автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Некрополь Танаиса (начало III в. до н.э. - V в. н.э.): опыт сравнительного изучения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Толочко, Ирина Викторовна
Введение.сс. 4
Глава I. Историография проблемы. История исследования и топография могильника Танаиса.
I. Историография проблемы.сс. 13
II. История исследования и топография могильника.сс. 20
II.1. Дореволюционные раскопки (1824, 1853, 1867, 1870, 1908-1909 гг.).
II. 2. Работы Нижне-Донской экспедиции (1955-2000 гг.). II. 2.1. Грунтовый и смешанный могильник. II. 2.2. Курганный могильник.
Глава П. Некрополь Ш-1 вв. до н.э.
I. Грунтовый могильник, хронологические подгруппы Ли В. .сс. 42-104 1. 1. Погребальный обряд. I. 2. Погребальный инвентарь. I. 3. Детали оформления могил.
I. 4. Стратиграфические связки погребений.
II. Курганный могильник, хронологические подгруппы А и В.сс. 104
11.1. Погребальный обряд.
II. 2. Погребальный инвентарь.
III. Общая характеристика некрополя эллинистической эпохи.сс. 112
III. 1 Датировка комплексов.
111.2. Основные типы погребений.
111.3. Антропологические данные.
111.4. Топография некрополя.
Глава III. Некрополь I-III вв. н.э.
I. Комплексы хронологической подгруппы С.сс. 123
I. 1. Грунтовый могильник. 1. 1. 1. Погребальный обряд.
I. 2. Курганный могильник. I. 2.1. Погребальный обряд.
1. 3. Погребальный инвентарь грунтовых и подкурганных могил. I. 4. Стратиграфические связки погребений (грунтовый могильник).
II. Комплексы хронологической подгруппы!).сс. 163
II. 1. Грунтовый могильник. II. 1. 1. Погребальный обряд.
П. 2. Курганный могильник. II. 2. 1. Погребальный обряд.
II. 3. Погребальный инвентарь грунтовых и подкурганных могил.
II.4. Стратиграфические связки погребений (грунтовый могильник).
III. Общая характеристика некрополя I-III вв. н.э.сс. 204
III. 1 Датировка комплексов.
111.2. Основные типы погребений.
111.3. Антропологические данные.
111.4. Топография некрополя.
Глава IV. Некрополь IV-V вв. н.э.
I. Комплексы хронологических подгрупп Е и F.сс. 224
I. 1. Грунтовый МОГИЛЬНИК. 1. 1.1. Погребальный обряд.
I. 2. Курганный могильник Т. 2.1. Погребальный обряд.
I. 3. Погребальный инвентарь грунтовых и подкурганных могил. I. 4. Стратиграфические связки (грунтовый и курганный могильник).
II. Общая характеристика некрополя IV-V вв. н.э.сс. 263
Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Толочко, Ирина Викторовна
Район Нижнего Подонья на протяжении многих тысячелетий являлся контактной зоной между представителями разных этнокультурных традиций. В эпоху античности тесное соприкосновение и взаимодействие эллинских и варварских элементов способствовало созданию неповторимой и оригинальной культуры, сформировавшей облик Северного Причерноморья второй половины I тысячелетия до н.э. - первой половины I тысячелетия н.э. Особую роль в этом процессе играл Танаис, самый отдалённый на северо-восток центр античной цивилизации.
Основанный боспорскими греками, город на несколько столетий стал центром экономических контактов между эллинами, меотами и племенами кочевников района Нижнего Подонья. Это обстоятельство делает Танаис особенно благоприятным объектом для изучения основных процессов эллино-варварского синкретизма, определявших в конечном итоге всю историю и культуру античного Северного Причерноморья.
