автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Нравственные ценности в философии Альбера Камю

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сазеева, Ирина Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Н. Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Нравственные ценности в философии Альбера Камю'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сазеева, Ирина Борисовна

I. ВВЕДЕНИЕ 4- 20.

II. ГЛАВА 1. ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ КАМЮ. 20

§ 1. Отсутствие Бога. 20

§2. Абсурдность отношений «человек - мир». 34 -

§3. Бунт как наиболее последовательная позиция человека в абсурде 49 -64.

III.

ГЛАВА 2.ЦЕННОСТИ, ОТКРЫТЫЕ В БУНТЕ. 65 -

§ 1. Солидарность как основа сущности человека. 65

§2. Достоинство человека. 80

IV. ГЛАВА 3. МЕРА КАК ГЛАВНАЯ ОПОСРЕДУЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ. 95-

§ 1. Природа человека как мера противодействия насилию. 95-

§ 2. Свобода, справедливость и мера. 111-

§3. Мера и красота. 126

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Сазеева, Ирина Борисовна

Актуальность исследования. Проблема ценностей и их роли в жизни общества является, как известно, одной из основных в философии XX века. Сциентистская ориентация классической философии, связывавшей благоденствие и счастье человека и общества с успехами разума, прежде всего научно-технического, и всеобщим просвещением, обнаружила свою несостоятельность уже в конце XIX века. Век XX показал, что впечатляющие успехи научно-технической мысли не исключают несправедливости, угнетения, убийств, а напротив, придают им невиданный прежде размах, обезличивая жертвы, делая их безымянными массами, обреченными на заклание во имя абстрактных идей, революционных, националистических или религиозных. Традиционная мораль, предполагавшая существование трансцендентных ценностей, также подверглась девальвации, показав свою неспособность выполнять регулятивные функции в обществе: провозглашение на словах ее ценностей неоспоримыми и священными на деле сопровождалось их постоянным нарушением и попранием, как тайным, так и явным.

Тоталитарные режимы XX века показали реальные примеры того, как революционное движение, устанавливая собственные империи, приносит в жертву нормам своей собственной, революционной, морали целые поколения живущих ныне людей. Подобные гекатомбы приводили, в конечном счете, не просто к дискредитации моральных норм, а и к полному их уничтожению, слиянию с самим историческим процессом, который терял при этом идеальную цель - создание абсолютно справедливого общества.

Антропологический поворот в философии, осуществившийся в XX веке, поставил вопрос о существовании конкретных человеческих смысложизненных ценностей, без которых индустриальная цивилизация не способна обеспечить самореализацию личности в обществе, более того, оказывается способной поставить на грань уничтожения саму цивилизацию.

Возврат к традиционным гуманистическим ценностям может быть осуществлен в разных формах. С одной стороны, в мире, несомненно, наличествует определенный религиозный ренессанс, что представляется вполне естественным процессом, поскольку религия призвана хранить ценности, связанные с ненасилием и любовью к ближнему и осуществляет эту функцию и в настоящее время. Однако, в наши дни существует достаточно много людей, настроенных по отношению к религии если не резко враждебно, то, по крайней мере, скептически. Поэтому громадное значение приобретают те философские учения, которые строят гуманистическую мораль на чисто светских основаниях, не базируя ее на трансцендентных нравственных ценностях, источником которых считается Бог. Подобные учения позволяют нерелигиозно ориентированному человеку находить основания для нравственного поведения, поддерживают его стремление к гуманистической жизненной позиции.

Одно из таких философских гуманистических направлений ярко представлено французским философом, моралистом и писателем Альбером Камю (1913-1960), лауреатом Нобелевской премии по литературе 1957 года. Он начинал свои литературные и философские размышления о человеке и его месте в мире и обществе как соратник Ж.-П.Сартра, главы французского атеистического экзистенциализма, хотя сам себя к экзистенциализму не причислял. Основания для такой позиции, несомненно, были. Камю начинает свое философствование практически как экзистенциалист, исходя из понятия абсурда, характеризуемого как противостояние человека и мира. Однако, с самого начала своего философствования он ставит своей целью выйти из абсурда и найти такую мораль, которая помогла бы человеку достойно существовать в лишенном высшего смысла мире. Во время второй мировой войны он окончательно отходит от экзистенциалистского представления о том, что существование человека предшествует его сущности и заявляет о самоценности человека как существа, обладающего природой, сущностью. Рассматривая понятие бунта как протеста против несправедливости и угнетения, Камю вводит понятие солидарности с угнетенными как природы человека, мотивирующей бунт и производящей гуманистические ценности. Такими ценностями становятся признание достоинства человека, свобода и справедливость, красота и мера, опосредующая и связывающая все остальные ценности в некую целостность, лишенную подчинения и иерархии.

Философия Камю, принципиально ориентированная на человека, пытается решить задачу нахождения достойных условий существования человека в природном и социальном мире с учетом реалий XX века. Его моральные ценности базирующиеся на солидарности, призваны стать эквивалентной заменой христианским ценностям, базирующимся на любви к ближнему. Камю старался показать, что в мире, лишенном Бога, возможна гуманистическая мораль, лишенная безмерности религиозных притязаний и призванная уменьшать, по возможности, количество зла в мире. Так как одним из главных требований автора к собственному философствованию было требование не упускать из виду реалий конкретной жизни, а также скромность и ясность, можно сказать, реализм, такая задача актуальна до сих пор.

Поскольку кризис духовности, констатировавшийся практически всеми гуманистически ориентированными западными мыслителями XX века, остается не преодоленным окончательно и в наши дни, перед обществом встает проблема переосмысления традиционных нравственных ценностей с точки зрения их способности выполнения регулятивной функции, а также недопущения их попрания или полного уничтожения, как это происходило в тоталитарных . режимах XX века. В силу того, что тоталитарные империи часто устанавливались в результате победоносных революций, очень актуальна попытка Камю рассмотреть возможность ограничения насилия в революционном движении, применяя понятие меры как границы, предела, с одной стороны, и напряженного равновесия противоположностей - с другой. Другая сторона проблемы насилия в обществе связана с применением смертной казни как узаконенного убийства. Создавая теоретическую модель общества, называемую им «относительной утопией», Камю выступает за создание такого общественного порядка, который не будет построен на узаконении насилия. В послевоенной публицистике (цикл статей «Ни жертвы, ни палачи») он говорит о том, что полностью исключить насилие из общественной жизни невозможно, но само общество не имеет права убивать во имя осуществления правосудия.

Проблема насилия в обществе имеет еще один аспект, связанный с правом на протест против несправедливости. Поскольку философия Камю всегда была связана с социальными проблемами, с политикой, эта проблема становится одной из главных в его зрелом творчестве. Основная базовая ценность морали Камю - солидарность - присуща всем людям, является природой человека и мотивирует бунт как протест против любой несправедливости, причем такой, который должен ограничить или вовсе исключить применение насилия. Проблема права граждан на протест против притеснения, угнетения и любой другой несправедливости, чинимой в обществе, несомненно, актуальна до сих пор , и. видимо, еще долго будет таковой оставаться. Вопрос о насилии,, применяемом при осуществлении такого протеста, далек от своего решения и в наши дни.

