автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Куликов, Михаил Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии"

Куликов Михаил Вячеславович

Неопрагматгом Ричарда Рортн № продолжение традицщй классической американской философия

09.00.03. - история философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Томск 2006

Работа выполнена на кафедре истории философии н логики Философского факультета ГОУ ВПО «Томский государственный университет».

Научный руководитель:

доктор философских наук Наймам Евгений Артурович

Офяцвмьяы* оаоодеггы:

доктор философских наук Целищев Виталий Валентинович кандидат философских наук Ладов Всеволод Адольфович

Веду щи оргаиман:

Уральский государственный университет

Защита состоится 26 декабря 2006 года в 12 часов 30 минут ва заседании диссертационного совета Д.212.267,01 при ГОУ ВПО «Томский государственный университет» ло адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина 36, уч. кор. 4, гуд. 306.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университет

Автореферат разослан 22.11.2006 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета Д.212.267.0]

МазаеваО. Г.

1. Общая характеристика работы

Актуальность auiiuoMiii

Темы «иронии», «коммуникации», «солидарности», «приватного и публичного», разрабатываемые в философии Рорти трудны для исследования, но плодотворны, так как много дают тем, кто желает иметь предстамеяае о состоянии современной философии. Все дело в том, что Рорти очень хорошо ознакомлен с американской н европейской философской мыслью, ее векторами развития, импульсами и движущими силами, как исследователя его интересует прошлое философии, ее история н люди, ее творившие, и в то же время его привлекает настоящее философского процесса, его интеллектуальная игра и экзотичность дискурса. Разрабатывая проект «философии без оснований», лишенной привилегированного положения в культуре, сам Рортя пода« пример нового типа интеллектуала, для которого не свойственны кастовая к провинциальная замкнутость, который много путешествует по миру, интересуясь возможностью «глобального разговора» между культурами. В этом контексте особый исследовательский интерес вызывает уникальность авторской интеллектуальной конструкции - нео прагматизм Ричарда Рорти, а также его соотношение с традицией аналитической философии, европейского постмодерна, экзистенциализмом, герменевтикой, интеллектуальным наследием Хайдеггера и Ницше, с одной стороны, и традицией классической американской философии, - с другой. Основная проблема а связи с этим заключается в том, что сам Рорти зачастую воспринимается (в том числе и * американском философском сообществе) как континентальный мыслитель, оригинальный интерпретатор идей Гегеля, Ницше, Хайдеггера, Деррнда. при этом упускается из вида влияние на него наследия американских авторов. Эта проблема может быть представлена более широко как проблема американской культурной самондеягнфнкадаи. Дело в том, что американская цивилизация со своим уникальным историческим опытом н огромным вкладом в мировую науку, добившись мирового лидерства в военной, политической н экономической сферах, не открытая в философском отношении страна. Добившиеся мирового признания американские мыслители — это, прежде всего аналитические философы, позиционирующие свою работу как обладающую универсальным н профессиональным характером. Однако, очевидно, что между континентальной н американской философиями есть некоторая граница, которая позволяет нам выделить уникальность того или иного философского сообщества. Ситуация усугубляется определенными политическими и идеологическими факторами, будучи цивилизацией иммигрантов, в настоящее время в США сильны неотрайбалнстскне тенденции, групповая замкнутость, стремление к мультккультуралнзму, В этих условиях некоторые мыслители ищут основу для

общественной солидарности в исключительности существующей языковой практики. Своеобразие национальной философии с этой точки зрения представляется одним из решающих факторов формирования идентичности. В связи с вышесказан ним неолрагматнзм Ричарда Рорти рассматривается в его связи с классической американской философией, прагматизмом, трансцендентализмом, персонализмом, как попытка указать на самостоятельность я значимость «американского проекта», что ставит под сомнение утверждение о, безусловно, "постмодернистском", космополитичном, надидеологичном характере его интеллектуальных конструкций, и указывает на их "почвенническое* происхождение. В этом смысле Рорти может быть с полным правом назван н как продолжатель традиций классической американской философии, н как репрезентант ее основных тенденций.

Сгеаеяь noptrntcwl рязряботяввостш темы асследошшвя

Следует отметить, что, несмотря на растущий интерес отечественных исследователей к творческому наследию Р. рорти, его преемственность классической американской философии в систематизированном виде пока не сформулирована. Среди отечественных исследователей, где эта преемственность котя бы частично обозначена, хотелось бы отметить работы Джохадзе И,, Грязнова А., Юлниой Н. Вместе с тем интерес к теме исследования определяется обращением современных зарубежных ученых к до-аналитическим направлениям американской философии вообще и прагматизма в частности, что связано с общим кризисом доминирующей в США аналитической философии. Свидетельством этого являются многочисленные статьи н книги, среди которых можно отметить работы Дж. Кэмпбеяла, Дж. Ганн, С, Кейвеяла, III. Муфф, К. Уэст, Д. У ил сон, Р. Бернсгайна, и многие другие.

Процесс взаимодействия Рорти с творчеством н мировоззрением важнейших представителей американской философия рассматривается на фоне обшей проблематики эпохи, обусловленной глобальной сменой интеллектуальной и эстетической парадигмы, вызванной постоянно усложняющимися отношениями человека с окружающим миром, необходимостью выработки разнообразных моделей культурной адаптации. В результате этого в философии со второй половины XX века происходит разрушение многовекового господства риторической традиции рационалистического восприятия и осмысления жизни, сложившейся еще в XVIII веке и начинается выработка новых подходов к осмыслению действительности во всем бесконечном многообразии ее формально-семантических проявлений. Этот процесс вызывает неизбежный кризис традиционной аналитической философской системы и соответственно необходимый процесс разработки

новых эстетико-философски* принципов, венцом которых оказывается возрождение «нестрогого», герменевтического и социологического типа философствования, втягивающего в себя классические жанровые образования и придающего им новую современную форму существо ваий*.

Теоретической базой разработки вопросов анализа философии Роргги и других авторов в контексте вышеперечисленных проблем а настоящем исследовании являются работы Ю. Хабермаса, Т. Куна, К. О. Апеля, создающие основу для выявления внутренней логики важнейших задач, организующих проблематику динамики философских процессов второй половины XX века.

Эпохальная задача сближения политики и философии, неизбежно диктовала необходимость переосмысления опыта аналитической традиции с ее интенцией на «строгость», «научность», «объективность», обращения к использованию богатого континентального и классического американского философского наел ели». Образ философ« как политика, активно участвующего в общественной жизни страны с подачи Рорти возводится в идеал современного субъекта философской деятельности, ощутимым противовесе»! аналитической «аполитичности» и отвлеченности мыслителя. В связи с этим проблемы политической философии к либерализма играют важную рель в творчестве Рорти, определяя сущностные стороны его работ, тесную взаимообусловленность формальных н содержательных элементов, актуализируя не только стилистические особенности его творчества, но и особую содержательную направленность на создание идеальной модели бьттия в связи с критикой современной действительности, заключенной в переосмысленном философом жанре утопии. Исследование природы его творчества сквозь призму использования названного жанрового концепта позволяет осмыслить глубинные особенности философского метода Рорти и рассмотреть его обусловленность важнейшими чертами авторского мировоззрения. Общность же смыслопорождающнх жанровых структур в творчестве Рорти, Дьюи, Эмерсона, Уитмена демонстрирует их изначальную близость в важных моментах мировосприятия и внутреннюю ориентацию на либерально - демократический проект политического устройства.

В современной гуманитарной науке жанр утопии выделяется в качестве одного из важнейших формально-содержательны* концептов, обусловивших ряд характерных особенностей проблематики и поэтики американской литературы и философии н в какой-то мере адекватных характерным свойствам национального менталитета.

Теоретической базой изучения феномена утопизма является исследование Э. Я. Баталова, во многом определившее принципы научного подхода к проблеме, труды В.

Паррингтоиа, Н. Покровского, С. Сизова, работы Роберта Кейгаяа, Френсиса Фукуяыы н ряда других неолиберальных футурологов, рисующих картину «либерального рая», работа Карпа Мангейма, противопоставляющая утопию и идеологию как самостоятельные и противоположные способы организации «мира политического», что позволит нам проследить трансформацию данного концепта, способствующего одновременно эпнзацнн философского пространства и лиризации, эмоциональной насыщенности и философской углубленности воплощения авторского замысла. В этом контексте анализ творчества Рорги представляет особый интерес.

