автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Нелинейное мышление-стихийно-рефлексивная форма диалектики

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Велишаева, Нина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Нелинейное мышление-стихийно-рефлексивная форма диалектики'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Велишаева, Нина Викторовна

Введение.3

Глава 1. От мифа к науке. Стихийная диалектичность нелинейного мышления.18

§ 1. Мифология о переходе от хаоса к космосу . 18

§ 2. Историко-философские предпосылки синергетики . . . 27

§ 3. Научно-теоретические предвосхищения синергетики. 34-

§ 4. Основные понятия и принципы синергетики как науки и их методолого-гносеологическое значение.44

§ 5. Синергетика и постнеклассическая научная картина мира.51

Глава 2. От науки к мифу. Критика квантативистской концепции Зохар Д.60

§ 1. Востребованность нелинейного способа мышления в современной науке.'.60

§ 2. Новая модель мышления о мире: метафора квантового танца.69

§ 3. Найден ли ключ к тайне мышления?.83

§ 4. Квантовая утопия.88

§ 5. Квантовое мировоззрение Зохар Д. как частный случай нелинейного мышления.102

§ 6. «Миф о вакууме» - интеллектуальная мифология. . . . 108

§ 7. Особенности мифомышления.120

§ 8. «Миф вакуума» - «новый» путь спасения.123

§ 9. Миф и утопия как формы универсализации нелинейного мышления.128

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Велишаева, Нина Викторовна

Актуальность темы исследования.

О синергетике, да и о новейшей квантовой физике сейчас говорят, наверное, больше чем о чем бы то ни было другом в науке. И это понятно. Представители новых областей научных исследований оказываются намного энергичнее «классиков». Они активно популяризируют свои идеи, дают эффектные интервью, распространяют еретические взгляды. Рождается своего рода мода в науке. Но дело, конечно, не в ней. Ибо эта мода - уже следствие. А причины - в другом. Причины - в экзистенциально-жизненной ситуации, сложившейся к концу XX века в мире.

Сегодня уже вызрело представление о том, что человечество находится на переломном этапе. И дело не только в том, что мы стоим на пороге хронологической точки, обладающей магическим воздействием, на пороге 2001 года, открывающего дверь в третье тысячелетие. Хотя и отрицать особую печать, накладываемую на теоретическую мысль и массовое сознание этим обстоятельством, было бы неправильно.

Одна за другой появляются в свет статьи, научные публикации, книги, телевизионные передачи, ставящие зловещие диагнозы современному состоянию человечества и предлагающие не менее зловещие прогнозы его будущего. Они утверждают, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные экологические бедствия: ураганы, землетрясения, что большинство землян будет уничтожено. И действительно, если мы проанализируем хотя бы только 1999 год, то сможем констатировать беспрецедентный рост числа катастроф (и природных и техногенных), разгул терроризма, рост числа массовых убийств, совершаемых вроде бы психически нормальными людьми и так далее. Складывается ощущение, что мир стремительно катится в Тартарары. Человек, живущий в таком мире рушащихся устоев (нравственных, моральных, общественных) не может чувствовать себя уютно и уверенно. Наоборот, человек ощущает свою беззащитность, страх, одиночество перед лицом огромного и, во многом, враждебного ему мира. Поскольку традиционные идеалы Истины, Добра, Разума вытеснены на периферию общественного сознания, а Бог, как известно, давно «умер», то человек ощущает в придачу ко всему свою абсолютную безопорность, он как бы подвешен в безвоздушном пространстве духовного вакуума. Описывать весь трагизм мироощущения современного человека можно долго, выделяя все новые и новые стороны и аспекты этой проблемы. Но для нас важнее другое. А именно то, что человек и в этой ситуации остается человеком: он мучительно, продираясь сквозь тернии, но все же ищет тот путь, который может вывести его из нынешнего социального, экономического, политического, духовного и прочих кризисов. «Камо грядеши?» - вопрошает себя Человечество. Каков же может быть ответ на этот вопрос?

Ответ может быть только один: поиск радикально нового способа мировидения, радикально новой парадигмы мышления, радикально новых социальных и политических установок.

