (Павлодар, Кончетав, Усть-Наменогорск и др.), а также непосредственно в мастерских художников.

Диссертант отмечает довольно большой объем работ в искусствоведческой литературе по изобразительному искусству Казахстана наличие отдельных монографий и ретроспективных очерков по истории национального искусства. Так, ванным трудом является серия сборников "Изобразительное искусство Казахстана" под редакцией

Г.А.Сарыкуловой, где излагается последовательный и обширный материал по советскому казахскому искусству в форме монографических очерков, посвященных творчеству того или иного художника. Живопись, скульптура и графика здесь рассматриваются через призму творческой индивидуальности. Книги сопровождаются изобразительным материалом.

По интересующей нас проблеме отсутствие специальной литературы объяснимо рядом причин. Во-первых, тем, что подъем в развитии и - соответственно - интерес к скульптуре и графике Казахстана связан с последними десятилетиями, то-есть, молодостыонаци-ональной школы; во-вторых, молодостью республиканской школы критики, которая ныне пополняет свои ряды.

Так, редким и успешным в разделе казахского искусствознания исключением по снульптуре явился монографический альбом Г.Елеу-кеновой "Хакимяан Наурзбаев", исследующий вехи творческой биографии старейшины казахской снульптуры. Альбом богато иллюстрирован и снабжен научным аппаратом.

В общедоступной популярной форме изложена брошюра "Резцом ваятеля" С.Кумаровой, где освещено состояние казахской пластики во все периоды ее существования.

Распространенной формой знакомства широкого круга читателей с творчеством молодых художников Назахстана являются монография-листовка и каталоги выставок. Подобные материалы написаны о М.Кисамединове (Р.Дкангужин), об У.Ажиеве (М.Меллер), о Т.Досма-гамбетове (С.Кумарова) и т.д.

большего внимания заслуживают проспекты-каталоги выставок о В.Рахманове (Н.Стурова, "Онер", Алма-Ата, 1981), о групповой выставке в Москве (Е.Сергебаев, С.Беккулова, Сов.худ., М., 1986) и т.д.

Вместе с тем, отдельные явления и тенденции стали предметом обсуждений в ряду работ советских критиков.

Так, в статье "Молодые скульпторы Киргизии, Казахстана" (Советская скульптура наших дней, М., 1973, С.298) А.Стерлигов отмечает появление новых явлений в скульптуре Казахстана 19601970 годов.

Автор статьи "Советская скульптура 70-х и ее критика" (в сб. "Советская скульптура 74" - М., 1976, С.6) И.Светлов, обобщив накопленный материал, выявляет основные проблемы советской скульптуры, назвав одну из них "проблемой самобытности".

В книге очерков "О современной скульптуре. 1960-80-е годы" (Очерки, П., 1984, СЛ12) И.Светлов, характеризуя творчество казахстанцев, заключает мысль оптимистическим высказыванием о потенциальных возможностях как отдельных художников, так и региона, ими представляемого.

В статье о Е.Мергенове (Траектория полета, - Творчество, М., 1988, 6) Е.Зальцман анализирует творчесний путь художнике, выявляя особенности его искусства.

Несколько более разнообразно и подробно, освещены в отечественном искусствоведении проблемы графики. Заслуживают особого внимания труды Г.А.Сарыкуловой о Е.Сидоркине (М., 1971) и альбом "Графика Казахстана" (Алма-Ата, Онер, 1983). Биография художника сопровождается подробным анализом его творческой деятельности. 8 "Графике" дан обширный ретроспективный материал, охватывающий всю историю современной казахской графики.

Интересным представляется очерк А.Какимжановой "Казахсная графика 1960-70-х гг." в сборнике "Советская графика" (М.,1984).

Попытки рассмотрения явлений .и ракурсов, близких к теме, сделаны диссертантом в работах: "На пороге зрелости", - ДЛ, № 7,

М., 1982; "Казахская снульптура малой формы", - в сб."Советская скульптура-8", М., 1984; "Город. Природа, Ваяние", - в сб."Искусство Казахстана" (1987-1988 гг., Алма-Ата, Онер, 1990) и др.

6 настоящее время автор предпринял попытку осмысления и освещения проблем и тенденций в скульптуре и графике Казахстана на базе реального освоения материала 1960-80-х гг. в контексте национальных и мировых традиций культуры.

Научная новизна диссертации заключается в принципе анализа впервые рассматриваемой проблемы взаимодействия и взаимовлияния графики и скульптуры Казахстана 1960-80-х гг. и их связей с проблемой традиции. Данная работа является первой попыткой целостного анализа важного пласта казахской культуры. Автору удалось собрать и освоить огромный фактический материал по данным видам искусства в обширном регионе Центральной Азии, каким является современный Казахстан, дать развернутый анализ отдельных творческих портретов и этапов их искусства, как и отдельных произведений, внести в научный оборот ряд произведений скульптуры, прежде не репродуцировавшихся, собрать альбом из 210 репродукций казахстанской графики и скульптуры.

На базе изданных каталогов выставок советской казахской скульптуры и графики и изучения материала в мастерских художников, автором диссертации создан научный каталог произведений казахстанских художников, показанных на ведущих выставках скульптуры и графини 1960-80-х гг. в республике и за ее пределами.

В диссертации прослеиены пути развития казахской скульптуры и графики (по преимуществу станковой),на базе выставочной практики 1960-80-х гг., рассмотрены исторические условия, истоки и традиции, способствующие становлению рассматриваемых видов ис-

кусство. Эволюция станковой скульптуры и графики истекшего периода рассмотрена с точки зрения рсзвития их отдельных жанров на примере творчество ведущих художников - участников республиканских и всесоюзных выставок.