Еще один из аспектов актуальности диссертационного исследования связан с деятельностью Альбера Камю по выработке оснований объединения Европы, которые позволили бы оздоровить международную политику, внести в нее гуманистические и демократические ценности. Особенно ярко эта работа выражена в его послевоенной публицистике. Здесь автор пытается применить свою мораль меры как к революционным движениям, способным спровоцировать эскалацию насилия, так и к притязаниям западных демократий, провозглашающих свободу для всех, оказывающуюся на поверку свободой дельцов, банкиров и милитаристов. Проблема реального функционирования основных демократических ценностей в западном обществе не потеряла своей актуальности. Камю рассматривает возможные случаи нарушения противоречия «свобода-справедливость» как превышение меры, приводящее к их дискредитации. Свобода и справедливость, противоположные друг другу и друг друга уравновешивающие ценности, должны, по его мнению, достигать в демократическом обществе наивысшего развития, и только так они могут быть осуществлены.

Выход гуманистической светской морали известного писателя и философа в реальную политическую жизнь Европы, всегда представлявшийся в отечественной исследовательской литературе как ревизионизм, соглашательство с буржуазией, предательство интересов простых людей или, в лучшем случае, как трагическое заблуждение писателя, оценивается в настоящее время в западных исследованиях как реальная позитивная работа по внедрению традиционных гуманистических ценностей в умы миллионов людей для того, чтобы прекратить бессмысленные кровопролития, совершаемые по идеологическим мотивам, безразлично, революционным, фашистским, националистическим, религиозным или иным, и дать, наконец, людям возможность путем долгой кропотливой работы, широкого, предельно открытого диалога постепенно выработать те подлинно демократические основания, на которых может объединиться Европа, а возможно, и весь мир. При этом проблема нравственных ценностей выходит на первый план не только отвлеченных дискуссий, но и реальной политики.

Интерес к этой стороне деятельности А.Камю вызван во многом тем, что в посткоммунистической Европе нашли реализацию многие из его идей, высказанных в 1944 - 1960 годах. Следовательно, философ и литератор, аккумулирующий, перерабатывающий и пропагандирующий нравственные ценности в реальной политической жизни, может предугадать, а во многом и помочь процессам гуманизации политической жизни. Рассмотрение такого опыта представляется диссертанту весьма полезным, поскольку в кризисной общественной ситуации, сходной с той, что переживается нашей страной, роль деятелей культуры, не скомпрометировавших себя политическими и иными сделками, в нравственном возрождении общества становится необычайно значительной, в особенности в том случае, если они не просто критикуют действия властей, а пытаются указать возможные пути реальных действий широких масс по гуманизации общественной жизни.

Философская эволюция Альбера Камю разделяется на два или три этапа: первый - философия абсурда, включающая период его творчества приблизительно до середины второй мировой войны; второй - философия бунта, датируемая по-разному: начало ее - выход в свет «Писем к немецкому другу» (1943 - 1944), окончание связывают с выходом в свет «Бунтующего человека» (1952) и ряда публицистических работ. Некоторые исследователи считают, что философия бунта охватывает все послевоенное творчество Камю, вплоть до его гибели, другие - Р.Кийо, П.-А.Симон (см. 89, 92) и прочие - выделяют последние годы жизни, начиная с выхода сборника «Лето» (1957) как этап гуманистический, этап формирования собственно нравственных ценностей в целостную гуманистическую мораль. Соглашаясь в целом со второй периодизацией философской эволюции Альбера Камю, отметим, что основная базовая ценность его морали - солидарность- теоретически разрабатывается уже в «Бунтующем человеке».

Следует отметить также, что для анализа формирования собственно философских взглядов Камю, которые впервые были сформулированы в эссе «Миф о Сизифе» в 1942 году, необходимо выделить самый ранний этап его творчества, собственно еще дофилософский, где только опробуются подходы его к тем проблемам, которые впоследствии будут разработаны. К этому этапу относятся сборники рассказов «Изнанка и лицо», «Между «да» и «нет»», «Бракосочетания», а также не опубликованный при жизни роман «Счастливая смерть», в котором Камю делает попытку изобразить ницшеанского дионисий-ского «солнечного человека», способного перешагнуть через преступление.

Раннее творчество Камю выражает его идеал - единение с природой, языческое пиршество плоти, связанное с солнцем, морем, красотой природы, любовью. Этот идеал, навеянный детством и юностью, проведенными в Алжире, будет впоследствии заявлен в позднем творчестве как сознательное, осмысленное стремление человека к счастью, красоте, опосредованное мерой как главной ценностью морали Камю. «Лето», «Изгнание и царство» - произведения позднего периода, в которых излагаются в символической, мифологической форме основные направления этой морали.

Собственно философские произведения -эссе «Миф о Сизифе» и «Бунтующий человек» - представляют собой наиболее последовательное выражение философских взглядов автора периода абсурда и бунта. К «абсурдному циклу»,демонстрирующему разные «стили жизни» в ситуации абсурда, относятся, кроме того, повесть «Посторонний», а также пьесы «Калигула» и «Недоразумение». В художественных произведениях этого цикла представлены полнокровные художественные образы, являющиеся одновременно символами разных типов «абсурдного человека», разных «установок сознания» абсурдных героев.

Философия бунта, теоретически изложенная в «Бунтующем человеке», одним из своих истоков имеет роман «Чума» (1947), самое известное произведение Камю ,в котором в аллегорической форме изображена борьба людей со всемогущим злом, борьба, в которой они обретают ценности, за которые стоит бороться. Тема чумы и борьбы с ней продолжается автором в пьесе «Осадное положение»,которая имеет более символичную, менее конкретную форму, чем роман. Она отражает иные взаимоотношения героев и всемогущего зла, более четко разделяет их на тех, кто борется и тех, кто приспосабливается ко злу.

Основные моральные ценности философии Альбера Камю могут быть проанализированы лишь при комплексном рассмотрении его творчества, художественного и философского.

Философский метод Камю, сочетающий рациональное и иррациональное, впервые используется им в «Мифе о Сизифе». Подобно Декарту, он ставит под сомнение все существующее, чтобы отыскать первые очевидности, на основании которых можно строить философствование. Такие очевидности - сознание человека и реально существующий мир, связанные непрерывным противостоянием, характеризующимся как абсурд. Абсурд онтологически иррационален, однако он предполагает пробуждение сознания человека и дальнейшую его работу по поддержанию осознания ситуации противостояния человека и мира. Работа сознания приводит к внесению определенного порядка в иррациональный хаос неразумного мира и бессознательного отторжения от него человека. Человек, осознающий абсурд, вносит в него, таким образом, упорядоченность. Дальнейшая работа сознания ведет к конструированию некоей «логики абсурда» ("logique absurde", «абсурдной логики»), становящейся правилом поведения человека в абсурде. «Установка сознания» абсурдного человека - это единство рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, поддержание их напряженного равновесия. Камю предостерегает как против опасности отдаться на волю самодовольного разума, загоняющего живую жизнь в тесные рамки сухих схем, так и против экзистенциального скачка в иррациональное, к Богу, который он считает уклонением от абсурда.

С самых ранних творческих опытов Камю стремился к такому выражению своего мировоззрения, которое сохраняло бы все противоречия реального существования, а позже - все антиномии бунтарской мысли.

