автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Неправославные христианские конфессии Вятской губернии, 60-е годы ХIХ в. - 1917 г.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Машковцев, Андрей Анатольевич
Введение
Глава I. Католицизм
1.1. Ссыльное католическое духовенство и религиозная жизнь католиков края в 60 - 90-х гг. XIX в.
1.2. Польская католическая община г. Вятки на рубеже
XIX-XX вв.
Глава II. Протестантизм
2.1. Евангельские христиане
2.2. Лютеране
Глава III. Сектантство
3.1. Странники / бегуны /
3.2. Иоанниты
Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Машковцев, Андрей Анатольевич
Актуальность темы исследования В течение веков межконфессиональные противоречия являлись мощным источником политической нестабильности. Они порождали внутренние распри в странах с поликонфессиональным составом населения, провоцировали межгосударственные столкновения. Как правило, конфликты на религиозной почве носили наиболее ожесточенный и кровопролитный характер, их с трудом удавалось потушить. Средние века и Новое время дают нам массу примеров проявления религиозного фанатизма и нетерпимости, ставших причиной гибели тысяч людей, разрушения уникальных памятников культуры. Даже в XX веке, несмотря на общее падение религиозности, вероисповедный вопрос не потерял своей актуальности. Он не был до конца решен даже в таком правовом и демократическом государстве, как Великобритания, где по сей день тлеет конфликт (в Ольстере) между католиками и протестантами. Наконец, в самом конце XX века мы стали свидетелями полномасштабной войны между славянскими народами Югославии, принявшей религиозную окраску.
Религиозный вопрос всегда был актуален и для России, где помимо доминирующей православной церкви имеются довольно многочисленные конфессиональные меньшинства, такие как мусульмане, протестанты, католики и др. Их взаимоотношения с государством, где официальной религией было православие, складывались порой весьма драматично, однако нельзя игнорировать и многие положительные моменты. В течение многовекового совместного сосуществования был накоплен огромный опыт по разрешению конфликтных ситуаций, возникавших на религиозной почве, который важно учитывать в современных условиях. На наш взгляд, необходимо анализировать опыт не только центральных органов власти, но и местных властных структур, участвовавших в осуществлении конфессиональной политики государства. Учет региональной специфики и критическое осмысление предшествующих государственно-церковных отношений (как дореволюционных, так и советских) позволят нынешним субъектам Российской Федерации проводить более взвешенную и сбалансированную вероисповедную политику в интересах всех религиозных общин. Таким образом, анализ деятельности местных властных структур в вероисповедной области имеет несомненный как научный, так и практический интерес.
Кроме того, полноценное развитие этносов, населяющих Россию, невозможно без возрождения их богатых религиозных традиций, в значительной степени утерянных за последние десятилетия. И хотя в настоящее время в нашей стране наблюдается своеобразный религиозный ренессанс, вновь возникающие конфессиональные организации зачастую слабо ощущают генетическую связь со своими дореволюционными предшественниками, плохо знают их традиции, историю (особенно историю конкретных региональных общин). Порой им приходится фактически заново, без учета предшествующего исторического опыта строить свои взаимоотношения с государством и другими религиозными группами, что приводит к многочисленным просчетам и ошибкам. По нашему мнению, всестороннее комплексное изучение их прошлого не только внесет определенный вклад в возрождение духовного наследия народов Российской Федерации, но и позволит гармонизировать межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения.
Объект и аспект исследования Объектом настоящего исследования являются неправославные христианские религиозные объединения Вятской губернии. К ним относятся католики, протестанты, а также ряд сектантских течений, выделившихся из православия, но отличающихся от него по догматике, организационной структуре и пр. Необходимо сразу же оговориться, что мы разделяем точку зрения известного религиоведа В.Д. Бонч-Бруевича, полагавшего, что необходимо решительно отмежевать сектантство от старообрядчества, поскольку «с религиозной точки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на священное предание и священное писание, расходясь с ним только в некоторых обрядовых подробностях и тонкостях».1 Таким образом, за рамками диссертационного исследования остается русское старообрядчество (поповщина, часовенное согласие и умеренная беспоповщина), которые догматически вряд ли правомерно противопоставлять православию. Исключение сделано лишь для странничества, которое одни религиоведы (В.Ф. Миловидов) относят к крайне радикальному направлению в беспоповщине, а другие (Н.М. Никольский) к сектантству. На наш взгляд, история старообрядчества в Вятском крае по сей день еще довольно слабо изучена и достойна специального диссертационного исследования.
Из протестантских групп нами будут рассмотрены лютеране и евангельские христиане (адепты иных протестантских направлений до 1917 г. в Вятской губернии были малочисленны и не составляли устойчивых общин), а из сектантов лишь наиболее заметные и активные, чья деятельность попадала в поле зрения местных органов власти. К таковым относятся странники (или бегуны) и хлысты-кисилевцы (или иоанниты). Иные немногочисленные сектантские организации (скопцы, молокане и др.) не сыграли сколь-либо заметной роли в жизни края. Кроме того, по их истории имеется крайне скудная источниковая база.
Поскольку догматика указанных религиозных направлений уже довольно детально изучена, то мы не станем на ней подробно останавливаться. Жизнь неправославных христианских конфессий Вятской губернии будет интересовать нас преимущественно в социально-политическом аспекте через призму их взаимоотношений с государством, обществом и другими религиозными группами. Историография проблемы Отметим сразу, что специальные работы, дающие целостное представление о религиозных меньшинствах края, отсутствуют. Крайне немногочисленную литературу по обозначенной диссертантом теме можно условно разделить на три группы. В первую входят работы, написанные дореволюционными авторами, которые зачастую непосредственно участвовали в межконфессиональном диалоге и государственно-церковных отношениях. Вторую группу составляют исследования советских религиоведов и историков. Наконец, третья группа представлена трудами современных исследователей, опубликованными в конце 80-90-х годах.
Начало изучения истории неправославных христианских конфессий Вятской губернии указанного хронологического периода было положено в конце XIX века в работах православных священников А и миссионеров, таких как М. Кудрявцев, В. Тронин и др. В начале XX века эту тему стали разрабатывать такие известные представители местного православного клира как П. Заволжский, А. Игнатьев и И. Маракулин.3 Они сталкивались с инославными христианскими общинами (в первую очередь с сектантами) в процессе своей проповеднической и богослужебной деятельности, тесно общались с их адептами. Это делает их работы, содержащие интересные личные воспоминания, важной основой для изучения поставленной диссертантом проблемы. Вместе с тем необходимо отметить серьезные недостатки, присущие трудам названных авторов. Главный из них -определенная идеологическая заданность, субъективизм в оценках деятельности инославных конфессий. Их основной задачей являлась критика догматики и религиозной практики своих конфессиональных оппонентов с целью недопущения их влияния на православных верующих. Практически все работы православных священников по проблемам инославных групп просматривались епархиальным начальством и публиковались с его одобрения в синодальных типографиях или церковных изданиях, таких как «Вятские епархиальные ведомости», которым была свойственна тенденциозность в освещении данной темы.
