автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Нравственно-религиозные искания В. В. Розанова
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Альшевская, Лариса Владимировна
Актуальность темы исследования
Глубокий интерес, проявляемый современными исследователями к изучению отечественной философской мысли конца XIX - начала XX века даёт повод говорить о схожести социально-политической ситуации, объективно сложившейся в России сегодня и той, что обнаружила себя в стране столетие назад. Нестабильность общественно-политической и экономической обстановки, социальная напряжённость, тенденция к духовной деградации - признаки, характерные не только для России того времени, но и для сегодняшней России. Неуверенность в завтрашнем дне и страх перед будущим заставляют сегодня думать о хлебе насущном, а не о нравственных абсолютах. Как и в конце прошлого века существует опасность проявлений крайней вседозволенности и подмены искренней веры суррогатом религиозности. Остро стоит и проблема человеческого существования в посттоталитарный период.
Стремление понять и объяснить нравственно-религиозные искания наших соотечественников конца прошлого - начала нынешнего столетий свидетельствует не только об осознании того, что еще не всё в духовном наследии прошлого открылось нам сполна, но и о необходимости усвоить уроки прошлого, чтобы не повторить забытых ошибок
Обращение к В.В. Розанову сегодня - не просто необходимость времени единственно из-за того, что на протяжении долгих десятилетий он находился в забвении. Потребность в изучении его творчества обусловлена невероятной современностью его произведений. Забыть его - значило бы, во-первых, неоправданно нарушить своеобразную картину общественно-политической и нравственной атмосферы того времени, а во-вторых, утратить необыкновенно ценное литературно-философское наследие, сохранившее свою актуальность до сегодняшнего дня.
Розанов был одним из самых противоречивых мыслителей России рассматриваемого периода: всегда непостоянный и непоследовательный в своих умозаключениях, мечущийся между гармонией и хаосом, он не создал какой либо философской системы в общепринятом смысле слова. "Все путаю, путаный философ и путаный мыслитель", - писал о себе Розанов (101, С.446). Однако, несмотря на то, что его философские воззрения часто архаичны по своей структуре, и на первый взгляд, не поддаются сведению к общему основанию, в его творчестве четко обозначены три проблемы: перспективы развития Российского государства, судьбы религии и церкви, а также взаимоотношения личности и общества. Эти определяющие моменты творчества Розанова и множество других, не менее важных и значимых (например, критика христианства по поводу семейного вопроса, война и Россия, религии Древнего Востока, национальный вопрос) постоянно переплетаются в его работах, составляя яркий узор удивительной розановской мысли.
Мы считаем, что столь разнообразный тематический набор, с одной стороны, обусловлен существованием очень важной проблемы для России рассматриваемого периода, а с другой, - был направлен на ее решение. Этой проблемой стал нравственно-религиозный поиск.
Рубеж Х1Х-ХХ веков в истории России - апогей развития философии и литературы, время преодоления имморализма, возникшего в 60-70-е годы. Свидетельство тому - множество литературно-художественных и философских направлений (декаденты, символисты, мистики - богоискатели, теософы и другие), одной из главных задач которых был поиск нравственного смысла человеческого существования. Пути представителей этих течений были тернистыми. Розанов в этом отношении - одна из трагических фигур в русской культуре. Его трагизм, на наш взгляд, заключался в том, что приобщившись, как и многие его современники, к нравственно - религиозным исканиям, он остался в одиночестве (в прямом смысле слова и идеологически), непонятым и осужденным большинством. "Страшное одиночество за всю жизнь. С детства. Одинокие души суть затаенные души. А затаенность от порочности. Не от этого ли боль? Не только от этого" (106, С.91).
Многие современники Розанова, его критики и оппоненты называли его имморалистом, человеком, отрицающим моральные, нравственные идеалы и этические нормы. Но на наш взгляд, Розанов как раз пытался отыскать новые основания для христианской нравственности. Он считал, что разрушение нравственности, морали и философии началось еще с идей Чернышевского, Добролюбова и Герцена. Новая нравственность, предложенная ими вместо немецкой эстетики и обывательской морали, проводилась в жизнь под лозунгом утилитаризма. Новая философия, основанная на материалистических принципах, заменила собой христианскую метафизику. В этом, полагал Розанов, - негативные признаки деятельности шестидесятников. Начиналась эпоха позитивизма. Рационалистические традиции обрели новую почву - российскую. Однако период торжества позитивистских идей длился не долго. Неспроста Розанов заявил об отказе от "наследства 60-70-х годов".
Проблемы нравственного выбора, истинной веры, взаимоотношения личности и социума, а также лучшего устройства общества - вечные. Но на определенном историческом этапе развития страны, общества, культуры, эти вопросы обостряются, давая сильный импульс для развития общественной мысли, философии и в особенности, для появления глубоких, необыкновенно одаренных мыслителей. Поэтому в современный исторический момент мы снова обращаемся к Розанову, чье творчество стало точкой пересечения тех противоречий и проблем, которые до сих пор не потеряли своей актуальности.
Степень изученности темы.
