автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Новаторство М.-З. Аминова в области лакского стихосложения

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Аминова, Хазинат Магомедзагидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Новаторство М.-З. Аминова в области лакского стихосложения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Аминова, Хазинат Магомедзагидовна

Введение.

Глава1. Стих М-3. Аминова.

§1.Метр. Ритм. Размер.

§ 2 . Строфика.

§3.Свободный стих.

Глава 2. Своеобразие ритмико-интонационного строя поэзии М-3. Аминова.

§1.Традиции песенной лирики.

§2.Речевой стих.

Глава 3.Звуковая структура стиха М-3. Аминова.

§1. Функции звуковых повторов.

§2. Рифменная система

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Аминова, Хазинат Магомедзагидовна

Актуальность темы. Творчество известного лакского поэта, лауреата Республиканской премии им. С.Стальского М-3. Аминова является неотъемлемой частью художественной культуры народов Дагестана и одним из значительных явлений своей национальной литературы. Его поэзия своей художественной масштабностью, экспрессивной и эмоциональной глубиной, свежестью мировосприятия и самобытностью стиля предопределила новое качество лакского поэтического искусства.

На современном этапе, когда перед литературоведением стоят в высшей степени ответственные задачи в связи с процессом освобождения" литератур в новых социокультурных условиях от политизации и социологизации, когда с этих позиций приходится «перечитывать и переосмысливать» культурное наследие, исследователи стоят перед выбором новых путей изучения отечественной поэзии, вопросы художественного мастерства и новаторства приобретают особую актуальность. В связи с этим все больше растет интерес к изучению эстетики и теории стиха, практики лучших мастеров художественного слова. Внимание к стиховедческим вопросам связано, в первую очередь, с тем, что дагестанский стих переживает в наше время существенное обновление и обогащение. Отказ от консерватизма, заданности и схематизма придает ему новые качества. Значительно усложняется ритмическое построение стихотворной речи, главным стремлением которого становится преодоление устаревших условностей, усиливается ее естественная выразительность, в результате чего стихосложение приобретает более свободную структуру. Изменения и обновления происходят и в поэзии, придерживающейся устоявшихся традиционных метров. Этими обстоятельствами и обусловлен всевозрастающий интерес исследователей к проблемам стиховедения. Ведь обновление стиха требует осмысления, обобщения, а это, в свою очередь, становится толчком для развития литературоведческой науки.

Причина столь пристального внимания к проблемам стиховедения, на наш взгляд, и в том, что с развитием дагестанского литературоведения стала очевидной невозможность исследования поэзии, отдельных поэтических произведений, не касаясь стихового построения. Помимо развития традиционных форм стихосложения, в современной дагестанской поэзии выявился ряд новых тенденций, которые с течением времени переросли в определенное качество, предопределяя новый стиль поэтического искусства, новые формы стихосложения. И говорить только о содержательной стороне поэзии, без учета таких активных факторов, формирующих ее содержание, как стиховая сегментация, стиховые акценты, строфические и звуковые построения и т.д. становится все труднее.

Неповторимость поэтического произведения, непохожесть творений, заключающих в себе близкие родственные темы, мысли и чувства, обычно объясняются индивидуальностью автора, неожиданностью его поэтического хода. Но ведь эта неожиданность заключается не только в повороте темы, нетривиальном сцеплении мыслей, глубине подтекста, каламбурном соединении слов: где-то на втором плане, как-то ненавязчиво присутствует и оказывает свое воздействие стих со всеми его структурными компонентами. Исследование стиха, учитывая все его нюансы, является необходимым условием всестороннего рассмотрения самобытности поэзии М-3. Аминова, глубокого проникновения в его поэтический мир, определения его места и роли в прогрессе национальной литературы. Изучение его поэтического мастерства и новаторства в области поэтической техники имеет принципиальное значение еще и потому, что М-3. Аминов - теоретик стиха, автор первой монографии о дагестанском стихосложении, и сопоставление его теоретических воззрений с поэтическим опытом, пронизанным духом новаторства и реформаторства, может пролить свет на многие вопросы нашего стихосложения.

Степень разработанности темы. Изучение теории и истории стиха одна из важнейших областей литературоведения, его самостоятельное направление. Современный стих давно уже стал объектом детального изучения. Как известно, среди различных национальных просодий русское стихосложение - одно из наиболее разработанных, об этом свидетельствуют работы М.П.Штокмара, В.М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, В.Е. Холщевникова, Л.И. Тимофеева, В.В. Виноградова, А. П. Квятковского, А. Л. Жовтиса, Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспаро

1 Штокмар М.П. Иооледования в области русского народного отиха. -М., 1952.; Жирмунский В.М. Теория стиха. -Л. 1975.; Квятковский В. Поэтический словарь. -М., 1966.; Тимофеев Л. И. Очерк теории и истории русского отиха.-М.,1958.; Его же: Стих и слово. -М., 1982.; Томашевский Б.П. Стих и язык. -М.-Л., 1959.; Шенгели Г. Техника стиха. -М., 1960.; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963.; Холщевников В.Е. Теория стиха. -М., 1968; Его же: Основы стиховедения. -Л., 1972; Лотман Ю. Структура художественного текста. -М., 1970.; Якобсон Р. Работы по поэтике. -М., 1987.; Гаспаров М.Л. Современный русский стих.

В последние годы и в региональных научных центрах активно действуют стиховедческие группы, разрабатывающие ряд проблем как общего, так и национального стиховедения. Многочисленные работы исследователей посвящены актуальным вопросам стиховедения: определения, дифференциации, выделения стихотворных размеров, выявлению общих законов строения и развития силлабического, силлабо-тонического, тонического стиха. Объектом научных разработок стали самые различные аспекты структуры стиха: ритмика и метрика, строфика, интонация стихотворной речи, фоника, взаимодействие слова и музыки.

Стиховедение все более обогащает свою методологию, вовлекая достижения смежных дисциплин: теории статистики, структурной и прикладной лингвистики, теории информации, теории вероятностей, экспериментальной фонетики и пр. Обосновывать право этих методов на существование в наше время уже нет надобности: сама практика показала, что без их применения современное стиховедение невозможно.

