автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Новеллистический роман Альфреда де Виньи. Проблема жанра

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Аллахвердян, Тамара Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Новеллистический роман Альфреда де Виньи. Проблема жанра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Новеллистический роман Альфреда де Виньи. Проблема жанра"

ООНОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕ2А (КГШШЙ ЕЕВОШЩ и РДЕНА ТВДСВСГО КРАСНОГО ЗШЕШ ГОСУДАГСТВЕНШЙ УНИВЕРСЗШ" имени Ы.В.ЛОЖНОССВА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

АЛЛШЕРДЩ Тамара Николаевна

НШЕЛЛЮТШБСШ Р02ЙН АШРЕДА ДЕ ВИНМ. . ПРОБЛЕМА Н&НРА.

/ 10.01.06. - Литература стран Западной Европы,Ацершта п Австралии/

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наун

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета Московского государственного университета им.Ы.В.Яоыоносова

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор Л.Г.Авдреев Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор В.А.Луков кандидат филологических наук В.&.Ыильчина

Ведущая организация - Днепропетровский государственный университет

ЗациТа состоится Рлу^</Ъ '1^^1991 г. на заседании специа' лизированного совета по историй'зарубежных литератур Д 053.Сб. при Московской государственном университете им.Н.В.Ломоносова по адресу: Москва, IIS699,Ленинские горн,1-й корпус гуманитарных факультетов,филологический факультет.

С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке фвлологаческ! го факультета.

о

Автореферат разослан Л/>?.//Р/у > ¿X1991 г.

У

Ученый секретарь специализированного совета

доцент А.В.Сергеев

При" явных., достижениях советского яягералураведешзн 1370-х-9S0-:c гг.- в абласта изучения раиавтазна. етшгогхш:. ранпхшзявского омана остается, наго исследованнаЯ-Это преадэ всего относится к вортеству Альфреда де ЗинетухеЕ рашш'ета в становлении ранцузснпга рсгшнютеснога pcticust ЗВЗО-хт rev у пас? праетлягеззл е уч::ттзаетй.<г,кагс не учиттзаехгс& к цехсл значение этого писателя создании- романа. а нопехаах наваге етшг.

Неиэуч-енностЕ зглшзнногсг в тгсртзсгг-з- Hinriß 1820-х гг. анрового" синтеза рогаш ic яокэгявг осасГешог садгядег es. фоне шо-оасггектнаЕО" исследование сшгогс*5сЕоЯ хг еоцв&шюП. пробле^-газл: го ромастн^которзЕ рассшяриваеясз: к пзояшщк o~í вопросов, лавра, азе в соЕзтсаоа'даж:: к эгрубезшн? яа^вргяуртЕ одегпзх'.В- ^ssTiicc^^iia ращузской' наук® es Винзк; е согрюишнв' астягпг рйяаа

Зт'сзпго'4" ЯШЕШШСЕ- сшдэзггаЕЕетЕзж ^етдра^ета'шшегй.'* it "ЕЛЕЕ^Й.1®,. s втщв-' па: тщглецжденяек srsKsrrasEEaíl :£ српгпшлЕстЗ- p<srs автора развита гашрзи. $ iüjaeof «acara шкаш^егер йранцзасзвЗ- ртпштиязсгоЗ ззшвгщЕсстз^ггссгрзгняоЯ' ist cees? баккнй sr сагой' сияееегхе фарг» В. nsttcsCTCP сбЪшжх- шмаедзггэЕ? сгсгажрй даевэртгсщонЕеЗ:

агЯмЕг: егсшеют пнгпггэ-1 сто ппепзг^гезззг Егзяг^а тазгз- "Eaffcí?1-

' " О"

3" Г? ЕС2ПГТГТ. ГСКЕЛЙ' СЕ]рйГзГе!сатор0С£ ШЗГГСК: пасагсяг в

ЗядаяяЕ fiopsc пггЯоясз; гггатеге* cstcrssss era

ЗКЗГХТЗЗС^ХЗ3KCS noSta^SEE ЮТССГ^ЛИГЕ. ЕГСП "¿Stillt5'

маржи; rzrrÄ cracs Езап.

ACC-T'fC-*" 'IT- ГСЛ^^л^З- Г^СГТ* С^ттСТ'Г^" С^*1т п^^т^г

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: I/ На основе последних идей о романтизме и современник представл ниЛ о романе кая жанре определить жанровую специфику яаявягамт яниг прозы к.де Биньи гак рошнтапеских роианов; 2/поиазать,как неустанный поиск вое более полного творческого са^ мовырагенш привел писателя ж изобретению ланроадх разноввдностеЗ роиана з.новшшхх как результата двух разнонаправленных теаденцк! во тракцуэсЕОй литерала 1630-х m - дробления большой форт, разукрупнения романа ж циклизации малых повествоватедьдах. фодкл, пх врастания в рокшщую действительность ;

3/ анализировать данные произведения с точки зрения структуры, взаимосвязи структурных кошонеотог-ш: р<шг в 7.удожестзеьжт целой,уточнив sas £анр&:ша дефиниции оздеяьшж струнзурвык эяекен-ïOSiTas и всего произведен^ . _

4/сгрештьсЕ научать названные сочинений А.де Виньи в социокультурное додаексз:а»чгоба определить от место в разветвленной жанровой сиотеш' французской литература первых трех десятилетий XIX ве ка.

