автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Нравственные искания в прозе В. Козько и В. Распутина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственные искания в прозе В. Козько и В. Распутина"
Академия Наук Беларуси Ордена Дружбы Народов Институт литературы 4 Г 8 ОД имени Янки Купалы
О 3 ФЕЗ 1937
УДК 883.2.09-3
КАПШАЙ Наталья Павловна
НРАВСТВЕННЫЕ ИСНАШШ О ПРОЗЕ ВЛШО (I ВЖЯУШ
10.01.01 •• белорусская литература
10.01.02 •• русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата филологических наук
Мннск 1996
Работа выполнена в Гомельском государственном университете им.Ф.Скорины
Научные руководители: доктор филологических наук,
профессор Дюбайло П.К.
доктор филологических наук, профессор Штейнер И.Ф.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Лысенко С.А. доктор филологических наук, профессор Лиокумович Т.Б.
Оппонирующая организация -- Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
Защита состоится " /9" 1997 г. в _ часов
на заседании совета Д.01.41.01 по защите диссертаций в Институте литературы им. Янки Купалы АН Беларуси (220072, Минск, пр.Скорины, 66).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Якуба Коласо АН Беларуси.
Автореферат разослан « ^ * Л ¿/б'у?^ 1997 г.
Ученый секретарь совета ^___
по защите диссертаций Г.В.Киселе
Ордена Дружбы народов Институт литературы им. Я.Купалы АН Беларуси, 1997.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Тема нравственных исканий традиционная и вместе с тем всегда актуальная в науке о литературе. Она определена доминирующим "генетическим" качеством художественной литературы — ее человековедчес-ким содержанием. Через Нравственное начало писатель включен в контекст эстетических исканий художников разных эпох и разных стран и одновременно связан с самыми наболевшими вопросами современности. Каждая эпоха требует определенного этического обеспечения, каждое поколение привносит нечто новое в опыт человечества. Уловить динамизм времени, различие и сходство нравственно-эстетических концепий — насущная потребность в изучении истории литературы.
Современный литературный процесс характеризуется открытой заявленностью нравственной проблематики и отмечен интенсивностью взаимосвязей национальных культур. Многими учеными замечена типологическая близость нраз-ственно-зстетических исканий писателей — В.Распутина и В-Козько1. Сходная этическая направленность двух столь своеобразных художникоз-соЕременни-ков способствует осмыслению ндейно-эстетической позиции, занимаемой каждым из них. Системное изучение творчества В.Козько в типологическом соотношении с анализом прозы В.Распутина открывает возможность более полного анализа литературного процесса 70-80 годов.
Связь работы с крупными научными программах», темами. Работа соответствует текущим и перспективным планам Института литературы АН Беларуси; госбюджетной теме "Особенности развития современного литературного процесса", выполняемой в Гомельском государственном университете.
Цель и задачи исследования. На основе топологического изучения провести анализ прозы Козько и Распутина, определить тмполопмесксе сходство и различие их нравственно-эстетических исканий.
Раскрыть особенности нравственного состояния мира и человека в историческое время 70-80 годов и основные формы эстетического решения нравственно-этической проблематики.
Выявить общее м отличное в воплощении нравственного идеала в творчестве камадого писателя; в соотношении нравственного и социального начал в структуре художественного образа.
Раскрыть роль образа автора в создании идейно-нравстЕгнной концепции
1 Адамович А.М. Ничего важнее. - М.: Сов. пизатель, 1985; Кавалгнка В А. Вел1ч прауды: Выбранае. - Мшск: Мист~лгг., 1989; Тычина М. Народ и война: Национальный характер как объект изображения. - Минск: Наука и техника, 1985;
произведения.
Научная новизна полученных результатов. Впервые диссертационно проводится типологическое изучение проблемы нравственно-эстетических исканий в прозе В.Козько и В.Распутина. Творческая близость двух писателей осмысляется многоаспектно и на тематическом уровне "исследования.
Практическая значимость результатов. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем типологическом изучении прозы Распутина и Козько и других авторов, при написании монографии по творчеству В.Козько. Данные исследования расширяют представление о русско-белорусских литературных связях, об особенностях развития современной литературы и могут применяться при чтении лекций, в работе спецсеминаров.
Экономическая значимость полученных результатов. Работа может быть коммерческим продуктом.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
Типологическая связь нравственных исканий Козько и Распутина проявляется многосторонне: обнаруживается На уровне идейно-тематического, образного содержания произведения, в выборе средств изображения и, главное, в мировоззренческой позиции автора.
В творчестве писателей-современников запечатлен исторический опыт огромной этической значимости. Время 70-80 годов предстало в идейно-эстетической концепции Распутина и Козько как драматическое, чреватое трагическими коллизиями.
Критический пафос произведений пронизан верой художников в нравственное возрождение человека, что выразительно проявляется в романтически возвышенном утверждении идеального героя.
Освещая многосторонне и исторически-конкретно действительность, писатели сосредотачивают свое внимание на анализе нравственного состояния современного человека. Нравственное начало приобретает структурный характер, определяет своеобразие идейно-формальных исканий авторов.
Активная позиция автора — основного носителя нравственной концепции во многом определила целостность этических исканий писателей, "оперативность" и эмоциональную действенность "произведений, их духовно-философскую содержательность.
Апробация результатов диссертации и их олубликовзнносгь. Результаты, полученные в ходе исследований, докладывались на Международной научной конференции "Белорусско-русско-польское сопоставительное языкознание и литературоведение" (Витебск, июль, 1990 г.), Всесоюзной научной конференции "Взаимодействие литератур в мировом литературном процесс" (Гродно, 26-29 мая 1995 г.), опубликованы в 8 работах.