Научная и практическая ценность работы. Данное исследование ориентировано на искусствоведов, занимающихся вопросами теории и истории изобразительного иснусства Казахстана. Научный каталог и библиографические исследования, включенные в приложения к диссертации, призваны оказать существенную помощь сотрудникам художественных музеев и словарных отделов в атрибуировании произведений, уточнении датировок, составлении более полных библиографических данных о советских скульпторах и графиках. Библиография, составленная по данной теме, имеет самостоятельное значение для историографии советского искусства. Библиографические сведения обо всех участниках выставок, приведенные во второй части Приложений, могут служить справочным материалом в изучении творческих биографий мастеров казахской скульптуры и графики.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из Введения, где обосновывается выбор темы, ее актуальность, анализ историографии, определяется цель, задачи и метод исследования, раснрывается ее научная и практическая ценность; двух глав, Заключения, библиографии и Приложений, включающих научный каталог выставок скульптуры и графики Казахстана 1960-80-х годов и библиографические сведения о его участниках. К диссертации прилагается альбом иллюстраций.

В первой главе "Скульптура Казахстана" 1960-80-х гг.". состоящей из трех разделов, рассматриваются тенденции развития ваяния и пластики республики со времени становления до современного периода на материале творчества наиболее значительных мастеров

этого вида иснусства в республике. В круге рассматриваемых проблем выделены этапы эволюции казахской пластики как на фактах отдельных достижений, так и на фоне общесоюзного масштаба в развитии советской скульптуры.

В первом разделе главы "Становление (конец 50-х - начало 60-х гг.)" анализируется уровень и перспективы развития казахской пластики в начальном этапе ее становления. На примере творческих поисков художников Казахстана конца 50-х - начала 60-х гг. прослеживается тенденция образного раскрытия действительности на современном художникам этого времени языке, как в скульптуре, так и в графике. Анализируется глубокий и плодоносный пласт искусства, определяющий роль художественного наследия в сегодняшнем творчестве.казахстанцев. Особо идет разговор о пластическом наследии, давшем импульс поискам современных графиков и скульпторов в утверждении идеалов искусство нового времени. Приведенные примеры отдельных памятников ваяния и зодчества в Центральном Казахстане и на территории богатого своими уникальными открытиями в области археологии, истории и культуры полуострова Мангышлак, представляют собой доказательный, ценный научный материал, позволяющий атрибуировать первые попытки кочевника-казаха (номада, тюрка) осмыслить, запечатлеть мир в камне, то-есть, твердом материале, тем самым закладывая фундамент первоначальным представлениям о скульптуре в данном регионе.

Проследив этапы возникновения праскульптуры на древней территории Казахстана, автор обращается к проблеме наследия в конгломерате традиций, ищет связи с ними в современном профессиональном искусстве скульптуры республики 1960-х годов. В них наглядно выразилась тенденция развития скульптуры этого периода. Многообразие ее качеств достаточно своеобразно отразила творчес-

коя биография Хакимжана Наурзбаева, первого профессионального казахского скульптора, успешно продолжающего и поныне свои деятельность.

Существенными недостатками, имевшими место и 8 творчестве казахских скульпторов, и в советской скульптуре 1950-х годов, были внешние соотношения содержания и форм, "всеусредняющая иллюстративность". Догматические установки способствовали нивелировке индивидуальностей, не давали возможности развития национальной самобытности. Отчасти с этим связаны и недостатки, которые преодолевались в последующий период. Требовалось время для глубинного обновления художественного сознания скульпторов, для решения поставленных задач. Постепенное упрочение реалистического мастерства казахской советской скульптуры прослеживается как в творчестве X.Наурзбаева, так и его коллег Б.Тулекова, П.Усачева и других на протяжении этапа 1950-х годов, в недрах которого складываются предпосылки для последующего успешного развития казахской пластики.

Зто был первоначальный этап становления профессиональной национальной скульптуры, изобилующей многими "ошибками и стилизаторством. Однако он важен как начало в фундаментальном развитии казахской современной пластики, характеризуясь отдельными значительными ценностями.

Во втором разделе первой главы "Особенности станковой и монументальной скульптуры (1960-80-е годы)" рассматриваются основные тенденции казахской советской пластики на данном этапе ее развития. Важными социальными сдвигами отмечен рубеж 1950-60-х годов в жизни нашего общество. Новые концепции иснусства 60-х годов отразились в новом идеале, новом типе человека (аскетизм, сила, мужество- типические черты образа современника). Залогом

честной, правдивой интонации в искусстве становится приближение художника к своим героям и событиям. Утверждением гармонических представлений о новом человеке, об истории и новом времени явилась экспозиция групповой выставки казахских скульпторов, графиков и живописцев в Моснве в 1976г. (Т.Досмагамбетов, Е.Мерге-нов, В.Рахманов, М.Кисамединов, С.Айтбаев, Б.Табиев). Развитием новых принципов образного мышления отмечена графика и скульптура казахов в другой экспозиции - Москва, 1982г. (Е.Бейсембинова, Б.Пак, А.Рахманов, И.Исабаев, А.Гурьев, О.Пронопьева). Восхищение человеком, устремленным к действию, сказалось на потребности в поисках новых средств выражения, в скупой экспрессивной пластике, жесткости объемов, активном включении пространства в построении планов и композиций. Очевидны примеры в творчестве Е.Мер-генова, В.Рахманова, М.Рап опорта, в графине М.Нисамединова, Е.Сидоркина. Осмысление новых потребностей времени и возможности их реализации в произведениях Т.Досмагамбетова, Е.Сергебаева, Л.Ядринцева, О.Прокопьевой и их младших коллег Е.Едгебаева, М. Рап опорта, Б.Абишева, К.Какимова и др. Анализ отдельных произведений, обозначивших тенденции и пластические принципы художников. Отмечается усложнение пластических представлений во второй половине 1960-х годов (Е.Мергенов, В.Рахманов). На примере станкового портрета в творчестве скульпторов прослежена трансформация образного мышления, многообразие новых тем, использование образа-метафоры (В.Рахманов, Л.Ядринцев и др.). Рассмотрены принципы станкового портрета в монументальной скульптуре (Х.Наурз-баев, Е.Сергебаев). Краткий анализ взаимовлияния архитектурного градостроительство и монументального искусства. Образные типы решения исторического памятника (Т.Досмагамбетов, О.Пронопьева, Памятник Алиби Джангильдину, 1975, Алма-Ата).

