автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Новеллистический роман Альфреда де Виньи. Проблемы жанра
Полный текст автореферата диссертации по теме "Новеллистический роман Альфреда де Виньи. Проблемы жанра"
г3 33 9*
ООНОВСКИЙ ОРДЕНА. ЛЕНИНА,СРДША (КИШШЯ ЕШШПЩ И РДЕНА ТРУДСВСГО КРАСНСГО ЗШЕНИ ГССУДШЯВЕНШЙ УНИВЕРСИТЕТ пкеаа У.В.ЛОЮТОССВД
ШШШИЕШЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рувошгса
АЛЛАХВЕРДЩ Тагара. Нштолаоспа
НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЙ РОШ АШЩ\ М ВИНЫ. ПРОБЛЕМА. ЖАНРА.
/ 10.01.05. - Литература стран ЗападаоЗ Европы,Акорпкп и Австралии/
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва - 1991
Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета Московского государственного университета иы.Ы.В.Лоиовосова
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор Л.Г.Аццреев Официальные оппоненты: доктор филологических тук,
профессор В.А.Луков
Ведущая организация - Днепропетровский государственный универ-
при Московской государственной университете иы.Ы.В.Ломоносова по адресу: Москва,119899,Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов»филологический факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологическс го факультета.
кандидат филологических наук В.А.Ыильчива
ситет
Автореферат разослан ¿и- 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета доцент
А.В.Сергеев
tî. s. •!. un»;«!
' .'дол диссертаций
При' явнъсс достагаеняюс советского жггературонедснзя 1970-х-:98ö-r гг.. в области изучения ракактазка. тшохarrea рс:антач-еского омна остается" шла исследованной.Это прежде всего атносптет к ворчеству Альфреда до Зшшг.лей аггат ромашета в статгошгеши ракцузскога ротяеткгсесгогсг ра:г_гна 1830-х: rov jr пас праЕтаяесют е учитнваетея^каге не учитывается к цвдогх значение этого micaiera создаишг ра!лана, н новеллах навага -гиш.
Кегаучешаеть садахенногег с тнартссгпгз А-ДЗ Bimsrc 1830-х гг. анравога' сикссзг. ракавес гс. иаяашг оаайапю- очепзднг- ш. фона цко-оаспектнаса пссдедаваншс фшмссфской- к- сацкздхно:Т пробдет^.г'.ши: го рсгдпа0:»котор2пг расс!!етрзг.асдаг к изожщяк: ос вопросов", ггапрт» акт к саЕтясказугак: rr. tcspjícacHOis шхерэззросодстг^В-paimy^cxîQ-'f ка^кс. с Eixtrzr^ сЗ:гrcscrc^îc к. ccrrjtajrmict rckcsts petita Зтсжго?' ясязшкяг' сЕидогальсгх-о:.™ ^mflpzszzzxzrxyszti"' IÎ' °Brsnr5il',V з оттащи на- ггодзгеергдеюте!.;: еншеягаягпо^ rr арзтипялюзИ реля. arropa разв:ята. sanpa¿ ^язгссофского ра£ЗП£$отс» upan^'c^c-l'. poirjrr^scix:': ззпзн'.щнссстгпоотрасш:о^ es. cms®. бажзеЗ1 rr кззоЗ; схпяссетг- форп..
Б. Егясзтасг сЗкетз. сссекщокетэ настоя^ дг:ссартацг:ошо5 'Jjc-zz'. rrrcrprzzT trrerne« œs nesgar£nsrrss- тега "Fiziïcc?-s- ti icttît:™ езсп-гзЛ: err^nCü^'firoTopoa ^здшгдет сопкг кгсаэсЕЗ" s fcîrrr. r^rfccsîrrtm Çojrrï. дал:, nxöarct? ЕЗСЕСГСЕ- ngEscsrt а?5" ^--•хг^сп^згр П5ГГЦГ5 is rrazcr;cnr.s "intzmT- ir J™eanap::-
счуг^ГпР' crr..r:. nanti: ехзпегг гтгз c-crr." cnrii* era птзо.-'тгссте^'сгс-
ЦЕЛЬ РАБОТН: I/ На основе последних идей о романтизме и современных предстоит ний о романе как ганре определить гсанровую специфику названных книг прозы А.де Виньи как роыантше'саж росанов} 2/похазать,как неустанный поиск все болев полного творческого са-мовырахенш привел писателя к изобретению ганровых разновидное?е; рошна в новеллах гак результата двух разнонаправленных тездещк! во французской литература 1830-х гг. - дробления больной форш, разукрупнения романа и цикякзации ¡¿ажх ноаестаоватеяьшж их врастания в роиащу» действительность?
3/ анализировать данше произведения с -гочки зрения структур.!, взаимосвязи структурных козл1онеятовгих роаш в худокестванпоу цс-лои,уточнив как ганрсшно дефиниции отдельных счруктурыж адешн-З'о^а та?: и всего произведений; . ^
4/стреглгься научать названные сочиненна А.де Вшшгг в соцкокуль-туриоп контексте,чтобн определить их песте'в разветвленной жанровой система французской литература первнх трех десятше-лнй XIX в£ ка.
