автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Немецкий религиозный аспект и лютеранство в Грузии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Немецкий религиозный аспект и лютеранство в Грузии"
ТБШИСООЙ ГОСУДАРСГВБШЙ УНИВЕРСИТЕТ иташ ИВ. Д1АВАХШВИЛИ
На правм рукописи УЖ : 284
ЧАЛ СУРАДЗЕ РГСУДАН ИСАКОВНА
НШЕЦОЙ РЕЛИГЮЗШЛ СЕПАРАТИЗМ И ЛЮТЕРАНСТВО В ГРУЗИИ
Специальность: 09.00.06 - Научный атеим, «сто рвя религии к атеизма л
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата фнжософсккх наук
Тбюгасн - 1990
Диссертационная работа випалнзна на кафодрс рзлютовздо-ния и згкки Тбилисского государстванного ук^Еарсстата ш. Ив. ДшвахншЕКла.
Научный руководитель - кандидат философских ндуг
профессор ПОРАКИШИЛИ З.К
Официальные еппопоптт!: доггтор фдяоео^екгх nays,
профессор ШЕНЕК2 ДJ3.; кандидат философских nays доцент 1ЕИАГЛИЕВИЛИ Т. |
Ведущая организация - кафздра философии Грузинского сельскохозяйственного института
г
Защита состоится "¿5" HP,wM. ISS0 г., в ^Ч часов на заседании специализированного совета К 057.С3.2С при Тбилисском государственном университете им.Ив.Длавахишвили /адрес: 360028, Тбилиси, пр.ИЛавчавадзз,3 - факультет философии К ПСИХОЛОГИ!» Т1У/.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского гос.университета.
Автореферат разослан октября I9S0 г.
Ученый секретарь специализированного совота, кандидат
философских наук, дошитр /д *j})U&l)d<f Р.И.Циквадзе
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В условиях демократизации всей общественной жизни, идеологического плюрализма вопроси религии и её истории требуют совершенно нового осмысления.
На протяжении десятилетий исследование религии и связанной с ней проблематика у нас фактически велось односторонне, посредством идеологических штампов, в обстановке неуважительного отношения к этой древнейшей и жизнеспособ-| ной сферо человеческой культуры. Религия считалась вредным пережитком прошлого, причем ей предсказывали исчезновение в ближайшее вреда, на глазах у нынешних поколений. Если же исследователи проявляли интерес к религии, то они руководствовались преимущественно„нелыо разоблачения её реакционной, классовой сущности. Атеистическая пропаганда наложила табу на рассуждение о положительной роли религии. Аналогичное отношение выявляли к данному вопросу и научные круги. Естественно, что созданная с таких позиций научная литература, посвященная рассмотрению религии, полностью или частично сама должна стать объектом критики. Однако это лишь одна сторона дела. Важен и второй момент:, негативное отношение к религии фактически лишало смысла и исследование вопросов истории религии. В указанном направлении многое остается сделать. В изучении и анализе нуждается история ^ религии, с показом прогрессивной роли религиозной формы общественного сознания в жизни- народов.
В представленной диссертационной работе данная задача поставлена в узком масштабе, на примере распространения, функционирования и исторического значения немецкого рели-
гкозного сепаратизма и лютеранства в Грузии. По своей пели к направленности работа по мере возможности представляет собой попытку исследовать данные проблемы на уровне требований времени.
Состояние разработки исследуемой проблемы. Немецкие колонисты встречаются в Грузии с конца 1С-х годов прошлого века. Их переселение, жизнь и деятельность изучены довольно-таки основательно. Часть исследователей заостряет внимание на вопросах историй немецких колонистов, их социального быта. Б этом отношении следует отметить работы: Г.Бурчуладзе, Г. Глндггаладзе, С.К.Смирнова, С.Еелухина, вр.Еренка, И.Хумэла, П.Хо^мана и др. Вторая часть исследователей представляет жизнь немецких колонистов преимущественно с точки зрения их экономической деятельности. Среда них следует отметить работы: П.Гугушшлк, Н.Клейна, Н.Никифорова, К.Слованского, К.Френеля.
Вне внимания исследователей не осталась и духовная сторона жизни переселенцев, в частности, их вероисповедание. Немецкие колонисты относились к сепаратистам и лютеранпам. В их индивидуальной и общественной жизни религия занимала особое место. Данное обстоятельство, разумеется, по-своему отразилось в исследованиях исторического и экономического характера, посвященных немецким колонистам. Сднако в работах данной категории религиозные взгляды колонистов рассмот- | репы V соподчинении основной проблеме, интересующая' того или иного а:;торс.