ДиссертацЕЯ открывается введением ,в которой определяются -цепи п задачи исследования;освещается ваанейше жанровые асйёкты изучения "Стелла" и "Рабства и величия военной слуябн" за рубеао^ и у нас в их связи с особенностям историко-литературного иеследс занЕЯ рскана кш ганра п,в частности,романтического рогана;про-слезшваеггст исюрпл их дефиниций.

Ланрос^я гволщкя i! ротнтпческап концепция лпяностп как оде из Easse^ss нанровах гошонентои составляют главную теоретически проблему таотоя^ел диссертации,дня разрешения которой делается пс пытка ' систе^зл'йзирэватъ ¡.гногочпсденше ко;щепц;з; рокана и новелл!.

зданные учеными на протяжении десятилетий,,при опоре на по -гднио до' ткзенгШ в области жанрологии,в частности на идею ино-1спектной характеристики романа,концепции интеграции и диффе -щиации внутризганроБНх фора,критерии дефиниции гннра с учетом горино-литературдах параметров ,разработанннг советскша ученн-

Исходя. из этого в работе гадалеш трз глава н заключение.

ГЛАВА. 1«Пттз развития французского рошна 1820-1830-х гг. )собен:юста теорш! рошша в этот период.В этой главе сделала штка показать обпще тенденции развития фр<шцуЗсзого роггштнчсс-'о и рёалистаческого рошнов 1820-1830-х гг. п обобщить теоре-1еские выводи о специфике рошна, его целей п задач в про граи- . гч статьях и авторских предисловия: отого периода.В результата золоционного обновления, эволщип общественного и художественного тения было выработано новое чувство художественной правда,что 1В2ло к осшолениа связи литературы с реальной действителыю->ю,прошлого с современность^},творчества с историческш.5 докумен-1 и породило новые <^ормы жанрового синтеза в художественной ли->атуре.Типологическое сближение эпического и драматического, гческого и лирического было закономерным в процессе смешения ion и ввдов в романтической литературе,их усиленного ззаш.:одей-¡ия и одновременной дифференциация.В 1830-е гг. во Франции носи-;еи подлинного искусства бнл объявлен ротн.иненно с ним свяэыва-небыьалыв доселе возможности литоратурн.Довольно давняя концеп-• романа как эпоса в прозе я попытки соединить роман,стихи,драму ■vuorotfira нашли выражение в ^ормз ¿лознейпего синтеза з романтиком ротне этого периода.Эта тенденция в полной мере проязгг-ь з роианно:? творчестве Альфреда де Здньн первой подовики гг.

ГЛАВ! 11.пСтелло" как язр1Що-фидософекиЗ новеллистический роман. Расставлксь со старой верой и ыоаархнческиш предрассудкам Виньи в поисках вдеада обратился к личности поэта, связав его суды с Баанейзшиа проблешш современности,в частности с проблемой "од-poBOñ скорби".-ВернцЗ традиции всга1ого"ро1злз в шбор& тсзд "бо-* лезш:",Влньи слросо нспользуез а сронзведедаз исповедалшость,лд-» pii3ii,ni^caíiTü3buocTbl,noB2CK:oEai'ííx,ijIi.*:c5ysaE- па::, неустанный нова» торЛогаторскоо pc=cx¡e- "йалезш1я- &ваобрааенго$ со. са»

ццалько-полиикосго.1,лс1с:слог1.'ческой и одновременно физиологичен кой прцродо.Ицтерпретсщя недуга пат: общественной болезни к нер-> вного потрясения,его воплочкшо в аллегорической $орие»метафорическое образе "голуба:: 6оооеп п логичш i¡ парадоЕсальш.Показывая бессил::с .разрнваеыого гцутрошпиг; противорстацц: поота перед си:к гппшйа^роЕовццп стагаг^смэдсашаш, полусказочньк* супеска::;.-, Вгтьз внд&г? с кощезцгг сяяосха гефдюагогпа вде:.:о-*

}Б1чес1Ц1й"ггоЕ'ш,делас2- nzzzzzy каейзгзккг Едсдаззггьпос как анг.шс здравого алгола,гюдсооцгио. ка^ источааз вдех^ояаэд ..Исследуя пси-холопа героя в условно патологической состоящш»Вщ1Ш подчки .ет р^-лктлчеспоП эс^етико ргспрострааскнуэ в просветительской литературе антитезу разума и чувствительности »рационального к зноциональ ного качал.Разделение "голова - сердце" обозначило структурные и композиционные особенности "Стелло".диалогическое развертывание, повествования з и::.:,а такко спор чувства и рассудка,но не в просве тительских традициях,а в ранзак слогшейде-:! романтической диалектики. В "Стелло" такой спор становятся одюш из аспектов ^эоблегд "поэзия к политика",которле изначально гаслятся как прохинополо^ ностц.В споре чувства и рассудаа у Виньи центральной стала дилел»-ца"служить политике или отделигь поззма от политики"»неизменно свя занная с новой концепций личности,ее двойственностьзцвнутренней

