автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Нидерландский натюрморт XVII века и традиции эмблематики

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Звездина, Юлия Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Нидерландский натюрморт XVII века и традиции эмблематики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нидерландский натюрморт XVII века и традиции эмблематики"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

На правах рукописи УДК 75 (492)

ЗВЕЗДИНА Юлия Николаевна

НИДЕРЛАНДСКИЙ НАТЮРМОРТ XVII ВЕКА И ТРАДИЦИИ ЭМБЛЕМАТИКИ

17.00.04 — изобразительное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва — 1992

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.

Научный руководитель —доктор искусствоведения

М. Н. Соколов.

Официальные оппоненты —доктор филологических наук

A. В. Михайлов, кандидат искусствоведения

B. А. Садков.

Ведущая организация —Московский

художественный институт им. В. И. Сурикова.

Защита состоится « . . .».........1992 г. на

заседании специализированного Совета К 019.03.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств (119034, Москва, ул. Пречистенка, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в филиале Научной библиотеки Академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, 21).

Автореферат разослан « . . . »........ 1992 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат искусствоведения

Н. Л. Виноградова

. -.ли Р.»;

1. Общая хат)?.ктар".;ст.1кя пабот-

Натюрморты "золотого века" нидерландского искусства принадлежат к одкот.ту лз самых популярных жанров .-клвопу.сп. Лнтерес к "скрытому смыслу" нидерландских карт.-::-: ХУЛ столатля, возникший в 1930-е гг. л получивший особое распространение во второй половине нашего столетия, коснулся и натюрморта. Это было обусловлено возникновение;.: и развитием иконологии как наука /в первуз очередь в трудах 3. Яанофского/. Кроме того, в 1920 - 1930-е гг. во многих европейских гсродах состоялись крупные выставки натюрморта, обратившие на себя внимание исследователей. Начало изучению символики старинного натюрморта

положила статья X. Рудольфа %ап1сао значение средневековых

1/

и- рекессансных образов в нидерландской живописи ХУЛ века ' , в которой впервые была сделана попытка прочтения скрытого с.'-гксла натюрмортов Я.Д. де Хема "метепсо мг1 . Череп и букет цветов" и "Гкрлянда~в оконной нише".

Изучение изобразительного искусства Х7П в. закономерно привело к выводам о его тесной связи с змблшатикой. Э.Ф. фон Ыонруа, в 1540 г. написавший диссертацию""Эмблемы

1. Rudolph R. Vanitäs, die Bedeutung nittelalterlichex und htraanlstißcher Bildinhalte in der niederländische Kaierei des 17- Jahrhunderts// Festschrift Wilb-lm Pinder zum 60,- Cebmrtstngz. Ltipzi,-, 1938. S. 405 - -'33

и сборник! эмблем в Нидерландах 1560 - 1630 гг.: История развития стиля иллюстраций"^, обнаружил несомненную связь эмблем с рядом ранних натюрмортов. Л. Бергстрем, в 1947 г. опубликовавший монографии "Голландский натюрморт ХУЛ века"^, сравнил детали некоторых натюрмортов с эмблемами из наиболее популярных сборников. Истоки скрытого смысла исследователь видел в картинах Г/ - ХУ1 вв., объ-единяксдах сюжет с натюрмортнымк деталями. 3 1979 г. вышла статья X. Клемма "Аллегории мирового порядка и символы в натюрморте"^, в которой рассматраваются несколько- типов эмблематического натюрморта. Работа Клемна открывает новый этап в исследовании эмблематического натюрморта, отмеченный более глубоким анализом символики, закономерно подводящим к необходимости определения важнейших иконографических схем этого вида живописи.

Изучение старинного натюрморта убездает в том, что многие живописцы стремились не только к виртуозной передаче реальных свойств предметов, но и к воплощению иносказания, выраженного • с помощью определенной организации объектов натюрморта в изобрази-

1. Monroy E.F. von. Embleme und Emblembücher In den Niederlanden 1560 - 1630: Eine Geschichte der Wandlungen ihres Illustrationsstils. Utrecht, 1964

Studier 1

2. Bergs tröta I. Vholländskt Stilleben-mäleri under 1600-talet. Göteborg, 1947. Ed. 2: Dutch Still-Life Painting in the Seventeenth Century. London,

Hew Tork, 1956

3. Klemm Ch. Weltdeutnng-Allegorien und Symbole in Stilleben // Stilleben in Europa. Kat. Ausst. Munster - Baden-Eaden, 1979, S. 140 - 219

тельном пространстве. Стремление к метафорическому переосмыслению обыденного предмета обусловлено традициями эмблематика, бурное _ развитие которое: приходится на середину ХУ1 - Ж в. 3 символическое содержание картин ХУЛ з. нередко включалось и традиционное, известное со врем.-: средневековья значение некоторых предметов.

В эмблематическом натюрморте ХУЛ столетия органично сочетаются стремление к передаче предмета зо всем своеобразии его свойств, живописные эффекты и смысловой подтекст. Символика таких картин часто сложна и многослойна - их можно*интерпретировать неоднозначно, в зависимости от кодовой установил зрителя. Попытка прочтения скрытого смысла старинного натюрморта требует большой осторожности - традиционная многозначность символа таит опасность субъективного истолкования, в лучшем случае лига отчасти наломи-накцего о первоначальном замысле живописца. Символическое содер-нание натюрморта не следует абсолютизировать. Композиционное построение, цветовое решение, .живописная вкраззтельность и, нахоне--смысловой подтекст неразрывно связаны друг с другом> образуя неповторимый мир эмблематического натюрморта ЗСШ столетия.

Актуальность гекн данного исследования определяется рядом новых проблем, вставших перед исследователями эйЗлеяатического натюрморта к & современном .этапе. К настояшеглу времени определено, что ?мбле?латика тесно связана с изобразительна искусство:.". ХУП в., проведены параллели мегду отдельным произведениями различных жанров - з первув очередь бытового яанра, в меньшей степени пейзааа, портрета и натпрморта - и кснкргтЕнади эмблемаш. На новом этапе лрэд'ттЕзляетея необходимым но столько прочтение симзслшсн о?деаьшсс прсш^елгтсЯ, сколько ваявлениа композаадотш: н сглыс-лобех схем, повторявшихся и £арьирозаь;«и"хся разны-г мастерили. Зто соззодило бы понять правила, по которым создавайся эмолэматичесзий : - 5

катвруорт.