Собс'Л!5н:ю религиозно-сепаратистские к лютеранские
взгляды переселявшихся а Грузию немлев пока-что не стали объектом специального монографического исследования. Исследование представлено в диссертационной работе именно в этом разрезе. Безусловно, оно било бы невозможно в отршзе от исторических, экономических и социальных условий немецких колонистов, поэтому этим моментам уделяется в нем дол>:ное место. Однако в диссертации акцент переносится кз религиозные проблемы.
I Для выяснения выдвинутых в диссертационной работе проб-
лем в ряде случаев ориентирующее значение тлеют исследования о существующих на территории Грузии религиозных сектах и вообще сектантстве: А.В.Белова, Д.Гегешдзе, А.И.Ярцева, А.И.Хлябанова, Т.Менабдишвяли, Т.Пандяшадзе, Ф.И.Федоренхо, З.Поракишвили, Э.Хеладзэ.
Для изучения вопросов, связанных с религиозной верой я богослужением немецких колонистов, весьма важны хранившиеся в Центральном Историческом архиве Грузинской ССР материалы на русском и .немепком языках, с привлечением и анализом которых, на наш взгляд, весьма убедительном становится восстановление и выявление реальностей того времена.
Цель а задачи диссертационной работы. Цель диссертации -исследование религиозного сепаратизма я лютеранства перо озлившихся в Грузию немецких колонистов, юс особенностей я значения в органической связи с историческими, социально-политическими и экономическими условиями. Реатазацая этой цели увязана с решением ряда задач.
Потребовалось ясследовагяе причин переселения немениях колонистов и, что особенно ватао, показ реальной рати рэлз-
гиозного мотива з данном историческом акте. Это тем более необходимо, что, на наш взгляд, религиозному мотиву в этом плане уделяется в литературе меньше значения, чем он на самом деле заслуживает.
1
В целях всестороннего изучения немецкого сепаратизма и лютеранства встала также задача характеристики их религиозные истоков и философских основ. Это било необходимо для выяснения их сущности.
Безусловно, интерес вызывало установление тех изменений! которые испытала протестантская религия в грузинской среде.
Сдка из напих задач состояла в выявлении положительной роли протестантизма в хозяйственной и социально-культурной жизни немецких колонистов.
Не меньшую важность приобрела для нас задача изучения взаимоотношения немецких протестантов и православных, проливаниях на территории Грузии.
Научная новизна. В работе впервые исследован распространившийся в Грузии с конца десятых годов XIX века протестантизм - религиозный сепгратизм и лютеранство, их особенности и положительная роль в деле адаптации и налаживания жизни немецких колонистов в новых социальных условиях.
Исследование показало, что сепаратистская и лютеранская вера явились одним из главных факторов, обусловившим, наряд с экономическими и социально-политическими предпосылками, ' переселение немецких колонистов в Грузию и ставшим неотъемлемой частью их жизни.
Было установлено, что различие между сектами немецкого
религиозного сепаратизма и лютеранством, а также определенные изменения, которым они подверглись в местных условиях, не выходили за рамки общих религиозно-философских и этических исходных принципов. В основу их легло альтернативное понимание некоторых христианских догм и правил богослужения и вытекающее из этого неоднородное отношение к ним.
Выяснилось также, что противоборство между действующими в Грузии сепаратистскими сектами и лютеранством завершилось в пользу последнего. Со второй половины XIX века немецкий религиозный сепаратизм постепенно теряет влияние и фактически прекращает свое существование. Его бывшие приверженцы переходят на позиции лютеранства.
Исследование показало, что необходимость удовлетворения религиозных потребностей в значительной степени вынудила колонистов развернуть свою трудовую деятельность с учетом природных и экономических условий Грузии, приспособления к' ним собственных производственных традиций и навыков. В свою очередь, развитие экономики и укрепление хозяйственных связей заложило основу процессу взаимосближения немецких колонистов и грузинского народа, оказав положительное влияние на их тогдашнюю и последующую материальную и духовную жизнь.
Теоретическое и практическое значение. Теоретическая ценность работы определяется тем, что рассмотренными в ней вопросами и выработанными выводами она будет способствовать исследованию проблем религии и ее история на основе объективного, реалистического подхода к ним.
Диссертационная работа дает возможность строгого учета позитивного значения религии в процессе обучения религио-
ведению, история религии, упрочения межнациональных связей.