В «Бунтующем человеке» основным понятием становится бунт как протест против несправедливости, чинимой по отношению к людям. Здесь теоретически разрабатывается понятие солидарности с угнетенными как сущности человека, позволяющей строить такую мораль, которая была бы, с одной стороны, метафизической в смысле трансисторичности и общечеловеческой значимости, а с другой стороны - не отрывалась бы от реальной жизни со всеми ее противоречиями и конкретными деталями. Бунт играет роль философского сомнения Декарта: начинаясь из солидарности с угнетенными, он ставит под сомнение существование такого мира, где страдание правомерно, а затем он объединяет людей в протесте против насилия и угнетения и выводит как очевидность их совместное существование.

На основе признания солидарности базовой ценностью Камю выводит существование таких нравственных ценностей, как достоинство человека, свобода и справедливость, а также мера, играющая роль стержневой, объединяющей и опосредующей все остальные ценности, заменяющей собой трансцендентную сущность и не дающей бунту уйти в безмерность. С мерой тесно связана красота, которая сама может играть роль меры. Красота природы и творений человека - залог возможности будущего спасения людей от всего, что угнетает, унижает, убивает.

В «Бунтующем человеке» окончательно вырабатывается стиль философского эссе, который не случайно был выбран автором как такой, в котором можно выразить свои пристрастия, выработать свой язык попробовать уловить все то неуловимое и невыразимое, что составляет тайну мира.

Изучение философской эволюции Альбера Камю, особенностей его творческого философского метода и конкретного выражения в художественных произведениях и философских эссе представляется актуальным как один из примеров еще недостаточно изученной у нас гуманистически ориентированной западной философии. Аксиологический подход позволяет выявить именно те ее аспекты, которые не связаны ни с интеллектуальной модой, ни с политической ангажированностью: возврат к традиционным гуманистическим ценностям с учетом философского опыта XX века; создание антропологически ориентированного учения, исходящего из чисто экзистенциалистских посылок и выходящего на проблему коллективного существования людей в абсурдном мире, имеющих право на протест против несправедливости человеческого удела. Тот взгляд на философию Камю, который задается предложенной постановкой проблемы, существенно обусловлен историей ее исследований, преимущественно западными авторами, и логично вытекает из их результатов.

Степень разработанности проблемы. Исследованность философских взглядов и литературного творчества Камю в отечественной литературе несравнима с западной. Если во Франции, Канаде, Швейцарии и других западных странах издана масса литературы о Камю, практически не поддающаяся точному количественному измерению, то в бывшем СССР и теперешней России такие исследования немногочисленны.

Серьезные исследования С.И.Великовского, особое место среди которых занимают книги «Грани несчастного сознания» (М., 1973) и «В поисках утраченного смысла» (М.,1979) имеют ,что вполне естественно, четкую идеологическую заданность, и все мировоззрение французского писателя и философа-гуманиста представлено здесь как одно из выражений пресловутого «кризиса буржуазного сознания». Если периоды абсурда и бунта в творчестве Камю представлены в этих исследованиях достаточно объективно, то проблема нравственных ценностей, ради которых и предпринимались усилия автора по исследованию «бунтующей мысли»,здесь практически не рассматриваются, поскольку неуспех поисков морали выводится опять же из классово-идеологических соображений. Основное внимание уделяется «политическим заблуждениям» автора «Бунтующего человека» и послевоенных публицистических произведений.

Можно отметить также достаточно серьезные, хотя и небольшие по объему, исследования философских взглядов Альбера Камю, принадлежащие В.Н.Кузнецову (см. 19, 27). Философия Камю излагается в них объективно, при этом, насколько позволяет объем, говорится о позитивных ценностях, утверждаемых бунтом. Однако подробное рассмотрение нравственных ценностей и их взаимодействия осталось за пределами внимания автора.

В последние годы появилось несколько новых исследований. Большая часть их посвящена рассмотрению периодов абсурда и бунта в целом, либо абсурда как философской и эстетической категории (см., в частности, 11).

В новом учебнике А.Ф.Зотова и Ю.К.Мельвиля «Западная философия XX века» (М.,1994) в главе «Экзистенциализм Камю: «бунтующий человек», принадлежащей Ю.К.Мельвилю, философская эволюция Камю рассматривается в тесной связи с его творчеством, подчеркивается индивидуализм автора «Мифа о

Сизифе», говорится о попытках его преодоления в «Чуме» и «Бунтующем человеке».Однако, здесь повторяется традиционный вывод отечественной критики о том, что в последний период жизни Камю разочаровался в прежних ценностях, не написал ничего нового ,что, по мнению диссертанта, не соответствует действительности. Изучение послевоенной публицистики Камю, его неоконченного романа «Первый человек», изданного в 1994 году, а также записных книжек последнего периода жизни говорит о развитии и углублении гуманистической морали, основы которой разработаны в «Бунтующем человеке».

Следует отметить, что при общем положительном тоне новых публикаций и попытке адекватного освещения философских взглядов А.Камю, анализ его философии производит впечатление одностороннего, что, впрочем, обусловлено задачами выходящих книг, призванных, в первую очередь, дать общие представления о философских взглядах Альбера Камю без заранее заявленного идеологического подхода. Приходится сказать словами исследователя его творчества П.Нгуен-Ван-Гуя, что Камю остается «широко известным, но мало понятым». (88, р. 3).

Особняком в нашей «камюзиане» стоят работы Е.П.Кушкина, уровень исследований которого не уступает западным, а во многом и превосходит их. К сожалению, работы его посвящены в основном анализу раннего периода творчества Камю («Альбер Камю: ранние годы», «У истоков творчества Камю»). В трудах Кушкина привлекает серьезный анализ литературы, посвященной Камю, обстоятельное рассмотрение разнородных влияний, сформировавших его мировоззрение, а также глубокое и объективное рассмотрение литературного и философского творчества Камю периода абсурда, причем дальнейшая эволюция автора тоже намечена, хотя и схематично, поскольку ее подробное рассмотрение не входило в задачи данной работы.

Между тем нравственные ценности в философии Камю достаточно полно рассмотрены в западной исследовательской литературе, особенно 70-х -90-х годов. Монография канадского католического исследователя Б.Эста «Альбер

Камю или Человек в поисках морали» (74) представляет собой серьезную попытку рассмотрения нравственных ценностей, составляющих светскую гуманистическую мораль Камю. Это рассмотрение происходит в русле сравнения с моралью христианской, основанной на любви к ближнему, а также с точки зрения необходимости диалога верующих и неверующих. Заметим, что такой угол рассмотрения вполне адекватен тем задачам, которые ставил перед собой Аль-бер Камю. Конечно, с точки зрения верующего христианина обоснование морали, проделанное автором «Бунтующего человека», заканчивается неудачей, однако, отмечается, что мораль Камю - такая, которая представляет собой достойный путь, достойный образ существования в мире.