Особая актрльность темы у нас.определяется еще и тек, что, несмотря на популярность западноевропейского натюрморта ХУП в», самой значительней работой об этом жанре живописи до сих пор остается небольшая книга Б.?. Зиппера "Проблемы и развитие натюрморта. /Еизнь ваей/", опубликованная в 1922 г. Однако в те годы

исследователи еще не обратились к глубокому изучению эмблематики.

1/

Немногочисленные более поздние издания - альбомного типа '. Исключение составляет каталог выставки "Натюрморт в европейской живописи ХУ1 - качала XX века из собрания музеев СССР и ГДР" 1984 г., но уке ко своему характеру он не монет- претендовать на последовательное осмысление проблем эмблематического натюрморта.

ф

Цель настошего исследования - определение-закономерностей эмблематического натюрморта. Особое внимание уделяется сравнительному анализу иастрмортов или их деталей и эмблем из наиболее распространенных в 171 - ХУП столетиях сборников.

Автор ставш задачей раскрыть особенности подхода различных мастеров к конкретным эмблемам; выявить творчески переосмысленные живописцами варшяты эмблем, представленные в виде определенного сочетания объектов натюрморта; изучить особенности восприятия-предмета в ХУП в.

Натчная ножзна исследования заключается в том, что ранее интерес к скрыт сау смыслу натюрморта, как правило, ограничивался интерпретацией отдельных произведений или анализом различных типов эмблематического натюрморта /например, в трудах И. Бергстрема и

1. Кузнецов Западноевропейский натюрморт. Ы.; Л., 1966; Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХУП века в собрании Государственного Эрвитзяа. М., 1981

6

. Клеглла/. 3 дакно;: работе предпринимается последовательное ;:ссл~-ззание определенных схе\: натюрморта, несущих смисловую нагрузку, го позволяет определить закономерности эмблекгт:яеского натюрморта, з сих пор не уделялось должного внимания тексту, представленному 1 фонах натюрмортов ил:: на изображенных предметах, несмотря на то, ?о он :1грает важнейшую роль, недвусмысленно поясняя символику зоизведения. Впервые анализируются эмблемы, в ряде случаев слуетв-[е композиционной и смысловой основой натюрмортов.

Задача настоящего исследования заключается з решении следую-сх вопросов:

- рассмотрение сборников эмблем, представлящих те."ке объекты, что и натюрморт;

- определение особенностей восприятия предмета в эмблеме, эмблематической поэзии и натюрморте;

- авализ текста, содержащегося в ряде натюриортов;

- выявление видов натюрмортов, обязанных своим возникновением конкретным эмблемам;

- анализ различных видов и различных объектов натюрморта.

Практическая -значимость зиссерташи заключается _в том, чтс гор разрабатывает метод изучения эмблематического натюрморта, зволяшщй полнее осмыслить этот еид еивошси. Определение схем, юутствуицих в ряде натюрмортов, сравнительный анализ картин и >лем, а такхе эмблематической поэзил могут быть применены при учении и интерпретации эмблематического натюрморта.

Исследование особенностей восприятия предмета позволяет судить ' путях создания предмета - символа, переосмыагашого живописцем, имеет значение не только для изучения нивописг ХУЛ столетия, у. для ханра натюрморта з целом.

Апробация работы. Отдельные части работы в гкде докладов были

зачитаны и обсуждены на конференции-семинара молодых научных сотрудников б Государственном музее изобразительных лскусстз им. A.C. Пушкина 3 октября 1988 г.: "Натюрморт Яна Давидса де Хема " Memento Eori. череп к букет цветов" кз собрания Дрезденской гал pez"; конферещщ: молодых ученых в Государственных музеях .Чооков ского Кремля 19 декабря 1989 г.: "Кубк;;-наутилусы в натюрмортах Х/П зека /к прейяеме символики/" и 19 февраля 1S91 г.: "Эмблематические стихи *iia случай" и натюрморт".

Структура гассетугацик. Работа состоит из введения, где обос; вывается выбор теш, ее актуальность, дается анализ историографа; определяются цель, задачи и метод исследования; четырех глав, заключения и бяйгиографического списка^ К диссертации прилагаете; альбом иллюстращй.

П. Содержание работы

Первая глаза "Сборники эмблем и натюрморт" состоит из двух частей. В первой части рассматривается развитие стиля иллюстраций в сборниках эмблем ХУ1 - ХУЛ столетий. Анализируются главным обрг зом эмблемы, представляющие те ке объекты, что обычно присутствув в натюрмортах. Джя наиболее популярных в свое время ранних сборш ков А. Альчато /1531 г./ и К. Парадена /1551 г./ характерна уело! ная трактовка предметов, тяготеющая к знаку. Немного позднее экб; мы образуют более развитую композицию - например, в гравюрах cóoj шжов Г. Симеона /1561 г./ и 3. Даовио /1562 г./ изображения заш чены в прихотллвые рамки с гротесковым орнаментом, а неодушевленв предметы представлены геральдично, подобно своеобразному узору.

В 1565 г. вышла книга А. Юниуса, в которой предметы помещень на пейзажном фоне или в интерьера. Предмет, составляющий главный смысл эмблемы, нередко теряется во множестве окружающих деталей. Сложные композиции присутствуют и в "Эмблемате" Н. Рейснера 1581

8

в том числе з "Сзященной эыблемате", где бнолейские сшеты приспособлены к традициям э:лблематики. Перегруженные композиции эмблем йннуса -': Рейснера можно сравнить с картинами П. Артсена и Л. Бей-келара, предшественников мастероз натюрморта, работавших в середине - третьей четверти ХУ1 в.

3 1580 - 1590-е гг. появляются сборники эмблек, иллюстрированные не ксилогравюрами, как лрекде, а гравюрами на меди. В книге •Л. Хольтцварта /1581 г./ и четырехтомнике Камераряуса /1590 -1604 гг./ предметы, представленные на пейзажном фоне или в интеръере, приближены к зрители и очерчены более четкой линией. Свойства предметов выявлены достаточно ярко, изображение бжзко натюрморт-ному.

3 1614 г. был издан сборник ?. Зиссхера. Эмблемы в нем часто представляют предметы, избиравшиеся и для натюрмортов. Выход книги совпал с временем становления основных видов натюрморта.

Поздние сборники, например, " Philothei symbola Christiana " 1672 г., демонстрируют непосредственную связь с натюрмортом: предметы в эмблемах изображены уверенно и умело, с точной передачей их свойств.