Теоретической базой разработки вопроса о взаимосвязи «романтической утопии», «иронического теоретизирования» и литературной, или «благородной традиции» США являются работы Р, Розановой. И. Ннколюшнна, И. Сидорова, Т. Элиота, а также С. К ей вел а, Р. Пуарэ и Л. Менанда, распространивших аналитический подход на область искусства и литературы. Гарольд Блум и его «разбожеетвление» романтического представления поэзии и трактовка «сильного поэта» как творца новых метафор помогут в исследовании «импровизации», представленной, в отличие от доктрннализма, как доминирующей стратегии классического американского типа философии. Кроме того, на эту тему появились интересные исследования н отечественных авторов. Например, работа Р. Хестанова «Александр Герцен: импровизация против доктрины», в которой автор интерпретирует творчество А. Герцена с помощью введенного Р. Рорти персонажа либерального нроннка, выстраивающего свое поведение с осознанием случайности центральных убеждений и истин. Интересна также работа отечественного исследователя Т. Бенедиктовой «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США», в котором автор на материале классической американской автобиографии и художественной прозы рассматривает литературную традицию США как длящийся разговор, коммуникативные отношения между пишущими и читающими. Определенные аналогии и «перекличка» литературной н философской традиций в данном случае выглядят вполне уместными.

Цель всследоваввя

Цель диссертационного исследования может быть определена как функциональное и смысловое определение иеопрагматизма Рорти в его связи с основополагающими принципами классической американской философии. Перед исследователем стоит задача подчеркнуть такие особенности неопрагматизма Рорти. которые позволят нам определить его как репрезентанта классической «американской» ментальное™.

Задача всслсдовып:

Достижению поставленной цели призвано служить решение следующих задач:

1.Выявить наиболее характерные, специфические черты американской философии.

З.Определить интеллектуальные, идеологические и эсгегнко-мировоззренческие основы сближения постмодернистского проекта Ричарда Рортн и традиции классической американской философии.

3.Проанализировать творчество Рорти в контексте теоретических поисков современных американских аналитических философов н вписать их поиски в общее направление культурного развития страны.

Теоретвко-методологвчеекая основа ■сслсдомная

Предмет н задачи исследования обусловливают использование сравнительно • аналитического метода. Так как Рортн рассматривается в его отношении к американской классике с одной стороны, и к континентальной философии — е другой, использование сравнительно - аналитического метода позволяет провести познавательную операцию с целью классифицирования, упорядочивания и оценки изучаемого явления.

Выбор методологического подхода вызван также значительной удаленностью во времени при попытках сопряжения философских и мировоззренческих категорий • сознании Рортн и родоначальников американской философии Это вызывает необходимость интерпретации философских образов и структур и выявления их соотнесенности с социальными и политическими взглядами авторов для осмысления особенностей их творческого метода и национальной специфики их произведений. На основании этого, в свою очередь, уже можно сделать вывод о внутренней близости Рортн представителям классической американской философии.

Няучааа аоввзна ■ссдедоиш

Научная новизна работы определяется многоуровневым характером проблемы:

1. В диссертации прослежена малоизученная в отечественной историко-философской науке связь неопрагматизма Ричарда Рорти с важнейшими направлениями эволюции классической американской философии.

2. Впервые рассмотрен вопрос о закономерностях философского развития Рорти (переход от критики гносеологии в «Философии и Зеркале Природы» к социально -философской «Случайность, Ирония, Солидарность» и политической «Обретая вашу страну. Политика левых в Америке» проблематике).

3. Природа социальной утопии в работах Рорти изучена как философский синтез осмысления традиций жанра идиллии в американской культуре.

Оешмаые воложеаая, мшоежмые >а зящвту

1. В диссертационном исследовании доказано, что неопрататистская концепция Рорти имеет своими предпосылками работы американских романтиков Эмерсона, Торо, Олкотта, а также работы классиков прагматизма Джеймса и Дьюи в большей степени, нежели работы европейских постмодернистов н деконстру ктнвнстов.

2. В работе дано обоснование того, что антнфундамеятализм н методологический анархизм Рорти имеет своим основанием плюралистические теории американских философов — классиков, противопоставлявших европейским монистическим концепциям, моральный релятивизм, теологический фнннтиэм, темпоральность и антропоцентризм.

3. В работе показано, что ироническая философия Рорти является выражением «дискурса торга» как особой формы существования американской социокультурной жизни, сложившейся в силовом попе рыночных практик, политической демократии н развитой системы массовых коммуникаций. Данный тип дискурса тиражировал себя посредством делового, политического, публицистического, литературного, философского слова, становясь одним из важнейших средств самосозидания американской нации как культурного целого.

4. Доказано, что постулируемое Рорти превосходство поэтического способа постижения действительности над научным, а также описание человеческой истории как романа или драмы, имело давнюю историю в интеллектуальной традиции США. Рортнанскнй образ «Grand Narrative», беллетризация и романтизация философии является продолжением того типа философствования, который сложился в «золотой век» американской философии и получил название «gentle tradition», или «традиция изящной словесности!».

5. В работе представлен концепт поэтизирующей импровизации, характерный для традиционной американской философии н иронической философии Рорти, который выступает средством противостояния доктринализму, формализму и универсализму моральных, политических и эпистемологический теорий. Поэтизирующая импровизация, объединяющая объективистский и эстетический подходы, тесно связана со стремлением к рациональному философскому проекту в условиях, когда приоритетную значимость стали придавать не репрезентативным, а практическим функциям философии.

6. В работе утверждаете«, что центральные понятия философии Рортн (такие как «плюрализм», «случайность», «солидарность», «толерантность») являются конститутивными для американской культуры в целом. На примерах из произведений американских поэтов н писателей показано их присутствие в американской литературе.

7. Утверждается, что историческое развитие ранней американской философии определялось острейшими идейными н социально-политическими конфликтами своего времени, что повлекло за собой конкретный публицистический и полемический характер философской мысли в Америке. Общественно — политическая проблематика заняла центральное место в философских дискуссиях, утопизм изначально пронизывал и социокультурную жизнь, и мироощущение американцев. В связи с вышесказанным утопический эксперимент Ричарда Рортн, его обращение к идеалу философа - политического пророка представляются как типичное для американской духовной жизни явление.

Структура работы.

Структура данной работы определена целью исследования, логикой изложения н отражает последовательность решения поставленных задач. Работа состоит из трех глав, введения; заключения и списка литературы (132 источника).

1. Освовяое содержание работы

Во Введем! обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень теоретической разработанности и методология исследования; формулируются основные цели и задачи, определяется новизна н положения, выносимые на защиту, практическая и теоретическая значимость работы, ее структура.

Первая гдмя «Плюрализм как главный принцип американской философии и неопрагматизма Ричарда Рортн» посвящена изучению плюрализма как наиболее характерной особенности американской философии. В в(р*ом вярвграфе «Дискурс торга» в иронической философии Рорти» рассматриваются исторические и социокультурные условия возникновения американской философии. Так, американская нация сформировалась в ходе борьбы религиозных сепаратистов с политическим абсолютизмом. Вследствие этого религиозная и политическая проблематика заняли центральное место в духовной жизни колоний. Отношения между религиозной н светской

мыслью в США всегда носили компромиссный характер, протестантская теология выступала против метафизических абсолютов, указывая на антропологическое, социальное и моральное значение религии и религиозной философии. Кроме того, становление американской нации связано с идеей разрыва н стремительного освоения культурно нейтрального пространства, которые сопровождались развитием рыночных н как следствие, демократических отношений. Одним из наиболее важных факторов, оказавших влияние на становление американской культуры, был рынок. Рыночные отношения подрывали традиционные связи, авторитеты, изменяли содержание социальных ролей агентов рынка, формировали новую, динамичную и состязательную атмосферу, культивировали личную инициативу, мобильность акторов. Вместе с тем вырабатывались новые способы коммуникации н организации культурного порядка, новые правила и рамки (договорного, контрактного характера) взаимодействия и торговой игры. Возник и особый вид дискурса, который условно можно обозначить как дискурс торта. Идея о том, что устройство речевого этоса н общественное устройство находятся в отношении подобия, сформулирована & Уорфом так; «...действия, предпринимаемые людьми а тех или иных ситуациях, схожи с манерой, в которой о них говорят». Именно метафора торга, на взгляд автора, передает своеобразие того типа дискурса, который сложился а классической американской философии и неопрагматизме Рортн.

Во втором параграфе «Антносновностъ гносеологического проекта Рорти и актвфундамекталнзм американской философии» обосновывается, почему философия в США приняла не характер поиска Абсолютной Истины, «однозначного соответствия» или «конечного словаря реальности», а имела своей тенденцией социопогизацню, метризацию и релятивизацию знания. Американская философия изначально была критична по отношению к метафизике, под которой понимался к метод доказательства, н тип философствования, к стиль мышления. .Доктрина «абсолюта» подверглась атаке, прежде всего за ее попытки объяснить мир из единого принципа, сомнению бьша подвергнута идея монистической философии. Родоначальники прагматизма отвергли сам принцип субстанциалнэма, редукцию к скрытой первооснове, критиковали дуализм материального - идеального. Поместив в центр своего учения проблему соотношения знания, веры и действия прагматисты указали на принципиальную невозможность исчерпывающе достаточного познания и, следовательно, абсолютной Истины.