Кроме того, в малотиражных и небольших по объему работах представителей Церкви (например, И. Маракулина) основное внимание уделялось теологическим вопросам, а не конкретной истории. В них практически отсутствуют сведения о численности неправославных общин края, их духовных лидерах, связях с другими регионами страны и т.д. Серьезный анализ причин появления и распространения инославных конфессий подменяется ссылками на Библию и богословскую литературу. Еще один недостаток трудов церковных авторов вызван узостью их источниковой базы. Они основываются, главным образом, на личных воспоминаниях и рассказах очевидцев, а не на документальном материале.
Некоторые миссионерские публикации не только излишне субъективны, но и откровенно тенденциозны. В них четко прослеживается цель дискредитировать своих религиозных оппонентов. К примеру, многие церковные авторы (как местные, так и центральные) пытались доказать «иноземный» характер некоторых сектантских течений, в частности, штундизма, утверждая, что народ не создал бы их, «если бы немецкие проповедники не преподали ему . чуждых мировоззрению русского человека доктрин».4 Были также попытки обвинить целые религиозные организации (к примеру, евангельских христиан) в отсутствии патриотизма, в бойкоте воинской повинности и т.д. Впрочем, подобные высказывания были характерны лишь для отдельных догматичных церковных авторов, потому совершенно неправомерно говорить о якобы устойчивой тенденции нетерпимости православного духовенства к другим вероисповеданиям.
Помимо местных авторов, мы обращались к трудам других дореволюционных исследователей (как светских, так и церковных), которые хотя и не содержат сведений, относящихся к Вятской губернии, но дают богатый материал по догматике протестантских и сектантских организаций, их внутреннему устройству, этапах развития и пр. Среди церковных авторов можно особо выделить священника А. Рождественнского5 и казанского епископа Алексия6, а среди светских А. С. Пругавина и Д.И.Боголюбова7.
В 20-нач.30~х гг. появились работы таких крупных советских историков и религиоведов, как П.Н. Луппов и Н. Маторин,8 которые в той или иной степени касались истории вятских неправославных общин. Так, в книге П.Н. Луппова «Политическая ссылка в Вятский край» приводятся краткие биографические данные некоторых поляков, депортированных в губернию после подавления Польского восстания 1863 г. и принявших активное участие в создании вятской католической общины. Несмотря на то, что исследование Луппова было посвящено совершенно другой проблеме, оно послужило основой для последующего изучения истории ссыльных поляков. Его несомненными достоинствами являются использование местных архивных материалов и вовлечения в научный оборот новых, никем ранее не изученных источников.
Что касается указанной работы Н. Маторина, то она имеет прямое отношение к проблеме государственно-церковных отношений, однако вятский материал в ней представлен довольно слабо. Узость источниковой базы, широкие хронологические и географические рамки исследования не позволили автору дать сколь-либо полное представление о неправославных религиозных организациях Вятского края, их взаимоотношениях с государством и официальной церковью. Тем не менее она дает возможность рассмотреть данные проблемы на примере соседних с Вятской губернией регионов, выявить общие моменты. Кроме того, в книге Н. Маторина сформулированы некоторые принципы и подходы к оценке вероисповедной политики царского правительства, присущие практически всей тогдашней советской историографии. В ней резко негативно характеризуются действия центральных и местных властных структур в отношении конфессиональных меньшинств, которые сводятся лишь к запретам и репрессиям. Те же подходы доминируют и в оценке деятельности Русской православной церкви, направленной якобы исключительно на христианизацию и русификацию иноверцев и инородцев. В то же время многим инославным группам дается только положительная характеристика. Конфессиональное диссидентство рассматривается как проявление народного протеста, выраженного в религиозной форме. В целом, для отечественной историографии 20-х гг. характерно резкое противопоставление официальной церкви инославных конфессий, причем последние зачастую подавались либо как жертвы постоянных гонений, либо как активные борцы с деспотизмом и мракобесием.
В 30-50-е гг. исследователи редко обращались к дореволюционной истории вятских неправославных религиозных объединений. Имеется крайне незначительное число публикаций, многие из которых лишь попутно затрагивали данную проблему.9 Что касается общих работ по истории католицизма, протестантизма и сектантства в царской России, то в них уже нет резкой дифференциации между православной церковью и указанными конфессиями, которые рассматривались как одноплановые явления, имевшие одинаковую сущность и общие цели, хотя и расходившиеся по отдельным незначительным вопросам. В 60-70-х гг. происходит подъем интереса к религиозным меньшинствам края. Появляется ряд трудов, посвященных старообрядцам, прежде всего поповцам. Среди них следует особо выделить работы Ю.М. Ивонина и И. Ефимова.10 В книге первого встречаются отрывочные сведения о сектантах-бегунах юго-восточных уездов губернии, дающие примерное представление о районах их компактного проживания. К сожалению, они базируются лишь на материалах Центрального государственного архива Удмуртской Республики и не учитывают документы иных архивохранилищ страны. Тем не менее исследованию Ю.М. Ивонина присущ высокий научный уровень. Автор не ограничился позитивистским описанием изучаемых процессов и явлений, а попытался понять их внутреннюю сущность. Он затронул следующий круг проблем: причины появления и распространения старообрядчества и сектантства в крае, их место и роль в антифеодальной борьбе крестьян и т.д. Естественно, что они были осмыслены на основе марксистской методологии через призму социально-экономических событий.
Что касается монографии другого ижевского исследователя -И. Ефимова, то она несколько уступает работе Ю.М. Ивонина. Его книга «Церковники и сектанты в Удмуртии» чрезмерно идеологизирована и направлена не на объективное изучение прошлого религиозных групп региона, а на их всестороннюю критику, обличение «реакционной сущности» духовенства. Тем не менее в ней содержится достаточно интересные сведения о некоторых сектантских организациях края.
Таким образом, работы удмуртских историков внесли определенный вклад в изучение истории вятских неправославных общин, но узость их географических рамок (территория нынешней Удмуртии - то есть 4 уезда бывшей Вятской губернии) и отсутствие сведений о других инославных конфессиях (кроме странников) не позволяют говорить о сколь-либо полном освещении ими этой проблемы.
В 60-х гг. появился ряд исследований, так или иначе касавшихся истории вятской католической общины. В первую очередь, это работы В.М. Фоменковой, А.Ф. Смирнова, С.А. Лазутки и М.В. Мис-ко.11 Статья В.М. Фоменковой, посвященная ссыльным участникам польского освободительного движения, содержит сведения о некоторых лидерах вятских католиков (в частности, виленском епископе Адаме Красинском), их быте, взаимоотношениях с местными жителями и властями. Следует отметить очень высокий научный уровень данного исследования, практически исчерпывающее использование его автором литературы и местных архивных материалов по обозначенной проблеме. Вместе с тем основной упор в работе делается на выявление революционных связей депортированных польских повстанцев с деятелями русского демократического движения, анализ их роли в росте оппозиционных настроений в крае. В силу этого духовная жизнь ссыльных участников восстания 1863 г., многие из которых были глубоко верующими людьми, оказалась обойденной вниманием автора.