Личный вклад соискателя. Диссертация и опубликованные работы,
написанные без соавторов, отражают личный вклад автора в исследование проблемы взаимодействия литератур - русской и белорусской.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, выводов и списка использованных источни-ков^одержащего 177 наименований. Обьем диссертации без списка источников составляет 97 странРц, общий объем - 108 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во "Введении" обосновывается актуальность избранной темы и мотивация обращения к ней, намечаются проблемы исследования, раскрывается методологическая основа работы.
В первой главе "Постижение нравственного состояния мира и человека в прозе В.Козько и В.Распутина" типологически исследуются особенности образного осмысления современной действительности в творчества каждого автора и те сбщие "неслучайные совпадения", что являются важным моментом в истории эстетического познания мира.
Виктор Козъко и Валентин Распутин — современники, представители одного творческого поколении. Важнейшим источником их прозы стала текущая реальность 70-80 годов. Писатели из своей незавершенной современности во всей со сложности и полноте-." {Бахтин М.) стремились не только постичь скрытый смысл развития истории, но и воздействовать своими произведениями на читателя, непосредственного участника исторических событий.
Несомненно, перед нами два разных самобытных художника, и каждый из них сказал свое особое слсзо "о времени и о себе". Но творчески-индивидуальное неизбежно вливается в некую общую тенденцию, составляющую часть гдиного литературного процесса. Познать через частное общее, в общем увидеть черты индивидуального — одна из задач нашего исследования.
Основная тема творческих исканий обоих прозаиков сопряжена с постановки и решением актуальных вопросов нравственного состояния общества Сущность происходящего открывалась им в эстетическом проникновении в глубь »тических проблем. Художественная мысль толкала на поиск интенсивных форм юзнания, способных уловить сложную противоречивость жизни.
Осмысление мира начинается в прозе Козько и Распутина с образного гаспроизведения хорошо знакомого им жизненного материала. Картины соименной жи?ни узнаваемо, в социально-исторической конкретике, предстают 1еред читателем. Они поразительно похожи, хотя предмет изображения у )азных писателей различен. Место действия в прозе В-лентина Распутина -(реимущественно сибирская Деревня. Виктор? Козько в своих произведениях (астойчиво возвращается на родное белорусское Полесье.
Схожесть в изображении действительности проявляется уже на текстовом уровне. Совпадает множество деталей в описании мест обитания человека в Сибири и в Беларуси. Писательское зрение останавливается на картинах глобальных социальных преобразований, на сценах бездумного уничтожения природы. В центре повествования обоих авторов находится дом, который по злой воле может быть затоплен, разрушен, сожжен. Подобные детали и эпизоды не случайно оказались в поле внимания художников. Они прочно прикреплены к эпохе, их нарочитая подчеркнутость имеет знаковый смысл.
Мир прозы Распутина и Козько насыщен мотивами отчуждения, ■ душевного одиночества, детского сиротства, бездомности, умирания. Они сгущаясь, обостряясь от произведения к произведению, создают впечатление всеобщей безысходности.
Критическим пафосом проникнуто описание нравов современников. Состояние нравственной дезориентации переживает человек, отдаваясь суете, забывая о самоценности самого себя и жизни. Моральная неразборчивость, "нравственное окостенение" (Салтыков-Щедрин) зафиксированы писателями в "новой породе" людей. Народная этимология, уравняв их всех, дала им имя — стягачи, "пожогщики", "обсевки", "беспутные". Так и погибает безымянным архаровец "Соня" /"Пожар" Распутина/. В нечто аморфное — не то в человека, не то в зверя - превращается Панихида-Енот ("Хроника детдомовского сада" Козько).
Концептуальное значение имеют картины пожаров. Огонь пылает повсюду, и в сибирской Сосновке и в белорусском Князьборе. Всякое описание пожара символично. Горит земля, погибают люди, пожар возникает иногда, кажется, сам по себе, грозит гибелью всему живому.
Позиция автороз ясна, она выражена и в нарочито подчеркнутой, откровенно оценочной детали, и в драматически обостренном сюжетно-композицион-ном повествовании, где случайное, казалось бы, явление выступает общим и неотъемлемым признаком времени, чутко уловленным литературой.
В условиях кризисного духовного состояния мира и человека в кем, в поисках спасительного выхода художники обращаются к истокам народной нравственности, к наиболее надежным опорам морали. Тем "средоточием", что формирует жизнестойкость полешука и сибиряка, считают писатели национальный образ бытия. Поэтому белорусскому автору полешуки напоминают то аиста, то бобра. И в душе их есть "что-то от сурового болотного края, от неласковой их земли, от их птиц, зверей, деревьев"1. Дух суровой природы, переняли и сибиряки: он, "наложившись ... на стихию прадедовской вольности", - по мнению Распутина, - "затвердел, пожалуй, чуть больше, чем
1 Козько В. Колесом дорога. - М.: Мол. гвардия,1983. - С.77.
надо"1.
В нелегких климатических условиях прошел выделку национальный характер россиянина-сибиряка и белоруса-полешука. Выработались в нем такие качества, как терпеливость, выносливость, неспешность и молчаливость. "Не родились трепачи и пустобрехи" /Распутин/ на Матере. Неговорливы, замкнуты в себе полешуки: ничего у ошх нет "напоказ на выставку: чем выставляться старости перед вечно молодой землей" /Козько/.
Однако гибельная опасность нависла, показывают писатели, и над теми национальными, святынями, что составляют основу народной нравственности. Национальное вступило в неразрешимый конфликт с социально-историческим.