В процессе работы над темой диссертационного исследования мы обнаружили, что важнейшие аспекты данной проблемы, а именно: идеи Розанова о духе, о творчестве и его критика утилитаризма оказались неизученными. Но даже по таким известнейшим моментам его творчества, как оппозиция христианству и семейный вопрос, исследования, как таковые, отсутствуют, уступая место критическим отзывам и личным воспоминаниям современников.
Несмотря на то, что основные направления будущего изучения творчества Розанова были сформулированы Э.Голлербахом в книге "Розанов: жизнь и творчество" (М.,1922), сегодня прослеживается явная тенденция, зародившаяся еще при жизни мыслителя, характеризовать его мировоззрение "в целом", "вообще". Поскольку были попытки оценить его мировоззрение "по большому счету", то его нравственно-религиозный аспект, как таковой, и связь этого и других аспектов ранее не рассматривались.
Однако пока в России о Розанове почти ничего не публиковалось, за ее пределами, в Германии, США, Италии и во Франции выпускались его работы, печатались статьи о нем и даже было защищено несколько диссертаций. Назовем некоторые из них. Emerson G.C. Rozanov and the End of Literature// Russian Review- Stanford.-1979.-Vol.38.-No.4.-p.p.513-514.; Stammler, Heinrich A. Vasilij Vasilievich Rozanov als Philosoph.-Giessen.
1984.; Romanoff Jannet S. Vasilij Rozanov: The "Jurodivuj" of Rassian Literature.- Ph.D.Diss.- Stanford University.-1974.
Основываясь на этих выводах, мы полагаем, что необходимо выйти на качественно новый уровень исследовательской работы, который предполагает переход от общих характеристик мировоззрения Розанова к изучению конкретных его аспектов, в данном случае - нравственно-религиозного. В своей статье об А.С.Пушкине Розанов писал, что "о Пушкине вообще" больше нечего говорить, "Пушкин вообще весь выговорен и обдуман" (77, С. 57). Настало время и для творчества самого Розанова "в подробностях".
Из идеи о необходимости изучения розановского творчества на современном этапе детально и углубленно, вытекают и требования к диссертационному исследованию. Оно не должно ограничиваться лишь определением нравственно-религиозных принципов мировоззрения Розанова, но должно дать ещё и обоснованную характеристику связей этих принципов с основными направлениями философской мысли. Поэтому представляется целесообразным исследовать тему не изолированно, саму по себе, а в контексте социально-политической обстановки и на фоне развития общественной мысли в России на рубеже XIX-XX столетий.
Цель и задачи исследования.
Основной целью диссертации является исследование существенных особенностей духовного поиска В.В.Розанова как своеобразного, но закономерного элемента религиозно-философской мысли в России, сложившейся на рубеже XIX-XX веков, а также обоснование значимости его нравственно-религиозных идей для познания современных социальных и духовных процессов.
Данная цель конкретизируется в ряде следующих задач: г* у
-выявить и охарактеризовать основные причины появления в русской культуре в конце XIX- начале XX века такого непоследовательного мыслителя, как В.В.Розанов;
-исследовать мировоззренческую эволюцию Розанова и определить общее и особенное в его философских взглядах и в христианском миропонимании;
-проанализировать рационалистический аспект его мировоззрения как основание для возможности построения философской системы;
-выяснить значимость процессов духовной жизни общества и творческой активности личности в философском наследии Розанова;
-рассмотреть вопрос взаимоотношения личности, семьи и государства в работах Розанова как проблему этического и социологического индивидуализма.
Методологические основы и источники исследования.
Методологической основой диссертационного исследования послужили принципы научно-философского исследования, основанные на диалектико-материалистической теории познания. Непосредственно в анализе проблем темы диссертант обращался к методу восхождения от абстрактного к конкретному и элементам историко-логического метода. Наряду с общенаучными принципами познания использован сравнительный подход к изучению нравственно-религиозных идей в философском наследии Розанова и в основных направлениях общественной и философской мысли в России того времени. Одним из главных методологических оснований проведенного анализа явилось изучение духовных исканий Розанова в строгой связи с конкретной социокультурной ситуацией в России.
Источниками исследования послужили, в первую очередь, труды
-- л
В.В.Розанова и его современников, а также теоретические разработки отечественных и зарубежных философов, затрагивающие проблему особенностей и закономерностей в развитии общественной, культурной ситуации и нравственно-религиозного поиска в России на рубеже XIX -XX веков.
Научная новизна работы заключается в том, что она является одним из первых в современной отечественной литературе социально-философским исследованием истоков и содержания самобытного творчества В.В.Розанова. В данном исследовании впервые определяется роль и значение нравственно-религиозных представлений Розанова в русской философии и культуре. Эти общие суждения о научной новизне исследования уточняются ряде положений, выносимых на защиту:
-обоснован тезис, что мировоззрение Розанова, как и мировоззрение большинства представителей религиозно-философской мысли в России на рубеже прошлого и нынешнего столетий, стало своеобразным ответом на позитивизм, не свободным, однако, от рационалистической традиции;
-определена и доказана связь мировоззрения Розанова с теософией на основании субстанциальной теории индивидуальности и представлений о безличном абсолюте;
-рассмотрены основные составляющие его эклектизма как символа постмодерной эпохи;
-сделаны принципиальные выводы о невозможности причисления Розанова к имморалистам;
-охарактеризованы специфические идеи Розанова о духовной жизни личности и общества и обоснована их значимость для изучения современной социокультурной ситуации в России. Научно-практическая значимость исследования.