В третьем разделе первой главы "Скульптура малых форм. Декоративная скульптура (I96Q-80-e годы)" исследуются характерные направления образно-пластических открытий в казахской скульптуре 1960-80-х годов. Возросший интерес к малой пластике Казахстана.

Анализ выставок последних десятилетий (республиканских, всесоюзных, региональных). Каядая из этих выставок стала событием. Они определили новые тенденции. Показательны в этом плане: всесоюзная выставка "Скульптура малых форм" (Алма-Ата-82), региональная выставка "Скульптура Средней Азии и Казахстана" (Ташкент-1983), всесоюзная выставка советской скульптуры (Моск-ва-1983) и "1-я республиканская выставка скульптуры" (Алма-Ата-1986). Последняя выявила ряд новых тенденций в композиционном и пластическом решениях казахской снульптуры, определение нового направления в пластическом мышлении. Анализ работ в малой форме В.Рахманова, Е.Сергебаева, О.Прокопьевой, Л.Ядринцева. Разнообразие тем и способов образного раскрытия действительности, новизна скульптурного языка, обогащение приемов и техник кан способ реализации нового образного мышления. Особо анализируется роль пространства, скульптурный объем в пластике казахстанцев. Пространственный объем рассмотрен как образующий элемент скульптуры (В.Рахманов, "Артист; Е.Мергенов, "Аль-Фараби"). Новые типы пространственных отношений, построение композиции методом сопоставления фигуры с интерьером или пейзажным фоном даны но примере творчества Е.Сергебаева ("Художник Айтбаев"), М.Pan спорта ("Беседа"). Мотив преодоления пространства в композиционной пластике (Е.Сергебаев, "Аль-Фараби"; В.Рахманов, "Танцующий торс"; Е.Едгебаев, "Танец"). Пластические открытия и использование новых техник исполнения (В.Рахманов, "Дом", "Газета", "Бык";

- 15 -

Л.Ядринцев, "Петух", "Пылающий конь").

В 1980-е годы снладывается новое поколение в казахской пластине. Собственное понимание проблем современной пластики переходного содержания традиционного искусства объединяет многие пластические эксперименты молодых казахских скульпторов. Среди них выделяются Е.Едгебаев, К.Какимов, М.Рап опорт и др. Особую ноту внес в раскрытие исторического образа Е.Едгебаев, наполнив его современным содержанием (Гани Муратбаев, 1981-85 гг.). Ан-тивно осваивает пространственные пластические отношения М.Рапо -порт ("Встреча"), романтикой видения мира исполнены композиции К.Какимова. Им свойственно активное внимание к проблемам как традиционного, тан и современного западного искусства ("Танец", "Степняк"). Вместе с тем, анализ.творчества на примере их работ 8 малой пластике, декоративной и станковой скульптуре говорит о плодотворности обращения к наследию. Круг представлений о древнем, традиционном и классическом искусстве объемлет не только памятники Эллады, античности, творения Микеланджело, Родена, Бу-рделя, но и архаическую скульптуру древней Казахии с ее обобщенной трактовкой форм и объемов, соотнесенных с особенностями ландшафта при концентрации выразительных средств. Изменение претерпевает и скульптура предшествующего поколения (Е.Мергенов, Е.Сер-гебаев, В.Рахманов). Задачи, формы и содержание в новой трактовке 1980-х годов сочетаются с серьезным изучением фольклора. Позитивный пример такого обращения в древней пластике прослежен в произведениях В.Рахманова ("Праздник чабанов"), Д.Альдекова ("Три грации"), Е.Сергебаева ("Ожидание"). Укрепление целостного видения формы, обогащение понимания декоративности, лаконизма и выразительности прослеживаются на этом этапе их творчества. Подробно рассмотрены отдельные произведения младшего поколения ка-

захских скульпторов в многообразии их поиска, достижений и просчетов (М.Рап.опорт, К.Какимов, А.Андрущенко, Р.Ахметов и др.). Аналоги с теми же тенденциями в казахской графике (А.Бахтыгали-ев, Т.Ордабеков, Р.Мамбекова и др.).

Проблема экологии, духовного очищения и совершенствования » среды человеческого обитания - одна из актуальнейших задач республики. Ключ к ее разрешению - на примере проведения симпозиумов (пленэров) скульптуры, мероприятия, становящегося в Казахе-тоне традиционным. В короткий - 1,5-2-х месячный срок группа художников создает изваяния из местного камня, будущие парки скульптуры.

Автором дается анализ казахстанских симпозиумов скульптуры. Первый пленэр в Алма-Ате (1986г.) представил модулем ландшафтноР среды возвышенный человеческий образ, символизируя переход в эмоциональное начало, в Чимкенте - композиционная активность, в Гурьеве - свобода пространственных решений и соотношений, в Диан буле - своеобразие фольклорного содерлшния. В каждом из названных пленэров в той или иной мере решается проблема взаимодействия современного пластического мышления с проблемой традиции. В Казахстане подобной скульптуры пока мало.

Симпозиум как способ решения проблемы эстетизации окружающей среды, его духовного наполнения. Актуальность этой проблемы для республики с обилием строящихся индустриальных городов.

Во второй главе "Графика Казохстана (1960-80-е годы), состоящей из трех разделов, рассматриваются проблемы современной казахской графики в контексте эволюции донного вида искусства, и - синхронно - его взаимосвязи с пластикой и национальным наел дием. Анализируются отдельные творческие биографии и произведения, наиболее характерно раскрывающие особенности этого времени

Как предтеча казахского графического искусства, как средство осознания своей причастности к миру рассматривается казахская петроглифика, искусство рисунка на скалах. Анализируется ее специфика в трудах ученых и таких художников, как А.бенуа, В.Ва-тагин и другие. Ее аналоги с современным изобразительным искусством (например, рисунками П.Пикассо), с казахской графикой (М.Кисамединов), пластикой (Е.Мергенов, Р.Ахметов, К.Какимов).