Как уже отмечалось, литература о Камю необычайно многочисленна. Е.П.Кушкин замечает, что большая часть ее апологетична. Переломная, по его мнению, работа в исследовании творчества Камю - книга коммуниста Ж - Ж,-Ж.Брошье (см. 53), в которой автор недвусмысленно заявляет, что Камю устарел, что он не философ и что его изучение не может дать ничего новым поколениям. Написанная на рубеже 60-70-х годов, эта работа вызвала широкую дискуссию в прессе, а также новый интерес к более глубокому прочтению Камю. Между тем, нельзя не сказать о том, что ряд исследователей творчества Камю выпускал серьезные и глубокие работы на протяжении многих лет, и упускать их из виду нельзя. К таким исследователям относятся, прежде всего, Р.Кийо, чей труд «Море и тюрьмы» цитируется до сих пор, Р.Шампиньи, выпустивший монографию «Языческий герой» о главном герое «Постороннего» Мерсо еще в конце 50-х годов, а затем сотрудничавший во многих коллективных монографиях; Ж.-П.Желина, исследовавший проблему свободы в философии Камю, начиная с 60-х годов. Интересны работы П.Жинестье, П.Гайяра, К.Гадурек, Ж.-Ж.Брисвиля ДГанебэна, Ж.Сарокки (82, 78, 76, 52, 77, 90,91) о философском и литературном творчестве Камю, рассматривающие его в целом, по-разному его оценивающие, но не упускающие из виду гуманистическую мораль автора и ее метафизическое обоснование.

Психоаналитическое исследование П.Нгуен-Ван-Гуя «Метафизика счастья у Альбера Камю» (88) ставит философские поиски автора «Мифа о Сизифе» и «Бунтующего человека» в зависимость от главной, по мнению автора, задачи Камю - поисков его героями счастья. Интересно и психоаналитическое исследование Ж.Сарокки «Альбер Камю и поиски отца» (91).

Поскольку главные идеи философии Альбера Камю выражаются, как правило, в мифологических образах (Сизиф, Прометей, Елена, Немезис и др.), ряд исследований посвящен символическому и мифологическому в его творчестве. Монография Моник Кроше «Мифы в творчестве Камю» (71) дает много ценного материала о соотношении греческих мифов и их интерпретации в произведениях А.Камю, а также о вновь созданных автором мифологических образах, таких, в частности, как чума.

Жан Гассэн в «Символическом универсуме Альбера Камю» (79) рассматривает значение основных символов, проходящих сквозь литературное и философское творчество Камю (море, солнце, камень и т.п.), делая из этого своеобразные и интересные выводы, в основном в психоаналитическом ключе. Наконец, работа Ф.Бартфилд «Альбер Камю или Миф и мим» (50) также посвящена проблемам мифического и игрового элементов в философии и литературе Камю.

Новый этап исследования творчества Альбера Камю, начавшийся в 70-е годы, ознаменовался выходом в свет первой тщательно выверенной его биографии американского исследователя Г.Лоттмана (87). В ряду биографической литературы можно упомянуть изданную в 1988 году книгу Роже Гренье «Альбер Камю: солнце и тень» (84), в которой автор, лично знавший Камю, акцентирует внимание на испанских его корнях и влиянии этого факта на его творчество.

Систематическое исследование разных аспектов творчества Камю в 7090-е годы связаны с деятельностью журнала «La revue des lettres modernes», отдельные выпуски которого посвящены философии Камю, его отношению к религии, эссе «Бунтующий человек».

Кроме того, с начала 70-х годов выпускаются «Тетради Альбера Камю» (см. 54, 55, 56, 57, 58), посвященные, в основном, литературным аспектам его творчества, однако, они содержат и серьезные исследования, касающиеся мировоззрения автора, а также его политической деятельности. Следует отметить, прежде всего, пятый выпуск, содержащий материалы симпозиума «Альбер Камю: закрытое творчество, открытое творчество?», проводившегося в 1982 году.

Таким образом, в настоящее время западная литература о Камю уделяет самое серьезное внимание изучению разных аспектов философской мысли автора, в том числе и его гуманистической морали.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования явился анализ роли нравственных ценностей в философии А.Камю, их сущности, обоснованности и взаимодействия.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- определить исходные мировоззренческие позиции, на основании которых автор разрабатывал светскую гуманистическую мораль;

- рассмотреть формирование основных моральных ценностей в связи с философской эволюцией автора;

- определить степень метафизической обоснованности солидарности как базовой моральной ценности;

- проанализировать взаимосвязь и взаимодействие нравственных ценностей, выделив как опосредующее и связывающее их понятие меры;

- выявить связь морали Камю с проблемами насилия в обществе и права угнетенных на протест против несправедливости, а также гуманизации международной политики и европейской интеграции на демократической основе;

- 17- рассмотреть роль творческой интеллигенции в сохранении и соединении с реальной жизнью основных гуманистических нравственных ценностей в понимании Камю. Методологическая основа исследования

Методологической базой диссертационного исследования явились: -теория историко-философского процесса, разработанная как отечественными, так и зарубежными исследователями;

-конкретно-исторический подход, выражающийся в рассмотрении философских взглядов Камю в тесной связи с развитием культуры и общественной жизни XX века;

-метод сравнительного анализа, позволяющий определить место философии Альбера Камю среди близких ему авторов, в особенности принадлежащих к французскому экзистенциализму (особое место здесь принадлежит Ж.-П.Сартру);

- метод имманентной критики;

- принцип научной объективности анализа.

По мнению диссертанта, указанные принципы позволяют достаточно полно и объективно исследовать заявленную проблему, то есть выявить в широком историко-философском и общекультурном контексте возможность глубокого обоснования и успешного функционирования того типа светской морали, который разработал Альбер Камю. Новизна и научная ценность исследования. В диссертационном исследовании предпринята попытка проанализировать систему нравственных ценностей, составляющих светскую гуманистическую мораль Альбера Камю, с точки зрения поставленной им задачи создания эквивалента христианской морали любви к ближнему в светском варианте. Эта попытка впервые, насколько известно диссертанту, предпринимается в отечественной литературе без заранее сформулированного идеологического подхода. В работе рассматриваются как позитивные, удачные, по мнению диссертанта ,аспекты системы светских нравственных ценностей Альбера Камю, так и противоречия, которые ему не удалось преодолеть.

1. Анализ заявленной проблемы проведен на уровне современного ка-мюведения, с учетом новых и новейших исследований.

2. В диссертации впервые в отечественной исследовательской литературе анализируется творчество Камю в целом, включая не переводившиеся ранее полностью послевоенные публицистические произведения.

3. В связи с рассмотрением проблемы нравственных ценностей в работе проанализирован философский метод Камю как своеобразное соединение иррациональных посылок и рационального типа философствования на протяжении всей философской эволюции автора.

4. В диссертации достаточно подробно рассмотрены попытки соединения светской морали и общественной жизни, в частности, общественно-политической, предпринятые Камю в послевоенные годы. Для выполнения этой задачи проанализирована послевоенная публицистика Камю, ранее остававшаяся в отечественной литературе без внимания.

5. В данной работе проанализирована связь этических взглядов Камю и программ современных политических движений, в особенности анархизма и синдикализма, отмечены их схожесть и различия.

6. В диссертации впервые, насколько известно автору, подробно исследовано понятие меры как связующей и опосредующей ценности в светской гуманистической морали Камю

Научно-практическая ценность исследования. Осуществленный в диссертационном исследовании анализ светской гуманистической морали Альбера Камю в плане генезиса ее основных нравственных ценностей, их взаимодействия и функционирования может быть рассмотрен как попытка восполнения пробелов в отечественных историко-философских исследованиях недостаточно еще освещенных течений XX века, которые могут быть отнесены к антропологически ориентированным, ценностным. Рассмотрение связи морали и политики, проблемы насилия в обществе и гуманистической морали может быть использована при изучении исторического процесса середины XX века, проблем европейской интеграции и становления общеевропейского менталитета, современных политических событий.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Нравственные ценности в философии Альбера Камю"

Заключение

На основании проведенного анализа источников и исследовательской литературы можно сделать определенные выводы.

