автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Новеллистика Артура Шницлера

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Алексеева, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Великий Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Новеллистика Артура Шницлера'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Алексеева, Елена Владимировна

Введение.

Глава I: Становление и развитие новеллистического творчества

А. Шницлера. Первые опыты психоанализа (1880-1889 гг.).

Глава 2: Освоение А. Шницлером психоанализа. Дальнейшее развитие и усложнение структуры новеллы (1900-1931 гг.).

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Алексеева, Елена Владимировна

Артур Шницлер (1862-1931) - австрийский, точнее, венский, писатель, современник Зигмунда Фрейда, его коллега по медицинскому цеху, был необыкновенно знаменит на рубеже веков, популярен не только в Европе, но и в России. Шницлер оказал формообразующее влияние на тексты и сюжетные повороты русских мастеров "серебряного века" - от "Прощания с Казановой" Марины Цветаевой до "Огненного ангела" Валерия Брюсова. [54]

Новеллистическое творчество А. Шницлера включает в себя около семидесяти произведений, дошедших до современного читателя, и занимает свое достойное место в истории мировой литературы.

56 новелл Шницлера составили основу его собрания сочинений в 2-х томах, выпущенного на немецком языке в 1961 году известным в Германии издательством С. Фишер. "Gesammelte Werke. Die erzählenden Schriften". [196, 197] Остальные включены в сборник "Entworfenes und Verworfenes. Aus dem Nachlass'7"Ha6pocaHHoe и отброшенное. Из наследия" {1977}, содержащий также драматические и прозаические произведения, не изданные при жизни писателя. [194]

В своем новеллистическом творчестве А. Шницлер одним из первых сделал шаги по той дороге, которая отмечена восхождением австрийской литературы к ее вершинам XX века -к Йозефу Роту, Роберту Музилю, Герману Броху, Франсу Верфелю и др.

Австро-Венгрия конца XIX - начала XX века была империей в расцвете сил, которую уже более полувека не потрясали ни революции, ни даже просто смена власти (император Франц-Иосиф правил шестьдесят восемь лет), где, на внешний взгляд, царили устойчивость, богатство, масштаб. Недаром Стефан Цвейг, один из близких друзей Артура Шницлера, именовал это время "золотым веком надежности". Впоследствии Роберт Музиль назовет ту довоенную Австро-Венгерскую империю Каканией - "исчезнувшим и непонятным государством". [71]

В этом государстве все существовало под знаком настоящего, исключавшего будущее. Бюрократия стремилась по возможности не давать хода делам. Огромное насильственно-механическое объединение самых различных земель и народов давало о себе знать на каждом шагу. Национальные распри были настолько ожесточенными, "что из-за них по многу раз в году стопорилась и останавливалась государственная машина". Но это случалось где-то на окраинах обширного государства. На жизни Вены, "великолепно оркестрованного города", все это практически никак не сказывается. Австрийская столица волнуется оперными страстями - тогда музыкантов знали как матадоров в Севилье. Главная черта города - солидность, здесь худоба считалось пороком, а молодежь училась медленно ходить и носить очки с простыми стеклами. [14] Но именно благополучная, сытая Вена стала на рубеже веков центром "нового" искусства - но искусства особого, блистательного, утонченного и. больного, отмеченного печатью ущербности и упадка. Барочная метафора "сущее=жизнь=театр" занимает не только Шницлера, но и Г. фон Гофмансталя, и Э. фон Хорвата.

Недаром в энциклопедиях А. Шницлер упоминается, прежде всего как драматург. Вся жизнь в австрийской столице предстает перед ним как игра. Ночные улицы Вены кажутся декорациями. Но уподобление театру, то есть действительности, лишенной реальной жизненной силы, захватывает и сферы более глубокие.

В 1902 году было опубликовано эссе Г. фон Гофмансталя "Письмо лорда Чэндоса", максимально ясно выразившего состояние всеобъемлющего релятивизма, ставшее с рубежа веков восприниматься как определяющее качество жизни. Речь в письме шла именно о смысле - ускользающем смысле того, что составляло наиреальнейшую действительность. Скрывшись за вымышленной фигурой лорда Чэндоса, обратившегося к философу Фрэнсису Бэкону, Гофмансталь писал о невозможности объяснить даже ребенку, что такое правда; об утраченной определенности простых понятий "хорошо", "плохо", о нестерпимой пустопорожности таких слов, как "идеал" и "душа". [23, С.522]

В такой сложной и противоречивой атмосфере происходило становление Артура Шницлера как писателя, да и большая часть его произведений написана в то же время. В этом свете творчество Шницлера представляет собой сложное и многозначное явление, обусловленное как мировоззрением и художественной системой писателя, так и общенациональными проблемами его времени. Часто эти проблемы, смоделированные в образе Вены, переводились в шницлеровской прозе в морально-психологический план. Главный герой в новеллистике А. Шницлера - человек, чье отчуждение в обществе и растущее в связи с этим расщепление знаменуют собой распад личности, исчезновение цельного характера.

Вопрос о&> историко-литературной значимости Шницлера ч/ приобретает в настоящее время особое значение. В последние десятилетия усилился интерес к австрийской литературе, ее национальному своеобразию, а, вместе с тем, и к творчеству Артура Шницлера. Это подтверждает необходимость специального обращения к исследованию поэтики данного автора, и, в частности, к вопросам его психологического мастерства как писателя, типам построения характеров в новеллах, структурным особенностям прозы, истокам его творческого метода, глубинным связям с традициями австрийской культуры.

На Западе интерес к писателю существовал постоянно, но с 60-х годов XX века он усиливается, становится особенно интенсивным. Массовыми тиражами издаются рассказы Шницлера, его публицистические заметки - трилогия "Aphorismen und Betrachtungen"/"Афоризмы и рассуждения" 1. Buch der Sprüche und Bedenken'V'KHHra изречений и размышлений" [191] 2. "Der Geist im Wort und der Geist in der Tat'V'^yx в слове и дух в действии" [192] 3. "Über Kunst und Kritik"/"06 искусстве и критике" [193], автобиографический очерк писателя "Jugend in Wien"/"K)HocTb в Вене" [198], многочисленная переписка (например, с Г. фон Гофмансталем [153], Ольгой Вайсникс [132] и др.), дневниковые записи: 18791892; 1893-1902; 1903-1908; 1909-1912; 1913-1916; 1917-1919; 1920-1922. [201-207] Выходят в свет книги о его жизни, среди них наиболее значительные - сборник "Artur Schnitzler. Sein Leben. Sein Werk. Seine Zeit'VApTyp Шницлер. Его жизнь. Его творчество. Его время." [199], а также художественно-публицистические биографии-исследования Хартмута Шайбле "Artur Schnitzler. Mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten'7 "Артур Шницлер. С собственными показаниями и фотодокументами" [187] и Ульриха Вайнцирля "Artur Schnitzler. Lieben. Träumen. Sterben"/" Артур Шницлер. Любовь. Мечты. Смерть" [230] и др.

