автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Норвежские деревянные резные порталы XI - XIII веков и монументально-декоративная скульптура Западной Европы и Древней Руси
Полный текст автореферата диссертации по теме "Норвежские деревянные резные порталы XI - XIII веков и монументально-декоративная скульптура Западной Европы и Древней Руси"
На правах рукописи УДК: 7.С
Точилова Надежда Николаевна
НОРВЕЖСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ РЕЗНЫЕ ПОРТАЛЫ Х1-ХП1 ВЕКОВ И МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И ДРЕВНЕЙ РУСИ
Специальность 17.00.09 — теория и история искусства
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Санкт-Петербург 2015
005560888
005560888
Работа выполнена на кафедре истории западноевропейского искусства Института истории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет»
Научный руководитель: доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории западноевропейского Искусства института истории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет» Власов Виктор Георгиевич
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры культурологии и искусства АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина» Фуртай-Проскурина Ирина-Франциска Виктровна
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии учреждения Российской академии наук Института истории материальной культуры РАН Лапшин Владимир Анатольевич
Ведущая организация:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Русский музей"
Защита состоится 28 апреля 2015 года в 14.00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени кандидата наук Д 212.199.11, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6, ауд. 49
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5) и на сайте университета по адресу:
Автореферат разослан «27» февраля 2015 года Ученый секретарь Диссертационного совета Сечин А5йсс1 %р Георгиевич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования
Монументальная скульптура и декоративная резьба порталов церквей Норвегии конца XI - первой половины XIII века является важным феноменом, помогающим понять художественные процессы, происходившие в средневековой Европе. История норвежской монументально-декоративной резьбы уходит глубоко в прошлое и неразрывно связана с языческим искусством Скандинавии. Эта связь прослеживается на протяжении всего существования данного вида искусства и ослабевает только к концу XIII века, что является, скорее, следствием общего упадка культуры, нежели смены одной художественной системы на другую.
В настоящей работе рассматривается резьба порталов деревянных церквей Норвегии в качестве примера историко-культурного взаимодействия и преломления различных художественных традиций, изобразительных форм и приемов, элементов языческого и романского искусства многих стран Северной Европы. Разнообразие иконографических источников позволяет выстроить стилевые схемы распространения разнообразных мотивов, объединенных в памятниках, находящихся на периферии художественной жизни средневековой Европы. Таким образом, изучение резных порталов деревянных церквей Норвегии в широком историко-культурном контексте предоставляет возможность взглянуть под особым углом зрения на процессы, происходившие внутри общеевропейского средневекового искусства и в самой Норвегии.
Степень изученности проблемы. Интерес к изучению норвежского средневекового искусства возник относительно недавно. В самой Норвегии этот процесс начинается с повышением национального самосознания и обретением независимости и связан с творчеством немецкого живописца круга так называемых дрезденских романтиков Иоганна Кристиана Даля (1788-1857), обратившегося к национальному искусству. Основная проблема, на которой были сосредоточены первые исследователи. — типология и происхождение композиционных типов. Своеобразие норвежского искусства, а также отсутствие точных датировок и письменных источников значительно затруднило и замедлило процесс создания единой типологической системы. Ее завершение можно считать состоявшимся к
1999 году, когда была опубликована книга норвежской исследовательницы Э. Холер «Norwegian stave church sculpture».
Ныне мы имеем достаточно разработанную иконографическую систему, подробную типологию, каталог памятников и анализ различных орнаментальных мотивов. Кроме того, в существующей литературе представлены гипотезы появления разных типов порталов и обозначены связи их композиции с искусством других стран. Тем не менее, при первом знакомстве с памятниками средневековой Норвегии может возникнуть ощущение стилевой однородности (за исключением портала в Урнесе, 1060-1080 г.). Внимательное рассмотрение материала показывает, что орнаментальные элементы каждого из резных порталов представляют собой результат взаимодействия искусства эпохи викингов и интернационального романского стиля, памятники которою хорошо известны в англо-нормандском и северо-итальянском искусстве.
Отсутствие письменных источников привело к тому, что основным методом изучения памятников, применявшимся предшествующими исследователями, стал сравнительный анализ. Результатом подобного исследования является вывод, что на развитии норвежских резных порталов отразились традиции не только языческого искусства Скандинавии, но также Англии и Италии. Географии этих взаимосвязей соответствует и разнообразие возможных прототипов — от рельефов каменных церквей городов Ломбардии до винчестерской школы миниатюры. Рассмотрение памятников портальной резьбы в широком контексте интернациональных историко-культурных и художественных процессов общеевропейского средневекового искусства даст возможность полнее и точнее выявить их иконографическую и стилевую специфику. Подобный подход к данной теме осуществляется впервые.
Цель и задачи исследования
Научная цель диссертации заключается в определении характера отношений, влияний и взаимодействий монументальной скульптуры и декоративной резьбы порталов церквей Норвегии конца XI - первой половины XIII века и искусства европейских стран иных художественных традиций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить иконографию и происхождение типов норвежских деревянных резных порталов как оригинального феномена средневекового искусства;
2. Изучить систему иконографических источников, сюжетов и мотивов монументально-декоративной скульптуры с учетом межрегиональных влияний;
3. Выявить отдельные изобразительные мотивы деревянных резных порталов норвежских церквей XI - XIII веков и определить их происхождение;
4. Составить полную иконографическую картину искусства резьбы порталов средневековых церквей Норвегии с учетом автохтонных традиций и внешних
лияний.
Объект, предмет и границы исследования
Предметом изучения являются образцы монументально-декоративной резьбы порталов Норвегии конца XI - первой половины XIII века. Основное внимание концентрировано на памятниках, наиболее полно отражающих художественные роцессы того времени, как, например, порталы из Урнеса, Boro, Хопперстада (I) и львика. Соответственно цели и задачам данного исследования привлекается также 1ирокий круг памятников Англии, Швеции, Дании, Исландии, Северной Италии и ревней Руси. Предметом исследования являются закономерности и типология ежрегиональных художественных связей норвежской монументальной резьбы и амятников иных регионов как единого феномена средневекового искусства.