Диссертация открывается введений! ,в которое определяются ■ цели и задачи исследования;оевегрэтся вагнейлше ганровые аспекты изучения "Стелло" и "Рабства и величия военной службы" за рубаго: и у нас в их связи с особенностями исторшго-яитературного нсслед< гансп резана как ¡занра и,в частности,романтического рог^ака^про-слеаивае^ся история их
Лацрэсия оьолацкя л ро^нтичесгал кокцспци;/ даякостл как од: >:с пс£пс../::г: "-нрзгх: зео^лоп^оь составлял:: «со-пл:-:«;; г»
жданные учешки на протяжении десятилетий,при опоре на по -:еднио до' íJKSH'.m а области ганролопш,в частности isa идез ино-аспекткой характеристики poiiam, концепция интеграции я диффе -тщкацип внутрп^анроЕзх форм,критер:п1 дефншщЕЗ гакра с учетом ■торико-литературпых паранзтров,разработаш213 советснтл учены-
Исходо. пэ этого в работе шделешз тра гласа п оаллзченгге.
ГЛАВА 1.Путл развитая французского рогака 1820-1830-х гг. особенности теории ро^пка з этот период.В зтоЗ глаге сделана пытка показать общие тенденции развитая французского рсиантичес-го и рёалистичесхого роткоа 1820-1830-х гг. п обобщись тесре-ческие швода о спецк5:пго романа,его целеЗ п гадач з nporpat:- .
статьях п авторских предислоглтях отого периода.В результата реляционного обновления,эволюции общественного и художественного меняя било вирабстапэ ковсо чувство художественно! прамги,что 1ззло к ос?лтслешгз связи литературы с реально:"! дойстгэтздьпо-ьэ,прошлого с современностью,творчества о ::стор:пескг_; допуген-! и породило новые ^оргзг .чсакрового синтеза з художественно;: лп-:атуре.Типологическое сбл:1.7.сн;1е эпического я драматического, веского и лирического било :>акокомер:г::н в процессе смепеш'Л
" II видов л ро::а; итпческой - ♦ т» m г\ у*. г.тур- .7 :эго г.
л и одно г:: :сг:ен::о' 1 ДГ-Л'Срс:: ::нац:г ::.В I¡ пго-с Г'Г« Г Э Ор;
l'/.У. .:усст::а См л об: ЛЗЛС?' рс\т. -.т. п-:о с с: ГЛЗ
ейи-.а^'о у- .ОС С л О ' лозкс-ггос: лкт зрату ГиДс ПОЛЫ! С ¡ я' . ■ 'ЛЛ НО!
ita'í опое:-. в пр=зэ :: пош; леи с -i г" " ■ - ■ V.* ' * V - "''Л г
.о-о*::"1 Е~ -?л:: г:; ра'ле?г:о з _.opi-:c ■¿Л О:: пе&о гг> ст i ре::: :'srr;:~
1 -'с 'КС i гого i л ven. } ; ; .1 Б П ОЛКО'/) • : О Ti • > iipo.TL":
•: ov;" •:<?«тг.г: Ад о гг - г rfíi ■ ' r-v' -■ЛНЫ. -ге-^т-г ¡■: ло;:
в
ГЛАВА II."Стадо" как язриао-фидософский новеллистический ро-ыан. Расставаясь со старой верой в монархическими предрассудкам! Виньн в поисках идеала обратился в личности повта^связав его судьб, с важнейший проблемами современности, в частности с проблемой "мировой скорби" Лернзй традиции илнчногоиромана в выборе темы "<$<*«-лезни" ,Ввшьи широко исщхльэуе? в произведении исповедальность рдзцуи1асаштеш1Ность"повэсгвованшгьтс«тз^1ая^ как. неустанный нова» тор.НаЕаторспзо рг^ехЕо- прэйле^и "болеэпа"'- »изображении- ей со--цЕально^олшзягс1юП^психалотичесгоЯ и одновременно физиологияоо--кой прнроди.Янтерпретйццп недуга сад обцествонной болезни и нервного потрясения,его воплощение в аллегорической форме,иетафориг ческои образе "голубых бесов0 а логичны и парадоксальны.Показывая бессшпш разрываемого внутреншша противоречиями поэта перед ста-хиЕнн2а,рокоБшгз сдлп:д.»тодурсаи^" ,дд1^золусказочншд1 суцозджака* Ешьз вносит в Еощепцсг тгортесгоа шиноета гоф^гашасзка качеашй'адтаа^дапаег шшагву Еаайрзашгь, цр^даовадьвое как антипод здравого схасла^подсознагшо. Еаз псточтш- вдохновения Л1сследун психологии героя в условно патологическое соатоянщ^Вщш подчиняет романтической эстетике распространенную в просветительской литературе антитезу раауиа п чувствительности,рационального и эшционадь-ного начал.Разделение "голова - сердце" обозначило структурные и ко'^изшщоннне особенности "Стелло", диалогическое развертывание, повествования о неи,а такпе спор чувства а рассудка,но не в просветительских традициях,а в рамках слолнейшей романтической диалект®«. ки.В "Сгелло" такой спор становится одгаш из аспектов 1.006л еш "поэзия в политика" »которые изначально шслятса как противополог» ности.В споре чувства и рассудка у Виньи центральной стала дал ем» иа"служить политике или отделить поэзию от политики",неизменно свд« занная с новой концепцией личности,ее двойственностью,внутренней