Свой ренессанс А. Шницлер переживает и в средствах массовой информации, - писателя не обходят вниманием телевидение и пресса. В сентябре 1999 г. немецкий кинопрокат показал новый художественный фильм под названием "С широко закрытыми глазами" ("EYES WIDE SHUT") [221], снятый по новелле А. Шницлера "Traumnovelle"/"CoH" {1925}, известным английским кинорежиссером Стенли Кубриком. [169] С 18 декабря 1999 г. по 12 января 2000 г. на канале немецкого телевидения "Зат драй" ("3sat") демонстрировался 30-серийный "Arthur Schnitzler - Paket"/"IIaKeT об Артуре Шницлере", в который вошли: документальные и художественные фильмы, обозрения, театральные постановки. [138]

Читательским и зрительским симпатиям к Шницлеру не уступает и научный интерес к его художественному и публицистическому наследию. Работа многих западноевропейских и американских исследователей творчества А. Шницлера объединена в целый исследовательский институт им. Артура Шницлера (International Arthur Schnitzler Research Association (IASRA), находящийся в Америке. Во Фрейбурге и Вене созданы архивы им. А. Шницлера.

Еще при жизни А. Шницлера, в 1928 году, ученый Макс Квадт в своей работе "Arthur Schnitzler als Erzähler"/"Артур

Шницлер - прозаик" оценивал его прозаическое творчество значительно выше, чем драматургическое. [178]

В настоящее время в зарубежном литературоведении существует достаточно большое количество публикаций, посвященных исследованию творчества Шницлера. Так, в ряде работ, посвященных новеллистике писателя, в первую очередь можно отметить диссертацию австрийского исследователя прозы А. Шницлера - Э. Яндля "Die Novellen Artur Schnitzlers'V'HoBe^^bi Артура Шницлера" [155], в которой осуществлен анализ всех новелл с точки зрения тематических, структурных и стилистических особенностей каждого произведения, хотя нельзя не отметить излишнюю склонность автора диссертации к пересказу. Немецкий ученый - Р. Урбах [224] также в отдельности проанализировал каждую новеллу А. Шницлера, и, кроме того, описал историю ее создания в хронологическом плане и провел лингвистический анализ текста с объяснением слов австрийского диалекта, употребляемых Шницлером, а также выражений, присущих именно шницлеровской прозе. В более узком плане творчество Шницлера - новеллиста рассмотрено в диссертационном исследовании X. Линдкена. [168] Здесь для анализа избрано несколько новелл позднего периода творчества, на основе которых и раскрыты особенности повествования и мотивов. В таком же ключе построена работа П. Шпихер-Брендли [215], разрабатывающая специфику образов и структурных особенностей новелл на примере нескольких произведений. По характеру исследования схожа с двумя последними работами и диссертация М. Кральманна [163], основной задачей которой является разбор одной из тем, характерной для прозы А.

Шницлера, - темы смерти, рассмотренной на материале всего лишь нескольких новелл Шницлера.

Стоит отметить и публикации, посвященные биографии А. Шницлера и его становлению как писателя. Взаимосвязи между жизненным и творческим опытом писателя уделяет большое внимание X. Шайбле [189]. Эта же проблема находится и в центре исследования другого немецкого ученого, В. Рейя [181]: но исходным пунктом в его работе является период юности А. Шницлера, который, по мнению автора, имел решающее значение для всего последующего творчества писателя.

Особый интерес у интерпретаторов шницлеровской прозы вызывает вопрос об отношении писателя к 3. Фрейду вообще и его теории психоанализа в частности. У Ф. Реллы [180], Б. Урбана [225], В. Нойбера [171], Е. Кернера [160] исследуется "феномен двойников", то есть параллельное творчество Шницлера и Фрейда в свете психоанализа. В. Дегорн [142] также акцентирует свое внимание на влиянии психоанализа на литературу Австрии, и, в том числе, на прозу А. Шницлера. Одному из объектов психоанализа - "мечта/сон", часто присутствующих в рассказах писателя, посвящает свое . исследование Р. Лантин [166]. Свой анализ он строит по определенной схеме: сравнение мечты с действительностью, различия и особенности реальных и выдуманных образов.

Ряд работ посвящен изучению характерных особенностей новеллистики Шницлера. Так, например, взаимовлияние структуры новеллы, ее образов и тематики рассматривает X. Шайбле [186]. Характер иронии и сентиментальности в прозе австрийского писателя исследует Г. Юст [157].

В нашей стране научная разработанность новеллистики А. Шницлера является далеко недостаточной, хотя к этой проблеме обращались специалисты еще в конце XIX - начале XX века. [151] Среди них 3. Венгерова [16], А. Евлахов [37]. Имя А. Шницлера постоянно присутствует и в работах Ю. Архипова [3], Д. Затонского [44], Т. Путинцевой [81]. В обширной вступительной статье Р. Самарина [82] к сборнику новелл и повестей "Жена мудреца" {1967}, делается попытка охватить творчество писателя в целом, при этом выделяются самые яркие моменты в его произведениях. Во вступительной статье А. Жеребина [41] к сборнику новелл "Барышня Эльза" {1994}, творчество А. Шницлера рассматривается в контексте русской литературы.

Актуальность диссертации определяется тем, что детальное изучение новеллистического наследия А. Шницлера позволяет выявить особенности прозы психологического типа и, тем самым, раскрыть новые грани в творчестве писателя. Вопросы, связанные с рассмотрением психоанализа в художественном творчестве, становятся все более актуальными в современном литературоведении.

Цель исследования - наметить новый перспективный путь изучения поэтики новелл Артура Шницлера, провести анализ психологических приемов и присутствия психоаналитических мотивов в его новеллах для разработки более полной и объективной концепции его творчества.

С учетом анализа эволюции художественного творчества Шницлера представилось необходимым разделить все его новеллистическое творчество на два периода, хотя традиционно его принято делить на четыре (Э. Яндль). [213, С. 590]

Подобное различие в делении определено целями данного исследования.