Методология исследования
Изучение норвежских деревянных резных порталов осложняется тем, что не охранилось письменных источников, позволяющих установить точные даты оздания того или иного памятника. Такая ситуация дополнительно усугубляется многочисленными перестройками норвежских деревянных церквей. Это ущественно затрудняет исследование монументально-декоративной резьбы.
Основным методом в данном случае становится стилистический анализ, с ■спехом используемый скандинавскими учеными. Для более тщательного изучения необходимо выявить другие типы историко-художественных отношений, такие как аимствование, одностороннее или обоюдное влияния, подражание, стилизация источников или прототипов, творческое взаимодействие, трансформация, и т.д. Это ребует использования приемов иконографического, иконологического и сравнительного анализа на уровне междисциплинарных трансморфологических связей.
Научные положения, выносимые на защиту
1. Резьба порталов церквей Норвегии XI - ХШ веков — феномен средневекового искусства, демонстрирующий различного рода взаимодействия между странами Северной и Центральной Европы. Ввиду географической удаленности и своеобразного культурно-политического развития искусство Норвегии можно назвать провинциальным по сравнению с тем, что создавалось в странах Центральной Европы XI - XIII веков. Влияния наиболее значимых художественных центров, таких как Кентербери в Англии или городов Ломбардии в Северной Италии, пришли сюда достаточно поздно, предварительно проделав большой путь. Это, с одной стороны, делает порталы норвежских церквей финальной точкой распространения определенных художественных элементов, а другой стороны, позволяет взглянуть на данные памятники как на некий сре художественной традиции средневекового общества.
2. Многие памятники, которые ранее рассматривались как произведени романского стиля, следует выделить в отдельную группу, получившую названи «переходного стиля» и совмещающую черты древнескандинавского и романског искусства, демонстрируя постепенный переход от одной художественной системы другой. До этой работы линия развития памятников норвежской деревянно" портальной резьбы обычно сводилась к делению на романское искусство и искусство эпохи викингов. Эта смена художественных парадигм всегд показывалась как некий перелом, а не постепенный переход.
3. Искусство скандинавских стран оказало сильное влияние на создани памятников прикладного и монументального искусства Древнего Новгорода д монгольского времени. Расширение географического горизонта в изучении скандинавской монументально-декоративной резьбы возможно с помощы привлечения памятников древнерусского искусства, в частности древненовгородских находок - «колонн Дубовой Софии» и многих други. археологических памятников X - XIII веков. Это позволяет говорить о боле единообразном культурном пространстве скандинавских стран и северо-западны земель древнерусского государства.
4. Скандинавское искусство достигло больших высот в создании выразительных звериных образов. Наряду с этим изображение человека в искусств
б
стран Северной Европы не получает сильного развития, несмотря на частое использование в произведениях с мифологическими сюжетами и мемориальных памятниках. Поэтому появление сцен с изображением мифологических и библейских сцен в порталах норвежских деревянных церквей после 1200-х годов можно считать знаковым, так как именно эти произведения, созданные в провинции, можно рассматривать не только в качестве индикатора смены художественного мировоззрения, но и в качестве первого шага навстречу общеевропейскому искусству XIII века.
Научная новизна диссертации
1.Диссертация представляет собой первую работу на русском языке, полностью посвященную норвежскому монументально-декоративному искусству. Орнаментальная и изобразительная резьба порталов церквей Норвегии конца XI -первой половины XIII века впервые исследована в качестве уникального феномена, позволяющего на примере одной группы памятников составить картину развития средневекового монументально-декоративного искусства Норвегии.
2. Впервые в отечественной историографии целостно изучен феномен резьбы порталов деревянных церквей Норвегии в общеевропейском историко-культурном контексте. Подобный подход позволил выявить, сформулировать и систематизировать отношения и связи аналогичных явлений в искусстве средневековой Италии, Скандинавии и Северо-Западной Руси.
3. Пересмотрена традиционная концепция типологии композиций норвежских деревянных резных порталов, подразумевающая деление только на два основных хронологических периода: искусства эпохи викингов и романского периода. Это деление может быть изменено, если рассматривать отдельные памятники портальной резьбы в качестве отдельной группы, демонстрирующей постепенный переход от одной художественной системы к другой и совмещающей черты древнескандинавского и романского искусства.
4. Выделена группа порталов, принадлежащих «переходному стилю», что снижает роль романского стиля в формировании искусства монументально-декоративной резьбы и позволяет аргументировать большую независимость происхождения и развития искусства Норвегии в целом.
5. Привлечены произведения древнерусского монументально-декоративного и прикладного искусства, что позволило создать максимально полную картину художественной жизни Северной Европы XI—XIII веков, а также установить особенности художественных связей Скандинавии и Древней Руси на примере искусства Норвегии и Древнего Новгорода.
6. Прослежен исторический процесс постепенного перехода норвежского монументально-декоративного искусства от не фигуративных к фигуративным композициям на примере группы порталов с изображением человека.
Практическая значимость диссертации
Материал, представленный в диссертации, может быть использован для дальнейших исследований межрегиональных связей средневекового искусства стран Северо-Западной Европы, составления лекционного курса по истории средневекового западноевропейского искусства, монументально-декоративной скульптуры и иконографии средневекового христианского искусства, учебно-методических и справочных пособий, а также для проведения ознакомительных практик в Норвегии для студентов российских вузов.
Достоверность исследования подтверждается натурным изучением и анализом памятников норвежской портальной резьбы, археологическими находками Древнего Новгорода и работой с архивными материалами.
Теоретическая значимость
Материал диссертации предоставляет дальнейшего изучения развития искусства Скандинавии в его переходной стадии от язычества к христианству, трансформации визуальных образов и процесса взаимовлияния искусства Северной, Центральной Европы и Древней Руси.