Именно с этими обстоятельствами и связан огромный интерес к синергетике и квантовой физике. Аккумулируемые ими идеи и принципы становятся основополагающими идеями и принципами нового мировидения и мировосприятия, нового типа мышления, нового подхода к проблемам. Они дают возможность человеку вновь обрести укорененность в мире, уйти от «онтологического нигилизма», вновь обрести (или переизобрести) смысл общества, мира и человека, вновь обрести опору человеческому духу.

Дело в том, что с количественным ростом науки происходят глубокие качественные изменения, отзвуки которых выходят далеко за рамки собственно науки и оказывают воздействия на наши представления о природе, о человеке, о мире в целом. Иначе говоря, новые открытия в науке (в частности, в синергетике и квантовой физике) заставляют нас пересматривать наши мировоззренческие установки, формировать новую парадигму мышления.

Многие авторы полагают, что в современной науке и научном мышлении происходит смена «больших парадигм», относящихся к крупным общеисторическим ступеням. Этот процесс включает преобразования в основаниях науки - философских, логических, методологических -и может быть определен как интеллектуальная революция.

Главным содержанием этой революции являются изменения в онтологическом, .гносеологическом, логическом фундаменте мышления. Рождается некая универсальная парадигма. Одни называют ее теорией самоорганизации, другие используют термин «синергетика», третьи -«универсальный эволюционизм». Логико-методологическим содержанием этой революции является переход к нелинейному мышлению.

Вместе с изменениями в категориальном строе и способе мышления, в его методологическом и мировоззренческом базисе происходят крупные подвижки и в социальном, политическом, экономическом мышлении человека, в его отношении к самому себе как социальному субъекту и частной самости.

Степень разработанности проблемы.

Можно выделить ряд особенностей, сопровождающих становление и исследование обсуждаемой темы.

Во-первых, это сложившаяся асимметрия в сторону линейного видения мира, которая долгое время вытесняла проблему нелинейности на периферию философского анализа. Этим и объясняется то обстоятельство, что нелинейность чаще выступает как молчаливо подразумеваемое допущение, не имеющее чёткой философской дефиниции, нежели как предмет рационального изучения.

Во-вторых, достаточно частой бывала ситуация, когда проблематика нелинейности попадала в поле зрения исследователей в несоответствующей ей терминологической форме. Социально-политические и личностно-экзистенциальные её аспекты сращивались с воззрениями на свободу, выбор, прогнозирование или же развивались в контексте категориального анализа возможности, случайности, индетерминизма, вероятности.

В-третьих, универсальность феномена нелинейности предопределяет целый спектр направлений его исследования: от естественнонаучного, логического и философско-методологического до социально-политического, личностно-экзистенциального, теологического.

Исторически понятие нелинейности оформилось в рамках физики и математики (нелинейные системы, нелинейная оптика, нелинейная поляризация, нелинейное уравнение, нелинейное программирование, нелинейный оператор, нелинейный функционал и пр.). «Нелинейные понятия» неклассической науки (прежде всего физики и математики) формировались в противоположность «линейным» понятиям классической науки, которая отталкивалась от понимания линейности, прежде всего, как расположения в один ряд, линию, как последовательного ряда. Например, линейная скорость - скорость движения точки в единицу времени, определяемая по длине пути.

Неклассическая наука исходит из понимания нелинейности, прежде всего, как недостаточности схемы последовательной и постепенной кумулятивности в развитии. Например, нелинейные системы - колебательные системы, свойства которых зависят от происходящих в них процессов. Колебания таких систем описываются нелинейными уравнениями. Поведение нелинейных систем существенно отлично от поведения линейных систем. Одна из наиболее характерных особенностей нелинейных систем - нарушение в них принципа суперпозиции.

Понятие нелинейности оказалось включённым в научную картину мира и научное мировоззрение. При его активном участии формируются современные мировоззренческие установки, характерные как для научной, так и для других областей духовной жизни человечества.

В русле естественнонаучного мышления нелинейность нашла мощное подкрепление в квантовой механике. Именно представление о корпускулярно-волновом дуализме фотонов, распространённое де Брой-лем на все виды материи (электроны, протоны, любые другие частицы) стало непосредственным воплощением нелинейности в физике. «Странный» мир квантовых сущностей, который располагается где-то между возможностью и реальностью, порождает язык нелинейного мышления.