В первом разделе второй главы "Истоки казахстанской национальной школы графини (1930-50-е годы)" рассматриваются особенности становления в республике искусства графики, возникшего в итоге длительного и сложного процесса эволюции, освоения традиций национальных и западно-европейских, современных и архаических. Сравнительный анализ древних рисунков на скалах с примерами современной (и не только казахской) графики, дают реальную возможность соотнесения феномена графики на материале исследований ученых различных регионов планеты. Автор приводит стилевые аналоги, аналоги образных представлений на базе сравнительного анализа конкретных явлений в петроглифике и современной графине казахов. Таким образом, утверждается единство назначения сегодняшнего графического искусства и петроглифики - постижение предметного мира и утверждение принципов нрасоты (кроме законов открытия, познания и освоения мира). Степень же совершенства первых и последующих критерий истины в непрерывном потоке эволюции человеческого сознания.

Как самостоятельный вид изобразительного искусства казахская современная графика получила признание в 30-е годы, связанные с именами русских художников Е.А.Г080Р080Й (ученицы К.Добу-жинского), Р.В.Велинановой, В.И.Антощенко-Оленева, Н.Г.Хлудова. В мастерской Н.Г.Хлудова учился Абылхан Кастеев, первый худож-

ник-казах, автор акварелей, графических рисунков и живописных полотен, посвященных быту, традициям и современности казахского народа.

В послевоенный период в республику приезжают выпускники художественных ВУЗов Москвы и Ленинграда (Сахи Романов, Е.Си-доркин, Ю.Мингазитинов и др.). Их творчество 1950-х годов отмечено тщательным изучением изображения. Позитивный пример этой школы с ее стремлением к достоверному изложению материала -Е.Сидоркина "Веселый обманщик", по мотивам казахских сказок.

Круг казахской графики первоначально ограничивается пейзажем и портретом.

Наиболее распространенные техники этого периода - линогравюра и акварель (А.Кастеев, Е.Сидоркин, С.Романов).

Лишь с конца 1950-х - начоло 60-х годов начинается зометна! активизация в сторону расширения жанров, техники, дальнейшей разработки художественных приемов при работе в материале, поиски новых, неиспользованных ранее средств выразительности - процессы, аналогичные тенденциям в казахской скульптуре.

Во втором разделе второй главы "Основные проблемы станково! графики Казахстана 1960-80-х годов" рассматриваются проблемы ка захской станковой графики в период ее определения как националь ной школы.

Круг творческих поисков в казахской графике данного периода характерен поисками стиля как суммы признаков в наиболее выразительных образно-пластических достияениях, как художественного мировоззрения (Е.Сидоркин, М.Кисамединов и др.).

Графики Казахстана 1960-х годов - выпускники художественных ВУЗов страны (А. и Е.Бейсембиновы, А.Рахманов, И.ИсаОаев, Б.Пак и др.).. Автором отмечен глубокий интерес их искусства к

традиционно народному творчеству, начальным формам искусства на-захов, таким как эпос, прикладное искусство, древняя пластика. И, как прямое следствие, в казахской графике проявляется присущая им символичность, смысловая неоднозначность, пространственная и временная нерасчлененность.

Основным средством в достижении выразительности образных решений, их ассоциативности, условности стал так называемый фольклорный стиль, характерный и для скульптуры данного этапа.

Самобытность фольклорного стиля в творчестве Е.Сидоркина. Эволюция мастера от неприхотливо-описательных акварелей раннего периода, от скупой линогравюры - к пластической весомости, "скульптурной лепке" форм его автолитографий. Средством выразительности становится объем, тяготеющий к древней пластике саков и алтайских скифов, к геральдическим изображениям мелкой пластики эпохи "звериного стиля" (серия "Читая Сакена Сейфуллина", автолитография, 1964; серия "Из мглы веков", 1971-1979).

Изменения стиля и методов художественного осознания национального мышления, фокусируясь в искусстве Е.Сидоркина, свидетельствуют о многих новых тенденциях в казахской графике 196080-х годов.

Происходит выход к новым рубежам пластического мышления 8 графической школе этого периода. Наблюдается активное движение от подробной повествовательности и детализации 1950-х - к скупости образного языка 1960-х годов, аналогичное скульптуре этого времени. На смену реалистически натуральному языку изображения приходит конструктивно-четкий язык символов-знаков; ритмический контрастный стиль построения формы, "скульптурная лепка" объемов, экспрессивное начало в структуре композиций.

Ключ к изобразительной системе современного казахского

графического искусства следует искать не в одном пласте осмысления современной графики Запада или на традициях декоративного искусства казахов. Велика роль древней истории и археологии, петроглифики, во многом обязанной своими открытиями деятельности крупного казахстанского ученого А.Г.Медоева (А.Г.Медоев. Гравюры на скалах. Алма-Ата, 1978, С.5-6). Сам предмет исследования он определил таким образом: "Интерпретация наскальных изображений, как древнекитайских текстов, все еще больше искусство, чем наука. Главную роль здесь играют интуиция и эрудиция, а также система ассоциаций таких выдающихся индивидуальностей, как А.П.Окладников".

Автором проводятся аналоги современной казахской графики с искусством наскальных рисунков (петроглифики). Примеры в творчестве М.Кисамединова. Связь его рисунка с образным строем произведений архаики и современности.

1970-80-е годы принесли в казахскую графику значительные перемены. Выставки, кан отражение новых тенденций в изобразительной структуре и в духовном наполнении. Движение от условностей и символики 1960-х годов - к конкретизации образа 1970-80-х годов (И.Исабаев, А.Рахманов). Ассоциативно-романтический настрой (Е.Бейсембинова), философские обобщения о мироздании (М.Ки-самединов)., аналоги в пластике Е.Мергенова, В.Рахманова, Е.Ед-гебаева.

Новое поколение казахстанских графиков 1970-80-х годов, выпускников художественных ВУЗов страны: К.Закиров, А.Бахтыга-лиев, Т.Ордабеков, Р.Мамбенова, К.Каметов и др.