Апробация диссертации. Основные идеи и выводы диссертация расскотротш кафедрой религиоведения я этики Тбилисского государственного университета 25 сентября 1990 года. Диссертация
1
была одобрена к рзко»«звдована к ващкта,-
Структура и объом работы. Диссертационная работа состоит ее введения, трех глав, заключения, кратких выводов и списка использованной литературы /120 наименований/,
Во введении речь идет об актуальноета диссертационно! работы в условиях требования нового подхода.* религии и ей ECTopiE. Здесь ко показан современный уровень разработки проблемы, сформулированы основная цель я задача работы, научная новизна, которую она содерквт.
Глава первая - "Переселение немецких колонистов в Грузию". К 1Ы9 году в Грузии и на прилежащей к ней территории были созданы следуищие немецкие колонии; Тбилисская, Нариен-фельд /Сартичала/, Александерсдорф /£идубе/, Ели заве таль .;;. /Асуроти/, Екатериненфельд /Борчаяо/, Петерсдорф /близ Сар-тичалы/, Аненфельд /Шаккорк/, Елэнендорф /Ганджа/. На вопрос, что вынудило немцев покинуть родину и искать избежите в далеком краю - исследователями даются разные ответы. Некоторые из них объясняют переселение нег.гпев в Закавказье тогдашней политической сит? алией в Германии. По мнению других,-их переселенке было продиктовано экономическими фактераки. Но от-ршч:ч значение политических и экономических предпосылок переселения нсмопких колонистов'в Грузию,ми приходим к заключению, ЧГС одну ИЗ рглшхжщх р&ЙОЙ It ЭТОМ njOJIOCCC CKJ'JWIil религиозные
мотивы. Полное объяснение данному историческому факту будет дано лишь на основе комплексного подхода к обусловившим его факторам. Для переселения немецких колонистов, а впоследствии для развертывания хозяйственной и иного рода жизненной деятельности религиозный мотив имел существенное, непосредственное и во многих отношениях решающее значение. Данной стороне вопроса должно быть уделено особое внимание ввиду её реального места в указанном процессе, а также потому, что именно она яв:шась главной духовной силой сначала свободной I адаптации колонистов в социальной среде, а затем выявления их собственной производственно-трудовой и культурной самобытности.
Дело в том, что проведение и совладение религиозных взглядов и обычаев сепаратистов встречало на их исторической родине определенное -сопротивление. Поэтому естественно, что они стремились к жизни в таких социальных условиях, при которых они могли бгть ограждены официальной властью от гонения и притеснения по причине их сепаратистской веры и соответствующих ей ритуалов. К этому закономерному устремлению объективно добавилась неудовлетворенность экономическими и социально-политическими условиями тогдашней Германии, невыносимыми для определенной части населения, в особенности для крестьянства. На чувство неудовлетворенности религиозных I потребностей накладывалось недовольство экономическими я политическими правами, и зс8 это'концентрировалось 5 эдином фокусе. Выход следовало искать -гам, гдо из было гггих мгоч:*-горечяй. Закавказье, а едэдовя?ольчп, п Гауз.ч;'
- 10 - •
новой социальной средой, где можно было их избежать.
Сепаратистская и лютеранская религия сыграла роль не просто повода в переселении немецких колонистов, а также в
их дальнейшей жизнедеятельности в Грузии. Документально ус*
тановлено. что протестантская вера представляла неотъемлемую часть общественной и индивидуальной жизни неметтких колонистов и что создание соответствующих материальных и духовных условий имело для самоутверждения колонистов не меньшее значение, чем хозяйственная деятельность.
С приездом в Грузию, несмотря на поддержку правительства, немецкие колонисты столкнулись с рядом жизненных трудностей. Больсуп псмощь 13.1 оказали местные крестьяне. С первого же дня переселения немцев местноё население приняло активное участие в подготовке условий, необходимых для организации хозяйственной и церковной жизни немецких колонистов. ■ '
Со временем взаимоотношения между грузинским населением и немецкими колонистами приобрели широкий характер.
В каждой колонии, кроме тбилисской, основной сферой деятельности немцев являлось сельское хозяйство. Ведущее же место в сельсксм хозяйстве занимало полеводство и виноградарство. Виноградарством занимались особенно в .Елизаветале, Екатериненфельде, Петерсдорфэ и Фрайдентале. В Александер-сдорфской колонии немпы занимались также овощеводством, са-доьодством и животноводством, В тбилисской колонки преимущественно были заняты ремеслом. Там получили развитие почти все отрасли ремесла, что имело для тсгдасней Грузии прсгрес-
сивное значение. Благодаря немецким колонистам были внедрены новые раэношдности хозяйственной деятельности: производство винных бочок, пива и швейцарского сыра. В Грузии немцы занялись также судостроением.
В Тбилиси немецкие колонисты создали различные предприятия, в частности: кожеобрабатывавдее, табачное,'по производству свечей, мыла, лимонадный завод и др.