Вообще, проблема нелинейного способа мышления в науке, культуре, логике, социологии, политологии еще не достаточно разработана. Во многом это связано с новизной самих открытий в современной физике и синергетике. Так, история квантовой физики занимает не такой уже значительный период, фактически столетие. В течение этого времени были не только сделаны важные открытия и сформулированы основные идеи и принципы, но и предприняты немалочисленные попытки их философского и методологического осмысления и, прежде всего, самими крупнейшими физиками нашего века: Бором Н., Гейзенбергом В., Бомом Д., Дираком П., Шредингером Э., Дайсоном Ф. и др.

В их работах прослеживаются философские и методологические следствия принципов и идей квантовой физики, например Принципа Дополнительности, Принципа Неопределенности, Парадокса Эйнштейна-Подольского-Розена и др., выявляются связь и влияние квантовой физики на наше мировидение и на наши способы мышления.

В 70-80-е гг. XX в. нелинейный стиль мышления заявил о себе в рамках проблем синергетики.

История же синергетики и вовсе насчитывает всего несколько десятков лет - период по историческим меркам ничтожный. Поэтому остановимся на ней несколько подробнее.

Термин синергетика от древнегреческого f[ auvepyioc -содействие, соучастие, cDvepyo«; - содействующий, помогающий. Этот термин не нов. Еще в исихазме существовало понятие синергии. В науке также использовался этот термин.

Физиолог Шеррингтон Ч. в XIX в. называл синергетическим, или инте-гративным, согласованное действие нервной системы (спинного мозга) при управлении мышечными движениями.

Кибернетик Улам С. считал очень важной синергию, т.е. непрерывное сотрудничество между машиной и ее оператором, осуществляемое в современных машинах за счет вывода информации на дисплей.

Забуский Н. в начале 60-х годов XX в. предлагал синергетический подход к нелинейным математическим и физическим задачам, который можно определить как совместное использование обычного анализа и численной машинной математики для получения решений разумна поставленных задач, относительно математического и физического содержания системы уравнений.

С 1969 г. Хакен Г. стал употреблять термин «синергетика» в своих лекциях, а в 1973 г. на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации, Хакен. Г. сделал доклад, ставший программным для синергетики. На этой конференции Хакен Г. впервые употребил термин «синергетика» для обозначения, как он полагал, новой научной дисциплины. Поэтому 1973 г. считают годом рождения синергетикй. Потом этот доклад превратился в программную статью, опубликованную в одном из номеров журнала «Review of Modern Physics» за 1975 г. и называвшуюся «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах». Хакен Г. обратил внимание на то, что кооперативные явления наблюдаются в самых разных системах: фазовые переходы, гидродинамические неустойчивости, динамика популяций, многие астрофизические явления, образование циклонов в атмосфере и даже мода, - все это примеры совместных, кооперативных, синергетиче-ских эффектов. Причем, при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все эти системы ведут себя схожим образом.

В это же время примерно в том же направлении работала и брюссельская школа физико-химика Пригожина И. Брюссельцы тоже занимались процессами самоорганизации - определенным классом химических реакций, но использовали термодинамический подход. Сегодня и эти работы называют синергетическими из-за терминологического удобства, хотя сами брюссельцы и не употребляют этот термин.

Следует назвать и горьковскую школу, основанную академиком Андроновым A.A. Горьковская школа располагала собственным подходом, в основе которого лежат достижения теории колебаний. Занималась эта школа автоволновыми процессами.

Идеи Хакена были подхвачены с поразительной бы.стротой. Западногерманское издательство «Шпрингер» в том же 1975 г. заказывает Хакену книгу. Уже в 1977 г. монография под названием «Синергетика» выходит на немецком и английском языках. В 1978 г. она переиздается, а вскоре выходит на японском и русском языках. Издательство «Шпрингер» открыло серию «Синергетика», в которой выходят все новые труды. Начиная с 1973 г., с той первой конференции, научные встречи по синергетике проходят каждые два года.