В данной части работы рассмотрено и возникновение неклассического идеала рациональности. На место формального признака логического совершенства приходит требование эффективности, работоспособности знания, сама рациональность представляется более открытой, чем формально — логическая рациональность, так как

включает в себя такие элементы как воля, желание, интерес, интуиция, трактуемые в рамках классической рациональности как иррациональные. Поместив в центр своего учения проблему соотношения знания, веры и действия прагматисты указали на принципиальную невозможность исчерпывающе достаточного познания н теоретической разработки. В методологическом отношении Кант рассматривал понятие веры как дополнение недостатка знания, которая в своей второстепенной роли оказывается всего лишь случайным элементом познавательного процесса и который можно было бы отбросить в случае разрешимости ситуации на основе знания. Прагматисты же указали, что в своем поиске эффективных решений человек опирается на привычку и готовность действовать определенным образом, следовательно, элементы, считавшиеся иррациональными входят в структуру рационального.

В аналогичном прагматистском ключе развивалась и американская аналитическая философия, тезис о социолингвистической нагруженности данных опыта приводил вое к тому же антн реализму и нсторисгскому релятивизму. Поэтому антносновность философии Рортн имеет не исключительно постмодернистски й характер, инспирированный Ницше, Хайдегтером, Деррнда. Во многом она есть результат развития тех посылок, которые содержали в себе работы Эмерсона, Пирса, Джеймса, Дьюи.

Во парой главе «Соотношение поэтического и формалистского в неопрвгматнзме Рортн и «благородной традиции» философии США» автор представляет классический американский тип философствования скорее как литературно - поэтический, нежели научный в своем выражении. В нервом параграфе анализируется понятие литературы, проводятся параллели между литературным и философским процессами в США. Указывается, что для классической американской философии характерным было стремление к философии как литературе. Очевидно, что ориентация на подобный образ философии была характерна и для некоторой части европейских мыслителей, однако американские мыслители, ратующие за развитие философии как литературы, воспринимая отдельные идеи постмодернизма, постструктурализма н герменевтики, предпочитают дистанцироваться от них. Свои идеи они ищут в собственном культурном наследии, у (Суайна, Куна, Дэвидсона, Эмерсона, Джеймса, обосновывавших возвращение философии к «полноте опыта», морально - эстетическому переживанию действительности. Тем самым, считают американские мыслители, философия избавляется от бремени норм, догм, методологий, канонов, стереотипов профессиональной работы, новая рациональность легализует любые дискурсы. Избавившись от стереотипов, философия будет играть в культуре роль «коммуникатора» между различными жанрами, что благотворно скажется на литературе, религии, искусстве, политике, риторике. Кроме того, толерантность

литературного творчества позволяет до известной степени вместить в себя весь предшествующий опыт не только своей культуры, но и мнровидекие других культуру что не может не облегчить нарождающийся процесс становления компаративистики и утверждение идеалов мультикувьтурализма и демократии.

Во втором вара графе автор представляет концепт «поэтизирующей импровизации» как противоположную доктриналнзму н системосознданню нарративную стратагему, которая, является еще одним общим элементом, объединяющим раннюю американскую философию и философию Рорти. Поэтическая импровизация, в противоположность доктриналнзму связывается со стремлением представить себе судьбу и возможности рационального философского проекта в условиях, когда философия универсализма подверглась тотальной критике, когда приоритетную значимость стали придавать не репрезентативным, а практическим функциям философии. Обращение к данному концепту поможет ответить на вопрос, каким будет рационалистический проект, если миру не приписана никакая онтологическая гипотеза, сформулированная рационалистической традицией? Обращение Рорти к концепту поэтизирующей импровизации помогает проследить путь, которым он следовал в реализации своего рационалистического проекта, стремясь комбинировать объективистский подход (который достигается через установление антерсубьективного консенсуса) и эстетизирующий (связанный с самореализацией и моралью самоусовершенствования личности). В рамках данного проекта произошел отказ от убеждения, что существует раз и навсегда заданная теоретическая система референции, критерии н нормы в нем стали рассматриваться скорее как проектные н ограниченные, а не как статичные и вечные, как созданные историческими агентами, а не открытые ими.

В общем и целом, концепт поэтизирующей импровизации, выработанный американскими философами в качестве особой мировоззренческой позиции воплотился в определенный способ бытия по отношению к истории и миру. Принятие случайности предопределило их отношение не только к окружающему естественному, социальному и историческому миру, но н изменило отношение к своей собственной самости как чему — то уникальному н случайному, что сделало их предельно самонрокичнымк.

В третьем вяраграфе «Литературная культура» как проект общественного устройства» отмечается изначально присущий американской философии отказ от жестких дисциплинарных рамок между философией, наукой, политикой, в результате чего философия оказывается открытой другим формам социальной деятельности. Рассматриваются предложенные Рорти проекты «религиозной», «научной» и «литературной» культур как способы придать жизни человека «искупительную истину»,

то есть дать ту совокупность верований, которая поместила бы жизнь человека в контекст необходимости и значимости. Именно «литературная» культура, отвергающая общее для религии и философии утверждение, что искупление должно обретаться через соотнесенность со сверхъестественными силами или трансцендентальными, априорными основаниями, находит смысл жизни в пределах человеческого воображения, в социальной утопии или личностной проповеди.

Именно поэтому современное демократическое общество и сам «либерал», которого Рорги определяет как человека, считающего, что самое ужасное - это быть жестоким, считают роман, а не проповедь или трактат в качестве основных средств нравственного прогресса, а также находят образец наилучшего общественного устройства в «литературной культуре», а не в религиозной или научной.

В четвертом ■•раграфе «Прагматистекие интуиции американских литераторов» рассматривается, каким образом классики американской мысли, в первую очередь Эмерсон, Джеймс н Дьюн были усвоены последующими традициями, какие установки, инспирировавшие работы прагматистов содержались в работах американских литераторов. В данном разделе обозначается, что стремление американских мыслителей к «поэтизации» философского метода наиболее полно отвечает свойственной им интуитивно — символической трактовке познания. Больший креативный потенциал литературы обусловлен возможностью использования привычных слов в нетипичных для них'значениях, то есть за возможность метафорнзации и импровизации, что заставляет культуру двигаться дальше.

В ввтом ■аршрафе «Образ метафизика и ироннка в американской культуре (на примере романа Г. Мелвилла «Моби Дик»)» на примере знаменитого романа американского писателя показано, каким образом в американской литературе были представлены феномены «плюрализма», «случайности», «условности», «солидарности как толерантности», разрабатываемые в философии прагматизма и являющиеся конститутивными и характерными для американской культуры в целом. Представлена, как в данном произведении автор выразил одну из центральных тем философии Рорти • противопоставлений метафизики и иронии как двух возможных типов отношения к миру. Капитан судка Ахав олицетворяет метафизика, сокрушенного невозможностью ухватить бесконечность смысла, которую в романе представляет белый кит. Простой матрос Измаил олицетворяет нроникн, осознающего безнадежность попыток ухватить бесконечное н довольствующегося релью наблюдателя — интерпретатора, конвертера смыслов. Крах всего универсального, случайность, ощущение неполноты смыслов, - вое то, что терзает Ахааа, переживается Измаилом по — иному. В отличие от капитана он

приемлет двойственность, амбивалентность бытия. Измаил избегает окончательных трактовок и описаний, все представляется ему «надвое»: капитан с грозным библейским именем с другой стороны есть «бедный старый китолов», ничтожный гарпунер — дикарь Квикег — царский сын на далеком острове. В таких обстоятельствах только ироничное отношение к жизни может дать, конечно, не равноправия с богами, но некоторую меру свободы н значительности, которой Измаил готов удовлетвориться. Поиск кита — истины превращается в испытание, безнадежность которого сводит метафизика Ахава с ума. Метафизической жажде единовременного обладания истины Нзманл противопоставляет ироническую игру, постоянное интерпретирование, «выторговывание» у жизни смысла, не имея на это достаточно средств. Фигура иронического посредника лишена масштаба и героизма метафизика, однако она не безнадежна, так как бесконечный труд оо налаживанию общения — понимания необходим доя человеческого развития.

Также на примере отношений Измаила и гарпунера Квикега рассмотрен рортнанский концепт «солидарности», представленный как возможность межкультурного диалога в неопределенном мире. Эту возможность дает кроннзм, заключающийся в скепсисе в отношении любой культурной формы, претендующей на привилегированность, завершенность смысла, универсальность и тотальность, а также недоверии к иерархиям и авторитетам, толерантности, готовности к коммуникации с иными формами.