Градация Яндля [155] базируется на более или менее формальных принципах. В основе ее лежит исследование новеллистики А. Шницлера с точки зрения тематической канвы его творчества и биографии, а также особенностей каждого произведения. Она выглядит следующим образом: I период (1880 - 1891) - начало творчества; II период (1892 - 1901) -новеллы с элементами реальности; III период (1902 - 1913)-новеллы с элементами фантазии (ирреальности); IV период (1914 - 1931) - позднее творчество писателя.

Периодизация же, предлагаемая в данном исследовании, определена особым вниманием к природе психоанализа, к приему "поток сознания" и к роли внутреннего монолога в новеллистике А. Шницлера. В свете этих проблем творчество Шницлера можно разделить следующим образом:

I период (1880 - 1899) - становление и развитие новеллистического творчества А. Шницлера. Первые опыты психоанализа.

II период (1900 - 1931) - освоение А. Шницлером психоанализа. Дальнейшее развитие и усложнение структуры новеллы.

В задачи диссертации входит рассмотрение различных приемов потока сознания в новеллах А. Шницлера, влияние психоаналитических идей на прозу Шницлера, определение общих особенностей новеллистики и выявление ее специфики на каждом из этапов, а также раскрытие определяющих черт его новеллистического мастерства писателя.

12

Объектом исследования являются те новеллы Артура Шницлера, в которых с наибольшей полнотой проявились характерные черты поэтики писателя. Использовались тексты, включенные в 2-томное издание его произведений - Arthur Schnitzler. Gesammelte Werke. Die erzählenden Schriften. In 2 Bdn. Frankfurt/M., 1961, сборник произведений Arthur Schnitzler. Entworfenes und Verworfenes. Aus dem Nachlass. Hrsg. von Reinhard Urbach. Frankfurt/M., 1977, а также переводы новелл на русском языке в сборниках А. Шницлер "Жена Мудреца". Новеллы и повести. / Пер. с нем. М., 1967, и А. Шницлер "Барышня Эльза". Новеллы. / Пер. с нем. СПб., 1994.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Новеллистика Артура Шницлера"

Заключение

Новеллистическое наследие Артура Шницлера представляет собой сложное и многообразное явление, связанное не только с творчеством писателя, но также и с жизнью самого Шницлера.

Анализ психоаналитических мотивов и психологических приемов в творчестве «-австрийского писателя позволил раскрыть новые формы художественного видения, принципы художественного познания действительности, особенности творческого метода Шницлера-новеллиста.

Подробное рассмотрение применения психоаналитических понятий в прозе Шницлера в тесной связи с биографическими данными Шницлера и 3. Фрейда позволяет заключить, что обращение писателя в новеллистике к глубинной психологии в основных чертах складывалось под воздействием исторических изменений в обществе, науке, культуре Австрии на рубеже XIX-XX веков, а также жизненного, личнаго и профессионального опыта писателя. Зависимость А.Шницлера от 3. Фрейда в плане теории психоанализа проявляется, вероятно, только в том, что при описании и анализе психоаналитических мотивов в прозе Шницлера диссертант использует терминологию Фрейда, данную тому или иному понятию или приему психоанализа.

Глубокое изучение действительности, постоянный психологический анализ, присущий Шницлеру, определяют в его творчестве своеобразие элементов новеллистической структуры как на каждом из двух этапов творчества в отдельности, так и, в целом, во всей прозе. Прежде всего, здесь следует отметить жанровые разновидности новеллы. Интерес А. Шницлера к анализу потока сознания у героев в I периоде целенаправленно привел к образованию форм повествования от 1-го лица. Это стало основой для дальнейших творческих исканий писателя. Одним из новаторских подходов в развитии европейской художественной прозы стало создание Шницлером во II периоде творчества новой разновидности новеллы - "внутренний монолог". Данной форме повествования предшествовала разработка в I половине творчества жанра новеллы во всевозможных вариациях: "дневниковые записи", "письма", "рассказ от 1-го лица", "монолог в рассказе".

Каждый существенный прием, однажды появившись в шницлеровской новеллистике, оказывает воздействие на уже существующий писательский опыт, делая его более осознанным и заставляя расширять границы своих возможностей. Это проявляется в прозе Шницлера как в пределах каждого отдельно взятого периода, так и в рамках всего новеллистического творчества. Примерами тому служат новые виды новелл, появившиеся в творчестве. В I периоде "новелла-параллель", включающая целую переписку, становится производной от "новеллы-письма", а "триптих" - сложным слагаемым из "новелл-сценок" и "новеллы-сказки". Во втором периоде "двойная новелла" - это результат взаимодействия различных форм повествования внутреннего монолога. Все это ведет, в итоге, к "романизации" жанра: новеллы последнего периода отличаются своей многоплановостью и ретроспективностью.

Развитие и усложнение приемов психоанализа в новеллистике А. Шницлера непосредственно связано с разносторонним рассмотрением проблем героя. Австрийский писатель стремился с точки зрения глубинной психологии определить и воплотить в художественном произведении взаимосвязь индивидуального и социального сознания человека. И если в I периоде писатель в основном исследует индивидуальные психологические проявления героя, то во II периоде анализ основан на противопоставлении этих реакций.

Авторская позиция, сочувственное отношение к героям выражаются у Шницлера через художественные детали. В его новеллистике зарегистрированы самые разнообразные типы деталей: психологически мотивированное описание пейзажа, метафорические детали-лейтмотивы, детали-символы, роль которых может играть любой предмет, жест, черты лица, взгляд, цвет, запах, настроение. При этом акцент делается на совокупности деталей и их проявлении в произведении.

Литературное наследие Артура Шницлера - новеллиста свидетельствует о совмещении в его лице художника, ярко изобразившего внутренний мир человека, мыслителя-гуманиста, проповедовавшего социальную справедливость; врача, в точности диагностирующего патологии, поразившие общество, и, наконец, писателя, прошедшего сложный путь творческого развития.

 

Список научной литературыАлексеева, Елена Владимировна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Алейникова Т.В. Психоанализ. - Ростов-на-Дону: "Феникс",2000. 352 с.

2. Андреев Ю.А. Движение реализма. Л.: Наука. Ленингр. отде, 1978. 208 с.

3. Архипов Ю.И. Предисловие // Австрийская новелла XX века.- М.: Худож. лит., 1981. С.3-24.

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. —

5. М.: Прогресс. Универс: Рея, 1994. 615 с.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож.лит., 1975. 502 с.

7. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М.: Сов.1. Россия, 1979. 318 с.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:1. Искусство, 1986. 444 с.

9. Белинский В. Разделение поэзии на роды и виды // Полн.собр. соч. В 13-ти т. М.: Акад. наук СССР, 1954. - Т. 5. -862 с.