Неразрывно связанный с Боспорским государством на протяжении всей истории своего существования, и основанный, очевидно, именно с той целью, чтобы служить "посредствующим звеном в экономических и политических связях античного Боспора с населением приазовских и придонских степей" (Шелов 1970, с. 5), в первые века нашей эры Танаис становится центром территориально-экономической зоны "оформляющегося нижнедонского очага оседлости, состоявшего, помимо города, из группы укреплённых поселков, протянувшихся в линию с запада на восток. Они составляли территориальный треугольник с крайними точками в Танаисе и Кобякове на правом берегу Дона и Подазовском городище на донском левобережье. В течение всего периода существования микрорегиона оседлой культуры на Нижнем Дону его основными характеристиками оставались компактность, территориальная удаленность от метрополии -основной территории Боспора, безраздельное кочевое окружение"1.
Позднеантичный Танаис являлся крупнейшим на Нижнем Дону центром оседлой культуры, транзитным пунктом на магистральных путях передвижений и смен мощных волн кочевого населения (Шелов 1972, с. 330). Исследования городища и некрополя, проводимые в последние десятилетия, позволяют утверждать, что проживавшее здесь в IV - середине V вв.н.э. население "сохраняло своеобразную синтетическую культуру, в которой доминировали восточногерманский, аланский и, возможно, восточносарматский этнографические компоненты" .
Очерки истории и общие характеристики Танаиса и его могильника, а также памятников ближайшей округи были представлены в трудах российских историков и археологов, в том числе П.М. Леонтьева, Т.Н. Книпович, А.И. Болтуновой, Д.Б. Шелова и Т.М. Арсеньевой. Результатом научных исследований стал подробный анализ истории Подонья античной эпохи и его неотъемлемой части - древнего Танаиса.
В 1980-90-х гг. на Нижнем Дону развернулись широкомасштабные спасательные археологические раскопки, в результате которых было исследовано множество памятников античного времени, оставленных кочевым и оседлым населением региона. Результатом многолетних полевых исследований стал богатый научный материал, который может быть использован для изучения самых разнообразных аспектов этнической, культурной и политической истории северо-восточной периферии античного мира - Танаиса и его округи.
Огромный информационный потенциал новых данных, полученных в последние десятилетия благодаря раскопкам, заставляет вновь обратиться к проблемам, связанным с изучением истории региона в античное время. Важнейшую роль в процессе разного рода исторических реконструкций
1 Безуглов 2001, с. 3. Здесь и далее в подстрочных сносках приводятся ссылки на архивные материалы. событий и процессов, происходивших в регионе Нижнего Подонья в III в. до н.э. - середине V в.н.э. играет анализ и интерпретация материалов погребальных памятников, крупнейшим и значимым из которых является некрополь Танаиса.
Основной целью предлагаемой работы является хронологически последовательный очерк развития погребального обряда в Танаисе на протяжении всего периода существования города (III в. до н.э. - середина V в.н.э.). Целью исследования определяются основные задачи работы -систематизация комплексов и выделение хронологических серий грунтовых и подкурганных погребений некрополя Танаиса, характеристика этапов развития могильника с применением методов изучения его стратиграфии, корреляции погребального инвентаря и планиграфии, определение хронологической и культурно-этнической специфики отдельных участков, использование данных антропологического анализа, комплексный анализ сочетаний элементов "погребального памятника - археологического объекта" (Ольховский 1986, с. 69; Ольховский 1993, с. 85 и сл.).
Необходимым для раскрытия темы является сравнительный анализ погребальных комплексов некрополя Танаиса с синхронными памятниками - могильниками кочевого и оседлого населения Нижнего Подонья и некрополями европейского и азиатского Боспора.