«алогичностью человеческого "я",что обусловило двуплановость об-азной системы и диалогическую структуру произведения.Диалогичес-ая форма изложения лишь на первый взгляд казалась необычной у ро-антика.Монодийность раннего романтического романа,ваз это ни па-здоксально,уже означала диадогичность,ибо изначально содержала Зрацение к собеседнику.Таким образом,диалогическая структура проз ведения, как нам представляется .обусловлена следованием традиции росте?итедьского романа-диалога;внутренняя же даалогичность сви-етельст?уёТ о продолжении традиция раднероыантнчесвого романа,ко-орнй е:це был тесно связан с просветительской эстетикой несмотря а полеуику ъ йей,В «язя "Стаяло" анализируется газ диалог двух смыслах - кап литературный :2ЗДр,ГфЬдолгащнй дишт "сокра-яческих диалогов" и как структурное определение романтического шщения,т.а.иак источник движения и противоборства идей и столп-эвения страстей.Этим о одной стороны объясняется использование романе "метода Сократа" как метода "вопроса и ответа","диалектп-еского рассуждения",с характерной для него иронией и индукцией, с другой стороны - стремление тксикально драматизировать по-ествог-ание в рамках законов романтической диалектики.Ииенно ро-знтическая диалектика приводит в конечной итоге к тому,что финаль-эе авторское рассуздеиио идет вразрез с логикой поучительных зитч,служащих иллюстрацияки идеи о несчастной участи поэта в лю-ув эпоху,при лвбои общественном укладе.Они на только не дозазы-шт тезис Черного Доктора о необходимости отделить поэзию от по-1тики,но и обнарузнвают несостоятельность поэтического творчества огиве от социальной янзнн,т.е.фактически опровергают его.Таяим 5-мв романтическом споре ни одна точка зрения не торжествует, 1 од,!н лз выводов не является окончательны*.«.Парадоксальная аргунеч-тля „окторз. ¡¡епостизшгаи образом правела и сближен;® про-

шополсхныя точен зрешш.«1х первоначальное пзаш.гоотр:щан"^ обер~

нулось взашгапоровдениеы, переходом калдого ка позиции другого, как результат внутренней даалогичности кавдого голоса.При атом ш ровоззрение рассказчика определяет тон всего произведения,его иде но-художественнуэ структуру,способствуя ианолитности роиана.

3 новеллистической' повествовашш Вины* сознательно нарушает логическуэ и хронологическую последовательность событяй:,,однако в ватсдоа сечении произведения наличествует, диалектика едииовременнс сти и последовательности,открытая ро^ггщсагш^-Садаа и а. "ведавши новелл" представляет отдельную единицу и часть целого,дотирая не воспринимается отдельно от него,ибо структура "Стелло" как и стрз тура всякого внсокохудовественного произведения представляет совс купность. элеыеытов »которые не просто выстраиваются друг за друге но взаимодействуют ыее собой,срастается»благодаря обзростн расска чика,идее коглпознциошюго,образного,конфликтного единства.Все эле центы повествования приурочены к единому эпическому врекенп,Еовле чены в сферу его влияния,хотя и повеству ет о разновременных собг-ткях»Пугеы "прерывания",отсечения концоь.:а1,подготовкой таз вязки в пределах глав-диалогов и т.д. Вииьи создал пступенватс-коль..;е-г,-,'Эпструктуру.Такой обработкой новелда,ыапксанназ и опубликованные первоначально как са;:ос г с л ?е-льмае пр-..>кззедешш,пре1:.1тлл15сь в отчетные элементы романа ,и »"расруге^гне" ,узе ке ¡.:лсхиш вне ею.''Скачкообразность "повествования ке произвольна,но имеет свое внутренню.) лог::ку и ст^огуа целесообр^за >сть,связанную с общим зашгсяом нро;1г:. едагл.-Тиньи добивается ъ кой структур: сжета, такой композиции,строен»: образа,которые п^следовательно • оялогиди бы его философские и исторические обобщения»историю "больной" души поэта,его "ъазорганпого сознания"«Тезис "отделить поэзию от по лктики"с его илластряроваздег! п процессе смаетного и лирического рпемекг. пре:,аетс.т в сзосоОразпу» "сбразнуй концепцию и выражае э''ну из уокоио;.гернс»стеЯ романтического кшкения,а,следовательно,и

важнейшую историческую закономерность эпохи - ее глубокую противоречивость. В аналитической силе романа проявилась романтическая устремленность в познанию истины на стыке исследования прошлого и текучего,вечности и конкретных исторически* моментов.