Противоречие национального и социального, отмечает диссертант, - это лишь одна составляющая глобального исторического конфликта, во многом определившего содержание художественных коллизий. Бессгорно, невозможно глубоко проанализировать образ времени не обратившись к художественному конфликту. И здесь также обнаруживаются общие подходы и важные типологические различия в прозе Козько и Распутина.
Оба писателя избегают в сюжетном развитии внешних, лежащих на поверхности конфликтов. Все локальные коллизии в прозе Козько и Распутина подчинены главному, опорному конфликту, включены в нравственно — психологическую сферу бытия. Основа множества конфликтных ситуаций — нарушение гармонии между нравственным бытием человека и окружающим его миром.
Опасность и глобальность противбстояния человека и содеянного им обнажила обостренная коллизия, имеющая завершенный исход. Коллизии подобного типа характерны для сюжетики- Распутина Пожалуй, только в повести "Деньги для Марии" автор оставляет возможность двоякого исхода событий: авось, все-таки поможет брат. В "Последнем сроке", "Прощании с Матерой", "Пожаре" развязка сюжета выразительно завершает развитие драматических действий, что заканчиваются одиночеством покинутой матери, изгнанием материнцев с острова, пожаром и гибелью людей.
У Виктора Козько в романах "Колесом дорога", "Хроника детдомовского сада" мы не обнаружим резкой развязки конфликтных ситуаций: спор Ровды с Шахраем, противоборство Знавца с Миспоком не заканчиваются событием, которое могло бы точно доказать правоту одного из них. Это лишает произведение столь нужных авторских акцентов в оценке явлений.
Симптоматично, что характер разрешения конфликта меняется в прозе Козько в 90-е годы. В повестях "Но пасаран", "Спаси и помилуй нас, черный аист" противостояние личности и общества обрывается резко, впечатляюще,
1 Распутин В.Сибирь без романтики // Сибирь. - 1983, N5. -С.13.
находит конкретное выражение в преждевременной смерти героев — смерти на миру.
Подвергая диалектику жизненных отношений глубокому художественному анализу, авторы неуклонно шли к изображению обострившихся противоречий в трагическом свете. Возрастание трагизма Мироощущения — отличительная характеристика их творчества, типологическое освещение которой раскрывает различие в динамике эстетической эволюции писателей.
Уже в 70-е годы литературоведы обратили внимание на трагедийную сгущенность художественных образов В.Распутина. Одним из первых в советс-. кой литературе Валентин Распутин пришел к пониманию современной действительности как трагической.
Как художник, "крупный и трагедийный" давно признан Виктор Козько. Его "военные" повести поведали о силе духа и о трагедии белорусов, обездоленных, осиротевших, искалеченных войной.
В произведениях Козько 70-х годов, посвященных мирным будням, преобладает сдержанно-аналитический стиль повествования. В 1976 году В-Козько создает роман "Колесом дорога". Уже написана повесть "Прощание с Матерой", и, возможно, белорусский писатель вступает в скрытую полемику с Распутиным, который не допускает и мысли о благополучном исходе переселения материнцев. У Козько нет подобной однозначности в отношении к социальному обустройству деревни. Трагические коты начинают звучать в его повествовании тогда, когда описываются перемены, происшедшие в душах полешу-ков вследствие обвальной мелиорации. И хотя белорусский писатель не делает категорических выводов о нравственных последствиях разрушения исконной жизни полешуков, его роман,, подобно произведению Распутина, звучит как предупреждение, предвидение трагического.
Трагическое звучание явно возросло в авторской концепции в "Хронике". Мысль о тупиковости ситуации возникает в процессе углубленного анализа художником раздвоенного нравственно-психологического состояния сильной личности, в обрисовке общей картины сельских нравов, в тщетной попытке Автора-персонажа разобраться в сумятице личных чувств и отыскать органическую связь мехэду прекрасным в жизйи и 8 литературе.
Трагическое апогея достигает в повести "Спаси и помилуй нас, черный аист". Действующие лица ее пребывают в тех экстремальных обстоятельствах, когда почти не остается шансов на выживание. Ко всем несчастьям /а место действия у Козько остается прежним/ прибавилась страшная трагедия Чернобыля.
Динамику нравственно-эстетической мысли писателей о мире адекватно передает меняющаяся поэтика их произведений. В их прозе шел интенсивный поиск емких форм воплощения, которые позволили бы связать воедино веч-
нов, общечеловеческое со злободневным. Поистине, "деревня Становилась местом сгущения времени в пространстве" (МБахтин). И одновременно набирала мощь "критическая масса" произведения. Так, в повести "Последний срок" Валентина Распутина в сравнении с "Деньгами для Марии" все большую роль играют ретроспекция, аллегория, метафора. Откровенно оценочные средства изображения — элементы художественной публицистики, полемический диалог, контраст - наиболее интенсивно используются автором в повеет "Пожар".
Виктор Козько, чутко реагирующий на литературный контекст, в "Хронике" раздвигает рамки изображения в жанре фрагментарного романа. Однако форма экстенсивного воплощения оказалась не столь продуктивной. И далее писатель выбирает иное направление в поиске широкого синтеза бытия. В его прозе, как и в произведениях Распутина, активнеа проявляются приемы повышенной внутренней содержательности. Локальное место действия расширяется благодаря многозначности детали, разветвленной ассоциативности образа, богатому подтексту. Всеобщую поражекность жизни приближает увеличительное стекло гротеска, всеобщий смысл происходящего передает метафора, символ, высшую степень эмоционального накала создает экспрессивное сочетание комического и трагического.