Апробация исследования и предварительные результаты
В процессе работы над диссертацией автор неоднократно консультировался с учеными и преподавателями Бергенского Университета и Университета Осло. Основные положения и выводы диссертации уточнялись в ходе трех стажировок в Норвегии в 2009, 2013 и 2014 г. и натурном изучении памятников в 2008 и 2011 г., а также обсуждались на учебно-практических занятиях и семинарах в СПбГУ, в Институте истории материальной культуры, на конференциях «Новгород и Новгородская земля» (Великий Новгород) и «Wooden architecture in Europe and
Russia: methods and approaches in theory and practical research» (Прага). Предварительные результаты были опубликованы в статьях журналов «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (Тамбов, 2012); «Проблемы истории и культуры средневекового общества. Курбатовские чтения» (СПб., 2013), «Архитектон: известия вузов» (Екатеринбург, 2014.) и «Культурное наследство Российского государства». Вып. VI. Часть 2. СПб., 2014; Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080) // «Вестник вятского гуманитарного университета». Вятка. 2014. № 12; Искусство Норвегии в контексте глобализации средневековой культуры// Проблемы истории и культуры средневекового общества. Курбатовские чтения. СПб., № XXXII. 2013.
Структура и объем диссертации
Диссертация, общий объем которой состоит из двухсот восьмидесяти пяти страниц, поделена на пять глав, введение, заключение, библиографический список, включающий сто двадцать один номер и каталог из девяносто девяти иллюстраций. За исключением историографической части, все главы имеют трехчастную структуру и построены по принципу: описание истоков явления, его расцвет и исторический контекст. Все главы посвящены отдельным темам, каждая из которых последовательно рассматривает развитие искусства резьбы церковных порталов не только как локального явления, характеризующего отдельный этап в развитии художественной жизни Норвегии, но и в качестве уникального феномена средневекового искусства.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во Введении изложено обоснование выбора темы диссертации, сформулированы актуальность, цель и задачи работы, объект, предмет, границы и методы исследования. Дана краткая характеристика состояния вопроса, а также выделены основные положения, которые автор выносит на защиту. Определены научная новизна и практическая значимость исследования
Глава 1. История изучения 1.1.3арубежная историография
В первой части главы кратко изложена скандинавская историография, где автор приводит основную с его точки зрения литературу, характеризующую этапы развития изучения деревянных резных порталов Норвегии XI—XIII веков.
В процессе изучения резьбы порталов внимание скандинавских исследователей было сосредоточено на трех проблемах: типология памятников, происхождение орнамента и датировка. Первый этап этого процесса относится к концу XIX - началу XX века. Он характеризуется накоплением и фиксацией информации, а также первыми попытками создать единую классификацию памятников монументальной резьбы. Этот период ознаменован появлением работ художника И.-К. Даля, Н. Николайсена, Г.А. Бюля, К. Кристи. Огромный вклад в изучение норвежского средневекового искусства внес выдающийся исследователь JI. Дитрихсон, результатом работы которого является книга «De norske stavkirker», вышедшая в 1892 году. Одна глава этой книги посвящена резным порталам норвежских деревянных церквей, где автор излагает типологическую концепцию, которая станет основой для дальнейших исследований.
Второй период в истории изучения деревянных резных порталов Норвегии приходится на XX век, в течение которого скандинавским ученым удалось создать целостную типологическую картину этого явления и ответить на максимальное количество вопросов, связанных с происхождением типов порталов и отдельных элементов орнамента. Выдающиеся работы этого периода принадлежат Г. Бьётхиус, Р. Хауглиду, А. Бюгге, П. Анкеру, М. Блиндхейму. Отдельно выделяются труды Э. Хохлер, которой принадлежит последний и наиболее подробно разработанный вариант классификации, базирующийся на основании тщательного изучения стилистики орнамента каждого памятника, а также теория происхождения основных групп. Результатом ее работы можно считать книгу «Norwegian stave church sculpture», вышедшую в 1999 году, где она проводит комплексный анализ всех известных порталов.
1.2. Отечественная историография
Вторая часть историографической главы является обзором работ отечественных исследователей, посвященных историко-культурным отношениям Норвегии и Руси в
период XI—XIII в. Обращаясь к отечественной историографии, можно отметить отсутствие работ, целиком посвященных изучению норвежского искусства. Однако геополитическое положение, тесные экономические связи и историческое прошлое заставляют искать сходства в искусстве и культуре Норвегии и России. Непосредственное сравнение присутствует в работе В. В. Суслова «Путевые заметки о севере России и Норвегии» (1888), где ученый отмечает близость культуры Русского Севера и Норвегии. В дальнейшем обращение к сравнению скандинавских и русских произведений искусства возобновляется только в 50-х годах XX века, что разворачивает дискуссию о присутствии скандинавской художественной традиции в древнерусском искусстве. Здесь следует упомянуть таких исследователей как А. В. Арциховский, Б. А. Колчин, И. Н. Кудрявцев, В. JI. Янин, В. Я. Конецкий, Г. К. Самойлов. Отдельно следует упомянуть работу М. И. Мильчика, посвященную комплексному изучению историографии по вопросу взаимовлиянию архитектуры Древней Руси и Скандинавии.
Глава 2: Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе
2.1. Деревянная резьба в искусстве эпохи викингов
Первая часть главы посвящена обзору скандинавских памятников резьбы V — VIII веков. Автор считает, что основной задачей данного раздела является не столько знакомство с историей развития скандинавского искусства, сколько выделение отдельных характерных черт, главными среди которых являются преднамеренный уход к нефигуративности и изначальное главенство ювелирного искусства и резьбы по камню. В качестве примера приводится краткий обзор памятников, включая такие произведения, как находки из кургана в Усеберге (IX век, область Вестфолл, Норвегия), которые приводят к выводу, что к IX веку, когда еще не происходит выделение таких стилей, как «Маммен», «Рингерике», «Урнес», резьба по дереву достигает необыкновенных высот.
