автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Геворкян, Роберт Эдвардович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества"

004609290

На правах рукописи

Геворкян Роберт Эдвардович

Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества

Специальность 09.00.14 Философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

3 0 СЕН 2010

Ростов-на-Дону 2010

004609290

Работа выполнена в отделе гуманитарных и социальных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Несмеянов Евгений Ефимович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Тахтамышев Владимир Григорьевич

кандидат философских наук, доцент Эгильский Евгений Эдуардович

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Защита состоится 22 сентября 2010 года в 15.00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.13. по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 20 августа 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования.

На рубеже шестидесятых-сем и десятых годов XX в. в западных странах начинается бурное распространение новых религиозных движений (НРД). Спустя примерно двадцать лет, после отказа от политики государственного атеизма и предоставления свободы религиозным объединениям, этот процесс затронул и Россию. В конце восьмидесятых - начале девяностых годов в нашей стране появляются сотни новых религиозных групп, а общее число их последователей достигает, по приблизительным оценкам, нескольких сотен тысяч человек. Число последователей различных НРД достигло в нашей стране своего пика к середине девяностых годов, затем начало стабильно сокращаться, и к настоящему времени стабилизировалось на уровне всего нескольких десятков тысяч человек, если исключить из их числа Свидетелей Иеговы и Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Но и включение последователей этих религиозных организаций в число НРД тоже дает суммарно не очень большую цифру в масштабах нашей страны: ориентировочно около 300 тысяч человек1.

В это же время, то есть на рубеже восьмидесятых-девяностых годов, в России начинается динамичный рост протестантизма. Наряду с протестантскими объединениями, существовавшими в нашей стране еще в советские времена, появляется много новых общин, преимущественно пятидесятнического и харизматического толка. Но в отличие от НРД протестантские церкви в нашей стране не сталкивались со снижением числа приверженцев и продолжают стабильный рост. В настоящее время число наших сограждан, исповедующих протестантизм различных толков и направлений, составляет немногим более 1,5 миллионов человек2.

Таким образом, в течение последних двух десятилетий религиозная палитра нашей страны претерпела значительные качественные изменения. Наряду с последователями традиционных религий, пополнившими свои ряды, появилось и заметное число приверженцев полностью или частично новых для нашей страны вероучений. Для сравнения: общая численность активных, а не номинальных, последователей Русской православной церкви, регулярно посещающих богослужения и исполняющих все предписания своего вероучения, со-

1 См.: Филатов С., Лункип Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. littp://www. starlightsite.co.uk/keston/aissia/articles/june2005/09Statistics. html

1 Там же.

ставляет у нас не более 7-8 миллионов человек. Это - совершенно новая ситуация, требующая осмысления. Нам представляется существенным, что, в отличие от православия, для которого опорой и самой многочисленной прослойкой верующих на протяжении многих столетий было сельское население России, и сохраняющего даже в настоящее время в своем укладе некоторые черты «сельской» религии, новые общины чаще всего являются подчеркнуто «городскими». Они создаются горожанами, довольно часто неплохо образованными, они обращаются со своей проповедью к жителям городов, и нередко сконцентрированы в мегаполисах. Их вероучения, культовая практика, моральные нормы, образ жизни, предписываемый последователям, соответствует специфическому жизненному укладу обитателя современного мегаполиса. В современных российских городах за последние двадцать лет сложились специфические новообразования, которые можно назвать новыми религиозными субкультурами. Эти субкультуры оказываются втянутыми в разнообразные социальные и политические процессы, а также играют роль в культурной жизни современного российского города. Следует отметить, что значение новых религиозных движений в этих процессах не следует недооценивать. Порой они оказываются в эпицентре острой общественной дискуссии, как это произошло, например, не так давно с проектом создания нового обширного храмового комплекса и культурного центра Общества сознания Кришны в Москве.

В силу всего сказанного мы считаем актуальной и своевременной работу, посвященную изучению специфики новых религиозных движений, и месту и роли в условиях современного урбанистического общества.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступают новые религиозные движения. Предметом исследования является взаимодействие НРД с окружающим обществом в сравнении с традиционными религиями.

Степень разработанности проблемы.

Исследованию феномена новых религиозных движений посвящена обширная зарубежная и отечественная научная литература. Наиболее значительные работы по новым религиям принадлежат перу зарубежных ученых, как А. Баркер, М. Интровиньо, Д. Хадден, Д. Мел-тон, Д. Ричардсон. Среди отечественных ученых выделяются имена Л.Н. Митрохина, Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кантерова, Б.З. Фаликова, М.З. Штерина. Этой проблематике посвятили свои публикации и

многие другие авторы. Однако несмотря на изобилие научных публикаций, множество вопросов в настоящее время еще далеки от решения. К числу наиболее важных из нерешенных проблем следовало бы отнести проблему построения типологии НРД, проблему сравнительного анализа сущностных черт НРД и традиционных религий, а также ряд проблем, относящихся к различным вариантам взаимодействия НРД с окружающим социумом: динамика интеграции НРД в общество, проблемы, возникающие при этом, причины разрыва части НРД с обществом и ряд других.

Методологические основы исследовании.

Методологической основой анализа взаимодействия НРД с окружающим социумом являются принципы типологизации и выделения сущностных черт различных групп новых религий, предложенные Е.Г. Балагушкиным. Большое эвристическое значение для данной работы имеют категории «вызов» и «ответ», введенные А. Тойнби. В работе используется метод компаративного анализа и общенаучные методы исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является изучение взаимодействия НРД с обществом, взятое в сравнении с традиционными религиями. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

¡.Рассмотреть проблемы построения типологии НРД, проанализировать их сравнительные достоинства и недостатки, а также эвристические возможности.

2. Рассмотреть динамику трансформации отношения к обществу НРД разных типов.

3.Проанализировать характер взаимоотношений с обществом НРД, принадлежащих к разным типам.

4. Оценить возможности и перспективы интеграции в современное общество НРД, принадлежащих к разным типам.

5.Оценить НРД, принадлежащие к разным типам, с точки зрения перспектив их успешной интеграции в современное общество.

6. Рассмотреть те трудности, с которыми сталкиваются НРД при попытках интеграции в современное общество.

7. Провести сравнительный анализ потенциала НРД и традиционных религий в условиях, когда они оказываются соперниками.

8. Проанализировать причины соперничества НРД и традиционных религий, на первый взгляд, неоправданного острого вследствие незначительной численности НРД.

9. Проанализировать возможные варианты ответа традиционных религий на присутствие НРД, оцениваемое традиционными религиями как вызов.

Научная новизна исследования.

1. Рассмотрены проблемы построения типологии НРД, проанализированы их достоинства и недостатки, предложен авторский вариант типологии НРД, основанный на типологии, разработанной Е.Г. Бала-гушкиным.

2. Проанализированы возможности изменения отношения НРД к окружающему обществу под влиянием различных факторов, а также возможные результаты этих изменений.

3. Проанализирован характер взаимоотношений с обществом НРД, принадлежащих к разным типологическим группам.

4. Рассмотрены возможности и перспективы интеграции в современное общество НРД, принадлежащих к разным типам, проанализирован потенциал интеграции, которым обладают НРД.

5. Рассмотрены объективные трудности, стоящие на пути интеграции НРД в современное общество.

6. Оценен сравнительный потенциал и возможности НРД и традиционных религий в условиях их соперничества за верующих, рассмотрены реальные и мнимые преимущества традиционных и нетрадиционных религий.