Расширенная пространственно-временная структура текста во много определила своеобразие образной системы в грозе Распутина и Козько.
Над всеми персонажами Распутина возвышается женский образ. Он явно идеализирован, романтически приподнят над реальной жизнью. Автор сосредоточен на экзистенциальных сторонах женского характера, тех ценностных качествах, что непосредственно-касаются духовных осноз бытия.
В сопоставлении с женским образом отчетливо проявляется специфика фун-кцио^рования мужского образа, который преобладает в прозе Козько. Герои Козько попадают в водоворот многих крупных исторических событий. Мелиорация на Полесье отражена в судьбе Матвея Роады {"Колесом дорога"), Целостно эпоха строительства социализма преломлена в жизни Марьяна Знавца ("Хроника"), время культа личности освещено через трагедию Янки Данилюка ("Но пасаран"), чернобыльская катастрофа отозвалась в гибели Янки Каганца ("Спаси и помилуй нас, черный аист"). Но в героях - мужчинах, и у Распутина и у Козько, внимание переносится с общественной деятельности на напряженную внутреннюю жизнь. Во всех образах концептуально заявлена связь личности с общечеловеческой и народной нравственностью.
Первостеленность нравственны* приоритетов в соотношении социального и нравственного еще нагляднее подтверждает сравнительный анализ образов Дарьи Пинигиной и Марьяна Знавца.
Они - равновеликие по духу личности, люди одной нравственной породы. Различны их социальные роли, различен социальный опыт. Общественное
положение Дарьи позволило ей уберечь свой внутренний мир от внешнего давления и ни на йоту не поступиться своими убеждениями. Герой Козько непосредственно включен в идеологическую атмосферу своего времени. Обстоятельства часто оказываются сильнее его. Его этический максимализм приглушался при столкновении с законами государствами в сложном переплетении побудительных мотивов побеждал социальный долг.
Абсолютизируя убеждения своей героини, Распутин не допускает исторической корректировки нравственных критериев, заявляет о несовместимости традиционных нравственных представлений и норм существующей официальной морали.
В "Хронике" Козько пытается найти пути эстетического синтеза этического и социального, индивидуального и коллективного. Пересечение нравственного и социального планов составляет одну из важнейших черт характерологии персонажей Козько. Его герою тяжело отделить в своих духовных исканиях личное от общественного; именно в гражданской деятельности он намерен реализовать свои идеальные нравственные помыслы.
В нравственном стоицизме Дарьи и Знавца утверждается богатый природный потенциал личности, который часто остается социально невостребованным. В прозе Распутина и Козько закрепляется новая историческая оценка человека. Его нравственный мир предстает как относительно самостоятельный в отношении к социальной действительности. Писатели возвращаются к традициям мировой классической литературы, где самым ценным всегда являлось раскрытие личностной сущности, самоценности человека.
Типологическое исследование рбразов Козько и Распутина еще раз подтверждает одну из самых существенных общих черт их прозы — повышенную сосредоточенность на исследовании нравственных аспектов бытия. Нравственная доминанта является смыслообразующим и сюжетообразующим компонентом произведения, одним из главных типизирующих признаков образа.Пру всей видимой и невидимой схожести и различии творческого сознания Распутин и Козько настойчиво подчеркивают в своих героях первостепенность нрав ст венных начал.
Творческое развитие Распутина и Козько отмечено еще одной существен ной аналогией — усложнением нравственных исканий, вызванным возросши г интересом писателей к исследованиям таких проблем, как соотношение психи чес кого и этического, исторических духовных "напластываний" в личности со временного че ловека и вневременных онтологических ценностей. Нравственна) концепция личности обогащается, когда писатели обращаются к экстремаль ным историческим событиям.
Исследователя творчества Козько и Распутина не может не заинтересовал почти одновременное возникновение образа антигероя-дезертира в их проз<
- Андрея Гуськова ("Живи и помни" Распутина) и Сидора Мистюка ("Хроника" Козько). В психике, мировоззрении Гуськова и Мистюка много общего. Они сосредоточены на собственной персоне, привыкли к замкнутой жизни в кругу собственной семьи. Их общение с людьми устанавливается по меркам эгоистической необходимости .
В эстетическом исследовании характера антигероя авторы стремятся разобраться в мотивации его поступков, не исключают из характеристики героев те качества, что способны вызвать симпатию читателя. Человечность Андрея Гуськова и Сидора Мистюка раскрывается в уважении, любви к женщине, в трудолюбии, умении хозяйничать в доме и на земле.
Глубинная ретроспекция в характерологии персонажей дает возможность понять причины их трагедии, позволяет писателям избежать прямолинейности, однозначности в психологическом рисунке внутреннего состояния персонажа.
В повести Распутина персонажу дана великая возможность самораскрытия, ведущая к непредсказуемому для самого автора движению сюжета — неожиданной гибели Настены, хотя по первоначальному замыслу покончить с собой должен был Андрей Гуськов.
В "Хронике" мы являемся свидетелями важного поворота в нравственно-эстетической эволюции художника. Первоначальное неприятие персонажа сменяется пристальным вниманием и — даже уважением. В раскрытии характера определяюще важными оказались показ персонажа в разных ситуациях, противостояние героя (Марьяна Знавца) и антигероя, введение эпизодов с детьми Мистюка.
Писатели расширяют сферу познания героя, открывают новые стороны окружающего мира. Повышенно-сосредоточенное внимание к судьбе абсолютных нравственных ценностей в катастрофически усложнившейся исторической действительности позволило им глубоко и масштабно создать образ времени, типологическое видение которого возникает в синхронном освещении идейнот эстетической концепции а прозе Распутина и Козько, писателей, н* деленных даром живого отклика на события текущей реальности.