2.2. Портал в Урнесе
Вторая часть главы посвящена анализу портала в Урнесе (1060-1080 г., область Согн) — одного из самых выдающихся произведений норвежской деревянной резьбы. Данный памятник рассматривается как феномен, появление которого обусловлено развитием скандинавского искусства на протяжении семи веков. Автор сосредотачивает основное внимание на следующих вопросах: история
происхождения и иконография фигуры «большого льва» как центрального образа портала в Урнесе, конструктивные особенности портала, который скорее является резным обрамлением дверного проема, выполненного в форме рунического камня.
Встреча со стилем «Урнес» вне контекста данного памятника возможна, как правило, в случае изучения ювелирных произведений и рунических камней. Последние вполне могут быть отнесены к архитектуре малых форм, где перед резчиком стояли определенные композиционные задачи, связанные, с решением замкнутой поверхности. Оформление фасадов здания поставило перед художниками проблему нового характера, поэтому, создается впечатление, что резчики Урнеса не смогли отказаться от прежнего художественного приема и «вставили» рунический камень в стену здания, окружив его дополнительными полями орнамента. В любом случае данное произведение является одним из немногих свидетельств о декоративном решении древнескандинавских построек в период становления христианства.
Важный момент, на котором заостряется внимание — это семантическое значение резьбы портала из Урнеса, — вопрос, ранее не получавший освещения в литературе. В качестве механизма интерпретации резьбы автор предлагает обратиться к гипотезе А.Я. Гуревича, отождествлявшего древнескандинавские орнаменты со скальдической поэзией, для которой характерны определенные жесткие правила рифмовки и своеобразная формульность. Учитывая чрезвычайно высокую роль устной поэтической традиции в древнескандинавском искусстве, допускается мысль, что сложный рисунок скандинавских орнаментов можно рассматривать как попытку визуализации поэтических образов. В большей степени это относится к стилю «Урнес», представленном немалым количеством рунических камней, каждый из которых можно интерпретировать как определенный вид сочетания текста и изображения. Лучше всего увидеть составляющие элементы данного стиля помогает портал из Урнеса, где представлены все виды зверей. Семиотическое изучение стилей скандинавского искусства и рассмотрение каждого отдельного элемента как части некой общей изобразительной формулы было бы способно дать новые возможности их интерпретации.
2.3. Североевропейская н русская резьба XI века
В начале раздела автор обращается к анализу памятников из Хёрнинга (Дания), Хемсе и Гулдрупе (о. Готланд, Швеция) Брогарб (Скания, Швеция), Торпу (Бускерунд, Норвегия), Бъёлстад (Уппланд, Норвегия), Мёдрюфель, Хулар и Флататунга (Исландия), описывающих тот период в истории развития монументально-декоративной резьбы Скандинавии, когда искусство эпохи викингов играло определяющую роль в создании художественных образов. В результате автор приходит к выводу, что в XI веке перед художниками ставится достаточно новая задача в украшении фасада церкви резьбой - вход в здание не воспринимался изначально как отдельный объект, требующий усиленного внимания. Решение стены здания тоже вызывало некоторые затруднения у художников, имевших дело, как правило, с произведениями малых форм. Поэтому ранним памятникам скандинавской церковной архитектуры присущ фризовый характер в оформлении экстерьера постройки. В конструктивном плане ответ на этот вопрос приходит в решении делать откосы порталов в виде составных планок, не являющихся частью стены. Наряду с этим появляются первые признаки трансформации изображения, в которых начинают угадываться новые, нехарактерные для Скандинавии черты, выражающиеся в появлении новых типов мифологических существ — крылатых драконов, не встречавшихся ранее.
Далее автор рассматривает памятники древнерусской монументально-декоративной и прикладной резьбы, выполненной под влиянием скандинавского искусства. Основной задачей является поиск ответа на вопрос о существовании единой культурной и художественной среды Северной Европы, включая часть территории Древней Руси. В центре внимания оказываются археологические памятники Древнего Новгорода, в частности «колонны Дубовой Софии» (40 - 80 г. XI в.). Основное внимание автора сосредоточено на вопросе атрибуции данного памятника, в связи с чем рассматриваются две версии. Первая, основанная на археологическом материале, свидетельствует о древности памятника, открывая широкое поле для рассуждений о существовании древнерусской деревянной архитектуры, построенной по скандинавским образцам. Вторая, представленная Э. Холер, базируется на стилистическом анализе и ставит под сомнение общепринятую датировку «колонн», относя ее к XII столетию. В результате автор приходит к
выводу, что, несмотря на присутствие археологических памятников, свидетельствующих о наличии скандинавской строительной техники в Древней Руси, фрагменты «колонн Дубовой Софии» не могут относиться к культовой постройке, конструкция которой была аналогична церкви в Хемсе. Главным аргументом здесь является анализ орнамента, стилистика которого не имеет аналогий в скандинавском искусстве XI века. Глава завершается стилистическим анализом большого количества археологических памятников XI — XIV веков, куда входят разнообразные произведения прикладного искусства, созданных под влиянием скандинавской художественной традиции.
Глава 3. «Переходный стиль» в искусстве Северной Европы конца XI -первой половины XI века.
3.1. Предпосылки сложения и основные особенности
В первой части главы автор проводит анализ причины возникновения «переходного стиля» и обозначение его характерных черт. В качестве основной причины появления «переходного стиля» можно рассматривать своеобразие скандинавского религиозного чувства, носившего несколько формальный характер, а также сдержанность и недоверчивость, которые являлись основными положительными характеристиками личности. С таким мировоззрением переход из одной религии в другую часто обуславливался одними лишь практическими соображениями безопасности или выгоды. Обращение к искусству дает возможность увидеть постепенный процесс трансформации и жизнестойкость определенных форм язычества.
