автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Нравственные основы социальной активности личности в современной многонациональной литературе (на опыте армянской литературы)

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Гаспарян, Ангелина Бадаловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Нравственные основы социальной активности личности в современной многонациональной литературе (на опыте армянской литературы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственные основы социальной активности личности в современной многонациональной литературе (на опыте армянской литературы)"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ имени.А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

ГАСПАРЯН Ангелина Бадаловна

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ЖТЕРАТУРЕ (на опыта армянской литературы)

Специальность 10.01.02 - советская многонациональная ■ литература

АВТОРЕФЕРАТ .

диссертации на. соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ыосвва-1989

Работа была выполнена в Отделе'советской литературы ордена Дружбы народов Института мировой литературы им. А.М.Горького АН •

СССР. 1 ; Г. ■ ' ,

Научный руководитель -.доктор филологических наук;'■

•• • : . - Н.С.НАДЬЯРНЫХ ■ V . •

Официальные оппоненты - доктор филологических наук, .

• профессор Х.В.ТЗФКЛЕБ .

■ - кандидат филологических'наук А.К.ЕГИАЗАРЯН -

Ведущая.организация - Одесский государственный университет" ■ им. И.Мечникова • "

Защита состоится "2У" 198Э г. в ___ часов

на заседании специализированного совета Д.002.44.02 по филологическим наукам при ордена Дружбы народов Институте мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР по адресу: Москва, ул. Воровского, 25-а. .

С диссертацией могло ознакошться в. Отдело рукописей ШЛИ (Москва, ул. Воровского, 25-а).

Автореферат разослан "У^" I-1Э6Э г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук

Р.К.Отарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Интерес разных сфер науки (в особенности общественных) к духовной деятельности, нравственной сущности человека становится одним из главных признаков оздоровления жизни современного общества. Публикуется множество работ,'посвященных нравственной сущности человека, духовное наследие становится достоянием современности, объектом широкого освещения в периодической печати и в научных исследованиях.

Роль литературы в современных условиях возрастает все с большей силой. Она обостряет свою социальную сущность и эстетическое предназначение в воздействии на общественную жизнь, общественное сознание и сознание отдельного человека. Литература является частью нашей гшзни, "барометром" общества. "Общее падение культуры, падение нравственности, особенно заметно в литературе, - пишет академик Д.С.Лихачев, - то, что происходит в литературе, характерно для всей еизни общества"

Актуальность исследования заключается прежде всего в восстановлении объективного содержания социально-нравственных критериев личности в советской литературе, которые в годы застоя подверглись деформации. Опит современной армянской литературы позволяет осуществить как определенную коррекцию в этом отношении, так и . прояснить некоторые положительные закономерности.

Проблема отношений личности и общества, социального отчуждения от общества, философия потребительства и бездуховности - все это вопросы, к которым обращалась наша литература, начиная с 60-х годов, и которые так или иначе сказались на ее художественной концепции-личности. Современная литература способствует преодолению застойных явлений благодаря формированию нового мышления. И сущест-: венно важно, что новое мышление в литературе - зто в том числе и I новое отношение к исторической памяти, которая как 'воз-

действующая на социальную активность личности сила, вырастала "в . противоположность тому, что торйозшго, искажало развитие страны, замедляло рост ее человечески сил"

1 Лихачев Д.С. От покаяния к действию // Литературная газета, Э сентября 1987 г.

о

Дедков И. Литература и новое мышление // Коммунист, 1987. " . У» 12. С, 63.

Современные армянские писатели считают историческую память важнейшим критерием художественной концепции личности. Память яв- • ляется существенной,, во многом определящей чертой человеческого сознания. Тем более,это касается исторической памяти народа,. нации. Забыв историю, фальсифицируя ее, можно подвергнуть духовный прогресс опасности торможения. И здесь нет места,полуправде, которая опасна, в первую очередь, тем, что создает благоприятные условия для застоя, обессиливает социальную активность человека и его нравственные потенции. .

Изучение нравственных основ социальной активности личности на материале армянской литературы в контексте современной многонациональной литературы - а именно такой ракурс предполагает настоящее диссертационное исследование - позволяет осмыслить и переосмыслить основы социальной активности личности, по-новому осветить в связи с этим ряд проблем современной'армянской литературы: исторического выбора, народных традиций в•противоборстве с нравственным бесплодием и др.

Цель и задачи исследования. Жизнь современногсЬбщества и современный литературный процесс взаимодействуют, взаимовлиявт, определяют направление и задачи развития литературы. ; _

Вопросы, связанные с художественной концепцией личности в современной армянской литературе, более шш менее полно исследовались в работах Эд.Дкрбашяна, С.Агабабяна, Л.Арутюнова, С.Хитаровой, Е.Алексанян, А.Егиазаряна, Л.Киракосяна и других.авторов.. В них . выделяется особый тип личности героя, человека с повышенным чувством ответственности,. Опираясь на ж опыт, автор диссертации избирает новый аспект. В основу работы положен, комплексный подход: в •сферу исследования вовлекаются данные литературоведческой, исторической, философской, психологической и других наук. Подобный подход представляет не только интерес для специалистов-и широкого круга читателей, но и позволяет отчасти выйти за пределы господствующих на протяжении долгого времени в нашем литературоведении стереотипов. М.М.Бахтин писал: "При спецификаторских увлечениях игнорировали взаимосвязи и взаимозависимости различных областей-культуры, часто забывали, что границы этих областей не абсолютны, что в-различные эпохи они проводились по-разному, не учитывали, что как раз наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры •

проходит на границах отдельных областей ее, а но гам и но тогда, когда оги области замыкаются в своей специфике"*.