Третья глава ««После философии — демократия». Взаимосвязь философии и политики в неопрагматизме Рортн н интеллектуальной истории США» посвящена изучению феномена общественно - политической ориентированности американской философии и нсопрагмэтнзма Рортн. Отдельное место отводится изучению феномена утопизма. В первом параграфе «Общественно - политическая ориентированность американской философии» доказывается, что американская "философская мысль изначально была ориентирована на решение гражданских и общественно — политических задач, так как историческое развитие ранней американской философии определилось острейшими идейными и социально-политическими конфликтами своего времени. Американская философия, выражающая по сути своей мировоззренческие ориентации различных социальных сил данного общества, рождалась на острие политических конфликтов и ожесточенного идейного противостояния, что обусловило ее полемический характер. Роль либерального философа - пророка, которую берет на себя Рортн, также представляется как традиционная в данном обществе, примером чего может послужить Дьюи.

Во втором параграфе рассматривается феномен утопизма как типичный для американской культуры. Интерес к изучению политических утопий заключается в том,

что утопии являются ключом к дешифровке политического сознания, так как многое из того, что не находит адекватного выражения в научно выверенном дискурсе, ио представляет для данной группы ценность, нередко получает свое выражение в утопиях или антиутопиях. Само открытие Америки воспринималось в период Ренессанса в Европе как открытие «земли обетованной». Представления об огромных богатствах нового континента, об отсутствии жестких преград на нуга проявления частной инициативы, религиозная, политическая н экономическая свободы, а также сложившиеся с течением времени концепции «явного предначертания» и «американской исключительности» стали теми предпосылками, которые привели в итоге к формированию утопического сознания, «американской мечты». Особую роль в становлении и развитии американского социально — утопического сознания играла «ситуация фронтнра», зафиксировавшая представление о том, что, отодвигая границу к западу, на новых землях можно осуществить свой идеал. Символ границы вообще важен для утопического сознания, ибо утопизм — это преодоление границы стабильного, наличного, повседневного, это постоянное нарушение статус к во, это посягательство на новые границы, новые ценности, новые смыслы. Необходимо отметить, что Р.Рортн проводит аналогию между «ситуацией фронтнра» и работой поэта, который занят преодолением границ языка, постоянным переописаиием наличных словарей, поиском новых метафор, способных передать случайность и исключительность собственных жизненных практик.

Указывается, что традиция утопических проектов в Америке имела огромное значение еще и потому, что к формированию утопических идеалов обращались такие выдающиеся писатели и политики как Ф. Купер, Г Д. Topo, К. Воииеигут, Дж. Ф. Кеннеди, JI. Джонсон, что отличается от ситуации в Европе, где утопические проекты зачастую были уделом «литературных поденщиков» или политических маргиналов.

В третьем параграфе «Утопический проект Ричарда Рорти» изучается обращение американского философа к утопическому проекту, что связано с новыми оценками американских романтиков, возрождением интереса к гуманнтаристике и подлинно национальным корням, с одной стороны, и кризисом либерально)! идеологии, с другой. Обращение к либеральной утопии и конструирование альтернативных образов грядущего мира связано с надеждой заново сформулировать «национальную идею», способную конкурировать с другими идеями, и открыть перса рядовыми американцами видение «рубежей будущего». Построение утопии связывается с необходимостью отбросить рационалистический проект, взглянуть на самость как нечто, лишенное центра, перейти от доктрины объективности к доктрине солидарности, и совершить поворот «от теории к нарративу», что означает отказ от попыток описать всю нашу жизнь в терминах одного

словаря. В качестве особой черты, выделяющей проест Рорги нз многообразия американских утопий, отмечается «открытость», незавершенность данного проекта. Если в классической утопии жизнь личности и со шума была предельно регламентирована, то постмодернистский буржуазный либеральный проект американского мыслителя декларирует лишь его общий принцип, а именно, случайный характер его практик, институтов, а также той языковой игры, в которую втянуты агенты этого социума. Такой утопический проект выглядит скорее наброском, фрагментом с размытыми контурами, нежели четкой программой действия. Автор как бы приглашает общественность к сотворчеству, предлагает обсудить многообразные проекты, выражающие общественную надежду или приватные ожидания. Тем самым автор указывает на возможность сосуществования параллельных утопических миров, которые всегда ставят под сомнение наличное положение дел, а также заставляют усомниться в том, что выбрана верная языковая практика.

В Злключеввв формулируются основные выводы исследования, намечающие направления дальнейшей разработки данной темы.

3. ЦуСлшшщщ во теме днссертяпиж

1. -«Образ метафизика н нроннка в американской культуре (на примере романа Г. Мелвнлла «Мобн Дик»), Вестник ТГУ. 2006. Приложение № 19, стр. 43-47.

2. «Проблемы развития приватной н публичной сфер морали в рамках либеральной политики и идеологии» в сборнике материалов VI региональной межвузовской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук». Томск, ТГУ, 2005, с. 73 - 77.

3. «Универсализм и случайность либерального политического проекта; Гегель и Рорти» в сборнике материалов VII региональной межвузовской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук». Томск, ТГУ, 2006, с. 23 — 27.

Отпечатано на участке оперативной полиграфии редакционно-тодательского отдела ТГУ Лицензия ПД № 00208 от 20 декабря 1999 г.

Заказ № ЛбЧпт«^. »„ „^, ,^..2006 г Тираж -*0О чкт

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Куликов, Михаил Вячеславович

Введение.

1. Плюрализм как главный принцип американской философии и неопрагматизма Ричарда Рорти.

1.1. «Дискурс торга» в иронической философии Рорти.

1.2. Антиосновность гносеологического проекта Рорти и антифундаментализм американской философии.

2. Соотношение поэтического и формалистского в «благородной традиции» философии США и неопрагматизме Рорти.

2.1. Взаимосвязь литературы и философии в традиции американской мысли

2.2. Импровизация как стратегия классического американскою тина философствования и иронической философии Рорти.

2 3. «Литературная культура» как проект общественно1 о устройства.

2.4. Прагматистские интуиции американских литераторов.

2.5. Образ метафизика и ироника в американской культуре на примере романа Г. Мелвилла «Моби Дик»).

3. «После философии-демократия». Взаимосвязь философии и политики в неопрагматизме Рорти и интеллектуальной истории США.

3.1. Общественно - политическая ориентированность американской философии.

3.2. Утопизм как важнейший феномен американской культуры.

3.3. Утопическии проект Ричарда Рорти.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Куликов, Михаил Вячеславович

Темы «иронии», «коммуникации», «солидарности», «приватного и публичного», разрабатываемые в философии Рорти трудны для исследования, но плодотворны, так как много дают тем, кто желает иметь представление о состоянии современной философии. Все дело в том, что Рорти очень хорошо ознакомлен с американской и европейской философской мыслью, ее векторами развития, импульсами и движущими силами, как исследователя его интересует прошлое философии, ее история и люди, ее творившие, и в то же время его привлекает настоящее философского процесса, его интеллектуальная игра и экзотичность дискурса. Разрабатывая проект «философии без оснований», лишенной привилегированного положения в культуре, сам Рорти подает пример нового типа интеллектуала, для которого не свойственны кастовая и провинциальная замкнутость, который много путешествует по миру, интересуясь возможностью «глобального разговора» между культурами. В этом контексте особый исследовательский интерес вызывает уникальность авторской интеллектуальной конструкции - неопрагматизм Ричарда Рорти, а также его соотношение с традицией аналитической философии, европейского постмодерна, экзистенциализмом, герменевтикой, интеллектуальным наследием Хайдеггера и Ницше, с одной стороны, и традицией классической американской философии, - с другой. Основная проблема в связи с этим заключается в том, что сам Рорти зачастую воспринимается (в том числе и в американском философском сообществе) как континентальный мыслитель, оригинальный интерпретатор идей Гегеля, Ницше, Хайдеггера, Деррида, при этом упускается из вида влияние на него наследия американских авторов. Эта проблема может быть представлена более широко как проблема американской культурной самоидентификации. Дело в том, что американская цивилизация со своим уникальным историческим опытом и огромным вкладом в мировую науку, добившись мирового лидерства в военной, политической и экономической сферах, не открытая в философском отношении страна. Добившиеся мирового признания американские мыслители - это, прежде всего аналитические философы, позиционирующие свою работу как обладающую универсальным и профессиональным характером. Однако, очевидно, что между континентальной и американской философиями есть некоторая граница, которая позволяет нам выделить уникальность того или иного философского сообщества. Ситуация усугубляется определенными политическими и идеологическими факторами, будучи цивилизацией иммигрантов, в настоящее время в США сильны неотрайбалистские тенденции, групповая замкнутость, стремление к мультикультурализму. В этих условиях некоторые мыслители ищут основу для общественной солидарности в исключительности существующей языковой практики. Своеобразие национальной философии с этой точки зрения представляется одним из решающих факторов формирования идентичности. В связи с вышесказанным неопрагматизм Ричарда Рорти рассматривается в его связи с классической американской философией, прагматизмом, трансцендентализмом, персонализмом, как попытка указать на самостоятельность и значимость «американского проекта», что ставит под сомнение утверждение о, безусловно, "постмодернистском", космополитичном, надидеологичном характере его интеллектуальных конструкций, и указывает на их "почвенническое" происхождение. В этом смысле Рорти может быть с полным правом назван и как продолжатель традиций классической американской философии, и как репрезентант ее основных тенденций.