Изображение драконов, змей, фантастических зверей и прочих чудовищ не является чем-то необычным для искусства средневековья. Они чрезвычайно разнообразны и встречаются в качестве маргиналий во многих произведениях, в том числе и в монументальной скульптуре. Но все эти образы составляют скорее интересную альтернативную картину средневекового художественного мышления. В Норвегии наблюдается несколько иная ситуация: романское искусство, появившееся вместе с христианством, пришло в страну, прежняя художественная традиция которой не только не угасла, но имела большой художественный потенциал. Романское искусство постепенно завоевывало свои позиции, но в Скандинавии этот процесс проходил значительно дольше, чем в остальных странах Подобные
изменения можно охарактеризовать двумя способами: скандинавские элементы, сохраняя свою традиционную иконографию, меняются стилистически. Орнамент, постепенно утрачивая вытянутость и утонченность форм, становится более округлым и массивным. С другой стороны, можно говорить о появлении нового типа хищного животного, сочетающего признаки романской и скандинавской иконографии. Изучение предметов декоративно-прикладного искусства, которые являются первыми индикаторами перемен стиля, способно дать наиболее подробную картину этого процесса.
3.2. «Переходный стиль» в скандинавском искусстве конца XI — первой половины XII века
В данном разделе автор переходит к рассмотрению памятников резьбы деревянных церквей Норвегии, которые могут быть отнесены к «переходному стилю». К ним относятся порталы Хопперстад I, II (область Согн), Ульвик (область Хардангер), Boro (область Оппланд), фрагменты из Хемсе (о.Готланд, Швеция), Брогарп (п-ов. Сконе, Швеция), Торпу (область Бускерунд). Автор рассматривает основные особенности произведений «переходного стиля», такие как изображения фигур крылатых драконов с небольшим телом, маленькой птичьей головой на длинной тонкой шее и закрученным в спираль хвостом, переходящим в растительный побег.
В завершение раздела автор приходит к выводу, что в первой половине XII века в Скандинавии появляется ряд памятников, сочетающих элементы романского искусства и искусства эпохи викингов. Христианизация, интенсивно проходившая в Норвегии в данный период, нашла довольно опосредованное проявление в портальной резьбе. Об этом свидетельствуют такие памятники, как порталы из Хопперстад, Ульвик и Boro, орнамент которых практически полностью состоит из элементов, стилистически принадлежащих искусству эпохи викингов, в частности стилю «Урнес». Растительные мотивы, в целом не характерные для скандинавского искусства, выполнены в виде длинных тонких побегов, переплетенных с телами животных, что также корреспондирует с искусством эпохи викингов. Последним важным элементом являются крылатые драконы, также нехарактерные для Скандинавии. Романское влияние проявляется здесь на уровне таких деталей, как крылья и лапы. Исключительно романскими элементами являются лишь фриз из
пальметт в нижних частях откосов, изображение львиных голов с прорастающей лозой и соцветия на концах завитков лоз. Произведения «переходного стиля» можно рассматривать как последний этап искусства эпохи викингов, где постепенно осваивались новые элементы, иконография и стиль исполнения. Данный процесс, занимающий примерно столетие, может считаться законченным в момент появления порталов с изображением человека. В этот же период фактически полностью исчезают изображения животных, змей и драконов. Основным орнаментальным мотивом остается изображение процветших растительных побегов, утратившее тонкость рисунка и сложность композиции, что может символизировать окончательный уход от изобразительной традиции иску сства эпохи викингов.
3.3. «Переходный стиль» в памятниках искусства Северной Европы и Древней Руси
Заключительный раздел главы посвящен «переходному стилю» в памятниках искусства Северной Европы и Древней Руси, уже не относящихся к деревянной портальной резьбе. Ключевыми памятниками здесь являются алтарь из Лисеберга (1135, Ютланд, Дания) и скульптура церкви св. Марии и св. Давида в Килпеке (1150-е, Херфордшир, Англия), наиболее наглядно демонстрирующие основные стилистические черты «переходного стиля» памятников архитектуры малых форм, находящихся за пределами Норвегии. Основное внимание в разделе уделено изучению вопроса о присутствии «переходного стиля» в памятниках искусства Древнего Новгорода на примере Юрьевского Евангелия (1119-1128 г.), в деталях заглавных букв которого можно увидеть несколько интересных стилистических особенностей, противоречащих общепринятой точке зрения об их происхождении. Орнаментальные элементы Юрьевского Евангелия состоят из растительных и зооморфных мотивов. Зооморфные элементы инициалов имеют черты, родственные стилю Урнес в его переходной стадии, в частности резьбе капителей из церкви в Урнесе (вторая четверть XII века). Как правило, это хищный зверь, иконография которого дают некоторое основание включить Юрьевское евангелие в круг памятников «переходного стиля», хотя данный вывод имеет гипотетический характер и в основном основан на стилистическом анализе.
Попытка проведения сравнительного анализа инициалов Юрьевского Евангелия с элементами стиля «Рингерик» и резьбой капителей в Урнесе привела к
весьма любопытным результатам. Несмотря на отсутствие каких-либо документальных свидетельств, доказывающих наличие контактов между скрипторием Юрьева монастыря и скандинавским миром, создается впечатление, что многие орнаменты евангелия были созданы под влиянием последнего. По данное предположение требует более тщательного исследования, основанного не только на стилистическом анализе. Нет каких-либо документальных источников, подтверждающих непосредственное взаимодействие древнерусского и скандинавского искусства на официальном уровне. Отношения между Норвегией и Новгородскими землями долгое время оставались очень крепкими, что способствовало не только экономическому и политическому развитию, но и играло немалую роль в культурном обмене. Поэтому все процессы, проходившие в скандинавском искусстве, в том числе и «переходный стиль», так или иначе, находили отражения в древненовгородских произведениях малых форм — мебели, предметах быта, деталях архитектурного декора, — хотя и имели маргинальный характер.