7. Проанализированы причины, вследствие которых традиционные религии оценивают даже незначительное присутствие в обществе НРД как крайне серьезный вызов.

8. Рассмотрены возможные варианты ответа традиционных религий на вызов со стороны НРД.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Типологии НРД, предлагаемые исследователями этого феномена, являются ограниченными по своим возможностям, строятся с использованием различных типологических критериев и могут варьироваться в зависимости от целей и задач исследования. Для анализа роли и места НРД в современном обществе большие эвристические возможности открывает типология НРД, в основу которой полагается признак отношения НРД к социальной действительности. В таком случае две основные типологические группы будут включать: 1)

НРД, нацеленные на преобразование мира (обновленческие), 2) НРД, отрицающие социальную действительность (оппозиционные).

2. Позиция НРД по отношению к окружающему обществу под влиянием различных факторов может меняться на противоположную: от отрицания к принятию, или наоборот, что приводит к интеграции НРД в общество, либо к его маргинализации. Таким образом, возможна как трансформация обновленческих НРД в оппозиционные, так и оппозиционных НРД - обновленческие.

3. НРД обладают крайне значительным потенциалом интеграции в общество, что связано с присущими им возможностями достаточно радикальных изменений на кратком отрезке времени. Наиболее значительным потенциалом обладают НРД, изначально возникающие как обновленческие. НРД этого типа в настоящее время являются наиболее глубоко интегрированными в современное общество. Оппозиционные НРД приобретают такой потенциал в случае трансформации в движения обновленческого типа. НРД этого типа являются наиболее проблемными. В предельном варианте их неприятие общества выливается либо в самоуничтожение, либо в попытки разрушить общество.

4. НРД, будучи неукорененными в обществе, не могут существовать, не занимаясь крайне активной миссионерской деятельностью, что вызывает отторжение и неприятие со стороны окружающих. Таким образом, на пути интеграции в общество НРД сталкиваются с объективными трудностями, обусловленными самой природой этих религий.

5. Потенциал внутренних изменений, которым обладают НРД, намного превосходит аналогичный потенциал традиционных религий, что, казалось бы, должно давать НРД серьезные преимущества в соперничестве. Однако в действительности это преимущество является, по большей части, мнимым: традиционные религии, укорененные в национальных культурах, сохраняют подавляющее преимущество в численности своих последователей по сравнению с НРД, не укорененными в культурной традиции.

6. Несмотря на крайне незначительную численность НРД, традиционные религии обоснованно рассматривают их деятельность как очень серьезный вызов. НРД, будучи изначально «городскими» религиями, способны успешно осваивать новые формы презентации своих учений, адаптированные к запросам жителя современного мегаполиса, особенно принадлежащего к младшему поколению. Это привлека-

ет в ряды НРД часть молодежи, а с притоком молодых верующих любая религиозная организация связывает свои надежды на будущее.

7. Наиболее перспективным ответом традиционных религий на вызов со стороны НРД является частичная модернизация традиционных религий, не затрагивающая, однако, основ вероучения и сложившейся веками культовой практики. Политика «очернения» НРД в глазах общества, или призывов к административным запретам является бесперспективной и чреватой нежелательными для общества в целом последствиями.

Практическая значимость и апробация исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе, а также при разработке религиоведческих курсов для высших и средних учебных заведений. Они могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликованы 2 статьи и тезисы межрегиональной научной конференции.

Структура работы.

Определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы, состоящего из 117 названий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы диссертационного исследования, определяются объект и предмет исследования, указываются степень разработанности проблемы, цели, задачи работы, научная новизна исследования, определяются положения, выносимые на защиту, показывается практическая значимость проведенного исследования.

ГЛАВА 1. НРД В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УРБАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

1.1. Проблемы типологии НРД. Миропринимающие и мироотри-цающие движения.

Сейчас, в начале XXI в., нам уже трудно представить религиозную палитру современного западного мира и России без некоторых своеобразных религиозных групп и организаций, которые в обиходном языке в нашей стране и в странах континентальной Европы обычно называют «сектами», а в англоязычных странах - «культами»1. Эти названия обычно в обиходной речи имеют негативный и пренебрежительный оттенок, поэтому в научном словоупотреблении их стараются избегать, заменяя нейтрально звучащими терминами. Таких терминов в настоящее время существует целый ряд: «нетрадиционные религии», «религии Нового Века» и так далее, однако наиболее употребимым сейчас является термин, введенный в широкий научный оборот социологом религии из Великобритании Айлин Баркер - «новые религиозные движения», или, сокращенно - «НРД».

Этот термин, очевидно, не может считаться самым удачным. Действительно, он содержит в себе некоторую неопределенность - какие именно религиозные движения следует отнести к новым? Мы, в рамках нашего исследования, остановимся на той точке зрения, которой придерживается сама автор этого термина - Айлин Баркер2. Мы будем относить к новым религиозным движениям те, которые возникли в странах западной цивилизации после Второй мировой войны. Но при этом не станем включать в число новых религиозных движений послевоенные протестантские церкви, как это иногда делается иссле-

' См.: ТЬе АпМ-Сии МоуетеШ.

http://www.religioustolerance.org/acml.htm

2 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1998.

дователями. Полагаем, что протестантизм как явление заслуживает отдельного рассмотрения.

Построение типологии НРД сталкивается с очень значительными затруднениями. Последние вызваны тем, что НРД чрезвычайно многочисленны и очень разнородны. Чаще всего построение типологии НРД заключается в разбиении их на группы в зависимости от особенностей вероучения. Мы считаем недостаточной для целей нашего исследования типологию НРД, основывающуюся исключительно на характеристике и вероучений, или же добавляющую, помимо этой характеристики, еще и указание на генетические корни данного НРД -например, «ориентальное», или «неоиндуистское» НРД. Рассматривая положение и место НРД в условиях современного урбанистического общества, необходимо, как мы считаем, учитывать и отражать в типологии те принципы, на которых данное НРД строит свои отношения с обществом. Поэтому мы, помимо учета особенностей вероучения, будем придерживаться той типологии НРД, которую разработал известный отечественный исследователь новых религий Евгений Гаврилович Балагушкин1. Мы считаем эту типологию одной из наиболее удачных, и в полной мере отвечающей целям и задачам нашего исследования. Ниже рассмотрим предлагаемую типологию, внося при этом собственные замечания и уточнения, и иллюстрируя выделяемые характеристики различных типов новых религий наиболее показательными, на наш взгляд, примерами.

Рассматривая новые религиозные движения, Е.Г. Балагушкин выделяет три группы НРД, различаемые им в зависимости от того, как они относятся к обществу, в котором они находятся, и к традиционным религиозным организациям. Это обновленческие, оппозиционные и альтернативные религиозные движения2.

Обновленческие НРД, как следует из самого их названия, нацелены на переустройство, обновление окружающей их социальной действительности. Они, как отмечает Е.Г. Балагушкин, обращают особое внимание на те проблемы, которые являются значимыми для современного общества. Добавим к этому, что по сути для этих НРД характерно то, что можно было бы назвать «эсхатологическим оптимизмом», или «оптимистической эсхатологией». Эсхатологические ожидания обновленческих групп действительно оптимистичны: конец

1 См.: Камгушкип £./'. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. Часть 1. М., 1999. Эл. вариант: http://www.philosophy.ru/iphras/library/bal/

2 http://www.philosophy.ni/iphras/library/bal/02.html

света не неотвратим, напротив - у последователей движения, да и у остального человечества в целом, есть поистине замечательный шанс обернуть все к лучшему, и переустроить общество на новых, более духовных, справедливых и разумных началах. Собственно, ожидания адептов таких групп сосредоточены не на грядущей катастрофе, которой, как они уверены, удастся избежать, а на новом привлекательном будущем.