Введя в диалогическое повествование "вставные новеллы".Витая обогащает "Сиелло" опытом исторического жанра«0н поступается документальной точностью в угоду художественной,психологической I исторической достоверности.устанавливает диалектическую взаимосвязь психологий »принадлежи^ разным эпохаы;легеццарная история становится у него подтверадениеа современных идей,а потому исторический факт является точкой хронологического, но не идеологн-¡есного и психологического разршш.Переплетение эпического и лирического времени создает еозмошгость тесного контакта истории ;о "становящейся дейстЕительностнэп,слияния исторзко-легендарного фемени и временя авторского.В своей концепции худозественной

гравды и отраяения в искусстве истории,столь блнэши к ХУП1 веку, Взньв ,, ■

пгпользует опыт классицистов: он как бн подхватывает классицистическое разграничение истории и искусства,правды и правдоподобия, ю в-отличие от них видит в искусстве не очищенную,а "идеальную" [равду.В итоге, "Ст8ллоп как "роман из современной жизни"»философ-зиС роиан и дркшог-исповедь со Уставными новеллами" приобрел татус романтического яиряко-философского новеллистического ро-ана,впитавшего как традиция просветительской прозы,так и тради-ии французского рошка-ионодии.

То ,что рассказанные истории о поэтах принадлежат п яанрозой атегории "вставных новелл"представляетс!1 бесспорным,ибо они в укз-.льнон сшслв "вставлены" в диалог,чтобы доказать и прснлл:о-трировать пресловутый романтический тезис об отделении поэзии т политики.Фрагментарность' и дробность глаз в нов&члистичеонэм эоестооеании не менязт.на наш взгляд,сущность проблемы.Такал

структура преднамерена,со смыслон.Так новелла-анекдот о Жильбер< композиционно делится на две части,показывая кричаций диссонанс двух образов жизни, де/;х позиций,двух повествовательных манер и делая очевидным ироническое и трагическое несоответствие главного предмета изображения - поэта и его судьбы - и названняпИс-тор:ш о взбесикзейся блохе." .

Структура повествова!!ип в новелле о Чаттертоне во многом идентична первой ,но и отлична от нее.Высокий уровень драматизации , максимальная сконцентрированность событий происходят согласно законам "высокого" канра трагедии.Подобно тому,как то было в новеллах Мерима^иньи соблюдает в эпизоде о Чаттертоне три кла садистические единства - места,времени и действия,хотя за шесть лет до этого объявлял ото требование анахронизмом,но не стремится в отличие от Ыеримэ к единству тона.

В работе подробно анализируются идейно-художестве1шые,концептуальные н структурные особенности построенных на одном материале второго эпизода "Стаяло" и драш "Чаттертон" и делается вывод:при всех кощептуальнах и структурных различиях драма сохраняет концепции "новеллы",хотя проблема в ней ставится значительно конкретнее и шире.При этом в ней воссоздан тот .~е ш поз слабого,легко ранимого.гордого и одухотворенного,избравшего сво-1.м уделом самоубийство кок средство избавления от вечного унижения. В сравнении с дракой в "новелле" действие почти отсутствует, но повествование не менее динамично,ибо зто история "двинення ду ши",которая передает внутреннее действие и "игру идеи и чувств".

Построенная на резыгс контрастах,передающая неоднозначность французской революции конца ХУ1П века концепция года террора в третьей "вставной новелле" обусловлена не только "фамильными предрассудками"Внньи,его политической позицией "буряуазойоба",но и самим характером якобинизма,его двойственностьэ.Прк все;'! субъе!

вности отношения к революции и ее деятелям,как честный художник противник насилия Виньи стремится к максимально возможной для го объективности повествования.Размышляя о причинах "яестокой рали".рассматривая ее как нравственное искаяение личности,пи-.тель показывает,что эти парадоксальные норш возникли на оггре-ленной ступени развития общества.Постепенно в лирико-философ-:ом отступлении,подготовленное всей ходои диалога н развернувши-[ся событиям!,совершается переход о? истории якобинского террора философии Л.да Местра,его теории "священных яертвп.Внньл побывает, как объективно сближает жестокость "добродетельного" ¡н-гЪста и "добродетелькогоп3.до Цостра п ^крайности сходятся I эшафоте".В итоге проблематика третьеаяиоЕеллнпшходи* далеко I ранки проблем отноасшЭ поэта а власти. Перозшв горький опыт ¡споцадннх политических переворотов,Внцьп пркзел а "абстрактно-г гуманизиупкак высочайией, боснсшро^лхссноЗ .подлинной человеч-юта.Прл этом как худояган Виньи ставит перед собой задачу не :торичесяуэ и не фияософскув,а худоаественнуэ :история остается него иллюстрацией главной ¡.гасли ромака - всякий режим плох,ибо ;иносит страдания поэту.

3 концепции Виньи поэт,занявшийся политикой,губит в себе по-га.если не гибнет сан.Для Виньи-тооретика сфера поэзии аполитичен в. этом сказалась но столько его пресловутаяпреакционность", сольно убездение эпохи.Виньи художественно н философски обобща-? конкретный социальккЗ опыт,но так ство воссоздает его,что не шт символике перейти в абстракцию,социальному конфликту - в об-ють чисто научно-философскуэ.Зо всех грех "новеллах" социаль-ш и историческая конкретизация конфликтов каждого из поэтов с 1астыэ делает убедительной романтическую концепции исторических 1чностей поэтов в столкновении с воалдсб.'шн искусств;/ .мирс.ч.Ил-

люстрируи идею о трагической участи творческой личности во все времена,в любую эпоху,Виньи не замыкается на судьбах Нильбера, Чаттертона и А.Шенье и приводит список "проклятых поэтов",который продолжает перечисление несчастных судеб, усиливает трагизм повествования,придает проблеме "вечный" смысл.В том,что история привлекается как свидетельство неизменного трагизма судьбы ху -дожника,сказывается внутренняя противоречивость Виньи-романтика, в котором соединились историк,социолог,фицософ.,поэт-лирик,ироник.