10. Белобратов А. Роберт Музиль. Метод и роман. Л.:

11. Издательство Ленинградского университета, 1990. 160 с.

12. Бергсон А. Очерк о непосредственных данных работы сознания. Материя и память // Собр. соч. В 4-х т. М.: Московский клуб, 1992. - ТЗ. - 336 с.

13. Богданов В.А. Лабиринт сцеплений. Введение в поэтику и проблематику. М.: Дет. лит., 1986. - 140 с.

14. Буткевич И.В. Стефан Цвейг. Строители мира. СПб.: Издательство Санкт - Петербургского университета, 1993. -176 с.

15. Бэлза И. Сказание о мастере и человеке // Верфель Ф. Верди. Роман оперы. М.: "Музыка", 1991. - С.3-20.

16. Вайль П. Гений места. "Иностранная литература". - 1998. -№ 8. - novosti.online.ru/magazine/inostran/n8-98/vail.htm

17. Васильева A.B. Драматургия Артура Шницлера 90-х годов XIX века. Нижний Новгород, 1995.

18. Венгерова 3. Артур Шницлер // Литературные характеристики. СПб., 1910. - № 3. - С.83-85.

19. Виноградов И.А. О теории новеллы // Борьба за стиль. Сб. ст. Л.: Гослитиздат, 1937. - С.5-85.

20. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379 с.

21. Гаман Р. Импрессионизм в искусстве и жизни. М.: Искусство, 1935. - 138 с.

22. Гегель Г.В. Эстетика. В 4-х т. М.: Лифшица, 1968. - Т. 1 -312с.

23. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.

24. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: Intrada, 1999. - 411 с.

25. Гофмансталь фон Г., Избранное. Драмы. Проза. Стихотворения. М.: Изд-во "Искусство" MCMXCV, 1995. -844 с.

26. Григорян К.Н. Пейзаж в русской живописи и поэзии // Литература и живопись. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. - С.128-146.

27. Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Худож. лит., 1988. - 462 с.

28. Громов Л.П. К вопросу об импрессионизме у Чехова // Филолог, этюды. Сб. ст. Ред. коллегия Г.В. Валимова -Ростов-на-Дону, Изд-во Рост, ун-та. 1972. С.37-46.

29. Громов М. Вступительная статья // Переписка А.П. Чехова. В 2-х т. Сост. и комм. М.П. Громова, A.M. Долотовой, В.Б. Катаева. М.: Худож. лит., 1984. - Т. 1. - С.5-35.

30. Гроссман Л.П. Культура писем в эпоху Пушкина // Любовный быт пушкинской эпохи. В 2-х т. Сост. С.А. Никитина. М.: Васанта, 1994. - Т. 2. - С.248-256.

31. Гусев В.И. Искусство прозы. М.: Изд-во лит. инт-та: ТОО "Полифакт - МИГ", 1993. - 106 с.

32. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М.: Мол. гвардия, 1989. - 317 с.

33. Джемс У. Поток сознания // Психология. М.: Педагогика, 1991. - С.56-80.

34. Джон У. Стефан Цвейг: Смерть современного человека. -Б.М.: Типография Уро РАН, 1996. 63 с.

35. Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

36. Дудкин В.В. Герман Бар и теория импрессионизма // Вопросы воспитания и обучения в педвузе. Петрозаводск, 1968. - С.158-163.

37. Дудова Л.В. Модернизм в зарубежной литературе: Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии. М.: Флинта, Наука, 1998. - 238 с.

38. Дынник В. Проспер Мериме // Мериме П. Собр. соч. В 6-ти т. М.: Правда, 1963. - Т. 1. - С.3-50.

39. Евлахов А. Артур Шницлер. Баку, 1926.

40. Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX -XX веков. М.: Наука, 1967. - 262 с.

41. Ермаков И. Психоанализ литературы. Пушкин, Гоголь, Достоевский. М.: Новое литературное обозрение, 1990. -512 с.

42. Жеребин А.И. Критическая проза венских импрессионистов // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы конференции "LI Герценовские чтения". Санкт-Петербург, 1999. - С.57-58.

43. Жеребин А.И. Новеллы Артура Шницлера в контексте русской литературы // Шницлер А. Барышня Эльза: Новеллы / Пер. с нем. СПБ.: Северо-Запад, 1994. - С.5-20.

44. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских ли тератур. JL: Наука, Ленингр. отд-е., 1981. - 303 с.

45. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с.

46. Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. -М.: Худож. лит., 1985. 444 с.

47. Затонский Д.В. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1961. -. 258 с.

48. Затонский Д.В. Стефан Цвейг вчерашний и сегодняшний // Цвейг С. Статьи, эссе. - М.: "Радуга", 1987. - С.5-23.

49. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М.: Высшая школа, 1972. - 136 с.

50. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. М.: Сов. писатель, 1988. - 413 2. с.

51. Изергина И. Страницы из истории импрессионизма // Импрессионизм. Письма художников. JL: "Искусство", Ленингр. отд-ние, 1969. - С.5-16.

52. Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. Сб. ст. Под ред. А.Д. Чегодаева и др. М.: "Искусство", 1976. - 319 с.

53. К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. В 50-ти т. М.: Изд-во Госполитиздат, 1966. - Т. 39. - 713 с.

54. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. -СПб.: Питер Ком, 1999. 752 с.

55. Карельский A.B. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М.: Сов. писатель, 1990. - 397 с.

56. Кеворкова Н. Лабиринт понимания. "Широко закрытые глаза" Стэнли Кубрика. zhurnal.ru.kinodan.kubrikhtml.html

57. Кодина Е. Жанр дневника во французской литературе XIX века. ("Дневник братьев Гонкуров"): Тез. докл. Межвуз. научн. конф. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. (51-е Герценовские чтения). СПб., 1999. - С.45-47.

58. Кургинян М.С. Человек в литературе XX века. Сб. ст. / Отв. ред. Л.Ф. Киселева. М.: Наука, 1989. - 243 с.

59. Левин Ю.И. О прозе // Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М.: Школа "Языки русской культуры", 1998. -. С.279-483.

60. Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: Текст в тексте у X. Борхеса // Избранные труды:

61. Поэтика. Семиотика. М.: Школа "Языки русской культуры", 1998. - С.435-454.

62. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977. - 246 с.

63. Лейбин В.М. Царская дорога к бессознательному // Фрейд 3. Сон и сновидения. М.: Олимп; ООО "Издательство ACT -ЛТД", 1997. - С.7-12.