далогичносткэ человеческого "я",что обусловило двуплановость об-азноЯ системы п диалогичоспуо структуру прдязвбденпя.Дяалогпчес-ая форш издодения лишь на первой взгляд касалась необычней у ро-антика.Монодийность раннего рошнтичссгоро роют.пзл ото ш па-адоксально,узо означала диалорсчность,пбо пзпатаяыо содержала вращение в собеседнику.Таша образом,диалогическая структура про-: :з ведения, как наи представляется .обусловлена следитпа традгцпз росяетительского ро^ака-деалога;Eily/реи^яя по дцалогпчгость ciп-,етельст?уеэ о продолзешп традецпя раднсрсиантичссисго рс^2из,ио-'оры'л еде быа тесно сзазап с просветптельсгсЗ сстотпгсЗ пссэтрз ;а полемику t¡ fieiWB этой сеясп "Смяло" анализируется саз диалог i двух смыслах - йгш литературной -салр^прЬдол^агг^й лгзтэ "cciipa-ических диалогов" и паз структурно© определенно рсгзптпчеггсго каления,т.о.вал источник дггпсигл а проталборстга цдсЗ п с^олп-ювения страстей.Этим с одно'! сторонп объкспастса пспользоган^з t рошне "метода Сократа" как иетода "вопроса п строга", "дпалсгтп-:еского рассулдения",с характерной для пего нронисЛ п пндугцпсй, ; с другой стороны - стремление глпсптлыю драттпзяровать по-lecTEOt-atme в ранках законов ро!днтической диадезтпяя.Иненно ро-¡антическая диалектика приводит в конечном итоге к тому,что финаль-гое авторскоо рассуздение вдет вразрез с логиывй поучительных ¡ритч,служащих иллюстрация^! идеи о несчастной участи поэта в saya ппоху,при лзбом общественном укладе.Онп не только пе докагы-аат тезис Черного .Доктора о необходимости отделить поэзпэ от по-итики.но и обнаруяиваэт несостоятельность поэтического творчества i от;дгее от социальной знзнз,т.е.фактичесаа опровергает его.Таюш б-i-i ■ ;m,d рога тлческом споре ни одна точка зрения не торяестзует, и од.ш из выводов не является окончателькнм.Парадоксальиая аргууеч-анля it-aoro „октора !шпост}ши<н11 образом привела к сбдлзениэ п^о-ИР.ОПОЛС5ШХ точек зрения. /ос первоначальное взашзютрпцшсл об ер-
нудось взаиыогшроздениеа, переходом каддого на позиции другого, как результат внутренней диалогичности каздого голооа.При этом щ ровоззрение рассказчика определяет тон всего произведения,его иде но-худогественную структуру,способствуя монолитности романа.
В новеллистической повествовании Виньи сознательно нарушает логическую и хронологическую последовательность событий., однако в катком сечении произведения наличествует даалащика. единовременно сти и последовательности,открытая рогантикаш^шадая из. "вставных новелл" представляем отдельную единицу и часть целогокоторая не воспринимается отдельно от него,ибо структура "Стелло" как и стру тура всякого высокохудоаественного произведения представляв? сово купность. элементов .которые не просто выстраиваются друг за друго но взаимодействуют ыез собой,срастаются,благодаря общности расска чика,идее композиционного,образного,конфликтного единства.Все эле центы повествования приурочены в единому эпическому времени,вовле чены в сферу его влияния,хотя и повествует о разновременных собы-тияхЛутем "прерывания",отсечения концовки,подготовкой развязки в пределах глав-диалогов н т.д. Виньи создал "ступанчато-кольде-г/ю" структуру. Такой обработкой новеллы,написанные и: опубликованные первоначально как самостоятельные произведения^превратились в сметные элементы роиана ,н , "разрушенные" ,уне не мыслимы вне его.'Скачкообразность "повествования не произвольна,но имеет свою внутреннюю логику и строгую целесообразность,связанную с общим замыслом произведения.Виньи добивается такой структуры сшета,такой композиции,строения образа,которые последовательно воплотили бы его философские и исторические обобщения,историю "больной" души поэта,его "разорванного сознания".Тезис "отделить поэзию от по*< л;;т/.ки"с его иллюстрированием в процессе сшетного и лирического спемени превращается в своеобразную "оо'разнуй концепцию и выратает о^ну из закономерностей романтического мышления,а.следовательно,и
ваяснейиую историческую закономерюсть эпохи - ее глубокую противоречивость. В аналитической силе рошна проявилась романтическая устремленность в познанию истины на стыке исследования прошлого и текущего,вечности и конкретных исторических моментов.