Возрождение романа-диалога в его лирической форме стало возможным с развитием романтического философского мышления,а ,следовательно, романтической иронии как его важнейшего компонента и одного из ведущих жанрообразующих признаков новейлрк литературных модификаций.

В "Стелло" романтическая ирония придает особое трагическое звучание теме "болезни века",способствует созданию концепции личности поэта как "сына века".романтическому осмыслению и воплощению антитезы "поэзия и действие","поэзия и политика","поэти -«сское и рациональное","действительность и идеал".Виньи использовал в романе важное свойство романтической иронии - исследовать, сомневаться,разоблачать.Анализ душ поэтов и их антиподов давал ввкол критическому уму,вскрывающему пороки различных политических ретлмов.

Ирония Зиньи возникает на почве романтически переосмысленной Венцами сократовской иронии с ее майевтикой,ивдукцией,определением ~ диалектикой и учения Ф.Шлегеля и развивается ьо взаимодействии с художественным мышлением 1830-х гг.Диалектика мышления'Черного Доктора порождена послеишьской действительностью: ее основа-политические разочарования и вызванный ими скептицизм,в которых

с

отразилась позиция автора.Однако важнейшим элементом мышления

ерного Доктора становится но свойственные автору "притворство" сократовски* стиле и одновременно романтическое "позерство"как пособ остранения от общества.Поведение Черного Доктора - это от-асти игра в безучастность и даже цинизм,необходимая для ведения налога с целью обнаружения истину.

Созданные Виньи образы поэта Стелло ц "лекаря душ",не.внесясь в привычную просветительскую схему философского романа,на цюм полюсе которой рассудок, на другом чувствительность,вполне (ладываются в рамки романтической иронии,внутренний сшсл кото->й в игре противоречиями,философской игре утверядения и отрица-ш,созидания и разрушения,смешения серьезного и смешного,обыден-то и возвышенного.Строящаяся на парадоксах романтическая ирония LH синтез противоположностей соединила в рошно с острой философий, социально-политической и нравственно-этической проблематикой альное и условное,разумное и алогичное,рациональное и эмоцио-льное,трагическое и коническое,поэтическое и прозаическое и од-, временно проивопоставила их.Благодаря романтической.иронии,диа-гичности повествования,приему мнимого разграничена чувствитель-ста и рационализма в своеобразной игре-эксперименте автору уда-вь возвыситься над своими героями,чтобы иметь возможность да -гь объективные оценки их словам и поступкам и одновременно сли-У1 с ними и. выразить через них свои сомнения,которые шслятся как способ познания истины.В этом нам видится высший сшсл ¡антической иронии,которая определяется всей совокупностью фак->оз социальной дейсгвительности,индивидуальной психологии писа» я,стацией развития литературы,спецификой романтического мето-

ГДАВА III,Роман в новеллах "Рабство и величие военной рлун-II танеовал эволюция романтического романа в творчестве А,де

'•/.;нья.В этой главе исследуется последнее крупное завершенное про-„ " еское произведение А.де ¡Зиньи "Рабство и величие военной службы", которое как и "Стелло" явилось продуктом двух разнонаправлен них тенденций со французской литературе той поры - циклизации как процесса объединения малых эпических форм и новеллизации - тенден Ц1гл к распаду крупных романных структур."Рабство и величие военной службы"представляет,кгки "Стелло"»образец такого ганрового взаимодействия,синтеза,при. котором произоошо "врастание"новелл-иллюстраций в структуру роуана^ однако как новая становящаяся форш не только не совпадает со "Стелло",но и с другими привычными и давно обозначенными литературными гибридами.Потому в исследовании жанрового своеобразия это! книги прозы Виньи отправными точками для нас стала теории "сборника новелл",а такге "романа в новеллах".Задача данной гласи - показать действие законов структурного содержания в последнем законченном прозаическом произведении А.де Виньи,соотнести их с традицией цикла рассказов,обра-зукгцих целое благодаря внутренним взаимосвязям,а таете романа, возникающего в сборнике новелл и максимально сохраняющего признаки новеллистического цикла.

Сцепление .точностью героя и деятельное участие автора есть важное условие существование этого произведения,рожденного путем циклизации новелл.Построенное на воспоминаниях автора о воинской слуябе и "утраченных иллюзиях","Рабство н величие военной службы" обладает известной долей мемуарноста.Однако книга эта скорее исповедального,чем мемуарного характера.В ней выражен в огромной чере "могучий субъективизм писателя,который и определил форму лгчсгрованияуот "я",а таяке^концепцию прошлого,настоящего и будущего, представлявшую своеобразней! симбиоз аристократического са-■коссзаашш и утраты "монархических предрассудков", бурзуазофобии к утопических идей.В этом смысле книга Злньи и изложенное в ней

мироьоззрение не совпадали с господствовавшей при Июльском раЧи-?ле идеологией,но выразали дух эпохи,рисуя образ поколения молодых людей времен наполеоновских побед.трагедия "неосуществленных желаний" и честолюбивых мечтаний,и опережала время идеей упразднения войн,армий и слияния наций.