При всей разработанности, проблем стихосложения в теории и истории стиха по-прежнему есть немало вопросов, требующих более углубленного и всестороннего рассмотрения. В частности, проблемы стихосложения национальных литератур, для которых характерна силлабическая система, остаются малоисследованными. Как верно заметил С.М. Хайбуллаев, «почему то в табеле рангов систем стихосложения силлабической отводится последнее место, укоренилось ошибочное мнение, что данная система очень проста, доступна, неприхотлива, предъявляет к

Метрика и ритмика. -М., 1974.; Его же: Очерк по истории европейского стиха. -М., 1989. художнику минимум требований»1. А между тем выявление основ национальной просодии, исследование стихосложения представляет не только научный интерес, но и практически необходимо для живого литературного процесса.

Вопрос о разработке научного дагестанского стиховедения. имеет немалое практическое значение, поскольку такая разработка сможет подвести основание под стихийные искания дагестанских советских поэтов, нащупывающих ритмы для выражения своих новых идей и тем»2, - нацеливал дагестанских ученых еще в 1934г. поэт и литературовед Г.Лелевич. Дагестанское литературоведение, располагающее богатейшим материалом тысячелетних поэтических традиций, редко обращалось к нему со стиховедческих позиций. Результатом этого явилась крайняя неразработанность не только истории национальных стиховых форм, но даже вопроса природы дагестанского стиха.

С конца 50-х годов проблемы стиха начинают привлекать внимание и дагестанских ученых. Впервые о природе нашего стиха заговорил А.Гусейнаев в статье «За новые формы в поэзииI»3. Исследователь призывал современных поэтов внедрять в поэзию новые формы, новые размеры. Вместе с тем, он впервые обстоятельно заговорил о дагестанской просодии. Статья была встречена с большим вниманием и послужила толчком для продолжения давно назревшего разговора.

В 60-70-е годы интерес дагестанского литературоведения к стиховедческим вопросам возрос.

1 Хайбуллаев С.М. Страницы аварской литературы. -Махачкала, 1991. -С.57.

2 Лелевич Г. На путях изучения литератур Дагестана. -Ростов- н/Д, 1934. -С.60. уоейнаев А.Г. За новые формы в поэзии ! / Дагеотан. 1958. -С.244.

Понимание необходимости изучения стиховых форм и разрешение конкретных научных задач привлекло исследователей родного фольклора Х.Халилова1,

С.Хайбуллаева2, А.Ахлакова3 У.Далгат4.

В той или иной степени вопросы стихосложения затронуты в работах историко-литературного характера «Очерки даргинской дореволюционной литературы»(1963} Ф. Абакаровой, в исследовании «Формирование лезгинской национальной литературы»(1970) Ф. Вагабовой, «Жизнь и творчество Батырая»(1971) 3. Магомедова. Объем и задачи этих работ не позволяли авторам подробно останавливаться на стиховедческих вопросах, хотя ими были сделаны правильные выводы и наблюдения, высказаны, интересные положения.

Но на этом этапе система стихосложения не стала самостоятельным предметом исследования, а отдельные стиховедческие проблемы рассматривались прежде всего в связи с изучением поэтики дагестанского песенного фольклора и профессиональной поэзии.

Первой работой, отразившей теоретическое осмысление стихотворных форм конкретной национальной поэзии, стала диссертация А. Алихановой «Даргинская лирика (становление и развитие жанров)»(1969). В работе систематизированы жанры даргинской народной лирики, исследуется роль традиций в становлении лирических жанров письменной даргинской поэзии, в формировании современного даргинского стиха.

1 Хал и лов X. Лакский песенный фольклор. -Махачкала, 1959.

2Хайбуллаев С. Народные истоки аварской поэзии. -Махачкала, 1966. Его же: Поэтика аварской народной лирики. -Махачкала. 1967.

3 Ах лаков А. Героико-иоторичеокие пеони аварцев. -Махачкала, 1968.

4 Далгат У. Фольклор и литература народов Дагестана. -Махачкала. 1962.

Специальному исследованию природы и закономерностей дагестанского стихосложения, знаменуя первый этап в становлении дагестанского стиховедения как науки, посвящены исследования М-3. Аминова, А. Г. Гусейнаева, З.М. Османовой, С.М. Хайбуллаева.

М-3. Аминов в монографии «Тенденции развития дагестанского стихосложения»(1974) обобщает все сделанное его предшественниками, дагестанскими стиховедами, существенно расширяет круг собственно стиховедческих вопросов и анализирует их впервые (роль ударения, цезуры и других компонентов метрики, строфики, службы рифмы, новые размеры, свободный стих и т.д.). Автор детально проанализировал народный и авторский стих, указал на рифмовые и строфические возможности дагестанской поэзии, обосновал существование различных просодийных систем как в фольклоре, так и литературе: силлабической, тонической и верлибра.

Важной вехой в развитии дагестанского стиховедения явилась обстоятельная работа А.Гусейнаева «Основы дагестанского стихосложения на материале лакской поэзии» (1979). В ней исследователь определяет специфические черты дагестанской просодии, выявляет языковую природу метрики, исследует этапы и пути развития версификационной культуры, касается проблем перевода на лакский язык произведений представителей литератур с более богатыми поэтическими традициями. Глубоко и всесторонне исследует А.Гусейнаев метрику, строфику, фонику и интонацию стихотворной речи, привлекая для анализа и обобщения обширный материал дореволюционной и современной лакской поэзии. В работе прослеживается стремление к обобщению общедагестанских закономерностей стиха, что не всегда оказывалось возможным ввиду отсутствия специальных работ по отдельным национальным литературам.

Свою лепту в углубление представлений о дагестанской просодии внесла З.М. Османова в статье «Поиски новых форм в современном даргинском стихосложении»(1983). Исследователь выявила типологические особенности даргинского стиха в общей системе дагестанского стихосложения и описала явления, свойственные только даргинской поэтической системе.