Во второй главе "Активизация позиции автора в нравственном содержании произведения" диссертант, следуя методологии целостного анализа текста, раскрывает функциональное значение позиции, образа автора, его идеала с целью более глубокого и разностороннего постижения идейно-философской концепции художника.
Принципиальное значение имеет то, что в прозе Распутина и Козько присутствие автора обозначено ясно и выразительно, что им чуждо флоберовское требование максимального устранения художника-создгтеля из произведения. В определение автора мы вкладываем понятие автора как субъекта сознания, позиция которого предстает как "суперметапозиция" по отношению к
герою. "Слово "автор"обозначает некую концепцию, некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение"1.
Наиболее полно целостное представление об авторе складывается при исследовании художнического поиска идеального, в котором отражается идейно-нравственное становление писателя, его стремление в современном найти непреходящее, абсолютное, высокое.
Идеал, которого жаждет, ищет современный читатель, есть и у Распутина, и у Козько. Их творчество характеризует постоянное утверждение этических критериев путем создания художественного образа — носителя высших нравственных понятий.
Типологическое изучение образной системы обоих писателей раскрывает ценностные совпадения в векторах их нравственной устремленности и в моральных представлениях их героев.
И в прозе Распутина, и в прозе Козько невозможно выделить одно произведение, в котором была бы модель "положительно прекрасного" человека представлена полно и исчерпывающе. Его черты распространены на ряд образов. У Распутина это — Кузьма, Анна, Настена, Дарья, Иван Петрович. Все они органично дополняют обобщенный образ авторского идеала. Идеал автора имеет нагрузку всеорганизующато начала и выражен всем строем произведения.
К авторскому представлению об идеале в творчестве Козько приближены Ульяна Пригода, Матвей Ровда, Марьян Знавец, героиня "Нахова". Автор тяготеет к изображению жизни "какой ока есть". Обычное нравственно-психическое самочувствие героев — мучительное волнение, раздумье над уже содеянным, попытка соотнести практические результаты с нравственной нормой. У них нет той абсолютной уверенности в своей правоте, императивной зая в лености "как должно быть", что столь присущи "доверенным" героям Распутина.
Белорусский писатель избирает героя ищущего, сомневающегося, к нравственной истине приходящего вследствие длительных испытаний. У русского прозаика "доверенный" персонаж наделен давно определившейся, устоявшейся системой идей. Оба писателя высвечивают как главное в своих героях их моральную высоту, веру в незыблемость и действенность законов высшей нравственности.
Эстетический идеал художников совпадает с этическим. Нравственно возвышенная личность необходима художникам, чтобы дать читателю ориентиры для ' духовного развития. Героям сообщается авторская убежденность в невозможности жить без высоких идеалов.
1. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. -- М.: Наука, 1971. — С. 199.
Этический идеал Распутина и Козько глубоко связан с культурой народа. Реально оценивая современное состояние народа, различая в нем доброе и злое, они утверждают непреходящую ценность критериев народной нравственности. И в обрисовке героя, и в выборе внеконьюнктурых тем, и в жанрово-стилистических исканиях они во многом следуют традициям народной этики и эстетики.
Безусловно, подчеркивает диссертант, важнейшим аспектом нравственно-эстетической позиции автора является отношение к герою. "Отношение автора к изображенному всегда входит в состав образа. Авторское отношение — конституитивный момент образа"1.
Проникнуться чувствами и сознанием героя (в противовес социологи зации личности), вступить с ним в диалог (вопреки тенденциозности), вжиться в характер персонажа, дать ему возможность свободного саморазвития, избежать иллюстративности, — это лишь некоторые принципы "художественной нравственности" /В.Гусев/, который следуют художники.
Нравственная установка автора быть объективным, непредвзятым к персонажу, рельефно проглядывается в образе Люси ("Последний срок" Распутина). Создается впечатление, что писатель в первоначальном замысле имел намерение создать характер далеко не симпатичный, контрастирующий с личностью главной героини - старухи Анны. Но отброшенная преднамеренность, желание разобраться' в трагедии женщины предопределили появление сложного, полного жизненного драматизма образа.
Отказ от заданности в развитии образа, желание не погрешить против правды и другие этико-эстетические импульсы позволили предстать в неожиданном ракурсе персонажам "Хроники" В.Козько — Сидору Мистюку, Владику Солиле.
Образ Владика в литературном генезисе восходит к типу "природного" человека. Неожиданные штрихи в его портрете появляются во внезапном сюжетном решении - встрече Автора-героя со своим персонажем. В диалоге-откровении рождается новое видение "естественного человека": книжный персонаж оказался разительно непохожим на свой жизненный прототип и далеким от реальной правды.
Еще очевиднее активная роль автора выявляется в постоянном, последовательном исследовании писателем одной темы, проблемы, одного типа героя.
Редким даром оставаться верным герою, теме, и, таким образом, самому себе, обладает белорусский писатель Виктор Козько. В повести "Спаси и помилуй нас, черный аист" художник предстал в новом свете, но это новое
1 Бахтин М.М. Вопросы литературы я эстетики. — М.: Худ-лпт.., 1975. - С.404.
берет начало в предыдущих его произведениях. Далеко неполной будет характеристика героя повести Августа Середы, если не учесть, что ему в прозе Козько предшествует типологический ряд родственных герое». В повести в "жестком'' стиле создан образ, а не характер. Характер сильной личности, которая живет в постоянном противоборстве таких свойств, как гражданский долг и нравственная ответственность, обстоятельно и психологически убедительно разработан был раньше. Духовно близки Августу Середе Матвей Ро-вда, Марьян Знавец, Янка Даннпюк.
