автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Жан-Поль Сартр и леворадикальное движение во Франции 1950 - 1970-х гг.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Сидоров, Андрей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Жан-Поль Сартр и леворадикальное движение во Франции 1950 - 1970-х гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Сидоров, Андрей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПОЛЕМИКА САРТРА И ЕГО ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫХ ОППОНЕНТОВ В 30-50-Е ГОДЫ.

1.1. АЛЬБЕРКАМЮ: ПОИСК АНТИАВТОРИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА (ПОЛЕМИКА Ж.-П.САРТРА И А. КАМЮ).

1.2. «СОЦИАЛИЗМ ИЛИ ВАРВАРСТВО»: ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛЕВОРАДИКАЛЬНОЙ ГРУППЫ (1949-65).

ГЛАВА 2. САРТР И «КРАСНЫЙ МАЙ».

2.1. ФРАНЦИЯ НАКАНУНЕ «КРАСНОГО МАЯ».

2.1.1. Социально - экономическая и политическая обстановка во Франции 60-х годов.

2.1.2. Французское студенчество накануне «Красного Мая».

2.2. ПОЗИЦИЯ САРТРА ВО ВРЕМЯ «КРАСНОГО МАЯ».

2.3. «КРАСНЫЙ МАЙ» НА СТРАНИЦАХ «ТАН МОДЕРН».

ГЛАВА 3. РАЗОЧАРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ.

3.1. САРТР И «ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛЕВАЯ».

3.2. «ТАН МОДЕРН» В 70-Е ГОДЫ.

3.3. «ТАН МОДЕРН» ПОСЛЕ САРТРА.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Сидоров, Андрей Николаевич

XX век был веком возникновения и падения «реального социализма», веком торжества социалистической идеологии и ее глубокого кризиса в конце века. Во второй половине 1980-х гг. закончилась история правления коммунистических партий в России и странах Восточной Европы, за этим последовал всемирный упадок левого движения. История движения «новых левых» - ближайший к нашему времени яркий этап истории социалистических идей. Идеология молодежного бунта 60-х зародилась еще до Второй Мировой войны, «новые левые» читали философов Франкфуртской школы (Герберта Маркузе, Теодора Адорно, Эриха Фромма), экзистенциалистов Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Возрос интерес к анархизму, троцкизму и левому коммунизму. В диссертации история подъема и упадка французского гошизма (левачества) показана через призму эволюции политических взглядов великого французского философа Ж.-П. Сартра, его взаимоотношений с противниками и союзниками, позиции редактируемого философом журнала «Тан Модерн». Сартр был одним из тех людей, кто в наибольшей степени выразил дух своего времени. Несмотря на то, что к концу 1960-х гг. во Франции уже завершилась эпоха господства экзистенциализма, в значительной степени именно Сартр создал тот язык, на котором говорили и думали бунтари 1968-го.

Сегодня изучение истории молодежного движения 60-х гг., его упадка и разочарования участников в идеалах молодости представляется особенно интересным. Когда движение «новых левых» вступило в стадию упадка и разложения, когда стали известны преступления «реального социализма», бывшие бунтари оказались в состоянии идейного вакуума. Но упадок наступил вслед за этапом поразительного идейного всплеска. В нашей стране исчезновение господствующей идеологии также привело к росту цинизма и идейного релятивизма.

Падение «реального социализма» в нашей стране и в странах Восточной Европы, а также всемирный упадок левого движения не означает исчезновения пороков буржуазного общества. В наши дни мировая экономика вступила в фазу финансовой глобализации. В ответ на противоречия современного капитализма возникло разношерстное движение так называемых антиглобалистов. Термин «движение антиглобалистов» не совсем точен, так как во-первых, под словом антиглобализм объединяют самые разные движения, от умеренных до экстремистских, во-вторых, большинство антиглобалистов противопоставляет глобализации не закрытость и ксенофобию, а солидарность трудящихся. По словам исследователя антиглобализма А. В. Бузгалина: «Сейчас господствует модель, когда глобальный капитал является доминирующей экономической и политической силой. Может быть другая форма этих же процессов. И ее сторонники очень не любят, когда их называют антиглобалистами. Они выступают с позиции развития иной модели глобализации: для тех же процессов интеграции найти другие экономические, социальные, политические и культурные формы». Об антиглобализме недавно вышла книга Кристофа Аги-тона. По словам А. В. Бузгалина, Агитон - «это один из активистов антиглобалистского движения, такой классический интеллектуал поколения 68-го года, француз»1. В антиглобализме можно выделить два направления: умеренное и радикальное. Самая известная реформистская организация АТТАК была создана по инициативе небольшой группы интеллектуалов из умеренно-левой газеты «Монд дипломати». Радикальное крыло представлено анархистской группой «Черный блок», обновленными компартиями и некоторыми троцкистскими организациями. По своему социальному составу европейское антиглобалистское движение - примерно тоже самое, что и движение «новых левых».

Таким образом, история социализма не закончилась с падением Советского Союза и кризисом левого движения на Западе, а лишь вступила в

Антиглобализм как он есть // Альтернативы № 3 (32) 2002 новый этап. Изучение движения «новых левых» дает нам возможность лучше понять проблемы современного мира.

ИСТОЧНИКИ

РАБОТЫ САРТРА

Основными источниками по теме исследования являются, конечно, произведения самого Жана-Поля Сартра. Кроме его основных философских трудов и художественных произведений («Бытие и ничто», «Критика диалектического разума», «Что такое литература?», «Оправдание интеллектуалов») надо отметить его статьи на разные темы, опубликованные в сборниках «Ситуации». Интересно и поучительно прочитать сейчас статьи Сартра «Ответ Альберу Камю» и «Ответ Клоду Лефору», где он отвечает авторам, критиковавшим его за поддержку компартии. Открытое о письмо Камю к Сартру переведено на русский язык , о взглядах же Клода Лефора можно узнать из сборника его статей «Элементы критики бюрократии»3. В 1953 г. на страницах журнала «Тан Модерн» разгорелась полемика между Сартром и идеологом антиавторитарной марксистской группы «Социализм или варварство» Клодом Лефором4. Полемические статьи Сартра против Лефора были опубликованы в VI и VII томах сборника «Ситуации» (P.: Gallimard, 1964, 1965).

Во время событий мая-июня 1968 г. Сартр опубликовал ряд статей и дал многочисленные интервью, в которых полностью поддержал студентов, выступивших против «селекционистского» характера образования. В этом же году философ опубликовал книгу «Коммунисты боятся ревошо

7 Камю А. Бунт и рабство // Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; -Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.

3 Lefort С. Eléments d'une cririque de la bureaucratie. - P., 1979.

4 Claude Lefort, "Le marxisme et Sartre," Temps modernes № 89 (April 1953). - P. 1541 -70; Jean-Paul Sartre, "Réponse a Lefort," Temps modernes № 89 (April 1953), - P. 1571-1629; Claude Lefort, "De la reponse a la question," Temps modernes 104 (July 1954), - P. 157-184. ции». В начале 1970-х гг. Сартр активно поддерживал экстремистскую группу «Пролетарская Левая». В 1974-г. в соавторстве с лидерами этой группы он издал книгу «Бунт - дело правое».5 В «Ситуациях X» опубликована статья Сартра «Маоисты во Франции»6. Эта статья была написана как предисловие к одноименной книге М. Мансо.

Журнал «Тан Модерн», созданный в 1945 г. Ж.-П. Сартром и С. де Бовуар, опубликовал множество статей французских леворадикальных мыслителей, а также целый ряд статей и интервью самого Сартра7. В первом номере журнала была опубликована программная статья Сартра «Представление «Тан Модерн» (Présentations des «Temps modernes»). Философ обвинил буржуазную литературу в безответственности. Художник общается не с вечностью, а с современностью, обретая вечное в социальной и политической борьбе. После смерти Сартра журнал возглавила Симона де Бовуар, затем Клод Ланзман.

Основные источники по последнему периоду жизни Сартра: воспоминания его жены Симоны де Бовуар «Церемония прощания»8, последние выпуски Situations, книга бесед с Б. Леви «Лицо человека», статьи и интервью Сартра в различных изданиях.

ИДЕОЛОГИЯ ЛЕВОГО РАДИКАЛИЗМА

В последние годы на русский язык переведен ряд работ западных мыслителей, повлиявших на идеологию молодежного бунта 60-х. Из французских авторов издаются главным образом книги представителей постконструктивизма. Это философское направление было во многом порождено разочарованием, последовавшим за «Красным Маем», разочаро

5 Sartre J.-P., Victor P., Gavi Ph. "On a raison de se revolter" - P., 1974.

6 Sartre J.-P. Les maos en Françe // Sartre J.-P. Situations X. Politique et autobiographie. - P., 1976. - P. 38-47

7См., например: J.-P. Sartre, réponse à Albert Camus. - Temps modernes, Août, - P. 334-353; Gorz A. Pour une critique des forces productives // Temps modernes № 307, 1972; Socialisme: thèmes pour demain //Temps modernes № 471, 1985 ; Lipietz A. D'Altusser à Mao?//Temps modernes № 328, novembre 1973; Lansmann Cl., Sartre : le courage et la lucidité dans l'engagement //Temps modernes № 471, octobre 1985. ванием в идеалах «левой ангажированности». Среди представителей этого направления надо назвать М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Деррида9.

Существует русский перевод книги одного из создателей семиологии Р.Барта «Мифологии»10. Исследуя на многочисленных примерах «мифы» современной цивилизации, Барт предлагает блестящий анализ массовой культуры как знаковой системы.

В 2000 г. на русском языке была, наконец, опубликована знаменитая книга Ги Дебора «Общество спектакля»11. В это издание включены написанные в 1987 г. «Комментарии к «Обществу спектакля» Ги Дебора и статьи из журнала «Ситуационистский Интернационал».