8 графике Казахстана 1980-х годов заметно усиление объективно-психологического начала, внимания к конкретным явлениям, острого интереса к сегодняшнему дню. В творчестве молодых ак-

тивно формируется тенденция н осознанию своей причастности к историческим процессам современности (Т.Ордабеков, А.Бахтыгалиев). Аналоги с казахской пластиной данного этапа (Е.Едгеб'аев, М.Ра -попорт, М.Молдабаев).

Манера К.Закирова определима как "аналитическая графина" с ее рациональностью, скоординированностьга, пластической отточенностью.

Совмещение жанрового и глобального, символика знаков и ассоциаций - подобная тенденция реализуется в творчестве А.Бахты-галиева. Проблемы экологии природы и человеческого духа исследуются в его творчестве.

Проблема традиции самобытно решается в творчестве Р.Мам-бековой.

Принципы монтажной композиции и методы аналитической графики использует в своем творчестве Т.Ордабеков. В фольклорной теме Т.Ордабеков поднимает проблемы общечеловеческие, создавая образы высокой нравственности и чистоты.

В третьем разделе второй главы "Проблемы казахской книжной графики. 1960-80-е годы" рассматриваются этапы становления казахской школы искусства книги (В.Антощенко-Оленев, Е.Сидоркин, Р.Сахи, Ч.Кенжебаев).

Проблема наследия в ннижном искусстве также получила свое развитие.

Значительна роль оригинальных техник, используемых в книге этих лет (тушь, перо, карандашный рисунок, гуашь, акварель, уголь, соус).

В книжной графике 1970-80-х годов наиболее очевидной становится проблема героя (портрет-символ, образ-метафора) в творчестве М.Кисамединова, А.Смагулова, И.Исабаева, А.Рахманова.

Автором рассматриваются тенденции возникновения ассоциативного метода в иллюстрации (Е.Сидоркин), проблема взаимосвязи иллюстрации с книжным блоком (А.Бейсембинов, Х.Абаев, А.Гурьев).

Большое значение работы художника в детской книге Казахстана 1960-х годов (Б.Табылдиев, А.Гурьев, Е.Бейсембинова, В.Безе-люк, А.Островский). Особенности детской книжной иллюстрации обусловлены спецификой психологии и мировосприятия ребенка (В.Безелюн и А.Островский).

"Интеллектуализм" в книжной графике 1980-х годов (Е.Тулеп-баев, Г.Баянов). Ассоциативный метод и его особенности в книжной графике (Т.Мухатов, Б.Машрапов). Изобразительные метафоры (Р.Мамбекова, А.Бактыгалиев, Т.Ордабеков, Е.Тулепбаев). Параллели с современной им пластикой (М.Сеисов, К.Какимов).

1960-80-е годы - этап живого, деятельного художественного процесса, основанного наслиянии принципов европейской графической школы с комплексным переосмыслением творческого наследия казахского народа и ростом числа художников, работающих в графике.

Активно осваиваются проблемы материалов и техник исполнения, расширяется их диапазон (литография, офорт, монотипия, использование пластика, шелка, систетической основы вместо бумаги и т.д.). Примеры в творчестве Е.Сидоркина, М.Кисамединова, Т.Ор-дабекова, А.Бахтыгалиева и др. Аналоги с петроглификой и скульптурой Казахстана в книжной графине молодых художников 1980-х годов. Особенности пластического и образного языка, стилистической формы и композиционной структуры в их искусстве. Выставки, выявляющие тенденции их развития.

1960-80-е годы - период, когда в графике Казахстана одновременно работает несколько поколений художников. Автор подчер-

кивает большие потенциальные возможности современной казахстанской графики.

В "Заключении" изложены основные выводы о роли периода 1960-80-х годов в графике и скульптуре Казахстана в процессе эволюции. 8 работе выявлены тенденции, определившие сложную картину развития национального искусства Казахстана 1960-80-х годов в ее контрастах и связях. Развитие казахского искусства, безусловно, на протяжении рассматриваемого пути было неодинаково, со своими особенностями в каждом десятилетии и в графике, и в скульптуре. Их сходство и различия обусловили новые качества пластического и образного мышления в структуре произведений. Менялись представления и об источниках творчества, и об их основных компонентах, но оставалась неизменной фокусировка внимания на проблемах традиции, наследия, взаимовлияния. Именно преемственность, живая, органичная, стала основой совершенствования, способствовала утверждению профессионализма и - одновременно -современного пластического мышления и истинной самобытности в графине и снульптуре Казахстана данного периода, как и всецело казахского изобразительного искусства.

Проторены пути, по которым намечены доминирующие тенденции развития искусства Казахстана, характеризующие в реальном времени и близкой перспективе графику и скульптуру. Определены органические связи меж двумя видами, наиболее полно отразившие взаимовлияние и контакты с традициями и современностью. Рассмотрение синхронного развития скульптуры и графини и процессов их эволюции в данном периоде способствовало раскрытию очевидной связи и их плодотворности для национального искусства.

Определение роли графики и скульптуры в каждом из трех этапов времени - 1960-е-70-е-80-е гг. - в прямой связи с проблемой

наследия и духовных связей с традиционной культурой, стала основой закономерного вывода о вкладе этих видов искусства в картину развития национального искусства, как и искусства общесоюзного.

Апробация работы. Основные положения работы были частично отражены диссертантом в ряде очерков и статей (см."Список работ по теме диссертации"). Общий объем публикаций по теме диссертации 15 п.л.

Итоги данного исследования - результат многолетней практической и искусствоведческой работы диссертанта в области искусства. Теоретические полоиения исследования базируются, прежде всего, на богатом фактическом материале. Автор более 12 лет про работал СНС ДХВ МК НазССР и Государственного музея иснусств КазССР (зав.сектором отдела советского искусства).

По теме диссертации опублинованы следующие роботы:

1. Пища чувства - радость глаза, - Простор, Алма-Ата, 1978, № 12 - 0,4 п.л.