В повести Козько возвращается к хорошо освоенному человеческому характеру, фокусируя снимание на трагизме его судьбы. В изображении героя писатель лаконичен и сдержан. За чеканной информативностью прячется боль автора, ведь б "сумасшедшего" превратился один из его любимых героев. И, если в раздвоенном существовании Ровды, Знавца улавливалась надежда на душевное, выздоровление, то часть сознания Августа уже давно отделилась, стала объектом наблюдения - материализовалась в паука.
Намеренное возвращение художника, к одному психологическому типу, неслучайный интерес к анализу его внутреннего мира — это уже специальный прием, который, бесспорно, заставляет не только увидеть авторскую активность в обрисовке сквозного персонажа, но и отметить его особую значимость в системе образов. Виктором Козько создается единый тип героя -человека несостоявшейся судьбы. История жизни сильной личности, в судьбе которой отразились основные противоречия исторического времени, стала глубоко внутренней темой прозаика.
Если обратиться к прозе В-Распутина с точки зрения ее единства, тс? откроется устойчивость этических воззрений художника. Несмотря ни на что, аьтор оставался верен своей теме, был поразительно упрям в выборе героев. И, возможно, столь пристальное проникновение в сущность вещей объясняет те "чудесные качественные скачки" эволюции, что поражают исследователей при знакомстве с его творческой биографией.
Органическая .цельность творчества Расп;, гина предопределяет специфическое функционирование художественного образа, который тесно связан со вс м контекстом прозы. Он самоценен и в имманентном содержании, и является естественным звеном в мощном сцеплении единой авторской мысли.
В 1982 году были напечатаны рассказы Распутина "Век живи - век люби", "Что передать вороне?", "Не могу-у-у", "Наташа", которые существенно отличались от предыдущих произведений и вместе с тем органически дополняли художественные достижении автора. Так, образ Наташи ("Наташа") - продолжение постижения Распутиным загадки женского характера. В »том рассказе женщина переведена на метафизический уровень познания. В обра?е Наташи персонифицированы философские размышления Распутина над организацией
мирового пространства, ассоциативно вводимые в круг философских идей Вл.Соловьева, А.Блока, В.Вернадского, А.Платокова.
Не менее важна в нравственном пафосе произведения и активная роль эстетических эмоций. В 80-е годы автор вступил в непростые отношения с читателем. В общественно-литературной ситуации "застойного времени", взывающей художника к немедленной этико-эстетнческой реакции на нравственную дезориентацию личности, все чаще стало звучать открытое, страстно-призывное публицистическое слово, все интенсивнее проявилось присутствие автора в художественном образе.
Уже в "Последнем сроке" Распутина, несмотря на сдержанность письма, явственно прорывается авторский строгий голос, который с большей страстью зазвучит в "Прощании с Матерой". В категоричности авторской оценки совре-. менного общества проявляется позиция художника, который сразу нашел свою тему, преданно отстаивает идею, имеющую значимость безусловной истины и определяющую общую тональность произведения.
Заражает своими чувствами, своим отношением к жизни читателя и автор повести "Цветет на Полесье груша", романа "Колесом дорога". Но он в большей мере реалист, его нравственные знания кристаллизуются в ходе объективного эпического исследования окружающей реальности. Человек изображен здесь многосторонне детерминированным, в диалектическом противоборстве субъективных и объективных мотивов поведения.
В 80-е годы в произведениях Распутина, и в 90-е у Козько в процессе сложных идейно-эстетических исканий меняется характер авторской активности. Мы ощущаем, как в повести "Пожар" Распутина публицистическое начало довлеет над художественным образным познанием мира. В "Пожа[5ё" автор уже не скрывает своего пристрастного отношения к персонажам, вершит суровый нравственный суд над потерявшими человеческий облик людьми.
Переходное произведение в творчестве Козъко, делает вывод диссертант, — "современная сказка" "Нахов". В ней открыто явлена этико-эстетическая позиция творческого субъекта, активно пересоздающего действительность с целью создания произведения, в котором и форма, и идейное содержание призваны передать абсолютную значимость абсолютных истин. Драматический жизненный материал подсказал новые более действенные формы воплощения. В последних произведениях Козько нравственным идеям придана та же императивность, что столь характерна для автора "Прощания с Матерой".
Страстно-взволнованное отношение автора к реалиям жизни, мощное напряжение художнического чувства стали одними из основных стилеобразую-щих факторов. В характеристику персонажей, в описание конфликтных столкновений, в публицистические, лирические отступления, в откровенно оценочную стилистику властно вторгались интенции автора, и таким образом повес-
твование обретало высокую эмоциональную действенность, сопряженную с сильным интеллектуальным зарядом.
В прозе писателей авторская экспрессия сочетается с глубоким философским содержанием. Суть их нравственно-философских исканий концентрированно и в завершенном виде воплощена в концепции нравственного устройства мира, которая вырисовывается при изучении художественной системы каждого автора.
Диссертант спорит с теми критиками, которые не увидели философичности произведений Виктора Козько, еще более убедительно, проявившейся в сравнительном анализе с произведениями Распутина. Основываясь на целостном анализе творчества Козько, автор диссертации утверждает проза Козько развивается по пути непрерывного накопления философской проблематики, все самобытнее становится его видение мира, во многом созвучное философской настроенности Распутина.