Что касается исследований А.Ф. Смирнова, С.А. Лазутки и М.В. Миско, то они посвящены польскому восстанию 1863 г. и материал, относящийся к заявленной диссертантом теме представлен в них очень слабо. Однако указанные авторы уделяли довольно большое внимание государственно-католическим отношениям в Царстве Польском, что немаловажно для изучения сходной проблемы на материалах Вятской губернии. В методологическом плане данные работы базировались на принципах, сформулированных прежней советской историографией. Рассматривая взаимоотношения царского правительства и костела, они делали упор на их «союз», игнорируя серьезные противоречия между ними по кардинальным вопросам.
В 60-70-х гг. вышло несколько фундаментальных исследований по истории отдельных неправославных конфессий России. К таковым относятся работы А.И. Клибанова, J1.H. Митрохина и др.12 Они подняли целый комплекс проблем, слабо разработанных предшествующими исследователями. Это, в первую очередь, вопросы, связанные с трансформацией религиозного культа, с реакцией инославных конфессий на внутриполитические и международные события и т.д. Написанные с привлечением широкого спектра первоисточников, они послужили важной основой для последующего изучения конфессиональных меньшинств России. В то же время даже эти фундаментальные труды не лишены некоторой идеологической и политической ангажированности, а кроме того, в них слабо представлен региональный компонент.
Со второй половины 80-х гг. стали появляться исследования, в которых наметился отказ от традиционных подходов к оценке деятельности инославных конфессий, их взаимоотношений с государством. Происходит постепенный пересмотр старых концепций, делаются попытки непредвзятого и объективного анализа отдельных сторон жизни вятских инославных общин. В этот период значительно возрос интерес к религиозной культуре во всех ее формах: храмовому зодчеству, духовной литературе и т.д. По данной проблеме появилась серия публикаций, среди которых необходимо особо отметить статьи A.A. Бовкало и И.В. Беровой.13
Работа петербургского исследователя A.A. Бовкало посвящена вятскому периоду жизни виленского епископа Адама Красинского. В ней анализируются культурные связи опального католического архипастыря с вятской интеллигенцией, а также его литературная деятельность в ссылке. Эти вопросы практически не поднимались предшествующими авторами (за исключением Е.Д. Петряева14), и их разработка является несомненной заслугой A.A. Бовкало. Однако, в рамках небольшой статьи ему не удалось полностью раскрыть поставленные проблемы, а тем более всесторонне осветить вятские годы жизни известного польского ученого, литератора и богослова. Кроме того, исследование A.A. Бовкало базируются, в основном, на мемуарной литературе и других опубликованных источниках, а решение названных проблем невозможно без привлечения архивных материалов (как местных, так и центральных).
Весомый вклад в изучение истории вятских католиков внесла И.В. Берова, обратившаяся к теме строительства в губернском центре римско-католической каплицы. Несомненными достоинствами ее работы являются широкое использование местных архивных источников и ведение исследования на стыке двух дисциплин - истории и искусствоведения. К сожалению, автор не задействовал фонды центральных архивохранилищ страны, в первую очередь Российского государственного исторического архива, содержащих важные документы по истории создания храма, однако это не умаляет значения ее труда.
Менее репрезентативной является статья Т.П. Мосуновой и Е.В. Шуплецовой15, также посвященная Александровскому костелу. Авторы, поставившие перед собой задачу осветить историю вятского католического храма с момента постройки до наших дней, не смогли её выполнить. Работа представляет собой сжатый схематичный пересказ уже известных фактов без попыток их глубокого анализа. Отсутствие в ней ссылок на местные архивные источники подчеркивает её компилятивный характер.
Помимо культурологических работ с середины 90-х годов стали появляться статьи, анализирующие отдельные аспекты межконфессиональных и государственно-церковных отношений в крае. Таковы исследования H.H. Ярыгина, С.П. Бронниковой, Т.И. Сикор-ской, К.В. Плетнева и др.16 Хотя труды трех последних авторов посвящены вятским старообрядцам, в них рассмотрены общие принципы вероисповедной политики местных властей в отношении всех конфессий и деноминаций, не принадлежащих к официальной церкви. Кроме того, исследование С.П. Бронниковой интересно новизной методологических подходов, несколько отличных от традиционных (советских).
Что касается работы H.H. Ярыгина, то в ней вскользь затронут вопрос об отношении Русской православной церкви к прозелитизму протестантских конфессий (в частности, евангельских христиан) и о методах противодействия ему. H.H. Ярыгин также попытался установить время появления первых евангельских христиан на территории Вятского края и географию их распространения, что однако ему удалось не в полной мере ввиду недостаточной проработки местной источниковой базы. Помимо этого, определение точной даты возникновения евангелических общин требует привлечения документов других архивохранилищ страны, к примеру, Российского государственного исторического архива и Национального архива Республики Татарстан. Тем не менее необходимо отметить и несомненные достоинства данной работы. Это прежде всего объективность в оценке рассматриваемых событий, беспристрастность, отсутствие идеологической ангажированности. Исследование H.H. Ярыгина, включившего в научный оборот некоторые новые исторические источники, фактически положило начало изучению прошлого местных евангельских христиан-баптистов.
В последние годы истории вятских неправославных общин попутно касались и некоторые другие исследователи (к примеру, A.A. Шепталин17), однако их работы в этом плане довольно фрагментарны и не дают сколь-либо полной картины ни по одному из аспектов темы.
Анализ научной литературы показывает, что история неправославных христианских конфессий Вятской губернии, особенно их взаимоотношений с местными властными структурами и Русской православной церковью, изучена явно недостаточно. По ней до сих пор отсутствуют диссертационные исследования и монографические работы, что же касается немногочисленных научных статей, то они в силу целого комплекса причин (незначительного объема, узости ис-точниковой базы и т.д.) не способны всесторонне и полно осветить данную проблему.
Цели и задачи исследования Исходя из степени научной разработанности темы, в настоящей диссертации ставится цель: рассмотреть общий ход истории неправославных христианских конфессий Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX вв., выявить наиболее значимые этапы и события в их жизни.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- определить точное время появление тех или иных инославных конфессий на территории Вятской губернии;
- проанализировать причины их возникновения и распространения;
- установить районы компактного проживания их адептов, а также (когда возможно) численность последних;
- показать основные цели различных инославных религиозных организаций и методы их воздействия на верующих;
- охарактеризовать взаимоотношения религиозных меньшинств края с Русской православной церковью, выяснить формы межконфессионального диалога, определить причины конфликтов на религиозной почве;
- исследовать деятельность местных властных структур в вероисповедной области, установить причины применения ими репрессивных мер в отношении некоторых религиозных групп, проанализировать роль насилия в конфессиональной политике и последствия его применения;
- рассмотреть (на материалах Вятской губернии) влияние внешнеполитического фактора на положение российских неправославных конфессий;
- оценить вклад инославных религиозных организаций в развитие культуры народов края.