Введя в диалогическое повествование "вставные новеллы",Ви-ньи обогащает "Стелло" опытом исторического ганра.Он поступается документальной точность© в угоду художественной .психологической й исторической достоверности,устанавливает диалектическую взаимосвязь психология,принадяезащэх раздам опохам;легевдарная история становится у него подтворздснпем современных пдеЗ,п. потому исторический факт является точно!! хронологического ,но не идеологического и психологического разрыва.Перотлотонпэ эпического и лирического времена создаст возмозность тесного ко-.гакта история со "станоЕЗцеЯсп дсЯотттельпостьз" .слияния исторшсо-легечдарного времени и времени авторсзого.В свосЗ пощепсрш худозественпой
[гоавда и отрадения в испусстаа «стерта,столь близки.! в ХУ1П веку, Езпьа .
тспользует опыт илассицистоэ:ои кап бы подхватывает классицистическое разграштаешю истории и искусства,правда и правдоподобия, ю в-отличие от них видит в искусстве не очищенную,а "идеальную" 1равду.В итоге, "СтЗлло" как "рокан из современной яизни",философ-:тгаС рокал п ¿ралог-испоподь со Дставкьгя новелла?Л1П прпобрал яатус рО!античосяого лирпко-фидософсного новеллистического роща,впитавзого пак трздшрт. просветительской прозы,так и тради-французского ромапа-ионодип.
То ,что рассказанные истории о поэтах принадлежат к жшровоЯ атогор-.ш "Еставннх новелд"представляется бесспорным,ибо они в ук в*, льном смысле "вставлены" в диалог,чтобы доказать и проиллюстрировать пресловутый романтический тезис об отделении поэзии г политики.Фрагментарность1и дробность глаз в новеллистическом овествовании но мешпз?,на нал взгляд,сущность проблемы.Такая
структура преднамерена,со смыслом.Так новелла-анекдот о Еильбере композиционно делится на две части »показывая кричалрй диссонанс двух образов жизни,де/х позиций,двух повествовательных манер и делая очевидный ироническое и трагическое несоответствие главного предмета изображения - поэта и его судьбы - и названияпИс-тория о взбесивзейся блохе." .
Структура повествования в новелле о Чаттертоне во многом идентична первой ,но и отлична от нее.Высокий уровень драматизации, максимальная сконцентрированность событий происходят согласно законам "высокого" танра трагедии.Подобно тому,как то было в новеллах Меримо,Зиньи соблюдает в эпизоде о Чаттертоне три кла! сидиотические единства - ыеста,времени и действ!ш,хотя за шесть лет до этого объявлял это требование анахронизмом,но не стремится в отличие от Мерине к единству тона.
В работе подробно анализируются идейно-художественные,концептуальные и структурные особенности построенных на одном материале второго эпизода "Стелло" и драш "Чаттертон" и делается вывод:при всех концептуальных ц структурных различиях драш сохраняет концепции "новеллы",хотя проблем в ней ставится значительно конкретнее и шире.При этом в ней воссоздан тот ке тип поэ1: ся«бого,легко ранимого,гордого и одухотворенного,избравшего своим уделом самоубийство как средство избавления от вечного yir.v7.e-ния.В сравнении с драмой в "новелле" действие почти отсутствует, но повествование не менее динахично.ибо это история "движения души",которая передает внутреннее действие и "игру иде!1 и чувств".
Построенная на резких контрастах,передаюгцая неоднозначность французской революция конца ХУП1 века концепция года террора в третьей "вставной новелле" обусловлена не только "фамильными предрассу1Ц1£амя,,Внньп,его политической позицией "бур.»уазофоба",но и самим характером якобинизш,его двойственностью.При всей субъе:
явности отношения к революции и ее деятелям,кап честный худо;:.ниг. противник насилия Виньи стремится к максимально возможной для его объективности повествования.Разьзшляя о причинах "лестокой эрали"»рассматривая ее как нравственное искажение личности,пи-атель показывает,что эти парадоксальные кор:л1 возникли на опре-еленной ступени развития общества.Постепенно в лирико-философ-яои отступлении,подготовленном всем ходом диалога и развернувшиеся событияып,совершается переход о? истории якобинского террора философии Я.де Местра,его теории "священных лортв" .Ешьи по-азырает,хак объективно сблигает зестокость "добродетельного" ен-Еюста, и "добродотельногопП.до Местра п ^крайности сходятся а зшафот0".В итого пробдегзтика трстьсДг,ноаелл12пк1иодг1т далеко з. рашгл проблем отнозашЗ поэта а власти. Персти горький опыт еспощаднпк политическая пореворотоз,Б1щьп прппсд п "абстраятно-у гуг^1изц7пкал гнсоча^ей,бсспо!31ро!^сснсЗ,подлинной чедовеч-оста.При этой пак худозшш ta ставит перед собой задачу по сторическуэ и но философ скуп, а худопественнуп '.история остается него иллюстрацией главной теля рошна - всякий режш плох,ибо риносит страдания поэту. ..