Существенно расширил представления о дагестанской просодии С.М.Хайбуллаев. В работе «Страницы аварской литературы»(1991) он глубоко и всесторонне рассматривает метрику, фонику, строфику и интонационный строй аварского стиха.Довольно обстоятельно исследователь останавливается на изучении стихотворной стопы в силлабическом стихе, на выявлении закономерностей чередования значимых частей в стихе. Его работа, интересная своими наблюдениями над особенностями поэтической техники аварских поэтов, вносит существенный вклад в развитие теории дагестанского стиха.

Дагестанское стиховедение, не останавливаясь на достигнутом, поступательно движется вперед. Тому свидетельство появляющиеся в последнее время статьи, исследования, диссертации. В связи с изучением современной поэзии все больше внимания привлекают стиховедческие вопросы. В этом отношении представляет интерес работа Р. Багомедова «Тенденции развития современной даргинской поэзии»1, в которой автор исследует жанровые, строфические и ритмические новации в области даргинского стихосложения.

Несмотря на то, что в последние годы создано немало ценных исследований, посвященных проблемам дагестанского стихосложения, многие стиховедческие вопросы остаются недостаточно разработанными. В нашем стиховедении сравнительно мало исследован вопрос о проявлениях специфики дагестанского стихосложения в индивидуальном творчестве и роли отдельно взятого художника в развитии национальной версификационной культуры. А современные дагестанские поэты, в частности, М-3. Аминов, дают достаточно обширный материал для серьезного разговора о самых важных проблемах стиха и стихотворной техники.

Все усиливающееся внимание к творчеству М-3. Аминова общеизвестно. Тому свидетельство проведение в Институте истории, языка и литературы Дагестанского научного центра РАН юбилейной научной сессии, посвященной 60-летию поэта и ряд сравнительно недавно опубликованных статей, посвященных его творчеству. В основном эти работы имеют характер историко-литературных исследований: это статьи Султанова К.К.,2 Абдуллаева И.Х.3, Ахмедова С.Х.4, Шаншаева М.5, Вагидова A.M.6 и др., в которых авторы

1 Багомедов P.P. Тенденции развития современной даргинской поэзии: Автореср. дис.канд.срилол.наук. - Махачкала. 1998.

2 Султанов К. К.Три портрета//Дружба, 1973, -N*1.(Ha лак.яз.)

3 Абдуллаев ИХ. Зеленый ветер настоящей поэзии // Дружба, 1967,-№2 (На лак.яз.)

4 Ахмедов СХ. Новые сборники стихов лакских поетов // Дружба, 1967, -N"1 .(На лак.яз.)

Его же .Современная лакская литература. -Махачкала, 1975. Его же. Родник поэзии //Дружба, 1988, -N*4. (На лак.яз.)

5 Шаншаев М. Три олова по поводу «Трех дождей »\\ Дружба, 1990, -ISPS.(На лак.яз.)

6 Вагидов A.M. Жанр рассказа в творчестве М-3. Аминова//Новолуние, 1998, -№б.(На лак. яз.) стремились осветить многогранную деятельность М-3. Аминова, рассмотреть эволюцию и особенности формирования его разносторонней творческой индивидуальности как поэта, писателя и переводчика.

Среди работ есть и несколько таких, в которых исследователи касаются вопросов поэтического новаторства и мастерства М-3. Аминова в области стиха. В своих «Основах дагестанского стихосложения на материале лакской поэзии» (1979) известный литературовед и стиховед А.Г. Гусейнаев, наряду с другими современными лакскими поэтами, рассматривал многие стиховые аспекты поэзии М-3. Аминова в связи с общетеоретическим исследованием основ дагестанского стихосложения в целом. А.Г. Гусейнаев продолжает изучение новаторских тенденций в творчестве М-3. Аминова в статье «Два поэта»: «Наряду с глубоким содержанием, образностью и красочностью, для стиха Аминова характерен подбор звуков, создающих музыку стиха. Особенное внимание уделяет поэт звуковым повторам на конце строк» г.

Э.Ю. Кассиев в работе «Проблемы художественного перевода дагестанской поэзии» подробно останавливается на мастерстве Аминова как переводчика. В центре внимания исследователя оказалась проблема передачи поэтом национального характера и специфических образных средств на русском языке. Рассматривая теоретические вопросы художественного перевода дагестанской поэзии, важнейшие проблемы художественного переложения и его соответствия подлиннику, Кассиев Э.Ю. анализирует переводческую

1 .Гусейнаев А. Г. Два поэта / Сегодня и завтра. Сб. статей. -Махачкала, 1981. -С.72. (На лак. яз.) . Здесь и далее перевод с лакского принадлежит автору - Х.А. практику многих дагестанских мастеров слова и среди лучших переводчиков нашей страны называет М-3. Аминова, чьи «поздние переводы напоминают переводы Э. Капиева, его подход, методику воссоздания образной системы данного поэта. Нам временами кажется, что Эффенди Капиев вложил в его руки ключ от художественных переводов дагестанских поэтов».1 Тонкое чувство поэзии, точное знание направления ее развития, поэтическое мастерство, особенно в области стихотворчества, умение передать все нюансы стиха, обеспечили успех его переводам. Известно, что для подлинно художественного воплощения замысла автора на другом языке важно найти соответствующую форму. Э.Ю. Кассиев делает интересное наблюдение - в переводах М-3. Аминова, старающегося придать стиху современное звучание, «традиционная семисложная народная строка одинаково звучит как на русском, так и на дагестанских языках»2. Названные работы хотя и дают определенное представление о новаторском характере поэзии М-3. Аминова, не ставили перед собой цель показать все богатство стихотворной техники поэта, и поэтому в поле их зрения оказались лишь частные вопросы его мастерства. Это потребовало более обстоятельного разговора о мастерстве и новаторстве М-3. Аминова в области лакского стихосложения.