Глава 4. Расцвет норвежской деревянной портальной резьбы в XII веке 4.1. Исторические предпосылки формирования романского искусства в Норвегии
Первая часть главы посвящена изучению исторических предпосылок формирования искусства резьбы порталов деревянных церквей Норвегии, являющихся результатом тесного контакта искусства эпохи викингов с англонормандскими художественными традициями, а также влияниями, исходящими из севера Италии. В отличие от итальянских элементов, проникающих в страны Скандинавии спорадически, английские художественные традиции легли в основу зарождающейся каменной соборной архитектуры Норвегии. Краеугольным камнем в этом процессе является строительство кафедрального собора в Трондхейме, позволяющего понять первые этапы развития романской скульптуры страны, в основе которых лежит взаимодействие англо-нормандского и скандинавского искусства. Исследователи выделяют скульптурные фрагменты древнего собора, которые имеют непосредственные параллели в английской скульптуре, в частности с Кентербери. В эту группу входят фрагменты капителей и рельефов с орнаментом в виде растительных побегов, соцветий и пальметт. К другой категории относятся
рельефы с изображением хищных зверей и драконов с характерными для «переходного стиля» длинными, перекрученными телами или хвостами. Наряду с этим существует круг памятников, созданных фактически единовременно с рельефами трондхеймского собора. Стилистика этих произведений тесно связана, что позволяет говорить об одной художественной школе. Это завершение балок крыш в церквях Мэр и Вэрнес, навершие скамьи из Вэрнес и кресло из Тюддал (ок. 1100, область Сёр-Трёнделаг).
Трондхейм оказал большое влияние на формирование романской скульптуры в Норвегии. Именно в этот момент начинают появляться первые романские деревянные порталы, где впервые изображаются львы и процветшие растительные побеги. Данный период иллюстрируют два памятника — порталы из Bora и Реинебю (область Сёр-Трёнделаг). Если Реннебю можно считать классическим примером деревянной романской резьбы этого периода, то Boro несет гораздо больше архаизмов, несмотря на то, что именно здесь исследователи находят наибольшее количество черт, свидетельствующих о стилистическом родстве с собором Трондхейма.
4.2. Расцвет норвежской портальной резьбы. Порталы «Согн-Валдрес»
Второй раздел главы посвящен изучению порталов типа «Согн-Валдрес», появление которых можно считать кульминацией развития искусства норвежской монументально-декоративной резьбы по дереву. В этой части автор приводит описание основных стилистических особенностей и конструкции порталов данного типа, проводит краткий историографический экскурс, посвященный истории развития и формирования типологической системы порталов «Согн-Валдрес», завершаемое описанием основных памятников каждой группы.
К изучению проблемы происхождения порталов «Согн-Валдрес» можно подойти с двух сторон. Первое - это конструкция. Появление новых элементов деревянного резного портала, таких как архивольт и полуколонки, произошло благодаря влиянию архитектуры каменных соборов, точнее, стремлению подражать им, что нашло выражение в создании ряда деревянных порталов группы «Люстр», Но данная конструкция является второстепенной по сравнению с резными откосами, несущими основную художественную нагрузку. Орнаментальному решению откосов, безусловно, уделяется гораздо больше внимания, чем колоннам, архивольту
и капителям, которые становятся меньше и тоньше, а в некоторых случаях полностью скрываются орнаментом. Создаётся впечатление, что художественная роль откосов в оформлении входа была изначально очень высока, а появление полуколонок и архивольта является не более чем данью новому направлению в искусстве Норвегии. В качестве доказательства можно обратиться к примерам церквей в Урнесе и Хемсе. где резное оформление является частью стен.
Наибольший интерес исследователей вызывает композиция из трех драконов. Ее происхождение остается под вопросом, несмотря на то, что существует некоторое количество памятников позднего искусства эпохи викингов, таких как фрагменты из церквей в Хемсе, Брогарп и Торпу, которые демонстрируют одни из самых ранних вариантов решения верхней части порталов. Вероятнее всего истоки данной композиции берут свое начало еще в период расцвета языческого искусства. Хорошим примером могут служить разнообразные рунические камни, в композиции которых используется такой элемент, как «ипюпкпоЬ>, образованный двумя петлеобразными змеиными телами, скрепленными между собой небольшим ростком. Этот элемент являлся универсальным для завершения произведения и придания ему законченной формы, которая могло лечь в основу композиции из трех драконов в верхней части порталов «Согн-Валдрес». Важной особенностью, не отмечавшейся в литературе ранее, является тот факт, что резьба ранних порталов «Согн-Валдрес» представляется чрезвычайно разнообразным сочетанием автохтонных и заимствованных орнаментальных мотивов, каждый из которых требует отдельного изучения и может иметь самостоятельное происхождение. К первым относятся фигуры змееподобных существ, изображение которых ближе искусству эпохи викингов, нежели романскому. Эти мотивы, особенно характерные для первых порталов «Согн-Валдрес», иллюстрируют процесс смены художественных традиций, получивший название «переходного стиля».
4.3. Проблемы происхождения порталов «Согн-Валдрес»
Третья часть главы посвящена проблемам происхождения порталов «Согн-Валдрес». Памятники данного типа являются интересным примером взаимодействия англо-нормандской и скандинавской традиции в сочетании с северо-итальянскими элементами, попавшими в скандинавскую монументальную скульптуру в первой
половине XII века. Два основных пункта, играющих немаловажную роль в изучении вопроса происхождения данного вида порталов, — это конструкция и орнамент.
Порталы «Согн-Валдрес» являются одним из самых интересных примеров преломления романского искусства в странах Скандинавии. Ведущая роль каменной архитектуры в сложении нового типа порталов несомненна, поэтому логично предположить, что ранние произведения этого типа были созданы под воздействием импульса, исходящего из Трондхейма — первого норвежского художественного центра. В результате длительной работы, проведенной Э. Холер, был очерчен круг английских памятников, оказавших влияния на формирование порталов «Согн-Валдрес». Это каменная скульптура соборов Кентербери и Или, а также винчестерская миниатюра. Благодаря этим исследованиям становится понятен механизм появления всех «европейских» элементов орнамента порталов «Согн-Валдрес», который происходил согласно следующей схеме: Англия (Или, Кентербери) - Трондхейм - порталы «Согн-Валдрес».
Исследования вопроса проникновения северо-итальянских элементов в норвежскую скульптуру на данный момент не требуют дополнительных доказательств. Тем не менее, важным представляется показать норвежские деревянные резные порталы как часть общеевропейского процесса, протекавшего в Западной Европе в первой половине XII века. Это процесс, затронувший Германию, Францию, Англию, Швецию, Норвегию и ответвляющийся в Северо-Восточную Русь, можно условно назвать «ломбардским импульсом». В этой цепочке (за исключением Северо-Восточной Руси) норвежские деревянные резные порталы занимают последнее место, представляя финальную стадию процесса.