Теоретическое значение работы определяется, прежде всего тем, что основные проблемы исследования составляют неотъемлемую часть современной отечественной и мировой философии. Теоретические выводы и положения могут иметь значение при изучении социально-философских аспектов современной социокультурной ситуации, а также могут быть использованы в преподавании социальной философии, социологии и культурологии, в частности, для разработки спецкурсов нравственно-религиозной тематики.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой философии Бурятского государственного университета.
Результаты исследования излагались в тезисах и сообщениях на научных конференциях: XXXV Международной конференции "Студент и научно-технический прогресс" (Новосибирск, апрель, 1997г.), "Новые тенденции в философии и проблемы гуманитарного образования" (Иркутск, февраль, 1998г.). Материалы исследования применялись при разработке курса лекций по культурологии.
По теме диссертации опубликовано 4 работы.
Структура работы. Цель и задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Нравственно-религиозные искания В. В. Розанова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственно-религиозные представления Розанова, подобно его мировоззрению вообще, многосоставны и сложны. Но категоричность Розанова не дает повода для однозначной оценки его творчества. Поэтому, изучая нравственно-религиозный аспект его философского наследия, мы попытались найти его истоки не только в конкретной социокультурной ситуации, но и в традиции русской религиозно-философской мысли. "На предмет надо иметь 1000 точек зрения. Не две и не три: а - тысячу. Это - "координаты действительности". И действительность только через 1000 точек на нее зрения и определяется" (84, С.527).
Подводя итог диссертационного исследования по теме "Нравственно-религиозные искания В.В.Розанова: социально-философский анализ", мы должны сделать несколько принципиально важных выводов.
Во-первых, нестандартное, своеобычное мировоззрение Розанова, на первый взгляд, так резко контрастирует с мировоззрением большинства русских философов, что сначала очень непросто воздержаться от их категорического противопоставления. Но признание его надкультурности неизбежно заводит исследователя в тупик. Поэтому мы считаем, что в плане теоретического исследования философского творчества Розанова существенно важным представляется разграничить, во-первых, проблемы, которым он посвятил свои работы, и во-вторых, методы, с помощью которых он пытался их решить. Темы, занимающие пространство его творчества, как нам представляется, не выходят за рамки проблем, широко дискутируемых в России в конце XIX - начале XX века. Это темы религии, церкви, личности и общества и перспектив развития Российского государства. Неординарность же его - в способах подачи материала, в
- (р л ~ предлагаемых методах решения нравственно-религиозных проблем.
Философские взгляды Розанова развивались параллельно с различными направлениями философской мысли в России. Но его мировоззрение, как и мировоззрение других российских философов той эпохи, исходит из одной точки - среды, в которую они были погружены. Мы полагаем, что в условиях обостряющегося кризисного состояния России в рассматриваемый период возникновение такого "путаного" было мыслителя если не закономерным, то неизбежным явлением. В переломные исторические эпохи всегда появлялись личности особого склада ума, инакомыслящие, иногда гонимые большинством.
Считаем, что одним из главнейших мотивов, объединяющих Розанова с другими русскими мыслителями конца XIX - начала XX века была идея обновления всех сфер социальной жизни.
Поэтому, несмотря на бесспорную исключительность писательского таланта Розанова, полагаем, что нельзя утрировать самобытность его творчества. "У Розанова нет учителей и невозможны ученики", - писал Б.Грифцов (25, С. 15). Отчасти это так. Скорее, это высказывание справедливо во второй своей части. Но в то же время на развитие его стиля, формы изложения оказали влияние многие русские писатели и философы. В первую очередь, конечно, Ф.М.Достоевский и К.Н.Леонтьев. Как мы выяснили, не новы были и проблемы, решению которых он посвятил свои работы. Более того, считаем, что творчество Розанова было закономерным продолжением русской писательской и философской традиций, особенно в области нравственно-религиозной мысли. Мы пришли к такому выводу, потому что индивидуализм был темой всей российской интеллигенции.
Во-вторых, мы выяснили, что основным противоречием Розанова с
- 4 с З> христианством явилась его идея о духе, как о безличном, бесконечном абсолюте. Это и послужило, на наш взгляд, основным пунктом его расхождений с христианством, и прежде всего, с Христом, как с Личным Богом. Это дает нам повод думать о сходстве представлений Розанова и теософов. Розанов, как и представители теософии, считал, что ограниченный Бог не может быть источником безграничных чувств, то есть абсолютных моральных и нравственных правил. Это сходство подтверждается смысловым подобием многих цитат Розанова и Блаватской. Далее, в результате проведенного анализа, мы определили, что Розанов, проповедуя идею безграничного Абсолюта, не был язычником в бесспорном смысле этого слова. Поэтому очень важно, на наш взгляд, учитывать, что язычество - одна из составляющих его мировоззрения, но не определяющая его.