В концепции Виньи поэт,занявшийся политикой,губит в себе пота, если но гибнет сан. Для Зкньн-теоретика сфера поэзии аполитич-а,и в. этом сказалась но столько его пресловутаяпреакционность", есолько убеждение зпохи.Виньи худозественно и философски обобп-а-г конкретный социальный опыт,но так яиво воссоздает его,что не ает символике перейти в абстракция,социальному конфликту - в об-асть чисто научно-философскуэ.Зо всех трех "новеллах" социаль-ал и историческая конкретизация конфликтов кадцого из поэтов с 1астьи делает убедительной романтическую концепции исторически дчностей поэтов в столкновении с враждебный искусству :.глрс.'г.Пл-
люстрируя идею о трагической участи творческой личности во все времена,в любую эпоху,Виньи не замыкается на судьбах Нильбера, Чаттертона и А.Шенье и приводит список "проклятых поэтов",который продолжает перечисление несчастных судеб,усиливает трагизм повествования,придает проблеме "вечный" смысл.В том,что история привлекается как свидетельство неизменного трагизма судьбы ху -дотсника,сказывается внутренняя противоречивость ¡Зиньи-романтика, в которой соединились историк,социолог,философ,поэт-лирик,ироник.
Возрождение романа-диалога в его лирической форме стало возможным с развитием романтического философского мышления,а ,следовательно, романтической иронии как его важнейшего компонента и одного из ведущих жанрообразующих признаков новейирос литературных модификаций.
В "Стелло" романтическая ирония придает особое трагическое звучание теме "болезни века",способствует созданию концепции личности поэта как "сына века".романтическому осмыслению и воплощению антитезы "поэзия и действие","поэзия и политика","поэти -"сское и рациональное","действительность и идеал".Виньи использовал в романе важное свойство романтической иронии - исследовать, сомневаться,разоблачать.Анализ душ поэтов и их антиподов давал вигод критическому уму,вскрывающему пороки различных политических ретамов.
Ирония Виньи возникает на почве романтически переосмысленной йенцами сократовской иронии с ее майевтикой,йндукцией,определенней ~ диалектикой и учения Ф.Шлегеля и развивается во взаимодействии с худозественным мышлением 1830-х гг.Диалектика мышления Черного Доктора порождена послешольской действительность»:ее основа-политические разочарования и шзвагашй ими скептицизм,в которых
с
отразилась позиция автора. Однако важнейшим элементом мышления
ерного Доктора становится но свойственные автору "притворство" сократовской стиле и одновременно романтическое "позерство"как пособ остранения от общества.Поведение Черного Доктора - это от-асти игра в безучастность и даяе цинизм,необходимая для ведения налога с цель» обнаружения истины»
Созданные Виньи образы поэта Стелло ц "лекаря душ",не_вме-аясь в привычнув просветительскую схему философского романа,на дном полюсе которой рассудок, на другом чувствительность,вполне кладываятся в рамки романтической иронии,внутренний смысл кото-ой в игре противоречиями,философской игре утверждения и отрица-ия,созидания и разрушения,смешения серьезного и смешного,обвден-ого и возвышенного.Строядаяся на парадоксах романтическая ирония ак синтез противоположностей соединила в романе с острой философ-кой,социально-политической и нравственно-этической проблематикой сальное и условное,разумное и алогичное,рациональное и эмоцио-альное,трагическое и комическое,поэтическое и прозаическое л од-, эвременно проивопоставила их.Благодаря романтической.иронии,диа-згичности повествования,приему мнимого разграшшеща^ чувствитель-эсти и рационализма в своеобразной игре-эксперименте автору уда-зсь возвыситься надшошш героями,чтобы иметь возможность да -1ть объективные оценки их словам и поступкам и одновременно сли-ься с ними и. выразить через них свои сомнения,которые мыслятся i как способ познания истины.В этом нам видится высший смысл фактической иронии,которая определяется всей совокупностью фак-)ров социальной действительности,индивидуальной психологии писа-гля, стадией развития литературы,спецификой романтического мето» i.