Заявленный в диссертационном исследовании подход позволяет, как представляется, рассмотреть философскую эволюцию Альбера Камю достаточно адекватно, поскольку сам он считал своим главным призванием призвание моралиста, с самого начала своего философского творчества пытался выяснить, возможна ли в мире, лишенном Бога и высшего смысла, мораль, не опирающаяся на трансцендентную сущность, не иерархичная и не оторванная от реальной жизни, способная сохранить все ее противоречия, а также выполнять свои регулятивные функции в обществе.

Исходные пункты таких поисков - отсутствие Бога, абсурдность взаимоотношений человека и мира, а также бунт против абсурда как наиболее последовательная позиция человека.

Отсутствие Бога постулируется автором без онтологических аргументов, которые не входят в его рассмотрение; возражения против существования Бога или иной трансцендентной сущности следующие: во-первых, такое существование не очевидно для сознания; во-вторых, оно предполагало бы наличие неразрешимых этических противоречий, связанных с наличием в мире страданий, несвободы, угнетения, убийств. Позиция Камю заявлена как антитеизм, что позволяло некоторым исследователям, в частности С.И.Великовскому, помещать богоборческий гуманизм Камю в русло общехристианской европейской философской традиции, начиная с Августина. Вряд ли есть смысл делать это, поскольку в таком случае трудно выявить разницу между чисто светским и христианским гуманизмом. Следует отметить, что европейский гуманизм вообще опосредован христианством, впервые признавшим ценность личности и любовь к ближнему основой морали. И сходство светского и христианского вариантов гуманизма на этом кончается. Камю, несомненно, светский мыслитель, но работавший в такой культурной среде, в которой идея Бога являлась реальностью социальной и политической, а также психологической жизни. Следовательно, он выступает против идеи Бога и любых тоталитарных идеологий, считая и унижающими людей, отнимающими у них свободу и ответственность, приносящими страдания и убийства. В диссертации подчеркивается родство гуманизма Камю как с традиционными, так и с современными западными гуманистическими направлениями.

Христос, отделяемый автором «Бунтующего человека» и «Мифа о Сизифе» от Бога-отца, выступает у него как бунтарь, принявший на себя страдания и смерть ради сострадания к ближним, посредник между жестоким всемогущим Богом и униженными страдающими людьми. Однако воскресение, на идее которого основано христианство, делает миссию Христа, по мнению Камю, невыполненной, ибо сводит на нет все его страдания и отделяет его от людей, чья смертность окончательна без надежды на загробную жизнь.

Следствием отсутствия Бога и высших моральных ценностей становится для автора «Мифа о Сизифе» абсурд, как сконструированная им этически нейтральная ситуация противостояния разумного человека и неразумного мира, предполагающая противодействие и связь между обеими его сторонами. Как было отмечено, истоки абсурда близки к паскалевским, однако позиция человека в этой ситуации далека от христианского смирения. Человек осознает абсурд и борется с ним, только так он может его поддержать.

Необходимо отметить, что ситуация абсурда, описанная в «Мифе о Сизифе», а также в «Постороннем» и «Калигуле», намеренно сконструирована как игровая, эстетическая. Здесь рассматриваются разные варианты поведения героев, следующих «логике a6cypfla»(logique absurde), заключающейся в очищении сознания от всего, способного затемнить ясное осознание абсурда, проживании как можно более полно как можно большего количества мгновений настоящего без иллюзий и надежд на будущее, завоевании собственной морали, основанной на этом опыте. Такую мораль автор называет «количественной этикой» как выработанную в опыте проживания как можно большего времени («количества мгновений») в лишенном априорных ценностей мире.

Разные варианты проживания абсурда демонстрируют такие герои Камю, как Мерсо, Калигула и Сизиф. Калигула показывает разрушающее действие негативного опыта убийств и попрания традиционных ценностей, Мерсо -недостаточность осознания перед смертью уникальности людей и одновременно общности человеческого удела, Сизиф - попытку переломить ситуацию абсурда путем создания внутренней убежденности в самостоятельной ответственности за свою судьбу, способности превратить отчаяние и безнадежность в радость. Бунт Сизифа против богов и собственной судьбы есть предпосылка будущего единения людей, защиты их достоинства и свободы.

Обвинения в искусственности счастья Сизифа представляются неправомерными, поскольку ситуация абсурда - это игровая модель, призванная прояснить варианты «стилей игры» и выбрать из них тот, который способен развивать философствование дальше, что позволило бы взорвать абсурд изнутри, выйти из него. Ясное осознание, упорядочивающее ситуацию, а также бунт как самая последовательная позиция абсурдного героя, позволили Камю перейти к ценностному этапу своего философствования, связанному с понятием бунта, которое играет в «Бунтующем человеке» роль картезианского сомнения, позволяющего вывести коллективное существование людей как одну из первых очевидностей. В диссертации подчеркивается как преемственность периодов абсурда и бунта, так и существенное развитие основных понятий, изменение философской перспективы, позволяющее Камю отойти от экзистенциализма. Такой отход , по мнению диссертанта, начинается в «Письмах к немецкому другу» и окончательно происходит в «Чуме» и «Бунтующем человеке».

Бунт, в отличие от действий абсурдных героев, есть мотивированное действие. Его мотивация - солидарность с угнетенными как сущность человека, которую автор пытается обосновать метафизически. Проявляющаяся в борьбе со злом и описанная в романе «Чума», солидарность в большинстве произведений Камю существует лишь в момент борьбы со злом, переходя затем в латентное состояние. Заявленная как природа человека и призванная сохранять человеческую сущность, не сливаясь с историей и не слишком от нее отрываясь, она не проявляется после завершения борьбы. Такая неуловимость и неустойчивость основной базовой ценности морали Камю, естественно, вызывала и вызывает до сих пор серьезную критику. Обвинения в неудаче подобного обоснования морали Камю исходили от критиков самого разного толка - от католиков до коммунистов. Достаточно близкими к истине представляются, однако, размышления исследователей, пытавшихся не столько критиковать, сколько попробовать адекватно понять точку зрения автора «Бунтующего человека», в частности, Р. Гэй-Крозье и П. Криля (см. 72 и 107). Первый из указанных исследователей проясняет значение понятия метафизичности в светской философии Камю как общечеловеческой значимости, трансцендирования, а не трансцендентности, трансисторичности и одновременно связанности с людьми. П.Криль отмечает, что в сборнике «Изгнание и царство», одном из самых поздних своих произведений, Камю показывает вариант спонтанно возникающей солидарности , которая не противостоит злу, а имеет источником простое сочувствие людей друг другу, и к тому же не исчезает после совершения действия. Рассказ «Камень, который толкает» дает нам надежду на возникновение особого братства, в которое оказывается принятым главный герой. Такая спонтанная, интуитивно ощущаемая и стихийно возникающая форма человеческого единства является, по мнению диссертанта, достаточно прочной базовой основой нерелигиозной гуманистической морали.