Успех синергетики тем более удивителен, что по сути никакого открытия Хакен не сделал. Но дело в том, что современная наука становится все более концептуальной. А Хакен как раз и высказал, вернее, помог оформиться, что называется, витавшей в воздухе, весьма продуктивной концепции, указавшей путь сразу во многих направлениях.

Синергетика находится еще в стадии становления и поэтому содержит большое количество неразрешенных вопросов. Прежде всего, не существует пока единого общепринятого определения синергетики как научного явления. Одни полагают, что синергетика - мода, другие - что лозунг, Хакен Г. называет её новой наукой. Одно из наиболее приемлемых определений дают в своем учебнике философии Алексеев П.В. и Панин A.B.: синергетика - наиболее общая теория самоорганизации.

Но, как нам представляется, процесс ее развития свидетельствует, что синергетика - это общенаучная теоретическая концепция, которая соединяет в себе древнейшие идеи и новейшие математические методы исследования. Однако синергетика - не просто концепция новейших междисциплинарных естественнонаучных исследований, появление которой обусловлено актуальными научными задачами. Синергетика это и феномен, обусловленный причинами социокультурного порядка, трансформациями, которые претерпевает мир в целом. Ведь наука погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей.

Возникновение новых научных идей и нового типа научного мышления обусловлено существованием определенных проблемных ситуаций в обществе, для которых наука обещает новую постановку проблем и, возможно, решений. Для идей самоорганизации исходная ситуация сложилась под воздействием своего рода «критики цивилизации» 70-х годов, которую можно свести к трем основным моментам:

1) критика и разочарование в неомифологии, рожденной НТР;

2) критика процессов спонтанного роста параметров цивилизации, связанного с разрушением внешней среды;

3) критика централизма бюрократизированных систем обеспечения и индустриального планирования будущего.

В рамках заметно усиливающихся общественных движений (экологического, феминистского, движения за мир и т.п.) критика этих недостатков развития связывалась с общей критикой науки и техники, которые рассматривались как основные инструменты обновления и управления, но потеряли свое традиционно признанное значение как нейтральные источники достоверного знания. В такой ситуации программа самоорганизации приостанавливала критику, ибо она предлагала альтернативы, которые не были просто иррациональными или враждебными прогрессу. «Новый диалог с природой», «саморегуляция вместо внешнего управления», «совместная коэволюция вместо войны» - вот лозунги, которые внесли свой вклад в популяризацию идей синергетики.

Да, рождение синергетики неразрывно связано с глубочайшими социальными потрясениями XX в., но также с кризисом естественных наук, развернувшимся несколько ранее.

Возникла острейшая потребность в разработке и освоении нового типа или стиля научного мышления. Она могла быть реализована лишь на основе универсального знания, преодолевающего ограниченность сугубо специализированного подхода. Разрешение противоречия между традиционными представлениями и современными реалиями требует теоретического прорыва, выработки нового метода научного мышления, способного дать адекватное описание современного мира.

В связи с этим, нас будет интересовать не столько развитие самой синергетики, сколько синергетика как одно из наиболее ярких проявлений нелинейного способа мышления в науке, то влияние, которое она оказывает на формирование современной, постнеклассической картины мира, а, следовательно, и на формирование нового стиля мышления - нелинейного мышления.

Естественнонаучное направление в осмыслении проблемы нелинейности привело к построению постнеклассической картины мира, демонстрирующей изначальную нелинейность онтологических структур, необратимость времени, способность к самоорганизации (от хаоса к порядку). В Брюссельской школе Пригожина И., в работах Хакена Г., Винклера Р., Николиса Г., Шустера П., Эйгена М., проблема нелинейного видения мира проявлялась в осмыслении процессов спонтанного образования высокоупорядоченных структур из хаоса или зародыша, в переосмыслении проблемы времени, в анализе диссипативных структур и бифуркационных процессов.