Лирическая концепция бытия военного человека в книге в основном принадлежи? рассказчику,лирическому герою благодаря чему упрощается процесс вторяения лиризма в прозу драматического,порой трагического содержания,при том,что з 1630-е гг.проникновение лиризма в прозу шло более сланным»опосредовавшим путем.Присутствие лирического героя не только усиливает лирическую топаль -ность произведения,но создает в нем идейно-тематическое,конфликтное и стилевое единство.Биньи отдает лирическому герою лишь часть себя:сам он »безусловно,глубже,разностороннее,Осмысляя сбой внутренний шр,Енраяая его оценку,а также оцешеу истории, современной ему личности военного,Виньи пшзет литературные типы,которые в конечном итоге являются плодон его воображения,но не копией с самого себя !1ли другого реального лица.

В "Рабстве и величии Еоенной службы" лирический герой раскрывается как целостная личность.В нем заключено не только един-зтво авторского сознания,но сосредоточенность в круге проблем, ¡шзанкнх с концепцией солдата-парии.В згой екпеле есть основания »бозначить связь романа Виньи о оудьбе военного с ±анром "рогл-[а с ключом",хотя очевидно отступление от этого ":а:фог.ого кано-а:литературная деятельность самого Виньи .который послужил про-отипом рассказчика,практически игнорируется,упоминается бегло, купнми жгриками,несмотря на то,что \ю время военной служба он ыл тесно связан с литературной средой и уло прославило;-: как по? и автор "Сен-;.!ара".Виньи ограничивается в книге лишь тез/н про-аемагш,которые соприкасаются с идеей воинского велшля и неволи,

хотя круг этих проблем очень широк и затрагивает общечеловечески! вопросы.Заключенной в идее истине писатель подчиняет как известные ему факты военной лизни,так и историю восхождения и падения Наполеона,не пренебрегая при этом законами романтического мифотворчества.В этом произведении,как и в "Стелло"»история служит иллюстрацией мысли - о нравственном величии и рабском положении военного - и потому перёд ней отступает фактографическое,доку -ментальное.

о

Особый род диалктики,открывший величие солдата в его добровольной рабстве,возникает в споре с Ш.де Местроы как апологетом

палача-вершителя порядка.Как противник всякого насилия Виньи не мог разделять точпу зрения философа на то,что миссия военного -подавлять "невншш2и.На вопрос "шшю ли ассимилировать величие военного и величие палача?"Виньи отвечает отрицательно «создавая образы старого майора и капитана Рено,внступивднх в роли убийцы, как жертв социального порядка,особой психологии человека,исполня ю'дего воен-ный долг, и роковой случайности.Идея бессловесности солдата и привычка действовать не задумываясь,которые свидетельствовали о некой ребячливости и отсталости,тесно связана с концепцией "младенчествапвации и "наполеоновской легевдсй".

При этом убийство трактуется Виньи не в одиозном свете, а в духе времени, как результат общественных условий и потому убий-• > заслуживает сочувствия./ Виньи-роыантика,кроме того огромное ачение имеет случай,приобретая некий философский смысл и вырас л в эстетическую категорию.Он играет существенную роль в дви-стсета,придает роковой оттенок сооытшм,определяет судьбы -oes а .следовательно .концепции личности.Случай становится .ляыы фактором в обрисовке судьбы Наполеона,его отношений с катаной Рено,а,следовательно,а одним из определивших моментов

сеидаэка - формы "пассивного повиновения",рабства солдата.

Создавая антинаполеоновский нкф,В:шьи и опирался и отталкивался от "наполеоновской легенда".Его.концепция Наполеона-коые -дианта входила в концепции сильной личности по принципу антитезы. При. этой Вины!: был- не- совсец безразличен а легендарному величии Императора.Показывая эволздип капитана Рено от сеидизьз к прозреншэ,писатель предостерегает от опасного восхищения отдельной личностьэ п чреватого серьезным! сАщ:здаиШл,психологичес-ки!йх и нравственными последствиям:* поклонешсг- куииру.В атом отношении капитан Рено представлен как типичное явление наполеоновской эпохи,"сын века",прошедший через все стадии "ослепления"!! разочарования, перездвашй в полной ггере. все тяготы "пассивного повиновения."

Наполеоп-тярап выступает кал: антипод солдату,исповедующему религго чести.Особый сьыся приобретает в таком контексте противопоставление образу Наполеона-игрока и деспота образа Бонапарта-солдата,уставаего воевать.Такая трактовка личности полководца входит з обарй заьэсея о солдате парии,страдающего под властью тарана,!! иллюстрирует идея "от великого до сметного один шаг7ха-)актернуп для концепции гениальной личности В.Гюго.Концепция лич-юсти Наполеона у Зиньи не противоречит в самой своей основе концепции Гаго,находится в ражах системы романтических контрастов, еории казни как дра;.:н и драны как кизни,но очевидно и явное не -оответствие,противоречие.Гюго исходил из "наполеоновской леген-ы",Биньи создавал образ шарлатана и узурпатора и всю ответствен» ость за собственные заблуждения возлокил на Итератора.