Актуальность исследования «Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии» определяется обращением современных исследователей к изучению до-аналитических направлений американской философии вообще и прагматизма в частности, что связано с общим кризисом доминирующей в США аналитической философии. Свидетельством этого являются многочисленные статьи и книги, среди которых можно отметить работы Дж. Кэмпбелла, Дж. Ганн, С. Кейвелла, Ш.

Муфф, К. Уэст, Д. Уилсон, и многие другие. Актуальность определяет основные направления исследования, которые состоят:

Во - первых, в выявлении наиболее характерных гносеологических установок в концепции Рорти (своеобразное видение процесса познания, особое понимание опыта, отличное от сложившегося в классическом эмпиризме и рационализме, специфика познающего субъекта и процедуры объективации знания), определении особенности подхода к социально- философским проблемам в неопрагматизме (проблемы социальной динамики, случайности и закономерности в историческом развитии, вопрос о роли личности в истории, проблема солидарности в обществе, проблемы политической свободы, равенства, справедливости, социальной и нравственно - правовой ответственности, идентичности членов сообщества, проблема личной автономии и ее защиты от посягательства извне), специфике решения этических и антропологических проблем в современном прагматизме, рассмотрении предложенной структуры взаимосвязи различных жанров культуры: науки, политики, религии и философии.

Во - вторых, в осмыслении значения аналитического и прагматистского направления философии для становления системы Ричарда Рорти.

В - третьих, в осмыслении значения континентальной философии (прежде всего Хайдеггера, Ницше, Гадамера, Гегеля, Деррида) для становления системы Ричарда Рорти.

В - четвертых, в актуализации рецепции прагматизма Джеймса и Дьюи в постаналитической (постфилософской) культуре конца XX века, в творчестве Рорти, что определяется общей интеллектуальной и политической проблематикой эпохи.

Поднимая вопрос об интеллектуальных истоках неопрагматизма необходимо отметить, что сам американский мыслитель неоднократно отмечает преемственность своих построений идеям классического прагматизма Джеймса и Дьюи, у которых он находит критику платонизма, картезианства, Канта и всей метафизической традиции в сочетании с оптимистической верой в успех либеральной политики. Также Рорти обращается и к американским писателям и поэтам: Эмерсону, Topo, и изобретателю идеи «осуществления американской мечты как апокалипсиса, эсхатологического события, которое наделит жизнь человека ее предельным смыслом» [119. с.241] Уолту Уитмену. Если в современной историко-философской мысли США имеется огромный интерес к изучению наследия этих авторов как предтеч прагматизма, примером чему может быть изданный под редакцией М. Дикстейна сборник с характерным названием «Возрождение прагматизма», в работе над которым приняли участие такие исследователи как Р. Рорти, X. Ионас, JI. Менанд, Р. Пуарэ, Д. Бромвич, С. Кейвелл, то в отечественной традиции эта линия практически не изучена.

Доминирующая в духовной жизни современной Америки аналитическая философия представляется Рорти утратившим свое былое значение феноменом и обвиняется в канонизации философского дискурса, замкнутости в жесткие дисциплинарные и профессиональные рамки, оторванности от истории, культуры и общественной жизни. Преодоление этой оторванности возможно благодаря возрождению основной традиции мышления в интеллектуальной истории США. Перейдя от аналитической философии к прагматизму, Рорти находит в нем отклик своим социально-политическим убеждениям и погружается в атмосферу постоянных активных творческих поисков, обнаруживая внутреннее сходство в подходе к осмыслению проблем окружающей действительности, в выборе актуальных тем и способе их философского осмысления с работами своих предшественников. Поиски философа получают новые творческие импульсы, углубляется его интерес к политике, континентальной философии и национальной культуре, к внутренней жизни личности и антропоцентрическому анализу окружающей действительности. О плодотворности этого процесса свидетельствует тот факт, что с 1979 года по настоящее время из-под пера Рорти выходят его наиболее значительные работы, такие как «Философия и Зеркало Природы» (1979),

Последствия прагматизма» (1982), «Случайность, Ирония, Солидарность» (1989), «Обретая нашу страну. Политика левых в Америке» (1998).

Анализируя влияние классиков американской философии на Рорти, нельзя не отметить, что многие важные моменты, определившие своеобразие его творческой и идейной позиции среди мыслителей конца XX века не только не обусловлены влиянием идей классиков, но нередко противоположны взглядам, отстаиваемыми ими. Это стало причиной неизбежных нападок со стороны ряда исследователей его творчества, обвиняющих его увлечение классическим прагматизмом либо как данью моде (Джон Пассмор), либо как попыткой скрыть свои расистские идеалы (Уильям Труитт). Так, профессор университета Южной Флориды Уильям Труитт указывает на то, что в погоне за легитимностью, Рорти провозглашает свою неопрагматическую концепцию естественным порождением классического прагматизма, что Труитт расценивает как «болезненный случай исторической амнезии» [73. с. 154]. Если философское содержание и метод американского прагматизма (Пирса и Дьюи) вытекали из объективных и аналитических методов экспериментальных наук и были свободны от иронии и скептицизма, то неопрагматизм Рорти, разделывается с фундаментализмом любого рода, включая научный, в пользу солидарности, коренящейся в «расистской теории языка». Возможно, тем самым Рорти оказывается ближе к Хайдеггеру, Поль де Ману или Деррида, нежели к классикам американской философии. Все это, несомненно, должно стать предметом серьезнейшего исследования.

С идеей изменения общекультурной парадигмы связано стремление Рорти к отказу от идеалов рациональности. Объективность как представленное в визуальных метафорах соответствие идеи независимой от нее вещи уступает место парадигме интерсубъективности, делающей акцент на конвенциональную, договорную, генеалогическую природу знания. В связи с этим социально - философская проблематика, имевшая первостепенное значение для классической американской философии, укорененной в пуританском эсхатологизме, приобретает особое значение и в философии Рорти. Таким образом, исследование неопрагматической концепции Рорти в ее связи с классической американской гуманитарной мыслью и выяснение их актуальности в системе формирующихся философских приоритетов ставит проблему их рассмотрения в контексте взаимодействия политики и философии, демократии и языка, в котором она описана.

Научная новизна работы определяется многоуровневым характером проблемы:

1. В диссертации прослежена малоизученная в отечественной историко-философской науке связь неопрагматизма Ричарда Рорти с важнейшими направлениями эволюции классической американской философии.

2. Впервые рассмотрен вопрос о закономерностях философского развития Рорти (переход от критики гносеологии в «Философии и Зеркале Природы» к социально - философской «Случайность, Ирония, Солидарность» и политической «Обретая нашу страну. Политика левых в Америке» проблематике).

3. Природа социальной утопии в работах Рорти изучена как философский синтез осмысления традиций жанра идиллии в американской культуре.

На основании вышесказанного цель диссертационного исследования может быть определена как функциональное и смысловое определение неопрагматизма Рорти в его связи с основополагающими принципами классической американской философии. Перед исследователем стоит задача подчеркнуть такие особенности неопрагматизма Рорти, которые позволят нам определить его как репрезентанта классической «американской» ментальности.

Достижению поставленной цели призвано служить решение следующих задач:

1.Выявить наиболее характерные, специфические черты американской философии.

2.0пределить интеллектуальные, идеологические и эстетико-мировоззренческие основы сближения постмодернистского проекта Ричарда Рорти и традиции классической американской философии.

3.Проанализировать творчество Рорти в контексте теоретических поисков современных американских аналитических философов и вписать их поиски в общее направление культурного развития страны.

Предмет и задачи исследования обусловливают использование сравнительно - аналитического метода. Так как Рорти рассматривается в его отношении к американской классике с одной стороны, и к континентальной философии - с другой, использование сравнительно - аналитического метода позволяет провести познавательную операцию с целью классифицирования, упорядочивания, оценки изучаемого явления и выявления основных мотивов его творчества.

Выбор методологического подхода вызван также значительной удаленностью во времени при попытках сопряжения философских и мировоззренческих категорий в сознании Рорти и родоначальников американской философии. Это вызывает необходимость интерпретации философских образов и структур и выявления их соотнесенности с социальными и политическими взглядами авторов для осмысления особенностей их творческого метода и национальной специфики их произведений. На основании этого, в свою очередь, уже можно сделать вывод о внутренней близости Рорти представителям классической американской философии.