В отечественной науке свой вклад в формирование нелинейного стиля мышления внесли: Андронов A.A., Арнольд В.И., Ахромеева Т.С., Белоусов В., Гаркави JI.X., Жаботинский A.M., Жданов Ю.А., Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б., Квакина Е.Б., Климонтович Н.Ю., Колесников

A.A., Кузьменко Т.С., Курдюмов С.П., Лоскутов А.Ю., Малинецкий Г.Г., Михайлов A.C., Моисеев H.H., Самарский A.A., Рязанов А.И, й др.

Логический аспект проблемы нелинейного мышления связан с возникновением неклассической логики примерно в первом десятилетии XX в., когда основоположник интуиционистской математики Брауэр Л.Э.Ж. высказал идею о неприменимости закона исключённого третьего в рассуждениях о бесконечных множествах. А в 1936 г. Биркгоф К. выступил с первыми работами по логике квантовой механики.

В философско-методологической литературе проблема нелинейного мышления достаточно нова. Первые работы стали появляться в печати со второй половины 80-х гг. XX в. Они принадлежат Абрамовой Н.Т., Аршинову В.И., Вихалемму P.A., Казакову Н.Д., Няпинену Л.Я., Свирскому Я.И. В 90-е годы исследования велись гораздо интенсивнее и более разнопланово. Работы Абдеева Р.Ф., Алтухова В.Л., Демьянова

B.В., Добронравовой И.С., Князевой E.H., Ковалёва A.M., Кохановского В.П., Курдюмова С.П., Кушиева Н.К., Лешкевич Т.Г., Малинецкого Г.Г., Минасян Л.А., Моисеева H.H., Потапова А.Б., Разина В.М., Режабека Е.Я., Рузавина Г.И., Чернявского Д.С. посвящены анализу формирования новой методологии и смене парадигм, рассмотрению нового образа науки и формируемой ею картины мира, рассмотрению синергетики как нового стиля мышления и методологии.

Социально-политические и историко-гуманистические аспекты становления нелинейного стиля мышления стали предметом рассмотрения в работах Аршинова В.И., Васильковой В.В., Венгерова А.Б.,Го-маюнова С.Г., Горячкиной Е.А., Григорьевой Т.П., Митиной О.В., Наза-ретяна А.П., Петренко В.Ф., Рузавина Г.И., Савичевой Н.Г.

Разнообразна тематика изысканий западных учёных. Выше уже были названы имена авторов, активно работающих в данном направлении. Здесь хотелось бы отметить, что западными учёными предпринимаются попытки создания на основе нелинейных подходов новых синтетических представлений и концепций Универсума. Это, прежде всего, концепции Янча Э. и Зохар Д. Подобная попытка предпринята и отечественным учёным Клименко A.B.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является установление особенностей нелинейного мышления в том виде, как они представлены в синергетике и квантативистской модели мира Зохар Д. и Маршалла Я. Достижение цели предполагает решение следующих задач: -исследовать историко-философские и научно-теоретические предпосылки синергетики как одного из наиболее ярких проявлений нелинейного способа мышления

-выявить методологическое значение принципов синергетики -указать характерные особенности постнеклассической картины мира как следствия становления нелинейного стиля научного мышления

-обнаружить пути проникновения нелинейного стиля мышления в различные сферы духовной деятельности человека

-выявить и проанализировать формы общественного сознания, в которые облекается нелинейное мышление -определить форму рефлексии нелинейного мышления Методологические и теоретические основы исследования. Решение сформулированных задач и достижение указанной цели осуществляется на основе полиметодологического рассмотрения и анализа проявлений нелинейного стиля мышления.

Составными частями базы исследования явились конкретно-исторический, описательно-аналитический, критико-аналитический методы историко-философского рассмотрения. Немаловажное место в проведении исследовательской работы заняли методы современного методологического анализа с использованием принципов системности, дополнительности, структурно-уровневого подхода, эволюционного подхода. Определенное значение придавалось методам содержательного логического и диалектического анализа.

Теоретическую базу исследования составили в основном работы Богданова A.A., Гегеля Г.В.Ф., Голосковкера Я.Э., Ильенкова Э.В., Князевой E.H. и Курдюмова С.П., Лосева А.Ф., Моисеева H.H., Пригожина И., Хакена Г. Принципиальной новацией данного диссертационного исследования явилось использование и анализ неопубликованных еще на русском языке монографий Зохар Д. и Маршалла Я. «Квантовое общество» (Zohar D., Marshall I. The Quantum Society: Mind, physics and a new social vision) и «Квантовая самость» (Zohar D. The Quantum self).