Источниковую базу исследования составляют: а) погребальные комплексы некрополя Танаиса. Эти материалы были получены в результате раскопок грунтового и курганного могильника в 1853, 1867, 1870, 1908-1909, 1955-1958, 1961, 1963, 1965-1966, 1968-1972, 1974-1990, 1992, 1994, 1996-1997, 1999-2000 гг. Для сравнения привлекались комплексы грунтовых и курганных могильников сельской округи Танаиса - Крепостного, Подазовского, Кобяковского, Нижне-Гниловского, Темерницкого и Ростовского городищ и близлежащих
2 Безуглов 2001, с. 149. могильников кочевого населения, а также материалы некрополей европейского и азиатского Боспора. b) архивные материалы, хранящиеся в ИА РАН, ИИМК РАН, Государственном архиве Ростовской области, в археологической лаборатории РГУ, в архиве Комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Краснодарского края, архиве Таманского музейного комплекса и Кубанского центра археологических исследований КубГУ. c) научные источники в виде данных и сведений из публикаций, научных докладов, материалов конференций и семинаров.
Археологические находки, используемые в данной работе, хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, археологического музея-заповедника "Танаис", археологической лаборатории РГУ, Ростовского областного музея краеведения, Азовского краеведческого музея, Новочеркасского музея истории донского казачества, Таганрогского литературно-исторического и архитектурного музея-заповедника, Таманского музейного комплекса и Краснодарского краеведческого музея.
Антропологические и остеологические материалы из раскопок некрополя находятся на хранении в археологическом музее-заповеднике "Танаис". Определения костей, использованные в работе, выполнены М.М. Герасимовой и Е.Ф. Батиевой (Герасимова 1965, сс. 256-260; Герасимова 1971, сс. 131-140; Герасимова, Рудь, Яблонский 1987, сс. 76-82; Батиева 2000, сс. 157-159; Батиева 2001, сс. 223-260).
Работа над диссертацией не могла бы состояться без полной ревизии находок из раскопок некрополя Танаиса, хранящихся в собраниях разных музеев. Хотелось бы выразить огромную признательность сотрудникам Государственного Эрмитажа, ГИМа и Новочеркасского музея истории донского казачества, Таганрогского литературно-исторического и архитектурного музея-заповедника за доброжелательную помощь и ценные консультации.
Характеристика археологических источников. 1.1. Степень информативности источников. К настоящему времени в некрополе Танаиса исследовано более тысячи тридцати погребальных комплексов. Дореволюционными раскопками было открыто 216 погребений. В отчётах Императорской Археологической Комиссии приведены иногда их довольно подробные описания, но надёжно соотнести находки с определёнными погребениями можно лишь в некоторых случаях.
Из 817 погребальных комплексов, раскопанных Нижне-Донской экспедицией, 327 (40 % от общего количества погребений) оказались ограбленными, в большей их части находки совершенно не сохранились; 23 % могил (их открыто 188) - безынвентарные, отнесение их к могильнику Танаиса условно.
Для характеристики некрополя Танаиса используется 368 погребений. Комплексы могут быть разделены на три группы по степени сохранности:
- не разрушенные, с сохранившимся погребальным инвентарём, включённые в компьютерную базу данных. Они могут быть использованы как информативный материал для всех видов сравнительного анализа (213 могил);
- разрушенные погребения, инвентарь в них сохранился частично, могут быть привлечены для характеристики взаимной встречаемости находок в комплексах (127 погребений);
- могилы, описания (в редких случаях - чертежи) которых приведены в отчётах П.М. Леонтьева, В.Г. Тизенгаузена, П.И. Хицунова и Н.И. Веселовского (28 погребений). Большая часть находок из них депаспортизована, погребения могут быть соотнесены с определёнными хронологическими периодами лишь по описаниям погребальной конструкций и сопровождающего инвентаря.
Погребения разделяются на три группы, согласно датирующим возможностям:
- комплексы с чёткой датировкой, до полстолетия;
- датирующиеся в пределах одного-двух веков;
- погребения, датировка которых не достаточно точно определима, но по ряду признаков они могут быть отнесены к тому или иному хронологическому периоду.
I. 2. Основные серии комплексов. Погребальные комплексы' объединены в серии, характеризующиеся изменениями в погребальных традициях населения Танаиса, и соотнесены с тремя периодами развития города, используя "счастливое для археолога сочетание городища и некрополя" (Николаева 1990, с. 14).