В 1998 г. на русском языке была издана работа известного французского социолога Алена Турена «Возвращение человека действующего»

12

Le г etour de l'acteur) . Ален Турен выступает как критик классической социологии и считает неизбежным отказ социологии от понятий общества, эволюции и роли, и выдвижения в ее центр существенно модифицированных понятий историчности, социального движения, субъекта.

На идеологию ««новых левых»», включая французских гошистов, повлияли также идеи представителей «франкфуртской школы». Самым известным мыслителем «франкфуртской школы» был американско-немецкий философ Герберт Маркузе. Леваки-студенты даже выдвинули лозунг: «Маркс, Мао, Маркузе». На русском языке изданы его работы:

13

Одномерный человек», «Эрос и цивилизация», «Разум и революция» . В своей самой известной книге «Одномерный человек» Маркузе разоблачает современную индустриальную цивилизацию, сумевшую установить тотальный контроль над человеком во всех сферах его деятельности, и вы

8 S. de Beauvoire. La ceremonie des adieux suivi de l'Entretins avec Jean-Paul Sartre. - P., 1981.

9 Фуко M. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. - M., 1999; Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. -Фуко M. Theatrum philosophcum: Пер. с фр. - М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998; Бод-рийар Ж. Забыть Фуко. - СПб., 2000; Он же Система вещей. - М., 1995.

10 Барт Р. Мифологии. - М., 2000.

11 Дебор Г. Общество спектакля. - М., 2000.

12 Турен А. Возвращения человека действующего. Очерк социологии. - М.: Научный мир, 1998.

13 Маркузе Г. Одномерный Человек. - М., 1994; Эрос и цивилизация. К., 1995; Разум и революция. -СПб., 2000. двигает философскую концепцию «Великого Отказа». В более ранней работе «Эрос и цивилизация» философ пытается создать образ иной, «не репрессивной» цивилизации, создать свою Утопию. Маркузе мечтает перейти от «прометеевской цивилизации», основанной на «принципе реальности» и на покорении природы, к «цивилизации Орфея», основанной на освобождении «принципа удовольствия» и подавленной сексуальности. Раннюю работу Маркузе «Разум и революция» называют программным произведением Франкфуртской Школы. Книга имеет подзаголовок «Гегель и становление социальной теории». Первая часть книги посвящена подробному анализу фундаментальных гегелевских работ, а во второй анализируется творчество мыслителей, так или иначе связанных с развитием социологии. Согласно Маркузе, марксизм и позитивизм являются законными наследниками гегелевской философии. Но если в марксизме сохранился критический дух философии Гегеля, революционная идея Разума, то позитивизм основан на преклонении перед иррациональной данностью факта и содержит в себе «семена философского оправдания авторитаризма». Закономерным результатом этого стало появление фашизма.

Хотя первое издание «Одномерного человека» на французском языке вышло в 1968 г., идеи Маркузе оказали влияние на формирование идеологии «Красного Мая» и дальнейшее развитие леворадикальных идей во Франции.

Другая знаменитая работа представителей Франкфуртской школы -«Диалектика Просвещения» Макса Хокхаймера и Теодора В. Адорно14 В этой работе, опубликованной в 1947 г., авторы подвергли беспощадной критике историю человечества, основанную на господстве, и ее вершину -современную индустриальную цивилизацию. Книга построена на двух тезисах. Первый - Просвещение восходит к мифам. Второй - современное Просвещение вновь превращается в мифологию. В 2000 г. на русском

14 Хоркхаймер М. Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. -М., - СПб., 1997. языке вышла книга Теодора В. Адорно «Проблемы философии морали»13. Издание содержит 17 лекций по философии морали, прочитанных в 1963 г. и реконструированных по философским записям (первое немецкое издание - 1995 г.). Адорно считал, что философия морали как связное учение в наши дни стала невозможной.

Другой известный мыслитель, близкий к Франкфуртской Школе, взгляды которого повлияли на формирование идеологии ««новых левых»» - немецкий психоаналитик Вильгельм Райх. На русском языке изданы его книги: «Психология масс и фашизм», «Сексуальная революция», «Функция оргазма», «Посмотри на себя, Маленький Человек». Исследование В. Райха «Психология масс и фашизм»16 было написано в 1930-1933-х гг., накануне прихода А. Гитлера к власти. Фашизм, согласно В. Райху, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека, биологические потребности которого подавлялись на

17 протяжении многих тысячелетий. «Сексуальная революция» В. Райха -исследование сексуальной морали в странах Запада 20-х гг. и в Советской России, призыв к отказу от принципа принудительной моральной регламентации отношений полов со стороны патриархально настроенного об

1 Я щества. В книгах «Функция оргазма» и «Анализ характера» Райх разрабатывает собственную концепцию невроза на основе ранних идей Фрейда. Согласно В. Райху, непосредственной причиной невроза служит невозможность разрядить сексуальную энергию. Способность к переживанию наслаждения («оргастическая потенция») является главным атрибутом психического здоровья. В 1946 г., в ответ на клевету и наветы, поставившие под угрозу научную карьеру Райха, психоаналитик написал книгу «Посмотри на себя, маленький человек!»19. Построенная в форме доверительной беседы со среднестатистическим представителем человечества,

55 Адорно Т. В. Проблемы философии морали. - М., 2000.

16 Райх В. Психология масс и фашизм - СПб.: Университетская книга, 1997.

17 Райх В. Сексуальная революция - СПб.: Университетская книга, 1997.

18 Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии-СПб. : Университетская книга, 1997; Райх В. Анализ характера. - М., 2000.

Маленьким Человеком», согласно определению самого В.Райха, его книга призывает осознать, что ответственность за нашу жизнь лежит на нас, и ни на ком больше.

По своим политическим взглядам Райх был близок к марксистскому течению левых коммунистов. В годы «молодежного бунта 1960-х» идеи психоаналитика Вильгельма Райха были востребованы поборниками «Революции повседневной жизни».

РАБОТЫ ИДЕОЛОГОВ ЛЕВОРАДИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ ПОСЛЕ «КРАСНОГО МАЯ» (1968-1980). РАЗОЧАРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Среди источников по истории группы «Пролетарская Левая», которую Сартр активно поддерживал в начале 1970-х гг., надо выделить книги идеологов движения20, книги маоистов с осмыслением опыта движения21. Вторая категория - воспоминания разочаровавшихся в левом экстремизме бывших участников «Пролетарской Левой» . Третья категория - книги и статьи о «Пролетарской Левой»23. Так, написанная в июне 1968 г. книга Андрэ Глюксмана «Стратегия революции» показывает, как на идеологию «Пролетарской Левой» повлияла идеология Красного Мая. О взглядах ортодоксальных маоистов из «Марксистско-ленинской коммунистической партии» можно узнать из книги Жака Жюрка «Революционная весна 1968-го».24

Сборник «Маоисты во Франции» открывает предисловие Ж.-П. Сартра25. Опубликованное в этом сборнике интервью с лидером «Проле

19 Райх В. Посмотри на себя, Маленький Человек! - M., 1997.

20 Sartre J.P., Victor P., Gavi Ph. "On a raison de se revolter" P., 1974, Gluksmann Andre. La Strategie de la révolution. - P., Bourgois, 1968.

21 Manseaux M. "Maos en France", - P., 1972.

22 Geismar A. L'engrenage terroriste, - P., 1981.

23 Safran W. The Frech Polityk NY; Mekay, 1977, Terrorisme; a Chalenge to the State. - Oxford, 1981.

24 Jurquet, Jacques. Le Printemps révolutionnaire de 1968 : essai d'analyse marxiste-léniniste. - Paris : Ed. Gît-le-coeur, 1968.

25 Manceaux M. Les maos en Françe. - P., 1972 - P.7-15 тарской Левой» Пьером Виктором (Б.-А. Леви) важно для понимания на

26 строений «анархо-маоистов» в последний период их деятельности .

В книге бывшего участника «Пролетарской Левой» Алена Жейсма-ра «Шестерня террора» показаны различные аспекты левого терроризма. В книгу вошли воспоминания А.Жейсмара, его анализ террористической деятельности RAF («Фракции Красной Армии») в Германии и «Красных Бригад» в Италии. Автор рассказывает об идеологии этих организаций, о влиянии на эту идеологию революционной борьбы в странах третьего мира, о сотрудничестве западногерманских террористов с палестинскими боевиками. В приложении опубликован текст «Нелегальность и война» -программа отколовшейся от «Пролетарской Левой» организации «Новое народное сопротивление».

Бернар-Анри Леви и Андрэ Глюксман, бывшие участники «Пролетарской Левой», впоследствии разочаровались в гошизме и создали движение т. н. «новых философов». Ключевые книги этого направления -«Варварство с человеческим лицом» Б.-А. Леви и «Отцы-мыслители» А.Глюксмана27.

Об идейной эволюции Бернара—Анри Леви и его товарищей, прошедших путь «от Мао к Моисею», можно узнать, в частности, из

28 статей и интервью, опубликованных на интернет-сайте Б.-А. Леви .

Свое представление о новой роли современного «антиварварского» интеллектуала Б.-А. Леви выразил также в книгах «Похвала интеллекту а

29 лам» и «Приключения свободы. Субъективная история интеллектуалов» . В книгу вошли эссе о Сартре, Камю, Арагоне, Ароне, Солженицыне. Книга был написан на основе телепередачи Леви на французском канале Antenne 2.