В-третьих, в отличие от многих современников Розанова, мы считаем, что основой эклектичного мировоззрения этого мыслителя всегда была религиозность, вера. Эклектизм его - прежде всего в совмещении на основании веры четырех составляющих: христианства, язычества, иудаизма и теософии. Эклектизм его еще и в попытке совместить индивидуальный, интуитивный пути достижения истины с универсальностью, абсолютностью и всеобщностью самой истины.
Еще в конце прошлого - начале нынешнего столетий было замечено, что Розанов постоянно разрушал всякую систему, не создавая собственной. Тим простым аргументом объяснялось его непоследовательность. Мы полагаем, что несмотря на внутреннюю противоречивость творчества, Розанов стремился к гармонии. Мы считаем, что он никогда не отказывался от позитивизма, более того, сумел совместить его в своей философии с метафизикой христианства. А его эклектизм отчасти еще и в том, что против позитивизма он боролся позитивистскими же методами, с логической расчетливостью и обоснованностью.
В-четвертых, вопреки устоявшемуся мнению, что книга Розанова "О понимании" не нашла продолжения (в идейном смысле) в его последующих работах, полагаем, что во многом в его произведениях более позднего периода прослеживается связь с этой первой философской работой. Это дает повод говорить о последовательности (пусть своеобразной) и определенной целостности его мировоззрения. Мы считаем, что уже в этой работе проявляется его стремление найти новые, непозитивистские основания для человеческой деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что за основной научный метод он принял не объективирующее объяснение, а понимание.
Несмотря на значительный прогресс в сфере техники и технологии, наука не самодостаточна и требует оценки и осмысления. Это значит, что человек и в дальнейшем будет искать объяснения своей деятельности. Розанов уже столетие назад писал о той опасности, которую влечет за собой век техники. Поэтому считаем, что он вовсе не "плыл против течения" (а такая точка зрения до сих пор преобладает в литературе о нем), а наоборот, опережал многих своих современников в осознании возможности техногенной катастрофы. На наш взгляд, эпоха постмодернизма для него началась уже в конце прошлого столетия. Полагаем, что Розанов, как никто другой тогда осознал, что в отличие от материальных процессов, духовные необратимы. Поэтому его мировоззрению были присущи признаки постмодернистской культуры: контекстуальность, множественность различных форм познания, духовно-телесный реализм, субстанциальная теория личности.
В-пятых, вопреки некоторым современникам Розанова, которые называли его "русским Фрейдом", мы определили два главных и принципиальных отличия философии З.Фрейда и Розанова. Фрейд считал, что мораль и закон заглушают природное в человека. Розанов тоже много писал о первозданной природе человека. Но Фрейд имел в виду, что мораль и этические нормы отдаляют человека от природных истоков его подсознания. Розанов же считал, что это подсознание и есть свобода, любовь, добро и справедливость, то есть, именно то, что для Фрейда было в области надсознательного, или культурного. Поэтому полагаем, что первое отличие их взглядов в том, что они, говоря о подсознании, имели в виду различное его содержание: для Фрейда оно- наполнено, а для Розанова -полно. Второе важное, на наш взгляд, отличие заключается в том, что Фрейд отверг религиозную веру, как необходимый элемент человеческого развития, а Розанов наоборот, связывал дальнейшую историю человечества с восстановлением в человеке религиозного чувства.
Далее, мы полагаем, что Розанов не был имморалистом. Этому есть две причины: а) изначальную природу человека он признавал позитивной и считал, что человек должен стремиться к ее реализации; б) жизнь и обретение потенциальной положительной природы возможно только в религии, считал он. А так как всякая религия является носителем моральных и нравственных догм, то Розанова нельзя назвать человеком, отрицающим мораль.
И, наконец, мы предлагаем два, на наш взгляд, перспективных направления в изучении творчества Розанова.
1. "Мировоззрение Розанова в контексте современной духовной ситуации в России". Эта тема представляет интерес для исследователя по причине того, что сегодня Розанов снова популярен в России. Необходимо будет детально изучить истори /6' 6 ческую и социально-политическую обстановку в конце XIX -начале XX веков, сравнить ее с современной, и на основе полученных выводов попытаться объяснить социокультурную ситуацию в стране сегодня и наметить перспективы развития.
2. "Экзистенциальная философия и Розанов. Социальный аспект человеческого бытия". Результатом этого исследования должны быть выводы по сравнению способа и смысла человеческого существования, включающие сравнительный анализ того значения, которое придавали Розанов и экзистенциалисты повседневному бытию, семье, цели и возможностям человека в мире. г /'
Список научной литературыАльшевская, Лариса Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: в 2 Т.: М., 1998.
2. Белый А. В.В.Розанов // Белый А. Начало века. М.;1990.-С.476-482.
3. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. - 528 с.
4. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1990. - Т. 2. -С.288-296.
5. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1998. - 384 с.
6. Бердяев H.A. О новом религиозном сознании // Sub specie aeter nitatis. СПб., 1907. - С. 338-373.
7. Бердяев H.A. Сомопознание. Л., 1991.- 398 с.
8. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. - 208 с.
9. Бердяев H.A. Христианский социализм. Новосибирск,1991.-350 с.
10. Бердяев H.A. Христос и мир // Русская мысль. -1908. №6. -С. 42-55.