Важен в диссертации» исторически аспект. Цель автора состояла в извлечении из армянской советской и зарубежной историографии фактического'и концептуального материала, чтобы на основе такого расширенного анализа исторического контекста эпохи определить более точно ценностные критерии личности современного лиге фигурного героя. Обращение к концепции личности, создаваемо!! советскими философами и психологами, дало возможность определить объективные и субъективные параметры таких понятий и категорий, как личность, деятелыюсть, нравственность, культура.

Для достижения поставленной цел л била выдвину ты и рсшшюь на материале современной армянской литературы 'следу.^не зиянча;

- выявление исторической памяти как ценностного кр:ь'с>.:я литературного героя' а. связь сощшхно-нраьсгйенвих критериев яуас-жзсгнйшюЗ концепции - лзчнссга с ссцгс-лх.ко-тиаг ¿ч.-с™,л и сйгисг-векцоЛ жизнью обазсгва}

- изучение проблемы ясгорлчесиого выбора ^ привет.^ан^гс выбора личности а народа в экстремальных исторических сагуикдя;! такого характера, когда приходятся вкйзрать: млбш. или с:..гргь;

раскрытие обусловленности нравственного выбора духоышгс потенциалом а нрввсгвениыш возжшшсглш, эалохеши:.ш в лачиго--ти и в народе самой историей, социально-нравсгвеюшы сигнем; .. - осмысление в современно;! ситуации значения и роли нароцких •традиций патриотизма в Армировании социальной активности личности, в противостоянии нравственному бесплодию.

Научная иовизна диссертационной работы состоит в исследовании нравственных основ социальной активности личности литературного героя в соотношении и в связи с социально-политической жизнь» современного общества, в широком привлечении данных смежных наук - истории, философии, психологии - для решения литерагуроведчнс-клх задач. Анализ строится на основе многих новых данных, извлеченных из архивов и хранилищ, произведения армянских писателей рассматриваются в контексте развития советской 1шогоны;лсна.шюй литературы.'

I. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. /А. :"Искуссгю", 1986. - С.348 (ответ на вопрос редакции, журнала "Новый ,\,лр").

Практическая ценность работы. По-современному осмысленная художественная концепция личности, проблема нравственных основ социальной активности личности позволяют более углебленно раскрыть эмоциональный мир героя, произведения, его индивидуальное соз* нание, подчас сокровенное, интимное. Это одна сторона. Вторая, не менее важная, связана с познанием путей воздействия создаваемой художественной концепции на читателя, а, значит, на общественную жизнь. Сложившиеся в современную эпоху многоуровневые отношения литературы и действительности обусловливают необходимость выделения точных, основанных на реальных потребностях современности социально-нравственных критериев художественной концепции личности. На основе диссертационного исследования мояно обозначить и перспективы дальнейшего изучения этих проблем, а именно: можно изучить особенности отражения в литературе функционирования личности в условиях демократизации общества, раскрыть сошально-нравствен-ные критерии художественной концепции личности в произведениях, создаваемых в период перестройки и дать, таким образом, новое освещение диалектики национального и интернационального в литературе народов СССР с привлечением концепций историков* философов, социологов.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов и спецкурсов в преподавании литературы народов СССР в вузах, в практике учебно-педагогической работы в школе, а также в проведении социологических исследований по национальному вопросу в СССР, в работе над научными трудами по специальности: филология.

Методологической основой исследования являются труда К.Маркса И.Ф.Энгельса, В.И.Ленина, посвященные определению научных критериев личности. Автор обращался к произведениям и работам Представителей отечественной и мировой культуры (Г.Ф.Гегеля, З.Фрейда, Т.Манна, Г.Гессе, В.Белинского, М.Горького),'опирался также на выводы, касающиеся художественной концепции личности,, которые содержатся в трудах М.М.Бахтина, Н.И.Конрада, Д.С.Лихачева, А.С.Лосева, Э.М.Дкрбашяна, С.Б.Агабабяна, Г.И.Ломидзе, Л.Н.Арутюнова, Н.С.Надаярных, З.Г.Османовой, Е.А.Алексанян, А.К.Егиазаряна. Важную роль в формировании концепции диссертационного исследования сыграли труды советских психологов С.Л.Рубинштейна, А.Р.Леонтьева, В.Д.Щадрикова, К.А.Абульхаволой-Славской, философов БД.Ломова*

И.Т.Фролова, А.Ануфриева, К.А.Сзасьяна, историков ; Ц.Г.Нерисяна, Г.Х.Саркисяна, М.Р.Кочар, Р.Сафрастяна, Г.Махмурян, . известного советского востоковеда Дж.С.Киракосяна и зарубежных востоковедов Р.Ованшсяна, Дж.Либаридиана и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании Отдела советской литературы Института мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР 19 октября 1988 г. Основные полоаения исследования отражены в статьях^ опубликованных в периодических изданиях (см. список в конце автореферата).

Структура работы и краткое содержание. Диссертационная работа состоит из введения,' трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются ее цели и задачи, показывается степень новизны темы.