Процесс взаимодействия Рорти с творчеством и мировоззрением важнейших представителей американской философии рассматривается на фоне общей проблематики эпохи, обусловленной глобальной сменой интеллектуальной и эстетической парадигмы, вызванной постоянно усложняющимися отношениями человека с окружающим миром, необходимостью выработки разнообразных моделей культурной адаптации. В результате этого в философии со второй половины XX века происходит разрушение многовекового господства риторической традиции рационалистического восприятия и осмысления жизни, сложившейся еще в XVIII веке и начинается выработка новых подходов к осмыслению действительности во всем бесконечном многообразии ее формально-семантических проявлений. Этот процесс вызывает неизбежный кризис традиционной аналитической философской системы и соответственно необходимый процесс разработки новых эстетико-философских принципов, венцом которых оказывается возрождение «нестрогого», герменевтического и социологического типа философствования, втягивающего в себя классические жанровые образования и придающего им новую современную форму существования.

Теоретической базой разработки вопросов анализа философии Рорти и других авторов в контексте вышеперечисленных проблем в настоящем исследовании являются работы Ю. Хабермаса, Т. Куна, К. О. Апеля, создающие основу для выявления внутренней логики важнейших задач, организующих проблематику динамики философских процессов второй половины XX века.

Эпохальная задача сближения политики и философии, неизбежно диктовала необходимость переосмысления опыта аналитической традиции с ее интенцией на «строгость», «научность», «объективность», обращения к использованию богатого континентального и классического американского философского наследия. Образ философа как политика, активно участвующего в общественной жизни страны с подачи Рорти возводится в идеал современного субъекта философской деятельности, ощутимым противовесом аналитической «аполитичности» и отвлеченности мыслителя. В связи с этим проблемы политической философии и либерализма играют важную роль в творчестве Рорти, определяя сущностные стороны его работ, тесную взаимообусловленность формальных и содержательных элементов, актуализируя не только стилистические особенности его творчества, но и особую содержательную направленность на создание идеальной модели бытия в связи с критикой современной действительности, заключенной в переосмысленном философом жанре утопии. Исследование природы его творчества сквозь призму использования названного жанрового концепта позволяет осмыслить глубинные особенности философского метода Рорти и рассмотреть его обусловленность важнейшими чертами авторского мировоззрения. Общность же смыслоиорождающих жанровых структур в творчестве Рорти, Дьюи, Эмерсона, Уитмена демонстрирует их изначальную близость в важных моментах мировосприятия и внутреннюю ориентацию на один величайший образец политического устройства — либеральную демократию, «свободную кооперацию свободных людей», что и создает предпосылки для их личного сближения.

В данной работе автор попытается представить утопический проект «постмодернистского буржуазного либерализма» как продолжение типического для американской литературы и философии жанра идиллии, ведущего свои корни еще от отцов - основателей, для которых утопическая Америка являла собой проект бескастового и бесклассового общества, «история которого еще не написана, поскольку эта история еще должна быть разыграна» [130. с. 960].

В современной гуманитарной науке жанр утопии выделяется в качестве одного из важнейших формально-содержательных концептов, обусловивших ряд характерных особенностей проблематики и поэтики американской литературы и философии и в какой-то мере адекватных характерным свойствам национального менталитета. Теоретической базой разработки вопроса является исследование Э. Я. Баталова, во многом определившее принципы научного подхода к проблеме, работы Роберта Кейгана, Френсиса Фукуямы и ряда других неолиберальных футурологов, рисующих нам картину «либерального рая», работа Карла Мангейма, противопоставляющая утопию и идеологию как самостоятельные и противоположные способы организации мира политического», что позволит проследить трансформацию данного концепта, способствующего одновременно эпизации философского пространства и лиризации, эмоциональной насыщенности и философской углубленности воплощения авторского замысла. В этом контексте анализ творчества Рорти представляет особый интерес.

Теоретической базой разработки вопроса о взаимосвязи «романтической утопии», «иронического теоретизирования» и литературной, или «благородной традиции» США являются работы Стэнли Кейвела, Ришара Пуарэ и Луи Менанда, распространивших аналитический подход на область искусства и литературы. Гарольд Блум и его «разбожествление» романтического представления поэзии и трактовка «сильного поэта» как творца новых метафор помогут в исследовании «импровизации», представленной, в отличие от доктринализма, как доминирующей стратегии классического американского типа философии. Интересна также работа отечественного исследователя Бенедиктовой Т. Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США», в котором автор на материале классической американской автобиографии и художественной прозы рассматривает литературную традицию США как длящийся разговор, «исторически устойчивый коммуникативный пакт между пишущими и читающими» [10. с. 16]. Определенные аналогии и «перекличка» литературной и философской традиций в данном случае выглядят вполне уместными. Основные положения, выносимые на защиту:

1. В диссертационном исследовании доказано, что неопрагматистская концепция Рорти имеет своими предпосылками работы американских романтиков Эмерсона, Topo, Олкотта, а также работы классиков прагматизма Джеймса и Дьюи в большей степени, нежели работы европейских постмодернистов и деконструктивистов.

2. В работе дано обоснование того, что антифундаментализм и методологический анархизм Рорти имеет своим основанием плюралистические теории американских философов - классиков, противопоставлявших европейским монистическим концепциям, моральный релятивизм, теологический финитизм, темпоральность и антропоцентризм.

3. В работе показано, что ироническая философия Рорти является выражением «дискурса торга» как особой формы существования американской социокультурной жизни, сложившейся в силовом поле рыночных практик, политической демократии и развитой системы массовых коммуникаций. Данный тип дискурса тиражировал себя посредством делового, политического, публицистического, литературного, философского слова, становясь одним из важнейших средств самосозидания американской нации как культурного целого.

4. Доказано, что постулируемое Рорти превосходство поэтического способа постижения действительности над научным, а также описание человеческой истории как романа или драмы, имело давнюю историю в интеллектуальной традиции США. Рортианский образ «Grand Narrative», беллетризация и романтизация философии является продолжением того типа философствования, который сложился в «золотой век» американской философии и получил название «gentle tradition», или «традиция изящной словесности».

5. В работе представлен концепт поэтизирующей импровизации, характерный для традиционной американской философии и иронической философии Рорти, который выступает средством противостояния доктринализму, формализму и универсализму моральных, политических и эпистемологический теорий. Поэтизирующая импровизация, объединяющая объективистский и эстетический подходы, тесно связана со стремлением к рациональному философскому проекту в условиях, когда приоритетную значимость стали придавать не репрезентативным, а практическим функциям философии.

6. В работе утверждается, что центральные понятия философии Рорти (такие как «плюрализм», «случайность», «солидарность», «толерантность») являются конститутивными для американской культуры в целом. На примерах из произведений американских поэтов и писателей показано их присутствие в американской литературе.

7. Утверждается, что историческое развитие ранней американской философии определялось острейшими идейными и социально-политическими конфликтами своего времени, что повлекло за собой конкретный публицистический и полемический характер философской мысли в Америке. Общественно - политическая проблематика заняла центральное место в философских дискуссиях, утопизм изначально пронизывал и социокультурную жизнь, и мироощущение американцев. В связи с вышесказанным утопический эксперимент Ричарда Рорти, его обращение к идеалу философа - политического пророка представляются как типичное для американской духовной жизни явление. Композиционная структура работы определена целью исследования, логикой изложения, отражающей последовательность решения поставленных задач, а также необходимыми уровнями осмысления исходного материала. В первой части дан анализ специфики американской философии и особого типа дискурса, сложившегося под влиянием уникальных культурно - исторических обстоятельств. Во второй части исследования «ироническая» форма философии Рорти представлена как продолжение «нестрогого типа мышления», демонстрируемого американскими философами - поэтами. Импровизация, как доминирующая стратегия американской философии противопоставляется доктринализму, характерному для метафизических систем Европы. На примере романа Г. Мел вилла «Моби Дик» рассматривается то, как в американской литературе были представлены феномены «плюрализма», «случайности», «солидарности как толерантности», конститутивные для философии Рорти. В третьей главе прослеживается связь проекта «постмодернистского буржуазного либерализма» Рорти с многообразными феноменами утопизма, характерными для американской культуры в целом. Обращение американского мыслителя к проблематике политической философии также оценивается как типичное для американской философии, изначально ориентированной на решение гражданских и общественно - политических задач.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии"

Заключение.