Сравнение разных сборников позволяет определлть~наиболее чаете повторявшиеся эмблемы, а такке отметить своеобразную многослойность эмблем: один и тот же предает мог истолковываться по-разному, в зависимости от установки автора. Материал для сравнения дают литературные произведения того времени, например, стихотворения-эмблемы 1. Катса. трактунцке одну тему в нескольких аспектах. Необходимо обратить внимание и на эмблема с одной и той же надписью, но разима изобраяениями. Различные по характеру изображения - многомерная композиция или предмет, трактовка которого близка натюрморту - доносят до зрителя единый смысл. Мастера натюрморта ХУЛ в.,

9

помещая в картнзы предметы с символическим содержанием, часто использовали эмблемы с типом изображения, вторящим их канру. При этом эмблема часто творчески перерабатывалась в соответствии с замыслом и вкусами художника. Это подтверждают■ з частности, миниатюра И.Хуфнагела из Книги каллиграфии Рудольфа П начала 1550-х гг.

¿о второй части первой главы сравнивается так .называемые стихи "на случаЗ", получившие особое распространение в Германии и Нидерландах ХУЛ в., и натюрморт. 3 этих стихах воспевались предметь ¡цщ обыденные явления, как бн случайно попавшиеся на глаза автору и вызвавшие у него лоток сложных ассоциации. Каждое из таких стихотворений, однако, имеет четкую композицию, а упоминаемые в низ объекты нередко кожно обнаружить в современных сборниках эмблем, с аналогичным или близким по смыслу истолкованием. Анализируются произведения известных поэтов своего времени Я. Катса и Катарины фон Грайффенберг, а также эмблемы из сборников Камерариуса и Ман-ниха, картины Д. Артсена, И. Бейкелара, А- Данизлса и других мастеров.

Во второй главе "Текст в натюрморта" анализируются натюрморты, „ содержащие текст, как правило, заимствованный из определенных литературных источников. Ранние произведения — миниатюры Хуфнагела второй половины 171 в. и " " начала ХУН в. - нередко демон-

стрирует разобщенные предметы как иллюстрации к тексту, представляющему открыты! смысл произведения. Заслуживают внимания гравюры конца ХУ1 в., посвященные теме бренности: изображения, сочетающие фантастические элементы с натврмортными деталями, сопровождаются текстами, раидтнвапдими смысловую программу. Особенно важно то, что авторы этих гравюр, художники-маньеристы II. де Дос, Я. де Гейн, X. Гольциус, К. ван Сандер создали и первые натюрморты. Так, первый из натюрмортов "УапИаэ написанный в 1Б03 г. Я. де Гейном,

10

объединяет натуралистические детали с аллегорическими знаками и содержит текст, как бы подводящий итог изображенному-

Позднее текст преподносился не обособленно, г как неотъемлемая часть предметов. Эта могли быть надписи на ветхих листах бумаги, заглавия книг, тпателъно воспроизведенный текст на страницах раскрытого тома. Часто это - традиционные формулы бренности или цитаты из Библии, те не, которые в ХУ1 в. встречались б маньеристкчес-ких гравюрах или миниатюрах Хуфнагела. Представленные в картине предметы наглядно хышстрируют текст, как бы вошащая его и предельно приближая к зрители, получаицему возможность наиболее полно постичь смысл слов с помощью объектов, выбранных из окружающего мира. Текст нередко служит программой всего произведения, определенным образом организуя предметы на изобразительно! плоскости.

Особенность смыслового содержания эмблематического натюрморта в том, что он отнюдь не является всего лишь набором символов -реальные свойства объектов помогают правильно понять содержание картины. Повседневная вещь, став своеобразным де2ствующим лицом картины и заполнившись ее смыслом, во-первых, приобретает новую, особую ценность, а во-вторых, сообщает произведении в целом неповторимый оттенок, привнося в пего теплую лирическую ноту. Непосредственное впечатление от предмета органично сочетается с его смыслом, символика объединяется с тонким наблюдением натуры.

Натюрморты n7anicas " часто включают текст - традиционные фразы вроде " Vanita? vanitntca et omnia v&iiitas "Hsao bulla я

"hnaenco corl " И Дф. ОсобыЗ ИНТервС представляет а Var.itas " я.Д. Д9 Хзма /1628 г., Маурпцхейс/ - тиштакй лейденских "ученый" ндтшр-морт, но с любопытный использованием текста. Ь ггену-ое на титульном листе одной кз кезг тщательно выписано название пьесы Г.А. Бредеро Тоддерик и Аль фене". лногзз страницы этой популярной в свое время

11

пьеск проникнуты темой " Уаппаэ ". Живописец, поместив в картину название пьесы, предполагал перекличку смыслов литературного :: живописного произведений и, вероятно, напоминал о традиционном, сравнении казн»! с разыгрываемым на подростках спектаклем.

Занно отметить, что ряд натюрмортов " Уап.иаз " отражает драматические события своего времени, могущие служить подтверждением мрачного содержания темы. После 1649 г. во многих натюрмортах

I

этого типа появляется портреты казненного Карла 1 Стюарта. "Чап1-

" п. Стенвейка, созданный в 1653 г. или немного позднее, посвящен гибели знаменитого нидерландского флотоводца М.Х. Тромпа и содержит текст, поясняющий содержание картины - титульный лист тетради с речью, произнесенной при погребении Троша.

Большая часть натюрмортов ХУП в. лишена текста, например, цветочные натюрморты или знаменитые голландские "завтраки". Однако ряд цветочных натюрмортов демонстрирует несомненное сходство с букетами в натюрмортах "Уапиаз " и сохраняет тот же смысл. Это подтверждают гравюры Хуфнагела,.К.Я. Зиссхера и Я. Кемленера, а также немногочисленные цветочные натюрморты, содержащие текст, источником для которого служат цитаты из Библии, сравнивающие жизнь с недолговечным цветком /Не. 102: 15; Ис. 40: 6,8; Иов 14: 1-2/. Аналогичные детали встречаются и в сборниках эмблем, например, у Манниха.

Многие натюрморты типа "завтраков" также допускают сравнение с эмблемами, произведениями живописи и графики середины ХУ1 -начала ХУП в., содержащими текст. Можно провести параллели между эмблемой Манниха с изображением накрытого стола, поясненной_цитатами из Библии, картинами и гравюрами с названием "Молитва перед обедом", содержащими аналогичные или близкие по смыслу тексты, и рядом натюрмортов, лишенных текста, но представляющих те же предметы. Подтверждением этому служат работы мастеров разных школ - К. Петере, Л. Муайон, 0. Берга старшего и других. 3 "завтраках" середины

12

столетия часто сохраняется сг.кслозо;: подтекст, однако мастера болььее внлманйь уделяют кздэплскэР. заразительное?.: композиты.: -сшзолнка является л;-х.'ь данью традигг:::.