Вторая группа НРД, выделяемых Е.Г. Балагушкиным - это миро-отрицающие, или оппозиционные религии. Как и для обновленческих НРД, для оппозиционных организаций характерна разная степень радикализма в отрицании современного мира. Отрицание мира, свойственное НРД этого типа, довольно заметно отличается от негативизма любых других религиозных движений. Характерной особенностью НРД является то что в качестве замены отрицаемому миру они ищут и находят новые, оригинальные формы вероучения и культовой практики, обращаются к реконструкции архаических верований, или же приносят в европейскую культуру верования и практики архаических народов.

На основании анализа мироотрицающих новых религий можно прийти к следующему выводу. Практически любая религия, возникшая вновь, надеется донести свою весть до максимально широкой аудитории. «Благая весть», несомая адептами, должна изменить воспринявших ее и открыть им новую спасительную истину, что, в свою очередь, должно изменить общество в целом. Далеко не всегда закономерный неуспех новой мироизменяющей программы приводит к тому, что группа корректирует свои замыслы и находит способ дальнейшего существования в социуме. Если у группы, в силу каких-либо факторов, недостаточно внутреннего потенциала, или сложности, с которыми ей пришлось столкнуться, непосильно велики для нее, то группа может перейти на мироотрицающие позиции, изолироваться от общества и превратиться в замкнутую маргинальную секту. В таком качестве группа может существовать более-менее устойчиво в течение какого-то времени. Но если давление социума (или то что воспринимается адептами как давление) будет нарастать, или произойдет какой-то внешний толчок, группа может просто физически самоу н и чтожиться.

Третий тип новых религий, рассматриваемый Е.Г. Балагушкиным - это альтернативные религии. Однако мы полагаем, что в выделении этого третьего типа НРД для целей нашего исследования нет необхо-

димости. Мы вполне можем ограничиться первыми двумя типами НРД, рассматривая альтернативные движения как предельные варианты первого или второго типов.

Таким образом, мы сосредоточим внимание на двух типах новых религиозных движений: во-первых, движения обновленческие. Иначе их можно было бы назвать миропринимающими - не в том смысле, что все они, якобы, радостно принимают существующий порядок, а в том, что они не убегают от мира, а, наоборот, занимают активную позицию и стремятся изменить мир. Во-вторых, это мироотрицающие, эскапистские движения, которые заведомо не ждут от мира ничего хорошего ни сейчас, ни в будущем и стремятся изолироваться от него как можно полнее. В своих предельных вариантах мироотрицание принимает формы или самоуничтожения, или, наоборот, попытки уничтожить мир, спровоцировав апокалипсис.

1.2. НРД и традиционные религии в социальном контексте: сравнительный анализ.

Ярким примером обновленческого НРД является трансцендентальная медитация (ТМ). Мы остановимся на ее характеристике более подробно. Трансцендентальная медитация - неоиндуистское движение, основанное в конце шестидесятых годов выходцем из Индии Махариши Махеш Йоги. Несмотря на то что Махариши не просто начинал свою деятельность в рамках ультраортодоксального индуизма, а принадлежал к одному из самых строгих монашеских орденов, Махариши создал на Западе до удивления упрощенное и необременительное учение, как нельзя лучше соответствующее духовным запросам современного жителя большого города. Учение Махариши, в самом деле, было готово ответить на подобные запросы: от практикующего не требуется ни принятия вероучительной доктрины, ни изменения образа жизни, не говоря уже об образе мыслей, ни наложения на себя каких-либо ограничений. Махариши выступил как талантливый менеджер, а его учение, помимо прочего, приносило еще и немаленький доход, потому что обучение шло отнюдь не даром, и чем выше ступень, тем сумма увеличивалась и увеличивалась. Из всей богатейшей традиции индуизма, включающей в себя и утонченнейшие метафизические системы, и тщательно разработанные психопрактики, рассчитанные на десятилетия усвоения, Махариши приготовил для западного потребителя «блюдо», представлявшее собою некую выжимку - до предела упрощенную технику медитации, не

требующую от последователя по сути ничего более ежедневных двадцатиминутных упражнений на релаксацию. Причем эти упражнения подаются как не имеющие явной религиозной составляющей: утверждается, что трансцендентальная медитация не есть религия, а представляет собою «всего лишь» набор техник, которые могут использоваться любым человеком, независимо от его религиозных взглядов, или отсутствия таковых1. Во времена своей наивысшей популярности, то есть в конце шестидесятых - в семидесятые годы XX в., трансцендентальная медитация активно стремилась проникнуть во все сферы жизни американского общества: последователи ТМ добивались разрешения проводить свои занятия в средних школах (что, однако, было запрещено судом, усмотревшим в ТМ религиозный характер), приемы ТМ в течение некоторого времени использовались в военно-воздушных силах США как метод психологической разгрузки для пилотов, и так далее.

Возникает закономерный вопрос: даже несмотря на в общем-то крайне невысокий уровень запросов среднего западного обывателя, каким все-таки образом Махариши удалось убедить своих многочисленных последователей в том, что для духовного самосовершенствования не требуется ничего, кроме непродолжительных ежедневных упражнений? Конечно, почва уже была подготовлена. Секуляризация западного общества не только все больше и больше оттесняла религию в частную сферу жизни, но и довольно заметно сокращала и тот сегмент частной жизни, который отводился религии. Если для очень большого числа американцев, даже считавших себя очень религиозными, духовная жизнь сводилась к непродолжительным ежедневным молитвам, и к ежевоскресному посещению церкви, то та редукция, которую предложил Махариши - двадцатиминутная медитация - не должна была выглядеть уж очень сильным отступлением от сложившегося порядка вещей. Но главная «находка» Махариши все-таки заключалась в его утверждениях, что его практики могут работать автоматически - адепту и не надо прикладывать никаких усилий, достаточно, так сказать, запустить процесс, получив мантру от учителя, а дальше все будет происходить само собой, и потребителю остается только наслаждаться результатами.

1 Фи.тков Б.З. Культы и культура: от Елены Блаватской до Рона Хаббарда. М, 2007.

Однако программа усовершенствования, предложенная Махариши западному потребителю, отнюдь не ограничивалась предпринимаемыми в массовом порядке индивидуальными «автоматическими самосовершенствованиями». Эта программа ставила перед собою куда более амбициозные цели: подобно тому как повторение мантры должно «автоматически» привести к совершенствованию каждого отдельного человека, определенное количество «усовершенствованных» людей позволит «автоматически» усовершенствовать и все человечество.

Социальная активность и социальная ангажированность обновленческих НРД может доходить до практически немыслимой в предшествующие эпохи степени. Если «классическим» новым движениям прошлого, имевшим программу социального реформирования, требовалось некоторое, причем иногда довольно продолжительное время для того чтобы соразмерить свои замыслы с реальностью и встроиться в социум, то многие современные обновленческие НРД уже изначально создаются как организации, предельно интегрированные в современный социум. Они, можно сказать, создаются такими, чтобы наилучшим образом соответствовать условиям существования в современной урбанистической цивилизации.