В процессе высокопрофессионального труда на различных участках деятельности-немецкие колонист делились знанием и опито!.; с грузинами.
Вторая глава - "Сепаратистское движение в немецких колониях" - состоит из трех параграфов. Первый параграф - "Сепаратистское движение в Вюртемберге и его распространение в Грузии" - в первую очередь, затрагивает зарождение сепаратизма немецких колонистов.
Возникновение в Германии религиозного сепаратистского движения датируется, концом ХУШ века. Особый размах это движение приобрело в Вюртемберге и Бадене. Там зарождение и развитие сепаратистского движения было связано с именами вюртембергского богослова Бенгеля и баденского теолога Снг-Штилинга. Их комментарии по вопросу апокалипсиса оказали большое влияние на немецких сепаратистов, глубоко уверовавших в проповедь о втором пришествии Христа и создании тысячелетнего царства. К этому добавился обращенный к верующим призыв Шг-Штилянга переселиться на восток в высокогорное Закавказье. По его мнению, только таким путем можно было спастись от приближающегося второго пришествия.
Вюртембергские сепаратисты не признавали церкви, духовенства. Сни не отдавали детей в школы. Отказывались от церковного бракосочетания. Детей не кростили, не считали нужным отводить их в церковь для конфирмации. Они хоронили пскойни-ксе без религиозного ритуала, отрицали причащение, отказывались от мяса. Признавали ненужно" органную музыку. Одевались особо, чем выделялись от других и пр. Сепаратисты собирались только с пелью совершить свое богослужение, молились и рассуждали об агскалипсисе.
В коште десятых гсдов XIX века начавшееся в Впртемберге сепаратистское двитение проникло в Грузию, с
возникновением немецких колоний. Ото движение было чисто немецким явлением. Тогдакнее население Грузии не приняло в нем участия, не разделив религиозных взглядов сепаратистов. Грузинские православные прэдерудвались определенней позиции в отношении религиозных взглядов немецких сепаратистов, выразившейся в том, что они не притесняли сепаратистов, давали им возможность свободно придерживаться собственны;: религиозных воззреш:й. К этому добавлялись привилегии, которыми пользовались переселившиеся в Российскую империю иностранные колонисты.
Число состоящих в сектах сепаратистов лип превышало число лютеранских верующих. На первых порах, в особенности в начале сороковых годов прошлого века, ряды сепаратистов
заметно выросли за счет лютеранпев, что свидетельствует об
*
определенном влиянии на них сепаратистов. Видимо, это объясняется тем, что первоначально в немецких колониях Грузии
- 13 -
не было пасторов, не строилось и лютеранских церквей, что, вероятно, давало возможность немецким сепаратистам обрести больше единомышленников со сторону лютеран . Именно протестантская церковь и её пасторы и противопоставлялись сепаратистам в Вюртемберге, из-за чего они и подвергались там гонениям.
Сепаратистское движение немецких колоний Грузии объединяло секты последователей собственно сепаратизма и его местной разновидности - бепленизма. Посредством характеристики
I
религиозных воззрений этих двух сект создается общая картина сепаратистского движения в немецких колониях Грузии.
Второй параграф диссертационной работы озаглавлен следующим образом: "Секта бепленистов в Грузии". Секта бепле-нистов получила это название от имени своего руководителя -Адама Бвпле. Учение, которое проповедовал Бепле, впервые привел переселившийся из Вюртемберга в Елизаветаль колонист Онидт. Фактически секта начала свое существование проповедью идей Бепле. Бепле разработал собственное понимание божьего закона, радикально противопоставив себя догмам лютеранской церкви. В соответствии с его учением, бепленисты отрицали церковь, духовенство, причастие, брак. Для отрицания церкви они ссылались на Евангелие, где ничего не сказано о церкви. Они считали церковь сборищем непорядочных людей.
I Не признавали и духовенства, считая, что роль посредника между Богом-отцсм и человеком выполняет не пастор, а сам Христос. Исходя из этого, они подавляли церковь, пасторов, достоинство духовенства. Бепленисты были против крещения их
детей пасторами *в церквях, хотя они и были сторонниками крещения как религиозного ритуала. Согласно им, крещение обязательно, так как только посредством него человек очищается от грехов. При этом, ритуал крещения они совершали в собствен-них домах. Бепленисты крестили детей не с самого рождения, а только в возрасте 14-16 лет, причем при богослужении старшины секты. Бепленисты полагали, что крещение должно произойти лишь тогда, когда личность, подвергающаяся крещению, поймет, зачем её крестят. Поэтому с рождения ребенка ритуал крещения был лишен смысла. По мнению бепленистов, брак также | не требовал соблюдения религиозного ритуала. Сни отрицали конфирмацию, публичное причащение к святым таинствам и пр.