64. Литература второй половины XIX века (1867-1890) // История австрийской литературы XIX века. Часть II. Лекция 7. referats-tv.stars.ru/up/06/austria7.htm

65. Лихачев; Д-С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С.74-79.

66. Лунгин А. Рецензия на фильм Eyes Wide Shut / С широко закрытыми глазами. histyle.ru/articles/prn60.html

67. Малахова А. Поэтика эпистолярного жанра // В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. - С.310-328.

68. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. - 279 с.

69. Михайлов A.B. Из источника великой культуры // Золотое сечение. Der Goldene Schnitt. Австрийская поэзия XIX -XX веков в русских переводах. М.: "Радуга", 1988. - С.5-17.

70. Михайлов Ф.Т. За порогом сознания. Критический очерк фрейдизма. М.: Госполитиздат, 1961. - 112 с.

71. Млечина И.В. Литература и "общество потребления". М., 1975.

72. Мотылева Т.Л. Внутренний монолог и "поток сознания" // Зарубежный роман сегодня. М.: Сов. писатель, 1966. -С.278-298.

73. Мотылева Т.Jl. Современный роман и фольклор // Зарубежный роман сегодня. М.: Сов. писатель, 1966. - С. 407 - 414.

74. Музиль Р. Малая проза. Избранные произведения в двух томах. Составление Е.А. Кацевой. М., 1999.

75. Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии. М.: Мысль, 1987. - 190 2. с.

76. Ницше Ф. Соч. В 2-х т. М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - 831 с.

77. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

78. Палиевский П.В. Пути реализма. Литература и теория. М.: . Современник, 1974. - 222 с.

79. Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Прогресс, 1972. - 336 с.

80. Поспелов. Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М.: Худож. лит., 1988. - 206 с.

81. Проклов И. Психологизм новеллистики А. П. Чехова и А. Шницлера. Сб. "Молодые исследователи Чехова". - М., МГУ, 1998.

82. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: "Наука", 1976. - 325 с.

83. Психоанализ. Популярная энциклопедия 7 Сост., научн. ред. П.С. Гуревич. М.: Олимп; ООО "Фирма" Издательство ACT", 1998. - 592 с.

84. Путинцева Т. Вступительная статья // Австрийская новелла XIX века. М.: Госполитиздат, 1959. - С.3-22.

85. Самарин Р. Артур Шницлер// Шницлер А. Жена мудреца. Повести и новеллы. / Пер. с нем. М.: Худож. лит., 1967. -С.3-16.

86. Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение // Литература и живопись. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1982. - С.66-92.

87. Седегов В.Д. Повесть А.П. Чехова "Степь" // Творчество А.П. Чехова. Сб. ст. Ростов-на-Дону, 1977. - С. 45-68.

88. Семенова С. "Откуда, как разлад возник?" (Природа и человек в лирике Тютчева, Пушкина, Баратынского, Лермонтова). Два лика природы. Ночь, хаос и "последний катаклизм". "Мужайтесь, боритесь, о храбрые други!" // Знание. 1985. -№ 12. - С.17-70.

89. Скафтымов А.П. О возможности и необходимости достоверных толкований содержания произведений // Уч. зап. Саратовского гос. Университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1923. - Т. 1. - С.57-60.

90. Скобелев В. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982. - 155 с.

91. Смирнов М.М. Дуэль в дуэли // Чеховские чтения в Ялте. Чехов и русская литература. М., 1978. - С.66-71.

92. Соколов А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.

93. Соловьев В. Смысл любви. Киев: Лыбидь, 1991. - 63 с.

94. Субботина К.А. Чехов и импрессионизм. (Творческий метод Чехова в оценке современных англо-американских литературоведов) // Художественный метод А.П. Чехова. Межвуз. сб. научн. трудов. Ростов-на-Дону, 1982. - С. 117129.

95. Сучков Б.Л. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. В 2-х т. М.: Худож. лит., 1976. -Т. 2. - 367 с.

96. Сучков Б.JI. Стефан Цвейг // Цвейг С. Избранные новеллы. -М.: "Правда", 1982. С.3-18.

97. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект - Прогресс, 1999. - 334 с.

98. Троцкий. Л. Об Артуре Шницлере. Проблемы культуры. Культура старого мира // Л. Троцкий. Сочинения. Том 20. -Москва-Ленинград, 1926. Magister.msk.ru/library/trotsky/ trotl477.htm.

99. Успенский Б. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. - 225 с.

100. Федоров A.A. Творчество Томаса Манна. Лекция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. - 44 с.

101. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: Пространство и время. Рига: Знание, 1988. - 456 с.

102. Флем Л. Казанова, или Воплощенное счастье. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 320 с.

103. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Культура и психоанализ. —СПб.: "Алетейя", 1997. С. 163 - 226.

104. Фрейд 3. Жуткое // Влечения и их судьба. М.: "ЭКСМО -ПРЕСС", 1999. - С.177-228.

105. Фрейд 3. Толкование сновидений // Сон и сновидения. -М.: Олимп; ООО "Издательство ACT ЛТД", 1997. - С.15-20.

106. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л.: Сов. писатель, 1985. - 456 с.

107. Хаксли О. Контрапункт. Л.: Лениздат, 1990. - 603 с.

108. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерл. / Общ. Ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.:

109. Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. 464 с.

110. Холл М.П. Пифагорейская математика // Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: "Наука" Сибирская издат. Фирма РАН "КСП" Москва, 1997. - С.233-250.

111. Цвейг С. Артур Шницлер. / Пер. с нем. JI. Миримова // Нева. 1997. - № 6. - С.238-239.

112. Цвейг С. Врачевание и психика. СПб.: ТсОО "Гамма", 1992. - 240 с.

113. Цвейг С. Зигмунд Фрейд // Фрейд 3. Влечения и их судьба.- М.: "ЭКСМО ПРЕСС", 1999. - С.298-416.

114. Цвейг С. Эпоха великих авантюристов // Мемуары Казановы / Пер. с франц. М.: ОЛИМП - АСПОЛ - РИК "МИЛОСЕРДИЕ", 1991. - С.3-18.

115. Циркун Н. Рецензия на фильм "Широко закрытые глаза" Стэнли Кубрика. kinomond.narod.ru/review/ews.html.

116. Чернышевский Н. Собр. соч. В 5-ти т. М.: Правда, 1974. -Т. 3.-511 с.

117. ПЗ.Чечерин A.B. Сила поэтического слова. М.: Сов. писатель, 1985. - 319 с.

118. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. - 291 с.

119. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983.- 383 с.

120. Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Сов. писатель, 1959. - 628 с.

121. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. М.: Искусство, 1983. - Т. 1. - 479 с.