11. Библия. Чикаго, 1990. - 1499 с.
12. Блаватская Е.П. Карма судьбы. М., 1998. - 496 с.
13. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М., 1993, - 320 с.
14. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Смоленск, 1993. - Т.1. -506 с.-10Í
15. Брюсов В.Я. Переписка с А. Белым и В.Ивановым// Литературное наследство: Т. 85. Валерий Брюсов. М., 1976. - С.327-542.
16. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозаключения.-М., 1994.-415 с.
17. В.В.Розанов: Pro et Contra: Антология. В 2-х Т.-СП6.-1995.
18. Волжский / Глинка A.C. / Мистический пантеизм Розанова // Из мира литературных исканий. СПб., 1906. - С. 299-326.
19. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.-368 с.
20. Гиппиус З.Н. Живые лица. Л., 1991. - 198 с.
21. Гиппиус З.Н. Забытая крига.-М., 1991.
22. Говоруха Отрок Ю.Н. Во что верил Достоевский? // Московские ведомости. - 1894. - №246.
23. Голлербах Э.Ф. В.В.Розанов: Жизнь и творчество. Пг., 1922.-110 с.
24. Горький A.M. Переписка с М.М. Пришвиным // Литературное наследство: Т. 70: Горький и советские писатели. М., 1963. -С. 319-362.
25. Грифцов Б.А. Три мыслителя: В.Розанов, Д.Мережковский, Л.Шестов. -М., 1911. 189 с.
26. Данилевский Н.Я. Россия и Европа . М., 1991. - 574 с.
27. Закржевский А. Религия: психологические параллели. Киев, 1913.-745 с.
28. Записки Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества. Вып. 4. Доклад Совета и решение по вопросу об отношении общества к деятельности В.В.Розанова. Стенографический отчет. СПб., 1914-1916.
29. Зеньковский В.В. К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов // История русской философии. Т.1. -4.2. - Л., 1991. - С. 226-278.
30. Измайлов A.A. Вифлеем или Голгофа // Новое слово. -1991.-№10.-С. 34-38.
31. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994. -176с.
32. Константин Леонтьев, наш современник: Сб-к. СПб., 1993.-464 с.33. Контекст-78.-М., 1978.
33. К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев // Русское богатство. 1911. -Ч. 2. - С. 165-169.
34. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.,1996.-799 с.
35. Леонтьев К.Н. Моя литературная судьба // Литературное наслед-ство.-М.,1935.-Т.22-24.
36. Леонтьев К.Н. Письма к В.В. Розанову // Волга.-1992.-№2.
37. Ленин В.И. Полнее собрание сочинений. Т.2.- С.507; Т.19.-С.168; Т.25.-С.172.
38. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.- 432с.
39. Луначарский А. В мире неясного и нерешенного // Этюды. -ПБг., 1922.
40. Лутохин Д.А. Воспоминания о Розанове // Вестник литературы.1921.-№ 4-5.-С.5-7.
41. Мережковский Л.С. Больная Россия. Л., 1991.-272 с. 43. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский.- СПб.,-1902.-Т.2.- С.ХХХШ - XXXIV.
42. Мережковский Д.С. Мистические хулиганы.// В тихом омуте.-1908.- С.241-225.
43. Мережковский Д.С. Новый Вавилон. // Новый путь.- №3.-С. 171180.
44. Мережковский Д.С. Революция и религия // Русская мысль.1907.-№2
45. Михайловский Н.К. Последние сочинения. СПб.,1905.- Т.2.-С.226-252.
46. Неизданные письма В.В. Розанова к К.Н. Леонтьеву // Литературная учеба.-1989.- № 6.
47. Нестеров М.В. Письма. Л., 1988.- 534 с.
48. Ницше Ф. Антихристианин. Ашхабад, 1990.-80 с.
49. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. -М.,1994.- 352 с.
50. Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994.- 399 с.53."О безвидной дружбе". Письма Розанова к Горькому // Вопросы литературы.-1989.- № 10.
51. О России и русской философской культуре. Философы Русскогопослеоктябрьского зарубежья. М., 1990.- 528 с.
52. Павлова М. "Распоясанные письма" В.В. Розанова к З.Н. Гиппиус
53. Литературное обозрение.-1992.- № 11.- С.61-67.
54. Письма А. Блока к В. Розанову // Блок А. Сочинения. -М., Л.,1946.-С.533-534.
55. Письма В. Розанова к Б. Грифцову // Наше наследие. 1989.- №6
56. Письма В. Розанова к К. Леонтьеву, П. Перцову, И. Фуделю, Г.
57. Лопатину // Розанов В. Сочинения. М., 1990.- С.466-520.
58. Письма В. Розанова к Н.К. Михайловскому и П.Б. Струве // Вопросы философии. 1992.- № 9.
59. Письма В. Розанова к Э. Голлербаху // Лепта.-1991 .-№ 5.
60. Переписка А.Г. Достоевской с В.В. Розановым // Минувшее.1990.-№ 9. С.289-292.
61. Переписка В. Розанова и Гершензона // Новый мир. 1991.- №3
62. Переписка Горького и Пришвина // Литературное наследство.1. Т.85.- С.319-362.