В первой главе - "Социально-нравственные критерии художественной концепции личности" - формулируются определяющие для автора диссертации сЪцкально-нравствешше критерии личности героя современной литературы. На передний план при их определении выдвигается принцип историзма, методологически весьма важный как для понимания генезиса социалистического типа личности, так и для определения тех деформаций, которые возникли в годы застоя и ранее в подходе к ее оценкам. Автор учитывает при этом многообразные факторы - от социально-экономических и политических до национальных, психологических и эмоциональных. Существенен, таким образом, прежде всего гносеологический критерий в определении нравственных основ личности, позволяющий показать отражение в литературе динамики связей человека и общества, а также особенности раскрытия писателями нравственного потенциала личности на разных этапах развития нашей литературы. Не меньшее значение приобретает такие вопрос о критериях адекватности духовного »лира художника своему времени и шире -в связи с этим - проблема социально-философского кругозора современной литературы. •

Писатель осуществляет в создаваемом им произведении ценност-; но-этическое отношение к миру, которое во многом.детерминировано историческими обстоятельствами, условиям! я своеобразием общест-' венной сизни, комплексом национально-этических традиции. Пег тому проблема нравственных Критериев личности в первой главе рассматривается неразрывно от таких понятий как национальные традиции наро-

да, его духовная культура и общественно-полезная деятельность человека. ♦ Вызывает много споров вопрос о самой сущности личности. Категория деятельной сущности человека активно разрабатывалась еще в немецкой классической философии,'; начиная с И.Канта. Приншш деятельности положил в основу своего учения И.Г.Фихте. Категория деятельности занимает важное место в философской системе Г.Ф.Гегеля.

Многообразие потребностей человека и общества обусловливает многообразие форм деятельности. Стремление человека к деятельности В.И.Ленин определяет как необходимость реализовать, осуществить себя в объективном мира*. .

Современный французский исследователь марксистской теории личности Люсьен Сзв обращает внимание на важность ее исходной позиции: "бытие людей есть реальный процесс их жизни" 52 и определяет совокупность материальных общественных условий как реальную базу существования личности, как конкретную основу сущности человека. \ '

Отвечая на вопрос о сущности человека, советские исследователи - представители разных отраслей знаний - в основном приходят к общему решению. Так, например, в работах психологов С.Л.Рубинштейна, А.Р.Леонтьева, В.Д.Шадрикова, К.А.Абульхановой-Славской и др. раскрывается психологическое содержание целенаправленной деятельности человека. Человеческий индивид, выступая понятием обобщающим, характеризуется ида и как единичный представитель рода и как представитель всего человеческого рода (сообщества людей). В определенной степени различаются по смыслу понятия "личность" и "человек". Личность - это узка совокупность социальных качеств, следова-.тельно, это уже и позиция человека к жизненным, нравственным ценностям; личность - это всегда представитель определенной исторической эпохи и потому всегда - конкретный человек, практически действующий, находящийся в реальных отношениях с реальным миром.

Для автора диссертации нравственность - признанный в данном обществе этический кодекс поведения, определяющий отношение чело-, века к основным жизненным ценностям. Именно оно, это отношение, .

1 Дешш В.И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 194. ^ Сэв Л. Марксизм я теория личности.'М.: Прогресс, 1372.. С.142.

определяет позиции личности, ее творчески созидательную, духовную деятельность и меру социальной активности.

Традиционное представление о назначении человека, его месте и цели.деятельности.определяется, как правило, исторически и социально конкретным коллективом, в котором он живет, а также шире -контекстом человечества. Поэтому в образе литературного героя так или иначе, но воплощаются доминирующие приметы времени.

Положительный герой советской литературы 20-30-х годов отразил коренные революционные преобразования* нашего общества и сам выступил как его преобразователь, отразив.национальную специфику и характерные приметы совершающихся процессов. Герой литературы Великой Отечественной войны запечатлел трагические коллизии и героический подвиг советского народа, В первое послевоенные годы писатели отдавали предпочтение ярким сильным героям, "приподнятым", как принято не совсем точно говорить, над повседневностью характерам.

Определенную связь времени и литературных периодов потому и ■ осуществил тот герой, активность которого была направлена главным > образом вовне, на решение немыслимо трудной общественной исторической задачи, на, преобразование мира, окружающей среды. Это был . герой, чаще всего не думающий о себе, самозабвенно отдающийся идее.

Говорить о герое 60-х годов, как о прямом выражении духа сво-.его времени нелегко, Многие герои этого времени неслучайно уходят ■от актуальных труднейших проблем жизни и общества, утрачивают активную жизненную позицию - часто они подавлены собственным бездействием и пассивностью. Герой армянской литературы этих лет, как и во всей современной'Многонациональной литературе, тоже исторически обусловленный тип личности. Он - в большинства своем - ходу- ■ лен, ему все дается легко, пафос всепобедности превалирует над пафосом преодоления. Хотя это и не единственная ипостась героя. Есть здесь также герой мужественный, самоотверженный, социально активный. Он готовит наряду с другими героями того же ряда перестроеч-.. ные процессы, свидетелями и участниками которых являемся нынче ш.'.

" В литература 70-80-х годов немало героев трагически судеб," отразивших горестные коллизии нашей истории, в частности 30-х годов. Есть и герой социально активный, честно выполняющий свою миссию труженика, самоотверженно утверждающий духовные, нравственные

ценности социализма. Таковы герои деревенской прозы, активизировавшие перестроечные процессы, а также герои произведений, которые * в силу объективных причин, обстоятельств социально-политической жизни общества не были опубликованы, не участвовали в свое время в литературном процессе: они отражают жизнь 20-40-х годов, размышляют о прошлом и о настоящем, об истории нашего, государства и общества, о науке и искусстве, показывают всю сложность, противо-. речивость, а подчас и трагизм нашего развития.

Как справедливо отмечает А.Егиазарян, и сегодня продолжает еще действовать запрет на многие выдающиеся произведения армяне- ■ ких писателей начала XX века (Ерванда Отяна, Левона Шанта, Авети-са Агароняна, Никол Агбаляна). Писатели эти были активными деяте- : лями политической партии "Дашнакцутюн"1 в начале XX в. "Но факт остается фактом: программа партии "Дашнакцутюн",. - пишет А.Егиазарян, - ее. готовность возглавить национально-освободительную'борьбу привели к ней многих патриотов, в том числе и писателей" . .