Глава 5: Фигуративные порталы
5.1. Изображение человека в скандинавском искусстве эпохи викингов
В первой части главы проводится краткая характеристика развития изображения человека в скандинавском искусстве эпохи викингов. Автор отмечает, что наряду с огромным количеством выдающихся произведений звериного стиля, демонстрирующих высокое мастерство, владение различными техниками обработки материала и оригинальное образное мышление, скандинавское искусство отличается примитивным изображением человека и типизацией образов. Тем не менее, сохранилось достаточно много произведений искусства эпохи викингов с
изображением человека, демонстрирующие различные композиционные решения, отображающие космологическое строение мира и роль человека в нем, отличающиеся, как правило, максимальной лаконичностью и обобщенностью. Событие, в которое вплетаются мифологические сюжеты, приобретает надмирное звучание. Герои обезличиваются, но становятся при этом частью эпоса. Большинство надгробных стел имеют рунические надписи, увековечивающие не только события и имена, но и самого автора произведения. Желание оставить в памяти имя человека сочетается с максимальной обезличенностыо и обобщенностью образа, к которому прибегает художник. Само событие, изображаемое на камне, имеет эпическую окраску — личность стирается, но благодаря этому герои получают необходимые, но обобщенные черты, которые позволяют им стать частью мира богов и героев. Эта особенность характерна для изобразительного искусства, в то время как скандинавская литературная традиция наоборот способствует крайней индивидуализации каждого героя повествования.
Отображение мифологической реальности сосредотачивалось в основном на изображении сцен из мифа о Сигурде. В качестве примера автор обращается к трем таким памятникам — руническому камню из Рамсё, рельефам из Рамсуны и Гьёка (Швеция, 1000-1100 г.). Визуальная трактовка мифа, представленная этими памятниками, также свидетельствует о стремлении запечатлеть картину мира целиком. Они не отличаются стилистической однородностью и довольно архаичны в своем исполнении. Как правило, изображения действующих лиц имеют гротескный характер, во многом подчиняющийся тому или иному изобразительному стилю. Миф о Сигурде для скандинава — это модель идеальной жизни воина. Учитывая особенности мировоззрения людей того времени, а также тесную связь с языческой культурой, легко предположить, что роль этого образа не только не ослабла после принятия христианства, а скорее могла получить новое идейное наполнение. Поэтому, появление саги в резьбе деревянных порталов норвежских церквей не должно вызывать удивление.
5.2. Миф о Сигурде в норвежских деревянных резных порталах XIII века
Вторая часть главы посвящена мифу о Сигурде в резьбе норвежских деревянных резных порталов XIII века. В рамках этого раздела проводится не только описание и анализ восьми деревянных порталов из Хиллестада, Вегусдала, Лардала,
Увдаля, Мэла, Несланда, Ауслада, Хеддаля, но также выявляются глубинные процессы, происходящие в норвежском искусстве в конце XII — начале XIII века, демонстрирующие разрыв с изобразительной традицией эпохи викингов. В случае с порталами деревянных норвежских церквей это выразилось в фактически полном исчезновении зооморфных мотивов и стилистическом изменении растительных элементов резьбы, а появление изображения человека на откосах деревянных порталов можно также расценивать в качестве попытки присоединения к общеевропейскому искусству XIII века.
Ключевым памятником в данном случае является портал из Хиллестад (1200-е годы, область Аус-Агдер), который демонстрирует уникальное композиционное решение мифологического сюжета в сочетании с виртуозностью исполнения резьбы. Это дает основание предполагать, что создавший портал мастер, был иностранцем, хорошо знакомым не только с искусством резьбы по дереву, но и неоднократно изображавшим человека. Появление портала из Хиллестад было ярким событием и послужило образцом для создания ряда памятников с аналогичными сюжетами и сходной стилистикой. Важным вопросом является интерпретация изображения героя языческого мифа на откосах церковных порталов. Сигурд неоднократно ассоциировался со св. Георгием, Самсоном и даже Христом. Вероятно, Хиллестад и все памятники, последующие за ним, еще нужно рассматривать в мифологическом контексте. Библейские интерпретации уместны на примере более поздних порталов (вторая половина XIII века) из Увдаля и Ауслада, не входящих в какую-либо типологическую систему. На этих примерах можно увидеть ту трансформацию, которая произошла с норвежской резьбой к этому времени. Порталы из Ауслада (область Ауст-Адер) и Увдаля (область Бускерунд) являются памятниками, наиболее красочно демонстрирующими процесс завершения ухода от традиций языческого искусства в резьбе деревянных порталов Норвегии. Это выражается не только в упрощении орнамента как такового, повышении роли растительных мотивов и фактически полного исчезновения зооморфных элементов, но и в новом прочтении мифа. Главный герой (герои), вырванный из привычного сюжета, теряет индивидуальность и становится не более чем символической фигурой, лишь формально отсылающей зрителя к мифологическому содержанию. Именно такой символизм свидетельствует о более глубоком проникновении христианского
мировоззрения в средневековую скандинавскую культур}', поэтому появление порталов с библейскими сюжетами было вполне закономерно.
5.3. Порталы с библейскими сиенами
Последний раздел пятой главы посвящен изучению порталов с изображением библейских сцен. Несмотря на то, что порталы с мифологическими мотивами стоят в преддверии новой страницы истории норвежского искусства, связанной с изображением человека, они все же базируются на традициях искусства эпохи викингов. Эти изменения становятся очевидными после 1200 года благодаря появлению произведений, содержащих сцены из Библии. Известно лишь два таких памятника — из Хемседаля (область Бускерунд) и Несланда (после 1200 года, область Телемарк).