2. Утверждение зрелости, - Простор, Алма-Ата, 1980, (Р 10 -0,4 п.л.

3. Каталог групповой выставки художников Казахстана, - М., Сов.художник, 1980 - 2,5 п.л.

4. Поэзия одушевленных линий, - Простор, Алма-Ата, 1982, 1Р- I -0,3 п.л.

5. На пороге зрелости, - ДЛ, №., 1982, № 7 - 0,3 п.л.

6. Прекрасная и суровая радость. Очерк, - в сб.очерков "Братство народов - братство культур", Онер, Алма-Ата, 1985 -

1 п.л.

7. Контур портрета, - ДЛ, П., 1983, № 12 - 0,3 п.л.

8. Прекрасен наш союз, - Искусство Казахстана, Алма-Ата, Онер, 1983 - 0,5 п.л.

9. Казахская скульптура малой формы, - Сб."Советская скульпту-ра-8", М., Сов.худояник, 1984 - 0,3 п.л.

10. Обращаясь к народным истокам, - Сов.Казахстан сегодня (международный бюллетень на шести языках), - Алма-Ата, Дом дружбы, 1984, Г 11/12 - 0,2 п.л.

11. Продиктовано временем, - Простор, Алмо-Ато, 1985, К9 I -0,3 п.л.

12. По следам крылатого тулпара, - ДЛ, М., 1985, № I - 0,1 п.л.

13. Начало пути, - Сов.Казахстан сегодня, Алма-Ата, ДД, 1986, * 1/2 - 0,3 п.л.

14. Статья о Е.Сергебаеве в каталоге всесоюзной выставки в Москве, - М., Сов.художник, 1987, - 0,2 п.л.

15-51. Тридцать шесть научных статей (Скульптура, графика, гравюра, литография, бюст, А.Кастеев, эстамп и др.) в Казахской Советской энцинлопедии в 4-х томах, - АН КазССР, Алма-Ата, 1989, т.4 - 9 п.л.

52. Источники тепла (на рус. и ноз.яз.), - Заря-Арай, Алма-Ата, 1989, Г 5 - 0,5 п.л.

53. Природа. Ваяние. Человек, - Искусство Казахстана, Онер, Алма-Ата, 1990 - 0,5 п.л.

 

Текст диссертации на тему "Основные тенденции развития изобразительного искусства Казахстана"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

БЕККУЛОВА САУЛЕ АБЛКАЕВНА

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА. СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА

1960-1980-е гг.

(17.00.04 - изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: Доктор искусствоведения, профессор, действительный член Российской Академии Художеств ЛЕНЯШИН В. А.

Москва 199$

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................с. 3-13

Глава 1. Скульптура Казахстана (1960 - 1980-е гг.)

Раздел 1. Истоки. Становление (конец 1950-х -

начало 1960-х гг.) .................................................с. 14-22

Раздел 2. Особенности станковой и монументальной

скульптуры (1960 - 1980-е гг.).............................с. 22-32

Раздел 3. Скульптура малых форм и декоративная

пленэрная скульптура (1970 - 1980-е гг.)...........с. 33-53

Глава II. Графика Казахстана (1960 - 1980-е гг.)

Раздел 1. Сложение - истоки казахстанской графики

(1930- 1950-е гг.)..................................................с. 54-58

Раздел 2. Основные тенденции развития станковой

графики (1960 - 1980-е гг.)...................................с. 59-84

Раздел 3. Книжная графика (1970 - 1980-е гг.).................с. 84-102

Заключение.....................................................................................с. 103-115

Примечания....................................................................................с. 116-117

Библиография.................................................................................с. 118-126

Приложения....................................................................................с. 127-163

Часть I. Хроника художественной жизни Казахстана. Выставки графики и скульптуры (1960- 1980-е гг.)..............................................с. 128-136

Часть II. Сведения о художниках....................................с. 137-163

Список работ по теме диссертации ............................................с. 164-165

Список принятых сокращений.....................................................с. 166-172

Часть III. Альбом фотоиллюстраций

ВВЕДЕНИЕ

Скульптура и графика Казахстана - интересное и значительное явление в многообразной картине советского искусства. В изобразительном искусстве Казахстана период 1960-80-х годов отмечен плодотворным развитием и активным взаимодействием этих двух видов искусства. Это связано с особенностями национальной и общекультурной эволюции миропонимания, спецификой художественного процесса, потребностью национального самоутверждения, укрепле -ния самобытности. Пластика и графика этого периода обладают достижениями и противоречиями, проблемами, связанными с этапом становления национального искусствопонимания в его взаимоотношениях с русской и советской школами, воздействием прогрессивных явлений западноевропейского искусства. Эти вида казахского ис -кусства отличает трудное и активное освоение художественной культуры мирового наследия, новое осознание принципов реализма, поиски самобытного стиля, учитывающего стилевое многообразие современного искусства и индивидуальные поиски отдельных мастеров. Кроме того, проблемы скульптуры и графики Казахстана неотделимы от проблем, характризующих состояние всей советской скульптуры и графики и их многонационального контекста.

Темой диссертации является рассмотрение основных тенденций, проблем развития казахской скульптуры и графики 196О-В0-х годов как творчески содержательная и мало изученная страница в истории казахского советского искусства. В изучении серьезной проблемы развития и взаимосвязей этих видов искусства Казахстана автором практически впервые делается попытка проследить этапы их эволюции на богатейшем материале наследия и взаимодействия с совре -менным русским и западным искусством. На сегодняшний день не существует исследования, посвященного этому аспекту истории казахского искусства.

Особенности развития скульптуры и графики Казахстана 1960-8Ох годов позволяют говорить о принципиальной важности этого периода в творческой эволюции как этих видов искусства республики, так и всецело школы национального искусства. Отсюда вытекает необходимость в восполнении существующего пробела в советском искусствознании и в углублении устоявшихся представлений о казахском искусстве этого периода. Автор предпринял попытку охарактеризо -вать развитие графики и скульптуры Казахстана на протяжении трех десятилетий во взаимодействии и самоценности, выявить основные тенденции их эволюционного развития, показать их истоки в связи с наследием национальной культуры казахов, обозначить их вклад в историю изобразительного искусства республики.