Любые хронологические вехи и институциональные координаты в истории философии, конечно, вещи довольно условные. Можно не согласиться с выбором рассмотренных в работе персоналий (Пирс, Джеймс, Дьюи, Эмерсон, Уитмен, Topo) как представителей классической американской философии. Вполне закономерен будет вопрос о том, почему в этот список не попали такие влиятельные представители "золотого века" американской философии как Джосайя Ройс, Джордж Сантаяна, или целая плеяда таких протестантских теологов как Джон Коттон, Томас Хукер, Роджер Уильяме. Тем не менее автор считает свой выбор оправданным, поскольку ни Сантаяна, ни Ройс не оставили после себя школы своих последователей, и остались в истории философии как авторы оригинальных интерпретаций европейских мыслителей, прежде всего Гегеля. Создатели прагматизма, напротив, заявили о себе как об исключительно оригинальных мыслителях, разработавших уникальную методологию, позволившую представить многие философские проблемы новым, ранее не известным образом. Прагматизм, по мнению автора, на высоком теоретическом уровне выразил характерный для американской нации стиль мышления, что дает ему полное право носить титул "самой американской" из философий. Различие "классического" и "неклассического" этапов также оправдано rio ряду параметров, важнейшим из которых является изменение когнитивной культуры. Классический "золотой век" американской философии был веком оптимизма, веры в возможность преодолений заблуждений предшественников и возвращения философии к здравому смыслу. Когнитивную культуру классиков определяли два фактора: процессуальность в соответствии с дарвиновским образом науки и уверенность, что преодоление понятия "опыт" в прагматических категориях сделает его основанием для всех философских построений. Лингвистический поворот, совершенный логическим атомизмом и неопозитивизмом, задал новую парадигму и ввел новую когнитивную культуру: от предметного разговора о мире философия перешла к разговору о языке. Приняв положение о социолингвистической нагруженности опыта, в том числе интуиции о существовании своего собственного сознания, означал отказ от эмпиризма и принятие антифундаментализма и исторического релятивизма. В этом свете рассмотрение преемственности в решении старых проблем новыми средствами представляется особенно интересным.

Исследование "Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии" дает нам возможность рассмотреть парадигмальное различие стиля мышления двух временных периодов исходя из масштабов и степени секуляризации философии. Прагматизм начала XX века развивался между двумя полюсами - теологией и наукой, принимая различные формы. В общем и целом религиозные формы американского прагматизма стали довлеющими, философия продолжала оставаться проповеднической, монологичной, ценностно и идеологически нагруженной. Прагматизм Пирса как попытка представить новый научный метод уступила место более эвристичным, социально ориентированным версиям прагматизма Джеймса и Дьюи.

Однако во второй половине XX века господствующее положение в американских университетах заняла аналитическая философия, а мировоззренческая функция была отдана религии, литературе и публицистике. Своей главной задачей аналитическая философия ставила завершение процесса секуляризации философии, необходимым условием новый стиль философского мышления объявил размежевание с литературно - исторической гуманитаристикой. Аналитическая философия перешла от монологически -проповеднического дискурса к диалогическому и дискуссионному, что сделало устаревшим не только представление о философии как наставнике в жизни, но и мелиористскую мечту Дьюи о моральном и социальном совершенствовании общества с помощью философии.

Но разрушение «догм эмпиризма» оказалось не столь простым.

Аналитическая философия так и не ниспровергла философию сознания с ее метафизическими категориями: "интуитивно постигаемое Я", "субъективность", "свобода воли", кроме того, возникли трудности коммуникации аналитической философии с тем, что можно обозначить терминами "уникальность" или "национальный менталитет". Между тем образ философии как специализированной отрасли знания никогда не устраивал общественность, ищущую понятный тип философии и выполняющий самоидентифицирующую и ориентирующую функции.

В этой ситуации вновь актуальной стала тема рецепции прагматистской традиции, появилось множество "публичных философий", обсуждающих вопросы культурной, моральной и социальной жизни. В противовес узкопроблемному крену появились теории, ставящие задачей философии в культуре установление эффективной коммуникации между различными типами дискурсов. Отсюда такое внимание к неопрагматизму Рорти, который, с одной стороны, является широким эвристичным учением, выходящим за узкоспециализированные рамки, а с другой - предлагает вариант подлинно национальной философии, обращенной к моральным и политическим проблемам современного общества.

Подытоживая сказанное о философии Рорти и его отношении к классической американской философии, еще раз обозначим их общие моменты - это плюрализм, динамизм, ориентация на практику (отсюда значительное развитие политической философии и философии права), утопизм, эсхатологичность, а также особый тип дискурса, который был условно обозначен нами как "дискурс торга". Обращение к концепту импровизации было рассмотрено нами как стремление к реализации богатства метафорических возможностей языка в противоположность доктринализму, сковывающему возможные оригинальные описания. В общем и целом хотелось бы отметить, что тот тип философии, который был обозначен нами как «классически американский», и который был развит в неопрагматизме Рорти, не является исключительно «американской» принадлежностью и не закреплен за данными авторами. Ее преимущества - гибкость, динамизм, дисциплинирующий эффект, высокая приспособленность к условиям современной цивилизации делают ее привлекательной в культурных условиях XX и XXI веков, не отменяя, конечно, ее внутренних проблем. Данный тип философии заслуживает внимания как вклад культуры США в общечеловеческую копилку мудрости. Отсюда и растущий к ней интерес.

 

Список научной литературыКуликов, Михаил Вячеславович, диссертация по теме "История философии"

1. Американские просветители. М., 1969. т.2-320 с.

2. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология. Взлет и падение метафоры. М.: Прогресс - традиция, 2003. - 446 с.

3. Апель К. О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001.-338 с.

4. Ашкеров А. Практика или прагматизм? («Случайность» Ричарда Рорти). Электрон, дан. Режим доступа: http://www.traditio.ru

5. Баталов Э. Я. Политическая утопия в 20 веке. Вопросы теории и истории. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 1996. 56 с.

6. Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982.-336 с.

7. Бернстайн Р. Дж. Возрождение прагматизма// «Вопросы философии», 2000, №5.

8. Бодрийяр Ж. Америка, СПб., «Владимир Даль», 2000. 204 с.

9. Борадорри Д. Американский философ: беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвелом, Мак Интайром, Куном. М.: Гнозис., 1998.-200 с.

10. Бенедиктова Т. Разговор по-американски: дискурс торга в литературной традиции США. М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 328 с.

11. Вольф Ж. -К. Прагматизм с методом или без такового? Рорти versus Дьюи //«Логос», 1996, №8, с. 190-205.

12. Гадамер Г. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М. Прогресс, 1988.-700 с.

13. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 544 с.

14. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: «Мысль», 1990. 524 2. с.

15. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.

16. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997.-431 с.

17. Джохадзе И. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.; Эдиториал УРСС, 2001.256 с.

18. Джохадзе И. Неопрагматизм Ричарда Рорти и аналитическая философия // «Логос», 1999, №6(16), с.94 118.

19. Джохадзе И. Д. Социальная утопия и релятивизм // «Рубежи», 1997, №1011.

20. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика- Пресс, 2000. 122 с.

21. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М.: «Логос», 2001.- 168 с.

22. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Спб, 1997.-480 с.

23. Кейган Р. О рае и силе: Америка и Европа в новом мировом порядке. М.: Дом интеллектуальной книги; «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.- 160 с.

24. Колесников А. С. М. Хайдеггер глазами Рорти // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия "Symposium", выпуск 7. СПб.: Санкт Петербургское философское общество, 2001.

25. Куренной В. Уроки ткачества в современную эпоху: гобелен прагматизма и ковровые бомбардировки // «Логос», 1999, №3(13), с. 97- 107.

26. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 297 с.

27. Лейбин В. М. Философия социального критицизма в США. М.: «Наука», 1976.-205 с.

28. Мангейм К. Очерки социологии знания. М., 1998. 249 с.

29. Маркс К. Капитал. М.: Изд во политической литературы, 1983. т.1. Кн. 1.-907 с.

30. Матяш Т. П., Матяш Д. В. Либерализм: проекты философии просвещения и американского прагматизма // «Философия права», 2003, №2 (8).

31. Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый кит// Собр. соч. в 3 т. М.: ТОО «Новина», 1996, т. 1. 307 с.

32. Мельвиль Ю. Новые веяния в метафизике США. М., «Вопросы философии», 1989, N 6.

33. Мельвиль Ю. Прагматическая философия человека // Буржуазная философская антропология 20 века. М., 1986, с. 104-119.

34. Микешина Л., Опенкова М. Метафора оптическая // «Культурология. 20 век. Энциклопедия. СПб., 1998, т.2.

35. Николюшин И. Н. Эстетика американского романтизма. М.: Наука, 1983. -218с.

36. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Минск, 1999. 213 с.

37. Павлова Л. Ричард Рорти // Современная западная философия. Словарь. М., 1991, с. 268- 269.

38. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. М., 1962. 518 с.

39. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс- Традиция, 1998. 249 с.

40. Пирс Ч. С. Закрепление верования. «Вопросы философии», 1996, №6.

41. Покровский H. Е. Ранняя американская философия. Пуританизм: Учебное пособие для гуманитарных факультетов университетов. М.: Высшая школа, 1989.-246 с.