Хронологические и территориальные Хронологические рамки рамки исследования исследования охватывают период с 60-х годов XIX века до 1917 г. Их выбор обусловлен следующими причинами: а) распространение рассматриваемых вероучений на территории Вятского края началось именно с 60-х годов XIX в. После подавления польского восстания 1863 г. в губернии резко возросла численность католиков (главным образом, ссыльных поляков), а также появились депортированные представители католического духовенства (в частности, виленский епископ Адам Красинский), сыгравшие огромную роль в формировании местной католической общины. Бурное развитие промышленности в пореформенный период вызвало приток на индустриальные предприятия Ижевска, Воткинска, Белой Холуницы и т.д. высококвалифицированных специалистов немецкой национальности, являющихся преимущественно, лютеранами по вероисповеданию. Наконец, утверждение новых капиталистических отношений объективно способствовало развитию сектантства и отдельных протестантских направлений, в частности, евангельского христианства. б) в данный хронологический период происходят заметные изменения в положении местных конфессиональных меньшинств, обусловленные общей трансформацией государственной политики. Если до 1905 г. в российском законодательстве имелись явные дискриминационные ограничения прав неправославных религиозных организаций, то после издания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апреля 1905 г.) и Манифеста от 17 октября 1905 г. началась некоторая либерализация в этом вопросе, вводившая элементы свободы совести в общественную жизнь России; в) крайние даты выбранного хронологического периода являются рубежными событиями (реформы Александра II и Великая российская революция), ознаменовавшими начало новых эпох в отечественной истории, потому выход за их пределы вряд ли целесообразен; г) наконец, именно данный временной отрезок в истории вятских инославных христианских конфессий наиболее слабо изучен предшествующими авторами.
Территориальные рамки исследования ограничены пределами Вятской губернии. Наиболее пристальное внимание будет уделено губернскому центру и южным уездам губернии. Это обусловлено тем, что основная масса католиков и значительная часть лютеран проживала именно в Вятке, где функционировали костел и кирха, южные же уезды являлись районами наибольшей активности различных сектантских и протестантских организаций, в частности, евангельских христиан и странников.
Методология и методика исследования Методологической основой диссертации стал системный подход, предполагающий комплексное изучение рассматриваемых явлений и событий.
Признавая несомненные достоинства формационного подхода, следует отметить, что он более всего подходит для изучения социально-политических и социально-экономических вопросов, но не всегда работает в сфере культуры, особенно духовной. К примеру, он не может в полной мере объяснить такие явления как мессианство, религиозное подвижничество, возникновение в обществе эсхатологических настроений и т.д. Для более глубокого их понимания важно использовать наработки других методологических направлений, в частности, школы «Анналов». На наш взгляд, наиболее значимые исследования по проблемам менталитета, психологии масс и так называемого «субъективного фактора» представлены именно в рамках культур-системного подхода.
Однако нельзя забывать, что, хотя сфера религии преимущественно духовная, она достаточно тесно связана и с другими областями, в первую очередь с политикой и экономикой. Государственно-конфессиональные отношения, находящиеся в центре нашего внимания, лежат именно в социально-политической сфере, а любые исследования в ней вряд ли будут плодотворны без применения формаци-онной теории. Дело в том, что так называемый «цивилизационный подход» с его достаточно размытым системообразующим фактором мало подходит для изучения общественных явлений, поскольку не способен выделить причинно-следственные связи и закономерности, а значит и объяснить исторический процесс во всех его измерениях.
По нашему мнению, использование какого-то одного подхода в изучении религии может завести исследователя в тупик. Единственным выходом в этом плане представляется разумный синтез подходов, учет социально-политических, экономических, психологических, этнических и иных факторов в оценке рассматриваемых явлений.
Что касается методики исследования, то она базируется на таких основных общеисторических методах, как историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный. К примеру, историко-генетический метод применялся при вычленении этапов развития отдельных неправославных христианских конфессий края, а историко-сравнительный - при сопоставлении их социально-политического положения.
Наконец, при проведении данного исследования его автор руководствовался такими научными принципами, как объективность, историзм, комплексность и системность.
Источники В основу исследования положены архивные источники, причем большая их часть впервые введена в научный оборот. Автор использовал документы и материалы, извлеченные из фондов Государственного архива Кировской области, Государственного архива Российской Федерации (г. Москва), Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург), Национального архива Республики Татарстан (г. Казань) и Центрального государственного архива Удмуртской Республики (г. Ижевск).
В Государственном архиве Кировской области материалы по рассматриваемой теме наиболее полно отложились в фондах административно-полицейских учреждений, таких как Канцелярия вятского губернатора (ГАКО. Ф.582), Вятское губернское жандармское управление (ГАКО. Ф.714), Вятское губернское правление (ГАКО. Ф.583), Вятское городское полицейское управление (ГАКО. Ф.721), а также в фондах органов религиозного культа, в частности Вятской духовной консистории (ГАКО. Ф.237). В меньшей степени документы по истории неправославных христианских конфессий представлены в фондах других учреждений, к примеру, Вятской городской думы (ГАКО. Ф.630) и Вятской городской управы (ГАКО. Ф.628).
В Российском государственном историческом архиве мы исследовали, главным образом, фонд Департамента духовных дел иностранных исповеданий (РГИА. Ф.821) - центрального государственного учреждения, контролировавшего все неправославные вероисповедания на территории страны. Кроме того, были задействованы материалы, содержащиеся в фонде Канцелярии министра внутренних дел (РГИА. Ф.1282).
Фонды Национального архива Республики Татарстан также содержат важные сведения о некоторых вятских инославных группах (к примеру, о евангельских христианах), их связях с единоверцами в Казанской губернии. Эти данные находятся в основном в фонде Казанского губернского жандармского управления (НА РТ Ф.199).
Поскольку в состав дореволюционной Вятской губернии входили территории, составлявшие ядро современной Удмуртии, мы не могли обойти вниманием и Центральный государственный архив Удмуртской Республики, где имеются богатые сведения о неправославных общинах южной Вятки, в первую очередь, о сектантах. Они сосредоточены, преимущественно, в фонде Сарапульского духовного правления (ЦГА УР. Ф.245), ведавшего делами о религиозном диссидентстве.