26 Ibid.-Р. 183-250

27 Levy В.-Н. Barbarie a visage humain P., 1977; Gluksmann A. Les maitres-penseurs. - P., 1977.

28 L'Événement propos recueillis par Benoît Rayski et Valérie Zenatti, 6 au 12 mai 1999; Tribune juive propos recueillis par Laurent Cohen et Dov Mimoun, 23 janvier 1997; Libération Alain Garric, 21 décembre 1984; Interview Laurent Dispot, 16 janvier 1982.(http://www.mle.asso.fr/verdier/philosophie/auteurs/levy.htm)

29 Lévy B.-H. Eloge des intellectuels. - P., 1987; Lévy В.H. Les Aventures de la liberté. Une histoire subjective des intellectuels. - P., 1991.

1970-е гг. во Франции стали, с одной стороны, эпохой разочарования левых интеллектуалов, а с другой, - временем дальнейшего развития леворадикальной мысли. В это время в Китае умер Мао Цзе-дун, «Культурная революция» была названа национальной катастрофой, весь мир был потрясен геноцидом в Камбодже. Во Франции был издан «Архипелаг Гулаг» А. И. Солженицына. «Архипелаг Гулаг» был по-разному воспринят различными группами французской интеллигенции. Так, Лефор и Касториадис, в 50-60-е гг. критиковавшие «реальный социализм» с позиций либертарного социализма, приветствовали издание Солженицына30. О позиции правых интеллектуалов можно узнать из статьи друга юности Сартра Раймона Арона «Солженицын и Сартр». Эта статья была написана в 1976 г., а в 1994 г., к десятилетию со дня смерти Арона, опубликована в журнале «Комментарии»31.

Леворадикалы выделяли три этапа в развитии собственной теоретической мысли: первый этап (1968-1972 гг.), когда доктрины как таковой не было, а были лишь лозунги «антииерархического» содержания; второй этап (1973-1977 гг.), к концу которого возникает «либерально-либертарная» утопия, представляющая собой своего рода смесь анархистских и либеральных воззрений; третий этап, связанный с возникновением темы «социального экспериментирования», в разработке которой приняли участие представители всех направлений социалистической мысли32.

После майских событий лозунг самоуправления стал популярен среди самых различных политических сил. Из брошюры анархиста Мориса Жойо «Самоуправление, прямое управление, рабочее управление. Ф.А. и самоуправление»33 можно узнать о концепции самоуправления в идеологии французских анархистов из организации Ф.А. («Анархистская федерация»).

30 Lefort Cl. Un homme en trop, essai sur l'archipel du Goulag. - P.; Seuil, 1975.

31 Aron R. Soljénitsyne et Sartre // Commentaire. - P., 1993/94. - vol. 16, № 64. - P. 705-717.

32 Rosanvallon P. Sur autogestion, l'experimentation, les mouvements sociaux // Esprit, 1979. № 9/10.

33 Joyeux M. Autogestion, gestion direct, gestion ouvrière. La F.A. et l'autogestion. - P., 1979.

Наиболее известными леворадикальными мыслителями во Франции 70-90-х гг. являются Ги Дебор, Андрэ Горц и Корнелиус Касториадис. Андрэ Горц был учеником Сартра. Первое крупное произведение Горца «Мораль истории» стало как бы продолжением главного философского труда Сартра «Бытие и ничто». В 1960 г. он стал членом редколлегии журнала «Тан Модерн». 1968 год стал для Горца началом «поворота от Маркса к Илличу» (теоретику «альтернативного развития»). Философ пришел к выводу, что источник отчуждения - сам индустриальный способ производства. В 70-е гг. Горц разочаровывается в традиционном рабочем классе и возлагает надежды на новые социальные движения, в первую очередь — экологическое. Он становится одним из идеологов движения зеленых34.

Корнелиус Касториадис - французский философ греческого происхождения. Родился в Стамбуле в 1922 г. В 1945 г. переехал из Греции во Францию. Во Франции Касториадис вместе с Клодом Лефором создал журнал и группу «Социализм или варварство». Создатели журнала вели полемику с Ж.-П. Сартром, резко критиковали «реальный социализм» и защищали левый коммунизм (коммунизм рабочих советов). Одно время с ними сотрудничал Ги Дебор. В 1966-1967 гг. группа «Социализм или варварство» распалась. История группы «Социализм или варварство» описана в статье Марселя ван дер Линдена «Socialisme ou barbarie: французская революционная группа»35. Статьи Касторадиса 40-50-х гг., впервые опубликованные в журнале «Социализм или варварство», составили сборники «Современный капитализм и революция», «Продолжение социализма» и «Бюрократическое общество»36. Написанные в этот период статьи Клода

34 Critique de la division de travail / Textes choisis et présentes par A. Gorz. P., 1973, Gorz A. / Bosquet M. Ecologie et politique. - P., 1978.

35 Marcel van der Linden Socialisme ou Barbarie: A French Revolutionary Group ( 1949-65) // Left History 5.1 1997.

36 Castoriadis C. Capitalisme moderne et revolution. - P., 1979, idem Le contenu du socialisme. - P., 1979. Idem. La société bueaucratique. - P., 1973.

Лефора составили сборник «Элементы критики бюрократии»37 Клод Ле-фор разочаровался в левом радикализме и перешел на позиции либерализма. На русском языке издана его книга «Политические очерки (XIX-XX века)»38

В 70-х гг. Касториадис сотрудничал с основанным философом-персоналистом Эмманюэлем Мунье журналом «Эспри». В этом журнале были опубликованы важные для понимания его философской позиции статьи: «Основание общества и религии»39 и «Индивид, общество, рациональность, история»40. Основные произведения Корнелиуса Касториадиса: «Бюрократическое общество», «Воображаемая организация общества» и «Владения человека»41. В 1988 г. вышла совместная книга К. Касториадиса, К. Лефора и О. Морена «Май 68: брешь (двадцать лет спустя)»42 В своих книгах, статьях и интервью Касториадис доказывал, что антиавто-риарный социализм остается единственной альтернативой капиталистическому и государственно-капиталистическому варварству («варварство -это отсутствие исторической продуктивности»). Согласно его теории, западный мир на протяжении столетий «воодушевлен двумя воображаемыми социальными обозначениями, совершенно противоположными, даже если они взаимно заражены: проект индивидуальной и коллективной автономии, интеллектуальная и духовная борьба за освобождение человеческой личности, которая осуществима в социальной реальности, и безумный капиталистический проект неограниченной экспансии псевдорационального псевдо-господства, который давно уже перестал иметь отношение только к производительным силам и экономике, чтобы превратиться в глобальный проект (еще более чудовищный) тотального владе

37

Lefort С. Eléments d'une critique de la bureaucratie. - P., 1979. 3g Лефор К. Политические очерки (XIX-XX века). - M., 2000.

39 Castoriadis С. Institution de la société et religion // Esprit № 65 mai 1982.

40 Castoriadis C. Individu, société, rationalité, histoire. // Esprit № 2, février 1988.

41 Castoriadis C. La société bueaucratique. - P., 1973; L'institution imaginaire de la société. - P., 1975;

Domaines de l'homme. - P., 1986.

42

Mai 68 : la Brèche ; suivi de Vingt ans après / E. Morin, C. Lefort, C. Castoriadis. - Bruxelles : Complexe, 1988. ния физическими, биологическими, социальными и культурными данными». Статьи и интервью Касториадиса можно найти в интернете43.

В 1993 г. вышла книга участника леворадикального движения Алена Липеца «Зеленая надежда. Будущее политической экологии»44. Ален Липец - экономист, он стремится создать политическую экологию, основанную на трех пунктах: экономической пост-социалистической логике, новом интернационализме, альтернативе традиционным политическим силам. В настоящее время Липец - депутат Европарламента от фракции зеленых. Его статьи разных лет можно найти в интернете45.

Яркое представление о настроениях французского студенчества того времени дает роман французского писателя Р.Мерля «За стеклом»46, где описаны события 22-го марта в Нантере, с которых начался «Красный Май». Автор романа преподавал английскую литературу в Нантере и был свидетелем этих событий.

Представление об оценке майских событий французскими коммунистами можно получить, например, из мемуаров одного из руководителей Французской компартии Жака Дюкло47. О позиции французских коммунистов во время событий «Красного Мая» можно узнать из сборника

48

Вальдека Роше «Избранные статьи и речи» .

43 La montée de l'insignifiance. Entretien par Daniel Mermet ; Un mond à venir. Propos recueillis par Olvier Morel; De l'autinomie en politique. L'individu privatisé ; Contre le conformisme généralisé. Stopper la montée de rindignifiance ; (http://www.costis.org'x/castoriadis/)

44 Lipetz A. Vert espérance L'avenir de l'écologie politique. - P., 1993.

45 http://pers0.club-internet.fr/lipiet2/Index.htm

46 Мерль P. За стеклом. - M., 1972.

47 Ж.Дюкло Мемуары. T.3. 1954-1969. - М.:Полт-издат, 1985.

48 Роше В. Избранные статьи и речи. -М., 1972.

ИСТОРИОГРАФИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САРТРА

Большинство отечественных исследователей изучали философию Сартра или его художественные произведения, меньше внимания уделялось его политическим взглядам. Влиянию идей Сартра на идеологию леворадикального протеста посвящены статьи Ю. Н. Давыдова49 и К Г. Мяло50. Философии Сартра посвящены работы Л. И. Филиппова, Г. Я. Стрельцовой, М. А. Кисселя51.

В книге Леонида Андреева «Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век» рассмотрены философские труды Сартра, его художественная с/ о проза и драматургия, жанр «романов реальной личности», увенчанный романом о Флобере. В этом исследовании дан и анализ полемики Сартра и Камю, вызванной книгой Камю «Бунтующий Человек».