Таким образом, мы можем прийти к выводу: новые религии обновленческого типа являются наиболее приспособленными к условиям современной урбанистической западной цивилизации. Они как бы специально созданы для того, чтобы удовлетворять потребности жителя мегаполиса, причем они ориентированы на людей разных классов и социальных групп.

Высокий потенциал приспособляемости, присущий обновленческим НРД, позволяет рассматривать последние как феномен, которому практически наверняка суждена долгая жизнь в современном обществе. Нет никаких оснований рассматривать нетрадиционные религии как явление преходящее, и, следовательно, к их присутствию в религиозной палитре общества надо относиться со всем вниманием и серьезностью.

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ВНУТРЕННИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И ИНТЕГРАЦИЯ НРД В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.

2.1. Внутренние трансформации НРД как показатель возможностей интеграции в современное общество.

Отметим и еще одно обстоятельство, в значительной степени повышающее «уровень приспособляемости» НРД. Эти религии довольно часто демонстрируют поразительную способность к внутренним изменениям, что позволяет им очень гибко отвечать на сложности, с которыми они сталкиваются.

В отличие от традиционных религий, консервативных по своей природе, и допускающих любые модернизации лишь в той мере, в которой они не затрагивают основ, новые религиозные организации, как правило, свободны от подобных ограничений. Новая церковь, или нехристианская религиозная организация, может уже с самого начала возникнуть как реформистская, то есть ставящая своей задачей преодоление тех или иных составляющих традиции. Наконец, множество новых религиозных групп вообще принципиально не имеют никакой традиции, и не стремятся ее создавать, так что любой пересмотр основ в них - практика не только допустимая, но, можно так сказать, повседневная.

На примере одного из самых известных НРД, действовавших на постсоветском пространстве - Великого белого братства Юсмалос -мы можем наблюдать стремительное и радикальное превращение мрачной и тревожной, отвергающей мир эскапистской общины в позитивно настроенную обновленческую религию, радостно ожидающую скорого переустройства мира в результате божественного вмешательства, и не сомневающуюся в том, что ее последователям уготована в этом обновленном мире благая участь.

2.2. Сложности и пределы социальной интеграции НРД.

НРД могут проявлять чрезвычайную гибкость, и ни одна из традиционных религий не может составить им конкуренцию по части приспособляемости к окружающему миру. Однако это обстоятельство, конечно, не стоит рассматривать как фактор, обусловливающих абсолютное преимущество новых религий в конкуренции с традиционными.

В начале девяностых годов, во время массового распространения нетрадиционных религиозных организаций в нашей стране, звучало много панических голосов, предрекавших гибель традиционных кон-

фессий под натиском нетрадиционных. Ничего подобного, как всем известно, не произошло, общая численность последователей НРД в настоящее время уступает численности последователей традиционных религий в десятки раз. И действительно, религиозный выбор людей определяется не только и. вероятно, даже не столько тем, насколько «подстроена» та или иная религиозная организация под их образ жизни, или насколько «современен» ее литургический язык или стиль богослужения. Традиционные религии, несмотря ни на что, занимают достаточно прочную нишу. Урон, наносимый нетрадиционными религиями, имеет скорее символическое значение, но от этого не становится менее болезненным.

«Инертность» традиционных религий никогда однозначно не рассматривается ни самими их последователями, ни обществом как недостаток. Критике могут подвергаться разные аспекты жизни традиционных религий: консервативная позиция по важным общественно-политическим и социальным проблемам, богослужение на мертвом языке и так далее. Традиционные религии всегда были и остаются как бы символом консерватизма и неизменности во всех областях жизни.

Но следует сказать, что возможности НРД в достижении бесконфликтного существования в обществе в известной степени ограничены. И эти ограничения связаны, как представляется, не только с характерным для общества настороженным отношением к новшествам. А именно: в самом способе функционирования НРД в обществе такое, что постоянно провоцирует раздражение и негативизм.

Мы выдвигаем предположение, которое может показаться, на первый взгляд, достаточно неожиданным: причина лежит в том, что НРД представляют собой типичные, и даже, если можно так выразиться, хрестоматийные религии современного урбанистического общества. Они являются, иными словами, типичными «городскими» религиями.

НРД - религиозные группы, изначально возникавшие в условиях большого современного города, создававшиеся жителями таких городов, находившие себе последователей среди горожан, отвечавшие вкусам, стилю жизни и потребностям жителя современного города, и вынужденные отвоевывать себе «место под солнцем», приспосабливаясь к большому городу. А это означало, прежде всего, то что новые религии пришли в мир «общества потребления». Они обращались к людям, привыкшим относиться к культурным благам как к товару, который выложен в самом разнообразном ассортименте на полках некоего супермаркета. Покупатель имеет право выбирать, а продавец,

в свою очередь, должен прибегать к помощи рекламы, если он хочет, чтобы потребитель обратил внимание именно на его продукцию. Аналогичным образом действовали и НРД - они, возникшие как бы из ничего, вынуждены были упорно бороться за «потребителя», то есть за потенциальных неофитов.

НРД, и особенно обновленческие, как неукорененные в культурной традиции, не могут не заниматься активным миссионерством, да и программы совершенствования мира, естественно, требуют постоянного привлечения неофитов. Отсюда ясно, что именно для НРД в наибольшей степени будет характерна не просто миссионерская активность (это - свойство почти всех религий), а миссионерство агрессивное и напористое, ориентирующееся, прежде всего, на численный рост неофитов, и, как иногда случается, не пренебрегающее и довольно сомнительными методами привлечения в свои ряды новичков.

НРД и не могли действовать иначе, чем прилагая максимум усилий и идя на всевозможные ухищрения для того, чтобы завоевать «потребителя». В этом - сила НРД, иначе они просто не смогли бы утвердиться, но в этом же и их ахиллесова пята. Сама по себе такая деятельность, разумеется, уже способна вызвать известное недовольство людей, которым, при любой возможности, начинают навязчиво что-то предлагать. И не будем забывать следующее: «товар», столь усиленно предлагавшийся всеми НРД, был абсолютно не нужен подавляющему большинству людей, становившихся адресатами этой непрерывной «рекламной кампании». Действительно, НРД пришли или в крайне безрелигиозное в ту эпоху европейское общество, или в достаточно религиозное американское, в котором все ниши уже были заняты многочисленными церквями и деноминациями. Таким образом, НРД оказались в положении коммивояжера, навязчиво предлагающего всем тот товар, который не нужен подавляющему большинству. Без сомнения, такой коммивояжер в очень скором времени станет не очень желанным гостем.

Следовательно, мы можем заключить, что сами особенности НРД, с необходимостью приобретенные ими, таковы, что эти религии практически наверняка будут вызывать, по меньшей мере, неоднозначное отношение со стороны общества. Это станет и питательной почвой для всех негативных стереотипов в отношении НРД. Негативные стереотипы, имеющие крайне приблизительное отношение к действительному положению дел в новых религиях, без сомнения, довольно быстро потеряли бы свою актуальность, если бы не вечный раздражающий фактор, являющийся, в то же самое время, и залогом выживания этих религий в современном обществе.

ГЛАВА 3. ОТВЕТ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ НА ВЫЗОВ НРД.

3.1. Традиционные религии в поисках ответа на вызов НРД.