Из всего комплекса задействованных исторических источников наибольшей информативной ценностью обладает делопроизводственная документация государственных учреждений, в которой весомое место занимает отчетная документация (доклады, отчеты, докладные записки и т.д.). К числу наиболее полных и систематических источников относятся губернаторские отчеты, содержащие ценные фактические сведения о неправославных христианских общинах края. Они дают представление о географии их распространения, методах работы с верующими, связях с единоверцами из других регионов страны. Большую значимость имеют и находящиеся в отчетах статистические сведения, которые зачастую более достоверны, чем данные Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., бойкотировавшейся некоторыми представителями религиозных меньшинств (например, сектантами-странниками). Однако, необходимо отметить, что губернаторским отчетам (так же как и близким к ним по форме докладам) присущи субъективизм и тенденциозность в освещении событий. Так, переход из православия в иные исповедания в них объяснялся, преимущественно, невежеством верующих и активным прозелитизмом инославных миссионеров, тогда как причины этого явления лежат гораздо глубже и обусловлены целым комплексом факторов, в частности, слабой образованностью значительной части православного клира, его неспособностью эффективно противостоять протестантским и сектантским проповедникам.
Важнейшей группой делопроизводственной документации является переписка, которую можно разделить на 3 основных подгруппы: а) переписка вышестоящих органов с нижестоящими; б) переписка равных и не находящихся в подчинении друг другу организаций; в) переписка нижестоящих учреждений с вышестоящими.
К документам первой подгруппы относятся различные циркуляры, предписания, приказы, шедшие из центральных учреждений (к примеру, Департамента духовных дел иностранных исповеданий) в местные органы власти (Канцелярия вятского губернатора, Вятское губернское жандармское управление и т.д.) Они раскрывают основное содержание и направленность конфессиональной политики царского правительства, указывают ее основные цели и задачи.
Примером переписки равных учреждений служит обмен письмами между Казанским губернским жандармским управлением и ВГЖУ. Основной целью подобных контактов была передача друг другу важной секретной информации, например, о благонадежности адептов тех или иных конфессиональных групп, о путях распространения запрещенной религиозной литературы, о связях между казанскими и вятскими католиками, протестантами и сектантами.
Наконец мы располагаем значительным комплексом документов, относящихся к третьей подгруппе - переписке нижестоящих учреждений с вышестоящими. В их число входят рапорты становых приставов и уездных исправников, донесения помощника начальника ВГЖУ по Сарапульскому, Елабужскому и Малмыжскому уездам и пр. Они дают богатый эмпирический материал по рассматриваемой теме. В частности, в них определены районы распространения различных конфессиональных общин, указаны их лидеры, наиболее активные проповедники и т.д. Вместе с тем к информации, шедшей от низовых структур, следует подходить с известной долей осторожности. Излагаемые ими факты в большей своей массе достоверны, ибо прошли необходимую проверку и предназначались для служебного пользования. Однако интерпретация этих фактов зачастую тенденциозна и не лишена определенной идеологической и политической ангажированности. Поэтому важно искать и другие, альтернативные каналы информации.
Особый интерес представляет судебно-следственная документация: протоколы обысков и допросов, описи «вещественных доказательств», показания обвиняемых и свидетелей, докладные записки следователей и т.д. Она содержится в материалах многочисленных судебных расследований об «антиправительственной деятельности» представителей некоторых инославных конфессий, в частности, сектантов-странников и евангельских христиан. Следственная и судебная документация дает обширную информацию о каналах распространения нелегальной религиозной литературы, о численности и структуре религиозных организаций, о их догматических и ритуальных особенностях. При анализе данного вида источников важно выяснить идейно-политическую и религиозную принадлежность участников процесса (особенно свидетелей), ибо это зачастую самым непосредственным образом влияет на их показания. Необходимо учитывать и то, что следственным органам присущи стремления доказать наличие состава преступления, а обвиняемым скрыть от следствия и суда подлинные факты своей деятельности.
Среди статистических источников следует особо выделить материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи и данные земской статистики. Перепись 1897 г. содержит необходимые нам сведения по этноконфессиональному составу населения Вятской губернии. Она помогает определить численное соотношение православных и инославных верующих в отдельных селах, волостях, уездных городах и в губернском центре. Помимо этого, по переписи мы можем установить образовательный уровень вятских католиков, протестантов и сектантов, их сословную градацию, а также хозяйственные занятия (основные и побочные).
Очень содержательны материалы земской статистики, которая по праву считается высшим достижением русской статистической науки и практики. На основании данных земской статистики можно судить о развитии буржуазных отношений в протестантских или сектантских районах края, в частности, о степени социальной дифференциации инославных общин.
Значительной информативной ценностью обладает такой вид источников, как частная переписка. Поскольку в губернии (как, впрочем, в целом по России) существовала хорошо налаженная система перлюстрации писем, мы располагаем определенным количеством документов данного вида. Как правило, частные письма рассматриваемого хронологического периода обладают всеми присущими им формальными элементами: они содержат указание адресата, места написания, дату написания (почтовый штемпель с точной датой его отправки), подпись автора. Из частной переписки можно узнать о реакции вятских инославных верующих на отдельные шаги правительства или губернского руководства, на внешнеполитические события и т.д. Эпистолярные тексты позволяют выявить спектр проблем, волновавших конфессиональные меньшинства края, глубже понять их социальную психологию. Особый интерес представляют письма ссыльного католического духовенства, в частности, вилен-ского епископа Адама Красинского. Они позволяют не только осветить вятский период в жизни ксендзов, но и выявить их связи с родиной (Польшей, Литвой и Западным краем), а также проанализировать идейно-политические воззрения римско-католического клира.
Помимо архивных источников при написании диссертации использовались и опубликованные документы, в первую очередь, материалы центральной и местной периодической печати. Задействованную периодику можно условно разделить на три группы. К первой относятся официальные светские и церковные (православные) издания, например, «Вятские епархиальные ведомости». Газеты и журналы этой группы занимали проправительственную позицию и выражали интересы господствующей религиозной организации, то есть Русской православной церкви. Однако, несмотря на определенную идеологическую заданность, они дают богатый информативный материал по рассматриваемой проблеме. Так, в статьях, опубликованных в «Вятских епархиальных ведомостях» указаны районы наибольшего распространения протестантизма и сектантства в крае, названы лидеры местных инославных общин. Поскольку авторами таких публикаций являлись, как правило, православные миссионеры, на которых возлагалась функция идеологической борьбы с конфессиональными диссидентами, то в них особое внимание уделялось критике религиозных доктрин последних, что дает исследователю необходимый религиоведческий материал.
Во вторую группу входят издания либеральной ориентации, к примеру, губернская газета «Вятская речь». В данных средствах массовой информации государственно-конфессиональные отношения рассматривались с совершенно иных позиций. Выступая в защиту такого основополагающего демократического института как свобода совести, либеральные издания критиковали репрессивные акции губернских властных структур против некоторых неправославных религиозных организаций, таких как евангельские христиане. В то же время они поддерживали силовые действия властей в отношении отдельных сектантских групп (например, иоаннитов), чья деятельность носила во многом деструктивный, антиобщественных характер и посягала на личные свободы граждан.