122. Шницлер А. Барышня Эльза. Новеллы. / Пер. с нем. СПб.: Северо-Запад, 1994. - 334 с.

123. Шницлер А. Жена мудреца. Новеллы и повести. / Пер. с нем. М.: Худож. лит., 1967. - 704 с.

124. Шницлер А. Новеллы / Пер. с нем. С. Карповой // Нева. -1997. № 6. - С.23-27.

125. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Соб. соч. В 5-ти т. М.: Московский клуб, 1992. - Т. 1. - 394 с.

126. Шопенгауэр А. О смерти , // Под завесой истины. -Симферополь: Реноме, 1998. С.69-122.

127. Штекель В. Причины нервности // Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.- М.: Университетская книга, 1998. - С.284-318.

128. Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987. - 542 с.

129. Эйхенбаум Б.М. О прозе. М.: Худож. лит., 1969. - 503 с.

130. Эйхенбаум Б.М. О'Генри и теория новеллы // Звезда. -1925. № 4. - С.293-296.

131. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX XX века. - М.: Сов. писатель, 1988. - 414 с.

132. Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной. М.: Высш. школа, 1990. - 302 с.

133. Эткинд Е. "Внутренний человек" и "внешняя речь": Очерки психопоэтики русской литературы XVIII XIX вв. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 446 с.

134. Abels N. Sicherheit ist nirgends. Judentum und Aufklärung bei Arthur Schnitzler. Königsein/Ts.: Athendum Verlag, 1982. -167 S.

135. Allerdissen R. Arthur Schnitzler: Impressionistisches Rollenspiel und skeptischer Moralismus in seinen Erzählungen. Bonn: Bouvir, 1985. - № II. - 300 S.

136. Arthur Schnitzler Olga Waissnix. Liebe, die starb vor der Zeit. Ein Briefwechsel. Hrsg. von Therese Nicki und Heinrich Schnitzler. - Wien - München - Zürich: Molden Verlag, 1970. -422 S.

137. Bahr H. Die Überwindung des Naturalismus. Dresden -Leipzig, 1899. - s.n.

138. Bahr H. Studien zur Kritik der Moderne. Frankfurt a/M.: Rütten und Löning Verlag, 1894.- 325 S.

139. Beharriell F.J. Schnitzler: Freuds Doppelgänger // Literatur und Kritik. 1983. - № 173. - S.182-197.

140. Benedetti J. Einleitung // Mein ferner lieber Mensch. Anton Tschechow und Olga Knipper. Liebesbriefe. Frankfurt a/M.: S. Fischer Verlag, 1998. - S.5-14.

141. Blume B. Das nihilistische Weltbild Arthur Schnitzlers. -Stuttgart, 1936. 79 S.

142. Bräuer K. Ein bunter und grosser Reigen. 3sat zeigt ein Arthur Schnitzler Paket // Fernsehen/Medien. Neue Westfälische. -1999. - № 295. - 18. Dez.

143. Caputo A.M. Arthur Schnitzlers später Werke. Studien zu seiner Erzählkunst. München, 1983. - 294 S.

144. Dangel E. Vergeblichkeit und Zweideutigkeit. "Therese. Chronik eines Frauenlebens" // Scheible H. Arthur Schnitzler in neuer Sicht. München: Wilchelm Fink Verlag, 1981. - S.164-188.

145. Daviau D.G. Arthur Schnitzler im Spiegel der Kritik // Text und Kontext. 1982. - № 10. - S.41 1-426.

146. Dehorn W. Psychoanalyse und neuere Dichtung // The Germanic Review. 1932. - № 7. - S.245-358.

147. Ecker W.P. Arthur Schnitzler und das Wiener Judentum // Emuna. Horizonte. Zur Diskussion über Israel und das Judentum. Frankfurt a/M., 1973. - № 8. - S.l 18-130.

148. Franziska Reich Lawner an Arthur Schnitzler // Autograph des Deutschen Literaturarchivs Marbach am Neckar. Nachlass Schnitzler. Bielitz, 1931. - № 599. - s.n..

149. Freud S. Briefe an Arthur Schnitzler. Hrsg. von H. Schnitzler // Die Neue Rundschau. 1955. № 66. - S.95-106.

150. Freud S. Gesammelte Werke. Chronologisch geordnet. Hrsg. von Anna Freud. In XII Bdn. Frankfurt/M.: Fischer Verlag, 1972. - Bd. XII. - 355 S.

151. Fritsche A. Dekadenz im Werk Arthur Schnitzlers. Frankfurt a/M. - Bern: P. Lang Verlag, 1974. - 278 S.

152. Gallas H. Psychoanalytische Positionen // Literaturwissenschaft. Ein Grundkurs. Hrsg. von Helmut Bracker, Jörn Stückrath. Hamburg: Rowolt Taschhenbuch Verlag, 1992. - S.593-606.

153. Geissler R. Arbeit am literarischen Kanon. PaderbornMünchen-Wien-Zürich: Schöningh Verlag, 1982. - 137 S.

154. Georg Brandes und Arthur Schnitzler. Ein Briefwechsel. Hrsg. von Kurt Bergel. Bern: Francke Verlag, 1956. - 240 S.

155. Heresch E. Arthur Schnitzler in Russland // Modern Austrian Literature. Wien, 1977. - Volume 10, № 3/4. - S.283-308.

156. Hinck V. Träume bei Arthur Schnitzler. Diss. Feuchtwangen: Kohlhauer Verlag, 1986. - 327 S.

157. Hugo von Hofmannsthal Arthur Schnitzler. Briefwechsel. Hrsg. von Therese Nicki und Heinrich Schnitzler. - Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1964. - 41 1 S.

158. Jäger M. Schnitzlers "Leutnant Gustl" // Wirkendes Wort. -1965. № 15. - S.308-316.

159. Jandl E. Die Novellen Arthur Schnitzlers. Diss. Wien, 1950. - 160 S.

160. Jones E. Das Leben und Werk von Sigmund Freud. Bern: Huber Verlag, 1960. - 482 S.

161. Just G. Ironie und Sentimentalität in den erzählenden Dichtungen Arthur Schnitzlers // Philologische Studien und Quellen, Heft 42. Hrsg. von Wolfgang Binder, Hugo Moser und Karl Stackmann. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1967. - 149 S.

162. Keller U. Böser Dinge hübscher Formel. Das Wien Arthur Schnitzlers. Berlin - Marburg: Guttandin und Hoppe Verlag, 1984. - 232 S.