Солидарность как базовая ценность морали рождает в процессе бунта такие ценности, как признание достоинства человека, свобода и справедливость.

Достоинство человека - то, что защищают бунтари. Это прямое следствие солидарности с угнетенными и очевидное доказательство гуманизма морали, создаваемой Камю, продолжающего европейские гуманистические традиции.

Предпосылки этой ценности наличествуют, несомненно, в абсурдном цикле, особенно в образе Сизифа, берущего на себя ответственность за собственную судьбу, а разработка ее проходит сквозь все зрелое творчество Камю. Достоинство человека теоретически выражается в «новом индивидуализме», где каждый человек является носителем общечеловеческого достоинства, а объединенные солидарностью люди готовы это достоинство отстаивать перед любыми силами, пытающимися его унизить. Понятие «нового индивидуализма» представляется одним из существенных достоинств морали Камю. По мнению диссертанта, здесь автору «Бунтующего человека» удалось соединить как европейские традиции, так и современное осмысление положения человека в обществе, когда существует серьезная опасность унижения его достоинства и подавления его свободы государством.

Свобода личности является одной из основных ценностей морали Камю. Она выступает как внутренняя духовная свобода, выражающаяся внешне в деятельности по преодолению необходимости и утверждению солидарности с другими людьми. В диссертации подчеркивается, что свобода в понимании Камю никогда не была своеволием: это разумная свобода, поиски человеком возможного поля действий в заранее данных условиях, определяемых внешним миром. При этом развитие понятия свободы показано от полной необходимости, довлеющей над человеком, до возможности выбора действий и их альтруистической мотивации.

В абсурдном цикле свобода - это прежде всего разная степень освобожденности человека от затемняющих его сознание иллюзий. Можно видеть, что свобода Мерсо практически равна нулю, он до самой смерти не предпринимает попыток сознательных действий, да и работа сознания у него начинается только в тюрьме. Калигула, перепутавший свободу со своеволием, использует ее лишь для разрушения, которое, в конце концов, губит и его самого. Сизиф, меняющий свою «установку сознания» от отчаяния до радости, проходит громадный путь создания внутренней свободы, которую можно квалифицировать как шаг к преодолению необходимости, на основании которой можно двигаться дальше, к выходу из абсурда.

В период бунта свобода становится ценностью, которая диалектично связана со справедливостью. Автор «Бунтующего человека» показывает, что чрезмерное развитие одной из сторон противоречия «свобода - справедливость» уничтожает и свободу, и справедливость. Лишь напряженное равновесие обеих этих ценностей при их наивысшем возможном развитии способно обеспечить достижение и удержание цели бунта - уничтожения несправедливости, несвободы, угнетения, унижения и убийства людских масс.

Соотношение свободы и справедливости является, в сущности, одним из вариантов проявления понятия меры, главной опосредующей ценности, связывающей все остальные, пронизывающей их и не позволяющей нарушить «горизонтальный» принцип построения морали, состоящий в отсутствии иерархии, подчинения. Все ценности, базирующиеся на солидарности и опосредованные мерой, должны быть равноправны и развиты. Понятие меры выступает в виде границы, предела с одной стороны (образ Немезис, которую автор считает богиней меры, а не возмездия), а с другой - в виде динамического равновесия максимально развитых противоположностей, выраженного в образе натянутого лука Улисса. Такое понимание, идущее от Гераклита, позволяет автору сохранить противоречивость реальной жизни и философского размышления. В диссертации показаны истоки такого понимания меры автором «Бунтующего человека» и примеры функционирования его в качестве метода анализа как философских произведений, так и реальной общественно-политической жизни.

Мера как граница, предел фигурирует еще в «Мифе о Сизифе», поскольку сама ситуация жестко ограничивает действия героев. Осознание предела своих возможностей и своей конечности - одно из главных требований автора к абсурдным героям. В полной мере это понятие развивается в «Бунтующем человеке» и поздней эссеистике. Здесь мера в качестве предела выступает прежде всего как человеческая природа, ограничивающая насилие. Революционеры, преступающие эту меру, теряют свои ценности и устанавливают тоталитарные империи, узаконивающие убийство и делающие его еще более массовым. Идеалом автора в революционном движении становятся «праведные» террористы, как называет он эсеров 1905 года -Каляева и его друзей. Они платят за совершаемые ими убийства собственной жизнью и тем самым в какой-то мере искупают их . Следует заметить, однако, что подобное искупление вряд ли может считаться полным, поскольку эсеры не отказываются от террористических методов борьбы, хотя и пытаются ограничить их применение. По мнению диссертанта, идеальность «разборчивых убийц» сомнительна, поскольку насилие остается основным методом их борьбы (выделено мною - И. С.). Более правомерной представляется попытка автора противопоставить революционному движению методы анархо-синдикализма, опирающегося на профессиональные, то есть естественно складывающиеся общности людей, которые, как правило, не применяют насильственных методов борьбы.

В поздней эссеистике («Размышления о гильотине». «Ни жертвы, ни палачи») Камю настаивает на том, что убийство не должно носить характер узаконенного, что прежде всего означает отказ от смертной казни как мести общества преступнику. Он вводит определение «относительная утопия» означающее такое состояние общества, при котором отсутствует смертная казнь и которое характеризуется движением к постепенному сведению насилия на нет. Заметим, что при кажущейся наивности и утопичности подобных взглядов, многое из них реализовано в современной Европе и дало свои плоды.

Наконец, мера оказывается тесно связанной с красотой как ценностью, способной ограничить насилие и гармонизировать противоречия европейской жизни. Красота, олицетворенная автором в образе Елены, сама способна выступать в качестве меры, например, в античной трагедии. Красоту он считает залогом возрождения после борьбы с нацизмом, в которой европейцы вынуждены забыть на время многие гуманистические ценности. Красота европейских городов - то, что автор противопоставляет национализму «немецкого друга», красота природы - символ счастья и гармонии практически для всех героев Камю. В позднем творчестве пейзаж родного Алжира, философски осмысленный, становится для автора неоспоримой ценностью, способной спасти европейцев от безмерности бунтующей мысли, приводящей к установлению тоталитарных режимов.

Наконец, Камю обращается к творчеству как деятельности, непосредственно связанной с красотой, в призывает европейскую цивилизацию перейти к «творческому синтезу», когда каждому человеку будет возвращено достоинство творца. Этот позитивный идеал автора «Бунтующего человека» несомненно лежит в русле философских исканий XX века и выражает непосредственную связь деятельности людей как реализации их свободной воли и красоты и меры как гармонизирующего начала. Наряду с понятием «новый индивидуализм» и политическими выводами из анализа понятия меры применительно к революционному движению и к отмене узаконенного насилия в демократическом обществе, такой идеал, по мнению диссертанта, весьма реалистичен и актуален.