Автор не преследует цели проследить развитие всех жанров скульптуры и графики. Внимание акцентируется на станковой, малой и пленэрной скульптуре и графике станковой и книжной,как отражающим наиболее очевидные достижения пластического и графического мастерства в национальной школе последних десятилетий. В рамках задачи автором исследуются принципы взаимовлияния и взаимосвязей графики и скульптуры рассматриваемого периода во взаимодействии с проблемами традиций. Среди множества произведений казахского искусства, созданных на протяжении 1960-80-х годов, автором вы -делены те художественные индивидуальности и работы, где наиболее четко выразились основные закономерности развития современной казахской графики и скульптуры.

Выбор автором для анализа процессов развития в казахском изобразительном искусстве на протяжении трех десятилетий - 1960-80-х годов именно двух видов - скульптуры и графики - обусловлен и обоснован рядом объективных причин.

Общеизвестно, что из всех видов изобразительного искусства в

общесоюзном масштабе именно живопись явилась авангардом в 1960-е годы. Не оказалась она исключением и в искусстве Казахстана 196080-х гг. Вследствие чего этому виду искусства было уделено максимальное внимание критики. При этом успехи и проблемы казахстанской скульптуры и графики остались как бы в стороне. Интерес же к процессам, происходящим в течение названного периода, не только правомерен, как отмеченный глубиной качественно новых тенденций, но и необходим, будучи обусловлен принципиально новыми образно-пластическими решениями в графике и скульптуре республики. Немаловажным фактором отбора является и направленность к взаимовлиянию и взаимосвязям этих видов в движении к обновлению стилистики, пластическим решениям в образном истолковании современной действительности, происходящих в ней перемен. Психологизм и декоративное начало, гармония и драматизм, смелое использование станковых качеств и поиски связи с окружающей средой - характерные направления образно-пластических исканий казахских художников в этих разных и близких меж собой сферах творчества. На протяжении 1960-80-х годов казахская пластика и ваяние, станковая и книжная графика решительно обогащают и расширяют свои возможности. Столь серьезный интерес современной графики и скульптуры Казахстана к проблемам эстетической выразительности, эстетическим новациям, напрямую связанным с новым осмыслением проблем национального и мирового наследия - следствие коренных сдвигов, происшедших в рассматриваемых видах искусства на данном этапе времени.

Рассмотрение графики и скульптуры Казахстана во взаимодействии и взаимосвязи и в прямой зависимости от проблем наследия обусловлено как явление, нашедшее реальное подтверждение в художественной практике периода 1960-80-х годов. Отбор этих видов, как и анализ их свойств, оправдан спецификой их пластических возможное-

тей и контактов. Их тяготение к истокам, традиционному искусству, связанному с древней культурой, обуславливает характерные признаки во всем спектре многообразия и уникальности. При всей целостности развития в других видах искусства республики данного времени, именно здесь мы обнаруживаем более глубинные связи. Живопись развивается в более самостоятельных качествах, тогда как в графике и скульптуре прослеживаются общие специфические возможности и взаимообусловленные процессы развития. Так, графика связана с пространством станкового листа и книжного шля, скульптура - с окружающей средой (интерьер, экстерьер, ландшафт), где архитипом может быть и природа, и человек, и животное. Однако условность графического пространства в соотношении с пространством скульптуры обладает определенным сходством, или единством выражения. То-есть, графический абрис, его конструкция линеарного рисунка всегда есть основа композиционно-пространственного построения скульптуры. Тогда как пластическая "весомость" и "масса" скульптуры становится атрибутом пространственного мышления современных графиков. Тем ощутимее значимость пластических параллелей в избранных нами видах.

Идущие из глубины веков традиции выявились наиболее активно и неоднозначно в казахской скульптуре и графике 1960-80-х годов, создав в итоге развития картину некоего синтеза свойств нового типа искусства и обозначив перспективы развития на ближайшее будущее.

Заметные успехи в области национальной скульптуры, достигнутые за последние годы, обусловили необходимость обращения к казахской пластике как актуальному и серьезному художественному явлению. Новые тенденции появились в станковой скульптуре. Всесоюз-

ные, региональные, республиканские выставки ряда последних лет позволили выявить новаторство и связь с традициями в портретном творчестве скульпторов Е.Мергенова, Е.Сергебаева, Е.Едгебаева, М.Рапопорта и др. Ряд памятников монументального искусства появился в разных регионах республики (г.Алма-Ата, г.Кокчетав, г.Караганда и т.д.). Удачную форму воплощения в скульптуре пленэра нашли произведения декоративной, или пленэрной формы. То-есть, обрела возможность реализации актуальная проблема эстетизации окружающей среды, духовного наполнения. Так, в Алма-Ате (1986 г.), а затем в ряде областных городов состоялись симпозиумы скульптуры на открытом воздухе, пленэры, отражающие многоплановые поиски отдельных мастеров и целых коллективов художников.

Параллельно со скульптурой, во-многом взаимосвязанная как с ней, так и с живописью, но обладая рядом самобытных свойств, близких именно скульптуре, развивается на протяжении 1960-80-х годов в республике графика. Этот период определим в истории изобрази -тельного искусства республики как этап становления и роста национальной школы графики и скульптуры. Отдельные важные достижения связаны с именами таких графиков как А.Кастеев, Е.Сидоркин, М.Кисамединов, Т.Ордабеков и других,скульпторов В.Рахманова, Е.Сергебаева, Т.Досмагамбетова и др. Пристальное внимание к классическому мировому наследию, интерес к богатейшим пластам национальной культуры, музыкальным и фольклорным мотивам, к стилистике современных западных художников XX -го века, освоение школы русских и советских мастеров во многом определили круг тенденций и проблем казахской графики и скульптуры 1960-80-х гг.