163. Klein J. Geschichte der deutschen Novelle. Wiesbaden: Steiner Verlag, 1956. - 61 1 S.

164. Körner J. Arthur Schnitzler und Sigmund Freud // Das literarische Echo. 1917. - Heft 13. - S.802-805.

165. Körner J. Arthur Schnitzlers Gestalten und Probleme. -Zürich: Amalthea Verlag, 1921. - 226 S.

166. Körner J. Arthur Schnitzlers Spätwerk // Preussische Jahrbücher. 1927. - № 208. - S.53-83.

167. Krallmann M. Zufall und Tod im erzählerischen Werk Arthur Schnitzlers. Magisterarbeit. Bielefeld, 1991. - 106 S.

168. Krotkoff H. Themen, Motive und Symbole in Arthur Schnitzlers "Traumnovelle" // MAL. 1972. - № 5. - S.70-95.

169. Kuxdorf M. Arthur Schnitzler und der Zufall // Journal of the International Arthur Schnitzler Research Association . 1967. - № 6/4. - S.4-12.

170. Lantin R. Traum und Wirklichkeit in der Prosadichtung Arthur Schnitzlers. Inauguraldiss. Köln, 1958. - 164 S.

171. Lindken H.U. Arthur Schnitzler. Aspekte und Akzente. Materialien zu Leben und Werk. Frankfurt a/M.: Lang Verlag, 1987. - 547 S.168v Lindken H.U. Erzählweise und Motive der Spätnovellen Arthur Schnitzlers. Diss. Salzburg, 1971. - 224 S.

172. Matussek M. Augen weit geöffnet // Spiegel. 1999. - № 11. -S.304-308.

173. Müller Freienfells R. Das Lebensgefühl in Arthur Schnitzlers Dramen. - Frankfurt a/M., 1954. — 196 S.

174. Perlmann M.L. Arthur Schnitzler. Stuttgart: Metzler Verlag, 1987. - 195 S.

175. Perlmann M.L. Der Traum in der literarischen Moderne. Untersuchungen zum Werk Arthur Schnitzlers. München: Fink Verlag, 1987. - 245 S.

176. Plaut R. Arthur Schnitzler als Erzähler. Diss. Basel, 1935. -119 S.

177. Politzer H. Diagnose und Dichtung. Zum Werk Arthur Schnitzlers // Das Schweigen der Sirenen. Studien zur deutschen und österreichischen Literatur. Stuttgart: Metzler Verlag, 1968. - 436 S.

178. Politzer H. Freud als Dichter seiner Träume // Merkur. 1970. - Bd. 24. - s.n..

179. Psychoanalyse und Literaturwissenschaft. Texte zur Geschichte ihrer Beziehungen. Hrsg. von Bernd Urban. -Tübingen: Niemeyer Verlag, 1973. 299 S.

180. Quadt M. Arthur Schnitzler als Erzähler // The Germanic Review. 1928. - № 3. - S.34-45.

181. Reik T. Arthur Schnitzler als Psycholog, r- Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1993. 239 S.

182. Rella F. Freud und Schnitzler. Der Spiegel der Analyse // Scheible H. Arthur Schnitzler in neuer Sicht. München: Wilchelm Fink Verlag, 1981. - S.200-205.

183. Rey W.H. "Werden, was ich werden sollte": Arthur Schnitzlers Jugend als Prozess der Selbstverwirklichung // Moderne Austrian Literature. Wien, 1977. - Volume 10, № 3/4. - S.129-142.

184. Rey W.H. Arthur Schnitzler. Die späte Prosa als Gipfel seines Schaffens. Berlin: Schmidt Verlag, 1968. - 198 S.

185. Rey W.H. Arthur Schnitzler // Benno von Wiese (Hrsg.). Deutsche Dichter der Moderne. Berlin, 1965. - S.237-257.

186. Schäffer E. Arthur Schnitzler // Die Gesellschaft. 1897. - № 13, II. - S.22-23.

187. Scheible H. Arthur Schnitzler in neuer Sicht. München: Wilhelm Fink Verlag, 1981.(137) - 368 S.

188. Scheible H. Arthur Schnitzler. Figur-Situation-Gestalt // Scheible H. Arthur Schnitzler in neuer Sicht. A.a.O. - S.12-33.

189. Scheible H. Arthur Schnitzler. Mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg: Rowolt Taschenbuch Verlag, 1976. - 156 S.

190. Scheible H. Diskretion und Verdrängung. Zu Schnitzlers Autobiographie // Frankfurter Hefte. 1970. - № 25. - S.129-134.

191. Scheible H. Liebe und Liberalismus. Über Arthur Schnitzler. -Bielefeld: Aisthesis Verlag, 1996. 199 S.

192. Schinnerer O.P. Nachwort // Kleine Komödie. Frühe Novellen.- Berlin: S. Fischer Verlag, 1932. 329 S.

193. Schnitzler A. Aphorismen und Betrachtungen. Buch der Sprüche und Bedenken. Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuchverlag, 1967. - Bd. 1. - 146 S.

194. Schnitzler A. Aphorismen und Betrachtungen. Der Geist im Wort und der Geist in der Tat. A.a.O. - Bd. 2. - 258 S.

195. Schnitzler A. Aphorismen und Betrachtungen. Über Kunst und Kritik. A.a.O. - Bd. 3. - 155 S.

196. Schnitzler A. Entworfenes und Verworfenes. Aus dem Nachlass. Hrsg. von Reinhard Urbach. Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1977. - 527 S.

197. Schnitzler A. Gesammelte Werke. Die dramatischen Werken. In 2 Bdn. Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuchverlag, 1962. -Bd. I. - 1078 S.

198. Schnitzler A. Gesammelte Werke. Die erzählenden Schriften. In 2 Bdn. Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1961.- Bd. 1. 1014 S.

199. Schnitzler A. Gesammelte Werke. Die erzählenden Schriften. In 2 Bdn. A.a.O. - Bd. 2. - 998 S.

200. Schnitzler A. Jugend in Wien. Eine Autobiographie. Hrsg. von Therese Nicki und Heinrich Schnitzler. Wien - München -Zürich: Fischer Taschenbuch Verlag, 1968. - 388 S.

201. Schnitzler A. Sein Leben. Sein Werk. Seine Zeit. Hrsg. von Heinrich Schnitzler, Christian Brankstätter und Reinhard Urbach. Frankfurt a/M.: S. Fischer Verlag, 1981. - 368 S.

202. Schnitzler A. Silvesterbetrachtung. Internationale Klinische Rundschau // Medizinische Schriften. Wien - Darmstadt: Paul Zsolnay Verlag, 1988. - № 3 - S.173-175.