Далее рассмотрены натюрморт;; т:;пг "зечерняр трапеза" ал-.: "натюрморт со сэгчоГ:", создававшиеся в ослэвнэ'.: нзиоцкит;..:, рекг. -голландскими мастерами. "Натюрморт со сзечоП" Л. лортэлг /Бонн, Музей земл;: Рейн/ сравнивается с одиоакеяныш произведениями Г. ^легеля и Г. фон Ведкга, мастероз немецкой шкагк.

В картинах с присутствующим или подразумеваема! текстом далеко не всегда использовалась Библия. Особого взимания заслуживает "Натюрморт со стихотворением в похвалу селедке" И. де Брая /1656 г., Дрезденская галерея/ с текстом поэта Я. Вестербана. Картина имеет морализаторскую функцию, остроумно осуядая приверженность к роскошным лакомствам. Аналогичные предлеты - сельдь, луковицы, хлеб, бокалы с вином и пивом, а иногда ж часы как символ умеренности представлены з картинах ряда других голландских мастеров, но без текста. Логично предположить, что здесь сохраняется то же содержание.

3 заключение рассматривается натюрморт Я.Д. де Хема с изображением фруктов и раскрытых часов, над которыми "помещен латинский текст: "Умеренно и хорошо". Картина, трактующая тему умеренности, представляет живописное воплощение зкблемы, сопровождаемой лаконичной надписью, и демонстрирует неразрывную сзязь с традициями эмблематики.

3 третьей глазе "Натюрморт: эмблема, преобразованная живописцем" анализируются виды натюрмортов, происхождение которых мог-но возвести к определенным эмблемам, творчески переработанным художниками- Глава состоит из трех разделов, в пе'рзж рассмотрена шзогшсь гирлянд. Яркие гирлянды, часто уподобленные сияющему

13

драгоценному обргияенЕ'л - своеобразная разновидность натюрморта, получившая особсе распространение во оландрли. Существует несколько впдоз гирлянд: сзеточные, фруктовые смешанные. Зт;: виды, в свою очередь, делятся на гирлянды зокруг какого-либо изображения и представленныз сед: по себе. Один из истоков этого вида живописи -шннатарк ХуфнагЕла. Особого внимания заслуживает титульный лист первой ЧаСТИ " Аэ*Ье1ура studiaque расг15 Сео^И ЫэеГпадеХл.! " /Я. Хуфнагел, Франкфурт, 1592 г./: две большие гирлянды вплетены з сложную композицию из знаков и текста, прославляющих Бога - Творца, здесь же - симвакы вечности и четырех времен года. Для этой композиции была использована творчески переработанная эмблема "1п ее сопеехга гесип^» /в се(5е обращается/ из сборника Парадена "Героические девдзы" /Лион, 1551 г./. Большинство картин с изображением гирлянд шкет тот же смысл, представляя космологическую символику и /или/ прославление. Например, в "Гирлянде цветов и фруктов вокруг изображения Святого семейства" Я. Брейгела Бархатного /первая четверть ХУЛ в., Баварские художественные собрания/ присутствуют как традиционные символы Марии и Христа - белые лилии и колосья - так и обозначения времен года, представляющие непрерывный круговорот в природе, а в данном случае - вечное прославление Богоматери с младенцем.

Гирлянды часто имели форму круга или эллипса. Эта замкнутая фигура сама по ссйе могла символизировать круговращение, непрерывную смену и взаимосвязь. Таковы гирлянды типа "Четыре стихии" фламандского мастера Я. ван Кессела /середина ХУЛ в., Страсбург, Музей изящных исаусств и Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург/. С помощью натвркгртных деталей воплощены современные представления о строении мира, состоящего из определенных комбинаций неизменных элементов.

Гиолякда Брэйгэла Кессзлв сохраняют смысл згйлемы из сборника .'.арадена, средствами хнзоппсп растолкозывая гарядэк мироустройства: ^селенная, сотворенная из ураБНозсплзагц.сх друг друга субстанций, существует в бесконечно длящемся времезн, состоящем из строго чередующихся циклов. Таким образом наткжорт демонстрирует традиционный принцип отражения макрокосма в sekdokocms.

3 середине ХУЛ в. особой популярностью пользовались гирлянды вокруг изображений святых к религиозных сцен, созданные Д.Сегерсом. Как правило, это композиции:из нескольких букетов или гирлянд, умело скомпонованных вокруг фигур. Сегерс, несомазнно, был знаком с традиционной символикой растений, заимствованно! из средневековья. 3 гирляндах вокруг изображения Мадонны худознн: помещал цветы, посвященные Богоматери /"мадонна в цветах", Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. A.C. Душкина, з др./, а в гирляндах вокруг изображения Христа или сцены опн-шяанзгя выделены чертополох и тернистые травы /'"Гирлянда цветов всзруг изображения младенцев Христа и Иоанна", Государственный Зрмзтгж; "Гирлянда закрут изображения Пьеты", з прошлом собрание lüepssH, Зена/.

Символика растений з гирляндах Сегерса как бп дополняла смысл центрального изображения, внося в него дополнит ешшэ-оттенки. Бри этом гирлянды сохраняли традиционную фтккцлг;, oimca пиослав-лению образов, которые они окрузалл.

Необходимо отмстить парные гирлянды Н. вак Згревдала /вторая половина ХУЛ н., Государственный йрмчтятх/ с -/еясгаа. 3 центра каждого холста помещено рризаильное изоосгженяз сгульптуочого бтта Марии с надписями на льедьсталгз: к в^а süss -шч " Дз eo;s> лоза задсгргдна.'*/ ч Г sirti«: t=ncJnras '" Дертогчац з«кльлекнай/. Cccvas г^ркякд тесно связан с текстом: в первом -зуз&з обо? ог-гэу-S3H сгжсгаоем фруктоз, пр:~ем осос'ю зкдзлевк зиналгрозда,

15

во втором - множество?.: цветов, традиционных символов Богоматер.:.