Следует признать, что, несмотря на сравнительную малочисленность последователей НРД, их деятельность представляет собою довольно серьезный вызов традиционным конфессиям. Дело в том, что обновленческие НРД, так сказать, «играют на опережение» - их миссионерские приемы, форма и направленность проповеди очень хорошо отвечают своей целевой аудитории. И этой целевой аудиторией чаще всего являются молодые люди. Не обязательно проповедь обращена именно к молодым, успешным и состоятельным, но, как правило, НРД в своих миссионерских усилиях ориентируются именно на молодежь. Молодежь также составляет большинство членов новых, недавно образовавшихся протестантских церквей. Достаточно часто членами всех этих религиозных новообразований становятся люди успешные, не испытывающие особых проблем в жизни, что в целом противоречит устоявшемуся стереотипу «коварных сектантов», завлекающих в свои сети людей неустойчивых, с разбитой личной жизнью.

Добавим, что для России специфическим является то обстоятельство, что последователями новых религий и новых протестантских церквей достаточно часто становятся молодые люди, ориентированные на западные ценности и западный образ жизни, в том числе и видящие свое будущее в качестве успешных бизнесменов или высокооплачиваемых управленцев высшего звена. Их привлекает прежде всего имидж западной религиозной организации, возможность, так сказать, почувствовать себя европейцем или американцем не только в быту или в привычках, но и в духовной сфере.

Итак, основной вызов традиционным религиозным организациям со стороны организаций нетрадиционных, то есть собственно НРД и молодых протестантских церквей, состоит не столько в количестве новообращенных, сколько, если можно так сказать, в их качестве: можно зафиксировать весьма болезненный для традиционных церквей «перехват» молодых и энергичных людей - тех, с которыми не только церковь, а и любая организация вообще обычно связывает свои надежды на будущее.

Чем могут традиционные церкви, в частности, Русская православная церковь, ответить на этот вызов? Как представляется, первое, и самое необходимое условие: это отказ от ложных стереотипов в от-

ношении НРД и новых протестантских церквей. Следует отказаться, во-первых, от ложной идеи, согласно которой подавляющее большинство членов «сект» - это люди, столкнувшиеся с непреодолимыми для них трудностями, и ушедшие в «секты» для того чтобы убежать от мира.

Второй ложный стереотип, от которого необходимо избавиться, это представление о «сектах», как о некой замкнутой, отгороженной от мира группе, и, в то же время, парадоксальным образом вездесущей, стремящейся наводнить весь мир своими «агентами влияния». Этот образ довольно часто тиражируется и конфессиональными печатными органами, и светскими СМИ, охотящимися за сенсационными материалами. Тиражирование подобных обвинений способно только породить недоверие и отчуждение со стороны самих протестантов - мишени этих обвинений, что вряд ли может способствовать сохранению межконфессионального мира в России.

Наконец, следовало бы пересмотреть расхожие и ставшие в последние годы достаточно популярными представления о том, что все религиозные новообразования, якобы, пользуются специальными методами для «вербовки» будущих членов - так называемой «промывкой мозгов», или «контролем сознания». Нет буквально никаких проверенных и признанных научным сообществом свидетельств, что контроль сознания действительно возможен. Вопрос о том, существует или нет контроль сознания в НРД, был предметом чрезвычайно горячего обсуждения в западной академической науке в семидесятые-восьмидесятые годы XX в. Во второй половине восьмидесятых годов Американская психологическая ассоциация - ведущее и самое авторитетное объединение академических ученых-психологов в США пришло к выводу, что все признаки наличия контроля сознания, предлагаемые защитниками этой концепции, не отвечают критериям научной строгости, и не могут быть использованы как научно обоснованные1.

Но какой же ответ на вызов со стороны новых религиозных групп могла бы дать Русская православная церковь? Очевидно, что этот ответ будет определяться, в первую очередь, реальным, а не воображаемым положением дел. Есть ли у нас основания утверждать, что расхожий стереотип о православной церкви, как месте для «церковных бабушек», имеет под собою какие-то основания? Очевидно, что верно лишь отчасти: численность прихожан РПЦ, принадлежащих к

1 См.: Отчет АРА http://www.rickross.conVreference/apologist/apologistП.html

молодежи и средней возрастной группе, а также людей, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, в последние годы заметно повысился. Но все же является правдой, что костяк приходских общин чаще всего составляют люди старшего возраста, и в целом большинство людей, живущих интенсивной религиозной жизнью, составляют в нашем обществе особую субкультуру, мало привлекательную и чуждую для наших молодых соотечественников.

Эскапизм, столь откровенно демонстрируемый значительным количеством людей, составляющих костяк православных верующих, может быть привлекателен для людей определенного психологического склада, как правило, претерпевших много жизненных неудач, и, скорее всего, подошедших к завершающему периоду своей жизни. Это никак не может быть характерно для подавляющего большинства того контингента, который является надеждой любой церкви, и воплощает ее будущее - то есть для верующей молодежи.

3.2. Изменения в традиционных религиях: современность и перспективы.

Но какая же форма ответа традиционных религий на вызов со стороны религий нетрадиционных, все-таки, является наиболее адекватной? Если судить по тем действиям, которые предпринимаются в последние десятилетия традиционными церквями, то складывается впечатление, что им не остается в сложившейся ситуации ничего иного, как последовать примеру новых религий и новых протестантских церквей, и постараться модернизировать некоторые стороны своей жизни так, чтобы стать более отвечающими потребностям и вкусам современного горожанина. Но здесь традиционные церкви оказываются перед очень сложной дилеммой: до какой степени возможна модернизация? Причем для любой крупной церкви это не просто вопрос теоретически. Он имеет и вполне практическое измерение: любая модернизация грозит обернуться внутренними нестроениями и расколом.

С особо большими сложностями, как логично допустить, могут столкнуться при любой попытке модернизации православные церкви, и в частности Русская православная церковь. Православие - наиболее консервативная из христианских конфессий, а Русская православная церковь, помимо прочего, в настоящее время вынуждена учитывать и настроения значительной части своей паствы, настроенной ультраконсервативно. Как правило, это люди старшего возраста, не полу-

чившие в свое время, по понятным причинам, нужного религиозного образования, но зато впитавшие в себя, как губка, всевозможные предрассудки и суеверия.

Но эти вполне прогнозируемые сложности, в то же время не могут, так сказать, полностью освободить РПЦ от необходимости вносить хоть какие-нибудь изменения. Подтверждением этих слов, причем самым бесспорным, может служить то обстоятельство, что необходимость определенной модернизации некоторых сторон церковной жизни признается самими иерархами РПЦ, причем на самом высоком уровне из всех возможных. Особенно заметно это стало после избрания на престол патриарха Московского и Всея Руси митрополита Кирилла (Гундяева) - человека весьма энергичного и обладающего харизмой. Характерно, что для церковной среды нынешний патриарх -личность довольно неоднозначная и имеющая множество противников из числа наиболее консервативно настроенных представителей духовенства и мирян.

Современная Русская православная церковь, несмотря на сильные консервативные и охранительные тенденции, несмотря на явное нежелание немалой части клира менять хоть что-нибудь, начинает активно осваивать новые для нее формы миссионерской работы и общения с паствой. Используются средства массовой коммуникации, в том числе и самые современные, такие, как интернет. В русскоязычном секторе «всемирной паутины» действует множество веб-сайтов различных епархий, в том числе и официальный сайт Московского патриархата. Часть священников РПЦ активно ведет собственные «живые журналы», которые используются им для миссионерской работы. Официальная позиция Русской православной церкви в вопросе использования возможностей сети Интернет отражена в словах руководителя Пресс-службы Московской Патриархии священника Владимира Вигилянского: «В Сети сейчас около 2 ООО действующих православных сайтов. Кроме того, многие священнослужители ведут блоги. И этот способ общения, подачи и доставки информации очень ценен, поскольку бумажные СМИ часто опаздывают и не умеют найти своего целевого читателя. В Интернете же это можно делать гораздо эффективнее»1.