Итак, моральные ценности в философии Альбера Камю представляют собой традиционные гуманистические ценности, группирующиеся вокруг солидарности как эквивалента христианской любви к ближнему, лишенной безмерности последней, и объединенные понятием меры как опосредующей и соединяющей их в некое «горизонтальное» единство, лишенное иерархии и подчинения. Представляется, что задача, поставленная автором, выполнена в той мере, в какой возможно функционирование светской гуманистической морали, не опирающейся на Бога или иную трансцендентную сущность. По мнению диссертанта, функционирование такой морали при соблюдении меры как природы человека, противопоставляемой эскалации насилия, меры как красоты, при ориентации на творчество как свободную деятельность по созданию цивилизации, способствующую самореализации всех людей, независимо от их положения в обществе, вполне возможно, более того, оно соответствует многим реалиям XX века. Существование нерелигиозной морали должно предполагать и возможность равноправного существования морали христианской при постоянном диалоге и сотрудничестве верующих и неверующих, на чем настаивал и сам Камю, принимавший, как указывалось выше, участие в дискуссиях с христианами и уважавший их ценности и их гуманистическую позицию. По мнению диссертанта, можно применить понятие меры как равновесия развитых противоположностей и к этому сосуществованию разных форм гуманизма, ибо чрезмерное развитие каждой из них может привести либо к воинствующему атеизму как идеологии, либо к не менее воинствующему клерикализму, что, как правило, порождает тоталитарные режимы. Таким образом, светская гуманистическая мораль Камю способна выполнять регулятивные функции в обществе для людей, не принимающих основных положений той или иной религии.

 

Список научной литературыСазеева, Ирина Борисовна, диссертация по теме "История философии"

1. Антология мировой философии. В 4-х т. Том 1. Часть 1. - М.: Мысль, 1969.-575 с.

2. Батай, Жорж. Литература и зло. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 166 с.

3. Ботвинник М.Н., Коган М.А., Рабинович М.Б., Селецкий Б.П. Мифологический словарь. Л.:Гос. Уч.-пед. Изд.-во, 1961. - 292 с.

4. Бреннер, Жак. Моя история современной французской литературы. -М.: Высшая школа, 1995. 351 с.

5. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.Художественная литература, 1979. - 295с.

6. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». М.: Искусство, 1973. 239-с.

7. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: Леан, 1997.-288 с.

8. Декарт, Ренэ. Соч. В 2-х т. М.: Мысль, 1989.

9. Делюмо, Жан. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994. - 416 с.

10. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия,- М.: Молодая гвардия, 1982.-288 с.

11. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1991. - 389 с.

12. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. Л. : Наука, 1972.

13. Достоевский Ф.М. Идиот. Петрозаводск: Карелия, 1982. - 682 с.

14. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.: Интерпракс, 1994. - 432 с.

15. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

16. Камю, Альбер. Избранное,- М.: Радуга, 1989. 464 с.-15017. Коссак, Ежи. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Политиздат, 1980,- 360 с.

17. Кузнецов В.Н. Жан- Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Изд-во МГУ, 1969.-360 с.

18. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1970,- 320 с.

19. Кушкин Е.П. Альбер Камю: ранние годы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1982.- 182 с.

20. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1982. - 435 с.

21. Морева Л.М. Лев Шестов. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. - 88 с.

22. Ницше, Фридрих. Соч. В 2-х т. М.: Политиздат, 1989.

23. Ницше, Фридрих. Воля к власти. М.: REFL-BOOK, 1994.-352 с.

24. Паскаль, Блез. Мысли. М.: REFL-BOOK, 1994. - 528 с.

25. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1991. -414с.

26. Современная буржуазная философия и религия. / Под ред. А.С. Богомолова. М.: Политиздат, 1977. - 376 с.

27. Современная западная философия . Словарь./ Сост. Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

28. Современный экзистенциализм. Критические очерки. М.: Мысль, 1966.-567 с.

29. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. - 342 с.

30. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994.-495 с.

31. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977.- 142 с.

32. Фолкнер, Уильям. Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985. -488 с.

33. Шестов, Лев. Соч. В 2-х т. М.: Наука, 1993.

34. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 447 с.

35. Великовский С.И. Философия «смерти бога» и пантрагическое во французской культуре XX в. // В кн.: Философия. Религия. Культура. Критический анализ современной буржуазной философии. М.: Наука, 1982.-С.43 - 103.

36. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития. // Социально-политический журнал, 1995, № 6. С.61 - 73.

37. Камю, Альбер. Записные книжки. Март 1951 декабрь 1959.//Иностранная литература, 1992, № 2. - С.171 - 214.

38. Камю, Альбер. Осадное положение. // Иностранная литература, 1990, № 10,-С. 5-48.

39. Камю, Альбер. Первый человек. //Иностранная литература, 1995, № 5 . -С. 5-110.

40. Камю, Альбер. Размышления о гильотине. // Иностранная литература, 1989, № 1- С.229 237.

41. Камю, Альбер. Счастливая смерть. // Иностранная литература, 1992, № 2.-С. 113-170.

42. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. //Вопросы философии, 1994, № 11.-С. 174- 187.

43. Куртц, Пол. Гуманизм и атеизм. // Вопросы философии, 1990, № 10. -С. 166- 174.

44. Кушкин Е.П. Достоевский и Камю. // В кн.: Достоевский в зарубежных литературах. Л.: Наука, 1978. - С. 81 - 116.

45. Кушкин Е.П. У истоков творчества Камю. // В кн.: Мировоззрение и метод.-Л.: Наука, 1979.-С. 119-129.

46. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. // В кн.: Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1988. - С. 319 - 344.

47. Bartfield, Fernande. Albert Camus ou le mythe et le mime.- P.: Lettres mod. Minard, 1982. 76 p.

48. Bonnier, Henry. Albert Camus ou la force d'etre. Essai. Lyon - Paris: Balland Vitte, 1959. - 153 p.

49. Brisville, Jean Claude. Camus. - P.: Gallimard, 1959. - 297 p.

50. Brochier, Jean Jacques. Albert Camus - philosophe pour classes terminales.- P.: Balland, 1970. - 178 p.54. Cahiers Albert Camus.

51. A. Camus. La morte heureuse. P.: Gallimard, 1971. - 231 p.55. Cahiers Albert Camus.

52. Caligula. P.: Gallimard, 1984. - 189 p.56. Cahier Albert Camus.

53. Albert Camus editoralist a l'Express (mai 1955 fevrier 1956). - Paris: Gallimard,1987. - 244 p.57. Cahier Albert Camus.

54. Le premier homme P.: Gallimard, 1994. - 335 p.

55. Camus, Albert. L'exil et le royaume.- P.: Gallimard, 1981,- 192 p.

56. Camus, Albert. Noces suivi de L'ete. P.: Gallimard, 1971. - 190 p.60. Camus, Albert. Actuelles.

57. Chroniques 1944 1948. -P.: Gallimard, 1962. -270 p.61. Camus, Albert. Actuelles.

58. Chroniques 1948 1953. P.: Gallimard, 1962. - 186 p.

59. Camus, Albert. Carnets mai 1935 fevrier 1942,- P.: Gallimard, 1962. -252 p.- 15363. Camus, Albert. L'homme revoke. P.: Gallimard, 1951,- 383 p.

60. Camus, Albert. Le mythe de Sisyphe. P.Gallimard, 1963. - 186 p.

61. Camus, Albert. Theatre. Recits. - Nouvelles. - P.: Gallimard, 1962. -2080 p.

62. Camus, Albert. Essais. P.: Gallimard, 1965. - 1975 p.

63. Champigny, Robert. Sur un heros pai'en. P.: Gallimard, 1959. - 208 p.

64. Cielen, Isabelle. Troi fonction de l'exil dans l'oeuvre de fiction d'Albert Camus initiation, revolte, conflit d'identite. - Uppsala: Ed. univer. , 1985. -208 p.