63. Переписка К. Леонтьева и В. Розанова // Декоративное искусство1. СССР.- 1989.-№ 10.
64. Перцов П.П. Литературные воспоминания. М., Л., 1993. - 322с.
65. Пришвин М.М. О В.В. Розанове // Контекст-90. М., 1990.-С.161-218.
66. Резинер Ф. Запредельная встреча. Дополнения к биографии В.
67. Розанова и К. Леонтьева // Звезда. 1993. - № 3.
68. Розанова Т.В. Воспоминания об отце В.В. Розанове и всей семье
69. Русская литература, 1989.- №№ 3-4.
70. Розанов В.В. Ангел Иеговы. Истоки Израиля. СПб., 1914. - 24с.
71. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени // Мимолетное. М.,1994.- С.413-473.
72. Розанов В.В. Брак и христианство // В мире неясного и нерешенного. М., 1995.- С.107-139.
73. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного, М., 1995.- 462с.
74. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. М., 1994.- 476 с.
75. Розанов В.В. Германские впечатления // Иная земля, иное небо .1. М., 1994.- С.281-327.
76. Розанов В.В. Иная земля, иное небо. -М., 1994.- 735 с.
77. Розанов B.B. Когда начальство ушло. М., 1997.- 571 с.
78. Розанов В.В. Кое-что новое о Пушкине // 0 писательстве и писателях, М., 1995.- С.57-64.
79. Розанов В.В. Концы и начала, "божественное" и "демоническое",боги и демоны // там же, С.78-95.
80. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского
81. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.- С.37-224.
82. Розанов В.В. Люди Лунного света: Метафизика христианства.
83. Репринтное воспр-ие 2-го издания 1913г.- М., 1990.-297 с.
84. Розанов В.В. Мережковский против "Всех" // Кодры. 1991.- №5.
85. Розанов В.В. Место христианства в истории. М., 1890.- 40 с.
86. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год. М., 1994.- 541с.
87. Розанов В.В. Мимолетное . 1914 год // Когда начальство ушло. М., 1997.- С.193-596.
88. Розанов В.В. Моя предсмертная воля // Вопросы литературы.1990.-№ 1.
89. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.- 605 с.
90. Розанов В.В. Неоцененный ум // 0 писательстве и писателях. -М.,1995.- С.515-523.
91. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. -М., 1990.- 605с.
92. Розанов В.В. О вере русских // Русская литература. 1991.- №1.
93. Розанов В.В. Один из "стаи славной" // 0 писательстве и писателях.-М., 1995.- С.605-609.
94. Розанов В.В. Около церковных стен. -М., 1995.- 558 с.
95. Розанов В.В. Опавшие листья. М., 1992.- 543 с.
96. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995.- 734 с.
97. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, граници внутреннего строения науки как цельного знания. СПб.,-in 1994.- 540 с.
98. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990.
99. Розанов В.В. О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира // Втемных религиозных лучах. М., 1994.- С. 417 - 426.
100. Розанов В.В. Природа и история. СПб., 1900. - 268 с.
101. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура: в 3-х Т. М., 1990.
102. Розанов В.В. Русская церковь // В темных религиозных лучах.1. М, 1994.-С.8-29.
103. Розанов В.В. Семья чиста крепко и государство//Очаг.-1992.-№ 1.
104. Розанов В.В. Сочинения. М., 1990.- 592 с.
105. Розанов В.В. Среди иноязычных // 0 писательстве и писателях. -М., 1995.- С.145-163.
106. Розанов В.В. Среди художников. М., 1994.- 494 с.
107. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.- 620 с.
108. Розанов В.В. Темный лик // В темных религиозных лучах. М., 1994.- С.404-426.
109. Розанов В.В. Уединенное. // Сочинения. -М., 1990.- С.26-101.
110. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни в русской Философии. СПб.- 1995.- С. 165-219.
111. Розанов В.В. Эстетическое понимание истории // Русские философы: Антология. М., 1994.- С.43-125.
112. Синявский А.Д. "Опавшие листья" В.В. Розанова. Париж, 1982.-337 с.
113. Смысл жизни: Антология. М., 1994.- 592 с.
114. Соловьев B.C. О христианском единстве. М., 1994.- 335 с.
115. Соловьев B.C. Порфирий Головлев о свободе и вере // Соловьев1. Y'/V
116. B. Сочинения в 2-х т. М., 1989.- Т.2.- С. 497-508.
117. Струве П.Б. Большой писатель с органическим пороком. Несколько слов о Розанове // Русская мысль. 1911.-№ № 11.1. C.138-146.
118. Троцкий Л.Д. Мистицизм и канонизация Розанова // Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991.- С.46-49.
119. Трубецкой С.Н. Чувственный и хладнокровный // Трубецкой С.Н. Собрание сочинений. Т.1. - М., 1907.- С.251-261.
120. Философов Д.В. Опавшие листья // Философов Д.В. Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени. СПб., 1909.-С.148-161.
121. Флоренский П.А. О В.В. Розанове (Письмо Д.И. Лутохину) // Литературная учеба. 1990.- № 1 .- С. 83.
122. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998.- 432с.
123. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб-к. М., 1998. - 448 с.
124. Чехов А.П. Письма // Полное собрание сочинений в 30-ти Т.-М., 1982.- Т. 11.
125. Чешихин-Ветинский В. "Свой Бог" Розанова. Страницы из его автобиографии // Утренники. Пбг., 1922.- кн.1.- С.78-79.
126. Шестов Л. В.В. Розанов // Русская литература. 1991.- №3.-С.47-51.1.. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
127. Аверинцев С.С. Византия и Русь // Новый мир.-1988.-№№ 7-9.124 .Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск, 1990.158 с.
128. Барабанов E.B. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии.-1991.- №8.
129. Белый А. Избранное. Ростов-на-Дону, 1996.- 448 с.
130. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.224 с.
131. Богословский А. Ю. Иваск о В.В. Розанове // Волга.-1991.-№5.
132. Боннар А. Греческая цивилизация: в 2 Т. Ростов-на-Дону, 1994.
133. Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии // Вопросы философии.- 1994.-№ 1.-С.68-72.
134. Ванчугов В.В. Очерк Истории философии "самобытнорус-ской".-М., 1994.
135. Вейнингер 0. Последние слова: Сб-к.- Минск, 1998.-416 с.
136. Вест Дж. Буржуазия и общественность в предреволюционной России //История СССР.- 1992.-№ 1.
137. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.- 248.
138. Волгин О. Об актуальности русской философии // Россия: XXI.-1996.- №7-8.-С.94-114.
139. Володин Э. Интеллигенция и народ // Общественные науки и современность. 1991.- № 3.
140. Гачев Г. Три мыслителя: Леонтьев, Розанов, Пришвин. // Московский вестник. 1990. - № 8.
141. Горбунов В.В. Философ-лирик // Кентавр 1993.-№ 6.
142. Грант М. История древнего Израиля .- М.,1998.-336 с.
143. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М., 1989.- 319с.
144. Гроссман Л.П. Путь Достоевского. Л., 1924.- С.148-154.
145. Гулыга А. Как мучительно быть русским // Лепта.- 1991.-№ 5.
146. Дарский Д. Человек исключительных задатков духа // Человек. -1993.-№№ 5-6.
147. Демин Д. Тайны русского народа. В поисках истока Руси.-М.,1993.-175 с.
148. Додд Ч. Основатель христианства. М., 1993.- 175с.
149. Долинин A.C. Вступительная статья и примечания в кн.: Суслова А.П. Годы близости с Достоевским.- М., 1928.- С.5-44.
150. Древняя Индия. М.,1997.- 168 с.
151. Дурылин С.Н. В своем углу (В.В.Розанов) // Вопросы литерату-ры.-1991.-№ 3.-С.237-247.
152. Ерофеев В. Розанов против Гоголя // Вопросы литературы.-1997.-№ 8.
153. Заборовская Э. Его еще нет, но его так хочется, этого возвращения // Книжное обозрение. 1994.-22марта.
154. Золотцев С. В сумерках просвещения. О творчестве Розанова // Слова. -1991.-№ 7.
155. Иванов Е.П. Письмо к А.Белому от 9-10 марта 1905 г.// Русское революционное движение и проблемы развития литературы. -Л., 1989.- С.176-180.
156. Иванова Е. О последних днях и кончине Розанова // Литературная учеба.- 1990.-№ 1.
157. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли: В 3-х Т.-М, 1997.
158. Иваск Ю. О В.В.Розанове // Волга.-1991.-№5.
159. Интеллигенция и церковь // Русские вести.- 1992.-№ 35.
160. Каменский 3. Русская философия начала XX века и Шеллинг.
161. М., 1980.- 326 с. 158 Камю А. Бунтующий человек.-М., 1990.- 450с.
162. Камю А. Чума.- Новосибирск, 1992.- 480с.
163. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви: В 2-х Т.- М.,1992.
164. Козловски П. Культура постмодерна.- М., 1997.- 240с.
165. Королев М. Дитя несвободы: Рождение и смерть русской интеллигенции // Знание сила.- 1992.-№ 2.
166. Крывелев H.A. Библия: историко критический анализ.- М., 1985.-255с.
167. Кузнецов П. В.Розанов: судьба изгнанника //Ступени.- 1992.-№2.
168. Кутлунин А.Г. Немецкая философия жизни: Критические очерки.-Иркутск, 1986.- 172 с.
169. Кьеркегор С. Страх и трепет.- М., 1998.- 384 с.
170. Латынина А. Во мне происходит разложение литературы.// Вопросы литературы.- 1975.-№ 2.
171. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии.- М. 1996.-469с.
172. Лосев А.Ф. Гибель буржуазной культуры и ее философия // Хюбшер А. Мыслители нашего времени.- М., 1962.- С.316-317.
173. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.- М.,1993.- 959 с.
174. Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1994.-460с.
175. Лоуренс Д.Г. Опавшие листья В.В.Розанова // Начала.- 1992.-№ 3.- С. 86-90.1. У / л ■
176. Лоуренс Д.Г. Уединенное В.В.Розанова // Начала.- 1992.- № 3.-С. 82-86.