Гирлянды без религиозно!: сцены в центре могли сохранять бллз-кое по смыслу значение. "Бокал злна, окруженный гирляндой цветов фруктов" Я.Д. дэ Хема /1651 г., Государственные музеи Берлина/, его же "Гирлянда цветов фруктов вокруг чаши со Святым:: дарами" /середина ХУЛ з., Зена-, Художественно-исторический музей/ и "Евхаристическая чаша в гирлянде цветов и фруктоБ" Д. Сегерса /середина ХУЛ в., Лондон, ^узей Зиктории и Альберта/ содержат символы евхаристии - виноград и хлебные колосья, однако у де Хема в произведении 1651 г. испагьзованы и эмблемы из сборников Парадена и Камера-риуса. Сравнение этой гирлянды и картины Сегерса демонстрирует различие в воспраятии предмета. -Холодноватая живопись Сегерса контрастирует с яркой динамичной композицией де Хема. Кажется, мастер настолько увлечен стремлением отобразить на холсте изобилие и красоту земных даров, что забывает о строгой теме произведения, обусловленной религиозной символикой. Тем не менее гирлядна выражает прославление, и каждая ее деталь вносит свою ноту -в мажорную трактовку темы.

Гирлянды цветов без центрального изображения обычно содержат символы "Уап^ав " - например, гирлянды Я.Д. де Хема /Антверпен, Уузей истории искусств/ и А. Миньона Аопенгаген, Музей истории искусств/. Смешанные гирлянда из цветов и фруктов нередко демонстрируют своеобразную иерархию предметов. Особо выделены цветы и плоды в центре ыг наверху. "Гирлянда фруктов на голубых лентах" А. Миньона /Дрезденская галерея/ представляет сложное сооружение, отдельные элементы которого находят параллели в сборниках эмблем. 3 центре помещена плод апельсина и виноградная гроздь, увенчанная цветами и плодам цитрусовых. Гирлянда и в этом случае сохраняет традиционную функцию прославления, а плоды, особо значимые в

16

христианской символике, помещены в центре и служат заменителями флгурнон сцены. Аналогичным смыслом наделена л "Гирлянда цветов' _ и фруктов в каменной нише" Я.Д. де Хема /Амстердам, Рейксмузеутл/. Следует отметить его не "Гирлянду цветов и фруктоз зокруг открытого окна" /Государственные музеи Берлина/, объедпняюяуэ символы бренности и воскресения.

3 заключение рассматриваются гирлянды, обрамляющие портреты. Одно из интереснейших произведений этого рода - "Гирлянда вокруг портрета Вильгельма Оранского" Я.Д. де Хема /Лион, дворец Сен-Пьер/ Детали гирлянды сообщают о достоинствах портретируемого - например, каштан и лилия символизируют его чистоту - и служат свидетельством покровительства высших сил.

Во втором разделе анализируются натюрморты типа "Зенок в кубке" - довольно редкие произведения, создававшиеся в первой половине ХУЛ в. Большинство их принадлежит кисти фламандского мастера Я. Брейгела Бархатного /например, картины из Музея изящных искусств в Брюсселе и частного собрания в Дордрехте/. Натюрмортам свойствен особый декоративный эффект - изысканное сочетание ярких нежных цзетоз, сплетенных в венок или насыпанных в широкую чашу серебряного кубка, и сияющего драгоценного металла. По нашему мнению, источником для этой композиции послужила одна из эмблем сборника Парадена - гравюра с изображением кубка, наполненного вином, в котором плавает венок. Надпись и пояснение к эмблеме связаны с темой "уапиаэ ", они напоминают об участи смертных и о превратности судеб проводивших жизнь в роскоши и наслаждениях.

Подобные натюрморты могли иметь дополнительные оттенки смысла: в картине К. Петере "Корзина л кубок с цветами" /музей Креллер-Мвллэр/ использована традиционная символика растений и насекомых.

Б третьем разделе анализируются натюрморты с изображением 17

пресмыкающихся, получившие особое распространение в середдне ХУЛ б. Наиболее известные мастера этого в/.да натюрморта - голландцы Злтхоз .-I 0. Mapcsyc ван Схрпк. Подобные картины, наряду с другим;:, писали 3. ван Алст, А. шиньон, ?. Рейсх, X. ван Стр.-ш. Произведения наделены особы/,драматизмом: животные полускрыты в темной траве, на втором плане помещен мрачный, часто предзакатный или ночной пейзаж. Наиболее полное истолкование скрытого смысла картины бозмояно лишь после сравнения с двумя эмблемами из наиболее популярных в ХУ1 - ХУП столетиях сборников.Парадена и Камера-риуса. Эмблема " batet aoguis in herba " /в траве скрывается змея/ из книги Парадена представляет змею, причудливым завитком обвившую кустик земляники, и поясняет, что как скрытая в цветах змея может угрожать смертью нашему телу, так из-за дурных поступков можно утратить душу. 3 эмблеме "vigiiate Pentes " /бойся змеи/ у Камерарнуса на фоне пейзажа показана змея, полускрытая л тразе и цветах. В пояснении автор предостерегает от вредя их вещей, на первый взгляд приятных, но приводящих к плохим последствиям.

Эмблема Парадена бала использована Ху([яагелом в одной из мкнхатвр ¡Лиссала, выполненного в начале 1580-х гг. для герцога Фердинанда. Натюрморты с изображением змей, созданные более чем полувеком позднее, ближе эмблеме Камерариуса. Несомненное сходстео с эмблемой обнаруживает картина Марсэуса езе Схрика "Цветы, бабочки и змеи" /Государственный Эрмитаж/. Кошозпцая сочинена в мастерской художника: на заднем плане помешены фантастические постройки, а энея укрывается в садовых дзетах, хотя сцена происходит на опушке леса или з роще. Представленные здесь цветы - традиционные ст-золы брэкности. Зыея издавна означала дьявола, зло г смерть, а бабочка символизировала дулу. Сочетание этих символов соответствует содержанию с.и0ле;л Парадена и Камерариуса.

13

Аналогичное содержание могло сохраняться и з картинах с другими животными з лесу - например, в произведении М. Зитхоза "Цветы, es и лягущка" /1660 г., Государственный Эрмитат./. Оно обусловлено использованием традиционной символики животных, идущей от средневековых бестиарнез м позднее встречающихся в сборниках эмблем.