Настоящее исследование - первая попытка осветить и оценить специфику поэтических принципов Аминова,

1 Кассиев. Э.Ю. Проблемы художественного перевода дагестанской поэзии. -Махачкала, 1997. -С. 114

2. Там же. -С. 118. рассмотреть ряд стиховых аспектов его поэзии, выявить наиболее характерные для поэта художественные средства.

Изучение различных аспектов стиха М-3. Аминова отнюдь не исключает необходимости давать им историко-литературное освещение. Такой подход позволит нам в ходе внутреннего анализа стиха расширить параметры исследования. Выбор тех или иных художественных особенностей организации стихотворной речи объясняется не только самим характером стиховых форм, но и художественным замыслом поэта, его мировоззрением, взглядами на поэтический труд, диалектическим развитием литературного процесса, оказывающего то или иное влияние на художника.

Цель и задачи исследования: определить основные особенности мастерства и новаторства М-3. Аминова в области лакского стихосложения, изучить своеобразие его поэтической техники, структуры стиха, со всеми входящими компонентами в соответствии с его теоретическими воззрениями, с одной стороны, и на фоне развития лакского стиха - с другой, определить тот вклад, который он внес в поэтическую систему лакского стиха, и тем самым пополнить наше представление о новаторском характере дагестанской* поэзии в целом.

В соответствии с целью в диссертации ставятся следующие задачи:

• раскрыть стиховедческие теоретические аспекты творчества М-3.Аминова, его взгляды на метрику, ритмику, строфику, систему версификации в целом и их преломление в литературном опыте поэта, в его творческой практике;

• раскрыть истоки и природу всех слагаемых стиха

М-3. Аминова в связи со всей предшествующей национальной культурой стиха;

•выявить особенности стиха М-3. Аминова, позволяющие говорить о его новаторстве в области метрики, ритмики и строфики;

•исследовать ритмико-интонационный строй, способы обогащения звуковой интонации и функции звуковых повторов, качественные характеристики, введенной М-3. Амино-вым, регулярной концевой рифмы;

•в ходе сопоставительного анализа поэзии М-3. Аминова и последующего развития литературного процесса выявить преемственность в использовании стиховых форм в системе лакских поэтических традиций и определить, какие из новаций М-3. Аминова остались личным экспериментом, а какие получили поддержку и продолжение в творчестве современных лакских и в целом дагестанских поэтов.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. Автор работы отдает предпочтение системно-структурному, проблемному типу исследования. В диссертации использованы методы: статистический, сравнительно-исторический, а также аналитический метод, ориентированный на изучение внутренней организации стиха. Теоретической основой настоящей работы послужили известные труды Р.Якобсона, Б.П.Томашевского, Л.И.Тимофеева, С.А.Карпова, Т.И.Сильман, В.Е.Холщевникова, А. Л. Жовтиса, Б. П. Гончарова, М.Л. Гаспарова, М.П. Штокмара, М.Г. Харлапа. В формировании точки зрения автора существенную роль сыграли труды дагестанских и северокавказских ученых: Г.Г. Гамзатова, А. Г. Гусейнаева, С.М. Хайбуллаева, Ч.С. Юсуповой,

С. X. Ахмедова, А.-К.Ю. Абдулатипова, A.M. Вагидова, Х.М. Халилова, З.М. Османовой, З.Н. Акавова, С.Х. Акбиева, Ф.Р. Алиевой, JI.A. Бекизовой,

Т.Н. Чамокова и т.д.

При анализе стиха М-3. Аминова в качестве основной рабочей гипотезы мы берем определение стихотворной речи как «сложной многоступенчатой системы выделений слогов, стоп, стихов и строф, в которой каждый очередной член является в большей или меньшей степени ритмически ожидаемым, предсказуемым.», накладываясь на словесный текст «эта система метрических выделений и соотнесений позволяет придать ему семантическую глубину и сложность».1 Ведь стих - это целостная система речи, в котором все его составляющие компоненты: ритм, метрика, интонация, строфика, фоника находятся в тесном взаимодействии, и понять особенности структуры стиха того или иного поэта можно лишь в том случае, если изучать их в единстве, учитывая в то же время обусловленность стиховых конструкций задачами художественной выразительности. «В этом смысле он (стих - Х.А.) должен быть рассмотрен как определенное выразительное единство, охватывающее все стороны речи, которые в своем взаимодействии (пользуясь термином академика П. Анохина) создают особый, отличный от других тип речи, вызванный к жизни своими присущими ему причинами и вызывающий опять-таки особые, именно ему присущие следствия»2

В стиховой системе определенное место отводится ритмической структуре стиха в ее соотношении с

1 Гаспаров М. Л. Современный русский стих.Метрика и ритмика. -М., 1974. -С. 17.

2 Тимофеев Л. Стих как сиотема / Вопр. литературы, 1980, -N*7. -с. 160 интонационно - синтаксической системой. В звуковой структуре стиха значительная роль принадлежит рифме, которая тесно связана , с различными звуковыми явлениями стиха, ритмической структурой, лексикой, интонационно-синтаксической системой. Каждый из элементов стиха чрезвычайно сложен, существующие между ними связи многосторонни и обратимы, и само разделение на эти компоненты иногда приобретает условный характер.

Необходимость системного рассмотрения стиха очевидна, поскольку мы можем наблюдать взаимодействующее начало всех его компонентов, формирующих художественное произведение как систему. «В многообразной символике поэтического произведения мы обнаруживаем постоянные, организующие, цементирующие элементы, являющиеся носителями единства в многочисленных произведениях поэта, элементы, накладывающие на эти произведения печать поэтической личности»1. Идет ли речь о ритмике, мелодии или звуковой организации, во всех случаях наряду со стиховыми компонентами, которыми отмечены не отдельные строки, а в целом стих данного поэта, есть компоненты случайные, эпизодические, которые варьируются от стиха к стиху. Эти разрозненные элементы, имеющие значение лишь в их отношении к общей системе, которая имеет особое значение, создают некую «постоянную мифологию»2, лежащую в основе всего творчества поэта. Задача исследователя и заключается в том, чтобы извлечь эти постоянные, неотделимые от динамики произведения компоненты непосредственно из текста поэтического произведения путем

1 Якобсон Р. Работы по поэтике. -М., 1987. -С.146.