ГЛАВА III.Роман в новеллах "Рабство и величие Еоенной слу:к-г и жанровая эво.тация романтического ротна в творчестве А.де
/■ньи.В этой главе исследуется последнее крупное завершенное про... еское произведение Л.де Зиньи "Рабство и величие военной службы", которое как и "Стелло" явилось продуктом двух разнонаправлен ных тенденций по французской литературе той поры - циклизации как процесса объединения ¡.¡алых эпических форм и новеллизации - тендер ции к распаду крупных романных структур. "Рабство и величие военной слуябы"представляет,каки "Стелло",образец такого жанрового взаимодействия,синтеза,при. котором произошло "врастание"новелл-иллюстрацпй в стру!:туру роуана^однако как новая становящаяся форма не только не совпадает со "Стелло",но и с другими привычными и давно обозначенными литературная гибридами.Потому в исследовании канрового своеобразия этой книга прозы Внньп отправными точками для нас стали теории "сборника новелл",а также "романа в новеллах".Задача данной главы - показать действие законов структурного содержания в последнем законченной прозаическом произведении А.де Виньи,соотнести их с традицией цикла рассказов,обра-зущих целое благодаря внутренним взаимосвязям,а также романа, юзникащего в сборнике новелл и максимально сохраняющего признаки новеллистического цикла.
Сцепление личностью героя и деятельное участие автора есть важное условие существование этого произведения,рожденного путем циклизации повелл.Построенное на воспоминаниях автора о воинской службе и "утраченных иллюзиях","Рабство и величие военной службы" обладает известной долей ыемуарности.Однако книга эта скорее исповедал ьного, чем мемуарного характера.В ней выразен в огромной •¡ере "могучий суб-ьективизн" писателя,который и определил форму .!сг-ования*от "я",а такпе концепции прошлого,настоящего и бу-Л'Г.;сгр,гкмцстаатя«цуо своеобразный симбиоз аристократического са-'•ос03.-!ак1ш к утраты "монархических предрассудков", бургуазофобин vi утопических идеЙ.З этой смысле книга Зиньи и изложенное в ней
мировоззрение не совпадали с господствовавшей при Июльском режиме идеологией,но выралали дух эпохи,рисуя образ поколения молодых людей времен наполеоновских побед,трагедию "неосуществленных желаний" и честолюбивых мечтаний,и опережала время идеей упразднения войн,арий я слияния наций.
Лирическая концепция бытия военного человека в книге в основном принадлежит рассказчику,лирическое/ героя- благодаря чему упрощается процесс вторжения лиризма в прозу драматического,порой трагического содержания,при том,что в 1850-е гг.проникновение лиризма в прозу шло более сложным«опосредованным путем.Присутствие лирического героя не только усиливает лирическую тональ -ность произведения,но создает в нем идейно-тематическое,конфликтное и стилевое единство.Биньи отдает лирическому герою лишь часть себя:сам он ,безусловно,глубяе,разностороннее.Осмысляя свой внутренний мир,Еыраяая его оценку,а таете оценку истории, современной ему личности военного,Виньи пилот литературные типы,которые в конечном итого являются плодом его воображения,но но копией с самого себя или другого реального лица.
В "Рабстве и величии Еоенной службы" лирический герой раскрывается пак целостная личность.В нем заключено не только ед;га-ство авторского сознания,но сосредоточенность в круге проблем, связанных с концепцией солдата-парии.В этом см^слз есть основания эбозначить связь романа Виньи о оудьбо военного с жанром "романа с ключом",хотя очевидно отступление от этого лсанрового кано-¡а:литературнал деятельность самого Виньи »который послужил прототипом рассказчика,практически игнорируется,упоминается бегло, зкултг.1 зтриками,несмотря на то,что 'во время военной службы он н!л тесно связан с литературной средой и узе прославился кап по->т и автор "Сен-|'.!ара".3ины1 ограничивается в книге лишь теми проломами, которые соприкасаются с идеей воинского величия и иеволл,
хотя круг этих проблем очень широк и затрагивает общечеловеческ вопросы.Заключенной в идее истине писатель подчиняет как извесг кие ему факты военной жизни,так и историю восхождения и падения Наполеона,не пренебрегав при атом законами романтического мифотворчества.В этой произведении,как и в "Стелло",история служит иллюстрацией мысли - о нравственном величии и рабской положении военного - и потому перед ней отступает фактографическое,доку -ментальное.
в
Особый род диалктики, открывший величие солдата в его добровольном рабстве,возникает г споре с Ж.де Местром как апологетом
палача-вершителя порвдва.Как противник всякого насилия Виньи не мог разделять точку зрения философа на то,что миссия военного -подавлять "невинных".На вопрос "можно ли ассимилировать величие военного и величие палача?"Виньи отвечает отрицательно,создавая образа старого майора и капитана Рено,выступивших в роли убийцы, как жертв социального порядка «особое психологии человека,исполни ющего военный долг, и роковой случайностиДцея бессловесности солдата и привычка действовать не задумываясь,которые свидетельствовали о некой ребячливости и отсталости,тесно связана с концепцией "идаденчества"нации и "наполеоновской легендей".
При этом убийство трактуется Виньи не в одиозном свете, а в духе времени, как результат общественных условий н потому убий-• . заслуживает сочувствия.У Виньи-рокантика,кроме того огромное : ачение имеет случай,приобретая некий философский смысл и вырас я в эстетическою категории.Он играет существенную роль в дви-'.нпи сотета,придает роковой оттенок сооытшщ,определяет судьбы "оев и .следовательно .концепцию личности.Случай становится -1НЫМ фактором б обрисовке судьбы Наполеона,его отношений с катаном Рено,а,следовательно,И одним из определявших ыоментов
Г7
сеидизма - формы "пассивного повиновения"»рабства солдата.