В диссертационном исследовании вводится термин «квантати-визм», который образован от лат. quantum - сколько, quantitas - количество. Значение данного термина непосредственно связано с семантическим полем значений понятий квант, квантовый, квантор, квантитативный и образованных от них терминов квантовая механика, квантовое поле, квант света, квант действия, квантование, квантификация и т.п. Мы понимаем под квантативизмом одну из форм существования нелинейного стиля мышления. Квантативизм - это такая форма нелинейного способа мышления, которая использует для анализа предметов, явлений, процессов принципы нелинейного мышления вместе с образным строем квантовой физики. Квантативизм как форма нелинейного мышления содержит в себе наряду с дискретно-количественным подходом (квантовым, квантативистским) в качестве имплицитно составляющей качественный (квалитативистский) подход к объекту знания. Квантативизм -один из способов универсализации нелинейного стиля мышления, возникающий путём экстраполяции принципов последнего на различные сферы духовной деятельности человека, на осмысление им природных, социальных, политических процессов.

Научная новизна.

1 .Культурно-историческими, естественнонаучными и историко-философскими предпосылками нелинейного стиля мышления являются мифология, древневосточная и греко-римская античная философия, новоевропейская наука и философия.

2.Принципы синергетики в современной науке приобретают статус общетеоретических методологических принципов.

3.Принципы и нормы нелинейного мышления, реализованные в синергетике и квантовой механике, становятся основанием постнекласси-ческой картины мира.

4.Принципы и нормы нелинейного мышления проникают в различные сферы духовной деятельности человека: в гуманитарные науки, в искусство, в политику.

5.Формы сознания, в которые облекается универсализированное нелинейное мышление - натурфилософия (в синергетике), утопия и миф (в квантативизме).

6.Нелинейный способ мышления - стихийно-рефлексивная форма диалектики.

На защиту выносятся следующие положения:

Принципы нелинейного стиля мышления имеют глубокие корни, восходящие к мифологии, древневосточной и греко-римской античной философии, к новоевропейской науке и философии.

2.Идея нелинейности в методологическом отношении имеет значимые следствия: многовариантность путей развития, выбор из данных альтернатив, эмерджентность эволюции, диалектическая связь закономерности и случайности, детерминизма и индетерминизма.

3.Принципы и нормы нелинейного мышления, реализованные в по-стнеклассической картине мира, определяют её тенденции к натурфилософии, мифологии, к эстетизации действительности.

4.Принципы и нормы нелинейного мышления послужили почвой для возникновения таких понятий как понятие саморазвивающейся общественной системы, понятие полифундаментального п-мерного мира, понятие многовекторности исторического процесса, а также для обоснования квантовых моделей гражданского общества и государства, семьи и личности Зохар Д.

5.Формы сознания, в которых происходит универсализация нелинейного мышления - синергетическая натурфилософия, «квантовая утопия» и «миф о вакууме».

6.Реальные формы нелинейного мышления (синергетика и кванта-тивизм) стихийны, так как современные учёные, фиксируя непродуктивность линейного мышления, не проводят, тем не менее, осознанного философского и логико-теоретического анализа современной ситуации в науке.

Теоретическая и практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов для дальнейшей разработки онтологических' и гносеологических проблем, возникающих в связи с новейшими достижениями науки. Результаты исследования могут быть использованы в качестве научного и фактического материала при подготовке курсов лекций и семинаров по проблемам онтологии и гносеологии, при подготовке спецкурсов по проблемам современного научного познания и мышления, при подготовке научных работ по вышеозначенным проблемам.

Апробация работы.

Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях:

1. Синергетика в современном видении мира // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Выпуск 4. Ростов-на-Дону. 1999. С. 4-7. 0,3 п.л.

2. Квантовое общество или физические поиски политической онтологии // Академия. Еженедельник министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Ростовской государственной экономической академии, № 28 (066). 25.09.99 - 01.10.99. С. 4, 9.1п.л.