В третьем' параграфе второй главы диссертации - "Секта сепаратистов в Грузии" - охарактеризовано религиозное кредо этой одной из наиболее влиятельных сект немецких колонистов и главные моменты её деятельности. Немецких сепаратистов, которые заселены были преимущественно в колониях Тбилиси, Мариенфельда, Аненфельда, Елизаветаля и центр которых находился в Екатериненфе льде, характеризовала ярко выраженная направленность и ориентация. В этом отношении они имели много общего с бепленистамя. Представители обеих сект, не признавая церковь, пасторов, причащения, бракосочетания, конфирмации, христианских правил похорон, стояли близко друг к другу в отношении религиозных взглядов. Они были отрицательно настроены и по отношению к идее рая и ада, а также к целому ряду рели- | гиозных догм, представлявших для лютеран непреходящую и неоспоримую ценность. Этим объясняются хорошие, дружелюбные
- 15 -
взаимоотношения, установившиеся между бепленястами и сепаратистами во всех сферах религиозной и общзственной жизпи. При всем том, сепаратисты и бепленисты отличались друг от друга с точки зрения понимания и отношения к некоторым религиозным таинствам и ритуалам. Так, в отличив от бештаннстов, сепаратисты не признавали христианский обряд крещения. По их убеждению, крещение должно быть оценено как незначительный церемониал, поскольку Христос не крестил, а благославлял своих детей, поэтому взамен крещения нужно ввести молитву. Подобно ) бепленистам, сепаратисты не признавали роли це'ркви в жизни верующих, но в отличие от них, они не выражали агрессивного противоборства в отношении устава лютеранско-евангелической церкви и т.д.
В диссертации широко представлены архивные материалы, отражающие религиозный быт сепаратистов, их взаимоотношение с бепленистами. Здесь же документально показано отношение тогдашних правителей, а также церковного синода к сепаратистах! ,•религиозные взгляды и ритуальные новации которых вносили резкий диссонанс в традиционную церковную жизнь, в определенной степени отрицательно влияя и на итоги хозяйственной деятельности.
Неоднократные попытки местных государственных правителей ограничить сепаратистское движение в немецких колониях, в особенности же неудача сепаратистов, не сумевших практически осуществить фанатический план переселения в Палестину - подорвали вару сепаратистов, ослабили их влияние. По ряду объективных и субъективных причин они воссоединились с лютеран-
Третья глава диссертации - "Немецкие лютеране в Грузии"-состоит из четырех параграфов. В первом параграфе этой главы в целях характеристики религиозно-философских истоков протестантизма изложены философские и религиозные воззрения Августина Блаженного, легшие впоследствии в основу протестантской веры Кальвина, Цвингля, Лютера. Идея Августина о божественной предопределенности, религиозно-детерминистский, фаталистический принцип объяснения мира и самого человека стал краеугольнда камнем учения великих реформаторов. Для них все и вся, в тем числе и человек с палитрой своих действий "за-програмировано" Богом. Однако божественная предопределенность, по мнению реформаторов, не перекрывает человеку путей самосовершенствования и свершения добрых дел. Хотя, в конечном счете, это тоже происходит по божьей воле.
В той мере, в какой учение Лютера, Цвингли, Кальвина увязывается с эпохой, когда капитализм только начинает зарождаться, - в той мере указания реформаторов на активность человеческой личности были вполне естественны. При этом, феномен человеческой активности родоначальники протестантизма подчинили августинскому принципу божественной предопределенности. Эпоху устраивало, чтобы зародившаяся в недрах феодализма активная деятельность новых общественных сил была объявлена предопределенной, а следовательно, закономерной и неприкосновенной. I
Так же, как православные и католики, реформаторы протестантского направления опирались на догматы Библии. Общим для них является то, что возвышение до Бога может быть осу- -
- 17 -
ществлено только посредством веры в Христа. Но в отличие от католицизма и православной веры, в догматике которых проповедь Бога, святого бытия занимает приоритетное место, протестантизм заостряет внимание на человеческих, личностных качествах Христа, считая поэтому нужным учет соответствующих изменений в церковных правилах и богослужении. По их мнению, традиционная церковь и богослужение содержит много чуждых элементов, внесенных православными и католиками в догматы Библии, и это должно бить исправлено. Протестантизм выдвинул по отношению к религиозным догматам требование своеобразного "творческого" подхода, своего рода "демократизаций" соответствующего богослужения, его упрощения и доведения до человеческих параметров. Исходным принципом здесь также было использовано учение Августина. Для Августина, естественно, началом всех начал является Бог - святое бытие, из этого все вытекает. Однако следы всеразумности, всемогущества и других божественных свойств он ищет в человеке, в его поступках и нравственных отношениях, находя их в качествах, выражающих божественную природу Христа /любовь к ближнему, терпимость, добро, помощь страждущим, сопричастность, благотворительность и т.д./. Прайда, качества эти представлены в личности Христа со сверхчеловеческой силой, однако каждый христианин должен к ним стремиться, в силу того, что он живет в этом мире с верой в I Христа.