1 Священник Владимир Вигилянский высоко оценил роль Интернета в проповеди православного христианства. http://www.religare.ru/article64566.htm

Справедливости ради стоит отметить, что РПЦ, как и другие православные церкви, совсем недавно начала осваивать новые формы работы, и делает это пока с довольно заметной осторожностью. Западные церкви значительно ушли вперед в этом отношении: «По данным Гарвардского института религиозных исследований с 1998 по 2002 г. число американских церковных сайтов увеличилось с 11 до 45%. В этот период времени стали практиковаться виртуальные встречи в кибер-пространстве для проведения совместных молитв. Первой Церковью, которая претендует на то чтобы называться "i-Церковью", стала Церковь Англиканская, которая, исходя из собственных либеральных предпосылок, благодаря интернет-проектам стала похожа на дискуссионную комнату. Необычен и проект "Церкви глупцов" (Church of fools) - экспериментального сайта, который представляет собой виртуальный храм. Используя аватары, каждый желающий может перемещаться по виртуальному церковному строению в режиме online»'. Западные христианское церкви активно заимствуют идеи популярных интернет-проектов, создавая свои собственные на их основе: «Непревзойденным лидером Интернет-видео остается YouTube, ежемесячная посещаемость которого составляет более 70 млн. пользователей [4]. Не удивительно, что и у YouTube существует множество клонов, среди которых есть и христианские, которые не только служат делу миссии, но и приносят своим создателям немалые деньги. Христианский клон YouTube, получивший оригинальное название GodTube, был признан социологической компанией comScore лидером Интернета по темпам роста - в настоящее время на GodTube уже зарегистрировались более 500 тыс. пользователей, ежемесячная посещаемость - 2 млн. уникальных посетителей, которые просматривают более 12 млн. видеороликов. ... Другой пример "христианского клонирования" - известная социальная сеть MySpace, которая также приобрела своего христианского клона под названием MyChurch. MyChurch предлагает пользователям организовать собственную "церковь" в Интернете или, в крайнем случае, расширить свой круг общения благодаря другим веб-христианам. С момента открытия в рамках MyChurch было создано более 30 000 "церквей", в которых ежедневно совершаются веб-богослужения. Число участников - более 230 000 зарегистрированных пользователей. Пастор Церкви Давида Рэнди Хоекстра отметил: "MyChurch действительно

1 Нс.щкинов П., нрптпьрсь. Атака церковных клонов, или о христианизации популярных интернет-брендов. 11(1р://шшш.ге11§аге.ги/2_62437.111ш1

изменила мою церковь. Бог использовал МуСЬигсИ, чтобы создать наше сообщество, и я нахожусь в трепете от этого. Мои прихожане наслаждаются нашим веб-сообществом"»1. Окажутся ли приемлемыми такие интернет-проекты для Русской православной церкви - покажет будущее.

В Заключение подводится итог проделанной исследовательской работы, приводятся выводы, полученные в результате исследования, и определяются перспективы возможной дальнейшей исследовательской работы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Геворкян Р.Э. К проблеме негативных особенностей функционирования новых религиозных движений в крупных городах России XX в. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 6. 0,4 п.л.

Геворкян Р.Э. Развитие новых религиозных движений в России конца XX в. - начала XXI в. / Тезисы межрегиональной научной конференции молодых ученых // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск. 2009. 0,1 п.л.

Геворкян Р.Э. Распространение новых религиозных движений в современном российском обществе // Гуманитарные и социальные науки [Электронный журнал]. 2010. № 3. 0,3 п.л.

Геворкян Р.Э. Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества. Ростов-на-Дону, 2010. 6,0 п.л.

Там же.

л

Формат 60х84'/1б. Печ. л. 1,0. Бумага офсетная. Ризография. Тираж 100 экз.

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Актуальные проблемы современной науки 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140 Тел. 264-56-07

Типография ЗАО «Центр Универсальной Полиграфии» 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, офис 201 тел. 8-918-570-30-30

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Геворкян, Роберт Эдвардович

ВВЕДЕНИЕ Стр.1.

ГЛАВА 1. НРД В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УРБАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Проблемы типологии НРД. Миропринимающие и мироотрицающие движения. Стр.9.

1.2. НРД и традиционные религии в социальном контексте: сравнительный анализ. Стр. 39.

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ВНУТРЕННИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И ИНТЕГРАЦИЯ НРД В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

2.1. Внутренние трансформации НРД как показатель возможностей интеграции в современное общество. Стр. 57.

2.2. Сложности и пределы социальной интеграции НРД. Стр. 72.

ГЛАВА 3. ОТВЕТ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ НА ВЫЗОВ НРД

3.1. Традиционные религии в поисках ответа на вызов НРД. Стр. 84.

3.2. Изменения в традиционных религиях: современность и перспективы. Стр. 100.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Геворкян, Роберт Эдвардович

Актуальность темы исследования.

На рубеже шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века в западных странах начинается бурное распространение новых религиозных движений (НРД). Спустя примерно двадцать лет, после отказа от политики государственного атеизма и предоставления свободы религиозным объединениям, этот процесс затронул и Россию. В конце восьмидесятых -начале девяностых годов в нашей стране появляются сотни новых религиозных групп, а общее число их последователей достигает, по приблизительным оценкам, нескольких сотен тысяч человек. Число последователей различных НРД достигло в нашей стране своего пика к середине девяностых годов, затем начало стабильно сокращаться, и к настоящему времени стабилизировалось на уровне всего нескольких десятков тысяч человек, если исключить из их числа Свидетелей Иеговы и Церковь

Иисуса Христа святых последних дней. Но и включение последователей этих религиозных организаций в число НРД тоже дает суммарно не очень большую цифру в масштабах нашей страны: ориентировочно около 300 тысяч человек.1

В это же время, то есть на рубеже восьмидесятых-девяностых годов, в России начинается динамичный рост протестантизма. Наряду с протестантскими объединениями, существовавшими в нашей стране еще в советские времена, появляется много новых общин, преимущественно пятидесятнического и харизматического толка. Но, в отличие от НРД, протестантские церкви в нашей стране не сталкивались со снижением числа приверженцев, и продолжают стабильный рост. В настоящее время число

1 См. : Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. http://\w,'w.staг!ightsite.co.uk/keston/russia/articles/june2005/09Statistics.html наших сограждан, исповедующих протестантизм различных толков и направлений, составляет около 1,5 миллионов человек.