Не опубликованы все еще на сегодняшний день романы "Андра-ник" С.Ханзадяна, "Сардарапат" Б.Улубабяна, "Воспоминания" Вагра-ма Алазана. Роман Гургена Маари "За цветущей колючей проволокой" был написан в 1965 г., а стал достоянием читателя лишь в начале 1988 года, . .

Судьбы героев опубликованных в наши дни произведений, разных по направленности и художественному уровню ("Реквием" Анны Ахматовой, "По праву памяти" А.Твардовского, "Новое назначение" А.Бека, "Белые одекды" Вл.Дудашцзва, "Дети Арбата" А.Рыбакова, "Исчезновение" Ю.Трифонова, "Зубр" Д.Грашна, "Котлован" А.Платонова, "За цветущей проволокой" Гургена Маари и др.) в целом создают широкую картину происходящих в нашем обществе процессов, в том числе и чрезвычайно мучительных, трагических. Усваивая исторический опыт, заново осмысляя историю нашего общества и формируя объективно-исторические критерии концепции личности, многие из них обращают внимание на историческую память, на то, что она является существенной, определяющей чертой человеческого существования. Литература способствует преодолению застойных явлений, она участвует в .

* Сдо. "Дашнакцутюн" по полн. собр. соч. В.И.Ленина (5-е изд.). , М., 1961.'Т. 16. С. 520-521. ...

2 Егиазарян А.К. О "черных пятнах" запретов // Вопросы литературы. 1988. 12. С. 70.

формировании нового мышления. Отношение к историческому опыту Народа, общества, государства, наций становится важнейшим критерием нынешней художественной концепции личности.

Сегодня, когда перестройка общества с трудностями и конфликтными ситуациями осуществляется на Есех уровнях, проблема духовных ценностей, в частности поиск их реабилитационных путей - наиболее важная и болевая в творчестве писателей, в том числе армянских (С.Капутикян, С.Ханзадян, Г.Матевосян, А.Айвазян, Р.Овсепян). Свое отношение к прошлому и духовным ценностям они горячо отстаивают на страницах газет и журналов, формируя представление о концепции личности, о факторах торможения и стимулах активизации ее социальной активности. Для них весьма важно довести до нашего сознания истину, рассказать всю правду, чтобы снять боль, неутихающую годами, чтобы она не повторилась.

Острые нравственно-философские вопросы человеческого бытия поднимают Ю.Бондарев, В.Астафьев, Фазиль Искандер, Ч.Айтматов, О.Гончар, В.Быков, И.Чигринов, О.Чиладзе, Г.Матевосян ("Хозяин" -1980), Р.Овсепян ("Вордан Кармир" - 1980), В.Григорян ("Дом на Пятой улице" - 1983) и др. '

Произведения, посвященные исторической памяти, в стремлении . возродить забытые духовные ценности пытаются познать современность через историческую ретроспекцию. В поисках смысла жизни критерии . добра и зла, совести, нравственности поступков могут быть сформированы только в процессе реальной истории, реальной человеческой жизни, - утверждают они.

Вторая глава - "Проблема исторического выбора. Личность и народ". Во многих романах последних лет торжествует дух историзма, царит аналитическое начало. Главный вопрос здесь - объективная мера-ценностного отношения к прошлому.

В жизни каждого народа и отдельной личности бывают ситуации такого характера, когда.приходится выбирать: жизнь или смерть. Правдивость выбора обусловливается во.многом нравственными критериями, сформированными в народе его историей, социально-обществен- . ним бытием. Армянские писатели не могут не обращаться к прошлому,. К истории своего народа, утверждая такие святые понятия, как Родина и Культура.

Историческая память, ощущение кронной связи с прошлым родины,

уходящие в глубь веков и в недавнее прошлое (конец XIX и начало XX вв.), присутствуют практически почти в каждом произведении армянской литературы 60-80-х годов ("Мхитар СпараПет" (1961), "Царица Армянская" (1978), "Говорите, горы Армении" (1976) С.Ханзадяна, "Зов пахарей" (1979) Х.Даштенца, "Судьба армянская" .(1967) С.Айвазяна, "Аршак II" (1978) П.Зейтунцяна, "Серебрянный век" (1983) М.Шатиряна и др.).

Уже в середине прошлого века в армянской литературе сформировалась традиция добротного большого исторического романа^ Долголетняя, веками непрекращающаяся борьба армянского народа против зах- ; ватчиков вызвала стремление представителей армянского романтизма создать целый ряд произведений на эту тему ("Раны Армении" Х.Або-вяна, "Самвел", "Хент", "Давид-Бек" Раффи и др.). Для представителей реалистического направления в армянской литературе также характерно утверждение патриотизма и гуманизма ("Геворг Марздетуни" Мурацана, "Царь-Пап", "Крепость армянская" С.Зоряна, "Вардананк" Д.Демирчяна). Продолжают развивать ети традиции армянские писатели и в современных условиях. "Армянские прозаики постоянно вдумчиво осмысливают прошлое своего народа, - пишет А.Бучис, - как бы советуются с этим прошлым, ищут в нем духовной опоры, ищут ответы на вопросы современности, которые вне контекста богатейшего исторического опыта подчас просто художественно неразрешимы" .

Активное звучание художественной концепции личности у современных армянских писателей и критиков обусловлено острой постановкой вопроса о значении национальной истории и культуры для нашего времени, о преемственности традиций, об их нынешнем функционировании. .