В диссертации принято хронологическое рассмотрение материала с выделением нескольких аспектов, способствующих более целостному раскрытию теш: теоретические аспекты с образно-стилистическим и

сравнительным анализом отдельных произведений; сопоставления типологические и эволюционные при анализе самых различных явлений,современной казахским художникам творческой практики, как и художественных явлений в периода, отдаленные во времени. Диссертант рассматривает данный период развития казахского искусства - 196080-е годы - в соотношении: I) с начальным этапом становления; 2) с опытом русской, советской и западноевропейской школы; 3) с национальными традициями, включающими древние пласты истории искусства.

Изложение материала предполагает определенную синхронность развития скульптуры и графики в проблемном срезе. Проследить процесс постепенного, последовательного накопления творческого опыта и реальных открытий в скульптуре и графике Казахстана автору помогло практическое ознакомление с материалом выставок отдельных видов искусства (Аша-Ата-79; Молодость страны, Москва-1981;Скульптура Средней Азии и Казахстана, Ташкент-1983; Советская скульп-

т/

тура, Москва-1983 и многие другие/ как и ретроспективных общереспубликанских и зональных, групповых и персональных).

Отдельные выставки выявили новые тенденции в скульптуре и графике. Так, важное значение в казахской пластике малых форм принадлежит первой подобной экспозиции 1976 года (Алма-Ата) с ее открытиями в области композиционного и пластического мышления (В.Рахманов, М.Раппопорт, А.Андрущенко, Е.Мергенов и др.). Определенный уровень зрелости профессионального мастерства и преемственные связи в освоении пластического и духовного материала засвидетельствовала выставка "1-я республиканская выставка произведений

искусства Казахстана, Алма-Ата-1986" (Е.Мергенов, Т.Досмагамбетов, Е.Сергебаев, К.Какимов, Е.Едгебаев и др.). Новые проблемы в казахской графике отразили выставки группы ведущих художников Алма-Аты (Москва, 1982; Алма-Ата, 1989).

В работе использованы записи бесед автора с ведущими художниками республики Х.Наурзбаевым, Е.Сидоркиным, М.Кисамединовым, В.

I/

Рахмановым и многими другими^ Произведения казахской графики и скульптуры изучались в экспозициях и фондах ГТГ, ГРМ, ГМЙ КазССР, художественных щзеях и выставочных залах Казахстана (Павлодар, Кокчетав, Усть-Каменогорск и др.), а также непосредственно в мастерских художников.

Особое место в работе уделено анализу отдельных работ определенных авторов.

Диссертант отмечает довольно большой объем работ в искусствоведческой литературе по изобразительному искусству Казахстана, наличие отдельных монографий и ретроспективных очерков по истории национального искусства. Так, фундаментальным трудом по искусству республики являются сборники очерков "Изобразительное искусство Казахстана" под редакцией Г*А.Сарыкуловой, где материал: . излагается в форме монографических очерков, посвященных творчеству того или иного художника. Живопись, скульптура и графика здесь рассматриваются через призму творческой индивидуальности. Книги сопровождаются изобразительным материалом.

По интересующей нас проблеме отсутствие специальной литературы объяснимо рядом причин. Во-первых, тем, что подъем в развитии и - соответственно - интерес к скульптуре и графике Казахстана

связан с последними десятилетиями, то-есть, молодостью национальной школы; во-вторых, молодостью республиканской школы критики, которая ныне пополняет свои ряда.

Так, редким и успешным в разделе казахского искусствознания исключением по скульптуре явился монографический альбом Г.Елеуке-новой "Хакимжан Наурзбаев" (Алма-Ата, "Онер", 1987), исследующей вехи творчества первого профессионального казахского скульптора. Альбом богато иллюстрирован и снабжен научным аппаратом.

Общедоступной популярной формой изложения отмечена брошюра

I/

"Резцом ваятеля" С.Кумаровой, где освещено состояние казахской пластики во все периода ее существования.

Распространенной формой знакомства широкого круга читателей с творчеством молодых художников Казахстана является монография-листовка и каталоги выставок. Подобные материалы написаны о М.Ки-самединове (Р*Дкангужин), об У.Ажиеве (М.Меллер), о Т#Досмагамбе-тове (С.Кумарова) и т.д.

Большего внимания заслуживают проспекты-каталоги выставок о В.Рахманове (Н.Стурова,Ойер, А?ща-Ата, 1981), о групповой выстаа-ке в Москве, Е.Сергебаев, (Сов.худ. М., 1986) и т.д.

Вместе с тем, отдельные явления и тенденции стали предметом обсуждения в ряду работ советских критиков. Так, в статье "Молодью скульпторы Киргизии, Казахстана" ее автор А.Стерлигов отмечает появление новых явлений в скульптуре Казахстана 60-70-х годов. Он определяет данный этап как ответственный и сложный, так как именно в последние года по сути дела и началось формирование национальной школы. "Отсутствие прямых скульптурных традиций прошлого, слабость скульптурных традиций прошлого, слабость скульпту-

ры 50-х и первой половины 60-х годов требуют от начинающих мастеров этих республик особенно творческой самостоятельности и глубины, ставит перед ними необходимость глубокого осознания принципиальных проблем развития национальной школы ваяния в условиях со-

I

циалистической современности".

В сборнике "Советская скульптура. 74й опубликована статья И.Светлова "Советская скульптура 70-х и ее критика", где автор обобщает накопленный материал, а затем пытается выявить основные проблемы советской скульптуры. Одна из них названа "проблемой самобытности", связи национальных скульптур с развитием всего нашего искусства".

В книге очерков "0 советской скульптуре. 1960-1980" И.Е.Светлов останавливается на отдельных именах казахстанских скульпторов второй половины 60-х и 70-х годов (Т.Досмагамбетов, 0. Про-копьева, Е,Мергенов, В.Рахманов), кратко характеризуя их творчество, отмечая в нем эволюцию, й заключает: "интенсивность поисков казахских художников, утверждение в