65. Clayton, Alain J. Etapes d'un itineraire spirituelle Albert Camus de 1937 a 1944. P.: Minard, 1971.-85 p.

66. Coffi, Robert. Dieu des athees. Marx, Sartre, Camus. Lyon: Chronique sociale de France, 1966. - 176 p.

67. Crochet, Monique. Les mythes dans oeuvre de Camus.- P.: Ed. univ., 1973. 237 p.

68. Cryle, Peter. Bilan critique: l'exil et le royaume d'Albert Camus. Essai d'analise.- P.: Lettres modemes, Minard, 1973. 255 p.

69. Durand, Anne. Le cas Albert Camus ( l'epoque camusienne). P.: Seuil, 1961.-201 p.

70. East, Bernard. Albert Camus ou L'homme a la recherche d'une morale.-Montreal: Bellarmin. Paris: Ed. du Cerf, 1984. 185 p.

71. Fondane, Benjamin. Le lundi existentiel. Monaco: Edition du Rocher, 1990.-212 p.

72. Gadourek, Carina. Les innocent et les coupables. Essai d'exegese de l'oeuvre d'Albert Camus. The Hague: Mouton, 1963. - 246 p.

73. Gagnebin, Laurent. Albert Camus dans sa lumiere. Essai sur revolution de sa pensee. Lausanne: Cahiers de la renaissance vandoisie,1964. - 181 p.

74. Gaillard, Paul. Albert Camus. L'homme et son oeuvre.-P.:Bordas, 1982. -224 p.

75. Gassin, Jean. L'universe symbolique d'Albert Camus. Essai d'interpretation psychanalitique. P.: Minard, 1981. - 268 p.

76. Gelinas, Germain-Paul. La liberte dans la pensee d'Albert Camus. -Fribourg: Ed. univers.,1965. 177 p.

77. Gerassi, John. Sartre. Conscience hale de son scecle.- Monaco: Edition du Rocher, 1992.-310 p.

78. Ginestier, Paul. La pensee de Camus. -P. : Bordas, 1979. 208 p.

79. Grenier, Jean. Souvenirs. P.: Gallimard,1963.- 190 p.

80. Grenier, Roger. Albert Camus: soleil et ombre: Une biographie intellectuelle- P.: Gallimard, 1991,- 413 p.

81. Jonesco, Tony. Un homme Camus et leur destin ou autour de la mort de Camus. -P.: Promotion et Edition, 1968. 189 p.

82. Lebesque, Morvan. Albert Camus par lui-meme. P.: Seuil,1963 - 188 p.

83. Lottman H. R. Albert Camus.- P.: Seuil, 1985,- 694 p.

84. Nguyen-Van-Huy, Pierre. La metaphysique du bonheur chez Albert Camus.-Neuchatel: A la Baconniere, 1962.-248 p

85. Quillot, Roger. La mer et les prisons. Essai sur Albert Camus.-P.: Gallimard 1956.-279 p.

86. Sarocchi, Jean. Camus.- P.: Presses universitaires de France. 1968. 126 p.

87. Sarocchi, Jean. Albert Camus et la recherche du pere. Lille: Univ. de Lille, 1979. -406 p.

88. Simon, Pierre-Henry. Presense de Camus.- Bruxelles: La renaissance du livre, 1961.- 182 p.

89. Smets, Paul- Franfoi. Le pari europeen dans les essais d'Albert Camus.-Bruxelles: Bruylant, 1991. 87 p.

90. Treil, Claude.L'indifference dans l'oeuvre d'Albert Camus.- Sherbrooke: Ed. Cosmos, 1971. 168 p.

91. Archambault, Paul J. Camus: le probleme du mal et ses "solutions gnostiques"// Camus 9. La pensee de Camus. La revue des lettres modernes. -P. : Minard, 1979,-P. 26-40.

92. Barret Kriegel, Blandine. Camus et la democratic.// Camus et la politique.-P. 281 -286.

93. Bespaloff, Rachel. Le monde de condamne a mort.//Les critiques de notre temps et Camus. P.: Granier, 1970,- P. 136 - 147.

94. Blanchot, Maurice. Le detour vers la simplicity. //Les critiques.- P. 104 110.

95. Champigny, Robert. Esthetique et morale. //RLM, № 9. -P. 11 25.

96. Dadoun, Roger. Albert Camus: Fondation d'anarchie. // Camus et la politique. P. 257-268.

97. Doubrovsky, Serge. La morale d'Albert Camus.// Les critiques. P. 157 -166.

98. Di Meglio, Ingrid. Camus et la religion antireligiosite et cryptotheologie.// Albert Camus. 11. Camus et la religion.- La revue des lettres modernes.- P.: Minard, 1982,- P. 7 - 35.

99. Dupui, Rene-Jean. Camus et les Droits de l'homme. //Camus et la politique. P. 247 - 256.

100. Gay-Crosier, Raimond. Revoke, souverainete et jeu chez Bataiile et Camus: etude conseptuelle.// Albert Camus 12. La revoke en question. La revue des lettres modernes. - P.: Minard, 1982.- P. 49 - 54.

101. Gassin, Jean. De Tarrou a Camus: le symbolisme de la gillotine.// Albert Camus 8. Camus romancier. La revue des lettres modernes, № 8.- P.: Minard, 1977.-P. 23-40.

102. Guerin, Jeanives. L'Europe dans la pensee et l'oeuvre de Camus.// A l'occation de 25-e anniversaire de la mort de Camus.- Bruxelles: Bruyant, 1985,-P. 57 -70.

103. Guerin, Jeanives. Les hommes politiques fran^ais lecteurs de Camus.//Camus et la politique.- P. 19 30.

104. Ladimir, Bethany. Pour une semiotique de l'oeuvre de Camus.// Albert Camus 10. Nouvelles approches.- La revue des lettres modernes. P.: Minard, 1982,-P. 7-25.

105. Leenhardt, Jacques. Essai sur la morale d'Actuelles.//CAC 5,- P. 331 -344.

106. Onimus, Jean. Un grand amour manque.// Camus et la politique.- P. Ill115.

107. Quillot, Roger. Camus et le socialisme.// Camus et la politique. P. 31 -38.

108. Sarocchi, Jean. Albert Camus philosophe.//Les critiques. P. 131 - 136.

109. Sartre, Jean-Paul. Explication de l'Etranger.//Sartre, Jean-Paul. Situation 1. P.: Gallimard, 1967/- P. 99 - 121.

110. Sartre, Jean-Paul. Albert Camus.// Les critiques. P. 170 - 172.

111. Senart, Philippe. Albert Camus. // Senart, Philippe. Chemin critiques. D'Abelio a Sartre. P.: Plon, 1966,- P. 53 - 61.

112. Viallanex, Paul. L'incroyance passionne d'Albert Camus.//Les critiques. -P. 115-130.

113. Wurmser, Andre. La peste.// Wurmser A. Conseil de revision. P.: 1972. -P. 325-347.

114. Weiemberg, Maurice. A.Camus et K. Popper : La critique de l'historisme et de l'historicisme.//RLM, № 9,- P. 41 60.

115. Weiemberg, Maurice. Revolte et ressentiment. // RLM, № 12. P. 6580.