, В выступлениях известных писателей, критиков, публицистов, политиков рассуждения о советском патриотизме, национализме, интернациональном долге и шовинизме нередко носят стереотипдо-декларатив-ный характер. Но совершенно ясно, что общие рассуждения нуждаются в конкретных примерах, в анализе, в понимании специфики и истории национального самосознания,, национальной психологии, традиций, духовной культуры наших многочисленных народов и их содружества в целом. Проявляется нередко и тенденция осторокничанья, перестраховки,

* Бучис А. Литовские заметки ой армянской прозе //Литературная Армения, 1982. № 2. С. 96.

а то и искажения исторических фактов. "Радость историка - знание правда, - пишет современный философ А.В.Гулыга, - подправленная история не может служить целям воспитания и культуры, скорее, это путь к духовному растлению, цинизму и лицемерию: не спасает в подобных случаях и "формула умолчания" ..

"У всякого народа, - подчеркивал еще В.Г.Белинский, - своя история, а в истории свои критические моменты, по которым могло судить о силе и величии его духа, и, разумеется, чем вшпе народ, грандиознее царственное достоинство его истории, тем поразительнее трагическое величие его критических моментов и выхода из них с честью и славой победа" 2.

■ В яизни и истории армянского народа было не мл ло таких "критических моментов". Его многовековая история полна драматизма, знаменательных событий, к которым часто обращается историческая наука, о которых пишут публицисты и писатели. Такими знаменательны»® событиями являются Аварайрское сражение (451) против саса-нидской Персии во главе с ВарданомМашконяном, национально-освободительная' борьба армянского народа в 20-х годах ХУШ века против персидских и турецких захватчиков под предводительством Давид-Бека, Зетунскоа восстание в 1863 году, Сардарапатское сражение в 1918 году, а также национально-освободительное движение в Западной Армении против Османской империи в конце ХП-начале XX вв.

Роман австрийского писателя Франца Верфеля "Сорок дней Муса-Дага" (1933) явился первым и, собственно, единственным вплоть до середины 70-х годов- произведением, повествующим о трагедии и героическом сопротивлении армянского народа*

Остро и напряженно решают проблему исторического выбора личности и народа на материале тех же исторических событий первой четверти XX века советские романы "Говорите, горы Армении" (1976) С.Ханзадяна я "Зов пахарей" (1979) Х.Даштенца. Общность и масштабность их художественного замысла в том, что они трактуют проблему исторического выбора армянского народа как проблему человеческой и народной судьбы. Поставив задачу изобразить национально-освободительное движение армянского народа в Западной Армении, эти пи-

* Гулыга A.B. Искусство истории. М.: Современник, 1980. С. 83."

2 Белинский В.Г. Поля. собр. соч. Т. 6. М.: Изд-во АН СССР, С. 90.

сатели, каждой художнически по-своему, решают кардинальную проблему исторического выбора, сочетая правду истории и современный взгляд.

Уже выбранный писателями исторический отрезок времени вызывает немало споров и различных толкований. Например, в романе В.Пет-росяна "Пустые стулья" (1987) главный герой Варужан Ширакян говорит о том, что надо "уметь забивать трагические страницу истории народа". Но* истина в другом: ни при каких условиях нельзя забывать историю, напротив, ее надо осмысливать, не оставляя вне поля зрения и саше трагические страницы.

Среди исторических трудов по проблеме социально-экономических и культурных предпосылок геноцида автор диссертации выделяет труды армянской советской историографии Дж.С.Киракосяна, М.Г.Нер-сисяна, Р.СаЗрастяна, Г.Махмурян, два сборника статей зарубежных исследователей: "Армянский геноцид в перспективе" (Ныо-БрунсЕИК, 1986) и "Преступление молчания. Армянский геноцид" (Кембридж, 1985), работы профессора Калифорнийского университета в Дос-Андже-лесе Ричарда Ованнисяна, а также учитывает взгляды многих выдающихся политических деятелей и руководителей коммунистического движения, видных писателей: Анри Барбюса, М.Горького, В.Брюсова, президента Вильсона, американского посла в Турции Г.Моргентау, Жан-Жореса, Фратьофа Нансена, Карла Либкнехта. Именно в таком широком контексте и анализируются современные произведения исторической. ' армянской романистики.

С.Ханзадян в создании исторического характера, в описании исторических событий эпохи широко использует в своем романе "Говорите, горы Армении" документальные материалы, манифесты, приказы турецкого триумвирата, сообщения иностранных держав и консульств, . письма,'воспоминания участников, свидетелей событий, вкладывая всю эту информацию в уста главного организатора партизанского движения Нерсэ Чавуша, исторических лиц (Энвера, Кемаль-бея) и созданных им вымышленных героев (Ыамур Фейзака, Али Мюнир-бея, немецкого . генерала Лиман фон Сандерса). В произведении С.Ханзадяна взаимодействуют и сосуществуют черты политического романа и романа-контрапункта.

Одной из основополагающих идей романа является шсль о том, ; что народ и личность не могут существовать раздельно, иначе они ,. , обречены на гибель. Писатель убедительно проводит мысль о том, что ; нравственный выбор отдельной личности и всего народа, его готовность к самопожертвованию, борьбе исходит из стремления всегда

оставаться верным себе, своей совести, а следовательно, и собственному "Я". На протяжении всего романа Ханзадян осуждает "непротивление злу насилием", утверждая одну из главных идей "неистребимости жизни", которая выражается в борьбе юных повстанцев (Гегам, Бенимаин, Дзюник) и участников сопротивления (Гурбап Аля Манук, учитель немецкого языка Герасим, его сын Геворк и дочь Эгине), организаторов партизанской борьбы (Нерсэ Чавуш, Зил Захар, Хорен-ага). •

Есть гибель людей; но нет уничтожения народа, - эта идея, по мнению автора диссертации, является одной из главных в романе Х.Даштениа "Зов пахарей".