На наш взгляд, одним из лучших исследований этики экзистенциализма является книга Сомария Великовского «В поисках утраченного смысла»53. Работа посвящена творчеству Сартра, Камю и Мальро. Автор приходит к выводу, что подозрительность Сартра «историциста» к любым общим ценностям, предлагающим с собою считаться в ходе выполнения освободительных дел истории. сразу же опознала себя во всенизвер-гающем экстремизме парижских «леваков», и таким образом, экстремизм позднего Сартра стал закономерным следствием его философии. Этика Сартра рассматривается и в книге Ю.Н.Давыдова «Этика любви и мета

49Давыдов Ю. Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм. // Современное западное искусство. - М., 1972.

50Мяло К. Г. Идеология «тотальной свободы»: историческая традиция и современные модификации // Вопросы философии. 1973, № 2.

Филиппов Л.И. Философская антропология Ж.-П.Сартра, -МД972, Стрельцова Г.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. - М.,1969, Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. -М., 1980.

Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. - М., 1994. физика своеволия»54. На наш взгляд, автор во многом несправедлив к Сартру, не замечая трагического гуманизма Сартра, его стремления избавить человека от «дурной веры». Автор стремится разоблачить философию нигилизма Ницше и Сартра, не замечая принципиального различия взглядов этих философов. Согласно Ницше, - «Человек - мост к сверхчеловеку». Согласно Сартру, — «Человек - неудавшийся Бог». Ницшеанский Сверхчеловек для Сартра - пример Дурной Веры, пример недобросовестного человека, уверенного в том, что «его существование необходимо».

В 2000 г. вышла книга Н.И. Полторацкой «Меланхолия мандаринов»55. Книга представляет собой как бы развернутый комментарий к произведениям Сартра. Сартр рассматривается в контексте Ролана Барта, Поля Рикера, Ноама Хомски, Мерло-Понти и самого Сартра, других его работ.

Надо также отметить монографию Н.И. Полторацкой «Большое приключение благовоспитанной девицы: книги воспоминаний Симоны де Бовуар»56 В монографии на основе мемуаров писательницы рассматриваются основные вехи ее творческого пути, отношения с А.Камю, Ю.Вианом, Л. Арагоном и другими французскими писателями. На основе многочисленных воспоминаний де Бовуар, ее романов, философских произведений, автор исследования создает яркий образ писательницы и философа. «Любопытный парадокс, - пишет Н.И. Полторацкая, - нередко отсвет славы мужчины падает и на женщину, которая рядом с ним шла по дороге жизни. С Симоной де Бовуар все получилось наоборот: на нее упала тень Сартра. И в этой тени блеск ее собственных заслуг похоже утратил свою яркость. А ведь ее заслуги огромны»57. В книге рассказывается и о литературном творчестве Симоны де Бовуар, и о ее общественной дея

53 Великовскнй С. И. В поисках утраченного смысла: очерки литературы трагического гуманизма во Франции. -М., «Худ. лит-ра», 1979.

54 Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.:Мол. гвардия, 1989.

55 Полторацкая Н. И. Меланхолия мандаринов. - СПб., Алетейя, 2000.

56 Полторацкая Н. И. Большое приключение благовоспитанной девицы: Книги воспоминаний Симоны де Бовуар. -СПб., 1992. тельности. Симону де Бовуар называли «символической матерью» французского и мирового женского движения, а ее книгу «Второй пол» - «библией феминизма».

ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ ЛЕВЫХ РАДИКАЛОВ

Идеологии «новых левых» посвящены работы К.Г. Мяло58. Автор приходит к выводу, что культ «освобождения инстинктов» завел ««новых левых»» в тупик левого терроризма и «контркультуры», ставшей частью массовой культуры. Хотя Ксения Мяло, на мой взгляд, во многом несправедлива к «новым левым», с ее взглядом можно согласиться.

Для получения более полного представления об основных направлениях западного марксизма можно обратиться к главе «марксизм» в книге В.П. Макаренко «Основные идеологии современности»59. Автор анализирует такие течения, как второе поколение Франкфуртской школы (Ю. Хабермас), структурализм Л. Альтюссера и аналитический марксизм.

Различные аспекты творчества Альбера Камю рассмотрены в работах исследователей экзистенциализма и французской культуры С.И. Ве-ликовского, С.Л. Фокина, Е.П. Кушкина. Отечественные исследователи почти не упоминают о попытках Камю найти альтернативу большевизму в традиции немарксистского социализма и о его контактах с анархистским и анархо-синдикалистским движением. Анализу взглядов Михаила Бакунина и Альбера Камю, двух мыслителей, сделавших бунт одной из основных категорий своих философских систем, посвящена небольшая статья

57 Там же.-С. 238.

58 Мяло К. Г.Идеология «тотальной свободы»: историческая традиция и современные модификации. //Вопросы философии. 1973, № 2; Проблема «третьего мира» в левоэкстремисгском сознании. //Вопросы философии, 1972, № 1; Социальная диалектика майского движения (Франция, 1968 г.). //Вопросы философии, 1969, №6; Под знаменем бунта: очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-70-х годов. -М.,1985.

5 Глава 3 Марксизм // Макаренко В.П. Главные идеологии современности. - Ростов н/Д, 2000. - С 92130.

П.В. Рябова «Человек бунтующий: философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю»60.

Общее представление о ситуации во Франции в 50-70-х гг. можно получить из книг В.П. Смирнова «Франция в XX веке», «Франция: страна, люди, традиции», Ю.И. Рубинского «Пятая республика (политическая борьба во Франции в 1958-1963 годах)», Г.Н. Новикова «Голлизм после де Голля: Идейная и социально-политическая эволюция, 1969-1981», «Два этюда о де Голле и голлизме» 61.

Проблемам студенческого движения 50 - 60-х гг. посвящена коллективная монография «Левое студенческое движение в странах капитала»62. Студенческое движение во Франции рассмотрено в главе «Жаркие годы» в университетах Франции».

Рабочему движению 1968 года посвящена коллективная монография «Трудовая Франция против власти монополий». Авторы этой монографии утверждают, что причиной событий 1968 г. во Франции является рост безработицы и снижение жизненного уровня трудящихся, что не соответствует действительности. Требования ряда профсоюзных организаций, например ВДКТ (Всеобщая демократическая конфедерация труда), о самоуправлении трудящихся названы в этой работе левацкими и утопическими.

Французская литература о «Красном Мае» рассмотрена в работе В.П.Посконина «Публицистика и историография «Красного Мая». Отдельная глава посвящена левацкой публицистике и историографии собы

63 тий мая-июня 1968-го. Книга содержит богатую библиографию .

60 Рябов П. В. Человек бунтующий - философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю. // Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. Материалы 2-й Всероссийской научной конференции. 4.1. Нижний Новгород, 1994. - С. 74-76 (http://anarchive.virtaalave.netybak-camus.htm)

61 Смирнов В.П. Франция в XX веке: Пособие для студ. Вузов. - М.,:Дрофа, 2001; Его же. Франция: страна, люди, традиции. - М., 1989; Рубинский Ю.И. Пятая республика (Политическая борьба во Франции в 1958-1963 годах). - М., 1964; Французы у себя дома. - М., 1989; Новиков Г.Н. Голлизм после де Голля: Идейная и социально-политическая эволюция. - М., 1984, Два этюда о де Голле и голлизме. -Иркутск, 2001.

62 Левое студенческое движение в странах капитала. - М.: Наука, 1976.

63 Посконин B.C. Французская публицистика и историография «красного мая» 1968 г. -М.: МГУ, 1982.

Среди отечественных исследований идеологии «новых левых» во Франции надо выделить работу С.Г.Айвазовой «Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции»64. Книга написана живым языком, без идеологических штампов и цитат из Маркса и Ленина. Автор ставит целью изучение, а не разоблачение левого радикализма. В книге подробно рассматривается поддержанное Сартром движение «анархо-маоистов». С.Г. Айвазова описывает не только гошистские (левацкие) группировки, но и такие близкие к ним по духу организации, как ОСП (Объединенная Социалистическая Партия) и движение «зеленых». Рассматривая период упадка левого радикализма во Франции, автор отмечает такие факторы, как осуждение Культурной Революции в Китае и информация о геноциде в Камбодже, но, по понятным причинам не упоминает ни публикацию «Архипелага Гулаг» А. И. Солженицына, ни информацию о диссидентском движении в СССР.

Надо также отметить статью С.Г.Айвазовой и С.И.Великовского «Гошизм» как разновидность современной леворадикальной мысли»65

Проблемам студенческого движения в период с 1956 по 1968 год посвящена монография А.Л.Семенова «Левое студенческое движение во Франции»66. В книге на основе богатого фактами материала показана деятельность студенческих организаций, начиная с протеста против войны в Алжире и кончая «Красным Маем» 1968 года. В книге довольно подробно рассматривается ход событий мая - июня 1968 года.

В недавно вышедшем сборнике «Карло Росселли и левые в Европе» опубликована статья А.Л.Семенова «Май 1968 г. во Франции: 30 лет спустя» . Автор делает вывод, что политические последствия «Красного Мая» оказались губительными для Французской коммунистической пар

64 Айвазова С.Г. Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции 1958-1981. - М,.Наука, 1986.

Айвазова С. Г, Великовский С. И. «Гошизм» как разновидность современной леворадикальной мысли //Французская философия сегодня. -М., 1989, -С. 110-121.

66 Семенов А.Л. Левое студенческое движение во Франции (1956-1968 гг.). - М., 1975.

67 Семенов А.Л. Май 1968 г. во Франции: 30 лет спустя. //Карло Росселли и левые в Европе: к 100-летию со дня рождения. - М., 1999, - С. 163-180. тии и благотворными для социалистической партии, взявшей на вооружение лозунг самоуправления и ряд других положений из идейного наследия «Красного Мая». В то же время, Французская коммунистическая партия не сумела извлечь уроки из майского кризиса, продемонстрировала «бесплодную раздвоенность между революционной риторикой, питаемой боязнью прослыть реформистской партией, и фактическим положением сильно запаздывающего эпигона социал-демократии».