Философская содержательность образов, мотивов, проблематики создается в их прозе с явной помощью автора, который не нарушая логики естественного течения жизни, сумел сообщить философскую насыщенность всем структурным компонентам повеетзования. Авторское мировосприятие организует целостность произведения, но оно не подавляет личность героя. Философскую значимость мыслям, ощущениям персонажа — обыкновенного человека — придают формы синтетического воплощения: например, миф, притча, "современная сказка". Автор моделирует ситуацию, когда в человеке, обладающем особым складом души, наиболее явно раскрывается "чистота нравственного чувстза".
Близость героя и автора выражается в несобственно-прямой речи, которая позволяет преодолеть разрыв меэеду обыденно-бытовой ролью героя и идейной содержательностью образа. Художник достигает искомого синтеза приро-дно-естественного отношения персонажа к жизни и абстрактно-обобщенного ее осмысления.
В философско-эстетической концепции нравственного устройства мира в творчестве Распутина и Козько все большее обоснование получает мысль, "что в мире существует объективный нравственный порядок", который поддерживается прежде всего законами высокой нравственности. Соответственно им верное эстетическое измерение получают художественные образы, авторские идеи, характеристика конкретной исторической эпохи. В фокусе нравственного абсолюта сконцентрированы важнейшие стороны бытия, создается мощное силовое поле притяжения, воздействующее на все компоненты текста.
Самобытность нравственно-эстетических исканий Козько и Распутина заключена в том, что авторы выходят далеко за границы общественного бытования человека, пытаются объяснить универсальный характер высокой нравственное-
ти ее универсальным сопряжением со всеми явлениями и понятиями многомерного мира.
Козько и Распутин показывают,, что нравственные законы не выводимы только из эмпирической реальности. Они незаметно, подспудно воздействуют на человека как некая безличная, высшая сила. Герой в прозе Козько и Распутина помещен в эпицентр макро- и микрокосмоса, органично связан в духовной жизни с всеобщим человеческим опытом, отмечен особым "знанием веры", его поведение во многом определено прочной "интимной" связью с природой. Таким образом выстраивается некий скрытый сюжет, создающий глубинный подтекст, выводящий художника на высокий уровень обобщения.
Возрастающая активная роль автора — еще одно доказательство интенсификации постоянно усложняющихся нравственно-эстетических исканий писателей, где острая реакция на события современности органично сопряжена с глубоким философским их осмыслением.
Выводы. 1. При исследовании прозы В.Распутина и В.Козько вырисовываются две исторически одновременно созданные концепции нравственного состояния мира и человека в нем.. Типологическая общность в воссоздании образа времени двумя столь своеобразными художниками является важным фактом в характеристике исторической эпохи и литературного процесса 70-80 годов.
2. В идейно-эстетической концепции авторов общая картина нравственного состояния мира и человека гредстает как драматическая, насыщенная трагическими коллизиями. Моральной дезориентации и деградации личности противопоставлен авторский идеал, романтически возвышенный, выполняющий этическую "сверхзадачу".
3. Отличительными' особенностями прозы Козько и Распутина в традиционной историко-литературной сосредоточенности на вопросах нравственности являются
обостренно-повышенная погруженность в анализ нравственного состояния героя-современника, концентрация внимания на онтологических сторонах образа;
концептуальная заявленность нравственной доминанты, максимально подчинившей все компоненты произведения;
обогащение спектра изобразительных средств в процессе актуализации нравственной проблематики;
предельная открытость позиции автора, вызванная личностной ответственностью художника за современного человека, страстным желанием отстоять законы высшей нравственности в условиях морального релятивизма.
4. Типологическое изучение прозы Распутина и Козько позволило более выразительно раскрыть отличительные особенности творческой индивидуаль-
ности каждого из писателей.
Различие их творческих манер обусловлено разными подходами к эстетическому постижению окружающей действительности. В произведениях Распутина преимущество получает дедуктивный метод. В оценке изображаемого он исходит прежде всего из императивов высокой нравственности. В русле великой идеи о незыблемости нравственных заповедей исследуется автором современная реальность.
Козько в анализе происходящего в прозе 70-80 годов следует индуктивному пути познания. Мысль о приоритете норм общечеловеческой нравственности утверждается в процессе обстоятельного аналитического проникновения в эмпирический материал.
Своеобразие художественного видения современности каждым писателем объясняется этапной завершенностью идейно-нравственных воззрений в 7080-е годы Распутина и продолжающей формироваться, непосредственно открытой в современную реальность этической системой Козько.
5. Сопоставление двух писателей позволяет более четко определить особенности их творческого становления. Распутин одним из первых в литературе 70-80-х годов создал самобытную концепцию нравственного состояния современности. Уже в первых его произведениях современная реальность изображена как драматически усложнившаяся. От произведения к произведению интенсивно возрастал критический пафос его прозы, наиболее остро проявившийся в повести "Пожар".
6. У Виктора Козько путь от сдержанно-аналитического к обостренно-трагическому изображению оказался более длительным. В процессе эволюции его нравственно-эстетических взглядов наблюдается несколько этапов. Проза Козько 70-80 годов отличается широтой изображения лействительности. Нравственная проблематика приглушена здесь сложной системой повествования, остротой социальных мотивов. К высокой концентрации этических вопросов писатель приходит в прозе 90-х годов, где императивы высокой нравственности приобретают структурообразующий характер.
По теме диссертации опубликовали следующие работы:
1. Духо5?ныя пошуш герояу рамана Вистара Казько "Неруш" 1 аловегад Валянцша Раотуцша "Пажар" // Беларуская лстаратура, выл. 16. - Шнек: Утверсгацкав, 198Ъ.-С. 82-89.