Б предисловии к своему роману, который явился художественной летописью героических событий жизни армянского народа, Х.Даштенц так определил суть своего сказово-эпяческого повествования: "И так необычны и.легендарны были люди этого поколения и вся их жизнь, что хотя материал романа - cata реальность, а события, в нем описанные, в действительности происходили, многим все же может показаться это еышслом ц сказкою. Именно дела этих людей и впрямь стали легендой, сказкой, народной притчей и передаются из поколения в поколение, из уст в уста. Она пришли и заполнили канву повествования, некоторые ~ под своими именами, некоторые - под вымышленными"

Х.Даштенц изобразил предводителей национально-освободительного движения - Арабо, Сероб-пашу, Сосе, Геворка, Чауиа, Авдрани-ка; это реальные исторические личности, которые стали легендарны-1.3 герояст в памяти народа. Особое место в романе занимает образ Апдрэякка. Героические страницы национально-освободительного двв-зеяля в Западной Армении писатель, восстанавливая историческую истину, заслуженно связывает с именем Аядраюша. Это важный момент, особенно если вспомнить, что.до недавних времен деятельность Анд-раяика связывали с партией "Дапяакцутт". Показной, крикливый героизм глубоко чужд героям романа, их душа предана родине: "Жить свободными или умереть героями" ,

Изображение национальных чаяний в обоих романах ("Зов пахарей" я "Говорите, горы Армении") дано в аспекте общечеловеческих

1 Даштенц X. Зов пахарей, ' . М.: Советский пи-

сатель, 1984. С. 7. '•' 2 Там же.

исканий справедливости. Труд пахаря, который на время оторвался от своей работы и ушел в горы, чтобы стать фидаином (гайдуком), выступает в изображении Даштенца главным смыслом человеческой деятельности, символом созидания, мира и добра. Само название романа "Зов пахарей" - это зов к созиданию и труду на земле. Название же романа "Говорите, горы Армении" выражает не просьбу и даже не воззвание к высшей человеческой справедливости. Оно в повелительной форме проо'укдаат к жизни, к действию, закаляя и утверждая волю народа в борьбе за свое право на жизнь.

' В третьей главе - "Народные традиции патриотизма и противо- , борство. гуианистических идеалов с нравственным бесплодием" - анализируются произведения армянских писателей последних лет, в которых остро ставится проблема национальных корней, патриотизма-и гуманистических идеалов, и как альтернатива к ней - проблема разрушительного действия изоляционизма личности (Г.Матевосян - "Мать едет женить сына" (1976), "Хозяин" (1980), Р.Овсепян - "Вордан-Кармир" (1980), В.Григорян - "Дом на Пятой улице" (1983).

Это важная тенденция, проявляющаяся в той или иной маре во всей современной-советской литературе. Она выражает большую действенность художественного слова в условиях перестройки, в противостоянии бездуховности, беззаконию, в борьбе с потребительской психологией и неустойчивым, перестраховочным мировоззрением.

Ценность личности в работах советских философов, психологов •• и социологов раскрывается в система социальных отношений. Личность, как неоднократно отмечалось в советской психологии, формируется в результате воздействия общества на развитие человека. И вместе с тем человек определяет развитие общественных отношений. Совокупность общественных отношений, по К.Марксу, является основой сущ--ности личности, включенной в систему этих отношений, которые получают объективную реальность для нее в виде господствующих отношений к материальным и духовным ценностям общества. Ценность - философское и социологическое понятие, обозначающее как значимость какого-либо объекта, так и оценочную сторону явлений общественного сознания. Ценность сознания определяется нравственными установками и оценками, критериями общества, которые, выражаются в форма .нормативных представлений о добре и зле, о справедливости, прекрасном и безобразном, о смысла истории и назначении ■ .. . ;

человека

В современной многонациональной литературе есть писатели, которые создали произведения о трудных, крутых, переломных этапах жизни советского народа. И называя Ч.Айтматова, В.Распутина, В.Астафьева, О.Гончара, В.Быкова, С.Залыгина и др., нельзя не назвать также Г.Матевосяна, для которого жизнь в координатах Дойра и Зла -это система истинных ценностей в ее социальной, общественной значимости. .

Проблему социальной активности личности, ее нравственных ценностей, неповторимость полноценной "человеческой единицы" Г.Мате-восян раскрывает в художественных образах крестьян - Агун ("Мать едет женить сына") и Ростома ("Хозяин"). Жизнью я поведением Агун руководит нравственный долг человека, -созидающего жизнь, хлеб и добро на земте. Агун всегда верна себе, а свой нравственный долг она утверждает всей своей деятельностью, своим неутомимым характером. Думается, что первоначальное название повести "Кила земли" дажа более точно выражало глубинную суть образа этой героини. Г.МатеНбсяй создает четкую лаконичную прозу, подчеркивая в создаваемых образах героев главное качество характера - их нравственный максимализм, у. них "нет несчастного сознания", хотя они часто и попадают в ситуацию тупика.

Ростом Саргсян из повести "Хозяин" - человек чести, обладающий чувством достоинства, гордости за свою миссию на земле. И.Дед-ков верно увидел в нем истинного хозяина земли, Алла Марченко . стремится распознать в нем даже нечто большее, задаваясь вопросом о существе его миссия хозяина. Ведь хозяин,'по мысли критика, тот, кто выражает интересы народа, когда хозяин и работник - равноценные понятия. В условиях социалистической собственности хозяином должен быть народ. Но на деле- получилось, что хозяина-то и нет, "Дуб унесли, а землю прикрыли дерном, - пишет Г.Матевосян. - Мы дерн, этот раздвинули и увидели оголенные корни" 2.