42. Райдер Дж. Примиряя прагматизм и натурализм. Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 2005, №4.

43. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, Ника -Центр, 2001.-553 с.

44. Розанова Р. С. Философия и литература: сравнение европейской и американской традиции // рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб. Сайт Web -кафедра философской антропологии, 2003, с. 99 103.

45. Рорти Р. Американская философия сегодня, в кн. «Аналитическая философия: становление и развитие» (антология). М.: «Дом интеллектуальной книги», «Прогресс традиция», 1998. - 528 с.

46. Рорти Р. Историография философии: четыре жанра // 11еопрагматизм Ричарда Рорти. М.; Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

47. Рорти Р. Новый патриотизм. Электрон, дан. Режим доступа: http:// www.inosmi.ru

48. Рорти Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке 20 века. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 128 с.

49. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов // «Вопросы философии», 2003, №3.

50. Рорти Р. Послесловие: прагматизм, плюрализм и постмодернизм // "Историко-философский ежегодник", 2000, с. 454-469.

51. Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм // «Рубежи», 1997, №10-11.

52. Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Фидософский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997, с. 11- 44.

53. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 282 с.

54. Рорти Р. Троцкий и дикие орхидеи // «Неприкосновенный запас», 2001, №3(17).

55. Рорти Р. Философия и будущее // «Вопросы философии», 1994, №6.

56. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Издательство НГУ, 1997. 320 с.

57. Рорти Р. Хайдеггер, случайность и прагматизм // Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.; Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

58. Рыбас А. Е. Основной вопрос философии будущего Рорти // Россия -Запад Восток: компаративные проблемы современной философии. Сайт: «Философская антропология», 2004.

59. Рыклин М. Колыбель качается над бездной. (Р. Рорти читает В. Набокова) // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М., 1997, с. 227- 248.

60. Сантаяна Дж. Характер и мировоззрение американцев. М.: Идея Пресс, 2003.- 176 с.

61. Сидоров Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. JI.: Изд во Л. Ун-та, 1989.-148 с.

62. Сизов С. С. Утопия и общественное сознание: философско-социологический анализ. Л.: Изд во Л. Ун-та, 1988. - 120 с.

63. Современное политическое сознание в США // М.: Издательство «Наука», 1980.-446 с.

64. Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 248 с.

65. Соловьев Э. Права человека у Канта и Рорти // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М., 1997, с. 72- 86.

66. Сыродеева А. Философия возможного // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М., 1997, с. 212- 226.

67. Тарасов Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987. 233 с.

68. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1994. 560с.

69. Topo Г. Д. Высшие законы. М.: Республика, 2001.-412 с.

70. Topo Г. Д. Уолден или жизнь в лесу. М. Наука, 1980. 456 с.

71. Труитт У. Г. Предшественники постмодернизма и его связь с классическим американским прагматизмом // «Вопросы философии», 2003, №3.

72. Уолцер М. «Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия 20 века», М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.-360 с.

73. Философия без оснований. Беседа Рыклина с Рорти. «Логос», 1996, №8.

74. Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст // Отв. ред. Л.В.Рубцов.- М.: «Традиция», 1997. 288 с.

75. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. Наука, 2000.-377 с.

76. Харт К. Постмодернизм. М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. - 272 с.

77. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс Традиция, 1997. - 414 с.

78. Хестанов Р. Александр Герцен: Импровизация против доктрины. М.: «Дом интеллектуальной книги», 2001. - 344 с.

79. Хестанов Р. Утопическое экспериментирование Ричарда Рорти // Р. Рорти. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996, с. 259- 276.

80. Элиот Т. С. Назначение поэзии (статьи о литературе). Киев. Air Land, 1997.-350 с.

81. Эмерсон Р. Нравственная философия. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. -384 с.

82. Эмерсон Р. Эссе. М. Худ. лит ра, 1986. - 638 с.

83. Юлина Н. Очерки по философии в США. 20 век. М., Эдиториал УРСС, 1999.-304 с.

84. Юлина Н. Проблема метафизики в американской философии. М., «Наука», 1978.-296 с.

85. Юлина Н. Философия Джона Дьюи и постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М.: Прогресс Традиция, 1998, с. 156 - 188.

86. Bercovitch S. The rites of assent. Transformation in the simbolic construction of America. N. Y.: Routledge,1993.

87. Berlin I. Four Essays on liberty. Oxford University Press, 1969.

88. Bernstein R. Rorty's Liberal Utopia // «Social research», 1990, vol. 57, №1

89. Bhaskar R. Philosophy and the idea of Freedom. Oxford, Cambridge, 1991.

90. Bloom H. A map of misreading. N. Y.,1975.

91. Carpenter F. American literature and the dream. N. Y., 1955.

92. Cavell S. What is the use of calling Emerson a pragmatist? // The Revival of Pragmatism; new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 73 -80.

93. Charles B. Guignon and David R. Hiley, Biting the bullet Rorty on private and public morality, in Reading Rorty: Critical Responses to philosophy and the mirror of nature, ed. Alan R. Malachowski. Basil Blackwell, Oxford, 1990.

94. Commager H. S. The American mind. An interpretation of American thought and character since the 1980. New Haven, 1950.

95. Davidson D. Injuries into Truth and Interpretation. Oxford, 1984.

96. Dewey J. Democracy and education. N. Y. Free press, 1966.

97. Dewey J. The Development of American pragmatism, in Philosophy and civilization. N. Y. Capricorn books, 1963.

98. Dickstein M. Pragmatism then and now // The Revival of Pragmatism; new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 1 -21.

99. Emerson R. The American scholar // Essays and Lectures. N. Y. Library of America, 1983.

100. Emerson R. The poet // Essays and Lectures. N. Y. Library of America, 1983.

101. Emerson R. The reason versus understanding. Cambridge, 1927.

102. Fabian A. Card Sharps, Dream books and bucket shops. Gambling in 19-th century America. Ithaca; London: Cornell University press, 1990.

103. Green M. Twain and Whitman The problem of American literature. N. Y. Norton and Co., Inc., 1965.

104. Hart H. L. Between utility and rights // The idea of freedom / Ed. Ryan A. Oxford, Oxford Press, 1979.

105. James W. Philosophical conceptions and practical results // The writings of William James, ed. John J. McDermott. N. Y.: Random House, 1967.

106. James W. Pragmatism.: Cambridge Harvard University press, 1975.

107. Joas H. The Inspiration of pragmatism. Some personal remarks // The Revival of Pragmatism; new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 190- 199.

108. Kämmen M. Mystic chords of memory. The transformation of tradition in American culture. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1991.

109. Kloppenberg J. Pragmatism: An old name for some new ways of thinking? // The Revival of Pragmatism; new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 83 128.

110. Menand L. Pragmatists and Poets. A response to Richard Poirier // The Revival of Pragmatism; new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 362 369.

111. Perry R. B. American philosophy in the first decade of the twentieth century Revue Internationale de philosophie, 1939, vol.1.

112. Poirier R. Why Do Pragmatists Want to Be Like Poets? // The Revival of Pragmatism; new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 347-361.

113. Pragmatism and American culture. G. Cennedy (ed.). Boston, 1950.

114. Price H. Truth as convenient friction. The journal of philosophy, volume C, 2003, №4.

115. Putnam H. Reason, Truth and History. Oxford, 1981.

116. Quine W. V. Ontological Relativity // «Journal of Philosophy», 1968, vol. 36.

117. Rexroth K. Walt Whitman: critical assesments. Graham Clarke (ed.). Mountfield: helms information, vol. 3.

118. Rorty R. Freud and moral reflection, in: Philosophical papers. Vol.2, Essays on Heidegger and Others. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

119. Rorty R. Intellektuals in Politic. Dissent, 1981.

120. Rorty R. Moral identity and private autonomy: The case of Foucault // Essays on Heidegger and others. Cambridge, 1991.

121. Rorty R. Pragmatism as Romantic Polytheism // The Revival of Pragmatism; new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 21-35.

122. Rorty R. Solidarity or objectivity Post analytic philosophy. Ed. By Raichman J. and West C. N. Y., 1985.

123. Rorty R. The Consequences of pragmatism. Minnesota Press, 1982.

124. Russel B. Autobiography of Bertrand Russel. Georg Allen & Unwin, ltd., 1967.

125. Schneider H. W. History of American philosophy. N. Y., 1947.

126. The journals of Bronson Alcott // Pochmann H. German culture in America 1600- 1900.

127. West C. The American evasion of philosophy: A genealogy of pragmatism. Madison, 1989.

128. Whitman W. Complete poetry and selected prose. New York, Library of America, 1982.

129. Whitman W. Leaves of grass. S. Bradley and H. W. Blodgett (eds.). N. Y.: Norton and Co., 1973.

130. Whorf B. L. Language, Thought and Reality. J. B. Carroll (ed.). Cambridge: MIT Press, 1956.