Таким образом, в течение последних двух десятилетий религиозная палитра нашей страны претерпела значительные качественные изменения. Наряду с последователями традиционных религий, также очень сильно пополнившими свои ряды, появилось и заметное число приверженцев полностью или частично новых для нашей страны вероучений. Для сравнения: общая численность активных, а не номинальных, последователей Русской православной церкви, регулярно посещающих богослужения и исполняющих все предписания своего вероучения, составляет у нас не более 7-8 миллионов человек. Это - совершенно новая ситуация, требующая осмысления. Нам представляется существенным то, что, в отличие от православия, для которого опорой и самой многочисленной прослойкой верующих на протяжении многих столетий было сельское население России, и сохраняющего даже в настоящее время в своем укладе некоторые черты «сельской» религии, новые общины чаще всего являются подчеркнуто «городскими». Они создаются горожанами, довольно часто неплохо образованными, они обращаются со своей проповедью к жителям городов, и нередко сконцентрированы в мегаполисах. Их вероучения, культовая практика, моральные нормы, образ жизни, предписываемый последователям, соответствует специфическому жизненному укладу обитателя современного мегаполиса. В современных российских городах за последние двадцать лет сложились специфические новообразования, которые можно назвать новыми религиозными субкультурами. Эти субкультуры оказываются втянутыми в разнообразные социальные и политические процессы, а также играют роль в культурной жизни современного российского города. Следует отметить, что значение новых религиозных движений в этих процессах не следует недооценивать. Порой они оказываются в эпицентре острой общественной дискуссии, как это произошло, например, не так давно с проектом создания нового обширного храмового комплекса и культурного центра Общества сознания Кришны в Москве.

В силу всего сказанного мы считаем актуальной и своевременной работу, посвященную изучению специфике новых религиозных движений, и месту и роли в условиях современного урбанистического общества.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступают новые религиозные движения. Предметом исследования является взаимодействие НРД с окружающим обществом в сравнении с традиционными религиями.

Степень разработанности проблемы.

Исследованию феномена новых религиозных движений посвящена обширная зарубежная и отечественная научная литература. Наиболее значительные работы по новым религиям принадлежат перу таких зарубежных ученых, как А. Баркер, М. Интровиньо, Д. Хадден, Д.Мелтон, Д. Ричардсон. Среди отечественных ученых выделяются имена Л. Н. Митрохина, Е. Г. Балагушкина, И. Я. Кантерова, Б. 3. Фаликова, М. 3. Штерина. Этой проблематике также посвятили свои публикации и многие другие авторы. Однако, несмотря на изобилие научных публикаций, множество вопросов в настоящее время еще далеки от решения. К числу наиболее важных из нерешенных проблем следовало бы отнести проблему построения типологии НРД, проблему сравнительного анализа сущностных черт НРД и традиционных религий, а также ряд проблем, относящихся к различным вариантам взаимодействия НРД с окружающим социумом, как то: динамика интеграции НРД в общество, проблемы, возникающие при этом, причины разрыва части НРД с обществом, и ряд других. з

Методологические основы исследования.

Методологической основой анализа взаимодействия НРД с окружающим социумом являются принципы типологизации и выделения сущностных черт различных групп новых религий, предложенные Е. Г. Балагушкиным. Большое эвристическое значение для данной работы имеют категории «вызов» и «ответ», введенные А. Тойнби. Также в работе используется метод компаративного анализа и общенаучные методы исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является изучение взаимодействия НРД с обществом, взятое в сравнении с традиционными религиями. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть проблемы построения типологии НРД, проанализировать их сравнительные достоинства и недостатки, а также эвристические возможности.

2. Рассмотреть динамику трансформации отношения к обществу НРД разных типов.

3. Проанализировать характер взаимоотношений с обществом НРД, принадлежащих к разным типам.

4. Оценить возможности и перспективы интеграции в современное общество НРД, принадлежащих к разным типам.

5. Оценить НРД, принадлежащие к разным типам, с точки зрения перспектив их успешной интеграции в современное общество.

6. Рассмотреть те трудности, с которыми сталкиваются НРД при попытках интеграции в современное общество.

7. Провести сравнительный анализ потенциала НРД и традиционных религий в условиях, когда они оказываются соперниками.

8. Проанализировать причины соперничества ЕРД и традиционных религий, на первый взгляд, неоправданного острого вследствие незначительной численности НРД.

9. Проанализировать возможные варианты ответа традиционных религий на присутствие НРД, оцениваемое традиционными религиями как вызов.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Рассмотрены проблемы построения типологии НРД, проанализированы их достоинства и недостатки, предложен авторский вариант типологии НРД, основанный на типологии, разработанной Е. Г. Балагушкиным.

2. Проанализированы возможности изменения отношения НРД к окружающему обществу под влиянием различных факторов, а также возможные результаты этих изменений.

3. Проанализирован характер взаимоотношений с обществом НРД, принадлежащих к разным типологическим группам.

4. Рассмотрены возможности и перспективы интеграции в современное общество НРД, принадлежащих к разным типам, проанализирован потенциал интеграции, которым обладают НРД.

5. Рассмотрены объективные трудности, стоящие на пути интеграции НРД в современное общество.

6. Оценен сравнительный потенциал и возможности НРД и традиционных религий в условиях их соперничества за верующих, рассмотрены реальные и мнимые преимущества традиционных и нетрадиционных религий.

7. Проанализированы причины, вследствие которых традиционные религии оценивают даже незначительное присутствие в обществе НРД как крайне серьезный вызов.

8. Рассмотрены возможные варианты ответа традиционных религий на вызов со стороны НРД.

Тезисы, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Типологии НРД, предлагаемые исследователями этого феномена, являются ограниченными по своим возможностям, строятся с использованием различных типологических критериев, и могут варьироваться в зависимости от целей и задач исследования. Для анализа роли и места НРД в современном обществе большие эвристические возможности открывает типология НРД, в основу которой полагается признак отношения НРД к социальной действительности. В таком случае две основные типологические группы будут включать: 1) НРД, нацеленные на преобразование мира (обновленческие), и 2) НРД, отрицающие социальную действительность (оппозиционные).

2. Позиция НРД по отношению к окружающему обществу под влиянием различных факторов может меняться на противоположную: от отрицания к принятию, или наоборот, что приводит к интеграции НРД в общество либо к его маргинализации. Таким образом, возможна как трансформация обновленческих НРД в оппозиционные, так и оппозиционных НРД - в обновленческие.

3. НРД обладают крайне значительным потенциалом интеграции в общество, что связано с присущими им возможностями достаточно 6 радикальных изменений на кратком отрезке времени. Наиболее значительным потенциалом обладают НРД, изначально возникающие как обновленческие. НРД этого типа в настоящее время являются наиболее глубоко интегрированными в современное общество. Оппозиционные НРД приобретают такой потенциал в случае трансформации в движения обновленческого типа. НРД этого типа являются наиболее проблемными. В предельном варианте их неприятие общества выливается либо в самоуничтожение, либо в попытки разрушить общество.

4. НРД, будучи неукорененными в обществе, не могут существовать, не занимаясь крайне активной миссионерской деятельностью, что вызывает отторжение и неприятие со стороны окружающих. Таким образом, на пути интеграции в общество НРД сталкиваются с объективными трудностями, обусловленными самой природой этих религий.

5. Потенциал внутренних изменений, которым обладают НРД, намного превосходит аналогичный потенциал традиционных религий, что, казалось бы, должно давать НРД серьезные преимущества в соперничестве. Однако в действительности это преимущество является, по большей части, мнимым: традиционные религии, укорененные в национальных культурах, сохраняют подавляющее преимущество в численности своих последователей по сравнению с НРД, не укорененными в культурной традиции.

6. Несмотря на крайне незначительную численность НРД, традиционные религии обоснованно рассматривают их деятельность как очень серьезный вызов. НРД, будучи изначально «городскими» религиями, способны успешно осваивать новые формы презентации своих учений, адаптированные к запросам жителя современного мегаполиса, особенно принадлежащего к младшему поколению. Это привлекает в ряды НРД часть молодежи, а с притоком молодых 7 верующих любая религиозная организация связывает свои надежды на будущее.