Наконец, третью группу образуют периодические издания самих инославных религиозных организаций (к примеру, журнал «Баптист»). Впрочем, их идейно-политическая ориентация во многом схожа со взглядами средств массовой информации либерального толка. Они также выступали в защиту свободы совести, осуждали преследования религиозных диссидентов и ратовали за равенство всех конфессий страны.
Важным источником являются мемуары очевидцев событий, среди которых стоит особо выделить воспоминания известного участника польского восстания 1863 г. Оскара Авейде, пробывшего несколько лет в вятской ссылке.18 В них достаточно объективно показаны место и роль католического духовенства в польском освободительном движении, упомянуты некоторые представители костела, депортированные в Вятский край, проанализированы отдельные аспекты конфессиональной политики российского правительства в Польше, Литве и Западном крае в 50-60-х гг. XIX века, а также ее последствия.
Таким образом, в нашем распоряжении имелся солидный комплекс исторических источников, необходимых для решения поставленных задач. Документы центральных и местных архивов, так же как и опубликованные источники, дают богатый и насыщенный материал по истории различных неправославных христианских объединений Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX века. Они позволяют рассмотреть вероисповедную политику самодержавия в данном регионе, проанализировать взаимоотношения Русской православной церкви с другими конфессиями, а также оценить влияние инославных религиозных групп на культуру народов края. При всей противоречивости и субъективности некоторых видов исторических источников нельзя бросаться в крайность, о которой предупреждал Жан Воден - необходимо отказаться от гиперкритики источника, не способствующей объективности источниковедческого анализа.
Научная новизна В данном исследовании на основе систематизации и анализа разнообразного исторического и религиозного материала сделана попытка осветить историю неправославных христианских конфессий Вятской губернии с 60-х годов XIX в. до 1917 г.
В диссертации новизной отличаются следующие положения:
- впервые изучены некоторые неправославные христианские группы края, в частности, иоанниты;
- исследованы социально-экономические, демографические и прочие причины возникновения инославных конфессий;
- охарактеризована деятельность местных властных структур, непосредственно проводивших государственную конфессиональную политику, раскрыто ее основное содержание и направленность;
- проанализированы взаимоотношения Русской православной церкви с инославными общинами края, изучено ее влияние на деятельность органов власти и управления, занимавшихся решением вероисповедных проблем;
- определено отношение отдельных конфессий (католиков, лютеран, евангельских христиан) к тем или иным международным событиям, исследовано влияние внешнеполитического фактора на изменения в их положении;
- изучены связи вятских католиков, протестантов и сектантов с единоверцами из других регионов страны;
- охарактеризовано ментальное восприятие адептов некоторых конфессий (в первую очередь, сектантов) светской власти и официальной церкви.
Данное исследование является первой обобщающей работой по истории неправославных христианских общин края. Оно базируется на широком спектре исторических источников, большая часть которых впервые введена в научный оборот. Разработка и использование новых, доселе неизученных архивных материалов и документов, позволили автору не только подтвердить некоторые положения, выдвинутые предшествующими исследователями, но и прийти к новым выводам, зачастую опровергающим прежние постулаты и установки. Практическая значимость исследования Изучение истории вятских конфессиональных меньшинств имеет не только научную, но и практическую значимость. Кировская область, граничащая с пятью национально-территориальными образованиями, также не является однородной по этническому и религиозному составу населения. Знание религиозных традиций этносов, населяющих данный регион, будет способствовать проведению сбалансированной национальной политики, позволит решать сложные ситуации во взаимоотношениях различных этносов и религиозных групп.
Мы надеемся, что данное исследование вызовет интерес у представителей различных национальных центров, культурных обществ и религиозных организаций области, давно испытывающих потребность в появлении подобной обобщающей работы. Оно может быть использовано как в научной деятельности, так и в учебном процессе, в частности, при проведении семинарских и факультативных занятий в ВУЗах и школах. Полагаем, что оно сможет внести определенный вклад в возрождение культурных и религиозных традиций народов Вятского края.
Апробация работы Основные положения диссертационного исследования представлены в научных публикациях общим объемом свыше 2,5 п.л., в докладах и сообщениях на международных, всероссийских и региональных конференциях: Нижний Новгород, 1994; Глазов, 1996; Москва, 1996; Ижевск, 1995; Киров, 1998, а также на различных «круглых столах» и методологических семинарах. Среди наиболее значимых выступлений следует отметить доклад на «круглом столе» «Россия и мир: проблемы взаимовосприятия», состоявшемся 1 февраля 1996 г. в Центре по изучению отечественной культуры Института российской истории Российской Академии наук и сообщение на международной конференции «Революция и человек: этнопсихологический аспект», организованной Научным советом истории революций в России ИРИ РАН в конце мая 1996 г.
Структура диссертации Работа состоит из введения,
Список научной литературыМашковцев, Андрей Анатольевич, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Авейде Оскар Показания и записки о польском восстании 1863 г. Москва - Wroctlaw: Издательство АН СССР, 1961. - 663 с.
2. Амвросий (Юрасов). Православие и протестантизм: Сопоставительный богословский анализ. Иваново, 1994 - 143с.
3. Бегуны // Вятская речь. -1915. № 81. - С.З.
4. Вероучение русских евангельских христиан-баптистов. Ростов н/Дону: Издат. рус. баптистов, 1906. - 16с.
5. Жертвы-иоаннитов // Вятская речь. 1909. - № 213. - С.З
6. Заволжский П. Секта «немоляев» в Мостовицком приходе Сарапульского уезда // Вятские епархиальные ведомости (далее BEB). 1903. - № 17. - С. 734 - 740.
7. Законы о раскольниках и сектантах. С разъяснениями Правительствующего синода и Правительствующего сената. М.: Изд. А.Ф. Скворцова, 1896. - 219с.
8. Игнатьев А. Миссия в Вятской епархии // BEB. 1915. - № 50. -С. 1471 - 1473.
9. Иванов В.В. Положение баптистов // Баптист. 1911. - № 9. -С.67 - 70.
10. Иоанн Кронштадтский Моя жизнь во Христе. СПб.: Типография В. Ерофеева, 1893. - Т. I. - 400 с.
11. Он же. О душепагубном еретичестве гр. Л.Н. Толстого. СПб., 1905. - 37 с.
12. Он же. Против графа Л.Н. Толстого, других еретиков и сектантов нашего времени и раскольников. СПб., 1902. - 58 с.
13. Маракулин И. Раскол и сектантство в Восточном районе Вятской епархии в 1914 г. // BEB. 1915. - № 40. - с. 1193 - 1201, № 42. - С. 1243 -1250; № 43. - С. 1267 - 1276; № 44. - С.1290 -1296.