Выделенные серии погребений могут быть соотнесены с тремя основными периодами жизни Танаиса и его округи:
1) III в. до н.э.- рубеж н.э. - первый период жизни города;
2) I - середина III вв. н.э. - эпоха складывания и функционирования территориально-экономической области с административным центром в Танаисе; период наивысшего расцвета, во время которого город становится одним из важнейших античных центров Северного Причерноморья (Шелов 1970, с. 238);
3) IV - середина V вв. н.э. - позднеантичный город, крупнейший на Нижнем Дону центр оседлой культуры.
Для первого и второго периода, из-за отсутствия дробного членения датировок разных категорий погребального инвентаря в пределах одного столетия, в некоторых случаях, отмечено "наложение" периодов, описанное В.И. Даньшиным для некрополя Фанагории (Даныиин 1992, с. 105).
3 Под термином "погребальный комплекс", по B.C. Ольховскому, предлагается понимать "совокупность погребальных, намогильных, подкурганных и внекурганных сооружений, явившихся результатом целенаправленных ритуально-практических действий в ходе подготовки и совершения захоронения умершего. Погребальные комплексы, в свою очередь, образуют ассоциации - курганные группы, грунтовые и смешанные могильники" (Ольховский 1986, с. 71, табл. 1; Ольховский 1999, с. 123),
Среди погребений каждой хронологической группы, согласно данным стратиграфии и корреляции категорий погребального инвентаря, выделяются по две подгруппы могил - относительно более ранняя и более поздняя.
I. 3. Типы погребений. В некрополе Танаиса присутствуют несколько типов погребальных комплексов, имеющих морфологическое сходство и характеризующиеся разными сочетаниями элементов "погребального памятника - археологического объекта": данных о погребальном сооружении, форме и ориентировке могильной ямы, о способе погребения тела умершего и его положении в могиле, о наборе и расположении инвентаря, намогильных и подкурганных сооружениях и следах ритуальных действий (Ольховский 1986, рис. 1, с. 69; Ольховский 1993, с. 85 и сл.). Погребения выделенных типов располагаются, в большинстве случаев, довольно компактно на открытых раскопками участках могильника. Перечисленные выше характеристики предполагают хронологическое и культурно-этнографическое единство комплексов, объединённых в серии.
Таким образом, каждому из трёх хронологических периодов соответствуют серии погребений, грунтовых и подкурганных (основных и впускных), разделяющихся по способу обращения с телом умершего (кремации и ингумации4), типам могильных ям и т.д.
Методические основы исследования определены своеобразием предмета изучения - некрополя Танаиса - и поставленными научными задачами. Погребальный памятник, как известно, в источниковедческом плане далеко не идентичен погребению в момент его совершения и не может служить в качестве "источника, всесторонне и исчерпывающе
4 Для определения способов погребения Ю.А. Смирнов предлагает использовать термины "ингумация с трупосожжением" и "ингумация с трупоположением", в отличие от довольно распространённых в специальной литературе, но не достаточно верных определений "ингумация" и "кремация" (так как ингумация является завершающим актом погребального ритуала, а кремация - предваряющим способом обращения с телом умершего) (Смирнов 1990, с. 220). В настоящей работе используются более привычная терминология - "кремация" и "ингумация", хотя мнение Ю.А. Смирнова представляется верным. отражающего явление". Столь же неполными могут быть и основанные на анализе погребальных памятников реконструкции (Ольховский 1986, с. 71; Ольховский 1995, с. 96; Гуляев, Ольховский 1999, с. 14; Клейн 1999, с. 342 ).