Исследования левого терроризма 70-х гг.- самые тенденциозные и идеологизированные по сравнению с другими исследованиями левого радикализма.

Об истории левого терроризма на Западе можно узнать из книги Е.П.Кожушко. «Современный терроризм: Анализ основных направлений» . Как утверждает автор, «в этой книге впервые на русском языке дается теоретический анализ феномена терроризма, свободный от штампов коммунистической пропаганды». В аннотации к этой работе сказано: «книга предназначена сотрудникам правоохранительных органов, представителям законодательной и исполнительной власти, журналистам, а также широкому кругу читателей». На самом деле вместо анализа левого терроризма в этой книге мы находим краткое описание деятельности таких террористических групп как «RAF» (Германия), «Красные Бригады» (Италия), «Движение 17 октября» (Греция), «Аксьон Дарект» (Франция) и т.д. Анализ идеологии этих групп, психологии левого терроризма, сходства и отличия терроризма XIX и XX вв., роли провокаторов, подменен проклятиями терроризму.

В диссертации рассмотрены взгляды французских леворадикальных философов Корнелиуса Касториадиса и Андрэ Горца. Идейная эволюция этих мыслителей вкратце рассмотрена в монографии С.Г. Айвазовой «Леворадикальное движение во Франции». О взглядах ученика Ж.-П. Сартра

68 Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений. -Мн.:Харвест, 2000.

Андрэ Горца можно узнать из статьи Вадима Дамье «Социальная философия Андрэ Горца»69.

Надо сказать, что как бы в расплату за гигантскую прижизненную славу Ж.-П. Сартра, в 80-90 гг. во Франции последовал спад интереса к его творчеству. Но в последнее время происходит возвращение интереса к Сартру как к великому философу Франции. Французские журналы «Ну-вель Обсерватор» и «Магазин Литтерэр» в 2000 г., к двадцатилетию смерти философа, выпустили тематические номера, под одинаковым заглавием: «Возвращение Сартра»70

В своей последней книге «Век Сартра»71 известный французский философ Б.-А. Леви выдвигает теорию «двух Сартров»: одного - великого философа и гуманиста, и другого - интеллигента, пошедшего на компромисс с Коммунистической партией. Леви видит свою задачу в том, чтобы напомнить о заслугах Сартра в области философии, о которых забыли из-за политической деятельности философа. Но вряд ли сам Сартр, для которого высшими ценностями были ответственность и ангажированность, одобрил бы такой подход. Великий философ не нуждается в снисходительном оправдании.

Другой автор, Бенуа Дени, в своем эссе «Литература и ангажиро

ТУ ванность: от Паскаля до Сартра» пытается объяснить, почему политические концепции Сартра нельзя считать ошибками - они, по мнению этого автора, являются органической частью его концепции литературы. Филипп Пти в «Деле Сартра» (Petit Ph. La cause de Sartre P., 2000) отстаивает необходимость разделять творчество Сартра и его политические идеи и ,также как и Леви, оправдывает Сартра-философа. В сборнике «Любовники свободы», составленном Клодиной Монтрель, представлены свидетельства Симоны де Бовуар, которая показывает, как оба писателя смогли оставить следы в истории европейской культуры.

69 Дамье В. Социальная философия Андрэ Горца // Наперекор №10 Зима 1999/2000.

70Le nouvel Observateur № 1386 13-19 Janvier 2000; Magazine Littéraire № 384, Fevrier 2000.

71B.-HLevy Siecle du Sartre- P., 2000.

Среди авторов-сартрофобов надо назвать Мишеля-Антуана Бгорнье и Оливье Викера. Недавно вышла книга Бюрнье «Прощание с Сартром», включающая в себя «Завещание Сартра», впервые опубликованное в 1987 году. Оливье Викер назвал свое исследование «Три необыкновенных приключения Жан-Поля Сартра»73. Викер рассказывает о трех ключевых моментах в жизни философа: почти насильственное «письмо» (т. н. ecriture) в годы Второй Мировой Войны, когда «писатель подвергает себя испытанию, сочиняя десять часов в день» («Дневники периода странной войны», опубликованные посмертно); автобиографическая повесть о детстве «Слова»; монументальный труд о Флобере «Идиот в семействе», написанный Сартром в период его бурной политической жизни.

Надо особо отметить исследования, посвященные влиянию полемики Сартра и Камю на идеологию левого радикализма: Теодорозио Вертон «Труды и действия Альбера Камю в либертарной традиции», Мориса Жойо «Альбер Камю или Бунт и мера», сборника «Камю и политика», К. и Ж. Бройелей «Возвращающиеся иллюзии»74.

Книги по истории «Красного Мая» и послемайского леворадикального движения можно разделить на две части: книги, написанные в первое десятилетие после майских событий и представляющие собой журналистские расследования, и книги, написанные в последнее двадцатилетие, с 1978 г., когда отмечалось двадцатилетие майского бунта, и после 1981 г., когда президентом Франции был избран Франсуа Миттеран.

По словам Даниэля Линденберга, «в 1978-г., продолжая надеяться в суровой атмосфере «утраченных иллюзий», что «движение» выходит по крайней мере на политический переворот, который мы ожидаем. В 1988 г. поколение шестьдесят восьмого прекрасно устроилось в Миттерании (или Рокардии) и что интересно, со смешанными чувствами. Сегодня мы более

72Denis В. Litterature et engagement. De Pascal a Sartre. - P., 2000.

73Trois Aventures extraordinaires de Jean-Paul Sartre. - P., 2000.

74Teodosio Vertonne. L'oeuvre et l'Action d'Albert Camus dans la mouvance et la tradition libertaire. - P., 1985; Joyeux M. Albert Camus ou la Révolte et la mesure; Camus et la Politique. - P., 1986; CI., J. Broyelles. Les Illusions retrouvées:Sartre a toujours raison contre Camus. - P., 1982 . охотно принимаем наследство с практикой, не ограниченной правом спи

75 ска» .

Среди исследований, появившихся непосредственно после завершения событий мая-июня 1968-го, надо назвать книгу Сильвена Зегеля пг

Идеи мая» . Автор собрал и объединил множество документов этой эпохи, чтобы восстановить и сохранить атмосферу эпохи, основные идеи этого времени: антиселекционизм высшего образования (об этом много писал Сартр), антиавторитаризм, самоуправление.

В этом же году была издана книга известного французского философа и социолога Анри Лефевра «Нантерровское вторжение на верши

77 не» . Автор показывает социальные истоки майского бунта, используя, в том числе, категории философии Герберта Маркузе.

Первым исследованием, где было показано влияние философии Сартра на идеологию студенческого бунта, явилась вышедшая в 1968 г. книга К.Прево «Студенты и гошизм»78. В книге, в частности, показано, как критика Сартром политических взглядов сюрреалистов повлияла на позицию бунтарей «Красного Мая».

В 1977 г. ветеран французского анархистского движения Морис

79

Жойо издал книгу «Анархия в современном обществе» . Автор книги -участник французского анархо-движения 30-х гг., один из создателей «Революционного Фронта» (объединения анархистов и троцкистов во Франции 30-х годов) и анархистской группы «Федерация анархистов». В книге Жойо описывается анархистское движение во Франции, начиная с конца Первой мировой войны и заканчивая «Красным Маем» 1968-го. Кроме теоретических работ Жойо оставил две книги воспоминаний: «Под складками черного знамени» и «Воспоминания одного анархиста».

75 Lindenberg Daniel 1968 ou la breche du situationnisme // Esprit № 5TV131 1998.

76 Zegel Sylvain Les idees de mai. - P., 1968.

77 Lefevre H. L'Irruption de Nanterre au sommet. - P., 1968.

7S Prévost Cl Les étudiantes et le gauchióme. - P., 1968.

79 Joyeux M. L'anarchie dans la société contemporaine, une hérésie nécessaire? - P., 1977.

В 1978 г., к десятилетию «Красного Мая», вышла книга Ж. Погама «Потерянное поколение». Автор книги, один из участников студенческого бунта 68-го, провел серию бесед со своими бывшими товарищами. Автор так и не сумел показать, можно ли считать это поколение потерянным. Зато он отчетливо показал причины их разочарования в левацком авантюризме. Политолог Франсуаза Леви вспоминала о майских событиях как о «громадном поэтическом движении, когда все экспериментировали и когда говорили даже стены»; когда бунтарями «руководило огромное желание изменить мир. изменить его во имя жизни творческой, наполненной смыслом». Но политические формы, принятые движением после майских событий разочаровали Ф. Леви своей «авторитарностью» и «репрессивностью», абсолютно несоответствующей самому движению. Ф. Леви много лет прожила в «коммуне», где стремилась «немедленно изменить жизнь», прибегая при этом к таким решительным мерам, что возникало ощущение «жизни на краю пропасти», полного «уничтожения самого человека». Философ Жан-Поль Долле противопоставлял «карнавальное» и «поэтическое» начало майского движения «угнетающему и оглупляющему» духу мелких революционаристских группировок.

К этому времени во Франции бывшие участники «Красного Мая» написали множество романов и воспоминаний о своей бунтарской моло

80 дости .

81

В 1987 г. вышла книга Мишеля Винока «Хроника шестидесятых» . Автор рассматривает эпоху во всех аспектах, пишет о генерале де Голле, Че Геваре, Битлз, Новой Волне в кинематографе, «Красном Мае» и «Пражской Весне». so Bleskine H. Dérivé gauche. - P.,1976; Les Bris M. L'Homme aux semmeil (lu vent.