В результате заострения внимания на человеческих, и в то же время божественных чертах Христа, родоначальники протестантской религии многое сочли устаревшим и неподходящим в
- 18 -
традиционной церковной лизни и богослужении.
Подобная тенденция явственно замечалась среди переселившихся в Грузию немецких лютеран;, . тем более что отклонение здесь от правопорядков католической церкви не могло повлечь за собой притеснений, наблюдавшихся ранее со-стороны католического мира.
Во втором параграфе третьей главы диссертации проанализированы лютеранские представления и правила богослужения немецких колонистов. В работе широко, со ссылкой на архивные материалы охарактеризованы главные моменты общественного богослужения, лютеранские ритуалы крещения, бракосочетания, обедни, причащения, конфирмации, погребения покойных. Выполнение этих ритуалов с соблюдением протестантских правил производилось при все более улучшающихся условиях: окрепла материальная база религиозной жизни - строились лютеранские церкви, которые оснащались соответствующим устройством и музыкальными инструментами. Больше заботы проявлялось в деле обеспечения церквей пасторами и другим служащим духовным персоналом; приобреталась религиозная литература, привлекавшая все больше внимания колонистов. Этому способствовала организация школьн<?го воспитания учащихся. В то время как сепаратисты и бепленисты выступали против школьного воспитания детей, лютерана , напротив, сочли форму школьного обучения обязательная средством воспитания преданной вере молодежи. Церковь была инициатором, а'порой и самоотверженным участником подбора и подготовки необходимых для школы учительских кадров, обеспечения школ учебниками и программами, а также решения ряда других вопросов, связанных с образованием моло-
дежи. Она активно выступала с претензией решения общественных и семейных проблем колонистов. За пределами внимания церкви не осталось ни одного участка жизни верувдих - будь то рождение ребенка, дело его воспитания, брак, похороны усопших, развлечение и отдых членов колонии, удовлетворение их эстетических потребностей и т.д. Деятельности еЗ управляющих органов посвящен третий параграф работы - "Лютеранская церковь, общества немцев, органы правления". Ясное представление об. их значении.в жизни немецких колонистов дает анализ деятель-I ности городской евангелико-лвтеранской церкви имени св.Петра-Павла.
В евангелико-лютеранской церкви строго следовали характерному для лютеранской религии богослужению, неуклонно соблюдали религиозные обряды. В этой церкви богослужение велось на немецком язчке. Но в определенные дни, в основном в вечерние часы, проповедь шла и на русском языке. -
Мы располагаем возможностью восстановить общую картину богослужения, что позволяют сохранившиеся в архиве материалы. Как явствует из этих материалов, богослужение в лютеранской церкви шло почтя ежедневно. Утренние часы отводились на церковную службу по нравственным вопросам, включая причащение и исповедь. Уроки,- посвященные мученичеству Христа, проводились как в утренние, так и вечерние часы. Утром совершалась конфирмация. Подготовка к конфирмации начиналась с 7-го января >каждого года. По понедельникам, средам и пятницам пастор проводил уроки. Днем устраивалось богослужение для детей, при этом проповедовали Завет Луки. Во вторую половину дня, после обеда производилось следующее богослужение: исповедь, пропо-
ведь на нравственные вопросы, литургическая молитва, уроки по Библии, псалмы. В вечерние часы проповедовались заветы Иоанна, Матвея, Луки. Как видно, про грата церковного богослужения была довольно многосторонней и объемной. Всей деятельностью евангелико-лютеранской церкви управлял церковный Совет. Ремонт церкви и школ, подбор и подготовка учительских кадров, устройство кладбищ и рашааяе других проблем, связанных с религиозной жизнью вообще, - все это составляло предаст заботы церковного Совета. Его деятельность поддерживали и дополняли различные обгрства, сформировавшиеся к тому периоду при церкви.