7. Наиболее перспективным ответом традиционных религий на вызов со стороны НРД является частичная модернизация традиционных религий, не затрагивающая, однако, основ вероучения и сложившейся веками культовой практики. Политика «очернения» НРД в глазах общества, или призывов к административным запретам является бесперспективной и чреватой нежелательными для общества в целом последствиями.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе, а также при разработке религиоведческих курсов для высших и средних учебных заведений. Они также могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликовано 2 статьи и тезисы для научно-практической конференции.

Структура работы.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка литературы, состоящего из 117 названий.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели положение новых религий в современном урбанистическом обществе, уделив особое внимание тому, каким образом взаимодействуют со своим социальным окружением НРД, относящиеся к двум разным типам, то есть к обновленческому и к оппозиционному, или мироотрицающему. Обновленческие НРД - наиболее динамичны, они лучше любых других приспособлены к условиям современного урбанистического социума. Некоторые из них готовы предложить свои рецепты улучшения мира, входя при этом буквально во все аспекты современной жизни: от экологических проблем до банковского дела.

Эти НРД обладают очень большим, в некоторых случаях почти что безграничным потенциалом внутренней трансформации, и способны найти отклик на запросы наших современников, предоставив им свой «спиритуальный товар» в том виде, который будет наиболее приемлем для «потребителя». Не столь уж редкими являются, как мы могли убедиться, и случаи, когда какое-либо НРД, возникнув как оппозиционное, со временем трансформируется, приобретая все характерные черты и качества обновленческого движения. Причем, что крайне существенно, эти трансформации могут происходить стремительно, на протяжении одного-двух десятилетий, так что в начале этого пути мы имеем замкнутую эскапистскую секту, а в конце - открытое миру объединение.

Напротив, мироотрицающие религии практически всегда оказываются на обочине современного мира. Поистине, можно считать большой удачей, если эти группы оказываются способны существовать более-менее стабильно, сохраняя свой ревниво оберегаемый от посторонних

110 искусственный мирок. Давление извне, или внутренняя неблагоприятная динамика могут подтолкнуть членов подобных общин к радикальным отчаянным действиям, выражающимся или в самоуничтожении, или в попытке спровоцировать апокалипсис (последнее в данном случае означает не что иное, как преступление, теракт, который должен стать «запалом» ко всеобщему уничтожению).

Мы также отметили, что, если мироотрицающие религии способны, при определенных условиях, трансформироваться в обновленческие, то справедливо и обратное утверждение: некоторые движения, начинавшиеся как обновленческие, и потерпевшие фиаско в своих усилиях, со временем превращались в отгородившиеся от мира эскапистские группы, то есть становились мироотрицающими. Таким образом, мы можем констатировать диалектику отношений НРД к социуму, в котором они находятся, что заставляет нас, при оценке того или другого конкретного НРД, рассматривать его в динамике, а не мыслить его как некое статичное образование. Однако здесь прогностическая оценка возможной направленности вектора трансформации НРД представляет собою чрезвычайно сложную задачу со множеством неизвестных. Здесь играют роль множество факторов, о которых невозможно сказать без детальной оценки, насколько они могут оказаться значимы. Подробное рассмотрение типичных факторов, обуславливающих трансформацию новых религий в том или ином направлении - задача будущего исследования.

Мы также установили: несмотря на то, что наибольшую обеспокоенность общественности и традиционных религий вызывают мироотрицающие эскапистские группы, некоторые из которых «прославились» громкими преступлениями и массовыми самоубийствами, наиболее серьезный вызов традиционным религиям исходит все-таки от обновленческих НРД. Гибкость и приспособляемость обновленческих движений ведет к тому, что традиционные религии теряют часть наиболее активных и перспективных потенциальных верующих, особенно из числа

111 молодых людей. Эти потери не столь уж и велики в количественном, отношении, но они воспринимаются, что неудивительно, крайне болезненно. Адекватным ответом на вызов со стороны НРД может быть только некоторая модернизация традиционных религий, которая, однако, не может, и не должна затрагивать основы вероучения и культовой практики традиционных религиозных организаций. Гибкость традиционных религий, в отличие от безграничной приспособляемости обновленческих НРД, имеет очень четко очерченные пределы, определяемые фундаментальными вероучительными положениями. И это — ни в коем случае не недостаток традиционных религий. Напротив - это их достоинство и в глазах самих верующих, и, как правило, в глазах общества в целом. Общественной критике обычно подвергаются те стороны1 жизни традиционных религий, которые не имеют прямого и непосредственного отношения к фундаментальным положениям вероучения, то есть косность в реагировании на важные социальные проблемы, неготовность вести диалог с различными общественными силами, и так далее. Но твердость в отстаивании того, что считается традиционными религиями неизменными божественными истинами, естественно, не вызывает, и не может вызвать массового неприятия со стороны людей современного общества, воспитываемых в духе уважения к чужим убеждениям. Скорее, безмерная гибкость, демонстрируемая частью НРД, вызовет со стороны окружающих если не неприятие, то, по крайней мере, иронию.

В то время как традиционные религии, даже в ущерб собственной популярности, отстаивают положения и принципы, принимаемые ими как истины свехчеловеческого происхождения, обновленческие НРД, изменяясь так, чтобы наиболее «уютным» образом встроиться в современную городскую жизнь, приспосабливают себя к человеку - то есть к потенциальному неофиту. И здесь будет уместно вспомнить знаменитую и многократно цитировавшуюся характеристику нашего современника, данную

Харви Коксом: «Два лейтмотива особенно характерны для стиля мирского

112 града. Мы назовем их «прагматизмом» и «профанностью». . Под прагматизмом» мы понимаем заинтересованность секулярного человека вопросом «будет ли это работать?». Секулярный человек не слишком озабочен тайнами. Его мало интересует то, что представляется непригодным

 

Список научной литературыГеворкян, Роберт Эдвардович, диссертация по теме "Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология"

1. 30 сектантов в деревне Погановка ждут под землей конца света. Российское информационное агентство «Новый Регион». Версия 2.0. http://www.nr2.ru/incidents/149748.html

2. Aum Shinrikyo. http://religiousmovements.lib.virginia.edu/nrms/aums.html

3. Beit-Hallahmi В. Scientology Religion or racket, http://www.uni-mai^urg.de/religionswissenschaiVjoumal/mjr/beit.html

4. Branch Davidians. http://religiousmovements.Hb.virginia.edu/nrms/bran.html

5. Goerman P. Heaven's Gate: Sociological Perspective. http://religiousmovements.lib.virginia.edu/iirms/heavensgate/Goerman.html

6. Mind Control in New Religious Movements. АРА Memo to DIMPAC http://www.rickross.com/reference/apologist/apologistl 1 .html

7. The Anti-Cult Movement, http://www.religioustolerance.org/acml .htm -http://www.religioustolerance.org/acm4.htm

8. The Counter Cult Movement.9. http://www.religioustolerance.org/ccm.htm -http ://www.religioustolerance.org/ccm3 .htm

9. The Family (Charles Manson). http://www.religioustolerance.org/dccharl.htm

10. The Family (Children of God). http://religiousmovements.lib.virginia.edu/nrms/Family.html

11. The Family (The Children of God) http://religiousmovements.lib.virginia.edu/nrms/Family.html13. Jonestown.http://religiousmovements.lib.virgmia.edu/m*ms/Jonestwn.html

12. Августин (Никитин). Саентологическая церковь. Миссионерское обозрение, №11,1198.15.