Les dangers du soleil. - P., 1978.

81 Winock M. Chronique des années soixqnte. - P., 1987.

P, 1977; Le Dantec M.

К двадцатилетию Мая вышла книга Элизабет Сальварези «Наслед

82 ство Мая» В книгу вошли статьи о судьбах бывших участников Красного Мая.

В 1998 г. во Франции отмечали тридцатилетие майских событий. В ол этом году вышла книга Кристины Форэ «Май 68: день и ночь» . В книге кратко описаны студенческие волнения 1968-го во Франции и в других странах Запада, в приложении приводятся тексты листовок и статей Красного Мая.

Одним из результатов молодежного бунта 60-х годов стало появление в 70-х экологического движения. Об истории французских «зеленых» можно узнать из книги Жан-Люка Беннамиа и Агнэ Роша «Зеленые всех цветов. История и социология экологического движения»84.

В 2000 году на русском языке был опубликован сборник современного французского писателя Винсента Декомба «Современная французская философия». В этот сборник вошли два произведения философа ос

Тождественное и иное» и «Философия грозовых времен» . В этой книге прослеживается развитие философских взглядов как классиков мировой философии, так и философов современной Франции. Среди героев книги такие мыслители как Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Л. Альтюссер, К. Ка-строиадис. Идеи этих автров сыграли важную роль в формирование мировоззрения бунтарей «Красного Мая».

Среди опубликованных на русском языке работ иностранных авторов можно выделить монографию венгерского историка Белы Кенези

86

Идеология «новых левых»» и сборник английского марксиста Перри Андерсона «Размышления о западном марксизме; на путях исторического

82 Salvaresi Elisabeth. Mai en héritage, - Syros, 1988.

83 Fauré Christine Mai 68 Jour et Nuit. - Paris: Gallimard, 1998.

84 Des verts de toutes les couleurs. Histoire et sociologie du mouvement ecolo. - P., 1992.

85 Декомб В. Современная французская философия: [Сборник]./ Пер. с франц. - М.: Издательство «Весь Мир», 2000.

86 Б. Кенези. Идеология «новых левых». - М., 1977. материализма» . Работа Кенези основана на широком фактическом материале и дает достаточно полное представление об идеологии «новых левых». Перри Андерсон показывает непростой путь развития западного марксизма, раскрывает его теоретические слабости и просчеты. В книге рассматривается творчество таких философов как Лукан, Корен, Грамши, Адорно, Маркузе, Беньямин, Сартр, Альтюссер, Кометт.

В 1999 г. вышел перевод книги американского философа Майкла оо

Уолцера «Компания Критиков» . Автор исследует жизнь и творчество таких критиков современной цивилизации как Мартин Бубер, Антонио Грамши, Джордж Орруэл, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Герберт Маркузе, Мишель Фуко и др. Автор так объясняет выбор героев своего исследования: «Я предпочел писать о тех, кто на практике был социальным критиком, а не о тех, кто подводил под критику философскую базу.». Уолцер не включил Сартра в «компанию критиков», т. к., по его мнению «Сартр не был выдающимся практиком социальной критики. Хотя ему и не нравилась повседневная жизнь его современников, по настоящему она его не интересовала; его отношение к учреждениям и установленным порядкам было весьма стереотипным». Автор считает, что социальная критика - это, по сути, «работа, «ведущаяся «изнутри» общества мужчинами и женщинами, приверженными этому обществу, но подвергающими сомнению его .ценности».

В 2001 г. на русском языке вышла книга американского исследователя П. Холландера «Политические пилигримы (путешествия западных оо интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе 1928-1978)» Автор считает, что «политические пилигримы» восхищались Потемкинскими Деревнями тоталитарных режимов в силу двух причин: во-первых, по причине оправданного отторжения пороков современного западного об

87 Андерсон П. Размышления о западном марксизме; на путях исторического материализма: Пер, с англ. - М„ - Интер-Версо, 1991.

УолцерМ. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века. — М., 1999.

89 Холландер П. «Политические пилигримы (путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе 1928-1978). - СПб.: Издательство «Лань», 2001. щества, во-вторых, под действием искушения утопией, недостижимой мечтой. Пол Холландер выделяет две «волны отчуждения» западных интеллектуалов: Великую Депрессию, когда началось увлечение Советским Союзом и эпоху 1960-1970-х гг., когда западные нонконформисты перешли к поддержке коммунистических режимов Кубы и Китая. Среди героев исследования Ж.-П. Сартр, Симона де Бовуар, авторы, публиковавшиеся в журнале «Тан Модерн».

В отечественной литературе первые исследования идеологии «новых левых» появились в 60-70-х гг. Многие книги были написаны в стиле так называемой контрпропаганды. Авторы подобной литературы критиковали западных левых интеллектуалов за отход от «единственно верного» марксизма-ленинизма в его советской интерпретации. Некоторые советские авторы использовали критику идеологии «новых левых», чтобы выразить свое отношение к официальной марксистской идеологии. И в том, и в другом случае истоки и смысл леворадикального движения на Западе оставались не поняты. Наиболее интересные исследования советского времени - книги С.Г. Айвазовой, С.И. Великовского, А.Л. Семенова.

В постсоветский период изучение идеологии молодежного бунта 1960-х не пользуется популярностью, хотя в 90-х гг. были переведены многие книги идеологов «новых левых».

Отечественных исследователей творчества Ж.-П. Сартра интересовал Сартр-писатель и Сартр-философ. В данной диссертации исследуется эволюция политических взглядов Сартра и его отношения с французскими гошистами.

По мнению автора, в диссертации, впервые в отечественной литературе, дан анализ деятельности французской леворадикальной группы 1950-х гг. «Социализм или варварство» и полемики Ж.-П. Сартра с ее идеологами Клодом Лефором и Корнелиусом Касториадисом. В параграфе «Альбер Камю: поиск антиавторитарного социализма» проанализированы либертарные тенденции в творчестве Камю. Отдельно рассмотрена позиция Сартра во время «Красного Мая», его отношение к системе высшего образования во Франции и к проблемам французского студенчества конца 1960-х гг. Говоря об идейном упадке французского гошизма, мы остановимся на таком его аспекте, как информация о преступлениях советского тоталитаризма, публикация книг Александра Солженицына «Архипелаг Гулаг». По понятным причинам, в исследованиях советского периода эта тема не затрагивалась. Анализ леворадикального движения во Франции основан на выделении внутри него двух тенденций: авторитарной, основанной на преклонении перед исторической эффективностью и на экономическом детерминизме, и антиавторитарной (либертарной), основа которой - вера в человека. Первая тенденция представляет собой в конечном итоге попытку выработать альтернативу внутри индустриально-капиталистической системы, вторая стремится выйти за ее пределы. Во взглядах Ж.-П. Сартра можно выделить черты обеих тенденций.

Хронологический период, рассматриваемый в диссертации, охватывает 50-70-е гг. XX века. 1950-е гг. во Франции - время, когда интеллектуалы в наибольшей степени симпатизировали французской Компартии и Советскому Союзу. Но в это время такие авторы как Альбер Камю и создатели группы «Социализм или варварство» Клод Лефор и Корнелиус Касториадис критиковали Советский союз с позиций антиавторитарного социализма. Идеи этих мыслителей оказали влияние на формирование взглядов участников «Красного Мая». После событий мая-июня 1968-го во Франции вырос интерес к идеям антиавторитарного социализма, но одновременно началось увлечение «культурной революцией» в Китае и идеями Мао Цзедуна. Верхняя граница рассматриваемой темы - 1980 г. В этом году умер Ж.-П. Сартр.

Методологическая основа исследования - принцип историзма, понимаемый как необходимость рассматривать любое явление в его историческом контексте; научная объективность и полнота исследования. В настоящей работе применен междисциплинарный подход и комплексный метод исследования, используемый при анализе разноплановых источников. Автор пытался избегать односторонних и категоричных оценок, стремился подойти к освещению темы с конкретно-исторических позиций и дать ее объективный анализ.

Цель диссертации - проанализировать взаимосвязь философии Сартра и идеологии французского гошизма, роль идей Сартра в формировании взглядов участников майских событий, позицию Сартра во время и после «Красного Мая», его контакты с французскими ультралевыми.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Проанализировать политическую позицию Сартра в 50-х гг. и его полемику с Альбером Камю и идеологами группы «Социализм или варварство» Клодом Лефором и Корнелиусом Касториадисом.

2) Рассмотреть сартрову критику селекционистского характера системы образования во Франции, а также его критику ФКП.

3) Исследовать сотрудничество Сартра с маоистской группой «Пролетарская левая».

4) Проанализировать упадок французского гошизма в 1970-х.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жан-Поль Сартр и леворадикальное движение во Франции 1950 - 1970-х гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации дан анализ истории леворадикального движения во Франции 50-70-х гг. Этот анализ основан на выделении двух тенденций: авторитарной и антиавторитарной (либертарной). В 1950-х гг. противостояние этих тенденций проявилось в спорах Ж.-П. Сартра с писателем Альбером Камю и идеологами марксистской группы «Социализм или варварство» Клодом Лефором и Корнелиусом Касториадисом.

В это время уже оформились идеи, вдохновлявшие бунтующую молодежь в дни «Красного Мая». Рассмотрев аргументы Ж.-П. Сартра, который в это время «критически» защищал Советский Союз и Французскую компартию, и его оппонентов, критиковавших «реальный социализм» с позиций либертарного социализма, можно увидеть некоторые тенденции дальнейшего развития леворадикального движения.