Среда различных общественных организаций, основанных в Грузии неиецюши колонистами, следует отметить Тбилисское "Собрание немцев". Это общество было основано и начало функционировать с I января 1852 года. Тбилисское "Собрание немцев" ставило целы), чтобы члены общества, наряду с удовлетворением религиозных потребностей, имели возможность приятно проводить время посредством общественных собраний, музыкальных и драматических вечеров, танцев, песен, гимнастики и дозволяемых Законен всевозможных игр. В функции общества входило оказание помощи нуждающимся членам общества, хотя оно помогало и посторонним: Общество состояло из почетных и особых членов. Подлинно почетными членами были немцы, а также иностранцы, принявшие российское подданство. Что же касается представителей всех других народов, то'они считались особыми членами, Сбвдство существовало за счет членских взносов, доходов от балов, маскарадов, ¿юнца ртов, а такае приношений
- 21 -
приглашении гостей. Его годно общество избирало старейшину, обязанность которого заключалась в том, чтобы следить за выполнением устава общества. Общество располагало боготвори-тельной кассой. Значение общества заключалось в том, что наряду с удовлетворением духовных потребностей лютеракпев, оно являлось и источником распространения западно-европейской культуры. Оно приобщило грузинскую среду к некоторым сторонам духовной культуры немцев, привив грузинам внимание и ■• | уважение к ней.
Заслуживает интереса также деятельность основанного в 1886 году немецкими колонистами в Тбилиси женского еванге-лико-лютеранского благотворительного общества. Оно ставило целью оказание, помощи проживающим в Тбилиси липам лютеранской веры. Помощь заключалась в разном: продовольствием, одеждой, деньгаш и др. С общества требовалась и забота об их трудовом устройстве. Прием детей нуждающихся семей в учебные заведения и дома сирот производился за счет общества. Как видно из деятельности этого общества, оно носило благотворительный характер, оказывало помощь не только лютеранам, но и православным женщинам, католичкам, живущим в Тбилиси. В 1900-1901 годы женское евангелнко-лютеранское благотворительное общество включило в свои функции и заботу о приехавших в Тбилиси молодых девушках. Евангелико-лютеран-I ское общоство в Тбилиси находилось под управлением колониального синода и обор-пастора, а эти последние непосредственно зависели от Министерства внутренних дол, основанного при нем деплртпмэнта, золимпвщэгося духовннми делами иновергтеи.
- 22 -
Каждая немецкая колония в Грузии имела собственного пастора и двух церковных старост. Но бывали случаи, когда один пастор обслуживал две колонии. После смерти пастора колония определенный период оставалась без пастора, пока не назначали нового. Каждая колония за это время могла выбрать из своего круга духовного учителя, который бы выполнил обязанности пастора и которого официально назначал обер-пастор.
Пастор немецких протестантов занимал главное место в религиозной жизни немецких колоний. Церковное богослужение и ( ритуалы вел в основном пастор.
Непосредственным руководителем пасторов немецких колоний являлся обер-пастор, утверждаемый Министром департамента духовных дел иной вэрн..Он следил за деятельностью пасторов в колониях, за вопросами нравственности, положением церквей и школ. Обер-пастор сообщал о своих решениях Министру внутренних дел и местному руководству. Ежегодно он посещал немецкие колонии в целях осмотра церквей и школ. После каждого такого визита он составлял протоколы, которые подписывал' обер-пастор, местные проповедники и церковные старосты. В его обязанности .входило также посредничество с городским руководством, созыв колониального синода, упоминание связанных с религиозными делами вопросов и, в случае смерти пасторов, оповещение Министра внутренних дел,- Ежегодно в феврале месяце обер-пас- ^ тор поставлял Министру внутренних дел сведения о новорожденных, новобрачных, умерших, а также докладные о церквях, духовных лицах и приходе.
Для решения стоящих перед.ними вопросов обер-пастор созывал церковный синод, в состав которого, 'кроме него самого.
входили две старейшины - пастора из тбилисских колоний, духовные лица' - депутаты, избираемые обществом каждой колонии сроком на три года. Депутатов синода путем представления надзирателя немецких колоний утверждал городской губернатор Грузии - Имеретии. Б свою очередь, этот последний проявлял живой интерес к церковной жизни немцев, требуя информации о количестве домов богослужителей, духовных лиц и прихода обществ немецких евангелико-лютеранских колоний, а также по другим вопросам.
Комплекс религиозных и социально-правленческих условий, так же как и общественно-историческая среда, предоставлял верующим лютеранам возможность для неограниченных культовых действий. Местное православное население с присущим для него пониманием относилось к немецким протестантам, устанавливая с ними хозяйственные и культурные связи.
Октябрьская революция вызвала коренные изменения в жизни народов Российской империи, в тем числе л грузинского народа, что, разумеется, затронуло и сферу религии и церкви. В связи с этим некоторые существенные вопросы рассмотрены в последнем параграфе диссертация - "Отношение к религии в послеоктябрьский период. Религия и новое мышление". .