Нравственное развращение охватило не просто отдельных людей,' а целые семьи, сообщество людей, - утверждает писатель. Мир этот, где живет Ростом, говоря словами Аллы Марченко, состоит из идеалов

1 См.: Ценность //Философская, энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1370. С. 462-463.

2 Матевослн Г. Хозяин // Дружба народов. 1987. J5 10. С. 16.

и интересов. Стремление Ростова к высоким идеалам жизни, его непримиримость перерастает в ожесточенность к праздным людям с меркантильными интересами. В атмосфере бесхозяйственности, запущенности, злостного истребления леса людьми, некогда возделывавшими землю, норкой становится потребительское отношение к природе, . земле, прикрытое действиями административно-управленческих объединенных хозяйств и колхозов. Однако, Ростом, хотя и понимает свою обреченность, ценою зшзни продолжает отстаивать общие интересы народа, отстаивает и себя как победителя, хозяина слова и дела, -свое назначение "отца" села, владетеля лесов от Кошакара до Воскепара в ежедневной грызне с отупешими односельчанами, подобно Бардану ¡Лакиконяну и Андранику на поле битвы.

Мы не ставим целью разобраться, почему так произошло в наших, селах. На сегодняшний день уже признан тот факт, что писатели часто реагировали на все происходящие события быстрее, острее (как это, в частности, показала русская "деревенская" проза), чем ученые, историки, философы. "Литература - лучшая социология, - пишет демограф В.Переведенцев, - и в долгие десятилетия отсутствия профессиональной социологии у нас она в значительной'мере выполняла ее функции"

Как тонкий художник, наблюдательный психолог и социолог, Г.Матеиосян предоставляет читателю возможность убедиться и домыслить причины появления бездуховности человека, разрушения патриархального уклада жизни народа, национальных традиций, исторической памяти. И как бы вопреки существующей реальности потребительского образа жизни, он воссоздает фольклорный образ Ростома, который унаследовал мифическую храбрость Вардана Мамиконяна, из рода. Мамиконянов, Андраника и богатырскую силу Итера.из"эпоса "Давид .: Сасунский", которые сохранились в психологии и памяти народа как истинные патриоты и хозяева земля на протяжении веков. Как видам, проблему социальной активности личности в ее позитивном значении Г.Матевосян решает в контексте национально-исторической судьбы народа, личности, в аспекте высоких народных традиций духовности и патриотизма. Писатель в действиях Ростош изображает только то, что достойно быть вспомянутым, что должно быть сохранено в паияти

1 Переведемся В, В координатах времени // Литературное обозрение. 1988. й 3. С. II, ■

потомков. Народную правду, народные интересы может отстоять и отдельный Человек, если он - частила наоодэ.

Те же проблемы ставил Ф.Абрамов в романе "Дом". Его герой, Михаил Пряслин, подобно матевосяновскому Ростому, работает как ему совесть велит, взваливая на свои плечи всю ответственность за будущее, за общее, как хозяин. И в романе С.Залыгина "Комиссия" ставятся проблема, тоже требующие разрешения на уровне гашения Хозяина, чтобы потомки не проклинзли своих отиов за бездумное истребление леса и за корысть.

На протяжении веков прогрессивная армянская литература и культура проповедовали не чувство безысходности, обреченности. Они считали нравственную задачу первейшей для укрепления жизнелюбия и жизнестойкости в народе, создавая духовно богатую и социально действенную личность, отстаивающую высокие моральные принципы. Вот почему укрепление своего рода, семейного очага, своей земля, родины присуще армянину с такой большой силой, - волею исторической судьбы ему приходилось все время терять свой дом.

Эта естественная потребность человека в доме, в собственном крове со всей убедительностью раскрывается в повести Р.Овсепяна - "Вордан-Кармир".

Главный герой повести - Левон Симонян. Он был свидетелем многих переворотов и потрясений века, хотя сам на оказывался в гуще происходящих политических процессов, пройдч свой жизненный путь из Тбилиси, где он заведовал книжным магазином, на родную армянскую землю.

Этот одаренный от природы человек не очень разбирается в "хитростях" науки, в современной ему жизни, но он не потерял изначально главное в человеческой жизни - желание быть полезным близким, родным людям. Его желание, получает'реализацию я глубокий философский смысл в идее завиты "драгоценного" участка земли, где при раскопке был найден вордан-кармир1. Ценою жизни защитив драгоценный участок от бульдозеров, которые начали свою разрушительную работу уничтожения древних солончаков, он не позволяет смести следы истории. В памятный день, когда он воочию увидел чудо-червец, испытывая подлинное счастье от сознания собственной полезности в возврате

: * Вордан-Кармир (червец красный) - насекомое, из которого в древности добывали драгоценную краску, так называемый армянский или царский пурпур. Секрет ее изготовления был утерян.

его давно утерянного секрета, уже старый Левон, выполнив свою миссию, умирает. Подобно тому, как была забыта тайна кошенили, знаменитой пурпурной краски, изготовляемой из маленьких красных червячков, подчас забывается очень важное, существенное из жизни народа и его традиций, - в этом главное содержание повести Овсепяна. Вся |}илосо'Лия его эпического повествования заключается в постижении народной мудрости, в осмыслении жизненных истин, подлинных нраве те euiia ценностей. Его героям - Левону.Сиконяну и его сыновьям (Сурену и Аршгку) - помогает противостоять бездуховности к быть полезным своему' наролу понимание своего Дока как символа Родины, Отечества.