177. Лук А.Н. Мышление и творчество.-М., 1976.- 114 с.
178. Люкс Л. Интеллигенция и революция // Вопросы философии.-1991.-№ 11.
179. Мамардашвили М. Кантианские вариации.- М., 1997.- 320 с.
180. Мамардашвили М. Картезианские размышления.- М., 1993.- 352 с.
181. Мамонтов О.Н. Новые материалы к биографии М.М.Пришвина // Русская литература.- 1986.-№ 2.- С. 175-185.
182. Мандельштам О. Слово и культура.- М., 1987.- 319 с.
183. Маркс К.,Энгельс Ф. Полное собр. соч.- Т. 46.- Ч. 1.
184. Мифы в искусстве старом и новом.- СПб., 1993.- 384 с.
185. Михайлов М. Великий катализатор: Ницше и русский неоида-лизм // Иностранная литература.- 1990.- № 4.
186. Мочульский К.В. Заметки о В.В.Розанове // Русская речь.-1992.-№5.
187. Николюкин А. Розанов и его время // Р.Ж. Общественные науки в СССР.-Сер. 7.- Литературоведение.-М. 1991.- № 4.
188. Николюкин А. В.Розанов: хочу умереть с Русью // Диалог.-1991.-№ 3.
189. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века: Избранные произведения.-М.,1994.-416с.
190. Орруэл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии .- Пермь, 1992.-320.
191. Палиевский П.В. В.В.Розанов // Литературная газета.- 1989.-№ 1.
192. Палиевский П.В. Розанов и Флоренский // Литературная учеба.-1989ю- № 1.
193. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке.-М., 1995.-511с.
194. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории.- 1993.- № 1.
195. Пригожин И. Новый союз науки и культуры // Курьер ЮНЕСКО.-1989.-Июль.
196. Проблема человека в традиционных китайских учениях.- М., 1983.-262с.
197. Радхакришнан С. Индийская философия.- М., 1993.- Т. 1-632с.
198. Раушенбах Б. Пристрастие.- М., 1997.—432с.
199. Редько A.M. Литературно-художественные искания XIX-XX веков- Л., 1924.-218с.
200. Ренан Э. Жизнь Иисуса.- М., 1997.- 400с.
201. Репатриация культуры: словесность и философия русской эмиграции в отечественных изданиях 1886-1990г.г.- Томск, 1992.-200с.
202. Рогов E.H. Атлас истории культуры России.- М., 1993.-767с.
203. Розанов мыслитель и критик // Общественные науки в СССР.-Сер.7.- Литературоведение.- 1990.- № 5.
204. Розенберг О. Труды по буддизму.- М., 1991.- 294 с.
205. Русские философы. Конец XIX-XX века.- Вып. 2.- 1994.- 424с.
206. Русское религиозное возрождение в XX веке // Юность.- 1983.-№№ 1-4.
207. Сарнов Б. Уроки Розанова // Огонек.-1991.-№ 8.
208. Сартр Ж.-П. Фрейд.-М., 1992.-304с.-С
209. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории.- М., 1988.-336с.
210. Скэнлан Дж. П. Нужна ли России русская философия // Вопросы философии.- 1994.-№1.-С.61-65.
211. Славянофильство и западничество.- РАН ИНИОН.- М. 1992.-216с.
212. Судакова О. Из дневника: заглядывая в Розанова // Храм. -1991.-№ 1.
213. Сукач И. Жизнь В.Розанова как она есть // Москва.- 1991.-№10.
214. Тагер A.C. Царская Россия и дело Бейлиса.- М., 1996.-336с.
215. Тик Нат Хан Древний путь. Белые облака: В 2-х Т.-М., 1997.
216. Трубин В. Розанов // Сьена.-1990.-№ 11.
217. Утопический социализм в России.-М., 1985.- 590с.
218. Фатеев В.А. Розанов: Жизнь, творчество, личность.-Л., 1991.-363с.2169. Фатеев В.А. Вечное пререкание моя жизнь // Волга.- 1989.-№ 6.
219. Филатов В.П. Научное познание и мир человека.- М.,1989.- 270 с.
220. Фриз Г.А. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // Вопросы истории СССР.- 1991.- № 2.
221. Фромм Э. Догмат о Христе .- М., 1988.- 416с.
222. Фромм Э. Бегство от свободы.- Минск, 1998.- 672с.
223. Хмельницкая Т.Ю. Творчество М.М. Пришвина.- М., 1959.-С.107-110.
224. Ходасевич В. Ф. Рец. на кн. З.Гиппиус Живые лица // Колеблемый треножник.-М., 1991.- С.524-529.
225. Цветаева А. Воспоминания.- М., 1983.- 764с.
226. Шерер Ю. Религиозные поиски русской интеллигенции в начале XX века // Общественные науки и современность.- 1991.-№ 3.
227. Шкловский В.Б. Необязательные заметки // Октябрь.- 1992.- № 10.
228. Шкловский В.Б. Розанов // Шкловский В.Б. Гамбургский счет.-М., 1990.- С.120-139.
229. Щербаков В. Второе пришествие Розанова // Литература в школе,- 1993.-№ 2.
230. Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму.- М., 1988.-428.С.