Многовековые религиозные традиция грузинского народа, богатый опыт исторических взаимоотношений с иноверцами нашел логическое отражение в Конституции независимой Грузии от 1921 года, где говорится: "Любое гонение на гражданина, ограничение его политических и гражданских прав по причине веры -воспрещено. Каждый может признать вероисповедание, какое же-
лает, или изменить вероисповедание, или же не прииадлеяать ни одному культу" /Статья 31/. Беками укоренившейся традиции терпимости к другой религия соответствовала также 143-ья статья Конституции: "Ни одно из вероисповеданий не имеет преимуществ над другими". Данные статьи К»нституции являлись отражением реальностей религиозной жизни тогдашней Грузии.
После установления советского режима по отношении к религии стала проводиться силовая политика. На словах как будто все было в порядке. Но на деле события приняли совсем другой оборот.
Ын на сочля нудной специальную характеристику религиозной жизни немецких протестантов в советски® период, поскольку адашнистративного нажима со стороны властей нового строя не смогло избежать ни одно религиозное направление, и в том числе, разумеется, протестантизм. Хотя имело место и роковое исключение. В 1941 году, после начала войны, немецкое население Грузии переселили в республики Средней Азии. Завершилась более чем 120-летняя история их религиозной жизни в Грузии. 'Завершилась, в чем, естественно, гру-
зинский народ не повинен. Точно так же воспринимают данный факт и потомки колонистов, часть которых в настоящее время возвращается на свою историческую родину.
Старое, неприемлемое отношение к религии уступает место переосмысленному отношению к ней.
Одно из главных условий демократизации - плюралистический подход к духовным ценностям дает нам возможность по-новому осмыслить место и роль религии в общественной жизни. Признанное в нашей пропагандистской литература бесспорной
истиной пололзпке о реакционной сущности религии лпаазтся почвы. Не ненео важный исходный принцип демократизации - признание приоритета общечеловеческих иэгшосгоЁ над классовыми позволяет объяснить роль рэлкгкв преедз с се го её позитивным значением. В результата оценки места и роли религии с точки зрения человеческих ценностей в центре внимания становится не то, что разделяет верующих и неверующих, народи, исповедующие разные религии - будь то в стране или за ее пределами, а то, | что связывает и объединяет их.
Особенно возрастает е8 значение в деле решения стоящих перед человечеством глобальных проблем. Религиозные организации и отдельные духовные лица все более активизируют свою деятельность в целях обеспечения всеобщего мира. Их авторитетное слово оказывает все большее влияние на совместные решения политических лидеров государств, направленные на избавление мира от опасности термоядерной войны, на предотвращение атомной катастрофы и гибели цивилизации на нашей планете.
Служители религии все чаще встречаются в рядах организаторов экологического движения. Они усиленно выступают под знаменем ликвидации межгосударственных и других конфликтов, поддержки народов, пострадавших от стихийних бедствий, благотворительных действий; при их своевременном участии удается решить немало острых социальных проблем в том или ином реги-} оно мира.
Возрастает значение религии и внутри страны. Демократизация общественной яизнп означает подъем чолоючоского достоинства, его нравственную чдетоту, свободу и олагородство,
ü'ivovi" г.плиуп со ci j;-;::;.-: у/л--та г.. Ili-Ciiosrv^.;
таких подлинно человеческих качеств, какими являются любовь к ближнему, справедливость, равенство, добро, забота об общем деле и др., религия фактически способствует процессу демократизации общественной жизни. Она призвана воодушевить верующих на совершение добрых дел, сформировать у них навыки заботливого отношения к другим людям, соотнесения собственных поступков с религиозными нормами, чувство ответственности за свои ошибки и способность покаяния в них.
Религиозные организации и отдельные духовные лица вносят свой вклад в решение национальных, демографических и других злободневных дош общества вопросов.
Все это диктует нам необходимость переосмысления отношения к•религии, к историческому и современному значению в жизни народов выдвинутых ею человеческих ценностей.
В заключении диссертации коротко сформулированы основные выводы исследования.
Главные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Немецкие колонии в Грузии: духовные и материальные предпосылки, итоги. - Дурн. "Экономист", 1990, № 8, 0,5 п.л. /на груз.яз./.
2. Религия и новое мышление. - 1урн. "Коммунист Грузии", 1990, Л 9, 0,5 п.л. /на груз, и русск.языках/.
3. Немецкий религиозный сепаратизм в Грузии. - Международная научная конференция на тему: "Мировоззрение, вера,