Большинство исследователей отмечают, например, крайнюю сложность и неоднозначность результатов этнических реконструкций, поскольку далеко не все категории археологического материала несут в себе в равной степени этническую информацию" (Мошкова 1983, с. 31; Генинг и др. 1990, с. 153; Масленников 1990, с. 7). Вероятно, правильнее было бы говорить не об этническом, а об этнотрадиционном факторе, влияющем на погребальную обрядность, под которым следует понимать "совокупность погребальных обычаев, формирующихся под воздействием как религиозно-мифологической системы, так и всей суммы идеологических и социальных отношений" (Ольховский 1986, с. 74).
В любом случае, предшествовать разноплановым аналитическим исследованиям должна максимально объективная реконструкция комплекса. Объективное и, по возможности, наиболее полное восстановление облика (структуры и содержания) погребального памятника является первым этапом исследования.
На следующем этапе предполагается разработка хронологии внутри могильника для выявления динамики развития погребального обряда во времени. На этом этапе могут быть использованы следующие методы анализа:
- корреляционный (взаимовстречаемость датирующих категорий погребального инвентаря в пределах определённых обрядовых групп);
- стратиграфический (в некрополе Танаиса погребения отдельных серий часто перекрывают и разрушают друг друга);
- планиграфический - хронология территориального распространения могильника.
Особое внимание при анализе погребального инвентаря уделено хроноиндикаторам - предметам с высокими датирующими возможностями, а также категориям находок, связанным с аксессуарами костюма. Согласно одному из основных направлений интерпретаций костюма, "этническому", существовала связь определённых костюмных форм с конкретным этносом или языковыми группами (Bruckner 1985, ss. 15-17; Яценко 2002, с. 11). Распространение костюмных гарнитуров могло быть следствием перемещения хозяев, поскольку элементы, создающие местный вариант костюма, часто имели локальное престижное значение - их символика не всегда была понятной другим людям и не всегда соответствовала их вкусам и эстетическим потребностям (Bierbrauer 1992, ss. 15-16, 19; Kokowski 1995, s. 34). Обладая некоторой долей консерватизма, одежда, как правило, сохраняла элементы традиционного костюма, часто играющего роль этнического признака (Доде 2001, с. 6). В то же время, серии инноваций в одежде в том или ином регионе приходились на периоды смен этнических доминирований (Яценко 2002, с. 44), а в эпохи мощных волн миграций ряд общих элементов костюмов распространялся на обширные территории (Яценко 2002, с. 31).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Некрополь Танаиса (начало III в. до н.э. - V в. н.э.): опыт сравнительного изучения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования разнообразных проблем истории Нижнего Подонья античной эпохи были бы практически невозможны без изучения крупнейшего центра региона - Танаиса. В течение всего времени своего существования город являлся центром контактной зоны между представителями различных культурных традиций.
Огромный информационный потенциал новых данных, полученных в последние десятилетия благодаря интенсивным раскопкам на Нижнем Дону, заставляет вновь обратиться к проблемам, связанным с изучением истории региона в античное время. Важнейшую роль в процессе разного рода исторических реконструкций событий и процессов, происходивших в Подонье в III в. до н.э. - V в. н.э., играет анализ и интерпретация данных погребальных памятников, крупнейшим и значимым из которых является некрополь Танаиса.
Всесторонний анализ некрополя убеждает в преобладании в погребальном обряде Танаиса боспорских традиций и свидетельствует о стабильности и консерватизме городского могильника на протяжении широкого хронологического интервала, с первых веков существования города до его гибели в середине III в. н.э.
Устойчивые серии погребений, в каждой из которых комплексы объединялись на основании сочетаний разнообразных элементов - данных о погребальном сооружении, форме и ориентировке могильной ямы, способе погребения тела и его положения в могиле, наборе и местонахождении инвентаря и т.д. расположены, в большинстве случаев, группами, довольно компактно на разных участках некрополя.
Во все периоды существования Танаиса его некрополь, в основном, располагался к востоку и западу от центральной части городища. Территория кладбища практически подходила к городским оборонительным стенам.