2 Там же. -С. 146. его внутреннего анализа, а если речь идет о варьирующих компонентах, установить, что является закономерным, а что случайным в этом диалектическом движении.

Думается, что только при этом условии можно, не упуская из виду эстетической значимости стиховых форм, уловить связь между особенностями индивидуального стиля поэта, его поэтического мастерства и и тенденциями развития дагестанского стиха на современном этапе. Задаче определения особенностей стихового строя М-3. Аминова и соответствует выбранная нами методология, которая позволит не только проследить особенности стиха поэта, но и понять причины появления тех или иных поэтических форм в его поэзии.

Намеченные выше методологические принципы анализа стиха определяют пути нашего исследования. Они позволят выделить из всей совокупности встающих при этом проблем несколько элементов стихотворной речи: ритмику, интонацию, фонику и систему рифм.

Научная новизна диссертации предопределена тем, что это первое монографическое исследование одного важного аспекта творческой практики М-3. Аминова: стихотворной техники и стилевого своеобразия творчества поэта. В работе исследована самостоятельная научная проблема: роль конкретного поэта, выступающего искателем новых художественных форм, в развитии и обогащении национальных поэтических традиций. Впервые в дагестанском литературоведении, в соответствии с поставленной проблемой выявления принципов поэтического мастерства и новаторства в области стихосложения в индивидуальном творчестве, проведено исследование подобного плана. Новым является также обращение автора к анализу интонации в лакском верлибре, исследование функций звуковых повторов и аллитерации, качественных показателей рифмы в лакском стихе.

Поставленные задачи определили общую структуру работы, содержание и последовательность глав.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Универсальность поэтической культуры М-3. Аминова -тонкого лирика, философа, а также и теоретика стиха -определяет его поэтическое творчество не только как индивидуально значимое, но и как дающее представление об основных тенденциях развития дагестанской поэзии. И в связи с этим, анализ структурных компонентов его стиха имеет теоретическое значение в разработке вопроса национально - художественных традиций, проблем стихосложения и их реального воплощения в индивидуальном творчестве. Выводы диссертации позволят несколько расширить теоретическую область изучения дагестанского стиха и его основных тенденций, проследить процесс обогащения поэтики дагестанской литературы.

Практическая значимость диссертации связана с возможностью использования ее результатов в вузовском лекционном курсе, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Магомед-Загида Аминова, по проблемам поэтики и теории дагестанского стиха.

Апробация работы. О результатах нашего исследования докладывалось на ежегодных преподавательских научно-практических конференциях ДГУ, ДГПИ (Махачкала, 1996-98), на ХШ научной конференции «Мир на Северном Кавказе через языки образование и культуру» (Пятигорск, 1998),

20 юбилейной сессии, посвященной 60-летию поэта Дагестанского научного центра РАН (Махачкала, 1998), в ряде статей в литературном альманахе «Новолуние» (на лак. яз.), в ежегодных сборниках: «Наука и молодежь», «Вестник ДГУ», «Вестник Дагестанского научного центра».

Объект исследования. В качестве материала для исследования использованы наиболее репрезентативные тексты всех прижизненных изданий произведений М-3. Аминова на лакском языке, в которых новаторская тенденция стихосложения Аминова выражается особенно отчетливо.

Структура и объем диссертации обусловлены объектом исследования, состоянием разработки темы, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Новаторство М.-З. Аминова в области лакского стихосложения"

Заключение

Мы коснулись нескольких основных проблем, связанных со стихом и поэтической речью М-3. Аминова. Исследование его теоретических воззрений в сопоставлении их с поэтическим опытом позволяет нам сделать следующие выводы.

Мастерство и индивидуальное своеобразие поэзии М-3. Аминова в области техники стиха - итог упорных и разнообразных исканий художника, о которых мы можем судить по их воплощению и в его теоретических работах, и в оригинальной поэзии. С именем М-3. Аминова связаны «серьезные усилия по реформации лакского стиха»1. Следует признать, что он сыграл важную роль в изучении природы, закономерностей и тенденций развития современного дагестанского стиха. Его теоретические воззрения, использованные им на практике, представляли собой I теоретические прогнозы развития нашего стихосложения и являли собой значительное явление лакского поэтического мышления. Как один из реформаторов лакского стихосложения, он сыграл важную роль в формировании новых принципов его организации. Оставаясь в рамках силлабической системы, он, более чем кто-либо из современных лакских поэтов, нарушил общесистемную закономерность равенства строк, при этом не только не ослабляя, но еще больше усиливая ритмическое движение поэтической речи. Разрушая равенство строк, он повысил роль и значение цезурных дистанций (колен). Группы слогов, обособленные в пределах строки и имеющие один главный ритмический акцент, превратились в его произведениях в основные ритмические ряды - ударные группы. Группировка слогов, таким образом, переросла в ритмический фактор, в основную единицу стихотворного ритма и метра. Отсюда и вытекают две противоположные, но диалектически взаимообуславливающиеся и подчиняющиеся одной общей системе закономерности, которые в конечном счете, представляют суть аминовской поэзии, основу его стихотворчества: наличие ряда соразмерных и гармоничных периодически функционирующих „ слоговых групп (колен) при отсутствии последовательно функционирующей, устойчивой схемы акцентуации, но усиливаемой определенностью межцезурной дистанции, цезурой и рифмой. В стихе Аминова доминируют три и четыре ударные группы со свободной игрой главных ритмических и одного фиксированного конечного акцента.