Убеждением Виньи в том,что военная слуаба строится на конт-ютах , обусловлена диссокансная кошозкцш книги: первые две но-зллы повествуют о рабстве солдата,последняя прославляет его ве-

личие.и все три новеллы подтверждают тезис "солдат - раб, пария, жертва". Но если в "Стелло" Виньи доказывал мысль об извечном остракизме поэта,то в "Рабстве и величии военной службы" он связывал трагическую судьбу солдата лишь с определенными стадиями развития общества.

В новеллах проявился иного рода лиризм,чем в "рамке",что было связано с личностью нового рассказчика и со спецификой новеллистического повествования »резко отличающегося тоном, спаек, структурными особенностями от повествования обрамлящей чаезд произведения. Вшьа плодотворно использовал традиционные ранне*" романтические фор^ц лнризма:исповедь,йпистолу,ЕЕвойисание,поэти-з&цшэ лексики н с^шш,развил их.Все это в совокупности свидетельствовало о совершенствования приемов синтеза жанров,благодаря которому стала, возмошоЗ неограниченная сйрога ь передаче вида -нил ыцра.едаистао п полнота поэтической п фагссофсаой вовцепцш кизеи,общества ш отдельной личности.

Лирический герой,общность ко1фшкта,единое авторское вое -пр иятио, лейтмотив дороги в традициях классического романа "большой дорога"явлются темя санрообразуюцими признаками,которые свидетельствуй об идейно-худоаественной целостности,харак -торной для романа. Прц &?оа хрокоткп дорога как определяЕзцй прян! ■ построена сшот с основы композиционного построения созда-. своеобразна этого произведения Виньг.Большой смысл приобретает в структуре роканапоследние заключительные глава философ-с го характерам которая Винья изложил свои размышления о религии чести и самопоаертвования, придав повествовании мааорную интонацию, что уешгшго торжественно® звучание мысли о величии солда' 3 "Стелло" неогран;!ченность примеров трагической участи поз'

г,

сначала не знагщее пределов.двикеше мысли Черного доктора,

чей возраст был неопределенным н готзпешшй опыт но икал границ. ; "Рабстве и величия военной алулбипогранггчепность лизноннш опн-ом рассказчика,"иеиуарносткэ" создает эашгаугость повсстеова -еяьного целого благодаря.- идейно -конпозщконнопу единству кз -мотрз ка то,что произведение распадается ш два неравнозггачше асти..

Г) рсг^по- ~Тс,?с?г>э п величие воещ-гой слулб.^в полюй норе ?раз1!ласьп2сс::5Ш12я'' больпоЗ эпической фор:.а,г.'бо з ширпгдду -иьш судьбах псрсоназсЯ вощготплась обеярнзя эпоха, а опит , ислпчешпП а гаинеописшгтр:- героев, Сил возведен п ¿ю&о&сэ :шз-

"Рабство и вегггпго военной сяузСз харакгергЕй пример >го,что з ро::гло. генетпчеези залозено разнообразно фора а ста ~ :й;"те2учестл*:''этого ^аира,его развитм в процессе творческого »иска, в борьбо направзеяпЗ п цдсЗ,аосзсгшго:1 псрзос^слснст об-¡принятого ц- приветного.В отдшшо от гС?оялоя эта шгнга прозы :ь$рзда до Виньз является образцом упроцзиного лаирового сия -за рогана п новелла, путец :сс ергцепк^цизлизацпз боа. того де-нтала, расчленен-.'.! налой форта »который прасугствозая з "Стеяло",

о в макшпгадагой степени способствовало ссхралеягсо э нем при-а::оз "сборища новелл" и созданхэ рогдша нз грани сборника я '.гана в новеллах.

Таким образом,оба произведения - ото разновидности социально™ тологическогс романа из современной "*-31Ш,в которых об^еезропей-я тенденция к укрупнении надка ган£Оз,!П сц е п т е: г: -о, раз ра с? анг~) эиан проявилась по-разноиу,хотя и по сходным пргащкгош.

Новеллистические по спосггу происхотдегп^з ^Стслло" и "Рабстзэ

и к личие военной службы" оба ад aar завершенной циклической романной структурой:первый представляет роман-диалог со "вставными новеллами", второй приблняается к сборнику новелл/справедливее даже сказать к новеллистическому циклу/ по своим жанровым особенностям, но имеет идейно-худозественнув целостность романа.Выполнении е по законам романтически осмысленного жанрового синтеза.оба собой

произведения явяяэт образец такого структурного роганного единства,который не имеет аналогов в литературе той пора и относится к романной категории,которуэ следует определить как романтический философский новеллистический роман/или роман в новеллах/.