2. У пошуках героя нахпага часу // Беларуская Мтаратура, вып. 17. -- Мшск: Ун1всрсггэцкае, 1989.- С. 58-64.
3. Чалавек 1 сусвет у романе В. Казько "Хрошка дзетдомаускага саду" // Беларуская лггаратура, выл. 19. - Мшск: Ушверсмгацкае, 1991. - С. 107-114.
4. Сравнительный анализ структуры образа героя (па примере произведений: В.Распутхга "Прощание с Матерой", Ч.Айтматов "Буранный полустанок", В.Козько "Хроника детдомовского сада14 // Сопоставительное литературоведение: подходы, критерии, опыт.-Витебск, 1990. — С. 97-101.
5. Сказ аб загубленым пакаленнг // Лггаратура 1 мастацтва. — 1990. -- 16 лктап. - С. 6-7.
6. Нравственная трагедия человека в прозе В.Распутина и В.Козько. !/
Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Материалы межреспубликанской научной конференции 26-29 мая 1993 г. -Гродно, 1993. - С.130-133.
7. Маленне у час глухой 1 журботнай пары // Лггаратура 1 мастацтва. -- 1996. - 26 крас. - С.7.
8. Активизация позпщш автора в прозе В.Распутина и В.Козько. // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе (Проблемы теоретической и исторической поэтики). Материалы международной научной конференции. - Гродно, 1996. -- С.91-94.
РЕЗЮМЕ КАПШАЙ НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ В ПРОЗЕ ВЖОЗЬКО Н В.РА СПУТИНА
Ключевые слова: Нравственно-эстетические искания, типологический анализ, трагический, конфликт, психологизм, позиция автора, философская концепция нравственного устройства мира.
В диссертации впервые исследуются типологические сходства и различия нравственных искшшй белорусского писателя В.Козько и русского В.Распутина. Внимание диссертанта сосредоточено на выявлении наиболее существенных содержательных и формальных характеристик каждого автора неодновременно,общих и отличительных черт образно-тейати-ческого содержания, поэтики их прозы. Глубина, философская содержательность нравственных исканий двух авторов на типологическом уровне раскрыта при анализе эстетической картины нравственного состояния мира, процесса художнического поиска нравственного идеала, эволюции позиции*автора, концепции нравственного устройства мира. Типологическое изучение позволило определить некоторые важные характеристи-
ки историко-литературного процесса 70-80 годов, особенности творческой индивидуальности каждого писателя. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы при монографическом исследовании творчества В.Козько и В.Распутина, при изучении взаимосвязей русской и белорусской литератур как учеными-литературоведами, так и преподавателями вузов.
РЭЗЮМЭ КАПШАЙ НАТАЛЛЯ ПА^ЛА^НА МАРАЛЬНЫЯ ПОШУК1S ПРОЗЕ В.КАЗЬКО I В.РАСПУЦША
Ключавыя слоем: Маральна-эстэтычныя пошук1, тыпалапчны анал1з, траг1чны, адэал, канфлжт. пс1халапзм, фшасофскоя канцэпцыя мараль-най аргашзацьп свету.
У дысертацьп упершынга даследуюцца тьтшлапчныя падабенствы i адрознекн! маралъных пошукау беларуекага тсьменнхка В.Казько i руска-га В.Распуцша. У вага дысертанта засяроджана на выяуленш найбольш сутнасных змястоуных i фармальных ^арактарыстык працэсу маралъных пошукау кожнага аутара i адначасова агульных i адметных якасцей во-бразна-тэматычнага зместу, паэтыш ix прозы. Глыбшя, фшософскал змлстоунасць маральных пошукау абодвух шсьменшкау на тыпалапчным узроут раскрываецца пры аналхзе эстэтычнай карцщы маральнага стану свету, працэсу пошуку ыастакаш маральнага щэала, аутарскай эвалю-цьй, канцэпцы1 маральнай арган1задьи свету. Тыпалапчнае'даследаванне дало ыагчымасць вызначыць некаторыя сдмотныя рысы псторыка-лмаратурнага працэсу 70-80 гадоу, асабл1васщ творчай шдывщуальнасщ кожнага щсьменнша. Змест i высновы дысертацьп могуць быць выкарыс-таны пры манаграфхчным даследяваннх творчасщ В.Казько i В.Распуцша, пры вывучэнт узаекасувязей руск&й i беларускай лгтаратур як датаратуразнауцамг-навукоух^ш1, так i выкладчыкам1 ВНУ.
ABSTRACT OF KAPSHAI NATALIA PAVLOVNA MORAL SEAItCHINGS IN THE PROSE BY V.KOZKO AND VJtASPVTIN
Key words: moral-aethetic searchings, typological analysis, tragic conflict, psychologism, author's background, philosophical concept of the universe moral structure.
Typological simularities and differences in moral searchings of Belarussian writer V.Kozko and the Russian one V.Rasputin are being investigated for the first time. In the creative work of both authors we trace the experience of aethetic significance. The attention of the applicant is focused on finding the most importaut formal and semantic characteristics of the each author and, simultaneously, common and different traits of figurative and themati-cal contens of their prose poetics. Profoundness, philosophical contents of moral searchings of both the authors is typologically discovered when analyzing aethetic picture of moral structure. Typological studying allowed to define some important characteristics of historic and literature research of the 70-80 ies, the pecularities of creative individuality of each author. Contents and conclusuons of the thesis can be used at monographic research of V.Kozko and V.Rasputin while studying interrelations of Russian and Belorussian literatures by both scientific workers and University teachers.