Как подлинный мастер поэзии, своим творчеством М-3. Аминов выявил новые свойства лакской стихотворной речи, обнаружил и сам воплотил, до него не замеченные или игнорированные формы построения стиха. Прекрасно чувствуя поэзию, учитывая систему лакского народного стиха и его позднейшие тенденции, он привлек внимание к новым размерам, полиметрии, верлибру и показал, что ими можно пользоваться не только в экспериментальных целях. В попытках освежить, обновить традиционную поэзию гибкими стиховыми формами, способными передать содержательную сторону его поэзии во всей полноте художественного воплощения, в стремлении избежать каноническую ритмику, поэт дает новое наполнение традиционным размерам, придавая им новое звучание.

Основываясь на том, что в лакском, даргинском и аварском языках амплитуда колебания длины цезурных дистанций {колен) известна и что для дальнейшего удлинения строки требуется четко очерченная цезура, Аминов разрабатывает метод образования новых размеров, который заключается в разнообразных соединениях цезурных дистанций. Стиху М-3. Аминова характерно наличие ступенчатых размеров, чередования длинных и коротких строк, членение строк на ритмические отрезки и запись их отдельной строкой. Ритмическая каденция в таком стихе перестает служить организующим принципом ритмического единства.

Стремление М-3. Аминова к более свободной стиховой структуре проявляется в многообразных строфических формах. В творческом арсенале поэта мы находим как большое разнообразие готовых твердых строфических форм (терцеты, рубай, газель, сонет), так и и множество новаторских. Отказ от строгих принципов организации приводит поэта к различным строфическим модификациям и астрофическому стиху.

Поэтическое мастерство М-3. Аминова проявилось и в разнообразии ритмико-интонационных отношений и соответствующих им мелодических линий в стихе. Среди всего интонационного богатства отмечаются два основных принципа построения стихотворной речи: стремление к сохранению тончайшей гармонии и строгой напевности речи и сравнительно свободное ее оформление, стремление преодолеть строгие каноны. Развивая в своем творчестве напевную струю, поэт использует весь арсенал средств мелодизации стиха во всех песенных жанрах. Многие стихтворения М-3. Аминова ориентированы на песню, балладу, романс.

Стиху напевно-мелодического типа характерна выравнен-ность интонационного построения, проявляющаяся в совпадении речевых и структурных швов, в силу которого паузиров-ка носит предсказуемый характер; строгом расположении цезуры, равном количестве акцентов и ударных групп; повторяемости синтаксических конструкций; наличии эмфатических повторов; единообразной мелодической каденции на гласных и согласных, завершающих строку; в небольшой амплитуде колебания мелодической линии.

Использование разговорной интонации и раскрепощение стиха приводит его к верлибру, который становится для него параллельной формой творчества. Свободные стихи М-3. Аминова, поэтическая деятельность которого совпала с теоретико-исследовательской, представляют особенный интерес по ряду причин: и потому, что речь идет о бесспорных эстетических ценностях, и потому, что поэтом впервые в дагестанском стиховедении делались попытки обосновать право на существование этой новой для дагестанской поэзии системы версификации. Установка на синтез многообразных нерегламентированных мер повтора: фонетических, лексических, метрических, синтаксических, существует в свободном стихе поэта как основной принцип.

М-3. Аминов использует в своих верлибрах и рифму, которая в открытых конструкциях несколько отличается от стихов правильной закрытой конструкции. Поэт резко меняет и положение рифмы, создавая то конечные, то внутренние, то начальные, которые подчас используются в одном стихотворении.

Верлибр Аминова оказывается специфичной стиховой формой с широким интонационным диапазоном, но все же с ощутимым качеством разговорности. У Аминова это разговорность камерного монолога, слегка приглушенного и замедленного в движении, в развитии переживания. Обращают внимание некоторые особенности свободного стиха в сопоставлении с другими произведениями поэта. Бытовые детали и разговорность интонации, подчеркнутая и лексическими и синтаксическими средствами, сдержанность в выражении чувств, простота высказывания как основа лирического монолога, - все эти качества позволяют говорить об общности верлибров Аминова не только в плане узко определяемой «стиховой организации», но и во многих других содержательно-формальных планах.

М-3. Аминов один из тех поэтов, для которых звуковая сторона является одним из основных организационных принципов стиха. Еще одна примета мастерства - ощутимость звуков в его стихах достигает степени, небывалой до него в лакской авторской поэзии. Такие элементы звукового оформления и инструментовки поэтической речи, как ассонанс и аллитерация, разнообразные сочетания и вариации созвучий эффективно функционируют в его стихотворениях. Речь идет не только о звукоподражании и звуковых повторах, при которых нередки сопоставления близких по звучанию слов, как бы окрашивающих их значения. Для поэзии М-3. Аминова характерно широкое понимание звука (имеется ввиду принцип поэтического творчества вообще), особую ценность для поэта имеет все, что близко средствам музыкального воздействия: ритм, мелодия стиха, приемы музыкальной композиции и, конечно же, подбор звуков. Звукопись М-3. Аминова - это своего рода структурный элемент стиха, проявлявляющийся как система, резко увеличивающий ассоциативную сферу стиха, это важное вспомогательное средство с серьезной смысловой нагрузкой, необходимое для создания эмоционального фона, созвучного с содержанием.

В звуковой структуре стиха М-3. Аминова важная роль принадлежит и рифме, тесно связанной с различными звуковыми уровнями стиха: ритмическим, лексическим и интонационно-синтаксическим. Мы имеем все основания признать, что в области рифмы поэт, используя все возможности языка, выступил как смелый изобретательный новатор. Большой выразительности достигла одна из первичных ритмических единиц серединная и в особенности концевая звуковая гармония - искусство рифмовки, в самых разнообразных выражениях и сочетаниях. Рифмование стихов у М-3. Аминова, в отличие от предшествующих поэтов, использовавших в своем творчестве рифму, перешло в стройную рифменную систему. Поэт придерживается акустического принципа рифмовки, опирающегося на звуковое качество рифмы, при котором невозможно появление «рифм для глаз, а не для слуха»1. Рифмам поэта свойственны высокая степень смысловой насыщенности, богатство и полноценность рифмующегося созвучия. В своем стремлении к полноте рифменного звучания поэт идет в строну углубления рифм, достигая богатого препозитивного звучания. Передвижение рифмы вглубь не ограничивается отдельными словами, часто захватывает целые строки, при поддержке аллитерации и других элементов инструментовки образует единую музыкальную систему при ударном значении рифмы. «Сама рифма у него разнообразна и многолика».1 Впервые в лакской поэзии Аминов использует составную, «поглощенную»,"омонимичную рифму. Его достижения в области рифмы заключаются не только в том, что он обогатил рифменные запасы лакского языка, используя для этого все богатство ассонансных и диссонансных форм, но и более всего в том, что своим творчеством он доказал, что лакских стих можно рифмовать, и делать это с большим мастерством. В тоже время рифма для М-3. Аминова, не превращаясь в самоцель, оставалась элементом, подчиненным замыслу всего стихотворения.