В 50-х гг. Камю, Лефор и Касториадис противопоставили сталинскому тоталитаризму традицию либертарно-социалистической мысли, опыт Парижской Коммуны, движения анархо-синдикалистов во время Гражданской войны в Испании, идеи анархизма, революционного синдикализма и левого коммунизма. Сартр верно указал на трудности антиавторитарного социализма в условиях XX века. Стремление сохранить чистоту идеала ведет к уходу от реальности, критическая теория превращается из орудия изменения общества в некий символ избранности и моральной чистоты. Об этом Сартр писал в своей пьесе «Грязные руки». В то же время стремление «войти в контакт с историей» привело философа к поддержке сталинистского, а затем маоистского тоталитаризма.

Противоречивость авторитарно-либертарного мировоззрения привела французских маоистов в лагерь защитников существующего строя. Поиск «третьего пути» между западным обществом потребления и восточным тоталитаризмом может завершиться «либерально-либертарной» деятельностью в условиях западного общества и отказом от прежних идеалов.

Май 1968-го стал вершиной либертарного направления в леворадикальном движении послевоенной Франции. Сартр увидел в молодежном бунте 1968-го попытку реализации идей прямой демократии и одновременно стремление молодых интеллектуалов к действительно свободному поиску истины. Для Сартра культурный нигилизм леваков-студентов - естественная реакция на селекционистский характер высшего образования, на превращение культуры в инструмент отбора представителей элиты. В небольшой работе «Коммунисты боятся революции» Сартр обвинил Французскую компартию в нежелании понять, что же произошло во Франции в мае-июне 1968-го и понять, какой должна быть революция в условиях современного капитализма. Для Сартра нежелание и неумение понять значение «Красного Мая» - свидетельство интеллектуальной и духовной ограниченности. Это непонимание объединяет в его глазах французских коммунистов и антикоммуниста Раймона Арона.

Событиям «Красного Мая» был посвящен вышедший в августе 1968-го номер журнала «Тан Модерн». Всех авторов этого номера «Тан Модерн» объединяет уверенность, что «Красный Май» станет началом нового революционного подъема, критика позиции ФКП и профсоюзных лидеров, антиавторитаризм, и при этом отрицательное отношение к росту анархистских настроений и призыв к созданию новой революционной партии. В 1969 г. «Тан Модерн» опубликовал серию статей итальянского коммуниста Лусио Магри «Размышления о майских событиях». Магри приходит к выводу, что социальная структура современного западного общества сложнее, чем это представляется классическим марксистам, появились новые социальные слои, заинтересованные в смене общественного строя. «Красный Май» доказал, что необходимо пересмотреть ленинское противопоставление спонтанности и сознательности.

В диссертации исследована деятельность маоистской группы «Пролетарская Левая» и контакты Ж.-П. Сартра с этой огранизацией. На основании анализа деятельности «Пролетарской Левой» можно сделать такие выводы: во-первых, идеология «Пролетарской Левой» была внутренне противоречивой, что отразилось на судьбе движения; во-вторых, превращению «Пролетарской Левой» в террористическую организацию наподобие «Красных бригад» в Италии или «Фракции Красной армии» в Германии помешало гражданское общество, более развитое во Франции, чем в Италии и Германии, и антиавторитарный характер идеологии «Пролетарской Левой» и идеологии «Красного Мая»; в третьих, противоречивый характер «анархо-маоистской» идеологии предопределил переход бывших активистов «Пролетарской Левой» на позиции защитников существующего строя.

Тема «Разочарование интеллектуалов» анализирует кризис левого радикализма на примере статей в «Тан Модерн». По мере роста информации о коммунистическом Китае, французские маоисты начали видеть в Культурной Революции не попытку установления прямой демократии, а эпизод войны за власть между различными фракциями Китайской компартии. Другой пример кризиса левацкой идеологии «третьемиризма» -эволюция отношения западных ультралевых к арабо-израильскому конфликту. В этой же главе рассказывается о дальнейшей эволюции взглядов Клода Лефора и Корнелиуса Касториадиса. После прочтения книги А. Солженицына «Архипелаг Гулаг» К. Лефор разработал оригинальную концепцию тоталитаризма. Согласно Лефору, основная черта тоталитаризма — игнорирование существующих противоречий и голое декларирование общественного единства. Касториадис в этот период создал теорию «проекта автономии». Необходимо дать себе (авто) свой собственный закон (номос), который свяжет коллективную и индивидуальную свободу.

Заканчивается глава рассказом о деятельности «Тан Модерн» после смерти Сартра.

Рассмотрев историю взаимоотношений философа Ж.-П. Сартра и различных течений французского гошизма, можно ответить на вопрос: какое место занимают идеи Сартра в подготовке идеологии «Красного Мая» и какова роль Сартра в последующих событиях. Мироощущение леваков 60-х гг. отличалось от мироощущения коммунистов и социалистов XIX -го и первой половины XX го века утратой веры в предопределенность перехода к социализму и интересом к проблеме индивидуальности. Экзистенциализм Сартра был одним из признаков изменения мировоззрения левой интеллигенции. Сартр был представителем предвоенного поколения французских интеллектуалов, пришедшего, по словам Симоны де Бо-вуар, «от индивидуализма к ангажированности». Хотя Сартр активно поддержал бунтарей 68-го, их идеалы во многом отрицали идеалы сартров-ского экзистенциализма. Взгляды Сартра сложились в условиях жестокой реальности Второй мировой войны и последующего деления мира на два лагеря «холодной войны». В этих условиях Сартр делает вывод, что «единственной доступной нам формой свободы является свободный выбор борьбы за освобождение». Отсюда его стремление уйти от интеллигентского соблазна «чистых рук» и строить свою деятельность на принятии реальности современного мира. В 50-х гг. Сартра критиковали за это Альбер Камю, Мерло-Понти, Клод Лефор и Корнелиус Касториадис. Эти авторы также оказали влияние на формирование образа мыслей бунтарей «Красного Мая». Французские гошисты пытались выработать проект ли-бертарного социализма, противостоящий как советскому тоталитаризму, так и западному обществу потребления.

Таким образом, можно сделать выводы:

Во-первых, для Сартра понятия «социализм» и «свобода» всегда были нераздельны. Но в условиях послевоенной Европы он приходит к выводу, что для истинного освобождения необходимо учесть реалии современного мира и поддержать Советский Союз.

Во-вторых, многие особенности развития гошистской идеологии конца 1960-1970-х гг., проявились уже в ходе полемики Ж.-П. Сартра с Альбером Камю и идеологами группы «Социализм или варварство» Клодом Лефором и Корнелиусом Касториадисом. Идеи оппонентов Сартра, критиковавших в 1950-х гг. Советский Союз с позиций либертарного социализма и неортодоксального марксизма, оказались востребованы бунтарями 1968-го. Авторитарные и либертарные элементы философии Сартра также нашли свое отражение в идеологии французского гошизма.

В-третьих, во время «Красного Мая» Сартр увидел в молодежном бунте радикально-гуманистический протест против современного индустриального общества - как западного так и советского образцов. Философ призвал к борьбе за радикальную демократизацию высшей школы, к борьбе за образование, целью которого будет не социальная селекция, а истинное просвещение всего народа. Идеи философии свободы Ж.-П. Сартра оказлись во многом созвучны умонастроениям «Красного Мая».

В-четвертых, авторитарно-либертарная тенденция в идеологии «Красного Мая», идеализация национально-освободительных движений в странах третьего мира, в частности маоизма, стали одной из причин упадка французского гошизма.

 

Список научной литературыСидоров, Андрей Николаевич, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. ИСТОЧНИКИ1. РАБОТЫ Ж.-П. САРТРА

2. Sartre J.-P. Les communistes ont peur de la révolution. P., 1969.

3. Sartre J.-P. Réponse a Lefort // Temps modernes № 89, April 1953. P. 1571-1629.

4. Sartre J.-P. Réponse à Albert Camus. // Temps modernes, Août 1952, -P. 334-353.

5. Sartre J.-P. Situations VIII. P., 1972.

6. Sartre J.-P. Situations X. Politique et autobiographie. P., 1976.

7. Sartre J.-P., Victor P., Gavi Ph. "On a raison de se revolter" P., 1974.

8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. -М., 2000

9. Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова. Мн., 1999 ДРУГИЕ АВТОРЫ

10. Castoriadis С. Capitalisme moderne et révolution. P., 1979.

11. Castoriadis C. Domaines de l'homme P., 1986.

12. Castoriadis C. L'institution imaginaire de la société. P., 1975.

13. Castoriadis C. La société bueaucratique. P., 1973.

14. Castoriadis C. Le contenu du socialisme. P., 1979.

15. Joyeux M. Autogestion, gestion direct, gestion ouvrière. La F. A. et l'autogestion. P., 1979.

16. Gluksmann A. Les maitres-penseurs. P., 1977.

17. Gluksmann A. La Strategie de la révolution. P., Bourgois, 1968.

18. Critique de la division de travail / Textes choisis et présentes par A. Gorz. P., 1973.

19. Gorz A. / Bosquet M. Ecologie et politique. P., 1978.

20. Mai 68: la Brèche; suivi de Vingt ans après / E. Morin, C. Lefort, C. Castoriadis. Bruxelles: Complexe, 1988.

21. Manseaux M. "Maos en France". P., 1972.

22. Адорно T.B. Проблемы философии морали. M., 2000.

23. Барт Р. Мифологии. М., 2000.

24. Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.

25. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995.

26. Дебор Ги Общество спектакля. М., 2000.

27. Декомб В. Современная французская философия: Сборник./ Пер. с франц. М.: Издательство «Весь Мир», 2000.

28. Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. Фуко М. Theatrum phi-losophcum: Пер. с фр. - М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.

29. Камю А. Бунт и рабство. // Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.

30. Лефор К. Политические очерки (XIX-XX века). М., 2000.

31. Маркузе Г. Одномерный Человек. М., 1994; Эрос и цивилизация. - К., 1995; Разум и революция. - СПб., 2000.