К теме духовных ценностей, преемственности поколений и национальной судьбы народа обращается в романе "Дом на Пятой улице" В.Григорян, рассматривая личность в многоярусных:связях с эпохой, народом, обществом в целом. Для того, чтобы полностью осознать, что же произошло с современником, человеком €0-80-х годов, разобраться, чем живет и дышит человек последней четверти XX века, В.Григорян исслелует судьбы интеллигенции на примере трех поколений, проецлруя свое внимание на самые актуальные вопросы современности. И прежде чем представить своего героя, Мартина Саакяна, писатель тщательно воссоздает портреты его деда (Тиграна Манвеля-ка, прадеда (Мелик-Шахназарова, отца - Седрака Саакяна).

В романе отражены события первой четверти XX столетия, тяжелые последствия периода культа личности, вторая шровая войир, года застоя. События 1915 года в Западной Армении представлены в романа как эхо, как отзвуки и душах людей, кителей Пятой улица. На фоне повествования об этих событиях и раскрываются судьбы героев.

В романе В.Григоряна два главных героя, два ярких типа ха- . рактаров армянской интеллигенции своего времени - врач Тигран Ман-велян и его внук Мартин Саакян, хотя наше мнение могут и оспорить те, кто выделяет в центр повествования романа других представителей семьи Манвелянов и кителей Пятой улицы. Художественная правда времени раскрывается именно в отношениях мзжду людьми разных поколений, в жизни которых отразились общественные катаклизмы времени.

Врач Тигран Манвелян, несмотря на свое социальное происхождение и довольно хаотическое представление ó происходящих событиях, -человек, несомненно, высокой культуры, с высоким чувством ответственности и преданности своей гуманной' профессии. Поэтому было бы . невирным обвштть его в нежелании участвовать в водоворотах исто-

рических процессов, выделяя в его личности эгоистическое начяло. Тиграна Манвеляна можно сравнить в этом смысле отчасти с Юрием Живаго, героем романа Б.Пастернака "Доктор Екваго", как с типом творческой личности, человеком высокой культуры и духа.

ч Главный герой'романа З.Халафяна "Год, год, гсд ..." Степан Есаян.также.врач. Как личность он сформировался, в отличие от Манвеляна и Юрия Живаго, в годы Советской власти. Он. также строил свою .жизнь, по необходимости, диктуемой совестью.

■Произведения В.Григоряна и З.Халафяна - об интеллигенции и об ее отношении к жизненным ценностям, и вместе с тем - о личности, которая, на первый взгляд,' отказывается от участия в исто-, рии, но на самом деле участвует в ней, утверждая общечеловеческие принципы и интересы. Установившаяся в определенный период в нашей критике, точка зрения об этих героях как а людях, оторванных и противостоящих интересам народной жизни, не Еерна. •

. ' В.Григорян пытается разобраться, что яг мы утратили на сегодняшний день в интеллигенции "в качественном отношении". Например, дочь Тиграна Манвеляна, Сирануш, не может быть доброй сама по себе и даже такой доброй, , как отец. Ее неумение и нежелание разделить горе близких, дуаевная глухота к другим отрывает ее от людей, закрывая для них все даери своего единственного пристанища, двухэтажного; дома.-

Тема жизненного пути в романе получает решение в нелегкой судьбе Мартина .Саакяна, представителя третьего поколения Дома, внука Тиграна Манвеляна. Чувство справедливости, столь сильно присущее подростковому возрасту,, его как-то не коснулось. С детства ему сопутствовала удача, он с легкостью учился, с отличием закончил юридический факультет и московскую, аспирантуру. Женившись по расчету, Мартин Саакян остался жить в столице. В итоге выбор героем жизненных ценностей (без любЕИ и интересной работы) ставит, его в условия бесконфликтности бытия. Мартин, как и Гела из романа "Железный театр" О.Чиладзе, только начинает путь к очищению, нравственному возрождению. И наконец, самое главное - это обретение Мартином вновь своего дока с пониманием того, что человек счастлив лшзь тогда* когда может дарить другому счастье, что до тех пор, пока он не реализует себя в. действии, в преодолении сво-'' ей неизвестности, в определении и выборе истинных ценностей жизни, будет невозможной и:полноценная жизнь, осмысленная с точки зрения

высоких критериев нравственности.

Пятая улица протяженностью в сто метров сочувствует этой , длинной и трудной дороге, которая непременно ведет от одиночества, к людям, через страдания к духовному обновлению, очищению, являясь "улицей к храму". Дом яа Пятой улице - это символ преемственности поколений, символ памяти и надежда на лучшее будущее кителей Пятой улилы, путь киэни, который проходят герои романа В.Григоряна, нелегкий путь предающих и последующих поколений.

В закльченш: даются основные вывода диссертационной работы, на основе которых можно обозначить перспективы дальнейшего изучения рассмотренных проблем. •

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

1. Проблема исторического выбора и памяти (на материале арчинской литературы) / АН СССР. Ии-т мировой литературы им. ' А.И.Горького. - Ы., 1983. '- 47 с. / Рукопись деп. в ШШОН АН СССР \г 34202 от 08.06.88./ Литературоведение / Новая советская, литара-тура по общественным наукам. 1988. Н1.' - 2 д.л.:

2. Вся человеческая практика и современность (На армянском языке) // Ереван, Советакан ыанкаварж, 1989, й 4 - 0,5 п.л.

Подписано в печать 5.04.69г. Заказ 528 Формат 60x84/16 Тираа 150

Тип.ВЛСХШШ. Москва,Б.Харитоньевский пер. ,21