203. Schnitzler A. Tagebuch 1893 1902. - Wien: A.a.O., 1989. -502 S.

204. Schnitzler A. Tagebuch 1903 1908. - Wien: A.a.O., 1981. -s.n.

205. Schnitzler A. Tagebuch 1909 1912. - Wien: A.a.O., 1981. -459 S.

206. Schnitzler A. Tagebuch 1913 1916. - Wien: A.a.O., 1983. -432 S.

207. Schnitzler A. Tagebuch 1917 1919. - Wien: A.a.O., 1985. -427 S.

208. Schnitzler A. Tagebuch 1920 1922. - Wien: A.a.O., 1981. -s.n.

209. Schnitzler A. Über funktionelle Aphonie und deren Behandlung durch Hypnose und Suggestion // Medizinische Schriften. A.a.O. - S.176-209.

210. Schnitzler H. Nachwort und bibliographisches Verzeichnis // Schnitzler A. Gesammelte Werke. Die erzählenden Schriften. In 2 Bdn. A.a.O. - Bd. 2. - S.989-996.

211. Schnitzler O. Spiegelbild der Freundschaft. Salzburg: Residenz - Verlag, 1962. - 153 S.

212. Schönau W. Einführung in die psychoanalytische Literaturwissenschaft. Stuttgart: Metzler, Metzlersche Verlagsbuchhandlung und Carl Ernst Pöschel Verlag, 1991. -235 S.

213. Schülein F., Stückrath J. Erzählen // Literaturwissenschaft. Ein Grundkurs. A.a.O. - S.54-70.

214. Seidler H. Die Forschung zu Arthur Schnitzler seit 1945 // Zeitschrift für deutsche Philologie. 1976. - № 95. Apr. -S.567-595.

215. Specht R. Arthur Schnitzler. Der Dichter und sein Werk. -Berlin: Fischer Verlag, 1922. 348 S.

216. Spycher-Brändli P. Gestaltungsprobleme in der Novellistik Arthur Schnitzlers. Diss. Bern, 1971. - 91 S.

217. Stecker M. Fast hätt sich Gustl umsonst erschossen // Kultur. Neue Westfälische. 2000. - № 80. - 4. Aprl.

218. Stolz G. Über den "monoloque interieur" oder "die Erlebte Rede" // Der Deutschunterricht. 1955. - Heft 1.-51 S.

219. Stückrath J. Figur und Handlung // Literaturwissenschaft. Ein Grundkurs. A.a.O. - S.40-53.

220. Tarnowski-Seidel H. Arthur Schnitzler: Flucht in die Finsternis // Modern Austrian Literature. Wien, 1973. -Volume 6, № 3/4. - S. 158-159.

221. Thom H. Vorwort // Schnitzler A. Medizinische Schriften. -A.a.O. S.ll-62.

222. Traumnovelle. EYES WIDE SHUT // Kulturen. Bielefelder Stadtblatt. 1999. - № 95. Apr. - S.13.

223. Trotzki L. Über Arthur Schnitzler // Literaturtheorie und Literaturkritik. Ausgewählte Aufsätze zur Literatur. Hrsg. von Ulrich Mölk. München, 1973. - S.62-74.

224. Urbach R. Arthur Schnitzler. Velber b. Hannover: Friedrich Verlag, 1968. - 134 S.

225. Urbach R. Schnitzler Kommentar. Zu den erzählenden Schriften und dramatischen Werken. - München: Winkler Verlag, 1974. - 210 S.

226. Urban B. Arthur Schnitzler und Sigmund Freud: Aus den Anfängen des "Doppelgängers". Zur Differenzierung dichterischer Intuition und Umgebung der frühen Hysterieforschung // Germanisch-Romanische Monatsschrift. -1974. № 24. - S.193-223.

227. Urban B. Einleitung // Reik T. Arthur Schnitzler als Psycholog. A.a.O. - S.7-25.

228. Urbach R. Vorwort // Arthur Schnitzler. Entworfenes und Verworfenes. A.a.O. - S.l-9.

229. Wagner R. Arthur Schnitzler. Eine Biographie. Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1984. - 408 S.

230. Wagner R. Frauen um Arthur Schnitzler. Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1983. - 140 S.

231. Weinzierl U. Arthur Schnitzler. Lieben. Träumen. Sterben. -Frankfurt a/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994. 288 S.

232. Weiss W. Österreichische Literatur eine Gefangene des habsburgischen Mythos // Deutsche Vierteljahresschrift. -1969. - Jg. 43. H.2. - S.333-334.

233. Werfel F. Arthur Schnitzler zu seinem sechzigsten Geburtstag // Die Neue Rundschau. 1922. - № 33. - S.508-510.

234. Worbs M. Nervenkunst. Literatur und Psychoanalyse im Wien der Jahrhundertwende. Frankfurt a/M,: Europ. Verl. - Anst., 1983. - 383 S.

235. Wunberg G. Der frühe Hofmannsthal. Schizophrenie als dichterische Struktur. Stuttgart^; Kohlhammer Verlag, 1965. -169 S.

236. Zeman H. Die österreichische Literatur der Jahrhundertwende eine literarische Skizz .// Die österreichische Literatur. Ihr Profil von der Jahrhundertwende bis zur Gegenwart (1880 -1980). - A.a.O. - S. 1-49.

237. Zweig S. Briefwechsel mit H. Bahr, S. Freud, R.M. Rilke und A. Schnitzler. Hrsg. von B. Jeffrey. Berlin-Frankfurt a/M., 1987. - 525 S.1. Примечания

238. В речи главного героя драмы, Парацельса, заложен основной смысл творчества А. Шницлера:

239. Mit Menschenseelen spiele ich. Ein Sinn

240. Wird nur von dem gefunden, der ihn sucht.

241. Es fliessen ineinander Traum und Wachen,

242. Wahrheit und Lüge. Sicherheit ist nirgends.

243. Wir wissen nichts von anderen, nichts von uns;

244. Wir spielen immer, wer es weiss, ist klug." 195, C. 499.

245. Я играю человеческими душами.

246. Смысл этой игры понятен только тем, кто его ищет. Сон и явь, правда и ложь переплетаются друг с другом. Уверенности нет нигде. Мы ничего не знаем о других, ни о себе.

247. Мы постоянно играем, кто знает это, тот умен." {Пер. -Е.А. )

248. По мнению философа, "любовь есть самоотрицание существа ради утверждения другого. Его отсутствие есть эгоизм -бесплодное, неудовлетворенное стремление или усиление к самоутверждению, вследствие чего эгоизм и есть источник всех страданий". 90, С.35.