14. Он же. Странники-подпольщики. Вятка, 1911. - 43 с.
15. Павел (архим). Краткие известия о существующих в расколе сектах. М., 1885. - 76с.
16. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. / Под ред. H.A. Тройницкого. Вятка, 1904. - Т.Х. - 268 с.
17. Петров С. Струя. Казань, 1911. - 130с.
18. Проханов И.С. В котле России, 1869 1933. Автобиография с изложением основных фактов истории движения евангельских христиан в России. - М.: Протестант, 1993. - 253с.
19. Пустошкин В.Ф. Мысли последователей отца Иоанна Кронштадского (иоаннитов). СПб., 1910. - 245 с.
20. Раскол и сектантство. СПб.: Синодальная типогр.,1901. - 51с.
21. Распределение населения Империи по главным вероисповеданиям Разработ. Центр, стат. комит. СПб.: Акц. общ. Е. Евдокимова, 1901. - 27с.
22. Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. Разработ. Центр, стат. комит. СПб.: Центр, стат. комит, 1901. -26с.
23. Сборник законов о расколе и сектантах. С разъяснениями Сената и Синода. СПб.: Изд. Чиникидзе, 1899. - 165с.
24. Столетие Вятской губернии. Вятка, 1880. - Т. I. - 497 с.
25. Странники // Вятская речь. 1914. - № 77. - С.2.
26. Тронин В. Скопчество-хлыстовщина в г. Сарапуле // ВЕВ.-1909. №2. - С.38.в) опубликованные источники на польском языке
27. Krasinski Adam Stanislaw. Gramatyka polska. Wilno, 1837.150 c.
28. Krasinski Adam Stanislaw. Wspomnienia biskupa Adama Stanislawa Krasinskiego. Krakow, 1900. - Druk "Czasu". - №223. - 7. IX. 1900.
29. Pesn o polky Igora. Rzeklad ks. Adama Stanislawa Krasinskiego. -Petersburg, 1856. 163 c.ЛИТЕРАТУРАа) дореволюционные издания
30. Айвазов И.Г. Русское сектантство. Харьков, 1907. - 34с.
31. Аксаков И. Краткая записка о странниках или бегунах // Русский Архив. Изд. Бартнева. М., - 1866. - № 4. - С.627 -644.
32. Алексий (Дородницын) Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия: Исследование епископа Алексия, ректора Казанской духовной академии. Казань: Центральная типография, 1909. - 510 с.
33. Баптисты. Бегуны. Духоборы. СПб., 1908. - 314с.
34. Боголюбов Д.И. Кто это пашковцы, баптисты и адвентисты? -СПб., 1912. 318 с.
35. Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков, с изложением их происхождения, распространения и вероучения, с опровержением последнего. Изд. 2-е. Пг.: Тузов, 1915. - 566с.
36. Вараксин Д.С. Обзор вероучения странников-бегунов. М.: Старообряд. из-во,1911.- 54с.
37. Вечерний Г. Иоанниты СПб: Зарницы, 1912. - 31с.
38. Кальнев М.А. Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов (духобор, молокан, евангельских христиан) -Одесса, 1914. 647с.
39. Купленский В.В. Бегуны. Рязань,1905. - 28с.
40. Пругавин A.C. Старообрядчество во второй половине XIX в. Очерки из новейшего раскола. М., 1904. - 280с.
41. Он же Раскол вверху. СПб., 1909. - 178с.
42. Пятницкий И.К. Секта странников и ее значение в расколе. -Сергиев посад, 1906. 196с.
43. Рождественский А. Южнорусский штундизм. СПб., 1889. -354 с.
44. Скворцов Д.И. Современное русское сектантство (Очерки, статьи и исследования). М., 1905. - 317 с.
45. Яцкевич В.И. Краткие сведения о старообрядческом расколе и сектах в русской церкви, с изложением действующего о них законодательства. М., 1900. - 82с.б) авторефераты диссертаций
46. Джораева C.B. Государственно-церковные отношения в России (Опыт фил.-истор. анализа): Автореф. Дис. канд. филос. Наук. -М, 1997 21с.
47. Дутчак Е.Е. Старообрядческое согласие странников (вторая половина XIX XX вв.): Автореф. дис. канд. истор. наук. -Томск, 1994. - 17с.
48. Жуков A.B. Церковь объединения: вероучение, идеология и практика: Автореф. дис.канд.философ.наук. Спб., 1995. - 18с.
49. Курила О.В. Лютеране в России (XVI XX вв.): Автореф. дис.канд.ист.наук. - М., 1995. - 15с.
50. Лиценбергер O.A. Евангелическо-Лютеранская церковь и Советское государство (1917 1938 гг.): Автореф. дис.канд.ист.наук. - Саратов, 1998. - 18с.
51. Никитин А.Н. Конфессиональная политика российского правительства в Царстве Польском в 60-70-е гг.XIX в.: Автореф.дис. канд. ист. наук: М., 1996. - 19 с.
52. Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 1996. - 22с.
53. Редькина О.Ю. Вероисповедная политика Временного правительства России: (февраль- октябрь 1917 г.): Автореф.дис. канд. истор. наук. М., 1996. - 21 с.
54. Сердюк М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858 1917 гг.): Автореф.дис. канд. истор. наук. Владивосток, 1998. - 20 с.
55. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии: Цивилиз. процессы XVI XX вв.: Автореф.дис. доктора истор. наук. - Ижевск, 1996. - 53 с.в) монографии
56. Андреев М.В. Католицизм и основные проблемы современности. М.: Знание, 1973. - 64с.
57. Балыбердин А.Г. История Русской православной церкви. -Котельнич, 1996. 63 с.
58. Берова И.В. Прогулки по старой Вятке (Книга для учителя). -Киров: Миньон, 1995. 147 с.
59. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. -М.: Мысль, 1973. 343 с.
60. Ерышев A.A. Евангельские христиане-баптисты, (их идеология и мораль). Киев, 1966. - 40с.
61. Ефимов И. Церковники и сектанты в Удмуртии. Ижевск, Удмуртское книжное издат., 1960. - 28 с.
62. Ивонин Ю.М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. -Ижевск: Удмуртия, 1973. -24 с.
63. Он же. Христианство в Удмуртии: история и современность. -Устинов: Удмуртия, 1987. 116с.
64. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. 1917 г.) - М.: Наука, 1965. - 348 с.
65. Он же. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973. 256 с.
66. Ковальский H.A. Католицизм и дипломатия. М.: Наука, 1969. -223с.
67. Он же. Эволюция социальной доктрины церкви. М.: Знание, 1974. - 64с.
68. Ковальский H.A., Иванова И.М. Католицизм и международные отношения. М.: Международные отношения, 1989. - 268с.
69. Красиков A.A. Ватикан: история и современность М.: Знание, 1991.- 62с.
70. Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России (XVI XX вв.) - М.: Издат. РАН, 1996. - 182с.
71. Лазутка С.А. Революционная ситуация в Литве 1859 62 гг. -М.: Высшая школа, 1961. - 260 с.
72. Луппов П.Н. Политическая ссылка в Вятский край. М., 1933. -20 с.
73. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII первой пол.XIX в. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. - 266с.
74. Маторин Н. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. М., 1929. - 56 с.
75. Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. Старообрядчество, религиозные гонения. Сектантство. М.: Задруга, 1919. - 236с.
76. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979. - 126 с.
77. Минкявичюс Я.В. Католицизм и нация. М.: Мысль, 1971. -285с.
78. Миско М.В. Польское восстание 1863 г. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 336 с.
79. Митрохин Л.Н. Баптизм. М.: Политиздат, 1974 - 263 с.
80. Он же. Баптизм: история и современность. СПб.:Изд-во РХГИ, 1997. -476 с.
81. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск: Наука, 1978. -415с.
82. Мчедлов М.П. Католицизм. М.: Политиздат, 1974. - 278с.
83. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1983. 448с.
84. Нюнка В.Ю. Национально-освободительное движение и религия. М.: Знание, 1972. - 48с.
85. Петряев Е.Д. Записки книголюба. Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1978. - 279 с.
86. Он же. Вятские книголюбы. Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1986. - 221 с.
87. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. -М.: Колокол,1994. 4.1. - 304с.
88. Семенов-Тян-Шанский А. Отец Иоанн Кронштадтский. -Париж, 1990. 380 с.
89. Смирнов А.Ф. Восстание 1863 г. в Литве и Белоруссии. М.: Наука, 1963 г. - 347 с.
90. Федоренко Ф. Секты, их вера и дела. М., 1965 - 243 с.
91. Фрис В. Православие и католичество: Противоположность или взаимодополнение? Брюссель, 1992. - 158с.
92. Чарушин Н.А. О далеком прошлом. М., 1926. - 4.1. - 260 с.
93. Шейнман М.М. Ватикан и католицизм в конце XIX начале XX в. - М.: Издат. АН СССР, 1958. - 468с.
94. Он же. От Пия IX до Павла VI. М.: Наука, 1979. - 176с.
95. Шепталин А.А. Немцы в Удмуртии. Ижевск, 1993. - 68 с.
96. Яшин П.П. Идеология и практика евангельских христиан-баптистов. Харьков: Прапор, 1984. - 119 с.г) научные сборники
97. Актуальные проблемы истории: сборник статей. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. - 102с.
98. Альмонах по истории русского баптизма: Сборник статей. / Сост. М.С. Каретников. СПб.: Библия для всех, 1997. - 311с.
99. Вятская земля и актуальные проблемы отечественной истории XIX XX вв.: Сборник научных статей. / Науч. ред. В.И. Бакулин. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. - 101с.
100. История Вятского края конца XIX первой половины XX века: Сборник научных статей./ Ред.кол.: В.И. Бакулин (отв.ред.) и др.- Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. 86с.
101. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Наука, 1989. - 326с.
102. История, историография и источниковедение Удмуртии: Сборник статей. / Ред.кол.: А.Н. Кутявин (отв.ред.) и др. -Ижевск: УНИЯЛ, 1992. 211с.
103. Католицизм в Белоруссии: традиционализм и приспособление./ Ред.кол.: A.C. Майхрович (гл.ред) и др. Минск: Наука и техника, 1987. - 240с.
104. Очерки истории Удмуртии XIX в.: Сборник статей./ Ред кол.: Н.П. Лигенко (отв.ред.) Ижевск: Изд-во УОРАН, 1996. - 290с.
105. Религиозные традиции мира. В двух томах. Том I. / Пер.с англ.- М.: Крон-пресс, 1996. 576с.
106. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки: Сборник научных статей. / Ред.кол.: H.H. Покровский (отв.ред.) и др. Новосибирск: Наука, 1992. - 320с.
107. Церковь евангельских христиан-баптистов в России: Сборник статей./ Ред.кол.: П.Б. Коновальчик (гл.ред.) и др. М.: Христианское слово, 1997. - 80с.д) научные статьи
108. Алов A.A., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Католицизм в России // Католицизм, протестантизм, армянская церковь в России. М.: Изд-во РАН 1995. - 112 с.
109. Андреев И.Д. Баптисты // Христианство: Энциклопедический словарь. / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред) и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - T.I. - с. 160 - 164.
110. Барсов Н.И. Лютеранство // Христианство: Энциклопедический словарь. / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. - Т. II. - С. 63 - 65.
111. Билунов Д.Б. Правительственная политика России в отношении римско-католической церкви (60-е годы XIX в.) // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1996. - № 4. - С. 19 - 43.
112. Бобылев А. История и правовое положение лютеранской церкви в России до 1917 г. // Наша церковь. 1996. - № 3 - 5. - С.43 -51.
113. Бовкало A.A. Епископ Адам Станислав Красинский в Вятке // История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию ВУАК): Тезисы докладов и сообщений. Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1994. - С. 334 - 336.
114. Брок П. Русские сектанты-пацифисты и военная служба 1874 -1914 гг. // Долгий путь российского пацифизма. М., 1997. -С.115 - 121.
115. Бронникова С.П. Крестьяне-старообрядцы и государство в их взаимоотношениях // Вятская земля в прошлом и настоящем: Материалы III научной конференции. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1995. - Т. I. - С. 77 -79.
116. Гальперин Б. Баптизм и революция.// Наука и религия. 1987. -№ 11. - С. 55 - 56.
117. Он же. Баптизм и революция.// Наука и религия. 1987. - № 10. - С. 52 - 55.
118. Грибанов А. Католицизм // Наука и религия. 1993. - № 7. -С.70 - 76.
119. Дмитриева Е.Е. Обращение в католичество в России в XIX в. // Мировое древо. 1996. - Вып.4. - С. 84 - 110.
120. Зайцев Б. Иоанн Кронштадтский // Иоанн Кронштадтский: Сборник / Сост. В.А. Десятников. М.: Патриот, 1992. -С. 350 -356.
121. Иоанн Кронштадтский // Отечественная история: Энциклопедия. / Ред. кол.: В.Л. Янин (гл. ред.) и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1996. - Т. II - С. 362 - 363.
122. Лялина Г.С. Евангельское христианство /У Отечественная история: Энциклопедия. / Ред. кол.: В.Л. Янин (гл. ред.) и др. -М.: Большая российская энциклопедия, 1996.- Т. II.- С. 113 114.
123. Морозова Л. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. // Государство и право. 1995. - № 3. - С.86 -95.
124. Сикорская Т.И. Отношение православной церкви к старообрядцам в дореволюционной Удмуртии // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность: Тезисы докладов и сообщений. Глазов, 1995. -С. 138 - 140.