Создавая антинаполеоновскпй мкф,В:тьи и опирался и отталкивался от "наполеоновской легенды".Его концепция Наполеона-коме -дианта входила в концепцию сильной личности по принципу антитезы. При. этой Виньи был-не совсем безразличен в легендарному величию Императора.Показывая эволюцию капитана Рено от сендизма к прозрению,писатель предостерегает от опасного восхищения отдельной личностью п чреватого серьезный! психологическими и нравственными последствиями; поклонения кумиру.В этом отно-аекии капитан Рено представлен как типичное явление наполеоновской эпохи,"сын века",прошедший через все стадии "ослепления"и разочарования, переливлшй в полной мере, все тяготы "пассивного повиновения.п
Наполеон-тиран выступает как антипод солдату,исповедующему . религию чести.Особый смысл приобретает в тазом контексте противопоставление образу Наполеона-игрока п деспота образа Бонапарта-солдата, уставного воевать.Такая трактовка личности полководца входит в обдпй замысел о солдате парии,страдающего под властью тирана,» иллюстрирует идею "от великого до смешного один паг7характерную для концепции гениальной личности В.Гюго.Концепция личности Наполеона у Виньи не противоречит в самой своей основе концепции Гюго,находится в рамках системы романтических контрастов, теории лизни как драмы и драмы как зизнн,но очевидно и явное не -соответствие,противоречие.Гюго исходил из "наполеоновской легенды",Виньи создавал образ шарлатана п узурпатора и всю ответственность за собственные заблуждения возлоаил на Императора.
Убеждением Виньи в том,что военная служба, строится на контрастах , обуслоалена диссокансная композиция книги; первые две новеллы повествуют о рабстве солдата,последняя прославляет его ве-
личие,и все три новеллы подтверждают тезио "солдат - раб, парив, жертва". Но если в "Стелло" Виньи доказывал мысль об извечной остракизме поата.то в "Рабстве в величии военной службы" он связывал трагическув судьбу солдата лшь с определенными стадиями развития общества.
В новеллах проявился иного рода лиризм,чем в "рахдо",ч«о было Связано о личностью нового рассказчика в со спецификой новеллистического повествования,резко отличающегося тоном, стялси, структурными особенностями от повествования обрамляющей час^и произведения. Вищд плодотворно использовал традиционные ранйз» роьантичесяЕО форш лиризма:исповед5,эпистолу,яивойисанае,поэти-зацшз лексики п стшш,развил их.Все это в совокупности свидетельствовало о совершенствовании приемов синтеза ванров»благодаря которому стала возмонноЗ неограниченная сйфо-йа % передаче вцде -няя мира, единство и полнота поэтической п фийософсйой концепции низни,общества и отдельной личности.
Лирический герой »общность кон|ишкта, единое аБторское воо -пр шгтие, лейтмотив дороги в традициях классического романа "большой дорогивявляются теш аанрообразующими признаками »которые свидетельствует об идейно-художественной целостности,харак -торной для роиаяа.Пря втоа хронотип дороги как определяющий принцип построения СЕзега в основы вошозицйонного построения создает своеобразно этого произведения Виньп.Болыпой смысл приобретают в структуре роканапоследние заключительные главы философского характера,» которых Виньн пзлопий свои размышления о религии чести и самопожертвования,придав пойествованда ыаяорнуа интонацию, что уеилидо тораественное звучание мысли о величии солдат
3 "Стелло" неограниченность примеров трагической участи поа-
- г,
7L означала не знагкцее пределов, двипегою шслп Черного доктора,
ie9 возраст ¿на неопределенным в жизненный опыт не икал границ. "Рабства и величии военной сяуабц"ограниченность яизнепннм опн->з рассказчика,"мемуарностыз" создает замкнутость повествова -гльного целого благодаря- идейно -композиционному единству сэ -гатрз на то,что произведение распадается на доз неравнозначные
ЮТИ..
В pcísis» п величие военной слузбл"в полной мере
разпдасьпвселеннЕЯп болктой эпической формы,ибо в шщшщцу -ъных судьбах персокаяеЗ воплотилась облирная эпоха, а опыт , .плоченный в зшзнеописащр* героев, бил возведен в фнлеофхл низ-
"Рабство и веские военной слузба характерный пример го,что в роману генетически заложено разнообразие фора п ста -й; "текучести* этого яанра,его развития в процессе творческого иска,в борьба направления я адеЗ,постоянном переосмыслении об-прннятого п привычного.В отличие от "Стелло" эта книга прозы ¡4рзда до Виньи является образцом упрощенного гипсового сиз -за романа и новеллы, путец их сражения »циклизации без. того детсада, расчлененку малой фор^з, который присутствовал в "Стелло",
> в мадсш'эдьной степени способствовало сохранении в нем при-ikoq "«гФгрщка новелл" и создана романа на грани сборника и зла в новеллах.