32. Мерль Р. За стеклом. М., 1972.

33. Морэн Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя.-М., 1995.

34. Райх В. Анализ характера. М., 2000.

35. Райх В. Посмотри на себя, Маленький Человек! М., 1997.

36. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Университетская книга, 1997.

37. Райх В. Сексуальная революция. СПб.: Университетская книга, 1997.

38. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб.: Университетская книга, 1997.

39. Турен А. Возвращения человека действующего. Очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998.

40. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 1999;

41. Хоркхаймер М. Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. -М., СПб., 1997.1. ПРЕССА

42. Aran R. Soljénitsyne et Sartre // Commentaire. P., 1993/94. - vol. 16, №64. -P. 705-717.

43. Berger Cl. Pratique vietnamienne et débat révolutionnaire // Temps modernes № 319, février 1973. P. 1385-1419.

44. Castoriadis C. Individu, société, rationalité, histoire. // Esprit № 2, février 1988.

45. Castoriadis C. Institution de la société et religion // Esprit № 65, mai 1982.

46. Dossier Chine // Les Temps Modernes № 380, mars 1978.

47. Gorz A. Pour une critique des forces productives // Temps modernes № 355, 1976.

48. Gorz A. Socialisme: thèmes pour demain // Temps modernes № 471, 1985.-P. 431-435.

49. Lansmann Cl., Sartre : le courage et la lucidité dans l'engagement // Temps modernes, №471, octobre 1985.

50. Guibal F. Cornelius Castoriadis. Un appel à une lucidité active // Etudes t. 352Juin 1980. P. 761-778.

51. Le Nouvel Observateur № 1386, 13-19 Janvier 2000.

52. Lefort Cl. "De la reponse a la question", Temps modernes №104, July 1954.-P. 157-184.

53. Lefort Cl., "Le marxisme et Sartre", Temps modernes, № 89, April 1953.-P. 1541 -1570.

54. Lindenberg Daniel 1968 ou la breche du situationnisme // Esprit № 5, Mai 1998.

55. Lipietz A. D'Altusser à Mao?// Temps modernes № 328, novembre 1973.

56. Magazine Littéraire № 384, Fevrier 2000.

57. Magri Lucio Réflexions sur les événements de mai // Temps modernes № 277/278, 1969. P. 1-45, № 279, 1969. - P. 455-492, № 280, 1969. -P. 684-728.

58. Mai 1968. Temps modernes № 266/267, 1968.

59. Marcel van der Linden Socialisme ou Barbarie: A French Revolutionary Group (1949-65) // Left History 5.1, 1997.

60. Rosanvallon P. Sur autogestion, l'experimentation, les mouvements sociaux//Esprit, 1979. № 9/10.

61. Rossanda R. Les intellectuels révolutionnaires et L'Union soviétique // Temps modernes № 332, mars 1974. P. 1523-1556.

62. Ж.Дюкло Мемуары. Т.З. 1954-1969. М.:Полигиздат, 1985.

63. Beauvoire S. de La ceremonie des adieux suivi de l'Entretins avec JeanPaul Sartre.-P., 1981.

64. Beauvoire S. de. La Forsce de choses. P., 1963.

65. Beauvoire S. de. Tout compte de choses. P., 1972.

66. ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

67. Айвазова С.Г, Великовский С.И. «Гошизм» как разновидность современной леворадикальной мысли //Французская философия сегодня. -M., 1989.-С. 110-121.

68. Айвазова С.Г. Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции 1958-1981. -М.:Наука, 1986.

69. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. -М., 1994.

70. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла: очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М., «Худ. лит-ра», 1979.

71. Великовский С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. -М. СПб., 1998.

72. Давыдов Ю.Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм // Современное западное искусство. М., 1972.

73. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Мол. гвардия, 1989.

74. Дамье В. Социальная философия Андрэ Горца // Наперекор № 10, Зима 1999/2000.

75. Кисселъ М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. №11, 1994.

76. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. М., 1980.

77. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений. -Мн.:Харвест, 2000.

78. Левое студенческое движение в странах капитала М.: Наука, 1976.

79. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д, 2000.

80. Ратиани Г.М. Франция: судьба двух республик. М., 1980.

81. Рябов П.В. Человек бунтующий: философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю //Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. Материалы 2-й Всероссийской научной конференции. 4.1. Нижний Новгород, 1994. - С. 74-76.

82. Семенов А.Л. Левое студенческое движение во Франции (19561968 гг.). -М., 1975.

83. Семенов А.Л. Май 1968 г. во Франции: 30 лет спустя //Карло Рос-селли и левые в Европе: к 100-летию со дня рождения. М., 1999, -С. 163-180.

84. Сидоров А. Н. Альбер Камю: поиск антиавторитарного социализма (полемика Ж.-П. Сартра и А. Камю) // Памяти Сергея Владимировича Шостоковича. Воспоминания и научные статьи. К 100-летию со дня рождения. Иркутск, 2002, - С. 194-218.

85. Сидоров А.Н. Историография движения «новых левых» на западе и политической деятельности Ж.П.Сартра. // Проблемы развития социально-экономических систем: сб. научн. тр., институт Экономики ИрГТУ,- Иркутск, 2001. С. 138-140.

86. Сидоров А.Н. Идеология левого радикализма: источники и исследования. // Там же, С. 140-144.

87. Сидоров А.Н. Сартр и леворадикальное движение во Франции. // Там же,-С. 148-150.

88. Смирнов В.П. Франция в XX веке: Пособие для студ. вузов. М., 2001.

89. Трудовая Франция против власти монополий. М., 1973.

90. Мяло К.Г. Идеология «тотальной свободы»: историческая традиция и современные модификации // Вопросы философии, 1973. № 2.

91. Мяло К.Г. Проблема «третьего мира» в левоэкстремистском сознании // Вопросы философии, 1972, № 1.

92. Мяло К.Г. Социальная диалектика майского движения (Франция, 1968 г.) // Вопросы философии, 1969, № 6.

93. Мяло К.Г. Под знаменем бунта: очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-70-х годов М., 1985.

94. Новиков Г. Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция. 1969-1981 гг. -М., 1984 .

95. Полторацкая Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы: Книги воспоминаний Симоны де Бовуар. СПб., 1992.

96. Полторацкая Н.И. Меланхолия мандаринов. СПб., Алетейя, 2000.

97. Посконин B.C. Французская публицистика и историография ««Красного Мая»» 1968 г. -М.: МГУ, 1982.

98. Стрельцова Т.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. М., 1969.

99. Филиппов Л.И. Философская антропология Ж.-П.Сартра. М., 1972.

100. Фокин С.Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. — СПб., 1999.1. ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

101. Bleskine H. Dérivé gauche. P., 1976.юз. Broyelles. Cl., J. Les Illusions retrouvées:Sartre a toujours raison contre Camus.-P., 1982.

102. Dansette A. Mai 68. P., 1971.

103. Denis B. Littérature et engagement. De Pascal a Sartre. P. 2000.

104. Des verts de toutes les couleurs. Histoire et sociologie du mouvement ecolo. P., 1992.

105. Fauré Ch. Mai 68 Jour et Nuit. Paris: Gallimard, 1998.

106. Geismar A. L'engrenage terroriste. P., 1981.

107. Joyeux M. Albert Camus ou la Révolte et la mesure ; Camus et la Politique.-P., 1986.

108. Joyeux M. L'anarchie dans la société contemporaine, une hérésie nécessaire?-P., 1977.

109. Jurquet, Jacques. Le Printemps révolutionnaire de 1968 : essai d'analyse marxiste-léniniste. Paris : Ed. Gît-le-coeur, 1968.

110. Le Dantec M. Les dangers du soleil P., 1978.

111. Lefevre H. L'Irruption de Nanterre au sommet. P., 1968.

112. Lefort C. Eléments d'une cririque de la bureaucratie. P., 1979.

113. Lefort C. Eléments d'une critique de la bureaucratie. P., 1979.

114. Lefort Cl. Un homme en trop, essai sur l'archipel du Goulag. P.: Seuil, 1975.

115. Les Bris M. L'Homme aux semmeil du vent. P., 1977.

116. Levy В.-H. Barbarie a visage humain. P., 1977.

117. Lévy B.H. Les Aventures de la liberté. Une histoire subjective des intellectuels. P., 1991.

118. Levy B.-H. Siecle du Sartre. P., 2000.

119. Lévy B.-H. Eloge des intellectuels. P., 1987.

120. Lipetz A. Vert espérance L'avenir de l'écologie politique. P., 1993.

121. Palonek, Kari et Sabra, Leena (Eds.) Jean-Paul Sartre un phlosophe du politiques Tiivistelma 2. - P., 1990.

122. Prévost Cl Les étudiantes et le gauchicme. P., 1968.

123. Safran W. The Frech Polityk NY; Mekay, 1977, Terrorisme; a Chalenge to the State. Oxford, 1981.

124. Salvaresi Elisabeth. Mai en héritage, Syros, 1988.

125. Vertonne T. L'oeuvre et l'Action d'Albert Camus dans la mouvance et la tradition libertaire. P., 1985.

126. Winock M. Chronique des années soixante. P., 1987.

127. Zegel Sylvain Les idees de mai. P., 1968.

128. Андерсон П. Размышления о западном марксизме; на путях исторического материализма: Пер. с англ. -М., Интер-Версо, 1991.

129. Кенези Б. Идеология «новых левых» М., 1977.

130. Уолцер М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века. М., 1999.

131. Холландер П. «Политические пилигримы (путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе 1928-1978). -СПб.: Издательство «Лань», 2001.1. РОССИЙСКАЯгосударству::".^вивдэтта'1. Ч -СХЪ