3 четвертой глаза - "Мпо эмблематического натюрморта"- рассмотрены составлявшие его объекты. Глава состоит из шести разделов, первый из них посвящен растениям в натюрморте. Предпринята попытка последовательного сравнения ряда произведений или деталей, повторяющихся у разных художников. Этот метод, в отличие от менее убедительного скрупулезного перечисления мельчайших деталей отдельных картин, позволяет виязить наиболее устойчивые смысловые схемы эмблематического натюрморта. Особый интерес представляет картина Я.Д. де Хема " меиепсо morí . Череп и букет цветов", так как здесь текст, определяющий прогрняму натюрморта, является ключом к прочтению сложной сш.золнхи растений. Не вызывает сомнения сложная мно-гослойность скрытого смысла, во многом зависящая от кодовой установки зрителя, а также связь с эмблемами из наиболее популярных сборников. Многие цветочные натюрморты Я.Д. де Хема, лишенные тек- ' ста, демонстрируют близкую композиционную схему и даже повторяемость деталей. По нашему мнению, это свидетельствует об использовании определенного сочетания символов, иначе говоря - языка цветов. Композиционная схема цветочного натюрморта, разработанная Я.Д. де Хемом, и позднее служила основой для произведений многих мастеров - например* Р. Рейсх и А. Миньона - однако символика, со Бременем утратив глубину, оставалась только данью традиции.

Особое внимание в цветочном натюрморте притягивают цветы, увенчивающие букет. Чалге всего это лилии, тюльпаны, ирисы и цветок императорской короны. Большой материал для определения возможного

19

значения этих растении содержит сборник эмблеу " АгсЬесура

studiaque patris Georgii Hoefnagelii". Так, ЛИЛИЯ y АуфнаГвЛа СЛуЖЛТ

симзоло;.: "vanitas ". Ъ книге Камерариуса присутствует два значения этого цветка - знак бренности и символ побеждающей добродетели.

Натюрморты первой половины ХУЛ в. позволяют заключить, что живописцы могли сохранять оба значения цветка лилии - например, в натюрксрте "Цветы з вазе" Я. Брейгела Бархатного /глилан, Пинакотека Амброзиана/. Близкое по .смыслу значение, очевидно, придавалось цветку ириса. 3 ряде произведений - например, картине "Аллегория жизни и смерти" М. де Boca /около 1600 г./, "Цветах в вазе" Я. де Гейна /1610-е гг., Гаага, Городской музей/, некоторых натюрмортах А. Босхарта старшего он воспринимается как указание на возможность спасения через добродетель. Тюльпан иногда обладает тем же значением, что в эмблеме Камерариуса " Lansuesc0 Ео1е latence « /усну, когда скроется солнце/ - это подтверждают миниатюры Хуфна-гела и цветочный натюрморт Я. Брейгела Бархатного, содержащий текст /частное собрание, Лондон/. В некоторых случаях он мог служить символом " Vanitas ".

3 заключение уделяется внимание особенностям изображения цветка императорской короны, а также более мелких растений - шиповника, водосбора, ландыша, подснежника, трехцветной фиалки.

Букеты в натюрмортах часто создавались по определенной композиционной схеме: в центре - мелкие цветы, традиционные символы чистоты и добродетели, в окружении пышных роз и анемонов - знаков «vanitas дзеты с отрицательным значением помещались такие -внизу возле вазы, нередко со сломанным стеблем. Кульминацией произведения служил крупный цветок, вынесенный на верхушку букета.

Второй раздел посвящен животным в натюрморте. З'первуи очередь это насекомые, встречающиеся в натюрмортах особенно часто.

20

Некоторые особенности их изображения свидетельствуют об использовании композиционных и смысловых схем, как правило, имеющих истоком какую-либо эмблему - это изображения цикады пли бабочки на колосе как знак надежды на спасение /эмблема Камерарлуса " Expecto donee .venianc ", натюрморты л.Д. де Хема, 0. Эллигера старшего и других/, бабочка или стрекоза рядом с гусеницей или улиткой как выражение антиномии "жизнь - смерть", "бессмертная душа - бренная и грешная плоть" /Хуфнагел, "ЛллльскиЗ диптих"; А. Босхарт старший, "Букет роз в проеме окна"; Я. де Гейн, "Заза с цветами"/. Традиционная триада - гусеница, куколка и бабочка - уподобляемая трем этапам человеческого бытия: земному существованию, смерти и посмертной жизни дули, - присутствует в "Archetypa •• Хуфнагела и "Цветочном натюрморте" БреГогела Бархатного /Мадрид, Прадо/. Аналогичный смысл мог сохраняться в изображении гусеницы и бабочки, сидящей на раковине - эта деталь часто присутствует в цветочных натюрмортах, например, у А. Босхарта старшего и К. ван ден Берге.

Мастера натюрморта изображали и более крупных животных, особенно часто тех, которые представлены на картине Ф. Снейдерса "Фрукты и овощи с обезьяной, попугаем и белкой" /Государственный музей в Штуттгарте/. Каждое животное показано по законам определенных композиционных схем. Грызущая орех белка символизировала упорный труд, без которого недостижимо истинное благо - например, в эмблеме Камерариуса "Сокрыто в недрах" и эмблеме Ролленхагена "Претерплю, приучу себя к трудностям". Аналогии встречаются у Хуф-нагела /акварельная эмблема из Графического кабинета Государственных музеев Берлина/, II. Бинуа /"Натюрморт с фруктами, цветами и белкой", Запльраф-Рихардц-^узеум/ и у других мастеров.

Попугай мог означать праведника и верующего - это прослеживается еще по средневековым бестиариям. Вероятно, близкое по смыслу

21

значение сохранено в картине ?. Сазсрп "Букет цветов ь нише" /Центральный музей, Утрехт/. Обезьяне традиционно символизировала различные порок;;, грешника, дьявола. Заслуживает зклмачия миниатюра луфнагела из серии "Гротески", представляющая обезьяну, приманивающую попугая вишнями. Т.А.Г. Зпльберг Зиньо-Зуурмач интерпретирует эту спену как иносказание: грешник, пытающийся соблазнить праведного адским плодом^. 3 натюрмортах встречается изображение обезьяны с яблоком, реже - другим плодом з лапе, например, в картинах Я. ван Кессела "Букеты цветов и корзины фруктов". /Рим, галерея Дориа/, Б. ван дер Аста "Цветы, фрукты и обезьяна" /Серпухов-ский историко-художественный музей/, как символ грехопадения.