Таким образом,оба произведения - это разновидности социально-сологического романа из современной япзнп.в которых общеевропей-I тенденция к укрупнении малых лан^ов,пх сцеплениэ,разрастания >ман проявилась по-разному,хотя и по сходным принципам.
Новеллистические пр своему происхоздегпщ f "Стелло" и "Рабство
и г(личие военной службы"обд ад ьвг завершенной циклической рокашой структурой:первый представляет роыан-диалог со "вставнтаи новел-лак*",второй приближается к сборнику новелл/справедливее даже сказать к новеллистическому циклу/ по своим ганрошл особенность,но имеет идейно-худоаественнуо целостность рогана.Вшюлнен-
ше по закопан рокашически осшсленного шнрового синтеза,оба собой
произведения являет образец такого структурного романного единства, который не имеет аналогов в литература той поры и относится г романной категории-, которуз следует определить как романтически'; философски новеллистический рошн/или рсг.:ай в новеллах/.
Впитавшие традщкп и отразившие новые веяния в литературе Западной Европы 1830-2 гг., "Стелло" и "Рабство е величие воен -;.о/. служба" свидетельствует о творческой самостоятельности Аль -•¿■род;а до Внньа,отразаэ:г взаимодействие,слияние и противоборство ^ранатического.лнргхческого п эпического начал,свойственные ромонтизыу этого периода в оригинальной,самобытной форме ро ма-
В заключении подводятся итоги наблюдениям над ганровымя :обенностя?л! ротной А.де Вины1пСтеллоп и "Рабство и величие 'вшой службы";определяются сухость новаторства в области ,шой эпической формы, вклад э развитие французского рокантичес-го романа и в целом философско-художественного произведения, •гакзо ~лнра романа в нозеллах/новеллпстстеского роняна/; сг.ецп-;ка цравтсвенно-философских и эстетических поисков писателя,его йгь в создании романтической концепции личности !'сша векая,пре-юренной в комплексе идей о позте-лзгое и солдатв-парпн.
В заключении такне с обрати теоретические вывода из области учения структурно-композиционных особенностей произведений Ви-.тг и характера их образной системы,специфики историзма и своеоб-.зия роглдтнческой чрокии;подзедепа черта под исследование!! ва-'антоя синтеза романной и новеллистической структур,оаудесталсн-1го в каэтаиках рот/зках. •:
Тщательный анализ этих прупнейпях произведений Вины:,создал-з: в первой тюлопне тридцатых годов XIX столетия,позволяет еде-:' 5Нвод,что Взэкг предлагаем свое толкование традпцпеппнх ро-лткческих тем п гапроз,а так^е переосмысляет, лроезетптедьенпл ¡досовский ромая /"Стелло"/ и классический роман "большой доро-Iя в синтезе с "романом с ключом".Преданный одному типу героя, I не дублируя тгемз,Вкнья сочиняет своеобразную дилогпо о ро -логическом парии,в которой однако не повторяется эдил и тот :::е .нр, романный тип,но возникает два разных гганра- с учетом творчсс->го опыта прежнего этапа литературнс;1 дсятслт.ггостл.Тагтгз обга-!?:,?!Н гго::стат:пруем эзолюд:гз рсмалтпчссхого ругана В;"1Г:П :: ого J2~r.cz::л^ост:; "оу":::' ч нопатлз;:.сглттс-?:: г^зтпбсямс*" ствсг'лсггт:":
Специфика: ксторнзьа к авхабаографиаш.,лиризма и. психолаги: ма^рокаЕнгаесксй: нрщшЕешзвращение к. отдельный. моментам класс: цйкшзаской. ьсгетидк. /едансша вршеыгс^меета^ейсзгвия^саеданет правды: кг прадцрхюдоЙйй/ к их нсдашение рсшначинеской. поэтикеГ роканпсгссЕаа оеьошие ентитезк: ^голова. — сердде'^швае нагадь; ванна iLaxaHiisi.2.. Езашедейстшн: тезиса: к: онтитезиса^а- также элементов ^сократинесксш: даалатР с; cira шпраса-атветной сиетеш! в "Стелла" в: еоеднншш иез^арнасж&итавед,адънасткгшсжиелБш ш а лиризм к '•рабстве иг. каликик военной слуабып',в которой: бш "усокзрпенсжЕеьана^та^о. уже в-, зарпдша находилось, е предщест-вукце!? ро2ганагсостйБдгшЕ' §еяшен: творчества. й1ньи--рашш1атагвп1 ташеге. ошк-. зшЕараггурш раашг. апссс е. ЕаправнешйЛразаическае EEOgiesTBO да Виные первой, пшашш:, 30.-х ее» XIX в..
сущсственнс. доаажштш: шртщу- po;£iHKis;.a еж литературном на.-праклешш: it углубляет представление, е ромашитасиоы. рашне' как" цанровой. кодсфшсацщй.