3. К вопросу востребованности синергетического стиля мышления в науке // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Выпуск 5. Ростов-на-Дону. 1999.С.4-8. 0,4 п.л.

На философском факультете РГУ в 1997-1998 учебном году читался спецкурс «Синергетика как натурфилософская тенденция в современном теоретическом мышлении».

Объем и структура диссертационного исследования.

Структура диссертации определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, двух глав (содержащих 5 и 9 параграфов соответственно), заключения и списка литературы, включающего 237 источников. Общий объем диссертации 149 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Нелинейное мышление-стихийно-рефлексивная форма диалектики"

Заключение

Итак, мы попытались наметить некоторые основные моменты в становлении нового нелинейного способа мышления в науке и в социально-политической мысли и рассмотрели частный случай нелинейного мышления - квантативизм Зохар Д.

Мы обнаружили, что нелинейный метод мышления имеет глубокие историко-философские и идейно-теоретические корни. Этот метод мышления уже весьма успешно применяется в естественных науках, в построении единой научной картины мира. Но этот же метод обретает свой идейно-методологический резонанс и в социальной и политической мысли. Хотя здесь он обрел формы утопии и мифа.

Процесс развертывания нового метода мышления только начался. Еще не оформился окончательно набор его методологических принципов, но уже можно отметить два крайне важных на наш взгляд момента.

1. Гуманистическая направленность, если можно так выразиться нелинейного метода мышления.

Новый стиль мышления, как нами уже отмечалось, теснейшим образом связан с формированием иного, нового видения мира как реляци-онно-холистичного, стереоскопичного, многомерного целого, естественным образом включающего в себя (в отличие от ньютоновского мирови-дения) человека и его деятельность. Более того, человек и его деятельность обретают особое значение в этом мире. Человек является активным деятелем мироздания, активным участником диалога с миром. А это значит, что кардинальным образом меняются социальные установки и ценности, позиции с которых мы рассматриваем на общество и наши связи друг с другом внутри этого общества. Активно внедряются в общественное сознание такие производные нелинейного мышления как: диалогичность, признание многообразия, многоликости мира и социума

135 социальных устройств), принятие неопределенности и неоднозначности как положительных характеристик бесконечного пространства возможностей и потенциала. Обладая внутренней свободой развертывания, эти социальные установки открывают путь к новому, творческому и более гуманистичному обществу (что попыталась осуществить в своей социальной утопии Зохар Д.), к переосмыслению социальных и политических институтов в более гуманистичном ключе, к «кодетерминации самости (self) и общества» (236, 276).

Вообще становление нелинейного стиля мышления в социальной и политической мысли как гуманистически направленного нуждается в более глубоком и тщательном исследовании.

2. Нелинейное мышление дарит нам уникальную возможность отказаться от того, что Эйнштейн называл бегством от чуда. Эйнштейн имел в виду то, что наука стремится избегать парадоксов, а в случае их возникновения всячески старается продуцировать теории, снимающие с эксперимента ореол парадоксальности. Так вот нелинейное, мышление совершенно не требует бегства от чуда, отрицательного, негативного отношения к парадоксам. Как раз наоборот, этот вид мышления стимулирует видение мира во всей его сложности, многоликости, парадоксальности и даже, как мы видели, чудесности.

 

Список научной литературыВелишаева, Нина Викторовна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абалкин Л.И. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме // Вопросы философии. 1995. № 8.

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М. 1994.

3. Абрамова Н. Т. Границы фундаменталистского идеала и новый образ науки // Философские науки. 1989. №11.

4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М., 1997.

5. Алтухов В. Смена парадигмы и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. 1993. № 1.

6. Алтухов В. Философия многомерного мира // Общественные науки и современность. 1992. № 1.

7. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.

8. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 7.

9. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М. 1973.

10. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Философские проблемы биологии. М., 1973.

11. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.

12. Араб-Оглы Э. Утопия // Философская энциклопедия, т. 5. М., 1970.

13. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1981. т.З.

14. Арнольд В.И. Теория катастроф. М., 1990.

15. Аршинов В.И., Казаков Н.Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза // Математика, естествознание и культура. М., 1983.16