3 заключение рассмотрены особенности изображения кошек и собак. 3 характере кошки подчеркивалась кровожадность, хитрость, как а "Натюрморте с котом" А. Адриансена /Заршава, Народный музей/ и "Охотничьей добыче" Я. Фейта /Государственный Эрмитаж/. Иногда используется старинная традиция, сравнивающая кошку с дьяволом -например, в картине "Опрокидывающаяся ваза с цветами, кошка и мышеловка" А. Миньона /Амстердам, Государственный музей/. Собака обычно представлена как антипод кошки - например, у Снейдерса.

Следующий раздел посвящен произведениям декоративно-прикладного искусства в натюрморте. Искусные изделия в большом количестве присутствуют в картинах, представляющих коллекции редкостей /например, в работах Ф. Франкена/. Здесь нередко прослеживается сложное иносказание, в котором участвуют и персонажи, и произведения прикладного искусства. Это подтверждают картины "Зенера и Амур в-кунсткамере" Я. Брейгела П и Я. ван Кессела, где присутствует

1. йНЬегз Vignзu-ScЬuurmaIl ТЪ.А.С. Б1е еиЬ1епас1БсЬеп Е1ешегае ¿ш Уегк а. Ное£Е2зе1в. Ье±Аеа, 1969. Вй. 1. В. 282, 285

аллегория зрения, а также традиционное противопоставление христианских симзолоз знакам бренности плоти. Важнейшая роль при этом отводится драгоценным изделия!.-: - кубку-наутилусу и украшенное самоцветами кресту.

Эмблемы часто показывает произведения прикладного искусства как атрибуты смерти- например, з сборниках Ролленхагена и Пасадена. То же значение прослеживается з ряде картин; особенно б "Аллегории "vanitas " К. де Зоса /1630 г., Брауншвейг, луз ей герцога Антона Ульриха/, объединяюще": аллегорическую фигуру и натюрморт. В картинах-Ф. Рейкхалса, К. Петере, 3. Хеды и других драгоценные кубки, несомненно, служат символом " vanitas " - их можно рассматривать как параллель одной из эмблем сборника Зиссхера.

Декор произведений прикладного искусства нередко перекликается с общим содержанием натюрмортов. Об этом свидетельствует миниатюра Хуфяагела из Книги каллиграфии с изображением фантастического гибрида прекрасной юной женщины и роскошной вазы - воплощенное уподобление человека "сосуду скудельному" - и ряд картин. 3 "Натюрморте с часами" из собрания ИИИ им. A.C. Пушкина, считавшемся ранее работой А. Переды, часы с ножкой в виде фигурки сатира, поддерживающего циферблат, превращены в аллегорию неумолимого времени, у П. Класа в "vanitas " с кубком-наутилусом" 1634 г. /Шистер, Музей земли Зестфаллия/ фигурки, украшающие роскошный кубок, служат намеком на возможность спасения и победы над смертью.

Зажную роль в' символическом содержании натюрморта могла играть скульптура. Уже в самом раннем " vanitas ", созданном Я. де Гейном, скульптурные фигурки античных философов выполняют роль своеобразных поясняющих персонажей, указывая на символы бренности в центре картины. Символом бренности плоти служит статуэтка в "Натюрморте со статуэткой и раковинами" С. Штоскопфа. Фрагменты скульптуры

23

использован:: в эмблематическом натюрморте Я.Д. де Хема "->руг.ть: и ваза с цвета-.-:" Д'ЗЗГ, г., Государственны/. Эрмитаж/. 3 ряд; натюрмортов " vanitas" присутствует распятие, сообщая традиционно;; теме дополнительны;: 'оттенок, Kai: в картине Я.Д. де Хема /.люнхен, Стараа пинакотека/ и гразюре Я. ;Аатама /Амстердам, Кабинет гразюр/.

3 четвертом разделе рассматриваются натюрморты с автопортретам:. Особого внимания заслуживают автопортреты, представленные как отражение на стекле или в полированном метшие. 3 "Натюрморте с цветами" Петере, посвященном теме " vanitas" /Музей в ¡Карлсруэ/, отражение художницы видно в круглых чеканных выпуклостях, украшающих драгоценный-кубок. Эта деталь напоминает традиции ранней нидерландской живописи - автопортреты Я. ван Эйка в "Портрете четы Арнольфини" /1434 г./ и "Мадонне каноника ван,дер Пале" /1436 г./, в первом случае отраженный в зеркале, во втором - на щите св. Георгия.

С автопортретом Петере перекликаются изображения стеклянных шаров с отражением художника, работающего над картиной - эти детали присутствуют в "Натюрморте со стеклянным шаром" З.Л. ван дер Винне /ШЛИ им. A.C. Пушкина/ и "vanitas " П.Г. ван Руотрат'ена /Гетеборг, собрание Линдстедта/. Обе картины, созданные в конце ХУЛ в., посвящены теме бренности. Приспособление в виде стеклянного шара превращено в напоминание о традиционной формуле " Homo bulla i причем роль "ношо" здесь выполняет не путто, пускающий мыльные пузыри, а отражение художника, пристально вглядывающегося в расставленные перед ним предметы. Образ художника в этом случае является живописным воплощением положения " vita brev.ts - ars longa * /дизнь коротка -искусство долговечно/, появляющегося в натюрмортах второй половины ХЛГв. как текст, написанный на табличке или листе бумаги.

Далее рассмотрены изображения художников, непосредственно 24

присутствующих рядот; с объектам.-' натюрморта. Таковы картина Г. Доу "Художник в мастарско-;", "Датюркорс с автопортретом" 3. _Ко.~ ливра _ Г. ДуннпЕга. Особенно интересе:-: "vanitas " Д. Байи /1551г., Лейден, Дакенхал/, объединяющий сразу два автопортрета. Анализ подобных произведен::!: позволяет заключить, что автопортрет з натюрморте представляет определенную смысловую программу, выражая отношение автора к воссозданному им миру предметов, а также нередко является переосгжлением темы " Vanitas ": " Vita brevis - ars longa " 3 пятом разделе анализируются элементы театрализации, встречающиеся в эмблематическом натюрморте. Таковы многие испанские " vanitas " ХУП в., объединяющие натюрморт с образами святых или с- персонификацией смерти. Смысловая программа натюрмортов " vanitas " вообще располагала к использованию мифологических персонажей или аллегорических фигур. 3 " vanitas * i созданном фламандцами П. Бугом и Я. Йордансом, по сторонам россыпи всевозможных предметов - знаков бренности - помещены Хронос с косой и путто, пускающий мыльные пузыри. Сравнение произведений такого рода с более традиционными нидерландскими "vanitas " показывает, что в ряде случаев персонификация смерти или аллегорическая фигура бренности заменялись изображением черепа с определенными атрибутами - например, череп в короне на картине "Суета сует" Я.П. Гиллеманса старшего /1654 г., Государственный Эрмитаж/, череп в берете с пером или череп, как бы наигрывающий на флейте у X. и П. Стенвейков /"vanitas "> Лондон, частное собрание и Лакенхал, Лейден/. 3 последнем случае очевидна параллель с "Плясками смерти" ХУ - ХУ1 зв.