На портале из Хемседаля представлена сцена поклонения волхвов. История развития скандинавского монументально-декоративного искусства, архаичность его форм и крепкие связи с эпохой викингов, а также сохранение старых образов и наполнение их новым содержанием, — прием, характерный для средневекового искусства. Все эти условия позволяют рассматривать резьбу портала из Хемседаля через призму языческой культуры, точно так же, как портал из Увдаля может дать новое прочтение языческого мифа, если увидеть в сцене поклонения волхвов отголоски изображения на рунических камнях.
Новой страницей в истории развития норвежского монументального искусства является портал из Несланда. Портал состоит из двух колонок, украшенных фигурками лежащих львов на простых не орнаментированных капителях. Одна из этих колонок является изобразительным полем для шести ветхозаветных сцен, четыре из которых атрибутированы («Сотворение Евы», «Ноев ковчег», «Гибель войска египетского», «Давид и Голиаф»). Вполне возможно, что резчик копировал какой-то отдельный памятник, но отсутствие письменных источников крайне затрудняет поиск какого-либо произведения, послужившего образцом для резьбы портала из Несланда. Точная дата создания портала из Несланда не известна, но, примечателен тот факт, что на вторую четверть XIII века приходится появление большого количества деревянных скульптур, многие из которых являются выдающими произведениями, сформированными под влиянием искусства Англии. Основное внимание исследователей всегда привлекали порталы с зооморфным
орнаментом. Пример этих памятников дает возможность понять степень устойчивости североевропейской изобразительной традиции и ее взаимодействие с романским искусством. Исследователи уделяли чуть меньше внимания порталам с изображением человека, однако именно они демонстрируют обратный процесс — присоединение норвежского не фигуративного искусства к искусству общеевропейскому. Относительно небольшой материал (десять порталов) дает возможность понять механизмы подготовки художественной почвы для начала новой страницы в истории норвежского искусства, целиком связанного с христианской традиции.
Заключение
1. Деревянные резные порталы норвежских церквей XI—XIII веков впервые рассмотрены в качестве феномена средневекового искусства, демонстрирующего различного рода взаимодействия между искусством стран Южной, Центральной и Северо-Западной Европы. Ввиду географической удаленности и своеобразия культурно-политического развития, искусство Норвегии можно назвать провинциальным по сравнению с тем, что происходило в то же самое время в Италии и странах Центральной Европы. Влияния наиболее значимых художественных центров, таких как английский Кентербери или города Северной Италии достигли Норвегии достаточно поздно, проделав большой путь. Это, с одной стороны, делает деревянные резные порталы норвежских церквей финальной точкой распространения определенных художественных влияний, а с другой, позволяет взглянуть на данные памятники как на универсальный феномен, демонстрирующий своеобразную картину художественной жизни средневекового норвежского общества.
2. До настоящего времени история формирования и развития памятников резьбы деревянных порталов сводилась к делению на романское искусство и искусство эпохи викингов. Эту смену художественных парадигм интерпретировали не в качестве постепенного перехода, а как некий перелом. Взгляд на данный процесс меняется, если многие памятники, которые ранее рассматривались как произведения романского стиля, выделить в отдельную группу под названием «переходный стиль». Этот стиль демонстрирует отдельную переходную стадию от
одной художественной системы к другой, в которой совмещаются черты древнескандинавского и романского искусства.
3. Расширена география изучения скандинавской монументально-декоративной резьбы с помощью привлечения памятников древнерусского искусства, в частности новгородских находок — «колонн Дубовой Софии» и многих других археологических памятников X—XIII веков, что убедительно демонстрирует историко-художественные связи искусства этих стран. Также доказывается влияние Скандинавии на создание многих памятников монументального искусства Древнего Новгорода. Это открывает широкое поле для дальнейших исследований, что позволяет говорить о едином культурном пространстве скандинавских стран и северо-западных земель древнерусского государства.
4. Скандинавское искусство достигло огромных высот в создании выразительных звериных образов. Наряду с этим изображение человека в искусстве стран Северной Европы не получило значительного развития, несмотря на частое использование фигуративных мотивов в произведениях на мифологические сюжеты и в мемориальных памятниках. Этот преднамеренный уход от индивидуализации изображения человека удивителен, учитывая тот факт, что в скандинавской культуре известны яркие портреты героев саг и мифов.
5. Уход от фигуративности — одна из отличительных черт варварского искусства стран Северной Европы, которое, тем не менее, является способом выражения картины мира. Эта система мировоззрения не подверглась сильным изменениям и после официального принятия христианства. Появление изображения человека в деревянных резных порталах после 1200-х годов можно считать знаковым, так как именно эти произведения, созданные в провинциальном искусстве на окраине Европы можно рассматривать не только в качестве индикатора смены художественного мировоззрения, но и как первый шаг навстречу европейскому искусству просвещенного XIII века.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах
1. Курина Н. Н. Деревянная резьба Скандинавии и домонгольского Новгорода//Исторические, философские, политические п юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. Т. 10 (24). № 2. С. 99-103. 0,6 печ. л.
2. Курина Н. Н. «Переходный стиль» в скандинавском искусстве конца XI - первой половины XII веков//Архитектон: известия вузов. Екатеринбург. 2014. №45. 0.9 печ. л.
3. Курина Н. Н. Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080) // «Вестник вятского гуманитарного университета». Вятка. 2014. № 12. 0,5 печ. Л.
4. Курина Н. Н. Искусство Норвегии в контексте глобализации средневековой культуры// Проблемы истории и культуры средневекового общества. Курбатовские чтения. СПб., № XXXII. 2013. С. 193-195. 0,4. печ.л.
5. Курина Н. Н. Архитектурное искусство Норвегии и Древней Руси. Сходство и различие художественных приемов//Культурное наследство Российского государства. Вып. VI. Часть 2. СПб., 2014. С. 19-37. 1 печ.л.
Общий объем публикаций - 2,8 печ. л.
Лицензия ЛР № 020593 от 07.08.97.
Подписано в печать 26.02.2015 г. Формат 60x84 ,Л6 Тираж 100 экз.
Отпечатано в ЦОП «Невский» Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, 18/20 тел.: 438-38-05 e-mail :nev@copv sob ru