Заслуга М-3. Аминова в том, что он собственной лирикой показал неистощимую возможность расширения лакской поэзии всеми сферами человеческой деятельности и мысли. Открытие новых смысловых возможностей, создание новой поэтической системы образов, ритма, звучания и интонирования раздвинуло горизонты лакской поэзии, открыло для нее новые пути и тем самым облегчило работу современных лакских лириков. Слив с современностью не только содержание, но и форму своего стиха, Аминов открыл новый этап в развитии своей национальной литературы.

Богатое поэтическое и теоретическое наследие з

М-3. Аминова - еще одно свидетельство интеллектуальной зрелости дагестанской поэзии, зрелости, которая, в свою очередь, является залогом " дальнейшего подъема литературного творчества, появления новых произведений глубокого, исторически значимого содержания и законченной поэтической формы.

 

Список научной литературыАминова, Хазинат Магомедзагидовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1.1.Абакарова Ф, Очерки даргинской дореволюционной литературы. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1963. -147с.

2. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1969. 267с.

3. Абдуллатипов А.-К. Ю. История кумыкской литера-туры( до 1917г.). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. -212с.

4. Абуков К,И. На посту. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978, -222с.

5. Агаев А. Поэтическое мастерство Сулеймана Сталь-ского // Дагестан, -Махачкала, 1958. -С 248-259.

6. Алиева Ф.Р. Песенное стихосложение карачаевцев и балкарцев: Автореферат дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1995.-22.

7. Алиханова A.A. Даргинская лирика: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1969. -16,

8. Аминов М-3. Тенденции развития дагестанского стихосложения. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. 153с.

9. Аминов М-3. Дагестанское стихосложение. Автореферат дис.канд. филол. наук. -Махачкала, 1975.-24с.

10. Аминов М-3. Слово о лакском слове. -Махачкала, 1994. 236с. -На лак. яз.

11. Анализ одного стихотворения: Сб. статей. JI.: Изд-во Ленинградского унив-та, 1985, 247с.112 .Антокольский Л. У очага поэзии. -М. : Сов. писатель, 1972. -311с.

12. Асеев Н. Разговор о поэзии. -М. : Сов. Россия, 1962. 554с.

13. Асеев Н. Родословная поэзии. -М. : Сов. писатель, 1990. 173с.

14. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. 224с.

15. Ахлаков A.A. Героико-исторические песни аварцев. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1968. 22 4с.

16. Ахматова A.A. Тайны ремесла. М. : Сов. Россия, 1986, 141с.

17. Ахмедов С.К. О современной лакской литературе. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. -90с.

18. Ахметов 3. Казахское стихосложение. Алма-ата: Изд-во АН Каз.ССР, 1964. 216с.

19. Белый А. Проблемы творчества: Сб. статей. -М. : Сов. писатель, 1988. 829с.

20. Бехер И. О литературе и искусстве. М.: Худ. литература, 1981. 526 с.

21. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. -М.: Советский писатель, 1979. 622 с.

22. Брехт Б. О литературе. -М. : Худ. литература, 1981, -526с.

23. Брюсов В. Ремесло поэта. -М. : Искусство, 1981. -399 с.

24. Брюсов В. Сила русского глагола. -М. : Сов Россия, 1973. -88 с.

25. Бурич В. От чего свободен свободный стих // Вопр. Литературы, 1972. -»2 -С.132-140.

26. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала Ан СССР, 1970. -251 с.

27. Вагидов. A.M. По пути традиции и поиска. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. -110 с.

28. Вагидоа A.M. Претворение заповеди. -М. : Современник, 1988. -238 с.

29. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.-268 с.

30. Вациетис О. Мощь и беззащитность верлибра// Вопр. литературы, 1972. -®2. -С.143-145.

31. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: Изд-во АН СССР, 1963.-368с.

32. Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики. -М. : Сов. писатель,1972. -422 с.

33. Владимиров С. Стих и образ. -JI. : Сов. писатель, 1968. -158 с.

34. Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. Махачкала, 1997.-149с.

35. Гальперина Е. О многообразии свободного стиха и возможностях его перевода // Иностр. литература, 1972. -В2, -С.212-213.

36. Гамзатов Р.Г. По-земному беспокоясь. -Махачкала, 1987. -204 с.

37. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. -418 с.

38. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.-309с.

39. Ганиева А.М. Народная лирическая поэзия лезгин. -Махачкала; Изд-во Дагфилиала АН СССР, 197 6. -161 с.

40. Гаспаров М.Л. О пользе верлибра // Иностр. литература, 1972. -Ш. -С. 209-210.

41. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. -М.: Наука, 1974. -485 с.

42. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. -М.: Наука, 1989. -301 с.

43. Гашаров Г.Г. Лезгинская ашугская поэзия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. -158 с.

44. Гашаров Г. Г. История лезгинской литературы (краткий очерк). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. -69 с.

45. Гашаров Г. Г. Лезгинская литература: история и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. -492с.

46. Гинзбург Л. О лирике. -М.-Л.: Сов. писатель, 1964. -381 с.

47. Гончаров Б.П. Звуковая организация и проблемы рифмы. М.: Наука, 1973. 276 с.

48. Гусев В. Герой и стиль. -М. : Худ. литература, 1983. -285 с.