Иногда аллегорическая фигура представлена под видом смешения собственно натюрморта и жанровой сцены - например, смерть з виде скелета в " vanitas " я.Стена Д'узей изящных искусств, Копенгаген/, ребенок, пускающий мыльные пузыри или опирающийся на череп в

25

" vanitas" П. Монлнкса /?av. же/, Г. Доу /Дания, частное собрание/ и др. Поро:: элемент:-: теа?рал;:зал::;: привносятся с пошаьв эффекта зеркального отражения, как б "vanitas " с. Люттихейса'/продан ка аукционе з Амстердаме/. Этот же эфрект присутствует з " vanitas " 1603 г. Я. де Гейна: в мыльном пузыре, парящем з нише над черепом, отражаются эмблемы всевозможных людских занятий.

Аллегорические детал:; могут выражать основную идею цропзве-

%

декпя, как в "vanitas " А. Козем&чса /Брюссель, Музей изящных искусств/: здесь объединены предметы, символизирующие возможность выбора пути между гибелью и спасением - это стеклянная сфера с крестом /символ мира/ и распростертыми крылья;,® голубя и летучей мыши. Аналогичная деталь встречается у художников-маньеристов, например, Хуфнагела.

Шестой, и последний раздел посвящен особенностям передачи пространства и времени в натюрморте. Вначале рассмотрены способы формирования пространства, организованного с помощью определенной расстановки предметов. Б ранних натюрмортах пространство подменяется плоскостью фона, в зрелых оно обретает не только глубину, но и статичность или динамику, в зависимости от задач автора. В эмблематическом натюрморте прослеживается иерархия пространственных зон - например, б некоторых произведениях Б. вал дер Аста с четко выраженной двухступенчатой композицией или натюрморте Я.Д. дэ Хема "Фрукты и ваза с цветами". 3 ряде натюрмортов использован эффект прорыва пространства - например, "Цветы в проеме окна" А. Босхарта старшего, "Натюрморт" С. Лнгтихейса /1657 г., Лондон, частное собрание/. Пространственный эффект при этом перекликается с общей темой произведений, сообщая ей дополнительный оттенок.

Пространство и заполняйте его предметы существуют во времени. 3 большинстве ранних натюрмортов это как бы остановленное время,

26

определяемое застнзшим.: /нередко в симметричной композиции/ предмета:.?.:. Позднее 'мастера проявляют интерес к переделе мгновенного действия - например, изображают падающий предмет. 3 натюрморте П. Класа "Опрокинутый кувшин л другие предметы на скатерти" /Государственный Эрмитаж/ в неустойчивом положении показаны объекты, символизирующие бренность. Зещи, могущие выражать надежду на спасение, наоборот, статичны, как бы неподвластны времени, которое приобретает значение мысли о зепи, приводящей к образованию символа -нестабильные предметы обозначают утекающее и -утекшее время. Темп же настроениями проникнуты многие литературные произведения ХУЛ в., нередко перекликающиеся с эмблемами я предметами в натюрмортах, посвященными теме бренности.

3 Заключении отмечается, что символическое содержание натюрмортов ХУЛ в. нельзя свести к перечислению общепринятых значений. 3 эмблематическом натюрморте органично сочетаются живописные достоинства картины и призыв к медитации. Символизация предмета в живописи имела основой традиции эмблематики, объединенные не только с непосредственным восприятием объекта, но и с элементами интеллектуальной игры, развитием ксзих вариаций на заданную тему.

Пути развития натюрморта на протяжении ХУЛ столетия позволяют судить о причинах последующего отказа от сложного иносказания. Особенно красноречиво об э^ом свидетельствует сразнение трактатоз о живописи К. Еан Мандера /1604 г./ и С. ван Хогстратена /1678 г./. "Книга о художниках" ван Мандера дает представление о некоторых особенностях восприятия предмета, в том числе предмета-символа в произведениях рубежа ХУ1 - ХУЛ эв., относящихся к стилю маньеризма .- Для этого периода характерен интерес к исследованию и осмыслению каждого язленпя в окружающем мире, связанный со стремлением к проникновению в суть вещей л тайны Вселенной. Это предполагает поиск скрытого в хаотичном внешнем илре смысла, ведущего

27

к познанию засшего, универсального содержания. Истинную сущность предмете ил;-: язленпя заражает в перзуг очередо ^етатора, и во вторую - точная передача внешних свонстз. Наряду*с этим особое значение в живописи приобретало виртуозное зладоние кистью и мастерством составления сложной коглюзицип.

Натюрморт перзой трети ВЦ в. находился под воздействием этих традиций. 6 середине столетия снмзолика отступает на второй план, большее внимание уделяется живописному мастерству, умению извлечь яркий декоративный эффект. Однако в это не время наблюдается новый подъем увлечения скрытым смыслом натюрморта - в первую очередь в творчестве Я.Д. де Хема, стремившегося к синтезу яркой декоративной живописи и многозначной символики.

Зторая половина ХУЛ в. - качало заката натюрмортной живописи. 3 трактате С. ван Хогстратена "Ззедение б высокую школу живописи" главкой задачей художника, создающего натюрморты, считается совершенство техники и умение извлечь декоративный эффект.

На рубеже ХУЛ - ХУШ вв. жанр натюрморта окончательно приходит в упадок. Цветочные натюрморты популярных в это время мастеров ?. Рейсх и Л. ван Хейсума иногда сохраняют символы бренности, но лишь как дань уже полузабытой традиции. Натюрморт переходит в разряд "низших" жанров - это утвердится в академических программах ХУШ столетия.

Ло теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Натюрморт Я.Д. де Хема "мепеиг.о тог! . Черед и букет цветов"

/о традиции ранних изображений " Уваляв "/ - в сб.: Стъль - образ -время. Проблемы истории и теории искусства. !Л., 1991. С. 119-134.

2. Зремя в старинном натюрморте. - 3 журн.: Юный художник. 1292. И 2. С. 32 - 35. ^