Основавшие город переселенцы с Боспора, вероятно, пришли на Нижний Дон с уже сложившимися в результате многовековых контактов греков и варваров погребальными традициями, которые в Танаисе - из-за изоляции маленькой колонии и её оторванности от метрополии - долгое время сохранялись почти неизменными.
В первые века нашей эры Танаис становится центром территориально-экономической зоны, состоявшей, помимо города, из группы укреплённых поселков. В течение всего периода существования этой взаимосвязанной системы основными характеристиками, определявшими её своеобразие, оставались территориальная удаленность от основной территории Боспора и кочевое окружение.
В I-II вв. н.э. в непосредственной близости от нижнедонских поселений возникают большие сарматские могильники, включающие аристократические погребения высшей знати. В литературе высказывались предположения о том, что отношения сарматской знати с населением нижнедонских городищ в этот период складывались как даннические.
Около второй половины II в. н.э. в могильниках сельских городищ округи Танаиса (Кобяковском, Нижне-Гниловском, Темерницком) появляется группа подбойных могил, тесно связанных со степными позднесарматскими комплексами, но в то же время и отличающихся от них рядом деталей обряда. Появление этих могил ряд исследователей предлагают считать результатом начала процесса седентаризации кочевников и включения их в иную культурно-этническую общность.
Данных о политическом приоритете кочевников над населением Танаиса в I-II вв. н.э. нет. Ситуация могла измениться в период, близкий середине II в. н.э.: данные ономастики свидетельствуют о значительном притоке в город волны ирано-язычного населения. Но данные из раскопок могильника Танаиса пока не предоставляют убедительных доказательств о приоритете сарматского компонента над остальным населением города. Возможно, после событий середины II в. н.э. какая-то часть сармат и жила в городе или поблизости от него, но вот на каких условиях - это вопрос, требующий отдельного и достаточно тщательного исследования.
Позднеантичный этап существования Танаиса характеризуется появлением новых этнокультурных традиций в некрополе и, по-видимому, полной сменой населения (об этом свидетельствуют данные антропологического анализа, новые элементы костюма и украшений, имеющие аналоги среди восточногерманского населения Центральной и Западной Европы ранней фазы эпохи переселения народов и позднеантичных некрополей Боспора).
Регион Танаиса и его окрестностей в гуннскую эпоху, по-видимому, являлся наиболее отдалённой зоной ареала позднебоспорской культуры с одной стороны (об этом свидетельствуют широкие аналогии с позднеантичными могильниками в Крыму), с другой - был одной из окраинных восточных зон культурного синтеза, имевшего место в памятниках, протянувшихся от Предкавказья до крайнего запада Европы.
Список научной литературыТолочко, Ирина Викторовна, диссертация по теме "Археология"
1. Арсеньева 1972 Арсеньева Т.М. Отчёт об исследованиях в Танаисе в 1972 г. // Архив АМЗ "Танаис", АХТ 194 а.
2. Арсеньева 1982 Арсеньева Т.М. Отчёт об археологических исследованиях в Танаисе в 1982 г. // Архив ИА РАН, р-1, № 11173.
3. Арсеньева 1984 Арсеньева Т.М. Отчёт об исследованиях на городище имогильнике Танаиса в 1984 г. // Архив ИА РАН, р-1, № 10322.
4. Арсеньева 1992 Арсеньева Т.М. Отчёт об исследованиях на городище имогильнике Танаиса в 1992 г. // Архив ИА РАН, р-1, № 16972.
5. Арсеньева 1994 Арсеньева Т.М. Отчёт Нижне-Донской экспедиции за 1994г. // Архив И А РАН, р-1, № 18998.
6. Арсеньева 1999 Арсеньева Т.М. Отчёт об исследованиях в Танаисе в 1999 г. // Архив АМЗ "Танаис" (без шифра).
7. Арсеньева 2000 Арсеньева Т.М. Отчёт об исследованиях на городище и могильнике Танаиса в 2000 г. // Архив музея-заповедника "Танаис" (без шифра).