49. Гусейнаев А.Г. За новые формы в поэзии! (Заметки о лакском стихосложении.) /'/ Дагестан, -Махачкала, 1958. -С.234-243.

50. Гусейнаев А.Г. Лики времени. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. -147 с. -На лак. яз.

51. Гусейнаев А.Г.Основы дагестанского стихосложения на материале лакской поэзии. -М.: Наука, 1979. -190 с.

52. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э. Ю. Очерки лакской советской литературы. -Махачкала: Из-во Дагфилиала АН СССР, 1964. -190 с.15 6.Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. -М. : Изд-во вост. лит., 1962. -205 с.

53. Добин Е. Сюжет и действительность. -Л.: Сов. писатель, 1976. -492 с.

54. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. -Л.: Наука, 1976. -492 с.

55. Жирмунский М. Теория стиха. -Л.:Сов. писатель, 1975. 660 с.

56. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.: Наука, 1977. -405 с.

57. Жовтис А. Границы свободного стиха // Вопр. литературы, 1966. -№5. -С.105-104.

58. Иванов В. Свободный стих как способ видеть мир. //Иностр. литература, 1972. -»2. -С.204-206.

59. Исследования по поэтике и стилистике: Сб. статей. -Л.: Наука, 1972. -276 с.

60. Исследования по теории стиха: Сб. статей. -Л.: Наука, 1978. -231 с.

61. История дагестанской советской литературы в 2Т. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1967. -417;497 с.

62. Калачева.С.В. Стих и ритм. -М. : Знание, 1978. -95 с.

63. Карпов С.А. Стих и время. -М. : Наука, 1966. -403с.

64. Капиева Н. По тропам времени. -М.: Наука, 1966. -222с.

65. Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1989. -198 с.1„70.Кассиев Э. Ю. Проблемы художественного перевода дагестанской поэзии. -Махачкала, 1994. -162 с.

66. Квятковский А. Поэтический словарь. -М. : Советская энциклопедия, 1966. -375 с.

67. Квятковский А. Русский свободный стих // Вопр. литературы, 1963. -№12. -С. 60-78.

68. Коваленков А. Практика современного стихосложения. -М.: Мол. гвардия, 1962. -263 с.

69. Коваленков А. Простое и непростое. -М.: Детская литература, 1970. -79 с.

70. Коваленков А. Степень точности. -М. : Сов. писатель, 1972. -142 с.

71. Кожинов В. Статьи о советской литературе. -М. : Современник, 1982. -302 с.

72. Куприянов В. Поэзия и ее свобода // Альманах поэзия, 1990. -№55. -С.118-125.

73. Левый И. Искусство перевода. -М.: Прогресс, 1974. -394 с.

74. Ломидзе С. О классиках и современниках. -М.: Современник, 1989. -365 с.

75. Любимов Н. Несгораемые слова. -М. : Худ. литература, 1983. -335 с.

76. Магомедов Б. Очерки аварской дореволюционной литературы. -Махачкала: Изв-во Дагфилиала Ан СССР, 1961. -158 с.

77. Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. -117 с.

78. Магомедов З.А. Поэтика песенной лирики народов Дагестана. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. -154 с.

79. Мамонов Л.И. Свободный стих в японской поэзии. -М.: Наука, 1971. -191 с.

80. Маяковский В.В. Слово в строю. -М.: Сов. Россия, 1984. -157 с.

81. Михайлов А. Азбука стиха. -М. : Мол. гвардия, 1982. -318 с.

82. Муркелинский Г. Грамматика лакского языка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. -342

83. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. -431 с.

84. Овчаренко О. Русский свободный стих. -М. : Современник, 1984. -205 с.

85. Огнев В. Книга про стихи. -М. : Сов. писатель, 1963. -476 с.

86. Огнев В. Становление таланта. -М. : Сов. писатель, 1972. -382 с.

87. Озеров Л. Воспоминания о рифме // Вопр.литературы, 1975. -№6. -С.227-246.

88. Поэтика фольклора народов Дагестана: Сб. статей. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. -155 с.

89. Поэтика дагестанской советской литературы. Сбр. Статей. -Махачкала:- Дагкнигоиздат, 1986. -155 с.

90. Проблемы стиховедения: Сб статей. -Ереван: Ид-во Ереванского ун-та, 1976. -204 с.

91. Проблемы восточного стихосложения. -М. : Наука, 1973. -182 с.

92. Аминов М-3. Бутоны цветов. -Махачкала: Дагкниг издат, 1964. -На лак. яз.

93. Аминов М-3. Зеленый ветер. -Махачкала: Дагучпед гиз, 1966. -На лак.яз.

94. Аминов М-3. Самое дорогое. -Махачкала: Дагкниго издат, 1969. -На лак. яз.

95. Аминов М-3. Гроздья. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. -На лак. яз.

96. Аминов М-3. Загадки истории. -Махачкала: Дагуч педгиз, 1974. -На лак. яз.201

97. Аминов М-3. Откровенье. -Махачкала: Дагкнигоиз дат, 1975. -На лак. яз.

98. Аминов М-3. С прилетом, ласточки1 -Махачкала Дагучпедгиз, 197 6. -На лак. яз.

99. Аминов М-3. Дождь сквозь солнце. -Махачкала: Да гучпедгиз, 1979. -На лак. яз.

100. Аминов М-3. Оба крыла. -Махачкала: Дагкнигоиз дат, 1980. -На лак. яз.

101. Аминов М-3. В краю дружбы. -Махачкала: Дагуч' педгиз, 1983. -На лак. яз.

102. Аминов М-3. Моленье Меджнуна. -Махачкала: Даг' книгоиздат, 1984. -На лак. яз.

103. Аминов М-3. Извечное желание. -Махачкала: Даг' книгоиздат, 1987. -На лак. яз.

104. Аминов М-3. Три дождя. -Махачкала: Дагкнигоиз' дат, 1990. -На лак. яз.

105. Аминов М-3. Вторая молодость. -Махачкала: Даг' книгоиздат, 1993. -На лак. яз.