Впитавшие традиции и отразившие новые ваяния в литературе Западной Европы 1830-s гг., "Стелло" и "Рабство и величие воен -пой слуаба" свидетельствуют о творческой самостоятельности Аль -фреда де Виньи,отраааэг' взаимодействие,слияние и противоборство драматического,лирического к эпического начал,свойственные романтизму этого периода е оригинальной,самобытной форме ро ма-на.

В заключении подводятся итоги наблюдениям над яанровнш юбенностяш! романов А.де ВиньииСт(Шю° и "Рабство а величие >енной служба4определяются сущность новаторства в области бч->шой эпической формы, вклад .в развитие французского роыантнчес-1ГО романа и в целой философско-зсудожественного произведения, таило жанра рошна .в новеллах/новеллистического романа/; сг.еци-гаа нравтсвенно-философских и эстетических поисков писателя,его 1ль в создании ропантической концепции личности "ища века°,пре-юренной в комплексе идей о поэте-пзгое и солдате-парии.

В заключении также собраны теоретические вывода из области гучения структурно-кошозиционных особенностей произведений Вии характера их образной систеш,специфики историзна и своеоб-1зия рог-античеекой иронии; подведена черта под исследованием ва-гантоэ синтеза романной и новаишстпчесноЭ структур,обущестмен->го в названных романах. ' ; ,; { •'' Г ' " •

Тщательный анализ этих крупнейших произведений Вшьй, создай-к в первой половине тридцатых годов XIX столетия,позволяет, сде-а 1?ь вывод,что Впеъи предлагает свое толкование традиционных ро-ятических чем и капрон,а такяе переосшсляе,г просветительский шософский ро1зш /"Стекло"/ и классический ро'-зя "большой доро-[" в синтезе .с "ронанон с ключом".Преданный одному типу героя, I не дублируя тема,Виньи сочиняет своеобразную) дилогшэ о .ро -нтическон парии,в которой однако не повторяется ¿»дин и тот ке яр,роианккй тип,но возникает два разных занра' с учетом творчес-го опыт^ прежнего этапа литературной деятельности.Таким обра-«,ш. констатируем эволщют ро?.гштпческого ро)ила Виньи я его .зновидпости романа в новеллах,ставшего результатом стремления тора к масатабному воплощению социальных и нравственно-этпчее-х проблем,;?:; филее©?-с:сого "сшслсяия.

Специфика ксжоризкг. к &вто.б1Югра4?из1а,лпфиаш. и психологи; ыа^рсшаЕгияесЕсй: ирошЕ^иоавращеыие е отдельна*: моментам: кнасга ЦЙ&ТНЯССКОЙ. süíemm /сданезт нрекешг^сгЕа^ейс'ЕЕияхсаединеш правде, ж праЕдоподаЙИЕ/ Е ШЕ шдщшвшш. рошн^инестой. шзатаке^ pouaaszsecsaet осеойиш анзисезк кюя:ава1 - еьрдоа^швае нешяь: ваше ызхшазш. Езашзде&кЕЕан: тезиса; к; антитезиса^ а- также зле-иенгоЕ. к'сшраттеск;оЕ& диалога?-' es era вопросо-ответной система! в ,;Схгатдо^ к соединение-. кецуарносдах51нсп.аведалъности.»шигЕтелБН( те к дириай. в: "Рабства к шпбшг наегшай службы11'^ котором- бы; "усонэраенисвсЕано^то ^чшо. уже в зарпдшга. находилось- в, предаем:' нршцек- рсшан0в£сставляю£: феномен: творчества. Виньи.-романисга,вш ташзгог опт-- лшееракурк: реашх. апис и; налравженийвИразашшскае-тварчезЕВо йяъфзкде. да' Ввше. первой, тяйвивк. 30.-х: ее», XIX. в.. существенна. довялшае Егщш^-рашнжазмэ:- как. оттературкато на. • праЕЕеняк. i;-. хсяубяявЕ представление: а раиашзнвектг. романе- как" аанровоЕ щрфшшцнк.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

[.Своеобразие романтизма А.де Виньи в романе "Стелло".//Тезисы докладов профессорско-преподавательского состава ЧИТУ по итогам научно-исследовательской конференции 1982 г.- Чечено-Ингуп -ский госуниверситет,Грозный,1983,с. 158-159«

2.Жанрвое своеобразие романа Альфреда де Виньп "Стелло".//Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР,Р 20001 от 18.СВ.85,с.6-24.

3.Герой и автор в романе А.де Виных "Стелло"/К проблеме влияния сен-симонизма на концепцию поэта/.//Рукопись'депонирована в ИНИШ АН СССР.Р21909 от 1.08.85 р. ^.1-15.

1.Специфика ирошш в романе Альфреда де Вяньи "Стелло".//Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР,Х39978 от 2.11 69 г.,с.1 -12.

5.К вопросу о литературных традициях Просвещения в романе Альфреда де Виньи "Стелло".//Рукопись депонирована 8 ИНИШ АН СССР Р 3996? от 1.11.89 г.,с.1-10. .

ЗАКАЗ у, 47 Объем 1п.л. Формат 60 х 90/16ТИРАЖ 100

Малое издательско-полиграфическое^ предприятие "Офсет" при ЧИГУ,г.Грозннй,уя.Ноя Буачидзе,69.